Сказка о явлениях природы

Ответы на вопросы учебника литературное чтение 3 класс, 1 часть, климанова, горецкий к сказке в. одоевского мороз иванович, страницы 207-208укм

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 3 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий к сказке В. Одоевского «Мороз Иванович», страницы 207-208

УКМ «Школа России»

1. Как ты думаешь, почему Одоевский назвал сказку «Мороз Иванович»?

Главные героини сказки — две девочки. Но и Мороз Иванович очень важный, центральный персонаж. С его помощью удаётся вознаградить добро и наказать зло. Мороз Иванович проверяет личные качества девочек, показывает разницу между ними.

Автор назвал сказку именно так, потому что Мороз Иванович выступает в ней в роли беспристрастного судьи.

2. Сравни главных героинь сказки.

Как проводила свой день каждая из девочек?

Рукодельница вставала рано и весь день трудилась. Ленивица весь день спала и сама ничего не делала, только няню просила.

Почему Рукодельница попала в колодец? А Ленивица?

Рукодельница ходила за водой и уронила ведро. Няня послала её в колодец за ведром. Ленивица полезла в колодец, чтобы получить дары от Мороза Ивановича.

Как вели себя девочки при встрече с яблонькой и печкой?

Рукодельница достала пирожок и обтрясла яблоню. А потом поделилась этим с Морозом Ивановичем. Ленивица не стала доставать пирожок и отказалась трясти яблоню.

Различается ли поведение Рукодельницы и Ленивицы?

Рукодельница показала себя трудолюбивой, отзывчивой и вежливой девочкой. Ленивица была ленивой, грубой, эгоистичной.

Какие подарки получили героини? Почему?

Рукодельница получила горсть серебряных пятаков и бриллиант, потому что честно и добросовестно поработала, была вежливой и почтительной.

Ленивица получила слиток ртутит и сосульку, потому что она ничего не сделала из того, о чём её просил Мороз Иванович, была грубой и своевольной.

3. Есть ли в сказке волшебные предметы? Как пользуются ими Рукодельница и Ленивица? Помогают ли эти предметы понять характер девочек, их привычки?

В сказке есть следующие волшебные предметы: печка, яблоня, перина Мороза Ивановича.

Рукодельница достала пирожок, обтрясла яблоню и угостила Мороза Ивановича. Она взбила перину, хотя у неё сильно замёрзли руки. Это показывает то, что она была доброй, отзывчивой, щедрой, старательной и трудолюбивой. Она привыкла всё делать сама.

Ленивица отказала печке и яблоне, перину не взбила. Это показало нам, что девочка была грубой, эгоистичной, ленивой, хитрой, равнодушной. Она не привыкла что-либо делать сама.

4. Расскажи о Рукодельнице и Ленивице используя опорные слова.

Рукодельница была трудолюбивой девочкой. Она ни минуты не сидела спокойно, всё время что-то делала. Она была заботливой и доброй девочкой, стремилась помочь другим, уважала старость, была вежливой. Когда её о чём-то просили, например, яблонька и печка, она охотно помогала, ведь она была отзывчивой.

Ленивица была ленивой, никогда ничего не делала и не хотела делать. Она была равнодушной и невнимательной. Если её о чём-то просили, она отказывала в грубой форме. Она была очень грубой девочкой. И она была неблагодарной, от неё нельзя было услышать вежливого слова.

5. Как автор относится к Рукодельнице и Ленивице? Почему ты так думаешь?

Автор относится к Рукодельнице с любовью и уважением. Мы видим это в отношении к девочке Мороза Ивановича. Он ласковый, добрый и щедрый. Он награждает Рукодельницу, и это является выражением личного отношения автора.

Автор относится к Ленивице с неодобрением и насмешкой. Ему не нравится её лень и грубость. И Ленивица получает от Мороза Ивановича смешной подарок — сосульку. Этим автор показывает своё к ней отношение.

6. Вспомни, как Одоевский начинает свою сказку. Объясни пословицу. Как она помогает понять смысл произведения?

Сказка начинается пословицей о том, что даром без труда ничего не даётся.

Это значит, что человек сам должен заслужить своё счастье. И заслужить его в труде. Тот, кто трудится, будет иметь всё. Тот, кто ленится, не будет иметь ничего.

Так и случилось в сказке. Рукодельница получила богатый дар за свой труд. Ленивица не получила ничего за свою лень.

Эта пословица выражает главную мысль сказки.

7. Как ты понимаешь выражения:

Жить и служить — разница. Живут для себя и для людей, служат только кому-то. Служить — значит подчиняться, делать не то, что хочется, а то, что нужно.

Работа работе рознь. Работу можно делать по-разному. Можно делать хорошо и плохо. За хорошую работу награждают, за плохую ругают.

Какова работа, такова и награда. За хорошо сделанную работу всегда похвалят и наградят, за плохую — отругают. Награда соответствует качеству проделанной работы.

8. Каким обращением к детям заканчивается сказка? Как бы ты ответил на вопросы «Что правда, а что неправда»? Что сказано шутки ради, а что в наставленье?

Автор предлагает детям самим подумать о том, что в сказке правда, а что нет, что сказано для наставления, а что ради шутки.

Мне кажется, что наставление этой сказки заключается в том, что люди должны быть добрыми, честными, вежливыми и трудолюбивыми.

Шутка этой сказки в том, как плохо получается работа у Ленивицы, у того, кто не хочет и не любит работать.

Правда этой сказки в том, что труд всегда приносит пользу человеку, а вежливость и отзывчивость помогают в отношении с другими людьми.

Неправды здесь нет, а есть сказка, то, что не может произойти в реальной жизни.

9. Вспомни русскую народную сказку «Морозко». Попробуй сравнить её со сказкой Одоевского. Что ты видишь в этих сказках общего, чем они отличаются друг от друга? Что нового открыла тебе сказка в переложении Одоевского?

Пример сравнения народной сказки «Морозко» и литературной сказки «Мороз Иванович» можно посмотреть, перейдя по ссылке.

Общее в этих сказках то, что добро вознаграждается, а зло наказывается. Различное в этих сказках то, что народная показывает пользу вежливости и смирения, а литературная говорит ещё и о пользе трудолюбия.

Сказка Одоевского рассказала мне о различных явлениях природы: о траве под снегом, о холодной воде в колодце, о том, как правильно топить печь.

10. Раздели сказку на части. Озаглавь их. Перескажи текст, используя свои рисунки.

Пример разделения сказки на пять частей и пересказ сказки Одоевского можно посмотреть, перейдя по ссылке.

1

Говорят, если о чем-то сильно мечтать, оно обязательно сбудется. Расскажу вам историю, которая
случилась с моей знакомой соседской девочкой.

Жили мы на одной лестничной площадке. Каждое утро девочку по имени Люся отводила в детский сад ее бабушка. Они
беседовали о явлениях природы: снеге и дожде, ветре и бурях, морских волнах и речных камушках, о сменах времен года.

Бабушка рассказывала Люсе о зиме, весне, лете и осени. Девочка была очень любознательна и в свои четыре года не по
возрасту смышленая и умная. У нее очень были развиты фантазия и воображение. Люся пыталась все предметы и явления,
которые ее окружают, наделить волшебной силой и сказочными способностями.

По дороге в детский сад, когда маленькой девочке еще очень хотелось спать, а идти нужно было довольно быстро и
сравнительно далеко, она представляла, что спит, а все, что им встречалось по дороге, есть прекрасный волшебный сон.

Цветы на клумбах будто бы приветствовали ее, качая своими яркими и ароматными головками, словно проговаривали:

Доб-ро-е ут-ро!

Бабочки, что кружили над головками цветов, вторили:

Приии-ят-нооо-гооо дняааа!

Проезжающие по дороге машины иногда сигналили друг другу, а Люсе чудилась мелодия для клаксона, которую исполнял
невидимый оркестр под руководством талантливого дирижера.

Девочка подрастала, а когда пошла в школу, то поняла, что существует много сложностей, которые ей хотелось бы
упростить.

Хотя в мире уже было придумано и создано много всяких приспособлений для помощи в быту, например, миксер, блендер,
кофе-машина, микроволновая печь, фен, пылесос и другие. Но Люсе хотелось что-то еще, что могло бы облегчить жизнь
девочкам, девушкам, женщинам.

Чтобы уроки делались по взмаху волшебной палочкой, не напрягаясь и не прилагая усилий, например. А так как на конце
каждой волшебной палочки чаще всего находилась маленькая сияющая звездочка, то посчитав ее углы, а их было всего
пять, Люся поняла, что ей надо учиться тоже только на одни пятерки. А учиться ей очень нравилось.

И, садясь за уроки, она обращалась к волшебной палочке со словами:

Звезда-звездочка, сияй, учить уроки помогай!

И лучики сияли еще ярче, что очень восхищало девочку, и она учила уроки быстро, с радостью и грамотно.

А еще Люся любила ходить на вечеринки, которые устраивали ее подружки к разным праздникам, и приглашать гостей к
себе на торжества.

Для вечеринок всегда нужны стильные и яркие, интересные и забавные тематические наряды. А для их хранения и нашей
девочки был волшебный сундучок с кодовым замком, который ей достался по наследству от любимой бабушки-волшебницы.

Накануне вечеринки Люся подходила к сундучку, набирала код, состоящий из семи заветных цифр, и, когда он открывался,
с восторгом смотрела на его содержимое.

Там было двухстороннее зеркало с ручкой, в красивой резной серебряной оправе. К нему она обращалась за помощью в
создании прически и подборе макияжа. Посмотрев с одной стороны зеркала на себя, Люся просила о помощи, а через
минутку переворачивала зеркало другой стороной и уже видела в нем свое полностью преображенное отражение, с красиво
уложенными волосами и подходящим поводу макияжем.

Была в этом сундуке и шкатулка со швейными принадлежностями: иголками разной толщины, цветными нитками, острыми
булавками, разнообразными ножницами. А под этой шкатулкой находились различные ткани, ленты, куски тесьмы.

В общем, все, что может пригодиться для шитья. У этих предметов Люся просила свои наряды. Она дотрагивалась рукой до
ниток определенного цвета, и это было уже желание. Значит, именно такого цвета она хотела платье. Все случалось по
волшебству и ее хотению.

На Новый год девочка выбирала платье белого цвета, на 8 Марта — розовое, летом — красное и зеленое, осенью — желтое,
на Хелоуин — оранжевое, а на свой день рождения — сиреневое.

А еще у этой девочки Люси были сказочные помощники, помогающие быстро передвигаться. Это чудесные ролики-догонялки,
быстрый самокат-скорокат, велосипед-быстробег, кроссовки-легкоступы. Она пользовалась всеми этими предметами очень
часто, чем удивляла своих одноклассников.

Но, однажды, пренебрегая правилами безопасности движения, не надев наколенники и налокотники, она поехала на
роликах-догонялках за своими подружками и, споткнувшись о бордюр, упала. Ушиб не был сильный, а вот досада, что не
догнала подруг — большой. Люся села на край бордюра и заплакала.

Ох, если бы сейчас появился добрый принц и утешил меня. А еще лучше, чтобы помог встать и продолжить со мной начатый
путь, будучи моей опорой и поддержкой.

Люся закрыла глаза и опустила голову. В задумчивости она просидела еще пару минут и решила ехать дальше, не надеясь
на чудо.

Она подняла голову, открыла глаза и…

Перед ней стоял самый настоящий принц, в торжественном наряде и с короной на голове. Его волосы развевались на
ветру, одежда сияла роскошью, а улыбка не сходила с лица. Он протянул Люсе руку и помог встать.

Принц тоже был на роликах (теперь все современные принцы передвигаются исключительно на роликах), и дальше они
поехали вместе, взявшись за руки.

Девочка не могла поверить в свое счастье, ведь получается, что все, о чем она мечтала, сбылось!

Вот поэтому надо мечтать. И если ты добрая, воспитанная и хорошо учишься, мечты обязательно сбудутся. Только надо
очень этого захотеть. Читайте сказки детям, и волшебство обязательно
сбудется и в вашей жизни!

Консультация учителя — дефектолога

Якимовская А.С.

 В природе постоянно происходят привычные для взрослых изменения: лето сменяет весну, жара приходит на смену холодов. Для маленьких детей все это не так очевидно. В их понимании все это таинственно и непонятно. Но ведь без изучения явлений природы невозможно изучать окружающий мир, а именно это постоянно и делает ребенок. Чем могут быть интересны природные явления для детей? Что и как им об этом рассказывать?

 Когда начинать разговоры?

 Внимание дошкольников – непроизвольное. Они усваивают только ту информацию, которая их чем-то привлекла, как-то обратила на себя внимание. Поэтому любые знания им нужно давать ненавязчиво, незаметно для них самих, легко и играя. Лучше всего делать это в подходящей ситуации. Какой?

Например:

— Мама гуляет с ребенком в парке или на площадке. Можно ежедневно наблюдать за тем, что изменяется в природе: стало пасмурно, пошел снег,

выглянуло солнце, капает дождь, полетели листья с деревьев, и т.д. Заодно потренируем и память ребенка.

— Во время чтения сказки или стихотворения встречается упоминание того или иного явления (или оно изображено на картинке в этой книжке). Мама обращает внимание ребенка на этот момент и объясняет, что это за явление, когда оно бывает, как возникает.

— Если во время просмотра кино или мультика в сюжете встречается природное явление. Тактика такая же.

— Часто бывает, что маленький почемучка сам интересуется чем-либо. Причем в дошкольном возрасте наиболее частый вопрос, действительно, — почему. Почему стало темно? Почему листья обсыпались? Почему зимой нет луж? Задача взрослых – объяснить не только почему это происходит, но и как, для чего нужно, когда возникает.

 Явления природы глазами детей.

 Конечно, природных явлений много: восход и закат, смена дня ночью, роса, радуга, ветер, дождь, град, снег, метель, иней, туман, молния, мороз, жара… Природные явления для детей будут интересны только тогда, когда рассказ о них будет понятным. То есть строиться на уже имеющихся у него знаниях, излагаться понятным языком. Так, для крохи 2–3 лет вполне достаточно того, что солнышко на ночь ушло спать, а дождик – это небо расстроилось и плачет. Но для ребенка старшей группы детского сада изложение темы должно быть правдивым, отражающим реальность. Важно акцентировать внимание дошкольника на том, что некоторые явления бывают только в определенное время года. Например, закат, восход, дождь, ветер, туман бывают хоть весной, хоть летом, хоть осенью. Но! Снег, метель, мороз, иней, вьюга – только зимой, жара – только летом, листопад – только осенью, капель и половодье – только весной. Такие явления называются сезонными. Также эффективно включается внимание ребенка, когда взрослые, объяснив ему какое-то явление, просят обобщить знания: рассказать, какие еще природные явления он знает. Какие из них бывают только летом? Только зимой? Весной тает снег. А что еще происходит?

 Мама должна подбирать выражения таким образом, чтобы ее рассказ был ответом на вопросы ребенка, а не вызывал только еще больший поток

ответных вопросов. Если малыш задает дополнительные вопросы – это прекрасно, и на них тоже обязательно нужно отвечать. Но если вопросов

слишком много – в следующий раз нужно изъясняться с ребенком более понятными категориями. Вот пара примеров того, как рассказывать детям о природных явлениях:

 Почему дует ветер? Ветер – это движение воздуха. Он получается, когда сталкиваются две части воздуха (они называются воздушными областями) с разным давлением. Давление – это сила, с которой одна воздушная область толкает другую. Давление зависит от температуры воздуха каждой области. Чем холоднее воздух, тем плотнее частички, из которых он состоит, в таком воздухе их содержится больше. Поэтому более холодный воздух всегда сильнее. Он гонит от себя теплый. Так получается ветер. Чем больше разница температур двух воздушных областей, тем сильнее будет ветер. Он может быть легким, ласковым, а может быть ураганом, который срывает крыши с домов, вырывает с корнями и ломает деревья. А ты знаешь, для чего нужен ветер? Он разносит на большие расстояния семена растений, а также перемещает по небу облака, которые приносят на землю дождь. От температуры и силы ветра зависит погода в каждом городе и стране.

 Почему идет дождь? Давай сначала разберем, что такое дождь. Высоко  воздухе (мы говорим — в небе) есть облака. Это скопились маленькие капельки воды. Как они туда попадают? Когда их сильно нагревает солнце, они становятся паром, который легче воздуха, поэтому он поднимается с земли вверх. Высоко в небе всегда холоднее, чем внизу, поэтому капелькам становится холодно. От этого они снова превращаются в воду и собираются вместе. Так получаются облака. Когда капелек становится столько, что им трудно удерживать друг друга на высоте, они падают на землю. Тогда идет дождь. Дождь – это вода, которая нужна, чтобы ее пили животные, чтобы росли деревья и цветы.

 Чтобы малыш лучше запомнил то, о чем ему рассказали, полезно задействовать разные виды памяти и восприятия, то есть организовать различные занятия:

— показать ребенку картины художников с временами года;

— почитать сказки, в которых присутствуют природные явления, стихи;

— подобрать загадки о разных явлениях;

— попросить ребенка изобразить с помощью мимики и жестов, например, метель или туман;

— наблюдать за природой (ночью нет солнца, днем не видно звезд, зимой нет цветов); проводить простые опыты (включить в ванной горячую воду – через некоторое время образуется «туман»;

— принести снег в дом и убедиться, что он растает в тепле; посеять, например, петрушку и поливать, пока не появятся всходы, – вот для чего нужна вода в почве);

— заняться творчеством: мама может показать ребенку, как нарисовать снежинки, капельки дождя, деревья в ветреную и тихую погоду;

— как вылепить из пластилина или выложить из разноцветных пуговиц аппликацию радуги или морозного узора;

— поиграть: предложить малышу полетать, как листочек, покружиться, как снежинка, подняться и опуститься, как солнышко на рассвете или закате.

 Зная уровень развития и способности конкретного ребенка, родители могут придумать множество собственных игр, способов творчества, опытов для того, чтобы их чадо могло хорошо усвоить информацию об изменениях природы.

С 24 по 28 мая в экоцентрах и на природных территориях Мосприрода проведет 30 бесплатных экологических активностей.

Специалисты Мосприроды проведут экологические занятия, экскурсии, квесты, игры, мастер-классы и викторины, посвященные Всемирному дню черепахи. Напоминаем, что в группах действуют ограничения по количеству человек и соблюдаются меры предосторожности. Участие в мероприятиях по записи.

24 мая 

11:00 – «Экскурсия по историко-экологической тропе» в ПИП «Битцевский лес»
(ЮЗАО, м. Новоясеневская, Новоясеневский тупик, д. 1). Экологические экскурсии об особо охраняемых природных территориях, природе и экологии. Мероприятие 6 +. Запись: 8-495-426-00-22.

25 мая 

12:00 – «Весенний квест» в ПИП «Битцевский лес» (ЮЗАО, м. Новоясеневская, Новоясеневский тупик, д. 1). Во время квеста участники выполняют задания о весенних природных явлениях и отображении смены времён года в животном и растительном мире. Мероприятие 7 +. Запись: 8-495-426-00-22.

14:00 – тематическое занятие «Черепашка» в рамках Всемирного дня черепахи в ПИП «Кузьминки-Люблино» (ЮВАО, м. Кузьминки, ул. Кузьминская, д. 10, стр. 1). Посетители узнают на лекции об особенностях жизнедеятельности черепах, об их самых быстрых, больших и древних представителях, изготовят свою собственную черепашку из скорлупы грецкого ореха и пластилина на мастер-классе «Тортилла» и отправятся в экспедицию на пруды. Мероприятие 6 +. Запись: 8-495-377-35-93.

16:00 – занятие кружка «Юные натуралисты» в экоклассе в Куркино (СЗАО, ул. Родионовская, д.2, тел. 8-499-557-03-48). На занятии юные посетители узнают, что в лесу съедобное, а что лучше обойти стороной. Мероприятие 5+. Запись: 8-499-557-03-48. 

19:30 – занятие кружка для взрослых «Следопыт» в экоцентре «Битцевский лес» (ЮЗАО, м. Новоясеневская, Новоясеневский тупик, д. 1, стр. 3). Участники смогут научиться узнавать птиц по голосам, читать следы животных, погрузиться в удивительный мир профессиональных зоологов и ботаников, в котором происходит столько всего интересного. Участником кружка может стать любой, главное условие – любовь к природе. Мероприятие 18 +. Запись: 8-916-306-56-50 и epts-bittsles@eco.mos.ru.

25 и 27 мая

15:00 – обзорная экскурсия по интерактивной экспозиции экоцентра «Лесная Сказка» (ЮЗАО, м. Битцевский парк, 36-й км МКАД, внешняя сторона, зона отдыха «Битца»). Экскурсия предполагает общее знакомство с интерактивной экспозицией всего музея «Лесная сказка». Посетители смогут совершить маленькое интерактивное путешествие по особо охраняемым природным территориям Москвы, ближе познакомиться с их обитателями, услышать голоса птиц, определить деревья по стволам, поиграть в следопытов и послушать ароматы леса. Мероприятие 6 +. Запись 8-499-643-38-43. С собой иметь сменную обувь.

25, 26, 27 и 28 мая

12:00 — интерактивная экскурсия «Мой дом. Мой город», «Рациональное использование ресурсов в быту» в экоцентре «Воробьёвы горы» (ЮЗАО, м. Ленинский проспект, Андреевская наб., д. 1). Экскурсия предлагает знакомство с основной экспозицией экоцентра, посвященной возможностям экономии ресурсов в собственной квартире. Гости узнают о понятиях «ООПТ» и «Заказник», совершат интерактивное путешествие по заказнику «Воробьевы горы» с помощью экспоната «Живые 3D метки», познакомятся с некоторыми видами, занесенными в Красную книгу Москвы на примере фауны и флоры природного заказника «Воробьевы горы». Мероприятие 7 +. Запись: 8-495-225-65-92. С собой иметь сменную обувь. 

15:00 – экологические игры, конкурсы, викторины на основе интерактивных экспонатов в экоцентре «Воробьёвы горы» (ЮЗАО, м. Ленинский проспект, Андреевская наб., д. 1). Посетители смогут познакомиться с интерактивной экспозицией, поучаствовать в квест-викторине «Мне рассказали экспонаты», поиграть в эко-игры «Зеленая Москва», «Дорога в будущее», «Беспризорная вода», «Доза для белья. Давайте постираем», «Узда для чайника». Также гости примут участие в конкурсе «Узнай птиц», который пройдет на основе интерактивной фотовыставки «Птицы и люди». Мероприятие 7 +. Запись: 8-495-225-65-92. С собой иметь сменную обувь. 

26 мая

11:00 – экскурсия «Флора ПЗ «Долина реки Сетунь» в ПЗ «Долина реки Сетунь»
(ЗАО, м. Славянский бульвар, ул. Кременчугская, напротив д. 38, к. 1). Ребята познакомятся с растениями природного заказника «Долина реки Сетунь», научатся определять цветущие растения, узнают, кто такие эфемеры и эфемероиды, смогут понять взаимосвязи растений с местом произрастания, с условиями окружающей среды. Мероприятие 6 +. Запись: 8-499-730-41-71.

11:00 – тематическое занятие «Сказки под сосной» в экоцентре «Битцевский лес» (ЮЗАО, м. Новоясеневская, Новоясеневский тупик, д. 1, стр. 3). Малыши и их родители смогут послушать увлекательные сказки и рассказы о природе, а также поразгадывать вместе загадки о лесных обитателях. Мероприятие 3 +. Запись не требуется, для справок: 8-916-306-56-50 и epts-bittsles@eco.mos.ru.

13:00 – мастер-класс «Экоручка» ко Дню славянской письменности «Весна в парке» в природно-историческом парке «Москворецкий» (ЗАО, м. Крылатское, ул. Крылатская, д. 18, парк «Сказка»). Мастер-класс по изготовлению ручки из вторсырья, направленный на бережное отношение к природным ресурсам. Мероприятие 6 +. Подробности: 8-499-726-61-75 (пн. – чт. с 8:00 до 17:00, пт. с 8:00 до 15:45).

15:00 – велоэкскурсия в ПИП «Кузьминки-Люблино» (ЮВАО, м. Кузьминки, ул. Кузьминская, д. 10, стр. 1). Велоэкскурсия – это активный отдых во всех смыслах: физический и интеллектуальный. Скорость и драйв велосипеда сочетаются с беседами во время остановок в самых интересных местах и заповедных уголках. Маршрут по парку «Кузьминки-Люблино» интересен тем, что тематически включает в себя сразу несколько экскурсий. Это и природа, флора и фауна усадьбы, и ее история, хранящая множество секретов и легенд: от лучшей точки для прослушивания лягушачьих концертов до места, где жил Петр I. Мероприятие 7 + (умение кататься на велосипеде — обязательно). Запись: 8-495-377-35-93.

16:00 – занятие кружка «Мир вокруг нас» в экоклассе в Куркино (СЗАО, ул. Родионовская, д. 2). На занятии юные исследователи узнают, какие удивительные природные явления есть на нашей планете и как их можно объяснить. Мероприятие 7 +. Запись: 8-499-557-03-48.

27 мая

12:00 – квест «По страницам Красной книги» в экоцентре «Битцевский лес» (ЮЗАО, м. Новоясеневская, Новоясеневский тупик, д. 1, стр. 3). Квест посвящён животным и растениям, занесённым в Красную книгу Москвы. Участники смогу научиться определять их и поймут, почему их необходимо сохранять. Мероприятие 6+. Запись не требуется, для справок: 8-916-306-56-50 и epts-bittsles@eco.mos.ru.

14:00 – «День библиотек» в ПИП «Кузьминки-Люблино» (ЮВАО, м. Кузьминки, ул. Кузьминская, д. 10, стр. 1). В программе мероприятия: лекция «Как люди писали на воске и бересте, игра «Отгадай иллюстрацию к сказке», чтение на природе экологической сказки Рыжовой, викторина. Мероприятие 6 +. Запись: 8-495-377-35-93.

15:00 – «Назад в прошлое» в Российской государственной детской библиотеке (ЦАО, м. Октябрьская, Калужская пл., д. 1). Рассказ-презентация об удивительных животных, которые жили много миллионов лет назад, игра «Какой ты динозавр?» и аппликация из макарон «Собери скелет динозавра». Мероприятие 4 +. Запись: 8-495-426-00-22.

16:00 — занятие кружка «Природная мастерская» в экоклассе в Куркино (СЗАО, ул. Родионовская, д. 2). На занятии маленькие посетители смогут принять участие в мастер-классе «Пасхальное украшение». Мероприятие 5 +. Запись: 8-499-557-03-48. 

19:30 – вечерняя экскурсия «Соловьиные четверги» в экоцентре «Битцевский лес» (ЮЗАО, м. Новоясеневская, Новоясеневский тупик, д. 1, стр. 3). Экоцентр приглашает на необычную и увлекательную экскурсию по вечернему лесу, посвященную такому волнующему времени – времени соловьиных трелей. Участники могут присоединиться к пешей прогулке по Битцевскому лесу в компании профессионального зоолога и узнать, где соловей предпочитает соорудить своё гнездо, что общего между песней соловья и кита, где водятся самые «лучшие певцы» и многое другое. Мероприятие 7 +. Запись: 8-916-306-56-50 и epts-bittsles@eco.mos.ru.

28 мая

12:00 – тематическое занятие «Удивительный мир растений» в природно-историческом парке «Москворецкий» (ЗАО, м. Крылатское, ул. Крылатская, д. 18, парк «Сказка»). Ко Дню химика специалисты расскажут о химических особенностях растений, использующихся при их адаптации к окружающим условиям. Мероприятие 6 +. Подробности: 8-499-726-61-75 (пн. – чт. с 8:00 до 17:00, пт. с 8:00 до 15:45).

13:00 – мастер-класс «Краски природы» в природно-историческом парке «Москворецкий» (ЗАО, м. Крылатское, ул. Крылатская, д. 18, парк «Сказка»). Творческий мастер-класс по декорированию изящной поделки. Мероприятие 6 +. Подробности: 8-499-726-61-75 (пн. – чт. с 8:00 до 17:00, пт. с 8:00 до 15:45).

13:00 — экскурсия «Природа Медведковского заказника» на территории природного заказника «Медведковский» (СВАО, м. Медведково, Студеный проезд, д. 2, к. 1, встреча на остановке общественного транспорта «Студеный проезд, 4»). На экскурсии посетители познакомятся с животным и растительным миром природной территории. Мероприятие 7 +. Запись: 8-499-477-11-97.

14:00 — экскурсия «Звон Машкинского ручья» по ЛЗ «Долина реки Сходни в Куркино» (СЗАО, место встречи: входная группа напротив ул. Соколово-Мещерская, д. 31). Экскурсанты познакомятся с орнитофауной ландшафтного заказника. Мероприятие 6 +. Запись: 8-499-557-03-48.

14:00 – экскурсия «ВКУСково» по территории Кусковского лесопарка (ВАО, м. Новогиреево, ул. Юности, д. 2, сбор у главного входа в музей-усадьбу «Кусково»). Во время экскурсии участники познакомятся с природой Кусковкого парка, животным и растительным миром, а также узнают о событиях, происходивших на территории парка в разные периоды истории. Мероприятие 6 +. Запись: 8 (499) 367-89-18, ecoevent.vao@gmail.com. 

Книга — прекрасный инструмент для воспитания человека! И для экологического просвещения она тоже чрезвычайно важна. Но какие книги в этом случае давать читать детям?

В данной, уникальной подборке мы собрали более 250 книг о природе и экологии, распределив их по тематическим группам и по возрасту читателя.

Рекомендации книг нам прислало множество людей, опираясь на свой читательский опыт. Спасибо огромное за участие в проекте! Прежде чем разместить список книг на этой странице и рекомендовать произведения вам, мы сами прочли (или перечитали) их все.

Огромная благодарность за помощь в ведении проекта Дарье Шейнтовой.

При использовании данного списка или его частей — ссылка на первоисточник обязательна.

Эта страничка пополняется постепенно, по мере выхода наших эфиров с обзорами в инстаграме Центра экономии ресурсов. Подписывайтесь на инстаграм-аккаунт и следите за новыми выпусками.

Список книг о природе и экологии для детей художественная литература

1. Приключенческие книги, где главные герои — животные или выдуманные персонажи, которые имеют связь с природой

Увлечь сюжетом и погрузить в мир природы или разумных идеи об устройстве устойчивого мира. Проиллюстрировать поучительной историей важность соблюдения природных законов.

Для детей среднего или старшего школьного возраста:

  • Джеральд Даррелл «Говорящий сверток». С огромной любовью к животным и прекрасным юмором, которые оценят и дети, и взрослые написана эта фантастическая сказка. Да, мы не описались. Сказка и правда фантастическая. В ней мир исчезающих мифических животных захватили василиски. И только трое ребят, да говорящий попугай вместе с гениальным, но теряющими очки волшебником, склонной к истерикам драконшей, и преисполненным отвагой, не смотря на малый рост, жабой способны спасти мир. Зачем читать эту сказку? Чтобы научиться любить и принимать всех. Чтобы поговорить о том, что в мире природы нет хороших и плохих. 
  • Эрнест Сетон-Томпсон «Маленькие дикари». Нельзя назвать эту книгу строго про экологию или природу. Но дать прочесть ее детям мы, однако, очень рекомендуем. Герои книги играют в индейцев, строя настоящий вигвам, изготавливая себе мокасины, луки и другие многочисленные предметы, необходимые для индейского быта. Читая книгу, хочется самим попробовать делать тоже самое, тем более что на страницах даются подробные инструкции. Но читатель изучает не только быт и культуру индейцев, а еще и мир окружающей их природы. 

Для детей дошкольного возраста или младшего школьного возраста:

  • Эно Рауд «Муфта, Полботинка и Моховая Борода». Герои книги выдуманные персонажи — накситралли. Они путешествует по миру, попадая в разные смешные ситуации. В книге много говорится о связи всего со всем, о важности и самобытности природы. А еще лично нас очень трогают диалоги героев.  В них так много элементов ненасильственного общения. Эти тексты, как нам кажется, чудесный пример того, как люди могли бы общаться друг с другом, чтобы всем было комфортно и приятно.
  • Джеральд Даррелл «Летающий дом». Еще одна фантастическая повесть, в которой трое детей путешествуют в поисках своего родственника на летающем доме по разным уголкам планеты. Волшебный порошок позволяет им понимать язык животных и общаться с ними. «Теперь вы понимаете речь животных. Можно гораздо больше узнать о них, если порасспросить.»
  • Джеральд Даррелл «Путешествие к динозаврам». Новая встреча с героями летающего дома. На этот раз они отправляются в прошлое, чтобы не позволить злодеям-браконьерам убивать динозавров и забирать их детенышей для цирков.

2. Книги, формирующие любовь и уважение к животным

Вызвать чувство любви к животным. Познакомить с тем, как трудно может быть зверям, и в каких отношениях должен быть человек с другими жителями планеты

Для детей среднего или старшего школьного возраста:

  • Джеральд Даррелл «Рози моя родственница». Забавные приключения — это очень приблизительное определение тех ситуаций, в которые попадает герой повести Адриан из-за своего наследства… Которым оказалась… слониха. Кстати, склонная к выпивке. А избыточный алкоголь в крови еще никого, как известно, до добра не доводил. Но если в начале книги все плохо и хочется отдать слониху в зоопарк, то к концу человек проникается к животному очень глубокими чувствами и искренне называет своей родственницей. Приглашаем проследить за этими изменениями. Вероятно, они случатся и с вами (даже если у вас нет домашнего слона). Потому что книги Даррелла пропитаны любовью к животным. С этой книги, нам кажется, хорошо начинать знакомство с его творчеством. А потом уже читать другие его чуть более взрослые произведения.
  • Джеральд Даррелл «Моя семья и другие звери».
  • Джеральд Даррелл «Птицы, звери и родственники»
  • Джеральд Даррелл «Зоопарк в моем багаже».
  • Джеральд Даррелл «Сад богов».
  • Джеральд Даррелл «Животные в моей жизни».
  • Джеральд Даррелл «Перегруженный ковчег».
  • Джеральд Даррелл «Под пологом пьяного леса».
  • Джеральд Даррелл «Поймайте мне колобуса».
  • Эрнест Сетон-Томпсон  «Моя жизнь». Автобиографичная повесть, в которой описывается очень много историй встреч человека и животных и показано, как формировалось через эти события мировозрение будущего писателя-натуралиста.
  • Эрнест Сетон-Томпсон рассказы о животных. Тут нет произведений, которые стоит читать, и которые нет. Просто открывайте любой сборник и читайте!

Для детей дошкольного возраста или младшего школьного возраста:
 

  • Эрнест Сетон-Томпсон написал огромное количество рассказов и повестей о разных животных. Читать их можно начиная с младшего школьного возраста и дальше на протяжении всей жизни. Многие из его рассказов суровы и даже трагичны и часто заканчиваются смертью героев-животных (Арго, Мустанг-иноходец, Лобо, Виннипегский волк, Красношейка). Конечно есть и такие, где все хорошо (Кролевская аналостонка, Домино, Джек-боевой конек). Но вот так делить творчество Сетона-Томпсона на грустные рассказы и не очень — это совершенно неверно. Потому что за грустью скрывается мудрость, за непростыми и трагичными ситуациями, в которые попадают животные, стоят необдуманные, а  порой и бессмысленные действия человека.  Творчество Эрнеста Сетона-Томпсона — это иллюстрации жизни диких и домашних животных, которые сложились именно так, а не иначе, потому что рядом с ними живет человек. По мнению писателя, животные полны тех же чувств и желаний, что и сам человек. Они умеют любить, стремятся к родному дому, оберегают свою семью, ценят личную свободу и независимость.  Но человек не видит этой схожести и воспринимает животных просто как ценный трофей или источник выгоды. Читая рассказы и оказываясь как бы на месте самих животных, понимая их чувства, мы начинаем сопережевать им и проникаемся искренней любовью и уважением. И эти чувства сохраняются на всю жизнь.

          Арго, Мустанг-иноходец, Лобо, Виннипегский волк, Красношейка, Вулли, Тито, Снап, Серебрянное пятнышко, Кролевская аналостонка, Домино, Джек-боевой конек, Бинго и многоие-многие другие. 

Сказка о явлениях природы

Сказка о явлениях природы

3. Книги, которые знакомят с особенностями биологии или экологии конкретных видов

Узнать как устроен мир, чем интересны различные его обитатели. Получить научно верные знания по биологии и экологии в легкой художественной или научно-популярной форме.

Для детей среднего или старшего школьного возраста:

  • Ян Ларри «Приключения Карика и Вали». Дети уменьшились и оказались в мире насекомых! Удивительные приключения и при этом научные факты. Почему кузнечик страшный хищник и что у него за «пила» на ногах. Биологические факты в популярном изложении. Но жители микромира не  просто силачи, хищники, рекордсмены. Они уникальны по-разному, а все вместе  формируют сбалансированный мир, где все взаимосвязано и свое место и роль есть у каждого. 
  • Майлен Константиновский «Коапп! Коапп! Коапп!»  
    Серия книг, знакомящих с бионикой. Прочтя КОАПП, ребята узнают очень многое про то, как устроена природа и какими удивительными способностями обладают разные ее обитатели. Цель книги рассказать об уникальных «разработках» природы и как их научился использовать в своих устройствах и приспособлениях человек. Ну и нельзя не отметить тонкий прекрасный юмор, которым пронизана вся книга. Он не оставит равнодушным ни взрослых, ни, конечно, детей.
  •  

Для детей дошкольного возраста или младшего школьного возраста:
 

  • Виталий Бианки «Лесная газета». В обычных газетах каждый день новые новости, а в лесной газете разнообразие новостей укладывается в один год. Виталий Валентинович (кстати, профессиональный биолог, орнитолог) рассказал все новости, которые происходят в лесах за один год. Прочтя эту книгу, будешь знать, что происходит с лесом и его обитателями 362 дня в году.
  • Николай Сладков «Подводная газета». Что интересного происходит в пресных и морских водоемах и что можно увидеть собственными глазами, если просто поплыть с маской и трубкой? Все подводные новости собраны в книге большого знатока и любителя природы Николая Сладкова.

4. Книги научные о биологии или экологии (если ваш ребенок не на шутку увлечен наукой)

Узнать много фактов о животных и растениях, разложить по полочкам фундаментальные законы и явления природы. Книги для тех, кто серьезно увлечен природой и ее обитателями.
 

Для детей среднего или старшего школьного возраста:

  • Юрий Дмитриев «Соседи по планете». Серия из 5 томов. Каждый том посвящен своей группе животных: Насекомые, Земноводные и пресмыкающиеся, Птицы, Млекопитающие, Домашние животные.  Дмитриев рассказывает об общих чертах выбранной группы, а потом погружает в океан  видового разнообразия; увлекательно рассказывает об особенностях строения животных, их адаптациях к разным условиям; также автор подробно рассматривает историю отношений между человеком и тем или иным видом и обязательно описывает, что происходит сейчас. Вероятно, в этой части книга несколько устарела, но это не умаляет ее достоинств и важности, так как на планете животным пока живется не так хорошо, как должно быть.
  • Юрий Дмитриев «Чему верить, что проверить». Это книжка расставит по полочкам народные приметы и суеверия, связанные с природой. Отдельно будут те, что мы бы сейчас назвали фейками, а отдельно те, что справедливы. Например, что перед дождем ласточки летают низко. Но при этом они тогда будут научно обоснованны.
  • Юрий Дмитриев «Тринадцать черных кошек». Еще одна книга про суеверия людей и про то, почему с биологической точки зрения эти суеверия абсолютная несправедливость по отношению к животным! На наш взгляд, такая книга еще и критическое мышление развивает.
  • Юрий Дмитриев «Здравствуй, белка! Как живешь, крокодил?». 
    Рассказывается о коммуникации в мире животных и способах общения между животными и насекомыми. Что важно, это связанный увлекательный текст, в котором речь идет не только о фактах, но и о том, как они добывались и ниспровергались.
  • Юрий Дмитриев «Большая книга леса», «Книга природы», «Необыкновенное путешествие в обыкновенный лес» — это книги-сборники, в которых в виде коротких популярных рассказов автор знакомит с обитателями леса. Часто его героями становятся очень простые растения или животные — подорожник, белка, дятел, муравей и прочие. Но тем занятнее узнавать про них удивительные факты. Кроме того любой рассказ Дмитриева выстроен очень интересно. Часто он приводит какой-то хорошо известный всем факт, а потом оказывается, что вовсе всё не так в природе устроено. Причем он именно объясняет в чем заблуждение и как будет биологически верно. Или наоборот, с первых строк вываливает на читателя удивительные и при этом абсолютно правдивые истории. Вы знаете, например, какой болезнью страдают белки, за что им отдельное спасибо от всех растений? После рассказов Дмитриева ваш ребенок может сам водить экскурсии по лесу.
  • Юрий Дмитриев «Солнцеворот». По сути это книга по фенологии. Но как же легко она написана! Автор помогает читателю ориентироваться в сезонных явлениях, даёт советы: что, где и когда наблюдать в жизни растений, обитателей лугов и болот.
  • Игорь Акимушкин «И у крокодила есть друзья», «Куда и как?». Автор был биологом, поэтому  он не просто увлекательно рассказывает о природе, но еще и научно верно. Много у него фактов про животных с других континетов. Он популярно объясняет как танцуют весной пауки, скорпионы и змеи, как «разговаривают» комары и пчелы, и о других удивительных приспособлениях, повадках и инстинктах животного мира.
  • Игорь Акимушкин «Причуды природы». Рассказывает о парадоксальных явлениях и образе жизни разных животных, «путешествуя» с читателем по 5 континентам планеты. А в дополнительной главе много фактов об удивительных феноменах растительного мира, примеры собраны сразу со всей Земли.
  • Игорь Акимушкин «Невидимые нити природы». Экологические законы в действии. Много поучительных историй, которые иллюстрируют и объясняют явления и процессы в природе.
  • Майлен Константиновский «Коапп! Коапп! Коапп!»  
    Серия книг, знакомящих с бионикой. Прочтя КОАПП, ребята узнают очень многое про то, как устроена природа и какими удивительными способностями обладают разные ее обитатели. Цель книги рассказать об уникальных «разработках» природы и как их научился использовать в своих устройствах и приспособлениях человек. Ну и нельзя не отметить тонкий прекрасный юмор, которым пронизана вся книга. Он не оставит равнодушным ни взрослых, ни, конечно, детей.

Сказка о явлениях природы

Сказка о явлениях природы

5. Книги про актуальные экологические проблемы и экопривычки

Узнать, что происходит в мире именно сегодня, какие существуют экологические проблемы и какие действия нужно научиться совершать, чтобы экономить природные ресурсы, сдавать отходы на переработку, замедлить изменение климата, исчезновение видов и другое. 

Для детей среднего или старшего школьного возраста:

  • Юрий Дмитриев  «Зеленый патруль». Маленькая приключенческая повесть о смелых и влюблённых в природу ребятах, организовавших «зелёный патруль» (со специальными нарукавными повязками, своей системой сигнализации) для борьбы с юными браконьерами.
  • Игорь Акимушкин «Трагедия диких животных». Книга посвящена вымиранию разных видов животных по вине человека. Велика веротяность, что некоторые факты в ней устарели. Но не за них мы ценим эту книгу, а за то, что она подробно рассказывает в чем именно вина человека и что нужно делать по-другому.  

Для детей дошкольного возраста или младшего школьного возраста:

  • Евгения Русинова «ЭКОагенты Лёша и коты спасают планету». Коротко и доступно про самый простые экопривычки и почему они важны: как сортировать мусор; зачем дарить другим свои старые игрушки и вещи; почему воздушные шары и пластик — это плохо; зачем выключать воду, пока чистишь зубы.
     

6. Книги по экологии и биологии для самых маленьких. 4+

В этой категории мы еще раз собрали все те книги, что подходят для детей 4-6 лет (дошкольники)

Дорогие родители, а также бабушки, дедушки, няни и бэбиситтеры, важно помнить,  что лучше всего все эти книги читать вместе с ребенком и обязательно обсуждать прочитанное.

  • Евгения Русинова «ЭКОагенты Лёша и коты спасают планету»
  • Софья Радзиевская «Полосатая спинка»

список книг по экологии и биологии для самых маленьких. 4+

  • Сказка о чуде юде и иване крестьянском сыне
  • Сказка о царе салтане технологическая карта урока 3 класс школа россии
  • Сказка о царе салтане театр образцова
  • Сказка о царе салтане текст с иллюстрациями
  • Сказка о царе салтане рисунки для детей 3 класса