Сказка о склонениях имен существительных

Организация: моу загоскинская сош им. зимина майнского р-на ульяновской обл.населенный пункт: ульяновской область, с. загоскино цель: актуализировать знания об известных

Организация: МОУ Загоскинская СОШ им. Зимина Майнского р-на Ульяновской обл.

Населенный пункт: Ульяновской область, с. Загоскино

Цель: Актуализировать знания об известных учащимся признаках, по которым существительные распределяются по трём склонениям.

Планируемые результаты:

Личностные УУД: осознание языка как основного средства человеческого общения, развитие самостоятельности и дисциплинированности, формирование интереса (мотивации) к учению, осознание личностного желания учиться. Воспитание патриотизма, стремление защищать свою Родину.

Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке; отличать верно выполненное задание от неверного; осуществлять самоконтроль; давать оценку своей деятельности на уроке.

Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; формировать умения приходить к общему решению в совместной деятельности, но и учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; уметь выражать свои мысли и овладевать диалогической формой речи.

Познавательные УУД: овладение приёмами отбора и систематизации материала на заданную тему( анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация ); владеть навыками отбора и поиска информации, способность к сохранению и передачи информации, полученной на уроке, построение речевых высказываний, использование знаково-символических средств.

Предметные:

Знать склонение имён существительных.

Уметь определять склонение имён существительных.

Ход урока

1.Организационный момент. Мотивация учащихся.

Дети стоят в кругу около доски. Приветствие. Звучит песня (о российской армии).

Подумайте, пожалуйста, почему именно эта музыка звучит у нас в классе?(урок проводится накануне Дня защитника Отечества)

Дуют ветры в феврале,

Воют в трубах громко.

Змейкой мчится по земле

Легкая поземка.

Поднимаясь, мчатся вдаль

Самолетов звенья.

Это празднует февраль

Армии рожденье.(С.Маршак)

Кого вы будете поздравлять с праздником? Но ведь вы, сегодняшние пятиклассники, вырастете и тоже станете защитниками нашей родины. Причем не только мальчики, но и девочки могут для себя выбрать профессию, связанную с армией. Поэтому наш урок русского языка я хочу посвятить этому празднику

-Продолжите высказывание известного русского полководца Александра Васильевича Суворова «Тяжело в ученье — …(легко в бою)».

Молодцы, поэтому сегодня мы с вами будем учиться, набираться ума, чтобы в будущем стать достойными носить звание защитника Отечества.

2. Определение целей урока. Прием «Миксер»

-Ребята, в руках у каждого из вас есть маленькие карточки со словом. Подумайте, как распределить эти слова на три группы (дети обсуждают и делятся на группы).

(Слова на карточках: Отчизна, родина, Россия, держава, страна, семья, майор, генерал, ефрейтор, лейтенант, адмирал, капитан, сержант, строгость, выносливость, стойкость, уверенность, ловкость, сообразительность.)

Какая у вас получилась группа слов?(1 – на тему «Родина», 2 – воинские звания, 3 – качества) Молодцы! А теперь посмотрите внимательнее, может быть, эти слова объединены еще по какому-то принципу с точки зрения русского языка? (Ответ: по родам, по склонениям)

Совершенно верно, именно о склонении существительных мы с вами и будем сегодня говорить.

3. Целеполагание. Фронтальная работа.

А сколько склонений существительных в русском языке?

«Три склонения существительных» – это тема нашего урока.

-Какие цели мы поставим сегодня, чему будем учиться?

(вспомним, что такое склонение, как определить склонение существительного, поучимся определять склонение им.сущ.)

Задание для осуществления самоконтроля и самооценки.

Ребята, я предлагаю вам сегодня побыть шифровальщиками. На листочках после выполнения каждого задания вы должны поставить знак

Шифровка. (лист самооценки)

! – все понял, задание выполнил сам

/ — воспользовался помощью

? – осталось много вопросов, не справился

Вид работы

Моя оценка

Верю – не верю

Знание падежных вопросов

Работа в группе. Составление таблицы

Эстафета

Работа с текстом. Определение склонений существительных

Итоговая оценка

4. Актуализация знаний.

А) Игра «Верю-не верю». Фронтальная работа.

Военным часто приходится собирать разные сведения с помощью разведки, а затем оценить, какие из них достоверные, а какие нет. Порой это бывает непросто. Я предлагаю вам подумать, насколько верными являются утверждения. Важно объяснить, почему вы так считаете.

— Существительное обозначает предмет. (Верю)

— Все существительные делятся на собственные и личные. (Не верю)

— Все существительные изменяются по числам. (Не верю).

— Существительные изменяются по родам. (не верю)

— Существительные склоняются. (Верю)

Молодцы, вы ответили на все вопросы. Что мы повторили? Кому было трудно отвечать на вопросы? Кто не испытывал затруднений? Самооценка.

Б). Повторение падежных вопросов. Фронтальная работа. Игровой прием «Передай другому».

— Ребята, что же такое склонение? (склонением называется изменение существительных по падежам).

— Давайте вспомним падежи. Каждый говорит один падеж и вопросы к нему, а затем бросает мяч следующему ученику, по своему выбору.

Проблемный вопрос.

-Ребята, а зачем нам нужно знать падежи и склонения существительных? (чтобы правильно писать окончания)

Оцените свое знание падежных вопросов

5. Заполнение таблицы « Склонение существительных». Систематизация теоретических знаний. Работа в группах.

Вы знаете, ребята, ни один военный не может прожить без умения читать карты и различные схемы. Как вы думаете, почему?

А мы как будущие защитники Отечества сегодня попробуем поработать со схемой, которая лежит на вашем столе.

-Посмотрите внимательно на таблицу. Как бы вы ее назвали?

— Как вы думаете, а что должно быть в 4 колонке? (примеры). Не забудьте ее заполнить.

Поработаем в группах. Сколько времени вам понадобится для выполнения работы?

Склонение

Род

Окончание

1

2

3

Проверка работы.

Ребята, а окончания какой формы мы имеем в виду? (формы И.п.) Значит, какой порядок действия нужно соблюсти, чтобы определить склонение существительного?

Н.ф. – род – окончание – склонение.

Не забудьте оценить себя

6. Практическое применение знаний. Командная игра «Эстафета». При проверке — фронтальная работа.

Любой солдат должен быть физически крепким. Ребята, а вы знаете, что такое марш-бросок?

( Марш – бросок – стремительное перемещение войск. Маршбросками называют неожиданное для противника передвижение, воинского подразделения, способное нанести неожиданный удар. Используется в качестве тренировки солдат во время службы).

Да ребята, это испытание не из легких. Надо к нему тщательно готовиться. Поэтому сегодня мы с вами проведем эстафету, где нам так же понадобится быстрота, но кроме этого, еще и сообразительность.

Работать будем командой, по рядам. Каждый участник должен будет выйти к доске, взять существительное и прикрепить его в столбик нужного склонения. Побеждает команда, которая справилась быстрее и допустила наименьшее количество ошибок.

На полу рассыпаны карточки со словами:

Сила, быстрота, папа, темнота, умница, отличница ,занятие, отличник , здоровье, ум, рояль, повидло, ночь, старательность , медаль, уверенность, болезнь, высь.

молодцы! Трудно ли было выполнять задание? Кому было легко?

ПРОВЕРКА (Учащиеся находят ошибки, объясняют)

7. Самостоятельная индивидуальная работа с последующей самопроверкой. Работа с текстом.

Наши морские просторы защищают военные корабли и подводные лодки. Все вместе они и составляют военно-морской флот.

Большие надводные корабли — линкоры — вооружены орудиями, пулеметами, крылатыми ракетами. Крейсер — это корабль поменьше, а миноносец — корабль сторожевой.

Военных, которые служат во флоте, называют моряками.

На корабле всегда есть капитан. Он в ответе за весь корабль. Ему помогает помощник капитана и штурман, прокладывающий в море курс. Боцман следит за порядком на корабле. Радист поддерживает связь с землей и другими судами. Корабельного повара называют коком. У каждого моряка в команде свои обязанности.

— О чем этот текст? Кто-нибудь из вас мечтает стать моряком? Что нового вы узнали из текста? Найдите существительные в выделенных предложениях и определите их падеж и склонение.

Самопроверка по слайду. Оцените себя. Какие затруднения?

8. Игра «Третий «лишний».

Шампунь, морковь, гладь

Тополь, рояль, любовь

По дороге, к доске, о сказке

Не забудьте оценить свою работу

9. Рефлексия. Подведение итогов урока. Фронтальная работа.

Работа с «шифровкой « — таблицей самооценки. Каких условных знаков оказалось больше? Проанализируйте свою работу с помощью вопросов:

-Сегодня я узнал…

-Самым трудным для меня было задание…

-Сегодня я хотел бы поблагодарить…

Прием «Шкатулка» (индивидуальная работа) – написать на листочке самое ценное, самое главное о сегодняшнем уроке и сложить в мою шкатулку.

Спасибо за работу!

10. Домашнее задание – составить карточку с 3 вопросами по изученным темам ИЛИ с практическим заданием для одноклассника.

Литература

  1. Гладко М. «Методический прием «Волшебная шкатулка»: описание, рекомендации к использованию» // https://pedsovet.su/metodika/priemy/6394_priem_volshebnaya_shkatulochka
  2. Ткачева В.П. Современный урок русского языка с учетом требований ФГОС // https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2016/05/15/statya-sovremennyy-urok-russkogo-yazyka-s-uchyotom
  3. Царькова М. «Конспект занятия в старшей группе «Российская армия»// https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-v-starshei-grupe-rosiiskaja-armija.html

Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат (в правом нижнем углу экрана).

Единственное и множественное число имён существительных

Имя существительное — часть речи, которая обозначает предмет и изменяется по падежам и числам.

Число имен существительных — это непостоянный грамматический признак существительного. Проще говоря, существительные могут изменяться по числам: быть в форме единственного и множественного числа.

Единственное число — грамматическое число, которое используют для обозначения одного предмета.

  • Например: ложка, стол, машина.

Множественное число — грамматическое число, которое используют для обозначения нескольких предметов. Они всегда объединены каким-то признаком.

  • Например: вилки, стулья, велосипеды.

В русском языке все существительные можно разделить на три группы:

  • Существительные, которые изменяются по числам
    подушка — подушки
    сестра — сестры
    груша — груши

  • Существительные, которые употребляются только в единственном числе
    (мука, любовь, снег);

  • Существительные, которые употребляются только во множественном числе
    (обои, бусы, весы).

Способы образования множественного числа существительных

Форма множественного числа существительных образуется с помощью окончаний -и/-ы, -а/-я, -е:

  • горы — горы;

  • блик — блики;

  • письмо — письма;

  • поле — поля;

  • крыло — крылья.

Для образования множественного числа слов можно использовать формообразующие суффиксы и окончания:

  • дочь — дочери (суффикс -ер-);

  • небо — небеса (суффикс -ес-).

Чередование суффиксов также образует форму множественного числа слов:

  • лисёнок (суффикс -енок-) — лисята (суффикс -ят-);

  • телёнок (суффикс -енок-) — телята (суффикс -ят-).

В редких случаях формы множественного числа можно образовать с помощью смены корня:

  • человек — люди;

  • ребенок — дети.

Такое формообразование называется супплетивным.

Супплетивные формы — это формы одного слова, которые образованы от разных корней.

Некоторые многозначные слова образуют по-разному формы множественного числа:

  • корень — корни дерева и коренья петрушки;

  • лист — листы бумаги и листья растений.

У несклоняемых существительных множественное число выражается через сочетание со словами других частей речи:

  • подъехавшее такси — быстрые такси;

  • бежевое пальто — длинные пальто.

Еще один признак формы множественного числа у существительных — перемещение ударения и чередование согласных:

  • гри́б — грибы́;

  • сы́н — сыновья́;

  • сон — сны;

  • звено — звенья.

Особенности образования форм множественного числа у некоторых имён существительных:

  • Слова «сын» и «кум» во множественном числе приобретают суффикс -ов: сыновья, кумовья.

  • Слова «чудо», «небо» и «древо» во множественном числе приобретают суффикс -ес: чудеса, небеса, древеса.

  • Слово «ухо» во множественном числе имеет основу уш-: уши, ушей, ушам.

  • Слово «судно» во множественном числе теряет последнюю фонему корня -н: суда, судов, судам.

А еще бывают существительные, которые можно использовать только в единственном или только во множественном числе. Вот они:

  • группы предметов: белье, барахло, малышня, листва;

  • вещественные существительные: кофе, цемент, лён, масло, сахар, нефть;

  • качества или признаки: голубизна, грусть, темнота, сила;

  • отвлеченные или абстрактные существительные: добро, горе, веселье, краснота, бег, седина;

  • собирательные существительные: учительство, студенчество, листва, зверьё, вороньё, детвора;

  • названия действий или состояний: пение, рисование, ходьба, мытье;

  • некоторые имена собственные: Россия, Урал, Сургут, Кавказ.

Может быть так, что существительное, у которого есть только форма единственного числа, образует форму множественного числа. В таком случае значение слова изменится:

  1. У вещественных существительных форма множественного числа может значить:

    • вид, сорт вещества: вино — сухие вина, сахар — вредные сахара;

    • большое пространство, которое покрыто этим веществом: вода — воды речные, песок — пески пустыни;

  2. У отвлеченных существительных форма множественного числа может значить:

    • различные проявления качеств, свойств, состояний: седина — красота седины, бег — интенсивность бега;

    • длительность, многократность и степень проявления признака, состояния, действия: мороз — длительные морозы, веселье — много веселья, крик — крики.

Только форму множественного числа имеют:

  • парные предметы, которые состоят из двух частей: ножницы, лыжи, двери, перчатки, линзы;

  • составные предметы: счеты, грабли, часы;

  • вещественные существительные: отруби, чернила, сливки, духи;

  • временные промежутки: выходные, каникулы, сутки;

  • собирательные существительные: деньги, финансы, дебри;

  • названия игр: шашки, догонялки, прятки;

  • названия действий и отвлеченные существительные: выборы, хлопоты, именины;

  • некоторые имена собственные: Уральские горы, Карпаты, Афины;

Запоминаем!

У существительных, которые имеют только форму множественного числа, невозможно определить род и склонение.

Русский язык в онлайн-школе Skysmart — это увлекательные уроки на интерактивной платформе с примерами из современных текстов.

Особенности употребления существительных во множественном числе

А вот и правила употребления некоторых имён существительных во множественном числе.

  • Единственное число: сапог, ботинок, валенок.

    Множественное число: пара сапог, пара ботинок, пара валенок.

  • Единственное число: носок.

    Множественное число: пара носков.

  • Единственное число: мандарин, яблоко, помидор.

    Множественное число: много мандаринов, много яблок, много помидоров.

Главная » Статьи » Диктанты на тему: Падежные окончания имен существительных (4 класс Русский язык)

Диктанты на тему: Падежные окончания имен существительных (4 класс Русский язык)

Диктанты на тему: Падежные окончания имен существительных (4 класс Русский язык)

diktanti temu padezhnie FF15212

Ребята жили в деревне недалеко от леса. На лесной опушке под елкой они устроили птичью столовую. Ветки ели защищали кормушку от вьюги. Пищу для птиц дети заготовили еще с осени. Сегодня ребята шли узкой тропинкой навестить друзей. На скатерти снегов видны лисьи, заячьи, птичьи следы. Инеем украсил мороз березку. В домике уже завтракала синичка. Из чащи летела к кормушке стайка щеглов. Вдруг на верхушке елки появилась белка. Зверек огляделся и прыгнул на птичий домик. Редкая гостья ловко стала объедать ягодки с кисти рябинки.

Грамматические задания

1) Разобрать третье предложение по членам предложения (подчеркнуть главные члены, выписать словосочетания, после каждого имени существительного в словосочетании указать склонение и падеж).

2) Над каждым именем существительным в единственном числе указать падеж (например, во втором, или третьем, или четвертом предложении).

3) Выписать по одному существительному каждого типа склонения сначала в той форме, в которой дано это существительное в предложении, затем в начальной форме.

Контрольный диктант — Как мужик убрал камень

На площади в одном городе лежал огромный камень. Он занимал много места и мешал проезду на лошади. Призвали инженеров и попросили помощи в уборке камня.

Первый инженер предложил порохом разбить камень на части и вывезти их. Он запросил оплату в восемь тысяч рублей. Другой инженер придумал под камень подвести большой каток и свалить его на пустоши. По стоимости это будет шесть тысяч рублей.

А один мужик взялся камень за сто рублей убрать. Он выдумал выкопать подле камня яму, свалить его туда и заровнять землёй.

Мужик так и сделал. Ему дали сто рублей за работу и сто рублей за умную выдумку.

Объем: 104 слова

Слова для справок: его, тысяч, предложил.

Грамматическое задание

1. Выписать по одному словосочетанию с именами существительными 1, 2, 3-го склонения. Выделить окончания существительных, определить падеж.

2. Выполнить звуко-буквенный разбор слова:

вариант 1 — его,
вариант 2 — шесть.

3. Разобрать имя существительное как часть речи:

вариант 1 — (за) выдумку,
вариант 2 — инженеров.

4*. Составить из слов пословицы. Выделить окончания имён существительных.

1) Радость, кудри, печаль, секутся, вьются.

2) Мать, не, лучше, друг, сыщешь.

3) Радость, шаг, один, печаль.

Проверочный диктант — «Ночной гость»

Наш двор засыпало снегом. Мы ходим от двери до ворот по узкой тропинке. Ночью стояла удивительная тишина. В комнате было тепло. Свет лампы мягко падал на книгу. В тетради были новые стихи. Вдруг я уловил осторожный стук в окно. Было поздно. Кто мог стучать? Я подхожу к окну. Ночное небо прояснилось. Сугробы искрились в голубом свете луны. За замёрзшим стеклом я заметил синичку. Вот так ночной гость!

Грамматическое задание:1) Выпишите из текста два словосочетания с именем существительным, поставьте вопрос от главного слова к зависимому, определите падеж имени существительного.

2) Разберите как часть речи слова:

1 вариант — по тропинке,
2 вариант – в тетради.

3) Первое предложение разберите по частям речи и членам предложения.

Диктанты с орфографическим заданием. Имя существительное. (4 класс)

 Диктанты с орфографическим заданием предназначены для самостоятельной работы учащихся.

Содержимое разработки

Карточка №14

Диктант 1. На (о,а)пушке

Вз(о,а)шло (над)зимн___ лесом со(л)нце. Чист___ бел___ скат(и,е)рт(ъ,ь)ю п(о,а)крылась и о(т,д)дыхает з(е,и)мля. (По)краю п(а,о)лянки идет с (о,а)хоты рыж___ лис. Лапка за лапкой в(ь,ъ)ют(ь)ся (за)ним сл(и,е)ды. Вот хрус(т)нула и сл(а,о)малась мёрзл__ ветка. Слушает лис (не)зап(и,е)щит ли под коч(ь)кой (в)зимн__ норке мышь. Вот пр(а,о)л(е,и)тела стайка кл(е,и)сто(ф,в) она разм(е,и)стилась (на)в(и,е)рхушке ели. Выл(и,е)тели (из)глубок____ пуш(и,ы)ст____ снега кр(о,а)савцы-т(и,е)т(е,и)р(и,е)ва. Они сели на п(а,о)крытую кружевн___ ин(е,и)ем б(е,и)рё(с,з)ку. Всё п(а,о)дм(е,и)ч(я,а)ет старый лис.

Диктант 2. Летом на даче

Оля и (п,П)етя о(д,т)дыхают летом на даче в д(е,и)ревне. Радуют гла(с,з) г(о,а)лубые брызги вас(е,и)л(ь)ков ж(о,ё)лтые г(а,о)ло(в,ф)ки лютиков роз(а,о)вый клев(и,е)р. (В)т(и,е)ш(ы,и)не летн____ утра слышны тол(ь)к(а,о) птич(ъ,ь)и г(а,о)л(о,а)са и стрёкот кузнеч(е,и)ков.

Дач(ь)ный дом(е,и)к ут(а,о)пает (в)пышн___ зел(е,и)ни и цв(е,и)тах. У(с,з)кая д(о,а)ро(ш,ж)ка за домом в(е,и)дёт к ш(е,ы,и)рок___ реч(ь)ке. (На)б(и,е)р(е,и)гу реч(ь)ки дети наблюдают за стайками мелк__ ры(п,б).

В су(б,бб)оту вся с(и,е)м(ь,ъ)я (а,о)тправилась на лод(а,о)ч(ь)ную пр(а,о)гулку. Папа нал(и,е)гает (на)вёсла и ло(в,ф)ко направляет ло(т,д)ку (к)друг___ бер(е,и)гу. Мама и р(и,е)бята любуют(ь)ся ч(ю,у)дес(т)н____ ку(ф,в)ш(ы,и)н(ь)ками.

Диктант 3. Грибн___ до(ш,ж)(д,т)(ь)

П(а,о)дн(е,и,я)лась б(а,о)л(ь)шая и тёмная туч(а,я) накрыла со(л)нце. Пр(а,о)шумел (по)л(и,е)сным макушкам сил(ь)ный вет(е,и)р. Зак(о,а)ч(я,а)лись д(е,и)рев(ъ,ь)я закруж(ы,и)лись над тр(а,о)пинкой лист(ь,ъ)я. Змейкой св(и,е)ркнула на небе молния. Капля за каплей хлынул тёплый до(ш,ж)(д,т)(ь).

После пр(а,о)л(е,и)вн___ д(о,а)ждя (в)л(и,е)су сил(ь)но пахнет гр(е,и)бами. (В)тр(о,а)ве у тр(а,о)пинки пряч(ю,у)т(ь)ся крепк___ б(а,о)р(а,о)в(е,и)ки мокрые сыр(а,о)е(ж,ш)ки маслята. Между белыми ств(а,о)лами б(е,и)рё(с,з) т(о,а)лпят(ь)ся м(а,о)л(о,а)дые (под)б(и,е)рёз(а,о)вики.

Дал(ь)ше манит (в)свою гущ(у,ю) ч(я,а)стый ел(ь)ник. (С,З)дес(ь) радуют гла(с,з) душ(ы,и)стые грузди и под(а,о)синовики с нарядн___ крас(т)ной шляпой. А на п(о,а)лянках п(а,о)казались рыж(ы,и)ки и з(а,о)л(о,а)тые л(е,и)сич(ь)ки.

Задание. Сложные предложения и предложения с однородными членами разобрать. Определять падеж сущ.

diktanti orfograficheskim zadaniem 3D6F-75%

4 класс Итоговый диктант по теме: «Грамматические признаки имён существительного и прилагательного» Ночная радуга Однажды я ночью увидел радугу!

1 4 класс Итоговый диктант по теме: «Грамматические признаки имён существительного и прилагательного» Ночная радуга Однажды я ночью увидел радугу! В летнюю ночь мы с товарищем сидели у костра на берегу реки. Надвинулась туча и затянула всѐ небо. Пошѐл мелкий, но сильный дождь. Мы спрятались в шалаш. Скоро дождь почти перестал. И я увидел над рекой радугу. Только она была не цветная, а молочно-белая. Среди чѐрных туч появился просвет, а в него выглядывала луна. Я не спал и любовался светящей в темноте ночной радугой. (По В. Баталову) (70 слов) Орфографическое задание I вариант 1. Выпиши из диктанта все слова с орфограммой «Мягкий знак на конце слов после шипящих». Обозначь орфограмму. 2. Запиши номер предложения и укажи количество запятых, которые нужно в нѐм поставить. 1. Свежий ветер пахнет полынью васильками мятой. 2. Дремучими лесами покрыты Урал Приуралье и Сибирь. 3. На кустах на траве на былинках на соломинках блестят нити осенней паутины. 1. Выпиши из диктанта слово с орфограммой «Разделительный мягкий знак». Запиши ещѐ два слова с этой орфограммой. Обозначь орфограмму. 2. Запиши номер предложения и укажи количество за пятых, которые нужно в нѐм поставить. 1. Заяц выбрал местечко посуше раскопал снег лѐг в новую нору уложил на спине уши и заснул. 2. Искры костра взвивались падали шипели. 3. Солнце выглянуло из-за туч поиграло лучами но скоро опять исчезло. Текущая контрольная работа по теме: мягкий знак после шипящих в глаголах I вариант 1. Подбери к данным глаголам противоположные по значению. чернеть. находить. радовать. проснуться Выбери в скобках нужные глаголы и запиши предложения. На день рождения папа (дарил, подарил) мне самокат. Футбольная команда (играла, выиграла) первый матч со счѐтом 3 : 0. Завтра мы поедем (встречать, встретить) маму из командировки. 3. Найди и выпиши глаголы в начальной форме, гуляет, гуляем, гулять, ходят, ходить, ходим, мечтаю, мечтать, мечтаешь, думаем, думаешь, думать 4. Спиши глаголы. Определи их лицо и число. обедает, прыгаю, помогаем, видите, смотрят 5. Выпиши из предложений глаголы в два столбика: в единственном числе; во множественном числе. Самолѐт летит. Деревья растут. Корабль плывѐт. Пчѐлы жужжат. Птицы поют. Комар пищит.

2 6. Выпиши предложения с глаголами в форме 1-го лица. Обозначь личные окончания. Друзья отправились в путь. Я рисую пейзаж. Водитель объявил остановку. Идѐшь по лесу и радуешься весне. После уроков мы обедаем, гуляем, играем. Сестра печѐт вкусный пирог. Приходите в воскресенье в гости. 1. Раздели глаголы на группы по значению: 1) рукодельничать; 2) издавать звуки; 3) готовить. жарить, мяукать, вышивать, варить, лаять, шить, мариновать, вязать, мычать 2. Запиши глаголы в два столбика. *Назови вид глаголов в каждом столбике. подарить, выиграть, петь, встречать, играть, дарить, встретить, забыть Что делать? Что сделать? 3. Запиши начальную форму глаголов. Обозначь суффиксы неопределѐнной формы. читают, читаешь, читал. выучу, выучим, выучил. сидят, сидим, сидел. купим, купил, куплю Выпиши глаголы в личной форме. Обозначь окончания. прыгают, кормить, держу, нести, говорим, ждать, работаешь, беречь, нарисовать 5. Запиши предложения, заменив множественное число единственным. Летит самолѐт. Деревья растут. Корабли плывут. Жужжат пчѐлы. Снег тает. Жаворонок звенит. Идут девочки. 6. Выпиши предложения с глагола ми в форме 2-го лица единственного и множественного числа и 3-го лица множественного числа. Обозначь оконча ния глаголов. Друзья идут в поход. Я рисую пейзаж. Водитель объявляет остановку. Идѐшь по лесу и радуешься весне. После уроков мы обедаем, гуляем, играем. Сестра печѐт вкусный пирог. Приходите в воскресенье в гости. Итоговый диктант по теме: орфограммы изученных в 1 и 2 четвертях Ежик По лесной тропинке торопится, бежит в свою норку ѐж. Осенью у ежей мало добычи. Не найдѐшь червей и лягушек. Не отыщешь жуков и гусениц. Днѐм и ночью таскает ѐж в нору листочки и мягкий мох, го товит себе тѐплое зимовье. Скоро спрячется зверѐк в своѐм лого ве и проспит там всю зиму. Накроет норку снежный сугроб. Никто не найдѐт, не разбудит ежа. Будет зимовать колючий в тѐплой норке до весны. Будут ему сниться лесные ежиные сны. (По И. Соколову -Микитову) (75 слов) Орфографическое задание I вариант 1. Запиши глаголы в два столбика. Вставь пропущенные буквы, обозначь окончания. тян. м, корм. м, вар. м, зна. м, пиш. м, смотр. м, ход. м, стира. м 1-е спряжение 2-е спряжение 2. Выпиши из текста три слова с орфограммой «тся и ться в глаголах». 1. Запиши глаголы в форме 2-го лица единственного числа. Обозначь личные окончания. Образец: желать жела ешь]. варить, вертеть, начинать, читать

3 2. Выпиши из текста, три слова с орфограммой «Разде лительный мягкий знак». Итоговая контрольная работа Тема : глагол, наречие, имя числительное. 1. Объедини глаголы в группы по значению: 1) начало действия; 2) окончание действия; 3) неполное действие. приподнять, заговорить, доиграть, приболеть, отнести, взлететь, поплыть, придержать, выкопать 2. Спиши второй абзац текста. Подчеркни глаголы как члены предложения. Определи время глаголов. Мы с тобой идѐм к лесному озеру. Сколько вокруг интересного! Птичка прыгает по траве со стебелька на стебелѐк. Ты стоишь в полный рост и смотришь на неѐ. А я лучше присяду. Мы сидим тихо, не аукаемся на весь лес. Птичка не улетает и не приближается к нам. Мы сейчас в чужом доме. Надо уметь вести себя тихо. 3. Образуй формы настоящего, прошедшего и будущего времени глагола играть. 4. Выпиши из каждой группы глагол в форме прошедшего времени единственного числа мужского рода. 1) гуляем, гуляю, буду гулять, гулял 2) мечтают, мечтал, мечтаете, будем мечтать 3) смотрит, смотрел, посмотрят, смотрели 5. Распространи предложения, используя слова для справок. Письменно задай к ним вопрос. Образец: Учительница выслушала наш рассказ. Учительница (как?) внимательно выслушала наш рассказ. Начался дождь. Мы набрали много грибов и ягод. Света решила задачу. Ребята выучили стихотворение. Слова для справок: сегодня, неожиданно, наизусть, правильно. 6. Выполни морфологический разбор слова растѐт. У крыльца растѐт куст жасмина. 1. Запиши глаголы, значения которых даны, становиться спелым. делать варѐным. есть завтрак. мазать краской Спиши второй абзац текста. В скобках укажи время, лицо, число любых трѐх глаголов. Подчеркни глаголы как члены предложения. Мы с тобой идѐм к лесному озеру. Сколько вокруг интересного! Птичка прыгает по траве со стебелька на стебелѐк. Ты стоишь в полный рост и смотришь на неѐ. А я лучше присяду. Мы сидим тихо, не аукаемся на весь лес. Птичка не улетает и не приближается к нам. Мы сейчас в чужом доме. Надо уметь вести себя тихо. 3. Образуй возможные формы времени глагола прочитать (по два примера на каждое время).

4 4. Выпиши глаголы в форме настоящего времени 2-го лица, единственного числа. дарим, обедаешь, смеялся, красишь, прочитаешь, живѐте, выбежишь, собираешь 5. Составь словосочетания из слов первого и второго столбика. Запиши, письменно задай вопрос от главного слова к зависимому. *Определи, к какой части речи относятся зависимые слова в записанных словосочетаниях, гулять высоко подпрыгнуть долго строить вкусно петь быстро готовить громко 6. Выпиши из предложений имена числительные. Укажи, какие это числительные количественные или порядковые. Мы подарили маме семь алых роз. На втором уроке будет контрольная работа. Одиннадцатого сентября у моей сестры день рождения. Старший брат учится в седьмом классе. В кружок рисования записалось одиннадцать человек. Итоговый диктант по теме: гласные на конце наречий, ь знак на конце шипящих Тихо ступает осень по земля. Желтеет орешник. Пчѐлы больше не вылетают. Между сухими листьями краснеет крепкая головка подосиновика. Срежешь еѐ — почернеет корешок. На холмах ветер срывает с деревьев сухую листву, кружит еѐ в воздухе, укладывает в большие кучи. В лесу землю покрывает желтая, фиолетовая, бурая листва. Бродишь по лесным тропинкам и слушаешь шорох сухих листьев под ногами. Я прихожу домой, топлю печь. Солнце просвечивает сквозь перья серых туч, наполняет комнату мягким светом. (72 слова) Орфографическое задание I вариант 1. Спиши, вставляя пропущенные буквы. брош. молчиш. жеч. устаѐш. ноч. грач. из груш. рисуеш. молодѐж Запиши с каждым глаголом по два словосочетания, используя слова в скобках. Обозначь окончания глаголов. (Туча, облако) набежал. (Битва, сражение, бой) отшумел. (Поляна, луг) пестрел. 3*. Запиши словами числа 8, 11, 31, Спиши, вставляя пропущенные буквы. тиш. дрож. придумаеш. царевич. много луж. береч. поиграеш. режеш. мелоч Запиши с каждым глаголом по два словосочетания, используя слова в скобках. Обозначь окончания глаголов.

5 (Судно, корабль) отчалил. (Луна, месяц, солнце) светил. (Удача, успех) обрадовал. 3*. Запиши словами числа 9, 30, 44, 105. Текущая контрольная работа по теме: словосочетание, слово, предложение I вариант 1. Выпиши только словосочетания. летний день, гулять в парке, акация цветѐт, любить родину, зреет клубника, ракушка из моря 2. Выпиши из предложений все возможные словосочетания. Красивые клѐны люди сажают на городских улицах. На полянах в густой траве прячутся ночные фиалки. 3. Выпиши словосочетания, в которых главное слово имя существительное. Отметь главное слово. медвежий след, на широкой улице, отдыхать на даче, наблюдать за бабочкой, майский день, фруктовое мороженое 4. Выпиши словосочетания, где главное слово глагол. Определи падеж существительных в этих словосочетаниях. говорить о работе, ваза с фруктами, написать дедушке, посмотреть фильм, озеро s лесу, сделать из дерева 5. Составь из словосочетаний предложения. Запиши. 1) гибкие ветки, душистыми почками, ветки берѐз, покрылись почками 2) плывѐт над дорогой, над пыльной дорогой, летнее солнце, медленно плывѐт 6. Выпиши из текста все словосочетания «прилаг. + сущ.». Однажды я спускался к морю и увидел маленького пингвиненка. Он смотрел, как взрослые пингвины купаются. Наконец он решился и подошѐл к краю скалы. От страха пингзинѐнок закрыл глаза и бросился вниз. Когда он вынырнул, то быстро вскарабкался на камни и удивлѐнно посмотрел на море. Это был очень храбрый пингвиненок. 1. Выпиши только словосочетания. лисий хвост, гулять в парке, читает и пишет, летний день, акация цветѐт, любить родину, петух и лиса, ракушка из моря, зреет клубника 2. Проверь, верно ли выписаны словосочетания из предложений. Выпиши только словосочетания. 1) На клумбе огненно цвели крупные маки, крупные маки огненно цвели цвели на клумбе маки цвели 2) По ясному небу стремительно неслись редкие облака, неслись облака по ясному небу редкие облака неслись по небу стремительно неслись облака стремительно 3. Перестрой данные словосочетания по образцу. *Словосочетания с каким типом связи у тебя получились? Образец: суп из фасоли фасолевый суп, игрушка из бумаги, сок из вишни, ягоды из леса, дом из кирпича 4. Составь словосочетания с главным словом глаголом. *Определи тип связи слов в словосочетаниях. ловить музыка варить рыба

6 заниматься дыня рисовать карандаш разрезать компот 5. Составь из словосочетаний предложения. Запиши. 1) спелой земляники, ягоды земляники, из-под изумрудных травинок, выглядывали из-под травинок 2) медленно ползла, тѐмная туча, ползла по небу, по серому небу 3) прячутся в траве, прячутся среди берѐз, среди редких берѐз, крепкие боровики 6. Выпиши из текста по два словосочетания «прилаг. + сущ.», «глаг. + сущ». В скобках укажи тип связи. Однажды я спускался к морю и увидел маленького пингвиненка. Он смотрел, как взрослые пингвины купаются. Наконец он решился и подошѐл к краю скалы. От страха пингвиненок закрыл глаза и бросился вниз. Когда он вынырнул, то быстро вскарабкался на камни и удивлѐнно посмотрел на море. Это был очень храбрый пингвиненок. Итоговый диктант по теме: сложное предложение, повторение изученного. Бабочки на дорожке Кусты и травы сгибаются от воды, а узкую тропинку солнце уже высушило. Идѐшь и только разноцветные камешки под ногами звенят. На тѐплую дорожку вылетели белые, жѐлтые, голубые бабочки. Крылья у бабочек в горошек, в крапинку, в полоску. Я иду, а они порхают над головой. Живая пѐстрая лента кружится волной и опускается на тропу. И только четыре бабочки с яркими крылышками взлетают вверх. Обратно я иду после обеда. Трава просохла, раскрылись цветы. И бабочки улетели прочь с нагретой тропинки. (81 слово) Орфографическое задание I вариант 1. Выпиши из текста диктанта три слова с проверяемой гласной в корне, подбери к ним проверочные слова. Обозначь орфограмму. 2. Спиши слова. Обозначь орфограмм, которая их объединяет. в доме, у мыши, по тропинке, на пристани 1. Выпиши из текста диктанта три слова с орфограммой в приставке. Обозначь приставки. 2. Спиши слова. Обозначь орфограмму, которая их объединяет. подъезд, объявление, подъехал, объезд Итоговое изложение Однажды старик Прохор рассказал мне сказку об осени. В давние времена сковали кузнецы первое ружьишко. Попало оно в руки к глупому человеку. Шѐл этот человек лесом и увидел, как летят под небесами жѐлтые весѐлые птицы, пересвистываются, зазывают гостей. Глупый человек ударил по ним из обоих стволов. И полетел золотой пух на землю, упал на леса. И леса посохли. А иные листья, куда попала птичья кровь, покраснели и тоже осыпались.

7 Раньше вся птица зимовала у нас. Даже журавль никуда не подавался. Леса и летом, и зимой стояли зелѐные. И снега не было. И зимы не было. Убил человек первую птицу и загрустила земля. Начались листопады, дожди и холода. И птица от нас отлетает, обиделась на человека. Выходит, что мы себе навредили. А надобно нам ничего не портить, а крепко беречь. (По К. Паустовскому) Комментарий. Перед написанием изложения необходимо провести следующую подготовительную работу. Ответить на вопросы. 1. О чѐм рассказывает сказка? Чему она учит? 2. Как относится рассказчик к поступку героя? С каким настроением рассказывает старик сказку? 3. Почему его рассказ можно назвать сказкой? Как еѐ можно озаглавить? Составить примерный план. 1. Первый выстрел. 2. Как было раньше. 3. Загрустила земля. Предупредить возможные лексико-орфографические затруднения: 1. Объяснить смысл выражений: ударил из обоих стволов; никуда не подавался; крепко беречь. 2. Обратить внимание на строение предложений: А иные листья, куда попала птичья кровь, покраснели и тоже осыпались. Убил человек первую птицу и загрустила земля. Выходит, что мы себе навредили. А надобно нам ничего не портить, а крепко беречь. 3. Обратить внимание на правописание следующих слов: сковали, ружьишко, небесами, зазывают, обоих, никуда, не подавался, начались, листопады, крепко, беречь. 4. Выбрать из текста опорные слова и выражения (записать на доске или в черновики): сковали ружьишко, попало в руки, ударил из обоих стволов, золотой пух, посохли леса, осыпались листья; птица зимовала, никуда не подавался, не было зимы; загрустила земля, обиделись на человека, себе навредили, надобно крепко беречь. Итоговая контрольная работа по теме: сложное предложение, повторение изученного. I вариант 1. Отметь «х» верные утверждения о слове шерсть. 1. В этом слове первый звук мягкий. 2. В этом слове букв больше, чем звуков. 3. В этом слове все согласные глухие. 4. В этом слове один слог. 2. Отметь «х» ряд, в котором слова расположены в поке схем: 1. садик, переходный, рассказы 2. соринка, грибы, подкормка 3. записка, облака, цепочка

8 3. Прочитай текст. Выпиши три существительных в фор ме единственного числа, определи их склонение и падеж. Солнце стояло высоко. Над землѐй разлился полуденный зной. На веранде было прохладно. Яркие лучи просачивались сквозь густую зелень. В ветвях деревьев плясали солнечные зайчики. 4. Подбери к каждому прилагательному подходящее по смыслу существительное и запиши словосочетания. Определи род прилагательных. старый дуб ветхий украшение старинный избушка 5*. Заполни таблицу, изменяя глаголы по временам. Прошедшее время Настоящее время Будущее время спит гулял нарисовал побежит 6. Отметь «х» словосочетания. 1. открытка от брата 2. для праздника 3. идѐт дождь 4. ездить на машине 5. перед каникулами 7. Закончи высказывания. Мягкий знак после шипящих пишется на конце существительных, если они относятся к. У глаголов в форме 2-го лица единственного числа после шипящих. мягкий знак. 8. Прочитай предложения. Расставь недостающие знаки препинания. Бобр вынырнул из воды начал отряхиваться причѐсываться. Мы очень торопились но так и не успели на поезд. Густой туман лежал над чѐрными прудами над лугами и озѐрами. Я еду в школу не на автобусе а на метро. 9. Прочитай пословицы. Используя слова для справок, впиши подходящие по смыслу глаголы с не. Правда в огне. в воде. Семеро одного. Кто сегодня обманет, тому завтра. Под лежачий камень вода. Слова для справок: ждут, горит, поверят, тонет, течѐт. 10. Вставь пропущенные буквы. Определи род глаголов, распустил. сь сирень, наступил. утро, пламя вспыхнул. лодка приближал. сь 11. Вставь недостающие слова. 1) «Подарить подруге» в окончании выделенного слова пишется е, потому что существительное подруга относится к. склонению, стоит в форме. падежа. 2) «Куст сирени» в окончании выделенного слова пишется и, потому что существительное сирень относится к. склонению, стоит в форме. падежа.

9 12*. Раздели слова на группы так, чтобы в каждой группе оказались слова с одинаковой орфограммой в корне. Запиши каждую группу на отдельной строчке. солить, капустный, скворцы, яростный, узкий, солнце, лѐгкий, свистел, гладкий 13. Отметь «х» глаголы, в окончании которых пропущена буква и. 1. уч. шь 2. крас.шь 3. мечта. шь 4. жела. шь 5. гон. шь 14. Подчеркни главные члены предложения. В густых кедровых ветвях прятались белки. Под деревьями на мягком снегу отпечатались следы птиц. 15. Прочитай предложения. Найди ошибки в употреблении слов. Запиши исправленные предложения. 1) Можно спросить вопрос? 2) Книга упала с полки вниз. 3) Набежали грозовые тучи, и дом погрузился в тѐмный мрак. 16*. Прочитай текст. Если бы солнце стало холодным. Если бы солнце стало холодным, то земля погрузилась бы в темноту. Только далѐкие звѐзды приносили бы ей тусклый свет. От сильного холода на земле погибли бы все растения и животные. На примере этого текста составь небольшое высказывание (3-4 предложения) на тему «Если бы исчезло электричество. ». 1. Отметь «х» верное утверждение о слове шесть. 1. В этом слове все согласные мягкие. 2. В этом слове букв больше, чем звуков. 3. В этом слове все согласные глухие. 4. В этом слове два слога. 2. Отметь «х» ряд, в котором слова расположены в порядке схем: 1. походка, берѐза, гористый 2. грибной, прогулка, озеро 3. тюльпаны, корзинка, перелески 3. Прочитай текст. Выпиши три существительных в форме единственного числа, определи их склонение и падеж. Дневная жара сменилась ночной прохладой. В окнах домов засветились огни. Длинные тени деревьев ложились на пыльную дорогу. Белое причудливое облако виднелось на горизонте. 4. Подбери к каждому прилагательному подходящее по смыслу существительное и запиши словосочетания. Определи род прилагательных. быстрый помощь скорый полѐт стремительный движение 5*. Заполни таблицу, изменяя глаголы по временам.

10 Прошедшее время Настоящее время Будущее время держит танцевал прочитал победит 6. Отметь «х» словосочетания. 1. около пруда 2. письмо от бабушки 3. гремит гром 4. после дождя 5. сесть за стол 7. Закончи предложения. На конце существительных 3-го склонения после шипящих мягкий знак. Мягкий знак после шипящих пишется у глаголов в форме Прочитай предложения. Расставь недостающие зна ки препинания. Ветер набросал листья на стол на пол на книги. Кленовый лист вздрогнул на мгновение замер и медленно закружился в воздухе. Мальчик кинул мяч но в сетку не попал. Летела пташка высоко а села недалеко. 9. Прочитай пословицы. Используя слова для справок, впиши подходящие по смыслу глаголы с не. языком, спеши делом. Крепкую дружбу и топором. Шила в мешке. Одна ласточка весны. После драки кулаками. Слова для справок: утаишь, спеши, делает, разрубишь, машут. 10. Вставь пропущенные буквы. Определи род глаголов, дверь приоткрыл. сь, облако растаял. гроза надвигал. сь, озеро замѐрзл Закончи высказывания. 1) «Рассказ об осени» в окончании выделенного слова пишется и, потому что существительное осень относится к. склонению, стоит в форме. падежа. 2) «Идти по дороге» в окончании выделенного слова пишется е, потому что существительное дорога относится к. склонению, стоит в форме. падежа. 12*. Раздели слова на группы так, чтобы в каждой группе оказались слова с одинаковой орфограммой в корне. Запиши каждую группу на отдельной строчке. цветы, шапка, сердце, лиса, серѐжки, местный, вечерний, радостный, редкий 13. Отметь «х» глаголы, в окончании которых пропущена буква е. 1. держ. шь 2. жале. шь 3. друж. шь 4. кида. шь 5. плава. шь 14. Подчеркни главные члены предложения. Сквозь листву пробиваются лучи утреннего солнца. На берегу реки раскинулся спортивный лагерь. 15. Прочитай предложения. Найди ошибки в употреблении слов. Запиши исправленные предложения. 1. Ваня и Петя вдвоѐм вместе пели одну песню. 2. Ребята играли в прятки и случайно затоптали ногами клумбу.

11 3. Пираты долго охотились за ценными сокровищами. 16*. Прочитай текст. Если бы солнце стало холодным. Если бы солнце стало холодным, то земля погрузилась бы в темноту. Только далѐкие звѐзды приносили бы ей тусклый свет. От сильного холода на земле погибли бы все растения и животные. На примере этого текста составь небольшое высказывание (3-4 предложения) на тему «Если бы перестали идти дожди. ».

Диктанты по русскому языку. 4 класс.

Оценить 2985 1

Контрольно – измерительные материалы

Итоговые контрольные работы.

Контрольный диктант за 1 четверть.

Ранняя осень. Красив и печален русский лес в эти чудесные дни. Гущу золотой листвы прорезают объятые огнём клёны. Медленно летят с берёз лёгкие пятачки листьев. Между деревьями блещут серебром тонкие нити паутины. Краснеет поздний гриб. Попадаются подберёзовики, подосиновики, рыжики.

Тишина в лесу. Грустно шелестит под ногами мягкий ковёр листвы. Воздух свежий и прозрачный. Вода в лесных озёрах чистая и холодная. Ещё зелёный стоит дуб, но вершины берёз оголились. (70 слов)

По И. Соколову-Микитову)

Грамматическое задание

В девятом предложении выдели основу, выпиши словосочетания, над каждым словом укажи части речи.

Разобрать по составу: холодная, подосиновик, грустно.

Сделать звуко-буквенный разбор слова гриб.

Контрольный диктант за первое полугодие.

Лес – это большой город с тысячами жителей. Разными жилищами застроен этот гигант. В глубоких норках, просторных берлогах, крошечных хибарках поселились лесные обитатели.

Жители лесов – звери, птицы, насекомые. Весь день хлопочут они по хозяйству. С утра до вечера снуют птицы меж стволов деревьев, кустов, веток. Поймают жучков, гусениц – несут своим птенчикам. Не сидят без дела работящие муравьи. Они поедают вредителей леса. Охраняют лес от болезней хищники – лесные санитары.

Леса наши – это кладезь богатств. Берегите деревья, кусты, травы, не разоряйте птичьих гнёзд. Не разрушайте муравейники. Будьте природе друзьями и рачительными хозяевами.

Грамматическое задание

Выписать три словосочетания с именами существительными. Определить падеж и склонение имён существительных.

Запиши имена существительные в форме множественного числа в именительном падеже. Выдели в словах ударный слог.

Директор, инженер, столяр, шофёр, доктор.

Контрольный диктант за 3 четверть.

Вот она – весна!

Мартовское небо голубое и чистое. Такое небо бывает только весной. Солнце светит и греет. Через стекло чувствуешь весеннее тепло. На солнечной стороне тает. На крыше висит длинная сосулька. С её конца падают капельки. Воробьи чирикают и выглядят нарядными. На ветку берёзки взлетела ворона. Она вытягивает шею и хрипло кричит. Молодая галка ищет место для гнезда. На дальней изгороди сороки головами вертят, хвостами качают и трещат. Вот слышишь нежную песенку овсянки. Её песенка позванивает, как маленький колокольчик.

Грамматическое задание

Обозначь окончания и падеж имён прилагательных в единственном числе.

Подбери и запиши антонимы к словам широкий, ясный, громкий.

Подбери и запиши синонимы к словам известный. Застенчивый, красный.

Итоговый контрольный диктант.

Последние денёчки.

Ранним мартовским утром проснулось солнце. Отдёрнуло оно лёгкую кисею облаков и взглянуло на землю. А там за ночь зима да мороз свои порядки навели. Около берёзки свежий снежок бросили, холмы молочным туманом укрыли. А в лесочке ледяные сосульки на соснах развесили. Радостно бегут ребятишки по последнему снежку

Поглядело светило на эти проказы и стало землю пригревать. Лёд и снег сразу потускнели. По лесной ложбинке побежал весёлый говорливый ручеёк. Он бежал и пел свою песенку о весне.

Грамматическое задание

В последнем предложении выдели основу, выпиши словосочетания, над каждым словом укажи части речи.

Разбери по составу слова природа, пришкольный, приветливый.

Контрольное списывание.

Задание: Списать, раскрывая скобки. Обозначить приставки, подчеркнуть глаголы с частицей не.

Когда мы (вы)ходим (в)поле, мы видим, как там, вдали, небо (со)единяется (с)землёй. Сколько раз мы пытались (до)йти (до)того места, где небо (со)единяется (с)землёй, и ничего у нас (не)получалось. Мы идём (к)этой полоске, но она (у)даляется (от)нас.

А почему она (у)даляется? Ведь мы только хотим (на)неё (по)смотреть. Стоит нам (с)делать шаг – и она (ото)двигается (на)шаг. А если мы (по)едем (от)неё – она движется (за)нами. Можно идти всю жизнь –и никогда (не)придёшь.

Тематические проверочные работы.

Контрольный диктант по теме «Повторение»

Кислая и очень полезная для здоровья ягода клюква растёт летом, а собирают её поздно осенью. Самая сладкая клюква бывает весной, когда пролежит всю зиму в снегу.

В начале апреля отправились дети на болото. Сначала дорога была широкая. Потом она превратилась в узкую тропку. Вдоль тропы стояли сухие травы. Можно долго ходить по болоту и не понять, что под ногами клюква. Ягоды прячутся в болотных кочках и не видны. Наклонился взять одну ягодку, а вытянул длинную зелёную ниточку с многими клюквинками.

Грамматическое задание.

Выписать по одному слову с орфограммами в корне: парным согласным, безударным гласным, непроизносимым согласным. Подобрать проверочные слова, обозначить орфограммы.

Обозначь грамматическую основу в третьем предложении.

Контрольный диктант по теме «Предложение»

Ребята играли в войну. Валю с братом Андрюшей в игру не принимали. Валя была трусиха. А Андрюша умел только плакать.

Вдруг ребята услышали крики. Пёс Лохмач сорвался с цепи. Дети бросились врассыпную, только Андрюша остался на улице.

Валя кинулась к брату. Огромный пёс нёсся прямо на девочку. Она заслонила Андрюшу, бросила в собаку игрушку и громко закричала.

Наперерез Лохмачу бежал сторож. Он схватил пса за ошейник и увёл.

Ребята выходили из своих убежищ. Андрюша уже улыбался, а Валя плакала навзрыд. Она очень испугалась.

Грамматическое задание.

Выписать из текста предложение с однородными членами. Подчеркните основу предложения.

Выписать сложное предложение. Подчеркнуть основу предложения.

Контрольный диктант по теме «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе»

Как мужик убрал камень.

На площади в одном городе лежал огромный камень. Он занимал много места и мешал проезду на лошади. Призвали инженеров и попросили помощи в уборке камня.

Первый предложил порохом разбить камень на части и вывезти их. Он запросил оплату в восемь тысяч рублей. Другой инженер придумал под камень подвести большой каток и свалить его на пустоши. По стоимости это будет шесть тысяч рублей.

А один мужик взялся камень за сто рублей убрать. Он выдумал выкопать подле камня яму, свалить его туда и заровнять землёй.

Мужик так и сделал. Ему дали сто рублей за работу и сто рублей за умную выдумку.

Грамматическое задание

Выписать по одному словосочетанию с именами существительными 1, 2,3-го склонения. Выделить окончания существительных, определить падеж.

Разобрать как часть речи имя существительное (за) выдумку.

3*.Составь из слов пословицу. Измени окончания имён существительных.

Мать, не, лучше, друг, сыщешь.

Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное»

Стоит чудесный зимний день. Над нами ясное голубое небо. Всё вокруг покрыто пушистым снежным ковром. Яркий свет слепит глаза.

Мы въехали в лес. Деревья стоят словно в сказке. На стволе высокой сосны мы заметили пёстрого дятла. Он ловко долбит шишку. Синички и воробьи дружно подбирают сосновые семена. Рыжая белка быстро мелькнула среди деревьев.

Под сосной видны следы. Это заяц-беляк пробежал по нетронутому снегу.

Хорошо в лесу! Легко дышать свежим морозным воздухом.

Грамматическое задание.

Выписать три словосочетания «прил. + сущ.». Выделить окончания и указать падеж имён прилагательных.

Списать, вставляя подходящие по смыслу прилагательные.

На … небе загорелись … звёзды.

Контрольный диктант по теме «Местоимение»

В солнечный день я бродил в берёзовом перелеске. Вдали послышался знакомый лесной голосок. Это куковала кукушка. Её я слышал много раз, но никогда не видел.

Увидеть её совсем непросто. Я иду к ней на голосок, а она – от меня. В прятки со мной играет. Решил наоборот поиграть: я спрячусь, а ты поищи. Залез в куст орешника и кукукнул один раз. Кукушка замолкла. И вдруг неподалёку послышался её крик. Я молчу. А она уже совсем близко кукует.

Гляжу – через поляну летит птица. Хвост у неё длинный, сама серая, грудка в тёмных пестринках. Может, это ястребок? А птица подлетела к соседнему дереву, села на сучок и закуковала. Так вот она какая – кукушка!

Грамматическое задание.

Выпиши из текста три местоимения. Определи их лицо, число, падеж.

Распредели слова на две группы. Запиши их на две строки.

Для, он, по, её, от, возле, вы, нам, у, тебе.

Контрольный диктант по теме «Глагол».

Нина не приготовила уроки, решила не идти в школу, а украдкой пошла в рощу. Она положила завтрак и книги под куст, а сама побежала за красивой бабочкой.

На тропинке ей встретился малыш. В руке он держал букварь с тетрадкой. Девочка решила подшутить над ним и назвала малыша прогульщиком.

Оказалось, что мальчик убегал от собаки и заблудился. Нина повела его через рощу. Забрать завтрак и книги она постыдилась и оставила их под кустом.

Прибежала собака. Книг не тронула, а завтрак съела. Нина заплакала. Она не жалела завтрак, её грызла беспощадная совесть.

Конспект урока русского языка в 4 классе по теме:

«Склонение имен существительных».

Цели урока:

  • Познакомить детей с шестью падежами русского языка, их вопросами.

  • Дать понятие  склонения имён существительных как изменения окончаний по вопросам или падежам.

  • Развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, речь.

  • Воспитательная: формировать коммуникативные навыки: выслушивать мнения других и корректно их оценивать в процессе выполнения работы. Привитие  интереса к русскому языку, расширение кругозора через ознакомление с окружающим миром.

Методы обучения: 

  • объяснительно-иллюстративный;

  • частично-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности: 

  • общеклассная;

  • групповая;

  • индивидуальная.

Оборудование: мультимедийная приставка, набор слайдов или презентация урока, таблица “Правильная посадка во время занятий”.

Ход урока

I. Оргмомент.

— Добрый день, дорогие ребята! Вижу, что вы все готовы к нашему уроку. Улыбнитесь друг другу и посмотрите на экран. Прочитайте пословицу. Объясните ее смысл.

Беззаботна та мышь, которая только одну лазейку знает. Слайд 2. (презентация  — приложение 1)

(ответы детей).

— У нас с вами в жизни много забот и сегодня мы должны найти лазейку, т.е. выход или решение наших проблем.

II. Сообщение темы и целей урока (слайд 2)

Сегодня мы отправляемся в удивительное путешествие в страну имен существительных. Впереди нас ждут новые открытия. В путь мы отправляемся на этом чудесном корабле.

Море знаний нас ждет.
Волны открытий зовут. (слайд 3)

III. Минутка чистописания

– Какие волны на море? Покажите в воздухе.

– Запишем в тетради такое упражнение.

– Какую букву вам напоминают волны? (На слайде 3 таблица с буквой Мм)

– Какие звуки может обозначать эта буква? ([ м ] согласн., звонкий, твёрдый [ м, ] – согласн., звонкий, мягкий.)

– В каких случаях слова пишутся с заглавной  буквы М? (в именах собственных)

– Запишем строчку соединений Мм.

(Учитель записывает буквы на доске со счетом:«И – раз – и, два – и» )

– Итак, нас ждет море. Корабль отправился в путь.

(Слово море записать на доске.)

  1. Словарно-орфографическая  работа.

                             Игра  «Чей  ряд  быстрее».

                          зап_д                     в_гон                    м_газин

                          ул_ца                    косм_навт             ра__каз

                          р_сунок                м_рковь                т_лефон

                          а_тобус                 инж_нер               т_атр

                          в_сток                   автом_биль          к_лендарь

                          к_лограмм            сев_р                    адр_с

                          б_гаж                    д_кабрь                т_традь

                          мес_ц                    кап_тан                во_зал

— Найдите  в  каждом  ряду  лишнее  слово,  объясните  свой  выбор.

1. Игра «Собери родню»

– Подберите однокоренные слова к слову море. (слайд 4)

(Моряк, морской, мореход, морячок, морячка, моряцкий, морячить, взморье, приморье, поморец, поморка, мореплаватель)

– Прочитайте слова.

– Все ли они являются однокоренными?

– Как вы понимаете значение слов поморец, поморка?

– Разберем эти слова по составу.

поморец                    поморка

2. Орфографическое чтение

Прочитаем все слова орфографически.

3. Самостоятельная работа

(Два ученика работают у доски)

– Выпишите имена существительные.

(Море, морячок, мореход, моряк, морячка, взморье, поморье, поморец, поморка, мореплаватель)

– Поменяйтесь тетрадями. Проверьте. Если задание выполнено верно, нарисуйте на полях рыбку.

– Встаньте те, кто «поймал рыбку».

– Почему вы выписали именно эти слова?

– Что называется именем существительным?

– На какие три группы можно разделить имена существительные? (Мужской род, женский род, средний род)

– Назовите существительное с безударной гласной в корне.

– Какими словами можно проверить ее?

– Эти имена существительные и приведут нас в их родную страну имен существительных.

Нас ждут затеи и задачи,
Игры, шутки – все для нас
Пожелаем друг другу удачи
За работу! В добрый час.

– А вот и Страна Имен Существительных.

(На доске открывается карта) (слайд 5)

– Что вы знаете об именах существительных?

– Какое новое грамматическое понятие вы встретили? (Склонение)

– Что такое склонение имен существительных.

– Можно ли назвать следующую группу слов предложением? Почему? (слайд 6)

Нам нужны такой корабль на море, чтобы мы мог с любая волна поспорить.

– Что нужно сделать, чтобы получилось предложение?

– Изменить окончания имен существительных по вопросам – просклонять. (слайды 7–13)

– Живут в реке Склонение шесть братьев падежей.

(слайд 8)

– Именительный – падеж общительный. С каждым хочет познакомиться. У всех спрашивает: «Ты кто? Ты что?».

(слайд 9)

– Родительный – падеж удивительный. Хочет знать, кто твои родители. Спрашивает: «Ты кого сын или дочь?» И очень бывает удивлен, если нет кого или чего.

(слайд 10)

– Падеж дательный – добрый и внимательный. Все, что есть у него, раздает. Так и спрашивает: «Кому дать? Чему дать?»

(слайд 11)

– Винительный – падеж зрительный. Зрение имеет прекрасное. Кричит громко и ясно: «Вижу кого? Вижу что?». А почему винительный? Он и сам не знает. Наверное, потому что один вопрос взял у именительного падежа, а другой у родительного падежа. Вот и чувствует свою вину.

(слайд 12)

– Падеж творительный – работник исключительный. Без дела не сидит. У каждого спрашивает: «Чем работать? С кем работать?». И очень доволен он, когда находится работа.

(слайд 13)

– Падеж предложный – рассказик невозможный. Много знает и может о ком или о чем рассказать. Наши предки его называли сказительным, а М. Ломоносов назвал его предложным, так как этот падеж употребляется только с предлогами.

Вот такие падежи здесь!
А вы с ними подружитесь!

– Повторим названия падежей и их вопросы.

– Для чего нужны вопросы?

– При помощи вопросов падежей слово изменяет свое окончание.

– Каждый из нас сегодня моряк.

– Изменим окончание существительного «моряк» и «лодка» по вопросам падежей.

(Запись осуществляется на доске и в тетрадях) (слайд 14)

Именительный

кто? что?

моряк  , лодка

Родительный

кого? чего?

моряка, лодки

Дательный

кому? чему?

моряку, лодке

Винительный

кого? что?

моряка, лодку

Творительный

кем? чем?

моряком, лодкой

Предложный

о ком? о чем?

о моряке, о лодке

4. Вывод

– Изменение окончания имени существительного по падежам называется склонением.

– Прочитайте вывод в учебнике.

– Что такое склонение?

Физкультминутка (музыкальная)

Самостоятельная работа:

– В гости к нам пришел один хитрый лесной зверек.

Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Пушистый хвост – краса.
Кто это?
(Лиса)

– Лиса пришла к нам не с пустыми руками. Она принесла для вас задание.

– Вместо вопросов вставьте существительное «лиса».

(слайд 17)

Лиса – хитрый зверь.
У (кого?) пушистый хвост.
(Кому?) т..пло зимой.
Охотник высл..дил (кого?).
Заяц не любит встреч..ться с (кем?).
О (ком?) народ сложил сказки.

(Учащиеся списывают текст, изменяя по вопросам существительное «лиса», и вставляют пропущенные буквы. Учитель помогает «слабым» ученикам.)

– Прочитайте предложения. Назовите окончание существительного «лиса» и покажите падеж.

Какие буквы вы вставили в слова? Докажите.

5. Игра «Поможем  Незнайке»

– Незнайка гулял по лесу. А хотите знать, за чем он пошел в лес?

– Прочитаем его телеграмму: (слайд 18)

Долго я брожу в лису,
Не найду нигде лису.

– Найдите ошибки.

– Какие слова одинаково произносятся?

– Выделите окончания в этих словах, определите падеж.

(Работа выполняется коллективно)

– Где живет лиса? (В норе)

– Просклоняйте существительное «нора».

(Учащиеся работают по цепочке: падеж – вопрос – слово)

6. Домашнее задание

1 уровень – упр.167. Списать существительные, указать склонение.

2 уровень —   Написать пять существительных 1-го склонения, пять – 2-го склонения, пять -3 склонения.

3 уровень – написать 5-6 предложений о природе. Определить склонение существительных.

7. Рефлексия

– Что нового вы узнали сегодня на уроке?

– Что такое склонение?

– Назовите падежи и их вопросы. (слайд 19)

– Оцените свою работу на уроке по таким критериям. (слайд 20)

– Наш корабль остаётся в Стране Имен Существительных. На следующем уроке мы продолжим изучение темы «Склонение имен существительных». (слайд 21)

– Урок окончен.Спасибо.

8. Дополнительное  задание.

  «Найди  лишнее  слово».

  1. Улыбка, юноша, болезнь, природа.

  2. Награда, крыло, боец, упрямство.

  3. Радость, болото, дедушка, описание.

  4. Степь, зелень, посёлок, горсть.

  5. Ладонь, ладошка, площадь, пыль.

15.11.2021

Светлана Михайловна Микляева

Учитель начальных классов

Технологическая карта урока русского языка «Изменение имён существительных по падежам» составлена в соответствии с требованиями ФГОС. Тип урока: урок – изучение нового материала / на основе систематизации и повторении знаний/. На уроке реализуются предметные результаты: научатся определять грамматические признаки имен существительных;
изменять имена существительные по падежам;
определять падеж имен существительных по вопросам;
различать имена существительные в начальной форме и в формах косвенных падежей.

Оценить



62

Содержимое разработки

Технологическая карта урока

Дата

Предмет русский язык

Класс 4

Учитель Микляева С.М.

Тема урока

Изменение имён существительных по падежам.

Цель урока

актуализировать знания детей о склонении имён существительных;

выявить у детей уже имеющиеся знания о падежах и падежных вопросах имён существительных.

Тип урока

урок – изучение нового материала / на основе систематизации и повторении знаний/

Планируемые результаты

Личностные

— установление связи между целью учебной

деятельности и её мотивом.

установление связи между целью учебной

деятельности и её мотивом.

установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Метапредметные

Познавательные: оформлять письменный текст в соответствии с правилами письма; анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты; самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать ее, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений

Регулятивные: — самостоятельно формулировать тему и цели урока;

Коммуникативные: — высказывать и обосновывать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций из личного опыта; читать вслух и про себя тексты учебников, понимать прочитанное

Предметные

Научатся определять грамматические признаки имен существительных;

изменять имена существительные по падежам;

определять падеж имен существительных по вопросам;

различать имена существительные в начальной форме и в формах косвенных падежей.

Технологии

Структура урока

Этап урока

(методические приёмы)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

(формы организации деятельности уч-ся)

I Организационный момент

Учите русский годы кряду С душой, с терпением, с умом.

Вас ждёт великая награда. И та награда в нём самом!

II. Проверка домашнего задания

Просмотр тетрадей

–Какие затруднения были у вас при выполнении домашней работы?

Прочитайте записанные слова.

III. Подведение к теме урока (анализ высказывания)

Пропишите образцы чистописания:

Ст ла от вл ам ро ья

Прочитайте первые буквы из сочетаний, какое слово у вас получилось?

Это следующий вид нашей работы.

Лексический диктант: по лексическому значению определите, о каком слове идет речь и запишите эти слова в тетрадь.

Какие слова вы записали?

словарь

горизонт багаж комбайн

календарь библиотека

шофёр корабль

костюм железо вокзал

пассажир

IV. Определение темы, цели урока (подводящий диалог)

Подводит к определению темы, целей урока. Обобщает ответы учащихся

-Что объединяет написанные вами слова ?

-Докажите, что это имена существительные.

-На какие группы можно разделить данные имена существительные ?

— Может быть, кто-то подскажет, как называется такое изменение имен существительных? (СКЛОНЕНИЕ)

— Что значит изменить слово?

— Что получится в результате такого изменения: то же самое или новое слово?

— А что изменится в слове?

О чем будем говорить на уроке?

— Давайте вместе прочитаем тему урока. -Какие задачи поставим на урок?

Определяют тему, ставят цели

 Все слова являются словарными, являются именами существительными.

Обозначают предмет, отвечают на вопросы кто? что?

На одушевленные и неодушевленные, на слова женского, мужского и среднего рода.

V Изучение нового материала:

1. Актуализация знаний

Сейчас открыли все тетради И записали дату в них.

Нет, стоп! Проверьте-ка сначала, Как положили вы мне их.

Пряма ли спинка? Чтобы ручка свой конец направила в плечо.

Поставьте ноги все на место. Готовы. Пишем хорошо.

Работа по учебнику.

Наблюдение за словоизменением имён существительных.

Упр 135 –устно.

Упр 136 –устно, падежи, проверка собственных выводов.

( запись даты).

Работа устно, повторение падежей.

проверка собственных выводов.

2. Приобретение новых знаний

1) Работа с текстом определения.

– Прочитайте 1-ю часть определения до таблицы. Что вы узнали про падежи?

– Посмотрите («прочитайте») 2-ую часть правила – таблицу. Сколько в ней столбцов? Назовите их.

– Прочитайте вопросы, которые относятся к каждому падежу.

!!! Проверьте свою внимательность. Один ряд называет падеж, а другой задаёт вопрос к этому падежу.

– Прочитайте вопросы вместе со вспомогательными словами.

– Вы догадались, почему эти слова называются вспомогательными?– А теперь я буду вам рассказывать грамматическую сказку про названия падежей, а вы будете находить в рамке на с. 110 этот падеж, хором проговаривать ещё раз название, вспомогательные слова и сами вопросы.

Он ещё не родился, а уже думали, какое ему дать имя, и решили назвать – Именительный.

Родился – стал Родительный.

Пока он был малышом, ему всё давали, и он стал Дательный.

Но он был и большим озорником, за всякие проделки его винили, и он стал Винительный.

Потом он подрос, стал творить добрые дела и называться стал

Творительный.

Он всем предлагал свою помощь, о нём заговорили и назвали теперь Предложный. (В. Волина)

Почему же у каждого падежа два падежных вопроса?

Обобщают способы действия по правилу, применяют на практике алгоритмические предписания, инструкции.

3. Первичное закрепление

– Прочитайте слова.

Просклоняем коллективно существительное лиса.

И. п. лиса

Р.п. лисы

Д.п. лисе

В.п. лису

Т.п. лисой

П.п. о лисе

-Просклоняйте существительное окно, работая в парах на отдельном листе:

И. п. окно

Р.п. окна

Д.п. окну

В.п. окно

Т.п. окном

П.п. об окне

Следит за правильностью выполнения.

-Просклоняйте существительное ежи, работая самостоятельно. Обратить внимание на число множественное число существительного.

И. п. ежи

Р.п. ежей

Д.п. ежам

В.п. ежей

Т.п. ежами

П.п. о ежах

Склонение по падежам.

4. Физминутка

5. Отработка умений

выполнение упр: 138 – выполнение заданий к упражнению.

Выполнение задания

VI. Оценивание

VII. Рефлексия

VIII. Домашнее задание

Упр 139, таблица.

5

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/469776-tehnologicheskaja-karta-izmenenie-imjon-susch

Свидетельство участника экспертной комиссии

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!

Рекомендуем Вам курсы повышения квалификации и переподготовки

  • Сказка о серебряном соколе план 3 класс
  • Сказка о серебряном соколе читательский дневник 4 класс
  • Сказка о семи козлятах и сером волке
  • Сказка о серебряном соколе краткое содержание
  • Сказка о садко и морском царе