Сказка о рыбаке и рыбке устаревшие слова и их значение

Тема урока: экскурсия в прошлое. устаревшие слова 3 класс цель: познакомить детей со значением слов, которые вышли из активного словарного

Тема
урока: «Экскурсия в прошлое. Устаревшие слова» 3 класс

Цель: Познакомить детей со значением слов,
которые вышли из активного словарного запаса человека.

Дать общее понятие об историзмах и
архаизмах. Учить пользоваться толковым словарем для определения значений
устаревших слов. Учить детей находить устаревшие слова в тексте.

2. Актуализация
знаний

-Познакомьтесь с отрывком  и скажите.

 -Кто автор и как называется
произведение?

 Все ли слова в тексте понятны?

Пошёл старик ко своей землянке,

А землянки нет уж и следа;

Перед ним изба со светёлкой,

С кирпичною, беленою трубою,

С дубовыми, тесовыми воротами.

Старуха сидит под окном, На чем свет стоит
мужа ругает:

«Дурачина ты, прямой простофиля!

Выпросил, простофиля, избу!

Воротись, поклонися  рыбке…»

 (А.С. Пушкина «Сказка
о рыбаке и рыбке»)

«И царевна очутилась в светлой горнице…»

 Какие слова из отрывка вам не
знакомы? 

-Назовите их? Сможете ли объяснить
значение этих слов?

(Землянка — выкопанное в земле жилище,
укрытие (иногда выступающее над поверхностью).

(Простофиля — простой  человек, без
 хитрости  и  большого  ума. Светёлка 
чистая, светлая  комната, гостиная, иногда  с  голландской
 печью; в  светёлке  не  стряпают (не  готовят).

 (Горница – чистая
половина  крестьянской избы)

-Употребляем ли мы в повседневной речи эти
слова?

— Как вы думаете, о каких именно словах мы
будем сегодня говорить на уроке? (Древние, старые, устаревшие слова)

-А какие устаревшие слова знаете вы?

— Хотели бы вы узнать о них ещё больше?

3. Постановка темы и цели урока

— Мы сегодня совершим небольшое
путешествие в прошлое, познакомимся ещё с одной страницей из истории нашей
России. Поговорим о словах, которые исчезли, вышли из активного словарного
запаса. Или используются в нашей литературе очень редко. Это устаревшие древние
слова.

  4. Освоение нового материала

А) Знакомство с  историзмами и
архаизмами.
 

Среди устаревших слов выделяются две
группы: историзмы и архаизмы.

Историзмы – ушли из жизни предметы, которые
 этими назывались (кольчуга — металлическая рубаха, боярин — крупный
землевладелец, кокошник — головной убор)

 Архаизмы – слова устарели, а предметы
остались (перст — палец, брадобрей – парикмахер, выя – шея, рамена´ – плечи,
чело´ –  лоб,  глаголить – говорить)

-В нашей современной речи устаревшие слова
встречаются очень редко.

-А где же мы можем их встретить чаще?

(В стихах, песнях, пословицах, былинах,
сказках).

Раздаю карточки с разделением на группы
(задание в парах)

Историзмы- царь, поместье, дворяне, лакей,
лавка, кольчуга.

Архаизмы- живот, рыбарь, дружество, зерцало,
вирши, очи.

Ребята, скажите мне, а сейчас в повседневной
жизни в современном языке мы употребляем это слово? (Нет.)
-Знаете ли вы, что такое «Ларь»?
(Ларь (устаревшее) – большой деревянный ящик для хранения чего-нибудь. Мучной
ларь.
В ларях хранили муку, зерно, овощи.)
-А почему вамибылл сложно дать ответ, что это такое?( потому что это слово
устарело)

-Поднимите руки, у кого дома есть ларь? (Нет такого предмета.)

-Что произошло с предметом? (Он исчез.)

-А что произошло со словом? (Оно устарело.)

— Жизнь людей постоянно меняется. Со временем уходят из обихода какие-то
предметы, явления. А слова, которые они обозначали, постепенно забываются,
устаревают.

-Можем ли мы теперь сказать, какие слова называются устаревшими?( да)

-Сейчас поиграем в игру и повторим устаревшие
слова и посмотрим, как мы их запомнили.
( групповая работа )
-Разделитесь на группы по … человек.
-Раздаю карточки на каждую группу и объясняю задание.

image001

Если устаревшие слова уже не употребляются в
современной речи, как же мы узнаем их значение? (В словаре.)
-В каком? (Толковом.)
-Верно, можно в толковом.
— А ещё существует замечательный словарь, в котором вы найдёте значение многих
устаревших слов. Называется он «Толковый словарь живого великорусского языка»,
его автор и составитель Владимир Иванович Даль. Демонстрируется словарь
В.И.Даля.

Слайд. Портрет Даля.
-Вам знаком этот писатель? ( Мы читали его произведения

-Как же так? Мы выяснили, что устаревшие слова
называют предметы, которые исчезли из нашей жизни. А очи – это глаза.

-Значит, очи не устаревшее слово. (Устаревшее. Раньше говорили очи, а теперь —
глаза.)

-Верно, есть такие устаревшие слова, которые в современном языке имеют другое
название. Как можно назвать слова очи-глаза? ( Синонимы.)

Самостоятельная работа

  • Ну что же, мы выяснили, какие слова
    называются устаревшими, учились вместе находить их в тексте.

    -Я чувствую, вы можете уже поработать самостоятельно.

    — Предлагаю вам задание «Найди четвёртое лишнее».

    Кеды, босоножки, лапти, кроссовки.

    Пальто, плащ, шуба, кафтан.

    Стол, утюг, коромысло, кастрюля.

    Нос, рот, очи, уши.

    -Работа на карточках. Подчеркните в каждой строчке устаревшее слово

  • Что объединяет эти слова? (Обувь.) Какое
    «лишнее»? (Лапти.) Почему? (Устаревшее.)

    -Почему оно устаревшее? (Слово не употребляется в современном языке,
    потому что не носят такую обувь.)

    Пальто, плащ, шуба, кафтан.

    -Как можно назвать одним словом? (одежда)

    -Какое слово подчеркнули? Почему?

    -Что объединяет эти слова? (кухонная утварь)

    Стол, утюг, коромысло, кастрюля.

    -Какое слово подчеркнули?

    — И наконец, ещё одна строчка.

    Нос, рот, очи, уши.

    -Какое слово устаревшее? (Очи.) Почему? (Не употребляем в речи.)

    А что такое очи? (Глаза.)

-У вас на столах лежат карточки

Оцените наш сегодняшний урок

Плюсик -урок понравился

Равно- понравился, но было не все понятно

Минус- на уроке было ничего непонятно

Руководитель: 

Аскалепова Светлана Николаевна

Учреждение: 

МБОУ «Школа №8 имени Рашутина»

В процессе работы над творческим проектом по литературе на тему «Что за прелесть эти сказки!» автором была поставлена цель: сформировать представления о творчестве А.С. Пушкина – сказочника. А также выяснить, какое влияние оказала Арина Родионовна на творчество А.С. Пушкина, ознакомиться с устаревшими словами, встречающихся в произведениях писателя.

Подробнее о проекте:

В рамках учебной исследовательской работе по литературе на тему «Что за прелесть эти сказки!» был подготовлен творческий материал для одноклассников с целью привлечения их внимания к сказочному творчеству А. С. Пушкина. В своем исследовании ученица школы стремилась узнать значение старинных слов, оборотов речи, встречающихся в сказках Пушкина.

В исследовательской работе (проекте) в 7 классе на тему «Что за прелесть эти сказки!» было проведено анкетирование среди учащихся с целью определения уровня знаний об устаревших словах. Ученицей была выдвинута гипотеза о том, что Пушкин использовал устаревшие слова в своих сказках для того, чтобы воссоздать колорит русской старины, показать разнообразие и богатство народного поэтического творчества.

Оглавление

Введение

  1. Роль няни — Арины Родионовны в творчестве А. С. Пушкина.
  2. Лексика сказок А.С. Пушкина

Заключение
Список литературы

Введение

Александр Сергеевич Пушкин внес неоценимый вклад в развитие русской литературы. Это величайший поэт всех времен. Произведения А.С.Пушкина – золотой фонд русской литературы, богатство и гордость русского народа. Название сказок Пушкина, поэм, стихов хорошо известны не только в России. Меня всегда интересовало, как и от кого приходило вдохновение написания сказок. В своей исследовательской работе я хочу это узнать и донести до одноклассников.

Гипотеза: на написание сказок оказала огромное влияние Арина Родионовна, а используемые устаревшие слова в своих сказках, необходимы для того, чтобы воссоздать колорит русской старины, показать разнообразие и богатство народного поэтического творчества.

Объект исследования: сказки А.С.Пушкина.

Задачи:

  1. способствовать накоплению эстетического опыта, читая и обсуждая литературные произведения;
  2. развивать артистические способности;
  3. прочитать сказки А.С. Пушкина и найти в них устаревшие слова.

Методы исследования:

  1. Сбор информации;
  2. Анкетирование;
  3. Лингвистический эксперимент;
  4. Анализ;
  5. Обобщение результатов.

Роль няни — Арины Родионовны в творчестве А.С. Пушкина

Я попыталась выяснить, сопоставив разные источники, каким был реальный вклад няни на творчество Пушкина, какие сказки были рассказаны ею. Таких сказок я обнаружила семь. Няня знала настоящие народные сказки. От неё поэт услышал первые сказки – о Бове-корове и Еруслане Лазаревиче. Пушкин вспоминал о них в лицейском стихотворении «Сон» (1816). Подвиги Бовы приводили в трепет мальчика Пушкина, героя сказки являлись ему во сне:

Волшебники, волшебницы слетели, Обманами мой сон обворожали. Терялся я в порыве сладких дум; В глуши лесной, средь Муромских пустыней Встречал лихих Полканов и Добрыней, И в вымыслах носился юный ум…

Сохранился отрывок лицейской поэмы «Бова» (1814г.)

В 1820 году Пушкин написал поэму «Руслан и Людмила». Имя главного героя (переделанное из Еруслана), скорее всего, появилось из няниной сказки. Под влиянием сказок Арины Родионовны возник в поэме и образ чародея Финна. Финские чародейства подробно описаны в северных сказках. Эти северные, скандинавские сказки Пушкин мог услышать от Арины Родионовны. Она родилась и жила среди финнов и карелов. У Пушкина Финн — имя собственное. Возможно, злой великан Финн из скандинавской сказки превратился в его поэме в доброго волшебника Финна.

В годы Михайловской ссылки Пушкин записывает от Арины Родионовны несколько текстов (видимо, в том же ноябре 1824 года, когда он сообщает брату, что слушает сказки няни). Пушкин делает записи семи сказочных сюжетов, передавая своеобразную художественную манеру рассказчицы.

Первая из них известна в русском фольклоре как «Сказка о чудесных детях и оклеветанной жене».

«Некоторый царь задумал жениться, но не нашёл по своему нраву никого. Подслушал он однажды разговор трёх сестёр. Старшая хвалилась, что государство одним зерном накормит, вторая, что государство одним куском сукна оденет, третья, что с первого года родит 33 сына. Царь женился на меньшой, и с первой ночи она понесла. Царь уехал воевать. Мачеха его, завидуя своей невестке, решилась её погубить. После девяти месяцев царица благополучно разрешилась 33 мальчиками, а 34 уродился чудом.

Таково начало сказки, послужившей основой для написания Пушкиным в августе 1831 года в Царском Селе «Сказки о царе Салтане». У Арины Родионовны было взято и оригинальное имя царя, но «Султан Султанович, турецкий государь», превратился в царя Салтана. У Пушкина чудеса творит царевна Лебедь, а у няни – сам царевич, «уродившийся чудом». В сказке Пушкина также выходят из моря «тридцать три богатыря» — и стерегущий их старик, названный здесь «дядькой Черномором».

Царевич «уродившийся чудом», и число детей – 34 –в других вариантах этой сказки не встречаются (обычно сыновей у царицы трое, семь или двенадцать). Нет нигде и юношей, живущих в море (обычно они живут в лесу или на острове).

Почти во всех сказках Арины Родионовны присутствует её любимый эпитет – «золотой» (у царевича «ручки по локотки золотые» и т. д.). Пушкин употребит его в своих сказках, даже тех, что написаны им позднее по книжным источникам («золотая рыбка», «золотой петушок»).

Высокое мастерство Арины Родионовны – сказочницы, быть может, с ещё большей яркостью обнаруживается во второй записи. Сюжет имеет название «Чудесное бегство» или «Магическое бегство». Герой сказки – юноша, обещанный морскому или подземному царю. Девушка – дочь царя – выручает его. Они вместе бегут и, спасаясь от погони, превращаются в животных и разные предметы.

Сказка в передаче Арины Родионовны отличается замечательной характеристикой героя. Он не пассивен и растерян, как в иных вариантах сказки. Это добрый молодец, «безунывная головушка». Он не боится угроз морского царя. «Повесить так повесить, голова моя не дорога», — говорит Иван-царевич. Замечательна своей образностью и речь Марьи-царевны, иногда рифмованная. «Не печалься Иван-царевич, — говорит она, — скинь портки, повесь на шесток да спи…» (Слово «портки» или «порты», означало в старославянском языке всю верхнюю одежду.)

Морской царь задаёт Ивану-царевичу трудные задачи. Особо оригинальна третья, невыполнимая. «Ну, — Иван-царевич, — сказала Марья-царевна, — тут уж тебе и я не помогу – дело в том, чтоб ты сшил сапоги, покамест у него в руках соломинка будет гореть. Убежим».

Запись эта не нашла в творчестве Пушкина отражения. Он подарил её другому поэту – В.А. Жуковскому. Она стала одним из источников его сказки «О царе Берендее…».

На основе третьей записи Пушкиным создана «Сказка о попе и о работнике Балде». У Арины Родионовны Балда вопреки имени, как Иван-дурачок в русской сказке — добрый молодец, носитель народной мудрости.

Осенью 1830 года в Болдине Пушкин пишет «Сказку о попе и о работнике его Балде». В ней речь героя напоминает текст няниной сказки:

Да вот верёвкой хочу море морщить Да вас, проклятое племя, корчить. Беса старого взяла тут унылость. Скажи, за что такая немилость? Как за что? Вы не плотите оброка, Не помните положенного срока…

Следующая запись послужила Пушкину материалом для создания «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях». Этот сюжет, широко известный в западноевропейском фольклоре, у Арины Родионовны обрёл своеобразные черты.

В «Указателе сказочных сюжетов» о содержании сказки говорится: злая мачеха приказала убить красавицу падчерицу, но она спасается и живёт в лесу у разбойников, карликов или гномов; мачеха трижды отравляет её, дважды она спасается; на третий раз девушку кладут в гроб к себе, и она оживает.

На основе сказки, записанной от Арины Родионовны, а также известной Пушкину к этому времени сказки братьев Гримм на аналогичный сюжет он создал в ноябре 1833 года свою «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях».

Лексика сказок А.С. Пушкина

В рамках данного проекта я исследовала устаревшие слова в пяти сказках А.С. Пушкина: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о Попе и работнике его Балде», «Сказка о Мертвой Царевне и семи богатырях», «Золотой петушок», «Сказка о царе Салтане…»

Герои Пушкина имеют разнообразные титулы и звания: царь, царица, бояре, чернавка (сенная девушка, служанка для «черной» работы), поп, рыбак, столбовая дворянка, купцы, черница (монахиня), повариха, сватья, князь (Гвидон), королевич (Елисей). Любопытны слова «дядька» (в старину дядькой называли наставника) и гости (в Древней Руси гостями называли купцов).

Имена и прозвища пушкинских героев многозначительны: Балда, царь Салтан, баба Бабариха, князь Гвидон, Черномор. Черномор у Пущкина – статный предводитель тридцати трёх богатырей, живущий под водой и ничего дурного сухопутным обитателям не делающий («Сказка о царе Салтане»). Имя Салтана явно восходит к арабскому слову «султан» , проникшему ещё и в тюркские языки, а Гвидон — к итальянскому Guido , видимо от ставшего нарицательным имени какого-то знатного римлянина, напрямую или через название исторической области вблизи Рима.

Мы знакомы с географической картой мира, на которой обозначены страны. И в каждой стране, изображенной на карте, можно найти реки, озера, города, моря и их названия. Так вот, у Страны пушкинских сказок тоже есть своя карта: Синее море, море-Окиян чудный остров князя Гвидона, остров Буян; Царство славного Салтана; Зеленыя дубравы; Речка тихоструйная; Высокая гора; Лукоморье.

“Пристают к заставе гости; Князь Гвидон зовёт их в гости” («Сказке о царе Салтане…»)

В старину «застава» — место въезда в город или выезда из него, охраняемое стражей. Название острова Пушкин воспринял из русской народной традиции — Буян. В древнерусском языке так именовали высокое место, холм, бугор, а также возвышенное место для богослужения. Так могли называть и гору на острове, возвышавшуюся среди пучины в море. В северно-русских говорах Буян также связан с водой, морем. Напрашивается сравнение с современным словом «буй», которым обозначают сигнальный маячок, возвышающийся над водой.

Выявление этих архаичных значений помогает разгадать глубинный смысл пушкинской мифологемы «остров Буян». Представляется город на горе посреди моря, с пристанью и торгом, святилищами и храмами, что подтверждается и строками Пушкина: «…мимо острова Буяна в царство славного Салтана…»

В сказках звучат те слова, которые сейчас мы не используем. К примеру, названия старинной одежды: зипун, камзол, кафтан, кичка, жупан, шушун, армяк, душегрейка . Одежда жителей Руси отличалась согласно их социальному положению.

В сказках у Пушкина мы встречаем описание мужской одежды царя Салтана:

«Видит, весь сияя в злате, Царь Салтан сидит в палате На престоле и в венце, С грустной думой на лице…».

Встречаем мы и описание элементов женской одежды старухи из «Сказки о рыбаке и рыбке». Захотела быть старуха столбовою дворянкой:

«В дорогой собольей душегрейке, Парчовая на маковке кичка, Жемчуги огрузили шею, На руках золотые перстни, На ногах красные сапожки».

В пушкинских сказках встречаются названия денежных единиц: алтын, грош, полушка, гривна, полтина и др. Алтын — монета, равная 3 копейкам. Грош — монета, равная 2 копейкам. Полушка-монета, равная 1/4 копейкам. Гривна-монета, равная 5-6 рублям. Полтина – монета, равная 50 копейкам.

Заключение

Таким образом, в своём проекте я выяснила, что няня Пушкина, Арина Родионовна Яковлева, сыграла свою неоценимую роль в жизни и творчестве поэта. Крепостная крестьянка простая русская женщина стала первым народным учителем великого поэта, его ангелом- хранителем. А так же я убедилась, что роль устаревших слов в русском языке разнообразна. В произведениях художественной литературы историзмы и архаизмы помогают воссоздать колорит эпохи, а также являются средством речевой характеристики персонажей. Язык наших предков – необычайно красив и выразителен

Список литературы

  1. Вересаев В.В. Загадочный Пушкин, М: Республика, 2009 г.
  2. Виноградов В.В. Язык Пушкина. М., «Аса», 2008. — с. 63
  3. Кузнецова А. Арина Родионовна, ж. «Красный Октябрь», М:, 1998 г.
  4. Пушкин А.С. Сочинения в 3-х томах. М., Просвещение, 1987 г.

Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:

Литературное чтение / Бойкина / Оглавление

• Запиши фамилии авторов и названия их произведений, которые ты поместил бы на выставку по теме раздела.

Писатель / Произведение
А.С. Пушкин / «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
А.П. Чехов / «Мальчики», «Каштанка»
П.П. Ершов / «Конёк-горбунок»
М.Ю. Лермонтов / «Ашик-Кериб»
Л.Н. Толстой / «Детство. Отрочество»
С.Т. Аксаков / «Аленький цветочек»

П. П. Ершов. Конёк-горбунок

• Найди в сказке и выпиши: присказку, зачин, сказочных героев, троекратные повторы.
Присказка: Зачинается рассказ от Ивановых проказ, и от сивка, и от бурка, и от вещего каурка. Зачин: За горами, за лесами, за широкими морями, против неба — на земле жил старик в одном селе. Сказочные герои: Иван-дурак, конек-горбунок, царь, жар-птица. Троекратные повторы: братья три раза ходят в дозор, выполнение трех заданий царя, Иван трижды обращается за помощью Конька-горбунка, Иван нырял в три котла.

• Определи и запиши, где ты будешь искать определения устаревших слов.
Определения устаревших слов можно найти в толковом словаре, интернете, в энциклопедии «Википедия».

• Чем схожи характеры старших братьев? Чем отличается от них Иван? Опиши его характер, используя слова: справедливый, добрый, ленивый, честный, отважный, веселый.
Характеры старших братьев схожи следующими чертами: они ленивы, глупы, жадны, способны на обман. Иван отличается от них такими чертами характера: честность, простота, наивность, искренность, простодушие, доброта, отвага, щедрость, ответственность, сообразительность.

• Перескажи сказку от лица Ивана. Сначала составь план.
План пересказа: 1. Как я заполучил коней и конька-горбунка; 2. Братья решили продать моих коней; 3. Я подобрал перо жар-птицы; 4. Меня приняли на службу во дворец; 5. Мой поход за жар-птицей; 6. Мой поход за Царь-девицей; 7. Мой поход за перстнем; 8. Мое купание в трех котлах.

• Прочитай фрагмент сказки «Конёк-горбунок», в котором рассказывается о рыбе-кит. Придумай свою сказку про рыбу-кит. Сначала запиши все моменты, на которых ты хотел бы подробнее остановиться и составь план. Заказать ответ.

А. С. Пушкин. Унылая пора! Очей очарованье!..

• Какие чувства вызывает у тебя стихотворение Пушкина «Унылая пора! Очей очарованье!..»?
Стихотворение Пушкина вызывает чувство восхищения красотой осенней природы, а также чувство тоски по этой увядающей красоте в преддверии зимы.

• Какие средства художественной выразительности отбирает Пушкин для создания картины осени? Запиши.
Средства художественной выразительности: эпитеты (унылая пора, прощальная, пышное увяданье, в золото одетые леса, свежее дыханье, волнистая мгла, редкий луч солнца, первые морозы, седая зима), метафоры (пышное природы увяданье, прощальная краса, очей очарованье, в багрец и золото одетые леса, отдаленные седой зимы угрозы).

• Рассмотри репродукции картин В. Поленова «Золотая осень» и И. Левитана «Вечерний звон». Какие выразительные средства (цвет, свет и др.) используют художники, изображая осень? Запиши.
В. Поленов использует яркие золотистые, желтые цвета. И. Левитан использует темно-зеленые, светло-зеленые, коричневые цвета. Обе картины полны света.

• Какая из картин больше соответствует стихотворению Пушкина?
Картина В. Поленова «Золотая осень» больше соответствует стихотворению Пушкина, т.к. в ней есть и золото, и багрец лесов, и мгла волнистая небес, и редкий луч солнца — очей очарованье, пышное увядание природы.

• Составь план рассказа по этой картине.
План описания картины В. Поленова: 1) Автор и название картины (В. Поленов); 2) Общая композиция (на ней изображено …); 3) Передний план картины (на первом плане изображен лес); 4) Задний план картины (на заднем плане — река и берег); 5) Общее впечатление (красота осеннего леса, увядание природы); 6) Вывод (мастерство художника в изображении русской природы).

Сказки А. С. Пушкина

• Угадай, какая сказка изображена на рисунках.
На рисунке изображена «Сказка о попе и о работнике его Балде».

• Напиши аннотацию к этой сказке. Укажи имя автора, название произведения, главных героев, основные события.
Сказка А.С. Пушкина «О попе и о работнике его Балде» рассказывает о том, как жадный Поп взял на работу Балду. В итоге Поп не захотел платить работнику и решил избавиться от него. Он дал Балде невыполнимое задание — собрать оброк с чертей. Но Балда оказался находчивым и хитрым, он выполнил задание и взял с Попа свою плату.

• Составь с другом диалог на тему «Что для меня значат сказки А. С. Пушкина». Запиши его.
— Моя любимая сказка Пушкина — «О царе Салтане». А твоя?
— Моей самой любимой сказкой всегда была «Сказка о рыбаке и рыбке».
— Что для тебя значат сказки Пушкина?
— Для меня сказки Пушкина значат очень много. Они показывают нам, что такое добро, а что — зло. И учат нас, как быть хорошим человеком. Кроме того они написаны красивым стихотворным слогом. А что значат сказки Пушкина для тебя?
— Для меня они тоже много значат. Они учат нас быть честными, не жить за чужой счет, быть трудолюбивыми и щедрым. Кроме того, они написаны легким и понятным языком. Их интересно читать.
— Да. Пушкин — великий поэт.

А. С. Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях

• Восстанови последовательность событий в сказке.
Правильная последовательность событий в сказке «О мёртвой царевне и о семи богатырях»: 1. Ожидание царицы и возвращение царя; 2. Свадьба царя; 3. Волшебное зеркальце царицы; 4. Чернавка выполнила наказ царицы; 5. Чернавка и царевна в лесу; 6. В доме у богатырей; 7. Смерть царевны; 8. Поиски царевны королевичем Елисеем; 9. Свадьба королевича Елисея и царевны.

• Дополни план, запиши его. Перескажи одну часть.
Дополненный план сказки: 1) Рождение царевны; 2) Ожидание царицы и возвращение царя; 3) Смерть царицы; 4) Свадьба царя; 5) Волшебное зеркальце царицы; 6) Зависть царицы к падчерице; 7) Чернавка выполнила наказ царицы; 8) Чернавка и царевна в лесу; 9) Исчезновение царевны; 10) В доме у богатырей; 11) Царица узнает правду; 12) Царица решает навестить царевну; 13) Смерть царевны; 14) Поиски царевны королевичем Елисеем; 15) Воскрешение царевны; 16) Свадьба королевича Елисея и царевны.
Пересказать можно часть о поисках царевны королевичем Елисеем. Жених царевны ищет ее по всему свету, но нигде не находит пропавшую невесту. Наконец он спрашивает о ней у тех, кто видит все — у солнца, месяца и ветра. Солнце и месяц ничего не знают о судьбе царевны; и лишь ветер, вечный странник, рассказывает королевичу Елисею о горной пещере, в которой на шести цепях висит хрустальный гроб, где лежит невеста. Опечаленный королевич идет к горе, чтобы еще раз взглянуть на свою невесту.

• Рассмотри обложки книг. Знакомы ли тебе эти сказки? Что в них общего? Запиши.
Мне знакомы все эти сказки. В сказках «Спящая красавица», «Белоснежка и семь гномов», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» много общего: в них присутствует прекрасная царевна, которая в результате отравления погружается в глубокий сон, от которого ее спасает прекрасный принц. Кроме того у Белоснежки и царевны из сказки Пушкина есть злая мачеха, мечтающая избавиться от падчерицы, и друзья в образе гномов и семи богатырей.

• Составь и запиши аннотацию к сказке «Белоснежка и семь гномов».
Сказка о Белоснежке, жившей в замке со злой мачехой-королевой, которая очень гордилась своей красотой. Узнав от волшебного зеркальца, что Белоснежка стала самой прекрасной девушкой на свете, завистница решила погубить падчерицу. Но девушка не погибла в лесу, а наоборот, встретила там настоящих друзей — семерых гномов.

• Сравни «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях» и сказку «Белоснежка и семь гномов». Данные сравнения занеси в таблицу:

«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

Автор: А. С. Пушкин.
Главные герои: царевна, царица-мачеха, королевич Елисей, семь богатырей.
Главная мысль: чистое и доброе сердце всегда будет выше несправедливости и лжи; внутренняя красота важнее красоты внешней; добро всегда побеждает зло; любовь преодолевает все трудности.
Основные события: смерть матери, зависть и козни злой мачехи, жизнь в доме семи богатырей, смерть от отравленного яблока, воскрешение царевны, смерть мачехи, свадьба царевны и Елисея.
Волшебные помощники: зеркало.
Окончание сказки: смерть злой мачехи, свадьба царевны и принца; торжество добра над злом.

«Белоснежка и семь гномов»

Автор: Шарль Перро.
Главные герои: царевна-Белоснежка, мачеха, семь гномов.
Главная мысль: чистое и доброе сердце всегда будет выше несправедливости и лжи; внутренняя красота важнее красоты внешней; добро всегда побеждает зло.
Основные события: смерть матери, зависть и козни злой мачехи, жизнь у семи гномов, смерть от отравленного яблока, воскрешение, смерть злой мачехи, свадьба с принцем.
Волшебные помощники: зеркало.
Окончание сказки: смерть злой мачехи, свадьба Белоснежки и принца; торжество добра над злом.

М. Ю. Лермонтов. Ашик-Кериб

• Перечитай фрагмент сказки Лермонтова «Ашик-Кериб». Подчеркни слова, которые помогут составить рассказ о герое этого произведения.
Подчеркните слова: в Тифлизе бедный Ашик-Кериб, ничего, кроме высокого сердца и дара песен, ходил по свадьбам увеселять богатых и счастливых, увидел Магуль-Мегери, они полюбили друг друга, мало надежды у бедного Ашик-Кериба.

• Составь продолжение своего рассказа об Ашик-Керибе, используя вопросы. Кто сделал Ашик-Кериба богатым? Зачем Магуль-Мегери пригласила к себе купца и что ему говорила? Кто и в каком городе назвался хозяином блюда? Кто первым узнал Ашик-Кериба?
Богатым Ашик-Кериба сделало его искусство петь (он много заработал во дворце паши). Магуль-Мегери пригласила к себе купца и велела ему показывать в городах, где он торговал, ее золотое блюдо. В городе Халафе хозяином блюда назвался Ашик-Кериб. Первым узнал Ашик-Кериба купец, которому Магуль-Мегери отдала свое блюдо.

• Почему люди уважали Ашик-Кериба? Какие черты его характера и поступки тебе запомнились? Запиши.
Люди уважали Ашик-Кериба за его талант, честность и доброе сердце. Он ходил по дворам, веселил и радовал народ, он сам выбирал, где ему показывать свое мастерство для кого петь. Он мог жениться на Магуль-Мегери и жить в достатке на деньги жены, но Ашик-Кериб отказался от денег Магуль-Мегери и решил самостоятельно заработать на свадьбу и на будущую семейную жизнь.

• Восстанови последовательность событий.
Правильная последовательность событий в сказке «Ашик- Кериб»: 1) Первая встреча с Магуль-Мегери; 2) Зарок Ашик-Кериба; 3) Отъезд Ашик-Кериба; 4) Ложь Куршуд-бека; 5) Знакомство с Пашой; 6) Наказ Магуль-Мегери купцу; 7) Чудесный помощник Ашик-Кериба; 8) Ашик-Кериб возвращается домой; 9) Ашик-Кериб в доме Магуль-Мегери.

• Составь отзыв на произведение Лермонтова «Ашик-Кериб» по плану. Запиши его.
Имя главного героя — Ашик-Кериб. Это был красивый молодой человек. Люди уважали Ашик-Кериба за его талант, честность и доброе сердце. Он жил в городе Тифлисе и зарабатывал на жизнь пением. Однажды Ашик-Кериб влюбился в дочь богатого купца — Магуль-Мегери. Он мог жениться на Магуль-Мегери и жить в достатке на деньги жены, но Ашик-Кериб отказался от денег Магуль-Мегери и решил самостоятельно заработать на свадьбу и на будущую семейную жизнь. Он пообещал Магуль-Мегери, что вернется за ней сразу, как только разбогатеет. В результате обмана Куршуд-Бека Ашика-Кериба сочли погибшим. Он долго скитался, но однажды его пение услышал великий паша, который и забрал его к себе во дворец. Ашик-Кериб неожиданно разбогател и позабыл о своем обещании. Магуль-Мегери, видя, что отпущенный срок подходит к концу, пригласила к себе купца и велела ему показывать в городах, где он торговал, золотое блюдо. В городе Халафе Ашик-Кериб увидел блюдо, вспомнил о своей любимой и засобирался в путь. Но, он понимал, что не успеет к назначенному сроку. В отчаянии он захотел сброситься со скалы, но внезапно появившийся всадник на белом коне помог ему добраться до Тифлиса за одну минуту. Магуль-Мегери уже готовилась выйти замуж за нелюбимого. Ашик-Кериб взял свой сааз и отправился на свадьбу любимой. Там он начал играть и петь, и Магуль-Мегери сразу же узнала любимого. Куршуд-Беку быстро сосватали новую невесту — сестру Ашика. Так, все остались довольными и счастливыми. Все действия, которые предпринял Ашик-Кериб для решения проблемы (быстрое возвращение в Тифлиз, обретение старого сааза, игра на свадьбе своей любимой), помогают ему выполнить обещание и достичь желаемого.

Л. Н. Толстой

• Самостоятельно составь рассказ о жизни и творчестве Л.Н. Толстого. Используй тексты учебника, материалы из Интернета и энциклопедии. Запиши его план.
План: 1) Происхождение; 2) Детство; 3) Образование; 4) Начало литературной деятельности; 5) Военная служба; 6) Путешествия по Европе; 7) Педагогическая и общественная деятельность; 8) Расцвет творчества и основные произведения; 9) Отлучение от церкви; 10) Смерть; 11) Мировое признание; 12) Значение и влияние творчества.

Л. Н. Толстой. Как мужик убрал камень

• Как ты думаешь, в чём заключается главная мысль басни Толстого? Запиши.
Главная мысль басни Толстого: самую сложную проблему можно решить простым способом.

• Отметь, какие из пословиц отражают главную мысль басни.
Отметьте пословицы: Чтобы рубить метко, нужна сметка; Нужен не только учёный, но и смышлёный; Истинное знание не бросается в глаза.

• Самостоятельно составь рассказ, используя одну из пословиц. Скачать ответ.

А. П. Чехов. Мальчики

• Выпиши из текста произведения устаревшие слова. Объясни их значения.
Устаревшие слова: розвальни (сани), сени (коридор деревенской избы), башлык (шерстяная накидка в виде капюшона с длинными концами), передняя (первая комната при входе в дом, прихожая), пожалуйте (вежливое приглашение зайти), кучер (тот, кто правит запряженными в сани лошадьми), верста (старая русская мера длины, равная 1,067 км), сочельник (канун церковного праздника рождества), людская (помещение для прислуги), флигель (пристройка сбоку главного здания или дом во дворе здания), приказчик (служащий в имении, управлявший помещичьим хозяйством), урядник (чин в полиции в дореволюционной России).

• Расскажи о семье Королёвых. Как родители и дети относятся друг к другу? Выпиши примеры из текста.
В семье Королевых все очень внимательно, с большой любовью относились друг к другу. «Семья Королевых, с часу на час поджидавшая Володю, бросилась к окнам. Мать и тетка бросились обнимать и целовать его, Наталья повалилась к его ногам и начала стаскивать с него валенки, сестры подняли визг, двери скрипели, хлопали, а отец Володи в одной жилетке и с ножницами в руках вбежал в переднюю…»

• Изменилось ли отношение Володи к семье после побега? Запиши своё мнение.
После побега отношение Володи к семье изменилось, он вдруг понял, как сильно привязан к матери, отцу, сестрам, и как они его любят, с каким вниманием и нежностью заботятся о нем.

• Почему герои решились на побег? Ответь на вопрос в учебнике (с. 134 № 5) и запиши своё мнение.
Герои решились на побег, потому что хотели приключений. Они мечтали стать богатыми и знаменитыми путешественниками. Они были глупыми и самонадеянными, мало знали и плохо представляли трудности пути. Мальчики хотели выглядеть в глазах других людей храбрыми.

• Как автор относится к поступку мальчиков? Запиши своё мнение.
Автор смеется над мальчиками, их самоуверенностью и наивностью. Он также осуждает их за то, что они доставили своим близким много неприятностей и огорчения, заставили их поволноваться.

• Случались ли у тебя в жизни подобные ситуации? Придумай свой рассказ на эту тему, запиши его план. Дай ему название.
Со мной такого не случалось. План рассказа «Побег из дома»: 1. Обида на родителей; 2. Побег; 3. Чужой район; 4. Ночь на улице; 5. Раскаяние; 6. Возвращение домой; 7. Примирение с родителями.

Проверим себя и оценим свои достижения

• Ты прочитал произведения раздела «Чудесный мир классики». Что ты узнал нового, чему научился, а что вызывает у тебя трудности? Я могу:
(вариант выполнения) + восстановить последовательность событий по опорным словам и предложениям, иллюстрациям; + составить план произведения; — сравнить начало и конец сказки; + кратко рассказать о событиях произведения на основе иллюстрации или репродукции картины; + назвать постоянно используемые слова и выражения; — рассказать о герое произведения, сравнить его с другими героями.

• Прочитай описания героев. Угадай, о ком идёт речь. Запиши.
…Все бока его изрыты, частоколы в рёбра вбиты, на хвосте сыр-бор шумит, на спине село стоит. Рыба-кит.
…Все красавцы удалые, великаны молодые, все равны, как на подбор. 33 богатыря.
…Голубушка, как хороша! Ну что за шейка, что за глазки!.. Какие пёрышки! какой носок!.. Ведь ты б у нас была царь-птица! Ворона.
…Худ, смугл, покрыт веснушками… глаза узенькие, губы толстые, вообще был очень некрасив. Он был угрюм, всё время молчал и ни разу не улыбнулся. Чечевицын.

• Рассмотри иллюстрации. О какой сказке идёт речь? Напиши её название, составь на неё отзыв.
Это иллюстрации к произведению А. С. Пушкина «Сказка о золотом петушке». В сказке рассказывается про царя Додона, на чьи земли часто делали набеги враги. Мудрец-звездочет делает ему подарок — золотого петушка, который будет оповещать царя о нападении врагов. Взамен царь обещает ему выполнить любое желание. Когда царь решил жениться, появился мудрец и напомнил про долг. Тогда царь, чтобы не платить долг, убил мудреца. Возмездие приходит в виде золотого петушка. В сказке содержится намек для добрых молодцев: не гонись за призрачной красотой, держи данное слово, чего тебе это ни стоило.

• Рассмотри иллюстрации. О каком рассказе идёт речь? Запиши его название и восстанови последовательность событий.
Это рисунки к рассказу А. П. Чехова «Мальчики». Правильная последовательность событий: 1) Приезд (Володю встречает семья, он знакомит их с Чечевициным); 2) Мальчики изучают карту; 3) Чечевицин, уговаривая Володю отправиться в путь, хвалил Америку и рычал как тигр; 4) Мальчики вернулись обратно.

• Выбери любую часть рассказа. Составь её план.
Выберите один из вариантов ответа.
Вариант 1. План к части рассказа Чехова — приезд мальчиков: 1) Ожидание; 2) Встреча; 3) Знакомство с товарищем Володи; 4) Теплый прием гостя.
Вариант 2. План к части рассказа Чехова — побег мальчиков: 1) Подготовка; 2) Грандиозные планы; 3) Сомнения Володи; 4) Чечевицин уговаривает Володю; 5) Мальчики пропали.

• Вспомни русскую народную волшебную сказку, которая тебе нравится. Запиши её название и составь план.
Выберите один из вариантов ответа.
Вариант 1. План сказки «Царевна-лягушка»: 1) Три сына; 2) Поиск невест; 3) Лягушка; 4) Испытания невесток; 5) Подлый поступок Ивана; 6) Поиски; 7) Встреча се Бабой-Ягой; 8) Сражение со Змеем Горынычём; 9) Возвращение домой; 10. Свадьба.
Вариант 2. План сказки «Морозко»: 1) Мачеха, ее дочка и падчерица; 2) Мачеха отсылает падчерицу в лес; 3) Одна в лесу; 4) Встреча с Морозом; 5) Мороз одаривает девушку; 6) Возвращение падчерицы домой; 7) Зависть мачехи; 8. Мачеха отправляет родную дочь в лес; 9) Мороз замораживает невоспитанную девушку; 10) Горе мачехи.

• Прочитай план сказки «Ашик-Кериб» на с. 32. Выдели и запиши, что в сюжетах русской народной волшебной сказки и сказки Лермонтова является общим и различным.
Общим: наличие волшебных предметов и персонажей, троекратное повторение действий и заклинаний, существование двух миров (фантастического и реального).
Различным: все персонажи придуманы автором, их нет в народных творениях, сюжет сложен, много сюжетных линий, излагается история красивым стилизованным под восточные сказания языком.

Не нашли ответ? Отправьте любое домашнее задание и получите готовый ответ на e-mail в сжатые сроки!

Сделать заказ

Формируемые УУД: Познавательные УУД: обобщение знаний учащихся о
сказке А.С.Пушкина, его творчестве, формирование умения определять значение
слов и обосновывать свое мнение; анализировать содержание иллюстрации,
сравнивать героев произведения, определять особенности литературной сказки.

Регулятивные УУД: формирование умения
высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника, текстом;

Коммуникативные УУД: формирование умения слушать
и понимать других в рамках учебного диалога; формирование умения строить
речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; формирование
умения оформлять свои мысли в устной форме, работать в  группе ( планирование
совместной деятельности);

Предметные УУД: формирование умения
сравнивать героев по их поступкам, составлять словесный портрет литературного
героя, умение выразительно читать текст, обогащение словарного запаса.

Личностные УУД: формируем умение
выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; ценить и принимать
следующие базовые ценности: «добро», «терпение»; оценивать поступки героев
художественного текста с точки зрения общечеловеческих норм; формируем
мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; формируем
умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

На предыдущем
уроке класс был разделен на 4 группы: «Знайки» ( работали с лексическим
значением устаревших слов (архаизмов); « Искатели» (в дополнительной
литературе, интернет ресурсах подбирали необходимую информацию по изучаемой
теме);«Художники» ( рисовали иллюстрации к 1 части текста, отбирала лучшие
работы и составляла картинный план); «Чтецы» ( готовили выразительное чтение 1 части
сказки «О рыбаке и рыбке»). Учащиеся самостоятельно назначали ответственных в
своих группах, составляли план предстоящей работы, распределяли материал и
готовили ответы.

Этап
урока

Деятельность
учителя

Деятельность
учащегося

Осуществляемые
действия

познавательная

коммуникативная

регулятивная

осуществляемые
действия

формируемые
способы деятельности

осуществляемые
действия

формируемые
способы деятельности

осуществляемые
действия

формируемые
способы деятельности

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

Орг. момент

Мотивация учебной
деятельности

 -Здравствуйте, ребята.

Прозвенел и смолк звонок.

 Начинаем наш
урок.

Начать наш урок я бы хотела со следующих стихотворных строк.

 1 слайд

«В сказке радость
побеждает,

Сказка учит нас
любить.

В сказке звери
оживают,

Начинают
говорить.

В сказке всё
бывает честно:

И начало, и
конец.

Смелый принц
ведёт принцессу

Непременно под
венец.»

— Как вы думаете,
почему я начала урок этими словами?

Формируем
умение слушать и понимать других.

Включение в деловой ритм
работы.

Определять и формулировать цель деятельности
на уроке с помощью учителя.  

Проверка
домашнего задания

— Давайте
вспомним, что такое сказка?

Сказка – это произведение
с выдуманным, иногда фантастическим сюжетом.

— Какие бывают
сказки? (Авторские и народные)

— К какому виду
мы отнесем «Сказку о рыбаке и рыбке»? (Авторская)

— Почему?

— Какое домашнее
задание вы выполняли? (На предыдущем уроке класс был разделен на 4 группы:
«Знайки» ( работали с лексическим значением слов); «Искатели» (в
дополнительной литературе, интернет ресурсах искали необходимую информацию по
изучаемой теме); «Чтецы» (подготовили выразительное чтение 1 части);
«Художники» (рисовали иллюстрации к 1 части текста и составляли картинный
план)

Как вы справились
с заданием, мы сейчас и узнаем, но сначала повторим правила работы в группе.

2 слайд

v 
«Правила
работы в группе»

v  Слушай, что говорят другие.

v  Делай выводы об услышанном, задавай вопросы.

v  Говори спокойно ясно, только по делу.

v  Анализируй свою деятельность, вовремя корректируй
недостатки.

v  Помогай товарищам, если они об этом просят.

v 
Точно выполняй
возложенную на тебя роль.

Умение
аргументировать своё предложение.

Ответы
учащихся

Работать в команде разного наполнения;

вносить свой вклад
в работу для достижения общих результатов;

активно участвовать в обсуждениях, возникающих на уроке;

ясно формулировать вопросы и задания к пройденному на уроках
материалу;

ясно
формулировать ответы на вопросы других учеников и педагога;

ясно
формулировать свои  затруднения, возникшие при выполнении задания; работать
консультантом и помощником для других ребят;

работать с
консультантами и помощниками в своей группе.

Способность обучающегося к саморазвитию, учебно –
 познавательная мотивация учебной деятельности

Актуализация
опорных знаний

 — Уважаемые
«Искатели», а нашли ли вы ответ на вопрос, сколько всего сказок написал А.С.
Пушкин? Вы решили, кто пойдет отвечать из вашей группы?

3 слайд

— Сейчас потолкуем о сказке одной.

 Тут синее море, тут берег морской.

 Старик выйдет к морю, он невод забросит

 Кого — то поймает и что — то попросит.

 О жадной старухе рассказ здесь пойдёт.

 А жадность, ребята, к добру не ведёт.

— Какие герои
были упомянуты в этом стихотворении? (Старик, старуха).

— Какого героя не
назвали? (Золотая рыбка).

— Как правильно
звучит название сказки, из которой эти герои? («Сказка о рыбаке и рыбке»).

 4 слайд

— Что можно
узнать по названию произведения? (Жанр, героев сказки).

— А что узнали
наши «Искатели» из истории создания этой сказки?

А.С.Пушкин
написал семь сказок, ни одна из них не адресована детям. Есть
сказка-стихотворение «Жених», есть неоконченное произведение «Сказка о
медведихе». И 5 самых известных сказок:

1. «Сказка о мертвой царевне и семи
богатырях»;

2. «Сказку о попе и о работнике его Балде»;

3. «Сказку о золотом петушке»;

4. «Сказку о царе Салтане»;

5. «Сказку о рыбаке и рыбке».

«Ска́зка о рыбаке́ и ры́бке» была написана
1833 году, а опубликована только спустя 2 года.

Находить
нужную информацию в учебнике, дополнительной литературе, интернет ресурсах.

Планирование 
учебного  сотрудничества: работа в группах.

Умение
в   полнотой и точной форме  выражать  свои  мысли  в  соответствии с  поставленными
задачами.

Участвовать
в диалоге на уроке.

Отвечать
на вопросы учителя, товарищей по классу.

 .

Проявление
инициативности и самостоятельности.

Развиваем умения:

– принимать участие в обсуждении и

формулировании цели конкретного задания;

– принимать
участие в обсуждении и составлении плана действий);

– выполнять
работу в соответствии с заданным планом;

— уметь оценивать
правильность выполнения действия.   

Чтение I части с
комментированием.

— Первую часть сказки вы сегодня услышите в
исполнении ребят из группы «Чтецы», которые готовили выразительное чтение. 

 — Задача остальных: внимательно послушать
сказку. Если при чтении произведения будут встречаться слова, значение
которых вы не знаете, поднимайте значок смайлик- вопросик. Группа «Знайки»
поможет  растолковать архаизмы.

— А что такое архаизмы?

  (По ходу чтения учитель делает
остановки для комментариев)

Жил старик со своею старухой

У самого синего моря;

Они жили в ветхой землянке (То есть в очень
старом доме, вырытом в земле.)

Ровно тридцать лет и три года. 

-Как жили старик со старухой?

(Жили очень бедно.)

-Какое чудо произошло?

 -Каким мы видим старика в начале сказки?

 -Как отнеслась старуха к рассказу старика?

 -Каким вам представляется старик? А
старуха?

Читают ученики из группы «Чтецы».

Архаизмы – это устаревшие слова, которые
вышли из употребления.

По ходу чтения идёт словарная работа. «Знайки»
объясняют слова и выражения. Ветхая землянка — дом, вырытый в земле, очень
старый.

 Невод- большая рыболовная сеть.

Откуп – плата.

 Простофиля – глупый, несообразительный
человек и т.д.

Искать в тексте и
выделять необходимую информацию.

Подробно пересказывать прочитанное или
прослушанное. Группировать предметы, объекты на основе существенных
признаков.

Формируем умение   делать выводы.

Смысловое чтение.

Ученик учится пересказывать сюжет

Проявление инициативности и
самостоятельности.

Работа с иллюстрациями

— К данной части сказки ребята из группы
«Художники» подготовили иллюстрации.

— Попробуйте по иллюстрации пересказать I часть сказки (1чел. из группы).

 На доску участники группы поместили
рисунки, в хронологическом порядке.

Формируем умение находить ответы на вопросы
в иллюстрациях.

Ученик учится пересказывать сюжет

Умение контролировать процесс и результаты
своей деятельности.

Рефлексия
учебной деятельности на уроке

— Понравилась ли
вам работа групп? Чем?

— Дайте оценку
своей работы в группе и работы на уроке с помощью значка смайлика.

Способность сохранять

доброжелательное отношение друг к другу.

Д/з

 Ребята, а если
бы вы поймали золотую рыбку, то о чём бы её попросили? Ответ на мой вопрос я
предлагаю написать в виде небольшого сочинения. А начать его словами: «Если
бы я поймал(а) золотую рыбку, то …»

Презентация на тему проект имя прилагательное с казке А.С.Пушкина №Сказка о рыбаке и рыбки, предмет презентации: Русский язык. Этот материал в формате pptx (PowerPoint) содержит 25 слайдов, для просмотра воспользуйтесь проигрывателем. Презентацию на заданную тему можно скачать внизу страницы, поделившись ссылкой в социальных сетях! Презентации взяты из открытого доступа или загружены их авторами, администрация сайта не отвечает за достоверность информации в них, все права принадлежат авторам презентаций и могут быть удалены по их требованию.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Проект Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке»

Текст слайда:

Проект

Имена прилагательные
в «Сказке о рыбаке и рыбке»
А. С. Пушкина


Слайд 2

Цель проекта: узнать какие имена прилагательные и с какой целью использовал А. С. Пушкин в своей

Текст слайда:

Цель проекта: узнать какие имена прилагательные и с какой целью использовал А. С. Пушкин в своей сказке.


Слайд 3

Задачи проекта: 1) Прочитать «Сказку о рыбаке и рыбке». 2) Подобрать к именам прилагательным имена существительные. 3)

Текст слайда:

Задачи проекта:

1) Прочитать «Сказку о рыбаке и рыбке».
2) Подобрать к именам прилагательным имена существительные.
3) Подобрать к именам прилагательным антонимы и синонимы.
4) Определить имена прилагательные, употреблённые в переносном значении.
5) Найти устаревшие слова и определить их значение.
6) Мои пожелания для золотой рыбки.
7) Сделать вывод и представить работу в классе.


Слайд 4

Я помню, что имя прилагательное это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопрос какой?

Текст слайда:

Я помню, что имя прилагательное это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопрос какой? какая? какое? какие?


Слайд 5

СловосочетанияСинее море

Текст слайда:

Словосочетания

Синее море
Ветхая землянка


Слайд 6

Разбитое корыто

Текст слайда:

Разбитое корыто

Морская трава


Слайд 7

Ласковое слово Человечий голос Великое чудо Золотая

Текст слайда:

Ласковое слово

Человечий голос

Великое чудо

Золотая рыбка


Слайд 8

Новое корыто

Текст слайда:

Новое корыто

Сварливая баба


Слайд 9

Беленая труба Тесовые ворота

Текст слайда:

Беленая труба

Тесовые ворота


Слайд 10

Черная крестьянка

Текст слайда:

Черная крестьянка

Столбовая дворянка


Слайд 11

Соболевая душегрейка Парчовая кичка

Текст слайда:

Соболевая душегрейка

Парчовая кичка


Слайд 12

Золотые перстни

Текст слайда:

Золотые перстни

Красные сапожки


Слайд 13

Усердные слугиВольная царица

Текст слайда:

Усердные слуги

Вольная царица


Слайд 14

Целое царство

Текст слайда:

Целое царство

Печатный пряник


Слайд 16

Старый невежа

Текст слайда:

Старый невежа

Царские палаты


Слайд 17

Морская владычица Черная буря

Текст слайда:

Морская владычица

Черная буря


Слайд 19

Низкая – высокая (землянка) Новое – разбитое (корыто) Великое – маленькое

Текст слайда:

Низкая – высокая (землянка)
Новое – разбитое (корыто)
Великое – маленькое (чудо)
Дорогой – дешёвой (ценой)
Ласковое – грубое (слово)
Черная – белая (буря)
Сердитые – добрые (волны)
Старый – молодой (невежа)

Антонимы


Слайд 20

Заморские – зарубежные ( вина ) столбовая – потомственная ( дворянка ) усердные - трудолюбивые (

Текст слайда:

Заморские – зарубежные ( вина )
столбовая – потомственная ( дворянка )
усердные — трудолюбивые ( слуги )
тесовые – гладкие ( ворота )
Ласковое – доброе ( слово )
Царские – королевские ( палаты )
Грозная – суровая (стража )
ветхая – старая ( землянка)

Синонимы


Слайд 21

Сердитые волны - огромные волны. Золотая рыбка - волшебная рыбка, исполняющая желания. Печатный пряник

Текст слайда:

Сердитые волны — огромные волны. Золотая рыбка — волшебная рыбка, исполняющая желания.
Печатный пряник – пряник, с отпечатанным рисунком или буквами.

Имена прилагательные употреблённые в переносном значении.


Слайд 22

Словарь устаревших слов Соболевая душегрейка - женская теплая кофта без рукавов.

Текст слайда:

Словарь устаревших слов

Соболевая душегрейка — женская теплая кофта без рукавов.
Чупрун — спускающаяся на лоб прядь волос.
Светёлка – светлая комната.
Парчовая кичка на маковке – кичка — старинный русский праздничный головной убор замужней женщины, который полностью скрывал волосы, сделанный из парчи (шёлка, расшитого золотой нитью) и надетый на макушку.


Слайд 23

Рыбка, рыбка золотая, Хочу тебе я пожелать Счастья, радости, здоровья и невзгод тебе не знать.

Текст слайда:

Рыбка, рыбка золотая,
Хочу тебе я пожелать
Счастья, радости, здоровья и невзгод тебе не знать.


Слайд 24

А.С. Пушкин использовал в своей сказке такие имена прилагательные для того, чтобы приблизить свою сказку к народной.

Текст слайда:

А.С. Пушкин использовал в своей сказке такие имена прилагательные для того, чтобы приблизить свою сказку к народной.

Вывод


Слайд 25

ИсточникиКнига А. С. Пушкин « Сказка о рыбаке и

Текст слайда:

Источники

Книга А. С. Пушкин « Сказка о рыбаке и рыбке».
Интернет ресурсы:
http://slovariki.org/tolkovyj-clovar-ozegova
https://yandex.ru/images/search?text


А вот еще несколько наших интересных статей:

  • Сказка о рыбаке и рыбке сравнение литературной и народной сказок 2 класс школа россии презентация
  • Сказка о рыбаке и рыбке составить план озаглавить каждую часть 2 класс
  • Сказка о рыбаке и рыбке тема произведения и основная мысль
  • Сказка о рыбаке и рыбке сколько страниц в сказке
  • Сказка о рыбаке и рыбке словарная работа 2 класс
  • Поделиться этой статьей с друзьями:


    0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии