Сказка о рыбаке и рыбке про любовь

Инфоурок дошкольное образование презентациипрезентация по художественной литературе на тему: сказка о рыбаке и рыбке описание презентации по отдельным слайдам:

Инфоурок

Дошкольное образование
ПрезентацииПрезентация по Художественной литературе на тему: «Сказка о рыбаке и рыбке»

Департамент образования и науки города Москвы Северо-Восточный административ...

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    Департамент образования и науки города Москвы Северо-Восточный административ

    Описание слайда:

    Департамент образования и науки города Москвы
    Северо-Восточный административный округ Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 1412»
    2021 г, Москва
    Хаялетдинова Ильмира Рифкатовна, воспитатель
    А. С. Пушкин
    «Сказка о рыбаке и рыбке»

  • 2 слайд

    Описание: Сказка о рыбаке и рыбке известна нам с детства. Забавная история пр

    Описание слайда:

    Описание: Сказка о рыбаке и рыбке известна нам с детства. Забавная история про жадную старуху, которой всего мало, из-за чего в итоге она осталась «у разбитого корыта».
    Цели и задачи:
    Познакомить детей с сказкой А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»,
    Развивать связную речь детей, умение чувствовать и понимать характер образов сказки
    Воспитывать любовь к сказкам.

  • 3 слайд

    Сказка о рыбаке и рыбке про любовь

  • 4 слайд

    Сказка о рыбаке и рыбке про любовь

  • 5 слайд

    Сказка о рыбаке и рыбке про любовь

  • 6 слайд

    Сказка о рыбаке и рыбке про любовь

  • 7 слайд

    Сказка о рыбаке и рыбке про любовь

  • 8 слайд

    Сказка о рыбаке и рыбке про любовь

  • 9 слайд

    Сказка о рыбаке и рыбке про любовь

  • 10 слайд

    Сказка о рыбаке и рыбке про любовь

  • 11 слайд

    Сказка о рыбаке и рыбке про любовь

  • 12 слайд

    Сказка о рыбаке и рыбке про любовь

  • 13 слайд

    Сказка о рыбаке и рыбке про любовь

  • 14 слайд

    Сказка о рыбаке и рыбке про любовь

  • 15 слайд

    Сказка о рыбаке и рыбке про любовь

  • 16 слайд

    Сказка о рыбаке и рыбке про любовь

  • 17 слайд

    Сказка о рыбаке и рыбке про любовь

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Сказка о рыбаке и рыбке про любовь

  • Сейчас обучается 939 человек из 79 регионов

Сказка о рыбаке и рыбке про любовь

  • Сейчас обучается 558 человек из 77 регионов

Сказка о рыбаке и рыбке про любовь

  • Сейчас обучается 2922 человека из 84 регионов

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Краткое описание документа:

Для ознакомления с творчеством и сказками А.С. Пушкина, предлагается послушать сказку Александра Сергеевича Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». Цель: продолжать знакомить детей с творчеством и сказками А.С.Пушкина.Задачи: закрепить содержания сказки А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»; развивать у детей умение слушать, чувствовать и понимать характер образов сказки, развивать связную речь детей, обогащать словарный запас.Краткое содержание и выводы: Жили старик со старухой возле синего моря. Старик каждое утро ходил ловить рыбу и поймал золотую рыбку. Рыбка попросила отпустить ее, а в замен обещала выполнить любое желание. Старик отпустил рыбку и рассказал старухе о чуде. а старуха стала требовать желание за желанием. Все закончилось тем, что остались старик со старухой все у того же разбитого корыта. Это познавательная сказка говорит о том, что надо ценить то что имеешь. А если судьба преподносит подарки — радоваться им. И не становиться жадным.

Общая информация

Похожие материалы

  • Из опыта работы «Приемы педагогической помощи при задержке речевого развития у дошкольников»

  • Здоровые дети- здоровая страна ( проект для детей старшей группы)

  • Игра «Животные Северного края»

  • Проект по ОБЖ в подготовительной группе

  • Стихи со сказочным содержанием «Савраска»

  • Экспериментальная деятельность» Распускающиеся цветы».

  • Тематический вечер в старшей группе «Когда приходит День Победы»

  • «Роль театрализованной деятельности в развитии связной диалогической и монологической речи у детей дошкольного возраста »

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5453351 материал.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация воспитательной деятельности в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Теория и методика развития дошкольника для организации образовательной деятельности в дошкольных образовательных организациях с учетом ФГОС ДО»

  • Курс повышения квалификации «Образовательные ресурсы системы дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС ДО»

  • Курс повышения квалификации «Применение методов арт-терапии в работе со старшими дошкольниками и младшими школьниками»

  • Курс повышения квалификации «Простые машины и механизмы: организация работы ДОУ с помощью образовательных конструкторов»

  • Курс повышения квалификации «Использование декоративно-прикладного искусства в работе с детьми дошкольного возраста»

  • Курс повышения квалификации «Эмоциональные нарушения у детей дошкольного возраста. Технологии индивидуальной коррекционно-развивающей работы»

  • Курс повышения квалификации «Здоровьесберегающие технологии в физическом развитии дошкольников и их применение в условиях ФГОС ДО»

  • Курс повышения квалификации «Сурдопедагогика: организация обучения, воспитания, коррекция нарушений развития и социальной адаптации глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся в условиях реализации программы ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Песочная терапия в работе с детьми»

  • Курс повышения квалификации «Методическое обеспечение дошкольного образования в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Управление качеством дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО»

  • Курс повышения квалификации «Проблемы и перспективы в развитии вариативных форм преемственности между детским садом, школой и системой дополнительного образования»

  • Курс повышения квалификации «Выстраивание системы психологических взаимодействий дошкольника с компьютером и интернетом»

  • Курс повышения квалификации «Организация в ДОО «Школы для родителей»: формирование психологической грамотности»

А.С.Пушкин
«Сказка о рыбаке и рыбке».
(1 урок)

1.  
Познакомить детей с биографией А.С.Пушкина и его
произведением «Сказка о рыбаке и рыбке».

2. 
Развивать        речь учащихся, умение отвечать на
вопросы; развивать умение выразительно читать произведение, интонацией
передавать настроение.

3.  
Обогащать словарный запас детей.

4.  
воспитывать любовь к русской поэзии, доброту,
милосердие.

магнитофон, аудиокассета со «Сказкой
о рыбаке и рыбке», стенд «Жизнь и творчество А.С.Пушкина»,(портрет, книги и
т.д.), кроссворд домашнее задание и итог урока; прялка, веретено, свеча в
подсвечнике; пословицы в напечатанном виде; заготовки обложек книг;
нарисованное море, волны, рыбки; учебник; книга Дж. Свифт «Путешествие
Гулливера».

1. 
Доска: а) А.С.Пушкин (1799 — 1837г.)

б) «Сказка о рыбаке и
рыбке»

в) портрет А.С.Пушкина

2.  
Стенд: а) «Жизнь и творчество А.С.Пушкина»

б) волны, золотые рыбки,
корыта;

3.  
Уголок: прялка, корыто, свеча с подсвечником.

ветхая
землянка
— старый дом, вырытый в земле; невод — большая рыболовная сеть; откуп
плата;

простофиля — глупый, несообразительный человек;

кликать — звать;

пуще — больше;

бранится — ругается;

корысть — выгода, польза;

светёлка — в старину небольшая светлая комната; столбовая
дворянка
— столбовыми дворянами назывались дворяне древних родов.
Дворянский род записывался в родословных книгах, которые назывались столбцами,
т.к. писались на длинных полосах бумаги;

собольей — зверь (соболь);

душегрейке — тёплая короткая кофта без рукавов, со сборками сзади; парчовая — из шелковой ткани, затканной золотом или серебром; на маковке — на макушке;

кичка или
кика
— женский парадный головной убор; перстни — кольца с драгоценными камнями; чупрун
— за чуб, хохол (за волосы); белены объелась — сошла с
ума;

пряники печатные — пряники с оттисками, отпечатанными рисунками, буквами.

Ход урока:

  
Прежде чем начать урок, я хотела бы узнать с каким настроением,
самочувствием вы на него пришли. У вас на парте у каждого лежит по три волны:
если вы спокойны и у вас хорошее настроение — возьмите маленькую волну, если вы
слегка взволнованны — возьмите среднюю, а если вы сильно взволнованны —
возьмите большую волну. Каждый свою волну прикрепите на плакат.

   Проверку
домашнего задания мы сегодня проведем немного в необычной форме. Вы должны
будете разгадать вот этот кроссворд.

1.  
Как звали главного героя произведения, с которым мы
работали на последних двух уроках? (Гулливер)

2.  
Назовите страну, где оказался Гулливер? А как звать
жителей этой страны? (Лилипутия)

3.  
По сравнению с Гулливером лилипуты по величине,
какие? (крошечные)

4.  
А Гулливер по отношению к лилипутам? (великан)

5.   Чем
удивил Гулливер лилипутов? (в несколько глотков осушил две бочки)

6.  
Кто автор произведения книги «Путешествие
Гулливера»? (Дж.Свифт)

  
Мы с вами читали только отрывок из этого
произведения. И если кому-то понравилось это произведение, то я советую
прочитать его полностью. Книгу можно взять в библиотеке и ли у меня,
(показываю) Ещё раз прочитаем, кто написал это произведение? (Свифт)

  
Дж.Свифт — это какой писатель? (зарубежный)

  
Кто может вспомнить тему, в которой мы работаем?
(произведения русских и зарубежных писателей)

  
И если кто оказался внимательным, то в кроссворде
нашел зашифрованную фамилию писателя, с произведением которого мы будем сегодня
знакомиться, (ключевое слово)

  
Прочитайте по вертикали сверху вниз. (Пушкин)

-_А полностью имя, отчество сможет кто-нибудь назвать?

  
Как вы думаете, какой это писатель? (русский)

   Сегодня
на уроке я немного расскажу вам об Александре Сергеевиче Пушкине и о его
творчестве. А также мы познакомимся с хорошо известной вам сказкой.

   А
какие сказки Пушкина вы знаете?

   Всего
сказок у А.С.Пушкина пять (вывешиваю книги): «Сказка о рыбаке и рыбке»

«Сказка
о попе и работнике его Балде» «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»
«Сказка о царе Салтане» «Сказка о золотом петушке»

1.  Орг.
момент

2.   Проверка домашнего задания

Ещё
сказкой считают и сказочную поэму «Руслан и Людмила»

  
А.С.Пушкин родился в 1799году в Москве. Маленький
Саша рано научился читать. Он с детства в совершенстве знал французский язык,
много читал по-французски, но особая любовь была у мальчика к русской речи.

Бабушка поэта и няня
Арина Родионовна были самыми близкими его сердцу людьми. Талантливая
сказительница Арина Родионовна первая познакомила Сашу Пушкина с русской
народной поэзией. Её песни и сказки запомнились ему на всю жизнь.

Прошли годы. Александр
Сергеевич стал поэтом. Он написал много стихов о свободе, о любви, о дружбе, о
природе. Представьте себе: старый дом, зимний вечер, за окном падает снег, поёт
в трубе ветер, жужжит веретено. Няня рассказывает сказку. Поэт торопливо записывает
её гусиным пером. Сюжеты этих сказок поэт использовал при создании своих
сказок. А.С.Пушкин не писал специально для детей, но в его произведениях много
ценнейших строк, которые должны знать дети. Создавая свои сказки он собирал и
обрабатывал наиболее яркие мотивы русского и зарубежного фольклора.

В сказках Пушкин показал
конфликт между светлым и тёмным миром, между добром и злом.

Умер А.С.Пушкин в 1837г.,
прожив всего 38 лет. Проходят годы. Но время не властно над памятью поэта. В
Москве, на Пушкинской площади, стоит бронзовый памятник великому поэту. Этот
памятник создан архитектором Опекушиным на средства, собранные народом.

В любом городе, поселке
есть площадь или улица названная этим именем.

  
Ребята, а как вы думаете, каким людям ставят
памятники? Чьими именами называют улицы и города?

  
Его имя навсегда останется с нами!

  
Что вы узнали о поэте? И т.д.

  
Посмотрев вот на эти предметы, я думаю, у вас не
будет трудностей догадаться какую сказку мы будем сегодня читать, (прялка,
корыто)

  
Правильно «Сказка о рыбаке и рыбке».

6.   Работа с учебником:

7.   Физ. минутка:

8.  
Первичное чтение с комментированием:

  
Можно ли по названию сказки сказать, о каких героях
пойдет речь?

  
Откройте учебники. Сказка большая, но написана она
не сплошным текстом, а поделена на части. Каждая часть сказки — это новая
картина или рассказ о новых событиях, которые происходят в жизни героев.


Сказка вам всем хорошо знакома, и поэтому целиком её я вам читать не буду.
Начнем сразу же вместе, и читать, и отвечать на вопросы по ходу чтения. Следите
по тексту за мной или товарищем, делайте лёгкие пометки карандашом в тексте,
если встретятся непонятные слова. Обратите внимание, как автор описывает море в
начале сказки, как меняется описание? Почему?

выраз. чтению:

1
часть — по ролям.

Чтение
1 части. Вопросы из учебника с.83 (1-4)

— О
чём же говорится в начале сказки? (о жизни)

— Как
будем читать? Определите тон. (повествовательный, спокойный, небыстрый)

— Кто
рассказывает о жизни? (автор)

— Как
говорит золотая рыбка? (она взмолилась, просит)

— Как
отвечает ей старик? (ласково, тепло)

Словарная работа:

ветхая землянка, невод, откуп.

2
часть — комбинированное чтение — хором.

Чтение
учителем. Вопросы с.83 (5-7)

— Как
старик рассказывает о чуде старухе? (с удивлением)

— Что
особенно удивило старика? Покажите это при чтении, ставя на эти слова
логическое ударение.


Представьте себе старуху, как она возмутилась, рассердилась.

Передайте
её чувства при чтении голосом.

Словарная работа:

простофиля, кликать.

3
часть — самостоятельное чтение (жужжащее, шепотом)

10.Индивид. работа:

Сережа
Б. читает учителю.


Какие непонятные слова вам встретились?

Словарная работа:

пуще бранится, корысти.

— Что
теперь захотелось старухе? (избу)

4-9 части — прослушивание аудиозаписи на
фоне горящей свечи.

— Кем
захотелось стать старухе? (столбовою дворянкой)

— А
потом? (вольною царицей)

— Как
изменилась старуха?

— А
почему народ над стариком насмехался и говорил: «Не садись не в свои сани»?
(когда человек не соответствует месту, которое занимает)

10-11 части

— Чем
же теперь недовольна старуха, когда стала вольною царицей?

— Кем
она хочет стать? (владычицей морскою)

— Чем закончилась
сказка?


Какие чувства остались у вас после прослушивания сказки?

— Было
ли жалко кого-нибудь?

— Кто
заметил, как менялось описание моря? Почему?


Хорошо или плохо закончилась сказка? Почему?

— Кто
понял, когда так говорят: «Остался у разбитого корыта»? (остался ни с чем)

Доп. материал:

— Как
вы понимаете смысл пословиц:

«Много
захочешь — последнее потеряешь», «Много желать — добра не видать»

11 .Итог:

— По
каким признакам можно определить, что это сказка?


Какой урок вы извлекли из сказки?

В сказке Пушкин высмеивает богатых и
бедных. В образе старика показан народ. Старик вынужден покоряться воле жадной
старухе, но не испытывает к ней почтения, как бы высоко она не вознеслась. Но,
как и во всех сказках добро наказывает зло, так и здесь сказка завершается
поучительной картиной превращения старухи снова из царицы в крестьянку. Это ей
наказание за жадность и зависть.

Творческое домаш. —
Представьте себя художниками- оформителями, как бы вы оформили задание:        обложку
книги «Сказка о рыбаке и рыбке».

— На следующем
уроке мы с вами будем учиться давать характеристику каждому герою этой сказки.
Назовите главных героев сказки.

Доп. материал:              кроссворд
«Молодцы»

1. 
Жил старик со своею старухой У самого синего…
(моря)

2. 
Они жили в ветхой землянке Ровно тридцать лет и
три… (года)

3. 
Он рыбачил ровно тридцать лет и три года И не
слыхивал, чтобы рыбка… (говорила)

4. 
Воротился старик ко старухе, У старухи новое…
(корыто)

5. 
Не хочу быть черной крестьянкой, Хочу быть
столбовою… (дворянкой)

6. 
Не хочу быть столбовою дворянкой, А хочу быть
вольною… (царицей)

7.  На пороге сидит его старуха,

А перед нею разбитое … (корыто)

12.Оценки:                    —
Ваши знания я оценила, а теперь попрошу вас оценить наш урок.

Кому урок просто
понравился, возьмите со стола маленькую золотую     рыбку; кому понравился и вы
узнали что-то новое, то на столе возьмите большие рыбки; а если вы остались
недовольны и не получили новых
знаний, то приклейте корыто.

Урок литературного
чтения «А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» во 2 классе, направленный на
формирование коммуникативных УУД

Цель урока: формирование умения анализа сказки
через раскрытие характеристики образов героев литературного произведения,
формирование навыка
выразительного чтения и драматизации.

Задачи урока:

1) формировать интерес к творческой деятельности;

2) развивать коммуникативные способности;

3) учить сравнивать, обобщать, делать выводы;

4) формировать умения ставить общие цели, планировать совместную
деятельность, слушать друг друга;

5) развивать творческие способности, речь, память, мышление;

6) воспитывать любовь к чтению и сказкам.

Методы и приёмы: словесный (беседа, наглядный (иллюстрации,
практический.

Предметные умения: формирование умения
сравнивать героев по их поступкам, желаниям речи, составлять словесный портрет
литературного героя, умение выразительно читать текст, обогащение словарного
запаса, уметь строить устные высказывания, осуществлять выбор и использование
выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей.

Планируемые результаты:

Личностные:

формировать внутреннюю позицию школьника на уроке положительного
отношения к школе;

развивать интерес к новому материалу;

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной
деятельности;

умение сотрудничать с учителем, одноклассниками, приходить к
общему решению.

Познавательные:

формирование умения определять значение слов и обосновывать свое
мнение;

анализировать содержание иллюстрации, сравнивать героев
произведения;

использовать приобретённые знания и умения при чтении по ролям;

формировать умение выполнять анализ и синтез;

овладеть чтением вслух и про себя; элементарными приемами
анализа художественного произведения.

Регулятивные:

выполнять учебное задание, используя алгоритм;

осуществлять взаимопроверку и самооценку при выполнении учебного
задания;

осуществлять самоконтроль;

оценивать выразительность чтения одноклассников;

формировать умение выполнять учебные действия (операции,
используя внутреннюю речь для регуляции своих действий.

Коммуникативные:

учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках
учебного диалога;

формировать умение выражать свои мысли, строя небольшое
монологическое высказывание;

формирование умения адекватно взаимодействовать с партнером в
рамках учебного диалога;

умение слушать и понимать других.

1. Организационный этап

Всем доброе утро, я рада вас всех сегодня видеть, проверьте,
пожалуйста, все ли принадлежности готовы у вас к уроку и присаживайтесь на свои
рабочие места. Приветствуют учителя, проверяют свою готовность. Регулятивные:
осуществлять самоконтроль

2. Подготовка к первичному восприятию

Ребята, сегодня на уроке мы с вами познакомимся с новой сказкой
и в конце, с помощью этой сказки, поиграем в игру-драматизацию, поэтому нам
необходимо как можно глубже погрузиться в этот материал и внимательно его
изучить.

Сегодня мы прочитаем очень известную сказку, написанную автором
А. С. Пушкиным, с которым мы раннее уже знакомились.

Я загадаю вам две загадки, а вы попробуйте отгадать название
сказки.

1) Не хожу и не летаю,

А попробуй догони!

Я бываю золотая,

Ну-ка в сказку загляни!

2) Кто у речки на песке, дремлет с удочкой в руке?

Он нам всем давно знаком, Он зовется…

Итак, как вы думаете, какую сказку А. С. Пушкина мы сегодня
прочитаем?

-Молодцы! Откройте учебник нас странице 112 и посмотрите на
иллюстрацию к сказке.

-Кого мы видим на иллюстрации?

-Как вы думаете, какие эмоции испытывает рыбак?

-Почему?

-Как вы думаете почему рыбак может грустить?

-Хорошо, давайте прочитаем сказку и узнаем!

3. Первичное восприятие. Чтение учителя

Слушают учителя

Учитель читает сказку вслух

4. Проверка первичного восприятия и постановка учебной задачи

-Какие эмоции вы испытали при прослушивании сказки?

-Почему?

-Ваши эмоции в начале сказки и в конце сказки были разные? С чем
это связано?

-Старик поймал золотую рыбку, которая готова дать ему все, что

он пожелает. Старик ничего не просит у рыбки и отпускает ее,
сказав

на прощание ласковое слово. Как вы считаете, любой человек
способен поступить так, особенно если живет в ветхой землянке?

-Вы правы, такой поступок можно назвать бескорыстным,
бескорыстным называют человека, который не заботится о своей выгоде

-Какие неизвестные слова вам встретились в сказке?

Терем- В Древней Руси называли жилое помещение в верхней части
дома или дом в виде башни.

Невод- большая сеть для ловли рыбы (выводит слайд на экран)

Корыто – это большой открытый продолговатый сосуд с округлёнными
стенками, предназначенный для стирки белья, кормления скота и для других
домашних надобностей (выводит слайд на экран)

Ветхая землянка – ветхая значит близка к разрушению, т. е. скоро
развалится. А землянка-это углубленное в землю жилище. (выводит слайд на экран)

-При самостоятельном чтении у вас будет возможность выписать
себе в тетрадь незнакомые слова, которые мы могли упустить, и мы их разберем.

-Прочитайте текст самостоятельно и обратите внимание на эмоции
героев сказки, это пригодится вам для нашей игры-драматизации. Вам необходимо
будет полностью погрузиться в героя.

5. Вторичное восприятие. Самостоятельное чтение

6. Чтение и анализ текста

-Итак, сколько в сказке действующих лиц? Назовите их.

-Попробуем понять эмоциональную составляющую каждого героя.

— Как старуха отнеслась к поступку старика?

— Почему рыбка исполняет все просьбы старика?

— Рыбка испытывает признательность старику за оказанное им

добро и старается его отблагодарить. Хорошо ли поступает тот,

кто благодарит за добро?

-Кто из героев сказки должен быть благодарен рыбке?

-Почему старик продолжал ходить к рыбке и выполнять просьбы
жены?

-Да, так же можно сказать, что он был покорный, то есть уважал
ее и боялся ее гнева.

-В каком случае старику было особенно стыдно обращаться к

рыбке с очередной просьбой? Почему?

7. Физ. минутка

8. Закрепление изученного материала. Творческая деятельность.

-Итак, ребята, мы плавно подошли к нашей креативной
игре-драматизации. Кто знает, что такое драматизация?

-Драматизация-это представление, которое мы разыгрываем,
используя сюжет литературного произведения или его эпизод. Нам необходимо
передать все эмоции героев, для этого нужно выразительное чтение и жестикуляция
(движение). Так же, мы можем говорить голосом старухи, старика и рыбки. Мы
должны представить себя в роли героя этой сказки и сыграть эту роль, читая их
речь.

-Ну что, попробуем?

-Здорово, я буду читать слова автора, Дима слова старика, Даша
слова старухи, а Ксюша слова рыбки, затем будем меняться, чтобы каждый сумел
попробовать себя в роли героев. И не забывайте про драматизацию!

(читают сказку по ролям с использованием приема драматизации)

9. Домашнее задание

Задание на дом; Вместе с родителями прочитать сказку

братьев Гримм «О рыбаке и его жене» или русскую народную

сказку «Чивы, чивы, чивычок.» и поразмышлять, чем они схожи, а
чем отличаются

от сказки А. С. Пушкина «О рыбаке и рыбке».

10. Рефлексия

-Мы сегодня хорошо поработали!

-Что вам понравилось?

-Что вам не понравилось и почему?

-Ребята, сегодня вы должны поставить себе оценку за урок в
тетради. Какую поставить оценку вы решаете сами.

Спасибо за урок.

Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.
Раз он в море закинул невод, —
Пришел невод с одною тиной.
Он в другой раз закинул невод,
Пришел невод с травой морскою.
В третий раз закинул он невод, —
Пришел невод с одною рыбкой,
С непростою рыбкой, — золотою.
Как взмолится золотая рыбка!
Голосом молвит человечьим:
«Отпусти ты, старче, меня в море,
Дорогой за себя дам откуп:
Откуплюсь чем только пожелаешь.»
Удивился старик, испугался:
Он рыбачил тридцать лет и три года
И не слыхивал, чтоб рыба говорила.
Отпустил он рыбку золотую
И сказал ей ласковое слово:
«Бог с тобою, золотая рыбка!
Твоего мне откупа не надо;
Ступай себе в синее море,
Гуляй там себе на просторе».

Воротился старик ко старухе,
Рассказал ей великое чудо.
«Я сегодня поймал было рыбку,
Золотую рыбку, не простую;
По-нашему говорила рыбка,
Домой в море синее просилась,
Дорогою ценою откупалась:
Откупалась чем только пожелаю.
Не посмел я взять с нее выкуп;
Так пустил ее в синее море».
Старика старуха забранила:
«Дурачина ты, простофиля!
Не умел ты взять выкупа с рыбки!
Хоть бы взял ты с нее корыто,
Наше-то совсем раскололось».

Вот пошел он к синему морю;
Видит, — море слегка разыгралось.
Стал он кликать золотую рыбку,
Приплыла к нему рыбка и спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
Ей с поклоном старик отвечает:
«Смилуйся, государыня рыбка,
Разбранила меня моя старуха,
Не дает старику мне покою:
Надобно ей новое корыто;
Наше-то совсем раскололось».
Отвечает золотая рыбка:
«Не печалься, ступай себе с богом,
Будет вам новое корыто».
Воротился старик ко старухе,
У старухи новое корыто.
Еще пуще старуха бранится:
«Дурачина ты, простофиля!
Выпросил, дурачина, корыто!
В корыте много ль корысти?
Воротись, дурачина, ты к рыбке;
Поклонись ей, выпроси уж избу».

Вот пошел он к синему морю,
(Помутилося синее море.)
Стал он кликать золотую рыбку,
Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
Ей старик с поклоном отвечает:
«Смилуйся, государыня рыбка!
Еще пуще старуха бранится,
Не дает старику мне покою:
Избу просит сварливая баба».
Отвечает золотая рыбка:
«Не печалься, ступай себе с богом,
Так и быть: изба вам уж будет».
Пошел он ко своей землянке,
А землянки нет уж и следа;
Перед ним изба со светелкой,
С кирпичною, беленою трубою,
С дубовыми, тесовыми вороты.
Старуха сидит под окошком,
На чем свет стоит мужа ругает.
«Дурачина ты, прямой простофиля!
Выпросил, простофиля, избу!
Воротись, поклонися рыбке:
Не хочу быть черной крестьянкой,
Хочу быть столбовою дворянкой».

Пошел старик к синему морю;
(Не спокойно синее море.)
Стал он кликать золотую рыбку.
Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
Ей с поклоном старик отвечает:
«Смилуйся, государыня рыбка!
Пуще прежнего старуха вздурилась,
Не дает старику мне покою:
Уж не хочет быть она крестьянкой,
Хочет быть столбовою дворянкой».
Отвечает золотая рыбка:
«Не печалься, ступай себе с богом».

Воротился старик ко старухе.
Что ж он видит? Высокий терем.
На крыльце стоит его старуха
В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуги огрузили шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки.
Перед нею усердные слуги;
Она бьет их, за чупрун таскает.
Говорит старик своей старухе:
«Здравствуй, барыня сударыня дворянка!
Чай, теперь твоя душенька довольна».
На него прикрикнула старуха,
На конюшне служить его послала.

Вот неделя, другая проходит,
Еще пуще старуха вздурилась:
Опять к рыбке старика посылает.
«Воротись, поклонися рыбке:
Не хочу быть столбовою дворянкой,
А хочу быть вольною царицей».
Испугался старик, взмолился:
«Что ты, баба, белены объелась?
Ни ступить, ни молвить не умеешь,
Насмешишь ты целое царство».
Осердилася пуще старуха,
По щеке ударила мужа.
«Как ты смеешь, мужик, спорить со мною,
Со мною, дворянкой столбовою? —
Ступай к морю, говорят тебе честью,
Не пойдешь, поведут поневоле».

Старичок отправился к морю,
(Почернело синее море.)
Стал он кликать золотую рыбку.
Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
Ей с поклоном старик отвечает:
«Смилуйся, государыня рыбка!
Опять моя старуха бунтует:
Уж не хочет быть она дворянкой,
Хочет быть вольною царицей».
Отвечает золотая рыбка:
«Не печалься, ступай себе с богом!
Добро! будет старуха царицей!»

Старичок к старухе воротился.
Что ж? пред ним царские палаты.
В палатах видит свою старуху,
За столом сидит она царицей,
Служат ей бояре да дворяне,
Наливают ей заморские вины;
Заедает она пряником печатным;
Вкруг ее стоит грозная стража,
На плечах топорики держат.
Как увидел старик, — испугался!
В ноги он старухе поклонился,
Молвил: «Здравствуй, грозная царица!
Ну, теперь твоя душенька довольна».
На него старуха не взглянула,
Лишь с очей прогнать его велела.
Подбежали бояре и дворяне,
Старика взашеи затолкали.
А в дверях-то стража подбежала,
Топорами чуть не изрубила.
А народ-то над ним насмеялся:
«Поделом тебе, старый невежа!
Впредь тебе, невежа, наука:
Не садися не в свои сани!»

Вот неделя, другая проходит,
Еще пуще старуха вздурилась:
Царедворцев за мужем посылает,
Отыскали старика, привели к ней.
Говорит старику старуха:
«Воротись, поклонися рыбке.
Не хочу быть вольною царицей,
Хочу быть владычицей морскою,
Чтобы жить мне в Окияне-море,
Чтоб служила мне рыбка золотая
И была б у меня на посылках».

Старик не осмелился перечить,
Не дерзнул поперек слова молвить.
Вот идет он к синему морю,
Видит, на море черная буря:
Так и вздулись сердитые волны,
Так и ходят, так воем и воют.
Стал он кликать золотую рыбку.
Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
Ей старик с поклоном отвечает:
«Смилуйся, государыня рыбка!
Что мне делать с проклятою бабой?
Уж не хочет быть она царицей,
Хочет быть владычицей морскою;
Чтобы жить ей в Окияне-море,
Чтобы ты сама ей служила
И была бы у ней на посылках».
Ничего не сказала рыбка,
Лишь хвостом по воде плеснула
И ушла в глубокое море.
Долго у моря ждал он ответа,
Не дождался, к старухе воротился —
Глядь: опять перед ним землянка;
На пороге сидит его старуха,
А пред нею разбитое корыто.

Анализ «Сказки о рыбаке и рыбке» Пушкина

«Сказка о рыбаке и рыбке» — самая простая и назидательная из всех сказок Пушкина. Он написал ее в 1833 г. в Болдино. За основу поэт взял одну из сказок братьев Гримм, но серьезно ее переработал в духе русских национальных традиций.

Главный смысл сказки о золотой рыбке заключается в порицании человеческой жадности. Пушкин показывает, что это отрицательное качество присуще всем людям, независимо от материального или общественного положения. В центре сюжета – бедные старик со старухой, прожившие у моря всю свою жизнь. Несмотря на то, что оба работали в поте лица, они так и не нажили хоть какого-нибудь состояния. Старик продолжает ловить рыбу для пропитания, а старуха целыми днями сидит за «своей пряжей». Пушкин не указывает причины, но у бедных стариков нет детей, либо они давно покинули своих родителей. Это еще больше увеличивает их страдания, так как надеяться им больше не на кого.

Старик часто остается без улова, но однажды ему улыбается удача. Невод приносит волшебную золотую рыбку, которая в обмен на свободу предлагает старику исполнить любое его желание. Даже бедность не способна уничтожить в старике чувства добра и сострадания. Он просто так отпускает рыбку, говоря «Бог с тобою».

Совсем другие чувства рождаются в душе у старухи при известии об улове мужа. Она обрушивается на него с яростной руганью, обвиняя старика в глупости. Но сама, видимо, до конца не верит в волшебное обещание, так как для проверки просит всего лишь новое корыто.

После исполнения желания старуха входит во вкус. Ее аппетит разгорается, и с каждым разом она посылает старика с еще большими запросами. Причем становится заметна убогость мышления человека, вся жизнь которого прошла в бедности. Ей не хватает ума, чтобы сразу попросить, к примеру, много денег, которые бы надолго избавили старика от постоянных обращений к рыбке. Старуха постепенно просит новый дом, дворянство, царскую власть. Высшим пределом мечтаний для нее становится желание стать морской царицей.

Старик безропотно исполняет каждое желание старухи. Он чувствует свою вину перед ней за все годы безрадостной жизни. При этом ему стыдно перед рыбкой, которая не выказывает недовольства от новых запросов. Рыбке жаль старика, она понимает его зависимость от старухи. Но последнее безумное желание доводит и ее терпение до конца. Она никак не наказывает старуху, сошедшую с ума от жадности, а просто возвращает все к разбитому корыту.

Для старика это даже лучший выход, так как он вновь становится хозяином в своем доме. А старуха получила серьезный урок. Всю оставшуюся недолгую жизнь она будет вспоминать, как из-за жадности своими руками уничтожила плывущие в руки власть и богатство.

NLU

Зная сказку и этого безвольного, тупого, всем уже опостылевшего батюшку-царя, я бы для такого палец о палец не ударила, а присмотрела бы царя поприличнее.
03.01.2022 09:23:21, NLU

1. Указанная тема, увы, не актуальна в принципе. Сказка вообще не о желаниях и к желаниям не имеет никакого отношения.
Аргументирую. Фраза «Кабы я была царице» на русском языке значит не «Вот бы я была царица…», а, скорее обычное условное выражение. Если…то… Никто из девушек не выражает свои желания, они высказывают только (как было сказано ниже) своё понимание царской власти (в призме женского её начала (роль царицы)). Исходя из этого понимания царь и делает свой выбор, потому что, как было сказано ниже, все три девушки безусловно умели и шить и готовить и рожать детей.
Как известно из истории, были цари, отдающие предпочтение блестящим нарядам при дворе, другие славились пышными балами и пирами. Салтан же, как достаточно мудрый царь, отдаёт приоритет защите границ государства и продолжению законной царской династии (законной власти).

Примеры такого понимания Пушкина отражены, ну, скажем в таких строках:

Властитель слабый и лукавый,
Плешивый щеголь, враг труда,
Нечаянно пригретый славой,
Над нами царствовал тогда.

2. Вторая очевидная мысль, показанная в сказке, что управление — процесс информационный. Какие бы мудрые указания не издавал царь, вклинившись в информационные потоки передачи информации можно всегда добиться желаемого для себя и противного исходным замыслам законного руководителя. Достаточно перехватывать и искажать в свою угоду информационные потоки, идущие в обе стороны. Здесь стоит добавить, что и обратный перехват управления Гвидону удаётся благодаря тому, что он наблюдает в каком виде поступает информация к царю Салтану, и, обладая этими знаниями, пользуется, в свою очередь, возможностью изменять новую посылку информации через искажающий канал передачи (купцы + комментарии от недоброжелателей).

3. Князь Гвидон очевидно продолжает материнскую линию управления, потому что править он стал с «позволения царицы». И, после того, как спас царевну Лебедь ценой собственного ужина. Именно на это обращается внимание читателей. То есть, набить пузо для него было тоже гораздо менее важным, чем решение других вопросов.

4. Давайте посмотрим дальше, как ему удаётся интерес царя Салтана к своему княжеству.
а) Появление княжества как такового.
б) Устойчивое финансовое положение в виде устойчивой финансовой системы (под кодовым названием белка)

Остров на море лежит,
Град на острове стоит
С златоглавыми церквами,
С теремами да садами;
Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом;
Белка там живет ручная,
Да затейница какая!
Белка песенки поет,
Да орешки всё грызет,
А орешки не простые,
Всё скорлупки золотые,
Ядра — чистый изумруд;
Слуги белку стерегут,
Служат ей прислугой разной —
И приставлен дьяк приказный
Строгий счет орехам весть;
Отдает ей войско честь;
Из скорлупок льют монету,
Да пускают в ход по свету;
Девки сыплют изумруд
В кладовые, да под спуд;
Все в том острове богаты,
Изоб нет, везде палаты;
А сидит в нем князь Гвидон;
Он прислал тебе поклон»

в) Решение вопроса охраны границ (33 богатыря + опытный полководец).
г) Опять же, не удавшееся царю решение вопроса законного продолжения рода и царской власти (женитьба на царевне).

После решения всех этих вопросов царь Салтан не смог удержаться и не посмотреть на такое совершенное (по его критериям) княжество самостоятельно. Таким образом, удалось выпрямить канал информации и передать всю информацию напрямую, в т.ч. и про родство и остальные события. Через корабельщиков, разумеется, этого сделать было невозможно.

5. Про оппозиционный блок других концепций управления (которые были признаны царём менее важными) стоит сказать отдельно. Да, отвечающие за балы, пиры, распространение мод и нарядов могли всегда вмешиваться в управление, распространять слухи и сплетни, явную ложь и клевету. Именно этим, как я понимаю сказку, и занимаются двор и те, кто при нём находятся. Именно таких дворцовых «интриганов», возможно, и олицетворяет преступная группировка в сказке. Сказка показывает, что при больших талантах можно победить и её.


03.01.2022 01:12:26, Тайный Сигнал Барабанщика

Всегда считала, что царь выбрал самую красивую из них, а что они там говорили дело десятое)
Сейчас думаю, что царь выбрал умную, ну или ту, которая хотя бы запарилась и изучила потребности целевой аудитории. Царь в годах, наследника нет, перспективы печальные, кандидаток ищет, подглядывая/подслушивая под окнами (уж, не знаю, что там не так с царём, но очередь не стоит явно).

02.01.2022 21:54:20, в розовых очках

хухра-мухра

Ну я точно никогда не хотела ни рукрдельничать, ни готовить… А вот детей всегда хотела, четырёх)))
02.01.2022 20:21:15, хухра-мухра

Царей только маловато в этом мире….))
02.01.2022 20:30:41, Mops

Если б я сидела с этими девицами я б точно была третьей. Потому что важно в женщине не ткать или готовить а родить сына наследника царю. И особенно в то время. Собственно когда то я так загадала не с тремя девицами сидя. А идя под руку с мужем когда он еще таковым не являлся. Мол рожу ему детей. Ну а что искренее желание. И сбылось
02.01.2022 18:45:13, Верная жена

УникаЛьнаЯ

Надо же. В юности категорически не могла понять, во-первых, кто может добровольно хотеть рожать, во-вторых, хотеть рожать «ему». То есть я знаю, что очень многие именно такими словами хотят, но как — выше моего понимания. Впрочем, как это — рожать кому-то, я и сейчас не представляю.
03.01.2022 00:57:27, УникаЛьнаЯ

Себе в 20 лет я точно рожать не хотела. Себе лет в 30. И уж точно не детей. А только одного ребенка.
03.01.2022 10:44:45, Верная жена

Perry

А почему ЕМУ, а не от него, например?
02.01.2022 22:17:55, Perry

И пусть помнит об этом и ценит ! Правда? ;))
02.01.2022 22:27:24, Mops

ландыш

согласна.

02.01.2022 19:13:43, ландыш

Ну так ведь те, кто ткут и готовят — тоже наследника родить могут. Дело не самое хитрое.

А вот уметь наткать или наготовить на весь мир — в среднем по больнице сложнее. ))


02.01.2022 18:54:30, Mops

УникаЛьнаЯ

Вот +1000
рожать-то может каждая первая. Ну хорошо, 9 из 10. А вот что-то полезное делать умеет, да еще желание имеет все это делать — далеко не каждая :)))

03.01.2022 00:58:36, УникаЛьнаЯ

Не каждая. Многие мои подруги сделали по 3 эко. И не у каждой оно закончилось ребенком. Ох далеко не каждая может родить. А мне еще в 15 лет сказали что у меня никогда не будет детей. И я сделала все чтоб опровергнуть слова врачей. А вот допустим шить и готовить все умеют. Я не имею в виду как то мастерски. Но обычно все умеют. У всех в школе были труды. Да и любая молодая девушка по крайней мере приносит пользу в своей семье. Готовит убирает и прочее. А уж если еще и работает. То тем более приносит. Я с 17 лет работала. Приносила пользу обществу. Но родить ребенка это может и не польза обществу перенаселенной планеты. Это эгоистичное желание двоих людей. Но для меня оно важнее всей этой фигни — приготовить пир наткать полотна.
03.01.2022 10:54:44, Верная жена

А зачем сложнее?) Нафиг мужу затр*хавшаяся вторая половина, особенно если речь о царе и он в это время не планирует колоть дрова или ковать подковы? Ему же скучно будет её ждать)
02.01.2022 22:05:45, в розовых очках

Думаю третья тоже умела и ткать и готовить и крестиком вышивать. Просто она не видела в этом важности. И я вот тоже не вижу. А в родить наследника да еще и богатыря да вижу
02.01.2022 18:56:59, Верная жена

ландыш

у меня по теме только картинка есть

Сказка о рыбаке и рыбке про любовь

w=700

02.01.2022 18:43:02, ландыш

:))
А у нас в семье любимая присловка: родила царица в ночь не то. Это когда в винте прикуп открываешь, а там фигня :)

02.01.2022 20:29:29, Гордая птица

ландыш

))))

03.01.2022 07:49:46, ландыш

Ящер

Класс картинка ))
02.01.2022 19:19:52, Ящер

Вот еще интересный вопрос в связи с этой сказкой. Ее дошкольникам читают. И как? Задают вопросы?
Про меня знаю, что я наизусть рассказывала.
И царевна понесла. За темные леса, за высокие горы… Нет, это из другой сказки. Куда она понесла? Взрослые смеются. Удивительно, и в песнях бегут неуклюжи, и в сказках непонятно кто чего несет. И спрашивать без толку, только смеются.

02.01.2022 18:36:43, Птица Сыйсу

Роль второго плана

Моя младшая школьница спрашивала, почему царь, после того, как пришёл с войны, не поинтересовался, где царица молодая и где ребёнок. Он же письмо написал, чтобы его дождались. Он же должен был это помнить? А он как малохольный.
02.01.2022 19:56:06, Роль второго плана

В бочке в море. И что, ее ловить.
Вот он и сидит годами, на престоле и в венце, с грустной думой на лице; сделанного не воротишь.

02.01.2022 23:01:48, Елна

Роль второго плана

А как же следствие и пытки с целью выяснить, кто написал подложное письмо и отправил на гибель царицу и приплод?
02.01.2022 23:27:30, Роль второго плана

сказка не резиновая)
02.01.2022 23:31:22, Елна

Кстати, да !
Но в сказках вообще часто мужские персонажи то дураки, то подкаблучники, то лентяи….

02.01.2022 20:34:28, Mops

Musenka

Иногда задают вопросы, иногда я сама поясняю, что означает то или иное слово.

02.01.2022 19:25:29, Musenka

Вот Squidward Tentacles внизу написала (как профессионал):

«три девушки гипотетически понимают социальную роль царицы — две с точки зрения ремесел своих, а одна как положено понимает: воспроизводство монархической династии, причем с приносом новой крови еще и богатырями воспроизводство.»

Как положено.

Вот мне интересно, какая с литураведческой/филологической т.з. официальная мораль у этой сказки ? Есть она ?

Т.е. с моей обывательской колокольни — что должна понять в моральном плане молодая девушка из этой сказки ? )))


02.01.2022 16:50:43, Mops

На ком бы женился царь, если бы 4ая девица пообещала бы ему белку с чистым изумрудом и прочие дива? :)
02.01.2022 17:49:02, Катятян

Squidward Tentacles

Молодая девушка из сказки понять ничего не должна, и ей по законам сказки и не надо: она лишь двигатель сюжета, причём безвольный. С детьми да, с ними можно обсудить морали и все такое, мы, взрослые,.уже можем и повыше материи обсуждать касательно сказок вообще и Пушкина в частности
02.01.2022 17:22:37, Squidward Tentacles

«Молодая девушка» я имела в виду — современные подростки, ну или молодёжь времен Пушкина. ))
02.01.2022 18:46:44, Mops

Squidward Tentacles

Я думаю, молодежь времен Пушкина и тем более современные подростки прекрасно понимают, что это в первую очередь сказка. То есть развлечение. В фольклорных сказках назиданий нет вообще, кстати, это чисто пушкинское, «добрым молодцам урок». А в общем-то мораль одна — добро побеждает зло, терпение и труд все перетрут, что там еще на повестке дня у пословиц? Но мы же тут не в 3м классе общеобразовательной школы. А для нас больших — это язык, это образы, это подтексты смотреть разные и пр.
п.с. Современники Пушкина сказку как раз не оценили в общем. Сказали (точно не помню), что это шаг назад, как поэта, пусть бы Жуковский писал, у него лучше выходит

02.01.2022 19:40:40, Squidward Tentacles

А лебедь? Это же тоже молодая девушка? Обслуживать мужа вот функция девушки. Василиса премудрая у ивана дурака, как-то так?
02.01.2022 17:47:05, Катятян

Роль второго плана

Мать Гвидона вполне может быть и ровесницей царевна-лебедь)))) мы ж помним, что он не по дням, а по часам рос? И в три дня стал взрослым.
02.01.2022 19:58:23, Роль второго плана

Я про вопрос выводов для молодых слушательниц:) я как-то в детстве больше лебедью интересовалась : она мододая, а мама гвидона уже старая. И роль обслуживания гвидона мне не нравилась.
02.01.2022 17:59:57, Катятян

Squidward Tentacles

Так «дурак» в сказке не значит «самый тупой из всех», а с Премудрой ему привалило вдруг. На минуточку, Гвидон же спас Лебедь, а она его отблагодарила. И городом Буяном он сам правил, без ее помощи. Он ему только волшебно помогала
02.01.2022 20:01:56, Squidward Tentacles

Squidward Tentacles

Лебедь- квинтессенция разных сказочных образов, и не только русского фольклора. В Салтане вообще и не один сюжет, там наложены разные сказочные сюжеты друг на друга. Лебедь — это сюжет о «вещей деве», но образ её в целом и в общем авторский, пушкинский

02.01.2022 17:53:23, Squidward Tentacles

Ой, выше Вам ответила
02.01.2022 18:01:01, Катятян

Зимняя (р.пианистка)

Первые две высказались серьёзно, девиц готовили прясть и кулинарить, они любому мужу стали бы вести хозяйство. Третья девица.. ей не оставалось ничего, кроме как импровизировать, что ещё в браке происходит — ага, роды. Очевидно, что рожать стала бы любая жена. А младшая девица решила отличиться. Этот комплекс отличницы царю и понравился. Ну очевидно, что она не знает, кто у нее будет — сын или дочь, и насколько крепкий сын получится и сколько он протянет в нашем мире. Однако она верит в свое предназначение, мол ребенок будет необычный. А как проверить?? Первую можно заставить готовить без венца, вторую — прясть, а третья родит законное дитя только в царственном браке . Фактически, царь получил всех трёх жён — первые две ведут хозяйство, третья рожает, просто первые две не смекнули, что их возьмут «так», а не жёнами, а какбы заодно и готовьте пожалуйста на здоровье на весь дворец.
02.01.2022 16:15:01, Зимняя (р.пианистка)

Роль второго плана

Извините, может, я не совсем по теме. Меня всегда удивляло, что ткачиха, повариха и бобариха против государевой жены пакостят. Ну вот зачем?
Я понимаю, ткачиха и повариха замуж за царя хотели. Но ведь за него замуж вышла не чужая деффка, а их сестра! С этого же можно было словить какие-то бонусы — за боярина богатого выйти или просто при дворе тусоваться?
И бабариха тоже [цензура] какая-то. Дочка с внуком же. Ну вот зачем так им пакостить.

02.01.2022 16:07:39, Роль второго плана

PigletSPb

Не очень поняла про родственные связи между Сватьей бабой Бабарихой и женой царя. Где в сказке указано на них. Сватья баба мною всегда воспринималась как просто сваха.
02.01.2022 18:00:22, PigletSPb

Реклама

Роль второго плана

Как это где указано? Тёток своих он в глаз кусал, а бабку пожалел и в нос цапнул. «А царевич хоть и злится, но жалеет он очей старой бабушки своей».
02.01.2022 19:51:41, Роль второго плана

PigletSPb

Да, да. Забыла я эту строчку. :)

02.01.2022 19:57:23, PigletSPb

Musenka

Сваха и сватья — разные вещи. Сватья — это мать одного из супругов для матери другого супруга.

02.01.2022 18:24:16, Musenka

PigletSPb

Ну, так сватьей-то ее не мама сестёр называла. Вот поэтому и запутка. :):):):):)

02.01.2022 18:27:25, PigletSPb

Musenka

Ну, в общем, сватья — это родственница женского пола по супругу. Для родных царя мать его невесты — это сватья.

02.01.2022 19:27:26, Musenka

Зачем царю сваха? Он сам справился
02.01.2022 18:11:08, Катятян

PigletSPb

В моем понимании, это типо штатной должности при дворе. Но это всего лишь мои предположения. :):):):) Каждый раз вспоминалось описание свази на свадьбе Петра Первого у Алексея Толстого.

02.01.2022 18:21:13, PigletSPb

Ящер

Какая-то она родственница явно, чья-то мама или мачеха. «Но жалеет он очей старой бабушки своей»

02.01.2022 18:04:22, Ящер

PigletSPb

Да, точно. Забыла эту строчку.

02.01.2022 18:19:27, PigletSPb

Squidward Tentacles

По самой распространенной версии Бабариха — мачеха царицы. И дальше по фольклорным традициям
02.01.2022 16:30:43, Squidward Tentacles

Роль второго плана

Нет, бабариха — мать царицы, бабушка Гвидона.
«Чуду царь Салтан дивится —
А царевич хоть и злится,
Но жалеет он очей
Старой бабушки своей»

02.01.2022 19:49:04, Роль второго плана

Squidward Tentacles

…Но жалеет он очей

Старой «бабушки» своей.

В кавычках там была бабушка. Потому я написала, что это версия. Два раза написала. Копья ломает не одно поколение литературоведов на этой «бабушке»


02.01.2022 19:54:50, Squidward Tentacles

Сходила, посмотрела ( у меня издание 36 года — кавычек нет. И тетка без кавычек.

02.01.2022 20:32:57, oks024240

Роль второго плана

Сейчас открою советский мой трёхтомник, поищу кавычки у бабушки) помнится, что в детском издании без кавычек.
02.01.2022 20:00:38, Роль второго плана

Squidward Tentacles

В детском очень может быть без кавычек. И в поздних тоже может без кавычек.

02.01.2022 20:02:44, Squidward Tentacles

еще версия… Сватья — это мать либо жены либо мужа. Но, может, это — экс-теща Салтана. Может он был вдовцом. Женился в юности, детей не было — поэтому так резко и запал на ту, что супермена ему обещала родить. Попал под влияние тещи смолоду — так бывает :) Отсюда и злоба к царице и отсюда же ее сестры опасаются иттить замуж за Салтана — они поняли ее чорное страшное нутро.

02.01.2022 22:44:35, AleXXX

Такой вариант объясняет, почему старшие сестрицы не пытались выйти за царя после того, как кинули в море младшую. Поняли, что лучше остаться подружками Бабарихе.

02.01.2022 16:50:02, Птица Сыйсу

Squidward Tentacles

А вариант мачехи царицы лучше объясняет, почему он всех сестёр вместе с матерью забрал во дворец и почему они изначально объединились в фальсификации :)

02.01.2022 16:57:19, Squidward Tentacles

И зачем царю мачеха жены во дворце?

02.01.2022 17:09:33, Птица Сыйсу

Squidward Tentacles

Этот вопрос меня тоже интересовал, пока в каком-то исследовании биографическом не прочла, что сам Пушкин во время написания сказки как раз и вошёл в такую семью: тёщи и трех её дочерей, женившись на младшей — Наталье Гончаровой

02.01.2022 17:16:16, Squidward Tentacles

Так у Натальи Гончаровой мачехи вроде не было, откуда тогда такая теория?

02.01.2022 17:26:34, oks024240

Squidward Tentacles

Мачеха у дочери — хороший символический образ, сквозной в фольклоре при этом. Та же Золушка, Белоснежка, Морозко наш
02.01.2022 17:33:30, Squidward Tentacles

Реклама

Не спорю. Но причём здесь семья Гончаровой?

02.01.2022 17:35:07, oks024240

Squidward Tentacles

При том,.что литературные сказки неизбежно подвержены опыту и особенностям того, кто их творит, даже в случае таких тонко чувствующих фольклорные законы писателей , как Пушкин.
02.01.2022 17:40:51, Squidward Tentacles

Так мама Натальи свою дочь не любила и ( не знаю какой термин употребить) — «обижала»?

02.01.2022 17:48:28, oks024240

Musenka

Но он же не всех их к себе перевез?

02.01.2022 17:25:03, Musenka

Musenka

Я не про сказку, я о Пушкине.

02.01.2022 17:47:08, Musenka

Т.е. царица — старшенькая?

02.01.2022 16:41:34, oks024240

Squidward Tentacles

Необязательно. Вдовец с малой дочерью мог жениться на вдовице с великовозрастными дочерьми. Подчеркну ещё раз: это версия про мачеху

02.01.2022 16:43:03, Squidward Tentacles

Реклама

Зимняя (р.пианистка)

Мне кажется, что фактически там речь идёт про многоженство, как оно и было на Руси до князя Владимира. Так как они были согласны ещё в своей избе, то вероятно царь не обделял их личным вниманием. Роди одна из них ребенка царю — и стала бы царицей.
02.01.2022 16:18:08, Зимняя (р.пианистка)

Роль второго плана

Не-не, там уже дело после прихода христианства на Русь — маковки церквей и святых монастырей упоминает Пушкин.
02.01.2022 16:19:54, Роль второго плана

Зимняя (р.пианистка)

Ну может. Но очевидно, что царь для продолжения рода потом взял бы другую жену.
02.01.2022 16:22:44, Зимняя (р.пианистка)

Сорву я веточку, Сорву я витую,
Спою про Манечку Я, про убитую.
Две сестренки шли, Нюра с Манею,
Любили мальчика, Да звали Ванею.

Какой хорошенький Был мальчик Ванечка,
Любил он младшую Сестренку Манечку.
Нюра видела, На Маню злилася,
Отомстить ее Она решилася.


02.01.2022 16:13:18, Etagerka

Роль второго плана

Это из-за ревности ведь.
А здесь расчёт.
Не удался один расчёт, пробуй другой! Этих бояр, как грязи, дофига.

02.01.2022 16:15:07, Роль второго плана

Ребенком я была скептиком в отношении гаданий, загадываний желаний на новый год. Потому при всяком случае гадала и загадывала. И в какой-то момент обнаружила, что это все НЕ случается. Что загадала и что пожелала. То есть не 50 на 50, а именно НЕ случается. Ага, проверим, стала желать наоборот — загадаю, чего мне не хочется. И это не сработало. Оно определяет, когда я загадываю искренне, а когда с фигой в кармане. И не выполняет.
Читала Макса Фрая про то, что в нашем мире много вершителей, все стало ясно — я не вершитель, никак не сбывается, ни рано, ни поздно, ни иначе. На всякий случай перестала загадывать с фигой в кармане, вдруг оно ошибется, и выполнит то, что мне не хочется. Загадываю просто так — на погоду (мне все равно, холодно ли, жарко). Не сбывается.
Однажды гуляла я. Рядом с дорогой здоровый такой баннер, но перед ним дерево, лето, от всего баннера видно маленький кусочек — «мать твою». При ближайшем рассмотрении оказалась, что это кусок заповеди. Однако! Смотрю следующий баннер, что на нем видно — «и вообще ничего не желай». Ну и ладно, так и живу, ничего не желаю.

02.01.2022 16:02:45, Птица Сыйсу

надо было с рыбки начинать. Эта сказка с кучей слоев и подтекстов. Пушкин был великий конспиратор:)

02.01.2022 15:29:10, Шрайбикус

Squidward Tentacles

В Салтане тоже слои и подтексты, и коллективное бессознательное, и архетипы, и автобиографическое, и очень много чего ещё.
02.01.2022 16:34:49, Squidward Tentacles

Про кучу слоев и подтекстов — да.

Но обывательское резюме в большинстве случаев: привалило тебе богатство, имей совесть, не зарывайся, а то все потеряешь.
И надежда на волшебные палочки, золотые рыбки и лягушки — чтоб только попросить, и всё исполнилось.

За это сказки и недолюбливаю….;)


02.01.2022 15:38:23, Mops

Резюме — невозможно остановиться вовремя.

02.01.2022 15:46:37, Птица Сыйсу

Реклама

Надёна77

А я и желаниях царя: он хотел про себе иметь плодовитую молодую здоровую женщину, А не умеющую готовить/прясть. Для этого люди есть.
И сейчас в царицы берут кого? Здоровых рожалок. Их заслуги как пловчих, актрис и умняшек второстепенны

02.01.2022 15:24:48, Надёна77

Ну почему только здоровых рожалок ? У цариц, как я посмотрю, куча серьезных общественных обязанностей.

( недаром Меган сбежала;)) )


02.01.2022 15:28:13, Mops

Надёна77

… и до сих пор проверяют «рожательную функцию» перед браком. Она основная. А остальное для вида и благотворительности…
02.01.2022 15:32:39, Надёна77

а как ее проверяют?
02.01.2022 15:35:52, Шерлок

Надёна77

И Диану проверял гинеколог, и Кейт… почитайте о правилах в монаршьей семье.
02.01.2022 15:38:27, Надёна77

а где такое написано? где можно почитать?
02.01.2022 15:44:58, Шерлок

В сериале «Екатерина» с Марией Александровой в главное роли всё прекрасно показано. Вообще фильм очень показательный и поучительный. Одна фраза «Глупа — перечишь» чего стоит.
02.01.2022 15:55:29, бим-бом

мне б про современные правила бкс. а вы мне сериал какой-то сватаете
02.01.2022 16:02:32, Шерлок

Не какой-то, а исторический. Корни современных правил откуда? Ну хозяин — барин, разумеется.
02.01.2022 16:12:13, бим-бом

меня не корни интересуют. про корни я не из сериалов знаю
02.01.2022 16:18:37, Шерлок

Да сказки Пушкина о жадности и зависти и высоком предначертании в виде расплаты за корыстные намерения.
02.01.2022 15:15:41, бим-бом

Ещё неизвестно,чьи намерения были корыстные) Две сестрицы простодушно высказали свои приземлённые от незнания царской жизни мечты, а хитрая младшая сестра была в курсе, что царь иногда общественным транспортом передвигается и под окнами подслушивает, ну и на удачу выступила, попала в цель)
02.01.2022 15:40:29, Etagerka

Там всем прилетело, никого не забыли)
02.01.2022 15:56:43, бим-бом

О, тоже вариант ! ))
02.01.2022 15:44:12, Mops

Показано 103 комментария из 205

  • Сказка о рыбаке и рыбке почему это произведение называется сказкой
  • Сказка о рыбаке и рыбке опера
  • Сказка о рыбаке и рыбке присказка зачин и концовка
  • Сказка о рыбаке и рыбке кроссворд 2 класс ответы
  • Сказка о рыбаке и рыбке мультфильм смотреть ютуб на русском