Сказка о споре полезных ископаемых кубановедение 4

Армия не нахлебник, а кормилец россии. оборонный бюджет россии на 20212023 гг. равен 3.5 трлн рублей в год, что

Армия — не нахлебник, а кормилец России.

Оборонный бюджет России на 2021–2023 гг. равен 3.5 трлн рублей в год, что соответствует 2,5% ВВП. Верящие в бред Горбачева о причинах развала исторической России, считают расходы чрезмерными. По-моему, занижены минимум на 15%. Не учтена промышленная инфляция и основной закон холодной войны — готовность к эскалации на первом этапе увеличивает скорость и качество движения к деэскалации на втором.

Гайдар утверждал, что Советский Союз развалился из-за падения цен на нефть и перенапряжения экономики от гонки вооружений.

Служившие в тот период в районе Красного моря знают — «поднятой брови Кремля» было достаточно, чтобы цена вернулась к комфортному для России уровню.

Так, немецкая марка в то же время теряла в цене 2-3% по факту задержки платформ для вывоза танков из ГДР на несколько часов из-за ошибки простого диспетчера ж/д. В Кремле «не нашлось брови» или «хозяин Кремля» был третьим в нефтяном сговоре между Саудовской Аравией и США против России — покажет история.

Советская пропаганда рассказывала о диком капитализме, приводя в пример «преступление» Рузвельта — Америка голодала, а он скупил продовольствие и утопил в океане.

Российские «рыночники 90-х» высмеивали «совок» и восторгались находкой Рузвельта — перезапустил рынок и вывел страну из кризиса, но вместо того, чтобы «как Рузвельт, закупать и топить в море танки», остановили ВПК и разрушили армию, потеряв глобальные рынки и обнулив ВВП и бюджет.

На самом деле Америка стала великой после взрывных инвестиций в армию и ВПК, обеспечивших экономическую экспансию на глобальные рынки.

Богатство страны зависит от трех факторов — способность зарабатывать, возможность накапливать и сохранять, а армия присутствует во всех звеньях формирования национального богатства. Правительство научилось считать синергию от инвестиций в социальную инфраструктуру и дороги, а влияние на экономику инвестиций в армию, по-моему, игнорирует.

В кабинетах «счетоводов» — «желтые уточки» вместо фото разрушенных советских городов с расчетами стоимости на восстановление внизу.

«Счетоводы» видят новый грузовой терминал в порту Тамань — эффективная частная инвестиция, но не видят связи между развитием Черноморского флота и ростом грузооборота в черноморских портах. Не отвечают на вопрос — у нас капитализм и вертикаль власти или «погулять вышли».

Капитализм — это про эффективность. Кто-то считал эффективность расходов «Роснано», соизмеримых с ценой 100 Су-57 или 250 Су-35СМ, на развитие экономики? Влияние на темпы ввода «Северного потока — 2» отсутствующих в армии Су-57?

Можно считать оптимальной вертикаль, где суммарная заработная плата Верховного Главнокомандующего, Министра обороны и Начальника ГШ в сто раз ниже доходов одного топ-менеджера государственной корпорации?

Без учета влияния армии на качество исполнения международных договоренностей; себестоимость и надежность логистики; развитие науки и технологий; экспорт вооружений, — невозможно говорить о качестве расчетов бюджета.

Тем более, что армия доказала рачительное отношение к ресурсам, принимает участие в реализации важных инфраструктурных и социальных проектов, а дали бы те же деньги не Чубайсу, а Шойгу — имели бы новую высокотехнологичную отрасль.

Объективным тормозом устойчивого развития России является демография — сужает возможности производств и потребительского рынка. С учетом роботизации производственных процессов первую проблему возможно решить, а вот утроить количество потребителей без экспансии на внешние рынки невозможно.

В условиях глобальной хаотизации говорить об экспансии без проекции жесткой силы — «деньги на ветер».

Экономическое соперничество в условиях холодной войны — «не бег на длинные дистанции», а способность и готовность «сломать ноги сопернику». Тогда сказка о добросовестной конкуренции станет былью.

Критерием силы армии считаю доминирование в «глобальном сознании» аксиом — интересы России учитываются всеми партнерами, флаг России и человек с паспортом РФ неприкосновенны, вне зависимости от того, «находятся в периметре, очерченном бронетанковой дивизией» или за тысячи верст от места ее базирования.

Весь мир знает, что русские — нация справедливых, бесстрашных воинов.

Когда «счетоводы» мечтают о добросовестной международной конкуренции, подмигивают сторонникам «общечеловеческих ценностей» и любителям парадов под радужными флагами, считают армию нахлебником — мир думает, что русские сошли с ума — перестает не только бояться, но и уважать, что и является базой недобросовестной конкуренции.

Читайте также: Грозный ответ России: как мощная эскадра ВМФ пришла в Сирию, напугала НАТО и изменила расклад сил (+ФОТО, ВИДЕО)

Валентин Днепров, специально для «Русской Весны»

Сказка о споре полезных ископаемых кубановедение 4

20210413 vu tg sbscrb2

рабочаярограмма, ФГОС, 5 класс, овз

Сказка о споре полезных ископаемых кубановедение 4

Государственное бюджетное образовательное учреждение «Набережночелнинская школа № 69 для детей с ограниченными возможностями здоровья»

«Принято»

Педагогическим советом

протокол от _____2020г.№__

Введено приказом от_____2020г. №___

Директор ГБОУ

«Набережночелнинская школа № 69»

___________ Волков Г.Г.

Подпись Ф.И.О.

Рабочая программа

учебного предмета «Природоведение» для 5 класса

(2 часа в неделю, 68 часа в год)

Составитель: Пищевских Я.А. ( без квалификационной категории)

«Согласовано»

Заместитель директора________ Хасанова Г.Н. от_________20___г.

Подпись ФИО

«Рассмотрено»

На заседании МО, протокол от______20___г. №____

Руководитель МО _______ от_________20___г.

Подпись ФИО

г. Набережные Челны

2000 г

Планируемые результаты изучения учебного предмета

Название раздела

Предметные результаты

Метапредметные результаты

Личностные результаты

ученик научится

ученик получит возможность научиться

Введение

узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;

представления о назначении изученных объектов, их роли в окружающем мире;

отнесение изученных объектов к определенным группам (осина – лиственное дерево леса);

называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе (полезные ископаемые);

соблюдение режима дня, правил личной гигиены и здорового образа жизни, понимание их значение в жизни человека;

соблюдение элементарных правил безопасного поведения в природе и обществе (под контролем взрослого);

выполнение несложных заданий под контролем учителя

узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях; знание способов получения необходимой информации об изучаемых объектах по заданию педагога;

представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;

отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом раз­лич­ных оснований для классификации (клевер ― травянистое дикорастущее ра­стение; растение луга; кормовое растение; медонос; растение, цветущее ле­том);

называние сходных по определенным признакам объектов из тех, которые были изучены на уроках, известны из других источников; объяснение своего решения;

выделение существенных признаков групп объектов;

знание и соблюдение правил безопасного поведения в природе и обществе, правил здорового образа жизни;

участие в беседе; обсуждение изученного; проявление желания рассказать о предмете изучения, наблюдения, заинтересовавшем объекте;

выполнение здания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля), осмысленная оценка своей работы и работы одноклассников, проявление к ней ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы;

совершение действий по соблюдению санитарно-гигиенических норм в отношении изученных объектов и явлений;

выполнение доступных возрасту природоохранительных действий;

осуществление деятельности по уходу за комнатными и культурными растениями.

Регулятивные учебные действия:

— принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления

— осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач

— осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих

— осуществлять самооценку и

самоконтроль в деятельности, адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность

Познавательные учебные действия:

— дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно- пространственную организацию

— использовать логические действия (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном,

доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями

— применять начальные сведения о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с

содержанием конкретного учебного предмета и для решения познавательных и практических задач

— использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами

Коммуникативные учебные действия:

— вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.)

— слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения, аргументировать

свою позицию

— дифференцированно использовать разные виды речевых высказываний (вопросы, ответы, повествование, отрицание и др.) в коммуникативных ситуациях с учетом специфики участников (возраст, социальный статус, знакомый- незнакомый и т.п.)

— использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач

— осознание себя как гражданина России; формирование чувства

гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

­- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре народов, населяющих территорию нашей страны;

— принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности. Формирование интереса к предметам и явлениям живой и неживой природы своей страны, её населению, традициям, обычаям, культурным и историческим достопримечательностям.

­- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.;

— формирование умения обращаться за помощью к учителю или одноклассникам в случае возникновения затруднений при выполнении практических работ, задании в тетради на печатной основе, работе со статьей учебника, наглядным материалом;

— формирование готовности к самостоятельной жизни. Формирование знаний о правилах поведения в быту и в природе (соблюдение правил использования водой в быту, правила проветривания помещений);

— формирование стремления соблюдать и вести здоровый образ жизни;

— овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни. Формирование знаний безопасного поведения в природе и быту;

-формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Знакомство с многонациональным населением страны, традициями и обычаями населения, природными и культурными достопримечательностями нашей страны, достижениями науки(полёты в космос, переработка полезных ископаемых), формирование стремления поддерживать и соблюдать традиции своего региона и своей страны, формирование бережного отношения к природным богатствам нашей страны – экологическое воспитание;

-овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире. Развитие навыков социальной адаптации через знакомство со своим краем(природа, достопримечательности т.д.)

Вселенная

Наш дом- Земля

Есть на Земле страна. Россия

Содержание учебного предмета

Наименование раздела

Краткое содержание

Кол-во часов

Введение

Что такое природоведение? Знакомство с учебником.

Зачем надо изучать природу. Живая и неживая природа.

Живая природа: растения, животные, человек.

3

Вселенная

Небесные тела: планеты, звёзды. Солнечная система. Солнце.

Исследование космоса. Спутники. Космические корабли. Полёты в космос. Современные исследования.

Смена дня и ночи. Смена времён года. Сезонные изменения в природе.

7

Наш дом- Земля

Планета Земля. Оболочка Земли: атмосфера, гидросфера, литосфера.

Воздух

Воздух и его охрана. Значение воздуха для жизни на Земле.

Свойства воздуха: прозрачность, бесцветность, объём, упругость. Использование упругости воздуха. Теплопроводность воздуха. Использование этого свойства воздуха в быту. Давление. Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении.

Движение воздуха. Тёплый воздух легче холодного, тёплый воздух поднимается вверх, холодный опускается вниз. Движение воздуха. Ветер. Работа ветра в природе. Направление ветра. Ураган, способы защиты.

Температура воздуха. Знакомство с термометрами. Измерение температуры воздуха.

Свойства воздуха: кислород, углекислый газ, азот. Кислород, его свойство поддерживающее горение. Значение кислорода для дыхания растений, животных и человека. Применение кислорода в медицине. Углекислый газ и его свойство не поддерживать горение. Применение углекислого газа при тушении пожара.

Чистый и загрязнённый воздух. Примеси в воздухе (водяной пар, дым, пыль). Поддержание чистоты воздуха. Значение воздуха в природе.

Полезные ископаемые

Полезные ископаемые. Виды полезных ископаемых. Свойства. Значение. Способы добычи.

Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов. Гранит, известняки, песок, глина. Внешний вид, свойства, добыча и использование.

Горючие полезные ископаемые. Торф. Внешний вид и свойства торфа: цвет, пористость, хрупкость, горючесть. Образование торфа, добыча и использование.

Каменный уголь. Внешний вид и свойства каменного угля: цвет, блеск, горючесть, твёрдость, хрупкость. Добыча и использование.

Нефть. Внешний вид и свойства нефти: цвет и запах, текучесть, горючесть. Добыча нефти. Продукты переработки нефти: бензин, керосин и другие материалы.

Природный газ. Свойства газа: запах, горючесть. Добыча и использование. Правила обращения с газом в быту.

Полезные ископаемые, используемые для получения металлов.

Чёрные металлы (различные виды стали и чугуна). Свойства чёрных металлов: цвет, блеск, твёрдость, упругость, пластичность, теплопроводность, ржавление. Распознавание стали и чугуна.

Цветные металлы. Отличие чёрных металлов от цветных. Применение цветных металлов. Алюминий. Внешний вид и свойства алюминия: цвет, твёрдость, пластичность, теплопроводность, устойчивость к ржавлению. распознавание алюминия. Медь. Свойства меди: цвет, блеск, твёрдость, пластичность, теплопроводность. Распознавание меди. Её применение.

Благородные (драгоценные) металлы: золото, серебро, платина. Внешний вид, использование.

Охрана недр.

Вода

Вода в природе. Роль воды в питании живых организмов.

Свойство воды как жидкости: непостоянство формы, способность растворять некоторые твёрдые вещества (соль, сахар и др.) Учет и использование свойств воды.

Растворимые и нерастворимые вещества. Растворы. Использование растворов. Растворы в природе: минеральная и морская вода. Питьевая вода. Очистка мутной воды.

Три состояния воды. Температура и её измерение. Единица измерения температуры- градус. Температура плавления льда и кипения воды.

Расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, расширение при замерзании.

Работа воды в природе. Образование пещер, оврагов, ущелий. Наводнение (способы защиты от наводнения).

Значение воды в природе. Использование воды в природе. Использование воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве. Экономия питьевой воды.

Вода в природе: осадки, воды суши.

Воды суши. Ручьи, реки, озёра, болота, пруды. Моря и океаны. Свойства морской воды. Значение морей и океанов в жизни человека.

Охрана воды.

Поверхность суши. Почва

Равнины, холмы, овраги, горы.

Почва – верхний слой земли. Состав почвы: перегной, глина, песок, вода, минеральные соли, воздух. Минеральная и органическая часть почвы. Перегной – органическая часть почвы. Глина, песок и соли – минеральная часть почвы.

Разнообразия почв. Песчаные и глинистые почвы. Водные свойства песчаных и глинистых почв: способность впитывать воду, пропускать её и удерживать. Сравнение песка и песчаных почв по водным свойствам.

Основное свойство почвы – плодородие. Обработка почвы. Значение почвы в народном хозяйстве.

Эрозия почв. Охрана почв.

45

Есть на Земле страна. Россия

Россия – Родина моя. Место России на карте мира.

Важнейшие географические объекты, расположенные на территории нашей страны: Чёрное и Балтийское моря, Уральские и Кавказские горы, озеро Байкал, река Волга, Енисей, Кама.

Москва – столица России.

Санкт – Петербург.

Крупные города, их достопримечательности. Нижний Новгород, Казань, Волгоград, Новосибирск, Владивосток.

Древние русские города. Исторические и культурные достопримечательности. Ярославль, Владимир, города Золотого кольца.

Население нашей страны. Городское и сельское население. Народы России.

Набережные Челны. Важнейшие географические объекты региона. Поверхность, водоёмы. Занятия населения. Достопримечательности.

Обобщение раздела «Неживая природа»

13

Итого:

68ч

Календарно – тематическое планирование ФГОС НОО

УМК (Т.М Лифанова, Е.Н. Соломина Природоведение 5а класс,

М.: Просвещение, 2018)

Изучаемый раздел, тема урока

Кол.час

Календарные

сроки

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Планируемые сроки

Фактические сроки

Введение (3ч)

День Знаний

1

01.09

Вводный урок. Что такое природоведение?

1

07.09

Знакомство с учебником и путешественником Любознайкиным.

Разгадывание загадки. Ознакомление с составом слова «природоведение», высказывание и обоснование своих предположений; с условными знаками календаря, анализ символов, перенос в тетрадь.

Выявление закономерностей явлений природы, моделирование определения. Знакомство с понятиями «Природные явления». Анализ проблемных ситуаций. Выявление закономерностей. Самооценка. Рефлексия

Предметы и явления живой и неживой природы.

1

08.09

Беседа по теме природоведение. Слушание объяснений учителя о живой и неживой природе (приведение примеров). Дифференцирование живых и неживых объектов природы. Анализ и выявление закономерностей. Оперирование терминами живая и неживая природа.. Анализ проблемных ситуаций. Выявление закономерностей. Самооценка. Рефлексия

Вселенная (7ч)

Небесные тела: планеты, звёзды.

1

14.09

Называние изученных небесных тел. Рассматривание изображения звёздного неба. Запись в тетрадь определения астрономия, астроном..

Анализ наблюдений за ночным звездным небом.

Рассматривание картин звездного неба. Слушание объяснений учителя. Работа со словарём, определение слова — «астрономия». Выявление закономерностей и отличий: звезды, планеты — небесные тела. Анализ понятия «космос» (пространство между небесными телами). Оперирование терминами небесных тел (звезды, Солнце, планеты) и их признаков. Анализ проблемных ситуаций. Работа с учебником. Выявление закономерностей. Самооценка. Рефлексия

Солнечная система. Солнце.

1

15.09

Разгадывание загадки и зарисовка отгадки в тетрадь. Беседа на тему: для чего нам нужно солнце.

Рассматривание изображения солнечная системы. Чтение стихотворения «По порядку все планеты…..». записывание названий планет. Дать характеристику планетам солнечной системы. Заполнение таблицы, распределяя слова и предложения в нужные колонки. Расставить слова в нужной последовательности. Дать обобщающее слово Юпитер, Сатурн – это…. Разгадывание ребусов. Записать слово солнце и запомнить, как оно пишется. Беседа на тему: Солнце, почему его называют звездой, почему всему живому нужно солнце. Слушание объяснений учителя. Анализ плаката «Солнечная система». Выявление значения Солнца для жизни на Земле. Работа с учебником, анализ иллюстрации «Солнечная система». Знакомство с названиями планет Солнечной системы. Работа со словарём, определение «Солнечная система», работа в тетради. Высказывание и обоснование своих предположений: «Почему Землю называют обитаемой планетой». Анализ проблемных ситуаций. Работа с учебником. Разбор просмотренного видеоролика. Выявление закономерностей. Самооценка. Рефлексия

Исследование космоса. Спутники. Космические корабли.

1

21.09

Чтение стихотворения и его дополнение. Рассмотреть и выделить предметы, которые необходимы для наблюдений за небесными телами. Игра с буквами, распределение букв по цвету, если правильно выполнить задание, то узнаешь, как называется аппарат, запущенный в космос 4 октября 1957 года. Рассматривание фотографий искусственного спутника. Рассказ про Королёва, человека, который руководил первыми космическими полётами. Знакомство с первыми собаками – космонавтами. Слушание объяснений учителя об освоении космоса и его значении. Выявление закономерностей: искусственный спутник Земли, отличительный признак от естественного спутника Луны. Работа с учебником, тетрадью.

Анализ понятия «космонавт». Перенос в тетрадь

изображения спутника или космического корабля. Самооценка. Рефлексия

Полёты в космос.

22.09

Беседа по теме: Космос. Вспомним, как называются люди, которые побывали в космосе. Составление характеристики космонавта. Рассмотри изображение на рисунках, и расскажи, чем знамениты эти люди. Выполни задание вместе с Димой Любознайкиным. Вспомни 1 час это, 2 часа это – мин. 108 минут – это — часов – минут. Чтение стихотворения «Первый полёт». Разгадывание кроссворда. Анализ проблемных ситуаций (о загрязнении космоса человеком; дописывают фразу « Я бы хотел(а) побывать в космосе, чтобы…»). Слушание объяснений учителя о космическом туризме. Самооценка. Рефлексия

Смена дня и ночи.

1

28.09

Рассматривание схемы. Составление рассказа о деятельности в различное время суток. Ответы на вопросы. Анализ о временных единицах: сутки-день -ночь -24 часа. Работа с раздаточным материалом (определение, частей суток). Просмотр видеоролика с последующим определением и обоснованием явлений (восход и закат Солнца, смена дня и ночи). Анализ модели «Вращение Земли вокруг своей оси». Выявление закономерности: смена дня и ночи. Работа с учебником, тетрадью (зарисовка рисунка: «Смена дня и ночи»). Анализ. Самооценка. Рефлексия

Смена времён года. Сезонные изменения в природе.

1

29.09

Отгадывание загадки. Наблюдение за сезонными изменениями, вращение земли вокруг солнца, рассматривание рисунка. Дидактическая игра «Когда это бывает». Заполнение таблицы «Времена года». Описывание признаков каждого времени года. Составление рассказа о деятельности в сельской местности в различное время года. Работа с карточками: Вставь пропущенные слова и числа. Ответь на вопрос: Почему происходит смена времён года. Разгадывание загадок о признаках времён года. Анализ иллюстрации и фотографии с изображением времен года. Выявление закономерностей. Рассуждение, почему меняются времена года. Слушание объяснений учителя о причинах смены времен года Работа с учебником. Анализ рисунка «Смена времен года». Работа в тетради.

Самооценка. Рефлексия

Экскурсия «Осенние явления в природе»

1

05.10

Слушание объяснений учителя о цели экскурсии, составлении отчета, правилах поведения и технике безопасности.

Анализ закономерностей сезонных изменений в природе и жизни людей. Составление отчета по плану. Отчет об экскурсии «Осенние явления в природе»

1. Дата.

2. Календарь погоды.

3. Осенние явления в природе.

4.Деятельность людей осенью.

5.Чем ты помог взрослым осенью?

6.Рисунок по теме.

Анализ. Самооценка. Рефлексия

Наш дом – Земля (45ч)

Планета Земля. Оболочки Земли.

1

06.10

Называние планеты Земля, её форма, отличие от других планет. Засовывание в тетради планеты Земли и её спутника. Заполнение таблицы: «Чем образованы оболочки земли?». Прочитайте главный вывод урока. Анализ понятий: Солнечная система, Земля – планета, отличие Земли от других планет; вращение Земли вокруг собственной оси и вокруг Солнца.

Слушание объяснений учителя о форме Земли, ее основных оболочек — вода, суша, воздух.

Работа с учебником. Анализ рисунков и выявление закономерностей (водная оболочка, суша, воздух). Работа в тетради. Самооценка. Рефлексия

Воздух

Воздух. Воздух и его охрана. Значение воздуха для жизни на Земле.

1

12.10

Разгадывание загадки. Рассматривание рисунка, ответы на вопросы: «Какой оболочкой окружена наша планета? Каково его значение для всех живых существ на Земле?». Запись в тетрадь определений: Воздух, ветер. Рассмотри диаграмму «Состав воздуха», зарисуй и подпиши используя текс учебника на с.14 «Больше всего в воздухе- азота. Кислорода значительно меньше, а углекислого газа совсем немного». Рассматривание рисунков, расскажи, как человек использует воздух. Рассмотреть рисунки, ответь на вопрос: «Где воздух более чистый и почему». Работа с карточками, вставь пропущенные слова используя слова для справок. Слушание объяснений учителя, о значении воздуха для растений, животных и человека. Демонстрация опытов по определению: воздуха в почве, в кусочке сахара, в пустом стакане. Анализ закономерностей (воздух окружает нас со всех сторон). Работа с учебником. Анализ фото «Атмосфера Земли и космоса».

Слушание объяснений учителя о составе воздуха. Самооценка. Рефлексия

Свойства воздуха.

1

13.10

Демонстрация опытов о свойствах воздуха с последующим обоснованием. Работа в тетради (свойства воздуха). Работа с учебником, анализ иллюстраций. Рассуждение, где используется сжатый воздух, как человек использует плохую теплопроводность воздуха.

Работа в тетради (зарисовка «Свойства воздуха»). Самооценка. Рефлексия

Давление и движение воздуха.

1

19.10

Слушание объяснений учителя, при каких условиях воздух становится упругим. Демонстрация опыта (надувание воздушного шара). Слушание объяснений учителя о теплом и холодном воздухе. Демонстрация опыта (о движении теплого воздуха вверх, холодного вниз). Анализ жизненных ситуаций. Работа с учебником, анализ иллюстраций. Работа в тетради (зарисовка одного из опытов). Просмотр и анализ видеоролика об изобретении воздушного шара. Самооценка. Рефлексия.

Температура воздуха. Термометр.

1

20.10

Слушание объяснений учителя, о назначении и устройстве термометра. Изучение понятия «термометр». Анализ иллюстраций образцов термометров. Слушание объяснений учителя, о разных видах и назначениях термометров.

Определение воздуха в классе, за окном.

Изучение понятия положительная (+) и отрицательная (-) температура. Демонстрация опыта (измерение температуры холодной и горячей воды; показания термометра). Работа в тетради (зарисовка одного из опытов). Самооценка. Рефлексия

Движение воздуха в природе. Ветер.

1

26.10

Проговаривание свойств воздуха (теплый поднимается вверх, холодный-вниз). Анализ проблемных ситуаций (есть ли передвижение теплого и холодного воздуха в природе). Слушание объяснений учителя, о значении воздуха в природе, о ветре. Работа в тетради (определение ВЕТЕР). Анализ жизненных ситуаций (примеры о разной силе ветра в природе). Работа с учебником, анализ иллюстраций (ветер разной силы; что заставляет воздух двигаться). Просмотр и анализ видеоролика (о природных явлениях с разной силой ветра). Размышление об использовании человеком ветра. Самооценка. Рефлексия

Состав воздуха. Кислород, его значение и применение.

1

27.10

Анализ диаграммы «Состав воздуха», определение: воздух – это смесь газов. Перечисление названий газов, входящих в состав воздуха; выявление какого газа больше всего; объяснение, что такое примеси и как они попадают в воздух. Демонстрация опыта (кислород поддерживает горение). Слушание объяснений учителя, о применении свойств кислорода. Выявление закономерностей: для чего кислород необходим в природе. Работа в тетради (кислород поддерживает горение и дыхание). Размышление: как кислород образуется в воздухе. Просмотр и анализ видеоролика о фотосинтезе. Самооценка. Рефлексия

Состав воздуха. Углекислый газ и азот.

1

09.11

Работа с диаграммой «Состав воздуха», свойства, значение и применение кислорода. Слушание объяснений учителя, об азоте и углекислом газе. Демонстрация опыта (углекислый газ не поддерживает горение). Анализ свойств углекислого газа, его применение. Работа в тетради (рисунок – углекислотный огнетушитель). Слушание объяснений учителя, о применениях углекислого газа в быту, хозяйстве и промышленности. Работа с учебником, анализ иллюстраций. Работа в тетради (свойства углекислого газа). Слушание объяснений учителя, как образуется углекислый газ, как попадает в воздух. Размышление: о значении зеленых растений. Работа в тетради (схема газообмена в листьях (вместе с учителем). Самооценка. Рефлексия

Значение и охрана воздуха.

1

10.11

Отгадать загадку: “Всю жизнь с ним живём, а не разу не виделись”. Вспомнить, какое значение имеет кислород для жизни человека, животных, растений. Оветить на вопрос: “Как люди загрязняют воздух”. Порассуждать, как можно остановить загрязнени воздуха. Размышление выражения: «Нужен как воздух».

Анализ жизненных ситуаций (где и как используется воздух в жизни живых существ и в хозяйстве). Слушание объяснений учителя, о значении и применении воздуха. Просмотр и анализ видеоролика о чистом и грязном воздухе. Анализ жизненных ситуаций (источники загрязнения и меры по их предупреждению). Размышление: «почему вредно дышать загрязненным воздухом?». Работа с учебником, анализ иллюстраций о правилах здорового образа жизни. Просмотр и анализ видеоролика о вреде курения. Размышление: «что мы можем сделать для чистоты воздуха». Самооценка. Рефлексия

Значение воздуха для жизни на Земле и его охрана.

1

16.11

Работа с учебником, анализ иллюстраций о составе и свойствах воздуха. Комментирование раздела учебника «Для повторения».

Выполнение КИМов. Взаимопроверка, взаимооценивание. Слушание учителя о подведении итогов изученной темы.

Просмотр и анализ видеоролика о природе. Работа в тетради. Самооценка. Рефлексия

Полезные ископаемые.

Полезные ископаемые. Виды, значение, способы добычи.

1

17.11

Дать определение понятию полезные ископаемые, записать в тетрадь, порассуждать почему они так называются. Заполнить схему «Полезные ископаемые», привести примеры. Разгадать ребус. Записать слово, которое зашифровано в буквенном шифре, придумать предложение с этим словом. Работа по карточкам, вставить пропущенные слова. Соединить предметы с названием полезного ископаемого, из которого они сделаны. Демонстрация коллекции «Полезные ископаемые». ». Составление плана урока.

Слушание учителя о видах полезных ископаемых и их свойствах. Работа с учебником, анализ иллюстраций о видах полезных ископаемых и их свойствах. Размышление: «нужно ли охранять землю при добыче полезных ископаемых?».

Работа в тетради. Самооценка. Рефлексия

Полезные ископаемые, используемые в качестве строительного материала.

Гранит известняк.

1

23.11

Работа с использованием материалов учебника. Составить схему: «Из чего состоит гранит». Записать в тетрадь признак гранита. Составить сравнительную таблицу: известняк обыкновенный, мрамор, мел. С помощью текста в учебнике записать где используют известняк. Демонстрация образцов гранита и известняка. Слушание объяснений учителя о применении гранита в строительстве. Размышление: «где видели объекты из гранита»..

Размышление: «может ли известняк применяться так же как гранит, почему?». Работа с учебником, анализ иллюстраций. Работа в тетради. Самооценка. Рефлексия

Песок, глина

1

24.11

Записать в тетрадь свойства глины. Рассмотреть рисунок, рассказать какие предметы изготовлены из песка, а какие из глины или смеси песка и глины. Сделать выводы, записать в тетрадь. Демонстрация образцов песка и глины. Размышление: «Где видели песок и глину», «Где добывается песок, глина, гранит?». Слушание объяснений учителя о свойствах и применении песка и глины. Рассматривают иллюстрации с изображением изделий из песка и глины, образцы изделий из фарфора и стекла. Просмотр видеоролика. Анализ просмотренного. Работа с учебником, анализ иллюстраций. Работа в тетради (зарисовки изделий из песка и глины).

Самооценка. Рефлексия

Горючие полезные ископаемые.

Горючие полезные ископаемые. Торф.

1

30.11

Вспомнить название полезных горючих ископаемых, заполнить схему. Запись в тетради определение и свойства торфа. Зарисовать схему использование торфа. Рассмотреть рисунки и рассказать, что на них изображено. Размышление: «Что такое горючие полезные ископаемые». Слушание объяснений учителя о горючих полезных ископаемых, об образовании торфа.

Демонстрация коллекции «Топливо», образцы:

торф-удобрение, стаканчики для рассады из торфа. Рассказ о применении торфа, в т.ч. в годы ВОВ.. Работа с учебником, анализ иллюстраций. Работа в тетради. Самооценка. Рефлексия.

Каменный уголь. Свойства.

1

01.12

Записать в тетради определение каменного угля. Проделать опыты для определения свойств каменного угля. Выводы записать в тетрадь.

Добыча и использование каменного угля.

1

07.12

Заполнить схему виды каменного угля. Составить схему способы добычи каменного угля. Рассмотреть рисунок и рассказать где используют каменный уголь. Демонстрация образцов угля. Размышление: «Что мы знаем об угле». Слушание объяснений учителя об образовании угля в природе. Демонстрация иллюстрации древнего леса. Объяснение учителя о добыче угля, о продуктах, получаемых из угля. Демонстрация образцов веществ, из угля (кокс, резина, деготь, краски, пластмассы). Размышление: «почему в нашей местности нет угольных шахт?». Работа с учебником, анализ иллюстраций. Работа в тетради. Самооценка. Рефлексия.

Нефть: внешний вид и свойства.

1

08.12

Разгадать шифр и получить слово нефть. Записать в тетрадь определение нефть – это. Размышление: «что общего между торфом и углем?». Слушание объяснений учителя об образовании нефти. Сравнение с происхождением торфа, угля и нефти. Демонстрация образцов нефти. Понятие: «Нефть» — цвет, запах, жидкость.

Работа с учебником, анализ иллюстраций. Работа в тетради. Самооценка. Рефлексия.

Добыча и использование нефти.

1

14.12

Разгадать анаграмму, (нефтяник), записать в тетрадь определение. Зарисовать схему добычи нефти. Рассмотреть рисунок и записать в тетрадь, что получают из нефти или где используют получаемые из неё продукты. Понятие «Полезные ископаемые». Анализ горючих полезных ископаемых: общие свойства и их отличие.

Слушание объяснений учителя о способе добычи нефти, о переработке нефти и веществах получаемых из нефти.

Демонстрация видеороликов: «Добыча нефти», «О разливе нефти в водоемах».

Анализ образцов продуктов переработки нефти.

Работа с учебником, анализ иллюстраций. Работа в тетради. Самооценка. Рефлексия.

Природный газ. Свойства, добыча, использование. Правила обращения с газом в быту.

1

15.12

Отгадать загадку. Записать в тетрадь определение природного газа и его свойства. Вспомнить и записать в тетрадь правила обращения с газовыми плитами. Порассуждать, зачем в природный газ, поступающий в квартиры, добавляют вещество с резким неприятным запахом. Моделирование ситуации: «Если вы почувствовали запах газа». Понятие «Природный газ». Слушание объяснений учителя о добыче природного газа, его транспортировке и правилах безопасности. Демонстрация продуктов получаемых из природного газа. Работа с учебником, анализ иллюстраций. Работа в тетради. Самооценка. Рефлексия.

Полезные ископаемые, используемые для получения металлов.

Чёрные металлы. Сталь. Чугун.

1

21.12

Зарисовать схемы: «Чёрные металлы, цветные металлы». Записать свойства металлов. Назвать предметы, сделанные из металла. Порассуждать: «Почему чугунные батареи надо красить». Ответить на вопрос: «Почему ручка сковороды сильно нагревается, хотя огонь её не касался? Назовите это свойство металлов». Рассмотреть рисунки, распределить, что сделано из чугуна, а что из стали. Понятие: «Полезные ископаемые». Слушание объяснений учителя. Работа в тетради (схема деления металлов на черные, цветные и драгоценные). Демонстрация коллекции «Чугун и сталь». Слушание объяснений учителя, анализ предметов из чугуна и стали, свойства намагничивания черных металлов, о получении чугуна из руды. Работа с учебником, анализ иллюстраций. Работа в тетради. Самооценка. Рефлексия.

Цветные металлы.

1

22.12

Записать схему цветных металлов. Рассмотреть рисунок, что сделано из алюминия, записать его свойства и примеры. Какие предметы, сделанные из алюминия, есть у вас дома. Рассмотреть рисунок, что сделано из меди, записать её свойства и примеры. Порассуждать: почему чаще всего применяют электрические провода из меди. Слушание объяснений учителя о цветных металлах. Демонстрация коллекции цветных металлов, их свойства. Слушание объяснений учителя, анализ изделий из цветных металлов. Работа с учебником, анализ иллюстраций. Работа в тетради. Самооценка. Рефлексия.

Благородные (драгоценные) металлы.

1

11.01

Размышление: «Благородные металлы», «драгоценные металлы». Слушание объяснений учителя о драгоценных металлах.

Демонстрация образцов из драгоценных металлов. Работа с учебником, анализ иллюстраций. Работа в тетради. Самооценка. Рефлексия.

Охрана полезных ископаемых.

1

12.01

Понятие: «Полезные ископаемые». Демонстрация видеоролика о том, как изменяется рельеф при добыче полезных ископаемых, о загрязнении воздуха отходами производства металлов. Слушание объяснений учителя о богатстве России. Размышление: «Нужно ли охранять землю при добыче полезных ископаемых?». Работа с учебником, атласом, анализ иллюстраций. Работа в тетради. Самооценка. Рефлексия.

Полезные ископаемые.

1

18.01

Демонстрация коллекции «Полезные ископаемые»: строительные материалы, горючие вещества, металлы.

Работа с учебником, анализ иллюстраций о полезных ископаемых. Комментирование раздела учебника «Для повторения». Выполнение КИМов. Взаимопроверка, взаимооценивание. Слушание объяснений учителя о подведении итогов изученной темы. Рефлексия.

Вода.

Экскурсия «Зимние явления в природе»

1

19.01

Слушание объяснений учителя о цели экскурсии, составлении отчета, правилах поведения и технике безопасности.

Анализ закономерностей сезонных изменений в природе и жизни людей. Составление отчета по плану. Отчет об экскурсии «Зимние явления в природе»

1. Дата.

2. Календарь погоды.

3. Зимние явления в природе.

4.Деятельность людей зимой.

5.Чем ты помог взрослым зимой?

6.Рисунок по теме. Анализ. Самооценка. Рефлексия.

Вода в природе. Роль воды в питании живых организмов.

1

25.01

Понятие: «Вода». Слушание объяснений учителя о воде в природе. Работа с учебником, анализ иллюстраций. Рассуждение: «Значение воды для жизни человека, растений, животных». Демонстрация иллюстраций «Вода в природе» (ледники, облака, сосульки), «Пустыни и джунгли». Работа с учебником, атласом, анализ иллюстраций. Работа в тетради. Самооценка. Рефлексия.

Свойства воды.

1

26.01

Чтение стихотворения, обсуждение. Рассмотреть рисунки и ответить на вопрос, где встречается вода в природе. Провести опыты с водой, записать свойства воды. Соотнести рисунки со свойствами воды, какие ещё свойства воды ты знаешь. Рассмотреть опыты, которые хочет провести Дима Любознайкин, описать их. Заполнить карточку «Свойства воды». Выбрать ответы, в которых правильно описаны свойства воды. Их буквенный шрифт записать. Чтение сказки о микробах. Демонстрация опытов о свойствах воды. Понятие: «Вода», характеристика (жидкая, бесцветная, без запаха, без вкуса, не имеет формы, текучая, испаряется). Работа с учебником, анализ иллюстраций. Работа в тетради (свойства воды). Самооценка. Рефлексия.

Растворимые и нерастворимые вещества. Питьевая вода.

1

01.02

Демонстрация опытов о свойстве воды (растворимые и нерастворимые вещества), образцы растворителей. Слушание объяснений учителя о свойстве воды. Работа с учебником, анализ иллюстраций. Работа в тетради. Самооценка. Рефлексия.

Прозрачная и мутная вода. Очистка мутной воды.

1

02.02

Демонстрация образцов воды (прозрачная, мутная). Рассуждение: «Как сделать воду прозрачной?». Демонстрация опыта фильтрования воды с мелом. Рассуждение: «Где может пригодиться в жизни метод фильтрования, отстаивания?» Рассуждение: «Какой воды больше в природе – чистой или мутной, почему?». Демонстрация видеоролика «Реки гор и равнины». Анализ просмотренного (мутная и прозрачная вода). Работа в тетради. Самооценка. Рефлексия.

Три состояния воды. Температура и её изменение.

1

08.02

Беседа о состоянии воды в природе. Демонстрация иллюстраций «Вода в природе». Рассуждение: «При каких условиях вода замерзает, превращается в пар?». Слушание объяснений учителя о нагревании и превращении воды в пар. Демонстрация опыта превращения воды в пар. Слушание объяснений учителя о замерзании воды. Работа с учебником, анализ иллюстраций. Работа в тетради. Самооценка. Рефлексия..

Расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, расширение при замерзании.

1

09.02

Демонстрация опыта нагревания, замораживания воды (вода расширяется, сжимается). Беседа о технике безопасности при нагревании и кипении воды в быту (профилактика ожогов). Слушание объяснений учителя о значении явлений нагревание и сжатие в быту, в природе. Демонстрация видеоролика о таянии ледников Антарктиды (вода твердая – вода жидкая). Работа в тетради. Самооценка. Рефлексия.

Свойства воды. Лабораторная работа.

1

15.02

Выполнение лабораторной работы.

1. Инструктаж учителя о порядке выполнения лабораторной работы и соблюдении правил безопасности.

2. Изучение технологической карты о порядке выполнения работы.

3. Показ учителя и выполнение под контролем учителя;

4. Уборка рабочего места.

5. Запись в тетради свойств воды (жидкость, бцв, бвп, бзапаха, бформы, может капать, растворяться, испаряться).

6. Вывод о свойствах воды.

Самооценка и взаимооценка. Рефлексия

Работа воды в природе.

1

16.02

Демонстрация иллюстраций: овраг, пещера, наводнения. Рассуждение: «Как это связано с работой воды в природе?». Слушание объяснений учителя о работе воды в природе.

Работа с учебником, анализ иллюстраций. Демонстрация видеоролика о загрязнении вод Мирового океана. Выявляют причины загрязнения и предлагают меры по охране воды Работа в тетради. Самооценка. Рефлексия.

Значение воды в природе. Использование воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве.

1

22.02

Беседа о использовании воды в быту. Создание проблемной ситуации «Почему цветок завял». Без какого вещества не одно живое вещество на земле не может существовать. Пресная вода, правиа сохранения. Самооценка. Рефлексия.

Вода в природе.

1

23.02

Демонстрация видеоролика «Вода в природе», иллюстраций разных состояний воды. Установление причинно-следственных зависимостей: «чего на Земле больше, суши или воды?», «какой воды на Земле больше, пресной или морской?». Размышление над утверждением: «Вода в природе находится в постоянном движении». Схема «Круговорот воды в природе». Работа в тетради. Самооценка. Рефлексия.

Воды суши: ручьи, реки.

1

01.03

Разгадывание загадок о ручья. Беседа по теме ручьи, рек. Рассмотреть рисунки с изображением рек, ручьёв, родников. Вспомнить правила поведения у водоёмов. Игра: «Поставь буквы на свои места», получится название самых крупных рек России. Записать название реки Кама, обсудить. Слушание объяснений учителя об искусственных водоемах (пруды, водохранилища, бассейны). Размышление: «Назовите реки нашей местности. Когда образуются ручьи, почему? Река Кама — равнинная или горная? Прозрачная или мутная? Почему?).

Демонстрация иллюстраций: родники, ручьи, реки (горные и равнинные). Работа с учебником (Схема «Использование рек»), анализ иллюстраций.

Демонстрация видеоролика «Загрязнение рек», с последующим обсуждением. Работа в тетради. Самооценка. Рефлексия.

Озёра, болота, пруды.

1

02.03

Рассмотреть рисунки с изображением озера, пруд, болото. Заполнить перфокарту «Водоёмы». Работа с карточками. Отгадать загадки. Вставить в слова пропущенные буквы, придумать предложения с этими словами.. Понятие «Искусственный водоем», различие от природного. Слушание объяснений учителя об особенностях озер, болот, прудов; различие их на фотографии. Размышление:

«Какие животные и растения обитают на пресноводных водоемах?». Причинно – следственные зависимости обитателей водоемов (пищевые цепи). Работа с учебником, анализ иллюстраций. Размышление: «Как люди используют эти водоемы? Могут ли загрязнять их? Как вести себя на берегу водоема?». Работа в тетради. Самооценка. Рефлексия

Моря и океаны. Использование и охрана воды.

1

08.03

Найти на карте океаны, раскрасить синем цветом. Заполнить таблицу «Использование воды человеком». Рассмотреть рисунок в учебнике на с.45 и составь устный рассказ на тему «Как люди используют воду». Рассмотри опорные сигналы к плакату «Люди, берегите воду!», придумай и нарисуй свой знак в последнем круге. Самооценка. Рефлексия

Охрана воды.

1

09.03

Размышление: «Какие водоемы на Земле самые большие? Какая в них вода (пресная или соленая)?

Почему в морях вода соленая? Какой водоем больше- океан или море?». Слушание объяснений учителя об океанах и морях. Выстраивание схемы «Виды морей», работа в тетради (море-часть океана Слушание объяснений учителя о Мировом океане с использованием глобуса и физической картой полушарий. Работа с учебником, анализ иллюстраций.

Рассуждение: «Ураган на море (шторм, цунами). Как используют воды морей и океанов». Демонстрация видеороликов: «Использование морей и океанов человеком», «Охрана морей и океанов от загрязнения», с последующим обсуждением.

Работа с учебником, анализ иллюстраций. Работа в тетради. Анализ иллюстраций о свойствах воды.. Выполнение КИМов. Взаимопроверка, взаимооценивание. Слушание объяснений учителя о подведении итогов изученной темы. Рефлексия. Самооценка. Рефлексия.

Поверхность суши. Почва.

Равнины, холмы, овраги.

1

15.03

Ответь на вопрос: «Какая поверхность в твоей местности». Долины. Слушание объяснений учителя о формах поверхности Земли. Демонстрация иллюстраций разных форм поверхности Земли. Работа в тетради (схемы: равнина, холм, овраг).

Рассуждение: «Как люди могут использовать равнины, овраги». Слушание объяснений учителя о причинах образования оврагов и как можно остановить его рост. Анализ местности: равнины, холмы, овраги.

Работа с учебником, глобусом, анализ иллюстраций. Работа в тетради. Самооценка. Рефлексия.

Горы.

1

16.03

Рассмотреть вместе с Димой Любознайкиным географическую карту, ответить на вопрос: «Что на ней изображено коричневым цветом». Разгадывание загадок. Беседа по теме горы: 1. Почему люди селятся в горных долинах, почему в горах мало городов и посёлков, почему людям нравится отдыхать в горах. Демонстрация иллюстраций неровных поверхностей. Понятие: «Горы». Слушание объяснений учителя о жизни и деятельности людей живущих в горах. Работа в тетради (схема «Строение горной местности»). Объяснение учителя о землетрясениях, извержениях вулканов.

Определение на карте, глобусе, как обозначены горы.

Работа с учебником, глобусом, анализ иллюстраций. Демонстрация видеороликов: о землетрясении, извержении вулканов. Работа в тетради. Самооценка. Рефлексия

Почва – верхний слой земли. Состав почвы.

1

05.04

Беседа по теме почва, понятия почвоведение, почвовед. Записать в тетради определения почва. Просмотреть опыты с почвой. Придумать предложения со словом почва. Состав почвы. Разгадать загадки кто живёт в почве. Демонстрация видеоролика о природе. Рассуждение, без каких природных веществ растения не могут расти на Земле. Слушание объяснений учителя о почве. Демонстрация образцов почвы. Анализ состава почвы (предположения учеников). Демонстрация опытов о составе почвы. Работа в тетради (вывод о составе почвы). Работа с учебником. Анализ рисунка «Обитатели почвы». Работа в тетради (вывод: почва — место обитания животных). Самооценка. Рефлексия.

Разнообразие почв.

1

06.04

Слушание объяснений учителя о разнообразии почв и их различии (черноземная, песчаная и глинистая; их свойства). Анализ образцов почв, их отличие по внешнему виду. Слушание объяснений учителя об образовании различных типов почв; о почвах РТ. Работа с учебником, анализ иллюстраций. Самооценка. Рефлексия.

Основное свойство почвы – плодородие. Обработка почвы.

1

12.04

Слушание объяснений учителя о свойстве почвы -плодородие. Работа в тетради (плодородие это…). Рассуждение: «Какая почва плодородная и почему? На песчаной или глинистой почве растут растения?». Рассуждение: «Возможно-ли сделать почву плодородной?». Слушание объяснений учителя о полевой технике. Работа в тетради (название оборудования, виды обработки почвы). Объяснение учителя об удобрениях, их видах, способах внесения. Демонстрация коллекции «Минеральные удобрения». Работа с учебником, анализ иллюстраций, выводы. Анализ проблемных ситуаций (оборудование на огороде где я работал). Просмотр видеоролика с последующим обсуждением увиденного.

о вспашке и обработке почвы. Самооценка. Рефлексия

Охрана почвы

1

13.04

Рассуждение: «Может плодородие уменьшиться или исчезнуть?». Объяснение учителя о факторах, негативно влияющих на плодородие почвы.

Рассуждение: «Какие меры необходимо предпринимать, чтобы сохранить плодородие почвы?».

Работа с учебником, анализ иллюстраций. Демонстрация видеороликов: о пыльных бурях, наводнениях, лесных пожарах, загрязнении почвы. Работа в тетради. Выполнение КИМов. Взаимопроверка, взаимооценивание. Слушание учителя о подведении итогов изученной темы.Самооценка. Рефлексия.

Есть на земле страна Россия. (16ч)

Место России на земном шаре. Знакомство с картой.

1

19.04

Рассуждение: «Как называется наша страна? Значение слова «Федерация»? На каком языке мы разговариваем и пишем?».

Работа с глобусом, физической картой полушарий, физической и политической картой мира, физической картой России – определение положения станы России и ее площади. Символика страны. Работа с учебником, анализ иллюстраций, выводы. Работа в тетради. Самооценка. Рефлексия.

Моря и океаны, омывающие берега России.

1

20.04

Анализ физической карты России. Понятие «Государственная граница». Слушание объяснений учителя об окраинных и внутренних морях России.

Рассуждение: «Какие моря холодные? Какие теплые?».

Рассказ учителя об океанах омывающих Россию. Демонстрация иллюстраций о северных морях и Черном море. Работа с учебником, анализ иллюстраций, выводы. Работа в тетради. Самооценка. Рефлексия.

Горы и равнины на территории нашей страны.

1

26.04

Понятие: «Горы и равнины нашей страны». Работа с учебником, анализ иллюстраций, выводы. Работа в тетради. Самооценка. Рефлексия.

Реки и озёра России.

1

27.04

Слушание объяснений учителя с показом рек на карте России. Работа с учебником, анализ иллюстраций, выводы. Демонстрация видеороликов: «Река Волга», «Озеро Байкал». Работа в тетради. Самооценка. Рефлексия.

Москва – столица России.

1

03.05

Слушание объяснений учителя с показом достопримечательности Москвы, истории основания и развития города, видах транспорта (метро). Демонстрация видеоролика о достопримечательностях Москвы (Кремль, Третьяковская галерея, Большой театр, Останкинская телебашня, стадион «Лужники»). Работа с учебником, анализ иллюстраций, выводы. Работа в тетради. Самооценка. Рефлексия.

Санкт – Петербург.

1

04.05

Слушание объяснений учителя с показом достопримечательности Санкт – Петербурга, история возникновения, переименование, блокада ВОВ. Демонстрация видеоролика о достопримечательностях Санкт –Петербурга (Эрмитаж, Петропавловская крепость, Исаакиевский собор, Невский проспект, разводные мосты). Работа с учебником, анализ иллюстраций, выводы. Работа в тетради. Самооценка. Рефлексия.

Ярославль. Владимир.

Города «Золотого кольца»

1

10.05

Слушание объяснений учителя с показом древних русских городов, соединенных автомобильными дорогами. Обозначение (флажками) на физической карте городов Золотого кольца. Знакомство с картой-схемой Золотого кольца. Демонстрация видеоролика о достопримечательностях городов Золотого кольца. Работа с учебником, анализ иллюстраций, выводы. Работа в тетради. Самооценка. Рефлексия.

Нижний Новгород, Казань, Волгоград.

1

11.05

Слушание объяснений учителя с показом: история освоения территории , атлас, природные условия, географическое положение, климат. Работа в тетради. Самооценка. Рефлексия.

Новосибирск, Владивосток.

1

17.05

Слушание объяснений учителя с показом: история освоения территории , атлас, природные условия, географическое положение, климат. Работа в тетради. Самооценка. Рефлексия.

Население и народы России.

1

18.05

Изучение понятий: «Городской и сельский житель». Демонстрация и анализ городских и сельских пейзажей. Беседа о России как о многонациональном государстве. Размышление: «Чем различаются люди разных национальностей?». Слушание объяснений учителя о некоторых национальностях, их особенностях. Анализ иллюстраций национальных костюмов, кухни, праздников, обычаев, народных промыслов. Работа с учебником, анализ иллюстраций, выводы. Работа в тетради. Самооценка. Рефлексия.

Республика Татарстан

1

24.05

Слушание объяснений учителя с показом: история освоения территории РТ, атлас, природные условия, географическое положение, климат. Работа в тетради. Самооценка. Рефлексия.

Набережные Челны. Важнейшие географические объекты региона.

1

25.05

Слушание объяснений учителя с показом: административно-территориальном устройстве РТ и, город Набережные Челны, геральдика, микрорайон в котором проживают, микрорайон в котором расположена школа, происхождения названий улиц. Работа в тетради. Самооценка. Рефлексия.

Повторение и итоговый контроль по теме «Есть на земле страна Россия»

1

31.05

Демонстрация и анализ иллюстраций о разнообразии поверхности и климата России. Анализ физической карты России. Работа с учебником. Комментирование раздела учебника «Для повторения». Выполнение КИМов. Взаимопроверка, взаимооценивание. Слушание учителя о подведении итогов изученной темы. Самооценка. Рефлексия

103944 5b67fb400774c

-75%

Сохранить у себя:

Сказка о споре полезных ископаемых кубановедение 4 Рабочая программа по природоведению, 5 класс (46.46 KB)

icon visionoff

icon visionon

Краевое училище олимпийского резерва (УОР) на прошлой неделе презентовало свою главную покупку нынешнего года — новый современный ратрак. Оборудование привезли в Барнаул прямо с завода в Германии. Обошелся «малыш» в 18 млн рублей — сумма немалая и сопоставима с годовым бюджетом некоторых профессиональных клубов. В краевой федерации биатлона заявляют: покупка оправданная. Однако у спортивной общественности по этому поводу появились вопросы.

О чем был спор

Острое обсуждение неожиданно разгорелось в Instagram министра спорта края Алексея Перфильева. Под новостью о покупке ратрака кто-то задал вопрос: а целесообразно ли брать такую дорогостоящую технику на обслуживание трассы длиной всего 2,5 км — больше за забором УОР все равно нет.

В разговор вступила Елена Шалина, старший тренер по биатлону в училище, и сразу заявила: «Что вы прицепились к стоимости ратрака? Не вам решать, хватит его нам или нет». А потом добавила: все, кто не разбирается в профессиональном спорте, можете отправляться на Трассу здоровья. Там вам, как говорится, и место.

Неудержим оказался и председатель барнаульской федерации биатлона Андрей Угаров, который, например, обвинил коллег-спортсменов из «Динамо», «Университета» и «Коммунальщика», получающих якобы сотни миллионов из бюджета, в низких результатах на «уровне первенства поселка».

Скрины комментария из Instagram Алексея Перфильева.

Скрины комментария из Instagram Алексея Перфильева.

Скрины комментария из Instagram Алексея Перфильева.

Скрины комментария из Instagram Алексея Перфильева.

Скрины комментария из Instagram Алексея Перфильева.

Скрины комментария из Instagram Алексея Перфильева.

В какой-то момент вмешался сам министр и попросил быть добрее. Наутро собеседники Угарова оказались забанены. Так общение и закончилось.

Как покупали ратрак

Немецкий ратрак марки Pisten Bully 100 «пришвартован» к лыжно-биатлонному комплексу УОР в Сухом Логу вот уже больше месяца. Директор учреждения Евгений Трубников признается: ждали его здесь 10 лет.

Все эти годы укладывать трассу приходилось двумя «Буранами» и прицепными приспособлениями, часть из которых сами собрали вручную.

Ратрак на лыжно-биатлонном комплексе в Барнауле.

Ратрак на лыжно-биатлонном комплексе в Барнауле.

Анна Зайкова

Выезжал на задание «Буран» и в мороз, и в метель, и было очевидно, что это неправильно.

«В минус 30 градусов человек работал в таких условиях — это одно. Второе — качество подготовки трассы ратраком совершенно другое. Это то же самое, что каток заливать из шланга или специальным оборудованием — другая скорость и другие ощущения. Спортсмену не надо переживать, на какую кочку он может налететь. Он сосредоточен только на результате», — рассказал Трубников.

По его словам, подобные ратраки уже давно работают на биатлонных комплексах других сибирских регионов.

Барнаульские лыжники в октябре.

Барнаульские лыжники в октябре.

Олег Богданов

Что из себя представляет ратрак

Pisten Bully 100 денег своих вероятно стоит — марка проверенная и надежная — используется на всех мировых биатлонно-лыжных комплексах. Своеобразный BMW, только в своем классе. Гарантийный срок у ратрака — два года, но руководство УОР рассчитывает, что проработает он 15 лет, не меньше.

Для прокладки первоклассной трассы у него есть все необходимое: ковш впереди выравнивает и, если требуется, подчищает лишний снег. Ширина захвата у Pisten Bully 100 — 3,10 метра.

Гусеницы взрыхляют снег и разбивают ледяную корку. Эту же функцию выполняют фрезы. Резиновый уплотнитель на «корме» выводит на трассе тот самый вельвет — слегка ребристый снежный рисунок. Есть специальные приспособления и для нарезки лыжни классикой.

Ратрак на лыжно-биатлонном комплексе в Барнауле.

Ратрак на лыжно-биатлонном комплексе в Барнауле.

Анна Зайкова

Ратрак на лыжно-биатлонном комплексе в Барнауле.

Ратрак на лыжно-биатлонном комплексе в Барнауле.

Анна Зайкова

Ратрак на лыжно-биатлонном комплексе в Барнауле.

Ратрак на лыжно-биатлонном комплексе в Барнауле.

Анна Зайкова

Красота. Осталось только правильно приложить руки. Для работы на ратраке в УОР приняли специального человека. Он постепенно осваивается, разбирается в тонкостях трассоукладочного дела.

Пока не все проходит гладко — несколько недель назад ратрак вышел за пределы лыжероллерного забора и в лесу, на лыжном круге, срезал снег, обильно смешал его с землей и растянул эту грязь на 200 метров. Участок этот в народе уже прозвали «убийством лыж».

Евгений Трубников все эти момент вроде как понимает и заверяет: водитель ратрака будет учиться работать правильно.

Ратрак на лыжно-биатлонном комплексе в Барнауле.

Ратрак на лыжно-биатлонном комплексе в Барнауле.

Анна Зайкова

Надо сказать, что немецкий ратрак в УОР мог и не появиться. По условиям госзакупок, приобрести на бюджетные средства заказчик должен был отечественный образец. В России их производят в Челябинске, но качество сборки, по словам Евгения Трубникова, оставляет желать лучшего.

Где работает Pisten Bully 100

Гусеничный «малыш» уже утюжит стрельбище и 2,5 км лыжероллерной трассы, которую еще осенью, по соображениям безопасности, отгородили трехметровым забором. Больше у училища своей территории нет.

Два раза выезжал ратрак на соседний 600-метровый круг в Сухом Логу, который спортсмены УОР используют во время соревнований. Но это, скорее, исключение.


Этот факт и удивил общественность: бюджетные деньги вложены большие, а размах работ-то довольно скромный. Почему?

Идею о том, что плодами государственных вложений в спорт должны пользоваться как можно более широкие слои населения, целенаправленно продвигает Министерство спорта России. Руководитель ведомства Олег Матыцин подтвердил ее в январе нынешнего года, будучи на Алтае.

Осматривая барнаульский гребной канал, он похвалил местные власти за привлечение федерального и краевого финансирования в строительство и добавил, что теперь дорогостоящий объект должен использоваться по максимуму, иначе бюджетные деньги будут попросту потеряны.

История с ратраком, как говорится, из той же оперы, только масштаб чуть поменьше.

Ратрак на лыжно-биатлонном комплексе в Барнауле.

Ратрак на лыжно-биатлонном комплексе в Барнауле.

Анна Зайкова

Что можно сделать

Сухой Лог, где располагается стрельбище училища олимпийского резерва — место уникальное: кусочек прекрасного соснового бора. Рельеф холмистый — такого нигде в Барнауле больше нет. Раздолье для качественной отработки лыжных спусков и подъемов.

Тот, кто в этом действительно понимает, бывает здесь регулярно. Сейчас вокруг стрельбища УОР есть две любительских трассы, подготавливают их местные энтузиасты — сами, без чьей бы то ни было помощи. Пользуются все без исключения — заборов нет.

Выезжают сюда и сами спортсмены. По словам Сергея Тарасова, руководителя Федерации биатлона Алтайского края, тренироваться только на трассе в 2,5 км непродуктивно, лыжникам и биатлонистам в любом случае нужен размах. Так почему бы не готовить большой круг вместе?

Ратрак на лыжно-биатлонном комплексе в Барнауле.

Ратрак на лыжно-биатлонном комплексе в Барнауле.

Анна Зайкова

Проблема, как оказалась, в соснах. На одном участке дерево не позволяет ратраку опустить навесное оборудование, на другом — вообще перекрывает путь. Минприроды при этом непреклонно — трогать сосны нельзя. Но, как известно, если прекратить ругаться и приложить совместные усилия, выход найти можно. Выиграют от этого все.

Где еще можно встретить ратрак

Трасса Здоровья

Ратрак Pisten Bully Paana работает здесь с 2013 года. Техника была куплена компанией «Мария-Ра». Отличие от Pisten Bully 100, что приобретен для УОР, в одноместной кабине и меньших размерах. Такие габариты позволяют технике работать в условиях леса и проходить все узкие места.

Ратрак прокладывает трассу как на коньковый ход, так и на классику. Чтобы пройти все 25 км требуется около четырех часов. Работает здесь ратрак, не покладая гусениц, выходя на задание обычно раз в день. Если затягиваются снегопады, бывает и чаще. Каждый сезон по Трассе Здоровья проходят тысячи барнаульцев.

Санниково

Ратрак Pisten Bully 150 работает на местной базе первый сезон. Приобретали его частные инвесторы, развивающие в Санниково лыжный спорт. Ратрак не новый, поэтому его стоимость около 3 млн рублей. Габариты относительно небольшие — 2,5 метра. Его специально подбирали под особенности местной лесистой местности. Ратрак прокладывает трассу длиной четыре километра, но в будущем ее планируется увеличить до 10−15 км.

image49309150 ab4ec6770383762c0d0fac8946cfcf0a

МОСКВА, 21 декабря. /ТАСС/. Сборщики шишек, испытатель беспилотников и заведующий пляжа вошли в топ самых интересных вакансий уходящего года на SuperJob. Об этом ТАСС рассказали в аналитической службе сервиса.

По данным аналитики, среди самых необычных вакансий в 2021 году оказались начальник автоколонны в Египте, автор сказок на ночь для ИТ-компании в Калининграде, сборщик кедровых шишек в Забайкалье, испытатель беспилотников в столице и заведующий пляжем в Ялте.

В этом году на онлайн-платформе размещали вакансии начинающих героев кино в компаниях по кинопроизводству. Для соответствия нужна была грамотная речь, красивый тембр голоса, игровой образ, опрятный внешний вид и отсутствие страха публичных выступлений. За подработку в качестве киногероя, актера массовых сцен, эпизодического героя, ведущего в кинокомпаниях Мосфильм, Киностудии им. Горького и «Главкино», а также начинающих актеров молодежных сериалов, художественных фильмов, документального кино, тв-рекламы, героев музыкальных клипов звезд российской рекламы на телестудии в «Останкино» предлагали гибкий график работы и гонорары в 50 тыс. рублей и более за съемочный день.

Также соискателям в этом году была доступна вакансия парфюмера на фабрике «Новая Заря», одной из старейших в Москве. Требовалось контролировать производство и вести сопроводительную документацию, а также иметь образование в области химии.

А в Калининграде в этом году искали автора сказок на ночь для ИТ-компании, занимающейся разработкой мобильного приложения для медитаций, рассказов и сказок для сна, а также созданием контента для снятия стресса. Как указывалось в объявлении, на вакансию автора сказок на ночь искали специалиста, «имеющего талант к писательству» и любящего сказки.

В этом году работодатели также искали заведующего пляжем в Ялте. От успешного кандидата требовалось прохождение профессиональной подготовки по программе обучения матросов-спасателей.

А в одной из крупных российских госкорпораций была открыта экзотическая вакансия за рубежом — начальник автоколонны в Египте с зарплатой до 250 тыс. рублей. Предлагали 6 месяцев поработать и 1 месяц отдохнуть по графику восьмичасовой пятидневки или шестидневки. Трудиться нужно было в Египте, в городе Эль-Дабаа на северном побережье Африки.

Сборщикам кедровой шишки в Забайкальском крае представлялось возможным зарабатывать от 2 500 до 8 000 ₽ в день, при этом работодатель доставлял сотрудников до места сбора ценного лесного продукта и обратно, предоставлял питание и сигареты за свой счет.

У работодателя из Смоленска была вакансия в области ювелирного дела — огранщик алмазов. В одной из крупнейших российских компаний по добыче полезных ископаемых искали начинающего специалиста по огранке алмазов. При приеме на данную позицию требовалось наличие высшего образования и отличное зрение.

В Москве искали испытателей беспилотников. Такому сотруднику нужно было передвигаться согласно маршрутному листу, фиксировать все, что происходит с беспилотным автомобилем, который находится в автономном режиме. Требования были простые: водительский стаж в категории «Б» не меньше трех лет, желательный опыт работы, связанный с вождением автомобиля, не меньше двух лет, рассматривали кандидатов без опыта работы, но которые любят автомобили и часто находятся за рулем, с аккуратным и уверенным стилем вождения и безаварийным стажем, а также идеальным знанием ПДД.

Работодатель из Москвы предлагал вакансию «котоняни» в московский отель для кошек. Специалисту предстояло выполнять нетривиальные задачи. Например, ухаживать за кошками (расчесывать им шерсть и протирать глаза) и даже играть с животными. Среди списка требований значились: любовь к кошкам, аккуратность, опрятный внешний вид, ответственное отношение к работе, чистоплотность, дисциплинированность, пунктуальность, стрессоустойчивость, приветливость и умение найти подход к животному.

В Астрахани искали специалиста по обучению коал на дому, чтобы присматривать за южными мишками. В основных обязанностях указывались обучение и дрессировка коал по стандартам компании. При этом работнику надо было проводить обучение животных у себя на дому. Также в вакансии указывалось, что на одну семью выдавалось не более 5 животных, еженедельно проводится мониторинг качества обучения коал. Среди требований были любовь к животным, аккуратность и ответственность.

В парк отдыха «Зооферма Шихово» в Подмосковье в декабре требовался в команду погонщик собачьей упряжки. Помимо прямых обязанностей, от специалиста требовали выполнения хозяйственных хлопот, было нужно проводить гостевые программы на территории лагеря. Также работодатель приветствовал не только любовь к собакам, но и к людям.

  • Сказка о спящей царевне и семи богатырях главные герои
  • Сказка о спящей царевне и семи богатырях видео
  • Сказка о сотворении мира для детей
  • Сказка о смене времен года
  • Сказка о словарях русского языка 6 класс