Сказка о строении клетки по биологии 5

Инфоурок биология презентацииобобщающий урок по биологиии в 5 классе на тему клетка - основа строения и жизнедеятельности организмов описание

Инфоурок

Биология
ПрезентацииОбобщающий урок по биологиии в 5 классе на тему «Клетка — основа строения и жизнедеятельности организмов»

1. Что нужно для строительства красивого кирпичного дома? 2. Что нужно, чтоб...

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    1. Что нужно для строительства красивого кирпичного дома? 2. Что нужно, чтоб

    Описание слайда:

    1. Что нужно для строительства красивого кирпичного дома?

    2. Что нужно, чтобы составить предложение?

    3. Из чего состоят слова?

    4. А из чего состоят тела растений, животных, грибов, бактерий?

    5. Почему их называют «кирпичиками» организма»?
    жила, Вовы, ручная, у, ворона  
    ВОПРОСЫ:
    Во-ро-на, жи-ла

  • 2 слайд

    В настоящее время не вызывает сомнений, что элементарной единицей как растит

    Описание слайда:

    В настоящее время не вызывает сомнений,
    что элементарной единицей как растительного
    так и животного организма является клетка. Вывод.

  • 3 слайд

    СКАЗКА «У ЛЕСА НА ОПУШКЕ…» В некотором царстве, в лесном государстве, на

    Описание слайда:

    СКАЗКА «У ЛЕСА НА ОПУШКЕ…»

    В некотором царстве, в лесном государстве, на лесной опушке жили-были луговой Василёк, Бабочка и Боровичок. Жили они дружненько, никогда не ссорились. Да и к чему им ругаться-браниться, из-за чего обиды таить?
    Много разговаривали Василёк, Бабочка и Боровичок о том, что, несмотря на внешнюю несхожесть, чувствуют они, что есть у них что-то общее. Услышала их разговоры мудрая птица Сова.
    И сказала, что вычитала в волшебной книжке ответ
    на их вопрос – и луговой Василёк, и Бабочка, и
    Боровичок состоят из ….

  • 4 слайд

    Урок-путешествие в МИР КЛЕТКИОбобщающий урок по теме «Клетка – основа стро

    Описание слайда:

    Урок-путешествие в МИР КЛЕТКИ
    Обобщающий урок по теме
    «Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов»

    Цели урока:
    — обобщить и закрепить знания о строении клетки

    ЗАГАДКА
    Братцы в гости снарядились, 
    Друг за друга уцепились, 
    И помчались в путь далёк, 
    Лишь оставили дымок.

    СТАС, ГОТОВ?

    А если ты готов, отправиться нам надо

    Вот машинист даёт гудок — поехали, Станислав!

  • 5 слайд

    Стас!Ведь куда ни кинешь взгляд, Забывать не будем, Что из клет

    Описание слайда:

    Стас!
    Ведь куда ни кинешь взгляд,
    Забывать не будем,
    Что из клеток состоят
    Рыбы, звери, люди.
    И деревья и трава
    Стебли, листья веток Тоже состоят из клеток.
     
    Запиши в тетради число, классная работа,
    тему урока «Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов»
    Нарисовать клетку у доски.
    Сейчас мы вернёмся в те далёкие времена, когда люди впервые произнесли слово «клетка». (Звучит музыка А.Вивальди).
    «СТАНЦИЯ «КЛЕТКА»

  • 6 слайд

    Сказка о строении клетки по биологии 5

  • 7 слайд

    Роберт Гук1665 год Впервые описал строение коры пробкового дуба и стебля раст

    Описание слайда:

    Роберт Гук
    1665 год
    Впервые описал строение коры пробкового дуба и стебля растений,
    ввел в науку термин «клетка».

  • 8 слайд

    СТАНЦИЯ «ГЛАВНЫЕ ОРГАНОИДЫ КЛЕТКИ»Придаю я форму клеткам Прочно их соединя

    Описание слайда:

    СТАНЦИЯ «ГЛАВНЫЕ ОРГАНОИДЫ КЛЕТКИ»
    Придаю я форму клеткам
    Прочно их соединяю
    И общаться помогаю
    С клеточкой-соседкой.
    И от всех воздействий внешних
    Я клетку защищаю. Это …

    В клетке внутри –я в движении,
    Подобно дорогам и направлениям.
    Объединяю все органоиды клетки. Это …
    Плотное тельце в цитоплазме,
    в нём находятся хромосомы и ядрышки.
    Это …

  • 9 слайд

    «ОРГАНОИДЫ КЛЕТКИ. РАЗЪЯСНЕНИЕ.»Оболочка (клеточная стенка) – Цитоплазма – Я

    Описание слайда:

    «ОРГАНОИДЫ КЛЕТКИ. РАЗЪЯСНЕНИЕ.»
    Оболочка (клеточная стенка) –
    Цитоплазма –
    Ядро –
    Хромосомы –
    Вакуоль –
    Пластиды –
    Хлоропласты –
    Лейкопласты –
    Хромопласты –

  • 10 слайд

    Сказка о строении клетки по биологии 5

  • 11 слайд

    Сказка о строении клетки по биологии 5

  • 12 слайд

    СТАНЦИЯ «ФИЗКУЛЬТМИНУТКА»

    Описание слайда:

    СТАНЦИЯ «ФИЗКУЛЬТМИНУТКА»

  • 13 слайд

    СТАНЦИЯ «УВЕЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИБОРЫ»

    Описание слайда:

    СТАНЦИЯ «УВЕЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИБОРЫ»

  • 14 слайд

    Сказка о строении клетки по биологии 5

  • 15 слайд

    Сказка о житие-бытие растительной клеткиЗагляните на часок в нашу клетку-тере

    Описание слайда:

    Сказка о житие-бытие растительной клетки
    Загляните на часок в нашу клетку-теремок,
    В цитоплазме там и тут органоиды живут.
    Там такое происходит — цитоплазма кругом ходит,
    Помогает то движенье в клетке чудным превращеньям.
    Их не видел Левенгук, удивился б Роберт Гук.
    В клетку пища проникает очень даже непростая,
    Днём и ночью круглый год поступает кислород.
    Должен пищу он окислить, а из клетки – углекислый.
    Часть веществ построит клетку — так растёт листок иль ветка.
    Часть – отложится в запас.
    Что не нужно, в тот же час — удаляется из клетки.
    Коли пища поступает, клетка быстро подрастает.
    Наступает миг деленья, это не одно мгновенье.
    Длится рост и размножение столько, сколь живёт растение.
    И название «растение» получило объяснение.
    СТАНЦИЯ «ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КЛЕТКИ»

  • 16 слайд

    СВОЙСТВА РАСТИТЕЛЬНОЙ КЛЕТКИДвижение цитоплазмы

    Описание слайда:

    СВОЙСТВА РАСТИТЕЛЬНОЙ КЛЕТКИ

    Движение цитоплазмы

  • 17 слайд

    ПИТАНИЕ КЛЕТКИ

  • 18 слайд

    ДЫХАНИЕ КЛЕТКИ

    Описание слайда:

    ДЫХАНИЕ КЛЕТКИ

  • 19 слайд

    РОСТ И РАЗВИТИЕ КЛЕТКИРАЗМНОЖЕНИЕ КЛЕТКИ

    Описание слайда:

    РОСТ И РАЗВИТИЕ КЛЕТКИ
    РАЗМНОЖЕНИЕ КЛЕТКИ

  • 20 слайд

    Какие утверждения верны. (да +; нет -) 1. Все живые организмы состоят из кле

    Описание слайда:

    Какие утверждения верны. (да +; нет -)

    1. Все живые организмы состоят из клеток? (+)
    2. Расти могут только растения? (-)
    3. Размножение – это воспроизведение себе подобных? (+)
    4. Растения и грибы относятся к одному царству? (-)
    5. Ядро содержит одно или несколько ядрышек? (+)
    6. Все клетки живых организмов имеют пластиды? (-)
    7. Хромосомы находятся в ядре? (+)
    8. Деление клеток лежит в основе размножения и развития организмов? (+)
    СТАНЦИЯ «ДА» или «НЕТ»

  • 21 слайд

    СТАНЦИЯ «ДА» или «НЕТ»9. Клетка – основная единица строения всех живых орган

    Описание слайда:

    СТАНЦИЯ «ДА» или «НЕТ»

    9. Клетка – основная единица строения всех живых организмов. (+)
    10. Оболочка, ядро, цитоплазма – главные части клеток. (+)
    11. Лупа – самый сильный увеличительный прибор. (-)
    12. Живые клетки только питаются. (-)
    13. Клетки одинаковы по форме и размерам. (-)
    14. Организм человека состоит из клеток. (+)

  • 22 слайд

    СТАНЦИЯ «СХОДСТВО И РАЗЛИЧИЕ КЛЕТОК»

    Описание слайда:

    СТАНЦИЯ «СХОДСТВО И РАЗЛИЧИЕ КЛЕТОК»

  • 23 слайд

    Наличие пластид. Наличие крупных вакуолей с клеточным соком. Плотная к

    Описание слайда:

    Наличие пластид.

    Наличие крупных вакуолей с
    клеточным соком.

    Плотная клеточная оболочка.
    Отличительные особенности растительной клетки

  • 24 слайд

    Заполни пропущенное слово. Все живые организмы имеют……………строение. Обол

    Описание слайда:

    Заполни пропущенное слово.
    Все живые организмы имеют……………строение.
    Оболочка, ядро, цитоплазма ……части клеток.
    Пластиды – есть только у ………… клеток.
    Генетический аппарат содержится в……………клетки.
    Наружным скелетом клетки является…………, которая так же определяет её форму.
    Органоиды клетки и клеточные включения находятся в ……………….клетки.
    Органоиды, содержащие клеточный сок называются……………
    Все клетки дышат, питаются, растут и……………..

  • 25 слайд

    Наш урок я хочу закончить стихотворением.Клетка - жизни всей основа!Повтор

    Описание слайда:

    Наш урок я хочу закончить стихотворением.

    Клетка — жизни всей основа!
    Повторять мы будем снова!
    Только есть одна беда:
    Не удастся никогда
    Нам увидеть клетку глазом.
    А хотелось бы всё сразу
    Рассмотреть и разобрать,
    Клетку перерисовать!
    Ведь из клетки состоят:
    Морж, медведь, петух и кит.
    Дуб, сосна, собака, кошка,
    Да и гриб на тонкой ножке!
    Многоклеточные мы:
    И поэтому должны
    Клетки мышц мы упражнять,
    Клетки мозга развивать.
    Обеспечат эти клетки
    Нам хорошие отметки!

  • 26 слайд

    Сходное клеточное строение организмов – свидетельство того, что всё живое

    Описание слайда:

    Сходное клеточное строение организмов – свидетельство того, что всё живое имеет единое происхождение.

  • 27 слайд

    СТАНЦИЯ «РЕФЛЕКСИЯ» ВЫБЕРИ ОДНУ ФРАЗУ ДЛЯ СЕБЯ:Я - МОЛОДЕЦ!Я ДОВОЛЕН СВ

    Описание слайда:

    СТАНЦИЯ «РЕФЛЕКСИЯ»

    ВЫБЕРИ ОДНУ ФРАЗУ ДЛЯ СЕБЯ:

    Я — МОЛОДЕЦ!

    Я ДОВОЛЕН СВОЕЙ РАБОТОЙ НА УРОКЕ!

    Я МОГ БЫ ПОРАБОТАТЬ ЛУЧШЕ!

  • 28 слайд

    Домашнее заданиеПовторить главу 1 «Клетка – основа строения и жизнедеятельнос

    Описание слайда:

    Домашнее задание
    Повторить главу 1 «Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов», стр.21-37;
    сочинить рассказ «Путешествие внутрь клетки»

  • 29 слайд

    СТАНЦИЯ «ОСТАНОВКА. СПАСИБО ЗА УРОК!»

    Описание слайда:

    СТАНЦИЯ «ОСТАНОВКА. СПАСИБО ЗА УРОК!»

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Сказка о строении клетки по биологии 5

  • Сейчас обучается 983 человека из 79 регионов

Сказка о строении клетки по биологии 5

  • Курс добавлен 18.11.2021
  • Сейчас обучается 52 человека из 29 регионов

Сказка о строении клетки по биологии 5

  • Сейчас обучается 61 человек из 25 регионов

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Проверен экспертом

Общая информация

Учебник:
«Биология, грибы, растения», Пасечник В.В.

Тема:
Глава 1. Клеточное строение организмов

Похожие материалы

  • Исследовательская работа по теме: «Проблемы бездомных животных».

  • Основные этапы технологии размножения семян декоративных цветочных растений.

  • Презентация по биологии на тему «Внутренняя среда организма. Иммунитет»

  • Классификация декоративных растений по отношению к воде. Примеры влаголюбивые, устойчивые засухи и сухого любящих растения.

  • Классификация декоративных растений с точки зрения температуры, тепла и морозостойкости. Примеры морозостойких и морозостойких летников.

  • Викторина по биологии(6 класс)

  • Учебно-методический проект «Защита природы»

  • Свет и его значение для выращивания растений. Факторы, определяющие режим освещения. Настройка режима освещения в открытом и защищенном грунте.

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5448506 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Организация и руководство учебно-исследовательскими проектами учащихся по предмету «Биология» в рамках реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «ФГОС общего образования: формирование универсальных учебных действий на уроке биологии»

  • Курс профессиональной переподготовки «Биология: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности»

  • Курс повышения квалификации «Государственная итоговая аттестация как средство проверки и оценки компетенций учащихся по биологии»

  • Курс повышения квалификации «Нанотехнологии и наноматериалы в биологии. Нанобиотехнологическая продукция»

  • Курс повышения квалификации «Основы биоэтических знаний и их место в структуре компетенций ФГОС»

  • Курс профессиональной переподготовки «Анатомия и физиология: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Биология и химия: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация производственно-технологической деятельности в области декоративного садоводства»

  • Курс повышения квалификации «Составление и использование педагогических тестов при обучении биологии»

  • Курс повышения квалификации «Инновационные технологии обучения биологии как основа реализации ФГОС»

Введение

Конспект урока
будет удобен на уроке биологии  для 5 класса в сентябре, здесь есть цель и
задачи, все этапы урока соблюдены, организационный момент, мотивация к учебной
деятельности, приветствие, актуализация опорных знаний, открытие нового, работа
с таблицей.
развивать
восприятие прекрасного, творческое мышление. Формировать интерес к биологии,
физкультминутка, закрепление, вопросы и задания, обобщение, итог, домашнее
задание.

Конспект
урока по биологии для 5 класса на тему:
Строение клеток
растений, животных и грибов. Вирусы

Цель: выяснить
характерные черты строения клетки животных, растений и грибов; дать понятие о
вирусах.

Задачи: 
развивать умения анализировать, делать выводы .обобщать, работать с
разнообразными информационными ресурсами.

Ход урока:

I.Организационный
этап. Мотивация к учебной деятельности
.

Учитель: — 
Учебник на столе у вас?

А ручки и
тетрадки?

Тогда урок начнём
сейчас,

Раз всё у вас в
порядке.

Будьте
внимательны,

Послушны,
наблюдательны.

Чтобы литературные
тайны познавать,

Нужно всё серьёзно
изучать.

— отчёт 
дежурного;

— проверка 
готовности  класса  к  уроку:

Я  рада  новой 
встрече  с  вами,

Приятно  ваше 
общество, друзья!

Ответы  ваши  вы 
готовьте  сами,

Их  с  интересом 
буду  слушать  я.

Мы  сегодня 
снова  будем  читать,

Выводы  делать  и 
рассуждать.

А  чтобы  урок 
пошёл  каждому  впрок

Активно 
включайся  в  работу, дружок!

Вот книжки на
столе,

А вот тетрадки

Не хочется играть

Сегодня в прятки

Сегодня в классе у
ребят

Урок очень важный

А почему он важный

Скажет каждый!

Добрый день, мои
друзья,

Встрече с вами
рада я.

Сели ровно, все
достали,

Вспоминаем все,
что знали,

Оставляем все
заботы

И включаемся в
работу.

II.
Актуализация знаний учащихся.

На какие
царства делится вся живая природа?

— Чем
отличаются друг от друга?

— А что
общего между ними?

(состоят
из клеток)

— Что
такое клетка?


Вспомните, как называются организмы, у которых в центре клетке есть ядро?

— Какие
царства живой природы относится к эукариотом?

— Что
общего в строении клеток этих царств?

— Чем
отличаются в строении клеток?

III.
Работа по новой теме.

Рассказ учителя с элементами беседы:

Среди растений, животных и грибов встречаются одноклеточные
организмы, но большинство из них – многоклеточные. Все их клетки имеют ядра.

— Рассмотрите рисунки клеток растений, животных и грибов.
Используя материал учебника с.44. и рисунок 2.13 найдите и подпишите общие
черты строения ядерных клеток.

Ядро – важнейший органоид клетки, т.к. участвует в процессе
деления клетки и содержит специальные тельца – хромосомы, в которых хранится
наследственная информация клетки. Что еще общего, кроме ядра,  имеют в своем
строении клетки эукариот? (обращение к рисунку изображения клеток эукариот на
интерактивной доске)

Мы выяснили, что клетки  царства  грибов, растений и животных
имеют общие черты в своем строении. Как вы думаете о чем это может
свидетельствовать?

-Несмотря на сходство, клетки растений, животных и грибов имеют
существенные различия.

— Рассмотрите рисунки клеток растений, животных и грибов.
Используя материал учебника с.48. и рисунок 2.13 найдите и подпишите черты
отличия в строении ядерных клеток.

-Обратите внимание на изображение клеток на интерактивной доске и
скажите, чем покрыты клетки грибов и растений в отличие от клетки животных?

Действительно у грибов оболочка построена из хитина, а у растений
из целлюлозы. Животная клетка имеет только клеточную мембрану, плотной оболочки
не имеет. Посмотрите на рисунок, что еще общего можно отметить в строении
грибной и растительной  клеток?

— Вакуоли – прозрачные пузырьки, заполненные клеточным соком,
являются тем признаком, который сближает клетки грибов с клетками растений. Но
между ними, как и между клетками животных и растений, есть очень важное
отличие. Найдите его на рисунке?

— Действительно, хлоропласты – это особые образования, пластиды
зеленого цвета, т.к. содержат пигмент хлорофилл. С помощью хлорофилла клетки
растений улавливают энергию солнечных лучей и образуют органические вещества.
Могут ли грибы и животные образовывать органические вещества, если их клетки
лишены хлоропластов?

-Не трудно догадаться, кто является «поставщиком» готовых
органических веществ, для питания грибов и животных?

посмотрев на рисунок, назовите еще одну общую структуру для всех
трех клеток?

Включения-это запасные питательные вещества, которые в клетках
растений составляет крахмал, а в клетках грибов и животных – гликоген.

— Как вы считаете, о чем говорит различие ядерных клеток?

В конце урока дается понятие о неклеточной форме жизни – вирусах.

Вирусы – это неклеточные формы жизни, способные жить и
размножаться только внутри клеток

Физминутка

Мы на
цыпочки привстали,

Ручки
кверху мы подняли,

Мы
вздохнули, потянулись

И друг
другу улыбнулись.

Выдохнули,
руки вниз,

Повторим
теперь на «бис»!

— А теперь
все тихо встали,

Дружно
руки вверх подняли,

В стороны,
вперёд, назад,

Повернулись
вправо, влево

Тихо сели,
вновь за дело.

IV.
Закрепление

Беседа

V. Подведение
итогов урока.

— Какие
задачи ставили перед собой в начале урока?


Выполнили эти задачи?

Домашнее
задание – повторить тему, ответить на вопросы.

На сайте федеральной службы по надзору в образовательной сфере, ответственной за проведение ЕГЭ, появились новые материалы для экзамена по биологии на 2022 год и мы предлагаем детально разобраться, какие изменения произойдут в структуре КИМов, когда будет проходить ГИА-11 и какой должна быть подготовка в новом сезоне.

Изменения 2022 года

Модернизация Единого государственного экзамена запланирована на 2022-2024 годы, поэтому уже в грядущем сезоне выпускникам 11-х классов предстоит сдавать биологию по новым правилам.

ЕГЭ по биологии в 2022 году: изменения, подготовка, когда будет

В материалы ЕГЭ 2022 по биологии внесли ряд важных изменений, которые необходимо обязательно учитывать на этапе подготовки к экзамену.

  • Исключено задание на дополнение схемы (линия 1); вместо него включено задание, проверяющие умение прогнозировать результаты эксперимента, построенное на знаниях из области физиологии клеток и организмов разных царств живой природы (линия 2 КИМ ЕГЭ 2022 г.).
  • Традиционные задачи по генетике части 1 (линия 6) в новой редакции стали располагаться на позиции линии 4.
  • Задания, проверяющие знания и умения по темам «Клетка как биологическая система» и «Организм как биологическая система», объединены в единый модуль (линии 5–8), при этом в рамках блока всегда два задания проверяют знания и умения по теме «Клетка как биологическая система», а два – по теме «Организм как биологическая система».
  • В части 2 практико-ориентированные задания (линия 22) видоизменены таким образом, что они проверяют знания и умения в рамках планирования, проведения и анализа результата эксперимента; задания оцениваются 3 баллами вместо 2 баллов в 2021 году.

На выполнение экзаменационной работы отводится 3 часа 55 минут (235 минут). Примерное время, отводимое на выполнение отдельных заданий − для каждого задания 1-й части – до 5 минут, для каждого задания 2-й части  –  от10 до 20 минут.

Дополнительные материалы и оборудование не используются.

Теперь давайте подробнее разберемся, какие изменения произойдут в структуре КИМа для ЕГЭ 2022 года по биологии и какими будут задания в обновленной версии.

Структура КИМа 2022 года

Каждый вариант КИМ содержит 28 заданий и состоит из двух частей, различающихся по форме и уровню сложности.

Уровень 1 часть 2 часть
Базовый 12
Повышенный 9
Высокий 7

При этом часть №1 содержит:

  • 6 – с множественным выбором ответов из предложенного списка;
  • 7 – на установление соответствия элементов двух множеств;
  • 4 – на установление последовательности систематических таксонов, биологических объектов, процессов, явлений;
  • 4 – с ответом в виде числа или слова (словосочетания).

Ответ на задания части 1 даётся соответствующей записью в виде слова (словосочетания), числа или последовательности цифр, записанных без пробелов и разделительных символов.

Структура КИМ на ЕГЭ 2022 по биологии, изменения

Часть 2 содержит 7 заданий с развёрнутым ответом. В этих заданиях ответ формулируется и записывается экзаменуемым самостоятельно в развёрнутой форме. Задания этой части работы нацелены на выявление выпускников, имеющих высокий уровень биологической подготовки и требуют развернутых ответов.

Содержание блоков

В части 1 задания 1–21 группируются по содержательным блокам, представленным в кодификаторе, что обеспечивает более доступное восприятие информации.

В части 2 задания группируются в зависимости от проверяемых видов учебной деятельности и в соответствии с тематической принадлежностью.

Количественное содержание заданий по блокам во всей работе будет следующим:

Блок В 1 части Во 2 части Всего
1 3 1 4
2 6-7 2 8-9
3 3-4 1-2 4-6
4 3-4 1-2 4-6
5 2-3 1-2 3-5
6 2-3 1-2 3-5
Всего 21 7 28

Блок №1 «Биология как наука. Методы научного познания» контролирует знание материала о достижениях биологии, методах исследования, об основных уровнях организации живой природы.

Блок №2 «Клетка как биологическая система, организм как биологическая система» содержит задания, проверяющие:

  • знания о строении, жизнедеятельности и многообразии клеток, о закономерностях наследственности и изменчивости, об онтогенезе и воспроизведении организмов, о селекции организмов и биотехнологии;
  • умения устанавливать взаимосвязь строения и функций органоидов клетки, распознавать и сравнивать клетки разных организмов, процессы, протекающие в них, – а также выявляет уровень овладения умением применять биологические знания при решении качественных и количественных задач по генетике.

Блок №3 «Система и многообразие органического мира» проверяет:

  • знания о многообразии, строении, жизнедеятельности и размножении организмов различных царств живой природы и вирусах;
  • умения сравнивать организмы, характеризовать и определять их принадлежность к определённому систематическому таксону.

Блок №4 «Организм человека и его здоровье» направлен на определение уровня освоения системы знаний о строении и жизнедеятельности организма человека.

Блок №5 «Эволюция живой природы» включает задания, направленные на контроль:

  • знаний о виде, движущих силах, направлениях и результатах эволюции органического мира;
  • умений объяснять основные ароморфозы в эволюции растительного мира и животного мира, устанавливать взаимосвязь движущих сил и результатов эволюции.

Блок №6 «Экосистемы и присущие им закономерности» содержит задания, направленные на проверку:

  • знаний об экологических закономерностях, о круговороте веществ в биосфере;
  • умений устанавливать взаимосвязи организмов в экосистемах, выявлять причины устойчивости, саморазвития и смены экосистем.

Оценивание

Выполнив все 28 заданий, выпускник может набрать в 2022 году на ЕГЭ по биологии 59 первичных баллов. При этом их распределение между частями работы будет следующим:

Уровень Кол-во заданий Максимальный балл
Базовый 12 20
Повышенный 9 18
Высокий 7 21
Всего 28 59

Правильный ответ на каждое из заданий 1, 3, 4 и 5 оценивается 1 баллом.

За полное правильное выполнение каждого из заданий 2, 6-21 выставляется максимум 2 балла.

Выполнение каждого из заданий 22–28 оценивается максимально в 3 балла.

Далее все полученные экзаменуемым баллы суммируются и переводятся в тестовый по таблице, рекомендованной ФИПИ.

Подробнее о формировании результата ЕГЭ можно прочитать в материале «Шкала перевода баллов ЕГЭ 2022 в оценки».

Секреты подготовки

Можно ли подготовиться к ЕГЭ 2022 по биологии самостоятельно? Конечно, если вы нацелены на результат, усидчивы и организованы. В сети сегодня есть все, что необходимо для эффективной подготовки к ЕГЭ по биологии:

  • видео уроки по всем темам от опытных педагогов;
  • подробные разборы новой демоверсии ЕГЭ 2022 по биологии с примерами решения заданий разных типов;
  • банк заданий ЕГЭ на официальном сайте ФИПИ;
  • множество тренировочных площадок с типовыми заданиями ГИА-11.

На первом этапе подготовки к ЕГЭ 2022 года по биологии стоит ознакомиться с демоверсией и ее особенностями, чтобы понять, какие из блоков требуют более детальной проработки. Предлагаем сделать первый шаг на пути к успешной сдаче ЕГЭ по биологии и посмотреть подробный разбор демоверсии 2022 года:

Читайте также:

  • ЕГЭ по истории в 2022 году
  • Минимальные баллы ЕГЭ 2022 по всем предметам
  • ОГЭ по литературе в 2022 году

Планируете сдавать в 2022 году ОГЭ по биологии – предлагаем детально разобраться, каким будет экзамен для 9 классов, введут ли очередные изменения в структуру КИМов и наполнение заданий, когда будет известна дата проведения ГИА, а также какой должна быть подготовка.

Изменения ОГЭ по биологии 2022

Экзамен по биологии идет ровно три часа — 180 минут.

Этого времени прекрасно хватает, чтобы прорешать задания, проверить их и перенести в бланк ответов. Еще на ОГЭ по биологии 2022 можно пользоваться линейкой и непрограммируемым калькулятором.

ОГЭ 2022 биология - новости, структура КИМ, оценивание

В 2022 году глобальных изменений не ожидается, ведь  ОГЭ по биологии было реформировано в 2021 году, хотя при ближайшем рассмотрении,  изменения в КИМах прошлого года тоже не очень значительные:

  • Сократили количество заданий — с 30 до 29. Так вышло, что в первой части работы убрали два задания, а во второй части добавили одно. При этом максимальный первичный балл не изменился.
  • Новое задание второй части — это задание 26. Здесь мы можем почувствовать себя настоящими учеными, которые проводят эксперимент. Это задание проверяет исследовательские умения.
  • В 24 задании добавились новые объекты. Например, в демоверсии предложили поработать с фотографией кошки вместо привычных листьев и лошадей.

Точная дата проведения ОГЭ по биологии в 2022 году будет известна только в начале весны, когда будет очевидной эпидемиологическая ситуация в регионах. Но уже сегодня в Рособрнадзоре заявили, что единой даты для всех 9-классников не будет. Каждый регион или даже школа будут устанавливать свои дни для проведения экзамена в рамках предложенного периода.

Структура КИМов

На ОГЭ по биологии в 2022 году 9-классникам предстоит выполнить 29 заданий.

Вариант КИМа состоит из двух частей:

  • задания с кратким ответом – 71% работы;
  • задания с развернутым ответом – 29% работы.

Их можно разделить на три уровня сложности:

Уровень Кол-во заданий
Высокий 4
Повышенный 9
Базовый 16

Кстати, структура ОГЭ похожа на ЕГЭ. Если вы успешно сдадите экзамен в 9 классе, готовиться в 11 классе будет проще.

ОГЭ 2022 биология

Первая часть состоит из 24 заданий, в ответе на которые нужно указать цифру или слово. Задания бывают пяти разных форматов:

Формат задания Кол-во
1 Ответ в виде одной цифры, которая соответствует номеру правильного варианта 16
2 Ответ в виде слова 1
3 Несколько ответов из предложенного списка 3
4 На установление соответствия 3
5 Определить правильную последовательность 1

Во второй части ОГЭ 2022 года по биологии будут 5 заданий с развернутым ответом. Именно эти задания вызывают больше всего вопросов у выпускников 9 класса, поэтому при подготовке я советую обратить на них пристальное внимание и как можно чаще тренироваться в их решении.

  • №25 и №29 — решение практических задач. Например, задача на подсчет энергетической и пищевой ценности продукции. В этих заданиях легко набрать максимальный балл, если следить за оформлением и не допускать арифметических ошибок.
  • №26 — анализ научных методов. Это новое и достаточно сложное задание. Для его выполнения нужны не только теоретические знания, но и умение абстрагироваться и делать выводы.
  • №27 — работа с текстом. Нужно прочитать текст и, опираясь на него, ответить на три поставленных вопроса
  • №28 — анализ таблицы. Анализируем таблицу и пользуемся знаниями из теоретического курса, отвечаем на вопросы.

Оценивание

Если вы решите все 29 заданий идеально, то получите 45 первичных баллов — потом их переводят в оценку по пятибалльной шкале.

  • за первую часть (24 задания) 32 балла;
  • за вторую (5 заданий) 13 баллов.

Дальше первичные баллы ОГЭ 2022 по биологии переведут в оценку по рекомендованной ФИПИ таблице:

Оценка Баллы
5 36-45
4 25-35
3 13-24
2 (не сдал) 0-12

Обратите внимание, что минимальным баллом ОГЭ по биологии в 2022 году будет 13, но для поступления в профильные классы или лицеи потребуется набрать минимум 33 первичных балла, что соответствует «твердой четверке».

Подготовка

Чтобы сдать экзамен, нужно изучить пять теоретических блоков. Хотя количество заданий в разных блоках различается, для получения максимального балла нужно подготовиться к каждому из блоков.

Биология как наука

Задания, которые проверяют знания о роли биологии в формировании современной картины мира. Есть вопросы о биологических науках и их методах, об уровнях организации жизни и свойствах живых организмов. Этот блок кажется самым простым, но по статистике именно в нем допускается много ошибок. Обратите на него особое внимание при подготовке!

Признаки живых организмов

Этот блок проверяет знания о строении и функциях клеток разных царств, информацию из области генетики и селекции. Самое сложное тут — это вопросы о наследственности и изменчивости, а также о способах разведения животных и выращивания растений. Имейте в виду, что этот блок не входит в большинство школьных учебников — нужно изучить его самостоятельно.

Система, многообразие и эволюция живой природы

Задания из курса ботаники, зоологии и микробиологии. Классификация и систематика основных царств живой природы. Важно, что сюда входят задания об эволюции и устойчивости экосистем, а этим темам в книгах по подготовке к ОГЭ уделяется слишком мало внимания.

Человек и его здоровье

Самый масштабный блок.  Содержит задания об анатомии, физиологии, психологии и гигиене человека. Разбираем строение и жизнедеятельность органов и их систем, санитарно-гигиенические нормы и правила здорового образа жизни.

Взаимосвязи организмов и окружающей среды

Два задания об экологических факторах, проблемах, о правилах поведения в окружающей среде. Также упоминается взаимодействие организмов между собой и с окружающей средой. Как я сказала выше, экологии редко уделяют достаточно внимания — учтите это при подготовке.

Теперь вы знаете все необходимое для ОГЭ по биологии: структуру экзамена, типы заданий и основные темы. Самое время приступить к подготовке! Изучайте теорию, отрабатывайте ее на практике и решайте варианты — тогда у вас будут все шансы сдать экзамен на отлично.

Читайте также:

  • ОГЭ по информатике в 2022 году
  • ОГЭ по химии в 2022 году
  • Шкала перевода баллов ОГЭ 2022 года в оценки

9 класс

(урок с использованием элементов

$технологии развития критического мышления учащихся)

Цели и задачи урока:

Образовательная

  • Закрепить и актуализировать ранее изученный материал о строении клетки.

  • познакомить учащихся с особенностями $строения и жизнедеятельности прокариотических клеток.

  • В сравнительном плане создать представления о двух уровнях клеточной организации: прокариотоическом и эукариотическом.

Воспитательная

  • содействовать формированию мировоззренческой идеи единства живой природы; совершенствовать у учащихся системное представление об организации живых существ; развитие познавательного интереса у учащихся к биологическому знанию; обеспечение формирования черт творческой деятельности учащихся; развитие самостоятельности учащихся в учебной деятельности; Воспитание чувства само – и взаимоуважения в условиях работы в парах.

Развивающая

  • Формировать умение сопоставлять факты и делать выводы.

  • $$Развивать логику и критическое мышление.

  • Продолжить выработку навыков самостоятельной и исследовательской работ, применение информационных технологий

Методическая:

  • показать применение элементов  технологии РКМЧП на уроках биологии.

Формирование знаний, умений и навыков:
Уметь:
-делать выводы из проделанной работы;
-правильно пользоваться биологической терминологией;
-анализировать иллюстративный материал;
-обобщать;
-грамотно аргументировать свои выводы;
-работать в парах, индивидуально.
Знать:
— знать общее строение клетки, отдельных органоидов;
— различать прокариотические и эукариотически$е клетки;
-выявлять сходства и отличия растительных, животных и клеток бактерий;

Оборудование

  • Таблицы с изображением животных и растительных клеток;

  • Три различных текста(таблицы) о растительной, животной и бактериальной клетках;

  • Индивидуальные листы с заданиями.

ХОД УРОКА:

1.Орг.момент 1-2 мин

$2. Проверка знаний учащихся:

1. Тест. (для сильных учащихся)

2. Блиц-опрос: Сейчас мы проверим наши знания о строении эукариотической клетки:

1. По строению органоиды клетки делятся на _____(мембранные и немембранные)

2. Лизосомы содержат______(пищеварительные ферменты)

3. Митохондрии являются_____ (энергетическими станциями)

4. рибосомы состоят из_______(белка и РНК)

5. Выросты внутренней мембраны митохондрий называются________(кристами)

6. Пластиды характерны только _________(для растит.клетки)

7. Лисомы образуются в_____(в комплексе Гольджи)

8.Стопки мембран в пластидах , содержащие хлорофилл, называются______(гранами)

$9. синтез белка осуществляется при помощи ________(рибосом)

Задание 2.

Составьте синквейн к слову «клетка»

Задание 3.

Ответить на  творческие вопросы.  Назовите части клетки и органоиды, которые, по вашему мнению, аналогичны следующим структурам:

  • Тр$анспортная сеть (ЭПС)

  • Электростанция (митохондрии)

  • Завод по производству белка (рибосомы)

  • Завод по утилизации отходов (лизосомы)

  • Хранитель информации (ядро)

  • $Склад (комплекс гольджи)

  • Крепостная стена. (Мембрана)

Эпиграф урока:
Особенностью живого ума является то, что ему нужно лишь немного увидеть и услышать для того, чтобы он мог потом долго размышлять и многое понять».
Джордано Бруно

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИЛА:

I. Ориентировочно-мотивационный этап.

Учитель: В ходе длительной эволюции на Земле с момента появления первых живых организмов (более 3 млрд. лет назад) возник$ло огромное многообразие форм жизни, которые и являются предметом изучения комплекса биологических наук. В какие же царства живой природы можно объединить живые организмы?

(4 царства: Дробянки, Грибы, Растения, Животные)

Учитель: Что значит изучать объект живой природы?

(Это значит исследовать состав, строение, процессы жизнедеятельности организмов)

Учитель: Какие науки занимаются изучение этих царств природы?

(Ботаника, микология, зоология, микробиология)

Учитель: Какая структура объединяет все живые организмы? Кем это было доказано?

$( Клетка. Доказано было в 1839 году создателями клеточной теории – М. Шлейденом и Т. Шванном на основании сходства клеток)

Учитель: Каково же научное и практическое значение клеточной теории?

(Она доказывает взаимосвязь и единство происхождения живых организмов. Дала толчок для развития биологических дисциплин: эмбриологии, физиологии, гистологии. Эти знания используются в медицине, сельском хозяйстве и друг$их областях деятельности человека)

Учитель: Итак, на основании сравнения клеток растений и животных, используя методы наблюдения, описания, Шлейден и Шванн выявили сходство царств живой природы на клеточном уровне. Результатом их научного исследования явилось создание клеточной теории, огромная значимость которой не вызывает сомнения.

II. Проблемно – поисковый этап.

Учитель: Ребята! Теперь мы знаем, что$ все живые организмы, исключая вирусы, имеют клеточное строение. Растительная, грибная, животная и бактериальная клетка сходны по составу, строению и процессам жизнедеятельности. А чем же тогда объяснить многообразие живых организмов? Какие гипотезы вы можете предложить для решения этой проблемы?

(Учащиеся предполагают, что причиной многообразия являются различия в строении клеток)

Учитель: И так, тема нашего урока и цель исследования:

Различия в строении клеток прокариот и эукариот (запись на доске и в тетрадях).

Учитель: Какие же задачи должны быть решены на сегодняшнем уроке для подтверждения этой гипотезы?

Задачи:

    1. Выявить характерные признаки прокариот и эукариот

    2. Сравнить клетки прокариот и эукариот.

    • Развивать логику и критическое мышление.

    • Формировать умение сопоставлять факты и делать выводы.

    • $Продолжить выработку навыков самостоятельной и исследовательской работ

    • Воспитывать чувства само – и взаимоуважения в условиях работы в группах;

    $

    Задание для 1-й группы.

    1. Выполните практическую работу “Изучение клеток прокариот”. Инструкция по проведению и оформлению работы:

    а) настройте микроскоп;

    б) рассмотрите микропрепараты бактериальной клетки.

    в) рассмотрите микропрепарат, обратите внимание на внешние особенности клеток (форма, размеры, окраска). Заметна ли клеточная оболочка? Ядро?

    2. Подготовьте рассказ о внешних особенностях и структуре прокариотической клетки. Почему прокариоты считаются примитивными организмами?

    3.На листе ватмана зарисуйте схематически растительную клетку. Используя данные о структуре клетки, спрогнозируйте, какие процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, рост, размножение) характерны для растительной к$летки.

    4. Рядом с моделью растительной клетки постройте клетку прокариотическую. Укажите черты отличия этих клеток.

    Задание для 2-й группы.

    1.Выполните практическую работу “Изучение клеток прокариот”. Инструкция по проведению и оформлению работы:

    а) настройте микроскоп;

    б) рассмотрите микропрепараты бактериальной клетки.

    в) рассмотрите микропрепарат, обратите внимание на внешние особенности клеток (форма, размеры, окраска). Заметна ли клеточная оболочка? Ядро?

    2. Используя имеющиеся у вас знания и текст § 2. 7. (учебн. 9 кл., Каменский, Крикунов, Пасечник) расскажите о процессах жизнедеятельности прокариот. Объясните такой факт: при проведении земляных работ на месте скотомогильника, заложенного 30 лет назад, несколько рабочих заболели сибирской язвой. (В почве сибиреязвенные микробы не только могут сохраняться в течение десятилетий (до 100 лет), но и при температуре от 12-15°С до 42-43°С при 29-85% влажности способны прорастать и затем вновь образовывать споры, тем самым поддерживая существование почвенного очага.)

    $3. На листе ватмана зарисуйте животную клетку. С помощью вашей модели дайте характеристику животной клетке (внешние особенности, структура, процессы жизнедеятельности).

    4. Рядом с моделью животной клетки постройте прокариотическую клетку. Укажите черты различия этих клеток.

    III. Этап рефлексии.

    Ответы первой, второй групп заслушиваются по мере выполнения заданий каж$дой группой: сначала 1-е и 2-е задание, затем 3-е и т.д.

    Каждый учащийся по ходу выступлений постепенно заполняет сравнительную таблицу (таблица прилагается).

    После заслушивания ответов в ходе обсуждения формируются выводы:

    Клетки прокариот отличаются от эукариот тем, что:

    1. Не имеют оформленного ядра. У эукариот генетический материал локализован в структурно оформленном ядре. У прокариот наследственный материал представлен клубком двойной спиральной нити ДНК и не отделён от цитоплазмы какой – либо мембраной.

    2. Есть одна кольцевая хромосома (нуклеоид) в цитоплазме.

    3. Нет мемб$ранных органоидов. (У прокариот, в отличие от эукариот, отсутствуют внутриклеточные органеллы, имеющие хотя бы элементарную мембрану)

    4. Имеют небольшие размеры и разнообразную форму. (У прокариот рибосомы имеют меньший размер)

    5. Клеточная стенка прокариот содержит специальный полимер пептидогликан, которого нет у эукариот.

    6. Многие прокариоты способны фиксировать молекулярный азот, эукариоты этим свойством не обладают.

    Различия на клеточном уровне являются причино$й многообразия живой природы на организменном уровне.

    ОМС сравнение эукариот и прокариот.

    Затем учащиеся выполняют тестовые задания: (Каждому раздать карточки)

    Выберите правильный ответ:

    1) К эукариотам не относятся:

    А. Шампиньон обыкновенный.

    Б. Пастушья сумка.

    В. Холерный вибрион.

    Г. Амеба – протей.

    2) Споры бактерий отличаются от спор растений тем, что:

    А. Покрыты защитной оболочкой.

    Б. Служат для расселения.

    В. Служат для размножения.

    Г. Способны переждать неблагоприятные условия.

    3) В клетках бактерий ДНК:

    А. Линейная.$

    Б. Кольцевая.

    В. Находится в ядре.

    Г. Отсутствует.

    4) Органоиды клеток, которые являются общими для всех живых организмов, независимо от их уровня организации:

    А. Митохондрии.

    Б. Комплекс Гольджи.

    В. Рибосомы.

    Г. ЭПС.

    После выполнения теста учащимися проводится самоконтроль.

    Правильные ответы заранее записаны на доске:

    1 – 3; 2 – 4; 3 – 2; 4 – 3.

    Стадия рефлексии $

    Подведение итогов урока и рефлексия

    Домашнее задание: Изучить § 2. 7.

    Сравнительная таблица

    Признаки

    $

    $

    Растительная клетка

    Животная клетка

    Прокариотическая (бактериальная)

    Мембрана

    Клеточная стенка

    Цитоплазма

    Ядро

    Клеточный центр

    $

    Рибосомы

    Митохондрии

    Эндо-плазматическая сеть (ЭПС)

    Аппарат Гольджи

    $

    Лизосомы

    Пластиды

    Вакуоли

    $Мезосомы

    Кольцевая ДНК

    Признак

    $

    Прокариоты

    Эукариоты

    Организмы

    $

    Форма клетки

    Наличие ядра

    Генетический материал

    $

    Плазмиды

    Наличие ядрышек

    Деление

    Клеточная стенка

    Капсула или

    слизистый слой

    Жгутики$

    Цитоплазма

    Органойды

    Дыхание

    $

    Фотосинтез

    Спорообразование

    $

    Лист самооценки за урок Ф.И____________________

    Задания

    Оценка

    $1

    Опрос домашнего задания

    2

    Работа в группах

    3

    Ответ у доски

    4

    Закрепление нового материала

    $

    5

    Рефлексия

    Оценка за урок

    Я НАУЧИЛСЯ (подчеркнуть то, чему научился):

    — работать с научным текстом,

    -составлять биологические схемы,

    — классифицировать организмы,

    — выделять основание для классификации,

    — правильно применять научные термины,

    — анализир$овать прочитанный текст,

    — делать выводы на основе прочитанного, обобщать, высказывать предположения и доказывать свою точку зрения.

    Лист самооценки за урок Ф.И____________________

    Задания

    Оценка

    1

    Опрос домашнего задания

    $

    2

    Работа в группах

    3

    Ответ у доски

    4

    Закрепление нового материала

    5

    $

    Рефлексия

    Оценка за урок

    Я НАУЧИЛСЯ (подчеркнуть то, чему научился):

    — работать с научным текстом,

    -составлять биологические схемы,

    — классифицировать организмы,

    — выделять основание для классификации,

    — правильно применять научные термины,

    — анализировать прочитанный текс$т,

    — делать выводы на основе прочитанного, обобщать, высказывать предположения и доказывать свою точку зрения.

  • Сказка о счастье токмакова
  • Сказка о суде шемякином суде
  • Сказка о стойком оловянном солдатике автор
  • Сказка о стране терра ферро читать
  • Сказка о старом эхо мультфильм ссср