Сказка о счастье токмакова

александр балтин счастье советской детской поэзии самое таинственное дело на земле агния барто, ирина токмакова была ли детская поэзия

 Александр БАЛТИН

 СЧАСТЬЕ СОВЕТСКОЙ ДЕТСКОЙ ПОЭЗИИ

Самое таинственное дело на земле

 Агния Барто, Ирина Токмакова…

 Была ли детская поэзия страны советов назидательной?

 Ни в коей мере: в ней была поучительность, проведённая через образы: достаточно вспомнить знаменитого мишку, уроненного на пол: которого – всё равно не брошу, потому, что он хороший…

 Она была чиста – детская поэзия СССР: перечитайте Якова Акима.

 Обратитесь к Берестову.

 Возможна ли ныне, когда семилетние дети говорят о деньгах и не вылезают из мира гаджетов (хорошо как раскладывается слово!), такая?

 Ни в малейшей мере.

 Чистота очень легко, как оказывается, заменяется на грязь.

 …Шедевры переводов из Винни Пуха, исполненные Заходером, совмещали забавность, грустинки, удивление перед миром, и – своеобразную метафизику: осмысление происходящего, размышление над случившимся.

 Скольким помог взрослеть великий поэт… Винни Пух!

 Как славно строился пейзаж в детской поэзии Страны Советов: крупно; снежно – ежели соответствующее время; пестро – если избыток красок осени снова с нами…

 Ворвитесь в «Лето» Акима – ощутите восторг, не связанный ни с какими эгоистическими помыслами!

 Эгоизм и прагматика: два столпа, на которых укоренилось нынешнее время.

 Гнилых столпа, однако стоящих пока.

 И чудо детской поэзии невозможно ныне: она вся – под каким-то другим углом, со своеобразным речевым изломом.

 В советской детской поэзии была светлая метафизика детства, которое должно быть постепенным: с лужами, гербариями, санками…

 И было таковым.

 Перечитайте Мошковскую.

 О Маршаке, представившем пиковые возможности детской поэзии, как-то и упоминать неудобно – тут космос: разнообразнейший, гармоничный, и – перевитый лентами счастья, а какой ворох фантазий!

 На той поэзии росли иные люди: не идеальные, таковых не бывает, но и не сопоставимые с сегодняшними, пропитанными агрессией, корыстью, эгоизмом, пустой прагматикой…

 Яркость и ясность Якова Акима

 Первый снег… Кот, несущий его на лапах…

 Счастье звукописи и нежности:

 Утром кот

 Принёс на лапах

 Первый снег!

 Первый снег!

 Он имеет

 Вкус и запах,

 Первый снег!

 Первый снег!

 Он кружится,

 Лёгкий,

 Новый,

 У ребят над головой,

 Он успел

 Платок пуховый

 Расстелить

 На мостовой…

 Яков Аким писал детские стихи, перехваченные праздничными (или будничными) ленточками детства: его радости, счастья, открытий мира вокруг себя и в себе…

 Впрочем, разные варианты детства встречаются, но хочется думать о наилучшем.

 Он прекрасно живописал пейзаж в недрах своей лирики: ибо детская поэзия подразумевает взрослое мастерство:

 Шумливые тёплые ветры

 Весну на поля принесли.

 Серёжки пушатся на вербе.

 Мохнатые, точно шмели.

 Зазвучит дальше первомайский восторг: забытый ныне, опровергнутый корыстью времён.

 Темы Акима… О! они любые – из плоти жизни, из её недр: всегда густых, как мёд… Много их, много.

 Лето. Мама. Катин бублик:

  Хватит плакать, девочка!

  Не хва-а-тит…

  Как зовут тебя, девочка?

  Ка-а-тя…

  Катя, кто же тебя обидел?

  Не обидел…

 Ты бублик не видел?

 Он сначала в траву закатился,

 А потом под кустом очутился,

 А потом я играла в песке…

 Вот же бублик ты держишь в руке.

 Вот такая вот трагедия, кончающаяся счастливым обретением утраченного.

 Да, случается так всегда – согласно чудной, серебряной поэзии Якова Акима!

 Волшебные созвучия Валентина Берестова

 Волшебник из детской сказки говорит ясно, просто, с предельно открытой, доверительной интонацией:

 Вижу, бабушка Катя

 Стоит у кровати.

 Из деревни приехала

 Бабушка Катя.

 Маме узел с гостинцем

 Она подает.

 Мне тихонько

 Сушеную грушу сует.

 Валентин Берестов писал много детских стихов: они лучились радостью и поблёскивали солью мудрости, они легко взлетали, как воздушные шары, и помогали расти – самым маленьким и тем, кто постарше…

 Он выстраивал взрослые поэтические панорамы, где глубина сочеталась с чёткостью строки, играющей ясностью акварельных красок, и парадоксальность жизни легко укладывалась Берестовым в несколько катренов:

 В своём роду, кого ты ни спроси,

 Идя от колыбели в ногу с веком,

 Он со времён крещения Руси

 Стал первым некрещёным человеком.

 Он это чуть не доблестью считал.

 Да жаль, что бабок спрашивать не стал.

 А к бабушкам он относился строго:

 «Вот тёмные какие! Верят в Бога!»

 Старушки были рады без границ,

 Что, отложив на время святотатства,

 В пасхальный день от крашеных яиц

 Охальник был не в силах отказаться.

 Он ел и думал: «Как они глупы!».

 Не видели старушки почему-то,

 Что от религиозной скорлупы

 Он очищал яйцо за полминуты.

 И лишь под старость обнаружил он,

 Что тайно был старушками крещён

 И что от колыбели был храним

 Он ангелом невидимым своим.

 Трагедия ли – такое тайное прозрение? Или величайшее откровение, вспыхивающее в сознание запредельным светом?

 Свет, исходящий от строк, был присущ поэту в высокой мере: и свет этот был чист, лучист, золотист.

 Ленты жизни проносились по его стихам: спокойным и мудрым, что бы ни случилось.

 Можно и о трагедии говорить без пафоса, приподнятости – повествовать.

 Пафос был чужд Берестову, как надрыв, как нечто искусственное…

 …Рассказ о детстве подразумевает рассказ о великане, с которым дружил когда-то…

 Цветные стёклышки калейдоскопа мерцают красиво, совмещаясь, давая причудливые узоры…

 Венок, сплетаемый девочкой, возвращение с востока…

 Круг тем расширялся, уточнялся, и стихи всегда струились такой чистотой и ясностью, что время не пробовало их низвергать.

 Истины Ирины Токмаковой

 Мир, набирая в агрессивности, да и в равнодушии к человеку, затрагивает чернотой и детское, нежное…

 Каковы мультики, что глядят детишки, компьютером начиная владеть раньше, чем грамотой?

 Сплошные монстры, зомби, черепашки-ниндзя: нагромождение голого действия, жестокого, как правило, резкого, как удар.

 …Ирина Токмакова писала чудные, нежные, светлые, как пасхальное утро, стихи; их чистота излучала тёплую энергию – именно такую, что и должна растить и питать детские сердца.

 Жил Сазанчик в приветливой речке,

 Жил он в самом уютном местечке,

 Где качалась прохладная мгла

 И трава золотая росла.

 И сазанчик непременно должен жить в уютном местечке, и речка приветливо улыбаться детским мордашкам, и трава быть золотою.

 Всё так – и только так: ибо лишь такими словами (О! ныне слово сведено к передаточному звену жёстких смыслов!) можно осветлить реальность; ибо читая такие стихи, такие сказки в стихах, вырастут добрые люди, а доброта ныне, увы, не в почёте.

 Прошу вас, не надо съезжать по перилам,

 Вы можете в зубы попасть крокодилам!

 Они притаились на каждой площадке

 И всех, кто съезжает, хватают за пятки.

 Увы, эти прелестные, лёгкие строки сегодня звучат провидчески, ибо крокодилы эгоизма и агрессии готовы хватать за пятки всех…

 Многообразие стихов и сказок Ирины Токмаковой суммарно представляет собою то богатство, какое могло бы перейти во внутреннее золото детских душ…

 Могло бы – но литература, увы, разжалована из воспитательниц, и вовсе не она пестует детские души.

 Огни Агнии Барто

 …Чувствовать нюансы детской психологии, или сохранить в своей душе детскость ребёнка?

 Что необходимо для качественной детской поэзии?

 Идёт бычок, качается,

 Вздыхает на ходу:

 Ох, доска качается,

 Сейчас я упаду!

 С ранних розоватых лет вписанное в сознание четверостишие – имея в виду людей определённых поколений.

 Жалко ли бычка? Смешно ли?

 Всё вместе – главное: дано с такой точностью, что не удалить из сознания даже хирургическим путём.

 Множество стихов Барто с детства создавали определённую панораму мира: интересную, многоцветную, радостную, иногда сложную:

  Белая медведица!  

 – Во льдах живет она?  

 – Метель и гололедица

 Медведям не страшна?

  Ой, медвежонок маленький!

 – Ребенку только год!  

 На нем такие валенки,

 Что в них не страшен лед.

 Узнаёте себя?

 Взрослому узнавание в себе ребёнка и слёзно, и отдаёт ностальгией; ребёнку слушать подобные стихи было счастьем.

 Они добры – стихи Агнии Барто (её участие в травле замечательных, не угодивших властям писателей относится скорее к инстинкту самосохранения, хотя и не красит её).

 Они нежны по манере исполнения: своеобразное туше – нежное касание клавиш слов; и занятны, ибо изюминка находится в простейших ситуациях, столь знакомых каждому ребёнку.

 Прозвучат ли они в технологическое, перевитое эгоизмом время?

 Бог весть…

 Хорошо бы, когда прозвучали, ибо дидактический аспект этой поэзии трудно переоценить.

 Поэзия Винни Пуха как совершенство перевода

 Как известно – вся поэзия у нас в лесу создаётся Винни-Пухом: милейшим мишкой, обладающим добрым нравом и завидным аппетитом.

 Как известно – это поэзия практически совершенна: она отточена и легка, она касается потаённых и ясных сторон жизни, она поёт, разворачиваясь нежнейшим свитком совсем не детских стихов…

 В Англии большая традиция абсурдной поэзии: поэтому литры, что обнаружатся в Тигре, будут логичны; да и лимерики британское изобретение, хотя Винни-Пух и не пишет лимериков.

 Мишка знает свою поэтическую силу, оттого и поёт:

 Если я чешу в затылке

 Не беда!

 В голове моей опилки,

 Да-да-да.

 Но хотя там и опилки,

 Но Шумелки и Вопилки

 (А также Кричалки,

 Пыхтелки и даже

 Сопелки и так далее)

 Сочиняю я неплохо

 И-ног-да!

 И тут ракурсы бытия раскрываются соответствующим образом: представляя поэзию вовсе не пустяшной вещью, но тончайшим инструментом осознания реальности и себя в ней.

 А вот возникает проблема с Тигрой: почти экзистенциального характера:

 Что делать с бедным Тигрой?

 Как нам его спасти?

 Ведь тот, кто ничего не ест,

 Не может и расти!

 А он не ест ни меду,

 Ни вкусных желудей –

 Ну ничего, чем кормят

 Порядочных людей!

 Великолепные дуги фантазий расходятся, золотясь, и нежная образность прорастает сквозь бесконечно милые, такие компактные, так тонко изогнутые строки…

 А вот и проблема взаимоотношений рисуется:

 Когда мне не хватало слов,

 Я добавлял то «Ах», то «Эх»,

 И «Так сказать», и «Будь здоров»,

 И «Ну и ну!», и «Просто смех!».

 Когда ж закончил я рассказ,

 То Кое-кто спросил: «И все?

 Ты говорил тут целый час,

 А рассказал ни То, ни Се!..

 А за ней возникает вопрос – так ли хорош наш язык для коммуникаций?

 Или он скорее – для мышления, ибо в большинстве случаев мысль проводится через слово…

 Много-много всего вложено в детские-не-детские стихи Винни-Пуха.

 …Есть редчайшее, стопроцентное попадание в перевод: такое продемонстрировал Заходер, передавая поэзию мишки: продемонстрировал, убеждая, что точный перевод возможен, и больше того – поэзия лесного жителя может быть великой…

 Совершенство Самуила Маршака

 Отточенность строки, достигнутая Маршаком во всем известных детских стихах, давшая такие шедевры, как «Вот какой рассеянный», «Цирк», «Угомон» и прочие, словно переходит и во взрослые его стихи, предлагая компактность мысли, уложенной в совершенную стиховую форму (когда не формулу):

 С тобою вместе враг твой был сожжен.

 Удавом он сдавил при жизни тело.

 Но до конца не мог коснуться он

 Того, что и по смерти не истлело.

 Ты горстью пепла стала, ты мертва.

 Но помню, как у смертного порога

 Произнесла ты медленно слова:

 «Люблю я сильно, весело и строго».

 Стихи, стремящиеся к пределу ёмкости, будто каждая строка должна стать последней, а за нею обрыв… в пресловутую, мало представимую вечность.

 Элегичность, пропитывающая иные взрослые стихи Маршака, обоснована, ибо соприкасаются они с темой тем:

 Колышутся тихо цветы на могиле

 От легкой воздушной струи.

 И в каждом качанье негнущихся лилий

 Я вижу движенья твои.

 Хотя невозможно сказать, какая из тем является темой всех прочих: любовь, смерть, но ясно, что неразрывная связь их подразумевает жёсткость формы и совершенство поэтического видения.

 Совершенство! Понятие, к какому и детские, и взрослые стихи Маршака (о переводах нечего и говорить) подходят вплотную, исключая что-либо лишнее, не допуская никакого словесного жира, одутловатости, рыхлости.

 Только суть – причём введённая в поля эстетических сияний; и строгие цветы – лилии – наиболее полно соответствуют стихам Маршака.

 А детские – вероятно, буднично-праздничным ромашкам: легким, как само детство.

 Экзистенциальная мера Эммы Мошковской

 Детская трагедия осознаётся как серьёзная область мира: ведь на деле всё растёт из неё, из детской, такой саднящей, пробуждающей чувство вины и невиновности:

 У нас разбилась вазочка,

 а я не виноват.

 Меня бранила бабушка,

 а я не виноват!

 И канарейка видела,

 что я не виноват!

 Детские стихи Эммы Мошковский словно перехватывали волокна взрослой экзистенции: как будет, когда вырастешь, восприниматься детство?

 Но – они были легки: как и положено детским стихам; они были напитаны крепким, звонким звуком, и созвездия созвучий словно распускались необычными цветами.

 …Все существа знакомы, и – такими неожиданными становятся от соприкосновения с поэтическим космосом!

 Ведь вот как:

 Лягушки,

 которые спят на подушке,

 которые пьют простоквашу из кружки,

 и зайцы, которые варят кашу,

 и бегемоты, которые пляшут,

 медведи, которые в небе летают,

 слоны, которые книги читают,

 которые могут за парту сесть!

 Которых нигде никогда не бывает!..

 Пришли в мои сказки,

 которые есть.

 Сказки, сложенные в рифму, разлетятся по миру, помогая взрослеть, открывать в себе нечто главное, меняться к лучшему…

 Вернее – так было, они помогали: стихи Мошковской – самому таинственному делу на земле: росту человека…

 Ныне у нас другие сказки: всё больше агрессивные, невероятные в своей утилитарности, атакующие детей из гаджетов, с мертвенно мерцающих мониторов…

 И нынешняя детская поэзия не может им противостоять: ибо сама становится похожей на них.

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 4 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страницы 135-136. 

УКМ «Школа России»

Раздел «Чудесный мир классики». Проверим себя и оценим свои достижения.

1. Какие стихотворения Пушкина о природе ты читал раньше? С какими познакомился в этом разделе? О каких временах года пишет поэт? Как ему удаётся передать красоту природу в разное время года?

Я читала многие стихотворения Пушкина о природе.

Во втором классе мы изучали стихотворения «Вот север, тучи нагоняя» и «Зима, крестьянин торжествуя».

В третьем классе мы проходили стихотворения «Зимний вечер» и «Зимнее утро».

В этом году прочли стихотворения «Унылая пора» и «Туча».

Поэт пишет об осени, лете и зиме. Он одушевляет природу и поэтому она оживает в его описаниях. Пушкин использует очень красивые эпитеты и сравнения, которые позволяют ему показать всю красоту природы.

2. Знаешь ли ты какие-нибудь восточные сказки? Перескажи одну из них. Постарайся употребить в своём рассказе такие слова, которые помогут слушателям представить страну, город, одежду и занятия героев.

Пересказ восточной сказки «Али-баба и сорок разбойников» для 4 класса

В одном персидском городе жил бедняк Али-Баба и его богатый брат Касим. Касим торговал на базаре цветными халатами и был женат на дочери судьи.

Али-Баба возил в город дрова с гор и едва сводил концы с концами. Он был женат на доброй девушке.

Однажды Али-Баба стал свидетелем того, как банда разбойников скрылась в пещере. Он услышал волшебные слова, которые открывали пещеру: «Симсим, откройся».

Когда разбойники уехали, Али-Баба вошёл в пещеру и набрал много сокровищ.

О богатстве брата узнал Касим, и тоже отправился в пещеру. Но от жадности он забыл волшебные слова, его застали разбойники и убили.

Разбойники решили найти Али-Бабу. Они отправились в город. Но служанка Али-Бабы заметила, что их дом помечают крестиком, и поставила такие же кресты на всех домах.

А когда разбойники попытались проникнуть в дом в кувшинах, служанка залила их кипящим маслом, а атамана зарезала кинжалом.

Али-Баба был счастлив и щедро наградил находчивую служанку.

3. Какие сказки Пушкина ты читал? Разгадай кроссворд. Объясни как ты понимаешь слово отгадку. Какую … сказку ты прочитал в этом разделе?

Я читала все сказки Пушкина: «О попе и работнике его Балде», «О золотом петушке», «О мёртвой царевне и семи богатырях», «О рыбаке и рыбке», «О царе Салтане».

Пример заполнения кроссворда можно посмотреть внизу страницы.

По вертикали получается слово Прозаическая. Это значит написанная прозой, не стихами.

В этом раздели мы прочитали стихотворную сказку «О мёртвой царевне» и прозаическую сказку «Ашик-Кериб».

4. Вспомни, что такое басня? В чём заключаются её особенности?

Это литературное произведение, которое носит поучительный характер. Героями басен являются животные, наделённые характерами людей. Автор использует иносказание.

5. В чём необычность басен Толстого? Есть ли в них иносказательность? Какова мораль басен Толстого? Выражена ли она в его произведениях? Откуда мы можем узнать, что хотел сказать нам автор?

В баснях Толстого героями выступают люди, а не животные. Писатель не использует иносказание, но его басни очень поучительны.

Мораль басен Толстого содержится в основной мысли басни. Она обязательно выражена в произведениях, но иногда не явно.

Например, в басне «Правда всего дороже» мораль вынесена в заголовок. А в басне «Как мужик убрал камень» она неявная. Но её можно выразить пословицей: «Сметка всего дороже».

Найдя главную мысль басни, мы понимаем, что хотел сказать писатель. Например, в басне «Старый дед и внучек» ребёнок вырезает для родителей лохань. Родителям становится стыдно, а мы понимаем, что старых нужно уважать.

6. Что сближает рассказы Толстого «Детство» и Чехова «Мальчики»? Чем они различаются? Обсудите с другом.

Эти рассказы сближаются тем, что их герои мальчики, которые очень любят своих родителей, особенно маму. Об этом говорит Николенька, о маме беспокоится Володя.

Различаются эти рассказы поступками мальчиков. Николенька очень домашний и тихий ребёнок. Для него счастье в том, чтобы быть рядом с мамой.

Володя сбегает в Америку и делает маме больно. Но он осознаёт свою ошибку.

7. Какие произведения Толстого о детях ты читал раньше? Что общего между детьми-героями этих произведений? Почему автору важно рассказать о них и их жизни? Чему он хочет научить своих читателей? Какое произведение тебе особенно запомнилось? Составь план рассказа и перескажи его.

Я читала много рассказов Толстого о детях. 

Это «Филипок», «Старый дед и внучек», «Котёнок», «Акула», «Прыжок» и некоторые другие.

Герои этих рассказов — обычные дети, часто живущие в деревне. Все они совершают какие-то поступки, заставляющие читателя переживать за них. Иногда это очень добрые и правильные поступки, как решение Филипка идти в школу. Иногда — глупые, как попытка мальчика поймать на мачте обезьяну.

Но автор специально рассказывает об этих поступках, чтобы на примере своих героев научить читателя тому, как правильно поступать, а как поступать не надо. Для него важно, чтобы читатели выросли хорошими и честными людьми.

Мне особенно понравился рассказ «Акула», пример пересказа которого можно найти по ссылке.

1

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 3 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страницы 128-129. 

УКМ «Школа России»

1. Если бы тебя спросили, о чём эта сказка, что бы ты ответил?

Эта сказка о верности и семейных ценностях, о настоящей любви, помешать которой не могут никакие обманы и злодеяния.

2. Назови главных действующих лиц сказки. Какие человеческие качества они проявляют? Какие герои побеждают и почему?

Главными героями сказки являются:

  1. Гвидон. Мужественный, добрый, умеющий прощать и любить близких.
  2. Царь Салтан. Доверчивый, добрый, умеющий прощать и любить близких.
  3. Царевна Лебедь. Добрая и благородная.
  4. Царица. Доверчивая, беззащитная, тихая.
  5. Бабариха, Ткакчиха, Повариха. Завистливые и жестокие.

Побеждают положительные герои, потому что добро в сказках всегда побеждает зло. Их положительные черты характера оказываются сильнее отрицательных, которыми обладают Бабариха и её подруги.

3. Какие чудеса происходят в сказке? Сколько раз и в кого превращается князь Гвидон? Какие волшебные дары получает Гвидон от царевны?

Чудеса в сказке: быстро вырос младенец в бочке, возникновение города, превращения Гвидона, дары царевны Гвидону, превращение лебедя в царевну.

Превращения Гвидона: три раза, в комара, муху и шмеля.

Волшебные дары: город, белка, тридцать три богатыря, сама царевна.

4. Найди в сказке строчки, при чтении которых ты представляешь себе царевну лебедь, её братьев богатырей, волшебный город, появившийся по велению царевны. Найди сравнения в описании царевны.

Царевна-лебедь: «…Месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит…»

Богатыри: «В чешуе, как жар горя, идут витязи четами…»

Волшебный город: «Стены с частыми зубцами, и за белыми стенами блещут маковки церквей…»

Сравнения в описании царевны: выступает, словно пава; будто реченька журчит

5. Прочитай строки, в которых говорится об отчаянии царицы и мольбе её сына о помощи. Какие звуки помогают услышать шум волн и их плавное движение?

Шум волн и их плавное движение помогает услышать шипящий звук Ш. Он встречается в словах: Плещешь, захочешь, точишь, топишь, подымаешь.

6. Как царевна лебедь обращается к Гвидону?

Царевна называет Гвидона «Князь ты мой прекрасный»

7. Чем заканчивается сказка? Сравни с тем, как заканчиваются народные сказки, которые ты прочитал в этом году.

Концовка сказки: «Я там был; мёд, пиво пил, и усы лишь обмочил».

Концовки народных сказок: «Стали жить-поживать», «Я на том пиру был, мёд-пиво пил».

Видим, что Пушкин использовал традиционную концовку русских народных сказок.

8. Что сближает сказку Пушкина с народной волшебной сказкой? Есть ли различия?

У сказки Пушкина есть многие приметы народных волшебных сказок: зачин, присказка, концовка, противостояние добра и зла, испытание, которое предстоит выдержать герою, волшебные превращения, чудеса, волшебные существа, троекратные повторы.

Сказка написана народным языком, с использованием традиционных сказочных оборотов речи.

Но есть и различия. Так, Пушкин использовал оригинальный зачин, не взятый из народных сказок. Это литературная сказка, в которой невозможно поменять слова или сюжет, как часто случается в народных сказках.

9. Восстанови последовательность событий в сказке и перескажи её.

  1. Царь Салтан выбирает жену.
  2. Подмена грамоты.
  3. Морское путешествие царевны и Гвидона.
  4. Спасение царевны от коршуна.
  5. Приключения Гвидона.
  6. Встреча Салтана с семьёй.

Пример пересказа «Сказки о царе Салтане» по плану для 3 класса

Царь Салтан подслушал разговор трёх девиц и взял в жёны ту, что обещала родить ему сына. Двух других он сделал поварихой и ткачихой.

Вскоре царь отправился в поход, а в это время царица рожает сына. Ткачиха, Повариха и Бабариха пишут царю о неведомой зверушке, а потом подменяют грамоту, присланную царём, в которой он велел ожидать своего возвращения.

Царицу и младенца сажают в бочку и бросают в море. Младенец быстро вырос и бочку вынесло на берег. Гвидон делает лук и идёт по острову. Он убивает коршуна, напавшего на лебедь. А лебедь обещает отблагодарить его.

На следующее утро Гвидон видит чудесный город, жители которого выбирают его князем.

На остров приплывают купцы, которые следует в царство Салтана. Гвидон хочет увидеть отца и лебедь превращает его в комара.

Салтан удивлён известиями о новом городе, но Бабариха с кумушками отзываются про город пренебрежительно. Они рассказывают про чудесную белку. Гвидон жалит завистниц.

Лебедь дарит Гвидону белку. 

Гвидон ещё дважды летает к Салтану в образе мухи и шмеля, и каждый раз возвращается с описанием нового чуда. Так он получает богатырей и становится мужем царевны-лебеди.

Узнав про это, Салтан сам отправляется в гости и узнает супругу и сына. Он счастлив и милует Бабариху, Ткачиху и Повариху. Играется грандиозный пир.

10. Рассмотри иллюстрации Билибина. Опиши своими словами те рисунки, которые тебе понравились.

Описание иллюстрации Билибина на стр. 101

На ней показано пробуждение Гвидона и его матери. Ещё вчера остров был пустынным, а сейчас перед ними стоит белокаменный град, полный церквей и храмов, окружённый стенами с башнями. 

Гвидон и царица с удивлением смотрят на город.

Описание иллюстрации Билибина на стр. 103

Купеческий корабль покидает остров Буян. Он несётся по волнам, подгоняемый ветром. Следом летит обратившийся в комара Гвидон.

Вдали виден остров с красивым городом, окружённым крепостной стеной.

Описание иллюстрации Билибина на стр. 109

На этой картине показан приём купцов царём Салтаном.

Царь восседает на огромном троне, его голова увенчана тяжёлой короной. Богатые купцы на красной дорожке кланяются царю.

С боку от царя сидят коварные Бабариха, ткачиха и повариха, далее видны бояре.

Описание иллюстрации Билибина на стр. 113

На этой иллюстрации мы видим, как из пучин вод выходят ровным строем могучие витязи. Они все равны как на подбор, все одинаково вооружены копьями.

Над ними горят звёзды, а берег кажется безлюдным и пустым.

Описание иллюстрации Билибина на стр. 127

На ней мы видим праздничный пир. За столом сидят царь Салтан, Гвидон, царица и царевна. Царь не сводить глаз с сына, которого считал погибшим. Он очень счастлив.

На столе разнообразные яства, перед столом сидит шут, играющий с собакой. Вокруг стоят суровые стрельцы.

1

«Может нуль не виноват?»

«Сказочка о счастье»

Главные герои сказки «Аля, Кляксич и буква А» и их характеристика

  1. Аля. Девочка, которая учится писать аккуратно. Добрая, отзывчивая, смелая.
  2. Буква А. Помогала девочке. Была изгнана из азбуки.
  3. Кляксич. Коварный и злобный. Всюду ставил кляксы, ссорил буквы.
  4. Прочие буквы. Очень разные, каждая со своим характером.

План пересказа сказки «Аля, Кляксич и буква А»

  1. Буква А зовёт на помощь.
  2. Угрозы Кляксича.
  3. Баранки буквы Б
  4. Вопросительный знак.
  5. В поезде.
  6. Загадки глупой Г.
  7. Добрая Дуня.
  8. В лесу.
  9. У реки.
  10. Освобождение буквы Л.
  11. Поиски филина.
  12. Распиленная Ш.
  13. Загадочная надпись.
  14. Дописанное письмо.

Кратчайшее содержание сказки «Аля, Кляксич и буква А» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Буква А рассказала Але, что Кляксич проник в азбуку.
  2. Аля отправилась в азбуку спасать буквы своего имени.
  3. Она узнала, что Кляксич преследует букву Л.
  4. Але удалось освободить букву Л и найти филина.
  5. Она обнаружила загадочную надпись, прочитать которую помогло зеркало.
  6. Аля дописала письмо маме, но Кляксич сбежал.

Главная мысль сказки «Аля, Кляксич и буква А»

Писать нужно аккуратно, без клякс и помарок.

Чему учит сказка «Аля, Кляксич и буква А»

Сказка учит хорошо писать, знать азбуку. Учит взаимовыручке и взаимопомощи. Учит не бросать друзей в беде. Учит бороться до конца. 

Отзыв на сказку «Аля, Кляксич и буква А»

Мне понравилась эта забавная сказка, в которой не только много приключений, но и полезной информации о буквах. Прочитав эту сказку, я лучше запомнила буквы алфавита и поняла, как важно уметь писать без ошибок и помарок.

Пословицы к сказке «Аля, Кляксич и буква А»

Ученье — свет, неученье — тьма.

Век живи — век учись.

Другим не поможем, сами пропадём.

Азбука — к мудрости ступенька.

Не стыдно не знать, стыдно не учиться.

Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки «Аля, Кляксич и буква А» по главам:

Глава 1

Аля писала письмо маме, но буквы скакали и получалось плохо.

Вдруг на листок выбежала буква А и стала жаловаться на злого Кляксича. Она сказала, что Кляксич пробрался в азбуку и ссорит буквы между собой. Он хочет заменить все буквы на кляксы. 

Кляксич уже выгнал букву А и заменил её кляксой. А теперь грозится запереть под замок букву Л и спрятать букву Я. И тогда Аля не сможет написать письмо.

Аля решила уничтожить Кляксича. Она взяла резинку и промокашку и вместе с буквой А отправилась в Азбуку.

Дорогу им преградила буква Б, которая требовала купить у неё бублики. Аля купила сколько смогла, но Б требовала покупать больше и больше. Только читатели могут помочь Але купить больше бубликов.

Глава 2

Но вот Б отстала и Аля вошла в Азбуку. На лугу вопросительный знак пас двоеточия. Но он не знал, куда девался Кляксич, только видел, что тот уехал на поезде.

Буква В у вагонов спрашивала у пассажиров вещи. Аля предъявила баранки и её пустили в поезд.

Но вскоре поезд остановился. Кляксич разобрал рельсы и вырубил деревья. Только читатели могут помочь Але починить путь.

Глава 3

Путь починили и поезд поехал дальше. Вечером Аля и А сошли и постучали в дом, где жила буква Г.

Буква Г сказала, что подскажет где искать Кляксича, если Аля решит задачу. Она спросила сколько будет отставших пассажиров, если с двух поездов отстанет по одному.

Аля сказала, что пассажиров будет 2, но Г сказала, что это неправильно. Ведь отставший пассажир уже не пассажир, а растяпа.

Расстроенная Аля пошла дальше. Взошла Луна. Аля увидела дом, в котором горело окно на десятом этаже. Там жила буква Д, которую звали Добрая Дуня.

Добрая Дуня подсказала искать Кляксича в лесу, где он ловит букву Л. Она угостила девочку дыней и спела песню, первые буквы строк которой образовывали имя Дуня.

Глава 4

Утром Аля пошла в лес. На опушке стояла избушка где жили забывчивые старушки Е и Ё. К ним Аля заходить не стала. Она пошла дальше и увидела землянку в которой жили стеснительные буквы З и Ж. Они подсказали Але, как пройти к букве Л.

Для этого нужно было правильно отсчитать шаги и нарисовать ёлочки. Шаги Аля отсчитала, но ёлочки нарисовать не смогла — она забыла карандаш у буквы Г. Оставалось надеяться на читателей.

Глава 5

Читатели помогли и Аля отправилась дальше. Она увидела забор, за котором стоял дом. Там жили буквы И, Ы, Й. Букву Й звали Тимофей. Эти буквы постоянно спорили, кто из них главный.

Они рассказали Але, что Кляксич с дружками был вчера вечером и отправился на левый берег реки Чернилки, ловить букву Л.

Аля пошла следом.

Глава 6

Аля добралась до реки, но моста не было. Она высыпала строчку бубликов и получился мост. Буква А легко пробежала по нему, но Але нужны были перила. Читатели помогли девочке, нарисовав палочки.

В доме буквы Л было пусто. Но вскоре Аля нашла сарай, который стерегли К и М. Злая К выхватила револьвер и стала угрожать Але. Она была из старого букваря и Кляксич обещал ей поставить кляксу на новую букву К.

Но буква М была доброй и помогла Але выпустить букву Л, а вместо неё посадить букву К.

Аля, А и Л побежали выручать букву Я.

Глава 7

Они добрались до НОПа, научно-опорного пункта, где буквы Н,О и П ставили опыты. Они переплавляли слова, заменяя одни буквы другими.

Аля поняла, что они работают на Кляксича и не стала с ними разговаривать.

Глава 8

Аля задумалась, что делать дальше.

Буква Р не могла ей помочь, потому что была собакой Розочкой, но Кляксич написал на её будке слово «сабака» и Розочка тосковала.

Буква С была сорокой и не хотела говорить слов, которые начинались не на букву С.

А буква Т была просто Тютей.

Но тут к ним подбежала буква У. Она давно искала букву А, потому что одна не могла позвать филина Федю, который куда-то исчез, после того, как отказался прятать в дупле букву Я.

Вместе буквы стали кричать «Ау», но филин не отзывался.

Но Аля увидела на дубах надписи «Тен» и «Нилиф» и поняла, что это слова наоборот.

Буква У забралась на нужный дуб и освободила филина.

К ним подбежала буква Х, но она была хитрюгой и Аля не стала с ней разговаривать.

Глава 9

В сквере Аля встретила весёлые буквы Ч и Ц, которые искали друг друга в словах. Они не знали ничего про букву Я и Кляксича.

Тут прибежала расстроенная буква Щ и сказала, что Кляксич растащил букву Ш на чёрточки. Читателям придётся написать её раз сто, чтобы она снова стала буквой.

Щ сказала, что Кляксич о чём-то ругался с Ь и Ъ знаками.

Буквы Э и Ю рассказали, что Кляксич всё-таки поймал букву Я и спрятал её в очень странную надпись, которую никто не может расшифровать.

Но тут прилетела буква З и стала кричать про зеркало.

Аля не поняла, зачем нужно зеркало, но читатели снова помогли.

Глава 10

Все кончилось благополучно. Букву Я освободили и Аля дописала своё письмо.

Но Кляксича и его друзей, Описку и Помарку, поймать не удалось. Они до сих пор бегают по тетрадкам и строят пакости.

Рисунки и иллюстрации к сказке «Аля, Кляксич и буква А»

1

Сказка о счастье токмакова

Тверской академический театр драмы поздравляет с наступающими праздниками и ждёт театралов в гости. Для взрослых зрителей и детей приготовили насыщенную спектаклями программу.

Для детей и их родителей: 

2 и 3 января в 11:00 – Новогоднее поздравление Деда Мороза и Снегурочки перед началом спектакля и музыкальная сказка «Золушка» Ш. Перро в постановке И. Мельниковой (0+). 

4 и 5 января в 11:00 – Новогоднее поздравление Деда Мороза и Снегурочки перед началом спектакля и мюзикл для детей «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» по А.С. Пушкину в постановке И. Мельниковой (0+).

Сказка о счастье токмакова

Сказка о счастье токмакова

6 и 7 января в 11:00 – Новогоднее поздравление Деда Мороза и Снегурочки перед началом спектакля и невероятные полеты во сне и наяву, сказка «Малыш и Карлсон, который живет на крыше» А. Линдгрен в постановке А. Павлишина (0+).

8 и 9 января в 11:00 – Новогоднее поздравление Деда Мороза и Снегурочки перед началом спектакля и премьера, музыкальная сказка «Каменный цветок» П. Бажова в постановке И.  Мельниковой (6+). 

Сказка о счастье токмакова

Сказка о счастье токмакова

Для взрослых: 

2 января в 17:00 – ночь ожиданий в одном действии «Весы» по пьесе Евгения Гришковца в постановке Александра Павлишина (18+). 

Герои спектакля – мужчины в предвкушении чуда. Откровенно, честно и с неподдельной верой во встречу с счастьем они расскажут свои истории из приемного отделения роддома. О чем говорят будущие и опытные отцы, пока их не слышат женщины?

3 января в 18:30 – комедия «№13 (Беспорядок)» Рея Куни в постановке Бориса Михни в версии «Перезагрузка» (16+). 

Всё начинается с того, что Ричард Уилли — помощник британского премьер-министра — решает предпочесть дебатам в палате Общин уютный номер пятизвёздочного отеля в компании молоденькой секретарши Джейн. Уже готовые вступить в совершенно неделовые отношения, они обнаруживают за шторами окна тело мужчины средних лет. Что же делать?! Позвонить в полицию нельзя – иначе придётся объяснять, почему женатый политик с прекрасной репутацией ночует вне дома. Значит, остается одно: избавиться от незнакомца! …но как?..

4 января в 18:30 – комедия «Женитьба Белугина» по Александру Островскому в постановке Народного артиста Александра Чуйкова и версии «Перезагрузка» от Александра Павлишина (16+). Спектакль участвует в проекте «Пушкинская карта». 

Это история женитьбы богатого купца Андрея Белугина. Молодой человек имеет горячее сердце и накануне своей свадьбы с Таней Сыромятовой заявляет ей, что влюблён в другую. И ни бедность, ни холодность его новой возлюбленной не уменьшают его желание жениться на ней. Благословят ли родители Андрея такой брак? И полюбит ли его Елена…? Образы центральных героев в «Перезагрузке» спектакля исполняют артисты Геннадий Бабинов, Екатерина Юркова и Алексей Майский.

5 января в 18:30 – комедия «Энергичные люди» по Василию Шукшину в постановке Александра Сафронова (18+). Спектакль участвует в проекте «Пушкинская карта». 

6 января в 18:30 – комедия «Вишневый сад» Антона Чехова в постановке Александра Павлишина (16+). Спектакль участвует в проекте «Пушкинская карта». 

Сказка о счастье токмакова

Сказка о счастье токмакова

Сказка о счастье токмакова

7 января в 18:30 – трагикомедия «Дядюшкин сон» Федора Достоевского в постановке Заслуженного деятеля искусств Валерия Персикова (16+). Спектакль участвует в проекте «Пушкинская карта». 

Жительница провинциального Мордасова, Мария Москалева, стремясь к жизни в столице, хочет устроить выгодное замужество для своей дочери Зинаиды. Как нельзя кстати в городе появляется богатый и успешный Князь К., правда, крайне почтенного возраста: «волосы у него накладные, глаза вставные, ноги пробочные и весь он на пружинах…». Чем же завершится авантюрный проект главной героини в попытке выиграть счастливый билет в совсем иную жизнь?

8 января в 17:00 – лирическая драма в одном действии «Гранатовый браслет» Александра Куприна в постановке Андрея Цисарука (16+). Спектакль участвует в проекте «Пушкинская карта». 

9 января в 17:00 – пластический спектакль в одном действии «Аргентинские страсти» в постановке Иоланты Мельниковой и балетмейстера Наталии Черниной (16+). 

В этом спектакле слов действительно нет — главными выразительными средствами здесь являются пантомима, танец, музыка, свет и цвет. Отказавшись от текста как основы драматического театра, постановочная группа попыталась найти иные художественные средства выражения своих мыслей, чувств и эмоций. О любви и страсти, ревности и доверии, об отношениях мужчины и женщины можно говорить вечно. Они могут дарить счастье или разбивать сердца, вдохновлять или уничтожать. Как сохранить любовь? Как не ошибиться на распутье чувств и привязанности?..

Театр соблюдает все нормы безопасности: в здании «масочный» режим, зал заполняется лишь на 50%, предусмотрена рассадка с соблюдением необходимого безопасного расстояния. 

  • Сказка о стойком оловянном солдатике автор
  • Сказка о стране терра ферро читать
  • Сказка о старом эхо мультфильм ссср
  • Сказка о старых часах стих
  • Сказка о старинных часах стих