С 12 октября по 2 ноября 2021 года проходит Олимпиада Учи.ру по литературе для учеников 1–9 классов, которая проходит . Увлекательное онлайн-состязание проверяет знания по русской литературе и фольклору, начитанность, эрудированность и понимание литературных жанров.
Предлагаем вам ответы на вопросы Олимпиады Учи.ру по литературе для учеников 1, 2, 3 и 4 классов.
Ответы на Олимпиаду Учи.ру 2021 по литературе для 1, 2, 3 и 4 классов
Чтобы участвовать, нужно зарегистрироваться на Учи.ру или получить логин и пароль от учителя. Если они у вас уже есть, просто войдите на платформу На решение заданий дается час Количество набранных баллов будет известно сразу после завершения олимпиады. Соревнование популяризирует русский язык и литературу среди школьников. Игровые задания поддерживают интерес к предмету и помогают лучше усваивать информацию.
В зависимости от результатов ученики могут получить сертификат, грамоту или диплом, учителя — благодарственные письма.
И не думайте даже о списывании ответов, ведь: «Олимпиада создана для школьников, и мы ждем, что ученики будут решать задачи самостоятельно. Алгоритмы помогают нам определить, выполнял ребенок задания сам или ему помогали взрослые.»
Сказки
Перед тобой три сказки. Реши загадку в каждой из них. Нажимай на выделенную область и дополни сюжет недостающим предметом.
1 класс
1 — сказка Здесь изображён сюжет народной сказки «Лиса и журавль». Надо поставить кувшин с длинным горлом.
2 — сказка Здесь изображён сюжет народной сказки «Гуси-лебеди». Надо поставить яблоню.
3 — сказка Здесь изображён сюжет народной сказки «Снегурочка». Надо поставить костёр.
2 класс (все сказки из 1 класса и одна дополнительная)
4 — Здесь изображён сюжет сказки В. Катаева «Цветик-семицветик». Надо поставить вязанку баранок
3 и 4 классы (сказки, которые были ранее в 1 и 2 классе В. Катаева «Цветик-семицветик» и народной сказки «Снегурочка» и добавили ещё две)
5 — Здесь изображён сюжет сказки В. Гаршина «Лягушка-путешественница». Надо поставить лягушку на веточке
6 — Здесь изображён сюжет стихотворения Н. А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы». Надо поставить лодку с зайцами
Книжные памятники
Прочитай слова персонажей и выбери значения выделенных устаревших слов.
1 класс
1-ое слово
О горе тебе, бедный человек! …
Как не выпадут зеницы твои вместе со слезами!
Как не вырвется сердце твое с корнем!
Житие Александра Невского
Ответ: Зеницы — это глаза
2-ое слово
Уста же свои открывает с мудростью, с достоинством говорит языком своим.
Повесть временных лет
Ответ: Уста — это губы, рот
3-е слово
И сказал ему один кудесник: «Князь! От коня твоего любимого, на котором ты ездишь, — от него тебе и умереть!»
Повесть временных лет
Ответ: Кудесник — это шаман, колдун
2 класс (все слова из 1 класса и одно дополнительное)
4 слово
И была сеча жестокая, и стоял треск от ломающихся копий и звон от ударов мечей…
Житие Александра Невского
Ответ: Сеча — это сражение
3 и 4 классы (все слова из 1 и 2 класса и одно дополнительное)
5 слово
И собрал силу великую, и наполнил многие корабли полками своими, двинулся с огромным войском, пыхая духом ратным.
Житие Александра Невского
Ответ: Ратный — это боевой
Краткое содержание
Ребята рассказывают тебе краткие содержания стихов, рассказов и сказок. Нажимай на аватарки и определяй, где какое произведение.
1 класс
1 Зимняя история о споре трёх друзей. «Заколдованная буква», В. Ю. Драгунский
2 Сказка о том, как важно поддерживать в доме чистоту и порядок. «Федорино горе», К. И. Чуковский
3 История о настоящей доброте и отзывчивости. «Доктор Айболит», К. И. Чуковский
4 Любое дело по плечу, если взяться за него всем вместе, дружно. «Репка», русская народная сказка
2 класс
Один мальчик стал вежливее и наладил отношения с окружающими. «Волшебное слово», В.А. Осеева
История о том, как жадность может всё испортить. «Сказка о рыбаке и рыбке, А.С. Пушкин
История о трусости и храбрости, о лени и упорстве. «Две лягушки», Л. Пантелеев
Зимняя история о споре трёх друзей. «Заколдованная буква», В.Ю. Драгун
3 и 4 классы (две сказки из 2 класса «Волшебное слово», В.А. Осеева, «Сказка о рыбаке и рыбке и А.С. Пушкин и добавились три новые)
История о тяге мальчика к знаниям. «Филипок», Л.Н. Толстой
Невозможно что-то делать вместе, когда каждый делает по-своему и не слушает других. «Лебедь, рак и щука», И. А. Крылов
Рассказ о том, что нельзя брать чужое без спроса и врать. «Огурцы», H. H. Hocoв
Средства выразительности
Фразеологизм — устойчивое сочетание слов с особым значением.
Значение фразеологизма не складывается из значений составляющих его слов.
Например, «водить за нос» значит «обманывать».
Раскрась картинку. Для этого выбирай фразеологизмы в текстах.
1 и 2 классы
1 — А С. Пушкин, «Сказка о рыбаке и рыбке» — белены объелась
Испугался старик, взмолился :
«Что ты, баба, белены объелась ?…».
Осердилася пуще старуха,
По щеке ударила мужа.
« Как ты смеешь, мужик, спорить со мною,
Со мною, дворянкой столбовою?…»
2 — Сказка «Про глупого змея и умного солдата» — спуску не дадут!
— Что, что они кричат? Никак я не разберу.
— А то и кричат, что сейчас за тебя примутся!
«Ну, — думает змей, — коли в этих местах малые ребята таковы, то взрослые и подавно спуску не дадут!»
3 — А С. Пушкин, «Сказка о царе Салтане» — Не по дням, а по часам.
Бочка по морю плывёт.
Словно горькая вдовица,
Плачет, бьётся в ней царица;
И растёт ребёнок там
Не по дням, а по часам.
3 и 4 классы (всё тоже, как в 1 и 2 классе и ещё один фразеологизм)
4 — М. Зощенко, «Великие путешественники» — куда Макар телят не гонял
Наконец мы задремали.
Я проснулся от того, что Лёля теребила меня за плечи.
Было раннее утро. И солнце ещё не взошло. Лёля шёпотом сказала мне:
— Минька, пока Степка спит, давай
повернём его ноги в обратную сторону.
А то он заведёт нас, куда Макар телят не гонял.
Жанры
Ода — торжественное стихотворение в честь значительного события или человека.
Былина — народная песня-сказание о героических событиях и подвигах.
К каким жанрам может относиться произведение, о котором говорит персонаж? Выбери один или несколько ответов.
1 и 2 классы
Богатырь: «Я появляюсь в произведении-сказании о моих подвигах». — Былина, Сказка
Змей Горыныч: «Я появляюсь в произведении, где есть волшебные существа». — Былина, Сказка
Свинья: «Я изображаю человека и какую-то черту его характера в нравоучительном рассказе или стихотворении». — Басня
3 и 4 классы (остались Змей Горыныч и Свинья, добавился ещё один персонаж)
Девушка: «Я появляюсь в небольшом прозаическом произведении». — Рассказ, Новелла
Писатели спрятались
Выбери среди слов фамилию писателя и название одного из его произведений. Название может состоять из двух и более слов.
Образец: Мы поехали в Пушкин. Маме и няне там нравится.
Ответ: Пушкин, Няня
1 класс
Вокруг дома была живая изгородь. на каждом герое была шляпа, А вместо носов я нарисовал точки.
Ответ: Носов «Живая шляпа»
2 класс (остался Носов и ещё одного добавили)
На старый новый год дед и внучек нашли в толстой книге бабушкину записку.
Ответ: Толстой «Старый дед и внучек»
3 и 4 классы (остался Носов, Толстой и ещё одного добавили)
Здесь небезопасно: вблизи города больше нет волков и медведей, но напротив изумрудного берега живёт злой волшебник.
Ответ: Волков «Волшебник Изумрудного города»
Тайный автор
Тебе предстоит найти Тайного автора. Читай факты о писателях и убирай одного из них на каждом шаге, чтобы в конце остался Тайный автор.
1 класс
Убери автора, который написал «Сказку о рыбаке и рыбке». — A. С. Пушкин
Убери автора, который написал книги о Незнайке. — Н. Н. Носов
Убери автора, который прославился своими баснями. — И. А. Крылов
Убери автора, на основе произведений которого были созданы мультфильмы студии Уолта Диснея. — X. К. Андерсен
Ответ: Тайный автор — это А. Л. Барто
2 класс (всё тоже самое, как в 1 классе, но добавляется ещё один автор)
Убери автора, который написал повесть о жизни детей во время Великой Отечественной войны. — B. А. Осеева
3 и 4 классы (всё тоже самое, как во 2 классе, но добавляется ещё один автор)
Убери автора, который в основном писал детские книги о природе и животных. — В. В. Бианки
Исторические книги
Сегодня ты будешь определять, какие книги являются историческими, а какие нет. При решении задачи помни:
В исторической литературе рассказывается о знаменательных событиях прошлого с участием реально существовавших людей.
Нажимай на книги и выбирай, какие являются историческими, а какие нет.
1 класс
1 — A С. Пушкин «Руслан и Людмила» Людмилу похищает злой колдун сразу после свадьбы. Её муж Руслан отправляется на поиски. У колдуна есть шапка-невидимка.
Ответ: Нет, потому что шапки-невидимки не существует.
2 — «Илья Муромец и Соловей-разбойник» Богатырь Илья Муромец отправился воевать с Соловьём-разбойником. От свиста разбойника склоняются леса, осыпаются цветы, падают замертво люди.
Ответ: Нет, потому что разбойника с такими способностями не могло существовать.
3 — B. Ян «Чингисхан» Чингисхан — полководец и основатель Монгольской империи, которая воевала с другой сильной страной.
Ответ: Да, потому что Чингисхан действительно существовал. В книге описаны исторические события.
2, 3 и 4 классы (всё тоже самое, как в 1 классе, но добавляется ещё одна книга)
4 — П. П. Бажов «Медной горы хозяйка» Молодой парень встретил девушку, Хозяйку Медной горы, которая умела превращаться в ящерицу. Она очень помогла парню.
Ответ: Нет, потому что человек не может превращаться в животное.
Рифмы
Выбери два слова на разных карточках так, чтобы они сложились в рифму.
1, 2, 3 и 4 классы
слон — вагон
гроза — лоза
сарафан — банан
былина — калина
монета — кассета
канал — журнал
Сказочная вечеринка
Герои играют в игру. Каждый называет произведение, в котором он появлялся. Название должно начинаться на последнюю букву предыдущего ответа. Чтобы выбрать произведение, нажми на него.
1 класс
Заяц — Листопадничек
Иван-дурак — Конёк-горбунок
Осёл — Квартет
Волк — Три поросёнка
Конь — Алёша Попович и Тугарин Змей
2, 3 и 4 классы (всё тоже самое, как в 1 классе, но добавляется ещё одно произведение)
Баба-Яга — Финист — ясный сокол
Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 2 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страницы 100-101.
УКМ «Школа России»
1. Каким в сказке показан старик, а какой — старуха? Опиши их. Найди строки, которые подтверждают твой ответ.
Старик добрый, отзывчивый, лишённый корысти: «твоего откупа мне не надо». Он безотказный, во всём подчиняется старухе. Он боязливый и пришибленный, в сказке часто говориться, что он «испугался».
Старуха жадная, любит ругаться: «старика старуха забранила». Она злобная: «по щеке ударила мужа». Она ненасытная, много раз посылала старика к рыбке.
2. Подумай на чьей стороне симпатии автора. Как мы можем это понять?
Мне кажется, что симпатии автора на стороне золотой рыбки. Он показывает её терпение, стремление быть благодарной, она выполняет все просьбы старика, хотя видно, что каждая новая её всё сильнее неприятна.
Симпатии автора не могут быть на стороне старухи, ведь он называет её злобной.
Симпатии автора не могут быть на стороне старика, который слишком тихий, пугливый, робкий. Таким не должен быть человек и всё случившееся также и на его совести.
3. Можно ли рыбку назвать благодарной, справедливой, доброй?
Рыбка несомненно очень добрая и терпеливая. Из чувства благодарности она исполняла самые дикие капризы старухи. Но она и справедливая, и когда старуха в конец обнаглела, рыбка наказала её за жадность.
4. Сравни начало и конец сказки.
Начало и конец сказки похожи. В них старики живут в землянке у старого корыта.
5. Какова основная (главная) мысль сказки? Соотнеси её с пословицами. Какое выражение из сказки часто употребляется?
Главная мысль сказки: Надо уметь довольствоваться малым, не требуя большего.
Эту же мысль доказывают пословицы: Много захочешь — последнее потеряешь. Много желать — добра не видать. Ненасытному всё мало. Кто малым не доволен, тот большого не достоин.
Часто употребляется выражение: остаться у разбитого корыта.
6. Проследи, как постепенно менялось море: слегка разыгралось, помутилось, не спокойно, почернело, на море чёрная буря. Почему так происходило?
Перемены на море отражают настроение золотой рыбки. С каждой новой просьбой старухи, рыбка всё больше гневалась, а море начинало чернеть.
7. Что было в сказке сначала, что потом? Составь план, перескажи.
План пересказа сказки Пушкина «О рыбаке и рыбке»
- Старики и землянка.
- Спасение рыбки.
- Новое корыто.
- Новая изба
- Столбовая дворянка.
- Вольная царица.
- Последняя просьба.
- Опять землянка.
Пересказ сказки Пушкина «О рыбаке и рыбке» для 2 класса
Старик и старуха жили у моря. У них была землянка и старое корыто.
Однажды старик ловил рыбу и поймал золотую рыбку. Рыбка человеческим голосом попросила отпустить её, обещая различные блага. Старик просто отпустил рыбку, не требуя выкуп.
Старуха поругала старика и отправила его просить новое корыто. Рыбка исполнила просьбу и старик увидел у землянки новое корыто.
Но старуха снова стала ругаться и требовать новый дом. Старик вновь пошёл к рыбке и попросил избу. Рыбка исполнила и эту просьбу. Вернувшись, старик увидел новый дом.
Но старуха не унималась и стала требовать сделать себя столбовой дворянкой. Старик отправился к рыбке и та выполнила эту просьбу. Старуха стала важной и била слуг. Она отправила старика на конюшню.
Но вскоре старуха захотела стать вольной царицей. Старик пошёл к рыбке и та исполнила и эту просьбу. Вернувшись, старик увидел дворец и грозную старуху. Его выгнали взашей со двора.
Но старухе и этого было мало. Она стала требовать сделать себя морской владычицей. Старик высказал эту просьбу рыбке, но рыбка ничего не ответила и уплыла.
Вернувшись, старик увидел свою старую землянку и разбитое корыто.
8. Вспомни, как обычно заканчиваются народные сказки. Что общего у них со сказками Пушкина? Составь ответ по опорным словам.
Народные сказки обычно заканчиваются словами: стали жить поживать; и я там был; и некоторыми другими.
В народных сказках, как и в сказках Пушкина, добро побеждает зло. Например, в этой сказке добрая золотая рыбка наказала зло в лице старухи.
Но сказки Пушкина могут заканчиваться иначе, чем народные. В этой сказке в концовке старуха сидела у разбитого корыта. А вот другой пример: сказка «О мёртвой царевне и семи богатырях» заканчивается народной концовкой «Я там был, мёд, пиво пил».
9. Придумай небольшой рассказ смысл которого можно было бы выразить словами «Жадность всякому горю начало».
Рассказ «Жадность всякому горю начало» для 2 класса
Однажды мы с Игорем отдыхали у бабушки в деревне.
На грядках созревала клубника и мы рвали первые спелые ягодки. Правда было их пока очень мало, а Игорю хотелось больше.
Но бабушка не давала рвать неспелые ягодки, у которых краснел лишь один бочок.
И тогда Игорь решил схитрить. Дождавшись, когда бабушка уйдет в магазин, он забрался на грядку и стал запихивать в рот ягодки, одну за другой. Он ел даже совсем неспелые, а я смеялась, глядя на его чудачества.
Уже вечером у Игоря заболел живот и он всю ночь бегал в туалет. Утром он был помятый и грустный. Ему всё еще было плохо.
А я подумала, что если бы он не жадничал, то получил бы удовольствие, а не больной живот.
Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 2 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страницы 122-124.
УКМ «Школа России»
Раздел «Русские писатели». Проверим себя и оценим свои достижения.
1. Назови произведения, которые тебе запомнились. Кто их автор?
Мне больше всего запомнились сказка Пушкина «О рыбаке и рыбке» и рассказ Толстого «Котёнок».
2. Ты уже познакомился с народными сказками. Теперь ты узнал, что сказку может придумать писатель, поэт. Мы говорим, что это литературная сказка.
Сказки бывают народными и литературными. Народные придумывает народ, литературные сочиняет автор.
3. Встречалось ли тебе слово иллюстратор? Это художник, который делает рисунки — иллюстрации к литературным произведениям. Например, к сказке о «Рыбаке и рыбке» рисунки делал художник Перцов.
А наиболее известным иллюстратором сказок Пушкина является Иван Билибин.
4. С какими произведениям Пушкина, Крылова, Толстого ты был знаком раньше? Расскажи одно из них.
Я читала сказки Пушкина: «О царе Салтане», «О мёртвой царевне и семи богатырях», «О попе и работнике его Балде».
Я читала басни Крылова: «Волк и ягнёнок», «Слон и Моська», «Мартышка и очки».
Я читала рассказы и сказки Льва Толстого: «Два брата», «Два товарища», «Лев и собачка».
Пример пересказа сказок Пушкина можно посмотреть, перейдя по ссылке.
5. Какие образные выражения из прочитанных рассказов ты запомнил и можешь объяснить их смысл?
«Сказка о рыбаке и рыбке»: не садися не в свои сани. Это значит занимайся своим делом, не лезь в чужое.
«Лебедь, рак и щука»: из кожи лезут вон. Это значит стараются изо всех сил.
«Стрекоза и муравей»: голову вскружило. Это значит потерять рассудок, делать глупости.
«Филипок»: в горле пересохло. Это значит, что мальчик не мог сказать ни слова.
«Котёнок»: что было духу. Это значит изо всех сил, очень быстро.
6. Прочитай ещё один отрывок из романа «Евгений Онегин» Пушкина. Сравни это стихотворение со стихотворением на странице 89. Подумай, какая тема их объединяет. Одинаковы ли в них зимние картины? Чем они различаются? Где наблюдал зиму поэт: в городе, в деревне?
Тема этих стихотворений — зима и мороз.
Но картины в этих стихотворениях разные. В первом описана деревня, день, радость мальчика и крестьянина. Во втором описан город и ночь, все люди спят и только собака лает.
7. Можешь ли ты сказать, в чём необычность «Сказки о золотой рыбке»?
Её необычность в том, что она написана в стихах. И у неё грустный конец, нет счастливого финала.
8. Случалось ли тебе остаться у разбитого корыта? Придумай свой рассказ на эту тему.
Пример рассказа на тему «Остаться у разбитого корыта» для 2 класса
Однажды мы с Игорем гостили в деревне у бабушки.
Как-то мы отправились в лес за грибами. Ходили мы долго, почти полдня, и набрали по полной корзинке грибов. Радостные мы возвращались домой.
Нам нужно было перейти по мосткам небольшую, но быструю речку. Я пошла осторожно, а Игорь побежал. Он поскользнулся и упал в воду. Корзина опрокинулась и грибы уплыли по течению. Только один боровик Игорь успел схватить.
Он остался у разбитого корыта, но я поделилась с ним своими грибами.
9. Определи основные мысли прочитанных басен Крылова. Назови образные слова и выражения из его басен, которые мы часто употребляем в речи. Почему их называют крылатыми?
Основная мысль басни «Лебедь, рак и щука»: Действовать нужно сообща, помогать, а не мешать друг другу.
Основная мысль басни «Стрекоза и муравей»: Нужно всегда думать о будущем и готовиться к нему заранее.
Образные слова: Злой тоской удручена, Воз и ныне там.
Эти выражения называют крылатыми, потому что они ушли в народ, стали часто употребляться в речи.
10. Вспомните с другом примеры из жизни, когда можно употребить следующие пословицы:
Один за всех и все за одного. Миша объяснил друзьям тему по русскому языку, а они помогли ему научиться играть в теннис. («Лебедь, рак и щука»)
Храбрый не тот, кто страха не знает, а тот, кто узнал и навстречу ему идёт. Маша боялась спать в темноте, но стремилась побороть свой страх и специально попросила маму гасить ей на ночь свет. («Котёнок»)
Грамоте учиться, всегда пригодиться. Коля пошёл в магазин, но не смог прочитать название товара и ничего не купил. А Игорь знал грамоту и купил нужный ему товар. («Филипок»)
Друзья познаются в беде. Юля потеряла ключи от дома. Алина сказала, что нужно быть внимательней, а Вика пригласила Юлю к себе, пока не пришли её родители. Вика помогла в беде, значит она настоящий друг. («Котёнок», «Стрекоза и муравей»)
Добра желаешь — добро и делай. Вадим помог старушке перейти улицу, а она дала ему конфетку. («Старый дед и внучек», «Стрекоза и муравей»)
Пилу точат, чтобы стала острее, человека учат, чтобы стал умнее. Маша плохо понимала математику и мама наняла репетитора. Маша усиленно занималась и стала получать по математике пятёрки. («Филипок»)
Счастье тот добывает, кто уменьем ума набирает. Андрей долго тренировался и победил на соревнованиях. Он был счастлив. («Филипок»)
11. Назови прочитанные произведения, к которым подходят эти пословицы.
Смотри названия произведений в скобочках.
Цель: повторить сведения об имени прилагательном на материале «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина.
Задачи:
Образовательные:
- найти в сказке имена прилагательные и определить их роль.
- формировать умение проводить лексический анализ слов — имён прилагательных.
- повторить грамматические признаки имён прилагательных — род (в единственном числе), число, падеж
- формировать умения определять и обосновывать написание безударных падежных окончания имён прилагательных, проверять правильность написанного.
Развиваюшие:
- развивать умение извлекать информацию из художественного текста;
- развивать умение контролировать правильность записи в тексте имён прилагательных с безударными окончаниями, находить имена прилагательные с неправильно записанными окончаниями и исправлять в словах ошибки.
- формировать умение ставить цель проекта и выдвигать гипотезу.
Воспитательные:
- формировать интерес к русскому языку как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа;
- воспитывать навыки сотрудничества в совместной деятельности, мотивацию к творческому труду.
Предметные результаты:
- осознавать, что понимание значения слова — одно из условий умелого его использования в устной и письменной речи;
- распознавать среди предложенных слов устаревшие слова и слова, употребленные в переносном значении;
- подбирать к предложенным словам антонимы и синонимы;
- находить в словах окончание, основу, корень, приставку, суффикс;
- образовывать слова (другой части речи) с помощью суффикса;
- распознавать часть речи имя прилагательное на основе усвоенных признаков;
- выявлять роль и значение прилагательных в речи;
- определять грамматические признаки имён прилагательных — род (в единственном числе), число, падеж; изменять имена прилагательные по падежам;
- применять ранее изученные правило правописания безударных падежных окончаний имён прилагательных;
Метапредметные результаты.
Регулятивные:
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками);
- выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, учитывать правило (алгоритм) в планировании и способа решения;
- осуществлять пошаговый контроль по результату, адекватно оценивать правильность выполнения действия;
- адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами.
Познавательные:
- использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий;
- извлекать необходимую информацию из художественного текста, анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста;
- осуществлять логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации;
- строить рассуждение, подводить факты языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза.
Коммуникативные:
- слушать и слышать собеседника, вести диалог;
- понимать необходимость ориентироваться на позицию партнёра в общении, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;
Личностные:
- восприятие русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа;
- навыки сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока;
- развитие мотивации к творческому труду (в проектной деятельности).
Формы организации познавательной деятельности:
- фронтальная;
- парная;
- индивидуальная.
Оборудование: карточки со значками настроения, карточки-светофоры, рисунки с отрывками сказки, рисунки с толкованием устаревших слов, карточки со словами-выводами по проекту, карточки с самостоятельной работой; мультимедийное оборудование.
Подготовительная работа:
- прочитать «Сказку о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина;
- нарисовать рисунки к отрывкам сказки;
- нарисовать рисунки с толкованием устаревших слов.
Ход урока
1. Организационный этап
— С каким настроением вы сегодня пришли в школу?
Учащиеся по карточкам показывают свое настроение: радостное, хорошее настроение, скучное настроение, грустное настроение.
— Вы видите, что настроение бывает самым разным:
веселым, и грустным.
— Я вам, ребята, желаю только хорошего, веселого настроения!
— Очень рада вас видеть! Давайте день начнем с улыбки. Улыбнитесь мне, своему соседу, всем ребятам.
2. Актуализация знаний
1) Логическое упражнение.
Вокруг доски на стене наклеены буквы (есть лишние): С З К Ч А М К А
— Ребята, посмотрите на буквы, соберите слово. (СКАЗКА)
2) Чистописание.
— Откройте тетради, оформите классную работу.
— У вас прописано слово СКАЗКА карандашом, обведите его, пропишите два раза.
Самопроверка.
— Сравните свое написание с первым словом, если у вас нет замечаний, покажите зеленый светофор, если вы чем-то недовольны, то красный.
— Что бы ты исправил (а) в своем написании….?
3) Орфографическая минутка.
— Разберите по составу слово сказка.
— Найдите орфограмму в корне этого слова. (Парная согласная в корне слова буква З)
— Подберите проверочное однокоренное слово имя прилагательное. (Сказочный)
— Как получилось слово сказочный из слова сказка? (Взяли корень -сказ и добавили суффиксы -оч и -н)
— Докажите, что здесь два суффикса, а не один -очн. (сказ/оч/к/а)
3. Объявление темы урока
— Обозначьте, чем отличаются слова сказка и сказочный, кроме их состава? (Слово сказка — имя существительное. Слово сказочный — имя прилагательное.)
— Что обозначают имена прилагательные, для чего они нужны в речи?
— Прилагательные в русском языке играют очень большую роль. Без них невозможно создать законченный образ предмета, а описание станет серым и скучным. Редко встретишь предложение, в котором бы не упоминалось прилагательное.
— Продолжим разговор о сказке.
— Все любят сказки, и дети, и взрослые. Какую сказку вы читали и рисовали к ней рисунки? («Сказку о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина.)
— Сегодня на уроке мы поговорим об именах прилагательных на примере этой сказки и выполним эту работу в виде проекта.
4. Работа над проектом
1) Постановка цели и выдвижение гипотезы проекта.
— Для постановки цели проекта, что постараетесь определить в сказке? (Определить, какие имена прилагательные А.С.Пушкин употребляет в сказке.)
— Чтобы выдвинуть гипотезу, подумайте, что можно предположить о количестве прилагательных в этой сказке, о том какие это прилагательные с точки зрения лексики? (А.С.Пушкин использовал много прилагательных в сказке, в том числе устаревших, слов в переносном значении, чтобы приблизить авторскую сказку к народной и подробно описать своих героев, их внешний вид и характер, природу.)
2) Работа над лексическим составом сказки.
— У вас есть на парте рисунки и на обратной стороне отрывки из сказки, прочитайте их, подчеркните все прилагательные. Работаем в паре.
— Откройте учебник упр. 2 с.28, составьте словосочетания.
Примечание: в упр.2 с.28 заданы существительные, задание требует подобрать соответствующие прилагательные из «Сказки о рыбаке и рыбке».
Синее море, ветхая землянка, разбитое корыто, морская трава, золотая рыбка, ласковое слово, человечий голос, великое чудо, новое корыто, сварливая баба, кирпичная, белёная труба, дубовые, тесовые воро́ты, чёрная крестьянка, столбовая дворянка, дорогая соболья душегрейка, парчева́я кичка, золотые перстни, красные сапожки, усердные слуги, вольная царица, целое царство, печатный пряник, заморские вины, грозная стража, старый невежа, царские палаты, морская владычица, чёрная буря, сердитые волны.
— Значения всех ли слов вам известно? (Нет.)
— Приведите примеры таких слов. (парчева́я кичка, столбовая дворянка и т.д)
— Как они называются? (Устаревшие)
— Почему их так называют? (в современном языке их не употребляют, так как не используют предметы, которые они обозначают)
На доске заранее выполненные детьми рисунки и толкование устаревших слов, любое из них учитель может зачитать и проиллюстрировать, в зависимости от пожеланий учеников.
— Как вы думаете, почему в сказке много встречается устаревших слов? (Эти слова приближают сказку к народной. Мы знаем, что свои сказки Пушкин написал на основе народных сказок, услышанных в детстве от своей няни. Устаревшие слова помогают описать внешний вид героев, их характер.)
На доске следует прикрепить карточки со словами, обозначающими сделанные детьми выводы.
- «устаревшие слова»
- «приблизить свою авторскую сказку к народной»
- «красочно описать жизнь героев того времени, их характер»
— Продолжим разговор о лексическом составе сказки. Какие слова употреблены в сказке в переносном значении?
- Золотая (рыбка) — покрытая золотой чешуёй.
- Сердитые (волны) — большие, высокие.
- Чёрная (крестьянка) — бедная.
- Печатный пряник — с отпечатанным рисунком.
- Чёрная (буря) — сильный ветер и высокие волны на море.
— Почему Пушкин использовал такую лексику? (Чтобы точно и ярко передать чувства и героев и характер природы)
На доске следует прикрепить карточки со словами, обозначающими сделанные детьми выводы.
- «слова в переносном значении»
- «точно и ярко передать чувства и героев и характер природы»
5. Физминутка
На уроке отдохнём —
На рыбалку мы пойдём!
Накопаем мы червей,
Удочку возьмём скорей,
И вприпрыжку побежим —
Порыбачить мы хотим.
В воду удочку закинем,
Посидим тихонько.
Рыбка, кажется, клюёт?
Вытащим легонько.
Ах, какая красота —
Рыбка небольшая.
Пусть живёт себе в реке,
Выпущу тебя я!
Быстро в школу побежим —
Вот такой у нас режим.
6. Обобщение знаний об имени прилагательном
С обратной стороны доски записаны некоторые словосочетания из упр.2 с.28.
Синее море, ветхая землянка, разбитое корыто, морская трава, золотая рыбка, ласковое слово, золотые перстни, красные сапожки, усердные слуги, вольная царица, целое царство, печатный пряник, заморские вины, царские палаты, чёрная буря, сердитые волны.
— На какие две группы вы можете разделить эти прилагательные? (Ед.ч. и мн.ч.)
— Как определить число прилагательного? (по существительному)
— Я читаю словосочетание, если это множественное число, то зеленый кружок поднимаем, если единственное, то красный.
— На какие три группы вы можете разделить прилагательные ед.ч.? (м.р, ж.р., с.р.)
— Приведите примеры прилагательных каждого рода.
— Почему мы делим на три группы только прилагательные в ед.ч.? (во мн. ч. прилагательные по родам не изменяются)
— Как определить род прилагательного? (по существительному)
— Прочитайте отрывки из сказки и найдите одно прилагательное, но разного рода.
«Отпусти ты, старче, меня в море,
Дорогой за себя дам откуп:
Откуплюсь, чем только пожелаешь»«Я сегодня поймал было рыбку,
Золотую рыбку, не простую;
По-нашему говорила рыбка,
Домой в море синее просилась,
Дорогою ценою откупалась:
Откупалась, чем только пожелаю.
Не посмел я взять с нее выкуп;
Так пустил ее в синее море».
— Как еще изменяются прилагательные? (по падежам)
— Как определить падеж прилагательного? (по существительному)
— У вас есть карточка с окончаниями прилагательных. На доске записаны словосочетания из сказки, где прилагательные без окончаний: обсудите в паре, куда можно прикрепить ваши окончания.
у синего моря
синее море
грозная царица
ласковое слово
в море синее
к синему морю
новое корыто
сварливая баба
высокий терем
разбитое корыто
глубокое море
в ветхой землянке
чёрной крестьянкой
пряником печатным
На доске записаны словосочетания, дети выходят по одному из пары и крепят свои карточки с окончаниями прилагательных.
Проверка правильности с помощью светофора.
Если есть ошибки, следует их исправить. Может возникнуть ситуация, когда на одно слово окажется две карточки (если окончания одинаковые), а на другое ни одного. Следует разобраться и обсудить, куда можно перенести карточку.
— Какое прилагательное в этом наборе изменено по падежам? (синее море)
— Определите падежи прилагательного синее.
— Сделаем общий вывод: как изменяются имена прилагательные? (по падежам, числам, в единственном числе по родам)
7. Физминутка для глаз
- Смотри сначала вправо, затем влево.
- Делаем круговые движения глазами по часовой стрелке и против часовой стрелки.
- Смотрим сначала вверх, потом вниз.
- Зажмурится на несколько секунд, потом открыть глаза.
- Все повторяем по три раза.
8. Самостоятельная работа
Самостоятельная работа выполняется по карточке, запись ведется в рабочей тетради. Взаимопроверка. Оценка светофором. Разбор ошибок.
Запишите предложения, вставив слово золотой в нужной форме. Укажите над ним число, род, падеж, выдели окончание.
1. Закинул старик в море невод и поймал ……… рыбку.
2. На руках у столбовой дворянки сверкали …….. перстни.
3. Пошел старик опять к ………… рыбке.
4. На голове у старухи ………… кичка.
9. Работа над проектом
— Продолжим разговор о лексическом составе сказки. В самостоятельной работе вам встретилось прилагательное, которое относилось к разным существительным. А наоборот есть ли в сказке моменты, где одно существительное описывается несколькими прилагательными?
— Для чего А.С.Пушкин использует такой прием? (чтобы точно и красочно описать предметы, природу, людей)
На доске следует прикрепить карточки со словами, обозначающими сделанные детьми выводы. «несколько прилагательных к одному существительному»
10. Домашнее задание
Из упр.2 с.28 задание: подобрать антонимы и синонимы к прилагательным из сказки.
11. Итог урока
— Вспомните цель и гипотезу нашего проекта
— Пользуясь словами на доске, составьте вывод о том, какие прилагательные А.С.Пушкин использовал «Сказке о рыбаке и рыбке»
Вывод: в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкин использовал много прилагательных, чтобы дать яркую характеристику предметам, характерам людей, природе, точно и красочно описать происходящие события. С этой же целью он использовал и слова в переносном значении. Пушкин использует много устаревших слов, что приближает авторскую сказку к народной и позволяет точно передать нравы и быт представленной в сказке эпохи.
12. Рефлексия
Дополните предложения, выбирая любую фразу из предложенного перечня.
- Сегодня я узнал…
- Мне было интересно…
- Мне было трудно…
- Я понял что…
- Я научился…
- У меня получилось…
- Меня удивило…
Список литературы
1.Канакина В.П. Русский язык. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2 / В. П.Канакина, В.Г.Горецкий .- 11-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 2020. — 159 с., [2] л.: ил. — (Школа России).
2. Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1-4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций/ В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, М.В.Бойкина и др.]. — М.: Просвещение, 2014. — 340 с.
3. Болотова Н.Б. Физминутки. 1 сентября. Открытый урок / https://urok.1sept.ru/articles/561090
4. Сказка о рыбаке и рыбке А.С.Пушкина Пескарь — детская электронная библиотека./ https://peskarlib.ru/aleksandr-pushkin/skazka-o-rybake-i-rybke/
5. Урок 51. Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке «А.С.Пушкина. Российская электронная школа
/https://resh.edu.ru/subject/lesson/3833/train/204645/
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Новоазовская школа №3»
администрации Новоазовского района
Работа
участника Виртуальной выставки-презентации
«Современное образование в
Донецкой Народной Республике – 2018»
учителя начальных классов
Беззапоновой Любови Ивановны
Урок-сказка
Страна-фантазия. A.C. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».
Новоазовск – 2018 г
Урок-сказка
Тема. Страна-фантазия. A.C. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».
Цель: расширить читательский кругозор учащихся о стране фантазии; развивать умение детей читать вслух, ориентируя чтение на слушателя, сообразовывать темп, громкость, интонацию голоса с содержанием текста и особенностями аудитории; способствовать развитию речи учащихся и процессе работы со словарем, подбором синонимов, устойчивых сочетаний слов.
Ход урока
Проверка домашнего задания.
П.И. Чайковский «Сладкая греза».
-
Скажите, пожалуйста, музыка какого известного композитора только что звучала?
-
Что он написал?
-
Почему П.И. Чайковский решил создать альбом для ребят?
-
Прочитайте, какие пьески написаны для детей. Что их радует или печалит?
Итак, «альбом» посвящён детям.
-
Одна из пьес называется «Нянина сказка». Что-то особенное, фантастическое слышится в музыке?
Восприятие нового материала.
-
Беседа.
-
Попробуйте объяснить значение слова фантазия.
-
Давайте обратимся к «Толковому словарю» и выясним, правильно ли мы дали объяснение слову «фантазия». (Фантазия: воображение, пустая мечта, изобретателъная сила ума, причуда, необычный бред.)
-
Попробуйте подобрать к слову фантазия близкое по значению слово (синоним).
(Фантазия: мечта, воображение, каприз, волшебство (в сказках).)
-
Кто знает, где водятся волшебники?
(Детям раздаётся заранее текст песни.)
-
Так, где же водятся волшебники?
-
Фантазёром может быть не только ребёнок, но и взрослый человек. Тот, кто любит сочинять сказки.
-
Сегодня мы прочитаем одну из сказок A.C. Пушкина «Сказку о рыбаке и рыбке».
-
Словарная работа.
-
Прежде чем начать чтение сказки, проведём словарную работу.
невод (большая рыболовная сеть)
старче (старик)
корысть (выгода, польза для себя)
светёлка (в старинных домах небольшая светлая комната)
вороты (так говорили в старину, теперь говорят воротами)
столбовая дворянка (дворянка из старинного рода)
душегрейка (тёплая короткая кофта без рукавов)
кичка (старинный женский головной убор)
чупрун (чуб, хохол)
белены объелась (сошла с ума, обезумела)
царские палаты (царский дворец)
бояре (богатые люди, которые служили царю)
пряник печатный (пряник с отпечатанными на нём рисунками или буквами)
очи — глаза
быть на посылках (находиться в полном подчинении у кого-нибудь)
перечить (говорить наперекор)
-
Теперь послушаем сказку в исполнении известного артиста Олега Табакова.
(Звучит отрывок)
а) Чтение под магнитофон.
б) Чтение в лицах.
Вот пошёл он к синему морю.
Помутилось синее море.
в) Индивидуальное чтение.
г) Чтение учителем.
д) Чтение под магнитофон.
-
Работа над усвоением содержания сказки.
-
Назовите героев прочитанной сказки.
(Это — старик, старуха. Старик и старуха — это и есть их семья).
-
Кто ещё?
(Старик — старуха, рыбка)
-
Рыбка выполняет просьбы старика, который получает их от старухи. Значит, рыбка выполняет приказы старухи через старика.
-
Давайте попробуем охарактеризовать наших героев.
Старик | Рыбка | Старуха |
деликатный вежливый добродушный правдивый душевный приветливый терпеливый | добрая благодарная справедливая | высокомерная надменная грубая резкая жестокая вспыльчивая злая корыстная упрямая равнодушная |
5. Коллективное чтение.
(Слова напечатаны заранее; некоторые дети называют сами из жизненного опыта, другие подбирают из предлагаемых).
-
Докажите (пользуясь текстом), что подобранные слова действительно характерны для старика.
-
Прочитайте те отрывки, которые характеризуют старуху.
-
Скажите, пожалуйста, а в сказке только три героя? Больше нет.
-
Проследите, как постепенно менялось синее море.
-
Почему так происходило?
Опорный рисунок — конспект (графически)
-
Старик ещё ничего не сказал, он только пришёл, а море уже меняется.
(Из неживого превращается в живое — олицетворяется).
-
Как вы думаете, буря утихла?
-
Да, буря утихла. Наступила тишина. В этой спокойной тишине мы с вами попробуем озвучить некоторые рисунки.
-
Озвучивание рисунков.
-
Я предлагаю вам рисунок, а вы попробуйте найти те слова, которые точно передают изображение.
-
Работа в парах (составление плана).
– А теперь попробуем данные отрывки расположить в той последовательности, в какой происходит действие в сказке.
(На партах напечатанные пункты плана на листочках, дети раскладывают их последовательно.)
-
Какой фрагмент пропущен в плане? Подбирайте его сами.
-
Работа с поговорками.
-
Как вы понимаете поговорку «Остаться у разбитого корыта»?
«В корыте много ль корысти»?
«Впредь тебе, невежа, наука!»
«Не садиться не в свои сани!»
-
Работа с пословицами.
-
Какая из данных пословиц подходит к «Сказке о рыбаке и рыбке»?
-
Бездонную бочку водой не наполнишь, жадное брюхо не накормишь.
-
Трус собственной тени боится.
-
Много захочешь — последнее потеряешь.
-
Лучше горькая правда, чем красивая ложь.
-
Ненасытному всё мало.
-
Дай с ноготок, запросит с локоток. (Пословица-поучение)
Итог урока.
-
— Какие человеческие пороки (недостатки) высмеивает A.C. Пушкин в сказке?
-
Что сказочно и что реально в сказке A.C. Пушкина?
-
Чему учит прочитанная сказка?
-
Оценивание.
Домашнее задание.
Выучить отрывок из сказки.