Тема урока: «А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Чему учит сказка?»
Цель: создание условий для овладения алгоритмом составления словесного портрета героя и использования приобретённых знаний и умений в практической деятельности.
Планируемые результаты
Личностные:
- проявляют интерес к чтению литературных сказок,
- проявляют желание составлять словесный портрет сказочного героя.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
- принимают и сохраняют учебную задачу;
- выполняют учебное задание по алгоритму;
- контролируют и оценивают свои действия в соответствии с поставленной задачей;
- в конце урока объясняют удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой.
Коммуникативные УУД:
- учитывают разные мнения и стремятся к сотрудничеству в рамках учебного диалога,
- используют речевые средства для представления результата деятельности.
Познавательные УУД:
- определяют особенности литературной сказки и обосновывают своё мнение,
- описывают героев сказки и их характер, обосновывают свой мнение,
- сравнивают героев и обосновывают своё мнение.
Предметные:
- читают осознанно, выразительно,
- составляют словесный портрет героев,
- составляют план и пересказывают текст по плану.
Средства достижения планируемых результатов:
- технология критического мышления (приём составления кластера)
- технология проблемного диалога (создание проблемной ситуации)
- технология оценивания учебных успехов
- диалоговый метод
- деятельностный метод
- метод моделирования
- средства ИКТ (ПК, экран, проектор, ЭОР)
Ход урока
- Оргмомент.
Литературное чтение – прекрасный урок,
Много полезного в каждой из строк,
Стих это будет, сказка, рассказ –
Вы учите их – они учат вас!
- Речевая разминка.
Синицы
Зайчик едет на такСИ.
Куда едет, сам спроСИ.
Медведь лежит в густой теНИ,
Его за лапу не тяНИ.
В подарок белочке овЦА
Несёт четыре леденЦА.
Хочу спросить я учениц:
Скажите, сколько здесь синиц?
— Прочитайте медленно хором.
— Ответьте на вопрос стихотворения.
— Прочитайте с вопросительной интонацией.
— А теперь скороговоркой.
- Актуализация знаний
— С какой сказкой познакомились на прошлом уроке? Кто автор сказки?
— Чтобы проверить, внимательно ли вы читали сказку, проведём игру.
(Класс делится на две команды, вопросы обсуждают в команде, один ученик отвечает. За правильный ответ даётся «золотая рыбка». Кто больше наберёт, тот и победил.)
— Где жили старик и старуха? (у синего моря в ветхой землянке)
— С чем первый раз пришёл невод? (с тиной)
— С чем второй раз пришёл невод? (с травой морской)
— Какая труба была на новой избе старика и старухи? (кирпичная, белёная)
— Какие ворота были в новой избе? (дубовые, тесовые)
— В чём стояла старуха дворянка на крыльце? (соболья душегрейка, парчовая корона)
— Что сделала старуха в гневе, когда пожелала стать царицей? (ударила по щеке)
— Что держит стража царицы на плечах? (топорики)
— Что ела за столом старуха-царица? (пряник)
— Куда отправила старуха-дворянка старика работать? (на конюшню)
— Как встретила старика старуха-царица? (выгнала)
- Анализ «сказочных примет»
-Найдите черты сходства и отличия сказки А.Пушкина с народной сказкой.
(Приём ТРКЧП — составление кластера. Фронтальная работа –– по ходу вопросов и обсуждения составляется кластер).
|
|
5. Работа над содержанием сказки, характеристикой её героев.
1) восстановление сюжетной цепочки сказки:
— Вспомним содержание и восстановим события сказки, в этом нам поможет схема
2) Постановка проблемного вопроса?
— Почему старуха осталась у разбитого корыта? Ведь ей рыбка дала все что могла. А могло ли быть иначе?
— Вот он наш главный вопрос.(?)
3) Характеристика героев сказки и анализ их поступков.
— Начнем с героев сказки. Назовите героев сказки. (старик, старуха и рыбка)
— Что вы узнали о них из сказки, расскажите где они жили, чем занимались…
— Что произошло со стариком, когда он в очередной раз пошел рыбу ловить, что его очень удивило, найдите отрывок в сказке и прочитайте его.
— Как вела себя рыбка?
— Почему старик её отпускает, ведь он такого чуда никогда не видел?
— Почему рыбка стала помогать старику?
— Как обращается старик к рыбке в тексте?
— Что он испытывает когда вновь обращается к рыбке? (стыд, растерянность, уважение, страх, почтение)
4) Характеристика старика и старухи, рыбки ( работа в паре по карточкам)
| кроткий сварливый добрый мягкий злобный властный смиренный жадный грубый неуживчивый безропотный бескорыстный покорный |
|
— Какой характер был у старика? У старухи? Соедини стрелочкой героя и слово.
— Покажите свои рисунки.
— А рыбка, какая она, дайте ей характеристику.
5) Отношение автора к героям сказки
— Итак, вот они наши герои, а как автор относится к ним?
— рыбку – любит, гордится ею, восхищается;
— старику – сочувствует, жалеет …
— старуху – осуждает, наказывает от имени рыбки
— Давайте разделим героев на положительных и отрицательных и докажем почему мы так поступили. Оцените поступки героев, кто из них был прав, а кто нет.
— У нас остался еще один герой, на которого мы не обратили наше внимание. Как вы догадались, что рыбка сердится на старуху? Всегда ли море в сказке одинаковое?
6.Физкультминутка.
6) Характеристика моря.
— Море всегда разное, то оно синее, то оно помутилось и…. давайте восстановим последовательность каким было море. (работа по карточке в паре)
— помутилось синее море
— синее море
— видит на море чёрная буря
— море слегка разыгралось
— не спокойно синее море
— почернело синее море
— Молодцы, а теперь найдем отрывок из текста соответствующий каждому виду моря.
— Что помогает нам понять – море? (что оно сердится на старуху)
7) Характеристика героя по плану.
— Прочитайте алгоритм.
— Можно ли считать удачно составленным словесный портрет, если в нём описана только внешность героя? Обоснуйте своё мнение. (работа в парах)
— Составьте словесные портреты старика и старухи из «Сказка о рыба%ке и рыбке» А. С. Пушкина, используя алгоритм составления сло%весного портрета литературного героя. (групповая работа)
— Возвращаемся к нашей схеме.
— Чем заканчивается сказка? Так почему же старуха осталась у разбитого корыта? За что же так наказала её рыбка. Хорошо. Как бы старуха высоко не вознеслась, но добро побеждает зло и старуха наказана за свою жадность и алчность.
— А вы бы не хотели поймать золотую рыбку, чего бы вы попросили у рыбки?
— Чему учит нас эта сказка?
7) Работа с пословицами.
— На примере сказки объясним смысл пословиц:
Много захочешь – последнее потеряешь.
Много желать – добра не видать.
Жадность всякому горю начало.
Ненасытному все мало.
— Сказка была написана почти 300 лет назад, но она до сих пор интересна и не просто интересна, она учат нас жить и правильно поступать.
Кому сегодня понравилось на уроке? Кто об этом уроке расскажет родителям, друзьям. И на память о нашем уроке поймайте золотую рубку, пуст она вам напомнит об уроке, а может кому- нибудь поможет.
7. Итог урока.
Мне сегодня понравилось на уроке…..
Мне было трудно …..
Я узнал, что ….
Оцените свою работу на уроке.
8. Д.З. нарисовать рисунок к понравившемуся отрывку, выучить наизусть
Автор: Плискунова татьяна Анатольевна
Организация: МБОУ Лицей №7
Населенный пункт: Московская область, г. Химки
Все большую и большую роль в нашей жизни играют информационные процессы. Глобальное развитие этих процессов ведет к формированию нового уклада жизни, профессиональной деятельности, созданию нового формата человека в обществе. Перед нами открываются огромные возможности: доступ к информационным ресурсам, общение, освоение новых, необъятных просторов виртуальной реальности. Однако, как и у любой медали, у цифровых технологий есть две стороны: приобретения и потери.
Приобщение человека к благам цифрового мира начинается с самого детства. Ребёнок ежедневно видит, как родители, окружающие его люди пользуются различными цифровыми технологиями, поэтому он привыкает к их постоянному присутствию. Но незаметно для нас гаджеты из развлекательной и образовательной областей переходят в разряд воспитателей нового цифрового поколения, в разряд наставников наших детей, отодвигая: учителей и родителей на задний план.
Проведя анкетирование в 3-х классах: шестом, восьмом и десятом, я выяснила, что для 80 % авторитетным является мнение, полученное в интернет- сети, 30% считают авторитетным мнение родителей и только три процента доверяют мнению учителей.
Этот небольшой опрос заставил меня серьезно задуматься, о том какова же всё-таки моя роль в воспитании детей, как учителя и классного руководителя. Могу ли я еще хоть на что-то повлиять? Наверное, влияние есть. Это понимаешь, когда дети говорят твоими фразами, уже забыв откуда они их услышали или неожиданно проявляют тонкость восприятия, глубину понимания, творчество и человечность.
Что же удивительного в таких проявлениях? Веди это же норма поведения. Или уже нет?
Отсутствие авторитетов, эгоцентризм, потеря моральных ценностей и нравственных ориентиров, размытие границ дозволенного, снижение общего уровня культуры – вот та цена, которую мы платим за неограниченное и нерегламентированное присутствие в жизни наших детей цифровых устройств. Разрозненный поток информации, который трудно переработать, осмыслить, ассимилировать захлестывает сознание наших детей. С интернет-трибуны, которую может занять каждый некомпетентный, необразованный или злонамеренный человек несутся мнения и идеи в ценности и правильности которых детям трудно разобраться. Формируется шаткое, фрагментарное и обрывочное мировоззрение, узконаправленная или искаженная картина мира.
У детей в современном обществе быстро формируется интернет-зависимость не менее страшная, чем алкогольная и наркотическая. Не имея возможность играть в любимую игру, ребенок становится агрессивен или же у него проявляются признаки депрессии. У таких детей наблюдается потеря интереса к учебе и социальным взаимодействиям. Их актуальные смыслы протекают в виртуальной плоскости изменяя мышление, восприятие и саму структуру личности.
По мнению современных исследователей Джона Палфри, Урса Гассера, «люди, которые оказались в цифровом мире в самом начале своей жизни и знают этот мир только таким, являются «цифровыми аборигенами». Зачастую такие дети и взрослые уже не видят разницы между жизнью в сети и реальностью.
Есть одна очень популярная игра среди современных школьников. Игра заключается в сборе кристаллов и охране своих сокровищ от противников в одиночку или в команде, а также прокачке персонажей. Я обратила внимание, что дети на перемене находятся в перевозбужденном состоянии, кричат, теряют контроль над своим поведением. Оказалось, что они играют как раз в эту игру. Я задала вопросы зачем они играют в эту игру? И получила следующие ответы:
-Чтобы стать самым крутым;
-Чтобы не было скучно;
— Весело убивать.
Чтобы почувствовать свою значимость, современному ребенку не нужно хорошо учиться, быть сильным, обаятельным или к примеру, уметь играть на гитаре. Ему достаточно прокачать своего персонажа в игре. В этом наши дети действительно похожи на аборигенов, которые на ничего нестоящие стекляшки, готовы менять золото и драгоценные камни. Драгоценным является время детства, за которое должна сформироваться будущая уникальная личность, будущий гражданин, будущий профессионал. Стекляшками — кубки и призы в игре, которая ловит наших детей на извечные человеческие слабости, щедро даруя взамен пустоты.
Убивший тысячу раз в игре скорее переступит через нравственную грань в реальности, особенно если в виртуальности это весело, если на следующем этапе можно «воскреснуть» и снова радостно кинуться в бой.
Не ценность, а обесценивание человеческой жизни, вот чему учатся «новые аборигены» прилежно проходя все новые уровни виртуальной игры.
Это очень страшно! А как издревле известно, самый лучший способ борьбы со страхом — это смех. Я предлагаю вашему вниманию сценарий «Сказки о рыбаке, рыбке и мобильном интернете», созданный на основе сказки А.С. Пушкина, Спектакль по данному сценарию был поставлен мной и успешно реализован на сцене нашего лицея учащимися 6 класса . (см. Приложение №1).
Список литературы.
1.Фильдштейн Д.И. Изменяющийся ребенок в изменяющемся мире: психолого-педагогические проблемы новой школы // Национальный психологический журнал
— 2020 – №2(4) – С.6-11
2.Пэлфри Дж. Дети цифровой эры / Пэлфри Джон, Гассер Урс ; [пер. с англ. Н. Яцюк]. — М.: Эксмо, 2011.—368 с
3.Дубровина И.В. Психологические проблемы воспитания детей и школьников в условиях информационного общества // Национальный психологический журнал
— 2018 – №1(29) – С.6-16
4. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (утв. Указом Президента Российской Федерации от 5 декабря 2016 г.
5. Шпагина Е.М. Информационная безопасность в контексте защиты прав детей в Российской Федерации [Электронный ресурс] // Психология и право. 2016. Т. 6. № 4. С. 86–94.
6.Нечаев Н.Н., Дурнева Е.Е. Цифровое поколение: психолого-педагогическое исследование проблемы // Педагогика. 2016. № 1. С. 36–45.
Приложение №1
«Сказка о рыбаке, рыбке и мобильном интернете»
Автор:
Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
А старуха, уткнувшись сидела
День и ночь в своем телефоне.
Старик:
Что-то сеть моя прохудилась.
Старуха (рассеянно):
Сеть сегодня неважно ловит.
Старик:
О-хо-хо. Пойду порыбачу.
Раз он в море закинул невод, —
Пришел невод с одною тиной.
Он в другой раз закинул невод,
Пришел невод с травой морскою.
В третий раз закинул он невод, —
Пришел невод с одною рыбкой,
С непростою рыбкой, — золотою.
Как взмолится золотая рыбка!
Голосом молвит человечьим:
Рыбка:
Отпусти ты, старче, меня в море,
Дорогой за себя дам откуп:
Откуплюсь чем только пожелаешь.
Старик:
Бог с тобою, золотая рыбка!
Твоего мне откупа не надо;
Ступай себе в синее море,
Гуляй там себе на просторе.
Автор:
Воротился старик ко старухе,
Рассказал ей великое чудо.
Старик:
Я сегодня поймал было рыбку,
Золотую рыбку, не простую…
Не посмел я взять с нее выкуп;
Так пустил ее в синее море
Старуха:
Дурачина ты, простофиля!
Смартфон бы потребовал с рыбки.
Телефон мой совсем раскололся.
Автор:
Вот пошел Старик к синему морю;
Видит – море слегка разыгралось.
Рыбка:
Чего тебе надобно, старче?
Старик:
Смилуйся, государыня рыбка,
Разбранила меня моя старуха.
Смартфон ей надобно новый.
Наш давно уже устаревший.
Стыдно с кнопочным даже старухе.
Рыбка:
Не печалься, ступай себе с богом.
Смартфон для меня не проблема.
Автор:
Воротился старик ко старухе,
В смартфон старуха играет,
Глаз отвести от экрана не может,
Старика не ругает, не пилит,
На вопросы не отвечает.
День проходит, другой, за ним третий.
Стала снова браниться старуха.
Старуха:
Дурачина, ты, простофиля!
В смартфоне, много ль корысти?
Надоели стрелялки, бродилки,
Не какая-то я игроманка.
Воротись, дурачина, ты к рыбке;
Выпроси, что б я блогером сталая.
Круче всех пишущих в интернете!!!
Автор:
Пошел старик к синему морю;
(Почернело синее море.)
Стал он кликать золотую рыбку.
Старик:
Рыбка! Рыбка!
Рыбка:
«Чего тебе надобно, старче?»
Старик:
Смилуйся, государыня рыбка!
Пуще прежнего старуха вздурилась,
Не дает старику мне покою:
Стать известным блогером хочет.
Рыбка:
Не печалься, ступай себе с богом.
Будет так все, как хочет старуха!
Автор:
Пошел старик к своей землянке,
А там…!!!
Старуха (читает реп):
В подписчики все приходите к старухе.
Я сплетни люблю, тиражирую слухи.
В лачуге моей скоростной интернет
На тему любую я дам вам совет.
Про то, как выращивать кактус на грядке,
В квартире, как все устранить неполадки,
Китайский, как выучить вам за три дня –
Про все. Что хотите, спросите меня.
Я выложу селфи отличное вскоре:
В землянке, с корытом у Синего моря.
Про жизнь расскажу про свою я и быт.
Не будет сам Пушкин, как я знаменит.
Старик:
Чай, теперь твоя душенька довольна.
Старуха:
Дурачина, ты, простофиля.
Воротись с поклонами к рыбке:
Надоело народ мне тешить.
Майкрасофт владеть хочу безраздельно,
Чтоб служи Билл Гейтс мне на посылках.
Автор:
Испугался старик, взмолился.
Старик:
Что ты, баба, белены объелась?
Ты в компьютерах совсем ведь не шаришь.
Будут все над нами смеяться.
Старуха:
Не смей мне , ты, старый перечить.
Буду первой я в списке Форбса.
Буду самой богатой на свете,
Заведу лимузин и мопса.
Автор:
Вот идет Старик к синему морю,
Видит, на море черная буря:
Так и вздулись сердитые волны,
Так и ходят, так воем и воют.
Стал он кликать золотую рыбку.
Рыбка:
«Чего тебе надобно, старче?»
Старик:
Смилуйся, государыня, рыбка.
Опять моя старуха бунтует.
Майкрософт владеть теперь хочет,
Чтоб Билл Гейтс служил ей на посылках.
Автор:
Ничего не сказала рыбка,
Лишь хвостом по воде плеснула
И ушла в глубокое море.
Долго у моря ждал он ответа,
Не дождался, к старухе воротился —
Глядь: опять перед ним землянка;
На пороге сидит его старуха,
Со старым кнопочным в руках телефоном.
Автор:
Вот такая произошла история в одной землянке у Синего моря. К сожалению, чем умнее становятся компьютеры и телефоны, тем глупее становятся их обладатели.
Приложения:
- file0.docx.. 25,9 КБ
Опубликовано: 12.12.2021
С 12 октября по 2 ноября 2021 года проходит Олимпиада Учи.ру по литературе для учеников 1–9 классов, которая проходит . Увлекательное онлайн-состязание проверяет знания по русской литературе и фольклору, начитанность, эрудированность и понимание литературных жанров.
Предлагаем вам ответы на вопросы Олимпиады Учи.ру по литературе для учеников 1, 2, 3 и 4 классов.
Ответы на Олимпиаду Учи.ру 2021 по литературе для 1, 2, 3 и 4 классов
Чтобы участвовать, нужно зарегистрироваться на Учи.ру или получить логин и пароль от учителя. Если они у вас уже есть, просто войдите на платформу На решение заданий дается час Количество набранных баллов будет известно сразу после завершения олимпиады. Соревнование популяризирует русский язык и литературу среди школьников. Игровые задания поддерживают интерес к предмету и помогают лучше усваивать информацию.
В зависимости от результатов ученики могут получить сертификат, грамоту или диплом, учителя — благодарственные письма.
И не думайте даже о списывании ответов, ведь: «Олимпиада создана для школьников, и мы ждем, что ученики будут решать задачи самостоятельно. Алгоритмы помогают нам определить, выполнял ребенок задания сам или ему помогали взрослые.»
Сказки
Перед тобой три сказки. Реши загадку в каждой из них. Нажимай на выделенную область и дополни сюжет недостающим предметом.
1 класс
1 — сказка Здесь изображён сюжет народной сказки «Лиса и журавль». Надо поставить кувшин с длинным горлом.
2 — сказка Здесь изображён сюжет народной сказки «Гуси-лебеди». Надо поставить яблоню.
3 — сказка Здесь изображён сюжет народной сказки «Снегурочка». Надо поставить костёр.
2 класс (все сказки из 1 класса и одна дополнительная)
4 — Здесь изображён сюжет сказки В. Катаева «Цветик-семицветик». Надо поставить вязанку баранок
3 и 4 классы (сказки, которые были ранее в 1 и 2 классе В. Катаева «Цветик-семицветик» и народной сказки «Снегурочка» и добавили ещё две)
5 — Здесь изображён сюжет сказки В. Гаршина «Лягушка-путешественница». Надо поставить лягушку на веточке
6 — Здесь изображён сюжет стихотворения Н. А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы». Надо поставить лодку с зайцами
Книжные памятники
Прочитай слова персонажей и выбери значения выделенных устаревших слов.
1 класс
1-ое слово
О горе тебе, бедный человек! …
Как не выпадут зеницы твои вместе со слезами!
Как не вырвется сердце твое с корнем!
Житие Александра Невского
Ответ: Зеницы — это глаза
2-ое слово
Уста же свои открывает с мудростью, с достоинством говорит языком своим.
Повесть временных лет
Ответ: Уста — это губы, рот
3-е слово
И сказал ему один кудесник: «Князь! От коня твоего любимого, на котором ты ездишь, — от него тебе и умереть!»
Повесть временных лет
Ответ: Кудесник — это шаман, колдун
2 класс (все слова из 1 класса и одно дополнительное)
4 слово
И была сеча жестокая, и стоял треск от ломающихся копий и звон от ударов мечей…
Житие Александра Невского
Ответ: Сеча — это сражение
3 и 4 классы (все слова из 1 и 2 класса и одно дополнительное)
5 слово
И собрал силу великую, и наполнил многие корабли полками своими, двинулся с огромным войском, пыхая духом ратным.
Житие Александра Невского
Ответ: Ратный — это боевой
Краткое содержание
Ребята рассказывают тебе краткие содержания стихов, рассказов и сказок. Нажимай на аватарки и определяй, где какое произведение.
1 класс
1 Зимняя история о споре трёх друзей. «Заколдованная буква», В. Ю. Драгунский
2 Сказка о том, как важно поддерживать в доме чистоту и порядок. «Федорино горе», К. И. Чуковский
3 История о настоящей доброте и отзывчивости. «Доктор Айболит», К. И. Чуковский
4 Любое дело по плечу, если взяться за него всем вместе, дружно. «Репка», русская народная сказка
2 класс
Один мальчик стал вежливее и наладил отношения с окружающими. «Волшебное слово», В.А. Осеева
История о том, как жадность может всё испортить. «Сказка о рыбаке и рыбке, А.С. Пушкин
История о трусости и храбрости, о лени и упорстве. «Две лягушки», Л. Пантелеев
Зимняя история о споре трёх друзей. «Заколдованная буква», В.Ю. Драгун
3 и 4 классы (две сказки из 2 класса «Волшебное слово», В.А. Осеева, «Сказка о рыбаке и рыбке и А.С. Пушкин и добавились три новые)
История о тяге мальчика к знаниям. «Филипок», Л.Н. Толстой
Невозможно что-то делать вместе, когда каждый делает по-своему и не слушает других. «Лебедь, рак и щука», И. А. Крылов
Рассказ о том, что нельзя брать чужое без спроса и врать. «Огурцы», H. H. Hocoв
Средства выразительности
Фразеологизм — устойчивое сочетание слов с особым значением.
Значение фразеологизма не складывается из значений составляющих его слов.
Например, «водить за нос» значит «обманывать».
Раскрась картинку. Для этого выбирай фразеологизмы в текстах.
1 и 2 классы
1 — А С. Пушкин, «Сказка о рыбаке и рыбке» — белены объелась
Испугался старик, взмолился :
«Что ты, баба, белены объелась ?…».
Осердилася пуще старуха,
По щеке ударила мужа.
« Как ты смеешь, мужик, спорить со мною,
Со мною, дворянкой столбовою?…»
2 — Сказка «Про глупого змея и умного солдата» — спуску не дадут!
— Что, что они кричат? Никак я не разберу.
— А то и кричат, что сейчас за тебя примутся!
«Ну, — думает змей, — коли в этих местах малые ребята таковы, то взрослые и подавно спуску не дадут!»
3 — А С. Пушкин, «Сказка о царе Салтане» — Не по дням, а по часам.
Бочка по морю плывёт.
Словно горькая вдовица,
Плачет, бьётся в ней царица;
И растёт ребёнок там
Не по дням, а по часам.
3 и 4 классы (всё тоже, как в 1 и 2 классе и ещё один фразеологизм)
4 — М. Зощенко, «Великие путешественники» — куда Макар телят не гонял
Наконец мы задремали.
Я проснулся от того, что Лёля теребила меня за плечи.
Было раннее утро. И солнце ещё не взошло. Лёля шёпотом сказала мне:
— Минька, пока Степка спит, давай
повернём его ноги в обратную сторону.
А то он заведёт нас, куда Макар телят не гонял.
Жанры
Ода — торжественное стихотворение в честь значительного события или человека.
Былина — народная песня-сказание о героических событиях и подвигах.
К каким жанрам может относиться произведение, о котором говорит персонаж? Выбери один или несколько ответов.
1 и 2 классы
Богатырь: «Я появляюсь в произведении-сказании о моих подвигах». — Былина, Сказка
Змей Горыныч: «Я появляюсь в произведении, где есть волшебные существа». — Былина, Сказка
Свинья: «Я изображаю человека и какую-то черту его характера в нравоучительном рассказе или стихотворении». — Басня
3 и 4 классы (остались Змей Горыныч и Свинья, добавился ещё один персонаж)
Девушка: «Я появляюсь в небольшом прозаическом произведении». — Рассказ, Новелла
Писатели спрятались
Выбери среди слов фамилию писателя и название одного из его произведений. Название может состоять из двух и более слов.
Образец: Мы поехали в Пушкин. Маме и няне там нравится.
Ответ: Пушкин, Няня
1 класс
Вокруг дома была живая изгородь. на каждом герое была шляпа, А вместо носов я нарисовал точки.
Ответ: Носов «Живая шляпа»
2 класс (остался Носов и ещё одного добавили)
На старый новый год дед и внучек нашли в толстой книге бабушкину записку.
Ответ: Толстой «Старый дед и внучек»
3 и 4 классы (остался Носов, Толстой и ещё одного добавили)
Здесь небезопасно: вблизи города больше нет волков и медведей, но напротив изумрудного берега живёт злой волшебник.
Ответ: Волков «Волшебник Изумрудного города»
Тайный автор
Тебе предстоит найти Тайного автора. Читай факты о писателях и убирай одного из них на каждом шаге, чтобы в конце остался Тайный автор.
1 класс
Убери автора, который написал «Сказку о рыбаке и рыбке». — A. С. Пушкин
Убери автора, который написал книги о Незнайке. — Н. Н. Носов
Убери автора, который прославился своими баснями. — И. А. Крылов
Убери автора, на основе произведений которого были созданы мультфильмы студии Уолта Диснея. — X. К. Андерсен
Ответ: Тайный автор — это А. Л. Барто
2 класс (всё тоже самое, как в 1 классе, но добавляется ещё один автор)
Убери автора, который написал повесть о жизни детей во время Великой Отечественной войны. — B. А. Осеева
3 и 4 классы (всё тоже самое, как во 2 классе, но добавляется ещё один автор)
Убери автора, который в основном писал детские книги о природе и животных. — В. В. Бианки
Исторические книги
Сегодня ты будешь определять, какие книги являются историческими, а какие нет. При решении задачи помни:
В исторической литературе рассказывается о знаменательных событиях прошлого с участием реально существовавших людей.
Нажимай на книги и выбирай, какие являются историческими, а какие нет.
1 класс
1 — A С. Пушкин «Руслан и Людмила» Людмилу похищает злой колдун сразу после свадьбы. Её муж Руслан отправляется на поиски. У колдуна есть шапка-невидимка.
Ответ: Нет, потому что шапки-невидимки не существует.
2 — «Илья Муромец и Соловей-разбойник» Богатырь Илья Муромец отправился воевать с Соловьём-разбойником. От свиста разбойника склоняются леса, осыпаются цветы, падают замертво люди.
Ответ: Нет, потому что разбойника с такими способностями не могло существовать.
3 — B. Ян «Чингисхан» Чингисхан — полководец и основатель Монгольской империи, которая воевала с другой сильной страной.
Ответ: Да, потому что Чингисхан действительно существовал. В книге описаны исторические события.
2, 3 и 4 классы (всё тоже самое, как в 1 классе, но добавляется ещё одна книга)
4 — П. П. Бажов «Медной горы хозяйка» Молодой парень встретил девушку, Хозяйку Медной горы, которая умела превращаться в ящерицу. Она очень помогла парню.
Ответ: Нет, потому что человек не может превращаться в животное.
Рифмы
Выбери два слова на разных карточках так, чтобы они сложились в рифму.
1, 2, 3 и 4 классы
слон — вагон
гроза — лоза
сарафан — банан
былина — калина
монета — кассета
канал — журнал
Сказочная вечеринка
Герои играют в игру. Каждый называет произведение, в котором он появлялся. Название должно начинаться на последнюю букву предыдущего ответа. Чтобы выбрать произведение, нажми на него.
1 класс
Заяц — Листопадничек
Иван-дурак — Конёк-горбунок
Осёл — Квартет
Волк — Три поросёнка
Конь — Алёша Попович и Тугарин Змей
2, 3 и 4 классы (всё тоже самое, как в 1 классе, но добавляется ещё одно произведение)
Баба-Яга — Финист — ясный сокол
Викторина по русской литературе «Знатоки Пушкина»
(для обучающихся 6 классов)
Цель:
1.Прививать стойкий интерес к изучению творчества А.С. Пушкина.
2.Формировать общекультурную литературную компетентность через восприятие литературы как неотъемлемой части национальной культуры, формировать коммуникативную компетенцию учащихся.
3.Воспитывать командный дух, чувство коллективизма учащихся во время соревнования.
Оформление: рисунки детей по сказкам Пушкина; иллюстрации художников к сказкам Пушкина; выставка книг (сказок) Пушкина.
1. Конкурс «Знатоки биографии А.С.Пушкина»
Давайте вместе с вами вспомним некоторые факты из его биографии:
1. В каком веке творил А. С. Пушкин? (19 )
2. Название романа А.С. Пушкина? (? (« Дубровский»)
3. В каком городе родился Пушкин? (в Москве)
4. Как звали супругу А.С. Пушкина? ( Наталья Николаевна Гончарова)
5. В какой школе учился А. С. Пушкин? (в Царскосельском лицее)
6. Были ли у Пушкина братья и сестры? (сестра Ольга и брат Лев)
7. К кому обращался Пушкин с такими словами: «Подруга дней моих суровых, голубка дряхлая моя» ?…(к няне Арине Родионовне Яковлевой)
8. Как звали французского посла, с которым состоялась дуэль А.С. Пушкина? ( Дантес )
9. Сколько детей было у А.С.Пушкина? (Четверо)
10. От чего умер Пушкин (погиб на дуэли)
2. Конкурс «Из какой сказки эти предметы?»
1.Невод. «Сказка о рыбаке и рыбки»
2.Бочка. «Сказка о царе Салтане.»
3.Орешки.«Сказка о царе Салтане.»
4.Зеркальце. «Сказка о мёртвой царевне.»
5.Петушок. «Золотой петушок»
6.Палка «Сказка о попе и работнике Балде.»
3. Конкурс . « Кто больше?»
— Сколько сказок написал А.С.Пушкин?
— Назовите сказки и другие произведения.( Выигрывает команда, которая назовет больше произведений)
«Сказка о рыбаке и рыбке»,
«Руслан и Людмила»,
«Сказка о золотом петушке»,
«Сказка о мёртвой царевне о семи богатырях»,
«Сказка о царе Салтане…»,
«Сказка о попе и его работнике Балде» и др.
4. Конкурс «Узнай сказку по следующим словам»
1. Путь – дорога, терем, прялка, солнышко, месяц, ветер, свадьба. («Сказка о мертвой царевне».)
2. Откуп, дурачина, изба, терем, жемчуг, царица, корыто. («Сказка о рыбаке и рыбке».)
3. Базар, жадность, лошадь, печка, работа, оброк, море, веревка, наказание. («Cказка о попе и о работнике его Балде».)
4. Рать, воеводы, царь, мудрец, шатер, шамаханская царица, звездочет, петушок. («Сказка о золотом петушке».)
5. Конкурс «Любимый Дубровский» О ком А.С. Пушкин пишет:
-
« В домашнем быту он выказывал все пороки человека необразованного. Несмотря на необыкновенную силу физических способностей, он 2 раза в неделю страдал от обжорства и каждый вечер бывал навеселе» (Кирила Петрович Троекуров)
-
«Он с расстроенным состоянием принуждён был выйти в отставку и поселиться в деревне» (отец Владимира Дубровского Андрей Гаврилович)
-
«Он воспитывался в Кадетском корпусе и выпущен был корнетом в гвардию» (Владимир Дубровский)
-
«Человек прижался в угол; топор блестел у него в руках. Он сказал Владимиру: «Эк они храпят окаянные, всех бы разом, так и концы в воду» (Архип-кузнец)
-
«В это время больной сидел в спальной у окна. Он узнал Кирила Петровича, и ужасное смятение изобразилось на лице его: багровый румянец заступил место обыкновенной бледности, глаза засверкали, он произносил невнятные звуки» (Андрей Гаврилович Дубровский, отец Владимира)
-
«Огромная библиотека, составленная большей частью из сочинений французских писателей 18 века, была отдана ей в распоряжение» (Маша Троекурова)
-
«Ему было около 50 лет, но он казался гораздо старее. Излишества всякого рода изнурили его здоровье и положили на нём свою неизгладимую печать» (князь Верейский)
«Кто кому?» Кто и кому из героев романа говорит?
1. «Псарня чудная, вряд ли людям вашим житьё такое ж, как вашим собакам» (Андрей Гаврилович Дубровский – Кирилу Петровичу Троекурову)
2. «Чему смеётесь, бесенята. Бога вы не боитесь, божия тварь погибает, а вы сдуру радуетесь. (Архип-кузнец – мальчишкам)
3.«Я не трону его, воля ваша для меня священна. Вам обязан он жизнию. Никогда злодейство не будет совершено во имя ваше» (Владимир Дубровский — Маше Троекуровой)
4. «Я пришёл узнать, не надобно ли вам чего-нибудь. Папенька сердит и запретил всему дому вас слушаться, но велите мне сделать, что вам угодно, и я для вас всё сделаю»
(Саша Троекуров – Маше)
5. «Я согласилась, я дала клятву… Я не обманывала. Я ждала вас до последней минуты… Но теперь поздно».
(Маша – Владимиру Дубровскому)
6.«Вы разбогатели под моим началом, каждый из вас имеет паспорт, с которым можно провести остальную жизнь в честных трудах. Но вы, вероятно, не захотите оставить ваше ремесло».
( Владимир Дубровский – разбойникам)
Конкурс «Знатоки романа» Вопросы на знание содержания романа:
1.Любимое занятие Андрея Дубровского? (охота)
2. Сколько гончих и борзых собак жило у Троекурова? (50)
3. С какого возраста Владимир Дубровский жил вдали от отца? (с 8 лет)
4. Как Троекуров наказал дочь, грозившую ему Дубровским?
(запер её)
5. Почему шайка разбойников не мстила Троекурову?
(Её главарь влюбился в дочь Троекурова)
6. В каком городе учился Владимир Дубровский?
(в Петербурге)
7. Кто раскрыл тайну Дефоржа-Дубровского Троекурову?(Спицын)
8. Назовите героя, который достал кольцо Маши из дупла дуба(Митя)
9. Назовите героя, который поджёг дом с находящимися в нём приказными, но полез в огонь спасать кошку (Архип-кузнец)
6. Конкурс для зрителей «Узнайте героев романа по описанию» ( Зрители отдают балл команде, за которую болеют )
1) «…в залу вошёл, насилу передвигая ноги, старик высокого роста, бледный и худой, в халате и колпаке». (Андрей Гаврилович Дубровский)
2) Он лишился матери с малолетства и, почти не зная отца своего, был привезён в Петербург на восьмом году своего возраста» (Владимир Дубровский)
3) «Будучи расточителен и честолюбив, он позволял себе роскошные прихоти, играл в карты и входил в долги, не заботясь о будущем…» (Владимир Дубровский)
4) Этот герой «…выказывал пороки человека необразованного», «привык давать волю всем порывам пылкого нрава и всем затеям довольно ограниченного ума». «Надменный… с людьми самого высшего звания», «с крестьянами и дворовыми обходился строго и своенравно»? (Троекуров)
5) Маленький человечек в кожаном картузе и фризовой шинели вышел из телеги. О каком герое идёт речь? (заседатель Шабашкин)
6) Кто в доме Троекурова между всеми отличался, танцевал более всех, все барышни выбирали его и находили, что с ним легко вальсировать. (Дефорж)
7) Фамилия Антона Пафнутьевича, который из-за страха перед Дубровским решил переночевать в комнате француза и был им же ограблен. (Спицын).
7. Конкурс стихотворений «Начинай-продолжай»
1.Вечор,ты помнишь ,вьюга злилась…….
На мутном небе мгла носилась.
2. Мой первый друг,мой друг бесценный!………
И я судьбу благословил.
3. Под голубыми небесами,великолепными коврами………
Блестя на солнце, снег лежит.
4. Клюет , и бросает,и смотрит в окно……….
Как будто со мною задумал одно.
4. Буря мглою небо кроет,………
Вихри снежные крутя…..
5. Подруга дней моих суровых,……
Голубка дряхлая моя.
6. Мой грустный товарищ, махая крылом …….
Кровавую пищу клюет под окном.
7.Луна, как бледное пятно,………..
Сквозь тучи мрачные желтела
8.Там чудеса: там леший бродит,………
Русалка на ветвях сидит.
9. Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
10. “Ветер, ветер! Ты могуч,……………
Ты гоняешь стаи туч
8. Конкурс «Творческие задания»
-
Представьте, что вы работаете в полиции, и вы должны составить описание внешности Владимира Дубровского, по которому его будут разыскивать.
-
Загадайте команде противников с помощью жестов и мимики эпизод из романа «Дубровский». ( Дубровский подпалил имение в Кистеневке)
-
Нарисовать Троекурова.
-
Нарисовать А.С. Пушкина Владимира Дубровского.
9.Конкурс « Пантомима»
Показать с помощью жестов и мимики
Старик закидывает невод | Кот ходит по цепи | Царица обращается к зеркальцу |
Царевна засыпает от отравленного яблока | Старуха осталась у разбитого корыта | Няня А.С. Пушкина Арина Родионовна |
Царевич Елисей обращается к ветру | Русалка на ветвях | Дуэль Пушкина и Дантеса |
Дубровский убивает медведя | Дубровский дарит Маше кольцо | Дубровский старший в гневе на суде |
Семеро богатырей | Хрустальный гроб | Золотая рыбка |
А теперь подведем итоги викторины и назовем лучших знатоков А. С. Пушкина.
Подведение итогов викторины и награждение победителей.