Сказка о военной тайне о мальчише кибальчише и его твердом слове краткое содержание

Негосударственное общеобразовательное учреждение школа-интернат 18 среднего полного общего образования открытого акционерного общества российские железные дороги. читательская конференция во 2 классе

Негосударственное
общеобразовательное учреждение школа-интернат №18 среднего (полного) общего
образования открытого акционерного общества

 «Российские
железные дороги».

Читательская конференция во 2 классе

«Мальчишки военных лет».

Читательская конференция

«Мальчишки военных лет».

Цель: формирование патриотического
сознания учащихся через чтение

            художественных произведений.

Задачи: 1.
Познакомить учащихся с жизнью и подвигами мальчишек

                   военных лет.

               2. Развивать интерес к историческому прошлому страны,
речь

                   детей,  интеллектуальные и читательские умения
учащихся.

               3. Воспитывать чувство гордости за юное поколение
прошлых

                  лет, читательскую культуру.

Ресурсы: магнитофон,
листы бумаги и ручки на каждого ученика.

Оформление: выставка
книг с произведениями о мальчишках военных лет.

 Оснащение: песня композитора Я.И.Дубравина «Будёновец»,
книги: А.Гайдар «Сказка о военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твёрдом
слове», К.Паустовский «Похождение жука-носорога», Ю.Яковлев «Где стояла
батарея», Е.Воробьёв «Зелёные ракеты», А.Фадеев «Сашко».  

Результат: в
ходе подготовки и проведения читательской конференции    

                    дети узнают об историческом прошлом страны, о жизни
и

                    подвигах мальчишек военных лет; научатся читать
книги,

                    делать выводы по прочитанному; станут испытывать
чувство

                    гордости за юное поколение прошлых лет.

                                                            
 
Ход:

1.   
Вступительное
слово.

      — Дорогие друзья, сегодня мы собрались здесь накануне Дня
защитника Отечества затем, чтобы поговорить о мальчишках военных лет. Именно 23
февраля 1918 года был подписан закон о создании в нашей стране специальных
войск – армии – для защиты нашей Родины от нападения врагов. Только в те
далёкие годы российская армия совсем не походила на сегодняшнюю. Тогда ведь ещё
не было таких суперсовременных ракет, самолётов и танков, и войска эти так и
назывались – пехота. А ещё главным передвижением были лошади: на лошадях ездили
бойцы и командиры. Лошади перевозили пушки и повозки с ранеными. Была создана армия,
которая получила название Первая конная. А бойцы, которые сражались сидя на
конях, стали называться кавалеристами.

— А сейчас, ребята, представим, что мы с вами – бойцы этой легендарной
армии. Сядьте прямо на своих местах, выпрямите спины. Придвиньтесь на краешек
стула, будто вы сидите на коне, вытяните руки вперёд, словно вы взяли в руки
поводья. Ну как, похожи мы на всадников? Давайте вместе споём песню об игре
мальчика в военного-кавалериста. Только мы будем не просто петь, но и
изображать скачку коня.

(Исполнение песни композитора Я.И.Дубравина «Будёновец» с игровыми
элементами).

2. Читательская конференция.

 Учитель: — Ну вот, как мы славно поиграли!

  (Вбегает Мальчиш-Кибальчиш).

  — Здравствуй, мальчик. Как тебя зовут?

Мальчик:
— Меня зовут Мальчиш по прозванию Кибальчиш.

  Учитель: — О, это имя мы знаем. Это — персонаж из знаменитой
сказки писателя Аркадия Гайдара «Сказка о военной тайне, о Мальчише-Кибальчише
и его твёрдом слове».

—  О чём рассказывает Аркадий Гайдар в этой сказке?

Дети:
В этой сказке А.Гайдар рассказывает о том, как враги напали на страну, где жил
Мальчиш-Кибальчиш со своей семьёй. Но Мальчиш-Кибальчиш вместе с друзьями,
такими же мальчишками, как и он сам, создал армию, с которой не смогли
справиться никакие враги.

Мальчик:
— Крикнул я клич: «Эй вы, мальчиши! Мальчиши-малыши! И отцы ушли, и братья
ушли. Что же нам, мальчишам только в палки играть да в скакалки скакать?»

 Учитель: — Все ли встали на защиту Родины? (Ответы детей).

— Чему радовался Мальчиш-Плохиш?

— За что ему дали целую бочку варенья да целую корзину печенья?

— Рассказал ли буржуям Мальчиш-Кибальчиш о Военной Тайне? Почему?

— Зачитайте строчки, которые описывают побег Главного Буржуина. (В
страхе бежал разбитый Главный Буржуин, громко проклиная эту страну с её
удивительным народом, с её непобедимой армией и с её неразгаданной Военной
Тайной).

— Как вы думаете, в чём заключалась Военная Тайна, которую так и не
смог разгадать Главный Буржуин?

— Как погиб Мальчиш-Кибальчиш?

Учитель:
Вот какой был героический этот Мальчиш-Кибальчиш. Недаром этому литературному
герою установили памятник на самом высоком месте Москвы – на Воробьёвых горах,
там, где расположен Дворец творчества детей и юношества.

— Поднимите руку те, кто хотел бы быть похожим на Мальчиша-Кибальчиша.
А хотели бы вы походить на Мальчиша-Плохиша? Почему?

— Чему вас эта сказка научила? О чём заставила задуматься? (С мальчишек
военного времени надо брать пример. Надо гордиться юным поколением прошлых лет.)

— О жизни и подвигах мальчишек военных лет написано много произведений.
(Обращение к выставке книг о мальчишках военных лет: К.Паустовский «Похождения
жука-носорога, Ю.Яковлев «Где стояла батарея», Е.Воробьёв

«Зелёные ракеты», А.Фадеев «Сашко» и др.)

3.Обобщение.

  — Когда наши мальчики пойдут служить в армию, они будут тоже такими
же смелыми, сильными и ловкими, как Мальчиш-Кибальчиш. А какие пословицы  о
воинском умении вы знаете?

*Сам погибай, а товарища выручай.

*Умей быть солдатом, чтобы стать генералом.

*Умелый боец везде молодец.

*Чтобы на войне везло, надо знать военное ремесло.

*От военной науки крепнут разум и руки.

  — Вечная мечта человечества – мир на всей земле. Чтобы, как сказал
однажды писатель А.Гайдар, «не рвались пули, не гремели снаряды. Живи да
работай – хорошая жизнь!» Эта мечта вечная, она возникает у каждого нового
поколения, но, к сожалению, существующий вокруг нас мир ещё очень далёк от
идеала. Почти каждый день мы слышим о возникновении новых военных угроз или
столкновений. Поэтому наряду с мирными тружениками нашей стране долго ещё будут
нужны воины для защиты Родного Отечества.

4. Творческая работа.

— А сейчас в честь мальчишек военных лет сделаем салют из самолетиков.
(Дети делают из бумаги самолётик и пишут на нём поздравление и пожелание. Затем
одновременно запускают самолётики).

На чтение 9 мин. Опубликовано

        Он никогда не будет стар.         В глаза читателям с портрета         Глядит смеющийся Гайдар,         В шинель походную одетый. С.Я. Маршак           Вспоминая о Великой Отечественной войне, мы в первую очередь преклоняемся перед мужеством и самоотверженностью поколения, выстоявшего и победившего в той страшной войне, для которого понятия «честь», «смелость», «правда», «верность» были священны. Их удивительной цельностью и любовью к Родине, способностью сопереживать и помогать друг другу, умением полностью выкладываться и не жалеть ради Победы ничего, даже собственной жизни, и, несмотря ни на что, верить в Победу и светлое будущее родной страны.

Совсем юные, подростки и дети шли добровольцами на фронт, сражались в партизанских отрядах, стояли у станков, заменяя старших. В блокадном Ленинграде пионеры-тимуровцы разыскивали малышей, оставшихся без родителей, помогали старикам и ослабевшим взрослым, дежурили на крышах во время налётов, работали в цехах и на огородах. Как, откуда взялись истоки нравственного подвига этого поколения? Вот главная военная тайна, которую так и не смогли понять наши враги. На чьих примерах выросло это поколение, какие книги читало? В то время было много замечательных книг, которыми зачитывались тогдашние девчонки и мальчишки, мечтая о героических подвигах, и в первую очередь – повести и рассказы Аркадия Петровича Гайдара.            Его герои в военное время боролись со злом с оружием в руках, а в мирное – совершали добрые поступки, занимались строительством новой жизни, покоряли суровые северные земли. Гайдар хотел, чтобы его юные читатели, подражая героям его книг, сами становились героями, учились строить будущее и любить свою Родину. И его старания не пропали даром. 

Повесть о Тимуре и его команде породила по всей стране движение юных «тимуровцев», бескорыстно творивших добрые дела и помогавших тем, кто нуждался в помощи. 

          Имя Тимур своему герою писатель дал не случайно – так звали сына Гайдара. В «Военной тайне» и других повестях Гайдар, как опытный воин, предсказал неизбежность войны за 13 лет до её начала и готовил своих читателей к предстоящим кровавым битвам, к партизанскому движению, к потерям и жертвам, не боясь говорить правду. В 1940 году на вопрос, как воспитывать у ребят ненависть к врагам, Гайдар ответил: «А зачем вам воспитывать ненависть? Воспитывайте любовь к Родине… И тогда, если кто-нибудь посягнёт на Родину, родится у человека великая и праведная ненависть…» Все книги Гайдара – пример такого воспитания.

          На протяжении всей жизни он чувствовал себя солдатом, воином, который должен защищать Родину, людей от врагов, несправедливости и подлости. Большинство его героев – это хорошие люди, умеющие крепко любить, мужественно сносить невзгоды, любить Родину. Несмотря на то, что рано повзрослел, Гайдар сумел сохранить в душе ребяческий задор и фантазию. Тонкий психолог и знаток детской души, он наполнил свои произведения неповторимой, чарующей романтикой приключений. Увлекательный сюжет, лёгкость повествования, поэтичность, доверительный и серьёзный тон автора, непререкаемость кодекса рыцарской чести, товарищества и взаимопомощи – всё это делает книги Гайдара любимыми детьми. Маршак писал, что дети для писателя были не только читателями и действующими лицами произведений, но и верными друзьями, с которыми он делился серьёзными мыслями и весёлой шуткой.             Книги Гайдара для маленьких – «Чук и Гек», «Голубая чашка» – мирные, светлые, радостные, семейные. Со своими юными читателями он умел говорить о самых трудных сторонах жизни, рассказывая о человеческих трагедиях, страданиях, смерти. Его книги учат мужеству, честности и любви. В своих книгах он доказал, что лучший способ воспитать смелых людей – научить говорить правду. И сам он ничего не скрывал от своих читателей. Страна Гайдара – это надёжное убежище для детей, где в любую эпоху они могут сохранить оптимизм, святую веру в добро и справедливость. Сегодняшние дети не меньше, чем дети 30-х годов, нуждаются в этом. Оттого и книги Гайдара сохраняют для них своё тепло и обаяние. Жизнь Гайдара пронеслась со страшной скоростью. Родился он 22 января 1904 года в Льгове в семье учителя. Детство прошло в Арзамасе. В 14 лет ушёл добровольцем в Красную Армию. В 16 лет он уже командовал полком, был несколько раз ранен. В 1919 году окончил командные курсы в Киеве, а затем Высшую стрелковую школу в Москве. В 20 лет после тяжелейшего ранения он, кадровый военный, был уволен из армии и начал писать. Первым произведением, принёсшим признание, стал рассказ «РВС» (1926). Затем были «Школа» (1930), «Дальние страны» (1931), «Судьба барабанщика» (1935), «Военная тайна», «Чук и Гек» (1939). И самая знаменитая книга «Тимур и его команда», вышедшая в 1940 году. Когда началась Великая Отечественная война, Аркадий Гайдар ушёл на фронт корреспондентом. Осенью 1941 года отряд, к которому он был прикомандирован, попал в окружение и оказался в тылу врага. Гайдар вступил пулемётчиком в партизанский отряд. Писатель погиб в бою с фашистами у деревни Леплява. Погиб, как и мечтал, спасая человеческие жизни, в 37 лет.

В благодарность о книжных уроках мужества имя Гайдара было написано сразу в нескольких местах на стенах разгромленного рейхстага.

Ещё не одно десятилетие мальчишки и девчонки зачитывались его книгами. Не забыты его книги и теперь. Он остался в детской литературе писателем с удивительной совестью, с удивительно выраженной моральной темой. Сегодня в книжных магазинах можно найти прекрасно иллюстрированные переиздания лучших книг Гайдара – «Чук и Гек», «На графских развалинах», «Дальние страны», «Голубая чашка» и многие другие. Прочтите их, окунитесь в романтику далёких лет, подумайте, что нравилось в этих книгах вашим бабушкам и дедушкам, и следуйте заветам Гайдара: «Что такое счастье – это каждый понимал по-своему. Но все вместе люди знали и понимали, что надо честно жить, много трудиться и крепко любить и беречь ту огромную счастливую землю, которая зовётся Советской страной». Как бы она ни называлась. Сегодня Аркадию Петровичу исполнилось бы 110 лет. Он воскресает в сердцах читателей с каждой прочитанной его книгой. Всё самое важное, что он хотел нам сказать, он сказал в своих добрых, светлых, вечных книгах. Нам бы дорасти, дотянуться, понять… Аркадий Гайдар Любимых детских книг творец И верный друг ребят, Он жил, как должен жить боец, И умер, как солдат. Ты повесть школьную открой — Гайдар ее писал: Правдив той повести герой И смел, хоть ростом мал. Прочти гайдаровский рассказ И оглянись вокруг: Живут сегодня среди нас Тимур, и Гек, и Чук. Их по поступкам узнают. И это не беда, Что по-гайдаровски зовут Героев не всегда. Страницы честных, чистых книг Стране оставил в дар Боец, Писатель, Большевик И Гражданин — Гайдар… С.Михалков ПАМЯТИ ГАЙДАРА Большой, весёлый, ясноглазый, Присев к ребячьему костру, Он сочинял свои рассказы, Как бесконечную игру. Он был солдатом и вожатым. И каждая его строка Осталась как завет ребятам Писателя большевика. Погиб он где-то под Леплявою, Как партизан, в тылу врагов, И, осенённый вечной славою, Спит у днепровских берегов. И каждый день к могиле воина Приносит весточку волна, Что расцвело и что построено На тех полях, где шла война. Чтобы земля гудела стройкою Там, где гулял войны пожар, Добыли мир отвагой стойкою Такие люди, как Гайдар. С.Я. Маршак «Загадка личности Гайдара в том, каким образом этот прирожденный воин, принимавший участие в самой кровавой в истории России Гражданской войне, унесшей миллионы жизней и той, и другой воюющей стороны, мог написать произведение такой лирической глубины, как «Голубая чашка»? Можно не знать о жизни Гайдара, но не влюбиться безоговорочно в автора (именно в автора!) этой чистой и трогательной истории любви взрослых людей и детского соучастия в любви взрослых родителей, решительно невозможно! Невозможно не задохнуться от восторга, прочитав первые строки повести «Школа»: «Городок наш Арзамас был тихий, весь в садах, огороженных ветхими заборами. В тех садах росло великое множество «родительской вишни», яблок-скороспелок, терновника и красных пионов». Потому что здесь все дышит не кровавой революцией, а глубинной Россией, которую такой же знали писатели совсем другого идеологического «фронта» — Бунин, Шмелев, Зайцев» Басинский П. http://www.rg.ru/2011/10/27/gaidar.html «Каждый народ имеет свои национальные богатства. В том числе и духовные, воспитывающие нравственность, совесть, честь. Аркадий Петрович Гайдар, человек и писатель, воплощает в себе это неисчерпаемое духовное богатство духовное. Многие его поступки — пример подлинно гражданского поведения в самых тяжелых обстоятельствах. И не только военных. Сумеет ли Россия распорядиться этим богатством? Хотя бы по малой толике одарить им своих душевно оскудевших детей? Ведь ныне на «героев нашего времени» равняться не стоит. Просто не на кого. А ведь каждый подросток хочет быть на кого-то похожим. Брать с кого-то пример. Но перед его глазами в газетах, журналах и на экране ТВ либо «бригады», либо «менты», смелые, но духовно бедные. Либо проворовавшиеся чиновники в зале суда… Так что же мы сегодня закладываем в души завтрашних строителей «новой России»?» Борис Камов. «Я отвечаю за всех»: Материалы к психологическому портрету А.П. Гайдара // «Вестник Европы», 2011, №31-32 http://magazines.russ.ru/vestnik/2011/31/ka35.html А вы читали «Голубую чашку»? Согласны, что эту книгу надо читать и взрослым?

Сюжет

Восемнадцатилетнюю Натку отправляют на работу в пионерский лагерь. Но она мечтала быть капитаном парохода, или летчицей. Дядя сказал ей, что подучившись все получится. По дороге девушка познакомилась с мальчиком Алькой, который держал журнал с фотографией погибшей комсомолки. Отец Альки Ганин инженер. Он прибывает в лагерь для устранения аварии. Алька рассказывает сказку о Мальчише — кибальчише, который под пытками не выдал военную тайну. Ганин подозревает, что в лагере происходят махинации. Он выкрыл десятника Дягилева, которого арестовали. Его брат хотел убить инженера. Бросая камни он попал в Альку, который погиб. Натка узнала, что Марица Маргулис, убитая комсомолка является матерью мальчика. Также она поняла, что ее призвание — воспитывать детей.

  • Сказка о волке и журавле читать
  • Сказка о волшебной дудочке и крысах
  • Сказка о взаимопомощи для детей
  • Сказка о ветре в безветренный день читать
  • Сказка о веселом мастере на все руки томилин текст распечатать