Сказка о серебряном соколе читательский дневник 4 класс

А вот ещ какое было. жил солдат, служил солдат. отслужил свой срок отпустили его на родину. пошл солдат на

А вот ещё какое было.

Жил солдат, служил солдат. Отслужил свой срок – отпустили его на родину. Пошёл солдат на родину. Идёт и думает:

«Вот иду на родину, а зачем иду? Ведь у меня там родимых нету – ни батюшки, ни матушки, ни братьев, ни сестёр. Всё одно – отпустили на родину, на родину и пойду».

Идёт путём-дорогою, а навстречу ему нечистый:

– Стой, служивый. Куда идёшь?

– На родину.

– Э, что тебе там делать! Ведь у тебя там родимых нету.

– Всё одно. Отпустили на родину – на родину и пойду.

– Постой-постой, – сказал нечистый. – Не спеши. Сослужи-ка мне, служивый, службу.

Задумался солдат, оглядел нечистого. Не понравился ему нечистый – рожа сладенькая, а грязная, ушки дрожат.

– Какая, – спрашивает солдат, – служба?

– У меня три сокола живут, в трёх разных клетях. Покарауль их, пока я за жалованьем слетаю. Вернусь, щедро тебя награжу.

– Ну что ж, – сказал солдат, – соколов стеречь – служба нехитрая. Согласен.

Вот отвёл нечистый солдата в свои палаты, а сам за жалованьем полетел.

Взошёл солдат в первую палату и видит – стоит там на полу медная клеть. А в той клети сокол бьётся. Крылья у него бурые, грудь красная, а глаза так медью сверкают, аж в кровь отдают.

Яростно глянул на солдата сокол, бросился на решётку.

– Ну-ну, – сказал солдат, – тихо, тихо, – и пошёл в другую палату.

А там в серебряной клети сидит белоснежный сокол. Тихо сидит да спокойно. Пригорюнился, видно. Только приоткрыл свои ослепительные серебряные глаза, глянул на солдата и снова их закрыл.

– Ну-ну, – сказал солдат, – отдыхай, – и пошёл дальше.

А в третьей палате в золотой клети солнечный сокол сидел. Он и вовсе не поглядел на солдата, оборотился к нему спиной, и как ни старался солдат, а в глаза соколу заглянуть ему не удалось. Совестно отчего-то стало солдату.

– Так ты, это, не сердись, – сказал солдат солнечному соколу. – Служба такая.

Вот солдат вышел в сад, видит – берёза. Сел он под берёзу, стал цигарку крутить. И вдруг слышит:

– Солдатик…

Огляделся – не видно никого, а снова вдруг слышит:

– Солдатик, а солдатик!

– Чего? – говорит солдат, а сам всё головой крутит – и не видно никого.

– Солдатик, сослужи мне службу.

– Сослужил бы, – говорит солдат, – да не знаю, кто ты таков. Потому что не вижу.

– Ты меня видишь, только не поймёшь. Это я с тобой говорю, берёза, под которой ты сидишь.

– А! Ага! Вон чего! Так это ты, что ли, берёзка, со мною говоришь? Так выходит?

– Ну да, это я, берёза, с тобою и говорю.

– Во ведь как бывает! – сказал солдат. – Ну давай, берёза, говори дальше.

– Вот я и говорю, – сказала берёза. – Ты как служишь-то? За деньги или по душе?

– Я-то? – сказал солдат. – Я-то, брат берёза, за деньги служу.

– Жалко… – вздохнула берёза и замолчала.

Солдат посидел, покурил и говорит:

– Ты чего, берёза, молчишь-то?

– Да ведь ты за деньги служишь, – сказала берёза. – А откуда у дерева деньги? Мне-то бы надо по душе сослужить.

– Неужто у тебя ни копейки нету? – спросил солдат.

– Нету, солдатик.

– Да, – сказал солдат, – обидно. Ну ладно, говори свою службу. Сроду я дереву не служил. Попробую.

– Так ведь ты теперь нечистому служишь. Гляди – деньги потеряешь.

– Ладно. Помалкивай, – сказал солдат, – не твоё дело. Говори службу. А то разболталась, деньги мои считает. О какой службе просишь?

– А вот какой. Ты пойди вон в ту деревню, что на горке, и найди там дедушку Николая. А что тебе скажет дедушка – исполни. Понял?

– Ладно, – сказал солдат, – понял не понял – не твоё дело. Некогда мне с вами, с берёзами, лясы точить. Сиди тут, в земле, и жди, а то болтает с каждым встречным солдатом.

Вот солдат пошёл в деревню, что на горке. Вдруг видит – навстречу дедушка.

– Здорово, дед.

– Здравствуй, солдатик.

– Не ты ли Николай?

– Я и есть. А что?

– Да там берёза одна растёт. Ну такая, белая. Так вот, велела спросить, чего мне делать?

– А, – сказал дедушка Николай. – Берёз-то на земле много, и сосны есть. А делать тебе я и не знаю что. А ты делай, что сердце прикажет.

Сказал эдак дедушка-то и пропал с глаз.

«Вот незадача, – подумал солдат, – что сердце прикажет? А чего оно приказывает? Не пойму. Кажется, попить хочет».

Напился солдат из ручья, пошёл дальше. А сердце новый приказ командует: перекусить. Достал солдат буханку хлеба с луковицей, исполнил приказ. Так и добрался до палат нечистого.

Вошёл в медную палату. И тут же забился в клети кровавый сокол. Бьётся, бушует, рвёт когтями решётку, с яростью глядит на солдата.

«А ведь жалко красавца, – подумал солдат, – сидит в клети – света белого не видит. Отпущу».

Раскрыл он клеть – и вырвался сокол на волю. Да только первым делом напал на солдата, щёки ему до крови исцарапал – и вылетел в окно.

Заплакал солдат, сел на пол.

«Вот они, – думает, – приказы сердца. Эх, солдатская доля!»

Поплакал, пошёл на улицу, в сад. Глядит – а на берёзе сокол кровавый сидит, яростно сверкает оком, того гляди, кинется на солдата.

– Ну ты, потише, – сказал ему солдат. – У меня ружьё картечью заряжено. Вмажу, если надо. – И сел под берёзу.

– Солдатик, а солдатик, – услышал он голос, – сполнил службу?

– Сполнил, сполнил, – ответил солдат. – И дедку видел, и всё исполнял, да только вот лицо моё расцарапали.

– Не беда, – сказала берёза. – Я тебе его соком полью.

И вот вдруг видит солдат: берёза-то зашевелилась, и там, где развилка была, показалась вдруг голова девичья, а вслед за головою – плечи. И вышла вдруг из берёзы девушка по самую грудь. И закапал с берёзы сок и прямо на солдатские раны. И они тут же заживать стали.

«Во как! – думает солдат. – Ну и ну!»

А девушка, которая из берёзы вышла, глядит на солдата ласково:

– Молодец, солдат.

– Молодец не молодец, – говорит солдат, – а ты давай, вылезай дальше.

– Не могу, – девушка говорит.

– Это почему же ты не можешь?

– Не знаю.

– Эх, бабы! – сказал солдат. – То они не знают, то они не могут. Ладно. Пойду второго сокола выпускать. Совсем, серебряный, сгорюнился. Как бы не помер.

Пришёл солдат в серебряную палату, раскрыл клеть. А сокол серебряный только глазом на него взглянул, а из клети не летит. Взял тогда солдат его на руки, вынес на волю.

– Давай, давай, – сказал он, – лети. Вот она, воля серебряная.

Хлопнул сокол крылом, взлетел тяжело и сел на берёзу.

А девушка-то берёзовая охнула да и вышла из берёзы по пояс.

– Ну, не ожидал, – сказал солдат, – давай дальше-то.

– Не могу, – сказала девушка и улыбнулась.

– Да, – сказал солдат, – придётся, видно, третьего сокола отпускать.

Пошёл в золотую комнату. А сокол солнечный и не смотрит на него. Раскрыл солдат клетку, схватил сокола за крыло – руку обжёг. Схватил за другое – оледенил его сокол. Никак не схватить сокола, никак из клети не вытащить. Бился-бился солдат, обмотал руки тряпками да и ухватил всё-таки сокола, поволок на улицу.

Всё лицо солдатское обожгло жаром, да и через тряпки руки ожгло-охолодило.

А потом уж, когда на улицу вышли, оглянулся всё-таки на солдата сокол, прожёг ему глаза золотым взглядом, тут и ослеп солдат. Пал на землю, а сокол из рук его в небо ушёл.

Не стал плакать солдат, когда понял, что ослеп. Что толку слепому плакать? Вот лежит солдат на земле и вдруг слышит:

– Солдатик, а солдатик, ты живой?

– Живой вроде, – солдат говорит. – А ты-то как? Вышла из берёзы?

– Вышла.

– А до конца ли?

– До конца. Это ведь нечистый меня околдовал. А ты теперь меня спас, из дерева на волю вывел. Эти ведь соколы – мои братья родные.

– Ничего себе братцы, – солдат говорит, – медный всё лицо мне расцарапал, а солнечный глаза прожёг.

– Не беда, – девушка говорит, – серебряный тебя спасёт.

И тут слышит солдат шум крыльев и чувствует – на грудь ему села птица. И вдруг что-то капнуло ему на глаза, и он увидел, что на груди его сидит серебряный сокол и плачет и капают его слёзы в солдатские глаза. И слёзы соколиные проясняют взор.

Взлетел сокол – поднялся солдат на ноги.

Глядит – девушка. Берёзовая. Глаза – тёмные, как те черницы на коре берёзовой, а кожа-то не белоснежная, как берёзовая кора, а тёплая и розовая, как дерево, что прячется под корою. А уж рубашка – белокорая.

На одном плече её – медный сокол сидит, на другом – золотой. А серебряного она к сердцу прижимает.

Шагнул было к ней солдат – вдруг небо потемнело, гром ударил вдали. И понял солдат – нечистый летит. Схватил ружьё.

И видят они – крылья кожаные небо чертят, нечистый летит, жалованье в узелке несёт. А за ним туча мчится, хочет нечистого молнией сразить.

Увернулся нечистый от молнии и как раз солдату на мушку попал.

Ударил солдат картечью – только перья полетели и жалованье из узелка потряслось. Тут и накрыла их туча, хлынул ливень, да такой, что все зажмурились.

А когда открыли глаза – не было нигде нечистого и туча пропала.

И смотрит солдат – стоят рядом с девушкой три паренька, смеются, потому что мокрые все. Один-то – огненно-рыжий, другой-то – русый, солнечный, а третий – весь седой. Молодой такой, а уже седой.

Долго они смеялись, потому что мокрые были да и расколдованные.

Посмеялись, взялись за руки и пошли в родную деревню. И солдат, конечно, с ними.

Стали жить хорошо, под одной крышей.

Солдат подумал-подумал да и женился на берёзовой девушке.

– Понравилась она мне, – признавался он братьям.

А с братьями очень подружился солдат. И особенно полюбил он серебряного. Ласковый потому что тот был, сердечный. Бывало, всё о чём-то грустил.

На чтение 8 мин. Опубликовано

Уральские сказы увлекают взрослых и детей в мир старинных преданий. Они изложены простым языком, отражают надежды и быт русских людей во время крепостного права. Среди таких книг ярко выделяется произведение Павла Бажова «Серебряное копытце». В читательский дневник школьникам нужно написать характеристику и краткое содержание сказа. Информация помогает ученикам подготовиться к пересказу и сделать выводы.

История создания

Павел Петрович Бажов — талантливый интерпретатор уральского фольклора. В своих произведениях, которые написаны в стиле русских народных сказок, автор сочетал элементы реальности и фантазии. Литературные работы писателя учат мудрости, доброте, милосердию. В основу сказа о копытце лег фантастический образ. Когда-то ходил по Уралу серебряный олень — хранитель богатств. Аналогией ему в народных преданиях служат «лось — золотые рога» и «козел — серебристое копытце».

Серебряный олень

Олень (косуля) стал одним из самых поэтичных образов, созданных Бажовым. В предании говорится, что ему поклонялись финно-угорские племена. Рогатая голова лося (оленя, косули) — символ неба. На рогах лесной житель нес солнце, не касаясь копытами земли, которая была скверна для него.

На капищах шаманы укладывали священные серебряные блюда. На них лось мог опускаться, чтобы постоять на земле. В большом количестве такая посуда выменивалась жителями Урала на пушнину через татарских купцов. Наследие сохранилось, лучшая его часть вошла в коллекцию иранского серебра в Эрмитаже. Есть мнение, что от этой легенды и пошло в народе название Серебряное копытце. Священный олень касался копытами серебра, монет и драгоценных камней, которые лежали на блюдах в качестве даров для животного.

Впервые произведение было опубликовано в 1938 году в альманахе «Уральский современник». В 1942 году его отредактировали для сборника «Ключ-камень».

В сказе выделяется одна сюжетная линия, близкая к волшебной бытовой сказке. Фантастические события разворачиваются в привычных для героев условиях.

Персонажи произведения

Сказ читают вслух тихо, задушевно, немного грустно. Повествование ведется от лица заинтересованного рассказчика, который передает читателям сочувствие к простым обездоленным людям, вынужденным работать на приказчика до глубокой старости. Постепенно читатели знакомятся с главными героями «Серебряного копытца»:

Кокованя мудрый и заботливый дед

  1. Кокованя. Мудрый и заботливый дед, оставшийся без семьи. Мечтал усыновить мальчонку и обучить своему мастерству. Умелый охотник, по характеру добрый и веселый, мастер сказывать сказки. Необычное имя персонаж получил от слова «коко», что в словаре пермских говоров обозначает «горевать», «печалиться».
  2. Даренка. Осиротевшая девочка пяти-шести лет, которую Кокованя взял на воспитание вместо мальчика. Рассудительная, трудолюбивая, мечтательная. Умеет вести хозяйство. Хочет увидеть волшебного козла, рассказы о котором услышала от дедушки.
  3. Муренка. Бурая кошка девочки, которая тоже живет в доме Коковани. Все понимает, по-своему разговаривает (мурлычет).
  4. Серебряное копытце. Волшебный козел, который стал другом Муренки. Осторожный, всегда уходит от преследования.

Краткое содержание сказки

Старый охотник Кокованя остался один и надумал взять сиротку. Выбор пал на Даренку — маленькую девочку, которая недавно осиротела. Девочка согласилась идти к нему в дом только со своей кошкой Муренкой. Кокованя не был против. Они стали жить втроем, у каждого были свои обязанности. Кокованя работал, Даренка хлопотала по хозяйству, Муренка ловила мышей.

Вечером маленькая семья собиралась за ужином

Вечером маленькая семья собиралась за ужином, и старик рассказывал сказки. Одну из них, о волшебном козле по прозвищу Серебряное копытце, Даренка любила больше других. Она очень хотела увидеть лесного жителя, из-под копыта которого появляются самоцветы. Кокованя тоже верил в то, что козел существует, и очень хотел встретиться с ним.

На зиму старик планировал переехать в балаган у покосных ложков. Там и зверя можно пострелять, и заветного козлика вычислить. Даренка уговорила взять ее с собой, а Муренка сама их догнала. Стали они жить дружно, но вскоре Кокованя насолил много козлиного мяса, его нужно было отвезти в город. С согласия девочки он собрался домой на два или три дня. Даренка с Муренкой на хозяйстве остались.

Днем были дела, а вечером девочка скучала. В первый вечер она услышала топоток по стенам, но ничего не увидела. Во второй вечер увидела козлика, готового топнуть передней ножкой. В третий вечер пропала Муренка. Даренка выглянула в окно и увидела, что кошка играет с козликом. Вышла девочка из дома, чтобы поближе посмотреть, а ночной гость запрыгнул на крышу и стал бить копытцем. На ту пору и Кокованя вернулся. Застыл старик в изумлении, глядя на радужные самоцветы. Их становилось все больше.

Козлик начал стучать копытцем

Снял Кокованя шапку и стал складывать камни. Однако Даренка попросила дедушку до утра не собирать драгоценности, чтобы посмотреть, как такая роскошь будет сиять на солнце. Вскоре волшебство исчезло. Пропал навеки козлик, а вместе с ним и Муренка. Ночью повалил густой снег, после чего от былой россыпи самоцветов не осталось и следа.

Сколько потом ни искали Кокованя с Даренкой, ни камушка не нашли. Однако им и того, что старичок в шапку насобирал, до конца жизни хватило. В местах же, где происходили события, долгие годы люди находили хризолиты и другие камни.

Информация для читательского дневника

Краткий анализ и план сказки «Серебряное копытце» нужны третьеклассникам для заполнения читательского дневника и подготовки к уроку внеклассного чтения. К этой работе следует приступать после знакомства с текстом произведения. В конспекте необходимо отразить следующие вопросы:

Образ кошки в сказе «Серебряное копытце»

  1. История создания. Произведение написано в 1938 году по мотивам фольклора.
  2. Жанр. Сказ — народно-эпическое произведение, которое имитирует речь заказчика, повествует от его лица. Текст богат красочными описаниями, поговорками, пословицами.
  3. Тема. Добрые дела, вера в чудо. Только человек с бескорыстным сердцем и чистыми помыслами может стать свидетелем волшебства.
  4. Идея. Добро и бескорыстная помощь людям обязательно будут вознаграждены. Кокованю и его воспитанницу козлик одарил за их чистосердечие, доброту, легкое отношение к жизни.
  5. Проблематика. Человек не может быть счастлив в одиночестве. Ему нужен не только круг общения, но и семья, пусть даже приемная.

Образ кошки автор ввел в произведение специально. Гордые и независимые животные сопровождают людей более пяти тысяч лет, дарят им свою ласку и общение. Муренка кажется читателю волшебной. Она по-своему разговаривает с хозяевами, вторит им, поддерживает («Пр-равильно говоришь. Пр-равильно»). При обсуждении рассказа в классе ребятам предстоит выполнить пересказ «Серебряного копытца». План, на который можно опереться, может выглядеть так:

  1. Встреча Коковани и сиротки.
  2. Новая дружная семья.
  3. Дедушкины сказки.
  4. История о козлике.
  5. Жизнь в лесу.
  6. Отъезд Коковани.
  7. Долгожданное появление козла.
  8. Дружба лесного гостя и кошки Муренки.
  9. Щедрые дары нежданного гостя.

Сказ Бажова сочетает жанровые особенности волшебной и бытовой сказки. Действие происходит с обычными людьми в привычной для них обстановке. Волшебство совершают козлик, которого хотели увидеть герои, и кошка, впоследствии ставшая спутницей лесного обитателя. В произведении используются зачин, присказки, поговорки, уменьшительно-ласкательные суффиксы.

То, чему учит сказка «Серебряное копытце», можно встретить и в других произведениях Павла Петровича Бажова. Автор акцентирует внимание на вопросах доброты, трудолюбия, проблеме одиночества, любви к животным. Другая важная мысль заключается в том, что успех и богатство приходят к тем, кто этого заслуживает, трудится, стремится к цели. Сказ учит любить окружающий мир, заботиться о близких, ценить природу и ее дары.

Олень запрыгнул на крышу и стал бить копытцем

Приводя ситуацию с шапкой, писатель подчеркивает, что не нужно брать больше положенного. Лишнее впрок не пойдет, им лучше поделиться без сожаления. К произведению хорошо подходят пословицы «Добро делай и добро жди» и «Кто людям помогает, тот и свои желания исполняет».

Сказочная история вызывает отклики в сердцах взрослых и детей. Красивым и неторопливым языком автор рассказывает историю о том, как главные герои заслужили награду за свои труды.

Отзывы о книге

Сказка Бажова о волшебном козлике — одна из моих самых любимых с детства. Проходили мы ее и в школе, разбирали, анализировали. Мне очень нравится, что Кокованя спокойный и рассудительный, а Даренка веселая и непоседливая. Муренка их объединяет, ласковая кошка. Жалко, что в конце произведения она пропала вместе с козликом.

Лиза, 14 лет, Красноярск

Потянуло меня на пенсии перечитать сказы Бажова, тут и внуки подросли, сидят рядом, слушают. Из всех произведений больше всего запомнилось про Полоза и Кокованю. Выдумщик был русский народ такие истории придумывать, да и земля уральская богатая, располагала к этому. Читаешь, думаешь, погружаешься в другой мир. Все заботы уходят.

Максим Иванович, 67 лет, Орел

Сказку о Даренке и Коковане знаю и люблю с детства. Книжка с красивыми картинками передалась по наследству дочери. Теперь ей задали написать в читательском дневнике свое отношение к прочитанному. Разобрали тему, легко и быстро заполнили основные пункты — автор, смысл, содержание, выводы. Любимый момент у нас — это когда Муренка деда с девочкой догоняла, чтобы с ними отправиться на зимовку. Кошка в этом произведении — уникальный, волшебный персонаж.

Вероника Б., 32 года, Екатеринбург

на тему «Ю. Коваль «Сказка о серебряном соколе»

г. Серпухов, 2019 г.

Дата: 09.04.2019 г.

Тема: «Ю. Коваль «Сказка о серебряном соколе».

Цель: знакомство детей с произведением Юрия Иосифовича Коваля «Сказка о серебряном соколе».

Форма проведения: урок чтения и анализа произведения.

Климанова Л. Ф. Литературное чтение. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 2 / Л. Ф. Климанова, Л. А. Виноградская, В. Г. Горецкий – М. : Просвещение, 2017. – 160 с.

Этапы, время/ методы (приёмы) работы:

Содержание

Деятельность учащихся/УУД

П – познавательные,

Р – регулятивные,

К – коммуникативные,

Л — личностные

Орг. момент

(3 мин)

Микроцель –

организовать детей

и настроить их на

работу.

Словесный метод (предваритель-ное чтение про себя, выразительное чтение, речевая разминка)

Здравствуйте, ребята, меня зовут Анна Петровна, и сегодня я проведу у вас урок литературного чтения. Садитесь.

Проверьте свою готовность: у вас на партах должны быть учебники, карточки со стихотворением, пенал и дневник для записи домашнего задания. Давайте улыбнёмся друг другу! С хорошим настроением мы можем начинать.

На парте перед вами лежат карточки со стихотворением. Прочитайте его про себя.

Солдат шагал, шагал, шагал

И в такт махал руками.

Солдат устал. Солдат сказал:

«Хочу на ручки к маме!»

Прочитайте стихотворение весело; сердито.

Теперь прочитайте его выразительно.

Чьё чтение вам понравилось больше?

Читают про себя.

Читают с интонацией.

Читают выразительно.

Оценивают чтение одноклассников.

Этап подготовки к восприятию

(3 мин)

Словесный метод (рассказ, разъяснение)

Словесный метод (рассказ)

Наглядный метод (работа с выставкой)

Наглядный метод (показ слайдов)

Словесный метод (беседа, рассказ, работа с книгой)

Ребята, сегодня мы познакомимся с творчеством Юрия Иосифовича Коваля. Он родился в 1938 году в Москве. Он окончил Московский педагогический институт, и уехал работать в глухую деревню, где в школе не хватало учителей. И поэтому кроме своих предметов, русского языка и литературы, он вёл историю, географию, рисование и даже пение. Первые литературные произведения рождались прямо на уроках. Он их называл «учебные рассказы», а сочинял их для детей, чтобы они лучше усвоили учебный материал. Его рассказы читают и взрослые, и дети.

Ребята, на слайде вы видите обложки некоторых книг Юрия Коваля. Какие произведения вы видите? («Приключения Васи Куролесова», «Недопёсок», «Картофельная собака»)

Ребята, поднимите руки, кто знаком с произведениями Юрия Коваля. Какие произведения вы знаете?

Сегодня мы узнаем о ещё одном произведении Юрия Коваля. Откройте страницу 120 и прочитайте название. («Сказка о серебряном соколе»)

Ребята, какие же цели мы хотим достичь на этом уроке? (познакомиться с произведением, отработать навыки выразительного чтения,…)

Перед тем, как начать читать произведение, я предлагаю вам выяснить значения некоторых слов из текста, которые могут вызвать трудности. Как вы думаете, что значит…:

Нечистый – злой дух, чёрт.

Служивый – солдат, военнослужащий.

Жалованье – плата за службу.

Палаты – старорусское слово, обозначающее дом или дворец.

Цигарка – скрученная из бумаги трубочка с табаком, сигара.

Картечь – крупная дробь для охотничьего ружья.

Развилка – разветвление, которые образуют две и более разросшихся в разные стороны части ствола одного дерева.

На мушку попал – на прицел попал.

Слушают рассказ учителя.

Читают названия произведений.

Отвечают на вопросы.

Открывают учебники. Читают название.

Ставят цели.

Р – умение совместно с учителем поставить цели на урок.

Узнают значения новых слов.

Р – умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

Этап чтения и анализа.

(18 мин)

Микроцель – дать

образец

выразительного

чтения.

Словесный метод (работа с книгой, беседа, чтение и анализ произведения)

Наглядный метод (анализ изображения)

Словесный метод (беседа, разъяснение, работа с текстом произведения)

Словесный метод (беседа, разъяснение, работа с текстом произведения)

Словесный метод (беседа, разъяснение, работа с текстом произведения)

Словесный метод (беседа, разъяснение, работа с текстом произведения)

Словесный метод (беседа, разъяснение, объяснение, работа с текстом произведения)

Словесный метод (беседа, разъяснение, работа с текстом произведения)

Сначала учитель читает до «Взошёл солдат в первую палату…».

Ребята, с каким героем мы знакомимся в начале произведения? (с солдатом)

Куда он направляется? (на родину)

Ребята, как вы думаете, почему слово «родина» написано с маленькой буквы? (потому что имелась в виду маленькая родина, место рождения и жизни)

Кого повстречал солдат? (нечистого)

Каким писатель изобразил нечистого? Прочитайте его описание.

О чём нечистый попросил солдата? (чтобы тот сослужил ему службу)

А что значить «сослужить службу»? (сделать кому-то что-то полезное)

Как вы понимаете: «рожа сладенькая, а грязная», «служба нехитрая»?

Ребята, давайте же узнаем, что было дальше.

Ученики читают по цепочке до 2 абзаца на стр. 123.

Куда нечистый отвёл солдата? (в свои палаты)

Кого солдат встретил в первой палате? (Кровавого сокола)

Как сокол вёл себя? (бился, злился)

Прочитайте описание сокола.

Кого солдат встретил во второй палате? (Серебряного сокола)

Как сокол вёл себя? (пригорюнился)

Прочитайте описание сокола.

Как вы понимаете слово «пригорюнился»?

Кого солдат встретил в третьей палате? (Солнечный сокола)

Как сокол вёл себя? (сидел спиной к солдату)

Прочитайте описание сокола.

Что почувствовал солдат, увидев соколов? (совестно стало) Что значит «совестно»? (чувство угрызений совести) Почему солдату стало совестно? (солдат нанялся охранять соколов, ограничивать их свободу)

Куда солдат пошёл после встречи с соколами? (В сад) С кем познакомился солдат в саду? (С берёзой)

Что просила у солдата берёза? (просила сослужить ей службу)

Согласился ли солдат? (да)

А сразу ли согласился? (нет)

Почему? (хотел за деньги)

А как хотела берёза? (чтобы по душе сослужил)

Ребята, что значит «служить по душе»? (служить бескорыстно, во благо кому-то)

А как можно перефразировать выражение «служить за деньги»? (ради своей выгоды)

А как берёза назвала службу за деньги? (службой нечистому)

Ребята, лучше служить ради своей выгоды или во благо кому-то?

О чём берёза просила солдата? (чтобы он нашёл в деревне дедушку Николая и выполнил его указание)

Ребята, о том, что сказал дедушка Николай солдату, мы узнаем после небольшого перерыва.

Минутка релаксации.

Дети читают до конца.

Что же сказал Николай? Прочитайте по ролям отрывок. (от «Вот пошёл в деревню…» до «пропал с глаз»)

Дал ли дедушка Николай чёткое указание? (нет)

Что же предложил дедушка Николай солдату? (делать то, что сердце прикажет)

Как вы поняли указание дедушки Николая? (делать то, что сердце считает верным)

Понял ли дедушку Николая солдат? (нет)

Что солдат решил сделать с кровавым соколом? (отпустить его)

Как кровавый сокол отблагодарил солдата за освобождение? (расцарапал щёки и улетел)

Кто заживил раны солдата? (берёзка)

Как освобождение сокола повлияло на берёзу? (она стала девушкой по грудь)

Что солдат сделал с серебряным соколом? (отпустил его)

Почему он это сделал? (стало жаль, сердце подсказало)

Как освобождение серебряного сокола повлияло на берёзовую девушку? (она вышла из берёзы по пояс)

Зачем же солдат освободил солнечного сокола? (понял, что так можно девушку освободить)

Легко ли ему далось освобождение сокола? (нет)

Какие трудности возникли у солдата? (лицо жгло, руки холодило и жарило)

Как освобождение сокола повлияло на девушку? (она освободилась)

А какие же последствия для солдата имело освобождение солнечного сокола? (солдат ослеп)

Ребята, как вы думаете, почему солдат взялся освобождать берёзовую девушку и соколов? (сердце подсказало)

А всегда ли за добрым поступком следует благодарность? (нет)

Добрые поступки иногда даются с трудом, и на первый взгляд, человек расплачивается за свою доброту. Но добро награждается добром. Кто отблагодарил солдата? (серебряный сокол)

Что он сделал? (исцелил слепоту слезами)

Кем же оказались берёзка и соколы? (сестрой и братьями, которых околдовал нечистый)

Как солдат смог расколдовать их? (убив нечистого)

Почему солдат спас девушку и соколов? (добрый был, сердце слушал)

Каков конец сказки? (стали жить все вместе, потом солдат женился на девушке)

Кого из братьев особенно полюбил солдат? (серебряного)

За что? (за его сердечность)

Как вы понимаете: «сердечность»?

Чего общего между солдатом и серебряными соколом? (солдат тоже был сердечным)

Так за что же солдат полюбил серебряного? (за то, что он был таким же, как солдат)

Слушают чтение.

П – слушать и воспринимать текст.

Отвечают на вопросы.

Работают с изображением.

Читают произведение по цепочке.

Отвечают на вопросы.

Анализируют текст произвдения.

Релаксируют.

Читают произведение.

Отвечают на вопросы.

Релаксируют.

Отвечают на вопросы.

Р – умение анализировать текст произведения.

Р – умение синтезировать из частных утверждений общий вывод.

Отвечают на вопросы.

Р – умение анализировать текст произведения.

Выявляют мораль произведения.

Отвечают на вопросы.

Р – умение анализировать текст произведения.

Этап выявления

специфики

восприятия

(7 мин)

Микроцель –

выявить первичные

представления у

детей от

прочитанного

текста.

Метод – словесный

(беседа)

Словесный метод (беседа, рассказ)

Поднимите руку те, кому понравилась сказка. Чем?

В какие моменты вам было смешно? В какие моменты было грустно? Тревожно?

Какие виды сказок вы знаете? (волшебные, бытовые, о животных) К какому виду принадлежит данная сказка? (волшебные)

Как вы думаете, почему произведение называется сказкой? Что указывает на жанр произведения? (магическое 3, характерное вступление, волшебные события, мораль) Какие волшебные события происходили?

Ребята, как вы понимаете, что значит «служить по душе»? А что значит «служить по совести»? Это одно и то же?

Как же служил солдат?

Почему солдат решил предпочесть службу по душе службе за деньги? (добрый был, прямодушный)

Ребята, почему автор мог назвать сказку в честь серебряного сокола? (сокол был такой же, как главный герой – добрым, сердечным)

Какая пословица о сказках есть? (сказка ложь, да в ней намёк)

О чём же намекает нам автор этой сказки? Какую главную мысль мы можем извлечь?

(нужно слушать своё сердце и поступать не так, как нужно, а как сердце подсказывает. Нужно помогать нуждающимся, как серебряный сокол, который плакал с плачущим)

Отвечают на вопросы.

К – умение строить монологические высказывания;

Отвечают на вопросы.

Выявляют главную мысль произведения.

Этап обобщения

(8 мин)

Микроцель – дать характеристику героям произведения. Найти ответ на вопрос с помощью цитаты.

Практический метод (составление таблицы)

Словесный метод (беседа)

Так кто же является центральным героем этого произведения? (солдат). Как вы можете его описать?

Давайте составим таблицу. Я буду показывать вам карточки с качествами характера, и вы мне будете говорить, в какую из двух колонок нужно внести его. Левая колонка – те качества, которые описывали солдата.

(да: добрый, сердечный, простодушный, совестливый, отзывчивый, грубый, толстолобый (глупый);

Нет: корыстный, хитрый, злой, подлый)

Кого описывают качества на оставшихся карточках? (нечистого)

Так какая же основная мысль этого произведения? (нужно слушать голос своего сердца и поступать по совести и по душе)

П — умение анализировать, сравнивать и обобщать.

К — формулировать ответы на вопросы.

К — умение слушать других и высказывать свою точку зрения.

Р – сохранять учебную задачу в течение всего урока.

Этап объяснения домашнего задания (1 мин)

Ребята, откройте свои дневники и запишите домашнее задание: выразительное чтение сказки (120 – 127), задания 5, 6 на стр. 127.

Записывают домашнее задание.

Этап подведения итогов урока

(4 мин)

Микроцель – подвести итоги урока.

Словесный метод (устный опрос)

Ребята, урок подходит к концу, пора его обсудить. С творчеством какого автора мы познакомились? (Ю. Коваля) Какие книги он написал?

Как называется произведение, о котором мы сегодня говорили? («Сказка о серебряном соколе»).

В чём заключается главная мысль сказки? (…)

Какие цели мы с вами ставили? Если вы считаете, что мы достигли их, поднимите руку.

Теперь, ребята, оцените свою работу на уроке.

Ребята, мне было приятно с вами работать. Готовьтесь к следующему уроку. До свидания!

Отвечают. Подводят итоги. Оценивают себя.

Л – способность к оценке своей учебной

деятельности

Р — умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату

Конспект  урока по литературному чтению по УМК «Перспектива» 3 класс.

Тип: Изучение нового материала.

Цели урока:  Стимулировать интерс к чтению сказок. Актултзировать знания о видах сказок. Научить раскрывать знанение выражений «служить по совести», «служить по душе»; формировать нравственные ценности; учить работать в группах; коллективно обсуждать прочитанное; договариваться с друг с другом; использовать при чтении мимику, жесты, интонацию. Создать условия для формирования умений выражать своё отношение к героям, событиям, языку произведения, аргументировать свою точку зрения.

предметные: работать с текстом сказки, вырозительно читать текст сказки, пересказывать сказку по готовому плану.

метапредметные: формировать учебные задачи урока, исходя из анализа материала учебника, в совместной деятельности, планировать вместе с учителем  деятельность по изучению темы урока на основе ключевых слов, составлять план урока, оценивать свою работу на уроке, давать характеристику героев произведения, отвечать на вопросы на основе художественного текста учебника, взаимодействовать в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях);

личностные: осмыслять понятия : добро побеждает зло, в чём смысл добра, почему сказка всегда имеет хороший конец, идеалы, которые воспевает литературная сказка.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность  ученика

УУД

1.Организационный момент

Прочитайте названия  произведений-

 -все ли произведения вам знакомы?

— что их объединяет

сказки

Личностные:

формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной

деятельности

2. Актуализация знаний. Формулирование темы урока.

А чем это сказка отличаеися от всех других ?

 -а какая из них будет темой нашего урока

о чем же мы будем сегодня говорить ?

Определите задачи деятельности  на уроке.

-Сказка о серебряном соколе.

— она авторская

об авторской сказке Ю.Коваль «Сказка о серебряном соколе»

учиться выразительно читать; находить художественные средства выразительности,  учиться на примере героев сказки

Регулятивные:

формируем умение прогнозировать предстоящую работу;

формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

3. Локализация учебных затруднений

-Вы сказали, что это сказка авторская?

— Кто автор этой сказки?

— Что вы о нем знаете?

Хотите узнать больше?

— Откуда  мы можем узнать о творчесте писателя , из каких истчников ?

Я предлагаю поработать в группах для того чтобы расширить знания об этом человеке

 ( работа в группах)

1 группа – детство, школьные годы писателя (энциклопедия)

2 группа – родные писателя                         ( энциклопедия)

3 группа —  учёба (справочник)

4 группа- увлечения( пособие)

5 группа- работа ( интернет)

6 группа- последние годы жизни (журнал)

(дети сами выбирают задания для групп)

Какой это был человек?

только такой  человек мог написать такую интересную сказку

Давайте вернемся к тексту сказки

-Докажите что это произведение является сказкой?

Перечислите героев сказки?

нужно узнать  о человеке какой он

из справочника, интернета,                   из энциклопедий , пособий

http://www.ostrov-koval.com/#!untitled/cwig

Юрий Иосифович Коваль (1938- 1995) российский беллетрист. Родился в Москве. По окончании Московского государственного педагогического института работал в сельской школе в Татарии. Во время учебы в институте увлекся искусством фрески, мозаики, скульптуры. Занимался, кроме того, рисунком и живописью.

В начале 1960 –х. г. Коваль начал публиковать произведения для детей.  

Добрый, всесторонне развитый, талантливый.

Признаки  сказки:

— зачин

— волшебные герои

— троекратное повторение

— концовка

Соколы, нечистый, солдат, березка

Коммуникативные:

формируем умение слушать и понимать других;

формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

формируем умение оформлять свои мысли в устной форме

4.Словарная работа

Все ли слова вам были понятны?

Какие это слова?

Где вы посмотрели значение этих слов?

Словарная работа

Клеть-помещение, комната в строении,

здании, а также отдельная постройка хозяйственного назначения.

Цигарка-скрученная из бумаги трубочка с табаком.

Картечь-патрон.

Устаревшие слова- это слова  ранее употреблявшиеся в речи

В энциклопедии, интернете, словаре

Познавательные:

формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

формируем умение на основе анализа объектов делать выводы

5. Этап перечитывания и анализа художественного произведения

Почему солдат согласился послужить нечистому? (найдите в тексте)

Кого увидел солдат в клетках?

-Найдите в тексте описание каждого сокола.

Какие средства выразительности вы знаете?

Какие средства выразительности использует автор для описания соколов?

Еще какие  средства выразительности употреблены в сказке?

Что почувствовал солдат, увидев соколов? Почему?

Почему береза не сразу обратилась к солдату с помощью?

Зачем береза отправила солдата в деревню?

Почему она сразу не попросила солдата об освобождении соколов?

Сразу ли разобрался солдат, что сердце ему приказывает? 

Сколько раз пришлось солдату помогать  девушке вылезти из березы?

Почему солдат решил сразиться с нечистым? Что подсказало ему сердце?

Найдите и перечитайте описание «боя».

Как же был вознагражден солдат за свой подвиг?

Какие чудесные превращения встретились в сказке? (найдите в тексте)

Задумался солдат, оглядел нечистого. Не понравился ему нечистый – рожа сладенькая, а грязная, ушки дрожат.

– Какая, – спрашивает солдат, – служба?

– У меня три сокола живут, в трёх разных клетях. Покарауль их, пока я за жалованьем слетаю. Вернусь, щедро тебя награжу.

– Ну что ж, – сказал солдат, – соколов стеречь – служба нехитрая. Согласен.

— трех соколов

-Крылья у него бурые, грудь красная, а глаза так медью сверкают, аж в кровь отдают.

-А там в серебряной клети сидит белоснежный сокол. Тихо сидит да спокойно. Пригорюнился, видно. Только приоткрыл свои ослепительные серебряные глаза, глянул на солдата и снова их закрыл.

-А в третьей палате в золотой клети солнечный сокол сидел.

Эпитет, олицетворение, сравнение

Эпитет- образное определение; слово, определяющее предмет и подчёркивающее его свойства

— Глаза медью сверкают- эпитет.

— Солнечный сокол-эпитет

Олицетворение— братья соколы, девушка березка.

— Совестно ему стало, жалко было ему соколов

— Солдат на нечистого за деньги работал, а у березы ни копейки не было

-Чтобы солдат нашел дедушку

Солдат на нечистого за деньги работал, а у березы ни копейки не было

-Нет не сразу.

«Вот незадача, – подумал солдат, – что сердце прикажет? А чего оно приказывает? Не пойму. Кажется, попить хочет».

— Два раза

«А ведь жалко красавца, – подумал солдат, – сидит в клети – света белого не видит. Отпущу».

Расколдовать сестру и братьев

И понял солдат – нечистый летит. Схватил ружьё.

И видят они – крылья кожаные небо чертят, нечистый летит, жалованье в узелке несёт. А за ним туча мчится, хочет нечистого молнией сразить.

Увернулся нечистый от молнии и как раз солдату на мушку попал.

Ударил солдат картечью – только перья полетели и жалованье из узелка потряслось. Тут и накрыла их туча, хлынул ливень, да такой, что все зажмурились.

Соколы вылечили ему глаза

А когда открыли глаза – не было нигде нечистого и туча пропала.

И смотрит солдат – стоят рядом с девушкой три паренька, смеются, потому что мокрые все. Один-то – огненно-рыжий, другой-то – русый, солнечный, а третий – весь седой. Молодой такой, а уже седой.

Солдат подумал-подумал да и женился на берёзовой девушке.

– Понравилась она мне, – признавался он братьям.

А с братьями очень подружился солдат. И особенно полюбил он серебряного.

Коммуникативные УУД.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Познавательные УУД.

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Регулятивные УУД.

 Высказывать своё предположение;

— Проговаривать последовательность действий на уроке, работать по коллективно составленному плану;

Познавательные УУД

Умение строить речевые высказывания, анализ объектов с целью выделения признаков

6. Вторичный синтез

Продолжим работу над рассказом в группах.

1группа

Задание.

Составить   диаманту о  нечистом

2 группа

Задание.

Составить план.

По   деформированному план.

— Вы читали рассказ. Прочитайте план. Соответствует  он последовательности событий? Восстановите план и докажите, что ваш план верный.              

 План:

  1. Знакомство с соколом.
  2. Просьба березки.
  3. Встреча с дедушкой.
  4. Знакомство с березой.
  5. Встреча с нечистым.
  6. Выпустил сокола с серебряной палаты.
  7. Выпустил сокола с золотой палаты.
  8. Выпустил сокола с медной палаты.
  9. Расколдовал девушку-березку и братцев- соколов
  10. Бой солдата с нечестью.

3  группа

Задание.  Составляет мораль о прочитанной сказке

4 группа

Задание. Фишбоун.

В «голове» этого скелета обозначьте проблему «Почему солдат стал служить  нечистому? На верхних косточках ученики отмечают причины возникновения изучаемой проблемы. Напротив верхних – располагаются нижние, на которых по ходу вписываются факты, подтверждающие эти причины. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть факты.

5 группа

Задание . 6 шляп

«Почему солдат решил освободить заколдованных братьев и сестру?»

6 группа  

Задание.

Составить  синквейн о солдате

Выступление. Оценка   работы. Оценка настроения.

Диаманта — это стихотворная форма из 7 строк, первая и последняя  из которых — понятия с противоположным  значением.

  1. Встреча с нечистым.
  2. Знакомство с соколом.
  3. Знакомство с березой.
  4. Просьба березки.
  5. Встреча с дедушкой.
  6. Выпустил сокола с медной палаты.
  7. Выпустил сокола с серебряной палаты.
  8. Выпустил сокола с золотой палаты.
  9. Бой солдата с нечестью.
  1. Расколдовал девушку-березку и братцев- соколов

Мораль — это вывод итог о прочитанном  содержащий совет  поступать тем или иным образом .

Фишбоун.— этот вид схем который позволяет эффективно находить решения в сложных ситуациях, вырабатывать новые свежие  идеи.

6 шляп мышления

Синквейн— это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк. (написанная по правилам)

Познавательные:

формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

формируем умение на основе анализа объектов делать выводы

Регулятивные УУД.

 Высказывать своё предположение;

— Проговаривать последовательность действий на уроке, работать по коллективно составленному плану;

7.Этап обобщения

Сказка ложь, да  в ней намек, добрым молодцам урок.

Какой же урок содержится в этой сказке? Чему она учит?

 -Слушать свое сердце, и поступать так, как ты считаешь нужным сам

Регулятивные УУД

Выделение и осознание учащимися того, что уже освоено; осознание качества и уровня освоения.

8. Рефлексия

Оцените свою работу , через эмоции

-На этом наш урок закончен!

У сказки можно поучиться,
Она ведь мудрости полна,
Ее герои учат жизни,
Их украшает доброта.

До свидания!

Регулятивные

формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

10. Домашнее задание

Пересказать текс от лица солдата. (выбрать интонацию)

  • Сказка о серебряном соколе краткое содержание
  • Сказка о садко и морском царе
  • Сказка о рыбаке и рыбке читать текст 1 часть
  • Сказка о рыбаке и рыбке читать текст краткое содержание
  • Сказка о рыбаке и рыбке это русская народная сказка или нет