Сказка о верности лия гераскина краткое содержание

Автор максим коновалов на чтение 10 мин. опубликовано 23.08.2021 исторические любовные романы в стране невыученных уроков 3 книга заблокирована

На чтение 10 мин. Опубликовано

image

Исторические любовные романы В стране невыученных уроков – 3 Книга заблокирована

«В стране невыученных уроков» вот уже сорок лет — самая читаемая в школе книга-сказка о лентяе и двоечнике Вите Перестукине. Ее автор, Лия Гераскина, написала продолжение сказки: «В стране невыученных уроков — 2», в котором уже Витя помогает своим друзьям.

Книга имела успех, поэтому автор решила написать «Третье путешествие в страну невыученных уроков». Полюбившиеся герои — кот Кузя, пес Рекс и попугай Жако, а также известные исторические и литературные личности помогают друзьям Вити понять необходимость хорошо учиться. Читайте захватывающее и самое опасное путешествие в страну невыученных уроков.

Для среднего школьного возраста.

image

Исторические приключения В Стране Невыученных уроков – 2 Книга заблокирована Исторические приключения В стране невыученных уроков (Иллюстрации: В. А. Чижиков) Книга заблокирована

Несладко пришлось двоечнику Вите Перестукину и его коту Кузе в сказочном царстве-государстве, где живут плотоядные коровы и бродят полтора землекопа. По воле автора, друзья проделали изрядный путь, дабы растолковать малолетним лентяям и бездельникам одну исключительно важную мысль: учиться надо хорошо.

Исторические любовные романы СКАЗОЧНЫЕ ПОВЕСТИ

В книгу замечательной детской писательницы и драматурга Лии Борисовны Гераскиной вошли сказочные повести, в том числе хорошо знакомая детям по популярному мультфильму сказка «В Стране невыученных уроков».

Содержание сборника:

Хрустальд и Катринка

Сказка о верности

Волшебная лампа

Чур не перебивать, или как Иван и Настя нашли своё счастье

В Стране невыученных уроков

Исторические любовные романы Каникулы в стране сказок

В книгу вошли сказочные повести советских писателей о необыкновенных приключениях и испытаниях, выпавших на долю самых обыкновенных мальчиков и девочек, в которых юный читатель легко узнает себя и своих друзей.

Для младшего школьного возраста.

× Опубликовано 10.11.2017 – 10:28 –

Презентация  предназначена  для  использования  материала  по  повторению  и  закреплению  изученного.  Содержание  презентации

  соответствует  изучеенным  темам;  можно  работать по  презентации  и  в  других  классах  для  повторения  и  закрепления  изученного.

Скачать:

Вложение Размер
prezentatsiya2.pptx 2.04 МБ

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация по русскому языку. 5 класс. «Начало пути в страну невыученных уроков». Повторение изученных тем: проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова; проверяемые согласные в корне слова; разделительные ъ и ь ; гласные и, у, а после шипящих; употребление ь для обозначения мягкости согласных; буквы е и и в окончаниях имён существительных; безударные гласные в окончаниях имён прилагательных; раздельное написание предлогов с существительными и местоимениями. Запятая при однородных членах предложения, в сложных предложениях.

Слайд 4

Начало пути в страну невыученных уроков За окном у подъезда кричали мальчишки. Св е тило солнце. Пахло сиренью. Меня тянуло выпрыгнуть в окно и побежать к друзьям. Но на столе лежали учебники. Книжки были грязные и скучные, но и очень сильные. Они держали меня в душной комнате, заставляли решать задачу про каменщиков, вставлять буквы и делать многое другое. Я вдруг возненавидел свои учебники, схватил их со стола и швырнул на пол. И вдруг раздался такой грохот, как будто с высокого дома на мостовую упали сорок тысяч железных бочек. Стало темно. Комната осветилась зелёным светом, и я заметил маленьких человечков. Они стояли вокруг стола и сердито на меня смотрели. ( По Л. Гераскиной .)

Слайд 6

В СТРАНЕ НЕВЫУЧЕННЫХ УРОКОВ – вот уже более сорока лет самое читаемое в начальных классах произведение. Попав в волшебную страну, главный герой – лентяй и двоечник Витя Перестукин – сумел достойно преодолеть множество трудностей и понял, что, только изменив свой характер, он сможет начать хорошо учиться.

Слайд 7

Лия Гераскина

Слайд 8

Родилась: 16 октября 1910 г., Новороссийск Умерла: 14 марта 2010 г. Биография Лия Борисовна Гераскина родилась 3(16) октября 1910 года в Новороссийске. Детство и юность провела в Краснодаре, где окончила среднюю школу. С детства писала стихи, в стихах написала свое сочинение на выпускном экзамене. Работала с шестнадцати лет — преподавала в школе для взрослых, разносила почту. Вышла замуж, родила дочь Аллу. В это время поступила работать на фабрику игрушек. В 1932 году Лия с мужем подписали контракт и отправились на строительство Магнитки, в пока еще строящийся Магнитогорск. Там Лия начала работать оператором на распределительном щите электростанции. Здесь в Магнитогорске у нее родился сын Виктор. После этого семья переехала в Солнечногорск, где пробыли недолго и перебрались в Глазов, Удмуртию. Здесь молодые родители работали на парашютной фабрике.

Слайд 9

В 1938 году семья опять переехала — в Красноярск. Здесь Лия Борисовна устроилась работать в редакцию газеты «Красноярский рабочий» обычным литсотрудником . Старейший журналист краевой газеты Афанасий Артемьевич Шадрин, пришедший сюда же почти одновременно с ней, в своих воспоминаниях пишет, что они оба были городскими репортёрами и по жребию разделили город пополам: ей досталась «верхняя» часть от проспекта Сталина (ныне Мира), ему — речная и заречная. Показав себя зрелым, со своеобразным языком и стилем журналистом, Лия Гераскина вскоре стала спецкором. Во время войны в Красноярск хлынул поток эвакуированных, и Лия Борисовна пошла работать в один из эвакопунктов добровольцем. Тогда же вступила в ряды КПСС, по заданию которой возглавила детскую техническую станцию (ДТС). Продолжилась её журналистская работа — она пишет статьи о школах, публикует рецензии на все зрелищные события в городе, сотрудничает с газетой «Красноярский комсомолец».

Слайд 10

В 1947 году на сцене красноярского драмтеатра была поставлена первая пьеса Лии Гераскиной — сказка « Хрустальд и Катринка ». В дальнейшем писательница стала актив­но работать в жанре «школьной пьесы» и переехала в Москву. С 1950 года Гераскина — член Союза писателей СССР. Её пьесы ставят Московский, Хабаровский, Новосибирский, Владивостокский ТЮЗы , Московский театр драмы и комедии. Наибольшую популярность полу­чила пьеса «Аттестат зрелости» (1949), экранизированная в 1954 году, с молодым Василием Лановым в главной роли. В 60-70-е годы Лия Борисовна выступает в различных драматургических жанрах. Так для детского театра она написала пьесу « Джельсомино в стране лжецов» по мотивам сказки Джанни Родари . Тогда же публикуется её знаменитая сказка «В стране невыученных уроков», по мотивам которой в 1969 году выходит не менее знаменитый мультфильм режиссёра Юрия Прыткова .

Слайд 11

В последние годы Лия Гераскина продолжала писать для детей, опубликовав два продолжения сказки «В стране невыученных уроков» и другие книги. Свой путь в литературу Лия Борисовна начинала как журналист, затем получила известность в качестве автора нашумевшей пьесы «Аттестат зрелости» (по ней тоже был снят кинофильм — художественный, с молодым В.Лановым в главной роли). Другие пьесы Гераскиной пополнили репертуар детских театров: самую первую — пьесу-сказку « Хрустальд и Катринка » — поставили ещё в 1947 году в Красноярске, а в середине 1960-х пользовалась успехом сделанная Лией Борисовной инсценировка повести Джанни Родари « Джельсомино в стране лжецов». Всем известен мультфильм “В стране невыученных уроков”. Подробнее на livelib.ru : https://www.livelib.ru/author/1196-liya-geraskina

Слайд 12

Библиография: 1.«В стране невыученных уроков». 2.«Синий цветочек для мамы 3.«Мягкий характер» 4. « В стране невыученных уроков – 2, или Возвращение в страну невыученных уроков» 5.«В стране невыученных уроков – 3» 6. «Домашний зоопарк» 7. «Девочка и какаду» 8.«Волшебная лампа ». Подробнее на livelib.ru : https://www.livelib.ru/author/1196-liya-geraskina

Слайд 13

Аттестат зрелости (фильм) В стране невыученных уроков (мультфильм) Экранизации

Слайд 14

Грамматическое задание: Записать в квадратных скобках, какие звуки слышатся в конце слов: каменщиков, вдруг, пол. Выписать по 2 примера обозначения мягких согласных: с помощью ь знака; с помощью букв Е, Ё, Ю, Я, И. Выписать 3 слова с безударными гласными в корне, подобрать к ним проверочные слова. Найти сложное предложение в последнем абзаце, доказать, что это предложение сложно е

Слайд 15

Ответы: 1). Каменщиков – звук ф ; Вдруг – звук к; Пол – звук л. 2). 1. Выпрыгнуть, осветилась. 2. Светило, сильные.

Слайд 16

3. Побежать – бег; темно – темень; смотрели – посмотрим. 4. Комната осветилась зеленоватым светом, и я заметил маленьких человечков. Предложение повествовательное, сложное, состоит из двух простых предложений, в каждом простом предложении есть своя грамматическая основа.

Слайд 17

Домашнее задание: повторять изученные правила.

  • Мне нравится
Афиша

  • Москва
  • Санкт-Петербург
  • Абакан
  • Азов
  • Альметьевск
  • Анапа
  • Ангарск
  • Арзамас
  • Армавир
  • Артем
  • Архангельск
  • Астрахань
  • Ачинск
  • Балаково
  • Балашиха
  • Балашов
  • Барнаул
  • Батайск
  • Белгород
  • Белорецк
  • Белореченск
  • Бердск
  • Березники
  • Бийск
  • Благовещенск
  • Братск
  • Брянск
  • Бугульма
  • Бугуруслан
  • Бузулук
  • Великий Новгород
  • Верхняя Пышма
  • Видное
  • Владивосток
  • Владикавказ
  • Владимир
  • Волгоград
  • Волгодонск
  • Волжский
  • Вологда
  • Вольск
  • Воронеж
  • Воскресенск
  • Всеволожск
  • Выборг
  • Гатчина
  • Геленджик
  • Горно-Алтайск
  • Грозный
  • Губкин
  • Гудермес
  • Дербент
  • Дзержинск
  • Димитровград
  • Дмитров
  • Долгопрудный
  • Домодедово
  • Дубна
  • Евпатория
  • Екатеринбург
  • Елец
  • Ессентуки
  • Железногорск
  • Жуковский
  • Зарайск
  • Заречный
  • Звенигород
  • Зеленогорск
  • Зеленоград
  • Златоуст
  • Иваново
  • Ивантеевка
  • Ижевск
  • Иркутск
  • Искитим
  • Истра
  • Йошкар-Ола
  • Казань
  • Калининград
  • Калуга
  • Каменск-Уральский
  • Камышин
  • Каспийск
  • Кемерово
  • Кингисепп
  • Кириши
  • Киров
  • Кисловодск
  • Клин
  • Клинцы
  • Ковров
  • Коломна
  • Колпино
  • Комсомольск-на-Амуре
  • Копейск
  • Королев
  • Коряжма
  • Кострома
  • Красногорск
  • Краснодар
  • Краснознаменск
  • Красноярск
  • Кронштадт
  • Кстово
  • Кубинка
  • Кузнецк
  • Курган
  • Курск
  • Лесной
  • Лесной Городок
  • Липецк
  • Лобня
  • Лодейное Поле
  • Ломоносов
  • Луховицы
  • Лысьва
  • Лыткарино
  • Люберцы
  • Магадан
  • Магнитогорск
  • Майкоп
  • Махачкала
  • Миасс
  • Можайск
  • Московский
  • Мурманск
  • Муром
  • Мценск
  • Мытищи
  • Набережные Челны
  • Назрань
  • Нальчик
  • Наро-Фоминск
  • Находка
  • Невинномысск
  • Нефтекамск
  • Нефтеюганск
  • Нижневартовск
  • Нижнекамск
  • Нижний Новгород
  • Нижний Тагил
  • Новоалтайск
  • Новокузнецк
  • Новокуйбышевск
  • Новомосковск
  • Новороссийск
  • Новосибирск
  • Новоуральск
  • Новочебоксарск
  • Новошахтинск
  • Новый Уренгой
  • Ногинск
  • Норильск
  • Ноябрьск
  • Нягань
  • Обнинск
  • Одинцово
  • Озерск
  • Озеры
  • Октябрьский
  • Омск
  • Орел
  • Оренбург
  • Орехово-Зуево
  • Орск
  • Павлово
  • Павловский Посад
  • Пенза
  • Первоуральск
  • Пермь
  • Петергоф
  • Петрозаводск
  • Петропавловск-Камчатский
  • Подольск
  • Прокопьевск
  • Псков
  • Пушкин
  • Пушкино
  • Пятигорск
  • Раменское
  • Ревда
  • Реутов
  • Ростов-на-Дону
  • Рубцовск
  • Руза
  • Рыбинск
  • Рязань
  • Салават
  • Салехард
  • Самара
  • Саранск
  • Саратов
  • Саров
  • Севастополь
  • Северодвинск
  • Североморск
  • Северск
  • Сергиев Посад
  • Серпухов
  • Сестрорецк
  • Симферополь
  • Смоленск
  • Сокол
  • Солнечногорск
  • Сосновый Бор
  • Сочи
  • Спасск-Дальний
  • Ставрополь
  • Старый Оскол
  • Стерлитамак
  • Ступино
  • Сургут
  • Сызрань
  • Сыктывкар
  • Таганрог
  • Тамбов
  • Тверь
  • Тихвин
  • Тольятти
  • Томск
  • Туапсе
  • Тула
  • Тюмень
  • Улан-Удэ
  • Ульяновск
  • Уссурийск
  • Усть-Илимск
  • Уфа
  • Феодосия
  • Фрязино
  • Хабаровск
  • Ханты-Мансийск
  • Химки
  • Чебоксары
  • Челябинск
  • Череповец
  • Черкесск
  • Чехов
  • Чита
  • Шахты
  • Щелково
  • Электросталь
  • Элиста
  • Энгельс
  • Южно-Сахалинск
  • Якутск
  • Ялта
  • Ярославль

Лия Борисовна Гераскина

3 публикации

Распечатай плакат для школы

Подгрузить 1 страницу «”Рыжий кот”» представляет буктрейлер к произведению «В стране невыученных уроков»

Л. Б. Гераскиной

14:02, 20 сентября 2017 г.

| Нижегородская область, Первомайск, улица Мочалина RU, Первомайск, NIZ Ахметова Лейла представляет буктрейлер к произведению «В стране невыученных уроков»

Л. Б. Гераскиной

11:17, 20 сентября 2017 г.

| Республика Татарстан, Набережные Челны RU, Набережные Челны, TA Владислав Розсохань представляет буктрейлер к произведению «В стране невыученных уроков»

Л. Б. Гераскиной

20:49, 19 сентября 2017 г.

| Киров RU, Киров, KIR Подгрузить 2 страницу Сказки для детей > Авторские сказки классиков > Лия Гераскина: Сказки

Список сказок и рассказов:

  1. image Лия Гераскина — В стране невыученных уроков
Лия Гераскина — В Стране Невыученных уроков — 2 или возвращение в страну невыученных уроков
Лия Гераскина — Хрустальд и Катринка

Лия Гераскина: Сказки: читать онлайн популярные, лучшие народные сказки для детей, мальчиков и девочек, и их родителей о любви и Родине, природе, животных. Если вы не нашли желаемую сказку или тематику, рекомендуем воспользоваться поиском вверху сайта.

Школа:
 

Учитель: 

Класс: 5

Дата:«__________»____20___г.

Тема
урока №
27

Главные и второстепенные персонажи сказки А.С. Пушкина.
Богатство и красота языка сказки А.С. Пушкина.

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке:

5.ПО 2 — иметь общее представление о художественном
произведении, осмысливать тему;

5.АИ 7 — определять отношение автора к главным героям при
поддержке учителя;

5.АИ 9 — писать творческие работы (сказки, рассказы, мини-сочинения
на литературные темы по опорным словам, иллюстрациям);

5.ОС 1 — участвовать в обсуждении произведения, выражая свои
мысли и чувства;

5.ПО 6 — давать краткий
и полный ответ на вопрос;

5.ПО 5 —  кратко пересказывать содержание произведения или
отрывка;

5.ПО 1 — понимать термины: литературный герой, персонаж;

5.АИ 4 — анализировать эпизоды, важные для характеристики
главных героев, при поддержке учителя.

Цели урока:

-понимать содержание прочитанного текста и отвечать на
вопросы;

-составлять описание героев;

-участвовать в диалогах;

-оценивать высказывание на основе своего согласия/несогласия.

-составлять краткосрочный проект;

-высказывать простые оценочные суждения;

-пересказать сказку  с использованием творческих моментов (изменение
формы лица рассказчика).

-отвечать на вопросы высокого порядка и сами составлять их;

-обобщать изученный материал и делать выводы;

— писать эссе на заданную тему.

Уровень
мыслительных навыков

Знание, понимание, применение, анализ, синтез

Критерии оценивания

-читают текст и отвечают на вопросы;

-знают содержание прочитанных ранее отрывков сказки;

-понимают, как поступки героев связаны с главной мыслью
произведения;

-применяют знание текста для ответов
на вопросы и формулировки логических выводов;

-применяют знание содержания сказки
при написании эссе.

Языковые
цели

В ходе работы будет охвачена большая часть языковых целей,
предоставлена возможность для выполнения целого ряда различных заданий
аналитического и творческого характера. 

Ключевые слова и фразы:

Литературный герой, персонаж

Привитие

ценностей

Способствовать осознанию  учащимися ценностей «Мәңгілік
ел». 
Привитие через чтение произведения таких ценностей, как
любовь, верность, преданность.

Межпредметные

связи

    В разделе прослеживаются  межпредметные связи  с
дисциплинами «Русская  литература»,  с разделами «Фольклор», «Искусство».

ИКТ

Предварительные

знания

    Этот раздел построен на
знаниях и навыках, полученных в начальной школе и на уроках русской
литературы в 1-ой четверти. Учебная деятельность ориентирована на развитие
навыков выразительного чтения, пересказа, анализа текстов на уровне
определения темы/тематики, основной мысли через чтение и анализ  фольклорных
и литературных прозаических и поэтических текстов, соответствующих возрасту
учащихся 10 -11 лет.

Ход урока

Этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

Начало урока

1. Организационный момент.

Приветствие учащихся на трех языках.

Определение учебных результатов.

Ты продолжишь чтение «Сказки о мертвой царевне и семи
богатырях», а также узнаешь, чем закончилась история противостояния двух
героинь; сделаешь пересказ прочитанного отрывка и оценишь его.

2. Психологический настрой

«Расшифруем имя героя…»

На доске написано слово «Пушкин». Учитель предлагает на каждую
букву в этом слове подобрать прилагательное, характеризующее его и объяснить
выбор (например, «П» — поэтический – т.к. создавал стихотворения и поэмы; «У»
— увлекательный и т.д.)

П

У

Ш

К

И

Н

Середина урока

3. Изучение нового материала.

К. Прием «В мастерской художника»

На доске картинки с иллюстрациями к тем моментам сказки,
которые были изучены ранее.

Задание: Расскажите, какой 
фрагменты произведения момент изобразил художник на картине.  

После того, как все предположения высказаны, учитель
предлагает ознакомиться с продолжением сказки  в учебнике.

Дескрипторы:

— рассматривает иллюстрации и находит
соответствие в тексте;

— приводит примеры из произведений для
поддержки своего ответа;

-строит полные предложения логично и последовательно.

ФО «Аплодисменты»

Формирование  читательской грамотности

К.  Прием «Активное чтение»

 Задание: Прочитайте предложенный отрывок сказки, ответьте на вопросы.

1.  К кому обращался Елисей   с просьбой о помощи в поисках
царевны?

2. Что произошло, когда царевич отыскал царевну?

3. Что случилось со злой царицей?

Дескрипторы:

-отвечает на вопросы по содержанию произведения;

-демонстрирует понимание прочитанного отрывка сказки;

— приводит в качестве примеров эпизоды, цитаты из  
произведения.

ФО «Жесты рукой»

Погружение в теорию

И. П. Прием «Литературный термин»

Задание: Познакомьтесь с понятиями
http://ic.pics.livejournal.com/ele_n_a/63492563/484821/484821_900.jpg«литературный герой» и «персонаж» (с.146), узнайте их отличия.

Определите  литературного героя сказки, выделите  персонажей
сказки.

Дескрипторы:

-понимает значение  терминов литературный герой и персонаж;

-выделяет литературного героя и персонажей сказки;

приводит примеры из произведений для поддержки своего
ответа.

ФО «Аплодисменты»

И. Прием «Картинная галерея»

Задание: Рассмотрите иллюстрацию к
сказке А. С. Пушкина и поразмышляйте  над вопросами.

-О чем думает царевич, глядя на царевну в хрустальном гробу?

-Почему художник именно так изобразил этот момент?

Дескрипторы:

— дает полный и краткий ответ на вопрос;

— подтверждает собственную позицию
аргументами;

— демонстрирует понимание прочитанного текста.

ФО «Похвала»

И., П.   Прием «Творческий пересказ»

Задание: Подготовьте
творческий пересказ отрывка из сказки, преобразив при этом форму лица
рассказчика и добавив монолог героя. 

Дескрипторы:

-пересказывает прочитанный отрывок от
лица очевидца событий;

-сохраняет последовательность событий;

-производит замену рассказчика.

ФО «Взаимооценивание  по критериям»

4. Закрепление.

Развитие критического мышления

И. Прием «Двухминутное эссе»

Задание: Напишите эссе в течение
двух минут, подумав над вопросом:

Почему сказка А.С. Пушкина содержит в своём названии сочетание
«мёртвая царевна»? Ведь царевна оказалась жива?

Дескрипторы:

-пишет эссе на предложенную тему;

— излагает логично и последовательно;

— аргументирует собственную точку зрения примерами из текста.

ФО «Авторский стул»

иллюстрации

http://images.vectorhq.com/images/istock/previews/1500/15008548-whimsical-sketch-of-young-boy-reading-book.jpg

image003

Конец урока

5. Итог урока. Возвращение к целям урока.

И. Рефлексия.

image004

image005

image006

Выполнил все задания на уроке

не справился с 1 заданием

Не справился с 2 и более заданий

 Вспомните, чему вы научились на этом
уроке, что было для вас сложным, легким в исполнении. Какие вопросы остались
нераскрытыми для вас?

6. Домашнее задание.

Прием «Журналист»

Придумайте с другом вопросы к главным героям сказки и их
предполагаемые ответы. Распределите между собой роли и инсценируйте это
интервью.

Лингвистический анализ.

Выбери любые три слова из сказки, которые тебе непонятны и
определи их значение.

Дорогие ребята и уважаемые родители! Все мы с нетерпением ждём летних каникул и не забываем, что во время них можно не только отдохнуть, но и получить пользу. Для этого предлагаем воспользоваться списком книг на лето, куда входит рекомендованная литература для учащихся разных классов (с 1 по 4 класс).

Все произведения соответствуют возрасту детей, которым они рекомендованы. Они интересны и затрагивают темы, важные для каждого человека. Отношения родителей и детей, взаимопонимание и разочарование, привязанность и ссоры, милосердие и вера – ребёнку неизбежно придётся с этим разобраться, прежде чем он войдёт во взрослую жизнь.

Мы постарались включить в перечень литературы на лето как можно больше разных жанров:

Список литературы на лето после 1 класса.

Русские народные сказки:

  1. Петушок и бобовое зёрнышко.
  2. Лиса и тетерев.
  3. Лиса и журавль.
  4. Каша из топора.  
  5. Гуси-лебеди.

Русская литература

1. А.С. Пушкин “Сказка о царе Салтане”, “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”

2. Д.Н. Мамин-Сибиряк “Серая шейка”

3. Л.Н.Толстой “Три медведя”, “Котенок”, “Булька”, “Три товарища”

4. Н.Носов “Живая шляпа”, “Заплатка”, “Затейники”.

5. М.М. Зощенко “Елка”

6. В.Катаев “Дудочка и кувшинчик”,”Цветик-семицветик”

7. П.П. Бажов “Серебряное копытце”

8. М.Пришвин “Еж”, “Берестяная трубочка”, “Лисичкин хлеб”

9. В.Бианки “Как муравьишка домой собирался”, “Аришка-трусишка”, “Кто чем поет?”

10.В.В. Медведев “Обыкновенный великан”

11.Э.Н.Успенский “Крокодил Гена и его друзья”, “Дядя Федор, пес и кот”

12.В. Драгунский «Денискины рассказы»

Зарубежная литература:

1. Г.Х.Андерсен “Принцесса на горошине”, “Дюймовочка”, “Стойкий оловянный солдатик”, “Русалочка”, ”Гадкий утенок”

2. Братья Гримм “Сладкая каша”, “Золотой гусь”

3. Ш. Перро “Спящая красавица”, “Кот в сапогах”, “Золушка”, “Красная шапочка”

4. Дж. Родари “Путешествие голубой стрелы”

5. Т.Янсон “Маленькие тролли и большое наводнение”

6. А.Линдгрен “Три повести о Малыше и Карлсоне”

7. А.Милн “Винни Пух и все-все-все”

8. Р.Киплинг”Рикки-Тикки-Тави”, “Отчего у верблюда горб”, “Слоненок”

Стихи:

1. Б.Заходер “Веселые стихи”, ”Птичья школа”

2. С. Михалков “Дремота и забота”, ”Про мимозу”, “Дядя Степа”, “Чистописание”

3. С.Маршак “Рассказ о неизвестном герое”, ”Детка в клетка”, ”Школьнику на память”

4. К.Чуковский “Доктор Айболит”, «Путаница», «Федорино горе»

5. Г.Остер “Вредные советы”, “Зарядка для хвоста”

Список литературы на лето после 2 класса.

Читательский дневник (отзыв)

Название произведения, жанр, тема.

Главные герои.

Краткое содержание (5-6 предложений).

Твоё отношение к произведению.

Пословица к данной теме

  1. В.Ф. Одоевский «Город в табакерке».
  2. В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе».
  3. П.П. Бажов «Серебряное копытце».
  4. С.Т. Аксаков «Аленький цветочек».
  5. А.С. Пушкин «Сказка о золотом петушке».
  6.  П. Ершов «Конек-Горбунок».
  7. К.Г. Паустовский  «Похождения жука-носорога».
  8. А.П. Платонов «Солдат и царица», «Волшебное кольцо».
  9. М. Пришвин «Кладовая солнца».
  10.  А. Волков «Волшебник Изумрудного города».
  11.  Е. Шварц «Сказка о потерянном времени».
  12.  В. Губарев  «Королевство кривых зеркал».
  13.  С. Прокофьева « Ученик волшебника».
  14.  Л. Лагин  «Старик Хоттабыч».
  15.  А. Гайдар «Горячий камень», «Голубая чашка».
  16.  Е.С. Велтистов «Приключения Электроника».
  17.  К. Булычёв «Путешествие Алисы».
  18.  Л. Гераскина «В стране невыученных уроков».
  19.  Н.Носов  «Витя Маляев в шоле и дома».
  20.  В. Драгунский «Денискины рассказы».
  21.  В. Гауф «Карлик Нос», «Маленький Мук», «Калиф-аист».
  22.  Э. Распэ  «Приключения барона Мюнхаузена».
  23.  Р. Киплинг «Рикки — Тикки — Тави».
  24.  М. Твен «Приключения Тома Сойера».
  25.  Дж. Р.Р. Толкиева «Хоббит, или Туда и обратно».
  26.  П.Трэверс «Мери Поппинс».
  27.  Дж. Барри «Питер Пэн и Венди».
  28.  А. Милна «Винни Пух и все-все-все».
  29.  А. Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше».

Список литературы на лето после 3 класса.

Читательский дневник (отзыв)

Название произведения, жанр, тема.

Краткое содержание (5-6 предложений).

Своё отношение к произведению.

Произведения этого автора.

1. А. Одоевский «Городок в табакерке».

2. А. Погорельский «Черная курица, или подземные жители».
3. В. Жуковский «Спящая царевна».

4. В. Даль «Война грибов с ягодами».

5. А. Куприн «Слон».

6. П. Бажов  «Малахитовая шкатулка».

7. В. Бианки  «Синичкин календарь».

8. Б. Житков «Морские истории».
9. Г. Скребицкий « Сказки следопыта», «Лесной голосок».

10. Н. Сладков «Лесные тайнички».

11. С. Алексеев  «Рассказы из русской истории».

12. А.Чехов. «Каштанка».

13. А. Гайдар «Тимур и его команда», «Военная тайна»

14. В. Катаев «Сын полка».

15. К. Булычев «Заповедник сказок».

16. Л. Пантелеев «На ялике», «Главный инженер».

17. В. Беляев «Старая крепость».

18. В. Медведев «Неизвестные приключения Баранкина».

19. А. Некрасов  «Приключения капитана Врунгеля».

20. С. Прокофьева «Приключения желтого чемоданчика».

21. А. Рыбаков «Кортик».

22. А. Волков «Желтый туман», «Тайна заброшенного замка».

23. Т. Александрова  «Домовёнок Кузька».

24. А. Линдгрен «Калле Блюмквист – сыщик».

25. Р. Киплинг «Кошка, которая гуляла сама по себе».

26. Ч. Диккенс. «Приключения Оливера Твиста».

27. Э. Гофман  «Щелкунчик и Мышиный король»

28. Ж. Верн «Дети капитана Гранта».

29. Э. Д’Эрвильи «Приключения доисторического мальчика».

30. Д. Родари  «Джельсомино в стране Лгунов».

Список литературы для чтения летом 5 класс

Следующие произведения рекомендуется прочитать в течение лета, чтобы во время учебного года появилась возможность сократить время подготовки к урокам.

Для прочтения  всего  списка обязательной литературы летом перед 5-м классом надо ежедневно читать примерно 30 минут или 6–7 страниц текста.

Список обязательной литературы на лето для 5-го класса

1. Мифы народов мира («Мифы Древней Греции», «Славянские мифы» и др.)

2. Русские народные сказки («Царевна-лягушка», «Три царства», «Марья-Маревна» и др.)

3. Сказки «Тысяча и одной ночи» («Путешествия Синдбада-морехода»)

4. Басни И. А. Крылова

5. А.С. Пушкин «Руслан и Людмила»

6. Н.В. Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки» («Ночь перед Рождеством»)

7. Э.Т. Гофман «Щелкунчик и Мышиный король»

8. В.Г. Короленко «В дурном обществе»

9. И.С. Тургенев «Муму»

10. О´Генри «Вождь краснокожих»

11. М.Ю. Лермонтов «Бородино»

12. А.П. Платонов «Волшебное кольцо»

13. Ш. Перро «Сказки» (полный вариант, с моралью после сказок)

14. Г.Х. Андерсен. Сказки. «Снежная королева», «Соловей»

15. Дж. Родари «Сказки по телефону»

16. Л. Кэрролд «Алиса в стране чудес»

17. Дж.Р. Толкин «Хоббит, или Туда и обратно»

18. Ф.М. Достоевский «Мальчик у Христа на елке»

19. Рассказы о животных (Б. Житков, Сетон-Томпсон, Дж. Даррелл)

20. В.П. Астафьев «Васюткино озеро», «Конь с розовой гривой»

21. К. Булычев «Приключения Алисы» («Девочка с Земли», «Заповедник сказок», «Козлик Иван Иванович» и др.)

22. Т. Янссон «Последний в мире дракон»

23. Д. Дефо «Робинзон Крузо»

24. Р.Э. Распе «Приключения барона Мюнхгаузена»

25. А. Линдгрен «Приключения Калле Блюмквиста»

26. М.Твен «Приключения Тома Сойера»

Персонажи романа

  • Аркадий носит фамилию своего отца по документам – Долгорукий. На самом же деле жизнь ему дал дворянин Версилов. С детства мальчик был отдан на попечение чужим людям. О себе юноша говорит как о нелюдимом человеке. Он решил посвятить жизнь идее разбогатеть, так как именно богатство дает власть. Роман представляет из себя рассказ Аркадия о последнем годе его жизни. Подросток, с детства лишенный общества родителей, стремится разгадать тайну отца. Пройдя через множество испытаний, он обретает понимание того, что необходимо дальше учиться.

  • Версилов – некогда богатый дворянин, промотавший три состояния. На момент повествования он разорился, лишился поддержки старых друзей. Потеряв законную жену в 25 лет, он остался с двумя детьми. Встретив мать главного героя, Андрей Петрович выкупил ее у мужа и стал везде с собой возить. Этот персонаж по-своему уникален: пытаясь совершить доброе дело, он попадает в ситуацию, когда его поступки окружающие воспринимают как низкие.

  • Софья Андреевна, будучи в законном браке, вступила в любовную связь с Версиловым. В результате на свет появилось трое детей, один из которых умер в младенчестве. Она беззаветно привязана к своему возлюбленному, терпит его пренебрежение, долгие годы хранит верность.

  • Катерина Ахмакова – оставшаяся после брака без гроша в кармане дочь богатого князя Сокольского. Задумала объявить отца недееспособным, но затем отказалась от этого замысла.

  • Лиза – сестра подростка, забеременевшая от князя Сергея.

  • Анна – сестра главного героя по отцу, вышедшая замуж за старого Сокольского. После его смерти отказалась от оставленных ей денег.

  • Васин – участник запрещенного кружка. Влюблен в Лизу.

  • Ламберт – знакомый подростка по гимназии. Занимается подлыми делами. Способен на обман и шантаж.

Краткий пересказ «Подростка»

Рассказ о судьбе героя, пережившего трансформацию взглядов на окружающий мир, заключен в три части книги Достоевского «Подросток». Краткое содержание по главам поможет узнать особенности сюжета.

достоевский подросток краткое содержание

Часть 1

В первой части подросток знакомится с родственниками, формулирует идеи, которыми руководствуется по жизни.

Глава 1

Аркадий рассказывает о своем происхождении. Являясь отпрыском Версилова, он долгие годы жил вдали от матери. Происхождение угнетающе действует на героя: он носит известную всем фамилию Долгорукий, но при этом является незаконнорожденным.

Решив после гимназии не продолжать обучение, юноша по приглашению истинного отца приезжает в столицу. Он впервые встречается с Лизой, вынужденной помогать матери зарабатывать на жизнь. Версилов, изгнанный из света, продолжает вести жизнь богача. Он рассчитывал выиграть в суде у князей Сокольских богатое поместье. Сын задается идеей узнать тайны Андрея Петровича.

Глава 2

Долгие годы приятелем отца был князь Сокольский (однофамилец тех князей, с которыми герой судился). Год назад он прекратил общение с Андреем из-за того, что в Германии произошел скандальный инцидент. К князю на службу устраивают Аркадия. Задача юноши – развлекать старика, скрашивать его одиночество.

19 октября, в день получения жалования, подросток узнал, что в суде выносится решение по делу отца. В этот же день он знакомится с сестрой Анной. Позже в дом отца возвращается Катерина.

Глава 3

Для того, чтобы быстрее разбогатеть, Аркадий тратит часть заработанных денег на аукционе – перепродает альбом. После он посещает давнего знакомого по учебе Зверева, который сводит его с Крафтом. Вместе они приходят к Дергачеву, где собирается молодежь для обсуждения роли русского народа и будущего страны. Юноша решает не делиться с ними своими идеями. После собрания он уходит с Васиным.

Глава 4

Крафт разочаровался в жизни, так как все живут только для себя, позабыв о нравственных принципах. Он отдает Аркадию ценный документ. Наследство, о котором мечтает Версилов, было завещано не ему, а князьям Сокольским.

Крафт рассказывает о происшествии в Германии. Версилов был близко знаком с Катериной, у которой была юная падчерица, влюбившаяся в него. В результате девушка с горя отравилась. Один из Сокольских ударил Андрея, на что тот не ответил и был исключен из высшего общества.

подросток краткое содержание по главам

Приятель также рассказал, что Катерина написала письмо, в котором выразила желание признать отца недееспособным. Позже бумага пропала. Девушка боялась, что князь лишит ее имущества, когда узнает о происшедшем. Аркадий скрыл, что этот документ у него.

Глава 5

Подросток говорит о сути своей главной мысли. Он желает разбогатеть, чтобы обрести могущество и отдалиться от мира. Для этого парень несколько лет воспитывал силу воли. Заработанными средствами он планирует поделиться с нуждающимися.

Глава 6

Версилов сообщает домочадцам о том, что дело о наследстве решено в его пользу. Он приказывает вернуть сыну те деньги, которые тот ранее отдал родным.

Парень вспоминает о том, как впервые увидел родного отца, какую бурю эмоций это событие посеяло в его детской душе. Он с грустью думает о том, что тогда же увидел мать в третий раз в жизни. Юноше обидно за годы унижений, которые ему пришлось терпеть из-за происхождения. Он ссорится с отцом и уходит.

Глава 7

Андрей пытается наладить отношения с сыном. Парень считает, что он сделал шаг к примирению, чтобы выяснить, где письмо Катерины. Подросток говорит о том, что встретился с Андреем не для того, чтобы обогатиться за его счет, а потому, что нуждался в отце.

Глава 8

Главный герой решает пойти на дуэль с Сергеем Сокольским, чтобы обелить имя отца. Он просит Зверева помочь, но получает отказ. Тогда Аркадий идет к Васину, где встречает обманщика Стебелькова. Он утверждает, что Лидия, падчерица Катерины, родила от Андрея Петровича ребенка.

достоевский подросток краткое содержание по главам

Позже юноша узнает, что Крафт покончил жизнь самоубийством.

Глава 9

Оля, жившая рядом с Васиным, нуждалась в деньгах. Версилов решил помочь девушке и дал ей некую сумму. Многократно обманутая другими, Оля решила, что Андрей хочет использовать ее в своих целях, оскорбилась и принесла деньги. В ту же ночь она повесилась.

Аркадий передал Андрею письмо о наследстве. Васин рассказал, что Версилов не был отцом ребенка Лидии. Девушка забеременела от князя Сергея, а Андрей хотел ей помочь скрыть позор.

Глава 10

Андрей Петрович отказался от наследства. Подросток считает это благородным поступком, заслуживающим восхищения.

Парень знакомится с Сергеем Сокольским, азартным игроком, из-за пагубного пристрастия оказавшимся в долгах. У него он встречает сестру Лизу.

Часть вторая

Книги Достоевского «Подросток» краткое содержание далее описывает события, происходящие через пару месяцев.

Глава 1

Подросток, сблизившись с князем Сергеем, отступил от своей великой идеи. Он тратит деньги, дорого одевается, обедает в ресторанах. С отцом у него установились более близкие отношения.

Глава 2

Сергей обещает отдать третью часть наследства Версилову. Главный герой берет у него деньги в счет этой суммы.

Ахмакова собирается связать жизнь с бароном Бьорингом. Рассказывая об этом, Стебельков упоминает, что у Сергея находилась Лиза.

роман подросток краткое содержание

Глава 3

Сводная сестра Анна была дорога пожилому князю Сокольскому. Поэтому старик решил обеспечить ее богатым приданым. Стебельков предлагает главному герою крупную сумму, чтобы он не вмешивался в устройство ее судьбы с Сергеем. За счет этих денег бесчестный сплетник желал обогатиться. Подросток не понимает намеков о том, что Лиза также играет роль в этом деле.

У Анны юноша встречает Лизу. Она просит парня не увлекаться азартными играми.

Глава 4

Аркадий, увлеченный Катериной, на встрече с ней говорит ложь о том, что ее письмо уничтожено. Он принимает решение сжечь компрометирующий девушку документ.

Глава 5

Подросток мирится с матерью, обещает, что будет играть в последний раз. Он признается отцу в своей незрелости, так как не умеет отделять хорошее от плохого. Юноша признается в своих чувствах к Катерине. Андрей восхищается его порывом.

Глава 6

Во время игры в рулетку главный герой осознает, что предал свою идею. Когда вор крадет у него деньги, он не устраивает разборки, чем разочаровывает Сергея. Аркадий лишается выигранных денег и едет к князю. С ужасом он узнает, что Лиза беременна от его товарища Сокольского. Князь думал все это время, что парень брал у него деньги как откуп за беременность родственницы.

Аркадий узнает, что Андрей Петрович склонял Сергея оболгать Катерину.

Глава 7

Сергей предложил Елизавете выйти за него. Узнав об этом, Анна решила выйти за старого Сокольского. Князь признается Аркадию, что замешан в преступной деятельности. За плату он помогал Стебелькову подделывать важные документы. Теперь Сергей не только должен отдать негодяям свое имущество, но и еще 10 тысяч сверх этого.

Глава 8

Катерина Николаевна не желает больше видеть подростка, так как Андрей Петрович в письме обвинил ее в пагубном влиянии на Аркадия. Во время игры в рулетку юноше везет, но его обвиняют в мошенничестве, и он остается без гроша. Сергей отрекается от друга.

Глава 9

Аркадий решает зажечь склад с дровами, но падает с крыши и впадает в беспамятство. Ему видится пансион, в котором его бьет товарищ Ламберт. Открыв глаза, юноша видит старого друга наяву. Приятель приводит парня к себе. В бреду Аркадий выдает все свои тайны.

роман подросток достоевского краткое содержание

Воровство при игре в рулетку раскрывается, и юноше возвращают деньги.

Часть 3

Заключительная часть «Подростка», краткое содержание по главам которой приведено ниже, посвящена изменениям, произошедшим в душе главного героя.

Глава 1

Подросток знакомится со своим юридическим отцом. Макар посвятил жизнь странствиям, ведет благообразную жизнь. Восхищенный Аркадий решает пойти с ним. Старец не может продолжать путь из-за болезни.

Глава 2

Князь Сергей признается в преступлениях и попадает в тюрьму, где его навещает Елизавета. Бьоринг, испугавшись скандала из-за письма Версилова, рвет с Катериной.

Встреча с Макаром оказывает на Аркадия удивительное воздействие. Его речи благотворно влияют на исстрадавшуюся душу юноши. Он словно восстает из мертвых.

Глава 3

Увлекшись идеями христианства, подросток быстро поправляется. Он много беседует со старцем об истинных ценностях жизни, находит новые идеалы.

Глава 4

Приятель Аркадия Васин, влюбленный в Лизу, делает ей предложение. Девушка отказывает, так как носит ребенка другого.

Ламберт решает использовать сведения, полученные от Аркадия, в нечестных целях. Он замышляет опоить парня и выкрасть у него ценное письмо, компрометирующее Катерину.

Старик Долгорукий, предвидя скорую кончину, дает всем напутствия. Он говорит Андрею Петровичу о том, что теперь тот сможет вступить в законный брак с матерью Аркадия.

Стебельков донес на участников тайных собраний, и все, кто бывал у Дергачева, заключены под стражу.

Глава 5

Анна, узнав о том, что письмо Катерины хранится у юноши, решает его заполучить. Ламберт привозит Аркадия в питейное заведение.

Глава 6

Товарищ по пансиону пытается уговорить подростка обнародовать документ, чтобы униженная Катерина согласилась от безысходности выйти за него. Вернувшись домой, Аркадий узнает, что старик Макар умер.

краткое содержание произведения подросток

Дочь Сокольского мирится с молодым героем, так как понимает, что он испытывает по отношению к ней глубокие чувства.

Глава 7

Аркадий встречается с отцом. Они долго беседуют. Парень понимает, что Версилов любит его мать.

Глава 8

Андрей Петрович рассказывает, как встретил Катерину и влюбился в нее. После того, как девушка ясно дала понять, что не ответит взаимностью, Андрей понял, что готов вступить в брак с Софьей Андреевной. Отец рекомендует Аркадию прекратить общение с Ламбертом и уничтожить секретное письмо.

Глава 9

Главный герой узнает, что его старый приятель Ламберт подселил в соседнюю квартиру свою любовницу Альфонсину, чтобы шпионить за ним.

Глава 10

Аркадий узнает, что отец его обманул. Андрей Петрович настолько одержим любовью к Катерине, что делает ей предложение. Женщина отвечает отказом. Вернувшись домой, Версилов разбивает икону, которую ему завещал Макар, и объявляет о своем намерении стать странником.

Подросток становится свидетелем объяснения между отцом и Катериной. Девушка говорит, что не испытывает к нему никаких чувств. Андрей просит ее не вступать ни с кем в брачные отношения.

Глава 11

Ламберт обманом похищает письмо Катерины. Старый князь желает помирить дочь и Анну.

Глава 12

Аркадий обнаружил, что документ подменили. От Альфонсины он узнает, что письмо у Версилова. Приехав к Катерине, парень становится свидетелем шантажа. Ахмакова отказывается платить Ламберту. Врывается Андрей Петрович, хочет убить возлюбленную, а затем себя. Юноша вмешивается, в результате отец стреляет и попадает себе в плечо.

Глава 13

После смерти старого князя Катерина покидает страну. Версилов поправляется и возвращается к жене. Сергей умирает во время болезни. Расстроенная Лиза теряет ребенка. Васин освобождается из заключения.

Аркадий приходит к пониманию неверности своих суждений. Юноша принимает решение продолжить учебу в университете.

Основная мысль романа

Роман «Подросток», краткое содержание которого приведено в статье, отразил авторские размышления о судьбе молодого поколения. Главный герой по современным меркам является вполне состоявшимся мужчиной. Однако в романе его называют подростком, так как он незрел в своих убеждениях. Его легко обмануть, сбить с истинного пути. Он плохо ориентируется в мире коварства и пошлости.

Душа Аркадия просыпается благодаря встрече с Макаром. Длительные разговоры со странником посеяли в молодом человеке зерна осознанности. Христианские ценности оказывают лечебное воздействие на неокрепшую психику, что помогает юноше прийти к пониманию истинных целей существования.

Изображение дворянства, погрязшего в грехе и разгуле, заслуживает отдельного внимания. В мире аристократии процветает ложь. Корысть выходит на первый план. Добрые поступки Версилова сочетаются с гнусностью. Многие товарищи Аркадия показывают истинное лицо, являясь на самом деле негодяями.

Таким образом, спасением души, оскверненной грехом, становится, по идее автора, обращение в извечным христианским идеалам.

Как к власти пришел Вильгельм

Все правители Нормандии происходили от «предавшего своих» скандинава Ролло Пешехода. На материковый манер звался Роллоном. Речь о викинге. Сыне норвежского ярла.

В роду северных герцогов Франции с определенного времени появляются и саксонские гены (Эмма Нормандская последовательно выходила замуж за английских королей). Факт учтен агрессорами в дальнейшем развитии событий.

К слову, о престолонаследии: в жилах матери будущего покорителя Туманного Альбиона текла кровь хоть и богатого, но простолюдина. Поэтому брака не было. Роберт Великолепный воспитал бастарда (сыновей от законных жен не вышло). С детства Вилль питал слабость к подвигам – дабы назло доказать знатность. Поступками.

Будущий герцог Нормандский жил в политическом образовании с военно-ленной системой (при ней землей владеют лишь на условиях пожизненной военной службы). Такой строй северяне унаследовали от франков. Но вскоре Нормандия стала сама по себе, подчиняясь номинально.

последствия нормандского завоевания

Была у нее лишь 1 беда: вражда отца и дяди нашего героя. Ослабилась центральная линия. Богатое автономное рыцарство северян поделилось на 2 лагеря. Наконец, при неизвестных обстоятельствах Роберт погиб. Сыну пришлось усмирять фронду, связанную с его недостаточными правами на престол. Бастарда хотели заменить. Но отец назначил его престолонаследником до смерти, в 1034 г.

Соломоновым решением было направить воинственный пыл заговорщиков в иное русло – на другой берег моря. Нужно было взять на себя ответственность руководить походом. Решаться следовало быстрее – во время пьяной драки на ножах (такие часто практиковались среди нормандской знати) в 1041 г. были вырезаны последние сторонники молодого правителя. По сути, обещания английских земель были залогом сохранения власти Вильгельма.

Перспективы куда большего могущества заставили нормандцев (имеющих гены викингов) собираться в военную кампанию. В 1042 г. Вильгельма посвятил в рыцари король Франции. Этого было достаточно для того, чтобы стать официальным лидером в войне за английский престол (понятно, что французам было выгодно ослабить и непокорную Нормандию, и Англию – пусть воюют). Однако до первых выступлений прошли еще долгих 14 лет подготовки. Главным в ней было образование вокруг себя лиги из могущественных землевладельцев, которая помогла лишить власти всех аристократов, когда-то упоминавших Вильгельма как незаконнорожденного.

И, наоборот, с французскими феодалами «свежий» верховный сюзерен «северян» наладил крепкие дипломатические связи. Наобещал им земель, отобранных у опальных пограничных баронов. В 1052 году его сестра вышла замуж за человека, владеющего огромными пространствами – графа Понтье. Французы, не дождавшись похода Вильгельма в Англию, посчитали, что он водит их за нос. Произошел открытый конфликт первого с королем. И с графом Анжу (увы, эта война была унаследована потомками Вильгельма во многих поколениях).

Завоевание Англии герцогом нормандским

Политическая обстановка накалилась до максимума. В 1053-1054 гг. имеет место крупномасштабное вторжение армий короля и самых влиятельных герцогов, графов и маркизов французской державы в пределы «обнаглевших северян». И Вильгельма спасло от краха лишь одно обстоятельство. Ему поклялись в рыцарской верности властители Мэна (он выдал дочь за наследника их династии и решил помочь в сражениях с сильными соседями – феодалами Бретани). В ответ испуганная Бретань также принесла оммаж (клятву) Вильгельму. Войска этих и большинства старых союзников как раз и стали костяком армии для завоевания Англии. В 1066 г. король этого государства скончался, не оставив прямых наследников. Наконец, юридический случай настал – в крови нормандских герцогов была саксонская кровь. Ну а еще тысячи воинов.

чем завершилось нормандское наступление на англию

Любопытно, что, желая избежать разорения страны, английский самодержец Эдуард Исповедник еще перед смертью пожелал отдать Отчизну в руки могущественному нормандцу (ведь вторжение Нормандии не было загадкой на протяжение уже минимум 10 лет). Правитель даже отослал с этой вестью за море знатного приближенного в 1064 г. Не все англичане согласились с политическим завещанием Исповедника. В итоге Английское Собрание выбрало на должность короля (по саксонским обычаям) этого самого «вестника». Гарольда Годвинсона. Перед народом и архиепископом бедняге пришлось поклясться в том, что он будет защищать Родину до последнего вздоха. Завоеватель, в свою очередь, известил саксов о последней воле Эдуарда.

Армии должны были встретиться при городке Гастингс (графство Суссекс – в переводе «Южные Земли Саксов»). Сражение длилось не более 10 часов, в ходе которых противники норманнов были разбиты в прямом столкновении. У оккупантов была хорошо обученная в феодальных усобицах тяжелая кавалерия. Стрелки с более прогрессивным луком. Даже по количеству людей их соединения превосходили врагов. В стане Завоевателя были «франки», фламандцы, выходцы из Бретани – кельтской автономии Франции (предки которых до 5 века проживали в Британии!).

Упрочнение завоеваний

Вильгельм Нормандский, выиграв битву, сразу же приступил к раздаче земель наиболее отличившимся вассалам и союзникам. Причем, наибольшие по размеру куски Англии (или же самые плодородные и стратегически важные) он выделил тем, кому больше доверял. А не тем, кто был знатнее. Усмирение заговорщиков на материке многому его научило к 1066 году.

ВАЖНО: 25 декабря Вильгельм Нормандский официально стал королем Англии, получив этот чин в Лондоне. Имела место официальная коронация – устроенная архиепископом («рукой» папы). Если законность его прав на трон родного герцогства на протяжении жизни оспаривалось, то за морем он стал «помазанником божиим», что повлияло на настроения знати острова и материка.  

В 1068 году коронована и супруга великого нормандца – Матильда. Однако если взглянуть на карту тех лет, выяснится, что юридические полномочия монаршей пары распространялись на юго-восточную треть не то чтобы острова, а всего лишь Англии (она занимала лишь его половину). С двух направлений к Лондону двигались люди, желавшие испытать силу нормандцев на прочность.

Если благоразумная Шотландия выступила на стороне новой власти, то северо-английские графства и разрозненные королевства кельтов-валлийцев пытались «под шумок» решить свои территориальные вопросы. Был момент, когда шотландский династ Малькольм III даже менял сторону. Лишь летом 1070 года основные силы оппонентов разгромлены. Вильгельму помогла чума, опустошившая некоторые регионы Севера. К 1071 г Малькольм принес повторный оммаж.

герцог нормандский

Англия в годы правления Вильгельма

Чем завершилось нормандское наступление на Англию? Во-первых, все бывшие королевства и графства, называвшиеся Англией, подчинились 1 заморскому монарху. Военные столкновения заменились столкновениями в суде. Во-вторых, династия шотландских правителей стала также вассальной по отношению к королевскому дому Англии. Свободными оставались лишь земли 2 западных полуостровов – Валлиса и Корнваллиса. В-третьих, в страну нагрянули реформы. Какие?

  1. Саксонский Витенагемот (Собрание) был сохранен. Но он стал Королевским Советом.

  2. Монархи (наследники Вильгельма) могли собирать налоги и издавать новые законы. Теперь Собрание не согласовывало размер поборов с самим населением.

  3. В отличие от Юго-Востока (аборигенная часть которого поддержала захватчика), земли Севера отобраны у бывших лордов (тэнов) повсеместно.

  4. Страна застраивалась системой оборонительных сооружений – замками владели бароны, преданные Завоевателю уже лично (а не косвенно, т.е. не через феодальную пирамиду).

  5. Все 60 215 ленов состояли в строгом учете – хозяева лишались домена за любой проступок перед верховной властью. И саксы стали низшим звеном в этой пирамиде. Из-за «соседских» доносов землевладельцев увеличилась роль королевского суда.

  6. Папа лично благословил пришлого герцога – власть норманнов поддерживала церковь.

Последние годы Вильгельма

Закрепив островную вотчину, верховный сюзерен снова направил взор на материк. Французы захватили земли его вассала – графа Вексена (сей уголок опасно открывал Нормандию со стороны парижских дорог). В 1077 г. война с французскими «вторженцами» началась, а в 1087-м – все еще продолжалась. В разгар одной из кампаний лошадь Вильгельма дернулась на горячих углях, сбросив седока. Результатом травмы стала смерть. У героя этого сюжета было 4 сына и 6 дочерей.

Добавим, последствием нормандского завоевания стал процесс централизации на фоне ускоренного формирования зависимого крестьянства. Когда-то с только что указанным термином ассоциировалось кельтское и кельто-романское население (бритты и разнородные жители крупных агломераций). Однако ныне в сети феодализма попали и общинники родом от племен саксов, англов, данов, потомков ютов, а на севере – фризов. И при внуках Завоевателя языком правящего слоя был северофранцузский. Прерваны связи с диким миром Скандинавии и закреплены довольно тесные контакты с Францией, на земли которой в будущем будут постоянно претендовать потомки смелого нормандца.

  • Сказка о верном друге
  • Сказка о веселой семейке мебели средняя группа
  • Сказка о василисе работнице шварц читать
  • Сказка о братьях лебедях и рубашках из крапивы
  • Сказка о ваське муське