О себе он говорил: «Писать могу всё, кроме доносов». И действительно, писал сказки, пьесы, стихи, фельетоны, киносценарии, новеллы, сатирические репризы для Аркадия Райкина и кукольные представления для Сергея Образцова, балетные либретто и смешные подписи к картинкам в детских журналах.
Обладал уникальным чувством юмора, мог рассмешить таких искушённых острословов как Михаил Зощенко и Даниил Хармс. И в то же время он выглядел человеком очень закрытым: было в его судьбе такое, о чём особенно не поговоришь. Например, у него, преуспевающего советского писателя и драматурга, было белогвардейское прошлое.
Настоящая слава пришла к нему посмертно, через 25 лет. Его пьесы-сказки были экранизированы. Нет, пожалуй, сегодня в России такого человека среднего и зрелого возраста, который не помнил бы и не любил фильмы «Золушка», «Сказка о потерянном времени», «Тень», «Убить дракона», «Обыкновенное чудо», «Снежная королева». Эти фильмы сняты по мотивам произведений Евгения Шварца.
Будущий писатель и драматург Евгений Львович Шварц родился в 1886 году в Российской империи, в Казани. Его отец, медик по профессии, был большим любителем театра. Лев Шварц играл на скрипке, хорошо пел, играл в любительском театре. Отец репетировал роли дома, мать подавала реплики, маленький сын с восхищением наблюдал за чудесными превращениями отца то в римлянина, то в русского купца.
Сын Евгений очень рано почувствовал вкус литературного слова. Слово «писатель» до конца жизни было для него священным. Уже, будучи известным литератором, в свои зрелые годы он признавался, что у него язык не поворачивается называть себя писателем. Шутил, что драматургом уже можно.
Мать запомнила эпизод из детства сына: маленького Женю как-то спросили, кем он будет, когда вырастет. Сын долго молчал, потом лёг у маминых ног на ковёр и чуть слышно прошептал: «Романистом». Уже знал такое слово.
Однако до поры до времени это признание считалось в семье просто шуткой, и повзрослевший юноша Евгений Шварц поступил на юридический факультет Московского университета.
Началась Первая мировая война, и стало не до учёбы. После революции молодой человек воевал против новой власти в рядах корниловской армии. Участвовал в легендарном Ледяном походе. Был контужен.
Ещё до октябрьского переворота Евгений Шварц набирался опыта театральной жизни в любительских спектаклях, а в 1921 году с труппой маленького ростовского театрика приехал покорять Петроград.
Театрик сгинул, актёры разъехались по домам, а Шварц остался в этом городе, как он сам выражался «на цыпочках, с робкой улыбочкой» потихоньку подбираться к миру литературы. У него уже появились друзья среди писателей и поэтов. Первыми, кто поддержал его на новом поприще, были Корней Чуковский и Самуил Маршак. Правда, для начала, начинающему литератору пришлось писать фельетоны в газетах и журналах шахтёрского Донецка.
Только с 1924 года Шварц становится сотрудником уникального авторского коллектива редакции детской литературы Госиздата под руководством С. Маршака. Коллектив авторов создал подлинные шедевры детской литературы, которые и сегодня веселят и развлекают маленьких читателей. Тем более, что даже дедушки и бабушки, а также прабабушки и прадедушки помнят многие стихи и шутки-прибаутки наизусть.
Евгений Шварц очень быстро стал популярным автором не только детских стихотворений, но и детских пьес. Например, «Сказки о потерянном времени».
Жизнь, казалось бы, удалась. Но уникальный талант Шварца требовал дальнейшего развития. В начале 30-х годов в Ленинграде был создан новый театр — Театр комедии, главный режиссёр которого, Николай Акимов, заказал молодому драматургу пьесу на современную тематику по мотивам классических европейских сказок. Замысел был непростой. Но талант, мировоззрение Шварца и особенности личности дали уникальный результат.
Одна за другой были созданы пьесы-шедевры: «Голый король», «Тень», «Дракон» и «Обыкновенное чудо». Перемешивая фабулы классических европейских сказок, драматург создал аллегории и символы современных ему проблем. Да и сегодня пьесы живы и не сходят со сцены. Можно каждый год пересматривать замечательные фильмы Марка Захарова, снятые по мотивам пьес Шварца, и находить аналогии с сегодняшним днём. А цитировать Шварца можно сегодня тоже вполне уместно.
Шварц доказал своим современникам и далёким потомкам, что сюжеты, испытанные веками, содержат в себе вечные нравственные проблемы.
Для кого писал Евгений Шварц: для взрослых или для детей? Режиссёр Акимов, который сподвиг драматурга на создание таких оригинальных произведений, очень верно подметил, что написанная для взрослых пьеса «Обыкновенное чудо», имеет большой успех и на утренних спектаклях для детей. Такое очень редко бывает в жизни театров.
Что характерно, детским драматургом себя Шварц никогда не считал и шутливо гневался на своего режиссёра:
«Вы меня три раза обозвали детским драматургом, сами Вы детский драматург, милостивый государь!»
Конец 30-х в истории страны были очень непростыми. Многие друзья Евгения Шварца бесследно исчезли в ходе репрессий. Угроза ареста не раз висела и над ним.
Чтобы «остаться в строю» и просто выжить в это опасное время, Евгений Львович стал писать без опасных сказочных аллюзий. Пьесы «Тень» и «Дракон» в сороковые годы были сняты с репертуара театра.
Драматург правильно понял это предупреждение. Шварц стал писать сценарии к мультфильмам и к художественным фильмам. Это была тоже высококлассная работа: «Золушка», «Первоклассница», «Дон-Кихот», «Марья-искусница».
В послевоенные годы в драматургии Шварца стали усиливаться психологические мотивы. В это время появилась пьеса «Повесть о молодых супругах». Евгений Львович сам имел опыт неудачного первого брака, и в своей пьесе он попытался дать некоторые советы молодожёнам.
Автор серьёзно размышляет о том, как в бытовой круговерти буден не растерять тех драгоценных чувств, которые объединили людей в семью. Сегодня мы видим, что эта проблема стала даже актуальнее, чем в 50-е годы прошлого века.
Есть в творческом наследии драматурга ещё одна книга, над которой он работал последние годы своей жизни. Многие исследователи творчества Шварца считают её важнейшей. Как её назвать? Мы в затруднении.
Слова «дневник» и «мемуары» Евгений Львович не любил. Книга большая. 700 страниц документально-мемуарной прозы. Эта книга без иносказаний и аллегорий. Это откровенные мысли о прошлом и современном. За четыре года до смерти Шварц писал о себе в третьем лице:
«Без людей он жить не может… Всегда преувеличивая размеры собеседника и преуменьшая свои, он смотрит на человека как бы сквозь увеличительное стекло… И в этом взгляде… нашёл точку опоры. Он помог ему смотреть на людей как на явление, как на созданий Божьих».
Такая жизненная позиция и объясняет, вероятно, особенности его неповторимого творческого метода. Неслучайно в сказке «Обыкновенное чудо», которую драматург считал самой главной в своём творчестве, герой говорит такие слова:
«Сказка рассказывается… для того, чтобы открыть, сказать во всю силу, во весь голос то, что думаешь».
Когда-то Бунин сказал о Чехове:
«До самой смерти росла его душа».
Эти же слова, наверно, можно сказать и о Шварце.
Какие бы проблемы драматург не ставил перед положительными героями своих пьес, с какими бы трудностями их не сталкивал, его герои всегда побеждают зло. И это вдохновляет по сей день режиссёров, актёров, зрителей и читателей.
Под конец жизни Шварц был признан классиком отечественной драматургии. Но он никогда не обольщался на свой счёт и знал, что официальному славословию доверять нельзя. Однажды он подарил другу свою книгу и подписал так: «Шварц, человек, тень».
Писатель Леонид Пантелеев оставил воспоминания о дружеских отношениях с Евгением Львовичем. Пантелееву был памятен их последний разговор.
«Испытываю судьбу, — говорил он со смущённой и даже какой-то виноватой усмешкой. — Подписался на тридцатитомное собрание Диккенса. Интересно, на каком томе это случится».
Драматург Евгений Шварц умер 15 января 1958 года в Ленинграде.
Афоризмы и цитаты Евгения Шварца
- Человека легче всего съесть, когда он болен или уехал.
- Детей надо баловать — тогда из них вырастают настоящие разбойники.
- Связи связями, но надо же и совесть иметь.
- Очень вредно не ездить на бал, когда ты этого заслуживаешь.
- Когда-нибудь спросят, а что ты можешь, так сказать, предъявить? И никакие связи не помогу тебе сделать тебе ножку маленькой, душу — большой, а сердце — справедливым.
- Эх, жалко — королевство маловато, разгуляться негде. Но ничего, я с соседями поссорюсь.
- Я встречал множество людей, которые не могут не писать, не могут не играть — и не писатели они, и не актёры.
- Лучшее украшение девушки — скромность и прозрачное платьице.
- Никому и ничему не верить — это смерть. Всё понимать — тоже смерть. А безразличие — хуже смерти.
Более двух миллионов зрителей за неделю посмотрели фильм «Последний богатырь: Посланник Тьмы». Он приближается к лидерам проката. Посмотреть добрую сказку приходят целыми семьями.
Встретить Новый год с семьей, попкорном и, конечно, с любимыми сказочными героями на больших экранах – выбор многих наших соотечественников. А те, кто опоздал в кинотеатр, смотрите блокбастер в онлайн кинотеатре на ivi.
Сказочный сюжет и экшн современного блокбастера, яркие спецэффекты и красивейшие натурные съемки – все это порадует ваше воображение. Волшебные виды кинематографисты нашли в Карелии и под Сочи, а в Подмосковье выстроили целый киногород – Белогорье.
Год: 2021, Россия
Жанр: приключения
Режиссер: Дмитрий Дьяченко
Продюсер: Кахабер Абашидзе, Эдуард Илоян, Виталий Шляппо
Возраст: 6+
Время: 108 мин.
В ролях: Виктор Хориняк, Мила Сивацкая, Екатерина Вилкова, Елена Яковлева, Константин Лавроненко, Евгений Дятлов, Тимофей Трибунцев, Алеся Лукьянова, Сергей Бурунов, Филипп Киркоров
«Последний богатырь 3: Посланник тьмы» — русская былина, но с поистине голливудским размахом
Иван и Василиса готовятся к свадьбе. В самый разгар приготовлений невесту похищают, и герой вместе со своими друзьями бросается на помощь. Погоня приводит их в современную Москву. Оказывается, рядом с обычными людьми неплохо устроились герои всем известных сказок, и с их помощью у Ивана есть шанс окончательно победить древнюю Тьму. Какие персонажи ждут зрителей в фильме и как они изменились? Знакомимся с ними в нашей статье.
Масштабное и яркое сказочное приключение уже идет в кино. Чудеса начались! Не пропустите! А если пропустили, то приглашаем посмотреть фильм в онлайн кинотеатре на ivi. Приятного просмотра!
«Последний богатырь 3: Посланник тьмы» смотреть онлайн на ivi бесплатно (для тех кто не успел в кинотеатр)
Для просмотра фильма нажмите плеер.
Сказки в лицах: кто есть кто в былине «Последний богатырь: Посланник Тьмы»
Иван Найденов (Виктор Хориняк)
Иван и Василиса готовятся к свадьбе. В самый разгар приготовлений невесту похищают, и герой вместе со своими друзьями бросается на помощь. Погоня приводит их в современную Москву. Оказывается, рядом с обычными людьми неплохо устроились герои всем известных сказок, и с их помощью у Ивана есть шанс окончательно победить древнюю Тьму. Какие персонажи ждут зрителей в фильме и как они изменились? Знакомимся с ними в нашей статье.
Наш современник Иван, выросший в детском доме, оказался сыном самого Ильи Муромца. Он обрел богатырскую силу, нашел свою любовь, лишился значительной доли присущего ему цинизма, но при этом сохранил чувство юмора. В картине «Последний богатырь: Посланник Тьмы» ему нужно будет не только спасти любимую и сразиться с древним злом, но и разобраться в самом себе. Внутренние изменения сказываются и на его внешнем виде. «В завершающей трилогию картине образ главного героя подобран так, чтобы ничто не отвлекало зрителя от поиска Иваном ответов на важные для себя вопросы», – сообщила художник по костюмам Марина Ананьева.
«Иван настолько концентрирует в себе образ современного молодого человека, хайпового парня, что я вдруг понял: мы с ним – Иван киношный и я, артист Витя Хориняк – во многом похожи, хотя и многим разнимся. Мне важно было сократить эту дистанцию. Хотелось сделать так, чтобы герой, изменившийся к финалу, приблизился ко мне», – говорил сам артист.
Василиса (Мила Сивацкая)
Василиса добра, щедра, открыта, готова прийти на помощь любимому, и отвага ее не знает границ. Надеясь разрушить чары, погубившие когда-то ее семью и превратившие ее в лягушку, она научилась сражаться – меч в руках девушки разит наповал. Василиса умна и язвительна, умеет выбирать надежных союзников и всегда готова встать на их защиту.
«Василиса в каком-то смысле отражает мой характер. А возможно, я наделила ее своими чертами. В русских сказках образ девушки – это чаще всего принцесса, которая где-то сидит взаперти. В замке, крепости, темнице, ее надо спасти, разбудить, освободить… Героини – жертвы и сами ничего не могут. Мы выросли на этих сказках, но сейчас, когда мир меняется, изменилось и восприятие роли женщины. В наших фильмах Василиса – не жертва», – заверила актриса Мила Сивацкая.
Галина (Елена Валюшкина)
В первом фильме Галина была второстепенным персонажем из прежней жизни Ивана, с которой он, казалось, навсегда распрощался. Но в продолжении истории она превратилась из тихой простушки в настоящую фурию. С помощью магии она создала Посланника Тьмы и похитила Василису. Удивительный наряд Галины, ушитый шифоновыми лентами, напоминает струи дыма.
«Галина постепенно набирала мощь, и вот, наконец, набрала. Играть это было очень интересно. Да и ведьм в моем репертуаре ещё не было. Эта роль расширила мою актерскую палитру, еще раз показав, что я – артистка больших масштабов и масштабных полотен», – призналась актриса.
Черный богатырь
В новом фильме Иван и его друзья встретятся с таинственным Черным богатырем – порождением Зла, скрывающим свою личность. «Мы долго пытались выяснить у авторов его природу, что это – зверь, человек, камень, сгусток какой-то энергии. Так как он появляется из черной вязкой субстанции зла, нужно было сделать так, чтобы он выглядел загадочно, опасно, зловеще, чтобы природа Тьмы с первого взгляда считывалась. И мы придумали, что его амуниция будет похожа на кусок обугленного металла, с бороздками дамасской стали», – рассказывает художник по костюмам Марина Ананьева.
Баба-яга (Елена Яковлева)
В трилогии «Последний богатырь» знахарка и колдунья, 600-летняя Баба-яга – одна из самых милых и обаятельных героинь. Она с самого начала всячески помогает Ивану и Василисе, используя весь свой магический арсенал – от волшебных корешков и колдовского зелья до молодильных яблок и живой воды. Незаменимы ее заклинания и в финальном фильме – как во время подготовки к веселой сказочной свадьбе, так и в борьбе со злом на московских проспектах.
«На премьере первого фильма я своё первое появление на экране не увидела, у меня было желание посмотреть, как зрители увидят моего персонажа. Как только Баба-яга появилась, мне сразу стало интересно, как зрители отреагируют. И когда я увидела улыбки, даже на лицах детей, которые, наверное, должны были сначала испугаться, меня это порадовало», – говорила Елена Яковлева.
Водяной (Сергей Бурунов)
В «Последнем богатыре» Водяной, долгое время считавший себя неудачником, показал себя настоящим героем, готовым пожертвовать жизнью ради друзей. А также обрел любовь в лице Бабы-яги. Но в финальном фильме их страстные, сдобренные смешными словесными перепалками взаимоотношения, наконец, выйдут на новый уровень.
В картине «Последний богатырь: Посланник Тьмы» Водяной впервые предстанет в человеческом обличии.
«Сережу Бурунова очень любят зрители, – говорит режиссер Дмитрий Дьяченко. – И спонтанно пришедшая идея – а почему бы не показать его таким, какой он есть на самом деле – вылилась в кучу очень смешных моментов. Мы старались использовать любые способы, чтобы заинтересовать и развлечь аудиторию, чтобы зритель сказал: вот это прикольно!».
Кощей Бессмертный (Константин Лавроненко)
В первом фильме мы узнали Кощея с необычной стороны – как человека, пусть нелюдимого и неприветливого, но обладающего своими твердыми принципами. В дальнейшем стало известно о происхождении этого персонажа и секретах, таящихся в его прошлом. В завершающем трилогию фильме Кощей вновь удивит зрителей. Он быстро освоит все современные технологии мегаполиса и вполне комфортно почувствует себя на улицах Москвы.
А главным соратником Кощея в московских приключениях стал острый на язык Колобок. Правда, на съемках Константину Лавроненко приходилось взаимодействовать с мячом или шаром на палке, управляемым ассистентом режиссера и изображавшим Колобка.
Колобок (Гарик Харламов)
Знаменитый герой одноименной русской народной сказки не раз появлялся в мультфильмах, но впервые стал героем игрового кино. «Своим фильмом мы печальный финал сказки о Колобке подправили и жизнеописание его немножко переделали. Судьба его совсем не печальна – он остался жив и дожил до преклонного возраста. Колобок, как Карлсон, мужчина в самом расцвете сил – веселый разбойник и авантюрист», – говорит Дмитрий Дьяченко.
По словам режиссера, Гарик Харламов, озвучивший Колобка, идеально подошел для этой роли.
«Он авантюрный, любит нестандартные решения, и его голос абсолютно передаёт этот характер. В низком, резковатом тембре слышится неуживчивое, драчливое, колкое существо, способное сказать крепкое словцо, выдать моментальную шутку», – сообщил Дьяченко.
Жар-птица (Филипп Киркоров)
В ленте «Последний богатырь: Посланник Тьмы» сказочная Жар-птица и ее прислужницы давно и прочно обосновались в Москве, появляясь на людях исключительно в человеческом обличии. А именно – в облике знаменитого певца Филиппа Киркорова и артисток его кордебалета. Эта роль изначально писалась под артиста, и он с огромной радостью согласился ее сыграть.
«Исключительный случай, когда я мог «оторваться» по полной: я в этом образе буду максимально тем, кого от меня ждут, но при этом я целиком и полностью в роли. Я – Жар-Птица. Образ этого персонажа всегда был со мной. Жар-птица или птица-феникс в других культурах – это мое кредо, моя роль по жизни. Сколько раз я падал, почти сгорал, а потом взлетал с еще большим блеском, давал еще больше огня! Сколько раз Жар-птица спасала меня по жизни. Время отдать долг. И с каким удовольствием и страстью я это сделал!» – признается Киркоров.
В предыдущих частях
Первая часть, вышедшая в 2017 году познакомила зрителей с предысторией — как и почему Иван попал в Белогорье. Главный герой очень одинок, он воспитывался в детдоме, и родственников у него нет. Однако его жизнь проходит весьма неплохо, в столице его знают как белого мага Светозара, он ведет личные приемы, где снимает порчу и соединяет сердца влюбленных, что приносит ему хороший доход. После визита одной из клиенток к колдуну неожиданно является ее разгневанный муж, и Ивану приходится спасаться бегством. Дело происходит в аквапарке, прыгнув в одну из водяных труб, герой внезапно выныривает из дупла в лесу в сказочной стране — так начинается его история в Белогорье и случается знакомство с русскими богатырями.
Во второй части, «Корень зла», премьера которой состоялась в начале 2021 года, приключения Вани в сказочном мире продолжаются. Теперь он сражается с воплощением зла — чудовищем Роголебом, в которое превратился некогда добрый колдун Белогор из-за предательства своего ученика. Чтобы победить злодея, ему и его соратникам придется отправиться в страну мертвых. Ситуация осложняется тем, что Ваня не богатырского телосложения, а сражаться необходимо. Но ему поможет волшебная ягода-усилика, украденная у Бабы-яги.
Минусы и спорные моменты — разрыв в юморе поколений у «Посланника тьмы»
У «Посланника тьмы» гораздо больше визуальных проблем и проходного юмора, чем у первых двух фильмов. Но у него есть и другая, более серьёзная беда: камео Филиппа Киркорова.
По уровню запредельного дискомфорта сцены с Киркоровым можно сравнить, например, с киноадаптацией «Кошек», названной худшим фильмом 2019 года. Телеведущий и актёр Джеймс Корден в «Кошках» — тоже известный артист, которого ужасно гримируют, дополняют плохой графикой и заставляют шутить несмешные шутки. И даже если сделать скидку на то, что юмор субъективен, и над камео Киркорова кто-то может посмеяться, фильму оно всё равно вредит.
Когда артисты старших поколений появлялись в новогодних сказках-мюзиклах вроде «Снежной королевы» и «Вечеров на хуторе близ Диканьки», аудитория таких шуток была понятна. Любой знакомый с телевидением человек знал Аллу Пугачеву, Софию Ротару, и даже Киркоров в роли гоголевского чёрта мог быть действительно смешным.
Приглашение старых звёзд и своеобразные актёрские «капустники» сработают на родителях, которые поведут детей в кино. Но они не вызовут вообще никакого отклика — кроме, разве что, негативного — ни на миллениалах, ни тем более на зумерах. Для них Киркоров, как и Николай Басков, и другие звёзды российской эстрады — это практически ноунеймы, которые записывают видео с тиктокером Даней Милохиным. Многим будет попросту непонятно, почему в таких камео есть доля самоиронии, о которой «Канобу» рассказывал режиссёр фильма Дмитрий Дьяченко.
При этом в предыдущих фильмах звёздные гости были загримированы так, что в Колобке с трудом можно было различить Харламова. И именно это делало франшизу «Последний богатырь» максимально некринжовой комедией: новые лица, умеренно смешные шутки и практически полное отсутствие актёров, которые успели надоесть аудитории. Но российские киноделы по-прежнему цепляются за звёзд ушедшей эпохи, которых не хочется звать с собой в эпоху стриминговых фильмов и сериалов.
Злоупотребление графикой и скучный визуал
В «Последнем богатыре» встречался плохой хромакей и неудачный дизайн персонажей, о которых «Канобу» писал в рецензии. Но в целом фильм не так уж много полагался на CGI, хотя над видом Водяного и других антропоморфных существ старались, как могли. Катастрофа началась во втором фильме, «Корне зла», где главного злодея в виде дерева нарисовали в разы хуже, чем энтов из «Властелина колец: Две крепости» 2002 (!) года.
В «Посланнике тьмы» компьютерная графика используется, по ощущениям, в каждой третьей сцене. Ужасно выглядящее существо, на котором летает Галина, порталы в иной мир, множество CG-героев, вид которых становится хуже от фильма к фильму. Особенно проблемы видны в финале, где сам Иван несколько раз перевоплощается, летают осколки зеркал и искажается пространство. С таким объёмом работы не всегда справляются художники блокбастеров Marvel с максимально возможными на сегодня технологиями и бюджетами. Не совсем понятно, для чего было возлагать подобную ответственность на отечественных — пока ещё не таких опытных — специалистов.
Но обиднее всего то, что история «попаданцев» из сказочного мира сделала фильм откровенно скучным. Теперь действие происходит не в Белогорье. Вместо этого герои бегают между панельками, по узнаваемым местам Москвы (не слишком близко к центру) или бездушным стеклянным ЖК.
Вердикт: смотреть отдыхаючи, но не ждать магии первого фильма
«Последний богатырь: Посланник тьмы» по итогу не назовёшь ужасным фильмом. Это не очень яркое, но логичное завершение трилогии, в котором есть внутренний рост героя, завершение сюжета и заслуженный хэппи-энд. Местами юмор остаётся беззлобным и смешным, а идею с кикиморами в нашей реальности даже не хочется спойлерить заранее — настолько забавной она вышла.
Но интересные находки теряются в общей заурядности фильма. Всё хорошее, что в нём есть — например, внутренняя борьба Ивана, или отражение сказочного мира в настоящем — перекрывается ужасом от сцен с Жар-птицей.
В 2020 году команда «Вечернего Урганта» соединила призрачную ностальгию по итальянской эстраде, которую многие из зумеров никогда не видели, и новых звёзд интернета, музыкальной сцены и кино. И соединил успешно — у видео сейчас 11 миллионов просмотров на YouTube, а впереди вторая часть.
Того же хочется и от российских кинематографистов. Потому что иначе даже самый, казалось бы, современный приключенческий фильм с отсылками к Disney вдруг скатывается в скучный сюжет, плоские шутки несмешного Бурунова и камео знаменитости, которая в 2021 году пыталась как угодно, в основном через скандалы и конфликты с коллегами, попасть в новости.
источник:
https://smotrim.ru/article/2654907
источник:
Подробнее ➤
В детстве мамы читали нам сказки, и мы слышали такие слова: «мёртвая вода и живая вода». Мы были ещё очень маленькими и не задумывались, почему воду в сказках называют «мёртвой» или «живой». Вода — самое распространённое вещество на Земле и самое загадочное. Каждый человек знает, что жизнь без воды невозможна.
Цель работы: Выявить в каких сказках встречается волшебное действие «живой» и «мёртвой» воды, и как оно проявляется.
Задачи:
- Прочитать сказки, в которых встречается «живая» и «мертвая» вода. Установить ее действие.
- Сравнить сказки разных народов.
- Провести анкетирование среди учащихся параллели 5 класса «Что я знаю о «живой» и «мертвой» воде?»
- Придумать свою сказку, в которой присутствуют «живая» и «мертвая» вода. Снять по этой сказке пластилиновый мультфильм.
Именно в сказках мы впервые встречаем понятия о «живой» и «мёртвой воде. «Живая» вода (сильная или богатырская) в народных и авторских сказках является символом весеннего дождя, который воскрешает землю от зимнего сна. Она возвращает мёртвым жизнь и слепым зрение. Различие «мёртвой» и «живой» воды есть только в славянских сказках и не повторяется нигде. «Мёртвая» вода называется иногда целительной: она заживляет нанесённые раны, сращивает рассечённые части мёртвого тела, но ещё не воскрешает его, только окропление живой водой возвращает ему жизнь.
Прочитав эти сказки, мы поняли, какую роль играет «живая» и «мёртвая» вода, какими волшебными действиями она обладает. Во многих сказках убитого богатыря прежде опрыскивают мертвой водой, которая затягивает его раны, и только потом он оживает, выпив живой воды.
Таким образом, можно сказать, что «живая» и «мертвая» вода в сказках обладает волшебными свойствами и встречается как в русских народных сказках, так и в сказках других народов, а также в авторских сказках.
«Мёртвая» и «живая» вода встречается только в славянских сказках и не повторяется больше нигде. В сказках других народов можно встретить только одну из них.
* * *
В рамках школьной научно-практической конференции «Путь к успеху» нам, ученикам 5 Г класса школы № 57 г. Иркутска Перебоевой Анне, Коробовой Софье, Горбуновой Валерии выпала возможность под руководством учителя русского языка и литературы Ольги Анатольевны Орловой участвовать в проекте «Живая» и «мертвая» вода в сказках.
Перед нами была поставлена цель: выявить в каких сказках встречается волшебное действие «живой» и «мёртвой» воды, и как оно проявляется. А также прочитать сказки, в которых встречается «живая» и «мертвая» вода. Установить ее действие. Сравнить сказки разных народов. Главной задачей являлось написать свою сказку, в которой присутствуют «живая» и «мертвая» вода. Снять по этой сказке пластилиновый мультфильм.
Начали мы свою работу с того, что подобрали сказки, в которых встречается «живая» и «мертвая» вода и установили ее действие.
Так вода в сказках часто выполняет главную роль и встречается в самых разных образах: реки, дождя, моря, океана. В сказках точно определены представления людей о связях природы и жизни человека. Вода в сказках чаще всего помогает людям. У А.С. Пушкина в «Сказке о Царе Салтане» мать и ребёнок помещены в бочку и брошены в море, но море пожалело их и выбросило бочку на берег. А из сказки Петра Ершова «Конек-Горбунок» мы узнаём, что вода может омолодить и сделать красивым героя — Ивана.
Именно в сказках мы впервые встречаем понятия о «живой» и «мёртвой» воде. «Живая» вода (сильная или богатырская) в народных и авторских сказках является символом весеннего дождя, который воскрешает землю от зимнего сна. Она возвращает мёртвым жизнь и слепым зрение. Различие «мёртвой» и «живой» воды есть только в славянских сказках и не повторяется нигде. «Мёртвая» вода называется иногда целительной: она заживляет нанесённые раны, сращивает рассечённые части мёртвого тела, но ещё не воскрешает его, только окропление живой водой возвращает ему жизнь.
Мы составили список сказок, в которых встречаются волшебные свойства воды:
- «Сказка о молодильных яблоках и живой воде»,
- «Сказка о Василисе, Золотой косе, Непокрытой красе, и об Иване Горохе»,
- «Марья Моревна»,
- «Медное, серебряное и золотое царство»,
- «Иван — мужицкий сын»,
- «Иван-царевич и Серый волк»,
- «Живая вода» Братья Гримм,
- «Летучий корабль»,
- «Черноволосый принц».
Прочитав эти сказки, мы поняли, какую роль играет «живая» и «мёртвая» вода, какими волшебными действиями она обладает. Во многих сказках убитого богатыря прежде опрыскивают мертвой водой, которая затягивает его раны, и только потом он оживает, выпив живой воды.
Рассмотрим подробнее некоторые из них.
«Иван-царевич и Серый волк» (русская народная сказка)
«Лежит Иван — царевич мёртвый, над ним уже вороны летают. Откуда ни возьмись, прибежал серый волк и схватил ворона с воронёнком:
— Ты лети — ка, ворон, за живой и мёртвой водой. Принесёшь мне живой и мёртвой воды, тогда отпущу воронёнка. Ворон, делать нечего, полетел, а волк держит его воронёнка. Долго ли ворон летал, коротко ли, принёс он живой и мёртвой воды. Серый волк спрыснул мёртвой водой раны Ивану — царевичу, раны зажили; спрыснул его живой водой — Иван-царевич ожил» [4].
«Иван — мужицкий сын» (русская народная сказка)
В сказке «Иван — мужицкий сын» убегает Иван с полюбившейся ему девицей-красавицей от погони, посланной злым колдуном. «Слышит красавица девица, что нагоняют. Сделала она Ивана конем, а сама обернулась репьем. Возвращается погоня ни с чем. Колдун спрашивает:
— Что же, никого не видали?
— Нет, никого. Только конь ходит, а на хвосте у него репей.
— Ах, это они самые!
Побежал колдун сам. Бежит — земля дрожит. Слышит красавица девица — нагоняют. Обернулась она морем, а Ивана селезнем сделала. Стал колдун воду пить, чтобы море осушить. А селезень крякает:
— Чтоб ты лопнул! Чтоб ты лопнул!
Так оно и случилось: лопнул колдун и издох. Прибежал Иван — мужицкий сын со своей невестой домой, к отцу — матери. Свадьбу сыграли.
Стали жить — поживать, добро наживать» [4].
«Живая вода» Братья Гримм
Как-то у трех братьев заболел отец, и они решили найти живую воду для его спасения. Два старших брата встретили по дороге карлика, смеялись над ним, за что он их заколдовал. Младшему доброму брату карлик помог добраться до замка с волшебной водой.
Затем мы приступили к практической части нашей работы. Нами было проведено анкетирование среди учащихся параллели 5 класса «Что я знаю о «живой» и «мертвой» воде?»
На вопросы анкеты отвечали 136 человек.
Ребята перечислили сказки, в которых встречается «живая» и «мертвая» вода. Среди них были: «Иван- мужицкий сын» (3 чел.), «Царевна-лягушка» (6 чел.), «Иван — царевич и серый волк» (23 чел.). Встречались ответы «Не знаю». Свою задачу мы видим в том, чтобы напомнить учащимся параллели 5 класса уже известные сказки и познакомить с другими сказками.
Действие «живой» воды — исцеление — указали 36 человек.
Действие «мертвой» воды:
- убивает — 44 человека,
- заживляет раны- 7 человек.
На вопрос «Существует ли сейчас «живая» и «мертвая» вода?» положительно ответили 87 человек, отрицательно — 45 человек.
Рецепты использования «живой» и «мертвой» воды указали всего несколько человек. Вот некоторые из них:
Алина: «Сначала надо помыться, потом перекреститься, облиться сначала «мертвой» водой, а потом «живой»».
Дарья: «Живой» водой можно напоить больного или промыть рану».
Михаил: «Двадцать капель «живой» воды и человеку станет лучше».
В ходе проведенных исследований мы получили следующие результаты:
«Живая» и «мертвая» вода в сказках обладает волшебными свойствами и встречается как в русских народных сказках, так и в сказках других народов.
«Мёртвая» и «живая» вода встречается только в славянских сказках и не повторяется больше нигде. В сказках других народов можно встретить только одну из них.
«Мёртвая» вода называется иногда целительной или целющей, живущей: она заживляет нанесенные раны, сращивает части мёртвого тела, но не воскрешает его. Только окропление живой водой возвращает ему жизнь.
Продуктом нашей работы является сказка, которую мы сочинили «Живая и мертвая вода» и сняли по ней пластилиновый мультфильм. Этот мультфильм мы предлагаем Вашему вниманию.
Литература
- Аникин В.П. Русская народная сказка. М.: Художественная литература, 1984.
- Иллюстрированный энциклопедический словарь Ф.Брокгауза и Ефрона. М.: 2007, с. 207.
- Русские народные сказки. М.: 2005г.
- 4.Сборник сказок «Любимые сказки». М.: ЗАО «Славянский дом книги», 2002.
- Фольклор народов России. В 2 т. Т.1: М.: Дрофа, 2002.
На прошлой неделе к большому коттеджу в казанском поселке Вознесенское подъехал автомобиль с необычными пассажирами: экипаж возглавляла Снегурочка, а в багажнике едва умещались пакеты с красочными сладкими подарками. Гостей здесь явно ждали — на крыльцо тут же высыпала разновозрастная детвора, и с криками «К нам Новый год пришел!» повели делегацию в дом, который занимает казанский приют «Колыбель» для женщин, оказавшихся в трудной ситуации.
Приют «Колыбель» работает в Казани при поддержке центра защиты семьи, материнства и детства «Умиление». Центр оказывает комплексную помощь беременным и семьям с детьми, переживающим кризисный период, а также ведет просветительскую работу в защиту традиционных семейных ценностей. Сегодня в Казани под их крылом находятся 8 мам и 17 детей, а недавно открылась вторая «Колыбель» в Зеленодольске, где может разместиться до 20 семей.
К празднику в казанской «Колыбели» готовились с раннего утра: представители ЗМК привезли и помогли нарядить в гостиной пушистую елочку, а мамы с детьми продумывали карнавальные костюмы и разучивали новогодние песни. Так что Снегурочку окружила целая вереница сказочных героев. Спайдермен, Принцесса, Шахерезада, Отважный заяц водили вокруг елки хороводы, читали стихи, за что получали сладкие подарки.
ЗМК приготовил приятные сюрпризы не только детям, но и их мамам — все дамы получили подарочные сертификаты в магазин парфюмерии, чтобы порадовать себя покупками для красоты и хорошего настроения.
А библиотечка «Колыбели» пополнилась красочной книгой для самых маленьких «Обними меня». Ее выпустил Зеленодольский молочноперерабатывающий комбинат совместно с федеральным издательством «Альпина Паблишер». Главные герои сказки Анастасии Маркеловой, слониха Обнимама и слоненок Обнимашка, словно сошли с упаковок популярной детской продукции производства ЗМК. Но история, которая с ними случилась, актуальна для многих детей и родителей. Она поможет подготовить ребенка к детскому саду и покажет, что даже с обидчиком можно подружиться, если проявить доброту и терпение.
«Книга „Обними меня“ — это терапевтическая сказка для малышей и дошкольников, она помогает расслабиться и успокоиться перед сном, — рассказала главный редактор издательства „Альпина Дети“ Лана Богомаз. — На примере поучительной истории малыш научится правильно реагировать на агрессию, ценить родительскую поддержку и строить дружеские отношения».
В общине «Колыбели» живут с мамами и малыши, и подростки. Четвероклассник Али рассказал, что, когда вырастет, мечтает стать полицейским, ловить преступников, и продемонстрировал Снегурочке свое оружие закона — водяной пистолет.
Его маленькая подружка Даша поначалу так смутилась от всеобщего внимания, что спряталась за большого, с нее ростом, плюшевого медведя, но потом все же осмелела и шепотом — только на ушко Снегурочке — прочитала праздничное стихотворение. И даже самый маленький обитатель приюта, месячная Малика, смирно просидела весь праздник на руках, не сводя внимательных глаз с елочных огней. Ее мама не стала вдаваться в подробности «доколыбельной» жизни, сказав лишь, что рада, что первый свой Новый год Малика проводит вот так — в тепле, радости и спокойствии.
Большинство женщин в «Колыбели» стараются поменьше вспоминать о том, что предшествовало их приходу в приют. 30-летняя Алсу (имя изменено по просьбе героини), одинокая мама двух мальчиков-погодок, была близка к отчаянию, когда родная мать указала ей с детьми на дверь. У женщины не было ни накоплений, ни стабильной работы. Какое-то время поскитавшись по друзьям, Алсу по интернету разыскала горячую линию для попавших в трудную ситуацию и приехала сюда — едва сдерживая слезы, в страхе перед неизвестностью.
«Нас здесь приветливо встретили, дали все необходимое, поселили с сыновьями в отдельной комнате, — говорит Алсу. — Я планирую начать работать, скорее всего, в садике, чтобы быть рядом с детьми, снять жилье где-нибудь в Зеленодольске, там оно дешевле».
Услышав голоса и звонкий смех, из глубины дома прибежала в гостиную даже обычно осторожная кошка Буся — она тоже когда-то пришла к двери «Колыбели» в поисках приюта и человеческого тепла.
«О нас узнают разными путями — через соцсети, знакомых, во всех общественных и социальных организациях есть наши контакты, — комментирует администратор „Колыбели“ Мелания Апраксина. — Был случай, среди ночи позвонил один из благотворителей. Он возвращался в Казань и увидел, что в темноте по трассе куда-то явно без цели бредет женщина с тремя маленькими детьми. Семья пробыла у нас недолго, мы помогли найти родственников и отправить к ним в другой город».
По длительности пребывания в приюте все решается индивидуально. Одна женщина прожила здесь два с половиной года, весь период беременности и первых месяцев младенца, так как ей просто некуда было идти. Финал истории можно назвать хеппи-эндом — она помирилась с братом, они вместе сняли квартиру, начали работать и по очереди сидеть с ребенком.
«Наши мамы совсем не иждивенки. После рождения ребенка многие хотят скорее выйти на работу, — говорит Мелания. — Мы помогаем пройти курсы по востребованным профессиям — бровиста, мастера маникюра, которые позволяют сочетать подработку и декрет. Ищем через знакомых, кто нуждается в помощницах по хозяйству, хотим сотрудничать со службой занятости. Но наша главная задача — пока женщина проживает в приюте, наладить ее контакт с малышом. Иногда молодые мамы не знают элементарных вещей — как кормить, пеленать, играть. Этим навыкам здесь их учат другие девочки, консультируют игропедагог, педиатр, психолог.
В «Колыбели» помогают с оформлением документов, получением пособий, но все же настраивают подопечных, чтобы те сами включались в решение своих проблем, несли ответственность за себя и ребенка. Нередко в приют попадают выпускницы детдомов, у которых нет элементарных навыков самостоятельной жизни. «Одна девочка просто плакала: „Я не знаю, как ходить в магазин, варить суп, в детдоме за нас все делали, все подносили“», — вспоминают администраторы.
Девушка с удивительными глазами Василиса приехала в Россию из Таджикистана. Уже здесь родилась ее дочь Эйдже. «Это турецкое имя, носящие его обычно пробивными бывают, дочери это по жизни пригодится», — улыбается молодая мама.
Самой Василисе пробивные качества пришлось проявлять по полной. Так как на родине экономическая ситуация сложная, оставшись без родителей, девушка решила отправиться на заработки за границу. Но с обещанной работой обманули, а отец будущего ребенка вдруг решил, что не готов создавать семью.
«У меня даже страхового полиса нет, только временная регистрация. В России я бесправный гастарбайтер, — признается Василиса. — Здесь, в приюте, я нашла не только физическую, но и моральную поддержку. Это хорошая школа жизни, чтобы научиться жить в коллективе».
После того, как оформит документы, Василиса готовится вернуться на родину. У нее большие планы на дальнейшую жизнь и работу, она верит в то, что даже одна сможет поднять дочь.
«Самое главное для ребенка — хорошее воспитание, — размышляет Василиса. — Один мой знакомый служил в реабилитационном центре, куда всех подряд привозили — бродяг, совсем опустившихся. Когда на стол накрывал, он овощи красиво резал, тарелки с салфетками расставлял. Объяснял — это для того, чтобы те, кто попал в центр, вспомнили, что такое человеческое отношение и нормальная жизнь».
«Для каждой компании важно понимать, что если ты твердо стоишь на ногах, то надо помогать тем, кто в этом нуждается, — сказал генеральный директор АО „ЗМК“ Ауфар Галиев. — Мы много лет ведем благотворительную деятельность: поддерживаем медицинские учреждения, приемные семьи Зеленодольского района, воспитанников детских домов, благотворительные фонды. В сентябре взяли под крыло и казанский приют „Колыбель“. Очень рады, что заложили добрую традицию со Снегурочкой ЗМК, которая в том году поздравляла детей в „ковидном“ госпитале, а в этом принесла праздник мамам и детям в „Колыбель“. В жизни каждого ребенка все-таки должно быть новогоднее чудо, и хочется верить, что мы в силах его создать.
«Мы существуем за счет президентских грантов и на пожертвования частных лиц, — отметила администратор приюта „Колыбель“ Мелания Апраксина. — Для нас регулярная помощь от ЗМК — большое подспорье, потому что молоко всегда необходимо. Молоко, творог улетают только так, йогурты вообще все обожают. А теперь вот еще и праздник — настоящий новогодний сюрприз. Малыши были очень рады, многие из них ни разу не видели Снегурочку и остались под впечатлением. И мамы очень довольны. Мы благодарны ЗМК за поддержку и очень надеемся на долгосрочное сотрудничество!»

© Дмитрий Голубович, «Чемпионат»
Немецкие СМИ в восторге от московского «Динамо»
«Динамо» добилось существенного прогресса под руководством нынешнего главного тренера. Сейчас московская команда занимает второе место в РПЛ, отставая от лидирующего «Зенита» всего на два очка. И уже 12 декабря бело-голубые сыграют в столице с чемпионом России. Немецкие СМИ в восторге от нынешнего «Динамо», которое тренирует Сандро Шварц.
«Динамо» — единственный реальный конкурент «Зенита». В чём суперсила команды Шварца
Издание 11Freunde отмечает позитивные изменения в клубе с приходом нового тренера.
«Сандро Шварц с прошлого года работает тренером московского «Динамо». Своей энергией он вдохнул новую жизнь в российский клуб. Чуть больше года назад болельщики в бело-голубых цветах встречали нового тренера в аэропорту Шереметьево. Дождливым октябрьским утром фанаты приветствовали Шварца в столице России. Лица, смотревшие на немца, источали уверенность, хотя эйфории не было. Никто толком не знал, чего ожидать от нового тренера.
Шварц получил место тренера в России благодаря Желько Бувачу. Этот специалист известен по совместной работе с Юргеном Клоппом в «Боруссии» и «Ливерпуле». В 2020 году Желько оказался в структуре «Динамо» и занялся поиском нового тренера после того, как этот пост оказался вакантным. Бувач искал молодого, но гибкого специалиста, обладающего определённым опытом. Кого-то вроде Шварца.
Поездка в Москву оказалась погружением в неизведанное. Шварц не был знаком ни с нюансами российской лиги, ни с языковыми и культурными особенностями страны. Впрочем, возможность работать в структурированной среде отодвинула все опасения в сторону. С тех пор «Динамо» Шварца характеризуют три вещи: стабильность, качество, победы. Сейчас это одна из самых играющих и агрессивных команд российского чемпионата.
Когда Шварц вступил в должность, то обнаружил удивительно бледный коллектив. В команде не было известных футболистов, кроме 34-летнего Антона Шунина. Вратарь, капитан и игрок сборной России не выступал ни за один другой клуб. Шварц сразу же посетил академию «Динамо» в поисках возможного усиления для первой команды. Во втором матче тренера дебютировали сразу два молодых игрока.
И 17-летний Захарян, и 18-летний Тюкавин вышли на поле в первой выездной игре Шварца. Им потребовалось всего несколько матчей, чтобы стать футболистами основного состава. Тренер доверял молодым игрокам, а они отвечали на это убедительными выступлениями на поле. Захарян находится среди лидеров РПЛ по голевым передачам, а Тюкавин — один из лучших нападающих «Динамо». Неудивительно, что оба получили вызов в сборную России. Когда ребят спрашивали о решающих факторах их прогресса, они указали на влияние Шварца.
Изменения, которые произошли в «Динамо» с приходом нового тренера, нельзя не отметить. Они не ограничиваются только тем, что происходит на поле. Шварц постоянно кричит футболистам фразу, которая уже нашла отражение в русском словаре: «Играйте интенсивно!» Когда пресс-служба «Динамо» поздравляла тренера с днём рождения, то использовала эти два слова на немецком языке, разместив их между буквами кириллицы.
Всё это показывает истинное достоинство Шварца: ему удалось радикально изменить менталитет, объединяющий футболистов, персонал, менеджмент и болельщиков. Словно доказывая свою сплочённость, игроки и тренеры регулярно выкрикивают в раздевалке Bella ciao — старинную итальянскую песню партизан. Без сомнений, интеграция Шварца в структуру клуба и российский футбол оказалась успешной.
Сейчас «Динамо» располагается на втором месте в таблице, отставая от «Зенита» на два очка. Свой последний трофей московский клуб завоевал в 1995 году (Кубок России), а чемпионского титула у него не было с далёкого 1976-го.
По мнению Merkurist, нынешний тренер «Динамо» уже добился определённого успеха в России.
«Бывший тренер «Майнца» Шварц оказался в России и произвёл там фурор. Его «Динамо» находится на втором месте в таблице, отставая от лидирующего «Зенита» всего на два очка. Несмотря на то что тренер находится далеко от Германии, он не забывает о своей родине. Сандро уже передал своеобразный привет из Москвы во время одной из пресс-конференций. Когда его спросили о клубе мечты, то он назвал «Бишофсхайм». Именно там начинал Шварц. Кстати, клуб оценил поступок Сандро. Он опубликовали фрагмент пресс-конференции в социальных сетях и поблагодарил тренера.
«Мы всегда держим за вас пальцы, следим за вашей карьерой и надеемся на большой успех в Москве! Так держать!»
«Знаю, что Клопп следит за «Динамо». Как немец Шварц строит команду своей мечты в России
Sportbild считает, что Шварц обрёл звёздный статус в РПЛ.
«Шварц определённо стал звездой в России. Он дважды признавался лучшим тренером месяца. Его «Динамо» на пути к титулу, а в составе команды талантливые футболисты сборной России».
Пока дела у Шварца в России складываются неплохо, а в случае победы над «Зенитом» его команда и вовсе уйдёт на зимний перерыв в статусе лидера РПЛ.
Выбери лучшего комментатора 2021 года! Голосование проходит совместно с Российской ассоциацией спортивных комментаторов на «Чемпионате» и в нашим социальных сетях — VK и «Телеграм».
Корпорация Майкрософт и ее партнеры могут получить комиссионные, если вы приобретете что-либо по рекомендованным ссылкам в этой статье.