Инфоурок
›
Биология
›Презентации›Обобщающий урок по биологиии в 5 классе на тему «Клетка — основа строения и жизнедеятельности организмов»
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Описание слайда:
1. Что нужно для строительства красивого кирпичного дома?
2. Что нужно, чтобы составить предложение?
3. Из чего состоят слова?
4. А из чего состоят тела растений, животных, грибов, бактерий?
5. Почему их называют «кирпичиками» организма»?
жила, Вовы, ручная, у, ворона
ВОПРОСЫ:
Во-ро-на, жи-ла -
2 слайд
Описание слайда:
В настоящее время не вызывает сомнений,
что элементарной единицей как растительного
так и животного организма является клетка. Вывод. -
3 слайд
Описание слайда:
СКАЗКА «У ЛЕСА НА ОПУШКЕ…»
В некотором царстве, в лесном государстве, на лесной опушке жили-были луговой Василёк, Бабочка и Боровичок. Жили они дружненько, никогда не ссорились. Да и к чему им ругаться-браниться, из-за чего обиды таить?
Много разговаривали Василёк, Бабочка и Боровичок о том, что, несмотря на внешнюю несхожесть, чувствуют они, что есть у них что-то общее. Услышала их разговоры мудрая птица Сова.
И сказала, что вычитала в волшебной книжке ответ
на их вопрос – и луговой Василёк, и Бабочка, и
Боровичок состоят из …. -
4 слайд
Описание слайда:
Урок-путешествие в МИР КЛЕТКИ
Обобщающий урок по теме
«Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов»Цели урока:
— обобщить и закрепить знания о строении клеткиЗАГАДКА
Братцы в гости снарядились,
Друг за друга уцепились,
И помчались в путь далёк,
Лишь оставили дымок.СТАС, ГОТОВ?
А если ты готов, отправиться нам надо
Вот машинист даёт гудок — поехали, Станислав!
-
5 слайд
Описание слайда:
Стас!
Ведь куда ни кинешь взгляд,
Забывать не будем,
Что из клеток состоят
Рыбы, звери, люди.
И деревья и трава
Стебли, листья веток Тоже состоят из клеток.
Запиши в тетради число, классная работа,
тему урока «Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов»
Нарисовать клетку у доски.
Сейчас мы вернёмся в те далёкие времена, когда люди впервые произнесли слово «клетка». (Звучит музыка А.Вивальди).
«СТАНЦИЯ «КЛЕТКА» -
6 слайд
-
7 слайд
Описание слайда:
Роберт Гук
1665 год
Впервые описал строение коры пробкового дуба и стебля растений,
ввел в науку термин «клетка». -
8 слайд
Описание слайда:
СТАНЦИЯ «ГЛАВНЫЕ ОРГАНОИДЫ КЛЕТКИ»
Придаю я форму клеткам
Прочно их соединяю
И общаться помогаю
С клеточкой-соседкой.
И от всех воздействий внешних
Я клетку защищаю. Это …В клетке внутри –я в движении,
Подобно дорогам и направлениям.
Объединяю все органоиды клетки. Это …
Плотное тельце в цитоплазме,
в нём находятся хромосомы и ядрышки.
Это … -
9 слайд
Описание слайда:
«ОРГАНОИДЫ КЛЕТКИ. РАЗЪЯСНЕНИЕ.»
Оболочка (клеточная стенка) –
Цитоплазма –
Ядро –
Хромосомы –
Вакуоль –
Пластиды –
Хлоропласты –
Лейкопласты –
Хромопласты – -
10 слайд
-
11 слайд
-
12 слайд
Описание слайда:
СТАНЦИЯ «ФИЗКУЛЬТМИНУТКА»
-
13 слайд
Описание слайда:
СТАНЦИЯ «УВЕЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИБОРЫ»
-
14 слайд
-
15 слайд
Описание слайда:
Сказка о житие-бытие растительной клетки
Загляните на часок в нашу клетку-теремок,
В цитоплазме там и тут органоиды живут.
Там такое происходит — цитоплазма кругом ходит,
Помогает то движенье в клетке чудным превращеньям.
Их не видел Левенгук, удивился б Роберт Гук.
В клетку пища проникает очень даже непростая,
Днём и ночью круглый год поступает кислород.
Должен пищу он окислить, а из клетки – углекислый.
Часть веществ построит клетку — так растёт листок иль ветка.
Часть – отложится в запас.
Что не нужно, в тот же час — удаляется из клетки.
Коли пища поступает, клетка быстро подрастает.
Наступает миг деленья, это не одно мгновенье.
Длится рост и размножение столько, сколь живёт растение.
И название «растение» получило объяснение.
СТАНЦИЯ «ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КЛЕТКИ» -
16 слайд
Описание слайда:
СВОЙСТВА РАСТИТЕЛЬНОЙ КЛЕТКИ
Движение цитоплазмы
-
17 слайд
-
18 слайд
Описание слайда:
ДЫХАНИЕ КЛЕТКИ
-
19 слайд
Описание слайда:
РОСТ И РАЗВИТИЕ КЛЕТКИ
РАЗМНОЖЕНИЕ КЛЕТКИ -
20 слайд
Описание слайда:
Какие утверждения верны. (да +; нет -)
1. Все живые организмы состоят из клеток? (+)
2. Расти могут только растения? (-)
3. Размножение – это воспроизведение себе подобных? (+)
4. Растения и грибы относятся к одному царству? (-)
5. Ядро содержит одно или несколько ядрышек? (+)
6. Все клетки живых организмов имеют пластиды? (-)
7. Хромосомы находятся в ядре? (+)
8. Деление клеток лежит в основе размножения и развития организмов? (+)
СТАНЦИЯ «ДА» или «НЕТ» -
21 слайд
Описание слайда:
СТАНЦИЯ «ДА» или «НЕТ»
9. Клетка – основная единица строения всех живых организмов. (+)
10. Оболочка, ядро, цитоплазма – главные части клеток. (+)
11. Лупа – самый сильный увеличительный прибор. (-)
12. Живые клетки только питаются. (-)
13. Клетки одинаковы по форме и размерам. (-)
14. Организм человека состоит из клеток. (+) -
22 слайд
Описание слайда:
СТАНЦИЯ «СХОДСТВО И РАЗЛИЧИЕ КЛЕТОК»
-
23 слайд
Описание слайда:
Наличие пластид.
Наличие крупных вакуолей с
клеточным соком.Плотная клеточная оболочка.
Отличительные особенности растительной клетки -
24 слайд
Описание слайда:
Заполни пропущенное слово.
Все живые организмы имеют……………строение.
Оболочка, ядро, цитоплазма ……части клеток.
Пластиды – есть только у ………… клеток.
Генетический аппарат содержится в……………клетки.
Наружным скелетом клетки является…………, которая так же определяет её форму.
Органоиды клетки и клеточные включения находятся в ……………….клетки.
Органоиды, содержащие клеточный сок называются……………
Все клетки дышат, питаются, растут и…………….. -
25 слайд
Описание слайда:
Наш урок я хочу закончить стихотворением.
Клетка — жизни всей основа!
Повторять мы будем снова!
Только есть одна беда:
Не удастся никогда
Нам увидеть клетку глазом.
А хотелось бы всё сразу
Рассмотреть и разобрать,
Клетку перерисовать!
Ведь из клетки состоят:
Морж, медведь, петух и кит.
Дуб, сосна, собака, кошка,
Да и гриб на тонкой ножке!
Многоклеточные мы:
И поэтому должны
Клетки мышц мы упражнять,
Клетки мозга развивать.
Обеспечат эти клетки
Нам хорошие отметки! -
26 слайд
Описание слайда:
Сходное клеточное строение организмов – свидетельство того, что всё живое имеет единое происхождение.
-
27 слайд
Описание слайда:
СТАНЦИЯ «РЕФЛЕКСИЯ»
ВЫБЕРИ ОДНУ ФРАЗУ ДЛЯ СЕБЯ:
Я — МОЛОДЕЦ!
Я ДОВОЛЕН СВОЕЙ РАБОТОЙ НА УРОКЕ!
Я МОГ БЫ ПОРАБОТАТЬ ЛУЧШЕ!
-
28 слайд
Описание слайда:
Домашнее задание
Повторить главу 1 «Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов», стр.21-37;
сочинить рассказ «Путешествие внутрь клетки» -
29 слайд
Описание слайда:
СТАНЦИЯ «ОСТАНОВКА. СПАСИБО ЗА УРОК!»
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Пожаловаться на материал
- Сейчас обучается 983 человека из 79 регионов
- Курс добавлен 18.11.2021
- Сейчас обучается 52 человека из 29 регионов
- Сейчас обучается 61 человек из 25 регионов
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
Проверен экспертом
Общая информация
Учебник:
«Биология, грибы, растения», Пасечник В.В.
Тема:
Глава 1. Клеточное строение организмов
Похожие материалы
-
Исследовательская работа по теме: «Проблемы бездомных животных».
-
Основные этапы технологии размножения семян декоративных цветочных растений.
-
Презентация по биологии на тему «Внутренняя среда организма. Иммунитет»
-
Классификация декоративных растений по отношению к воде. Примеры влаголюбивые, устойчивые засухи и сухого любящих растения.
-
Классификация декоративных растений с точки зрения температуры, тепла и морозостойкости. Примеры морозостойких и морозостойких летников.
-
Викторина по биологии(6 класс)
-
Учебно-методический проект «Защита природы»
-
Свет и его значение для выращивания растений. Факторы, определяющие режим освещения. Настройка режима освещения в открытом и защищенном грунте.
-
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5448506 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс повышения квалификации «Организация и руководство учебно-исследовательскими проектами учащихся по предмету «Биология» в рамках реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «ФГОС общего образования: формирование универсальных учебных действий на уроке биологии»
-
Курс профессиональной переподготовки «Биология: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности»
-
Курс повышения квалификации «Государственная итоговая аттестация как средство проверки и оценки компетенций учащихся по биологии»
-
Курс повышения квалификации «Нанотехнологии и наноматериалы в биологии. Нанобиотехнологическая продукция»
-
Курс повышения квалификации «Основы биоэтических знаний и их место в структуре компетенций ФГОС»
-
Курс профессиональной переподготовки «Анатомия и физиология: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс профессиональной переподготовки «Биология и химия: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация производственно-технологической деятельности в области декоративного садоводства»
-
Курс повышения квалификации «Составление и использование педагогических тестов при обучении биологии»
-
Курс повышения квалификации «Инновационные технологии обучения биологии как основа реализации ФГОС»
Введение
Конспект урока
будет удобен на уроке биологии для 5 класса в сентябре, здесь есть цель и
задачи, все этапы урока соблюдены, организационный момент, мотивация к учебной
деятельности, приветствие, актуализация опорных знаний, открытие нового, работа
с таблицей. развивать
восприятие прекрасного, творческое мышление. Формировать интерес к биологии,
физкультминутка, закрепление, вопросы и задания, обобщение, итог, домашнее
задание.
Конспект
урока по биологии для 5 класса на тему: Строение клеток
растений, животных и грибов. Вирусы
Цель: выяснить
характерные черты строения клетки животных, растений и грибов; дать понятие о
вирусах.
Задачи:
развивать умения анализировать, делать выводы .обобщать, работать с
разнообразными информационными ресурсами.
Ход урока:
I.Организационный
этап. Мотивация к учебной деятельности.
Учитель: —
Учебник на столе у вас?
А ручки и
тетрадки?
Тогда урок начнём
сейчас,
Раз всё у вас в
порядке.
Будьте
внимательны,
Послушны,
наблюдательны.
Чтобы литературные
тайны познавать,
Нужно всё серьёзно
изучать.
— отчёт
дежурного;
— проверка
готовности класса к уроку:
Я рада новой
встрече с вами,
Приятно ваше
общество, друзья!
Ответы ваши вы
готовьте сами,
Их с интересом
буду слушать я.
Мы сегодня
снова будем читать,
Выводы делать и
рассуждать.
А чтобы урок
пошёл каждому впрок
Активно
включайся в работу, дружок!
Вот книжки на
столе,
А вот тетрадки
Не хочется играть
Сегодня в прятки
Сегодня в классе у
ребят
Урок очень важный
А почему он важный
–
Скажет каждый!
Добрый день, мои
друзья,
Встрече с вами
рада я.
Сели ровно, все
достали,
Вспоминаем все,
что знали,
Оставляем все
заботы
И включаемся в
работу.
II.
Актуализация знаний учащихся.
На какие
царства делится вся живая природа?
— Чем
отличаются друг от друга?
— А что
общего между ними?
(состоят
из клеток)
— Что
такое клетка?
—
Вспомните, как называются организмы, у которых в центре клетке есть ядро?
— Какие
царства живой природы относится к эукариотом?
— Что
общего в строении клеток этих царств?
— Чем
отличаются в строении клеток?
III.
Работа по новой теме.
Рассказ учителя с элементами беседы:
Среди растений, животных и грибов встречаются одноклеточные
организмы, но большинство из них – многоклеточные. Все их клетки имеют ядра.
— Рассмотрите рисунки клеток растений, животных и грибов.
Используя материал учебника с.44. и рисунок 2.13 найдите и подпишите общие
черты строения ядерных клеток.
Ядро – важнейший органоид клетки, т.к. участвует в процессе
деления клетки и содержит специальные тельца – хромосомы, в которых хранится
наследственная информация клетки. Что еще общего, кроме ядра, имеют в своем
строении клетки эукариот? (обращение к рисунку изображения клеток эукариот на
интерактивной доске)
Мы выяснили, что клетки царства грибов, растений и животных
имеют общие черты в своем строении. Как вы думаете о чем это может
свидетельствовать?
-Несмотря на сходство, клетки растений, животных и грибов имеют
существенные различия.
— Рассмотрите рисунки клеток растений, животных и грибов.
Используя материал учебника с.48. и рисунок 2.13 найдите и подпишите черты
отличия в строении ядерных клеток.
-Обратите внимание на изображение клеток на интерактивной доске и
скажите, чем покрыты клетки грибов и растений в отличие от клетки животных?
Действительно у грибов оболочка построена из хитина, а у растений
из целлюлозы. Животная клетка имеет только клеточную мембрану, плотной оболочки
не имеет. Посмотрите на рисунок, что еще общего можно отметить в строении
грибной и растительной клеток?
— Вакуоли – прозрачные пузырьки, заполненные клеточным соком,
являются тем признаком, который сближает клетки грибов с клетками растений. Но
между ними, как и между клетками животных и растений, есть очень важное
отличие. Найдите его на рисунке?
— Действительно, хлоропласты – это особые образования, пластиды
зеленого цвета, т.к. содержат пигмент хлорофилл. С помощью хлорофилла клетки
растений улавливают энергию солнечных лучей и образуют органические вещества.
Могут ли грибы и животные образовывать органические вещества, если их клетки
лишены хлоропластов?
-Не трудно догадаться, кто является «поставщиком» готовых
органических веществ, для питания грибов и животных?
посмотрев на рисунок, назовите еще одну общую структуру для всех
трех клеток?
Включения-это запасные питательные вещества, которые в клетках
растений составляет крахмал, а в клетках грибов и животных – гликоген.
— Как вы считаете, о чем говорит различие ядерных клеток?
В конце урока дается понятие о неклеточной форме жизни – вирусах.
Вирусы – это неклеточные формы жизни, способные жить и
размножаться только внутри клеток
Физминутка
Мы на
цыпочки привстали,
Ручки
кверху мы подняли,
Мы
вздохнули, потянулись
И друг
другу улыбнулись.
Выдохнули,
руки вниз,
Повторим
теперь на «бис»!
— А теперь
все тихо встали,
Дружно
руки вверх подняли,
В стороны,
вперёд, назад,
Повернулись
вправо, влево
Тихо сели,
вновь за дело.
IV.
Закрепление
Беседа
V. Подведение
итогов урока.
— Какие
задачи ставили перед собой в начале урока?
—
Выполнили эти задачи?
Домашнее
задание – повторить тему, ответить на вопросы.
На сайте федеральной службы по надзору в образовательной сфере, ответственной за проведение ЕГЭ, появились новые материалы для экзамена по биологии на 2022 год и мы предлагаем детально разобраться, какие изменения произойдут в структуре КИМов, когда будет проходить ГИА-11 и какой должна быть подготовка в новом сезоне.
Изменения 2022 года
Модернизация Единого государственного экзамена запланирована на 2022-2024 годы, поэтому уже в грядущем сезоне выпускникам 11-х классов предстоит сдавать биологию по новым правилам.
В материалы ЕГЭ 2022 по биологии внесли ряд важных изменений, которые необходимо обязательно учитывать на этапе подготовки к экзамену.
- Исключено задание на дополнение схемы (линия 1); вместо него включено задание, проверяющие умение прогнозировать результаты эксперимента, построенное на знаниях из области физиологии клеток и организмов разных царств живой природы (линия 2 КИМ ЕГЭ 2022 г.).
- Традиционные задачи по генетике части 1 (линия 6) в новой редакции стали располагаться на позиции линии 4.
- Задания, проверяющие знания и умения по темам «Клетка как биологическая система» и «Организм как биологическая система», объединены в единый модуль (линии 5–8), при этом в рамках блока всегда два задания проверяют знания и умения по теме «Клетка как биологическая система», а два – по теме «Организм как биологическая система».
- В части 2 практико-ориентированные задания (линия 22) видоизменены таким образом, что они проверяют знания и умения в рамках планирования, проведения и анализа результата эксперимента; задания оцениваются 3 баллами вместо 2 баллов в 2021 году.
На выполнение экзаменационной работы отводится 3 часа 55 минут (235 минут). Примерное время, отводимое на выполнение отдельных заданий − для каждого задания 1-й части – до 5 минут, для каждого задания 2-й части – от10 до 20 минут.
Дополнительные материалы и оборудование не используются.
Теперь давайте подробнее разберемся, какие изменения произойдут в структуре КИМа для ЕГЭ 2022 года по биологии и какими будут задания в обновленной версии.
Структура КИМа 2022 года
Каждый вариант КИМ содержит 28 заданий и состоит из двух частей, различающихся по форме и уровню сложности.
Уровень | 1 часть | 2 часть |
Базовый | 12 | — |
Повышенный | 9 | — |
Высокий | — | 7 |
При этом часть №1 содержит:
- 6 – с множественным выбором ответов из предложенного списка;
- 7 – на установление соответствия элементов двух множеств;
- 4 – на установление последовательности систематических таксонов, биологических объектов, процессов, явлений;
- 4 – с ответом в виде числа или слова (словосочетания).
Ответ на задания части 1 даётся соответствующей записью в виде слова (словосочетания), числа или последовательности цифр, записанных без пробелов и разделительных символов.
Часть 2 содержит 7 заданий с развёрнутым ответом. В этих заданиях ответ формулируется и записывается экзаменуемым самостоятельно в развёрнутой форме. Задания этой части работы нацелены на выявление выпускников, имеющих высокий уровень биологической подготовки и требуют развернутых ответов.
Содержание блоков
В части 1 задания 1–21 группируются по содержательным блокам, представленным в кодификаторе, что обеспечивает более доступное восприятие информации.
В части 2 задания группируются в зависимости от проверяемых видов учебной деятельности и в соответствии с тематической принадлежностью.
Количественное содержание заданий по блокам во всей работе будет следующим:
Блок | В 1 части | Во 2 части | Всего |
1 | 3 | 1 | 4 |
2 | 6-7 | 2 | 8-9 |
3 | 3-4 | 1-2 | 4-6 |
4 | 3-4 | 1-2 | 4-6 |
5 | 2-3 | 1-2 | 3-5 |
6 | 2-3 | 1-2 | 3-5 |
Всего | 21 | 7 | 28 |
Блок №1 «Биология как наука. Методы научного познания» контролирует знание материала о достижениях биологии, методах исследования, об основных уровнях организации живой природы.
Блок №2 «Клетка как биологическая система, организм как биологическая система» содержит задания, проверяющие:
- знания о строении, жизнедеятельности и многообразии клеток, о закономерностях наследственности и изменчивости, об онтогенезе и воспроизведении организмов, о селекции организмов и биотехнологии;
- умения устанавливать взаимосвязь строения и функций органоидов клетки, распознавать и сравнивать клетки разных организмов, процессы, протекающие в них, – а также выявляет уровень овладения умением применять биологические знания при решении качественных и количественных задач по генетике.
Блок №3 «Система и многообразие органического мира» проверяет:
- знания о многообразии, строении, жизнедеятельности и размножении организмов различных царств живой природы и вирусах;
- умения сравнивать организмы, характеризовать и определять их принадлежность к определённому систематическому таксону.
Блок №4 «Организм человека и его здоровье» направлен на определение уровня освоения системы знаний о строении и жизнедеятельности организма человека.
Блок №5 «Эволюция живой природы» включает задания, направленные на контроль:
- знаний о виде, движущих силах, направлениях и результатах эволюции органического мира;
- умений объяснять основные ароморфозы в эволюции растительного мира и животного мира, устанавливать взаимосвязь движущих сил и результатов эволюции.
Блок №6 «Экосистемы и присущие им закономерности» содержит задания, направленные на проверку:
- знаний об экологических закономерностях, о круговороте веществ в биосфере;
- умений устанавливать взаимосвязи организмов в экосистемах, выявлять причины устойчивости, саморазвития и смены экосистем.
Оценивание
Выполнив все 28 заданий, выпускник может набрать в 2022 году на ЕГЭ по биологии 59 первичных баллов. При этом их распределение между частями работы будет следующим:
Уровень | Кол-во заданий | Максимальный балл |
Базовый | 12 | 20 |
Повышенный | 9 | 18 |
Высокий | 7 | 21 |
Всего | 28 | 59 |
Правильный ответ на каждое из заданий 1, 3, 4 и 5 оценивается 1 баллом.
За полное правильное выполнение каждого из заданий 2, 6-21 выставляется максимум 2 балла.
Выполнение каждого из заданий 22–28 оценивается максимально в 3 балла.
Далее все полученные экзаменуемым баллы суммируются и переводятся в тестовый по таблице, рекомендованной ФИПИ.
Подробнее о формировании результата ЕГЭ можно прочитать в материале «Шкала перевода баллов ЕГЭ 2022 в оценки».
Секреты подготовки
Можно ли подготовиться к ЕГЭ 2022 по биологии самостоятельно? Конечно, если вы нацелены на результат, усидчивы и организованы. В сети сегодня есть все, что необходимо для эффективной подготовки к ЕГЭ по биологии:
- видео уроки по всем темам от опытных педагогов;
- подробные разборы новой демоверсии ЕГЭ 2022 по биологии с примерами решения заданий разных типов;
- банк заданий ЕГЭ на официальном сайте ФИПИ;
- множество тренировочных площадок с типовыми заданиями ГИА-11.
На первом этапе подготовки к ЕГЭ 2022 года по биологии стоит ознакомиться с демоверсией и ее особенностями, чтобы понять, какие из блоков требуют более детальной проработки. Предлагаем сделать первый шаг на пути к успешной сдаче ЕГЭ по биологии и посмотреть подробный разбор демоверсии 2022 года:
Читайте также:
- ЕГЭ по истории в 2022 году
- Минимальные баллы ЕГЭ 2022 по всем предметам
- ОГЭ по литературе в 2022 году
Планируете сдавать в 2022 году ОГЭ по биологии – предлагаем детально разобраться, каким будет экзамен для 9 классов, введут ли очередные изменения в структуру КИМов и наполнение заданий, когда будет известна дата проведения ГИА, а также какой должна быть подготовка.
Изменения ОГЭ по биологии 2022
Экзамен по биологии идет ровно три часа — 180 минут.
Этого времени прекрасно хватает, чтобы прорешать задания, проверить их и перенести в бланк ответов. Еще на ОГЭ по биологии 2022 можно пользоваться линейкой и непрограммируемым калькулятором.
В 2022 году глобальных изменений не ожидается, ведь ОГЭ по биологии было реформировано в 2021 году, хотя при ближайшем рассмотрении, изменения в КИМах прошлого года тоже не очень значительные:
- Сократили количество заданий — с 30 до 29. Так вышло, что в первой части работы убрали два задания, а во второй части добавили одно. При этом максимальный первичный балл не изменился.
- Новое задание второй части — это задание 26. Здесь мы можем почувствовать себя настоящими учеными, которые проводят эксперимент. Это задание проверяет исследовательские умения.
- В 24 задании добавились новые объекты. Например, в демоверсии предложили поработать с фотографией кошки вместо привычных листьев и лошадей.
Точная дата проведения ОГЭ по биологии в 2022 году будет известна только в начале весны, когда будет очевидной эпидемиологическая ситуация в регионах. Но уже сегодня в Рособрнадзоре заявили, что единой даты для всех 9-классников не будет. Каждый регион или даже школа будут устанавливать свои дни для проведения экзамена в рамках предложенного периода.
Структура КИМов
На ОГЭ по биологии в 2022 году 9-классникам предстоит выполнить 29 заданий.
Вариант КИМа состоит из двух частей:
- задания с кратким ответом – 71% работы;
- задания с развернутым ответом – 29% работы.
Их можно разделить на три уровня сложности:
Уровень | Кол-во заданий |
Высокий | 4 |
Повышенный | 9 |
Базовый | 16 |
Кстати, структура ОГЭ похожа на ЕГЭ. Если вы успешно сдадите экзамен в 9 классе, готовиться в 11 классе будет проще.
Первая часть состоит из 24 заданий, в ответе на которые нужно указать цифру или слово. Задания бывают пяти разных форматов:
№ | Формат задания | Кол-во |
1 | Ответ в виде одной цифры, которая соответствует номеру правильного варианта | 16 |
2 | Ответ в виде слова | 1 |
3 | Несколько ответов из предложенного списка | 3 |
4 | На установление соответствия | 3 |
5 | Определить правильную последовательность | 1 |
Во второй части ОГЭ 2022 года по биологии будут 5 заданий с развернутым ответом. Именно эти задания вызывают больше всего вопросов у выпускников 9 класса, поэтому при подготовке я советую обратить на них пристальное внимание и как можно чаще тренироваться в их решении.
- №25 и №29 — решение практических задач. Например, задача на подсчет энергетической и пищевой ценности продукции. В этих заданиях легко набрать максимальный балл, если следить за оформлением и не допускать арифметических ошибок.
- №26 — анализ научных методов. Это новое и достаточно сложное задание. Для его выполнения нужны не только теоретические знания, но и умение абстрагироваться и делать выводы.
- №27 — работа с текстом. Нужно прочитать текст и, опираясь на него, ответить на три поставленных вопроса
- №28 — анализ таблицы. Анализируем таблицу и пользуемся знаниями из теоретического курса, отвечаем на вопросы.
Оценивание
Если вы решите все 29 заданий идеально, то получите 45 первичных баллов — потом их переводят в оценку по пятибалльной шкале.
- за первую часть (24 задания) 32 балла;
- за вторую (5 заданий) 13 баллов.
Дальше первичные баллы ОГЭ 2022 по биологии переведут в оценку по рекомендованной ФИПИ таблице:
Оценка | Баллы |
5 | 36-45 |
4 | 25-35 |
3 | 13-24 |
2 (не сдал) | 0-12 |
Обратите внимание, что минимальным баллом ОГЭ по биологии в 2022 году будет 13, но для поступления в профильные классы или лицеи потребуется набрать минимум 33 первичных балла, что соответствует «твердой четверке».
Подготовка
Чтобы сдать экзамен, нужно изучить пять теоретических блоков. Хотя количество заданий в разных блоках различается, для получения максимального балла нужно подготовиться к каждому из блоков.
Биология как наука
Задания, которые проверяют знания о роли биологии в формировании современной картины мира. Есть вопросы о биологических науках и их методах, об уровнях организации жизни и свойствах живых организмов. Этот блок кажется самым простым, но по статистике именно в нем допускается много ошибок. Обратите на него особое внимание при подготовке!
Признаки живых организмов
Этот блок проверяет знания о строении и функциях клеток разных царств, информацию из области генетики и селекции. Самое сложное тут — это вопросы о наследственности и изменчивости, а также о способах разведения животных и выращивания растений. Имейте в виду, что этот блок не входит в большинство школьных учебников — нужно изучить его самостоятельно.
Система, многообразие и эволюция живой природы
Задания из курса ботаники, зоологии и микробиологии. Классификация и систематика основных царств живой природы. Важно, что сюда входят задания об эволюции и устойчивости экосистем, а этим темам в книгах по подготовке к ОГЭ уделяется слишком мало внимания.
Человек и его здоровье
Самый масштабный блок. Содержит задания об анатомии, физиологии, психологии и гигиене человека. Разбираем строение и жизнедеятельность органов и их систем, санитарно-гигиенические нормы и правила здорового образа жизни.
Взаимосвязи организмов и окружающей среды
Два задания об экологических факторах, проблемах, о правилах поведения в окружающей среде. Также упоминается взаимодействие организмов между собой и с окружающей средой. Как я сказала выше, экологии редко уделяют достаточно внимания — учтите это при подготовке.
Теперь вы знаете все необходимое для ОГЭ по биологии: структуру экзамена, типы заданий и основные темы. Самое время приступить к подготовке! Изучайте теорию, отрабатывайте ее на практике и решайте варианты — тогда у вас будут все шансы сдать экзамен на отлично.
Читайте также:
- ОГЭ по информатике в 2022 году
- ОГЭ по химии в 2022 году
- Шкала перевода баллов ОГЭ 2022 года в оценки
9 класс
(урок с использованием элементов
$технологии развития критического мышления учащихся)
Цели и задачи урока:
Образовательная
-
Закрепить и актуализировать ранее изученный материал о строении клетки.
-
познакомить учащихся с особенностями $строения и жизнедеятельности прокариотических клеток.
-
В сравнительном плане создать представления о двух уровнях клеточной организации: прокариотоическом и эукариотическом.
Воспитательная
-
содействовать формированию мировоззренческой идеи единства живой природы; совершенствовать у учащихся системное представление об организации живых существ; развитие познавательного интереса у учащихся к биологическому знанию; обеспечение формирования черт творческой деятельности учащихся; развитие самостоятельности учащихся в учебной деятельности; Воспитание чувства само – и взаимоуважения в условиях работы в парах.
Развивающая
-
Формировать умение сопоставлять факты и делать выводы.
-
$$Развивать логику и критическое мышление.
-
Продолжить выработку навыков самостоятельной и исследовательской работ, применение информационных технологий
Методическая:
-
показать применение элементов технологии РКМЧП на уроках биологии.
Формирование знаний, умений и навыков:
Уметь:
-делать выводы из проделанной работы;
-правильно пользоваться биологической терминологией;
-анализировать иллюстративный материал;
-обобщать;
-грамотно аргументировать свои выводы;
-работать в парах, индивидуально.
Знать:
— знать общее строение клетки, отдельных органоидов;
— различать прокариотические и эукариотически$е клетки;
-выявлять сходства и отличия растительных, животных и клеток бактерий;
Оборудование
-
Таблицы с изображением животных и растительных клеток;
-
Три различных текста(таблицы) о растительной, животной и бактериальной клетках;
-
Индивидуальные листы с заданиями.
ХОД УРОКА:
1.Орг.момент 1-2 мин
$2. Проверка знаний учащихся:
1. Тест. (для сильных учащихся)
2. Блиц-опрос: Сейчас мы проверим наши знания о строении эукариотической клетки:
1. По строению органоиды клетки делятся на _____(мембранные и немембранные)
2. Лизосомы содержат______(пищеварительные ферменты)
3. Митохондрии являются_____ (энергетическими станциями)
4. рибосомы состоят из_______(белка и РНК)
5. Выросты внутренней мембраны митохондрий называются________(кристами)
6. Пластиды характерны только _________(для растит.клетки)
7. Лисомы образуются в_____(в комплексе Гольджи)
8.Стопки мембран в пластидах , содержащие хлорофилл, называются______(гранами)
$9. синтез белка осуществляется при помощи ________(рибосом)
Задание 2.
Составьте синквейн к слову «клетка»
Задание 3.
Ответить на творческие вопросы. Назовите части клетки и органоиды, которые, по вашему мнению, аналогичны следующим структурам:
-
Тр$анспортная сеть (ЭПС)
-
Электростанция (митохондрии)
-
Завод по производству белка (рибосомы)
-
Завод по утилизации отходов (лизосомы)
-
Хранитель информации (ядро)
-
$Склад (комплекс гольджи)
-
Крепостная стена. (Мембрана)
Эпиграф урока:
Особенностью живого ума является то, что ему нужно лишь немного увидеть и услышать для того, чтобы он мог потом долго размышлять и многое понять».
Джордано Бруно
ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИЛА:
I. Ориентировочно-мотивационный этап.
Учитель: В ходе длительной эволюции на Земле с момента появления первых живых организмов (более 3 млрд. лет назад) возник$ло огромное многообразие форм жизни, которые и являются предметом изучения комплекса биологических наук. В какие же царства живой природы можно объединить живые организмы?
(4 царства: Дробянки, Грибы, Растения, Животные)
Учитель: Что значит изучать объект живой природы?
(Это значит исследовать состав, строение, процессы жизнедеятельности организмов)
Учитель: Какие науки занимаются изучение этих царств природы?
(Ботаника, микология, зоология, микробиология)
Учитель: Какая структура объединяет все живые организмы? Кем это было доказано?
$( Клетка. Доказано было в 1839 году создателями клеточной теории – М. Шлейденом и Т. Шванном на основании сходства клеток)
Учитель: Каково же научное и практическое значение клеточной теории?
(Она доказывает взаимосвязь и единство происхождения живых организмов. Дала толчок для развития биологических дисциплин: эмбриологии, физиологии, гистологии. Эти знания используются в медицине, сельском хозяйстве и друг$их областях деятельности человека)
Учитель: Итак, на основании сравнения клеток растений и животных, используя методы наблюдения, описания, Шлейден и Шванн выявили сходство царств живой природы на клеточном уровне. Результатом их научного исследования явилось создание клеточной теории, огромная значимость которой не вызывает сомнения.
II. Проблемно – поисковый этап.
Учитель: Ребята! Теперь мы знаем, что$ все живые организмы, исключая вирусы, имеют клеточное строение. Растительная, грибная, животная и бактериальная клетка сходны по составу, строению и процессам жизнедеятельности. А чем же тогда объяснить многообразие живых организмов? Какие гипотезы вы можете предложить для решения этой проблемы?
(Учащиеся предполагают, что причиной многообразия являются различия в строении клеток)
Учитель: И так, тема нашего урока и цель исследования:
Различия в строении клеток прокариот и эукариот (запись на доске и в тетрадях).
Учитель: Какие же задачи должны быть решены на сегодняшнем уроке для подтверждения этой гипотезы?
Задачи:
-
Выявить характерные признаки прокариот и эукариот
-
Сравнить клетки прокариот и эукариот.
-
Развивать логику и критическое мышление.
-
Формировать умение сопоставлять факты и делать выводы.
-
$Продолжить выработку навыков самостоятельной и исследовательской работ
-
Воспитывать чувства само – и взаимоуважения в условиях работы в группах;
$
Задание для 1-й группы.
1. Выполните практическую работу “Изучение клеток прокариот”. Инструкция по проведению и оформлению работы:
а) настройте микроскоп;
б) рассмотрите микропрепараты бактериальной клетки.
в) рассмотрите микропрепарат, обратите внимание на внешние особенности клеток (форма, размеры, окраска). Заметна ли клеточная оболочка? Ядро?
2. Подготовьте рассказ о внешних особенностях и структуре прокариотической клетки. Почему прокариоты считаются примитивными организмами?
3.На листе ватмана зарисуйте схематически растительную клетку. Используя данные о структуре клетки, спрогнозируйте, какие процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, рост, размножение) характерны для растительной к$летки.
4. Рядом с моделью растительной клетки постройте клетку прокариотическую. Укажите черты отличия этих клеток.
Задание для 2-й группы.
1.Выполните практическую работу “Изучение клеток прокариот”. Инструкция по проведению и оформлению работы:
а) настройте микроскоп;
б) рассмотрите микропрепараты бактериальной клетки.
в) рассмотрите микропрепарат, обратите внимание на внешние особенности клеток (форма, размеры, окраска). Заметна ли клеточная оболочка? Ядро?
2. Используя имеющиеся у вас знания и текст § 2. 7. (учебн. 9 кл., Каменский, Крикунов, Пасечник) расскажите о процессах жизнедеятельности прокариот. Объясните такой факт: при проведении земляных работ на месте скотомогильника, заложенного 30 лет назад, несколько рабочих заболели сибирской язвой. (В почве сибиреязвенные микробы не только могут сохраняться в течение десятилетий (до 100 лет), но и при температуре от 12-15°С до 42-43°С при 29-85% влажности способны прорастать и затем вновь образовывать споры, тем самым поддерживая существование почвенного очага.)
$3. На листе ватмана зарисуйте животную клетку. С помощью вашей модели дайте характеристику животной клетке (внешние особенности, структура, процессы жизнедеятельности).
4. Рядом с моделью животной клетки постройте прокариотическую клетку. Укажите черты различия этих клеток.
III. Этап рефлексии.
Ответы первой, второй групп заслушиваются по мере выполнения заданий каж$дой группой: сначала 1-е и 2-е задание, затем 3-е и т.д.
Каждый учащийся по ходу выступлений постепенно заполняет сравнительную таблицу (таблица прилагается).
После заслушивания ответов в ходе обсуждения формируются выводы:
Клетки прокариот отличаются от эукариот тем, что:
-
Не имеют оформленного ядра. У эукариот генетический материал локализован в структурно оформленном ядре. У прокариот наследственный материал представлен клубком двойной спиральной нити ДНК и не отделён от цитоплазмы какой – либо мембраной.
-
Есть одна кольцевая хромосома (нуклеоид) в цитоплазме.
-
Нет мемб$ранных органоидов. (У прокариот, в отличие от эукариот, отсутствуют внутриклеточные органеллы, имеющие хотя бы элементарную мембрану)
-
Имеют небольшие размеры и разнообразную форму. (У прокариот рибосомы имеют меньший размер)
-
Клеточная стенка прокариот содержит специальный полимер пептидогликан, которого нет у эукариот.
-
Многие прокариоты способны фиксировать молекулярный азот, эукариоты этим свойством не обладают.
Различия на клеточном уровне являются причино$й многообразия живой природы на организменном уровне.
ОМС сравнение эукариот и прокариот.
Затем учащиеся выполняют тестовые задания: (Каждому раздать карточки)
Выберите правильный ответ:
1) К эукариотам не относятся:
А. Шампиньон обыкновенный.
Б. Пастушья сумка.
В. Холерный вибрион.
Г. Амеба – протей.
2) Споры бактерий отличаются от спор растений тем, что:
А. Покрыты защитной оболочкой.
Б. Служат для расселения.
В. Служат для размножения.
Г. Способны переждать неблагоприятные условия.
3) В клетках бактерий ДНК:
А. Линейная.$
Б. Кольцевая.
В. Находится в ядре.
Г. Отсутствует.
4) Органоиды клеток, которые являются общими для всех живых организмов, независимо от их уровня организации:
А. Митохондрии.
Б. Комплекс Гольджи.
В. Рибосомы.
Г. ЭПС.
После выполнения теста учащимися проводится самоконтроль.
Правильные ответы заранее записаны на доске:
1 – 3; 2 – 4; 3 – 2; 4 – 3.
Стадия рефлексии $
Подведение итогов урока и рефлексия
Домашнее задание: Изучить § 2. 7.
Сравнительная таблица
$ Растительная клетка | Животная клетка | Прокариотическая (бактериальная) | |
Мембрана | |||
Клеточная стенка | |||
Цитоплазма | |||
Ядро | |||
Клеточный центр | $ | ||
Рибосомы | |||
Митохондрии | |||
Эндо-плазматическая сеть (ЭПС) | |||
Аппарат Гольджи | $ | ||
Лизосомы | |||
Пластиды | |||
Вакуоли | |||
$Мезосомы | |||
Кольцевая ДНК |
$ Прокариоты | Эукариоты | |
Организмы | $ | |
Форма клетки | ||
Наличие ядра | ||
Генетический материал | $ | |
Плазмиды | ||
Наличие ядрышек | ||
Деление | ||
Клеточная стенка | ||
Капсула или слизистый слой | ||
Жгутики$ | ||
Цитоплазма | ||
Органойды | ||
Дыхание | ||
$ Фотосинтез | ||
Спорообразование |
$
Лист самооценки за урок Ф.И____________________
Задания | Оценка | |
$1 | Опрос домашнего задания | |
2 | Работа в группах | |
3 | Ответ у доски | |
4 | Закрепление нового материала | |
$ 5 | Рефлексия | |
Оценка за урок | ||
Я НАУЧИЛСЯ (подчеркнуть то, чему научился): — работать с научным текстом, -составлять биологические схемы, — классифицировать организмы, — выделять основание для классификации, — правильно применять научные термины, — анализир$овать прочитанный текст, — делать выводы на основе прочитанного, обобщать, высказывать предположения и доказывать свою точку зрения. |
Лист самооценки за урок Ф.И____________________
Задания | Оценка | |
1 | Опрос домашнего задания | $ |
2 | Работа в группах | |
3 | Ответ у доски | |
4 | Закрепление нового материала | |
5 | $ Рефлексия | |
Оценка за урок | ||
Я НАУЧИЛСЯ (подчеркнуть то, чему научился): — работать с научным текстом, -составлять биологические схемы, — классифицировать организмы, — выделять основание для классификации, — правильно применять научные термины, — анализировать прочитанный текс$т, — делать выводы на основе прочитанного, обобщать, высказывать предположения и доказывать свою точку зрения. |