30
лицей 2 КЛАСС
Тема:
«А.С. Пушкин « Сказка о рыбаке и рыбке».
Задача
урока: формирование
умения к подробному анализу сказки через раскрытие особенностей композиции,
языка, характеристику образов героев литературного произведения, формирование
умения подкреплять цитатами из текста нарисованную иллюстрацию, формирование
навыка выразительного чтения.
Формируемые
УУД:
Познавательные УУД: формирование умения определять значение слов и
обосновывать свое мнение; анализировать содержание иллюстрации, сравнивать
героев произведения, определять особенности литературной сказки.
Регулятивные
УУД:
выполнять учебное задание, используя алгоритм, выполнять взаимопроверку
учебного задания, оценивать выразительность чтения одноклассников.
Коммуникативные
УУД:
формирование умения адекватно взаимодействовать с партнером в рамках учебного
диалога.
Предметные
УУД:
формирование умения сравнивать героев по их поступкам, желаниям речи,
составлять словесный портрет литературного героя, умение выразительно читать
текст, обогащение словарного запаса.
Личностные
УУД: умение сотрудничать с учителем, одноклассниками, приходить к общему
решению.
ХОД УРОКА.
1.
Организационный момент.
2.Активизация
на познавательную деятельность.
О
чем-то скрипит половица,
И
спице опять не спится,
Присев
на кровати, подушки
Уже
навострили ушки.
И
сразу меняются лица,
Меняются
звуки и краски…
Тихонько
скрипит половица,
К
нам снова приходит сказка.
Учитель:
Сегодня мы познакомимся со сказкой А.С. Пушкина « Сказка о золотой рыбке».
Познакомимся с героями этой сказкой.
3.
Чтение сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».
А)
Прочитайте название произведения.
—
Что можно узнать из заголовка?
—
Перелистайте страницы учебника, обратите внимание, что сказка не написана
сплошным текстом, а поделена на части.
Каждая
часть – это новая картина или рассказ о новых событиях.
Б)
Первая часть (читает учитель).
Словарная
работа до чтения.
Ветхая
землянка
– дом, вырытый в земле, очень старый.
Невод –
рыболовная сеть.
Откуп – плата.
Простофиля – глупый,
несообразительный человек.
В)
Вторая часть (читают хорошо читающие дети).
Словарная
работа до чтения.
Кликать – звать.
Пуще – больше.
Корысть – выгода.
(
Работа со словарем в учебнике. Объяснение слов выделенных в тексте сказки).
Дворянка
— женщина, у которой много богатства, денег, много слуг.
Работа
над текстом.
—
Расскажите о жизни старика и старуху в начале сказке.
—
Расскажите как изменилась их жизнь после того как старик поймал золотую рыбку.
-Почему
старухе не понравилось, что старик отпустил рыбку.
—
Как вы думаете, хорошо быть жадной?
—
К чему приводит жадность.
-Обрадовалась
ли старуха новому корыту? Что она сказала?
Словарная
работа. Корысть – это когда хотят получить что-нибудь, не отдавая взамен
ничего, бесплатно. Хотят взять все только себе. Таких людей называют
«корыстолюбивые».
—
Можно ли сказать, что старуха корыстолюбива. Обоснуйте свое мнение.
—
Старуха получила корыто. Какое желание исполнила рыбка после этого.
—
Объясните, кто такая дворянка.
Работа
в паре.
—
Как выглядела старуха, после того как стала дворянка. Докажите словами из
текста.
—
Вы сделали вывод, что старуха красиво одета. Она в самой дорогой одежде. В
народе говорят: одежда красит человек. Всегда ли так?
—
Красит ли старуху ее одежда? Обоснуйте свое мнение.
—
Пушкин называет ее старухой. Почему старуха. А не старушка.
4.ФИЗМИНУТКА.
Г)
Чтение «по цепочке».
Словарная
работа.
Чупрун – чуб.
Е)
Чтение детьми вполголоса.
Работа
над текстом.
Кем
теперь захотела быть старуха?
—
Как старик пытался усовестить, успокоить свою старуху. Докажите словами из
текста. ( Работа в паре).
—
Как старуха относилась к старику и слугам, когда стала богатой?
—
О каких качествах личности старухи говорит ее отношение к старику и слугам?
—
Кто такая царица?
—
Какой должна быть царица?
—
Может ли старуха стать царицей? Обоснуйте свое мнение.
—
Почему рыбка не выполнила последнее желание старухи?
—
Почему народ над старичком насмеялся?
(
Не садись не в свои сани!»
—
Когда так говорят? ( Когда человек не соответствует месту, которое занимает).
—
Как вы думаете, за что золотая рыбка наказала старуху?
—
Если сходство у сказки Пушкина с народными сказками.
Обоснуйте
сой ответ, используя таблицу. (Работа в группах)
Линия сравнения (на что обращаем внимание) | Народная | Литературная |
Автор (известен или | Автор неизвестен (было | Автор известен |
Время создания | Раньше, более древнее | Позже, может быть |
Язык сказки: слова, | Старинные слова… | Может быть разным (в |
Вид сказки | Соответствует одному из | Может сочетать признаки |
Композиция | Соответствует виду | Иногда автор сохраняет |
Смысл сказки (главная мысль) | Добро побеждает зло | Чаще традиционно добро |
—
Какая есть другая народная русская народная сказка, где рыба исполняет желание.
5.
Самооценка работы в паре.
6.
Домашнее задание. Подготовить выразительное чтение сказки, рассмотреть иллюстрации
и подобрать слова из текста к иллюстрациям.
С 12 октября по 2 ноября 2021 года проходит Олимпиада Учи.ру по литературе для учеников 1–9 классов, которая проходит . Увлекательное онлайн-состязание проверяет знания по русской литературе и фольклору, начитанность, эрудированность и понимание литературных жанров.
Предлагаем вам ответы на вопросы Олимпиады Учи.ру по литературе для учеников 1, 2, 3 и 4 классов.
Ответы на Олимпиаду Учи.ру 2021 по литературе для 1, 2, 3 и 4 классов
Чтобы участвовать, нужно зарегистрироваться на Учи.ру или получить логин и пароль от учителя. Если они у вас уже есть, просто войдите на платформу На решение заданий дается час Количество набранных баллов будет известно сразу после завершения олимпиады. Соревнование популяризирует русский язык и литературу среди школьников. Игровые задания поддерживают интерес к предмету и помогают лучше усваивать информацию.
В зависимости от результатов ученики могут получить сертификат, грамоту или диплом, учителя — благодарственные письма.
И не думайте даже о списывании ответов, ведь: «Олимпиада создана для школьников, и мы ждем, что ученики будут решать задачи самостоятельно. Алгоритмы помогают нам определить, выполнял ребенок задания сам или ему помогали взрослые.»
Сказки
Перед тобой три сказки. Реши загадку в каждой из них. Нажимай на выделенную область и дополни сюжет недостающим предметом.
1 класс
1 — сказка Здесь изображён сюжет народной сказки «Лиса и журавль». Надо поставить кувшин с длинным горлом.
2 — сказка Здесь изображён сюжет народной сказки «Гуси-лебеди». Надо поставить яблоню.
3 — сказка Здесь изображён сюжет народной сказки «Снегурочка». Надо поставить костёр.
2 класс (все сказки из 1 класса и одна дополнительная)
4 — Здесь изображён сюжет сказки В. Катаева «Цветик-семицветик». Надо поставить вязанку баранок
3 и 4 классы (сказки, которые были ранее в 1 и 2 классе В. Катаева «Цветик-семицветик» и народной сказки «Снегурочка» и добавили ещё две)
5 — Здесь изображён сюжет сказки В. Гаршина «Лягушка-путешественница». Надо поставить лягушку на веточке
6 — Здесь изображён сюжет стихотворения Н. А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы». Надо поставить лодку с зайцами
Книжные памятники
Прочитай слова персонажей и выбери значения выделенных устаревших слов.
1 класс
1-ое слово
О горе тебе, бедный человек! …
Как не выпадут зеницы твои вместе со слезами!
Как не вырвется сердце твое с корнем!
Житие Александра Невского
Ответ: Зеницы — это глаза
2-ое слово
Уста же свои открывает с мудростью, с достоинством говорит языком своим.
Повесть временных лет
Ответ: Уста — это губы, рот
3-е слово
И сказал ему один кудесник: «Князь! От коня твоего любимого, на котором ты ездишь, — от него тебе и умереть!»
Повесть временных лет
Ответ: Кудесник — это шаман, колдун
2 класс (все слова из 1 класса и одно дополнительное)
4 слово
И была сеча жестокая, и стоял треск от ломающихся копий и звон от ударов мечей…
Житие Александра Невского
Ответ: Сеча — это сражение
3 и 4 классы (все слова из 1 и 2 класса и одно дополнительное)
5 слово
И собрал силу великую, и наполнил многие корабли полками своими, двинулся с огромным войском, пыхая духом ратным.
Житие Александра Невского
Ответ: Ратный — это боевой
Краткое содержание
Ребята рассказывают тебе краткие содержания стихов, рассказов и сказок. Нажимай на аватарки и определяй, где какое произведение.
1 класс
1 Зимняя история о споре трёх друзей. «Заколдованная буква», В. Ю. Драгунский
2 Сказка о том, как важно поддерживать в доме чистоту и порядок. «Федорино горе», К. И. Чуковский
3 История о настоящей доброте и отзывчивости. «Доктор Айболит», К. И. Чуковский
4 Любое дело по плечу, если взяться за него всем вместе, дружно. «Репка», русская народная сказка
2 класс
Один мальчик стал вежливее и наладил отношения с окружающими. «Волшебное слово», В.А. Осеева
История о том, как жадность может всё испортить. «Сказка о рыбаке и рыбке, А.С. Пушкин
История о трусости и храбрости, о лени и упорстве. «Две лягушки», Л. Пантелеев
Зимняя история о споре трёх друзей. «Заколдованная буква», В.Ю. Драгун
3 и 4 классы (две сказки из 2 класса «Волшебное слово», В.А. Осеева, «Сказка о рыбаке и рыбке и А.С. Пушкин и добавились три новые)
История о тяге мальчика к знаниям. «Филипок», Л.Н. Толстой
Невозможно что-то делать вместе, когда каждый делает по-своему и не слушает других. «Лебедь, рак и щука», И. А. Крылов
Рассказ о том, что нельзя брать чужое без спроса и врать. «Огурцы», H. H. Hocoв
Средства выразительности
Фразеологизм — устойчивое сочетание слов с особым значением.
Значение фразеологизма не складывается из значений составляющих его слов.
Например, «водить за нос» значит «обманывать».
Раскрась картинку. Для этого выбирай фразеологизмы в текстах.
1 и 2 классы
1 — А С. Пушкин, «Сказка о рыбаке и рыбке» — белены объелась
Испугался старик, взмолился :
«Что ты, баба, белены объелась ?…».
Осердилася пуще старуха,
По щеке ударила мужа.
« Как ты смеешь, мужик, спорить со мною,
Со мною, дворянкой столбовою?…»
2 — Сказка «Про глупого змея и умного солдата» — спуску не дадут!
— Что, что они кричат? Никак я не разберу.
— А то и кричат, что сейчас за тебя примутся!
«Ну, — думает змей, — коли в этих местах малые ребята таковы, то взрослые и подавно спуску не дадут!»
3 — А С. Пушкин, «Сказка о царе Салтане» — Не по дням, а по часам.
Бочка по морю плывёт.
Словно горькая вдовица,
Плачет, бьётся в ней царица;
И растёт ребёнок там
Не по дням, а по часам.
3 и 4 классы (всё тоже, как в 1 и 2 классе и ещё один фразеологизм)
4 — М. Зощенко, «Великие путешественники» — куда Макар телят не гонял
Наконец мы задремали.
Я проснулся от того, что Лёля теребила меня за плечи.
Было раннее утро. И солнце ещё не взошло. Лёля шёпотом сказала мне:
— Минька, пока Степка спит, давай
повернём его ноги в обратную сторону.
А то он заведёт нас, куда Макар телят не гонял.
Жанры
Ода — торжественное стихотворение в честь значительного события или человека.
Былина — народная песня-сказание о героических событиях и подвигах.
К каким жанрам может относиться произведение, о котором говорит персонаж? Выбери один или несколько ответов.
1 и 2 классы
Богатырь: «Я появляюсь в произведении-сказании о моих подвигах». — Былина, Сказка
Змей Горыныч: «Я появляюсь в произведении, где есть волшебные существа». — Былина, Сказка
Свинья: «Я изображаю человека и какую-то черту его характера в нравоучительном рассказе или стихотворении». — Басня
3 и 4 классы (остались Змей Горыныч и Свинья, добавился ещё один персонаж)
Девушка: «Я появляюсь в небольшом прозаическом произведении». — Рассказ, Новелла
Писатели спрятались
Выбери среди слов фамилию писателя и название одного из его произведений. Название может состоять из двух и более слов.
Образец: Мы поехали в Пушкин. Маме и няне там нравится.
Ответ: Пушкин, Няня
1 класс
Вокруг дома была живая изгородь. на каждом герое была шляпа, А вместо носов я нарисовал точки.
Ответ: Носов «Живая шляпа»
2 класс (остался Носов и ещё одного добавили)
На старый новый год дед и внучек нашли в толстой книге бабушкину записку.
Ответ: Толстой «Старый дед и внучек»
3 и 4 классы (остался Носов, Толстой и ещё одного добавили)
Здесь небезопасно: вблизи города больше нет волков и медведей, но напротив изумрудного берега живёт злой волшебник.
Ответ: Волков «Волшебник Изумрудного города»
Тайный автор
Тебе предстоит найти Тайного автора. Читай факты о писателях и убирай одного из них на каждом шаге, чтобы в конце остался Тайный автор.
1 класс
Убери автора, который написал «Сказку о рыбаке и рыбке». — A. С. Пушкин
Убери автора, который написал книги о Незнайке. — Н. Н. Носов
Убери автора, который прославился своими баснями. — И. А. Крылов
Убери автора, на основе произведений которого были созданы мультфильмы студии Уолта Диснея. — X. К. Андерсен
Ответ: Тайный автор — это А. Л. Барто
2 класс (всё тоже самое, как в 1 классе, но добавляется ещё один автор)
Убери автора, который написал повесть о жизни детей во время Великой Отечественной войны. — B. А. Осеева
3 и 4 классы (всё тоже самое, как во 2 классе, но добавляется ещё один автор)
Убери автора, который в основном писал детские книги о природе и животных. — В. В. Бианки
Исторические книги
Сегодня ты будешь определять, какие книги являются историческими, а какие нет. При решении задачи помни:
В исторической литературе рассказывается о знаменательных событиях прошлого с участием реально существовавших людей.
Нажимай на книги и выбирай, какие являются историческими, а какие нет.
1 класс
1 — A С. Пушкин «Руслан и Людмила» Людмилу похищает злой колдун сразу после свадьбы. Её муж Руслан отправляется на поиски. У колдуна есть шапка-невидимка.
Ответ: Нет, потому что шапки-невидимки не существует.
2 — «Илья Муромец и Соловей-разбойник» Богатырь Илья Муромец отправился воевать с Соловьём-разбойником. От свиста разбойника склоняются леса, осыпаются цветы, падают замертво люди.
Ответ: Нет, потому что разбойника с такими способностями не могло существовать.
3 — B. Ян «Чингисхан» Чингисхан — полководец и основатель Монгольской империи, которая воевала с другой сильной страной.
Ответ: Да, потому что Чингисхан действительно существовал. В книге описаны исторические события.
2, 3 и 4 классы (всё тоже самое, как в 1 классе, но добавляется ещё одна книга)
4 — П. П. Бажов «Медной горы хозяйка» Молодой парень встретил девушку, Хозяйку Медной горы, которая умела превращаться в ящерицу. Она очень помогла парню.
Ответ: Нет, потому что человек не может превращаться в животное.
Рифмы
Выбери два слова на разных карточках так, чтобы они сложились в рифму.
1, 2, 3 и 4 классы
слон — вагон
гроза — лоза
сарафан — банан
былина — калина
монета — кассета
канал — журнал
Сказочная вечеринка
Герои играют в игру. Каждый называет произведение, в котором он появлялся. Название должно начинаться на последнюю букву предыдущего ответа. Чтобы выбрать произведение, нажми на него.
1 класс
Заяц — Листопадничек
Иван-дурак — Конёк-горбунок
Осёл — Квартет
Волк — Три поросёнка
Конь — Алёша Попович и Тугарин Змей
2, 3 и 4 классы (всё тоже самое, как в 1 классе, но добавляется ещё одно произведение)
Баба-Яга — Финист — ясный сокол
Опубликовано | Тема | ||
---|---|---|---|
16 сентября 2021 | Физическая культура | Техника метания мяча на дальность. | Просмотр |
Опубликовано | Тема | ||
---|---|---|---|
7 ноября 2021 | Английский язык | Знакомство с буквой Ll | Просмотр |
8 ноября 2021 | Русский язык | Звуки и буквы: гласные и согласные. Различие звуков и букв. Звуки и их обозначение буквами на письме. | Просмотр |
8 ноября 2021 | Литературное чтение | Стихи А.С. Пушкина «У лукоморья дуб зеленый …» | Просмотр |
8 ноября 2021 | ИЗО | Изображение и реальность. Для изображения реальности необходимо воображение. Изображение животного | Просмотр |
8 ноября 2021 | Классный час | Безопасность на льду в осенне — зимний период | Просмотр |
Опубликовано | Тема | ||
---|---|---|---|
8 ноября 2021 | Русский язык | Алфавит, его значение. Русский алфавит: правильное название букв, знание их последовательности. | Просмотр |
8 ноября 2021 | Литературное чтение | Сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» | Просмотр |
8 ноября 2021 | Математика | Периметр многоугольника | Просмотр |
8 ноября 2021 | Технология | Народные промыслы. Дымка. Работа с пластилином. «Дымковская игрушка» | Просмотр |
8 ноября 2021 | Физическая культура | Инструктаж по технике безопасности. Строевые упражнения. | Просмотр |
Опубликовано | Тема | ||
---|---|---|---|
9 ноября 2021 | Литературное чтение | Cказки А.С.Пушкина. «Сказка о рыбаке и рыбке» | Просмотр |
9 ноября 2021 | Математика | Свойства сложения. | Просмотр |
9 ноября 2021 | Окружающий мир | Невидимые нити. | Просмотр |
9 ноября 2021 | Занимательная грамматика | Правила о непроизносимых согласных. | Просмотр |
Опубликовано | Тема | ||
---|---|---|---|
9 ноября 2021 | Русский язык | Расположение слов в алфавитном порядке . Звуко-буквенный разбор слов. | Просмотр |
9 ноября 2021 | Литературное чтение | Cказки А.С.Пушкина. «Сказка о рыбаке и рыбке» | Просмотр |
9 ноября 2021 | Математика | Использование переместительного и сочетательного свойств сложения для рационализации вычислений. | Просмотр |
10 ноября 2021 | Шахматы | Повторение. | Просмотр |
10 ноября 2021 | Физическая культура | Строевые упражнения. Техника тестирования гибкости. | Просмотр |
Опубликовано | Тема | ||
---|---|---|---|
9 ноября 2021 | Русский язык | Развитие речи.Работа с текстом. Запись ответов на вопросы к тексту. | Просмотр |
9 ноября 2021 | Математика | Проект » Математика вокруг нас».Узоры и орнаменты на посуде. | Просмотр |
9 ноября 2021 | Окружающий мир | Дикорастущие и культурные растения. | Просмотр |
9 ноября 2021 | Музыка | Расскажи сказку.Колыбельные. | Просмотр |
11 ноября 2021 | Физическая культура | Строевые команды:повороты направо, налево. Перекаты (виды перекатов). | Просмотр |
Опубликовано | Тема | ||
---|---|---|---|
12 ноября 2021 | Русский язык | Гласные звуки и буквы и их признаки. Буквы е,ё,ю,я и их функции в слове. | Просмотр |
12 ноября 2021 | Литературное чтение | Cказки А.С.Пушкина. «Сказка о рыбаке и рыбке» | Просмотр |
12 ноября 2021 | ИЗО | Изображение и фантазия.Для создания фантастического образа необходима опора на реальность.Изображение фантастических животных. | Просмотр |
14 ноября 2021 | Английский язык | Знакомство с буквой Mm | Просмотр |
15 ноября 2021 | Классный час | Правовое просвещение детей | Просмотр |
Опубликовано | Тема | ||
---|---|---|---|
13 ноября 2021 | Физическая культура | Гибкость. | Просмотр |
15 ноября 2021 | Русский язык | Роль гласных букв в слове.Слова с буквой Э. | Просмотр |
15 ноября 2021 | Математика | Закрепление изученного.Числовое выражение и его значение. | Просмотр |
15 ноября 2021 | Литературное чтение | И.Крылов » Лебедь, Щука и Рак». | Просмотр |
15 ноября 2021 | Технология | Народные промыслы.Матрешка. Аппликация из разных материалов. История матрешки. | Просмотр |
Опубликовано | Тема | ||
---|---|---|---|
16 ноября 2021 | Литературное чтение | И.А.Крылов «Стрекоза и Муравей» | Просмотр |
16 ноября 2021 | Математика | Закрепление изученного.Числовое выражение и его значение. | Просмотр |
16 ноября 2021 | Окружающий мир | Дикие и домашние животные. | Просмотр |
16 ноября 2021 | Занимательная грамматика | Волшебное средство-«самоинструкция». | Просмотр |
16 ноября 2021 | Английский язык | Знакомство с буквой N n. | Просмотр |
Опубликовано | Тема | ||
---|---|---|---|
15 ноября 2021 | Физическая культура | Как зародились Олимпийские игры. | Просмотр |
17 ноября 2021 | Русский язык | Произношение ударного и безударного гласного звука в корне слова и его обозначение на письме. | Просмотр |
17 ноября 2021 | Математика | Закрепление изученного.Числовое выражение и его значение. | Просмотр |
17 ноября 2021 | Литературное чтение | Л.Н.Толстой. Знакомство с творчеством писателя. | Просмотр |
17 ноября 2021 | Шахматы | Шахматная нотация | Просмотр |
Опубликовано | Тема | ||
---|---|---|---|
17 ноября 2021 | Математика | Устные приемы сложения и вычитания чисел в пределах 100 | Просмотр |
17 ноября 2021 | Русский язык | Особенности проверяемых и проверочных слов(для правила обозначения буквой безударного гласного звука в корне слова) | Просмотр |
17 ноября 2021 | Окружающий мир | Комнатные растения.Практическая работа » Уход за комнатными растениями». | Просмотр |
17 ноября 2021 | Физическая культура | Режим дня. | Просмотр |
18 ноября 2021 | Музыка | Колокольные звоны России | Просмотр |
Методическая разработка урока
литературного чтения 2 класс
Тема :
А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
Цель:
обобщить знания учащихся о биографии поэта, формировать умение выразительного
чтения, воспитывать интерес к чтению.
Задачи урока:
формировать умение анализировать сказку, давать характеристику главным героям,
умение работать с текстом.
Формируемые УУД:
Познавательные УУД:
формирование умения определять значение слов и обосновывать свое мнение;
анализировать содержание иллюстрации;
Регулятивные УУД: выполнять учебное
задание, используя алгоритм, выполнять взаимопроверку учебного задания;
Коммуникативные УУД: формирование
умения адекватно взаимодействовать с партнером в рамках учебного диалога.
Предметные УУД: формирование
умения сравнивать героев по их поступкам, желаниям речи, составлять словесный
портрет литературного героя, умение выразительно читать текст, обогащение
словарного запаса.
Личностные УУД: умение сотрудничать с
учителем, одноклассниками, приходить к общему решению
Ход урока
1.
Организационный момент.
-Проверка
готовности к уроку.
2.Активизация
на познавательную деятельность.
-Прослушайте
небольшой литературный отрывок (включить аудиозапись) , назовите как называется
произведение и кто его автор?
(Учащимся
предлагается прослушать отрывок из поэмы «Руслан и Людмила» «У лукоморья дуб
зеленый»)
-Назовите
как называется это произведение? Кто его автор?
(ответ
детей: А.С.Пушкин «У лукоморья дуб зелёный»)
3.Сообщение темы и
цели урока.
Учитель:
Сегодня на уроке продолжим знакомиться с творчеством А.С. Пушкина,
познакомимся со сказкой « Сказка рыбаке и рыбке», а так же с героями этой
сказкой.
*Биографическая
справка о поэте, показ портрета.
Родился А.С.Пушкин 6 июня 1799 года в городе Москве. Отец,
Сергей Львович, являлся потомком знатного дворянского рода. Он увлекался
литературой, был знаком со многими литераторами, собрал большую библиотеку. В
детстве поэт очень любил читать книги, он перечитал множество книг домашней
библиотеки. Его воспитанием занимались бабушка Мария Алексеевна и няня Арина
Радионовна, именно они повлияли на творчество писателя как сказочника. Образы
волшебных сказок вошли в творчество поэта.
-Перед тем как перейти к чтению сказки, предлагаю вам ответить на
несколько вопросов в таблице, давайте её заполним.
До | После | |
Почему | ||
Как ты | ||
О чем | ||
Опиши | ||
Есть ли | ||
Чем закончится |
-Таблицу
с вашими ответами положите перед собой и в течение работы со сказкой будем
возвращаться к ней и записывать свои выводы.
4.
Перед прочтением сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», проведем
словарную работу. Вся сказка разделена на части, каждая часть –это новое
событие в сказке. Сегодня мы с вами начнем чтение сказки, а на следующих уроках
продолжим работу.
—
Словарную работу проведем в виде презентации, остальные слова будем
комментировать в процессе прочтения сказки, пользуясь толковым словарем Ожегова
Ветхая
землянка – дом, вырытый в земле, очень старый.
Невод –
рыболовная сеть.
Откуп –
плата.
Простофиля –
глупый, несообразительный человек.
Кликать –
звать.
Пуще –
больше.
Корысть –
выгода.
Дворянка
— женщина, у которой много богатства, денег, много слуг.
Чупрун –
чуб.
5.
Работа над текстом.
-Сейчас
прочитаем текст по цепочке, как видите текст записан в стихотворной форме.
(Дети читают по цепочке)
-Работа
по вопросам к сказке по частям.
—
Как жили старик и старуха в начале сказке?
—
Какие изменения происходят в жизни старика и старухи после того, как поймал
золотую рыбку?
-Почему
старуха отправила старика к золотой рыбке?
—
Что можно сказать о старухе, какая она?
-Как
отреагировала старуха на новое корыто? А как вы думаете почему?
*
Работа в паре.
-Сейчас
поработаете в парах, пользуясь текстом учебника , найдите описание старухи в
начале сказке, а затем обсудите как меняете ее внешний вид. Как
меняются ее желания?
6.
Физ.минутка
Продолжение
работы над текстом.
-Сейчас
разделимся на группы. Участники , каждой группы читают текст пчелкой. По
окончании прочтения следующей части, отвечают на вопросы по часовой стрелке.
Вопросы записаны на карточках, каждый по очереди выбирает карточку, читает
вопрос вполголоса и дает ответ, остальные участники помогают или дополняют
ответ.
*Карточки
с вопросами.
№1
Как
изменилось поведение старухи после того, как получила новую избу?
№2
Кем
захотела стать старуха после столбовой дворянки?
№3
Чего
еще старуха пожелал после того, как стала царицей?
№4
Что
увидел старик, когда вернулся домой в последний раз?
-После
обсуждений в группе, каждая группа выбирает вопрос и отвечают перед всеми
группами, остальные участники групп добавляют или высказывают свою точку
зрения.
-А
сейчас давайте вернемся к таблице и ответьте на вопросы после прочтения сказки,
отметьте , как изменилось ваше мнение?
-Давайте
сделаем вывод, почему в сказке конец оказался таким необычным? Если сравнить с
русскими народными сказками, сказки оканчивается счастливо.
7.
Рефлексия.
-У
каждого из вас на столах лежит золотая рыбка. Отпустите свою рыбку в тот цвет
моря , который характеризует качество вашей работы сегодня на уроке: если
светло- голубой (все отлично), синий (хорошо), темно-синий (не доволен
работой).
8.
Домашнее задание. Подготовить выразительное чтение сказки,
нарисовать рисунок к одной из любых частей сказки.
Библиографическое описание:
Тихонов, В. С. Недвижимость старухи в сказке А.С Пушкина «О рыбаке и рыбке»: правда или вымысел? / В. С. Тихонов, С. В. Кокоулина. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2021. — № 3 (44). — С. 6-8. — URL: https://moluch.ru/young/archive/44/2360/ (дата обращения: 06.01.2022).
Совсем недавно я стал первоклассником и научился читать. Одной из первых книг, которую я прочитал самостоятельно, стала «Сказка о рыбаке и рыбке» Александра Сергеевича Пушкина.
Хотя эта сказка была мне знакома, многое в ней стало для меня открытием. Например, некоторые слова, были мне непонятны или даже не знакомы. В том числе названия некоторых домов, в которых, по ходу сказки селилась жадная старуха.
Я задумался — существуют ли эти виды домов или их выдумал автор?Для меня было также важно узнать, если они настоящие — существуют ли они в наши дни, знают ли об этих домах мои одноклассники? А если эти жилища не выдумка? Тогда сказка до сих пор живет вокруг нас? Это я точно не мог оставить без внимания. Так появилось моё исследование.
Я предположил (гипотеза), что разнообразие жилых строений в сказке не является авторским вымыслом, а отражает существующие жилища русского народа
Исходя из гипотезы, я поставил цель: выявить виды жилых помещений, представленных в сказке и доказать их реальное существование
Для достижения цели я поставил и постепенно решал следующие задачи:
– выявил и определил с помощью информационных источников виды жилых строений в сказке А. С. Пушкина;
– определил путем анкетирования уровень представлений моих сверстников о видах строений, представленных в авторской сказке;
– рассмотрел, опираясь на разнообразные информационные источники особенности каждого строения и выяснил, как вид сказочного жилища связан с его назначением;
– путем наблюдений убедился в наличии в нашем городе образов строений, описанных А. С. Пушкиным в сказке;
– создал для моих сверстников мини-словарик с наглядным представлением жилых строений из сказки.
Объект моего исследования
— сказка А.С Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».
Предмет исследования
– жилые строения русского народа в сказке А.С Пушкина.
Самое интересное, что с самых первых лет мы встречаемся с такими словами, как «теремок», «избушка» как в народных, так и в авторских сказках. В беседах с одноклассниками я выяснил, что у всех у нас разные представления о том, как выглядят землянка, изба, терем, палаты. Некоторые вообще не слышали о таких домах. Таким образом, это мешало нам правильно понять смысл сказки, догадаться обо всем, что хотел нам рассказать Александр Сергеевич.
А также я заметил, что со временем данные строения меняли свое назначение, но общие черты построек из сказки сохранились до наших дней. Кроме того, я вспомнил, что в нашем городе, в Обдорском остроге есть строения, подходящие под описание домов из сказки. Тогда я отправился туда на экскурсию и посмотрел, на какие именно домаиз сказок они похожи. И оказалось, что там есть шестистенные избы и терема. Таким образом, моя гипотеза подтвердилась.
Затем я провел анкетирование одноклассников и спрашивал их, знают ли они что такое землянка, изба, терем и палаты. Я понял что, большая часть моих одноклассников, не знает или сомневается в представлениях о видах данных строений, а значит — это может затруднить восприятие сказки и понимание её смысла. Чтобы мои одноклассники тоже поняли смысл этих словярешил сделать мини-словарик для наглядного представления видов жилищ русского народа, а значит и более полного понимания сказки А. С. Пушкина. Это стало практическим продуктом моей работы.
Задачи, поставленные вначале исследования, я выполнил и цели достиг. Это позволяет сделать мне следующие выводы:
Жилые помещения в сказке А.С Пушкина не плод фантазии автора, а реально существовавшие строения русского народа. Каждое жилое помещение имело свое особое назначение и предназначалось определенному сословию.
Жилые строения, представленные в сказке, видоизменялись в соответствии с историческим моментом и географическим положением
В современном мире названия домов из сказки А.С Пушкина считаются устаревшими, а значит труднодоступными для понимания моих сверстников. Читатель, для понимания замысла сказки, должен точно представлять значение всех слов. (При чтении «Сказки о рыбаке и рыбке» в помощь будет мой наглядный мини- словарь)
Таким образом, на примере сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» я убедился, что СЛОВО тоже может являться «музейным экспонатом» и бережно хранить память о прошлом. Надо только учиться это видеть!