Сказка о рыбаке и рыбке задания для 2 класса

Ответы на вопросы учебника литературное чтение 2 класс, 1 часть, климанова, горецкий, страницы 100-101. укм школа россии1. каким в сказке

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 2 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страницы 100-101. 

УКМ «Школа России»

1. Каким в сказке показан старик, а какой — старуха? Опиши их. Найди строки, которые подтверждают твой ответ.

Старик добрый, отзывчивый, лишённый корысти: «твоего откупа мне не надо». Он безотказный, во всём подчиняется старухе. Он боязливый и пришибленный, в сказке часто говориться, что он «испугался».

Старуха жадная, любит ругаться: «старика старуха забранила». Она злобная: «по щеке ударила мужа». Она ненасытная, много раз посылала старика к рыбке.

2. Подумай на чьей стороне симпатии автора. Как мы можем это понять?

Мне кажется, что симпатии автора на стороне золотой рыбки. Он показывает её терпение, стремление быть благодарной, она выполняет все просьбы старика, хотя видно, что каждая новая её всё сильнее неприятна.

Симпатии автора не могут быть на стороне старухи, ведь он называет её злобной.

Симпатии автора не могут быть на стороне старика, который слишком тихий, пугливый, робкий. Таким не должен быть человек и всё случившееся также и на его совести.

3. Можно ли рыбку назвать благодарной, справедливой, доброй?

Рыбка несомненно очень добрая и терпеливая. Из чувства благодарности она исполняла самые дикие капризы старухи. Но она и справедливая, и когда старуха в конец обнаглела, рыбка наказала её за жадность.

4. Сравни начало и конец сказки.

Начало и конец сказки похожи. В них старики живут в землянке у старого корыта. 

5. Какова основная (главная) мысль сказки? Соотнеси её с пословицами. Какое выражение из сказки часто употребляется?

Главная мысль сказки: Надо уметь довольствоваться малым, не требуя большего.

Эту же мысль доказывают пословицы: Много захочешь — последнее потеряешь. Много желать — добра не видать. Ненасытному всё мало. Кто малым не доволен, тот большого не достоин.

Часто употребляется выражение: остаться у разбитого корыта.

6. Проследи, как постепенно менялось море: слегка разыгралось, помутилось, не спокойно, почернело, на море чёрная буря. Почему так происходило?

Перемены на море отражают настроение золотой рыбки. С каждой новой просьбой старухи, рыбка всё больше гневалась, а море начинало чернеть.

7. Что было в сказке сначала, что потом? Составь план, перескажи.

План пересказа сказки Пушкина «О рыбаке и рыбке»

  1. Старики и землянка.
  2. Спасение рыбки.
  3. Новое корыто.
  4. Новая изба
  5. Столбовая дворянка.
  6. Вольная царица.
  7. Последняя просьба.
  8. Опять землянка.

Пересказ сказки Пушкина «О рыбаке и рыбке» для 2 класса

Старик и старуха жили у моря. У них была землянка и старое корыто.

Однажды старик ловил рыбу и поймал золотую рыбку. Рыбка человеческим голосом попросила отпустить её, обещая различные блага. Старик просто отпустил рыбку, не требуя выкуп.

Старуха поругала старика и отправила его просить новое корыто. Рыбка исполнила просьбу и старик увидел у землянки новое корыто.

Но старуха снова стала ругаться и требовать новый дом. Старик вновь пошёл к рыбке и попросил избу. Рыбка исполнила и эту просьбу. Вернувшись, старик увидел новый дом.

Но старуха не унималась и стала требовать сделать себя столбовой дворянкой. Старик отправился к рыбке и та выполнила эту просьбу. Старуха стала важной и била слуг. Она отправила старика на конюшню.

Но вскоре старуха захотела стать вольной царицей. Старик пошёл к рыбке и та исполнила и эту просьбу. Вернувшись, старик увидел дворец и грозную старуху. Его выгнали взашей со двора.

Но старухе и этого было мало. Она стала требовать сделать себя морской владычицей. Старик высказал эту просьбу рыбке, но рыбка ничего не ответила и уплыла.

Вернувшись, старик увидел свою старую землянку и разбитое корыто.

8. Вспомни, как обычно заканчиваются народные сказки. Что общего у них со сказками Пушкина? Составь ответ по опорным словам.

Народные сказки обычно заканчиваются словами: стали жить поживать; и я там был; и некоторыми другими.

В народных сказках, как и в сказках Пушкина, добро побеждает зло. Например, в этой сказке добрая золотая рыбка наказала зло в лице старухи.

Но сказки Пушкина могут заканчиваться иначе, чем народные. В этой сказке в концовке старуха сидела у разбитого корыта. А вот другой пример: сказка «О мёртвой царевне и семи богатырях» заканчивается народной концовкой «Я там был, мёд, пиво пил».

9. Придумай небольшой рассказ смысл которого можно было бы выразить словами «Жадность всякому горю начало».

Рассказ «Жадность всякому горю начало» для 2 класса

Однажды мы с Игорем отдыхали у бабушки в деревне.

На грядках созревала клубника и мы рвали первые спелые ягодки. Правда было их пока очень мало, а Игорю хотелось больше.

Но бабушка не давала рвать неспелые ягодки, у которых краснел лишь один бочок.

И тогда Игорь решил схитрить. Дождавшись, когда бабушка уйдет в магазин, он забрался на грядку и стал запихивать в рот ягодки, одну за другой. Он ел даже совсем неспелые, а я смеялась, глядя на его чудачества.

Уже вечером у Игоря заболел живот и он всю ночь бегал в туалет. Утром он был помятый и грустный. Ему всё еще было плохо.

А я подумала, что если бы он не жадничал, то получил бы удовольствие, а не больной живот.

1

Ход урока.

Структура урока и содержание

Метапредметные УУД

  1. Организационный момент

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Здравствуйте, ребята!

Приготовтесь слушать меня внимательно и не отвлекаться. Проверьте, у всех ли на парте есть учебник, ручка и тетрадка.

Давайте вспомним правила поведения на уроке.

Скажите, как должен вести себя ученик на уроке? (При ответе поднимать руку, не выкрикивать, не мешать соседу, слушать внимательно учителя и тд)

Верно, я думаю, что сегодня каждый из вас будет следовать этим правилам и не нарушать их.

А теперь, внимание, посмотрите на меня, выпрямите спинки, сложите аккуратно руки на парту.

Покажите мне, что вы все готовы.

Принимать и уважать требования учителя. Самостоятельно организовать свое рабочее место .

Учить самоконтролю готовности к уроку.

  1. Постановка темы и задач урока

На доске высказывание «Что за прелесть эти сказки»…

6d2dd099 0a56 445f a71e a9b8a5ae5801

Ребята, посмотрите на это высказывание.

Скажите, кто его автор? (А.С.Пушкин)

Как вы понимаете это высказывание? (Сказки – это волшебство, радость, поэтому Пушкин так говорит)

Скажите, а любите ли вы читать сказки?

Почему? (Сказки любят читать и взрослые, в сказках есть волшебные герои, сказки учат мудрости, всегда добро побеждает зло)

Какие сказки А.С.Пушкина вам известны?

На доске выставка книг.

«Сказка о попе и работнике Балде», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане, о сыне его Гвидоне…»

f70e5df3 7c62 4368 8510 416610c88864a1ff59ab 37ca 4f6c ab7a b220d225b97d028d1b6b d724 4425 a097 360836312c5e9dfed5f8 d13b 4729 9433 26da5ff619e7a26186ac c979 437f a5e9 19de88fe3ed9

Есть такие ребята, которым знакомы эти сказки?

Если вы не знакомы с какими-нибудь из этих сказок, то вы обязательно с ними когда-нибудь познакомитесь.

У А.С.Пушкина много сказок, это всего лишь небольшая часть его сказок.

Внимательно послушайте, а я вам сейчас загадаю загадку о сказке, которую мы будем сегодня читать.

Эта сказка находится в книжке, которая является одним произведением. Эта сказка, где герою – старику помогают волшебные силы. (На обложке изображены главные герои – это старик на берегу моря)

Кто уже догадался, что это за сказка? (Сказка о рыбаке и рыбке)

Чему будем учиться?

(Прочитаем сказку «Сказка о рыбаке и рыбке», поймем о чем она, поговорить о героях сказки)

Давайте найдем сказку в учебнике на стр.30

Формировать мыслительные операции.

Способствовать развитию логического мышления.

Формировать умение взаимодействовать.

Учить строить устное высказывание.

  1. Работа с текстом до чтения.

Антиципация чтения

Предугадывание.

А теперь давайте тихонько договоримся, кто читал уже эту сказку, подсказывать нам не будут.

Прочитайте название сказки. (А.С. Пушкин
«Сказка о рыбаке и рыбке»)

Кто главные герои? (Рыбак и рыбка)

Как думаете, что будет происходить между главными героями? (Рыбак поймает рыбку)

Работа с иллюстрацией.

Теперь мы поработаем с иллюстрацией, она тоже поможет догадаться о чем сказка.

О чем может быть эта сказка? ( О жизни старика и старухи)

Где происходят события? (На берегу моря, в давние времена)

Посмотрите внимательно, что делает старик? (Несет сеть, идя с моря)

Полистайте следующие страницы, посмотрите на иллюстрации.

Какие еще герои появляются? (Старуха, золотая рыбка)

Кто сумел точнее всех предугадать содержание сказки?

Давайте прочитаем сказку и узнаем как развивались события.

Способствовать развитию логического мышления, воображения.

Формировать умение предполагать, выдвигать свою точку зрения и обосновывать ее.

Учить анализировать данный учителем материал.

Формировать умение участвовать в беседе. Формировать умение отвечать на поставленные вопросы.

  1. Работа с текстом во время чтения.

Первичное восприятие текста

1) Чтение 1-ой части вслух.

Анализ содержания сказки.

Где жили старик со старухой? Найдите слова в тексте и прочитайте. (Жил старик со своей старухой у самого синего моря, они жили в ветхой землянке)

Кто скажет, что значит «Ветхая землянка»?(Выкопанное в земле жилище)

156f986b 0122 476b 9c78 34b7c42e4246d8802479 351b 41a1 bb26 772a2a807bcb

(Слайд) Пояснение: Землянка –это ветхий домик, она находится на половину в земле.

Чем занимался старик? (Ловил неводом рыбу)

Что значит слово «Невод»? (рыболовная сеть)

47fbe7da 433a 40c1 b87c beccf95eb8de08ff4f67 9561 4daf bafa c8adbd47c0d3

(Слайд) Пояснение: Невод – это рыболовная сеть.

Чем занималась старуха? (Пряла свою пряжу)

Что значит «Прясть пряжу»? (крутить нить из шерсти овец, скручивать нитку с помощью веретена)

80c7731c d6fe 4d1e 839d 0263b6ade3ca56f25ca0 b9d7 48a5 8c7e 262211fe9bc6

(Слайд)Пояснение: Прясть пряжу – это крутить нить из шерсти овец, скручивать нитку с помощью веретена.

С чем пришел невод в первый раз? Найдите слова и прочитайте. (Раз он в море закинул невод – пришел невод с одной тиной)

Что значит слово тина?

5b58e411 2ed0 410f afc1 c264b7bf612a

(Слайд) Пояснение: Тина – это скопление водорослей в воде.

Что значит слово «Взмолиться»? (Просит, умоляет)

Что сделал старик с золотой рыбкой? (Отпустил)

2) Чтение 2-ой части вслух.

Что сделала старуха, когда воротился старик? (Забранила его)

Что значит «Забранила»? (Ругаться, выражать свое недовольствие)

Что велела попросить старуха у золотой рыбке? (Новое корыто)

А что случилось со старым корытом? (Раскололось)

Что значит раскололось? (Сломалось)

3)Чтение 3-ей части вслух.

Что стал делать старик когда пришел к морю во второй раз? (Стал он кликать золотую рыбку)

Что значит «Кликать»? (Звать)

Прочитайте, что происходило с морем. (Видит – море слегка разыгралось)

4)Чтение 4-ой части вслух.

Как вела себя старуха, когда старик воротился? Найдите слова в тексте. (Еще пуще старуха браниться)

Как вы понимаете «Пуще браниться»? (Сильнее злиться, ругается)

Что велела выпросить старуха старика у золотой рыбки во второй раз? (Избу)

Физминутка.

Вот мы руки развели, 
Словно удивились. 
И друг другу до земли 
В пояс поклонились! 
Наклонились, выпрямились, 
Наклонились, выпрямились. 
Ниже, ниже, не ленись, 
Поклонись и улыбнусь. 

5)Чтение 5-ой части в полголоса.

Что происходит с морем? (Помутилось синее море)

Найдите и прочитайте только те слова, что старик просит у золотой рыбки. («Смилуйся, государыня рыбка, еще пуще старуха бранится, не дает старику мне покою. Избу просит сварливая баба»)

Как вы понимаете «Сварливая баба»? (Всегда чем-то недовольная)

6)Чтение 6-ой части в полголоса.

Какими словами старуха сидела под окошком и ругала мужа? Найдите слова из текста. Прочитайте.

Что значит слово «Простофиля»? (Глупый)

Какие незнакомые слова вы встретили в этой части? (Светелкой, вороты)

Обратите внимание, в конце страницы у вас есть сноски. Прочитайте, что значат эти слова.

7) Чтение 7-ой части в полголоса.

Каким стало море, когда старик пришел? (Неспокойное синее море)

Почему море стало неспокойным? (Старик пришел в 3 раз)

Кем захотела быть старуха? (столбовой дворянкой)

c11b5ca3 c5b8 4d1c b596 add8397e85c3

(Слайд) Столбовая дворянка — дворянка старинного и знатного рода.

8)Чтение 8-ой части в полголоса.

Что увидел старик, когда воротился к старухе? (Высокий терем. На крыльце стоит его старуха. Перед нею усердные слуги. Она бьет их, за чупрун таскает)

f8439ead 7137 4c44 a797 ada016f61a12

(Слайд) Пояснение: Терем – высокий дом.

Что означает слово «Чупрун»?

Посмотрите сноску в конце страницы(Это чуб, хохол)

fbf71253 9dc3 4261 814a e25afcadd2a7

(Слайд) Пояснение: Чупрун – прядь волос, спадающая на лоб.

9) Чтение 9-ой части про себя.

Кем захотела быть столбовая дворянка? Найдите слова в тексте. (Не хочу быть столбовою дворянкой, а хочу быть вольною царицей)

Что спросил, старик, когда испугался? (Что ты, баба, белены объелась?)

Что значит «Белены объелась»? (Обезумела, одурела)

10)Чтение 10-ой части про себя.

С какой просьбой старик обратился к золотой рыбке?

Найдите слова в тексте.

Как изменилось море? (Почернело синее море)

Формировать умение удерживать собственную мысль.

Формировать умение ориентироваться в тексте.

Формировать умение работать с текстом. Способствовать развитию мышления.

Формировать умение извлекать точные ответы, на поставленные вопросы.

Формировать умение извлекать нужную информацию.

Учить воспринимать информацию через чтение про себя.

Формировать умение точно отвечать на поставленные вопросы, умение полно и ясно выражать свои мысли.

Формировать умение связно выражать свои мысли.

  1. Работа с текстом после чтения

1) Словарная работа в парах.

А сейчас, ребята, давайте посмотрим, кто у нас был внимательным. Выполнять задание будем в парах. Давайте вспомним, как надо работать в парах? (Работать сообща, разговаривать шепотом, не мешать друг другу)

Возьмите карточку.

Прочитайте слова в первом столбике.

Прочитайте слова во втором столбике.

В первом столбике это слова из сказки.

Во втором столбике их значение.

Вы должны соединить слова из первого столбика со значением слова со второго столбика.

Давайте первое слово соединим вместе.

Найдем первое слово в первом столбике – Невод.

Что значит слово невод, найдите значение во втором столбике.(Невод – рыболовная сеть)

Соедините линией.

невод

землянка

забранить

кликать

пуще

прясть

пряжа

чупрун

сильнее

ругаться

крутить нить из шерсти овец

полученные нитки

прядь волос, спадающая на лоб

звать

ветхий домик

рыболовная сеть

Давайте проверим. (Правильные ответы на доске)

Поднимите руку, кто не сделал ни одной ошибки.

Поднимите руку, те кто сделал одну-две ошибки.

Где возникли ваши ошибки?

2)Обобщение

Почему это произведение сказка? (Есть волшебство, золотая рыбка разговаривает, выполняет желания старухи)

Какое впечатление у вас сложилось о старухе? Какая она? (Скупая, жадная, просит все только для себя)

Есть ли у вас желание дочитать эту сказку до конца и узнать чем же она закончилась?

Что же произошло дальше, вы узнаете, когда прочитаете сказку до конца.

3)Творческая работа.

А) Составление викторины.

Сейчас мы с вами проведем небольшую викторину.

Ваша задача, в паре, по прочитанным частям составить интересный вопрос. Посмотрим, чей вопрос в викторине, класс признает самым интересным.

Б)Требования к составлению вопросов.

Какими должны быть вопросы? (Слайд)

1. Вопрос должен быть трудным. (Ведь на легкий вопрос отвечать будет не интересно)

2. Вопрос должен быть интересным

3. Не должно быть вопроса, на кот который ответ «Да», «Нет»

В)Самостоятельная работа в парах по созданию вопроса.

У каждого на парте есть листок, для того, чтобы вы записали свой вопрос. Сначала каждый придумывает вопрос, записывает его на листок, затем вы вместе в паре обсуждаете и выбираете тот вопрос, который подходит по всем требованиям.

Г) Проверка.

А сейчас мы с вами превратимся в рыбаков и будем вылавливать с доски золотую рыбку и отвечать на вопрос, который будут задавать нам ваши товарищи. Кто верно ответит на вопрос, получает рыбку. Ответы принимаются только по поднятой руке.

Посмотрим, у кого будет большой улов.

Д) Проведение викторины.

Вопросы, которые будут задавать ваши товарищи, слушаем внимательно. Потом определим, какой вопрос будет лучшим.

Е)Подведение итогов. Награждение победителя.

Сосчитайте своих рыбок.

Какой рыбак поймал больше всего рыбок? Почему? (Были внимательны, читали выразительно)

(Ученик выходи к доске)

Посмотрите ___ больше всех поймал рыбок!

Скажите, тяжело ли вам было ловить рыбок?

А теперь каждый получит по золотой рыбке, загадает желание и оно обязательно у вас исполниться. Эту золотую рыбку вы положите в книжку на то место сказки, где вы остановились.

Ё) Определение самого интересного вопроса.

Какой вопрос, по вашему мнению, самый интересный и соответствует всем требованиям?

(Возможно выбор нескольких вопросов)

Далее обсуждение по требованиям к вопросам.

При составлении, какого вопроса, были учтены все требования?

Награждение учеников, за лучший составленный вопрос в викторине.

1182ca40 66b6 442f 82b6 9f15477d0385

Формировать умение удерживать собственную мысль.

Формировать умение верно отвечать на поставленные вопросы.

Формировать умение четко и полно отвечать на вопросы учителя.

Способствовать формированию умения контролировать свою деятельность на уроке.

Формировать умение делать выводы

Формировать умение извлекать нужную информацию для составления вопроса.

Формировать умение связно выражать свои мысли.

Формировать нравственно-эстетическую ориентацию. (уважать друг друга)

Учить договариваться и приходить к общему мнению.

  1. Подведение итогов урока. Рефлексия

Наш урок подошел к завершению.

С каким произведением мы сегодня познакомились? (Сказка о рыбаке и рыбке)

Кто его автор? (А.С.Пушкин)

Какую задачу в начале урока мы перед собой ставили? (Прочитать, познакомиться со сказкой А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»)

Смогли мы выполнить эту задачу?

Как могли бы развиваться события дальше? (Предположения детей)

Если вам сегодня было интересно на уроке, хлопните в ладоши.

Соотнести результат своей деятельности с задачами.

Формировать умение делать обобщение, делать выводы

  1. Домашнее задание

Прочитать сказку до конца.

По желанию можно к любому отрывку из сказки нарисовать рисунок.

Задачи:

  • познакомить учащихся со сказкой, воспитывать
    интерес к творчеству и произведениям А.С.Пушкина;
  • развитие речи и словарного запаса учащихся,
    совершенствование навыков правильного,
    выразительного и осознанного чтения;
  • развитие умения анализировать характер героев,
    доказывать свой ответ, основываясь на тексте
    произведения;
  • воспитание потребности вырабатывать
    положительные качества характера для успешного
    существования в социуме.

Ход урока

Мотивация. Учитель читает строки из
стихотворения Н.Рыленкова.

Нет, волшебные русские сказки не лгали
Про Кощееву смерть, про ковёр-самолёт.
Нет, не праздные люди те сказки слагали,
А провидцы, в чьих замыслах правда живёт:

— О каком литературном жанре говорится в
стихотворении?

— Назовите приметы русских волшебных сказок.

Есть зачин, концовка

Присутствуют волшебные герои

Происходят волшебные события.

Используются троекратные повторы.

Актуализация знаний учащихся.

— На какие две группы делятся все известные вам
сказки?

Сказки бывают народные, а бывают авторские.

— Чем авторская сказка отличается от народной?

Авторы народных сказок неизвестны, сказки
передаются из поколения в поколения с возможными
изменениями. У авторской сказки есть свой
сочинитель, автор, который раскрывает свой
замысел, делает сказку неповторимой.

— А какие вы знаете авторские сказки?

Среди авторов, писавших сказки есть особенный,
знакомый вам с раннего детства.

Догадайтесь, о ком идёт речь, прочитав ключевые
слова из одного очень известного его
произведения:

Дуб зелёный, цепь, кот, песнь, сказка, чудеса,
леший, русалка.

— Сможете ли вы восстановить строки? Какому
автору они принадлежат?

Конечно же, это знаменитый на весь мир поэт и
писатель, гордость нашей русской литературы —
Александр Сергеевич Пушкин.

Давайте познакомимся с его жизнью и
творчеством поближе.

Демонстрируется отрывок из фильма о жизни А. С.
Пушкина «:Вновь я посетил:»

Формулировка темы и задач урока. Работа до
чтения.

Откройте учебник на странице 30 («Литературное
чтение. 2 класс Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева») и
прочитайте название сказки, с которой нам
предстоит познакомиться, рассмотрите
иллюстрацию.

— Ясно ли из названия, о ком это произведение?

Но сказка эта не просто повествует о жизни
старика и его встрече с волшебной рыбкой. В ней
заложен глубокий смысл. А вот что хотел сказать
нам А.С.Пушкин, какой урок преподать, нам сегодня
с вами предстоит выяснить.

Работа во время чтения. Развитие речи,
обогащение словарного запаса учащихся.

Учитель и хорошо читающие дети читают
произведение по частям вслух. По ходу чтения
объясняются значения устаревших слов и
выражений. При этом используются «Толковый
словарь русского языка» В.Даля и сноски на
страницах учебника.

Невод — большая сеть для ловли рыбы.

Корысть — выгода, польза.

Невежа — грубый, невоспитанный человек

Простофиля — глуповатый человек, разиня

Светёлка — светлая комната, отделённая сенями
от кухни.

Столбовая дворянка — дворянка старинного и
знатного рода.

Чупрун — чуб, хохол.

Пряник печатный — пряник с оттиснутым
(отпечатанным) рисунком или буквами.

Работа в парах. Выяснение характеров главных
героев.

— Кто является главными героями сказки?

Давайте выясним, какой характер у каждого
героя. Свои ответы нужно доказать примерами из
текста.

Учащиеся ищут в тексте отрывки, которые
иллюстрируют характер старика и старухи. Учитель
оказывает направляющую помощь. Учащиеся
выразительно читают выбранные ими отрывки.
Ответы детей обобщаются.

Характер старика: мягкий, добрый, податливый,
безответный, безвольный, смиренный.

Характер старухи: властный, злобный, жадный,
грубый, неуживчивый, требовательный,
неблагодарный.

-Кто из героев вам больше нравится? Почему вам
не нравится характер старухи?

Все черты её характера — отрицательные. Жадных,
грубых, злобных людей не любят в обществе, их
поступки осуждаются.

Работа после чтения.

— Как была наказана старуха за свою жадность и
неблагодарность?

Она опять осталась у разбитого корыта, в своей
ветхой землянке. Кстати сказать, выражение
«остаться у разбитого корыта» до сих пор
употребляется в речи.

— Что оно означает?

Остаться ни с чем, потерять всё, что имел.

— Почему же был наказан и старик, ведь он обладал
мягким, податливым, добрым характером?

-Являются ли положительными такие качества, как
безвольность, смиренность, безответность?

Дети приходят к выводу, что безвольность
(отсутствие воли) — отрицательная черта.

Смиренность, безответность, податливость —
положительные черты только в том случае, если они
оправданы. Но в сказке Пушкина у старика не
хватило смелости противостоять жадной старухе,
возразить ей, указать на её неправоту, остановить
её жадность. Он «..не смел ей перечить..», слепо
подчинялся, выполняя все её прихоти.

— Случается ли такое в жизни?

В жизни бывают моменты, когда просто необходимо
проявить свой характер, настойчивость, твёрдо
сказать — нет. Например, если окружающие или
знакомые просят тебя сделать то, что, по твоему
мнению, является плохим поступком.

— Приведите примеры.

Обидеть кого-то, отобрать или украсть чужую
вещь, курить, обмануть, обозвать кого-то и т.д.

Подведение итогов урока. Рефлексия. Домашнее
задание.

Прочитайте слова А.С.Пушкина «Сказка ложь, да в
ней намёк, добрым молодцам — урок»

-Какой же урок преподал нам великий поэт?

Выберите наиболее точную формулировку:

Как здорово поймать волшебную рыбку!

Как плохо быть сварливым и жадным.

Если ты сварливый и жадный, ты можешь потерять
своё счастье.

Есть ситуации, когда необходимо проявить
твёрдость характера, иначе ты можешь пострадать.

Домашнее задание.

Проследить, как изменяется описание моря с
возрастанием желаний старухи (Подтвердить
словами из текста). Проиллюстрировать эти
строчки.

Подготовить ответ на вопросы:

— Ваше отношение к героям сказки.

— Какой урок извлекли из произведения?

— Если бы ты поймал золотую рыбку, какое бы
желание ты ей загадал?

Возможный вариант — творческое задание:
придумай сказку, где бы осуждалась и
наказывалась глупость, жадность,
неблагодарность или другие отрицательные
качества характера.

Учащимся раздаются анкеты. Предлагается
оценить свою работу на уроке, подчеркнув
выбранные слова из правого столбца.

1. На уроке я работал: С интересом/ без интереса
2. Своей работой на уроке я: Доволен/ не доволен
3. Урок для меня показался: Длинным/ коротким
4. Материал урока мне был: Полезен / бесполезен
5. Домашнее задание мне кажется: Интересным / неинтересным

Тестовые задания по литературному чтению во 2 классе по «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина

Тестовые задания по литературному чтению во 2 классе по "Сказке о рыбаке и рыбке" А.С. Пушкина

Тестовые задания по
«Сказке о рыбаке и рыбке»
А. С. Пушкина
Литературное чтение 2 класс
УМК «Школа России»
Вастьянова Л. Л.,
учитель начальных классов
МКОУ «Мамонтовская СОШ»
Мамонтовского района
Алтайского края
2018 год

Тестовые задания по литературному чтению во 2 классе по «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина

Тестовые задания по литературному чтению во 2 классе по "Сказке о рыбаке и рыбке" А.С. Пушкина

1. Определите, как называется
сказка, которую изучаем
А. Народная
Б. Литературная
В. Интересная
Г. Старинная

Тестовые задания по литературному чтению во 2 классе по «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина

Тестовые задания по литературному чтению во 2 классе по "Сказке о рыбаке и рыбке" А.С. Пушкина

2. Определите, какое качество характера
старухи высмеивает А. С. Пушкин в
сказке
А. Трусость
Б. Лень
В. Глупость
Г. Жадность

Тестовые задания по литературному чтению во 2 классе по «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина

Тестовые задания по литературному чтению во 2 классе по "Сказке о рыбаке и рыбке" А.С. Пушкина

3. Определите, какое качество характера
старика высмеивает А. С. Пушкин в
сказке
А. Трусость
Б. Грубость
В. Простоту
Г. Жадность

Тестовые задания по литературному чтению во 2 классе по «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина

Тестовые задания по литературному чтению во 2 классе по "Сказке о рыбаке и рыбке" А.С. Пушкина

4. Определите, где жил старик со
старухой тридцать лет и три года
А. В избе со светёлкой
Б. В ветхой землянке
В. В царских палатах
Г. В высоком тереме

Тестовые задания по литературному чтению во 2 классе по «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина

Тестовые задания по литературному чтению во 2 классе по "Сказке о рыбаке и рыбке" А.С. Пушкина

5. Определите, что было в неводе
у старика в первый раз
А. Вина заморские
Б. Трава морская
В. Тина
Г. Рыбка золотая

Тестовые задания по литературному чтению во 2 классе по «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина

Тестовые задания по литературному чтению во 2 классе по "Сказке о рыбаке и рыбке" А.С. Пушкина

6. Определите, что было в неводе
у старика во второй раз
А. Вина заморские
Б. Трава морская
В. Тина
Г. Рыбка золотая

Тестовые задания по литературному чтению во 2 классе по «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина

Тестовые задания по литературному чтению во 2 классе по "Сказке о рыбаке и рыбке" А.С. Пушкина

7. Определите, что было в неводе
у старика в третий раз
А. Вина заморские
Б. Трава морская
В. Тина
Г. Рыбка золотая

Тестовые задания по литературному чтению во 2 классе по «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина

Тестовые задания по литературному чтению во 2 классе по "Сказке о рыбаке и рыбке" А.С. Пушкина

8. Определите последовательность,
как постепенно менялось море
А. Море слегка разыгралось
Б. Почернело синее море
В. Помутилось синее море
Г. На море чёрная буря
Д. Не спокойно синее море

Тестовые задания по литературному чтению во 2 классе по «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина

Тестовые задания по литературному чтению во 2 классе по "Сказке о рыбаке и рыбке" А.С. Пушкина

9. Определите, кому из героев сказки
подходит поговорка: «Много захочешь —
последнее потеряешь».
А. Старику
Б. Старухе
В. Рыбке золотой
Г. Усердным слугам

Тестовые задания по литературному чтению во 2 классе по «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина

Тестовые задания по литературному чтению во 2 классе по "Сказке о рыбаке и рыбке" А.С. Пушкина

10. Определите последовательность
желаний старухи
А. Изба
Б. Дворянка
В. Корыто
Г. Царица

Тестовые задания по литературному чтению во 2 классе по «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина

Тестовые задания по литературному чтению во 2 классе по "Сказке о рыбаке и рыбке" А.С. Пушкина

Проверим
тестовые задания по
«Сказке о рыбаке и рыбке»
А. С. Пушкина

Тестовые задания по литературному чтению во 2 классе по «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина

Тестовые задания по литературному чтению во 2 классе по "Сказке о рыбаке и рыбке" А.С. Пушкина

1. Определите, как называется
сказка, которую изучаем
А. Народная
Б. Литературная
В. Интересная
Г. Старинная

Тестовые задания по литературному чтению во 2 классе по «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина

Тестовые задания по литературному чтению во 2 классе по "Сказке о рыбаке и рыбке" А.С. Пушкина

2. Определите, какое качество характера
старухи высмеивает А. С. Пушкин в
сказке
А. Трусость
Б. Лень
В. Глупость
Г. Жадность

Тестовые задания по литературному чтению во 2 классе по «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина

Тестовые задания по литературному чтению во 2 классе по "Сказке о рыбаке и рыбке" А.С. Пушкина

3. Определите, какое качество характера
старика высмеивает А. С. Пушкин в
сказке
А. Трусость
Б. Грубость
В. Простоту
Г. Жадность

Тестовые задания по литературному чтению во 2 классе по «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина

Тестовые задания по литературному чтению во 2 классе по "Сказке о рыбаке и рыбке" А.С. Пушкина

4. Определите, где жил старик со
старухой тридцать лет и три года
А. В избе со светёлкой
Б. В ветхой землянке
В. В царских палатах
Г. В высоком тереме

Тестовые задания по литературному чтению во 2 классе по «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина

Тестовые задания по литературному чтению во 2 классе по "Сказке о рыбаке и рыбке" А.С. Пушкина

5. Определите, что было в неводе
у старика в первый раз
А. Вина заморские
Б. Трава морская
В. Тина
Г. Рыбка золотая

Тестовые задания по литературному чтению во 2 классе по «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина

Тестовые задания по литературному чтению во 2 классе по "Сказке о рыбаке и рыбке" А.С. Пушкина

6. Определите, что было в неводе
у старика во второй раз
А. Вина заморские
Б. Трава морская
В. Тина
Г. Рыбка золотая

Тестовые задания по литературному чтению во 2 классе по «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина

Тестовые задания по литературному чтению во 2 классе по "Сказке о рыбаке и рыбке" А.С. Пушкина

7. Определите, что было в неводе
у старика в третий раз
А. Вина заморские
Б. Трава морская
В. Тина
Г. Рыбка золотая

Тестовые задания по литературному чтению во 2 классе по «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина

Тестовые задания по литературному чтению во 2 классе по "Сказке о рыбаке и рыбке" А.С. Пушкина

8. Определите последовательность,
как постепенно менялось море
1
А. Море слегка разыгралось
4
Б. Почернело синее море
2
В. Помутилось синее море
Г. На море чёрная буря
5
Д. Не спокойно синее море
3

Тестовые задания по литературному чтению во 2 классе по «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина

Тестовые задания по литературному чтению во 2 классе по "Сказке о рыбаке и рыбке" А.С. Пушкина

9. Определите, кому из героев сказки
подходит поговорка: «Много захочешь —
последнее потеряешь».
А. Старику
Б. Старухе
В. Рыбке золотой
Г. Усердным слугам

Тестовые задания по литературному чтению во 2 классе по «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина

Тестовые задания по литературному чтению во 2 классе по "Сказке о рыбаке и рыбке" А.С. Пушкина

10. Определите последовательность
желаний старухи
2
3
1
4
А. Изба
Б. Дворянка
В. Корыто
Г. Царица

Тестовые задания по литературному чтению во 2 классе по «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина

Тестовые задания по литературному чтению во 2 классе по "Сказке о рыбаке и рыбке" А.С. Пушкина

Оценим работу!
«5» — нет ошибок
«4» — 1 – 2 ошибки
«3» — 3 ошибки
«2» — более трёх ошибок
Благодарю за работу!

Тестовые задания по литературному чтению во 2 классе по «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина

Тестовые задания по литературному чтению во 2 классе по "Сказке о рыбаке и рыбке" А.С. Пушкина

Интернет источники
rulend.ru
labirint.ru
• http://pedsovet.su/ (источник шаблона Ранько Е.А.)

• all-sport-shops.ru
• qazbrand.info
• myshared.ru

• knigipochtoi.ru
• papaimama.ru
• zkan.com.ua
• vseblaga.ru
lostpic.net

• pegas-publishing.com.ua
• easyfreeclipart.com
• kzref.org
• napitkimira.net

Тестовые задания по литературному чтению во 2 классе по «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина

Тестовые задания по литературному чтению во 2 классе по "Сказке о рыбаке и рыбке" А.С. Пушкина

Использованная литература
• Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В.
Литературное чтение. 2 класс. Учеб. для
общеобразоват. организаций. Ч.1. – М.:
Просвещение, 2018
• Шубина Г.В. Тесты по литературному чтению:
2 класс: к учебнику Л.Ф. Климановой, В.Г.
Горецкого и др. «Литературное чтение. 2 класс.
В 2 ч.» — М.: Издательство «Экзамен», 2017.

УМК «Школа России»

Литературное чтение 2 класс  

А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

по учебнику  Л.Ф.Климановой и др.

М:Просвещение

Урок литературного чтения. А.С. Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке» (2-й класс)

Тема:  Знакомство со сказкой А.С.Пушкина “ Сказка о рыбаке и рыбке”.

Цели:

  1. обобщить и расширить знания учащихся о творчестве А.С.Пушкина;
  2. выявить, насколько они знакомы со сказками великого русского поэта;
  3. формировать у детей умение выразительно и вдумчиво читать отрывки из сказок;
  4. работать над техникой чтения;
  5. расширять кругозор детей и обогащать их словарный запас;
  1. воспитывать чувство любви к творчеству А.С.Пушкина.

Оборудование:

на доске портрет А. С. Пушкина

выставка книг со сказками А. С. Пушкина;

экран, компьютер

Ход урока.

1. Организационный момент

2. Сообщение темы и цели урока

             Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с произведением нашего любимого писателя Александра Сергеевича Пушкина. Встретимся с героями «Сказки о рыбаке и рыбке».

            Александр Сергеевич Пушкин входит в нашу жизнь в самом начале и уже не покидает до конца.

Трудно найти человека, который не знал бы и не любил этого замечательного поэта. Родился он 6 июня 1799 года в городе Москве. С раннего детства был окружён заботой и вниманием своих родителей. Отец его, Сергей Львович, был потомком знатного дворянского рода. Он любил литературу, был знаком со многими литераторами, собрал большую библиотеку.

Мать поэта, Надежда Осиповна, была хороша собой, любила светскую жизнь, блистала на балах, любила развлечения.

Отец разрешал пользоваться  сыну своей библиотекой. И маленький Саша пристрастился к чтению книг и перечитал их великое множество. Он любил книги. Они были верными друзьями.

В детстве рядом с ним были бабушка Мария Алексеевна Ганнибал и няня Матвеева Арина Родионовна, крепостная семьи Пушкиных, получившая вольную, но из-за любви к детям оставшаяся в этом доме.

Эти две замечательные сказочницы подарили мудрость, заключённую в волшебных образах. Образы перешли в сказки.

Его сказки — это тайна, где каждая строчка хранит частицу души поэта. Читая его произведения, мы с вами становимся богаче душой, щедрее, счастливее.

Удивительные сказки писал Пушкин: добрые, весёлые, они полны красоты и вдохновения, не похожи одна на другую.

Какие сказки вы знаете А.С.Пушкина?    Давайте вместе вспомним эти сказки.

Показывается фрагмент из видеофильма “Сказка о царе Салтане…” Песня Белочки “Во саду ли, в огороде”.

  1. В какой сказке Пушкина мы встречаемся с такой затейницей? (Ответы детей)
  2. Какие три дива были у князя Гвидона? (Белка с золотыми орешками, 33 богатыря с дядькой Черномором, царевна Лебедь)
  3. В кого превращался князь Гвидон, чтобы повидать отца, царя Салтана? (В комара, муху, шмеля.)
  4. Какими словами заканчивается “ Сказка о золотом петушке”?

«Сказка ложь, да в ней намёк

Добрым молодцам урок»

3.Чтение сказки А.С.Пушкина. «Сказка о рыбаке и рыбке»

А) Работа с текстом до чтения.

— Прочитайте название произведения

— Что  можно узнать из заголовка?

— Перелистайте страницы, посмотрите какая большая сказка. Она не написана сплошным текстом, а поделена на части.

Каждая часть – это новая картина или рассказ о новых событиях.

Б) Чтение  учителем первой части

Словарная работа идет по ходу чтения.

Ветхая землянка — дом, вырытый в земле, очень старый.

Невод — сеть рыболовная

Откуп — плата

Простофиля — глупый, несообразительный человек

В) чтение части детьми ( хорошо читающими)

Словарная работа.

Кликать – звать

Пуще — больше

Корысть — выгода

  1. ФИЗМИНУТКА

Г) чтение « по-цепочке»

Словарная работа .

Чупрун- чуб

Д) Просмотр фрагмента из видеофильма “Сказка о рыбаке и рыбке”.

Вопросы по просмотренной части :

  1. Кем захотела теперь быть старуха?
  2. Как старик пытался усовестить, урезонить свою старуху?

Найдите и прочитайте в тексте (стр.34)

Испугался старик, взмолился:

“Что ты, баба, белены объелась?

Ни ступить, не молвить не умеешь!

Насмешишь ты целое царство”)

Е)  Чтение детьми вполголоса. Анализ содержания.

  1. Как встретило море старика?
  2. Найдите и зачитайте слова, с которыми обратилась к старику рыбка.

«Не печалься, ступай себе с богом!

Добро! Будет старуха царицей!»

Ж)   Чтение одним учеником .

  1. Почему народ над старичком насмеялся ?

“Не садися не в свои сани!”

  1. Когда так говорят?

(Когда человек не соответствует месту, которое занимает)

Словарная работа.

Невежа

З)  Начало читают дети по учебнику

Далее просмотр фрагмента из видеофильма.

  1. Как вы думаете, за что золотая рыбка наказала старуху?

(За жадность)

  1. Есть ли сходство у сказки Пушкина с народными сказками? (да)
  1. — Как вы думаете, почему? (рассуждения детей)
  1. — Какая есть другая русская народная сказка, где рыба исполняет желания? (“По щучьему веленью, по моему хотенью”.)

4. Оценивание работы учащихся на уроке

Домашнее задание: подготовить выразительное чтение сказки

Урок литературного чтения. А.С. Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке» (2-й класс)

Тема : Работа над образами главных героев сказки.

Задачи урока :

  1. развитие речи и словарного запаса учащихся, совершенствование навыков правильного, выразительного и осознанного чтения;
  2. развитие умения анализировать характер героев, доказывать свой ответ, основываясь на тексте произведения;
  3. воспитание потребности вырабатывать положительные качества характера для успешного существования в социуме.

Оборудование:

на доске портрет и высказывание А. С. Пушкина, пословицы, 11 картинок с изображением золотой рыбки для игры;

выставка книг со сказками А. С. Пушкина;

экран, компьютер

Ход урока

1. Организационный момент

2. Сообщение темы урока.

— А.С. Пушкин говорил “Что за прелесть эти сказки”…

  1. А любите ли вы читать сказки? Почему? (рассуждения учеников)

 Сегодня на уроке мы будем исследовать “Сказку о рыбаке и рыбке”, проследим за сюжетом, поговорим о главных героях сказки.

3. Подготовка к разбору сказки.

Вы  дома  работали  со сказкой.

  1. Что понравилось в сказке? Что не понравилось? (рассуждения учеников)

— Чтобы проверить, как внимательно вы прочитали сказку, проведём игру.

Все ученики делятся на 3 группы ( по рядам) . Каждая группа по очереди “вылавливают” с  доски золотую рыбку и отвечают на вопрос, номер которого записан на обороте рыбки. За правильный ответ – забирают рыбку. У кого улов будет больше?

Где жили старик и старуха? (у синего моря в ветхой землянке)

С чем первый раз пришёл невод? (с тиной)

С чем второй раз пришёл невод? (с травой морской)

Какая труба была на новой избе старика и старухи? (кирпичная, белёная)

Какие ворота были в новой избе? (дубовые, тесовые)

В чём стояла старуха дворянка на крыльце? (соболья душегрейка, парчовая корона)

Что сделала старуха в гневе, когда пожелала стать царицей? (ударила по щеке)

Что держит стража царицы на плечах? (топорики)

Что ела за столом старуха-царица? (пряник)

Куда отправила старуха-дворянка старика работать? (на конюшню)

Как встретила старика старуха-царица? (выгнала)

 Что роднит сказку А.С.Пушкина «Сказка о золотой рыбке»  и другие известные вам сказки?

( работа в парах, обсуждение , затем высказывание детей)

( на экране открываются слова)

  1. Есть зачин, концовка
  2. Волшебство
  3. Повторение   сюжета        
  4. Магическое   число
  5. Добро побеждает зло

4.  Разбор сюжета.

  1. Кто в  сказке Пушкина  волшебный помощник? ( золотая рыбка ).
  2. В чём необычность рыбки ? (рыбка золотая, умеет говорить человечьим голосом, исполняет желания)
  3. Есть ли повторение сюжета в сказке Пушкина. Зачитайте.
  4. Чем они похожи? (во всех идёт разговор старика и рыбки)
  5. Чем отличаются? (меняются желания старухи и её обращения к старику; меняется состояние моря)
  6. Как просит старуха?
  7. А меняется ли манера поведения старика возле моря? (нет)

“молвит ласковое слово, с поклоном”

  1. Как вы думаете, почему старик не отказывается ходить с просьбами к морю? (рассуждения детей)

Давайте выясним, какой характер у каждого героя. Свои ответы нужно доказать примерами из текста.

(Учащиеся ищут в тексте отрывки, которые иллюстрируют характер старика и старухи. Учитель оказывает направляющую помощь. Учащиеся выразительно читают выбранные ими отрывки. Ответы детей обобщаются. )

Характер старика: мягкий, добрый, податливый, безответный, безвольный, смиренный.

Характер старухи: властный, злобный, жадный, грубый, неуживчивый, требовательный, неблагодарный.

  1. Кто из героев вам больше нравится? Почему вам не нравится характер старухи?

Все черты её  характера — отрицательные. Жадных, грубых, злобных людей не любят в обществе, их поступки осуждаются.

  1. Как была наказана старуха за свою жадность и неблагодарность?

Она опять осталась у разбитого корыта, в своей ветхой землянке. Кстати сказать, выражение «остаться у разбитого корыта» до сих пор употребляется в речи.

  1. Что оно означает?

Остаться ни с чем, потерять всё, что имел.

  1. Почему же был наказан и старик, ведь он обладал мягким, податливым, добрым характером?
  2. Являются ли положительными такие качества, как безвольность,безответность?

Дети приходят к выводу, что безвольность (отсутствие воли) — отрицательная черта.

Смиренность, безответность, податливость — положительные черты только в том случае, если они оправданы. Но в сказке Пушкина у старика не хватило смелости противостоять жадной старухе, возразить ей, указать на её неправоту, остановить её жадность. Он «..не смел ей перечить..», слепо подчинялся, выполняя все её прихоти.

  1. Случается ли такое в жизни?

В жизни бывают моменты, когда просто необходимо проявить свой характер, настойчивость, твёрдо сказать — нет. Например, если окружающие или знакомые просят тебя сделать то, что, по твоему мнению, является плохим поступком.

Прочитайте слова А.С.Пушкина «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам — урок»

  1. Какой же урок преподал нам великий поэт? (высказывание детей)
  2. Выберите наиболее точную формулировку:

Как здорово поймать волшебную рыбку!

Как плохо быть сварливым и жадным.

Если ты сварливый и жадный, ты можешь потерять своё счастье.

Есть ситуации, когда необходимо проявить твёрдость характера, иначе ты можешь пострадать

5. Итог урока.

 Завтра на уроке мы  продолжим работу  над исследованием “Сказки о рыбаке и рыбке” А. С. Пушкина и выясним,  кто ещё является в сказке действующим «лицом» .

Домашнее задание . Проследить, как изменяется описание моря с возрастанием желаний старухи (Подтвердить словами из текста). Проиллюстрировать эти строчки.

6. Рефлексия

Учащимся раздаются анкеты. Предлагается оценить свою работу на уроке, подчеркнув выбранные слова из правого столбца.

1. На уроке я работал:          С интересом/ без интереса

2. Своей работой на уроке я:        Доволен/ не доволен

3. Урок для меня показался:        Длинным/ коротким

4. Материал урока мне был:        Полезен / бесполезен

5. Домашнее задание мне кажется:        Интересным / неинтересным

Урок литературного чтения. А.С. Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке» (2-й класс)

Тема : Работа над образом моря – как одного из героев сказки.

Задачи урока :

  1. проследить поступательное движение сюжета в сочетании с повторяющимися моментами, характерное для сказки;
  2. проследить смену эмоциональной окраски повторов;
  3. обсудить нравственный вывод сказки.
  4. развитие речи и словарного запаса учащихся, совершенствование навыков правильного, выразительного и осознанного чтения;

Оборудование:

на доске портрет  А. С. Пушкина

детские  рисунки   « море»

выставка книг со сказками А. С. Пушкина;

экран, компьютер

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Основная часть

«Сказка  о рыбаке и рыбке» не просто повествует о жизни старика и его встрече с волшебной рыбкой. В ней заложен глубокий смысл. В конце урока вы должны мне ответить на вопрос:

  1. Чему каждого из вас научила сказка?

А)  Работа по содержанию  ( найти и зачитать ответы из текста)  На уроке вы будете активно работать и вам не составит труда  назвать  нам ещё одно действующее лицо в сказке.

Во –первых, разберёмся в желаниях старухи.  (Ответы на вопросы дети зачитывают из сказки)

  1. Что просила старуха в первый раз? (Корыто)

 Что заметил старик в этот раз на море ?

(Море слегка разыгралось)  чтение сопровождается  иллюстрацией моря на экране.

  1. Что теперь захотелось старухе?

(Избы)

  1. Как менялось море? Найдите.

(Помутилося синее море) чтение сопровождается  иллюстрацией моря на экране.

Но красоту свою природную не изменило, осталось синим.

  1. Какими словами обращается старик к рыбке?

«Смилуйся, государыня рыбка»

  1. Как отзывается старик о своей старухе в первый раз, во второй раз?

«Разбранила меня моя старуха…»

« Избу просит сварливая баба…»

Б) Чтение по ролям отрывка из сказки.

  1. Не успокоилась старуха. Чего ей теперь хочется?( зачитать из текста)

«Не хочу быть черной крестьянкой

Хочу быть столбовою дворянкой…»

«Неспокойно встретило море старика в третий раз, знать, ведало, что речь пойдет о том, что оно не приемлет, с чем согласиться не может. Необходимое в хозяйстве корыто, которое и в самом деле развалилось или изба вместо обветшавшей землянки – это одно, но столбовой дворянкой старухе становиться негоже.»

И море дает старику об этом знак

  1. Кем захотела теперь быть старуха?

(Вольною царицей)

  1. Как старик пытался усовестить, урезонить свою старуху?

Найдите и прочитайте в тексте .

  1. Как встретило море?

(Почернело синее море) чтение сопровождается  иллюстрацией моря на экране.

Все беспокойнее становится море, но сама золотая рыбка, с неизменным радушием встречая старика, успокаивает:

«Не печалься, ступай себе с богом!

Добро! Будет старуха царицей!»

И вот старуха уже хочет быть вольною царицей. Описание самой царицы нет. Она просто «сидит царицей» — уселась на трон в роли царицы.

  1. Что увидел старик на море в последний раз, когда старуха пожелала стать владычицей морскою, а сама Золотая рыбка была бы у нее на посылках?

(Черную бурю) чтение сопровождается  иллюстрацией моря на экране.

Спокойное синее море превратилось в грозную стихию, от которой не будет пощады никому.

Сдержанная спокойная рыбка в последний раз:

Ничего не сказала,

Лишь хвостом по воде плеснула

И ушла в глубокое море.

  1. Почему?

(Потому что милость небезгранична)

Ушла. Тем самым она положила конец желанию и стремлению старухи властвовать не только на земле, но и на море.

 Я возвращаюсь к вопросу, который задала в начале урока.

  1. Назовите еще одно действующее « лицо» в этой сказке.

(Море)

  1. Чему научила вас сказка А.С.Пушкина? ( ответы, рассуждения детей)

Сказки Пушкина в сердце живут,

Свет и радость всем детям несут!

Вновь помогут и мне, и тебе

Оказаться опять в той волшебной стране!

Сказки Пушкина – чудо – страна!

Свои Двери открыла она!

Эти сказки опять и опять

Будут дети читать, будут дети читать,

Снова будут их дети читать!

Сказки Пушкина.  О.Ященко

Спасибо за активное участие на уроке.

  1. Итог урока.   Проходят года. Но время не властно над памятью поэта. Во многих городах Росси поставлены памятники великому поэту.

( на экране  памятники А.С.Пушкину)

   Имя Пушкина никогда не забудется: оно всегда с нами.

Читайте Пушкина, учите Пушкина, а главное – любите Пушкина.

  1.  Домашнее задание :  представьте себя художниками- оформителями и оформите обложку для книги «Сказка о рыбаке и рыбке»

  • Сказка о рыбаке и рыбке задание в тетради
  • Сказка о рыбаке и рыбке википедия мультфильм
  • Сказка о проблемах с уборкой урожая 5 букв
  • Сказка о потерянном тепле башмаков
  • Сказка о потерянном времени текст мирон