Сказка о труде и лени для 5 класса маленькая сочинить

Сочиненияпо литературедругиечерная курица, или подземные жители по повести погорельскогочрная курица это волшебная сказка антония погорельского, написанная им для своего племянника.
  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • Черная курица, или Подземные жители по повести Погорельского

Чёрная курица это волшебная сказка Антония Погорельского, написанная им для своего племянника. В произведении рассказано про два мира. Это мир пансиона, в котором живёт главный герой и другие ученики, и учителя. Их мир наполнен учением, встречами с гостями пансиона. На выходные дни мальчик оставался в пансионе. Его любимым занятием стало ухаживание за курочками. Он очень к ним привязался. Всю свою любовь, которую он не мог выразить родителям он передавал своим подопечным. Он был настолько храбр и смел, что однажды даже спас свою любимую курочку, которую звали Чернушка, от кухарки, отдав за её спасение самое ценное, что у него было: золотую монету.

Это был добрый и честный мальчик. Его сердце было наполнено состраданием и любовью к окружающим, поэтому у него было много друзей.

Другим миром, показанном в сказке был мир подземного царства. Это был тайный мир, о котором никто ничего не знал. В нём жило много маленьких людей, у которых даже был свой король с министрами. Как мы узнаём из сказки это подземные жители, которые очень боялись, что тайна их существования будет раскрыта и им придётся уходить в неведомые земли в поисках нового пристанища.

Чернушка, спасённая им от кухарки, оказалась министром этого необыкновенного царства. Решив отблагодарить Алёшу за своё спасение она показала ему свой мир. Познакомила его с жителями и сводила на охоту. Чернушке хотелось, что бы мальчик не чувствовал себя одиноким, а знал, что, у него есть друзья, даже когда в пансионе нет других детей. Именно там он получил необычный подарок конопляное семечко. Благодаря этому подарку, Алёша может отвечать любой урок, даже не выучив его.

Мальчик берёт такой подарок с радостью, хотя уже ясно, что все похвалы, которые он будет получать, будут не заслуженными и он ничего не будет знать по своим урокам. Он встанет на путь лицемерия и лжи. В итоге, так оно и получилось.

Из доброго и милого мальчика он превратился в гордого и надменного. Сначала он стыдился незаслуженного расположения к себе всех учителей, но со временем, стыд прошёл. Он стал шалуном. Учителя уже не знали, что с ним делать.

И вот однажды всё изменилось. Семечко пропало. Алёша уже не мог выучить нужный урок. Всё его ликование сменилось отчаянием. Но что же он делает дальше? Он не садится учить уроки, он уже настолько обленился, что предпочитает лишь жалеть себя.

Кульминацией произведения становится момент предательства. Мальчик рассказал учителю о подземном царстве и его жителях. Конечно, Чернушка прощает мальчика. Она помнит всё добро, которое он сделал. Но его трусливый поступок приносит несчастье маленькому народу.

Сказка учит нас, что доброту и честность надо воспитывать в себе хорошими поступками.

Сочинение «Черная курица» − 5 класс

Вариант 1

На уроках литературы мы изучили сказку А. Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители». Она написана в 1824 году, но и сейчас актуальна.

В сказке рассказывается о мальчике Алёше, который однажды спас курицу-министра, за это Король Подземного царства пообещал исполнить любое его желание. Алёша загадал никогда не учить уроки, но знать их.

Главный герой сказки Алёша учился в пансионе, в свободное от учёбы время читал рыцарские романы и ухаживал за птицами на птичьем дворе. Ему было 9–10 лет. Он был очень послушным и хорошо учился. Мальчик искренне верил в то, что выдумывал. Алёша был смелым, ради спасения друга был готов отдать самое дорогое, что у него есть.

Но после исполнения желания никогда не учить уроки, его характер начал меняться в худшую сторону: он стал ленивым, возгордился, стал считать себя самым умным и перестал общаться с ребятами. Когда ему угрожали наказанием, он выдал тайну. Всему царству пришлось уехать из-за его трусости. После этого у него началась горячка. Когда он выздоровел, всё происходившее перед болезнью показалось ему тяжёлым сном. Мальчик вновь стал послушным, добрым, скромным и дружелюбным.

Это произведение учит не лениться, с уважением относиться к одноклассникам и думать, прежде чем делать.

Сказка помогает понять, что нужно выполнять обещания, чего бы это ни стоило, а иначе могут пострадать другие. Я очень советую почитать эту добрую, светлую сказку со счастливым концом.

Вариант 2

В повести-сказке А. Погорельского необычный сюжет, в ней реальное переплетается с фантастическим. Реальное – жизнь десятилетнего мальчика Алеши в пансионе в Петербурге, фантастическое – его грезы о подземном царстве гномов.

Действие в произведении динамично и увлекательно. Однажды Алеша спас Чернушку – черную курицу, скрашивавшую его одиночество. Чернушка в благодарность за свое спасение провела мальчика в подземное царство гномов. Подземный король подарил

Алеше волшебное семечко. Теперь, ничего не делая, ничего не уча, мальчик всегда знал свой урок. От успехов у него вскружилась голова, он зазнался, стал плохим товарищем. Постепенно он абсолютно отвык работать и уже не мог запомнить урок, когда потерял волшебное семечко. А испугавшись наказания, выдал тайну пребывания гномов в подземелье.

Сказка заканчивается болезнью Алеши, его выздоровлением и возвращением к жизни, к самому себе, прежнему.

Образ главного героя вызывает симпатии и пробуждает сопереживание. Алеша – добрый, смелый, впечатлительный мальчик. Он заблуждается, совершает ошибки, но одновременно

и задумывается над серьезными вопросами: в чем настоящая ценность человека? Что такое верность слову? Что может случиться, если не прислушиваться к голосу совести?

Автор произведения призывает читателя: Будь честным, трудолюбивым, скромным. А последняя сцена – прощание Чернушки с Алешей, волнение покидающего свое царство маленького народа, отчаяние главного героя от осознания непоправимости его опрометчивого поступка – серьезный нравственный урок, преподанный нам талантливым писателем.

Вариант 3

В повести-сказке А. Погорельского необычный сюжет, в ней реальное переплетается с фантастическим. Реальное — жизнь десятилетнего мальчика Алёши в пансионе в Петербурге, фантастическое — его грёзы о подземном царстве гномов.

Действие в произведении динамично и увлекательно. Однажды Алёша спас Чернушку — чёрную курицу, скрашивавшую его одиночество. Чернушка в благодарность за своё спасение провела мальчика в подземное царство гномов. Подземный король подарил Алёше волшебное семечко. Теперь, ничего не делая, ничего не уча, мальчик всегда знал свой урок. От успехов у него вскружилась голова, он зазнался, стал плохим товарищем.

Постепенно он абсолютно отвык работать и уже не мог запомнить урок, когда потерял волшебное семечко. А испугавшись наказания, выдал тайну пребывания гномов в подземелье. Сказка заканчивается болезнью Алёши, его выздоровлением и возвращением к жизни, к самому себе, прежнему.

Образ главного героя вызывает симпатии и пробуждает сопереживание. Алёша — добрый, смелый, впечатлительный мальчик. Он заблуждается, совершает ошибки, но одновременно и задумывается над серьёзными вопросами: в чём настоящая ценность человека? Что такое верность слову? Что может случиться, если не прислушиваться к голосу совести?

Автор произведения призывает читателя: будь честным, трудолюбивым, скромным. А последняя сцена — прощание Чернушки с Алёшей, волнение покидающего своё царство маленького народа, отчаяние главного героя от осознания непоправимости его опрометчивого поступка — серьёзный нравственный урок, преподанный нам талантливым писателем.

Это интересно:

В сказке «Черная курица, или Подземные жители» Антония Погорельского повествуется о приключениях мальчика Алеши, жителя пансиона в Санкт-Петербурге. Его одиночество скрасила курица по имени Чернушка.

В благодарность за то, что мальчик сохранил Чернушке жизнь, она провела его в подземное царство. Там король подземных жителей подарил Алеше волшебное семечко. С его помощью мальчик всегда мог знать урок, никогда его не уча. Но это нужно было держать в секрете. Со временем Алеша превратился в настоящего шалуна, отучившись работать…

Сочинение 2

Главным героем произведения «Черная курица или Подземные жители» является молодой парень по имени Алеша. Он учится в пансионате. У него было огромное количество друзей, которые всегда готовы прийти на помощь или выручить в трудной ситуации. Практически на каждые выходные всех ребят забирали родители домой, а вот нашего главного героя никто не забирал, а все, потому что у него нет родителей. Пока все ребята находились дома и радовали родителей, Алеша сидит в пансионате и очень много читает книг. А когда ему надоедало читать, то он отправлялся на улицу, где гулял и играл один. Больше всего на свете ему нравилось играть с курицами, которых выпускали также прогуляться. Он даже своей любимице дал прозвище Чернуха. Однажды повариха отловила несколько куриц для того чтобы приготовить из них обед и вместе с другими курицами туда же попала и Чернуха. И тогда парень готов был пожертвовать своей золотой монетой, которую он берег до этого времени. И после этого повариха согласилась оставить курицу в живых.

Ночью Алеша увидел сон, в котором главной героиней была курица. Она решила провести его по одной тропе, которая ведет в интересное место. Вот только куда именно она его вела и что это было за место, он так и не узнал, а все, потому что неожиданно проснулся. На следующую ночь он все-таки узнал про это самое место. И им оказалось царство, в котором Чернуха была главной. Здесь жили только человечки маленького роста. Кроме этого здесь она подарила ему одно золотое зернышко, при помощи которого парень может знать все занятия и все уроки даже не открыв при этом учебники. Вот только парень никому не должен рассказывать про то, где он был и что видел.

Шло время, и все были удивлены, почему же он вдруг стал учиться лучше всех и очень быстро учил уроки и знал ответ на любой вопрос. Они много раз пытали мальчика, но он обещал курице не рассказывать ничего и держал свое слово. Вот только это портило парня и постепенно ему не хотелось ни с кем, ни дружить, ни общаться, ведь он считает себя самым умным, а другие намного хуже его. Все больше и больше он стал обманывать не только своих друзей, но и взрослых. И в итоге рассказал всю правду, но никто ему не поверил. И этим он потерял своего единственного друга по имени Чернуха. Она ушла от него, а он обещал, что больше такого не повториться и все будет по-другому. Но изменить уже ничего было нельзя.

Школьное сочинение по сказке «Черная курица»

Вариант 1

«Черная курица» в корне отличалась от многочисленных детских сказок, рассказов и повестей дворянских писателей тех лет, которые проповедовали монархические и религиозные идеи и рисовали слащавых, безжизненных героев — мальчиков и девочек. По теме, стилю, языку повесть Погорельского ничем не напоминала и народные детские волшебные сказки — «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и др.

Она была новой литературной сказкой. Из фольклора писатель позаимствовал А. Бенуа. Художественный прием, когда при изображении событий реальное переплетается с фантастическим. В произведении Погорельского встречаем мотивы волшебных рыцарских романов, получивших в XVIII веке широкое распространение в России. В своем творчестве писатель поднимал важные нравственно-педагогические задачи.

В повести Погорельского два плана: реальный, изображающий Петербург конца XVIII века (мужской пансион, быт и нравы воспитанников и учителей, их взаимоотношения), и волшебный, в котором действуют подземные рыцари, гномы и т. д. С большой теплотой и тонким знанием детской психологии рисует автор главного героя. Мальчик не падает духом, оказавшись в далеком от родительского дома петербургском пансионе, прилежно учится, весело играет с товарищами и читает так много, что даже знает «наизусть деяния славнейших рыцарей».

«Юное воображение его бродило по рыцарским замкам, по страшным развалинам или по темным, дремучим лесам», — пишет Погорельский. Исполненный детских грез, Алеша не пассивный мечтательный ребенок. Созданный им волшебный мир не отгораживает его от мира реального. Необузданная фантазия, живой, активный характер отличают юного героя. Воображаемое он постоянно переносит на повседневную действительность, реальная жизнь кажется ему таинственной и загадочной. Вот ожидается приезд директора училищ, и Алеша сразу же представил его себе «знаменитым рыцарем в блестящих латах и в шлеме с большими перьями».

Алеша способен к добрым порывам и поступкам, к самопожертвованию во имя спасения беззащитного. Чтобы сохранить жизнь любимой курочки Чернушки, он, не задумываясь, отдает «сердитой и бранчливой кухарке золотую монету, которую берег пуще глаза своего, потому что это был подарок доброй его бабушки». Маленький читатель, несомненно, высоко оценит этот поступок Алеши. Чувствуется дидактическая направленность уже на первых страницах повести. Погорельский рисует в самых привлекательных тонах своего героя, подчеркивая его сердечную отзывчивость, трудолюбие, вежливость. Поэтому может показаться слабо мотивированным поворот, который происходит в сознании и в поведении мальчика.

За спасение Чернушки, оказавшейся министром волшебного царства, король гномов обещает исполнить любое его желание. Поколебавшись немного, Алеша просит у короля гномов лишь одно волшебное средство: не учить уроки, а отвечать их без запинки. Алеша — ребенок, и, естественно, положительные нравственные качества в нем только формируются. Затем, юный герой все же хочет всегда знать уроки, но рассуждает об этом, как и другие ученики: хорошо бы знать все, не утруждая себя, не прилагая усилий. Погорельский показывает, к чему приводит эта детская философия. Он убеждает маленьких читателей, как плохо не желать трудиться, чтобы все знать. В этом прежде всего и состоит нравственно-педагогический смысл и воспитательное значение волшебной повести Погорельского.

Итак, Алеша получает волшебный талисман: конопляное семечко. Он теперь может почивать на лаврах, отвечать любой урок без всякой подготовки. Мы с нетерпением ждем, каким станет Алеша. Ведь, по словам Погорельского, он был «добрый, милый и скромный» мальчик. И действительно, герою трудно превратиться в тунеядца. Писатель выявляет происходящую в душе маленького героя борьбу положительных и отрицательных начал, добра и зла.

Такое изображение героя было новаторским. До Погорельского русские народные и литературные сказки не раскрывали образ положительного героя. В них не изображались душевные противоречия действующих лиц. Они резко отделяли добро от зла. Персонажи делились на положительных и отрицательных. У героя повести Погорельского хорошие и плохие черты характера соседствуют. Алеша — живой, полнокровный образ. По-новому развивается в повести и сказочный конфликт. В произведении ощущается усиленное внимание автора к психологической сущности, к душевным переживаниям героя. Вот Алеша впервые появляется на уроке с конопляным зернышком в кармане и, «сам еще не зная, что сказать… безошибочно, не останавливаясь, проговорил все заданное». Но похвала учителя не доставляет ему теперь такого удовольствия, как прежде. «Внутренний голос ему говорил, что он не заслуживает этой похвалы, потому что урок не стоил ему никакого труда»,- пишет Погорельский.

В дальнейшем борьба положительного и отрицательного начал в душе Алеши теряет свою остроту. Она заглушается растущим в мальчике себялюбием, самомнением и чванством. Праздность духовно калечит Алешу, отчуждает его от других детей, приносит страдания. Он утрачивает свое прежнее очарование. Мнимые успехи так вскружили голову Алеше, что он стал редко вспоминать даже о своем волшебном друге Чернушке. Каким жалким кажется герой, когда, потеряв волшебный талисман, он на уроке «не мог выговорить ни одного слова» и понес за это тяжкое наказание! Погорельский убеждает читателей, что безобидное, казалось бы, желание иных детей все знать, не трудясь, незаметно оборачивается в повести трудно исправимым пороком, способным принести неисчислимые беды и самому герою и другим. Повесть отличается острыми трагическими художественными ситуациями и коллизиями. Сюжет произведения так развивается, что в кульминационный разгар событий от поведения мальчика зависит судьба целого народа. Во время порки розгами Алеша не выдержал и рассказал учителю о существовании подземного волшебного царства. Он выдал тайну. После этого и Чернушка, и рыцари, и «маленькие люди» — гномы должны были покинуть родное место. «Ты сделал меня несчастным», — говорит Алеше закованная в цепи Чернушка. И юный герой слышит шум скорбно уходящих людей, плач детей и женщин.

Алеша нарушил слово и принес страдания жителям подземного царства неумышленно, неосознанно. Но ведь разыгравшаяся трагедия была следствием его «неразумного поведения», вызвана желанием жить бездумно и бездеятельно. И только борьба героя с самим собой может в какой-то мере искупить его вину. Покидая Алешу, Чернушка говорит ему: «Твои слезы помочь не могут. Одним только ты можешь меня утешить в моем несчастии: старайся исправиться и будь опять таким же добрым мальчиком, как был прежде». Все сказочные события рисуются писателем в виде картин, которые видит герой и которые навеяны ему чтением рыцарских романов. Но писатель нарочито путает сон с явью. Уже в самом начале повести Чернушка в качестве посланца волшебного царства появляется Алеше и во сне, и тогда, когда он «лежал с открытыми глазами и долго слушал, как в верхнем жилье, над его головою, ходили по комнатам и приводили в порядок стулья и столы». И потрясение, которое пережил герой после непреднамеренного разглашения тайны гномов, описано автором так, что маленький читатель не усомнится в подлинности происходящего.

Погорельский очень скупо использует диалог, который играл такую большую роль в народных сказках. Основная часть текста произведения — это повествование от лица автора. В ней преобладают книжная лексика, развернутые фразы с многочисленными придаточными предложениями. Язык повести передает ее идейно-эстетическое своеобразие. Тонко схвачены в произведении, например, интонации «детской» речи: «Чернушка шла впереди на цыпочках и Алеше велела следовать за собою тихонько, тихонько». Часто повествование переходит в беседу, и Погорельский как бы ведет маленького читателя по местам, о которых говорит в своей сказке. Отсюда постоянные оговорки автора и его обращения к детям: «В другой раз и при другом случае я, может быть, поговорю с вами пространнее о переменах, происшедших в Петербурге в течение моего века», «Я забыл сказать вам, что к дому этому принадлежал довольно просторный двор…» и т. д.

Вариант 2

Наверняка, многие из нас знакомились на уроках, литературы с творчеством Антония Погорельского, а именно с его произведение «Чёрная курица или Подземные жители». Это сказка увидела свет в тысяча восемьсот двадцать четвёртом году, но актуальной она остаётся и по сей день. В повести – сказке А. Погорельского очень необыкновенный сюжет, в ней действительно есть что – то общее с фантастикой.

В данном произведении повествуется о мальчишке Алёше. Как-то раз мальчик спас курицу Чернушку. А та в благодарность провела мальчишку в подземное царство. А подземный царь в свою очередь дал мальчишка волшебное зерно, которое могло исполнить его любое желание. Что же загадал Алёша? Мальчик мечтал не делать домашнее задание, но при этом всегда знать их. Собственно говоря, это и было его желанием.

Обучался Алёша в пансионе. После учебного дня он любил проводить время за книжкой. Очень уж ему полюбились рыцарские романы. Ещё главному герою нравилось уделять внимание птицам. Мальчишке было примерно девять, а может быть десять лет.

Он всегда слушался родителей, а в пансионе получал хорошие оценки. А ещё Алешка верил во всё то, что сам придумал. Главный герой был достаточно ответственным. Чтобы спасти своего товарища он готов был пожертвовать всем, что имел.

К сожалению, когда Алёша загадал свое желание, то он начал меняться и не в лучшую сторону. Мальчик стал больше лениться, считал себя умнее всех вокруг, прекратил общаться со своими приятелями, а ещё стал через чур горделивым, однажды мальчик потерял волшебное зерно, и не знал ничего из домашнего задания. Тогда Алёша рассказал свой секрет про подземное царство и чёрную курицу, хотя обещал, что об никого и никогда не узнает. Всё подземное царство вынуждено была переехать. И всё это из-за того, что главный герой испугался. После этого случая Алёша заболел. Но к счастью он быстро пошёл на поправку. Все события, происходившие с ним ещё до болезни, начали казаться ему вымыслом. Тогда Алёша снова стал добродушным и дружественным мальчиком.

Это сказка показывает читателю, что лень – это не очень хорошее чувство. Учит проявлять уважение к тем, кто нас окружает и каждый раз думать перед тем как что-нибудь сделать.

Благодаря этому произведению к нам приходит понимание того, что обещанное необходимо выполнять во что бы то ни стало. В противном случае нас ждут необратимые последствия.

Наверно, каждый школьник мечтает о таком зёрнышке. Ведь это так здорово ничего не делать, но все знать. Но все же получается, что это вовсе не наши знания. А это очень важно самому быть умным и образованным, а не пользоваться возможностями других.

Сочинение на тему черная курица или подземные жители

Мельникова Маргарита

Из всех прочитанных мною книг больше всего мне запомнилась и понравилась поучительная повесть-сказка А. Погорельского «Чёрная курица или подземные жители». В этой истории очень необычный сюжет, в котором реальное переплетается с фантастическим. Реальное — жизнь десятилетнего мальчика Алёши в пансионе в Петербурге, фантастическое — его грёзы о подземном царстве гномов. Действие в произведении динамично и увлекательно. Главный герой – скромный мальчик по имени Алёша, живущий в пансионате. Он дружит со всеми ребятами. Дни учения проходили для него коротко, когда все воспитанники уезжали домой на выходные или каникулы, Алёша читал книги про рыцарские подвиги. Во дворе пансионата жили курицы. Алёша любил их, но особенно он любил одну чёрную курицу, которую звали Чернушка. В один прекрасный день повариха решила поймать Чернушку и приготовить ее на обед, но Алёша спас свою любимицу, отдав при этом единственное и самое дорогое, что у него было – золотой империал, который подарила ему бабушка. В ту ночь он не мог долго заснуть. Ровно в полночь соседняя кровать зашевелилась, и оттуда вылетела Чёрная курица. Она была очень загадочная, и что самое удивительное, курица умела говорить. Мальчик оделся и пошёл вслед за курицей. Вскоре они зашли в комнату двух голландок, которые тоже жили в пансионате. Алёша забыл предупреждения Чернушки и разбудил старушек. Но ему повезло, и он успел проскользнуть в дверь, где недавно скрылась Чернушка. Алеша попал в огромную залу, по стенам которой стояли рыцари – великаны. Далее всё было как во сне. Алёша увидел, как Чернушка сражается с огромными рыцарями. На этом всё закончилось, и Алёша проснулся в своей кровати. На следующую ночь случилось то же самое. Но на этот раз Алёша выполнил требования Чернушки и попал в подземный город с его необычными жителями. Чернушка в этом городе была министром. Много интересного узнал Алёша о подземных жителях, а их король в награду предложил выполнить его любое желание. Своё желание Алёша высказал с необдуманной поспешностью, и оно оказалось огорчительно мелким — всегда знать уроки, не уча их. Для исполнения этого желания ему было подарено конопляное зёрнышко. У Чернушки было лишь одно условие – он никогда не расскажет об их народе. Приняв такой уговор, он ничего не рассказывал ребятам про подземных жителей и про зёрнышко. Как и было обещано, зёрнышко, полученное в дар, помогало Алёше всегда знать уроки. Теперь, ничего не делая, ничего не уча, мальчик всегда знал свой урок, и у него появилось много свободного времени. От успехов у него вскружилась голова, он зазнался, стал плохим товарищем и «из доброго, милого и скромного мальчика он сделался гордый и непослушный», со временем вообще стал зазнайкой, с которым теперь никто не хотел дружить. И вот однажды зёрнышко пропало, и вместе с ним Алёша потерял свой чудесный дар. История с зёрнышком завершается тем, что Алёше грозит наказание, если он не признается, как ему удается знать наизусть по двадцать страниц. И тогда мальчик выдает тайну, в которую, разумеется, никто не поверил, его даже высекли. Но не это и даже не исчезновение навсегда конопляного зёрнышка оказалось главным наказанием для мальчика. Ему предстоит расставание с Чернушкой. По вине Алёши король с целым народом своим должен переселиться далеко от здешних мест, а его друг, курица-министр, осужден носить золотые цепи. Алёша попрощался с Чернушкой и его охватило отчаяние от осознания непоправимости его опрометчивого поступка, из-за этого он сильно заболел. После выздоровления мальчик постепенно возвращается к жизни, к самому себе, прежнему и опять становится добрым, отзывчивым, смелым и хорошим товарищем. Это очень трогательное и поучительное произведение показывает нам, что делать нужно всё своими руками. Когда тебе легко даётся какое-то дело, то не ценишь результат, если не сделал его сам. И можешь стать слишком уверенным в себе человеком и перестать ценить окружающих. Считать себя лучше других. А такой человек не может быть хорошим и поступать правильно.

Сказочная повесть А. Погорельского «Черная курица»

Антоний Погорельский (Алексей Алексеевич Перовский- настоящее имя., 1787–1836) — автор первой в русской литературе фантастической повести, одного из первых «семейных» романов, первой повести-сказки для детей «Черная курица, или Подземные жители». Вышла в свет в 1822 году и принесла автору долгую славу выдающегося детского писателя, хотя и была его единственным творением для маленьких читателей.

Между тем литературная деятельность писателя продолжалась всего 5 лет: в 1825 вышла повесть «Лафертовая маковница», а в 1830- роман «Монастырка». Перовский был побочным сыном графа Пазумовского — влиятельного вельможи екатерининской эпохи. Он получил великолепное домашнее образование и воспитание, затем окончил курс Московского университета доктором философии и словесных наук. После войны 1812 года, в которой он участвовал добровольцем, несколько лет жил в Германии.

Последние годы жизни Перовский провел в своем маленьком малороссийском имении Погорельцы (отсюда тип псевдоним), посвятив себя литературной деятельности и воспитанию племянника Алеши — в будущем известный писатель А.К. Толстой. Ему и была рассказана история Черной курицы, легшая в основу повести-сказки.

Очевидно, именно потому, что сначала это был живой рассказ маленькому слушателю, столь легка словесная ткань повести, так мягки в ней интонации, ясны мысли и подробны описания. Видно, автор стремится передать мальчику впечатления собственного детства, свои воспоминания о Петербуржском пансионе, откуда он бежал, повредив при этом ногу, отчего всю жизнь прихрамывал. В «черной курице…» просматриваются и следы немецкой романтической литературы, в частности преданий о гномах. Но главным в повести остается внимание к формированию ребенка, к психологическим особенностям детского возраста, постепенное приобщение ребенка к восприятию фактов и рассуждений на отвлеченные темы.

Здесь Погорельский проявил себя как писатель реалистического направления. Герой повести мальчик Алеша — психологически убедительный, живой образ ребенка. Переживания маленького человека, живущего в пансионе, тоскующего по родителям, его фантазии о романтических приключениях средневековых рыцарей (он уже немало прочитал о них), взаимоотношения с учителями, любовь к животным — все это отражено в повести, воссоздано с талантом истинно детского писателя, чье мастерство — в органическом слиянии фантастического и реального.

Описание жизни Алеши в пансионе ничуть не грешит против законов реального мира. Дни учения проходили для него «скоро и приятно». Но вот когда наступала суббота и все его товарищи спешили домой, к родным, тогда мальчик, оставаясь в опустевших комнатах, начинал горько чувствовать свое одиночество. И единственным его утешением были книги, которые учитель- немец позволял ему брать из своей библиотеки. А в то время в немецкой литературе царила мода на рыцарские романы и волшебные, полные мистики повести. Подобных произведений Алёша проглотил немало, поэтому и таинственный мир, в который он попал, построен по образцам таких повествований.

Ведь любой увлекающийся чтением и наделенный богатым воображением ребенок, оставаясь надолго в своем одиночестве, начинает мечтать, представлять себя персонажем различных почерпнутых из книг историй, фантазировать.

И у Алеши «юное воображение бродило по рыцарским замкам или по темным дремучим лесам». Даже гуляя днем во дворе, он ожидал встречи с волшебницей, которая сквозь дырочку в ограде передаст ему игрушку или письмецо от родных. И директор училища, которого он ни разу не видел, представлялся ему «знаменитым рыцарем» в сияющих латах и шлеме с пышным султаном из перьев. Каково же было удивление мальчика, когда он при встрече с директором увидел не «шлем пернатый, но просто маленькую лысую головку, набело напудренную». Единственным его украшением был маленький пучок на затылке, а вместо блестящих лат — простой серый фрак…

Немудрено, что реальная черная курочка, к которой Алеша так привязан, что за её спасение отдал бабушкин подарок — золотую монету, во сне мальчик превращается в волшебное существо- министра подземного царства. Такое слияние волшебного и реального планов вполне соответствует эмоциональному состоянию ребенка, когда он погружен в мечты и не очень отличает вымысел от действительности. Повесть предназначена читателю. Для которого мечтать, фантазировать- то же, что дышать.

П. один из первых подчинил педагогическую задачу художественному вымыслу. На примере Алеши он убедительно показывал, что хорошо, а что плохо. Плохо лениться, заноситься перед товарищами, быть легкомысленным и болтливым (из-за этого в подземном царстве произошло несчастье). Хорошее — самоценность детского возраста, богатство души, самостоятельность в определении добра и зла, направленность творческих способностей.

Со времени опубликования «Черной К.» одной из ведущих идей стала главная мысль Погорельского: ребенок легко переходит из мира мечты и наивных фантазий в мир сложных чувств и ответственности за свои дела и поступки.

После повести закрепилось 2 плана повествования: детское и взрослое. У Погорельского это проявляется в манере рассказа, очень близкого к живому разговору воспитателя с ребенком. Речь повествователя рассудительна, сочувственна… Мир взрослого раскрывается в его рассуждениях с философским и психологическим подтекстом, с исторических отступлений (рассказ каким был Петербург), в стремлении донести до слушателя- читателя аромат ушедшей эпохи (описывает детскую одежду 18 в.).

Еще одна важная заслуга П.: своей этой курицей он фактически положил начало формированию языка отечественной детской прозы. Язык- без трудных для детей книжных и устаревших слов. Сознательно обращается к детской интонации.

Сочинение-анализ по теме «Черная курица»

Если вы внимательно читали книжку, вы и сами могли догадаться, что она написана давным-давно. Не было тогда ни трамваев, ни автомобилей, директор приезжает в пансион в «обыкновенных извозчичьих санях». Вряд ли вы увидите сейчас в городе, где учился Алеша, хотя бы одного извозчика. Да и сам город давно называется не Петербургом, а Ленинградом. И школы сейчас не такие, и учатся в них совсем не так, и одеваются люди по-другому, и разговаривают иначе. Почему же теперь, спустя сто с лишним лет, мы читаем эту сказочную повесть с таким же увлечением, с каким читали ее наши прабабушки и прадедушки?

В основе этой старинной сказки лежит жизненная правда — вот почему ее читают с таким же интересом, как и в старину. Написал «Черную курицу» Алексей Алексеевич Перовский (1787—1836), в литературе взявший себе имя Антония Погорельского — в честь села Погорельцы, где он жил. Это был один из образованнейших людей России того времени, участник Отечественной войны 1812 года, современник Александра Сергеевича Пушкина, его литературный соратник и друг.

Сказка «Черная курица» написана Погорельским для своего десятилетнего племянника Алеши, который потом стал известным русским поэтом — Алексеем Константиновичем Толстым. А. Погорельский обладал удивительным искусством соединять правду жизни с фантастикой. В этой сказке очень хорошо описан старый Петербург, школа, в которой учился Алеша, быт того времени, и так же ярко изображены волшебное государство и черная курица, которая была подземным министром. И мудрость этой сказки близка нам. И недаром ее любил Лев Николаевич Толстой и ставил ее рядом с теми книгами, которые произвели на него в детстве сильное впечатление, вместе с былинами, народными сказками и стихами Пушкина.

Популярные сочинения

  • Историческое сочинение Иван Грозный — тиран или герой?
    Практически каждый человек является противоречивым созданием. Наверное, единственным непротиворечивым вариантом является идеальная святость, в остальном даже самый отвратительный тип
  • Сочинение по картине Осенний пейзаж Шишкина
    Насколько же великолепна русская природа! Ни в одной стране мира невозможно увидеть такого разнообразия природных красок и оттенков. Каждая пора года настолько неповторимо прекрасна
  • Сочинение по сказке Волшебник Изумрудного города (Волков)
    Так хочется порой какого-нибудь чуда. Ну, или хотя бы стать свидетелем волшебства. На худой конец, услышать подлинную необыкновенную историю от очевидца событий

skazka pro trud 9Сказки дают сведения об окружающем мире. Наверное, ни один ребёнок не вырос без сказки. Без неё скучно… А вот вам ещё одна сказочка, поучительная. «Жил-был человек по имени Тяп по фамилии Ляп…»

Сказка «Тяп-Ляп»
Ирис Ревю

Жил-был человек по имени Тяп по фамилии Ляп. В народе его звали просто Тяп-Ляп. Он был помощником мастера. Вечно что-то не доделывал. То не докрутит, то не довертит, то не досверлит, то не допилит. Ему укажут на недоработку, а он только говорит:

— Мелочи, ерунда.

Но вот однажды Тяп-Ляп купил себе сапоги. С виду красивые, блестящие. Начал носить их Тяп-Ляп с удовольствием. Пары дней и не прошло, как подмётки на сапогах истерлись, каблук покосился.

— Где это видано, – возмущался Тяп-Ляп, — чтобы сапоги на третий день в негодность пришли? Это что это за шуточки? Какие это руки только делали?

А старый мастер ему отвечает:

— Видать такой же неумеха, как и ты, делал. Спустя рукава. Кое-как, небрежно работу выполнил. Вот сапоги быстро и пришли в негодность.

Крепко задумался Тяп-Ляп. И сказал сам себе:

— Хоть и зовут меня Тяп по фамилии Ляп, я всё равно к делу по-серьёзному относиться буду.

С тех пор и вправду действовать он начал по-другому.

Он на ходу подмётки рвёт. Но это просто так шутливо о нём говорят. Он стал деятельным, работящим. Всё в его руках «горит». По-хорошему, по-рабочему.

***
Главный смысл сказки заключается в том, что к труду нужно относиться ответственно. Все то, что создано истинным трудом человека, надёжно, качественно. Любую работу надо делать хорошо — и машины конструировать и обувь шить.

Елена Глызь http://www.proza.ru/avtor/skazka3
опубликовано с согласия автора
Расскажу я вам одну сказку старую. Давным-давно, в одном лесу появилась гостья незваная-лень. Стала она по гнездам да по норам ходить, к жителям лесным в гости напрашиваться.
В одной норке жил веселый трудолюбивый ежик. Целый день он по лесу бегал, грибы да ягоды собирал, на зиму запасы делал. И вот, однажды повстречалась ему лень. Как пристала она к ежику, стала упрашивать:
— Пусти меня к себе жить.
Подумал ежик и говорит:
— Нора у меня большая, места хватит, живи, если хочешь.
И как только поселилась лень у ежика, стал он ленивым ужасно, все бы ему дома сидеть, ничего не делать. Собрался он рано утром в лес идти, а лень ему и говорит:
— Зачем тебе целыми днями по лесу бегать? Лучше давай еще поспим, ничего делать не будем.
Так прошло несколько дней. Видит ежик, такое дело, что совсем ему тяжко жить стало. Взял он, да и выкинул лень за порог:
— Иди-ка ты, лень, от моей норы подальше,ищи себе других друзей, а про меня и вовсе забудь.
Пошла лень опять по лесу. Видит она, у своей берлоги медведь сидит. Стала она к нему проситься:
— Пусти меня, мишка, к себе жить.
Почесал медведь за ухом, подумал, и говорит:
— Берлога у меня большая, уютная, живи, сколько хочешь, мне не жалко.
Как поселилась лень в медвежьей берлоге, стала там хозяйничать, так медведю и вовсе житья не стало. Раньше он целыми днями рыбку в речке ловил, ягоды, мед собирал, на зиму наедался, чтобы жиром запастись, а теперь целыми днями лежит он, с боку на бок переворачивается да зевает. Понял он, что с ленью жить плохо, стал ворчать:
— Уходи-ка ты, лень, по добру, по здорову, подальше от моей берлоги, уноси скорее ноги, не то, как рассержусь, худо тебе будет.
Испугалась лень медвежьего гнева, выскочила из берлоги, бросилась бежать, только ее и видели.
Долго ходила она по лесу, и где бы лень не поселилась, там сразу скука да дремота-зевота на зверей нападали, им работать не давали. А потом собрались звери все вместе, да и выставили ее вон из леса, чтобы она им трудиться не мешала.
Вы, ребята, будьте внимательней: если постучится лень в дверь, ни за что ее не впускайте, потому что с ленью плохо под одной крышей жить.

Сочиняем сказку

Трудолюбивый и ленивый

Жил-был трудолюбивый человек, а по соседству ленивый. Трудолюбивый очень любил работать, а ленивый целый день на печи лежал.

Однажды одна старушка попросила переночевать у ленивого, а он отвечает:

-Отстань! Если хочешь переночевать, иди к соседу.

И закрыл дверь. Пошла старушка к трудолюбивому.

-Пусти переночевать!

-Заходи, садись за стол.

Поблагодарила его старушка и села за стол. Стал трудолюбивый гостью ужином угощать. Поела старушка и спать легла. Утром стала бабушка в путь собираться и говорит трудолюбивому:

-Все, что ты начнешь делать с утра, будешь делать до вечера.

После поблагодарила его и ушла.

Стал трудолюбивый собирать урожай, а урожай все не заканчивается. Только поздним вечером вернулся трудолюбивый с огорода. В этот же день он устроил ужин и пригласил ленивого. Как узнал ленивый, откуда столько еды у трудолюбивого, сразу побежал домой. Он быстро приготовил ужин и сел у окна ждать старушку.

Вот увидел он старушку и пригласил в дом, накормил, напоил, спать уложил.

Утром старушка ему говорит:

-Все, что ты начнешь делать с утра, будешь делать до вечера. Сказав это, она попрощалась и ушла.

Ленивый быстро побежал в поле и присел отдохнуть, и так он просидел до самого вечера, ничего не собрав.

Арзамасов Константин, 3в класс МБОУ школа №177 г.Нижнего Новгорода

1 июля 2013 13:24

А сегодня мы вам презентуем Сказку про труд и лень.
(Как обычно, меняем имена героев. Также наши герои могут и не жить в деревне, а просто приехать в гости погостить на лето..)

В сибирской деревне Огоньки жили-были два друга Васютка и Олежка. Жили они по соседству, время проводили всегда вместе, одним словом были не разлей вода.
День клонился к вечеру, уставшие животные с поля шли домой, взрослые и дети встречали своих домашних питомцев, кто-то ласково помахивал вичкой, погоняя свою Буренку, кто-то манил кусочком хлеба в руке. Это было вечернее время, которое все в деревне любили, именно в этот момент на улицу высыпала большая часть жителей, каждый ждал свою живность домой, кто-то выходил просто посмотреть на своих и на чужих животных, а кто-то отдохнуть на завалинке или на скамейке: обсудить дневные проблемы, поделиться новостями. Рядом со взрослыми, как правило, находились всегда и наши дети: они тут же рядышком играли, бегали, иногда пытались вмешаться в разговор, но сразу же их попытки пресекались окриками взрослых или делались замечания по поводу такого поведения. Ребятишки отходили, на какое-то время забывали о том, что им было сделано замечание, потом опять оказывались всё ближе к тем, кто вёл беседу, и опять-таки пытались вставить пару слов в разговор взрослых. Так продолжалось до тех пор, пока старенький дедушка Пахом не поднял голову вверх, посмотрел сердито на мальчишек, которые всё время слушали взрослые разговоры, и кивком головы подозвал их к себе.
Мальчишки Олег и Васютка нехотя подошли, опустив виновато головы, дед твердо, но совсем тихо сказал что-то им, ребятишки покраснели и отошли в сторону. И что было самым удивительным, больше никто из них не мешал взрослым вести беседу. Они убежали куда-то, и никто в этот вечер их больше не видел.
Когда стемнело, родители Васютки Ермакова, переделав все домашние крестьянские дела, спохватились, что сына дома нет, однако не стали тревожиться, зная, что он скорее всего где-то во дворах соседей заигрался, такое случалось часто, особенно летом. Но когда пришло время ужина, отец, глядя на часы, сердито заметил, что надо бы сходить мальчика поискать. Они с матерью пошли в разные концы деревни, шли, не торопясь, окликивая то и дело мальчишек. Но результаты поиска не увенчались успехом.
Тревога залегла в душах родителей и другого мальчика, Олежки Потемкина. Стали заходить соседи и строить разные версии, куда мальчики могли пойти и где заблудиться.
Рядом с деревней Огоньки проходила железная дорога, по которой то и дело стучали колесами поезда дальнего следования. Мать Васютки Наталья с испугом заметила, уж не уехал ли он куда-нибудь – мальчик был крайне любопытный. Но поезда останавливались на полустанке редко, чаще пролетали мимо, однако кто-то из соседей сходил и до станции узнать, не видел ли кто там мальчиков. Но и там никто ничего о мальчишках не знал.
Стемнело совсем быстро – июльские ночи долго не наступают, а когда тьма опустится на землю, становится очень даже темно. В поле и в деревне никого не было видно, лишь окна домов горели светом, взрослые не спали, тревожась за детей, которые не явились домой.
Дети тем временем в темноте поля убирали копны сена, а взрослые даже подумать не могли, что такое с ними может произойти. Мальчишки не отличались прилежанием ни в учебе, ни в труде. От домашних дел тоже старались улизнуть на речку купаться, но домой всегда приходили вовремя.
Разговор мальчиков услышал старенький дед Пахом, который сказал им какие-то слова в то время, когда они вмешивались в разговор взрослых. Он и пошел потихоньку в поле, благо, что видел он ещё достаточно хорошо. Дед Пахом прожил уже много-много лет, кем только не послужил и не поработал, не одну войну прошел, среди деревенских он был авторитетом. Он давно ждал смерть, которая за ним так и не приходила, он отчаялся, уже и не писал детям и внукам, не отрывал их от работы, а доживал себе спокойно и терпеливо свои годы. Мнение этого деда было для жителей села всегда наиважнейшим, он считался по праву самым старым жителем, поэтому за советом всегда шли к нему, он мог справедливо рассудить, мог и наказать словом, да так, что обидчик больше и не думал поступать так, как поступал до беседы с дедом.
Васютка с Олегом убрали все копны сена, в темноте уже и не видно было, есть ли ещё сено ближе к лесу, но они всё же сходили и проверили – сено всё было убрано ими; на это ушло ни много ни мало, а весь вечер. Руки у мальчишек саднило от кровавых мозолей, которые образовались от долгого трения о них граблей и вил, которыми они убирали сено. Мальчики пошли домой, зная, что дома им как следует попадет от родителей, но условились ничего им не говорить. Они были в полном отчаянии, хотя и убрали всё сено вдвоем, устали, но усталость была приятной, всё-таки не нашли того, о чем им сказал дед Пахом.
А дед стоял у околицы и прислушивался к разговору мальчишек; окрикнул их, как только они поравнялись с ним. Мальчишки расплакались, рассказали, что ничего там не нашли ни в сене, ни на поле, ни у леса. Тогда дед усмехнулся в седую бороду и спросил, что же они искали? Мальчишки переглянулись – они недоумевали, почему дед спрашивает, ведь это он сам послал их туда на поиски старичка-гнома, который знает ответы на все вопросы. Мальчишки опять переглянулись, сказали деду, что они никого не нашли – видимо, дед решил над ними подшутить.
Дед что-то проворчал себе под нос, а потом спросил их: «Как это вы никого не нашли? А сено кто вам убрал? Кто его в большие кучи сложил? Посмотрите, туча какая идёт, всё сено бы дождь намочил! А кто вас домой ведет, неужто вы не видите?» Мальчишки опять переглянулись, посмотрели по сторонам – рядом с ними, кроме деда, никого не было. Васютка сердито сказал: «Да ты, дедушка, шутить с нами надумал, так бы сразу и сказал!»
Но мудрый дед Пахом не сдавался! Он потихоньку расспрашивал ребят, как они работали, устали ли они, могли ли взрослые убрать столько сена за такое короткое время. Мальчики призадумались, а ведь и правда, кто-то, наверное, им помогал. Только они-то никого не видели!
Тогда дед решил открыть им глаза: «Так и не увидите вы больше этого гнома! Он Ленью зовется, а вы её сейчас разогнали работой, которую проделали. Разве у вас ещё остались вопросы, на которые хотелось бы получить ответы?» Мальчишки смертельно хотели спать, ни вопросов, ни сил у них уже не осталось. Тихонечко они добрели до своих домов, обрадовали родителей своим появлением и улеглись спать на сеновале в сарае у Ермаковых.
И только на следующее утро они поняли, что не обманул их дед. Взрослые были обрадованы тем, что всё сено было собрано, и его не намочил дождь – они похвалили мальчишек. А Васютка и Олег даже не захотели бежать на речку, зная теперь, каким трудом даётся взрослым любая работа на поле. А гном по имени Лень им так и не встретился, они трудиться научились, а лени и труду вместе не жить.

Создать, линеечку, беременность, для, планирующих, детские, бэби.ру

Узнавай и участвуй

Клубы на Бэби.ру — это кладезь полезной информации

    Ëåíü, ñâåðíóâøèñü êàëà÷èêîì, íåâèäèìêîé ñèäåëà â óãëó, à âîêðóã ñóåòèëèñü ëþäè.
 
    Áàáóøêà íà êóõíå ìåñèëà òåñòî, ÷òîáû èñïå÷ü ïèðîãè.
 
    Ïàïà ñîñðåäîòî÷åííî ìàñòåðèë ïîëî÷êó äëÿ ïðèõîæåé.
 
    Ìàìà ïûëåñîñèëà êîâåð.
 
    Äî÷êà ðåøàëà çàäà÷êè ïî àðèôìåòèêå.

    — È êàê èì íå íàäîåñò? — ïðîøèïåëà Ëåíü, — íåíàâèæó òðóäîãîëèêîâ! ß, ãëÿäÿ íà íèõ, õóäåþ è ìîãó ñîâñåì ïîìåðåòü â ðàñöâåòå ñèë. Ïîðà íàó÷èòü èõ, êàê íóæíî æèòü â ñâîå óäîâîëüñòâèå!
 
    Ëåíü íåçàìåòíî ïîäêðàëàñü ê áàáóøêå è çàøåïòàëà åé íà óõî:
 
    — Ñêîëüêî ìîæíî íà âñåõ áàòðà÷èòü? Ñòàðàÿ óæå, òû ñâîå îòðàáîòàëà. Èäè íà äèâàí, ïðèëÿã — òàì ïî òåëåâèçîðó ñåðèàë èäåò áðàçèëüñêèé, ïðî ëþáîâü. Îòäîõíè ñî âêóñîì, ïóñòü ñàìè ïèðîæêè ïåêóò! — «À è âåðíî, — ïîäóìàëà áàáóøêà, — ñêîëüêî ìîæíî íà íèõ ãîðáàòèòüñÿ?». À âñëóõ ñêàçàëà:
 
    — ×òî òî ó ìåíÿ ãîëîâà çàêðóæèëàñü. Ïîéäó-êà ÿ ïðèëÿãó, — áðîñèâ ñûðîå òåñòî íà ñòîëå, áàáóøêà ïðèëåãëà íà äèâàí è âêëþ÷èëà òåëåâèçîð.

    — Ìîëîäåö! — çàõëîïàëà â ëàäîøè Ëåíü, — ëåæè è ñìîòðè, ÷òî îíè áóäóò äåëàòü áåç òåáÿ. Ïóñòü ñàìè ãîòîâÿò — áîëüøå öåíèòü áóäóò òâîé òðóä!
 
    Ëåíü ïîäêðàëàñü ê ïàïå, ìàñòåðèâøåìó ïîëî÷êó äëÿ ïðèõîæåé è çàøåïòàëà åìó íà óõî:
 
    — Íà ÷òî òû òðàòèøü ñâîé âûõîäíîé? Ëó÷øå ñõîäèë áû ñ äðóçüÿìè íà ðûáàëêó, à åùå èíòåðåñíåé â áàðå ïèâà ñ ïðèÿòåëÿìè âûïèòü, ðàññëàáèòüñÿ. Èòàê âñþ íåäåëþ íà ñåìüþ ðàáîòàë. Ñîâñåì îò ìóæñêîé êîìïàíèè îòáèëñÿ!
 
   — Ñëåäóþùèé ðàç çàêîí÷ó, — ñêàçàë ïàïà è îòëîæèâ ðàáîòó, íàäåë êóðòêó, áîòèíêè è âûøåë èç êâàðòèðû. Ëåíü óäîâëåòâîðåííî ïîòåðëà ëàäîøêè. Îíà äàæå ñòàëà âûøå ðîñòîì è òîëùå îò ïðîäåëàííîé «ðàáîòû». Òåïåðü ïðèøëî âðåìÿ ðàçîáðàòüñÿ ñ ìàìîé, êîòîðàÿ ñ óòðà çàíèìàëàñü óáîðêîé êâàðòèðû.
 
    — Ñêîëüêî íè óáèðàé, ñíîâà íàìóñîðÿò, — ñêàçàëà îíà ìàìå, — ýòè òâîè óáîðêè — íàñòîÿùèé Ñèçèôîâ òðóä. Òû ÷òî, óáîðùèöåé íàíÿëàñü èëè çàìóæ âûøëà? Ïóñòü ñàìè óáèðàþò èëè äîìðàáîòíèöó òåáå íàéìóò.
 
    «È âåðíî», — ïîäóìàëà ìàìà, — ñõîæó-êà ÿ ê ñîñåäêå ÷àé ïîïèòü, äà íîâîñòè îáñóäèòü, — îíà ñíÿëà ôàðòóê è ãëÿíóâ â çåðêàëî, îòïðàâèëàñü â ãîñòè, òàê è íå çàêîí÷èâ óáîðêó êâàðòèðû. Äîìà îñòàëèñü òîëüêî äî÷êà è áàáóøêà, äðåìàâøàÿ ó òåëåâèçîðà. Ëåíü îòïðàâèëàñü ðàçáèðàòüñÿ ñ äî÷êîé.
 
    — ×òî òû ñïèíó ãíåøü íàä ó÷åáíèêàìè? — ïðîøåïòàëà îíà, — øëà áû ãóëÿòü íà óëèöó. Íåáîñü ïîäðóæêè çàæäàëèñü. Äâîå÷íèêè æèâóò êóäà âåñåëåå, ÷åì îòëè÷íèêè! À òû ÷òî âñïîìíèøü î ñâîåì äåòñòâå? Êàê íàä êíèæêàìè ïîòåëà? Ïðîôåññîðîì õî÷åøü ñòàòü, ÷òî ëè? — è Ëåíü òèõî çàõèõèêàëà ïîä ñàìûì óõîì äåâî÷êè.

    Îòëîæèâ òåòðàäè è ó÷åáíèêè â ñòîðîíó, äî÷êà âçÿëà ñêàêàëêó è îòïðàâèëàñü ãóëÿòü. Ïîêîí÷èâ ñ óðîêàìè äåâî÷êè, Ëåíü äîâîëüíî óëûáíóëàñü è ïîãëàäèëà ñûòîå áðþõî. «Îõ è ïîêîðìèëè îíè ìåíÿ ñåãîäíÿ!» — óäîâëåòâîðåííî ïîäóìàëà îíà. Ëåíü ïîäïëûëà ê õîçÿéñêîìó êîòó, ìèðíî ñïàâøåìó â êðåñëå è ëàñêîâî ïîãëàäèëà çâåðÿ ïî ïóøèñòîé ñïèíêå. «Âîò êòî ìåíÿ äåéñòâèòåëüíî óâàæàåò! — ïðîøåïòàëà îíà, — à ëþäè âå÷íî ñåáå äåëà íàõîäÿò, äà ñóåòÿòñÿ».
 
    Âå÷åðîì âñÿ ñåìüÿ ñîáðàëàñü â êâàðòèðå. Ïåðâûì ïîäàë ãîëîñ ïàïà:
 
   — À ÷òî ó íàñ ñåãîäíÿ íà óæèí? — ñïðîñèë îí, çàãëÿíóâ íà êóõíþ. Íà ðàçäåëî÷íîé äîñêå ëåæàëî ñûðîå òåñòî, à âîêðóã âàëÿëàñü ãðÿçíàÿ ïîñóäà. Áàáóøêà òàê óâëåêëàñü ôèëüìîì ïðî ëþáîâü, ÷òî è äóìàòü çàáûëà ïðî ïèðîæêè.

   — ß âàì íå ðàáûíÿ Èçàóðà, íà âñåõ ãîòîâèòü, — îòâåòèëà îíà.
 
   — Òû îïÿòü ìóñîð íå âûíåñ è ïîëêó áðîñèë íåçàêîí÷åííîé, — çàêðè÷àëà ìàìà íà ïàïó, — îíà î÷åíü ðàññåðäèëàñü, êîãäà óâèäåëà ñòðóæêó è ðàçáðîñàííûé èíñòðóìåíò â ïðèõîæåé. 

   — Äâå æåíùèíû â äîìå, à ïîåñòü íå÷åãî, — ïðîäîëæàë âîçìóùàòüñÿ ïàïà, — äà è äî÷êó ê õîçÿéñòâó íå ïðèó÷àåòå. Ðàáîòàþ, ðàáîòàþ, à äîìà äàæå íå ïîêîðìÿò è áåñïîðÿäîê â êâàðòèðå.
 
   — Òû ïèâî ñ ìóæèêàìè ïèë, à ìû òîæå õîòèì îòäîõíóòü, — îòâåòèëà ìàìà. À äî÷êà ìàëåíüêàÿ åùå, óñïååò ïî õîçÿéñòâó õëîïîòàòü. Êñòàòè, — îáðàòèëàñü îíà ê äî÷êå, — òû óðîêè âûó÷èëà? Ïî÷åìó òåòðàäêè íà ñòîëå âàëÿþòñÿ?
 
    Â ðåçóëüòàòå âñå ïåðåðóãàëèñü è ïåðåñòàëè ðàçãîâàðèâàòü äðóã ñ äðóãîì, à Ëåíü ðàäîñòíî ïîòèðàëà ðóêè è îáëèçûâàëàñü îò óäîâîëüñòâèÿ.
 
    — Ìîè ó÷åíèêè, — ñ ãîðäîñòüþ ñêàçàëà îíà, — íåíàâèæó ðàáîòÿùèõ è çàáîòëèâûõ, à áåñïîðÿäîê â äîìå è ãðÿçíàÿ ïîñóäà — ìîÿ ðîäíàÿ ñòèõèÿ.
 
    — Êàêàÿ-òî íåæèòü çàâåëàñü ó íàñ â äîìå, — çàäóì÷èâî ñêàçàëà áàáóøêà. Äî ñèõ ïîð ìû æèëè äðóæíî è êàæäûé âûïîëíÿë ñâîè îáÿçàííîñòè. Îíà âçÿëà öåðêîâíóþ ñâå÷ó è çàæãëà åå. Ïîòîì, áîðìî÷à ìîëèòâû, ñòàëà îáõîäèòü âñþ êâàðòèðó îò âõîäíîé äâåðè ïî ÷àñîâîé ñòðåëêå, ñî ñâå÷îé â ðóêå, íàáëþäàÿ çà åå ïëàìåíåì. Êîãäà áàáóøêà äîøëà äî óãëà, â êîòîðîì ïðèòàèëàñü Ëåíü, â ïëàìåíè ñâå÷è ÷òî-òî çàòðåùàëî è ïîøåë ÷åðíûé äûìîê ñ êîïîòüþ.
 
    — Àé-ÿé-ÿé! — çàêðè÷àëà Ëåíü, — çëûå âû, óéäó ÿ îò âàñ! — è îíà âûëåòåëà â îòêðûòóþ ôîðòî÷êó. Áàáóøêà çàêðûëà ôîðòî÷êó è ïîãàñèëà ñâå÷ó â áàíêå ñ âîäîé.
 
    — Áàòþøêè! — âîñêëèêíóëà îíà, — ó ìåíÿ æå òåñòî ïðîïàäàåò! — è ïîáåæàëà íà êóõíþ. Âñêîðå ïî êâàðòèðå ðàñïðîñòðàíèëñÿ çàïàõ ñâåæèõ ïèðîãîâ è âñå ñîáðàëèñü çà ñòîëîì óæèíàòü. Çàáûâ ïðî ññîðó, âñÿ ñåìüÿ íàõâàëèâàëà áàáóøêèíó ñòðÿïíþ.
 
    — Ñåé÷àñ äîäåëàþ ïîëî÷êó è óáåðó èíñòðóìåíò, — ïðèìèðèòåëüíî ñêàçàë ïàïà.
 
    — À ÿ çàêîí÷ó óáîðêó, — äîáàâèëà ìàìà.
 
    — ß äîðåøàþ çàäà÷êè, äà ïîìîãó ìàìå è áàáóøêå, — ñêàçàëà äåâî÷êà.
 
    «Íàäî áû è ìíå ÷åì òî ïîëåçíûì çàíÿòüñÿ» — ïðîñíóâøèñü, ïîäóìàë êîò è ëåíèâî ïåðåáèðàÿ ëàïàìè, ïîïëåëñÿ ê ëîòêó ñ ïåñêîì.
 
    — À âñå æå ïîëåçíî èíîãäà îòäûõàòü è õîäèòü â ãîñòè, — ñêàçàëà çàäóì÷èâî ìàìà. Ïîñëå ýòîãî è ðàáîòàåòñÿ ëó÷øå.
 
    — Íåìíîãî Ëåíè äà Çàáàâû âñåì ïîëåçíî, — ñîãëàñèëàñü áàáóøêà.
 
    — Íå çðÿ â íàðîäå ãîâîðÿò: «Äåëó âðåìÿ, ïîòåõå — ÷àñ,» — çàìåòèë ïàïà.
 
    «×åðåç íåäåëþ ÿ ñíîâà ñâîþ ïîäðóæêó Ëåíü â ãîñòè ïîçîâó» — ïðîìóðëûêàë êîò ñåáå ïîä íîñ, íî åãî íèêòî íå óñëûøàë.

Сказка о труде и лени для 5 класса маленькая сочинить

Жили-были в одном государстве в давние времена два соседа. Один из них обманом, нечестным путем разбогател и стал купцом. Другой сосед честным трудом возвел себе дом, разбил сад, стал садовником. Однажды между соседями разгорелся спор. Купец говорит:

— Послушай, сосед, вижу я, как ты днем и ночью в поте лица своего трудишься. Давай-ка я научу тебя легко зарабатывать деньги.

— И как это? — спросил садовник.

— Покупай дешево, продавай дорого, обманывай людей, любыми путями стремись урвать побольше. Вот тогда и богатство твое приумножится, и спокойнее на душе станет, — поучал купец.

— Нет, сосед, — отвечал садовник, — не хочу я такого богатства. Человек должен зарабатывать деньги только честным трудом.

Но купец не соглашался с этим. Долго они спорили так. Наконец купец предложил:

— Давай выйдем на дорогу и спросим у первых трех встречных, кто из нас прав. Если скажут, что прав ты, отдам тебе все свое добро, если же буду прав я — заберу все твое. На этом и порешили.

Вышли на дорогу. Долго ли, коротко ли шли они, повстречали на дороге юношу.

Купец сказал:

— Рассуди-ка ты нас, сынок. Я говорю, что богатство лучше накопить грабежом. А вот сосед мой утверждает, что добро необходимо наживать честным трудом. Кто из нас прав?

— Конечно, прав ты, господин купец, — ответил юноша.

— Ну, что я тебе говорил? — произнес купец, повернувшись к соседу.

Садовник не придал большого значения словам юноши, подумал про себя, что молод еще, откуда ему знать такое, и предложил:

— Ну что ж, продолжим путь. Аллах троицу любит — остались двое.

Они пошли дальше, дошли до леса, углубились в него. Шли-шли и вышли на зеленую лужайку, на которой из земли бил ключ. Напились они воды из родника, немного отдохнули и снова пустились в путь. Вскоре повстречался им охотник — по лицу видно было, что лиходей. Купец подошел к нему:

— Братец охотник, рассуди ты нас. Я говорю, что богатство лучше копить хитростью, нечестным путем, а вот садовник утверждает, что честный путь лучше. Ответь-ка, кто прав из нас?

— Господин купец, — ответил охотник, — прав ты. Бедный садовник удивленно произнес:

— Братец купец, пойдем-ка, поищем третьего. Поглядим, что-то скажет он.

Долго ли, коротко ли шли, дошли до какой-то юрты. Видят, перед юртой сидит старичок. Поздоровавшись честь честью, рассказали старику о своем споре.

— Я считаю правым купца, — сказал старик, выслушав их.

Садовник, услышав ответ старика, чуть ума не лишился.

“Интересно, есть ли в этом краю хоть один честный и порядочный человек? — думал он про себя. — Кого ни встретили, все одобряют бесчестие и неправду”.

— Скажи-ка, старик, а чем ты сам занимаешься? — спросил уже вслух садовник.

— Я был шахским палачом, — ответил старик.

“Ну, какой же справедливости можно ждать от палача?” — решил садовник.

И вот, проиграв в споре, садовник был вынужден отдать все нажитое честным трудом добро купцу. Оставшись без всего, садовник решил: чем жить среди таких людей, лучше переехать в другие края. Задумано — сделано: собрался и двинулся в путь. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается, шел он шел и дошел до пещеры в очень пустынной местности, окруженной крутыми скалами. Лил сильный дождь, укрыться, кроме как в пещере, было негде, поэтому он вошел в нее. Огляделся, видит пещера-то обжитая. Столько здесь всякого добра, что глаза разбегаются. В одном углу — драгоценности, в другом — дорогие ткани, дальше — мешки с пшеницей и рисом. И чего тут только не было! Наступили сумерки. Дождь лил не переставая. Садовник было собрался выйти из пещеры, как увидел группу людей, идущих в его сторону. Он спрятался в дальнем углу пещеры. Пришедшие удобно расположились, расстелили скатерти, стали есть и пить. Из их разговора стало ясно, что это сорок разбойников, а пещера — их дом. Разбойники стали обсуждать план ограбления шахской сокровищницы. Атаман распределил обязанности, и затем, вооружившись, снарядившись, разбойники тронулись в путь. Вслед за разбойниками убежал из пещеры и садовник.

Разбойники очень умело обчистили шахскую сокровищницу. Погрузили они награбленное на верблюдов и привезли в свою пещеру. Утром повсюду разнесся слух, что ночью была ограблена сокровищница падишаха. Падишах созвал весь дворовый люд и приказал разыскать разбойников.

Главный визирь падишаха выступил вперед и, поклонившись, сказал:

— Да продлится жизнь падишаха, не новое это дело. Вот уже несколько лет эти разбойники грабят народ, никто не может их поймать, неизвестно даже, где они обитают.

— Ничего знать не хочу, — сказал падишах. Пусть войско обыщет весь город и разыщет разбойников, хоть под землей.

Ослушаться падишаха было нельзя, поэтому визирь, советники, все придворные, взяв по отряду воинов, разошлись на поиски разбойников. Семь дней, семь ночей продолжались поиски, но разбойников и след простыл. Все, несолоно хлебавши, вернулись во дворец.

А бедный садовник по дороге в город только и слышал об ограблении шахской сокровищницы. Хорошо зная о случившемся, садовник пришел ко дворцу, попросил отвести его к шаху. Поклонившись, он сказал: — Да продлится жизнь падишаха, я знаю, где скрываются разбойники, ограбившие твою сокровищницу. Шах воскликнул:

— Если это правда, половина сокровищ твоя.

— Да продлится жизнь шаха, — ответил садовник, — мне не нужно никаких сокровищ. Недалеко от твоего города есть пещера. В ней проживают сорок разбойников. Сокровища твои они унесли и спрятали в этой пещере.

Шах немедля отправил к пещере девять тысяч девятьсот девяносто девять вооруженных мечами всадников. Шахские воины нашли в пещере, кроме шахской казны, много другого добра, но ни одной живой души там не было. Устроили засаду, но разбойники так и не появились. Тогда нагрузили все, что было в пещере, на верблюдов и привезли во дворец. Падишах был беспредельно рад.

— Ну, странник, — сказал падишах садовнику, — я держу свое слово — половина этого добра твоя.

— Да продлится жизнь шаха, — ответил садовник, — меня, как тебя эти разбойники, некоторое время назад коварно ограбил некий купец, разорил вконец. Так что мне для жизни достаточно и горсти золота.

— Этого мало, — возразил падишах, — проси еше что-нибудь, не стесняйся.

Садовник ответил:

— Да пребудет в вечном здравии властелин мира, в пещере разбойников, кроме твоих сокровищ, много награбленного у народа. Было бы неплохо возвратить все это владельцам.

Падишах согласился с садовником. Глашатаи объявили по городу волю властелина. Каждый забрал свое добро. Садовник же взял пожалованное ему шахом золото и двинулся в обратный путь. Три дня и три ночи шел он и дошел до родного города. На золото шаха начал он потихоньку строить себе новый дом, сажать сад. За короткое время восстановил он свой былой достаток. Сосед садовника, купец, увидев это, пришел к нему, поздоровался и спросил:

— Сосед, ведь ты разорился. Откуда же у тебя это богатство? Садовник знал, как жаден купец. Видит, что и сейчас он замышляет очередную хитрость, и отвечает:

— В таком-то городе на протяжении нескольких лет орудовали сорок разбойников. Грабили они народ. Дошло дело до того, что обчистили они и шахскую сокровищницу. Случайно я узнал, где скрываются разбойники, и сообщил об этом падишаху. Шахская челядь, уничтожив разбойников, вернула людям их добро. А люди в знак признательности одарили меня. Если хочешь — пойди в этот город и говори каждому встречному, что это ты сообщил о месте пребывания разбойников. Люди одарят и тебя золотом-серебром. Так ты, не ударив палец о палец, умножишь свои богатства. Жадный купец, поверив садовнику, вернулся домой, захватил свой хурджун и двинулся в тот самый город. У городских стен повстречал троих людей. Подошел он к ним и говорит:

— Знаете ли вы, кто я?

— Нет, не знаем, — ответили люди.

— Я тот, кто показал падишаху пещеру сорока разбойников, — говорит купец.

Оказывается, эти трое были из сорока разбойников.

— Ах, радость какая! — воскликнули разбойники, не желая упускать случая. — Да мы же тебя повсюду ищем. Покажи-ка ты нам свой дом, мы столько подарков тебе натаскаем, что некуда будет складывать. Купец сказал, где живет. А разбойники созвали всех своих товарищей и прямиком направились к дому купца. Унесли они из купеческого дома все, что можно было унести. А самого хозяина избили до полусмерти. Три дня и три ночи лежал бездыханный купец, чуть богу душу не отдал. Но постепенно поправился. Садовник пришел проведать купца.

— Видишь, что со мной приключилось? — воскликнул купец, завидя соседа.

— Я давно знал, что так будет, господин купец, — ответил садовник.- Нечестно нажитое — так и теряют.

Сказка о труде и лени для 5 класса маленькая сочинить

сказка о попе и о работнеке его балде

А вот еще несколько наших интересных статей:

  • Сказка о том что всему свое время 4 класс
  • Сказка о точке в русском языке
  • Сказка о том что всему свое время двенадцать месяцев
  • Сказка о том что всему свое время огурцы
  • Сказка о том кто ходил страху учиться слушать
  • Поделиться этой статьей с друзьями:


    0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии