Сказка о рыбаке и рыбке воспитательное значение

Конспект урока по литературному чтению 2 класс тема: а.с. пушкин сказка о рыбаке и рыбке. цели: продолжить работу над сказкой

Конспект урока по литературному чтению

2 класс

Тема: А.С.
Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».

     Цели:
продолжить работу над сказкой  А.С. Пушкина
«Сказка о рыбаке и рыбке»;

работать на формированием навыков осознанного,
выразительного чтения.

— повторить
виды сказок и их характерные черты;

— объяснять
значение незнакомых слов;


учить восстанавливать события сказки;

 —
учить характеризовать героев;

 —
учить составлять вопросы  по содержанию прочитанного;

 — 
учить читать по ролям

 —
учить выделять главную мысль произведения

     Ожидаемый
результат:

·       
называет характерные черты сказок

·       
восстанавливает события сказки

·       
даёт характеристику героям

·       
составляет вопросы  по содержанию
прочитанного

·       
читает по ролям

·       
выделяет главную мысль произведения

Сообщение темы и цели урока.

– Посмотрите на доске буквы. Интересно, какое слово рассыпалось? (ксазак)

 – Сказка.

 – Правильно. Это слово сказка. А какую сказку мы с вами
изучаем?

– «Сказка о рыбаке и рыбке».

 – А кто автор этой сказки?     Александр Сергеевич Пушкин.

1.    
Прием  «Мозговой штурм»

Сказки бывают
разных видов. (НА СЛАЙДЕ ТАБЛ. БЫТОВЫЕ, ВОЛШЕБНЫЕ, О ЖИВОТНЫХ)

Задание:
 Ваша задача в паре обсудить и назвать  характерные
черты каждого вида сказок.

Выслушиваются
ответы (спрашиваю пары). ПРОВЕРКА: слайд 2

— А наша сказка, к
какому виду  относится? Почему? Докажите. Волшебная, т.к. есть волшеб.помощник
– рыбка,
рыбка золотая, умеет говорить
человечьим голосом, исполняет желания).

Ксюша,
Соня – Максим, Кирилл – Стёпа.

2.    
Прием  «Словесные ассоциации»+ парная
работа

В
сказке Пушкина много слов, которые устарели и вышли из употребления, не
соответствуют сегодняшнему времени. Работа по словарям

Задание
(
работаем в парах): В тексте сказки встречаются
такие  слова  как «ветхая землянка», «невод», «тина»,
«корыто». Найдите в толковых словарях  и объясните
значения слов, которые у вас напечатаны на листочке. А вы выберите к слову его
значение по карточке.

ПРОВЕРКА: слайд 3

3.     Прием
 «Общая дискуссия»   
СЛАЙД 4

Задание:

1.     Посмотрите
на слайд и перечислите желания старухи, которые не упоминались в сказке?

2.
Установите очередность желаний старухи.

4.     Прием 
«Воспроизведение информации»
   СЛАЙД 5

Задание:
   
Работаем в паре

1.     Поставьте
картинки в логическом порядке.

2.     Озаглавьте
предложенные вам иллюстрации.

3.     Придумайте
по 2 вопроса  к иллюстрациям.
        ВЫСТУПЛЕНИЕ
пар

Назовите
героев сказки.

5.    
Прием «Ролевая игра»

1.    
У вас  2 минуты на подготовку. Прочитаем
по ролям фрагмент сказки.

6.       
Прием «Поиск соответствий»
Слайд 6 (Каждая пара получает своего героя)

1.    
Выберите имена прилагательные
характеризующие черты характера главных героев.

2.    
 Опишите героя, используя эти
имена прилагательные.

— Кто из героев вам больше нравится? Почему? 

— Как была наказана старуха за свою жадность и неблагодарность?

Она опять осталась у разбитого корыта, в своей ветхой землянке.

Кстати сказать, выражение «остаться у разбитого корыта» до
сих пор употребляется в речи. Что оно означает? (Остаться ни с чем, потерять
всё, что имел).

— Почему же был наказан и старик, ведь он обладал мягким,
податливым, добрым характером? (
старик не является положительным
героем. Он, конечно, простоват и добр, но имеет нетвердый характер. Он
выполняет все приказы старухи, и она требует для себя все больше и больше).


Являются ли положительными такие качества, как безвольность, безответность?
Дети приходят к выводу, что безвольность (отсутствие воли) — отрицательная
черта.
— Смиренность, безответность, податливость — положительные черты только в том
случае, если они оправданы.

Но
в сказке Пушкина у старика не хватило смелости противостоять старухе, возразить
ей, указать на её неправоту, остановить её жадность. Он «не смел ей перечить»,
слепо подчинялся, выполняя все её прихоти.

— Случается ли такое в жизни? 
— В жизни бывают моменты, когда просто необходимо проявить свой характер,
настойчивость, твёрдо сказать — нет. Например, если окружающие или знакомые
просят тебя сделать то, что, по твоему мнению, является плохим поступком. 

7.     Прием 
«Ключевой момент».
Слайд 7

Сказка учит добру, быть благодарными,
знать во всём для себя меру в жизни,

не быть завистливыми и жадными,
не потакать злу, знать своё место в жизни.

СООТНЕСИТЕ основную мысль сказки с
пословицами.

Задание: Из списка  выберите пословицу,
которая подходит к нашей сказке и объясните почему.

(Ответ:
Много желатьдобра не видать»
означает, что если многого хотеть,
то ничего хорошего из этого не выйдет.

Как вы понимаете
смысл этой пословицы?

Рефлексия.

Над какими
умениями работали на уроке? Чему учились?

Выберите из
предложенных умений.

                
— повторяли виды сказок и их характерные черты;

                 
— находить и объяснять значение незнакомых слов;

                
— учились восстанавливать события сказки;

                
— учились характеризовать героев;

                
— учились составлять вопросы  по содержанию прочитанного;

                
—  читали по ролям

                
— выделяли главную мысль произведения

Соедините
линией

1.
невод

2.
тина

3.ветхая
землянка

4.
простофиля

5.
корыто

6.
душегрейка

1)
дом, вырытый в земле, очень старый

2)
глупый, несообразительный человек

3)
женская тёплая кофта, обычно без рукавов.

4)
большая продолговатая посудина для стирки белья и других хозяйственных
надобностей

5) скопление водорослей
в воде

6)
рыболовная сеть

кроткий

сварливый

добрый

мягкий

злобный

властный

смиренный

жадный

СТАРИК

image001

податливый

грубый

неуживчивый

безропотный

бескорыстный

справедливый

благородный

покорный

кроткий

сварливый

добрый

мягкий

злобный

властный

смиренный

жадный

СТАРУХА

image002            

податливый

грубый

неуживчивый

безропотный

бескорыстный

справедливый

благородный

покорный

кроткий

сварливый

добрый

мягкий

злобный

властный

смиренный

жадный

РЫБКА

image003

податливый

грубый

неуживчивый

безропотный

бескорыстный

справедливый

благородный

покорный

Кроткий
добрый, послушный человек, который с готовностью делает то, о чём его просят
другие люди.

Сварливыйворчливый, склонный к ссорам.

Смиренный очень смирный, лишённый гордости, высокомерия.

Податливый
уступчивый, сговорчивый,
легко подчиняющийся чужому влиянию. 

Безропотный
ни на что не жалующийся.

Бескорыстный
 не требующий платы, вознаграждения за помощь.

Благородный
честный и открытый.

Покорный
послушен другому человеку, во всём подчиняется ему.

Кроткий — добрый, послушный человек, который с готовностью делает то, о чём его просят
другие люди.

Сварливыйворчливый, склонный к ссорам.

Смиренный очень смирный, лишённый гордости, высокомерия.

Податливый
уступчивый, сговорчивый,
легко подчиняющийся чужому влиянию. 

Безропотный
ни на что не жалующийся.

Бескорыстный
 не требующий платы, вознаграждения за помощь.

Благородный
честный и открытый.

Покорный
послушен другому человеку, во всём подчиняется ему.

Кроткий — добрый, послушный человек, который с готовностью делает то, о чём его просят
другие люди.

Сварливыйворчливый, склонный к ссорам.

Смиренный очень смирный, лишённый гордости, высокомерия.

Податливый
уступчивый, сговорчивый,
легко подчиняющийся чужому влиянию. 

Безропотный
ни на что не жалующийся.

Бескорыстный
 не требующий платы, вознаграждения за помощь.

Благородный
честный и открытый.

Покорный
послушен другому человеку, во всём подчиняется ему.

СООТНЕСИ основную мысль сказки с пословицами.

        
Много желать – добра не видать.

        
Добрый пример лучше ста слов.

        
Жадность всякому горю начало.

Картинка 2 из 347image005image006image007image008image009                          

Урок
литературного  чтения во 2 классе.

Тема:
А.С.Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке»

Цель: организовать
деятельность учащихся по восприятию и осмыслению сказки А.С.Пущкина «Сказка о
рыбаке и рыбке»

Задачи:

-формировать
умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного,   выражать своё
отношение к героям, событиям, языку произведения.

-развивать
умение аргументировать свою точку зрения;


воспитывать интерес к чтению сказок А.С.Пушкина

Планируемые
результаты образования:

Предметные:
выразительно читают произведение,  находят в словаре и сносках  значение
незнакомых слов, объясняют поведение героев, дают характеристику характеров
героев, определяют своё отношение к персонажам, определяют основную мысль
произведения.

Личностные:
оценивают
поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и
ценностей, эмоционально «проживают « текст, выражают свои эмоции.

Метапредметные
УУУД

Регулятивные:
самостоятельно оценивают правильность выполненных действий, выполняют учебные
действия.

Познавательные:
ориентируются
в учебнике, в словаре. Находят ответы на вопросы в тексте, осознанно и
произвольно строят речевые высказывания.

Коммуникативные:
аргументируют собственную позицию, выслушивают мнение партнёра в паре и в
группе.

1.      Кац Э.Э.
учебник “Литературное чтение”, 2 класс,

2.     Наглядный
материал на доске.

3.      рыбки для
каждого ученика из цветного картона.

4.     Компьютер,
проектор.

5.     Презентация
к уроку.

6.     Индивидуальные
карточки.

7.      Аудиозапись
отрывка «Сказки о рыбаке и рыбке»

План урока.

1.Мотивирование
к учебной деятельности.

Повернитесь лицом   друг к  другу. Возьмитесь за руки и  пошлите
 лучики добра, тепла, радости.  Это вам поможет на уроке.

2.
Постановка учебной задачи.

Посмотрите
на экран. Интересно, какое слово рассыпалось?( ксазак)

Правильно.
Это слово сказка. И так мы отправляемся в гости к сказке.

Ребята
просматривают первые кадры из “Сказки о рыбаке и рыбке”.

Фрагмент
какой сказки вы просмотрели?

– «Сказка
о рыбаке и рыбке».

А
кто автор этой сказки?

– Александр
Сергеевич Пушкин.

 –
Почему это произведение А. Пушкин назвал сказкой?

 – Происходит
волшебство.

 Сегодня
у нас необычный урок. К нам в гости приплыла  золотая рыбка. И мы вместе с ней
отправимся в путешествие по сказке.

Кто
уже знаком с содержанием сказки?

Предлагаю
поставить цели ,  которые мы должны достичь  к концу урока. Продолжите
предложения.

Познакомиться
с творчеством…..

Проанализировать…

Учиться…

3. Речевая разминка.

(Дети
читают хором в полголоса)

Рыбке
рак ни друг, ни враг

Рыбке
вряд ли страшен рак.

Рыбке
страшен червячок,

Что
насажен на крючок.

Чтение чистоговорки  с вопросительной  интонацией.( с
восклицательной)

4.Открытие
нового знания

·       
Знакомство с жизнью и творчеством А. С. Пушкина

Сообщение ученика .Арина

Трудно найти
человека, который не знал бы и не любил этого замечательного поэта. Родился он
6 июня 1799 года в городе Москве. С раннего детства был окружён заботой и
вниманием своих родителей. Отец его, Сергей Львович, был потомком знатного
дворянского рода. Он любил литературу, был знаком со многими литераторами,
собрал большую библиотеку.

Мать поэта, Надежда Осиповна, была хороша собой,
любила светскую жизнь, блистала на балах, любила развлечения.

Отец разрешал пользоваться сыну своей
библиотекой. И маленький Саша пристрастился к чтению книг и перечитал их
великое множество. Он любил книги. Они были верными друзьями.

В детстве рядом с ним были бабушка Мария
Алексеевна Ганнибал и няня Матвеева Арина Родионовна, крепостная семьи
Пушкиных, получившая вольную, но из-за любви к детям оставшаяся в их доме. 

Эти две замечательные сказочницы подарили Саше
мудрость, заключённую в волшебных образах. Образы перешли в сказки.

Сказки А.С. Пушкина — это тайна, где каждая
строчка хранит частицу души поэта. Читая его произведения, мы с вами становимся
богаче душой, щедрее, счастливее.

Удивительные сказки писал Пушкин: добрые,
весёлые, они полны красоты и вдохновения, не похожи одна на другую.

Какие сказки А.С. Пушкина вы знаете? Давайте
вместе вспомним эти сказки.

1.Сказка о
золотом петушке. 2. Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях. 3. Сказка о попе и
работнике его Болде. 4. Сказка о рыбаке и рыбке. 5.Сказка о царе Салтане.

Сказки и стихи Пушкина
можно читать и слушать много раз, каждый раз наслаждаясь изяществом их языка.
Таков был солнечный гений Пушкин. (портрет Пушкина)

·       
Формирование знаний о новых
словах, пополнение словарного запаса

 В
сказке вам встретились незнакомые слова – это устаревшие слова, ими говорили в
19 веке. (
Делятся на 5  групп )

Обсуждают,
полученное задание – слово. Пользуются Толковым словарём Владимира Ивановича
Даля  и сносками на страницах учебника.

Зачитывают
значение слов.

Землянка      
Столбовая дворянка        Чупркн       корысть       откуп

Невод          
Душегрейка                        Белена       кликать        невежа

Корыто        
парча                                   палата       перечить      пуще

Светёлка      
кичка                                                    простофиля  веткхая

·       
Беседа после
первичного восприятия сказки.

Вы уже
знакомы с содержанием сказки.

Внимание
на экран.

«Дед» (
Слайд)

«Бабка»

«рыбка»


Кто изображен на экране?

Кем
они являются в сказке? (Это главные герои сказки.)

·       
Анализ произведения

Ребята,
скажите, как жил старик со старухой до того, как в невод попала золотая рыбка?
-Почему рыбка названа “непростою”? (говорит, может исполнять желания)
-Какие слова сказал старик рыбке на прощанье после первой встречи?
-Как
вы думаете, почему старик ничего
не попросил у рыбки?(удивился старик, испугался)
О чём рассказал
старик своей старухе, когда воротился домой? Зачитайте.

Как
отнеслась к этой новости старуха ? Прочитайте это отрывок

Что
произошло дальше?.

Прочитайте,
как произошла вторая встреча старика с рыбкой.

Почему
старик называет рыбку государыней?(он её уважает, думает . что она морская
царица)

Почему
он просит рыбку смиловаться?(старику очень стыдно, ведь сначала он сказал , что
ему ничего не надо, а теперь приходиться просить корыто.)

Ребята,
довольной осталась старуха?(нет)

 Что она
попросила? (избу)

Зачитайте,
что говорит старику старуха?

(читают)

Что
чувствует старик, когда вновь обращается   к рыбке с просьбой? Выберите
подходящие слова на слайде:

Вина
страх радость стыд уважение равнодушие

Прочитайте,
как объясняет старик, почему он беспокоит рыбку?

Физминутка «Рыбки»

Прочитайте,
какую картину увидел старик, когда воротился к старухе?

Кем на
этот раз захотела стать старуха? (столбовою дворянкой)

Ребята,
смог ли отказать старик в просьбе старухи?(нет) Что он сделал?(Он опять
отправился к рыбке)

Какую
картину увидел старик, когда воротился ко старухе? Зачитайте.

Кем
захотела стать старуха, когда разбогатела и стала столбовой дворянкой? (она
захотела быть вольною царицей)

Всегда
ли старик сразу подчинялся старухе и без слов выполнял её приказы? (нет) Зачитайте,
что он ответил ей на этот раз? Понравились эти слова старухе? (нет) Она даже
ударила мужа по щеке.

Ребята,
прочитайте, как произошла встреча старика с рыбкой на этот раз. Рыбка и на этот
раз исполнила просьбу старика.

Что
увидел старик , когда вернулся домой. Зачитайте.

Ребята,
почему старик услышал  в свой адрес такие слова «Не садись не в свои сани»?
Остановилась в своих желаниях старуха?(Нет). Она захотела быть владычицей
морскою, и чтобы рыбка служила ей.) Исполнила ли это желание рыбка ? Нет

Что
увидел старик, когда вернулся с морского берега в последний раз? Прочитайте три
 последние строчки.

Почему
же рыбка отобрала у старухи всё то, что дала? 9Старуха не ценила то, что имела.
(Она была жадной и ненасытной)

Ребята, если вы внимательно читали сказку, то Вспомните все
желания старухи и расположите их по порядку с меньшего. (самостоятельно)

Новая изба.

Столбовая дворянка.

Новое корыто

Владычица морская.

Вольная царица

Самопроверка
–соотнесение с экраном)

·       
Выяснение
характеров главных героев.

Давайте выясним, какой характер был  у старика и у старухи. Работа
паре на листочке. Один соотносит слова, которые характеризуют характер старика,
а  другой -старухи.

— Почему вы так считаете?

Какой
характер у старика и старухи? Соедини стрелками «Сказка о рыбаке и рыбке».

Характер старика

Характер старухи

сварливый

добрый

мягкий

злобный

властный

смиренный

жадный

алчный

податливый

грубый

неуживчивый

Что вам понравилось или не понравилось в старике?

Что
вам понравилось или не понравилось в старухе?(она безжалостная , злая и жадная)

·       
Привлечение внимания учащихся к изображению моря.

Всегда ли одинаковым было море, когда старик приходил на берег?
Т(нет)

Почему изменялся вид моря? (Рыбка сердилась, гневалась с каждым
разом всё сильнее и море становилось всё неспокойнее).

Когда старуха захотела невозможного, море почернело, и поднялась
на море буря.

— Как
рыбка относится к старику? (Ей жалко  старика и обидно за него)
  *   Знакомство с крылатыми выражениями

-Многие
выражения Пушкина стали крылатыми.

Например

 «Сказка
ложь, да в ней намёк,

 
Добрым молодцам урок!»

-Какой
намёк имел ввиду Пушкин?  (Что сказка учит добру, справедливости)

— Сказка закончилась справедливо?

 За что наказана старуха?  (За
жадность, сварливость, корысть, слишком много хотела иметь, не помнила добро)

Чему же учит нас эта сказка , ребята?

5. Рефлексия учебной деятельности
на уроке ( итог).

Подведём итог нашей работы. Вспомним,
какие цели ставили перед собой в начале урока.

Познакомиться с творчеством…..

Проанализировать…

Учиться…

Достигли мы этих целей? Каким способом?

— Где можно применить новые
знания?

Закончи фразу « На уроке мне было интересно…»

— Кто испытывал трудности?  

Закончи фразу « Мне было трудно…»

На
следующих уроках мы продолжим работать с этой сказкой и узнаем много
интересного, нового в уже давно известной нам сказке.

Домашнее задание.

— На розовых  карточках домашнее
задание. Выбери то задание, которое вам интересно будет выполнить.

Подготовить  выразительное чтение
понравившегося отрывка сказки и проиллюстрировать его.

Выучить наизусть понравившейся
отрывок сказки .

 Я очень рада , что наш урок
прошел плодотворно.

У вас на
партах лежат золотые рыбки. Напишите  пожелания своему другу или
однокласснику.  И пусть их золотая рыбка обязательно их исполнит .

Ученики
пишут под музыку.

Чтение желаний.    (песенка золотая рыбка)

Читайте Пушкина, учите Пушкина, а главное
– любите Пушкина

Поэзия А. Пушкина как средство
нравственного и эстетического

воспитания детей

Аннотация. Данная статья посвящена изучению
поэзии А. Пушкина в целях формирования нравственных и духовных качеств
детей; организации эстетического воспитания детей через лучшие образы
классической литературы

Проблема
духовно-нравственного воспитания детей является очень актуальной в современном
российском обществе. Снижение нравственного уровня и духовной направленности
напрямую воздействует на экономическое, политическое и социальное состояние
нашего общества, и страдает от этого, в первую очередь, молодое поколение,
дети. Именно сейчас, когда морально-нравственный потенциал нашего общества
истощен, необходимы шаги для стабилизации национального сознания, общечеловеческих
принципов нравственности и духовного роста подрастающего поколения.

В
связи с этим, духовно-нравственное и эстетическое воспитание детей является
главной задачей современной образовательной системы и важным компонентом
социального заказа образованию.

Основная
роль в духовно-нравственном укреплении российского общества отводится
образованию. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания является
методологической основой разработки и реализации федерального государственного
образовательного стандарта общего образования. Она указывает цели и задачи
духовно-нравственного воспитания личности, систему базовых национальных
ценностей, принципы её духовно-нравственного развития и воспитания.

Задачей
духовно-нравственного воспитания в школе является то, что социально
обязательные требования общества учитель должен преобразовать в личностные
ценности каждого ученика: долг, честь, совесть, достоинство. Следовательно,
определяя задачи образования, учителю надлежит опираться на положение, что
перед ним – личность ученика, значит надо обеспечить целостное развитие этой
личности.

Определенная
социальная обстановка сложившаяся в стране, накладывает отпечаток на
формирование личности. Перемены стимулируют подыскивать не только новейшие пути
в воспитании будущего поколения, но и оборачиваться к началу народной мудрости,
основываясь на изучении народного творчества.

В
наше время, вместе с поиском современных технологий воспитания, растет интерес
к литературному творчеству; повышен интерес к поэзии. Именно поэзия является
действенным и ярким средством, который содержит большой дидактический
потенциал.

Приобщение
к произведениям русских поэтов делает богаче чувства и речь ребенка, формирует
отношение к окружающему миру, выполняет важную роль во всестороннем развитии.

Педагоги-исследователи
В. Г. Белинский, В. А. Сухомлинский и другие высоко ценили воспитательное и
образовательное значение стихотворений и народных сказок и говорили о
необходимости широко их использовать в педагогической деятельности.

В.Г.
Белинский считал, что в сказке за фантазией и вымыслом стоят реальная жизнь,
действительные социальные отношения. Автор, хорошо знавший природу ребенка,
полагал, что у детей более развит интерес ко всему фантастическому, им
необходимы точные образы, краски, звуки, а не абстрактные представления. [3]

В.
А. Сухомлинский считал, что «сказка неотделима от красоты, способствует
развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души,
сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке
ребёнок познает мир не только умом, но и сердцем». [2]

Великий
русский поэт Александр Сергеевич Пушкин внес огромный вклад в развитие русской
поэзии и литературы. Его произведения служат педагогам средством нравственного
и эстетического воспитания детей школьного возраста.

Огромным
потенциалом в духовно-нравственном воспитании школьников обладают сказки А.С.
Пушкина. Они знакомят детей с народным творчеством, историей и традициями
народа, способствуют формированию нравственных эталонов – трудолюбия, доброты,
смелости, формируют негативное отношение к жестокому отношению и жадности (сказка
«О рыбаке и рыбке»); его сказки обогащают знания об окружающей природе и жизни
(«У Лукоморья дуб зеленый…»). [1]

Педагогическое
и воспитательное значение текстов сказок А. Пушкина состоит в том, что они
легко проникают в самую глубь души, в её бессознательные слои, и, прежде всего,
это связано с тем, что они написаны языком, который понятен ребенку.

Ниже
приведем пример фрагмента урока внеклассного чтения в начальных классах по
произведению А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». Целью урока является развитие
эстетических качеств у детей посредством поэзии А. Пушкина; формирование
таких духовно-нравственных качеств младших школьников как доброта, щедрость,
отзывчивость; развитие умений сопереживать, бескорыстно помогать ближним;
работа над техникой чтения и формирование у детей умения выразительно и
вдумчиво читать отрывки из сказок. Проиллюстрируем фрагмент урока.

Сегодня мы прочитаем «Сказку о рыбаке и рыбке» великого поэта
А. С. Пушкина и постараемся понять, чему автор хочет нас научить
через строки своего произведения».

— Выборочное чтение сказки.

·        
Сколько лет старик ловил рыбу? (30 лет и 3
года).

·        
Что произошло однажды? (Он поймал золотую
рыбку)

·        
Почему удивился старик? (Рыбка
говорила) 

·        
Прочитайте в тексте, что сказала рыбка? 

·        
Что ответил старик?

·        
Когда старуха узнала о рыбке, что она сказала?

·        
Какая была первая просьба?

·        
Как к ней отнеслась старуха?

·        
Что еще хотела старуха?

— Чтение по ролям (девятая часть).

— Анализ прочитанного

·        
Чем закончилась сказка?

·        
Почему старуха осталась у разбитого корыта?

·        
Как старуха отнеслась к тому, что ничего у нее
теперь нет?

·        
А старик?

— Словарная работа

В тексте встретилась такая фраза: «Не садись не в свои сани». А что это
значит? (Не занимай чужого места.)

Обсуждение значения непонятных детям слов, встретившихся в тексте
сказки.

Обсуждение, каким нравственным и духовным качествам учит читателя эта
сказка.

Ребята!
Сегодня мы с вами познакомились со «Сказкой о рыбаке и рыбке». Я думаю, вы сами
убедились, что за каждой строчкой автор описывает суть и правду тяжелой жизни
простого народа. Очень часто заложниками обстоятельств люди становятся только
из-за своей глупости. В сказке «О рыбаке и рыбке» Пушкин показывает всем нам,
своим читателям, что нельзя быть корыстным и жадным человеком. Если выпал шанс
поменять свою жизнь к лучшему, то нужно остановиться и радоваться тому, что
имеешь, иначе можно остаться у разбитого корыта.

Проблема
духовно-нравственного воспитания в условиях современного российского общества
приобрела в последние годы особое значение. Это связано, прежде всего, со
снижением культурного и интеллектуального уровня развития подрастающего
поколения. Большими возможностями в плане духовно-нравственного развития
обладают сказки. Начиная со сказки, ребенок знакомится с захватывающим
литературным миром, в котором отражаются взаимоотношения, присущие миру людей.
За образами героев сказок скрыты духовно-нравственные понятия, символизирующие
эталоны нравственности, которые в свою очередь, должны прочно закрепиться и в
реальной жизни детей, регулируя их мысли и поступки [4] .

В
заключение хотелось бы отметить, что поэзия А. Пушкина затрагивает все
возрастные категории людей. Хотя Пушкин и не являлся детским писателем, многие
его литературные произведения могут быть рекомендованы к изучению читателями
младшего школьного и детского возраста. Поэзия А. Пушкина не только красивая,
богатая, но еще и высокоморальная, светлая, наполненная «живыми» эмоциями,
которые позволяют читателю проникнуться всей душой в сюжет произведения. В
связи с этим изучение поэзии Пушкина в школе благоприятно влияет на
нравственное и эстетическое развитие детей. 

При
помощи поэзии А.С. Пушкина дети школьного возраста не только расширят свои
кругозор, улучшат речь, пополнят словарный запас, но и узнают об огромном
разнообразии чувств, научатся искренне сопереживать всем живым творениям.
Поэзия А. Пушкина также позволит сформировать новые положительные личностные
качества ребенка и развить уже существующие, позволит приобщить ребенка не
только к литературному искусству, но и увидеть и почувствовать всю красоту
природу, родного края, Родины, а также человека.

Список использованных источников:

1. Алексеева
В. В. Нравственно-эстетическое воспитание учащихся при изучении творчества А.
С. Пушкина, А. А. Фета, И. А. Бунина в курсе литературы средней школы : Дис.
… канд. пед. наук : 13.00.01 / Алексеева Вера Валерьевна; М., 1999. – 203 c.

2. Богуславский
М. В. «Сердце отдаю детям» В. А. Сухомлинского: потенциал нового прочтения //
Проблемы современного образования. – 2013. – №6. – С.126.

3. Волков
Г. Н. Этнопедагогика : Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. – М.
: Издательский центр «Академия», 1999. – 168 с.

4. Жесткова
Е.А., Клычева А.С. Духовно-нравственное развитие младших школьников на уроках
литературного чтения посредством русской народной сказки // Международный
журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – № 1-1. – С.
126–130.

Методическая разработка урока
литературного  чтения 2 класс

Тема :
А.С.Пушкин  «Сказка о рыбаке и рыбке»

Цель:
обобщить знания учащихся о биографии поэта, формировать умение выразительного
чтения, воспитывать интерес к чтению.

Задачи урока:
формировать умение анализировать сказку, давать характеристику главным героям,
умение работать с текстом.

Формируемые УУД: 

Познавательные УУД:
 формирование умения определять значение слов и обосновывать свое мнение;
анализировать содержание иллюстрации;

Регулятивные УУД: выполнять учебное
задание, используя алгоритм, выполнять взаимопроверку учебного задания;

Коммуникативные УУД: формирование
умения адекватно взаимодействовать с партнером в рамках учебного диалога.

Предметные УУД: формирование
умения сравнивать героев по их поступкам, желаниям речи, составлять словесный
портрет литературного героя, умение выразительно читать текст, обогащение
словарного запаса.

Личностные УУД: умение сотрудничать с
учителем, одноклассниками, приходить к общему решению


Ход урока

1.    
Организационный момент.

-Проверка
готовности к уроку.

2.Активизация
на познавательную деятельность.

-Прослушайте
небольшой литературный отрывок (включить аудиозапись) , назовите как называется
произведение и кто его автор?

(Учащимся
предлагается прослушать отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»  «У лукоморья дуб
зеленый»)

-Назовите
как называется это произведение? Кто его автор?

(ответ
детей:  А.С.Пушкин «У лукоморья дуб зелёный»)

3.Сообщение темы и
цели урока.

Учитель:
Сегодня  на уроке продолжим знакомиться с творчеством А.С. Пушкина,
познакомимся со сказкой   « Сказка рыбаке и рыбке», а так же  с героями этой
сказкой.

*Биографическая
справка о поэте, показ портрета.

Родился А.С.Пушкин  6 июня 1799 года в городе Москве. Отец, 
Сергей Львович, являлся  потомком знатного дворянского рода. Он увлекался 
литературой, был знаком со многими литераторами, собрал большую библиотеку. В
детстве поэт очень любил читать книги, он перечитал множество книг  домашней
библиотеки. Его воспитанием занимались бабушка Мария Алексеевна  и няня Арина
Радионовна, именно они повлияли на творчество писателя как сказочника. Образы
волшебных сказок вошли в творчество поэта.

-Перед тем как перейти к чтению сказки, предлагаю вам ответить на
несколько вопросов в таблице, давайте её заполним.

До
прочтения сказки

После
чтения сказки

Почему
сказка называется «Сказка о рыбаке и рыбке»?

Как ты
думаешь, кто является главными героями сказки?

О чем
можно узнать из заголовка сказки?

Опиши
характер предполагаемых героев?

Есть ли
сходство с волшебной русской народной сказкой?

Чем закончится
сказка?

-Таблицу
с вашими ответами положите перед собой и в течение работы со сказкой будем
возвращаться к ней и записывать свои выводы.

4.
Перед прочтением сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», проведем
словарную работу. Вся сказка разделена на части, каждая часть –это новое
событие в сказке. Сегодня мы с вами начнем чтение сказки, а на следующих уроках
продолжим работу.


Словарную работу  проведем в виде презентации, остальные слова будем
комментировать в процессе прочтения сказки, пользуясь толковым словарем Ожегова

Ветхая
землянка
 – дом, вырытый в земле, очень старый.

Невод –
рыболовная сеть.

Откуп –
плата.

Простофиля –
глупый, несообразительный человек.

Кликать –
звать.

Пуще –
больше.

Корысть –
выгода.

Дворянка
— женщина, у которой много богатства, денег, много слуг.

Чупрун –
чуб.

5.
Работа над текстом.

-Сейчас
прочитаем текст по цепочке, как видите текст записан в стихотворной форме.
(Дети читают по цепочке)

-Работа
по вопросам к сказке по частям.


Как жили  старик  и старуха в начале сказке?


Какие изменения происходят в  жизни  старика и старухи после того, как  поймал
золотую рыбку?

-Почему
старуха отправила старика к золотой рыбке?


Что можно сказать о старухе, какая она?

-Как
отреагировала  старуха на новое корыто? А как вы думаете почему?

*
Работа в паре.

-Сейчас
поработаете в парах, пользуясь текстом учебника , найдите описание старухи в
начале сказке, а затем обсудите как меняете ее внешний вид.
Как
меняются ее желания?

6.
Физ.минутка

Продолжение
работы над текстом.

-Сейчас
разделимся на группы. Участники , каждой группы читают текст пчелкой. По
окончании прочтения следующей части, отвечают на вопросы по часовой стрелке.
Вопросы записаны на карточках, каждый по очереди  выбирает карточку,  читает
вопрос вполголоса и дает ответ, остальные участники помогают или дополняют
ответ.

*Карточки
с вопросами.

№1

Как
изменилось поведение  старухи  после того, как получила новую избу?

№2

Кем
захотела стать старуха после столбовой дворянки?

№3

Чего
еще старуха пожелал после того, как стала царицей?

№4

Что
увидел старик, когда вернулся домой в  последний раз?

-После
обсуждений в группе, каждая группа выбирает вопрос и отвечают перед всеми
группами, остальные участники групп добавляют или высказывают свою точку
зрения.


сейчас давайте вернемся к таблице и ответьте на вопросы после прочтения сказки,
отметьте , как изменилось ваше мнение?

-Давайте
сделаем вывод, почему в сказке конец оказался таким необычным? Если сравнить с
русскими народными сказками, сказки оканчивается счастливо.

7.
Рефлексия.


каждого из вас на столах лежит золотая рыбка. Отпустите свою рыбку в тот цвет
моря , который характеризует качество вашей работы сегодня на уроке: если
светло- голубой (все отлично), синий (хорошо), темно-синий (не доволен
работой).

8.
Домашнее задание
. Подготовить выразительное чтение сказки,
нарисовать рисунок к одной из любых частей сказки.

Многомудрый Литрекон рассуждает на тему: «Что такое справедливость?». Аргументы, вступление, заключение, тезисы — все это Вы найдете в итоговом сочинении. Приятного просвещения!

Вариант 1

(422 слова) Справедливость — это нравственный компас, который указывает человеку правильное направление в жизни. Люди, наделенные им, всегда поступают так, как велят им здравый смысл и моральный кодекс. Главный принцип справедливости: все должны получить по заслугам, ничто не остается без последствий. Его воплощение мы часто видим в литературе, а она отражает реальность.

Например, в произведении А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» наглядно показана вся суть понятия «справедливость». Старуха была злой и алчной женщиной, которой, тем не менее, повезло в жизни. Старик поймал золотую рыбку, которая в благодарность за спасение исполняла все желания героини. Она тут же забыла о муже и сконцентрировалась на власти и богатстве. Своим стариком она помыкала, не жалея грубости и унижений, а рыбку захотела видеть своей рабой. Вот до чего дошли тщеславие и властолюбие старухи! Но волшебница вернула ее с небес на землю. Героиня осталась у разбитого корыта. Это и есть ее честно заработанное место. Рыбка поступила справедливо, отняв награды у недостойной женщины, которая ее даже не спасала. Ее решение логически обоснованно: подарки судьбы развили только дурные наклонности героини и сделали несчастным старика. И вердикт рыбки имеет моральную основу: человек не должен получать то, чего не заслужил.

Более реалистичный пример описал Ф.М. Достоевский в романе «Преступление и наказание». Родион убил двух женщин, повинуясь желанию проверить свои способности. Он думал, что сможет вершить судьбы людей и идти к цели по трупам, однако ошибся и едва не сошел с ума от чувства вины. В чем состояло его заблуждение? Во-первых, он считал, что Алена Ивановна вредит бедным, поэтому ее нужно устранить. Это глупость, ведь никто, кроме ростовщицы, не мог спасти нищего от голодной смерти. Сам же Родион сводил концы с концами только благодаря ее услугам. Кроме того, не Раскольникову решать, кто нужен обществу и куда девать его деньги, это противоречит всем нормам морали. То есть его решение неразумно и безнравственно, а значит, несправедливо, что мы определили по этим двум важнейшим критериям. Во-вторых, никто не может достичь благих целей, убивая людей и грабя их. Цель не соответствует средствам, а значит, человек неизбежно уклонится на своем пути и пойдет по кривой дорожке. Налицо аморальность и неразумность поступка юноши, которые вновь доказывают его неправоту. Осознав все это, Раскольников признал вину и искупил ее раскаянием, получив тюремный срок. Это акт справедливости: за преступлением последовало столь же суровое наказание.

Таким образом, справедливость всегда определяется соответствием логике и морали. Если поступок правильный, его обоснует здравый смысл и поддержит нравственное чутье. А если он плохой, то ему не найти оправдания в этих аспектах. Всегда нужно тщательно продумывать свои действия и сверяться с совестью, которая не даст оступиться.

Вариант 2

(400 слов) «Справедливость — это истина в действии» — говорил Бенджамин Дизраэли. Данное определение полностью отражает природу явления. Когда мы совершаем то, что должно, мы выступаем в защиту правды и имеем всю ее силу. Разум всегда указывает на справедливое решение и обосновывает его, опираясь на моральные каноны. Чтобы составить наиболее полное представление о справедливости, обратимся к литературным примерам.

Вспомним сказку А.С. Пушкина «Руслан и Людмила». Гордая Наина отвергала любовь пастуха, а затем и предложение воина. Девушка была слишком высокомерна и тщеславна, поэтому ее сердце не было способно на любовь. Многие кавалеры пытались добиться ее руки, но она была непреклонна. Неизменно красавица любовалась собой и считала себя лучше всех остальных. Но, как известно, миловидность проходит с годами, и Наина превратилась в уродливую старуху. И тогда ее самый преданный воздыхатель отказался от нее, ведь от прелести возлюбленной не осталось и следа, пока он тщетно старался расположить ее к себе. Отказ стал ударом для героини. Одиночество и старость окончательно испортили ее характер. Но Наина получила по заслугам: одаривая всех безразличием и холодностью, она сама пострадала от этих негативных проявлений. Мир обращался к ней так же, как и она к нему. В этом равенстве положений раскрывается сущность справедливости: как ты относишься к людям, так и они отнесутся к тебе.

Правильное решение всегда соответствует моральным канонам — это важно понимать, чтобы не упустить истину. Это доказывает поучительный пример Ермила Гирина из поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?». Герой служил бургомистром и снискал народную любовь, потому что всегда поступал по совести и не злоупотреблял служебным положением. Для многих он был образцовым человеком, слову которого можно доверять, как своему. Но один соблазн все-таки проник в душу Гирина. Его брата забирали в рекруты. Ему было жаль родственника, и он заменил его имя другим. В армию пошел другой юноша. Ермила подвела привязанность к брату. Ради нее он пожертвовал истиной. Но ведь совесть безразлична к родословной, ее не обмануть. И герой всенародно покаялся в содеянном, он просто не мог больше жить с этим. Он понял, что не может подставлять другого человека даже ради спасения родственника, потому что этот подлог противоречит его нравственным принципам и общим законам морали. Справедливость всегда отвечает требованиям совести.

Таким образом, справедливость — это моральный ориентир, который всегда указывает на истину. Чтобы жить и поступать по совести, чтобы защищать правду, нужно всегда поступать так, как велит этот нравственный абсолют. Только так в мире будет комфортно и безопасно жить, ведь честность и справедливость — самые надежные провожатые в дебрях жизни.

  • Сказка о рыбаке и рыбке где живет герой
  • Сказка о рыбаке и рыбке аудио 2 класс
  • Сказка о рыбаке и рыбке биография
  • Сказка о рыбаке и рыбке вид сказки по содержанию
  • Сказка о рыбаке и рыбке в публицистическом стиле