Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 2 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страницы 100-101.
УКМ «Школа России»
1. Каким в сказке показан старик, а какой — старуха? Опиши их. Найди строки, которые подтверждают твой ответ.
Старик добрый, отзывчивый, лишённый корысти: «твоего откупа мне не надо». Он безотказный, во всём подчиняется старухе. Он боязливый и пришибленный, в сказке часто говориться, что он «испугался».
Старуха жадная, любит ругаться: «старика старуха забранила». Она злобная: «по щеке ударила мужа». Она ненасытная, много раз посылала старика к рыбке.
2. Подумай на чьей стороне симпатии автора. Как мы можем это понять?
Мне кажется, что симпатии автора на стороне золотой рыбки. Он показывает её терпение, стремление быть благодарной, она выполняет все просьбы старика, хотя видно, что каждая новая её всё сильнее неприятна.
Симпатии автора не могут быть на стороне старухи, ведь он называет её злобной.
Симпатии автора не могут быть на стороне старика, который слишком тихий, пугливый, робкий. Таким не должен быть человек и всё случившееся также и на его совести.
3. Можно ли рыбку назвать благодарной, справедливой, доброй?
Рыбка несомненно очень добрая и терпеливая. Из чувства благодарности она исполняла самые дикие капризы старухи. Но она и справедливая, и когда старуха в конец обнаглела, рыбка наказала её за жадность.
4. Сравни начало и конец сказки.
Начало и конец сказки похожи. В них старики живут в землянке у старого корыта.
5. Какова основная (главная) мысль сказки? Соотнеси её с пословицами. Какое выражение из сказки часто употребляется?
Главная мысль сказки: Надо уметь довольствоваться малым, не требуя большего.
Эту же мысль доказывают пословицы: Много захочешь — последнее потеряешь. Много желать — добра не видать. Ненасытному всё мало. Кто малым не доволен, тот большого не достоин.
Часто употребляется выражение: остаться у разбитого корыта.
6. Проследи, как постепенно менялось море: слегка разыгралось, помутилось, не спокойно, почернело, на море чёрная буря. Почему так происходило?
Перемены на море отражают настроение золотой рыбки. С каждой новой просьбой старухи, рыбка всё больше гневалась, а море начинало чернеть.
7. Что было в сказке сначала, что потом? Составь план, перескажи.
План пересказа сказки Пушкина «О рыбаке и рыбке»
- Старики и землянка.
- Спасение рыбки.
- Новое корыто.
- Новая изба
- Столбовая дворянка.
- Вольная царица.
- Последняя просьба.
- Опять землянка.
Пересказ сказки Пушкина «О рыбаке и рыбке» для 2 класса
Старик и старуха жили у моря. У них была землянка и старое корыто.
Однажды старик ловил рыбу и поймал золотую рыбку. Рыбка человеческим голосом попросила отпустить её, обещая различные блага. Старик просто отпустил рыбку, не требуя выкуп.
Старуха поругала старика и отправила его просить новое корыто. Рыбка исполнила просьбу и старик увидел у землянки новое корыто.
Но старуха снова стала ругаться и требовать новый дом. Старик вновь пошёл к рыбке и попросил избу. Рыбка исполнила и эту просьбу. Вернувшись, старик увидел новый дом.
Но старуха не унималась и стала требовать сделать себя столбовой дворянкой. Старик отправился к рыбке и та выполнила эту просьбу. Старуха стала важной и била слуг. Она отправила старика на конюшню.
Но вскоре старуха захотела стать вольной царицей. Старик пошёл к рыбке и та исполнила и эту просьбу. Вернувшись, старик увидел дворец и грозную старуху. Его выгнали взашей со двора.
Но старухе и этого было мало. Она стала требовать сделать себя морской владычицей. Старик высказал эту просьбу рыбке, но рыбка ничего не ответила и уплыла.
Вернувшись, старик увидел свою старую землянку и разбитое корыто.
8. Вспомни, как обычно заканчиваются народные сказки. Что общего у них со сказками Пушкина? Составь ответ по опорным словам.
Народные сказки обычно заканчиваются словами: стали жить поживать; и я там был; и некоторыми другими.
В народных сказках, как и в сказках Пушкина, добро побеждает зло. Например, в этой сказке добрая золотая рыбка наказала зло в лице старухи.
Но сказки Пушкина могут заканчиваться иначе, чем народные. В этой сказке в концовке старуха сидела у разбитого корыта. А вот другой пример: сказка «О мёртвой царевне и семи богатырях» заканчивается народной концовкой «Я там был, мёд, пиво пил».
9. Придумай небольшой рассказ смысл которого можно было бы выразить словами «Жадность всякому горю начало».
Рассказ «Жадность всякому горю начало» для 2 класса
Однажды мы с Игорем отдыхали у бабушки в деревне.
На грядках созревала клубника и мы рвали первые спелые ягодки. Правда было их пока очень мало, а Игорю хотелось больше.
Но бабушка не давала рвать неспелые ягодки, у которых краснел лишь один бочок.
И тогда Игорь решил схитрить. Дождавшись, когда бабушка уйдет в магазин, он забрался на грядку и стал запихивать в рот ягодки, одну за другой. Он ел даже совсем неспелые, а я смеялась, глядя на его чудачества.
Уже вечером у Игоря заболел живот и он всю ночь бегал в туалет. Утром он был помятый и грустный. Ему всё еще было плохо.
А я подумала, что если бы он не жадничал, то получил бы удовольствие, а не больной живот.
Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 2 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страницы 122-124.
УКМ «Школа России»
Раздел «Русские писатели». Проверим себя и оценим свои достижения.
1. Назови произведения, которые тебе запомнились. Кто их автор?
Мне больше всего запомнились сказка Пушкина «О рыбаке и рыбке» и рассказ Толстого «Котёнок».
2. Ты уже познакомился с народными сказками. Теперь ты узнал, что сказку может придумать писатель, поэт. Мы говорим, что это литературная сказка.
Сказки бывают народными и литературными. Народные придумывает народ, литературные сочиняет автор.
3. Встречалось ли тебе слово иллюстратор? Это художник, который делает рисунки — иллюстрации к литературным произведениям. Например, к сказке о «Рыбаке и рыбке» рисунки делал художник Перцов.
А наиболее известным иллюстратором сказок Пушкина является Иван Билибин.
4. С какими произведениям Пушкина, Крылова, Толстого ты был знаком раньше? Расскажи одно из них.
Я читала сказки Пушкина: «О царе Салтане», «О мёртвой царевне и семи богатырях», «О попе и работнике его Балде».
Я читала басни Крылова: «Волк и ягнёнок», «Слон и Моська», «Мартышка и очки».
Я читала рассказы и сказки Льва Толстого: «Два брата», «Два товарища», «Лев и собачка».
Пример пересказа сказок Пушкина можно посмотреть, перейдя по ссылке.
5. Какие образные выражения из прочитанных рассказов ты запомнил и можешь объяснить их смысл?
«Сказка о рыбаке и рыбке»: не садися не в свои сани. Это значит занимайся своим делом, не лезь в чужое.
«Лебедь, рак и щука»: из кожи лезут вон. Это значит стараются изо всех сил.
«Стрекоза и муравей»: голову вскружило. Это значит потерять рассудок, делать глупости.
«Филипок»: в горле пересохло. Это значит, что мальчик не мог сказать ни слова.
«Котёнок»: что было духу. Это значит изо всех сил, очень быстро.
6. Прочитай ещё один отрывок из романа «Евгений Онегин» Пушкина. Сравни это стихотворение со стихотворением на странице 89. Подумай, какая тема их объединяет. Одинаковы ли в них зимние картины? Чем они различаются? Где наблюдал зиму поэт: в городе, в деревне?
Тема этих стихотворений — зима и мороз.
Но картины в этих стихотворениях разные. В первом описана деревня, день, радость мальчика и крестьянина. Во втором описан город и ночь, все люди спят и только собака лает.
7. Можешь ли ты сказать, в чём необычность «Сказки о золотой рыбке»?
Её необычность в том, что она написана в стихах. И у неё грустный конец, нет счастливого финала.
8. Случалось ли тебе остаться у разбитого корыта? Придумай свой рассказ на эту тему.
Пример рассказа на тему «Остаться у разбитого корыта» для 2 класса
Однажды мы с Игорем гостили в деревне у бабушки.
Как-то мы отправились в лес за грибами. Ходили мы долго, почти полдня, и набрали по полной корзинке грибов. Радостные мы возвращались домой.
Нам нужно было перейти по мосткам небольшую, но быструю речку. Я пошла осторожно, а Игорь побежал. Он поскользнулся и упал в воду. Корзина опрокинулась и грибы уплыли по течению. Только один боровик Игорь успел схватить.
Он остался у разбитого корыта, но я поделилась с ним своими грибами.
9. Определи основные мысли прочитанных басен Крылова. Назови образные слова и выражения из его басен, которые мы часто употребляем в речи. Почему их называют крылатыми?
Основная мысль басни «Лебедь, рак и щука»: Действовать нужно сообща, помогать, а не мешать друг другу.
Основная мысль басни «Стрекоза и муравей»: Нужно всегда думать о будущем и готовиться к нему заранее.
Образные слова: Злой тоской удручена, Воз и ныне там.
Эти выражения называют крылатыми, потому что они ушли в народ, стали часто употребляться в речи.
10. Вспомните с другом примеры из жизни, когда можно употребить следующие пословицы:
Один за всех и все за одного. Миша объяснил друзьям тему по русскому языку, а они помогли ему научиться играть в теннис. («Лебедь, рак и щука»)
Храбрый не тот, кто страха не знает, а тот, кто узнал и навстречу ему идёт. Маша боялась спать в темноте, но стремилась побороть свой страх и специально попросила маму гасить ей на ночь свет. («Котёнок»)
Грамоте учиться, всегда пригодиться. Коля пошёл в магазин, но не смог прочитать название товара и ничего не купил. А Игорь знал грамоту и купил нужный ему товар. («Филипок»)
Друзья познаются в беде. Юля потеряла ключи от дома. Алина сказала, что нужно быть внимательней, а Вика пригласила Юлю к себе, пока не пришли её родители. Вика помогла в беде, значит она настоящий друг. («Котёнок», «Стрекоза и муравей»)
Добра желаешь — добро и делай. Вадим помог старушке перейти улицу, а она дала ему конфетку. («Старый дед и внучек», «Стрекоза и муравей»)
Пилу точат, чтобы стала острее, человека учат, чтобы стал умнее. Маша плохо понимала математику и мама наняла репетитора. Маша усиленно занималась и стала получать по математике пятёрки. («Филипок»)
Счастье тот добывает, кто уменьем ума набирает. Андрей долго тренировался и победил на соревнованиях. Он был счастлив. («Филипок»)
11. Назови прочитанные произведения, к которым подходят эти пословицы.
Смотри названия произведений в скобочках.
Предмет | Литературное чтение | ||
Класс | 2 | ||
Тема урока | А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке | ||
Цель урока | Обеспечить освоение | ||
Задачи урока | обучающие | развивающие | воспитательные |
Уметь самостоятельно | Развитие устной | Воспитывать интерес к тексту | |
Тип урока | Урок открытия нового знания | ||
Формы работы учащихся | Индивидуальная работа, | ||
Актуальность и вид | Мультимедийный проектор, | ||
Учебные материалы | Учебник, презентация, |
Формируемые
УУД: Познавательные УУД: формирование умения
определять значение слов и обосновывать свое мнение; анализировать содержание
иллюстрации, сравнивать героев произведения, определять особенности
литературной сказки.
Регулятивные
УУД: выполнять учебное задание, используя алгоритм, выполнять
взаимопроверку учебного задания, оценивать выразительность чтения
одноклассников.
Коммуникативные
УУД: формирование умения адекватно взаимодействовать с партнером в
рамках учебного диалога.
Предметные
УУД: формирование умения сравнивать героев по их поступкам,
желаниям речи, составлять словесный портрет литературного героя, умение
выразительно читать текст, обогащение словарного запаса.
Личностные
УУД: умение сотрудничать с учителем, одноклассниками, приходить к общему
решению.
Ход урока:
1.
Мотивационный этап
— Ребята,
отгадайте загадку.
Есть у радости подруга
В виде полукруга
На лице она живет.
То куда-то вдруг уйдет
То внезапно возвратиться
Грусть-тоска ее боится.
(Улыбка)
— Улыбка нужна нам самим и
другим людям, чтобы им было с нами хорошо, легко и радостно. Давайте подарим
друг другу хорошее настроение. Я улыбнусь вам, вы улыбнетесь мне.
Речевая
разминка (данная речевая разминка также развивает правильное произношение буквы
«Р»)
—
Прочитайте стихотворение (размещено на слайде) Приложение1.
Страусы
строят гнёзда в сторонке.
Странными
смотрятся эти воронки.
Ямы
в песке роют быстро и просто
Стройные
птицы высокого роста.
— Прочитайте
стихотворение медленно.
— Начните
читать медленно и постепенно ускоряйте темп.
— Начните
читать быстро и постепенно замедляйте темп.
— Прочитайте весело, с удивлением, сожалением, восхищением.
2.
Актуализация знаний.
(Фронтальная
работа)
—
А сейчас проведем небольшую разминку. Попробуйте узнать сказку.
1. Служивый,
котел, варево, горсточка крупы. («Каша из топора»)
2. Яблоня, печка, речка, мышка, пирожок.
(«Гуси – лебеди»)
3. Куманек, окрошка, каша, тарелка,
кувшин. («Лиса и журавль»)
— Молодцы, ребята!
—
Ребята, мы вспомнили сказки. На какие две группы делятся сказки? (народные,
авторские)
— Чем авторская
сказка отличается от народной? (Авторскую написал автор, народную –
народ)
Авторы
народных сказок неизвестны, сказки передаются из поколения в поколения с
возможными изменениями. У авторской сказки есть свой сочинитель, автор, который
раскрывает свой замысел, делает сказку неповторимой.
—
Среди авторов, писавших сказки есть особенный. Догадайтесь, о ком идёт речь:
Дуб
зелёный, цепь, кот, песнь, сказка, чудеса, леший, русалка.
—
Сможете ли вы восстановить строки? Какому автору они принадлежат?
(Конечно же, это знаменитый на весь мир поэт и писатель, гордость нашей русской
литературы — Александр Сергеевич Пушкин.)
— Давайте
вспомним творчество А.С.Пушкина.
(Работа
с презентацией, заполнение пропусков – фактов об авторе) Приложение 2
А.С. Пушкин в
детстве. Родился поэт 6 июня 1799
г. В городе Москва.
Родители
поэта. Его родители: отец Пушкин
Сергей Львович, мама Надежда Осиповна были дворяне, но не богатые.
Бабушка
поэта. Грамоте Пушкина обучала его
бабушка Мария Алексеевна. Затем его учили русские и иностранные гувернеры.
Няня
Арина Родионовна. Воспитывала будущего поэта и
прививала любовь к сказкам няня Арина Родионовна.
Царскосельский
лицей. В 12 лет Александра Пушкина увезли на
обучение в Царскосельский лицей.
Там
он написал первые стихи.
3. Изучение
нового материала.
(Просмотр отрывка из
мультфильма)
1.
Просмотрите отрывок из мультфильма и сформулируйте тему урока. («Сказка
о рыбаке и рыбке»).
–
Знакома вам эта сказка?
—
Назовите главных героев. (Старик, старуха.)
—
Какое чудо великое произошло? (Рыбка заговорила)
2.
Первичное чтение. Учитель включает аудиозапись сказки.
Внимательно слушаем и ищем непонятные слова.
3.
Чтение с комментированием. Читают учащиеся по цепочке. По ходу чтения
идет словарная работа. Объясняются слова и выражения:
1
часть
Ветхая
землянка — старый дом, вырытый в земле;
Невод —
большая рыболовная сеть
Пряла
пряжу – крутить нить из волокон
Тина
– скопление живущих в воде растений, в основном
водорослей.
Взмолится
– просить, умолять
Молвит
– говорит
Старче
– старик
Откуп — плата;
— Где жили старик со старухой?
— Сколько лет они жили?
— Какое чудо произошло?
2
часть
Простофиля —
глупый, несообразительный человек.
Корыто
— большой открытый сосуд, предназначенный для стирки белья, кормления скота и
для других домашних дел.
— Как отнеслась старуха к рассказу старика?
— Какой вам представляется старуха?
— Каким вам представляется старик?
3 часть
Кликать
— звать
Разбранила
– разругать
— Что попросил старик у рыбки? (Новое
корыто)
— Что ответила рыбка старику? Зачитайте из
текста. («Не печалься, ступай себе с Богом. Будет вам новое корыто».)
4. Физкультминутка.
Подвижная
музыкальная пауза
https://www.youtube.com/watch?v=svdeRxCX_-A&t=20s
4 часть
Воротился
– вернулся
Пуще
– больше
Бранится
– ругается
В корыте много ль корысти
– в корыте много ль выгоды, пользы.
— Что теперь захотелось
старухе? (Избу)
5 часть
Сварливая баба – ворчливая,
склонная к ссорам
Землянка – углубленное в
землю жилище
Изба со светёлкой – светлая комната, отделённая сенями от кухни.
Тесовые ворота – сделанные из
теса, из тонких досок.
Черная крестьянка – простая
крестьянка
Столбовая дворянка – дворянка старинного и знатного рода.
— Была ли рада старуха избе? (Нет)
— Кем захотела быть старуха? (Столбовою дворянкой)
6 часть
Душегрейка — верхняя
женская одежда для праздников наподобие кофты
Парчовая – плотная
узорчатая шелковая ткань
Кичка – старинный
женский головной убор
Перстень – кольцо,
надеваемое на безымянный палец
Чупрун – прядь волос,
спадающая на лоб
— Отблагодарила старуха старика?
— Куда, отправила его старуха? (Служить на конюшне)
— Во что была одета старуха? (Душегрейка, кичка, жемчуга на
шее, золотые перстни, красные сапожки.)
Гимнастика для глаз
8 часть
Белены объелась – обезумел,
одурел
Осердилась – рассердилась
Поведут поневоле – вопреки
желанию
— Кем теперь хочет быть старуха? (Вольною
царицей)
9 — 10 часть
Бунтует – возмущается
Царские палаты – большая
красивая комната в них жили бояре и цари царевны.
Заморские вина – привезенные
из-за границы
Пряник печатный – пряник с оттиснутым (отпечатанным) рисунком или
буквами.
Вкруг – вокруг
Очи
– глаза
Поделом
тебе старый – справедливо, заслуженно
Невежа –
грубый, невоспитанный человек
— Кем теперь захотела стать старуха?
— Почему это желание испугало старика?
— Выполнил ли он приказ старухи?
— Как изменилась старуха?
— А почему народ над
стариком насмехался и говорил: «Не садися не в свои сани!»?
— Когда так говорят? {Когда человек не соответствует
месту, которое занимает.)
11 часть
Царедворцы – лицо, занимающее должность при царском дворе,
придворный
Морская владычица – морская
царица
Была на посылках – служить
кому-н., исполняя мелкие и простые поручения.
12 — 13 часть
Перечить – возражать
кому-нибудь, говорить (или делать) наперекор.
Глядь — смотреть
— Почему рыбка ничего не сказав, ушла в
глубокое море?
5.Закрепление пройденного
материала
— Посмотрите, как постепенно меняется
море. Проследим за изменениями и свяжем с тем, что требовала старуха.
Карточки для самостоятельной работы Приложение
3
Море слегка разыгралось Корыто
Помутилось синее море Изба
Не спокойно синее море Дворянка
Почернело синее море Царица
— Почему так происходит?
— Как заканчивается сказка?
Работа
в парах. Карточки с заданиями. Приложение
4
— Кто
является главными героями сказки? Давайте выясним, какой характер у
каждого героя. Слова, которые характеризуют старуху, подчеркните красным
цветом. Слова, которые характеризуют старика — зеленым цветом. Попробуйте
доказать характер каждого героя, примером из текста.
Мягкий, добрый, злобный,
податливый, безвольный, жадный, смиренный, властный, грубый, неуживчивый,
требовательный, безответный, неблагодарный.
-Кто
из героев вам больше нравится? Почему вам не нравится характер
старухи? (Все черты её характера — отрицательные. Жадных, грубых, злобных
людей не любят в обществе, их поступки осуждаются.)
— Как была
наказана старуха за свою жадность и неблагодарность? (Она опять осталась
у разбитого корыта, в своей ветхой землянке. Кстати сказать, выражение
«остаться у разбитого корыта» до сих пор употребляется в речи.)
— Что
оно означает? (Остаться ни с чем, потерять всё, что имел.)
—
Почему же был наказан и старик, ведь он обладал мягким, добрым
характером?
—
Являются ли положительными такие качества, как безвольность, смиренность,
безответность? (Дети приходят к выводу, что безвольность (отсутствие
воли) — отрицательная черта. Смиренность, безответность,
податливость — положительные черты только в том случае, если они оправданы. Но
в сказке Пушкина у старика не хватило смелости противостоять жадной старухе,
возразить ей, указать на её неправоту, остановить её жадность. Он «…не
смел ей перечить…», слепо подчинялся, выполняя все её прихоти.)
6.
Итог урока.
—
Пушкин писал: «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»»
—
А какой урок мы возьмем из этой сказки? (А еще, ребята, когда человек
жадничает, он добра не видит, становится злобным. Жадный человек ничего не
достигнет, он останется у разбитого корыта.)
—
Ребята, а что бы вы попросили у золотой рыбки?
7.
Рефлексия. Приложение 5
Выбери
картинку (золотую рыбку, старика или старуху) п прикрепи на доску.
1.
Если ты
успешно справлялся со всеми заданиями, возьми золотую рыбку
2.
Если тебе на
уроке было трудно, но ты смог прийти к верному ответу – выбери старика.
3.
Если тебе было
трудно на уроке справляться с заданиями и тебе требуется помощь учителя – выбери
старуху.
Домашнее задание.
— Дайте характеристику
золотой рыбке. Запишите в тетрадь.
Приложение 1
Речевая разминка
Приложение 2
Задание
Проверка
Приложение 3
Карточки для
самостоятельной работы
Соотнеси состояние моря с тем, что требовала
старуха.
Море слегка разыгралось Корыто
Помутилось синее море Изба
Не спокойно синее море Дворянка
Почернело синее море Царица
Приложение 4
Карточки для работы в
парах
Слова,
которые характеризуют старуху, подчеркните красным цветом. Слова,
которые характеризуют старика — зеленым цветом. Попробуйте доказать
характер каждого героя, примером из текста.
Мягкий, добрый, злобный, податливый,
безвольный, жадный, смиренный, властный, грубый, неуживчивый, требовательный,
безответный, неблагодарный.
Приложение 5
Карточки для рефлексии
19 ноября
Тема: А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Картины моря в сказке. Характеристика героев сказки
Сегодня познакомимся с произведением А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».
По этому произведению снят мультфильм. Предлагаю вам посмотреть.
А теперь поработаем с текстом. Произведение длинное. Поэтому разделите его на 3 части (как раз на 3 дня).
1 часть — с. 90-94 (до слов внизу «Воротился старик ко старухе…»)
2 часть — с. 94 -97 (до слов «Старик к старухе воротился …»)
3 часть — с.97 — 100.
В сказке встречаются устаревшие слова, т.е. слова, которые мы уже не употребляем.
В конце в словарике найдите и прочитайте значение выделенных слов.
Значение слов, которых нет в словаре:
Корыто — предмет хозяйственного обихода, открытая продолговатая ёмкость для стирки белья, корма скота и т. п.
Землянка — углублённое в землю жилище, прямоугольное или округлое в плане, с перекрытием из жердей или брёвен, засыпанных землёй.
Душегрейка — женская тёплая кофта без рукавов.
Кичка — старинный русский праздничный головной убор замужней женщины.
Царские палаты — это палаты, в которых жил царь. Палатами раньше назывались богатые жилые дома, которые «избой» не назовешь.
Д/З Вам нужно будет за три дня (до понедельника) прочитать это произведение.
В понедельник в классе будем работать по тексту выборочным чтением.
17 ноября
Тема: А. Пушкин – великий русский писатель. Вступление к поэме «Руслан и Людмила». А. Пушкина «Вот север тучи нагоняя», «Зима!.. Крестьянин, торжествуя…»
Сегодня начинаем новый раздел «Русские писатели» и познакомимся с их произведениями.
А.С. Пушкин.
Посмотрите краткую биографию поэта.
Познакомьтесь с отрывками его произведений в учебнике на с. 85. Узнали из каких сказок?
А.С. Пушкин писал не только стихи. В списке его творчества есть поэмы и романы.
Поэма — это это литературный жанр, повествовательное произведение в стихах, обычно на историческую или легендарную тему. (повествование, т.е. рассказ, но в стихотворной форме).
Роман — это литературный жанр, большое повествовательное художественное произведение со сложным сюжетом.
В ваших учебниках даны отрывки из таких произведений. Н с. 86-87 познакомьтесь с отрывком, который является вступлением к поэме «Руслан и Людмила». Выполните задание №3 на с. 87 (устно).
И ещё два отрывка, но уже из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». На с. 89 прочитайте отрывок. Устно ответьте на вопрос № 1.
А вот отрывок на с. 88 вам нужно будет выучить наизусть.
Д/З Прочитать с. 84-89. Выучить отрывок с. 88.
16 ноября
Тема: М. Пришвин «Осеннее утро». И. Бунин «Сегодня так светло кругом…».
Мы заканчиваем раздел «Люблю природу русскую. Осень».
На с. 78 прочитайте рассказ М. Пришвина «Осеннее утро». Ответьте на вопросы №1 и
№ 2.
Ниже прочитайте стихотворение И. Бунина. Составьте небольшой рассказ на тему «Утро в осеннем лесу». Опорные слова даны в задании № 3 под стихотворением.
15 ноября
Тема: В. Брюсов «Листья сухие…», В. Берестов «Хитрые грибы». «Грибы» (Из энциклопедии)
Продолжаем знакомиться с поэтами и их стихотворениями об осени.
Выразительно прочитайте в учебнике новые стихотворения на с. 74 — 76. Ответьте на вопросы.
Познакомьтесь с текстом на с. 77.
Это текст из энциклопедии. А что такое энциклопедия?
Энциклопедия — это научное справочное пособие по всем или отдельным отраслям знания в форме словаря.
Нарисуйте на листе бумаги «жителей» особого царства живой природы.
Кто не рассказал стихотворение — жду.
12 ноября
Тема урока: А. Толстой «Осень…». С. Есенин «Закружилась листва золотая…». В. Брюсов «Листья сухие…», И. Токмакова «Опустел скворечник…», выразительное чтение стихотворений
Цель: познакомиться с произведениями разных поэтов; учиться читать с выражением и наизусть.
1. Прочитайте стихотворения поэтов об осени на с. 73-75
2.Ответьте на вопросы
Физминутка
3. Послушайте ещё одно стихотворение
4. Прочитайте это стихотворение на с. 72.
5 Выучите наизусть.
Жду видео ваших выступлений.
10 ноября
Тема урока: К. Бальмонт «Поспевает брусника», А. Плещеев «Осень наступила…». А. Фет «Ласточки пропали…». Внеклассное чтение 2. Стихи об осени.
Цель: познакомиться со стихотворениями разных поэтов об осени; учиться читать стихи с выражением.
1. Работа по учебнику
Прочитайте стихотворения на с. 69-71. Ответьте на вопросы после каждого стихотворения.
Озимь – это:
1.Осенние посевы однолетних злаков, прорастающих осенью и зимующих под снегом.
2.Всходы таких злаков.
Потренируйтесь читать с выражением. Какие стихотворения об осени вы знаете?
Д/З подготовьтесь читать с выражением любимое стихотворение об осени. (не наизусть)
9 ноября
Тема урока: Люблю родную природу. Осень. Картины осенней природы. Осенние загадки. Соотнесение загадки и отгадки. Образ осени в загадках. Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной».
Цель: познакомиться с новым разделом, учиться сопоставлять загадки и отгадки про осень; познакомиться с творчеством Ф.Тютчева.
Сегодня познакомимся с новым разделом «Люблю природу русскую. Осень».
1. Работа с учебником
Откройте учебник на с. 65 и прочитайте, с чем мы познакомимся, чему научимся, изучая этот раздел.
На с. 66 прочитайте обращение к учащимся.
— — А вам нравится осень? Если да, то чем? На с. прочитайте загадки. Проверьте себя (внизу страницы написаны отгадки).
Физминутка
2. Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной».
Федор Иванович Тютчев (1803–1873 гг.) – знаменитый русский поэт, дипломат и публицист. Автор более 400 стихотворений. Одна из главных тем в творчестве поэта – тема природы. Послушайте его стихотворение «Есть в осени первоначальной…»
А теперь прочтите это стихотворение на с. 68 самостоятельно. Ответьте на вопросы ниже. Д/З выразительно читать стихотворение
8 ноября
Тема урока: Внеклассное чтение. Русская народная сказка. «Гуси-лебеди». Рассказывание сказки по рисункам и по плану. Выборочный пересказ.
Цель: познакомимся с русской народной сказкой
«Гуси-лебеди» и новым видом сказок (волшебной сказкой); будем учиться характеризовать героя сказки по его
поступкам; совершенствовать выразительность чтения, развивать воображение.
1. Повторение
Ребята, мы продолжаем знакомство со сказками. Давайте вспомним с какими сказками мы успели познакомиться: Петушок и бобовое зернышко; У страха глаза велики; Лиса и тетерев; Лиса и журавль; Каша из топора. Эти сказки можно разделить на две группы:
— бытовые сказки
— сказки о животных
Задание 1: разделите пройденные сказки на эти две группы.
2. Работа над новым материалом
Сегодня мы познакомимся с ещё одним видом сказок — волшебными.
В
волшебных сказках, как и в бытовых, основные персонажи — люди, но если в
бытовых сказках герои становятся победителями преимущественно благодаря своему
уму, смекалке, смелости, хитрости, то здесь победа одерживается с помощью
чародейства.
2.1 Предлагаю вам послушать сказку. Гуси — Лебеди
2.2 Работа по учебнику
Откройте учебники с. 48. Найдите выделенные слова в Словарике (в конце учебника).
Предлагаю немного отдохнуть. Физминутка
Прочитайте сказку.
3. Закрепление
3.1 Проверка понимания текста.
— Понравилась вам
сказка?
— Что в сказке
волшебного?
— Назовите героев
сказки.
— Куда ушли мать и
отец?
— Что они сказали
дочке? Послушалась ли она родителей?
— Кто унёс братца?
— Кого встретила
девочка, когда побежала искать братца?
— Помогли ли они в
поиске? Почему?
— Где она нашла
братца?
— Кто помог ей увести
оттуда братца? Почему?
— Кто помог им
вернуться домой?
— Как бы вы охарактеризовали героиню сказки?
Д/З Перескажите сказку, пользуясь планом:
1. Потеря брата.
2. Поиск.
3. В избушке у Бабы Яги.
4. Возвращение домой.