Краткий пересказ по плану
Старик и старуха 33 года жили в ветхой избушке недалеко от морского берега. Старик занимался рыбной ловлей, а старуха пряла. Пошел дед к морю и пытался выловить рыбу с помощью невода. Но каждый раз безрезультатно, только в последний раз он выловил одну рыбку. Эта рыба оказалась волшебной. Она могла говорить и просила ее отпустить. А за это обещала выполнить все желания. Удивился старик, он никогда не видел таких удивительных рыб. Отказался от выкупа и отпустил рыбку.
Вернулся старик домой и поведал о происшествии жене. Стала она ругаться. Нужно было попросить корыто. Пошел старик к морю, вызвал рыбку и попросил новое корыто. Рыбка ответила, что бы он не печалился, а шел домой, будет ему корыто.
Отправился дед домой, а жена опять недовольна, хочет уже новую избу. И идет он опять к рыбке, стал просить новый дом, ведь старуха опять ругает его. Рыбка упокоила и пообещала все выполнить.
Не узнал старик новый большой дом. А бабка недовольна, опять мужа ругает. Не хочет она быть простой крестьянкой, желает стать дворянкой
И опять идет старик к морю, кланяется рыбке, рассказал о мечте жены стать дворянкой. И опять рыбка обещала исполнить его просьбу.
Старик вернулся, увидел, что вместо дома стоит огромный терем, а жена в дорогой одежде сидит. Закричала она и послала мужа служить конюхом.
Прошло время, опять жена отправляет его к рыбке, теперь хочет стать вольной царицей.
Заплакал старик, но старуха не желает его слушать. Отправился старичок опять к рыбке, просит исполнить новое желание стать царицей.
Рыба снова исполнила волю старика. И стала бабка царицей. Как увидел он ее, в ноги бросился, но жена на него и не глянула, только приказала выгнать. Схватили стражники старика и вытолкали прочь.
Вот прошло две недели, царица отправляет опять деда к морю. И желание у нее теперь новое. Чтобы жить в океане, а рыбка, чтобы ей служила. Не стал старик перечить, отправился опять к берегу. Старик просит рыбку исполнить его просьбу. Желает, чтобы старуха стала владычицей морской, а рыбка прислуживала бы ей.
Махнула рыба хвостом и уплыла.
Не дождался дед ответа, а когда вернулся, увидел свою старую избу и жену с расколотым корытом.
>Также читают: Пушкин >Картинка к сочинению План сказки Золотая рыбка (Сказка о рыбаке и рыбке)
Основные персонажи
Участников повествования всего трое: старик, старуха, Золотая рыбка. Рассказ о вредной женщине стоит начать с того, что она оказалась жадной, ненасытной, сварливой. Злоба погубила в ней зачатки добра. Про такого человека можно сказать: «Палец в рот не клади — по локоть откусит». На первом месте у женщины прихоти и желания, материальные блага. Судьба мужа её абсолютно не интересует, она даже сделала из рыбака конюха и называет «дурачиной, простофилей». За свои капризы героиня в конце справедливо поплатилась, оставшись ни с чем.
Образ рыбака
В названии сказки упоминается именно рыбак. В начале произведения идёт речь об этом персонаже. Когда он поймал Золотую рыбку, то перед ним стоял выбор: съесть её или выпустить. Торжество духа победило потребности тела. Старик сделал правильный выбор. Он отпустил рыбку и ничего у неё не попросил взамен, став крепче духовно.
Разум деда был подавлен прихотями жены. Он безропотно мчится к морю и просит у волшебницы выполнить все желания старухи. Благодарная рыбка выполняет все просьбы спасителя. Жалко, что мужчина не возражает требованиям жены. Так было, пока женщине не вздумалось стать владычицей морской. Золотая рыбка не захотела, чтобы над ней кто-то властвовал. Старик оказался чересчур слабовольным.
Золотая рыбка
Эта героиня была царицей морской, благодатной и щедрой волшебницей. Она всё может. В описании Золотой рыбки из сказки Пушкина говорится, что у неё была золотая чешуя. Это свидетельствует о высоком положении. Рыбка умная, умеет разговаривать человеческим языком и исполнять немыслимые желания. Она влияет на окружающую природу, море, что говорит о могущественности.
Благодарная героиня напевно разговаривает с рыбаком и терпеливо относится к желаниям старухи. Это подчёркивает её благородство. Рыбка достойна своего положения, и в конце она демонстрирует свою всесильную личность.
Популярные сегодня темы
- Сон Татьяны Лариной в романе Евгений Онегин (анализ, роль, смысл)
Пушкин ввёл в свой роман знаменитый сон Татьяны неслучайно. Он важен для понимания читателем и раскрытия характера Татьяны Лариной, а также для понимая обстановки, в которой она жила, самой эпохи. - Сочинение по повести Ночь перед Рождеством Гоголя рассуждение
Данная повесть Гоголя является лучшей работой в его молодые годы, то есть в ранее творчество. В произведении «Ночь перед Рождеством» можно встретить много юмора - Образ и характеристика Аркадия Павлыча Пеночкина в рассказе Бурмистр Тургенев сочинение
Аркадий Павлович Пеночкин является одним из основных персонажей произведения. Пеночкин представляется автором в образе отставного гвардейского офицера, рассудительного человека - Образ народа в поэме Мертвые души Гоголя
Прекраснейшая работа писателя взволновала всю Россию. В произведении Николай Васильевич показал нам с особой честностью настоящую картину существования русского народа 20-30-х годов XIX века. Перед читателем представлен губернский город - Сочинение на тему Интересная встреча 5, 6 класс
В жизни каждого человека происходят встречи, которые меняют полностью мировоззрение и саму судьбу. Так произошло и у меня.
История создания
Делая анализ сказки, стоит кратко дать информацию о произведении. Ещё в детстве Пушкин обращался к устному народному творчеству. В этом ему поспособствовала его няня — Арина Родионовна. Она рассказывала своему воспитаннику сказки, а он трепетно их выслушивал. Потом он стал самостоятельно изучать фольклор. Уже в 30-е годы XIX века появлялись его знаменитые сказки.
Написана сказка была 2 октября 1833 года, в период второй Болдинской осени. Это был ярчайший творческий период в жизни поэта. Тогда у Пушкина был невероятный творческий подъём, в результате которого в свет вышли прекраснейшие произведения.
Известно, что при написании сказки автор опирался на книгу братьев Гримм «О рыбаке и его жене». В этом источнике старуха пожелала стать папой римским, а потом и самим Богом. Пушкин отбросил такой вариант и сохранил русскую народную направленность произведения. В этом ему помогло народное сказание «Жадная старуха». В 1835 году шедевр был опубликован в журнале «Библиотека для чтения».
Составит план сказка о рыбаке и рыбке
Помогите найти однокоренные слова упр 191 Составить текст 10 предложений о новогоднем празднике. Использовать 3 причастных оборота и 4 деепричастных оборота . Все выделить и обозначить 2 класс!Срочно!Нужна ваша помощь!Помогите со 2 заданием.Пожалуйста!!!Срочно! Выпиши из текста слова с безударной гласной:сначала-слова с непроверяемой безударной гласной,затем -слова, проверяемые ударением. «В лесу» Хорошо в лесу.Дует тёплый ветерок. Поют дрозды. На лугу цветы. В траве ягоды. Под берёзой вырос гриб. У сосны нора крота. Жёлтый лист упал с сосны. Скоро наступит осень. 2 класс!Срочно!Нужна ваша помощь!1.Выпиши из текста слова с безударной гласной:сначала-слова с непроверяемой безударной гласной,затем -слова, проверяе мые ударением. «В лесу»Хорошо в лесу! Дует тёплый ветерок. Поют дрозды. На лугу цветы. В траве ягоды. Под берёзой вырос гриб. У сосны нора крота. Жёлтый лист упал с сосны. Скоро наступит осень.1.Выпиши из текста слова с безударной гласной:сначала-слова с непроверяемой безударной гласной,затем -слова, проверяемые ударением. 2.Найди слова синонимы :Метель,горячий,въюга,лгать,обманывать,жаркий. 2 класс!Срочно!Нужна ваша помощь!»В лесу» Хорошо в лесу! Дует тёплый ветерок. Поют дрозды. На лугу цветы. В траве ягоды. Под берёзой вырос гриб. У сос ны нора крота. Жёлтый лист упал с сосны. Скоро наступит осень. 1.Выполни полный разбор,характеристику 6 предложения. 2.Выпиши из текста слова с безударной гласной:сначала-слова с непроверяемой безударной гласной,затем -слова, проверяемые ударением. 3.Найди слова синонимы :Метель,горячий,въюга,лгать,обманывать,жаркий. Напишите одним словом, каким членом предложения является слово «этот» в предложении 1. (1) Фамилия у нового матроса несколько странная — Фукс, но, зна ете, фамилия — дело наживное, а мне ещё Лом на ушко шепнул, что Фукс этот — клад, а не матрос: прекрасно разбирается в картах. ЗАРАНЕЕ СПАСИБО ЗА ОТВЕТ!!! НУЖНО ОЧЕНЬ СРОЧНО!!! Даю 15 баллов!!! 2 предложения на одну схемуНадо сделать все схемы Помагите!!!Сочинение на тему: Моя комната. Напишите пример. Как написать его. Прошу помагите!!! Даю 50 баллов. Упражнение 361.Помогите, пожалуйста, ответить на вопросы, где задание номер 2!
>Сказка о рыбаке и рыбке стр. 100 — 101
Сюжет произведения
Краткое содержание сказки переносит читателей к синему морю, где жили старик со старухой. Тридцать лет и три года дед выходил к воде порыбачить. Однажды в невод попалась волшебная Золотая рыбка. Она умоляла старика выбросить её обратно в пучину, что тот и сделал, ничего не попросив взамен. Вернувшись домой, он обо всём рассказал старухе, а та рассердилась на него, что даже не выпросил у рыбки новое корыто.
Пошёл дед к морю, позвал волшебную рыбу и заказал корыто. Та с удовольствием выполнила его желание. Потом жене захотелось новую избу. Опять старик выпросил у рыбки подарок. В третий раз старуха захотела стать столбовой дворянкой в прекрасном тереме. Волшебница и в этот раз выполнила просьбу. А старуха сделала мужа конюхом.
Прошло время, и дворянке показалось мало такой привольной жизни. Она пожелала стать царицей. И этот каприз был выполнен. Потом женщина решила стать царевной морской. Золотой рыбке не понравилась эта просьба, она молча уплыла в синее море.
Старик вернулся домой, где стояла его старая изба, а рядом сидела старуха с разбитым корытом в руках. Вот так закончилась эта история.
Традиционное понимание сказки
Принято считать, что главная мысль «Сказки о рыбаке и рыбке» заключается в наглядной демонстрации человеческой жадности, мешающей наслаждаться скромными жизненными благами. Читатель должен понять, что необходимо ценить редкие подарки судьбы, используя их с пользой для себя.
В убогую и беспросветную жизнь стариков приходит лучик надежды. Однако они настолько привыкли к своему нищенскому существованию, что не могут распорядиться им как следует. Старик, безусловно, поступает непрактично, отказавшись от вознаграждения за своё милосердие к рыбке. Такая скромность совсем неуместна в ситуации, когда нечего есть. Узнав об этом, его жена, естественно, возмущается. Её первые желания по улучшению быта вполне адекватны.
Как говорит пословица: «Без труда не выловишь и рыбку из пруда». И действительно, чудесный улов приходит по истечении долгих лет упорного и часто безрезультатного труда как своеобразное вознаграждение. Очень символично, что главный герой просто отказывается от него. Его выбор обусловлен разочарованием в жизни, нежеланием что-либо менять. Именно поэтому старик не пытается противоречить нелепым пожеланиям своей супруги. Но суть произведения не только в этом.
Одна из идей сказки раскрывается через главную героиню. Получив возможность легко удовлетворять свои желания, она превращается в ненасытное чудовище, готовое идти по головам, эксплуатируя и унижая даже самых близких людей. Став столбовою дворянкой, старуха отправляет своего мужа с глаз долой на конюшню. Он становится нужен только для выполнения очередного нелепого желания.
Произведение Пушкина поднимает вопрос о конфликте между богатством и нравственностью. Ведь ни для кого не секрет, что внезапно разбогатевшие люди зачастую меняют своё отношение к близким.
И всё же основной философский смысл повествования просматривается в образе разбитого корыта. Этот гротескный образ показывает всю ничтожность человеческого существования. Сказка развивается циклично и заканчивается тем же, с чего началась. Автор хочет сказать о нелепости стремлений к невероятному богатству, власти и прочим излишествам. Получив всё возможное, человек рискует остаться ни с чем.
Альтернативный анализ произведения
Вся необычность сказки заключается в многообразии интерпретаций, которые зависят от возраста, пола, образования, моральных ценностей и социального класса читателя. Одни проявляют больше сострадания старухе, тогда как другие, напротив, старику. Кому-то жаль всех, включая Золотую Рыбку. А некоторые могут думать, что героям досталось поделом.
Для примера можно провести разбор сказки с учётом особенностей гендерной принадлежности читателя. Женщины полагают так:
- Глава семьи — это неудачник, не умеющий и не желающий повысить своё благосостояние. Всё что он может — это только сидеть и ждать у моря погоды. Он совершенно не понимает свою жену и является типичным подкаблучником.
- Герой страдает именно из-за своей глупости и неумения удовлетворить все запросы супруги.
- Старуха сумела добиться хоть чего-то от рыбки и пожила в своё удовольствие, в то время как дед получил одни проблемы — удел неудачника.
- Главная загвоздка видится в непомерных амбициях героини. В то же время большинство дам считает, что они не отказались бы от Золотой Рыбки, использовав её более продуманно и целесообразно.
В итоге выходит история о несчастной забитой домохозяйке, которая долгие годы влачила жалкое существование вместе с бестолковым мужем. Она, в отличие от старика, сумела воспользоваться ситуацией, но, к сожалению, не рассчитала своих возможностей.
Мужская интерпретация:
- Старуха — эгоистичная женщина, которая целыми днями сидит у разбитого корыта и ждёт, пока муж принесёт улов.
- Старик — честный труженик, который по доброте душевной вынужден исполнять прихоти жены.
- В итоге героиня расплачивается за свою непомерную жадность и остаётся с носом.
- Вывод — не следует требовать слишком много.
Определённый круг читателей может воспринять сказку как проявление сексизма. Ведь очевидно, что автор назначает отрицательным персонажем старуху. Она постоянно бранит доброго и бескорыстного мужа и даже выгоняет его на конюшню, за что её настигает возмездие. Финал произведения наглядно показывает, что удел женщины — сидение у корыта. Нет шансов на перемены, ведь рыбка не приплывёт домой.
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Варламова Е.А. Развитие речи в начальной школе (из опыта работы) // Совушка. 2019. N1 (15). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/15/ (дата обращения: 08.01.2022).
Заказ № 229002
Развитие речи – важная задача обучения родному языку. Речь – залог успешного обучения.
Логически четкая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика — показатель его умственного развития.
В развитии речи нужна долгая, кропотливая работа учащихся и учителей. Задачи учителя заключаются в том, что необходимо:
- обеспечить хорошую речевую среду для учащихся (восприятие речи взрослых, чтение книг, слушание радио);
- обеспечить создание речевых ситуаций;
- обеспечить правильное усвоение учащимися достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций, логических связей, активизировать употребление слов;
- вести постоянную работу по развитию речи, связывая ее с уроками грамматики, чтения;
- создавать в классе атмосферу борьбы за высокую культуру речи, за выполнение требований к хорошей речи.
В работе над развитием речи выделяют следующие направления:
- словарная работа (обогащение, уточнение и активизация словарного запаса),
- работа над предложением и словосочетаниями в плане развития речи.
- развитие связной речи (сочинения, изложения, работа по картинам),
Работа над словарем.
Признак развития человека – богатый словарный запас. Поэтому, начиная с раннего возраста, работе со словарем придается большое значение. В начальной школе словарная работа проводится в процессе всей учебно-воспитательной деятельности.
Школьники усваивают лексику, связанную с математикой, с изучением природы, музыки, ИЗО, с производительным трудом, общественной жизнью, играми, спортом и т.д. Но более половины новых слов младший школьник получает через уроки русского языка – чтения, грамматики.
При работе со словами мною применяются такие приёмы, как демонстрация предмета, рисунки, показ действий, введение слова в предложение; раскрытие значения слова при помощи толкования; подбор однокоренных слов; отгадывание загадок; составление предложения с данными словами; подбор к словам, которые обозначают предметы, однокоренных со значением действия.
Вот, например, работа со словом ЯБЛОКО.
Отгадывание загадок.
(Круглое, румяное, я расту на ветке.
Любят меня взрослые и маленькие детки). Показ рисунка с изображением яблока.
Введение слова в предложение (В саду поспели сладкие яблоки). Подбор словосочетаний (яблочный вкус, яблочное варенье и т. д.)
Характеристика слова яблоко по его приметах (яблоко какое? румяное, сладкое, кислое, зелёное, спелое и т. д.)
Когда так говорят? (Яблоку негде упасть.)
Или во 2 классе при изучении русской народной сказки “ У страха глаза велики” показываю изображения животных. Можно дать сообщения о них.
Объясняются значения слов: колода, колодец. напёрсток. Показываю это наглядно и закрепляю значения слов при чтении текста. При чтении сказки Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» разбираем, что корыто и колода одно и то же слово.
Также очень хорошо даётся и значение, и орфография слов в электронном приложении к учебнику русский язык. Например, знакомимся со словом «родина». Даем лексическое значение, а потом применяем новое слово в речи. Дается пословица, где пропущено новое слово «родина». Например, «Человек без родины, что (воробей, соловей, сорока) без песни. Заучиваем эту пословицу, записываем её и выделяем орфограммы. Так на каждое новое словарное слово.
Или знакомство со словом «октябрь». Ввожу знакомство с этим словом через задания, можно в группе. Я давала ребятам планшеты и на планшетах они записывали ответы на задание, где в результате получилось слово «октябрь». Потом составляли предложения и записывали их в тетрадь.
Работа над словосочетанием и предложением.
В речевой практике словосочетание используется только через предложение. Установлено, что наибольшее число синтаксических ошибок допускается учащимися, именно в словосочетаниях.
Работу над словосочетанием провожу следующую:
- во-первых, выделяем словосочетание в предложении и устанавливаем связи между словами при помощи вопросов;
- во-вторых, составляем самостоятельные словосочетания при изучении частей речи.
Уже со 2 класса на уроках русского языка мы учимся выделять словосочетания из предложений и выписывать их. Сначала устно устанавливаем связь со второстепенными членами при помощи дуг и карандаша, затем словосочетания выписываем с вопросом, а к 4 классу стараемся выписывать без вопросов. Например:
На дереве сидел рыжий кот.
Выделяем грамматическую основу. Составляем схему предложения и по данной схеме и составляем новое предложение.
Такая работа ценна не только для развития речи, но и для изучения грамматики, для ясного понимания детьми внутренних связей в предложении.
Предложение — основа для проведения всей орфографической и словарной работы.Большую роль в развитии речи играет работа над предложением. Она ведется систематически в течение всего времени. Без умения выражать отдельные мысли в предложении и передавать их в логической последовательности, невозможна связная речь.
Особое место я отвожу составлению предложений по рисунку, опорным словам, вопросам и т. д.
Вот некоторые виды работы над предложением:
- только полные ответы на вопросы;
- постановка учащимися вопросов к предложению;
- распространение предложения по вопросам и без вопросов;
- составление предложений на ту или иную тему;
- составление предложений по картинке, по прочитанному тексту;
- составление словосочетаний разного типа и их включения в предложения;
- соединение 2-3 простых предложений в одно простое с однородными членами или сложное;
- восстановление деформированного предложения.
Например, даю словарные слова. Прошу ребят составить предложения, используя все три слова.
Или, даю 4-5 словарных слов, где дети составляют предложения, объединённые одной темой. Детям, такое задание очень нравится, потому что порой получаются смешные тексты.
И словарная работа, и составление предложений имеют целью подготовку школьников к развитию навыков связной речи.
Работа над связной речью.
Методика начальной школы предусматривает работу над следующими видами связной речи:
- развернутые ответы на вопросы;
- анализ прочитанного;
- устные рассказы учащихся по заданной теме, по картине, по наблюдениям;
- записи по наблюдениям, ведение рабочих тетрадей по окружающему миру и литературному;
- рассказывание художественных текстов, заученных на память;
- импровизация сказок;
- диалоги;
- словесное рисование;
- письменное изложение образцовых текстов;
- письменные сочинения разнообразных типов;
Упражнения в связной речи также делю на три типа вида:
- упражнения по образцу (отношу изложения, устный пересказ, чтение наизусть),
- упражнения, связанные с перестройкой текста.
- творческие.
Считаю, что развивать связную речь школьников – это значит прививать им ряд конкретных умений:
- во-первых, умение осмыслить тему;
- во-вторых, умение собирать материал по данной теме;
- в-третьих, умение составить план;
- в-четвертых, подготовить языковые средства (лексику, отдельные предложения, фрагменты текста, правописание трудных слов);
- в-пятых, составить весь текст;
- в-шестых, совершенствовать написание.
Каждое упражнение в связном тексте предполагает использование всего комплекса этих умений. Но учить всем умениям сразу в одинаковой степени невозможно. Поэтому на каждом уроке, где учащиеся составляют тот или иной вид связного текста, будь то изложение или рассказ, пересказ или сочинение, письмо или отзыв о прочитанной книге, должна быть четко определена задача обучения.
Редкий урок проходит без пересказа. При этом поясняю учащимся, что в пересказе должна звучать живая речь самого школьника, а не заучен или зазубрен образец. Веду работу над следующими видами пересказов: подробный, близкий к тексту, краткий или сжатый, выборочный, с перестройкой текста, с творческим дополнением. При этом соблюдаю последовательность: от подробного пересказа (и выборочного) к пересказу сжатому (он связан с составлением плана). По литературному чтению мы ведём тетрадочки, где мы сочиняем, рисуем, составляем планы. Например, после изучения сказки «Гуси лебеди», я разбила эту сказку на смысловые предложения – все предложения перепутала, дала в качестве домашнего задания восстановить последовательность предложений. Так мы перешли от подробного пересказа к сжатому.
Или изучая, произведение Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», дети составляли характеристику героев по плану, где одним из пунктов было Моё отношение к герою.
(Зачитать)
После изучения произведения Толстого мы составляли отзыв по прочитанному произведению. Я давала примерный план. (зачитать).
Постоянно ведётся работа с пословицами: найти концовку, найди пословицу, которая соответствует рассказу и т. д
Следуя требованиям современной методики преподавания русского языка в начальной школе, организую работу над простейшими типами текст:
- составление связного текста из данных предложений.
- ученики усваивают важнейшие требования к связной речи – последовательное изложение мыслей.
- восстановление деформированного текста;
- усвоение учащимися порядка слов в простом предложении, а предложений в тексте.
- деление сплошного текста на отдельные предложения.
Это упражнение помогает учащимся находить границы предложения и в собственной речи.
- распространение предложения;
- составление текста по вопросам;
- составление связного текста по опорным словам;
Все эти упражнения являются подготовкой к написанию изложения. Они играют важную роль в развитии речи школьников. Изложение обогащает словарный запас, развивает навык самостоятельной передачи мысли, закрепляет знания по грамматике и орфографии. Дети излагают текст по вопросам, выделяют главную мысль текста, находят предложения, которые могут быть ответами на поставленные вопросы, подбирают заголовок ко всему тексту или его части. Обязательным условием логического, последовательного изложения я считаю умение составить план будущей письменной работы, представить её содержание и структуру. При обучении детей написанию изложений я придерживаюсь следующей последовательности:
- Знакомство с текстом.
- Анализ текста по вопросам с целью проверки восприятия прочитанного.
- Деление текста на части и составление плана его изложения.
- Словарная работа (выяснение смысла отдельных слов, орфографическая подготовка).
- Устный пересказ текста учениками.
- Запись текста.
Почётное место в работе по развитию речи занимают сочинения. Написание сочинение — сложный вид деятельности. На протяжении всей начальной школы учащиеся овладевают основными видами сочинений:
- сочинения по наблюдениям;
- сочинения по картинам;
- сочинения по рисунку (описание предмета);
- сочинения с элементами рассуждения.
В начальной школе ученики знакомятся с основными типами сочинений: сочинение – повествование, сочинение – описание, сочинение – рассуждение.
Фрагмент работы над сочинением по картинкам во 2 классе (1 полугодие).
(презентация урока)
Большую помощь в подготовке к изложению и сочинению мне оказывает сборник
«Приложение к журналу начальная школа» Здесь даётся поурочное планирование уроков по развитию речи со 2 по 4 класс. Это моя настольная книга.
Я продолжаю работать над данной темой и во внеклассное время. Когда-то я тесно сотрудничала с муз школой, где дополнительно проходили занятия «Слушание музыки», «Театр», где мы с ребятами показывали театрализованные представления.
Вот некоторые из них:
Теперь я не сотрудничаю с музыкальной школой, но продолжаю каждый год показывать театрализованные представления. Например, в прошлом году со своими первочками, во 2 четверти мы показали сказку «Приключение Маши и Вити» на экологический лад для воспитанников дет сада №6 подготовительной группы. А в 3 четверти мы провели «Прощание с Азбукой». Представление было построено в виде инсценировки сказки «Теремок».
На протяжении многих лет мои ребята участвуют в областном конкурсе «Слово доброе посеять», В номинации «Художественное слово» ребята занимают призовые места.
В 2016 году Паршина Полина заняла 1 место, 2017 – Присталова Карина 2 место, В этом году Присталова Карина заняла 1 место.
А также в моём классе выделен один час внеурочной деятельности, где я продолжаю работу по развитию речи через работу с текстом. Пособие является дополнением к учебникам по литературному чтению. Используя рабочее пособие, получаю возможность развивать общеучебные умения учащихся, делать уроки познавательными интересными, работать с учётом особенностей и способностей каждого учащегося.
Использована рабочая тетрадь «Литературное чтение» 3 класс, Бойкина, Виноградская, страницы 45-50.
УКМ «Школа России»
Ответы на вопросы раздела «Литературные сказки»
1. Запиши названия сказок, которые можно поместить на выставку раздела «Литературные сказки»
На эту выставку мы можем поместить книги:
А.С. Пушкин «Сказки»
Оскар Уайльд » Сказки»
П. Ершов «Конёк-Горбунок»
2. Составь список литературных сказок, которые ты прочитал. Какая из них тебе больше всего понравилась? Напиши отзыв.
Список литературных сказок, прочитанных во 2 и 3 классе.
- Пушкин А. «Сказка о рыбаке и рыбке»
- Бианки В. «Сова»
- Успенский Э. «Чебурашка»
- Остер Г. «Будем знакомы»
- Перро Ш. «Кот в сапогах», «Красная шапочка»
- Андерсен Г. «Принцесса на горошине»
- Хогарт Э. «Мафин и паук»
- Пушкин А. «Сказка о царе Салтане»
- Мамин-Сибиряк Д. «Сказка про храброго зайца»
- Одоевский В. «Мороз Иванович»
- Гаршин В. «Лягушка-путешественница»
Мне очень понравилась сказка «Лягушка-путешественница»
Отзыв на сказку «Лягушка-путешественница» для 3 класса.
Эту замечательную сказку написал писатель Всеволод Гаршин. В ней рассказывается о хвастливой лягушке, которая мечтала попасть на юг.
Главными героями сказки являются предприимчивая, хитрая, но хвастливая лягушка, и утки, добрые и отзывчивые.
Утки рассказали лягушке про тёплый юг, и лягушка упросила уток взять её с собой. Для этого утки несли в клювах прутик, за который цеплялась лягушка.
Но лягушке очень хотелось, чтобы люди узнали о том, что это она придумала такой способ полёта. Она стала хвастать и упала.
Главная мысль этой сказки в том, что человек должен быть скромным, ведь хвастовство до добра не доводит.
Мне очень понравилась эта сказка и я сочувствую лягушке. Пусть она хвастливая, но она милая, находчивая и умная. Мне хотелось бы, чтобы она долетела до юга и насладилась тёплыми болотами и тучами комаров.
3. Придумай смешную историю, основная мысль которой заключается в поговорке «Хвастовство само себя наказывает».
Пример смешной истории по этой пословице можно посмотреть, перейдя по ссылке.
4. Опиши Рукодельницу и Ленивицу, используя слова:
Рукодельница и Ленивица были двумя девочками с очень разными характерами.
Рукодельница была трудолюбивой, она целыми днями работала и не отказывалась ни от какой работы. Она была заботливой, доброй и ласковой. Если её просили помочь, она всегда спешила на помощь. Она была очень отзывчивой девочкой, которую все любили и уважали. Рукодельница была очень скромной и сама ни за что не попросила бы подарок от Мороза Ивановича.
Ленивица же была ленивой и капризной. Она ничего не хотела делать, никому не хотела помогать. Она была невнимательной и неблагодарной, но при этом очень самонадеянной. Она ничего не сделала для Мороза Ивановича, но требовала от него подарки, как будто имела на это право.
5. Как автор относится к Рукодельнице и Ленивице? Почему ты так думаешь? Подтверди текстом.
Автор относится к Рукодельнице с любовью и уважением. Мы видим это в отношении к девочке Мороза Ивановича. Он ласковый, добрый и щедрый. Он награждает Рукодельницу, и это является выражением личного отношения автора.
Автор относится к Ленивице с неодобрением и насмешкой. Ему не нравится её лень и грубость. И Ленивица получает от Мороза Ивановича смешной подарок — сосульку. Этим автор показывает своё к ней отношение.
6. Раздели сказку «Мороз Иванович» на части, озаглавь их, запиши план. Сделай иллюстрации. Перескажи текст, используя свои рисунки.
Пример составления плана из пяти частей и пересказ этой сказки можно посмотреть, перейдя по ссылке.
7. Чем отличается народная сказка от литературной. Чтобы ответить на этот вопрос, нужно сравнить сказки.
Сравнение народной и литературной сказок.
Народную сочинял народ, литературную написал автор.
Герои в сказках могут быть одинаковыми, но в литературной героями могут стать обычные люди.
Герои в сказках добрые и честные, они борются со злом, они трудолюбивые и отзывчивые.
События в сказках народной и литературной могут быть одинаковыми.
В концовке сказок зло обязательно оказывается наказанным.
Народные сказки написаны простым народным языком, а литературные — литературным. Но и литературная сказка может быть написана народным языком, например, сказки Пушкина.
Вывод: основным отличием литературной сказки от народной является наличие у неё автора.
8. Запиши чем литературная сказка похожа на народную.
Литературная сказка похожа на народную героями и их характеристиками, событиями, концовкой, а также может быть похожа языком.
9. Запиши чем народная и литературная сказка различаются.
Эти сказки различаются наличием у литературной сказки автора. Могут различаться героями и языком.
10. Объясни, как ты будешь искать в библиотеке книги с литературными и народными сказками.
Книгу с литературными сказками я буду искать в алфавитном каталоге авторов. Например, найду Пушкина на букву П и найду среди его книг сборник сказок.
Книгу с народными сказками я буду искать в тематическом каталоге на букву С — сказки.
11. Вспомни произведение Пушкина «Сказка о мёртвой царевне». Выбери правильный ответ.
Это сказка волшебная.
В ней можно обнаружить следующие черты народной сказки:
Волшебные числа: семь богатырей, троекратные повторы.
Свадьба — традиционный конец.
Заклички, с помощью которых вершится волшебство: «Свет мой, зеркальце, скажи».
12. Составь с другом диалог на тему «Сказка ложь, да в неё намёк».
Диалог на тему «Сказка ложь, да в ней намёк»
А: Витя, как ты думаешь, почему про сказку говорят, что она ложь?
В: Алина, я думаю это потому, что события в сказке выдуманные. Они не могут произойти в реальной жизни.
А: Но почему тогда говорят, что в сказках содержится намёк?
В: Хоть сказки и придуманы, ситуации, в них описанные, могут случиться. И тогда сказка подскажет, как правильно себя вести.
А: Ты имеешь ввиду, что нужно быть добрыми, отзывчивыми, дружными и не лениться?
В: Да, это тот самый урок, который должны вынести из сказок добрые молодцы и девицы.
13. Ты прочитал много литературных сказок, знаешь писателей, которые обрабатывали народные сказки или создавали свои. Чтобы тебе ещё хотелось узнать об особенностях литературной сказки? Запиши.
Мне хотелось бы узнать, почему многие литературные сказки оказываются похожими. И почему у многих сказок появляются продолжения.
.Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №7
г. Кизилюрт
Занятие по внеурочной деятельности
«В гостях у книги».
Сказки А.С. Пушкина
«Что за прелесть эти сказки!!!».
Подготовила:
учитель начальных классов
Хамидова Сарижат Юсупбеговна
2017г
Общедидактическая цель: формирование интереса к творчеству
А. С. Пушкина, а также способствовать формированию позитивного отношения к чтению.
Образовательная: повторить и закрепить знания о сказках А.С. Пушкина в игровой форме, проверить уровень знаний учащимися сказок А. С. Пушкина;
Развивающая: развивать речь, память, наблюдательность учащихся, их интерес к русской литературе, к литературным сказкам, расширять кругозор школьников;
Воспитательная: воспитывать уважение к культурному наследию страны.
УУД.
1.Познавательные УУД:
-
Осознавать познавательную задачу;
-
Слушать информацию и соотносить её с имеющимися знаниями, опытом;
-
Проводить анализ, синтез, аналогию, сравнение, классификацию, обобщение;
-
Устанавливать причинно-следственные связи, доказывать;
-
Умение строить речевое высказывание в устной форме;
-
Умение делать выводы;
2. Регулятивные УУД:
-
Осознавать возникшие трудности, стремиться к их преодолению;
-
Принимать и сохранять на протяжении всего занятия учебную задачу;
-
Уметь оценивать свои учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
-
Действовать по плану и планировать свои действия;
3.Коммуникативные УУД:
-
Умение слушать и понимать других;
-
Умение формулировать речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
-
Выражать свои мысли в устной форме;
-
Умение договориться о правилах общения и поведения при работе в группе;
4.Личностные УУД:
-
Положительное отношение к учению;
-
Готовность преодолеть школьные трудности;
Ход занятия:
-
Приветствие.
-
Звучит мелодия.(из телепередачи «В гостях у сказки)
-Ребята, кто из вас слышал эту мелодию? Где вы её слышали?
-Как вы думаете, почему в начале нашего занятия я включила именно эту музыку? О чём мы сегодня с вами будем говорить?
-Правильно, сегодня мы поговорим о сказках. А какого писателя, вы узнаете, ответив на вопросы моего блиц — опроса.
Я вам буду задавать вопрос, а вы, молча на него, отвечаете и записываете только первую букву ответа.
1.Временное помещение из натянутой на остов ткани, плотного материала, может быть туристическая…(Палатка)
2.Орган слуха (Ухо)
3.Головной убор, м.б. вязаная и меховая (Шапка)
4.Южное растение с толстыми сочными стеблями, покрытыми колючками. (Кактус)
5.Швейная принадлежность, заострённый металлический стержень с ушком для вдевания нити (Игла)
6.Орган обоняния, который находится на лице человека (Нос)
Скажите мне, пожалуйста, что за слово у вас получилось. Правильно Пушкин.
— На уроках чтения мы с вами знакомились с его произведениями ,а сегодня на нашем внеурочном занятии мы с вами проведём литературную викторину по его сказкам.
— Ребята, мы с вами и с биографией Пушкина, но вот этого факта из его жизни, вы наверняка, не слышали. Нам Настя приготовила небольшое сообщение. (Настя рассказывает и показывает портрет)
Его творчество известно нам с раннего детства. Мы помним его волшебные стихи, любим сказки. Идут и идут годы, а пушкинские строки бегут, как волны, сквозь время, радуют нас, дарят нам силу, красоту, учат любить жизнь – любить русский язык, свой народ и родную Землю.
Строчки стихов А.С. Пушкина, словно тропинки ведут нас в страну его поэзии. Кого только не встретишь на этих неведомых дорожках. И кота учёного, и прекрасную царевну – лебедь, гордого Гвидона, бойкого Балду.
-А давайте мы сейчас с вами вспомним, какие сказки написал А.С. Пушкин. А поможет нам их вспомнить небольшое задание. На ваших столах лежат конвертики с заданиями. Откройте их и прочитайте задание.
Узнай сказку по ключевым словам:
• Путь-дорога, терем, прялка, солнышко, месяц, ветер, свадьба.
(Сказка о мёртвой царевне)
• Откуп, дурачина, изба, терем, жемчуг, царица, корыто.
(Сказка о золотой рыбке)
• Рать, воеводы, царь, мудрец, шатёр, шамаханская царица, звездочёт, петушок. (Сказка о золотом Петушке)
Рядом со словами напишите название сказки.
(дети зачитывают слова и называют сказки)
-Скажите ребята, а мы назвали все сказки, которые написал А.С.Пушкин? Каких сказок здесь не хватает? («Сказка о попе и работнике его Балде» и «Сказка о царе Салтане»)
-Верно. Молодцы.
Посмотрите, у меня на доске записаны названия сказок Пушкина, а рядом висят картинки из этих сказок. Давайте к каждой сказке подберём соответствующую картинку (Работа у доски. 9 картинок).
Молодцы! Вы справились с этим заданием!
-А сейчас мы с вами проведём литературную разминку и узнаем, насколько вы начитаны и как хорошо помните содержание этих сказок.
Литературная разминка (по слайдам).
-
«Сказка о царе Салтане»
-
«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
-
«Сказка о попе и работнике его Балде»
-
«Сказка о рыбаке и рыбке»
-
«Сказка о золотом петушке»
-Какие вы молодцы! С литературной разминкой справились.
А сейчас давайте вспомним такие строчки:
Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом;
Белка там живет ручная,
Да затейница какая!
Белка песенки поет
Да орешки все грызет,…
-Верно! У меня тоже есть орешки, но конечно же не с золотыми скорлупками, а вот такие, в корзиночках.
На каждом орешке записан вопрос. Задание состоит в следующем. Вы выбираете из другой команды человека и задаёте ему вопрос, а он должен дать вам ответ. (6 орешков, по 3 в каждой корзинке)
Вопросы на орешках:
1. Какую птицу приобрёл царь Дадон, чтобы спасаться от врага? – Петушка.
2. У кого спрашивала царица о том, кто на свете всех милее? – У зеркальца.
3. Какой самый первый предмет потребовала старуха у золотой рыбки? – Корыто.
4. Из чего был сделан гроб, в котором семь богатырей похоронили царевну? – Хрусталь
5. К каким силам природы обращался королевич Елисей, когда искал свою невесту? – Месяц, ветер, солнце.
6. Что умело делать волшебное зеркальце? – Говорить.
-Хорошо! Садитесь! Молодцы!
-Молодцы! Спасибо вам большое за такую плодотворную и интересную работу на нашем занятии и наше занятие я хотела закончить вот такими строчками:
Если очень захотеть,
В сказке можно очутиться.
У героев старых сказок
Можем мы всю жизнь учиться.
Как прекрасно добрым быть
Как со злом бороться надо,
Как в житейском море плыть,
Чтоб в конце ждала награда.
ПРИЛОЖЕНИЯ.
Где жили старик со старухой? | Какую птицу приобрёл царь Дадон, чтобы спасаться от врага? | У кого спрашивала царица о том, кто на свете всех милее? |
Какое животное в одной из сказок пело песенки и грызло орешки? | Какой самый первый предмет потребовала старуха у золотой рыбки? | Кто помог царю Дадону приобрести птицу, предупреждающую об опасности? |
С кем Балда соревновался на море? | Из чего был сделан гроб, в котором семь богатырей похоронили царевну? | Какую плату потребовал Балда у попа за выполненную работу? |
Какую просьбу старика не выполнила золотая рыбка? | К каким силам природы обращался королевич Елисей, когда искал свою невесту? | Откуда появились 33 богатыря в царстве князя Гвидона? |
Что умело делать волшебное зеркальце? | В каких насекомых превращался князь Гвидон? | Чем было опасно румяное яблоко старушки? |
Закончи знаменитую фразу из сказки А.С. Пушкина: «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам…»? | С помощью чего королевич Елисей оживил свою невесту? | Сколько лет жили вместе старик со старухой? |
1 .Предлагаю свои услуги: работаю за семерых. Могу: запрягать лошадь; топить печь; закупать продукты на рынке; печь яйца, варить кашу; нянчить детей.
1. Тем, кто не может утром проснуться по звонку будильника, предлагаем приобрести петушка из чистого золота, который выручит вас всегда и везде. 2. Модники и модницы! Кто желает приобрести волшебное зеркальце, умеющее говорить? Обращаться к … | Старуха Царица Балда Золотая рыбка Мудрец Старуха Царица Балда Золотая рыбка Мудрец |
•Путь-дорога, терем, прялка, солнышко, месяц, ветер, свадьба.
_____________________________________
• Откуп, дурачина, изба, терем, жемчуг, царица, корыто.
_____________________________________
• Рать, воеводы, царь, мудрец, шатёр, шамаханская царица, звездочёт, петушок. _____________________________________
• Путь-дорога, терем, прялка, солнышко, месяц, ветер, свадьба.
_____________________________________
• Откуп, дурачина, изба, терем, жемчуг, царица, корыто.
_____________________________________
• Рать, воеводы, царь, мудрец, шатёр, шамаханская царица, звездочёт, петушок. _____________________________________
Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 62» г. Магнитогорск
Утверждаю:
Директор МОУ «СОШ № 62»
________________Волкова Л.А.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ
ПОДГОТОВКИ К КОНКУРСУ «ЧИТАЮЩИЕ ДЕТИ МАГНИТКИ» (3 класс)
(муниципальный этап)
Дата составления: 01.10.2021г.
Срок реализации: 11.10.2021-22.10.2021г.
Программа составлена и реализуется
учителем начальных классов
Абдуллиной А.К.
2021-2022 учебный год
Основными целями и задачами Конкурса являются:
-
популяризация чтения среди обучающихся начальной школы;
-
выявление и поддержка школьников, овладевших навыками решения нестандартных заданий;
-
повышение уровня функциональной грамотности при работе с информацией;
-
активизация внеурочной работы, направленной на формирование развития читательской грамотности обучающихся.
При планировании занятия разделены на циклы в соответствии с разделами предмета «Литературное чтение»: «Виды речевой и читательской деятельности, «Круг чтения», «Литературоведческая пропедевтика», «Творческая деятельность учащихся», «Чтение: работа с информацией. В работе подготовки используются разнообразные формы и методы работы. Для практических занятий подбираются задания различного уровня, задания данного конкурса прошлых лет, способствующие развитию интеллектуальных и творческих способностей.
Контролируемость программы:
-
практикумы;
-
аргументированный устный ответ;
-
тестирование
Требования к уровню образованности обучающегося.
Предметно-информационная составляющая образованности:
знать
-
произведения, изучаемые в начальной школе
Деятельностно-коммуникативная составляющая образованности:
-
уметь выразить свою мысль осмысленно, грамматически нормативно;
-
уметь составить развернутое предложение;
Ценностно-ориентационная составляющая образованности:
-
понимание ценности адекватной оценки собственных достижений;
-
уверенность в личных возможностях успешного развития и саморазвития в учебной деятельности.
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема занятия | Форма работы | Кол-во часов | Дата проведения |
1 | Жанры устного народного творчества | фронтальная | 1 | 11.10 |
2 | Поэтическая тетрадь | индивидуальная | 1 | 12.10 |
3 | Люби живое | фронтальная | 1 | 13.10 |
4 | Литературные сказки | индивидуальная | 1 | 14.10 |
5 | Собирай по ягодке, наберешь кузовок | индивидуальная | 1 | 15.10 |
6 | Ребусы, шарады, фразеологизмы | фронтальная | 1 | 18.10 |
7-8 | Великие русские писатели | групповая | 2 | 19.10 20.10 |
9-10 | Зарубежная литература | индивидуальная | 2 | 21.10 22.10 |
Рекомендуемые задания
для проведения школьного этапа конкурса
Муниципального конкурса
«Читающие дети Магнитки»
3 класс
Максимальный балл – 30 баллов
Время выполнения 45 мин
Задание 1. (1 балл)
Что можно отнести к устному народному творчеству?
а) сказки, поговорки, пословицы, загадки, обряды
б) летописи, сказки, анекдоты
в) рассказы, скороговорки, сказки.
Задание 2. (1 балл)
Найди в стихотворении прием сравнения и подчеркни волнистой линией.
Славная осень! Здоровый, ядрёный
Воздух усталые силы бодрит;
Лёд неокрепший на речке студёной
Словно как тающий сахар лежит;
Н. Некрасов
Задание 3. (1 балл)
Кто сказал слова в сказке А.С. Пушкина:
«А царевна все ж миле,
Все ж румяней и белее»
а) царевна б) Елисей в) зеркальце г) царица
Задание 4. (2 балла)
Эти деятели культуры были искусными философами и просветителями. После смерти их причислили к лику святых. Они создали первую азбуку-кириллицу. Кто это?
___________________________________________________________________
Задание 5. (1 балл)
Сказка немецких писателей братьев Гримм называется «Белоснежка и семь гномов».
Как называется сказка А.С. Пушкина с похожим сюжетом?
а) «Сказка о рыбаке и рыбке»;
б) «Сказка о золотом петушке»;
в) «Сказка о царе Салтане…»;
г) «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».
Задание 6. (1 балл за определение жанра, 1 балл – правильно указан автор)
Определи жанр произведения по его началу. Напиши автора.
Когда в товарищах
Согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело,
Только мука.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 7. (1 балл)
В каком учебном заведении учился А.С.Пушкин?
а) Московский университет
б) Царскосельский лицей
в) Петербургский университет
Задание 8. (1 балл)
Прочитай отрывок из литературного произведения. Отметь верное высказывание.
«…Я жил на берегу моря и ловил рыбу. У меня была лодка, сетка и разные удочки. Перед домом стояла будка, и на цепи огромный пёс. Мохнатый, весь в чёрных пятнах, — Рябка. Он стерёг дом. Кормил я его рыбой»
Это отрывок-
а) из стихотворения
б) из сказки
в) из рассказа
г) из басни
Задание 9. (1 балл)
Кто из писателей посвятил все свои сказки маленькой дочери Аленушке?
а) А.С. Пушкин
б) В.Бианки
в) Д. Мамин- Сибиряк
г) Л. Толстой
Задание 10. (1 балл за каждое)
Продолжи названия произведений
В. Осеевой «Синие… .»
К, Паустовский «Растрепанный… »
В. Бианки «Мышонок…. »
Задание 11. (1 балл)
Какая сказка А.С. Пушкина могла дать следующее объявление: «Модники и модницы! Кто желает приобрести волшебное зеркальце, умеющее говорить?»
а) «Сказка о рыбаке и рыбке»
б) «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
в) «Сказка о царе Салтане…»
Задание 12. (1 балл за каждое)
Какие волшебные средства были у сказочных героев? Соедини стрелками.
У солдата зеркало
У Снежной королевы огниво
У кота яйцо с иглой
У Кащея Бессмертного сапоги
Задание 13. (2 балла)
Именем какой магнитогорской поэтессы названа Центральная детская библиотека г. Магнитогорска?
а) Агния Барто
б) Нина Кондратковская
в) Римма Дышаленкова
Задание 14. (1 балл за каждое)
Вспомни сказки П.Бажова по первому слову, допиши их названия:
«Серебряное ____________________»
«Голубая _______________________»
«Огневушка- ____________________»
«Медной горы __________________»
«Малахитовая___________________»
Задание 15. (4 балла)
Прочитай притчу «Что побеждает?»
Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину.
— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло — зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь…
Другой волк представляет добро — мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность…
Внук задумался над словами деда.
— А какой волк в конце побеждает? — спросил он.
Старик улыбнулся и ответил:
— Побеждает тот волк, которого ты кормишь.
Какой смысл вложил старик в эти слова? Напиши, развернутый ответ.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Литература для учителя.
-
В.Т. Голубь. Тематический контроль учета знаний учащихся. 3 класс. Просвещение, 2013.
-
М.И. Кузнецова. Тренировочные примеры по литературному чтению. 3 класс. М., Издательство Экзамен,2018.
-
А.О.Орг, Н.Г.Белицкая. Олимпиады по литературному чтению 3 класс. М., ИздательствоЭкзамен,2019
Литература для обучающихся.
-
О.Н. Крылова. Чтение. Работа с текстом. 3 класс.- Экзамен, 2021
-
Учимся читать выразительно. Учебное пособие. 2-4 классы. Оморокова М.И.
-
Словарь-справочник по литературному чтению для младших школьников. 1-4 классы. Ефросинина Л.А. Книгочей.