Сказка о вещем олеге слушать

Автор на чтение 11 мин. просмотров 2 опубликовано 28.02.2021 год написания и публикации стихотворение написано в 1822 году, а

На чтение 11 мин. Просмотров 2 Опубликовано

Год написания и публикации — стихотворение написано в 1822 году, а опубликовано в 1825 году. История создания — Будучи в Киеве, Пушкина заинтересовал древний курган. По преданию в этом месте находилась могила князя Олега. Пушкин также прочел труд Карамзина «Истории государства Российского», где были описаны данные события. В этот период времени поэт находился в южной ссылке за свои вольнолюбивые стихи. Я думаю, что в это время его волновали вопросы собственной несвободы, невозможности повлиять на судьбу человека, сосланного в ссылку. Жанр — Историческая баллада (повесть в стихах). Направление — Романтизм. Основная идея — Человек бессилен перед волей рока. Невзирая на могущественность, славу, достаток, судьба может оказаться неблагосклонной не только к слабым и беззащитным, но и к сильным мира сего. Тема — Тема неотвратимости рока, судьбы, отсутствие свободы выбора в жизни человека. Проблема — Человек несвободен в своих желаниях. Жизнью человека управляет его судьба, а не он сам.

Помогай другимОтвечай на вопросы и получай ценные призы каждую неделюСм. подробностиСодержание:

Анализ произведения А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» проводится на уроках литературы в старших классах. Несмотря на простоту сюжета и легкое восприятие пушкинской баллады, некоторые сложности для анализа все-таки возникают, и здесь очень важно остановиться на некоторых литературоведческих аспектах и средствах изобразительной выразительности. 

Это поможет учащимся основательнее понять замысел автора и качественнее подготовиться к сочинению, которое пишут в рамках образовательной программы. План и конспект, составленный заранее по произведению, краткий отзыв из нескольких слов или предложений, описательная таблица будут ученикам хорошими помощниками.

История создания

А. С. Пушкин был не только талантливейшим поэтом, но и художественным историком, поскольку в простой, интересной для читателя форме он мог подать любой исторический сюжет. 

Волей судьбы, пребывая в южной ссылке, поэт посещает многие старинные города. В Киеве Пушкина заинтересовал один из древних курганов, и когда он спросил у местных старожилов, кому же принадлежит это древнее захоронение, то ему отвечали, что это – могила князя Олега, погибшего странной, роковой смертью. 

Пушкин берется за изучение трудов великого литератора и историка Н. М. Карамзина и находит пересказанную им историю сюжета «Повести временных лет», написанную монахом Нестором в память о смерти правителя. 

Вдохновленный патриотическими чувствами, Пушкин пишет балладу «Песнь о вещем Олеге», где показывает облик настоящего героя. Так в 1822 году автор увековечил имя князя Олега и дал новую интерпретацию известному сюжету.

Композиция

Композиция «Песни…» — классическая, поскольку содержит все привычные элементы.

Экспозиция посвящена величию князя Олега, говорится о том, как он гордо скачет по чистому полю. Автор знакомит читателя с личностью князя, чтобы тот проникся симпатией к фигуре правителя, убедился в искренности его патриотических переживаний.

Завязка о том, как князь встречает волхва. Автор настраивает читателя на мистический сюжет, в самом начале уже намекая о сиюминутности человеческой судьбы, бессилии всех смертных перед лицом рока. Во всех отношениях положительный герой предстает перед чередой испытаний.

Развитие действия предусматривает ход сюжета: дальнейшие действия героя, краткое описание череды нескольких лет, в течение которых Олег был вынужден претерпеть разлуку с верным конем, последующее его раскаяние, вызванное якобы неверно истолкованным гаданием.

Кульминация наступает в момент, когда из черепа лошади выползает змея и смертельно жалит князя Олега.

Развязка – смерть князя, исполнение рокового предсказания в момент, когда казалось бы опасность миновала.

Эпилог – жизнь продолжается, имя Олега бессмертно. Воины с грустью вспоминают доблестное прошлое и ратуют о новых патриотических подвигах во имя своей Родины.

Основная мысль и идея

Основная мысль автора заключается в том, чтобы показать, насколько все смертные бессильны перед лицом судьбы, будь то монарх, воин или простой бродяга. Как бы человек ни пытался противостоять силе рока, что бы он для этого ни делал – все суетно и тщетно, все предопределено. 

Князь, казалось бы, смог отдалить дату смерти, разлучившись с любимым конем, но он не сумел победить ее и был в итоге повержен.

Идея – раскрыть перед читателем важнейшую философскую проблему: так ли человек свободен в своем выборе? Стоит ли противиться судьбе? Есть ли смысл противостоять ей? Ответ, заключенный в «Песне…» — нет.

Главные темы

В произведении заключены несколько тем. Основные – тема рока, тема вещателя, пророка и побочные – прославление дружбы и величие Руси.

Основные темы организуют сюжет, делают поэму яркой, образной. Так, тема рока показывает, насколько слаб человек перед лицом Судьбы, и, даже если ему вначале удается ее избежать, то в конце концов воля рока свершится в самый неожиданный момент.

Побочные темы поднимают душевный настрой читателя, воспитывают в нем патриотические чувства и подготавливают к дальнейшему восприятию стихотворения. Конь также назван «верным», являясь продолжением хозяина. Князь сокрушается о своем друге и даже в разлуке велит заботиться о нем. 

В эпилоге показано величие русской державы через непобедимую дружбу народа и его лучших воинов.

Характеристика главных героев

Центральная фигура – сам князь Олег, величественный монарх, доблестный воин, патриот, мощная и колоритная натура. Однако, даже при всем своем величии и титуле монархической особы, он остается обыкновенным смертным, судящим поверхностно, по очевидным фактам.

Кудесник – скромный служитель Бога, внешне ничуть не выделяющийся из толпы, однако зрящий в самую суть вещей. Он является живым воплощением Божьей воли. Беспристрастен, поскольку ему безразлично, кому говорить правду – высокой особе или человеку низкого происхождения.

Средства художественной выразительности

Текст изобилует средствами изобразительной выразительности. Так, метафоры «годы таятся во мгле» рисуют живую картину непредсказуемости человеческой судьбы, а олицетворение «ковши шумят» открывает хлебосольное пиршество, прославляющее величие Руси.

Живые, яркие эпитеты «вдохновенный кудесник», «вещий Олег», «славная глава кургана» помогают лучше проникнуть в образ того или иного героя, отчетливо представить описываемый сюжет.

Антитеза – противопоставление, относится к нескольким эпизодам. Первый из них – противопоставление самих главных героев – уверенного, яркого князя, прославившегося на земле, и малоприметного, скромного кудесника, смиренно исполняющего земной долг прорицателя и знающего гораздо более, чем он привык говорить.

Второй момент, связанный с антитезой – эпизоды начала и конца. В самом начале князь получает печальное известие, которое только таит зловещий намек, и у человека складывается впечатление о возможности избежать печальной участи. В конце же, наоборот, намек перерос в роковую реальность, и читатель убеждается в неизбежности предсказания.

Чтобы наиболее реалистично показать историческую обстановку, Пушкин активно использует старославянизмы и архаизмы. «Песнь», «Перун», «секира», «владыка», «змия» помогают проникнуться атмосферой Древней Руси, соприкоснуться душою с мирочувствием предков, слиться с торжественностью момента.

Жанр произведения

Жанр произведения – лирика и драма. Пушкин намеренно их смешивает, используя жанр лирический (повесть написана в стихах) и драматический (непосредственно связан с сюжетом). 

Как и в любой драме, читатель здесь видит накал страстей, волнующий сюжет и роковую развязку. Кроме того, в экспозиции и эпилоге присутствуют элементы эпического жанра: размеренное, величественное повествование о существовании русской державы создают ощущение непоколебимости, мощи и славы Родины, ее могущества в веках. 

Таким образом, можно сделать вывод, что Пушкин использует в «Песни…» все три вида жанра: эпос, лирику и драму.

Размер и ритм

Стихотворение написано трехсложным размером, с ударением на второй слог – амфибрахием, характерным для лиро-эпических произведений. Четкий, неторопливый, размеренный ритм создают ощущение торжества и свобод, независимости и незыблемости Великой Руси.

Заключение

Проанализировав композицию, сюжет, лексику, поэтику произведения, можно прийти к выводу, что это – историческая повесть в стихах, цель которой – прославление российского государства, величия и мощи русского народа. 

В то же время показывается, что все люди смертны, и даже монархам не под силу преступить этот великий закон. Данное произведение актуально и в наши дни, поскольку находит отзыв в душе современных читателей.

Еще тесты

Читайте также

Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормилРассказ Дедушка (Н.А. Некрасов)Песня о Соколе (Максим Горький) Бедные люди (Ф.М. Достоевский)

Основная тема знаменитого произведения Пушкина «Песнь о вещем Олеге» — предопределённость человеческой жизни.

К моменту написания этой оригинальной, созданной на материале русских летописей баллады (март 1822 года) поэт находится в самом начале своего творческого пути и только начинает размышлять о «превратностях судеб».

Но он уже ощущает трагическую заданность основных событий, определяющих личную судьбу каждого из живущих.

Та же тема прозвучит в поэме «Цыганы», над которой Пушкин будет работать осенью 1824 года. Поэт завершит её словами: «И всюду страсти роковые, // И от судеб защиты нет…».

Беззащитным перед всемогущей судьбой оказывается в балладе прославленный великими победами, воинской доблестью и мудрой предусмотрительностью князь Олег.

Летописец наделяет князя прозвищем Вещий, что на языке русичей означает «обладающий ясным умом».

Эпитет «вещий» также намекает на причастность к некой вести, небесному посланию, особому пути князя.

Быть может, и ему, избранному среди многих, открыто знание, не доступное простым смертным. Но волхву, которого Олег именует «кудесником», «любимцем богов», открыто больше. Он и предсказывает князю гибель.

На примере Олега мы видим, что обмануть судьбу нельзя, каким бы мудрым, великим и прекрасным ни был человек. «От судеб», действительно, «защиты нет».

Кроме того, в балладе «Песнь о вещем Олеге» Пушкиным впервые затронута тема поэтического избранничества.

Волхв, предсказавший князю верную смерть от коня, символизирует пророка, прорицателя, поэта – человека, которому открыт высший смысл бытия. Он противостоит земному владыке – князю Олегу.

В столкновении двух этих величественных фигур Пушкин видит противостояние общественно важных сил: государственной (управленческой) и духовной.

Олег с неодобрением отнёсся к предсказанию волхва, однако, поверил ему и «принял меры по предотвращению» предначертанного. Но обмануть судьбу не удалось.

Когда князь узнал о гибели любимого животного, он разгневался и начал хулить предсказателя, обвиняя его в обмане. Но тут и поджидала князя гибель.

Возможно, то была месть небес за то, что Олег посмел осуждать старика, возможно, — знак неумолимости судьбы, одинаково жестокой и к малым, и к великим мира сего.

Тема поэта и власти ещё не раз прозвучит в произведениях Пушкина.

Её итоговым аккордом станет стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», в котором Пушкин не без иронии скажет о собственном памятнике: «Вознёсся выше он главою непокорной // Александрийского столпа…».

Поэт в очередной раз подчеркнёт, что власть, данная поэту, значительнее, чем удел царя, ибо царь приходит на время, а дела поэта остаются в вечности.

Основная идея баллады А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» состоит в том, что люди одинаково беззащитны перед волей небес. Уйти от судьбы не удастся даже самым великим, мудрым и прозорливым.

Прославленный князь Олег, повесивший свой легендарный щит на ворота Цареграда, думал, что сможет избежать нелепой гибели «от коня своего», узнав предсказание волхва.

Но судьба оказалась мудрее: предначертанное сбылось в самый неожиданный момент, когда Олег пришёл попрощаться со своим любимцем и наступил на его череп, в котором пряталась смертоносная змея.

Это поэтичное летописное предание не могло не вдохновить Пушкина, находящегося в Кишенёвской ссылке, на создание собственного оригинального произведения.

Именно тогда поэт начинает задумываться об особенностях путей жизни разных людей.

Высланный из Петербурга по обвинению в распространении вольнолюбивых стихов, имеющих умысел настроить народ против царя, Пушкин, вероятно, чувствует, что его протест, ссылка, весь этот резко завязавшийся, как бы мы сейчас сказали, «диалог с властью» — это уже Судьба.

В южной ссылке его посещают мысли о расплате за поэтический дар, за дерзость всенародно говорить правду.

В образе балладного кудесника, которого и сам князь Олег признаёт «любимцем богов», легко угадывается образ поэта вообще, пророка в своём отечестве, которому не избежать княжеского гнева.

Узнав о том, что любимый конь умер, Олег, обрекший себя на пожизненную разлуку, не на шутку рассердился: выходит, что волхв обманул его, что не стоило расставаться с любимым животным, чтобы избежать смерти. Но тут-то и настиг его неумолимый рок.

Олег погибает от укуса змеи, выползшей из конского черепа. Змея как древний символ смерти и пророческого знания исполняет волю небес и словно мстит за то, что князь посмел бранить кудесника.

Выходит, что мистическая власть пророка больше, чем земное могущество князя. Первому открыто больше. Несмотря на величие Олега, уйти от судьбы ему не удаётся. Тайное же знание, данное волхву, оказывается правдой.

«Песнь о вещем Олеге» представляет собой одно из первых размышлений Пушкина о поэте и власти, о божественной справедливости и неспособности простых смертных постичь её законы.

Используемые источники:

  • https://reshator.com/sprav/literatura/analiz/pesn-o-veshchem-olege-pushkin/
  • https://nauka.club/literatura/pesn-o-veshchem-olege-analiz.html
  • http://hronika.su/tema-proizvedeniya-pushkina-pesn-o-veshhem-olege/
  • http://hronika.su/ideya-proizvedeniya-pushkina-pesn-o-veshhem-olege/

На чтение 14 мин. Просмотров 1 Опубликовано

Год написания и публикации — стихотворение написано в 1822 году, а опубликовано в 1825 году. История создания — Будучи в Киеве, Пушкина заинтересовал древний курган. По преданию в этом месте находилась могила князя Олега. Пушкин также прочел труд Карамзина «Истории государства Российского», где были описаны данные события. В этот период времени поэт находился в южной ссылке за свои вольнолюбивые стихи. Я думаю, что в это время его волновали вопросы собственной несвободы, невозможности повлиять на судьбу человека, сосланного в ссылку. Жанр — Историческая баллада (повесть в стихах). Направление — Романтизм. Основная идея — Человек бессилен перед волей рока. Невзирая на могущественность, славу, достаток, судьба может оказаться неблагосклонной не только к слабым и беззащитным, но и к сильным мира сего. Тема — Тема неотвратимости рока, судьбы, отсутствие свободы выбора в жизни человека. Проблема — Человек несвободен в своих желаниях. Жизнью человека управляет его судьба, а не он сам.

Помогай другимОтвечай на вопросы и получай ценные призы каждую неделюСм. подробностиСодержание:

Анализ произведения А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» проводится на уроках литературы в старших классах. Несмотря на простоту сюжета и легкое восприятие пушкинской баллады, некоторые сложности для анализа все-таки возникают, и здесь очень важно остановиться на некоторых литературоведческих аспектах и средствах изобразительной выразительности. 

Это поможет учащимся основательнее понять замысел автора и качественнее подготовиться к сочинению, которое пишут в рамках образовательной программы. План и конспект, составленный заранее по произведению, краткий отзыв из нескольких слов или предложений, описательная таблица будут ученикам хорошими помощниками.

История создания

А. С. Пушкин был не только талантливейшим поэтом, но и художественным историком, поскольку в простой, интересной для читателя форме он мог подать любой исторический сюжет. 

Волей судьбы, пребывая в южной ссылке, поэт посещает многие старинные города. В Киеве Пушкина заинтересовал один из древних курганов, и когда он спросил у местных старожилов, кому же принадлежит это древнее захоронение, то ему отвечали, что это – могила князя Олега, погибшего странной, роковой смертью. 

Пушкин берется за изучение трудов великого литератора и историка Н. М. Карамзина и находит пересказанную им историю сюжета «Повести временных лет», написанную монахом Нестором в память о смерти правителя. 

Вдохновленный патриотическими чувствами, Пушкин пишет балладу «Песнь о вещем Олеге», где показывает облик настоящего героя. Так в 1822 году автор увековечил имя князя Олега и дал новую интерпретацию известному сюжету.

Композиция

Композиция «Песни…» — классическая, поскольку содержит все привычные элементы.

Экспозиция посвящена величию князя Олега, говорится о том, как он гордо скачет по чистому полю. Автор знакомит читателя с личностью князя, чтобы тот проникся симпатией к фигуре правителя, убедился в искренности его патриотических переживаний.

Завязка о том, как князь встречает волхва. Автор настраивает читателя на мистический сюжет, в самом начале уже намекая о сиюминутности человеческой судьбы, бессилии всех смертных перед лицом рока. Во всех отношениях положительный герой предстает перед чередой испытаний.

Развитие действия предусматривает ход сюжета: дальнейшие действия героя, краткое описание череды нескольких лет, в течение которых Олег был вынужден претерпеть разлуку с верным конем, последующее его раскаяние, вызванное якобы неверно истолкованным гаданием.

Кульминация наступает в момент, когда из черепа лошади выползает змея и смертельно жалит князя Олега.

Развязка – смерть князя, исполнение рокового предсказания в момент, когда казалось бы опасность миновала.

Эпилог – жизнь продолжается, имя Олега бессмертно. Воины с грустью вспоминают доблестное прошлое и ратуют о новых патриотических подвигах во имя своей Родины.

Основная мысль и идея

Основная мысль автора заключается в том, чтобы показать, насколько все смертные бессильны перед лицом судьбы, будь то монарх, воин или простой бродяга. Как бы человек ни пытался противостоять силе рока, что бы он для этого ни делал – все суетно и тщетно, все предопределено. 

Князь, казалось бы, смог отдалить дату смерти, разлучившись с любимым конем, но он не сумел победить ее и был в итоге повержен.

Идея – раскрыть перед читателем важнейшую философскую проблему: так ли человек свободен в своем выборе? Стоит ли противиться судьбе? Есть ли смысл противостоять ей? Ответ, заключенный в «Песне…» — нет.

Главные темы

В произведении заключены несколько тем. Основные – тема рока, тема вещателя, пророка и побочные – прославление дружбы и величие Руси.

Основные темы организуют сюжет, делают поэму яркой, образной. Так, тема рока показывает, насколько слаб человек перед лицом Судьбы, и, даже если ему вначале удается ее избежать, то в конце концов воля рока свершится в самый неожиданный момент.

Побочные темы поднимают душевный настрой читателя, воспитывают в нем патриотические чувства и подготавливают к дальнейшему восприятию стихотворения. Конь также назван «верным», являясь продолжением хозяина. Князь сокрушается о своем друге и даже в разлуке велит заботиться о нем. 

В эпилоге показано величие русской державы через непобедимую дружбу народа и его лучших воинов.

Характеристика главных героев

Центральная фигура – сам князь Олег, величественный монарх, доблестный воин, патриот, мощная и колоритная натура. Однако, даже при всем своем величии и титуле монархической особы, он остается обыкновенным смертным, судящим поверхностно, по очевидным фактам.

Кудесник – скромный служитель Бога, внешне ничуть не выделяющийся из толпы, однако зрящий в самую суть вещей. Он является живым воплощением Божьей воли. Беспристрастен, поскольку ему безразлично, кому говорить правду – высокой особе или человеку низкого происхождения.

Средства художественной выразительности

Текст изобилует средствами изобразительной выразительности. Так, метафоры «годы таятся во мгле» рисуют живую картину непредсказуемости человеческой судьбы, а олицетворение «ковши шумят» открывает хлебосольное пиршество, прославляющее величие Руси.

Живые, яркие эпитеты «вдохновенный кудесник», «вещий Олег», «славная глава кургана» помогают лучше проникнуть в образ того или иного героя, отчетливо представить описываемый сюжет.

Антитеза – противопоставление, относится к нескольким эпизодам. Первый из них – противопоставление самих главных героев – уверенного, яркого князя, прославившегося на земле, и малоприметного, скромного кудесника, смиренно исполняющего земной долг прорицателя и знающего гораздо более, чем он привык говорить.

Второй момент, связанный с антитезой – эпизоды начала и конца. В самом начале князь получает печальное известие, которое только таит зловещий намек, и у человека складывается впечатление о возможности избежать печальной участи. В конце же, наоборот, намек перерос в роковую реальность, и читатель убеждается в неизбежности предсказания.

Чтобы наиболее реалистично показать историческую обстановку, Пушкин активно использует старославянизмы и архаизмы. «Песнь», «Перун», «секира», «владыка», «змия» помогают проникнуться атмосферой Древней Руси, соприкоснуться душою с мирочувствием предков, слиться с торжественностью момента.

Жанр произведения

Жанр произведения – лирика и драма. Пушкин намеренно их смешивает, используя жанр лирический (повесть написана в стихах) и драматический (непосредственно связан с сюжетом). 

Как и в любой драме, читатель здесь видит накал страстей, волнующий сюжет и роковую развязку. Кроме того, в экспозиции и эпилоге присутствуют элементы эпического жанра: размеренное, величественное повествование о существовании русской державы создают ощущение непоколебимости, мощи и славы Родины, ее могущества в веках. 

Таким образом, можно сделать вывод, что Пушкин использует в «Песни…» все три вида жанра: эпос, лирику и драму.

Размер и ритм

Стихотворение написано трехсложным размером, с ударением на второй слог – амфибрахием, характерным для лиро-эпических произведений. Четкий, неторопливый, размеренный ритм создают ощущение торжества и свобод, независимости и незыблемости Великой Руси.

Заключение

Проанализировав композицию, сюжет, лексику, поэтику произведения, можно прийти к выводу, что это – историческая повесть в стихах, цель которой – прославление российского государства, величия и мощи русского народа. 

В то же время показывается, что все люди смертны, и даже монархам не под силу преступить этот великий закон. Данное произведение актуально и в наши дни, поскольку находит отзыв в душе современных читателей.

Еще тесты

Читайте также

Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормилРассказ Дедушка (Н.А. Некрасов)Песня о Соколе (Максим Горький) Бедные люди (Ф.М. Достоевский)

1. История создания

Пушкин написал «Песнь о вещем Олеге» в 1822 году, в период Южной ссылки.

Находясь в изгнании, поэт посещал знаменитые места чужбины, в том числе и Киев. Однажды его внимание привлек курган, о котором шла молва: это древняя могила самого князя Олега!

Впечатлившись легендой, великий гений обратился к «Истории государства Российского» пера Карамзина, где и прочитал о жизни и смерти древнерусского правителя и полководца.

Многие исследователи утверждают, что поэт был знаком и с «Повестью временных лет», в которой тоже есть этот сюжет.

Неизвестно, какой именно первоисточник или, может быть, людская молва повлияли на Пушкина (а скорее всего, все вместе), но, тем не менее, баллада появилась.

2. Литературное направление

«Песнь о вещем Олеге» относится к романтизму.

3. Род

По роду это сюжетная лирика.

4. Жанр

Жанр – баллада, хотя можно увидеть и элементы исторической песни, да и сам автор именно так определяет свое произведение – «песнь».

5. Проблематика

Речь идет о глубоком, многогранном стихотворении. Автор здесь поднимает проблемы, характерные для большинства романтических произведений:

  • рока,
  • трагической предопределенности судьбы и человеческой реакции на предсказание,
  • а также богоизбранности пророков – людей, говорящих от лица бога и не боящихся порицания.

Эти вопросы проходят красной нитью по всему пушкинскому творчеству.

6. Тематика

По сути, темы перекликаются с проблемами, составляя ткань «Песни». Это и тема рока, неотвратимости судьбы, и поэта-пророка, предстающего в лице таинственного кудесника.

Кроме того, Пушкин затрагивает еще один важный аспект: дружбу. В произведении не раз подчеркивается трепетное отношение Олега к своему боевому коню – верному, преданному товарищу, не раз выручающему в кровавых битвах.

Параллельно поднимается тема невольного предательства. Ведь Олег испугался предсказания. Поняв, что смерть исходит от коня, но отрекся от боевого друга. И пусть оставил его в лучших условиях, наказав слугам хорошо ухаживать, но все-таки это самое настоящее предательство.

7. Идея

Автор написал «Песнь о вещем Олеге», чтобы выразить свое собственное отношение к року, а также к людям, стоящим выше судьбы, – божественным посланникам.

Эта тема будет очень волновать поэта на протяжении всей его жизни.

И если вопрос о роковой предопределенности событий постепенно забудется, а направление творчества сменится с романтизма на реализм, то красноречивый образ пророка Пушкин не забудет.

8. Пафос

Стихотворение поражает бурей чувств. Читателю передается и волнение, и испуг, и смирение героев.

Мы ощущаем некую тревогу, которая нарастает перед кульминацией, – укусом смертоносной змеи. В то же время читатель невольно сочувствует Олегу, переживает за него.

Описать весь каскад эмоций сложно, потому что «Песнь о вещем Олеге» буквально наполнена ими.

9. Система образов

В произведении очень тонкая система образов.

Кудесник – представитель высших сил, отрешенный от земной жизни, спокойный и уверенный.

Олег – величайший полководец, не знающий поражений, глубоко и искренне чтимый народом. С виду он тоже спокоен и даже насмешлив, но в душе испуган. Это обычный человек, боящийся судьбы, что Пушкин особенно ярко подчеркивает, противопоставляя князю волхва.

Образ коня – трогательный и одновременно пугающий. Мы сочувствуем оставленному животному, но в душе уже заронено зерно сомнения: почему кудесник сказал, что Олег примет смерть именно от боевого друга? Как конь может навредить хозяину? Автор сохраняет интригу, окутывая образ животного завесой тайны.

Змея тоже представляет особенный интерес для понимания сути произведения.

Прежде всего, это глубоко символичный христианский образ, а Пушкин был все-таки человеком верующим. Змея хитра, коварна, более того, это воплощение Люцифера, сумевшего пробраться даже в райский сад, обернувшись пресмыкающимся.

Если анализировать художественный образ, то становится понятно: Пушкин через символы показывает, насколько скользка и извилиста человеческая судьба. Как бы мы ни пытались уйти от предначертанного, рок все равно найдет нас. Особенно, если это злой рок.

10. Центральные персонажи

Центральных персонажей всего двое, и они активно противопоставляются друг другу:

  • проницательный, все знающий, действительно уверенный в себе кудесник
  • и князь Олег.

Князь обычный человек, внешне такой же спокойный, как и волхв, но в душе испытывающий глубочайшие волнения, переживания. Пушкин относится к нему с сочувствием, рисуя образ талантливого полководца, доброго, заботливого хозяина, пусть и поддавшегося минутной слабости.

Бояться смерти – нормальная реакция любого человека, если только он не пророк, который общается напрямую с Богом и видит мир совершенно иначе.

Вот в чем заключается пушкинский посыл читателю.

11. Лирический герой

Лирического героя как такового в этом произведении нет, повествование ведется от третьего лица.

Однако, зная дальнейшее развитие творчества автора, можно предположить, что в некоторой мере он отождествлял себя с кудесником – истинным пророком, говорящим от лица Бога, ничего не боящимся и не требующим никаких людских наград, почестей.

Более четко обозначенные мысли прозвучат в стихотворениях «Пророк» и «Я памятник себе воздвиг», где ярко предстанет лирический герой, являющийся отражением личности самого Пушкина. Но это произойдет позже.

12. Сюжет

Сюжет интересен и мистичен.

Олег, собираясь в очередной поход с дружиной, неожиданно встречается с кудесником. Он просит старца предсказать судьбу, а точнее – назвать, когда смерть заберет великого князя. Взамен Олег обещает достойную награду.

Однако волхв – истинный пророк, не нуждающийся ни в чем, живущий по иным законам и боящийся только одного: Перуна. Кудесник перечисляет заслуги полководца, хвалит верного коня, а затем неожиданно заканчивает речь, говоря:

… Но примешь ты смерть от коня своего.

В ответ князь усмехается, но в душе он напуган. Великий полководец призывает своих слуг, отдает им верного коня и прощается с ним, наказывая заботливо ухаживать за животным.

Проходит какое-то время, Олег устраивает пир. Читатель видит, что он уже сед. Значит, миновало много лет с момента прощания с боевым конем.

Вдруг Олег вспоминает про славного товарища и просит о встрече с ним. Но ему отвечают:

Конечно, князь внутренне возмущается и недоумевает. Почему же предсказание не сбылось?

Он желает увидеть кости животного и идет к кургану, где почил конь, наступает на череп, из которого выползает змея и кусает князя. Только тогда вещий Олег понимает, что гибелью ему угрожали кости, а не живой конь.

13. Композиция

Композиция линейная.

Экспозиция – рассказ о целях похода Олега.

Завязка – момент встречи с кудесником и княжеская просьба о предсказании.

Затем следует развитие действий, в котором волхв говорит, что смерть придет от коня, и Олег, внимая этим словам, отрекается от животного навсегда. Идут года, на одном из пиров полководец вспоминает давние события и желает увидеть верного боевого друга. Однако узнает, что тот давно мертв. Олег идет посмотреть на кости коня.

Кульминацией можно назвать момент, когда князь видит змею и понимает суть слов кудесника.

Развязка – смерть вещего Олега.

14. Художественное своеобразие произведения

Для придания необходимого исторического колорита автор использует старославянские и древнерусские слова: «дружина», «тризна», «кудесник» и т.д.

Много глагольной лексики, помогающей нарисовать динамичную картину.

15. Размер, рифма, строфика

Произведение написано амфибрахием – размером, нечасто используемым Пушкиным. Однако для баллады, неторопливо и вдумчиво раскрывающей таинственную историю, такое художественное решение вполне подходит.

Каждая строфа состоит из шести строк.

Рифмовка комбинированная: первые четыре строки перекрестная (АБАБ), последние две – смежная (ВВ).

16. Средства художественной выразительности

Пушкин использовал образный, выразительный язык. В текст «Песни о вещем Олеге» много эпитетов: «вещий Олег», «неразумные хазары», «верный конь» и т.д.

Есть олицетворения:

И синего моря обманчивый вал В часы роковой непогоды, И пращ, и стрела, и лукавый кинжалЩадят победителя годы…

Кроме того, в произведении встречаются метафоры: «грядущие годы таятся во мгле», «победой прославлено имя твое», сравнение: «кудри белы как утренний снег».

17. Значение произведения

«Песнь о вещем Олеге» помогает понять отношение автора к року и к месту поэта в этом мире. Она открывает важные аспекты творчества великого русского гения.

18. Актуальность

Произведение актуально до сих пор. Многие современные люди считают, что любой дар дается свыше.

Тот, кто умеет творить, – особенный человек, видящий и воспринимающий мир иначе. Кроме того, роковая неотвратимость жизненных событий тоже остается животрепещущей темой.

19. Моё отношение

Мне нравится пушкинская баллада, потому что она интересная, оригинальная и наполнена мистическим духом.

20. Чему учит

Я думаю, что это произведение учит прислушиваться к намекам или сигналам судьбы, но вместе с тем пытаться реагировать на них правильно.

Используемые источники:

  • https://reshator.com/sprav/literatura/analiz/pesn-o-veshchem-olege-pushkin/
  • https://nauka.club/literatura/pesn-o-veshchem-olege-analiz.html
  • http://hronika.su/kratkij-analiz-stihotvoreniya-pesn-o-veshhem-olege-po-planu/

Одна из моих любимых сказок – «Сказка о царе Салтане». Мама читала мне ее перед сном и я оказывался в волшебном, завораживающем мире. Эту сказку я мог слушать каждый вечер, она мне совсем не надоедала. Сейчас я стал старше, мне стала ближе лирика поэта. Такие стихи, как «Признание», «Желание», «Анчар» не могут оставить равнодушным никого.
Пушкин одинаково хорошо писал и о любви, и о природе, и о войне, и о свободе. Его образы полноценны и объемны, все они несут определенный посыл. Поэт учит нас честности, щедрости, верности своим принципам. Он воспевает в своих произведениях лучшие душевные качества, призывая не терять их, какими бы ни были обстоятельства.
Хорошим примером этому можно считать «Капитанскую дочку». Главный герой произведения, Петр Гринев, хоть и вырос в аристократической семье, не был испорчен. У него была добрая и честная душа, а еще он оказался верным долгу и очень отважным. Такие герои всегда восхищают читателя, с них хочется брать пример.
Просто и красиво Пушкин доносит до читателя свои мысли и чувства. Его язык очень гармоничен и понятен каждому. Поэт не является сторонним наблюдателем происходящего, он всегда искренне сопереживает своим героям и заставляет сопереживать нас.
Произведения Александра Сергеевича во все времена входили в школьную программу и не зря. Они многому нас учат, заставляют любить и гордиться родным языком, настолько красиво они сложены. Этот поэт уникален и, думаю, навсегда останется таковым, он «памятник себе воздвиг нерукотворный…».

Пушкин! С самим именем Пушкина у нас невольно связывается вздох облегчения, улыбка. Какое легкое имя взошло над тяжелой и неуклюжей Российской империей!
Для читающей России Пушкин своими солнечными стихами, можно сказать, утеплил ее климат. У веселого пушкинского очага мы греемся и сегодня, потому что ничего теплее Пушкина не было в русской культуре, не говоря о ее истории.
И мы уже мистически знаем, что ничего теплее пушкинского очага у нас и через тысячи лет не будет. Почему? Потому что после Пушкина у нас были величайшие гении — Гоголь, Толстой, Достоевский и другие. Но при всей гениальности никто из них не достигал никогда пушкинской гармоничности и теплоты.
Два ярких, счастливых впечатления детства у меня связаны с именем Пушкина. Напомню конспективно, потому что я о них уже писал.
Александра Ивановна, наша старая учительница первых классов, читает нам “Капитанскую дочку”. Как уютно было ее слушать, с какой невероятной радостью я ожидал появления Савельича, как хохотал над его вечно бунтующей преданностью. Преданность Савельича бунтовала за право быть еще преданней. Его преданность доходила до того, что с невероятной комичностью оттесняла сам объект преданности, и барин Петруша ничего с этим не мог поделать, потому что это был бунт любви, бунт наоборот. “Капитанская дочка” — это два бунта: бунт ненависти и бунт любви, чего еще, кажется, не заметила критика. И все главные герои осуществляют эти два бунта.
Цветаева, делясь своими детскими дореволюционными воспоминаниями о чтении “Капитанской дочки”, говорила, что у нее дух захватывало от восторга каждый раз, когда появлялся Пугачев. Только ли дело в том, что она сама была замечательным романтическим поэтом? Не было ли заложено в крови россиян ожидание великого разбойника, который каким-то своим таинственным путем установит таинственную справедливость? И дождались.
Но я-то читал этот роман, когда малые и большие Пугачевы правили страной, и хотя сознательно, конечно, этого не понимал, но бессознательно, поэтически был равнодушен к Пугачеву и любил Савельича.
Другое впечатление связано с моим детским, случайным чтением на обложке тетради “Песни о Вещем Олеге”.
Мне повезло, в комнате никого не было, и мне не стыдно было плакать сладостными слезами над судьбой Вещего Олега. Мне было безумно жаль его, и я плакал, но отчего же слезы были сладостны? Видимо, от музыки стихов, от правильности правды случившегося, оттого, что сам конь, живой конь все-таки не виноват в гибели Олега. Опять преданность оказалась незапятнанной. И еще, видимо, — от впервые понятого детским сознанием, что от судьбы не уйдешь. Тогда я в первый раз столкнулся с веществом поэзии в чистом виде и на всю жизнь был потрясен этим.
Пушкин не только навсегда остался лучшим поэтом России, но он и создатель первых лучших образцов русской прозы. Он также предугадал многие великие мысли грядущих эпох.
Знаменитое изречение Достоевского относительно слезинки ребенка и всемирного счастья разве не восходит к “Медному всаднику”, к несчастной судьбе обезумевшего Евгения? Пушкин молча выставил труп бедного Евгения на пути цивилизации и молча сказал:
— Перешагните, если можете. Я не могу.
Лев Толстой, не раз примеривавшийся к прозе Пушкина, иногда ворчал: мол, слишком просто, слишком голо, но кончил как художник «Хаджи-Муратом», вещью пушкинской прозрачности и простоты.
Сознательно или бессознательно настоящий художник создает вторую действительность, помогающую нам выжить в первой. Я думаю, более всего это удавалось Пушкину. По-моему, “Мороз и солнце — день чудесный…” — не только прекрасные стихи, но и средство от простуды, и, что еще важней, средство от депрессии. Все творчество Пушкина — средство от депрессии.
И хотя сам Пушкин в поздних стихах писал, что “на свете счастья нет”, мы имеем право добавить: но есть стихи Пушкина, и это не будет преувеличением. Точнее, большим преувеличением. И тем прочнее это счастье, что к нему всегда можно прикоснуться, сняв томик Пушкина с полки. Думаю, при прочих равных условиях чтение Пушкина способствует долголетию, как альпийский воздух. У меня такое впечатление, что пушкинисты долго живут. Надо проверить. Но сделать это надо тактично.
Знаменитая пушкинская отзывчивость. Можно сказать: ничего себе отзывчивость — брал у всех! Что делать, для гения все плохо лежит. Он берет чужое, чтобы придать интересным замыслам большую устойчивость. Интересно, но плохо лежит. Так и мы бокал, стоящий у краешка стола, бессознательно передвигаем к середине. При этом отпив из него, если он не пустой.
Да, брал у всех, но всегда делал лучше, чем те, у кого брал. Так что смело можно посоветовать современным поэтам: и вы берите у Пушкина! Например, сюжет “Медного всадника”. Остается самая малость — написать лучше.
Щедрость художника — источник его обаяния. Человек, который на просьбу дать яблоко сует нам полдюжины яблок, делается приятен как бы независимо от яблок. Обаятельный человек, большой оригинал.
Необычайная особенность пушкинской поэтической щедрости состоит в том, что он своей безумной щедрости придавал видимость трезвой нормы. Некоторые послепушкинские поэты замечали эту видимость трезвой нормы, но стоящую за ней безумную щедрость не воспринимали. Бедняги, никак не могли понять, чем они хуже Пушкина.
Пушкин гениален не только в том, что он написал, но даже в том, чего не написал. Он гениален в том, что сюжет «Ревизора» и “Мертвых душ” отдал именно Гоголю. Скажем прямо — так Пушкин об этом не мог бы написать, здесь Гоголь был сильнее. И Пушкин это понял. Но какая интуиция, какая общенациональная литературная стратегия! И сам Гоголь ничего лучшего не написал, чем эти вещи. Такое впечатление, что Гоголь, обожествлявший Пушкина, сделал все, чтобы доказать Пушкину, что он был достоин его доверия.
Мне думается, трагедия Гоголя со второй частью “Мертвых душ” связана с тем, что Пушкина уже не было. Только великий авторитет Пушкина мог спасти Гоголя. Пушкин мог бы ему сказать:

Мой Пушкин
Всем русским людям знакомо имя А.С. Пушкина, поэта, любимого  во всём мире. Но мне кажется, что он самый великий среди всех русских поэтов. Ни один поэт не обладал таким удивительным даром так легко и просто и, вместе с тем, так глубоко высказывать свои мысли, чувства поэтическим слогом.
Трудно  представить себе нашу жизнь без Пушкина. Мне кажется, что его стихи я знала всегда. “Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях”, “Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди”, “Сказка о Золотом Петушке” – эти сказки были самыми волшебными, самыми увлекательными для меня. Можно говорить о том, что все великие художники были гуманистами, что они глубоко национальны и их нельзя оторвать от народа.
Можно детально исследовать их творчество, спорить о новаторстве или традиционности их произведений. И все-таки где граница, за которой начинается гениальное?  Тысячи художников на протяжении тысячелетий пытаются постичь извечные тайны внутреннего мира, выразить свое собственное «я», а через него дать обобщенное изображение современного им мира, современного им человека. Многим из них, подражают; их произведения — нарасхват… Но проходит десятилетие — и о них помнят лишь в узком кругу любителей; сто лет — и имена этих художников можно встретить лишь в учебниках, каталогах…
Пушкин вечен и современен. В чем же секрет его? Где начинается великое?
Там же, где и неизмеримое,  необъяснимое. Там, где молчат. Так молчат наедине с Природой, наедине с собой. Там, где начинается личное. Здесь начинается мой Пушкин…

Все мы знакомы с творчеством великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Каждое его произведение – это шедевр мировой литературы, знакомый нам с самого раннего детства. Когда я был ещё совсем маленьким ребёнком, моя мама часто читала мне очень интересные сказки Пушкина, такие как: «Сказка о царе Салтане», «Сказка о попе и о работнике его Балде», «Сказка о рыбаке и рыбке». А вот сказку «У Лукоморья дуб зелёный» я помню наизусть и сейчас.
У Пушкина всего семь сказок, все они абсолютно разные, но объединены какой-то общей идеей, добротой и наполнены теплом, все его сказки интересны и по-своему поучительны. Эти важные качества способствуют раннему развитию маленьких детей, современные дети, как и дети прошлых поколений, с большим интересом читают их. Многие люди выросли на сказках этого величайшего поэта.
Стихи Пушкина тоже дети знают с малых лет. За свою не очень длинную жизнь поэт написал более пятисот стихотворений и все они абсолютно разные. Александр Сергеевич писал обо всем: у него много стихотворений о любви, о свободе, о дружбе, о природе. Стихи Пушкина довольно просты, но при этом имеют очень глубокий смысл.
Каждый человек, погружаясь в прочтение произведений Пушкина, как бы мысленно переживает те обстоятельства, которые описывает поэт в своих известных литературных творениях. Он будто бы сам становится героем произведения и наблюдает за всем, что в нём происходит.
Александр Сергеевич Пушкин прожил совсем немного – всего 37 лет. Но за это время успел сделать очень многое, оставив после себя бесценные произведения литературы, в которые влюбляешься с первых строк и не можешь забыть всю жизнь. Пушкин – гений мировой литературы и с этим трудно поспорить.

Впервые я познакомилась с творчеством великого русского поэта драматурга и прозаика Александра Сергеевича Пушкина в раннем детстве, когда услышала от мамы «Сказку о рыбаке и рыбке». Удивительные приключения старика запали мне в душу, и когда я стала постарше, я сама с увлечением стала читать другие творения этого замечательного автора.
За свою жизнь я уже успела прочитать почти все произведения Александра Сергеевича, но до сих пор, погружаясь в его неповторимые творения, я узнаю что-то новое и интересное для себя. Его произведения помогают мне понять, чем жил поэт и писатель в то время, а также узнать многое об истории нашей великой страны, о её традициях, существовавших в русских семьях, посмотреть на всё происходящее в наше время «другими глазами».
Больше всего мне нравится поэзия писателя. Пушкин писал обо всём, у него есть стихотворения и о дружбе, и о любви, и о подвигах, и, конечно, о чести, встречаются и стихотворения о природе.
Произведения этого автора очень глубокие и искренние. Читая стихи Пушкина, мы невольно ловим себя на мысли, что поэт говорит с нами, будто бы обращаясь к лучшим друзьям. Описания переживаний героев позволяют нам не только понять их чувства, но и на некоторое время представить себя героями стихотворения, увидеть своими глазами всё, о чём рассказывает автор.
Манера повествования у Пушкина особенная, узнаваемая, автор не просто пишет о том, что хочет донести до людей, но и призывает в свидетели своих читателей, заставляет их задуматься и сделать соответствующие выводы. На такое способен лишь истинный гений!
Пушкин был таким же человеком, как и каждый из нас, имел свои достоинства и недостатки, но не найдётся ни одного человека, которому безразлично его творчество! Оставаясь романтиком в душе, он честно говорил о том, что его беспокоит, что у него в душе: «…Я смело чувства выражаю, языком сердца говорю»…

Даже самые маленькие жители нашей планеты знакомы с творчеством Александра Сергеевича Пушкина по его известным произведениям, таким как «Сказка о царе Салтане», «Сказка о мёртвой царевне», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о рыбаке и рыбке», «У лукоморья дуб зелёный», «Сказка о попе и о работнике его Балде». А.С.Пушкин – величайший поэт России, его произведения – это целые сокровища, оставленные потомкам, это достояние всей нашей страны, не зря век, в котором жил и творил этот необычайно талантливый поэт, вошёл в историю литературы как золотой век. Очень жаль, что жизнь Пушкина оборвалась трагически на дуэли, когда ему было всего 37 лет. Наверное, ещё очень многие великие произведения должны были родиться, если бы не эта злополучная дуэль.
Несмотря на свою короткую жизнь, Пушкин успел написать много произведений, впоследствии ставших мировой классикой. С творчеством Пушкина мы знакомимся с раннего детства, маленьким детям, ещё не умеющим читать самостоятельно, родители рассказывают «Сказку о рыбаке и рыбке» и другие известные творения А.С.Пушкина. Каждый из нас в своё время заучивал стихотворение «У лукоморья дуб зеленый» и, наверное, оно остаётся в нашей памяти на всю жизнь.
На протяжении всей жизни мы читаем Пушкина, почти в каждом городе есть памятник, посвящённый этому величайшему поэту. Творчество Пушкина не может оставлять нас равнодушными. Все мы переживали за судьбу Дубровского, с интересом следили за историей любви героев повести «Капитанская дочка» Маши Мироновой и Петра Гринева. В романе «Евгений Онегин» есть ответы на многие жизненные вопросы, поэтому это произведение называют энциклопедией русской жизни.
Больше всего из творчества Пушкина мне нравится роман «Евгений Онегин», любимый герой этого произведения у меня Татьяна Ларина. Да и сам автор любит эту героиню за её естественность, близость с природой, искренность. Из деревни она перебирается в Москву, но аристократическая жизнь её совсем не портит, её индивидуальность никуда не девается. Возлюбленный Татьяны Евгений Онегин в конце романа признаётся ей в любви, Татьяна любит его, но не остаётся с ним, потому что не может нарушить клятву, данную мужу.

Сочинение на тему:  «Творчество А.С.Пушкина в моей жизни».
Пушкин – чудо России. Он  единственный
воистину любимый.  (Н. Теффи)
Все мы хорошо знаем известного писателя Александра Сергеевича Пушкина. Сколько замечательных стихов и сказок он написал! Стихи его прекрасны. Читаешь их, и будто поднимают они тебя над землёй, и ты чувствуешь, видишь всё, о чём написал поэт. Как много в них тепла, сердечности, ярких красок ,особенно золотистого цвета. Все волшебно в произведениях Пушкина. Мы его называем «Солнце русской поэзии».
Пушкин  нисколько не состарился.  Ничего не устарело в языке, в речи, в тёплом   душевном отношении автора к  своим героям .
«Все смолкли, слушают Баяна:
И славит сладостный певец
Людмилу-прелесть и Руслана
И Лелем свитый им венец.»
Он писал не только для детей, но и для взрослых. Бабушка говорит, что в старших классах мы будем читать  «Евгения Онегина» и «Капитанскую дочку»  и откроем для себя немного другого Пушкина. Я сейчас начал читать  поэму«Руслан и Людмила» и восхищён , как кратко  и ярко , и как много мыслей приходят в голову…
« … Потупили  смущённый взгляд:
То три соперника Руслана;
В душе несчастные таят
Любви и ненависти яд.»
Сказки А. С. Пушкина  поучительны: они учат нас не быть жадными на примере сказок«О рыбаке и рыбке» и «О попе  и  работнике  его  Балде». Держать данное слово и не «терять» голову от любви на примере сказки «Золотой петушок». А  в сказках «О мертвой царевне…»  и  «О царе Салтане…»    Пушкин предупреждает нас, что в жизни встречаются и жестокие люди,  будьте осторожны.
Много бы ещё прекрасных стихов, сказок и поэм он мог бы написать, но жизнь его рано прервалась.
Его произведения воспитательны, понятны и здоровы для души. Я никогда не забуду его стихов и сказок. Они всегда будут в моём сердце.
( Василенко Данила  10 лет)

Тема:
«Повесть временных лет. А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге»

Тема: Повесть временных лет. А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге»

Цель: знакомство учащихся с летописью «Повесть временных лет» и
балладой «Песнь о вещем Олеге»

Образовательные: продолжить знакомство с содержанием
произведения А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге»;

Воспитательные: воспитывать интерес к чтению летописей.

Личностные: учатся выказывать своё отношение к героям, выражать свои
эмоции.

Регулятивные: учатся проводить самооценку, контролировать свои действия
в процессе выполнения задания и исправлять ошибки.

Коммуникативные: слушают и вступают в диалог, формулируют
собственное мнение и позицию, участвуют в коллективном обсуждении.

Познавательные: развивают мыслительные операции: анализ,
синтез, обобщение, классификация.

Предметные: определяют основное настроение литературного
произведения, передают его в выразительном чтении

Оборудование: учебник, раздаточный материал, аудиозапись произведения.

2. Введение в тему
(2 мин.)

3. Проверка домашнего
задания (5 мин)

5. Творческое
задание (10 мин.)

Этап
урока

Задачи
урока

Методы
и приемы работы

Деятельность
учителя

Деятельность
учащихся

Формы
организации учебной деятельности

Формы
контроля, взаимоконтроля,

самоконтроля

Планируемые
результаты

предметные

метапредметные

личностные

Орг.момент

Подготовиться
к уроку

беседа


Доброе утро, дорогие ребята!


Меня зовут Татьяна Владимировна и сегодня я проведу у вас урок литературного
чтения


Давайте проверим все ли готово к уроку? Учебник, дневник, тетрадь.

Приветствуют
учителя

Проверяют
готовность.

Фронтальная

самоконтроль

Рег.: учащиеся
самостоятельно определяют свой уровень готовности к уроку;

Готовность
к обучению, отношению к нему

Введение
в тему

Познакомить
учеников с темой урока

беседа


С каким новым произведением мы с вами познакомились на предыдущем уроке?


Ребята, сегодня на уроке мы продолжим работу над данным произведением.

«Песнь
о вещем Олеге»

Фронтальная

контроль

Знают
что такое повесть временных лет

Умеют

выделять
и обобщать информацию

Сформировать
интерес к обучению новой темы

Проверка
домашнего задания

Проверить
домашнее задание

Рассказ


Прежде чем читать произведение, вспомним значения некоторых слов, которые вы
узнали на прошлом уроке.


На партах лежат карточки, ваша задача соединить слово и его значение

Кудесник


древнерусские языческие жрецы, осуществлявшие богослужения и
жертвоприношения, которым приписывались умения заклинать стихии и прорицать
будущее.

Перун


лоб

Волхвы


часть снаряжения и упряжи, надеваемая на голову лошади и предназначенная
для управления животным

Чело


волшебник; чародей, колдун.

Ковыль


предвидящий будущее, пророческий

Вещий


позолоченная железная дужка с ушком, подвешиваемая на ремне к седлу для
упора ног всадника

Сеча


слушает

Позлащенное
стремя


бог-громовержец в славянской мифологии, покровитель князя и дружины

Уздцы


род многолетних однодольных травянистых растений из семейства злаковых

Внемлет


сражение


Обменяйтесь карточкой с соседом. Я буду вам называть правильный ответ. Если ответ
верный, ставите «+», если нет, то «-»

0 ошибок
«5»

1 – 2
ошибки

– «4»

3 – 4
ошибки

– «3»

— Какие
вы молодцы!

Кудесник
волшебник; чародей, колдун.

Перун-бог-громовержец
в славянской мифологии, покровитель князя и дружины

Волхвы
древнерусские языческие жрецы, осуществлявшие богослужения и
жертвоприношения, которым приписывались умения заклинать стихии и прорицать
будущее.

Вещий
предвидящий будущее, пророческий

Чело— лоб
Бранное поле- поле битвы

Сеча
сражение

Позлащенное
стремя

позолоченная железная дужка с ушком, подвешиваемая на ремне к седлу для упора
ног всадника.

Уздцы— часть
снаряжения и упряжи, надеваемая на голову лошади и предназначенная для
управления животным

Внемлет-слушает

Ковыль- род
многолетних однодольных травянистых растений из семейства злаковых

Контроль

Фронтальная,
индивидуальная

умеют
слушать и слышать

Выразительное
чтение

Учить
выразительно читать

Беседа,
пересказ

Чтение по частям

— Ребята, давайте с вами почитаем балладу
выразительно на оценку.

— Ребята на сколько частей можно поделить
произведение? Почитайте начало первой части, второй……

— Давайте их озаглавим

— У нас получился план произведения, запишите
его в свои рабочие тетради.

— Попробуйте пересказать произведение по плану
(1 человек – 1 часть, 2 человек – 2 часть…)

— Сейчас ребята, мы будем учиться читать
выразительно по ролям.

— Определите, сколько чтецов должно быть
задействовано?

— Давайте начнём

План: (1
вариант)

1.      Князь
Олег

2.      Встреча
с кудесником

3.      Обращение
князя к кудеснику

4.      Пророчество
кудесника

5.      Прощание
с конём

6.      Олег
навещает коня

7.      Смерть
Олега

Рассказчик, князь Олег, кудесник, конюх

Самоконтроль

Фронтальная

Знают
содержание фрагмента баллады

Р. Умеют
анализировать и воспроизводить информацию

К
отвечают на вопросы учителя

Интересуются
содержанием рассказа

Творческое
задание

Ответить
на вопрос

Творческое
задание

Сейчас
давайте выполним с вами одно задание.

— Напишите в своих рабочих тетрадях,
развёрнутый ответ на вопрос: «Слабость или сила характера Олега проявилась в
случившемся с ним событии?»

Выполняют
задание.

Индивидуальная

контроль

Умеют
отвечать на вопросы

Знают,
как давать полный ответ

Умеют
слушать и слышать друг друга

Подведение
итогов. Рефлексия. Домашнее задание

Подвести
итоги

Беседа.
обсуждение


Ребята, наш урок подходит к концу.


Подведём итоги нашего урока

— Что мы
делали с вами на уроке?

— К
Какому жанру мы можем отнести это произведение?

— Ребята,
сейчас мы проведём викторину по содержанию баллады. Ваша задача в тетрадях
записать номер вопроса и правильный ответ.

1. 

Какой титул имел Олег?

Князь

Боярин

Царь

2. 

Кого встретил Олег в чистом поле?

Царицу заколдованную

Кудесника-предсказателя

Золотого петушка

3. 

Что было предсказано Олегу?

Скорая свадьба

Смерть от собственного коня

Поражение в битве

4. 

Как Олег решил уберечься от предсказания?

Перестал ходить в походы

Отправил коня своего от себя подальше

Стал ездить только в карете

5. 

Что приказал Олег своим слугам?

Кормить коня, оберегать и пасти его на лугу

Отдать его другому князю

Ничего не приказал, а коня подарил старцу

6. 

Как сложилась судьба Олега без его коня?

Князь пал на поле брани

Его путь устилали победы и ратные подвиги

Олег вернулся на родину и правил долго и мирно

7. 

Что князь узнал о своем коне впоследствии?

Что тот давно уже почил вечным сном

Что верный товарищ остался при старце, где и по сей день

Что конь его жив и ретив как прежде

8. 

Зачем Олег захотел снова увидеть коня своего?

Решил схоронить коня с почестями, потому что пророчество не
сбылось

Соскучился по старому другу

Хотел последний раз взглянуть на его кости

9. 

Почему Олег обозлился на старца, что предсказал ему
погибель от коня?

Потому что конь погиб раньше и предсказание не сбылось

Потому что старец обманул Олега

Из-за того, что отдал ему коня, а тот его не сберег

10. 

Чем в итоге закончилась песнь?

Олег все-таки пал от коня своего

Князь зарекся доверять старцам и мудрецам

Олег похоронил коня и уехал


Обменяйтесь тетрадями с соседом. Я буду вам называть правильный ответ. Если
ответ верный, ставите «+», если нет, то «-»

0 ошибок
«5»

1 – 2
ошибки

– «4»

3 – 4
ошибки

– «3»

Выставление
отметок.

Домашнее
задание:

Откройте свои дневники и запишите домашнее задание

— Выучить
любой отрывок из баллады А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» (не
менее 16 строк)

— Ребята
спасибо вам за урок, до свидания!

Продолжили
знакомство с произведением А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге»

Баллада

Записывают
домашнее задание.

Фронтальная

Контроль,самоконтроль

Умеют
анализировать свою деятельность

Умеют
слышать и слушать

  • Сказка о ?аре салтане
  • Сказка о 1000 звезд дорама актеры
  • Сказка о балде и его работнике балде мультфильм смотреть бесплатно
  • Сказка никита кожемяка мультфильм
  • Сказка нет худа без добра