Сказка о рыбаке и рыбке старые слова

Слайд 11 сказка о рыбаке и рыбкеслайд 2жил старик со своею старухой у самого синего моря; жили они в ветхой

Слайд 1

1 Сказка о рыбаке и рыбке

Слайд 2

Жил старик со своею старухой У самого синего моря; Жили они в ветхой землянке Ровно тридцать лет и три года. 2

Слайд 3

Старик ловил неводом рыбу, Старуха пряла свою пряжу. 3

Слайд 4

Раз он в море закинул невод,- Пришёл невод с одною тиной. Он в другой раз закинул невод,- Пришёл невод с травою морскою. В третий раз закинул он невод,- Пришёл невод с одною рыбкой, С непростою рыбкой, — золотою. 4

Слайд 5

5 Как взмолится золотая рыбка! Голосом молвит человечьим: «Отпусти ты, старче, меня в море! Дорогой за себя дам откуп: Откуплюсь чем только пожелаешь».

Слайд 6

Удивился старик, испугался: Он рыбачил тридцать лет и три года И не слыхивал, чтоб рыба говорила. Отпустил он рыбку золотую И сказал ей ласковое слово: Бог с тобою, золотая рыбка! Твоего мне откупа не надо; Ступай себе в синее море, Гуляй там себе на просторе». 6

Слайд 7

Воротился старик ко старухе, Рассказал ей великое чудо: «Я сегодня поймал было рыбку, Золотую рыбку, не простую; По-нашему говорила рыбка, Домой в море синее просилась, Дорогою ценой откупалась: Откупалась чем только пожелаю. Не посмел я взять с неё выкуп; Так пустил её в синее море». 7

Слайд 8

8 Старика старуха забранила: «Дурачина ты, простофиля! Не умел ты взять выкупа с рыбки! Хоть бы взял ты с неё корыто, Наше-то совсем раскололось».

Слайд 9

9 Вот пошёл он к синему морю; Видит, — море слегка разыгралось. Стал он кликать золотую рыбку,

Слайд 10

Приплыла к нему рыбка и спросила: «Чего тебе надобно, старче?» 10

Слайд 11

11 Ей с поклоном старик отвечает: «Смилуйся, государыня рыбка, Разбранила меня моя старуха, Не даёт старику мне покою: Надобно ей новое корыто; Наше-то совсем раскололось».

Слайд 12

Отвечает золотая рыбка: «Не печалься, ступай себе с богом, Будет вам новое корыто». 12

Слайд 13

13 Воротился старик ко старухе: У старухи новое корыто. Ещё пуще старуха бранится: «Дурачина ты, простофиля! Выпросил, дурачина, корыто! В корыте много ль корысти? Воротись, дурачина, ты к рыбке; Поклонись ей, выпроси уж избу».

Слайд 14

14 Вот пошёл он к синему морю, ( Помутилося синее море.) Стал он кликать золотую рыбку, Приплыла к нему рыбка, спросила: «Чего тебе надобно, старче?»

Слайд 15

Ей старик с поклоном отвечает: «Смилуйся, государыня рыбка! Ещё пуще старуха бранится. Не даёт старику мне покою: Избу просит сварливая баба», 15

Слайд 16

Отвечает золотая рыбка: «Не печалься, ступай себе с богом, Так и быть: изба вам уж будет». 16

Слайд 17

17 Пошёл он ко своей землянке, А землянки нет уж и следа; Перед ним изба со светёлкой, С кирпичною белёною трубою, С дубовыми, тесовыми вороты.

Слайд 18

18 Старуха сидит под окошком, На чём свет стоит мужа ругает: «Дурачина ты, прямой простофиля! Выпросил, простофиля, избу! Воротись, поклонися рыбке: Не хочу быть чёрною крестьянкой, Хочу быть столбовою дворянкой».

Слайд 19

19 Пошёл старик к синему морю; (Не спокойно синее море.) Стал он кликать золотую рыбку. Приплыла к нему рыбка, спросила: «Чего тебе надобно, старче?»

Слайд 20

20 Ей с поклоном старик отвечает: «Смилуйся, государыня рыбка! Пуще прежнего старуха вздурилась, Не даёт старику мне покою: Уж не хочет быть она крестьянкой, Хочет быть столбовою дворянкой». Отвечает золотая рыбка: «Не печалься, ступай себе с богом».

Слайд 21

21 Воротился старик ко старухе. Что ж он видит? Высокий терем.

Слайд 22

22 На крыльце стоит его старуха В дорогой собольей душегрейке, Парчовая на маковке кичка, Жемчуги огрузили шею, На руках золотые перстни, На ногах красные сапожки.

Слайд 23

23 Перед нею усердные слуги; Она бьёт их, за чупрун таскает.

Слайд 24

24 Говорит старик своей старухе: «Здравствуй, барыня сударыня дворянка! Чай теперь твоя душенька довольна». На него прикрикнула старуха, На конюшне служить его послала.

Слайд 25

25 Вот неделя, другая проходит, Ещё пуще старуха вздурилась; Опять к рыбке старика посылает.

Слайд 26

26 «Воротись, поклонися рыбке: Не хочу быть столбовою дворянкой, А хочу быть вольною царицей». Испугался старик, взмолился: «Что ты, баба, белены объелась? Ни ступить, ни молвить не умеешь! Насмешишь ты целое царство»

Слайд 27

Осердилась пуще старуха, По щеке ударила мужа. «Как ты смеешь, мужик, спорить со мною, Со мною, дворянкой столбовою? – Ступай к морю, говорят тебе честью, Не пойдёшь, поведут поневоле». 27

Слайд 28

28 Старичок отправился к морю, (Почернело синее море.) Стал он кликать золотую рыбку.

Слайд 29

29 Приплыла к нему рыбка, спросила: «Чего тебе надобно, старче?» Ей с поклоном старик отвечает: «Смилуйся, государыня рыбка! Опять моя старуха бунтует: Уж не хочет быть она дворянкой, Хочет быть вольною царицей». Отвечает золотая рыбка: «Не печалься, ступай себе с богом! Добро! Будет старуха царицей!»

Слайд 30

30 Старичок к старухе воротился. Что ж? Пред ним царские палаты.

Слайд 31

31 В палатах видит свою старуху, За столом сидит она царицей, Служат ей бояре да дворяне, Наливают ей заморские вины; Заедает она пряником печатным; Вкруг её стоит грозная стража, На плечах топорики держат.

Слайд 32

32 Как увидел старик, — испугался! В ноги он старухе поклонился, Молвил: «Здравствуй, грозная царица! Ну теперь твоя душенька довольна». На него старуха не взглянула, Лишь с очей прогнать его велела. Подбежали бояре и дворяне, Старика взашеи затолкали.

Слайд 33

33 А в дверях-то стража подбежала, Топорами чуть не изрубила. А народ-то над ним насмеялся: «Поделом тебе, старый невежа! Впредь тебе, невежа, наука: Не садися не в свои сани!»

Слайд 34

34 Вот неделя, другая проходит, Ещё пуще старуха вздурилась. Царедворцев за мужем посылает, Отыскали старика, привели к ней. Говорит старику старуха: «Воротись, поклонися рыбке. Не хочу быть вольною царицей,

Слайд 35

35 Хочу быть владычицей морскою, Чтобы жить мне в Окияне-море , Чтобы служила мне рыбка золотая И была б у меня на посылках».

Слайд 36

36 Старик не осмелился перечить, Не дерзнул поперёк слово молвить. Вот идёт он к синему морю, Видит на море чёрная буря: Так и вздулись сердитые волны, Так и ходят, так воем и воют.

Слайд 37

37 Стал он кликать золотую рыбку, Приплыла к нему рыбка, спросила: «Чего тебе надобно, старче?» Ей старик с поклоном отвечает: «Смилуйся, государыня рыбка! Что мне делать с проклятою бабой? Уж не хочет быть она царицей, Хочет быть владычицей морскою; Чтобы жить ей в Окияне-море , Чтобы ты сама ей служила И была бы у ней на посылках».

Слайд 38

38 Ничего не сказала рыбка, Лишь хвостом по воде плеснула И ушла в глубокое море. Долго у моря ждал он ответа, Не дождался, к старухе воротился —

Слайд 39

39 Глядь: опять перед ним землянка; На пороге сидит его старуха, А перед нею разбитое корыто.

Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.
Раз он в море закинул невод, —
Пришел невод с одною тиной.
Он в другой раз закинул невод,
Пришел невод с травой морскою.
В третий раз закинул он невод, —
Пришел невод с одною рыбкой,
С непростою рыбкой, — золотою.
Как взмолится золотая рыбка!
Голосом молвит человечьим:
«Отпусти ты, старче, меня в море,
Дорогой за себя дам откуп:
Откуплюсь чем только пожелаешь.»
Удивился старик, испугался:
Он рыбачил тридцать лет и три года
И не слыхивал, чтоб рыба говорила.
Отпустил он рыбку золотую
И сказал ей ласковое слово:
«Бог с тобою, золотая рыбка!
Твоего мне откупа не надо;
Ступай себе в синее море,
Гуляй там себе на просторе».

Воротился старик ко старухе,
Рассказал ей великое чудо.
«Я сегодня поймал было рыбку,
Золотую рыбку, не простую;
По-нашему говорила рыбка,
Домой в море синее просилась,
Дорогою ценою откупалась:
Откупалась чем только пожелаю.
Не посмел я взять с нее выкуп;
Так пустил ее в синее море».
Старика старуха забранила:
«Дурачина ты, простофиля!
Не умел ты взять выкупа с рыбки!
Хоть бы взял ты с нее корыто,
Наше-то совсем раскололось».

Вот пошел он к синему морю;
Видит, — море слегка разыгралось.
Стал он кликать золотую рыбку,
Приплыла к нему рыбка и спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
Ей с поклоном старик отвечает:
«Смилуйся, государыня рыбка,
Разбранила меня моя старуха,
Не дает старику мне покою:
Надобно ей новое корыто;
Наше-то совсем раскололось».
Отвечает золотая рыбка:
«Не печалься, ступай себе с богом,
Будет вам новое корыто».
Воротился старик ко старухе,
У старухи новое корыто.
Еще пуще старуха бранится:
«Дурачина ты, простофиля!
Выпросил, дурачина, корыто!
В корыте много ль корысти?
Воротись, дурачина, ты к рыбке;
Поклонись ей, выпроси уж избу».

Вот пошел он к синему морю,
(Помутилося синее море.)
Стал он кликать золотую рыбку,
Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
Ей старик с поклоном отвечает:
«Смилуйся, государыня рыбка!
Еще пуще старуха бранится,
Не дает старику мне покою:
Избу просит сварливая баба».
Отвечает золотая рыбка:
«Не печалься, ступай себе с богом,
Так и быть: изба вам уж будет».
Пошел он ко своей землянке,
А землянки нет уж и следа;
Перед ним изба со светелкой,
С кирпичною, беленою трубою,
С дубовыми, тесовыми вороты.
Старуха сидит под окошком,
На чем свет стоит мужа ругает.
«Дурачина ты, прямой простофиля!
Выпросил, простофиля, избу!
Воротись, поклонися рыбке:
Не хочу быть черной крестьянкой,
Хочу быть столбовою дворянкой».

Пошел старик к синему морю;
(Не спокойно синее море.)
Стал он кликать золотую рыбку.
Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
Ей с поклоном старик отвечает:
«Смилуйся, государыня рыбка!
Пуще прежнего старуха вздурилась,
Не дает старику мне покою:
Уж не хочет быть она крестьянкой,
Хочет быть столбовою дворянкой».
Отвечает золотая рыбка:
«Не печалься, ступай себе с богом».

Воротился старик ко старухе.
Что ж он видит? Высокий терем.
На крыльце стоит его старуха
В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуги огрузили шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки.
Перед нею усердные слуги;
Она бьет их, за чупрун таскает.
Говорит старик своей старухе:
«Здравствуй, барыня сударыня дворянка!
Чай, теперь твоя душенька довольна».
На него прикрикнула старуха,
На конюшне служить его послала.

Вот неделя, другая проходит,
Еще пуще старуха вздурилась:
Опять к рыбке старика посылает.
«Воротись, поклонися рыбке:
Не хочу быть столбовою дворянкой,
А хочу быть вольною царицей».
Испугался старик, взмолился:
«Что ты, баба, белены объелась?
Ни ступить, ни молвить не умеешь,
Насмешишь ты целое царство».
Осердилася пуще старуха,
По щеке ударила мужа.
«Как ты смеешь, мужик, спорить со мною,
Со мною, дворянкой столбовою? —
Ступай к морю, говорят тебе честью,
Не пойдешь, поведут поневоле».

Старичок отправился к морю,
(Почернело синее море.)
Стал он кликать золотую рыбку.
Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
Ей с поклоном старик отвечает:
«Смилуйся, государыня рыбка!
Опять моя старуха бунтует:
Уж не хочет быть она дворянкой,
Хочет быть вольною царицей».
Отвечает золотая рыбка:
«Не печалься, ступай себе с богом!
Добро! будет старуха царицей!»

Старичок к старухе воротился.
Что ж? пред ним царские палаты.
В палатах видит свою старуху,
За столом сидит она царицей,
Служат ей бояре да дворяне,
Наливают ей заморские вины;
Заедает она пряником печатным;
Вкруг ее стоит грозная стража,
На плечах топорики держат.
Как увидел старик, — испугался!
В ноги он старухе поклонился,
Молвил: «Здравствуй, грозная царица!
Ну, теперь твоя душенька довольна».
На него старуха не взглянула,
Лишь с очей прогнать его велела.
Подбежали бояре и дворяне,
Старика взашеи затолкали.
А в дверях-то стража подбежала,
Топорами чуть не изрубила.
А народ-то над ним насмеялся:
«Поделом тебе, старый невежа!
Впредь тебе, невежа, наука:
Не садися не в свои сани!»

Вот неделя, другая проходит,
Еще пуще старуха вздурилась:
Царедворцев за мужем посылает,
Отыскали старика, привели к ней.
Говорит старику старуха:
«Воротись, поклонися рыбке.
Не хочу быть вольною царицей,
Хочу быть владычицей морскою,
Чтобы жить мне в Окияне-море,
Чтоб служила мне рыбка золотая
И была б у меня на посылках».

Старик не осмелился перечить,
Не дерзнул поперек слова молвить.
Вот идет он к синему морю,
Видит, на море черная буря:
Так и вздулись сердитые волны,
Так и ходят, так воем и воют.
Стал он кликать золотую рыбку.
Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
Ей старик с поклоном отвечает:
«Смилуйся, государыня рыбка!
Что мне делать с проклятою бабой?
Уж не хочет быть она царицей,
Хочет быть владычицей морскою;
Чтобы жить ей в Окияне-море,
Чтобы ты сама ей служила
И была бы у ней на посылках».
Ничего не сказала рыбка,
Лишь хвостом по воде плеснула
И ушла в глубокое море.
Долго у моря ждал он ответа,
Не дождался, к старухе воротился —
Глядь: опять перед ним землянка;
На пороге сидит его старуха,
А пред нею разбитое корыто.

Анализ «Сказки о рыбаке и рыбке» Пушкина

«Сказка о рыбаке и рыбке» — самая простая и назидательная из всех сказок Пушкина. Он написал ее в 1833 г. в Болдино. За основу поэт взял одну из сказок братьев Гримм, но серьезно ее переработал в духе русских национальных традиций.

Главный смысл сказки о золотой рыбке заключается в порицании человеческой жадности. Пушкин показывает, что это отрицательное качество присуще всем людям, независимо от материального или общественного положения. В центре сюжета – бедные старик со старухой, прожившие у моря всю свою жизнь. Несмотря на то, что оба работали в поте лица, они так и не нажили хоть какого-нибудь состояния. Старик продолжает ловить рыбу для пропитания, а старуха целыми днями сидит за «своей пряжей». Пушкин не указывает причины, но у бедных стариков нет детей, либо они давно покинули своих родителей. Это еще больше увеличивает их страдания, так как надеяться им больше не на кого.

Старик часто остается без улова, но однажды ему улыбается удача. Невод приносит волшебную золотую рыбку, которая в обмен на свободу предлагает старику исполнить любое его желание. Даже бедность не способна уничтожить в старике чувства добра и сострадания. Он просто так отпускает рыбку, говоря «Бог с тобою».

Совсем другие чувства рождаются в душе у старухи при известии об улове мужа. Она обрушивается на него с яростной руганью, обвиняя старика в глупости. Но сама, видимо, до конца не верит в волшебное обещание, так как для проверки просит всего лишь новое корыто.

После исполнения желания старуха входит во вкус. Ее аппетит разгорается, и с каждым разом она посылает старика с еще большими запросами. Причем становится заметна убогость мышления человека, вся жизнь которого прошла в бедности. Ей не хватает ума, чтобы сразу попросить, к примеру, много денег, которые бы надолго избавили старика от постоянных обращений к рыбке. Старуха постепенно просит новый дом, дворянство, царскую власть. Высшим пределом мечтаний для нее становится желание стать морской царицей.

Старик безропотно исполняет каждое желание старухи. Он чувствует свою вину перед ней за все годы безрадостной жизни. При этом ему стыдно перед рыбкой, которая не выказывает недовольства от новых запросов. Рыбке жаль старика, она понимает его зависимость от старухи. Но последнее безумное желание доводит и ее терпение до конца. Она никак не наказывает старуху, сошедшую с ума от жадности, а просто возвращает все к разбитому корыту.

Для старика это даже лучший выход, так как он вновь становится хозяином в своем доме. А старуха получила серьезный урок. Всю оставшуюся недолгую жизнь она будет вспоминать, как из-за жадности своими руками уничтожила плывущие в руки власть и богатство.

На чтение 25 мин. Просмотров 2 Опубликовано

«Сказка о рыбаке и рыбке» родом из детства. Ведь многим знакома эта история еще с младенческих лет. Сказка учит добру, показывает, к чему может привести неуемная жадность.

Содержание

Любимая сказка

По мотивам этой истории созданы мультипликационные фильмы, сделаны театральные и радиопостановки. Знаменитое стихотворное произведение А. С. Пушкина до сих пор вызывает восхищение.

Эта сказка любима многими. Ведь недаром ребятишки, только ознакомившись с ней, пытаются нарисовать старика, старуху, золотую рыбку, воссоздать на бумаге сцены из этой волшебной истории.

Как развивались события

Первые строки сказки Пушкина знакомят нас со стариком и старухой. Это старые люди, живущие в ветхой лачуге, у которых даже нет хорошего корыта, чтобы мыться и стирать. А имеется только старый потрескавшийся предмет гигиены.

После такого описания становится искренне жаль эту пожилую пару. Ведь им приходилось в буквальном смысле слова выживать. Но они находили выход из положения. Старуха пряла пряжу, из которой затем, наверное, вязала тёплые вещи, чтобы не замерзнуть в холода.

А старик ловил рыбу, чтобы хоть как-то прокормить свою немногочисленную семью. Денег у пожилых людей не было, так как-то в те времена беднякам пенсия не полагалась.

Смысл сказки на этом этапе сводится к печальной картине жизни бедных людей в царской России того времени. Не секрет, что А. С. Пушкин в своих произведениях не раз протестовал против такого уклада жизни, когда люди из низших сословий практически нищенствовали.

Как мы видим из сказки, у этой пожилой семейной пары не было детей, поэтому некому было им помочь. В силу возраста старик со старухой не могли заниматься приусадебным хозяйством, которое было бы подспорьем в их нелегкой жизни.

Но затем счастье улыбнулось старику. В свои сети он поймал золотую рыбку. Но пожилой мужчина был добрым человеком. Несмотря на то, что они со старухой жили впроголодь, он пожалел золотую рыбку и отпустил её.

Но жительница морских глубин решил отблагодарить своего спасителя. Так раскрывается следующий смысл «Сказки о рыбаке и рыбке». Она учит и тому, что на добро нужно отвечать добром.

Характер старухи

Старик был бескорыстным человеком. Он отпустил рыбку в морские просторы, ничего не попросив взамен.

Когда старик рассказывал эту историю жене, та была полна негодования. Она отругала мужа, сказав, чтобы он попросил у рыбки хотя бы новое корыто.

На этом этапе сказки отношение читателя к старухе начинает меняться. Ведь она показывает свой властный характер, приказывает супругу, даёт ему неприятные прозвища.

В дальнейших эпизодах всё больше проявляется и ее алчная сущность. Ведь то старуха хочет новый дом, то желает быть дворянкой, а затем и царицей. При этом её отношение к людям ниже по статусу тоже не вызывает уважения.

Ожидаемый финал

А старик безропотно подчиняется своей избраннице. Он слушается её и всякий раз ходит к рыбке, чтобы исполнять прихоти жены. Хотя видно, как ему неудобно перед этой обитательницей морских глубин.

Рыбка тоже была очень терпеливой и выполняла желания своего спасителя, которые диктовала ему жена. Но всему есть предел.

Здесь стоит отметить, что, скорее всего, Александр Сергеевич Пушкин ассоциировал с местом жительства рыбки. Поэт интересовался древнерусским язычеством, а в верованиях людей того времени море-океан ассоциируется с океаном мироздания.

Поэтому смысл сказки словами старухи перерастает в её желание стать выше бога, сотворившего Мироздание.

Конечно, такого даже терпеливая рыбка не смогла вынести. Старуха наказана по заслугам. Когда старик под конец истории пришел к жене, она вновь сидела около старой избушки, рядом было разбитое корыто.

Поэтому не стоит алчно желать богатства, необходимо ценить то, что есть. Ещё смысл сказки в том, что нужно быть благодарным человеком, а если добился высот, то не задирать нос, не становиться высокомерным.

Многим читателям не нравится, как старуха обращается со своим мужем. Поэтому смысл сказки и в том, что нельзя унижать и обижать близких людей, а нужно ценить их. А старику необходимо было проявлять характер, обуздать растущие потребности жены. Надо вовремя остановиться, чтобы, как в сказке, не остаться у разбитого корыта.

Недаром эту сказку читают детям с ранних лет. Она написана легким языком, поэтому стихотворные строчки быстро остаются в памяти у ребятишек. Но ещё они начинают понимать, что хорошо, а что плохо. Поэтому такое произведение рекомендовано для молодых родителей, которые будут читать сказку своим малышам, тем самым учить их быть добрыми, справедливыми, ценить то, что имеешь.

Содержание:

Краткий пересказ

«Сказка о рыбаке и рыбке» была написана Пушкиным в октябре 1833 года, а позднее издана в журнале «Библиотека для чтения». Сюжет произведения не нов и встречается в некоторых древних источниках, к примеру, в русской народной сказке «Жадная старуха».

План и содержание сказки:

  1. Автор представляет читательскому взору нищенский быт и знакомит с характеристиками главных героев, уже более 30 лет живущих в убогой землянке возле моря. Старик занимается рыбной ловлей, а старуха сидит дома, изготавливая пряжу.
  2. Затем описывается процесс рыбалки. Герой дважды безрезультатно забрасывает невод в море и лишь на третий раз в сети попадает Золотая Рыбка. Улов умеет разговаривать и просит о пощаде взамен на исполнение любых пожеланий. Удивлённый столь неординарным событием рыбак отпускает чудесное создание обратно в воду.
  3. Придя домой ни с чем, старик рассказывает жене о странном событии. Старуха бранит мужа за то, что он не попросил никакого откупа от рыбки, указывая на разбитое корыто.
  4. Получив взбучку, дед снова отправляется к морю и встречает там рыбку. Он рассказывает ей о гневе своей супруги и просит корыто.
  5. Вернувшись, он обнаруживает новое корыто и старуху в ещё большем гневе, вызванном столь глупой просьбой. Женщина возмущается тем, что они живут в покосившейся землянке и требует приличную деревянную избу.

Далее, события сказки развиваются циклично. Старуха требует всё большего, а старик таскается с новыми просьбами к морю, которое с каждым разом выглядит всё мрачнее.

Последующие желания главной героини:

  1. Изменение статуса чёрной крестьянки на столбовую дворянку. После этого героиня ненадолго успокоилась, но через несколько недель вновь послала мужика к рыбке.
  2. Стремление к безграничной власти в образе вольной царицы.
  3. Последнее требование новоиспечённой царицы заключалось в том, чтобы стать владычицей морской, подчинив себе Золотую Рыбку. В противном случае она обещает жестоко наказать несчастного старика.

Когда главный герой в очередной раз отправился к морю и передал новое пожелание, рыбка, ничего не ответив, уплыла лишь взмахнув хвостом. Вернувшись обратно, старик вместо царского дворца увидел свою землянку и старуху у разбитого корыта. Всё вернулось на круги своя, словно ничего и не было.

Традиционное понимание сказки

Принято считать, что главная мысль «Сказки о рыбаке и рыбке» заключается в наглядной демонстрации человеческой жадности, мешающей наслаждаться скромными жизненными благами. Читатель должен понять, что необходимо ценить редкие подарки судьбы, используя их с пользой для себя.

В убогую и беспросветную жизнь стариков приходит лучик надежды. Однако они настолько привыкли к своему нищенскому существованию, что не могут распорядиться им как следует. Старик, безусловно, поступает непрактично, отказавшись от вознаграждения за своё милосердие к рыбке. Такая скромность совсем неуместна в ситуации, когда нечего есть. Узнав об этом, его жена, естественно, возмущается. Её первые желания по улучшению быта вполне адекватны.

Как говорит пословица: «Без труда не выловишь и рыбку из пруда». И действительно, чудесный улов приходит по истечении долгих лет упорного и часто безрезультатного труда как своеобразное вознаграждение. Очень символично, что главный герой просто отказывается от него. Его выбор обусловлен разочарованием в жизни, нежеланием что-либо менять. Именно поэтому старик не пытается противоречить нелепым пожеланиям своей супруги. Но суть произведения не только в этом.

Одна из идей сказки раскрывается через главную героиню. Получив возможность легко удовлетворять свои желания, она превращается в ненасытное чудовище, готовое идти по головам, эксплуатируя и унижая даже самых близких людей. Став столбовою дворянкой, старуха отправляет своего мужа с глаз долой на конюшню. Он становится нужен только для выполнения очередного нелепого желания.

Произведение Пушкина поднимает вопрос о конфликте между богатством и нравственностью. Ведь ни для кого не секрет, что внезапно разбогатевшие люди зачастую меняют своё отношение к близким.

И всё же основной философский смысл повествования просматривается в образе разбитого корыта. Этот гротескный образ показывает всю ничтожность человеческого существования. Сказка развивается циклично и заканчивается тем же, с чего началась. Автор хочет сказать о нелепости стремлений к невероятному богатству, власти и прочим излишествам. Получив всё возможное, человек рискует остаться ни с чем.

Альтернативный анализ произведения

Вся необычность сказки заключается в многообразии интерпретаций, которые зависят от возраста, пола, образования, моральных ценностей и социального класса читателя. Одни проявляют больше сострадания старухе, тогда как другие, напротив, старику. Кому-то жаль всех, включая Золотую Рыбку. А некоторые могут думать, что героям досталось поделом.

Для примера можно провести разбор сказки с учётом особенностей гендерной принадлежности читателя. Женщины полагают так:

  1. Глава семьи — это неудачник, не умеющий и не желающий повысить своё благосостояние. Всё что он может — это только сидеть и ждать у моря погоды. Он совершенно не понимает свою жену и является типичным подкаблучником.
  2. Герой страдает именно из-за своей глупости и неумения удовлетворить все запросы супруги.
  3. Старуха сумела добиться хоть чего-то от рыбки и пожила в своё удовольствие, в то время как дед получил одни проблемы — удел неудачника.
  4. Главная загвоздка видится в непомерных амбициях героини. В то же время большинство дам считает, что они не отказались бы от Золотой Рыбки, использовав её более продуманно и целесообразно.

В итоге выходит история о несчастной забитой домохозяйке, которая долгие годы влачила жалкое существование вместе с бестолковым мужем. Она, в отличие от старика, сумела воспользоваться ситуацией, но, к сожалению, не рассчитала своих возможностей.

Мужская интерпретация:

  1. Старуха — эгоистичная женщина, которая целыми днями сидит у разбитого корыта и ждёт, пока муж принесёт улов.
  2. Старик — честный труженик, который по доброте душевной вынужден исполнять прихоти жены.
  3. В итоге героиня расплачивается за свою непомерную жадность и остаётся с носом.
  4. Вывод — не следует требовать слишком много.

Определённый круг читателей может воспринять сказку как проявление сексизма. Ведь очевидно, что автор назначает отрицательным персонажем старуху. Она постоянно бранит доброго и бескорыстного мужа и даже выгоняет его на конюшню, за что её настигает возмездие. Финал произведения наглядно показывает, что удел женщины — сидение у корыта. Нет шансов на перемены, ведь рыбка не приплывёт домой.

Любопытные факты

Считается, что за основу для своего сочинения Пушкин взял сказку братьев Гримм «О рыбаке и его жене» об этом говорит несомненное сходство сюжетных линий. А ещё Золотую рыбу можно встретить в древнем индийском фольклоре. Здесь она представляет собой воплощение всемогущего подводного духа.

В произведении немецких сказочников героиня становится главой католической церкви — римским папой, а затем желает быть самим богом. Интересный факт — в дневнике Александра Сергеевича была найдена черновая запись с описанием сидения старухи на вавилонской башне с папской тиарой на голове. Однако этот фрагмент не вошёл в окончательный вариант из-за того, что не вписывался в общую концепцию сочинения и портил общий русский колорит.

Сказка Пушкина буквальна пропитана символизмом и скрытым философским смыслом. В качестве примера можно привести тройное закидывание невода и великолепное изображение водной поверхности. Настроение моря, по мере развития событий и новых желаний старухи, угрожающе меняется:

  • Просьба о корыте — слегка разыгралось.
  • Изба — помутилось синее море.
  • Дворянка — неспокойно.
  • Царица — почернело.
  • Последнее желание — чёрная буря.

Все творения Пушкина, написанные в жанре сказки, — это настоящая головоломка для каждого, кто решится их анализировать. На первый взгляд, они переполнены простодушием, благодаря чему с успехом преподаются в младших классах. Но с другой стороны — это сложнейшие символические полотна, полные серьёзности и глубокомыслия, разгадка которых невероятным образом ускользает от самых искушённых исследователей.

Еще тесты

Читайте также

Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормилРассказ Дедушка (Н.А. Некрасов)Песня о Соколе (Максим Горький) Бедные люди (Ф.М. Достоевский)

ВойтиЯ забыл свой пароль!Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правиламиРегистрацияРегистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами

Сообщество Присоединиться Виджет

Вопросы батюшке

Задай свой вопрос

Подать записку

вмч. и цел. Пантелеимону

Вопросы юристу

Задай свой вопрос

Молитва по соглашению

Наши проекты

Вопросы психологу

Задай свой вопрос

Наша статистика

  • Регистраций251363
  • Посетителей196700
  • Священников1178
  • Храмов всего19703
  • Активных храмов12110

Показать статистикуСкрыть статистику © 2013-2021 Елицы. Все права защищены Правила | О нас | ПартнерыСлужба поддержки | РазработчикамПаломничество к православным святынямПомочь проекту | Мобильная версияМы в ВконтактеМы в FacebookМы в Одноклассиках

Епископ Цалкинский Григорий (Кация) родился в 1972 г. в Сухуми, в Саратове закончил сначала школу, а затем и Государственный медицинский университет, после чего проходил аспирантуру и докторантуру в московском Институте сердечнососудистой хирургии им. Бакулева. Доктор медицинских наук, специалист по сердечнососудистой хирургии. В 2010 г. пострижен в монашество и рукоположен в иеродиакона и иеромонаха. С 2013 г. епископ Цалкинской епархии Грузинской Православной Церкви.

Тем более интересно то христианское истолкование знакомой всем нам с детства «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина, которое преосвященный Григорий делает, исходя из аскетического контекста большинства образов этой притчи.

А. С. Пушкин

Весь мир есть одна долгая притча, составленная из бесчисленного количества притч.

Святитель Николай Сербский

Одной из таких притч является необычная «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина, в которой при желании можно увидеть множество евангельских образов и смыслов. Главные персонажи этой сказки всем хорошо известны: злая и ненасытная старуха, послушный и бескорыстный старик, всемогущая золотая рыбка. Но и другие, неодушевленные участники сказки-притчи – море, землянка, корыто, пряжа, невод, конюшня, царство – имеют библейское значение.

Лейтмотивом этой сказки может послужить премудрость Соломона: Надеющийся на богатство свое упадет (Притч. 11: 28). И понятно, что этой участи заслуживает злая старуха. Но почему так же наказан добрый старик, оказавшийся у разбитого корыта вместе с женой? Ведь, по сути, ничего плохого он не совершал. Для себя ничего не просил и смиренно исполнял свое «послушание», а осужден вместе со сварливою бабой и остался ни с чем.

Попробуем объяснить эту сказку в свете Евангелия и православной антропологии.

На евангельский подтекст указывает число лет живших у моря старика и старухи – тридцать лет и три года – возраст Христа. Рыбка – раннехристианский символ Господа Иисуса Христа. Золото – символ божественности, святости и вечности.

Землянка (земля) – это тело человеческое, из земли оно создано; старик – это ум, старуха – это сердце человека

Кем же могут являться старик и старуха, которые живут в землянке? Землянка (земля) – это тело человеческое, из земли оно создано (см.: Быт. 2: 7), старик – это ум, старуха – это сердце человека. Море – это жизнь человеческая (житейское море).

Старуха (сердце) все время находится в землянке (доме, тереме, дворце), то есть сердце не выходит за пределы своего тела. Старик (ум) ходит по всему свету, житейскому морю и приносит сердцу разные вести, в том числе и чудесные.

Старик (ум) закидывает сеть (невод) в море. По Феофилакту Болгарскому, такой образ означает глубину мыслей, познаний человека.

Тина в данном случае – нечто мелкое, суетное, как у поэта Н. Некрасова: «Погрузился я в тину нечистую мелких помыслов, мелких страстей» («Рыцарь на час», 1862).

Трава часто встречается в Библии как символ временного, преходящего, непостоянного: Человек – что трава, дни его, как полевой цветок, так и он отцветает (Пс. 102: 15). Ибо всякая плоть – как трава, и всякая слава человеческая – как цвет на траве: засохла трава, и цвет ее опал (1 Пет. 1: 24).

Каждый человек в своей жизни так или иначе встречается с Господом, но не узнает Его. Иногда в виде странников, или нуждающихся, болящих, в темнице томящихся (Мф. 25: 31–46). Более того, по православному учению, в ближнем мы должны видеть Господа. Но в Господе мы не почитаем Бога, а в ближнем не видим образа Его (иеромонах Василий Росляков).

Откуп, о котором говорит рыбка, – это напоминание об откупе за нашу бессмертную душу: Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою? (Мф. 16: 26). Как же может откупаться всемогущая золотая рыбка, исполняющая любые желания и по своей воле попадающая в человеческие руки? Здесь аналогия с добровольными страданиями Христа от рук человеческих.

Совершается интересное психологическое действие. Ум приносит сердцу новости, события, чудеса. Происходит диалог ума с сердцем. Вот как описывает подобный диалог святитель Игнатий (Брянчанинов) в своей статье «Совещание души с умом» (в данном случае душа и сердце – синонимы):

«Душа обращается к уму:.

– Ум мой! Ты – руководитель души. Наставь меня! Научи меня, как мне обуздать и подавить страсти, которые возникают во мне самой.

Ум обращается к душе.

– Неутешительным будет мой ответ. И я вместе с тобою, душа, поражен грехом. Мой существенный недостаток заключается в непрестанно насилующем меня развлечении. Пораженный развлечением, я парю, скитаюсь по всей вселенной без нужды и без пользы… От моего развлечения ты пребываешь в ожесточении… По причине развлечения моего объемлет меня забывчивость: я забываю Бога, забываю вечность. Мы, душа, составляем одно духовное существо: я помышляю, ты чувствуешь. Но мы не только повреждены грехом, мы рассечены им как бы на два отдельные существа, действующие почти всегда противоположно одно другому. Мы разъединены, противопоставлены друг другу, мы отделены от Бога!

Душа.

– Дай же совет, как выйти нам из общего нашего расстройства? Сердце не может долго бороться с мыслию: оно всегда покоряется ей. Ум мой! Будь путеводителем к общему нашему спасению.

Ум.

– Я согласен с тем, что сердце недолго противится мысли. Но оно, оказав покорность на минуту, снова восстает против самой правильной, против самой богоугодной мысли, восстает с такой силою и ожесточением, что почти всегда низлагает и увлекает меня. Вместе с тобою я погребен в тесном и мрачном гробе невидения и неведения Бога.

Душа.

– Ум мой! Обратись к Слову Божию, из которого мы уже заимствовали бесчисленные блага, но утратили нашим нерадением, нашей холодностию к дарам Божиим.

Ум.

– А ты, душа, должна отречься своей воли, как бы это ни было тягостно для сердца. Вместо своей воли ты должна исполнять волю Христа, Бога и Спасителя нашего, как бы это ни было противным и жестоким для самолюбивого сердца.

Душа.

– Веди меня, мой ум, вослед велений Божиих».

Вот такой мудрый, глубокий и спасительный диалог мог бы состояться. В сказке же происходит противоположное.

С корыта начинаются требования старухи, а заканчиваются земным царством. Как это похоже на удовлетворение страстей чревоугодия, сребролюбия и тщеславия, тех искушений, пред которыми не устоял Адам и которые отразил Господь Иисус Христос.

Достойно внимания то, как старуха становится дворянкой.

Почему именно на конюшню, а не к коровам или свиньям? У святых отцов так написано: «Ум – это только рабочая лошадка у сердца» (святой Алексий Мечёв). А святой царь и псалмопевец Давид даже предупреждает нас не быть такими, как безрассудный старик: Не будьте, как конь и мул, у которых нет разума (Пс. 31: 9).

Чем больше просит старуха, тем пуще она злится. Интересную аналогию можно провести между старухой, которая хочет стать царицей, и реальной исторической личностью. Такою была императрица Евдоксия, негласная правительница при слабом императоре Аркадии. Святитель Иоанн Златоуст открыто обличал ее из-за неумеренной роскоши и греховного поведения. За это Евдоксия приговорила святого к смертной казни, заменив ее изгнанием Златоуста из Константинополя. Иоанн Златоуст так повествует об этом времени: «Бури, на меня воздвигнутые, море, на меня низвергнутое, неистовства государей и сильных мира сего… всё это для меня не более паутины». Вот как он описывает духовную атмосферу во время гонений: «Мы видим, что море бурно вздымается от самого дна… не видят ни неба, ни моря, а повсюду лишь глубокую, беспросветную, мрачную тьму».

Почему именно на конюшню? У святых отцов написано: «Ум – это только рабочая лошадка у сердца»

Эта же духовная атмосфера изображена в сказке:

Под бурным морем святые отцы также понимают и падший мир, и страсти плотские. И чем сильнее человеческое безумие, тем выше волны бурного моря мирских страстей. Старуха приказывает старику:

Мы знаем, кто хотел стать превыше Бога и чем это закончилось. К сожалению, в этой сказке старик и старуха совершают ту же ошибку, когда задумывают стать выше Бога. И остаются у разбитого корыта.

Если землянка – это тело человеческое, старик – это ум, старуха – сердце, то чем же является корыто? Читаем в толковом словаре: корыто – предмет хозяйственного обихода для стирки белья, корма скота. Для чего же им корыто?

Вспомним слова из Великого покаянного канона святого Андрея Критского:

«Я осквернил одежду моей плоти, Спаситель, и изгрязнил то, в чем образ Твой и подобие. Удовольствиями страстей я омрачил красоту души и весь ум всесовершенно в прах превратил. Ныне я изорвал мою первую одежду, которую соткал мне Спаситель в начале, и потому лежу нагим. Я облекся в изорванную одежду, которую соткал мне змий коварством, и (потому) стыжусь» (Понедельник. Песнь 2).

«И мне грех сшил “кожаные ризы”, сняв с меня боготканную прежнюю одежду. Как смоковными листьями, облекся я одеянием стыда в изобличение самовольных страстей моих. Я нарядился в постыдно запятнанную и гнусно окровавленную истечениями страстной и любосластной жизни одежду. Я украсил кумир плоти разноцветною одеждою гнусных помыслов и подвергаюсь осуждению» (Вторник. Песнь 2).

«Общежитие, устроенное по Богу, есть духовная прачечная, стирающая всякую скверну… и все безобразие души»

Так же можно привести слова из «Лествицы» святого игумена Синайской горы Иоанна:

«Общежитие, устроенное по Богу, есть духовная прачечная, стирающая всякую скверну и грубость и все безобразие души» (Слово 26, 170).

Вот для чего у них было корыто, и пряла старуха свою пряжу – своеобразный способ прикрыть наготу свою.

Корытом также называют ясли для корма скота. По толкованию Феофилакта Болгарского, Господь по рождении был положен в ясли:

«Полагается в яслях, быть может, для того, чтобы от начала научить нас смирению, а быть может, для того, чтобы символически показать, что Он явился в мир сей – место, обитаемое нами, – уподобившимся неразумным скотам (Пс. 48: 13). Ибо как ясли принадлежат скотам, так и мир сей – нам. Итак, мир – ясли, а мы неразумные животные; а чтобы искупить нас от неразумия, для этого Он и явился здесь».

Какие же выводы можно сделать из этой сказки-притчи?

Из повествования видно, что ни разу ни старик, ни старуха не поблагодарили золотую рыбку за блага. Они относились к ней как к волшебному рогу изобилия и не увидели в ней Бога.

Старик (ум), три раза закидывая невод, вытаскивал то грязную тину, то скоропреходящую траву, а в третий раз, поймав золотую рыбку, не узнал самого главного, показав свое неразумие и нерассудительность, что в Евангелии называется плотским разумением (см.: Рим. 8: 5–7), а это уже не просто глупость и скудоумие, а вражда против Бога (см.: Рим. 8: 7–8). У святого Исаака Сирина так написано:

«Слово о добродетели требует сердца, не занимающегося землею и близким с нею общением. В человеке же, которого ум утружден заботою о преходящем, добродетель не пробуждает помысла к тому, чтобы возлюбить ее и взыскать обладания ею» (Слово 1).

Когда старик просит корыто, то рыбка отвечает: «Будет вам новое корыто». Когда просят избу, рыбка отвечает: «Так и быть: изба вам уж будет». Но уже на просьбу о дворянстве и царстве отвечает по-другому: «Будет старуха царицей». То есть старику и старухе новое корыто было необходимо, изба – необязательна, а терем и дворец излишни.

Старик и старуха, составляя единое целое – душу человеческую, повторяют грехопадение Адама, не устояв перед искушением страстей: чревоугодия, сребролюбия, тщеславия, а напоследок и сатанинской гордыни, пожелав властвовать над золотой рыбкой.

Как же мы похожи на старика, ходящего по краю моря и не узнающего Господа! А Господь нас спрашивает: «Какой выкуп ты дашь за свою душу? Чего тебе надобно? Где твое сокровище, где твое сердце? (ср.: Мф. 6: 21). Ищешь ли Царствие Небесное или служишь страстям своим?» Смотрим на Господа и не видим Его, не спрашиваем, не благодарим, не славим. Святой Исаак Сирин так объясняет эту ситуацию:

«Ум плавает на поверхности вод, то есть моря Божественных Писаний, и не может проникнуть своею мыслию Писания до самой глубины… тогда как сердце немощно и не может вынести искушений от страстей, встречающихся при внешних и внутренних бранях» (Слово 1).

Но и явиться человеку пред Господом нужно в чистых, светлых, брачных одеждах (см.: Мф. 22: 1–14). Поэтому старуха пряла свою пряжу, чтобы прикрыть наготу свою, и было им даровано новое корыто – некая «духовная прачечная», где бы очистились пятна и скверны с душевной одежды нетления. Но об этом корыте сразу же позабыли, потребовав для себя не небесных, а земных благ и удовольствий. Поэтому, если люди отвергают Господа и отказываются от спасения души, что является единым на потребу (Лк. 10: 42), то Господь и говорит таким: Се, оставляется вам дом ваш пуст (Лк. 13: 35). Вот и остаются старик и старуха у разбитого корыта. От чего избави нас Бог!

Не стоит полагать, что злая старуха осталась в той сказке. Если вслушаться в себя, то можно заметить, что такая вот старуха понукает в нас нашим разумением и на те дары, получаемые от милостивого Господа, недовольно и неблагодарно бранится. И на вопрос, поставленный А.С. Пушкиным: «Что мне делать с проклятою бабой?», попробуем ответить вместе с преподобными Исааком Сириным, Иоанном Лествичником, Андреем Критским, святителями Николаем Сербским, Иоанном Златоустом, Игнатием (Брянчаниновым) и всеми святыми, очистившими свой ум и сердце. Пока есть у нас время, место и возможность смыть с себя все скверны и безобразия души благодатью и щедротами и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа. Аминь.

Сказка о рыбаке и рыбке – произведение, в котором очень точно раскрывается характер человека. Детям она поможет лучше понять простые понятия «добро», «зло», «благодарность», «жадность». Непременно прочитайте сказку онлайн и обсудите ее с ребенком.

Читать сказкуСлушать аудиосказку

Краткое содержание сказкиАнализ сказкиМораль сказкиПословицы, поговорки и выражения сказки

Скачать сказку о рыбаке и рыбке: (word) – (pdf)

Сказка о рыбаке и рыбке читать

Загрузка текста сказки…

Краткое содержание сказки

На берегу моря в ветхой избушке жили бедно, но в согласии старик со старухой. Проблемы их начались после того, как поймал старик волшебную рыбку, которая умела исполнять желания. Рассказал дед о ней старухе. Вместо землянки дом баба захотела, потом хоромы, затем быть царицей. Дед вынужден был каждый раз идти на поклон к золотой рыбке, чтобы новые желания старухи та исполняла. Получив богатство и власть, не унималась глупая баба. Еще большего ей захотелось – стать владычицей морскою. Итог был предсказуемым – старая землянка и разбитое корыто. Читать сказку онлайн полностью можно на нашем сайте.

Анализ Сказки о рыбаке и рыбке

Известный сюжет позаимствовал Пушкин из народной сказки. Но именно гений великого поэта сделал сказку всемирно известной, а ее персонажей нарицательными. Бесхарактерный и бескорыстный старик, жадная, спесивая, не знающая меры старуха, добрая, но справедливая золотая рыбка олицетворяют определенные человеческие качества. Чему учит Сказка о рыбаке и рыбке, дети смогут определить самостоятельно. Ведь образы сказки яркие и понятные, а содержание простое и доступное для понимания даже дошкольников. Сказка учит, что счастье не в богатстве. Автор предостерегает читателей от необдуманных поступков и желаний, осуждает жадность, высокомерие, глупость.

Мораль Сказки о рыбаке и рыбке

Как нельзя лучше мораль Сказки о рыбаке и рыбке передает известная всем пословица «За малым погонишься – большое потеряешь». Актуальна сказка и в наше время. Добиваться жизненных благ следует, соизмеряя свои желания со своими возможностями, не принося ущерба другим людям. Во всем нужно знать меру и не забывать о нравственных нормах. На примерах из сказки помогите детям усвоить эту истину.

Пословицы, поговорки и выражения сказки

  • Большое счастье искать – все потерять.
  • Остаться у разбитого корыта.
  • Многого желать – добра не видать.
  • Жадность, что река: чем дальше, тем шире.
  • Чего тебе надобно, старче?

Читать сказки онлайн – увлекательное и полезное занятие!

Сказки Пушкина читать

Используемые источники:

  • https://kakoy-smysl.ru/meaning-book/smysl-skazki-o-rybake-i-rybke/
  • https://nauka.club/literatura/skazka-o-rybake-i-rybke.html
  • https://elitsy.ru/communities/95904/605515/
  • https://pravoslavie.ru/106064.html
  • https://ihappymama.ru/iq/skazki/o-rybake-i-rybke-a-s-pushkin/

Подготовить до: Пт, 17 сентября 2021

Опубликовано Тема
16 сентября 2021 Физическая культура Техника метания мяча на дальность. Просмотр

Подготовить до: Пнд, 8 ноября 2021

Опубликовано Тема
7 ноября 2021 Английский язык Знакомство с буквой Ll Просмотр
8 ноября 2021 Русский язык Звуки и буквы: гласные и согласные. Различие звуков и букв. Звуки и их обозначение буквами на письме. Просмотр
8 ноября 2021 Литературное чтение Стихи А.С. Пушкина «У лукоморья дуб зеленый …» Просмотр
8 ноября 2021 ИЗО Изображение и реальность. Для изображения реальности необходимо воображение. Изображение животного Просмотр
8 ноября 2021 Классный час Безопасность на льду в осенне — зимний период Просмотр

Подготовить до: Втр, 9 ноября 2021

Опубликовано Тема
8 ноября 2021 Русский язык Алфавит, его значение. Русский алфавит: правильное название букв, знание их последовательности. Просмотр
8 ноября 2021 Литературное чтение Сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» Просмотр
8 ноября 2021 Математика Периметр многоугольника Просмотр
8 ноября 2021 Технология Народные промыслы. Дымка. Работа с пластилином. «Дымковская игрушка» Просмотр
8 ноября 2021 Физическая культура Инструктаж по технике безопасности. Строевые упражнения. Просмотр

Подготовить до: Ср, 10 ноября 2021

Опубликовано Тема
9 ноября 2021 Литературное чтение Cказки А.С.Пушкина. «Сказка о рыбаке и рыбке» Просмотр
9 ноября 2021 Математика Свойства сложения. Просмотр
9 ноября 2021 Окружающий мир Невидимые нити. Просмотр
9 ноября 2021 Занимательная грамматика Правила о непроизносимых согласных. Просмотр

Подготовить до: Чт, 11 ноября 2021

Опубликовано Тема
9 ноября 2021 Русский язык Расположение слов в алфавитном порядке . Звуко-буквенный разбор слов. Просмотр
9 ноября 2021 Литературное чтение Cказки А.С.Пушкина. «Сказка о рыбаке и рыбке» Просмотр
9 ноября 2021 Математика Использование переместительного и сочетательного свойств сложения для рационализации вычислений. Просмотр
10 ноября 2021 Шахматы Повторение. Просмотр
10 ноября 2021 Физическая культура Строевые упражнения. Техника тестирования гибкости. Просмотр

Подготовить до: Пт, 12 ноября 2021

Опубликовано Тема
9 ноября 2021 Русский язык Развитие речи.Работа с текстом. Запись ответов на вопросы к тексту. Просмотр
9 ноября 2021 Математика Проект » Математика вокруг нас».Узоры и орнаменты на посуде. Просмотр
9 ноября 2021 Окружающий мир Дикорастущие и культурные растения. Просмотр
9 ноября 2021 Музыка Расскажи сказку.Колыбельные. Просмотр
11 ноября 2021 Физическая культура Строевые команды:повороты направо, налево. Перекаты (виды перекатов). Просмотр

Подготовить до: Пнд, 15 ноября 2021

Опубликовано Тема
12 ноября 2021 Русский язык Гласные звуки и буквы и их признаки. Буквы е,ё,ю,я и их функции в слове. Просмотр
12 ноября 2021 Литературное чтение Cказки А.С.Пушкина. «Сказка о рыбаке и рыбке» Просмотр
12 ноября 2021 ИЗО Изображение и фантазия.Для создания фантастического образа необходима опора на реальность.Изображение фантастических животных. Просмотр
14 ноября 2021 Английский язык Знакомство с буквой Mm Просмотр
15 ноября 2021 Классный час Правовое просвещение детей Просмотр

Подготовить до: Втр, 16 ноября 2021

Опубликовано Тема
13 ноября 2021 Физическая культура Гибкость. Просмотр
15 ноября 2021 Русский язык Роль гласных букв в слове.Слова с буквой Э. Просмотр
15 ноября 2021 Математика Закрепление изученного.Числовое выражение и его значение. Просмотр
15 ноября 2021 Литературное чтение И.Крылов » Лебедь, Щука и Рак». Просмотр
15 ноября 2021 Технология Народные промыслы.Матрешка. Аппликация из разных материалов. История матрешки. Просмотр

Подготовить до: Ср, 17 ноября 2021

Опубликовано Тема
16 ноября 2021 Литературное чтение И.А.Крылов «Стрекоза и Муравей» Просмотр
16 ноября 2021 Математика Закрепление изученного.Числовое выражение и его значение. Просмотр
16 ноября 2021 Окружающий мир Дикие и домашние животные. Просмотр
16 ноября 2021 Занимательная грамматика Волшебное средство-«самоинструкция». Просмотр
16 ноября 2021 Английский язык Знакомство с буквой N n. Просмотр

Подготовить до: Чт, 18 ноября 2021

Опубликовано Тема
15 ноября 2021 Физическая культура Как зародились Олимпийские игры. Просмотр
17 ноября 2021 Русский язык Произношение ударного и безударного гласного звука в корне слова и его обозначение на письме. Просмотр
17 ноября 2021 Математика Закрепление изученного.Числовое выражение и его значение. Просмотр
17 ноября 2021 Литературное чтение Л.Н.Толстой. Знакомство с творчеством писателя. Просмотр
17 ноября 2021 Шахматы Шахматная нотация Просмотр

Подготовить до: Пт, 19 ноября 2021

Опубликовано Тема
17 ноября 2021 Математика Устные приемы сложения и вычитания чисел в пределах 100 Просмотр
17 ноября 2021 Русский язык Особенности проверяемых и проверочных слов(для правила обозначения буквой безударного гласного звука в корне слова) Просмотр
17 ноября 2021 Окружающий мир Комнатные растения.Практическая работа » Уход за комнатными растениями». Просмотр
17 ноября 2021 Физическая культура Режим дня. Просмотр
18 ноября 2021 Музыка Колокольные звоны России Просмотр

Цель: повторить сведения об имени прилагательном на материале «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина.

Задачи:

Образовательные:

  • найти в сказке имена прилагательные и определить их роль.
  • формировать умение проводить лексический анализ слов — имён прилагательных.
  • повторить грамматические признаки имён прилагательных — род (в единственном числе), число, падеж
  • формировать умения определять и обосновывать написание безударных падежных окончания имён прилагательных, проверять правильность написанного.

Развиваюшие:

  • развивать умение извлекать информацию из художественного текста;
  • развивать умение контролировать правильность записи в тексте имён прилагательных с безударными окончаниями, находить имена прилагательные с неправильно записанными окончаниями и исправлять в словах ошибки.
  • формировать умение ставить цель проекта и выдвигать гипотезу.

Воспитательные:

  • формировать интерес к русскому языку как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа;
  • воспитывать навыки сотрудничества в совместной деятельности, мотивацию к творческому труду.

Предметные результаты:

  • осознавать, что понимание значения слова — одно из условий умелого его использования в устной и письменной речи;
  • распознавать среди предложенных слов устаревшие слова и слова, употребленные в переносном значении;
  • подбирать к предложенным словам антонимы и синонимы;
  • находить в словах окончание, основу, корень, приставку, суффикс;
  • образовывать слова (другой части речи) с помощью суффикса;
  • распознавать часть речи имя прилагательное на основе усвоенных признаков;
  • выявлять роль и значение прилагательных в речи;
  • определять грамматические признаки имён прилагательных — род (в единственном числе), число, падеж; изменять имена прилагательные по падежам;
  • применять ранее изученные правило правописания безударных падежных окончаний имён прилагательных;

Метапредметные результаты.

Регулятивные:

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками);
  • выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, учитывать правило (алгоритм) в планировании и способа решения;
  • осуществлять пошаговый контроль по результату, адекватно оценивать правильность выполнения действия;
  • адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами.

Познавательные:

  • использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий;
  • извлекать необходимую информацию из художественного текста, анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста;
  • осуществлять логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации;
  • строить рассуждение, подводить факты языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза.

Коммуникативные:

  • слушать и слышать собеседника, вести диалог;
  • понимать необходимость ориентироваться на позицию партнёра в общении, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;

Личностные:

  • восприятие русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа;
  • навыки сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока;
  • развитие мотивации к творческому труду (в проектной деятельности).

Формы организации познавательной деятельности:

  • фронтальная;
  • парная;
  • индивидуальная.

Оборудование: карточки со значками настроения, карточки-светофоры, рисунки с отрывками сказки, рисунки с толкованием устаревших слов, карточки со словами-выводами по проекту, карточки с самостоятельной работой; мультимедийное оборудование.

Подготовительная работа:

  • прочитать «Сказку о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина;
  • нарисовать рисунки к отрывкам сказки;
  • нарисовать рисунки с толкованием устаревших слов.

Ход урока

1. Организационный этап

— С каким настроением вы сегодня пришли в школу?

Учащиеся по карточкам показывают свое настроение: радостное, хорошее настроение, скучное настроение, грустное настроение.

— Вы видите, что настроение бывает самым разным:

веселым, и грустным.

— Я вам, ребята, желаю только хорошего, веселого настроения!

— Очень рада вас видеть! Давайте день начнем с улыбки. Улыбнитесь мне, своему соседу, всем ребятам.

2. Актуализация знаний

1) Логическое упражнение.

Вокруг доски на стене наклеены буквы (есть лишние): С З К Ч А М К А

— Ребята, посмотрите на буквы, соберите слово. (СКАЗКА)

2) Чистописание.

— Откройте тетради, оформите классную работу.

— У вас прописано слово СКАЗКА карандашом, обведите его, пропишите два раза.

Самопроверка.

— Сравните свое написание с первым словом, если у вас нет замечаний, покажите зеленый светофор, если вы чем-то недовольны, то красный.

— Что бы ты исправил (а) в своем написании….?

3) Орфографическая минутка.

— Разберите по составу слово сказка.

— Найдите орфограмму в корне этого слова. (Парная согласная в корне слова буква З)

— Подберите проверочное однокоренное слово имя прилагательное. (Сказочный)

— Как получилось слово сказочный из слова сказка? (Взяли корень -сказ и добавили суффиксы -оч и -н)

— Докажите, что здесь два суффикса, а не один -очн. (сказ/оч/к/а)

3. Объявление темы урока

— Обозначьте, чем отличаются слова сказка и сказочный, кроме их состава? (Слово сказка — имя существительное. Слово сказочный — имя прилагательное.)

— Что обозначают имена прилагательные, для чего они нужны в речи?

— Прилагательные в русском языке играют очень большую роль. Без них невозможно создать законченный образ предмета, а описание станет серым и скучным. Редко встретишь предложение, в котором бы не упоминалось прилагательное.

— Продолжим разговор о сказке.

— Все любят сказки, и дети, и взрослые. Какую сказку вы читали и рисовали к ней рисунки? («Сказку о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина.)

— Сегодня на уроке мы поговорим об именах прилагательных на примере этой сказки и выполним эту работу в виде проекта.

4. Работа над проектом

1) Постановка цели и выдвижение гипотезы проекта.

— Для постановки цели проекта, что постараетесь определить в сказке? (Определить, какие имена прилагательные А.С.Пушкин употребляет в сказке.)

— Чтобы выдвинуть гипотезу, подумайте, что можно предположить о количестве прилагательных в этой сказке, о том какие это прилагательные с точки зрения лексики? (А.С.Пушкин использовал много прилагательных в сказке, в том числе устаревших, слов в переносном значении, чтобы приблизить авторскую сказку к народной и подробно описать своих героев, их внешний вид и характер, природу.)

2) Работа над лексическим составом сказки.

— У вас есть на парте рисунки и на обратной стороне отрывки из сказки, прочитайте их, подчеркните все прилагательные. Работаем в паре.

— Откройте учебник упр. 2 с.28, составьте словосочетания.

Примечание: в упр.2 с.28 заданы существительные, задание требует подобрать соответствующие прилагательные из «Сказки о рыбаке и рыбке».

Синее море, ветхая землянка, разбитое корыто, морская трава, золотая рыбка, ласковое слово, человечий голос, великое чудо, новое корыто, сварливая баба, кирпичная, белёная труба, дубовые, тесовые воро́ты, чёрная крестьянка, столбовая дворянка, дорогая соболья душегрейка, парчева́я кичка, золотые перстни, красные сапожки, усердные слуги, вольная царица, целое царство, печатный пряник, заморские вины, грозная стража, старый невежа, царские палаты, морская владычица, чёрная буря, сердитые волны.

— Значения всех ли слов вам известно? (Нет.)

— Приведите примеры таких слов. (парчева́я кичка, столбовая дворянка и т.д)

— Как они называются? (Устаревшие)

— Почему их так называют? (в современном языке их не употребляют, так как не используют предметы, которые они обозначают)

На доске заранее выполненные детьми рисунки и толкование устаревших слов, любое из них учитель может зачитать и проиллюстрировать, в зависимости от пожеланий учеников.

— Как вы думаете, почему в сказке много встречается устаревших слов? (Эти слова приближают сказку к народной. Мы знаем, что свои сказки Пушкин написал на основе народных сказок, услышанных в детстве от своей няни. Устаревшие слова помогают описать внешний вид героев, их характер.)

На доске следует прикрепить карточки со словами, обозначающими сделанные детьми выводы.

  • «устаревшие слова»
  • «приблизить свою авторскую сказку к народной»
  • «красочно описать жизнь героев того времени, их характер»

— Продолжим разговор о лексическом составе сказки. Какие слова употреблены в сказке в переносном значении?

  • Золотая (рыбка) — покрытая золотой чешуёй.
  • Сердитые (волны) — большие, высокие.
  • Чёрная (крестьянка) — бедная.
  • Печатный пряник — с отпечатанным рисунком.
  • Чёрная (буря) — сильный ветер и высокие волны на море.

— Почему Пушкин использовал такую лексику? (Чтобы точно и ярко передать чувства и героев и характер природы)

На доске следует прикрепить карточки со словами, обозначающими сделанные детьми выводы.

  • «слова в переносном значении»
  • «точно и ярко передать чувства и героев и характер природы»

5. Физминутка

На уроке отдохнём —

На рыбалку мы пойдём!

Накопаем мы червей,

Удочку возьмём скорей,

И вприпрыжку побежим —

Порыбачить мы хотим.

В воду удочку закинем,

Посидим тихонько.

Рыбка, кажется, клюёт?

Вытащим легонько.

Ах, какая красота —

Рыбка небольшая.

Пусть живёт себе в реке,

Выпущу тебя я!

Быстро в школу побежим —

Вот такой у нас режим.

6. Обобщение знаний об имени прилагательном

С обратной стороны доски записаны некоторые словосочетания из упр.2 с.28.

Синее море, ветхая землянка, разбитое корыто, морская трава, золотая рыбка, ласковое слово, золотые перстни, красные сапожки, усердные слуги, вольная царица, целое царство, печатный пряник, заморские вины, царские палаты, чёрная буря, сердитые волны.

— На какие две группы вы можете разделить эти прилагательные? (Ед.ч. и мн.ч.)

— Как определить число прилагательного? (по существительному)

— Я читаю словосочетание, если это множественное число, то зеленый кружок поднимаем, если единственное, то красный.

— На какие три группы вы можете разделить прилагательные ед.ч.? (м.р, ж.р., с.р.)

— Приведите примеры прилагательных каждого рода.

— Почему мы делим на три группы только прилагательные в ед.ч.? (во мн. ч. прилагательные по родам не изменяются)

— Как определить род прилагательного? (по существительному)

— Прочитайте отрывки из сказки и найдите одно прилагательное, но разного рода.

«Отпусти ты, старче, меня в море,

Дорогой за себя дам откуп:

Откуплюсь, чем только пожелаешь»

«Я сегодня поймал было рыбку,

Золотую рыбку, не простую;

По-нашему говорила рыбка,

Домой в море синее просилась,

Дорогою ценою откупалась:

Откупалась, чем только пожелаю.

Не посмел я взять с нее выкуп;

Так пустил ее в синее море».

— Как еще изменяются прилагательные? (по падежам)

— Как определить падеж прилагательного? (по существительному)

— У вас есть карточка с окончаниями прилагательных. На доске записаны словосочетания из сказки, где прилагательные без окончаний: обсудите в паре, куда можно прикрепить ваши окончания.

у синего моря

синее море

грозная царица

ласковое слово

в море синее

к синему морю

новое корыто

сварливая баба

высокий терем

разбитое корыто

глубокое море

в ветхой землянке

чёрной крестьянкой

пряником печатным

На доске записаны словосочетания, дети выходят по одному из пары и крепят свои карточки с окончаниями прилагательных.

Проверка правильности с помощью светофора.

Если есть ошибки, следует их исправить. Может возникнуть ситуация, когда на одно слово окажется две карточки (если окончания одинаковые), а на другое ни одного. Следует разобраться и обсудить, куда можно перенести карточку.

— Какое прилагательное в этом наборе изменено по падежам? (синее море)

— Определите падежи прилагательного синее.

Сделаем общий вывод: как изменяются имена прилагательные? (по падежам, числам, в единственном числе по родам)

7. Физминутка для глаз

  • Смотри сначала вправо, затем влево.
  • Делаем круговые движения глазами по часовой стрелке и против часовой стрелки.
  • Смотрим сначала вверх, потом вниз.
  • Зажмурится на несколько секунд, потом открыть глаза.
  • Все повторяем по три раза.

8. Самостоятельная работа

Самостоятельная работа выполняется по карточке, запись ведется в рабочей тетради. Взаимопроверка. Оценка светофором. Разбор ошибок.

Запишите предложения, вставив слово золотой в нужной форме. Укажите над ним число, род, падеж, выдели окончание.

1. Закинул старик в море невод и поймал ……… рыбку.

2. На руках у столбовой дворянки сверкали …….. перстни.

3. Пошел старик опять к ………… рыбке.

4. На голове у старухи ………… кичка.

9. Работа над проектом

— Продолжим разговор о лексическом составе сказки. В самостоятельной работе вам встретилось прилагательное, которое относилось к разным существительным. А наоборот есть ли в сказке моменты, где одно существительное описывается несколькими прилагательными?

— Для чего А.С.Пушкин использует такой прием? (чтобы точно и красочно описать предметы, природу, людей)

На доске следует прикрепить карточки со словами, обозначающими сделанные детьми выводы. «несколько прилагательных к одному существительному»

10. Домашнее задание

Из упр.2 с.28 задание: подобрать антонимы и синонимы к прилагательным из сказки.

11. Итог урока

— Вспомните цель и гипотезу нашего проекта

— Пользуясь словами на доске, составьте вывод о том, какие прилагательные А.С.Пушкин использовал «Сказке о рыбаке и рыбке»

Вывод: в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкин использовал много прилагательных, чтобы дать яркую характеристику предметам, характерам людей, природе, точно и красочно описать происходящие события. С этой же целью он использовал и слова в переносном значении. Пушкин использует много устаревших слов, что приближает авторскую сказку к народной и позволяет точно передать нравы и быт представленной в сказке эпохи.

12. Рефлексия

Дополните предложения, выбирая любую фразу из предложенного перечня.

  • Сегодня я узнал…
  • Мне было интересно…
  • Мне было трудно…
  • Я понял что…
  • Я научился…
  • У меня получилось…
  • Меня удивило…

Список литературы

1.Канакина В.П. Русский язык. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2 / В. П.Канакина, В.Г.Горецкий .- 11-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 2020. — 159 с., [2] л.: ил. — (Школа России).

2. Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1-4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций/ В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, М.В.Бойкина и др.]. — М.: Просвещение, 2014. — 340 с.

3. Болотова Н.Б. Физминутки. 1 сентября. Открытый урок / https://urok.1sept.ru/articles/561090

4. Сказка о рыбаке и рыбке А.С.Пушкина Пескарь — детская электронная библиотека./ https://peskarlib.ru/aleksandr-pushkin/skazka-o-rybake-i-rybke/

5. Урок 51. Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке «А.С.Пушкина. Российская электронная школа

/https://resh.edu.ru/subject/lesson/3833/train/204645/

  • Сказка о рыбаке и рыбке слушать полностью бесплатно
  • Сказка о рыбаке и рыбке слушать мультик
  • Сказка о рыбаке и рыбке рисунок как менялось море
  • Сказка о рыбаке и рыбке пушкин чему учит детей
  • Сказка о рыбаке и рыбке про любовь