Армия — не нахлебник, а кормилец России.
Оборонный бюджет России на 2021–2023 гг. равен 3.5 трлн рублей в год, что соответствует 2,5% ВВП. Верящие в бред Горбачева о причинах развала исторической России, считают расходы чрезмерными. По-моему, занижены минимум на 15%. Не учтена промышленная инфляция и основной закон холодной войны — готовность к эскалации на первом этапе увеличивает скорость и качество движения к деэскалации на втором.
Гайдар утверждал, что Советский Союз развалился из-за падения цен на нефть и перенапряжения экономики от гонки вооружений.
Служившие в тот период в районе Красного моря знают — «поднятой брови Кремля» было достаточно, чтобы цена вернулась к комфортному для России уровню.
Так, немецкая марка в то же время теряла в цене 2-3% по факту задержки платформ для вывоза танков из ГДР на несколько часов из-за ошибки простого диспетчера ж/д. В Кремле «не нашлось брови» или «хозяин Кремля» был третьим в нефтяном сговоре между Саудовской Аравией и США против России — покажет история.
Советская пропаганда рассказывала о диком капитализме, приводя в пример «преступление» Рузвельта — Америка голодала, а он скупил продовольствие и утопил в океане.
Российские «рыночники 90-х» высмеивали «совок» и восторгались находкой Рузвельта — перезапустил рынок и вывел страну из кризиса, но вместо того, чтобы «как Рузвельт, закупать и топить в море танки», остановили ВПК и разрушили армию, потеряв глобальные рынки и обнулив ВВП и бюджет.
На самом деле Америка стала великой после взрывных инвестиций в армию и ВПК, обеспечивших экономическую экспансию на глобальные рынки.
Богатство страны зависит от трех факторов — способность зарабатывать, возможность накапливать и сохранять, а армия присутствует во всех звеньях формирования национального богатства. Правительство научилось считать синергию от инвестиций в социальную инфраструктуру и дороги, а влияние на экономику инвестиций в армию, по-моему, игнорирует.
В кабинетах «счетоводов» — «желтые уточки» вместо фото разрушенных советских городов с расчетами стоимости на восстановление внизу.
«Счетоводы» видят новый грузовой терминал в порту Тамань — эффективная частная инвестиция, но не видят связи между развитием Черноморского флота и ростом грузооборота в черноморских портах. Не отвечают на вопрос — у нас капитализм и вертикаль власти или «погулять вышли».
Капитализм — это про эффективность. Кто-то считал эффективность расходов «Роснано», соизмеримых с ценой 100 Су-57 или 250 Су-35СМ, на развитие экономики? Влияние на темпы ввода «Северного потока — 2» отсутствующих в армии Су-57?
Можно считать оптимальной вертикаль, где суммарная заработная плата Верховного Главнокомандующего, Министра обороны и Начальника ГШ в сто раз ниже доходов одного топ-менеджера государственной корпорации?
Без учета влияния армии на качество исполнения международных договоренностей; себестоимость и надежность логистики; развитие науки и технологий; экспорт вооружений, — невозможно говорить о качестве расчетов бюджета.
Тем более, что армия доказала рачительное отношение к ресурсам, принимает участие в реализации важных инфраструктурных и социальных проектов, а дали бы те же деньги не Чубайсу, а Шойгу — имели бы новую высокотехнологичную отрасль.
Объективным тормозом устойчивого развития России является демография — сужает возможности производств и потребительского рынка. С учетом роботизации производственных процессов первую проблему возможно решить, а вот утроить количество потребителей без экспансии на внешние рынки невозможно.
В условиях глобальной хаотизации говорить об экспансии без проекции жесткой силы — «деньги на ветер».
Экономическое соперничество в условиях холодной войны — «не бег на длинные дистанции», а способность и готовность «сломать ноги сопернику». Тогда сказка о добросовестной конкуренции станет былью.
Критерием силы армии считаю доминирование в «глобальном сознании» аксиом — интересы России учитываются всеми партнерами, флаг России и человек с паспортом РФ неприкосновенны, вне зависимости от того, «находятся в периметре, очерченном бронетанковой дивизией» или за тысячи верст от места ее базирования.
Весь мир знает, что русские — нация справедливых, бесстрашных воинов.
Когда «счетоводы» мечтают о добросовестной международной конкуренции, подмигивают сторонникам «общечеловеческих ценностей» и любителям парадов под радужными флагами, считают армию нахлебником — мир думает, что русские сошли с ума — перестает не только бояться, но и уважать, что и является базой недобросовестной конкуренции.
Читайте также: Грозный ответ России: как мощная эскадра ВМФ пришла в Сирию, напугала НАТО и изменила расклад сил (+ФОТО, ВИДЕО)
Валентин Днепров, специально для «Русской Весны»
рабочаярограмма, ФГОС, 5 класс, овз
Пищевских Яна Александровна
Государственное бюджетное образовательное учреждение «Набережночелнинская школа № 69 для детей с ограниченными возможностями здоровья»
«Принято»
Педагогическим советом
протокол от _____2020г.№__
Введено приказом от_____2020г. №___
Директор ГБОУ
«Набережночелнинская школа № 69»
___________ Волков Г.Г.
Подпись Ф.И.О.
Рабочая программа
учебного предмета «Природоведение» для 5 класса
(2 часа в неделю, 68 часа в год)
Составитель: Пищевских Я.А. ( без квалификационной категории)
«Согласовано»
Заместитель директора________ Хасанова Г.Н. от_________20___г.
Подпись ФИО
«Рассмотрено»
На заседании МО, протокол от______20___г. №____
Руководитель МО _______ от_________20___г.
Подпись ФИО
г. Набережные Челны
2000 г
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Название раздела | Предметные результаты | Метапредметные результаты | Личностные результаты | |
ученик научится | ученик получит возможность научиться | |||
Введение | узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях; представления о назначении изученных объектов, их роли в окружающем мире; отнесение изученных объектов к определенным группам (осина – лиственное дерево леса); называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе (полезные ископаемые); соблюдение режима дня, правил личной гигиены и здорового образа жизни, понимание их значение в жизни человека; соблюдение элементарных правил безопасного поведения в природе и обществе (под контролем взрослого); выполнение несложных заданий под контролем учителя | узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях; знание способов получения необходимой информации об изучаемых объектах по заданию педагога; представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире; отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных оснований для классификации (клевер ― травянистое дикорастущее растение; растение луга; кормовое растение; медонос; растение, цветущее летом); называние сходных по определенным признакам объектов из тех, которые были изучены на уроках, известны из других источников; объяснение своего решения; выделение существенных признаков групп объектов; знание и соблюдение правил безопасного поведения в природе и обществе, правил здорового образа жизни; участие в беседе; обсуждение изученного; проявление желания рассказать о предмете изучения, наблюдения, заинтересовавшем объекте; выполнение здания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля), осмысленная оценка своей работы и работы одноклассников, проявление к ней ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы; совершение действий по соблюдению санитарно-гигиенических норм в отношении изученных объектов и явлений; выполнение доступных возрасту природоохранительных действий; осуществление деятельности по уходу за комнатными и культурными растениями. | Регулятивные учебные действия: — принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления — осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач — осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих — осуществлять самооценку и самоконтроль в деятельности, адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность Познавательные учебные действия: — дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно- пространственную организацию — использовать логические действия (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями — применять начальные сведения о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета и для решения познавательных и практических задач — использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами Коммуникативные учебные действия: — вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.) — слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения, аргументировать свою позицию — дифференцированно использовать разные виды речевых высказываний (вопросы, ответы, повествование, отрицание и др.) в коммуникативных ситуациях с учетом специфики участников (возраст, социальный статус, знакомый- незнакомый и т.п.) — использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач | — осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; - формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре народов, населяющих территорию нашей страны; — принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности. Формирование интереса к предметам и явлениям живой и неживой природы своей страны, её населению, традициям, обычаям, культурным и историческим достопримечательностям. - развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.; — формирование умения обращаться за помощью к учителю или одноклассникам в случае возникновения затруднений при выполнении практических работ, задании в тетради на печатной основе, работе со статьей учебника, наглядным материалом; — формирование готовности к самостоятельной жизни. Формирование знаний о правилах поведения в быту и в природе (соблюдение правил использования водой в быту, правила проветривания помещений); — формирование стремления соблюдать и вести здоровый образ жизни; — овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни. Формирование знаний безопасного поведения в природе и быту; -формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Знакомство с многонациональным населением страны, традициями и обычаями населения, природными и культурными достопримечательностями нашей страны, достижениями науки(полёты в космос, переработка полезных ископаемых), формирование стремления поддерживать и соблюдать традиции своего региона и своей страны, формирование бережного отношения к природным богатствам нашей страны – экологическое воспитание; -овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире. Развитие навыков социальной адаптации через знакомство со своим краем(природа, достопримечательности т.д.) |
Вселенная | ||||
Наш дом- Земля | ||||
Есть на Земле страна. Россия |
Содержание учебного предмета
Наименование раздела | Краткое содержание | Кол-во часов |
Введение | Что такое природоведение? Знакомство с учебником. Зачем надо изучать природу. Живая и неживая природа. Живая природа: растения, животные, человек. | 3 |
Вселенная | Небесные тела: планеты, звёзды. Солнечная система. Солнце. Исследование космоса. Спутники. Космические корабли. Полёты в космос. Современные исследования. Смена дня и ночи. Смена времён года. Сезонные изменения в природе. | 7 |
Наш дом- Земля | Планета Земля. Оболочка Земли: атмосфера, гидросфера, литосфера. Воздух Воздух и его охрана. Значение воздуха для жизни на Земле. Свойства воздуха: прозрачность, бесцветность, объём, упругость. Использование упругости воздуха. Теплопроводность воздуха. Использование этого свойства воздуха в быту. Давление. Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении. Движение воздуха. Тёплый воздух легче холодного, тёплый воздух поднимается вверх, холодный опускается вниз. Движение воздуха. Ветер. Работа ветра в природе. Направление ветра. Ураган, способы защиты. Температура воздуха. Знакомство с термометрами. Измерение температуры воздуха. Свойства воздуха: кислород, углекислый газ, азот. Кислород, его свойство поддерживающее горение. Значение кислорода для дыхания растений, животных и человека. Применение кислорода в медицине. Углекислый газ и его свойство не поддерживать горение. Применение углекислого газа при тушении пожара. Чистый и загрязнённый воздух. Примеси в воздухе (водяной пар, дым, пыль). Поддержание чистоты воздуха. Значение воздуха в природе. Полезные ископаемые Полезные ископаемые. Виды полезных ископаемых. Свойства. Значение. Способы добычи. Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов. Гранит, известняки, песок, глина. Внешний вид, свойства, добыча и использование. Горючие полезные ископаемые. Торф. Внешний вид и свойства торфа: цвет, пористость, хрупкость, горючесть. Образование торфа, добыча и использование. Каменный уголь. Внешний вид и свойства каменного угля: цвет, блеск, горючесть, твёрдость, хрупкость. Добыча и использование. Нефть. Внешний вид и свойства нефти: цвет и запах, текучесть, горючесть. Добыча нефти. Продукты переработки нефти: бензин, керосин и другие материалы. Природный газ. Свойства газа: запах, горючесть. Добыча и использование. Правила обращения с газом в быту. Полезные ископаемые, используемые для получения металлов. Чёрные металлы (различные виды стали и чугуна). Свойства чёрных металлов: цвет, блеск, твёрдость, упругость, пластичность, теплопроводность, ржавление. Распознавание стали и чугуна. Цветные металлы. Отличие чёрных металлов от цветных. Применение цветных металлов. Алюминий. Внешний вид и свойства алюминия: цвет, твёрдость, пластичность, теплопроводность, устойчивость к ржавлению. распознавание алюминия. Медь. Свойства меди: цвет, блеск, твёрдость, пластичность, теплопроводность. Распознавание меди. Её применение. Благородные (драгоценные) металлы: золото, серебро, платина. Внешний вид, использование. Охрана недр. Вода Вода в природе. Роль воды в питании живых организмов. Свойство воды как жидкости: непостоянство формы, способность растворять некоторые твёрдые вещества (соль, сахар и др.) Учет и использование свойств воды. Растворимые и нерастворимые вещества. Растворы. Использование растворов. Растворы в природе: минеральная и морская вода. Питьевая вода. Очистка мутной воды. Три состояния воды. Температура и её измерение. Единица измерения температуры- градус. Температура плавления льда и кипения воды. Расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, расширение при замерзании. Работа воды в природе. Образование пещер, оврагов, ущелий. Наводнение (способы защиты от наводнения). Значение воды в природе. Использование воды в природе. Использование воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве. Экономия питьевой воды. Вода в природе: осадки, воды суши. Воды суши. Ручьи, реки, озёра, болота, пруды. Моря и океаны. Свойства морской воды. Значение морей и океанов в жизни человека. Охрана воды. Поверхность суши. Почва Равнины, холмы, овраги, горы. Почва – верхний слой земли. Состав почвы: перегной, глина, песок, вода, минеральные соли, воздух. Минеральная и органическая часть почвы. Перегной – органическая часть почвы. Глина, песок и соли – минеральная часть почвы. Разнообразия почв. Песчаные и глинистые почвы. Водные свойства песчаных и глинистых почв: способность впитывать воду, пропускать её и удерживать. Сравнение песка и песчаных почв по водным свойствам. Основное свойство почвы – плодородие. Обработка почвы. Значение почвы в народном хозяйстве. Эрозия почв. Охрана почв. | 45 |
Есть на Земле страна. Россия | Россия – Родина моя. Место России на карте мира. Важнейшие географические объекты, расположенные на территории нашей страны: Чёрное и Балтийское моря, Уральские и Кавказские горы, озеро Байкал, река Волга, Енисей, Кама. Москва – столица России. Санкт – Петербург. Крупные города, их достопримечательности. Нижний Новгород, Казань, Волгоград, Новосибирск, Владивосток. Древние русские города. Исторические и культурные достопримечательности. Ярославль, Владимир, города Золотого кольца. Население нашей страны. Городское и сельское население. Народы России. Набережные Челны. Важнейшие географические объекты региона. Поверхность, водоёмы. Занятия населения. Достопримечательности. Обобщение раздела «Неживая природа» | 13 |
Итого: | 68ч |
Календарно – тематическое планирование ФГОС НОО
УМК (Т.М Лифанова, Е.Н. Соломина Природоведение 5а класс,
М.: Просвещение, 2018)
№ | Изучаемый раздел, тема урока | Кол.час | Календарные сроки | Основные виды учебной деятельности обучающихся | |
Планируемые сроки | Фактические сроки | ||||
Введение (3ч) | |||||
| День Знаний | 1 | 01.09 | ||
| Вводный урок. Что такое природоведение? | 1 | 07.09 | Знакомство с учебником и путешественником Любознайкиным. Разгадывание загадки. Ознакомление с составом слова «природоведение», высказывание и обоснование своих предположений; с условными знаками календаря, анализ символов, перенос в тетрадь. Выявление закономерностей явлений природы, моделирование определения. Знакомство с понятиями «Природные явления». Анализ проблемных ситуаций. Выявление закономерностей. Самооценка. Рефлексия | |
| Предметы и явления живой и неживой природы. | 1 | 08.09 | Беседа по теме природоведение. Слушание объяснений учителя о живой и неживой природе (приведение примеров). Дифференцирование живых и неживых объектов природы. Анализ и выявление закономерностей. Оперирование терминами живая и неживая природа.. Анализ проблемных ситуаций. Выявление закономерностей. Самооценка. Рефлексия | |
Вселенная (7ч) | |||||
| Небесные тела: планеты, звёзды. | 1 | 14.09 | Называние изученных небесных тел. Рассматривание изображения звёздного неба. Запись в тетрадь определения астрономия, астроном.. Анализ наблюдений за ночным звездным небом. Рассматривание картин звездного неба. Слушание объяснений учителя. Работа со словарём, определение слова — «астрономия». Выявление закономерностей и отличий: звезды, планеты — небесные тела. Анализ понятия «космос» (пространство между небесными телами). Оперирование терминами небесных тел (звезды, Солнце, планеты) и их признаков. Анализ проблемных ситуаций. Работа с учебником. Выявление закономерностей. Самооценка. Рефлексия | |
| Солнечная система. Солнце. | 1 | 15.09 | Разгадывание загадки и зарисовка отгадки в тетрадь. Беседа на тему: для чего нам нужно солнце. Рассматривание изображения солнечная системы. Чтение стихотворения «По порядку все планеты…..». записывание названий планет. Дать характеристику планетам солнечной системы. Заполнение таблицы, распределяя слова и предложения в нужные колонки. Расставить слова в нужной последовательности. Дать обобщающее слово Юпитер, Сатурн – это…. Разгадывание ребусов. Записать слово солнце и запомнить, как оно пишется. Беседа на тему: Солнце, почему его называют звездой, почему всему живому нужно солнце. Слушание объяснений учителя. Анализ плаката «Солнечная система». Выявление значения Солнца для жизни на Земле. Работа с учебником, анализ иллюстрации «Солнечная система». Знакомство с названиями планет Солнечной системы. Работа со словарём, определение «Солнечная система», работа в тетради. Высказывание и обоснование своих предположений: «Почему Землю называют обитаемой планетой». Анализ проблемных ситуаций. Работа с учебником. Разбор просмотренного видеоролика. Выявление закономерностей. Самооценка. Рефлексия | |
| Исследование космоса. Спутники. Космические корабли. | 1 | 21.09 | Чтение стихотворения и его дополнение. Рассмотреть и выделить предметы, которые необходимы для наблюдений за небесными телами. Игра с буквами, распределение букв по цвету, если правильно выполнить задание, то узнаешь, как называется аппарат, запущенный в космос 4 октября 1957 года. Рассматривание фотографий искусственного спутника. Рассказ про Королёва, человека, который руководил первыми космическими полётами. Знакомство с первыми собаками – космонавтами. Слушание объяснений учителя об освоении космоса и его значении. Выявление закономерностей: искусственный спутник Земли, отличительный признак от естественного спутника Луны. Работа с учебником, тетрадью. Анализ понятия «космонавт». Перенос в тетрадь изображения спутника или космического корабля. Самооценка. Рефлексия | |
| Полёты в космос. | 22.09 | Беседа по теме: Космос. Вспомним, как называются люди, которые побывали в космосе. Составление характеристики космонавта. Рассмотри изображение на рисунках, и расскажи, чем знамениты эти люди. Выполни задание вместе с Димой Любознайкиным. Вспомни 1 час это, 2 часа это – мин. 108 минут – это — часов – минут. Чтение стихотворения «Первый полёт». Разгадывание кроссворда. Анализ проблемных ситуаций (о загрязнении космоса человеком; дописывают фразу « Я бы хотел(а) побывать в космосе, чтобы…»). Слушание объяснений учителя о космическом туризме. Самооценка. Рефлексия | ||
| Смена дня и ночи. | 1 | 28.09 | Рассматривание схемы. Составление рассказа о деятельности в различное время суток. Ответы на вопросы. Анализ о временных единицах: сутки-день -ночь -24 часа. Работа с раздаточным материалом (определение, частей суток). Просмотр видеоролика с последующим определением и обоснованием явлений (восход и закат Солнца, смена дня и ночи). Анализ модели «Вращение Земли вокруг своей оси». Выявление закономерности: смена дня и ночи. Работа с учебником, тетрадью (зарисовка рисунка: «Смена дня и ночи»). Анализ. Самооценка. Рефлексия | |
| Смена времён года. Сезонные изменения в природе. | 1 | 29.09 | Отгадывание загадки. Наблюдение за сезонными изменениями, вращение земли вокруг солнца, рассматривание рисунка. Дидактическая игра «Когда это бывает». Заполнение таблицы «Времена года». Описывание признаков каждого времени года. Составление рассказа о деятельности в сельской местности в различное время года. Работа с карточками: Вставь пропущенные слова и числа. Ответь на вопрос: Почему происходит смена времён года. Разгадывание загадок о признаках времён года. Анализ иллюстрации и фотографии с изображением времен года. Выявление закономерностей. Рассуждение, почему меняются времена года. Слушание объяснений учителя о причинах смены времен года Работа с учебником. Анализ рисунка «Смена времен года». Работа в тетради. Самооценка. Рефлексия | |
| Экскурсия «Осенние явления в природе» | 1 | 05.10 | Слушание объяснений учителя о цели экскурсии, составлении отчета, правилах поведения и технике безопасности. Анализ закономерностей сезонных изменений в природе и жизни людей. Составление отчета по плану. Отчет об экскурсии «Осенние явления в природе» 1. Дата. 2. Календарь погоды. 3. Осенние явления в природе. 4.Деятельность людей осенью. 5.Чем ты помог взрослым осенью? 6.Рисунок по теме. Анализ. Самооценка. Рефлексия | |
Наш дом – Земля (45ч) | |||||
| Планета Земля. Оболочки Земли. | 1 | 06.10 | Называние планеты Земля, её форма, отличие от других планет. Засовывание в тетради планеты Земли и её спутника. Заполнение таблицы: «Чем образованы оболочки земли?». Прочитайте главный вывод урока. Анализ понятий: Солнечная система, Земля – планета, отличие Земли от других планет; вращение Земли вокруг собственной оси и вокруг Солнца. Слушание объяснений учителя о форме Земли, ее основных оболочек — вода, суша, воздух. Работа с учебником. Анализ рисунков и выявление закономерностей (водная оболочка, суша, воздух). Работа в тетради. Самооценка. Рефлексия | |
Воздух | |||||
| Воздух. Воздух и его охрана. Значение воздуха для жизни на Земле. | 1 | 12.10 | Разгадывание загадки. Рассматривание рисунка, ответы на вопросы: «Какой оболочкой окружена наша планета? Каково его значение для всех живых существ на Земле?». Запись в тетрадь определений: Воздух, ветер. Рассмотри диаграмму «Состав воздуха», зарисуй и подпиши используя текс учебника на с.14 «Больше всего в воздухе- азота. Кислорода значительно меньше, а углекислого газа совсем немного». Рассматривание рисунков, расскажи, как человек использует воздух. Рассмотреть рисунки, ответь на вопрос: «Где воздух более чистый и почему». Работа с карточками, вставь пропущенные слова используя слова для справок. Слушание объяснений учителя, о значении воздуха для растений, животных и человека. Демонстрация опытов по определению: воздуха в почве, в кусочке сахара, в пустом стакане. Анализ закономерностей (воздух окружает нас со всех сторон). Работа с учебником. Анализ фото «Атмосфера Земли и космоса». Слушание объяснений учителя о составе воздуха. Самооценка. Рефлексия | |
| Свойства воздуха. | 1 | 13.10 | Демонстрация опытов о свойствах воздуха с последующим обоснованием. Работа в тетради (свойства воздуха). Работа с учебником, анализ иллюстраций. Рассуждение, где используется сжатый воздух, как человек использует плохую теплопроводность воздуха. Работа в тетради (зарисовка «Свойства воздуха»). Самооценка. Рефлексия | |
| Давление и движение воздуха. | 1 | 19.10 | Слушание объяснений учителя, при каких условиях воздух становится упругим. Демонстрация опыта (надувание воздушного шара). Слушание объяснений учителя о теплом и холодном воздухе. Демонстрация опыта (о движении теплого воздуха вверх, холодного вниз). Анализ жизненных ситуаций. Работа с учебником, анализ иллюстраций. Работа в тетради (зарисовка одного из опытов). Просмотр и анализ видеоролика об изобретении воздушного шара. Самооценка. Рефлексия. | |
| Температура воздуха. Термометр. | 1 | 20.10 | Слушание объяснений учителя, о назначении и устройстве термометра. Изучение понятия «термометр». Анализ иллюстраций образцов термометров. Слушание объяснений учителя, о разных видах и назначениях термометров. Определение воздуха в классе, за окном. Изучение понятия положительная (+) и отрицательная (-) температура. Демонстрация опыта (измерение температуры холодной и горячей воды; показания термометра). Работа в тетради (зарисовка одного из опытов). Самооценка. Рефлексия | |
| Движение воздуха в природе. Ветер. | 1 | 26.10 | Проговаривание свойств воздуха (теплый поднимается вверх, холодный-вниз). Анализ проблемных ситуаций (есть ли передвижение теплого и холодного воздуха в природе). Слушание объяснений учителя, о значении воздуха в природе, о ветре. Работа в тетради (определение ВЕТЕР). Анализ жизненных ситуаций (примеры о разной силе ветра в природе). Работа с учебником, анализ иллюстраций (ветер разной силы; что заставляет воздух двигаться). Просмотр и анализ видеоролика (о природных явлениях с разной силой ветра). Размышление об использовании человеком ветра. Самооценка. Рефлексия | |
| Состав воздуха. Кислород, его значение и применение. | 1 | 27.10 | Анализ диаграммы «Состав воздуха», определение: воздух – это смесь газов. Перечисление названий газов, входящих в состав воздуха; выявление какого газа больше всего; объяснение, что такое примеси и как они попадают в воздух. Демонстрация опыта (кислород поддерживает горение). Слушание объяснений учителя, о применении свойств кислорода. Выявление закономерностей: для чего кислород необходим в природе. Работа в тетради (кислород поддерживает горение и дыхание). Размышление: как кислород образуется в воздухе. Просмотр и анализ видеоролика о фотосинтезе. Самооценка. Рефлексия | |
| Состав воздуха. Углекислый газ и азот. | 1 | 09.11 | Работа с диаграммой «Состав воздуха», свойства, значение и применение кислорода. Слушание объяснений учителя, об азоте и углекислом газе. Демонстрация опыта (углекислый газ не поддерживает горение). Анализ свойств углекислого газа, его применение. Работа в тетради (рисунок – углекислотный огнетушитель). Слушание объяснений учителя, о применениях углекислого газа в быту, хозяйстве и промышленности. Работа с учебником, анализ иллюстраций. Работа в тетради (свойства углекислого газа). Слушание объяснений учителя, как образуется углекислый газ, как попадает в воздух. Размышление: о значении зеленых растений. Работа в тетради (схема газообмена в листьях (вместе с учителем). Самооценка. Рефлексия | |
| Значение и охрана воздуха. | 1 | 10.11 | Отгадать загадку: “Всю жизнь с ним живём, а не разу не виделись”. Вспомнить, какое значение имеет кислород для жизни человека, животных, растений. Оветить на вопрос: “Как люди загрязняют воздух”. Порассуждать, как можно остановить загрязнени воздуха. Размышление выражения: «Нужен как воздух». Анализ жизненных ситуаций (где и как используется воздух в жизни живых существ и в хозяйстве). Слушание объяснений учителя, о значении и применении воздуха. Просмотр и анализ видеоролика о чистом и грязном воздухе. Анализ жизненных ситуаций (источники загрязнения и меры по их предупреждению). Размышление: «почему вредно дышать загрязненным воздухом?». Работа с учебником, анализ иллюстраций о правилах здорового образа жизни. Просмотр и анализ видеоролика о вреде курения. Размышление: «что мы можем сделать для чистоты воздуха». Самооценка. Рефлексия | |
| Значение воздуха для жизни на Земле и его охрана. | 1 | 16.11 | Работа с учебником, анализ иллюстраций о составе и свойствах воздуха. Комментирование раздела учебника «Для повторения». Выполнение КИМов. Взаимопроверка, взаимооценивание. Слушание учителя о подведении итогов изученной темы. Просмотр и анализ видеоролика о природе. Работа в тетради. Самооценка. Рефлексия | |
Полезные ископаемые. | |||||
| Полезные ископаемые. Виды, значение, способы добычи. | 1 | 17.11 | Дать определение понятию полезные ископаемые, записать в тетрадь, порассуждать почему они так называются. Заполнить схему «Полезные ископаемые», привести примеры. Разгадать ребус. Записать слово, которое зашифровано в буквенном шифре, придумать предложение с этим словом. Работа по карточкам, вставить пропущенные слова. Соединить предметы с названием полезного ископаемого, из которого они сделаны. Демонстрация коллекции «Полезные ископаемые». ». Составление плана урока. Слушание учителя о видах полезных ископаемых и их свойствах. Работа с учебником, анализ иллюстраций о видах полезных ископаемых и их свойствах. Размышление: «нужно ли охранять землю при добыче полезных ископаемых?». Работа в тетради. Самооценка. Рефлексия | |
Полезные ископаемые, используемые в качестве строительного материала. | |||||
| Гранит известняк. | 1 | 23.11 | Работа с использованием материалов учебника. Составить схему: «Из чего состоит гранит». Записать в тетрадь признак гранита. Составить сравнительную таблицу: известняк обыкновенный, мрамор, мел. С помощью текста в учебнике записать где используют известняк. Демонстрация образцов гранита и известняка. Слушание объяснений учителя о применении гранита в строительстве. Размышление: «где видели объекты из гранита».. Размышление: «может ли известняк применяться так же как гранит, почему?». Работа с учебником, анализ иллюстраций. Работа в тетради. Самооценка. Рефлексия | |
| Песок, глина | 1 | 24.11 | Записать в тетрадь свойства глины. Рассмотреть рисунок, рассказать какие предметы изготовлены из песка, а какие из глины или смеси песка и глины. Сделать выводы, записать в тетрадь. Демонстрация образцов песка и глины. Размышление: «Где видели песок и глину», «Где добывается песок, глина, гранит?». Слушание объяснений учителя о свойствах и применении песка и глины. Рассматривают иллюстрации с изображением изделий из песка и глины, образцы изделий из фарфора и стекла. Просмотр видеоролика. Анализ просмотренного. Работа с учебником, анализ иллюстраций. Работа в тетради (зарисовки изделий из песка и глины). Самооценка. Рефлексия | |
Горючие полезные ископаемые. | |||||
| Горючие полезные ископаемые. Торф. | 1 | 30.11 | Вспомнить название полезных горючих ископаемых, заполнить схему. Запись в тетради определение и свойства торфа. Зарисовать схему использование торфа. Рассмотреть рисунки и рассказать, что на них изображено. Размышление: «Что такое горючие полезные ископаемые». Слушание объяснений учителя о горючих полезных ископаемых, об образовании торфа. Демонстрация коллекции «Топливо», образцы: торф-удобрение, стаканчики для рассады из торфа. Рассказ о применении торфа, в т.ч. в годы ВОВ.. Работа с учебником, анализ иллюстраций. Работа в тетради. Самооценка. Рефлексия. | |
| Каменный уголь. Свойства. | 1 | 01.12 | Записать в тетради определение каменного угля. Проделать опыты для определения свойств каменного угля. Выводы записать в тетрадь. | |
| Добыча и использование каменного угля. | 1 | 07.12 | Заполнить схему виды каменного угля. Составить схему способы добычи каменного угля. Рассмотреть рисунок и рассказать где используют каменный уголь. Демонстрация образцов угля. Размышление: «Что мы знаем об угле». Слушание объяснений учителя об образовании угля в природе. Демонстрация иллюстрации древнего леса. Объяснение учителя о добыче угля, о продуктах, получаемых из угля. Демонстрация образцов веществ, из угля (кокс, резина, деготь, краски, пластмассы). Размышление: «почему в нашей местности нет угольных шахт?». Работа с учебником, анализ иллюстраций. Работа в тетради. Самооценка. Рефлексия. | |
| Нефть: внешний вид и свойства. | 1 | 08.12 | Разгадать шифр и получить слово нефть. Записать в тетрадь определение нефть – это. Размышление: «что общего между торфом и углем?». Слушание объяснений учителя об образовании нефти. Сравнение с происхождением торфа, угля и нефти. Демонстрация образцов нефти. Понятие: «Нефть» — цвет, запах, жидкость. Работа с учебником, анализ иллюстраций. Работа в тетради. Самооценка. Рефлексия. | |
| Добыча и использование нефти. | 1 | 14.12 | Разгадать анаграмму, (нефтяник), записать в тетрадь определение. Зарисовать схему добычи нефти. Рассмотреть рисунок и записать в тетрадь, что получают из нефти или где используют получаемые из неё продукты. Понятие «Полезные ископаемые». Анализ горючих полезных ископаемых: общие свойства и их отличие. Слушание объяснений учителя о способе добычи нефти, о переработке нефти и веществах получаемых из нефти. Демонстрация видеороликов: «Добыча нефти», «О разливе нефти в водоемах». Анализ образцов продуктов переработки нефти. Работа с учебником, анализ иллюстраций. Работа в тетради. Самооценка. Рефлексия. | |
| Природный газ. Свойства, добыча, использование. Правила обращения с газом в быту. | 1 | 15.12 | Отгадать загадку. Записать в тетрадь определение природного газа и его свойства. Вспомнить и записать в тетрадь правила обращения с газовыми плитами. Порассуждать, зачем в природный газ, поступающий в квартиры, добавляют вещество с резким неприятным запахом. Моделирование ситуации: «Если вы почувствовали запах газа». Понятие «Природный газ». Слушание объяснений учителя о добыче природного газа, его транспортировке и правилах безопасности. Демонстрация продуктов получаемых из природного газа. Работа с учебником, анализ иллюстраций. Работа в тетради. Самооценка. Рефлексия. | |
Полезные ископаемые, используемые для получения металлов. | |||||
| Чёрные металлы. Сталь. Чугун. | 1 | 21.12 | Зарисовать схемы: «Чёрные металлы, цветные металлы». Записать свойства металлов. Назвать предметы, сделанные из металла. Порассуждать: «Почему чугунные батареи надо красить». Ответить на вопрос: «Почему ручка сковороды сильно нагревается, хотя огонь её не касался? Назовите это свойство металлов». Рассмотреть рисунки, распределить, что сделано из чугуна, а что из стали. Понятие: «Полезные ископаемые». Слушание объяснений учителя. Работа в тетради (схема деления металлов на черные, цветные и драгоценные). Демонстрация коллекции «Чугун и сталь». Слушание объяснений учителя, анализ предметов из чугуна и стали, свойства намагничивания черных металлов, о получении чугуна из руды. Работа с учебником, анализ иллюстраций. Работа в тетради. Самооценка. Рефлексия. | |
| Цветные металлы. | 1 | 22.12 | Записать схему цветных металлов. Рассмотреть рисунок, что сделано из алюминия, записать его свойства и примеры. Какие предметы, сделанные из алюминия, есть у вас дома. Рассмотреть рисунок, что сделано из меди, записать её свойства и примеры. Порассуждать: почему чаще всего применяют электрические провода из меди. Слушание объяснений учителя о цветных металлах. Демонстрация коллекции цветных металлов, их свойства. Слушание объяснений учителя, анализ изделий из цветных металлов. Работа с учебником, анализ иллюстраций. Работа в тетради. Самооценка. Рефлексия. | |
| Благородные (драгоценные) металлы. | 1 | 11.01 | Размышление: «Благородные металлы», «драгоценные металлы». Слушание объяснений учителя о драгоценных металлах. Демонстрация образцов из драгоценных металлов. Работа с учебником, анализ иллюстраций. Работа в тетради. Самооценка. Рефлексия. | |
| Охрана полезных ископаемых. | 1 | 12.01 | Понятие: «Полезные ископаемые». Демонстрация видеоролика о том, как изменяется рельеф при добыче полезных ископаемых, о загрязнении воздуха отходами производства металлов. Слушание объяснений учителя о богатстве России. Размышление: «Нужно ли охранять землю при добыче полезных ископаемых?». Работа с учебником, атласом, анализ иллюстраций. Работа в тетради. Самооценка. Рефлексия. | |
| Полезные ископаемые. | 1 | 18.01 | Демонстрация коллекции «Полезные ископаемые»: строительные материалы, горючие вещества, металлы. Работа с учебником, анализ иллюстраций о полезных ископаемых. Комментирование раздела учебника «Для повторения». Выполнение КИМов. Взаимопроверка, взаимооценивание. Слушание объяснений учителя о подведении итогов изученной темы. Рефлексия. | |
Вода. | |||||
| Экскурсия «Зимние явления в природе» | 1 | 19.01 | Слушание объяснений учителя о цели экскурсии, составлении отчета, правилах поведения и технике безопасности. Анализ закономерностей сезонных изменений в природе и жизни людей. Составление отчета по плану. Отчет об экскурсии «Зимние явления в природе» 1. Дата. 2. Календарь погоды. 3. Зимние явления в природе. 4.Деятельность людей зимой. 5.Чем ты помог взрослым зимой? 6.Рисунок по теме. Анализ. Самооценка. Рефлексия. | |
| Вода в природе. Роль воды в питании живых организмов. | 1 | 25.01 | Понятие: «Вода». Слушание объяснений учителя о воде в природе. Работа с учебником, анализ иллюстраций. Рассуждение: «Значение воды для жизни человека, растений, животных». Демонстрация иллюстраций «Вода в природе» (ледники, облака, сосульки), «Пустыни и джунгли». Работа с учебником, атласом, анализ иллюстраций. Работа в тетради. Самооценка. Рефлексия. | |
| Свойства воды. | 1 | 26.01 | Чтение стихотворения, обсуждение. Рассмотреть рисунки и ответить на вопрос, где встречается вода в природе. Провести опыты с водой, записать свойства воды. Соотнести рисунки со свойствами воды, какие ещё свойства воды ты знаешь. Рассмотреть опыты, которые хочет провести Дима Любознайкин, описать их. Заполнить карточку «Свойства воды». Выбрать ответы, в которых правильно описаны свойства воды. Их буквенный шрифт записать. Чтение сказки о микробах. Демонстрация опытов о свойствах воды. Понятие: «Вода», характеристика (жидкая, бесцветная, без запаха, без вкуса, не имеет формы, текучая, испаряется). Работа с учебником, анализ иллюстраций. Работа в тетради (свойства воды). Самооценка. Рефлексия. | |
| Растворимые и нерастворимые вещества. Питьевая вода. | 1 | 01.02 | Демонстрация опытов о свойстве воды (растворимые и нерастворимые вещества), образцы растворителей. Слушание объяснений учителя о свойстве воды. Работа с учебником, анализ иллюстраций. Работа в тетради. Самооценка. Рефлексия. | |
| Прозрачная и мутная вода. Очистка мутной воды. | 1 | 02.02 | Демонстрация образцов воды (прозрачная, мутная). Рассуждение: «Как сделать воду прозрачной?». Демонстрация опыта фильтрования воды с мелом. Рассуждение: «Где может пригодиться в жизни метод фильтрования, отстаивания?» Рассуждение: «Какой воды больше в природе – чистой или мутной, почему?». Демонстрация видеоролика «Реки гор и равнины». Анализ просмотренного (мутная и прозрачная вода). Работа в тетради. Самооценка. Рефлексия. | |
| Три состояния воды. Температура и её изменение. | 1 | 08.02 | Беседа о состоянии воды в природе. Демонстрация иллюстраций «Вода в природе». Рассуждение: «При каких условиях вода замерзает, превращается в пар?». Слушание объяснений учителя о нагревании и превращении воды в пар. Демонстрация опыта превращения воды в пар. Слушание объяснений учителя о замерзании воды. Работа с учебником, анализ иллюстраций. Работа в тетради. Самооценка. Рефлексия.. | |
| Расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, расширение при замерзании. | 1 | 09.02 | Демонстрация опыта нагревания, замораживания воды (вода расширяется, сжимается). Беседа о технике безопасности при нагревании и кипении воды в быту (профилактика ожогов). Слушание объяснений учителя о значении явлений нагревание и сжатие в быту, в природе. Демонстрация видеоролика о таянии ледников Антарктиды (вода твердая – вода жидкая). Работа в тетради. Самооценка. Рефлексия. | |
| Свойства воды. Лабораторная работа. | 1 | 15.02 | Выполнение лабораторной работы. 1. Инструктаж учителя о порядке выполнения лабораторной работы и соблюдении правил безопасности. 2. Изучение технологической карты о порядке выполнения работы. 3. Показ учителя и выполнение под контролем учителя; 4. Уборка рабочего места. 5. Запись в тетради свойств воды (жидкость, бцв, бвп, бзапаха, бформы, может капать, растворяться, испаряться). 6. Вывод о свойствах воды. Самооценка и взаимооценка. Рефлексия | |
| Работа воды в природе. | 1 | 16.02 | Демонстрация иллюстраций: овраг, пещера, наводнения. Рассуждение: «Как это связано с работой воды в природе?». Слушание объяснений учителя о работе воды в природе. Работа с учебником, анализ иллюстраций. Демонстрация видеоролика о загрязнении вод Мирового океана. Выявляют причины загрязнения и предлагают меры по охране воды Работа в тетради. Самооценка. Рефлексия. | |
| Значение воды в природе. Использование воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве. | 1 | 22.02 | Беседа о использовании воды в быту. Создание проблемной ситуации «Почему цветок завял». Без какого вещества не одно живое вещество на земле не может существовать. Пресная вода, правиа сохранения. Самооценка. Рефлексия. | |
| Вода в природе. | 1 | 23.02 | Демонстрация видеоролика «Вода в природе», иллюстраций разных состояний воды. Установление причинно-следственных зависимостей: «чего на Земле больше, суши или воды?», «какой воды на Земле больше, пресной или морской?». Размышление над утверждением: «Вода в природе находится в постоянном движении». Схема «Круговорот воды в природе». Работа в тетради. Самооценка. Рефлексия. | |
| Воды суши: ручьи, реки. | 1 | 01.03 | Разгадывание загадок о ручья. Беседа по теме ручьи, рек. Рассмотреть рисунки с изображением рек, ручьёв, родников. Вспомнить правила поведения у водоёмов. Игра: «Поставь буквы на свои места», получится название самых крупных рек России. Записать название реки Кама, обсудить. Слушание объяснений учителя об искусственных водоемах (пруды, водохранилища, бассейны). Размышление: «Назовите реки нашей местности. Когда образуются ручьи, почему? Река Кама — равнинная или горная? Прозрачная или мутная? Почему?). Демонстрация иллюстраций: родники, ручьи, реки (горные и равнинные). Работа с учебником (Схема «Использование рек»), анализ иллюстраций. Демонстрация видеоролика «Загрязнение рек», с последующим обсуждением. Работа в тетради. Самооценка. Рефлексия. | |
| Озёра, болота, пруды. | 1 | 02.03 | Рассмотреть рисунки с изображением озера, пруд, болото. Заполнить перфокарту «Водоёмы». Работа с карточками. Отгадать загадки. Вставить в слова пропущенные буквы, придумать предложения с этими словами.. Понятие «Искусственный водоем», различие от природного. Слушание объяснений учителя об особенностях озер, болот, прудов; различие их на фотографии. Размышление: «Какие животные и растения обитают на пресноводных водоемах?». Причинно – следственные зависимости обитателей водоемов (пищевые цепи). Работа с учебником, анализ иллюстраций. Размышление: «Как люди используют эти водоемы? Могут ли загрязнять их? Как вести себя на берегу водоема?». Работа в тетради. Самооценка. Рефлексия | |
| Моря и океаны. Использование и охрана воды. | 1 | 08.03 | Найти на карте океаны, раскрасить синем цветом. Заполнить таблицу «Использование воды человеком». Рассмотреть рисунок в учебнике на с.45 и составь устный рассказ на тему «Как люди используют воду». Рассмотри опорные сигналы к плакату «Люди, берегите воду!», придумай и нарисуй свой знак в последнем круге. Самооценка. Рефлексия | |
| Охрана воды. | 1 | 09.03 | Размышление: «Какие водоемы на Земле самые большие? Какая в них вода (пресная или соленая)? Почему в морях вода соленая? Какой водоем больше- океан или море?». Слушание объяснений учителя об океанах и морях. Выстраивание схемы «Виды морей», работа в тетради (море-часть океана Слушание объяснений учителя о Мировом океане с использованием глобуса и физической картой полушарий. Работа с учебником, анализ иллюстраций. Рассуждение: «Ураган на море (шторм, цунами). Как используют воды морей и океанов». Демонстрация видеороликов: «Использование морей и океанов человеком», «Охрана морей и океанов от загрязнения», с последующим обсуждением. Работа с учебником, анализ иллюстраций. Работа в тетради. Анализ иллюстраций о свойствах воды.. Выполнение КИМов. Взаимопроверка, взаимооценивание. Слушание объяснений учителя о подведении итогов изученной темы. Рефлексия. Самооценка. Рефлексия. | |
Поверхность суши. Почва. | |||||
| Равнины, холмы, овраги. | 1 | 15.03 | Ответь на вопрос: «Какая поверхность в твоей местности». Долины. Слушание объяснений учителя о формах поверхности Земли. Демонстрация иллюстраций разных форм поверхности Земли. Работа в тетради (схемы: равнина, холм, овраг). Рассуждение: «Как люди могут использовать равнины, овраги». Слушание объяснений учителя о причинах образования оврагов и как можно остановить его рост. Анализ местности: равнины, холмы, овраги. Работа с учебником, глобусом, анализ иллюстраций. Работа в тетради. Самооценка. Рефлексия. | |
| Горы. | 1 | 16.03 | Рассмотреть вместе с Димой Любознайкиным географическую карту, ответить на вопрос: «Что на ней изображено коричневым цветом». Разгадывание загадок. Беседа по теме горы: 1. Почему люди селятся в горных долинах, почему в горах мало городов и посёлков, почему людям нравится отдыхать в горах. Демонстрация иллюстраций неровных поверхностей. Понятие: «Горы». Слушание объяснений учителя о жизни и деятельности людей живущих в горах. Работа в тетради (схема «Строение горной местности»). Объяснение учителя о землетрясениях, извержениях вулканов. Определение на карте, глобусе, как обозначены горы. Работа с учебником, глобусом, анализ иллюстраций. Демонстрация видеороликов: о землетрясении, извержении вулканов. Работа в тетради. Самооценка. Рефлексия | |
| Почва – верхний слой земли. Состав почвы. | 1 | 05.04 | Беседа по теме почва, понятия почвоведение, почвовед. Записать в тетради определения почва. Просмотреть опыты с почвой. Придумать предложения со словом почва. Состав почвы. Разгадать загадки кто живёт в почве. Демонстрация видеоролика о природе. Рассуждение, без каких природных веществ растения не могут расти на Земле. Слушание объяснений учителя о почве. Демонстрация образцов почвы. Анализ состава почвы (предположения учеников). Демонстрация опытов о составе почвы. Работа в тетради (вывод о составе почвы). Работа с учебником. Анализ рисунка «Обитатели почвы». Работа в тетради (вывод: почва — место обитания животных). Самооценка. Рефлексия. | |
| Разнообразие почв. | 1 | 06.04 | Слушание объяснений учителя о разнообразии почв и их различии (черноземная, песчаная и глинистая; их свойства). Анализ образцов почв, их отличие по внешнему виду. Слушание объяснений учителя об образовании различных типов почв; о почвах РТ. Работа с учебником, анализ иллюстраций. Самооценка. Рефлексия. | |
| Основное свойство почвы – плодородие. Обработка почвы. | 1 | 12.04 | Слушание объяснений учителя о свойстве почвы -плодородие. Работа в тетради (плодородие это…). Рассуждение: «Какая почва плодородная и почему? На песчаной или глинистой почве растут растения?». Рассуждение: «Возможно-ли сделать почву плодородной?». Слушание объяснений учителя о полевой технике. Работа в тетради (название оборудования, виды обработки почвы). Объяснение учителя об удобрениях, их видах, способах внесения. Демонстрация коллекции «Минеральные удобрения». Работа с учебником, анализ иллюстраций, выводы. Анализ проблемных ситуаций (оборудование на огороде где я работал). Просмотр видеоролика с последующим обсуждением увиденного. о вспашке и обработке почвы. Самооценка. Рефлексия | |
| Охрана почвы | 1 | 13.04 | Рассуждение: «Может плодородие уменьшиться или исчезнуть?». Объяснение учителя о факторах, негативно влияющих на плодородие почвы. Рассуждение: «Какие меры необходимо предпринимать, чтобы сохранить плодородие почвы?». Работа с учебником, анализ иллюстраций. Демонстрация видеороликов: о пыльных бурях, наводнениях, лесных пожарах, загрязнении почвы. Работа в тетради. Выполнение КИМов. Взаимопроверка, взаимооценивание. Слушание учителя о подведении итогов изученной темы.Самооценка. Рефлексия. | |
Есть на земле страна Россия. (16ч) | |||||
| Место России на земном шаре. Знакомство с картой. | 1 | 19.04 | Рассуждение: «Как называется наша страна? Значение слова «Федерация»? На каком языке мы разговариваем и пишем?». Работа с глобусом, физической картой полушарий, физической и политической картой мира, физической картой России – определение положения станы России и ее площади. Символика страны. Работа с учебником, анализ иллюстраций, выводы. Работа в тетради. Самооценка. Рефлексия. | |
| Моря и океаны, омывающие берега России. | 1 | 20.04 | Анализ физической карты России. Понятие «Государственная граница». Слушание объяснений учителя об окраинных и внутренних морях России. Рассуждение: «Какие моря холодные? Какие теплые?». Рассказ учителя об океанах омывающих Россию. Демонстрация иллюстраций о северных морях и Черном море. Работа с учебником, анализ иллюстраций, выводы. Работа в тетради. Самооценка. Рефлексия. | |
| Горы и равнины на территории нашей страны. | 1 | 26.04 | Понятие: «Горы и равнины нашей страны». Работа с учебником, анализ иллюстраций, выводы. Работа в тетради. Самооценка. Рефлексия. | |
| Реки и озёра России. | 1 | 27.04 | Слушание объяснений учителя с показом рек на карте России. Работа с учебником, анализ иллюстраций, выводы. Демонстрация видеороликов: «Река Волга», «Озеро Байкал». Работа в тетради. Самооценка. Рефлексия. | |
| Москва – столица России. | 1 | 03.05 | Слушание объяснений учителя с показом достопримечательности Москвы, истории основания и развития города, видах транспорта (метро). Демонстрация видеоролика о достопримечательностях Москвы (Кремль, Третьяковская галерея, Большой театр, Останкинская телебашня, стадион «Лужники»). Работа с учебником, анализ иллюстраций, выводы. Работа в тетради. Самооценка. Рефлексия. | |
| Санкт – Петербург. | 1 | 04.05 | Слушание объяснений учителя с показом достопримечательности Санкт – Петербурга, история возникновения, переименование, блокада ВОВ. Демонстрация видеоролика о достопримечательностях Санкт –Петербурга (Эрмитаж, Петропавловская крепость, Исаакиевский собор, Невский проспект, разводные мосты). Работа с учебником, анализ иллюстраций, выводы. Работа в тетради. Самооценка. Рефлексия. | |
| Ярославль. Владимир. Города «Золотого кольца» | 1 | 10.05 | Слушание объяснений учителя с показом древних русских городов, соединенных автомобильными дорогами. Обозначение (флажками) на физической карте городов Золотого кольца. Знакомство с картой-схемой Золотого кольца. Демонстрация видеоролика о достопримечательностях городов Золотого кольца. Работа с учебником, анализ иллюстраций, выводы. Работа в тетради. Самооценка. Рефлексия. | |
| Нижний Новгород, Казань, Волгоград. | 1 | 11.05 | Слушание объяснений учителя с показом: история освоения территории , атлас, природные условия, географическое положение, климат. Работа в тетради. Самооценка. Рефлексия. | |
| Новосибирск, Владивосток. | 1 | 17.05 | Слушание объяснений учителя с показом: история освоения территории , атлас, природные условия, географическое положение, климат. Работа в тетради. Самооценка. Рефлексия. | |
| Население и народы России. | 1 | 18.05 | Изучение понятий: «Городской и сельский житель». Демонстрация и анализ городских и сельских пейзажей. Беседа о России как о многонациональном государстве. Размышление: «Чем различаются люди разных национальностей?». Слушание объяснений учителя о некоторых национальностях, их особенностях. Анализ иллюстраций национальных костюмов, кухни, праздников, обычаев, народных промыслов. Работа с учебником, анализ иллюстраций, выводы. Работа в тетради. Самооценка. Рефлексия. | |
| Республика Татарстан | 1 | 24.05 | Слушание объяснений учителя с показом: история освоения территории РТ, атлас, природные условия, географическое положение, климат. Работа в тетради. Самооценка. Рефлексия. | |
| Набережные Челны. Важнейшие географические объекты региона. | 1 | 25.05 | Слушание объяснений учителя с показом: административно-территориальном устройстве РТ и, город Набережные Челны, геральдика, микрорайон в котором проживают, микрорайон в котором расположена школа, происхождения названий улиц. Работа в тетради. Самооценка. Рефлексия. | |
| Повторение и итоговый контроль по теме «Есть на земле страна Россия» | 1 | 31.05 | Демонстрация и анализ иллюстраций о разнообразии поверхности и климата России. Анализ физической карты России. Работа с учебником. Комментирование раздела учебника «Для повторения». Выполнение КИМов. Взаимопроверка, взаимооценивание. Слушание учителя о подведении итогов изученной темы. Самооценка. Рефлексия |
-75%
Сохранить у себя:
Рабочая программа по природоведению, 5 класс (46.46 KB)
Краевое училище олимпийского резерва (УОР) на прошлой неделе презентовало свою главную покупку нынешнего года — новый современный ратрак. Оборудование привезли в Барнаул прямо с завода в Германии. Обошелся «малыш» в 18 млн рублей — сумма немалая и сопоставима с годовым бюджетом некоторых профессиональных клубов. В краевой федерации биатлона заявляют: покупка оправданная. Однако у спортивной общественности по этому поводу появились вопросы.
О чем был спор
Острое обсуждение неожиданно разгорелось в Instagram министра спорта края Алексея Перфильева. Под новостью о покупке ратрака кто-то задал вопрос: а целесообразно ли брать такую дорогостоящую технику на обслуживание трассы длиной всего 2,5 км — больше за забором УОР все равно нет.
В разговор вступила Елена Шалина, старший тренер по биатлону в училище, и сразу заявила: «Что вы прицепились к стоимости ратрака? Не вам решать, хватит его нам или нет». А потом добавила: все, кто не разбирается в профессиональном спорте, можете отправляться на Трассу здоровья. Там вам, как говорится, и место.
Неудержим оказался и председатель барнаульской федерации биатлона Андрей Угаров, который, например, обвинил коллег-спортсменов из «Динамо», «Университета» и «Коммунальщика», получающих якобы сотни миллионов из бюджета, в низких результатах на «уровне первенства поселка».
Скрины комментария из Instagram Алексея Перфильева.
Скрины комментария из Instagram Алексея Перфильева.
Скрины комментария из Instagram Алексея Перфильева.
В какой-то момент вмешался сам министр и попросил быть добрее. Наутро собеседники Угарова оказались забанены. Так общение и закончилось.
Как покупали ратрак
Немецкий ратрак марки Pisten Bully 100 «пришвартован» к лыжно-биатлонному комплексу УОР в Сухом Логу вот уже больше месяца. Директор учреждения Евгений Трубников признается: ждали его здесь 10 лет.
Все эти годы укладывать трассу приходилось двумя «Буранами» и прицепными приспособлениями, часть из которых сами собрали вручную.
Ратрак на лыжно-биатлонном комплексе в Барнауле.
Анна Зайкова
Выезжал на задание «Буран» и в мороз, и в метель, и было очевидно, что это неправильно.
«В минус 30 градусов человек работал в таких условиях — это одно. Второе — качество подготовки трассы ратраком совершенно другое. Это то же самое, что каток заливать из шланга или специальным оборудованием — другая скорость и другие ощущения. Спортсмену не надо переживать, на какую кочку он может налететь. Он сосредоточен только на результате», — рассказал Трубников.
По его словам, подобные ратраки уже давно работают на биатлонных комплексах других сибирских регионов.
Барнаульские лыжники в октябре.
Олег Богданов
Что из себя представляет ратрак
Pisten Bully 100 денег своих вероятно стоит — марка проверенная и надежная — используется на всех мировых биатлонно-лыжных комплексах. Своеобразный BMW, только в своем классе. Гарантийный срок у ратрака — два года, но руководство УОР рассчитывает, что проработает он 15 лет, не меньше.
Для прокладки первоклассной трассы у него есть все необходимое: ковш впереди выравнивает и, если требуется, подчищает лишний снег. Ширина захвата у Pisten Bully 100 — 3,10 метра.
Гусеницы взрыхляют снег и разбивают ледяную корку. Эту же функцию выполняют фрезы. Резиновый уплотнитель на «корме» выводит на трассе тот самый вельвет — слегка ребристый снежный рисунок. Есть специальные приспособления и для нарезки лыжни классикой.
Ратрак на лыжно-биатлонном комплексе в Барнауле.
Анна Зайкова
Ратрак на лыжно-биатлонном комплексе в Барнауле.
Анна Зайкова
Ратрак на лыжно-биатлонном комплексе в Барнауле.
Анна Зайкова
Красота. Осталось только правильно приложить руки. Для работы на ратраке в УОР приняли специального человека. Он постепенно осваивается, разбирается в тонкостях трассоукладочного дела.
Пока не все проходит гладко — несколько недель назад ратрак вышел за пределы лыжероллерного забора и в лесу, на лыжном круге, срезал снег, обильно смешал его с землей и растянул эту грязь на 200 метров. Участок этот в народе уже прозвали «убийством лыж».
Евгений Трубников все эти момент вроде как понимает и заверяет: водитель ратрака будет учиться работать правильно.
Ратрак на лыжно-биатлонном комплексе в Барнауле.
Анна Зайкова
Надо сказать, что немецкий ратрак в УОР мог и не появиться. По условиям госзакупок, приобрести на бюджетные средства заказчик должен был отечественный образец. В России их производят в Челябинске, но качество сборки, по словам Евгения Трубникова, оставляет желать лучшего.
Где работает Pisten Bully 100
Гусеничный «малыш» уже утюжит стрельбище и 2,5 км лыжероллерной трассы, которую еще осенью, по соображениям безопасности, отгородили трехметровым забором. Больше у училища своей территории нет.
Два раза выезжал ратрак на соседний 600-метровый круг в Сухом Логу, который спортсмены УОР используют во время соревнований. Но это, скорее, исключение.
Этот факт и удивил общественность: бюджетные деньги вложены большие, а размах работ-то довольно скромный. Почему?
Идею о том, что плодами государственных вложений в спорт должны пользоваться как можно более широкие слои населения, целенаправленно продвигает Министерство спорта России. Руководитель ведомства Олег Матыцин подтвердил ее в январе нынешнего года, будучи на Алтае.
Осматривая барнаульский гребной канал, он похвалил местные власти за привлечение федерального и краевого финансирования в строительство и добавил, что теперь дорогостоящий объект должен использоваться по максимуму, иначе бюджетные деньги будут попросту потеряны.
История с ратраком, как говорится, из той же оперы, только масштаб чуть поменьше.
Ратрак на лыжно-биатлонном комплексе в Барнауле.
Анна Зайкова
Что можно сделать
Сухой Лог, где располагается стрельбище училища олимпийского резерва — место уникальное: кусочек прекрасного соснового бора. Рельеф холмистый — такого нигде в Барнауле больше нет. Раздолье для качественной отработки лыжных спусков и подъемов.
Тот, кто в этом действительно понимает, бывает здесь регулярно. Сейчас вокруг стрельбища УОР есть две любительских трассы, подготавливают их местные энтузиасты — сами, без чьей бы то ни было помощи. Пользуются все без исключения — заборов нет.
Выезжают сюда и сами спортсмены. По словам Сергея Тарасова, руководителя Федерации биатлона Алтайского края, тренироваться только на трассе в 2,5 км непродуктивно, лыжникам и биатлонистам в любом случае нужен размах. Так почему бы не готовить большой круг вместе?
Ратрак на лыжно-биатлонном комплексе в Барнауле.
Анна Зайкова
Проблема, как оказалась, в соснах. На одном участке дерево не позволяет ратраку опустить навесное оборудование, на другом — вообще перекрывает путь. Минприроды при этом непреклонно — трогать сосны нельзя. Но, как известно, если прекратить ругаться и приложить совместные усилия, выход найти можно. Выиграют от этого все.
Где еще можно встретить ратрак
Трасса Здоровья
Ратрак Pisten Bully Paana работает здесь с 2013 года. Техника была куплена компанией «Мария-Ра». Отличие от Pisten Bully 100, что приобретен для УОР, в одноместной кабине и меньших размерах. Такие габариты позволяют технике работать в условиях леса и проходить все узкие места.
Ратрак прокладывает трассу как на коньковый ход, так и на классику. Чтобы пройти все 25 км требуется около четырех часов. Работает здесь ратрак, не покладая гусениц, выходя на задание обычно раз в день. Если затягиваются снегопады, бывает и чаще. Каждый сезон по Трассе Здоровья проходят тысячи барнаульцев.
Санниково
Ратрак Pisten Bully 150 работает на местной базе первый сезон. Приобретали его частные инвесторы, развивающие в Санниково лыжный спорт. Ратрак не новый, поэтому его стоимость около 3 млн рублей. Габариты относительно небольшие — 2,5 метра. Его специально подбирали под особенности местной лесистой местности. Ратрак прокладывает трассу длиной четыре километра, но в будущем ее планируется увеличить до 10−15 км.
МОСКВА, 21 декабря. /ТАСС/. Сборщики шишек, испытатель беспилотников и заведующий пляжа вошли в топ самых интересных вакансий уходящего года на SuperJob. Об этом ТАСС рассказали в аналитической службе сервиса.
По данным аналитики, среди самых необычных вакансий в 2021 году оказались начальник автоколонны в Египте, автор сказок на ночь для ИТ-компании в Калининграде, сборщик кедровых шишек в Забайкалье, испытатель беспилотников в столице и заведующий пляжем в Ялте.
В этом году на онлайн-платформе размещали вакансии начинающих героев кино в компаниях по кинопроизводству. Для соответствия нужна была грамотная речь, красивый тембр голоса, игровой образ, опрятный внешний вид и отсутствие страха публичных выступлений. За подработку в качестве киногероя, актера массовых сцен, эпизодического героя, ведущего в кинокомпаниях Мосфильм, Киностудии им. Горького и «Главкино», а также начинающих актеров молодежных сериалов, художественных фильмов, документального кино, тв-рекламы, героев музыкальных клипов звезд российской рекламы на телестудии в «Останкино» предлагали гибкий график работы и гонорары в 50 тыс. рублей и более за съемочный день.
Также соискателям в этом году была доступна вакансия парфюмера на фабрике «Новая Заря», одной из старейших в Москве. Требовалось контролировать производство и вести сопроводительную документацию, а также иметь образование в области химии.
А в Калининграде в этом году искали автора сказок на ночь для ИТ-компании, занимающейся разработкой мобильного приложения для медитаций, рассказов и сказок для сна, а также созданием контента для снятия стресса. Как указывалось в объявлении, на вакансию автора сказок на ночь искали специалиста, «имеющего талант к писательству» и любящего сказки.
В этом году работодатели также искали заведующего пляжем в Ялте. От успешного кандидата требовалось прохождение профессиональной подготовки по программе обучения матросов-спасателей.
А в одной из крупных российских госкорпораций была открыта экзотическая вакансия за рубежом — начальник автоколонны в Египте с зарплатой до 250 тыс. рублей. Предлагали 6 месяцев поработать и 1 месяц отдохнуть по графику восьмичасовой пятидневки или шестидневки. Трудиться нужно было в Египте, в городе Эль-Дабаа на северном побережье Африки.
Сборщикам кедровой шишки в Забайкальском крае представлялось возможным зарабатывать от 2 500 до 8 000 ₽ в день, при этом работодатель доставлял сотрудников до места сбора ценного лесного продукта и обратно, предоставлял питание и сигареты за свой счет.
У работодателя из Смоленска была вакансия в области ювелирного дела — огранщик алмазов. В одной из крупнейших российских компаний по добыче полезных ископаемых искали начинающего специалиста по огранке алмазов. При приеме на данную позицию требовалось наличие высшего образования и отличное зрение.
В Москве искали испытателей беспилотников. Такому сотруднику нужно было передвигаться согласно маршрутному листу, фиксировать все, что происходит с беспилотным автомобилем, который находится в автономном режиме. Требования были простые: водительский стаж в категории «Б» не меньше трех лет, желательный опыт работы, связанный с вождением автомобиля, не меньше двух лет, рассматривали кандидатов без опыта работы, но которые любят автомобили и часто находятся за рулем, с аккуратным и уверенным стилем вождения и безаварийным стажем, а также идеальным знанием ПДД.
Работодатель из Москвы предлагал вакансию «котоняни» в московский отель для кошек. Специалисту предстояло выполнять нетривиальные задачи. Например, ухаживать за кошками (расчесывать им шерсть и протирать глаза) и даже играть с животными. Среди списка требований значились: любовь к кошкам, аккуратность, опрятный внешний вид, ответственное отношение к работе, чистоплотность, дисциплинированность, пунктуальность, стрессоустойчивость, приветливость и умение найти подход к животному.
В Астрахани искали специалиста по обучению коал на дому, чтобы присматривать за южными мишками. В основных обязанностях указывались обучение и дрессировка коал по стандартам компании. При этом работнику надо было проводить обучение животных у себя на дому. Также в вакансии указывалось, что на одну семью выдавалось не более 5 животных, еженедельно проводится мониторинг качества обучения коал. Среди требований были любовь к животным, аккуратность и ответственность.
В парк отдыха «Зооферма Шихово» в Подмосковье в декабре требовался в команду погонщик собачьей упряжки. Помимо прямых обязанностей, от специалиста требовали выполнения хозяйственных хлопот, было нужно проводить гостевые программы на территории лагеря. Также работодатель приветствовал не только любовь к собакам, но и к людям.