Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 2 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страницы 100-101.
УКМ «Школа России»
1. Каким в сказке показан старик, а какой — старуха? Опиши их. Найди строки, которые подтверждают твой ответ.
Старик добрый, отзывчивый, лишённый корысти: «твоего откупа мне не надо». Он безотказный, во всём подчиняется старухе. Он боязливый и пришибленный, в сказке часто говориться, что он «испугался».
Старуха жадная, любит ругаться: «старика старуха забранила». Она злобная: «по щеке ударила мужа». Она ненасытная, много раз посылала старика к рыбке.
2. Подумай на чьей стороне симпатии автора. Как мы можем это понять?
Мне кажется, что симпатии автора на стороне золотой рыбки. Он показывает её терпение, стремление быть благодарной, она выполняет все просьбы старика, хотя видно, что каждая новая её всё сильнее неприятна.
Симпатии автора не могут быть на стороне старухи, ведь он называет её злобной.
Симпатии автора не могут быть на стороне старика, который слишком тихий, пугливый, робкий. Таким не должен быть человек и всё случившееся также и на его совести.
3. Можно ли рыбку назвать благодарной, справедливой, доброй?
Рыбка несомненно очень добрая и терпеливая. Из чувства благодарности она исполняла самые дикие капризы старухи. Но она и справедливая, и когда старуха в конец обнаглела, рыбка наказала её за жадность.
4. Сравни начало и конец сказки.
Начало и конец сказки похожи. В них старики живут в землянке у старого корыта.
5. Какова основная (главная) мысль сказки? Соотнеси её с пословицами. Какое выражение из сказки часто употребляется?
Главная мысль сказки: Надо уметь довольствоваться малым, не требуя большего.
Эту же мысль доказывают пословицы: Много захочешь — последнее потеряешь. Много желать — добра не видать. Ненасытному всё мало. Кто малым не доволен, тот большого не достоин.
Часто употребляется выражение: остаться у разбитого корыта.
6. Проследи, как постепенно менялось море: слегка разыгралось, помутилось, не спокойно, почернело, на море чёрная буря. Почему так происходило?
Перемены на море отражают настроение золотой рыбки. С каждой новой просьбой старухи, рыбка всё больше гневалась, а море начинало чернеть.
7. Что было в сказке сначала, что потом? Составь план, перескажи.
План пересказа сказки Пушкина «О рыбаке и рыбке»
- Старики и землянка.
- Спасение рыбки.
- Новое корыто.
- Новая изба
- Столбовая дворянка.
- Вольная царица.
- Последняя просьба.
- Опять землянка.
Пересказ сказки Пушкина «О рыбаке и рыбке» для 2 класса
Старик и старуха жили у моря. У них была землянка и старое корыто.
Однажды старик ловил рыбу и поймал золотую рыбку. Рыбка человеческим голосом попросила отпустить её, обещая различные блага. Старик просто отпустил рыбку, не требуя выкуп.
Старуха поругала старика и отправила его просить новое корыто. Рыбка исполнила просьбу и старик увидел у землянки новое корыто.
Но старуха снова стала ругаться и требовать новый дом. Старик вновь пошёл к рыбке и попросил избу. Рыбка исполнила и эту просьбу. Вернувшись, старик увидел новый дом.
Но старуха не унималась и стала требовать сделать себя столбовой дворянкой. Старик отправился к рыбке и та выполнила эту просьбу. Старуха стала важной и била слуг. Она отправила старика на конюшню.
Но вскоре старуха захотела стать вольной царицей. Старик пошёл к рыбке и та исполнила и эту просьбу. Вернувшись, старик увидел дворец и грозную старуху. Его выгнали взашей со двора.
Но старухе и этого было мало. Она стала требовать сделать себя морской владычицей. Старик высказал эту просьбу рыбке, но рыбка ничего не ответила и уплыла.
Вернувшись, старик увидел свою старую землянку и разбитое корыто.
8. Вспомни, как обычно заканчиваются народные сказки. Что общего у них со сказками Пушкина? Составь ответ по опорным словам.
Народные сказки обычно заканчиваются словами: стали жить поживать; и я там был; и некоторыми другими.
В народных сказках, как и в сказках Пушкина, добро побеждает зло. Например, в этой сказке добрая золотая рыбка наказала зло в лице старухи.
Но сказки Пушкина могут заканчиваться иначе, чем народные. В этой сказке в концовке старуха сидела у разбитого корыта. А вот другой пример: сказка «О мёртвой царевне и семи богатырях» заканчивается народной концовкой «Я там был, мёд, пиво пил».
9. Придумай небольшой рассказ смысл которого можно было бы выразить словами «Жадность всякому горю начало».
Рассказ «Жадность всякому горю начало» для 2 класса
Однажды мы с Игорем отдыхали у бабушки в деревне.
На грядках созревала клубника и мы рвали первые спелые ягодки. Правда было их пока очень мало, а Игорю хотелось больше.
Но бабушка не давала рвать неспелые ягодки, у которых краснел лишь один бочок.
И тогда Игорь решил схитрить. Дождавшись, когда бабушка уйдет в магазин, он забрался на грядку и стал запихивать в рот ягодки, одну за другой. Он ел даже совсем неспелые, а я смеялась, глядя на его чудачества.
Уже вечером у Игоря заболел живот и он всю ночь бегал в туалет. Утром он был помятый и грустный. Ему всё еще было плохо.
А я подумала, что если бы он не жадничал, то получил бы удовольствие, а не больной живот.
Цель: повторить сведения об имени прилагательном на материале «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина.
Задачи:
Образовательные:
- найти в сказке имена прилагательные и определить их роль.
- формировать умение проводить лексический анализ слов — имён прилагательных.
- повторить грамматические признаки имён прилагательных — род (в единственном числе), число, падеж
- формировать умения определять и обосновывать написание безударных падежных окончания имён прилагательных, проверять правильность написанного.
Развиваюшие:
- развивать умение извлекать информацию из художественного текста;
- развивать умение контролировать правильность записи в тексте имён прилагательных с безударными окончаниями, находить имена прилагательные с неправильно записанными окончаниями и исправлять в словах ошибки.
- формировать умение ставить цель проекта и выдвигать гипотезу.
Воспитательные:
- формировать интерес к русскому языку как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа;
- воспитывать навыки сотрудничества в совместной деятельности, мотивацию к творческому труду.
Предметные результаты:
- осознавать, что понимание значения слова — одно из условий умелого его использования в устной и письменной речи;
- распознавать среди предложенных слов устаревшие слова и слова, употребленные в переносном значении;
- подбирать к предложенным словам антонимы и синонимы;
- находить в словах окончание, основу, корень, приставку, суффикс;
- образовывать слова (другой части речи) с помощью суффикса;
- распознавать часть речи имя прилагательное на основе усвоенных признаков;
- выявлять роль и значение прилагательных в речи;
- определять грамматические признаки имён прилагательных — род (в единственном числе), число, падеж; изменять имена прилагательные по падежам;
- применять ранее изученные правило правописания безударных падежных окончаний имён прилагательных;
Метапредметные результаты.
Регулятивные:
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками);
- выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, учитывать правило (алгоритм) в планировании и способа решения;
- осуществлять пошаговый контроль по результату, адекватно оценивать правильность выполнения действия;
- адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами.
Познавательные:
- использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий;
- извлекать необходимую информацию из художественного текста, анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста;
- осуществлять логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации;
- строить рассуждение, подводить факты языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза.
Коммуникативные:
- слушать и слышать собеседника, вести диалог;
- понимать необходимость ориентироваться на позицию партнёра в общении, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;
Личностные:
- восприятие русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа;
- навыки сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока;
- развитие мотивации к творческому труду (в проектной деятельности).
Формы организации познавательной деятельности:
- фронтальная;
- парная;
- индивидуальная.
Оборудование: карточки со значками настроения, карточки-светофоры, рисунки с отрывками сказки, рисунки с толкованием устаревших слов, карточки со словами-выводами по проекту, карточки с самостоятельной работой; мультимедийное оборудование.
Подготовительная работа:
- прочитать «Сказку о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина;
- нарисовать рисунки к отрывкам сказки;
- нарисовать рисунки с толкованием устаревших слов.
Ход урока
1. Организационный этап
— С каким настроением вы сегодня пришли в школу?
Учащиеся по карточкам показывают свое настроение: радостное, хорошее настроение, скучное настроение, грустное настроение.
— Вы видите, что настроение бывает самым разным:
веселым, и грустным.
— Я вам, ребята, желаю только хорошего, веселого настроения!
— Очень рада вас видеть! Давайте день начнем с улыбки. Улыбнитесь мне, своему соседу, всем ребятам.
2. Актуализация знаний
1) Логическое упражнение.
Вокруг доски на стене наклеены буквы (есть лишние): С З К Ч А М К А
— Ребята, посмотрите на буквы, соберите слово. (СКАЗКА)
2) Чистописание.
— Откройте тетради, оформите классную работу.
— У вас прописано слово СКАЗКА карандашом, обведите его, пропишите два раза.
Самопроверка.
— Сравните свое написание с первым словом, если у вас нет замечаний, покажите зеленый светофор, если вы чем-то недовольны, то красный.
— Что бы ты исправил (а) в своем написании….?
3) Орфографическая минутка.
— Разберите по составу слово сказка.
— Найдите орфограмму в корне этого слова. (Парная согласная в корне слова буква З)
— Подберите проверочное однокоренное слово имя прилагательное. (Сказочный)
— Как получилось слово сказочный из слова сказка? (Взяли корень -сказ и добавили суффиксы -оч и -н)
— Докажите, что здесь два суффикса, а не один -очн. (сказ/оч/к/а)
3. Объявление темы урока
— Обозначьте, чем отличаются слова сказка и сказочный, кроме их состава? (Слово сказка — имя существительное. Слово сказочный — имя прилагательное.)
— Что обозначают имена прилагательные, для чего они нужны в речи?
— Прилагательные в русском языке играют очень большую роль. Без них невозможно создать законченный образ предмета, а описание станет серым и скучным. Редко встретишь предложение, в котором бы не упоминалось прилагательное.
— Продолжим разговор о сказке.
— Все любят сказки, и дети, и взрослые. Какую сказку вы читали и рисовали к ней рисунки? («Сказку о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина.)
— Сегодня на уроке мы поговорим об именах прилагательных на примере этой сказки и выполним эту работу в виде проекта.
4. Работа над проектом
1) Постановка цели и выдвижение гипотезы проекта.
— Для постановки цели проекта, что постараетесь определить в сказке? (Определить, какие имена прилагательные А.С.Пушкин употребляет в сказке.)
— Чтобы выдвинуть гипотезу, подумайте, что можно предположить о количестве прилагательных в этой сказке, о том какие это прилагательные с точки зрения лексики? (А.С.Пушкин использовал много прилагательных в сказке, в том числе устаревших, слов в переносном значении, чтобы приблизить авторскую сказку к народной и подробно описать своих героев, их внешний вид и характер, природу.)
2) Работа над лексическим составом сказки.
— У вас есть на парте рисунки и на обратной стороне отрывки из сказки, прочитайте их, подчеркните все прилагательные. Работаем в паре.
— Откройте учебник упр. 2 с.28, составьте словосочетания.
Примечание: в упр.2 с.28 заданы существительные, задание требует подобрать соответствующие прилагательные из «Сказки о рыбаке и рыбке».
Синее море, ветхая землянка, разбитое корыто, морская трава, золотая рыбка, ласковое слово, человечий голос, великое чудо, новое корыто, сварливая баба, кирпичная, белёная труба, дубовые, тесовые воро́ты, чёрная крестьянка, столбовая дворянка, дорогая соболья душегрейка, парчева́я кичка, золотые перстни, красные сапожки, усердные слуги, вольная царица, целое царство, печатный пряник, заморские вины, грозная стража, старый невежа, царские палаты, морская владычица, чёрная буря, сердитые волны.
— Значения всех ли слов вам известно? (Нет.)
— Приведите примеры таких слов. (парчева́я кичка, столбовая дворянка и т.д)
— Как они называются? (Устаревшие)
— Почему их так называют? (в современном языке их не употребляют, так как не используют предметы, которые они обозначают)
На доске заранее выполненные детьми рисунки и толкование устаревших слов, любое из них учитель может зачитать и проиллюстрировать, в зависимости от пожеланий учеников.
— Как вы думаете, почему в сказке много встречается устаревших слов? (Эти слова приближают сказку к народной. Мы знаем, что свои сказки Пушкин написал на основе народных сказок, услышанных в детстве от своей няни. Устаревшие слова помогают описать внешний вид героев, их характер.)
На доске следует прикрепить карточки со словами, обозначающими сделанные детьми выводы.
- «устаревшие слова»
- «приблизить свою авторскую сказку к народной»
- «красочно описать жизнь героев того времени, их характер»
— Продолжим разговор о лексическом составе сказки. Какие слова употреблены в сказке в переносном значении?
- Золотая (рыбка) — покрытая золотой чешуёй.
- Сердитые (волны) — большие, высокие.
- Чёрная (крестьянка) — бедная.
- Печатный пряник — с отпечатанным рисунком.
- Чёрная (буря) — сильный ветер и высокие волны на море.
— Почему Пушкин использовал такую лексику? (Чтобы точно и ярко передать чувства и героев и характер природы)
На доске следует прикрепить карточки со словами, обозначающими сделанные детьми выводы.
- «слова в переносном значении»
- «точно и ярко передать чувства и героев и характер природы»
5. Физминутка
На уроке отдохнём —
На рыбалку мы пойдём!
Накопаем мы червей,
Удочку возьмём скорей,
И вприпрыжку побежим —
Порыбачить мы хотим.
В воду удочку закинем,
Посидим тихонько.
Рыбка, кажется, клюёт?
Вытащим легонько.
Ах, какая красота —
Рыбка небольшая.
Пусть живёт себе в реке,
Выпущу тебя я!
Быстро в школу побежим —
Вот такой у нас режим.
6. Обобщение знаний об имени прилагательном
С обратной стороны доски записаны некоторые словосочетания из упр.2 с.28.
Синее море, ветхая землянка, разбитое корыто, морская трава, золотая рыбка, ласковое слово, золотые перстни, красные сапожки, усердные слуги, вольная царица, целое царство, печатный пряник, заморские вины, царские палаты, чёрная буря, сердитые волны.
— На какие две группы вы можете разделить эти прилагательные? (Ед.ч. и мн.ч.)
— Как определить число прилагательного? (по существительному)
— Я читаю словосочетание, если это множественное число, то зеленый кружок поднимаем, если единственное, то красный.
— На какие три группы вы можете разделить прилагательные ед.ч.? (м.р, ж.р., с.р.)
— Приведите примеры прилагательных каждого рода.
— Почему мы делим на три группы только прилагательные в ед.ч.? (во мн. ч. прилагательные по родам не изменяются)
— Как определить род прилагательного? (по существительному)
— Прочитайте отрывки из сказки и найдите одно прилагательное, но разного рода.
«Отпусти ты, старче, меня в море,
Дорогой за себя дам откуп:
Откуплюсь, чем только пожелаешь»«Я сегодня поймал было рыбку,
Золотую рыбку, не простую;
По-нашему говорила рыбка,
Домой в море синее просилась,
Дорогою ценою откупалась:
Откупалась, чем только пожелаю.
Не посмел я взять с нее выкуп;
Так пустил ее в синее море».
— Как еще изменяются прилагательные? (по падежам)
— Как определить падеж прилагательного? (по существительному)
— У вас есть карточка с окончаниями прилагательных. На доске записаны словосочетания из сказки, где прилагательные без окончаний: обсудите в паре, куда можно прикрепить ваши окончания.
у синего моря
синее море
грозная царица
ласковое слово
в море синее
к синему морю
новое корыто
сварливая баба
высокий терем
разбитое корыто
глубокое море
в ветхой землянке
чёрной крестьянкой
пряником печатным
На доске записаны словосочетания, дети выходят по одному из пары и крепят свои карточки с окончаниями прилагательных.
Проверка правильности с помощью светофора.
Если есть ошибки, следует их исправить. Может возникнуть ситуация, когда на одно слово окажется две карточки (если окончания одинаковые), а на другое ни одного. Следует разобраться и обсудить, куда можно перенести карточку.
— Какое прилагательное в этом наборе изменено по падежам? (синее море)
— Определите падежи прилагательного синее.
— Сделаем общий вывод: как изменяются имена прилагательные? (по падежам, числам, в единственном числе по родам)
7. Физминутка для глаз
- Смотри сначала вправо, затем влево.
- Делаем круговые движения глазами по часовой стрелке и против часовой стрелки.
- Смотрим сначала вверх, потом вниз.
- Зажмурится на несколько секунд, потом открыть глаза.
- Все повторяем по три раза.
8. Самостоятельная работа
Самостоятельная работа выполняется по карточке, запись ведется в рабочей тетради. Взаимопроверка. Оценка светофором. Разбор ошибок.
Запишите предложения, вставив слово золотой в нужной форме. Укажите над ним число, род, падеж, выдели окончание.
1. Закинул старик в море невод и поймал ……… рыбку.
2. На руках у столбовой дворянки сверкали …….. перстни.
3. Пошел старик опять к ………… рыбке.
4. На голове у старухи ………… кичка.
9. Работа над проектом
— Продолжим разговор о лексическом составе сказки. В самостоятельной работе вам встретилось прилагательное, которое относилось к разным существительным. А наоборот есть ли в сказке моменты, где одно существительное описывается несколькими прилагательными?
— Для чего А.С.Пушкин использует такой прием? (чтобы точно и красочно описать предметы, природу, людей)
На доске следует прикрепить карточки со словами, обозначающими сделанные детьми выводы. «несколько прилагательных к одному существительному»
10. Домашнее задание
Из упр.2 с.28 задание: подобрать антонимы и синонимы к прилагательным из сказки.
11. Итог урока
— Вспомните цель и гипотезу нашего проекта
— Пользуясь словами на доске, составьте вывод о том, какие прилагательные А.С.Пушкин использовал «Сказке о рыбаке и рыбке»
Вывод: в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкин использовал много прилагательных, чтобы дать яркую характеристику предметам, характерам людей, природе, точно и красочно описать происходящие события. С этой же целью он использовал и слова в переносном значении. Пушкин использует много устаревших слов, что приближает авторскую сказку к народной и позволяет точно передать нравы и быт представленной в сказке эпохи.
12. Рефлексия
Дополните предложения, выбирая любую фразу из предложенного перечня.
- Сегодня я узнал…
- Мне было интересно…
- Мне было трудно…
- Я понял что…
- Я научился…
- У меня получилось…
- Меня удивило…
Список литературы
1.Канакина В.П. Русский язык. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2 / В. П.Канакина, В.Г.Горецкий .- 11-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 2020. — 159 с., [2] л.: ил. — (Школа России).
2. Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1-4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций/ В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, М.В.Бойкина и др.]. — М.: Просвещение, 2014. — 340 с.
3. Болотова Н.Б. Физминутки. 1 сентября. Открытый урок / https://urok.1sept.ru/articles/561090
4. Сказка о рыбаке и рыбке А.С.Пушкина Пескарь — детская электронная библиотека./ https://peskarlib.ru/aleksandr-pushkin/skazka-o-rybake-i-rybke/
5. Урок 51. Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке «А.С.Пушкина. Российская электронная школа
/https://resh.edu.ru/subject/lesson/3833/train/204645/
2 декабря 2021 в Центре адаптации и реабилитации инвалидов прошел митап «МедиаИнтеграция»: пространство возможностей для лиц с ОВЗ». Мероприятие приурочено к Международному Дню инвалидов. Прямая трансляция митапа проходила на YouTube канале учреждения.
В начале мероприятия с приветственным словом выступила заместитель министра труда и социальной защиты Саратовской области Светлана Сергеевна Савочкина. Она поприветствовала участников митапа от имени министра Сергея Игоревича Егорова и отметила важность интеграции людей с ограниченными возможностями здоровья в медиапространство. Также за успешную реализацию социально значимого проекта «Инклюзивная медиастудия «На равных», получившего финансовую поддержку Фонда Президентских грантов, памятным подарком от министерства была отмечена председатель СРО ООО «Союз социальных педагогов и социальных работников» Светлана Павловна Бандурина.
Далее выступила директор Центра адаптации и реабилитации инвалидов Екатерина Станиславовна Пяткина, она поприветствовала собравшихся, рассказала об уникальности Центра его основной деятельности и поделилась планами на будущее. «В настоящий момент Центр совместно с СРО ООО «Союз социальных педагогов и социальных работников» при поддержке Фонда Президентских грантов реализует проект «Инклюзивная медиастудия «На равных»: формирование профессиональных медиакомпетенций у лиц с ОВЗ». Мы очень надеемся, что проект позволит получить его участникам навыки работы в медиапространстве и успешно адаптироваться на современном рынке труда», — отметила Екатерина Станиславовна.
Модератором мероприятия выступила Муштей Надежда Анатольевна, грантрайтер, проект-менеджер, доцент Поволжского института управления имени П.А. Столыпина – филиала РАНХиГС.
В этом году в стенах нашего учреждения собрались не только давние друзья, но и новые партнеры Центра, среди которых:
- Коваценко Наталья Александровна, руководитель фонда социальной поддержки семьи и детства «Океан»
- Екатерина Николаевна Доронина, заместитель директора ГКУ СО «ЦЗН г. Саратова»
- Царенкова Елена Геннадиевна, «Саратовский региональный общественный фонд поддержки гражданских инициатив «Общество и право»
- Низовцев Александр Иванович, председатель регионального отделения Всероссийского общества инвалидов
- Воронков Сергей Игоревич, заведующий Центром сопровождения инклюзивного образования ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения»
- Рачителева Юлия Ивановна, соучредитель медиашколы «Облака» и СМИ «Телестудия «Облака»
- Иван Исаков, YouTube-блогер
- Дмитрий Шаров, руководитель бюро маркетинга «Белый кролик», digital-маркетолог
- Рогатин Андрей Андреевич, сооснователь диджитал агентства «Импресс», продуктовый и бизнес – аналитик
- Перекатнов Сергей Сергеевич, кандидат социологических наук, президент Фонда поддержки культурных и образовательных проектов «Волжский путь», руководитель проекта «ШАГИ»
- Мампория Ольга Феликсовна, методический руководитель проекта «ШАГИ», автор методики воспитания гражданственности
- Рачителева Юлия Ивановна, соучредитель медиашколы «Облака» и СМИ «Телестудия «Облака»»
Также гостями митапа стали участницы инклюзивной медиастудии «На равных» Екатерина Кирсанова, Татьяна Лапшева и Елена Зимина. Мероприятие получилось по-настоящему масштабным, более 200 человек подключились к прямой трансляции и смогли задать спикерам любые интересующие вопросы. Особое внимание уделялось следующим темам:
- Опыт успешной интеграции лиц с ОВЗ в социальную деятельность. Построение карьерных индивидуальных траекторий. Реализуемые социальные программы. Существующие меры административной поддержки лиц с ОВЗ на различных социальных уровнях.
- Правовые аспекты трудоустройства лиц с ОВЗ. Процедура оформления самозанятости. Возможные проблемы юридического характера.Цифровая журналистика и возможности трудоустройства лиц с ОВЗ в официальных СМИ.
- Самозанятость и технологии построения личного бренда в медиасфере. Поиск собственной ниши для лиц с ОВЗ в блогосфере. Возможности монетизации блога.
- Проектная деятельность в области формирования медиакомпетенций лиц с ОВЗ.
- Перспективы дальнейшей работы в направлении формирования профессиональных траекторий лиц с ОВЗ в медиасфере (в рамках дискуссии).
Важно отметить, что Центр реабилитации инвалидов «Парус надежды» уже не один год является уникальной ресурсной площадкой, на которой люди с ограниченными возможностями здоровья, общественные организации и объединения могут реализовывать свои идеи, социально значимые проекты, обмениваться информацией, в том числе по возможностям трудоустройства инвалидов.
Администрация Центра адаптации и реабилитации инвалидов благодарит ГТРК «Саратов» за оказанную техническую помощь в подготовке и проведении мероприятия.
«Ска́зка о рыбаке́ и ры́бке» — советский цветной кукольный мультфильм по мотивам одноимённой сказки (1833) А. С. Пушкина. Снят в 1937 году на студии «Мосфильм» режиссёром Александром Птушко. Одна из первых работ[1] советского кино, выполненных по трёхцветному методу Павла Мершина. Вышел на экран 1 ноября 1937 года[2].
Сюжет[править | править код]
Жил старик со старухой у самого синего моря, жили по-крестьянски, в землянке. Попалась старику как-то в сети золотая рыбка. И человеческим голосом попросила отпустить её на волю, а взамен обещала исполнить любое желание. Старик сжалился и отпустил её, а сам воротился домой. Злая старуха обругала его и отправила обратно, выпрашивать новое корыто. Но вскоре этого оказалось мало. Пожелала она в придачу избу, затем дворянский чин, а уж после — и царский. И старик покорно ходил и просил, а рыбка исполняла все желания. Но когда захотелось старухе власти над всем морем и рыбкой в придачу, рыбка ничего не ответила и уплыла. По возвращении старик застаёт старуху на пороге землянки с разбитым корытом.
История создания[править | править код]
Единственная на тот момент цветная советская картина «Груня Корнакова» (1936) была снята по двухцветному субтрактивному процессу и имела неизбежные ограничения по цвету[3]. Работа над «Сказкой о рыбаке и рыбке» проходила в специально созданном на «Мосфильме» по распоряжению Главного управления кинематографии отделе по производству трёхцветных фильмов[4]. Новый метод Павла Мершина с последующей печатью фильмокопий с промежуточного рабочего позитива на хромированном желатине позволил достичь наибольшей красочности: «синее море, золотая рыбка, красная рубаха старика, пёстрые одежды старухи-царицы и её придворных» — всё это радовало глаз зрителя[5].
Александр Птушко привлёк к работе художников из села Палеха: Павла Баженова и Михаила Сперанского[6], создавших сказочный подводный мир, боярский дом, царские хоромы. Покадровая съёмка производилась обычной кинокамерой на одну плёнку последовательно через три зональных светофильтра — красный, зелёный и синий[7].
В техническом отношении работа всего постановочного коллектива стоит на высоком уровне: цвет естественен, не расплывается, не получается пятен.М. Розанова, «Правда» 16 декабря 1937[5]
Создатели[править | править код]
Сказка о рыбаке и рыбке (1937)
- Сценарий и постановка: Александр Птушко
- Оператор: Фёдор Фирсов
- Художник: Павел Баженов
- Композитор: Лев Шварц
- Звукооператор: Вячеслав Лещёв
- Ассистенты режиссёра: Галина Елизарова, Н. Кузнецов
- Роспись макетов: Михаил Сперанский
- Кукловоды: Константин Никифоров, Владимир Крылов, Мария Бендерская, А. Васильева, А. Весёлова, Борис Невежин
- Куклы и декорации: Н. Гехтман, А .Павлова, В. Чернихова, Е. Ширкова, Роман Гуров
Реставрация[править | править код]
В Госфильмофонде России не сохранилось ни одной, даже чёрно-белой копии фильма. Реставрация велась в 2000-е годы с хорошо сохранившихся исходных цветоделённых негативов (за исключением зелёного, с которого печатали копии чёрно-белого варианта фильма), фонограммы и монтажный листов[8]. Над сканированием киноматериалов работал Владимир Котовский, сведением цветоделённых негативов-оригиналов и цифровой покадровой реставрацией изображения занимался Николай Майоров. Результат был представлен на XV кинофестивале «Белые столбы» в феврале 2011 года[9].
См. также[править | править код]
- «Сказка о рыбаке и рыбке» — оригинальная сказка А. С. Пушкина
- «Сказка о рыбаке и рыбке» — рисованный мультфильм 1950 года, режиссёр Михаил Цехановский
Примечания[править | править код]
- ↑ А до войны они были цветными Архивировано 27 октября 2011 года.. Режиссёр Н. А. Майоров / Журнал Техника и технологии кино № 1 2010
- ↑ Советские художественные фильмы. Т. 2, 1961, с. 146.
- ↑ Киноведческие записки, 2011, с. 197—198.
- ↑ Киноведческие записки, 2011, с. 198.
- ↑ 1 2 Розанова М. Сказка о рыбаке и рыбке // Правда : газета. — 1937. — 16 декабря (№ 344). — С. 4.
- ↑ Майоров Николай. Фильмография. «Сказка о рыбаке и рыбке» (1937). cinemafirst.ru. Первые в кино (8 ноября 2016). Дата обращения: 1 октября 2021.
- ↑ Киноведческие записки, 2011, с. 199.
- ↑ Киноведческие записки, 2011, с. 201.
- ↑ Киноведческие записки, 2011, с. 201—202.
Литература[править | править код]
- Сказка о рыбаке и рыбке // Вечерняя Москва : газета. — 1937. — 2 ноября (№ 252). — С. 4.
- Советские художественные фильмы. Аннотированный каталог / Сост. Н. А. Глаголева, М. Х. Зак, А. В. Мачерет, Л. А. Парфёнов, В. М. Розина, Э. Л. Сосновский, П. В. Фионов, О. В. Якубович под ред. А. В. Мачерета и др. — М.: Искусство, 1961. — Т. 2: Звуковые фильмы (1930—1957 гг.). — 784 с. — 3000 экз.
- Майоров Николай. Цвет советского кино // Киноведческие записки : журнал. — 2011. — № 98. — С. 196—209. — ISSN 0235-8212.
Ссылки[править | править код]
- Возвращение раритетов. Программу представляет Николай Майоров (недоступная ссылка). kinoprobafest.com. Кинопроба (2008). Дата обращения: 4 марта 2016. Архивировано 24 октября 2016 года.
- Майоров Николай. Рабочие моменты съёмок «Сказка о рыбаке и рыбке» (1937). cinemafirst.ru. Первые в кино (8 ноября 2016). Дата обращения: 1 октября 2021.
Главная› Tag «сказки в стихах»
Название тега:
«сказки в стихах»
-
02.05.2019
Сны Царевны Алины
«Сны Царевны Алины» – это фантазии маленькой девочки, которые в холодные зимние ночи становятся больше, чем снами, благодаря подарку, полученному ею от Деда Мороза в канун Нового года. Чудо-ночник пом… Подробнее
600
ОтложитьЧитал
-
18.08.2021
Скучно не бывает!
Это книга стихов и текстов песен о детях и для детей разного возраста, от колыбельных для самых маленьких, до сказки для подростков старше 13 лет.
Дети смотрят на мир не так, как взрослые, у них иные … Подробнее000
ОтложитьЧитал
-
07.12.2021
К нам стучится новый год!
Сборник стихов для детей про Новый год, снеговиков и Деда Мороза. Стихи отлично подходят для того, чтобы выучить для праздничного утренника или читать с детьми.
Подробнее000
ОтложитьЧитал
-
13.08.2017
Сказки. Руслан и Людмила (сборник)
Сказки великого русского поэта А.С. Пушкина (1799–1837) известны нам с раннего детства. В сборник вошли «Сказка о рыбаке и рыбке» (1833), «Сказка о золотом петушке» (1834), «Сказка о царе Салтане» (18… Подробнее
600
ОтложитьЧитал
-
17.05.2021
Умные сказки
В этом тексте есть намёк,
Добру молодцу урок.
А девицы без печали
Мудрость мысли б отыскали.
Как прочтёшь ты всю тетрадь,
Мудрецом ты можешь стать.
Если есть у вас сомненья,
Ты прочти стихотворенье.
А… Подробнее000
ОтложитьЧитал
-
000
ОтложитьЧитал
-
30.10.2019
Непослушная коза
Веселые сказки о животных в стихах. Сказки учат детей быть спортивными, дружелюбными и ответственными, но при этом читаются легко и непринужденно. Приятного прочтения.
Подробнее000
ОтложитьЧитал
-
30.03.2020
Царевна-лягушка
Сказка «Царевна-лягушка» по сути триллер. Она о смерти и бессмертии, об убийстве и воскресении, об извечном противостоянии отцов и детей, которое заканчивается гибелью. В фольклоре жесткая развязка – … Подробнее
100
ОтложитьЧитал
-
22.02.2012
Сказка о рыбаке и рыбке
«Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу…»
Подробнее0340
ОтложитьЧитал
-
25.11.2021
Сокровище
Хорошо в деревне летом! Солнце, природа, свежий воздух, дедушка и увлекательные приключения в поисках настоящего сокровища.
Подробнее000
ОтложитьЧитал
-
14.07.2021
Удивительная история маленького Лисёнка
Сказочная история про маленького Лисёнка в стихах. Как и все маленькие дети, Лисёнок очень любопытен. Интерес и любознательность помогли ему преодолеть страх и отправиться в гости к Солнышку.
О волшеб… Подробнее000
ОтложитьЧитал
-
21.09.2020
Не хотела спать Варюша
А вы знаете как говорит Бегемот? А какие сны видят дети? В книге представлены короткие стихи про животных и любимые игрушки малышей. Книга для чтения взрослыми детям.
Подробнее000
ОтложитьЧитал
-
16.06.2020
Любо, други, помогать русским!
Бились сердца громче молота, дрожь бежала по спинам, вытирали пот со лба, верили в победу над нечистью, борьба шла за Русь Великую… …Встали люди русские, все как один пришли на выборы. Каждый сделал… Подробнее
000
ОтложитьЧитал
-
000
ОтложитьЧитал
-
26.04.2020
Ленивый трутень
Сказки-стихи о животных для детей младшего и дошкольного возраста с смешными и забавным сюжетами.
Подробнее000
ОтложитьЧитал
-
4530
ОтложитьЧитал
-
130
ОтложитьЧитал
-
30.11.2021
Принц на белом слоне. Королевские сказки
Перед вами – новая книга современного детского поэта Галины Дядиной. Это сборник смешных и очень необычных сказок – необычных прежде всего тем, что сразу даже непонятно, стихами они написаны или прозо… Подробнее
000
ОтложитьЧитал
-
14.04.2021
Чародей и кошка
В книгу вошли две сказки. В сказке»Чародей и кошка» герою, чтобы спасти свою невесту от колдуна, предстоит разрешить очень трудную задачу. Илья отправляется в долгий и опасный путь, где его ждет много… Подробнее
000
ОтложитьЧитал
-
02.07.2020
Купи слона!!!
В этой книге читателям предстают три увлекательные, забавные, сказочные истории в стихах. Возможно даже они узнают себя или своих друзей в героях. Откроют для себя что-то новое и интересное. А также н… Подробнее
000
ОтложитьЧитал
-
11.02.2020
Три поросенка и Волк
Сказка о победе ума и трудолюбия над легкомыслием и безрассудством. А еще о великодушии, умении прощать и других семейных ценностях. Альтернативная версия классического сюжета, который восходит к англ… Подробнее
000
ОтложитьЧитал
-
22.08.2019
Стихи детям. Поскладушки-говорушки
Пятьдесят маленьких событий из жизни малышей описаны стихами в книге. Это их сказочное видение мира, фантазии, их отношения со взрослыми, детьми, со зверятами, с тем, что видят они на улице и дома. По… Подробнее
000
ОтложитьЧитал
-
23.03.2020
Ветер вольный
С этой книгой вы окунётесь в чудесный сказочный мой мир. Сказания о нежной воздушной любви с ветром, как с прообразом настоящего мужчины. Путешествие по морскому дну и знакомство с русалками и грозным… Подробнее
000
ОтложитьЧитал
-
10.03.2018
Иван да Марья. Сказка в стихах
Самое начало зарождения христианства на Руси. Сын кузнеца Иван едет по наказу отца в город на ярмарку. В дороге юношу застает ночь, и ему приходится заночевать в незнакомом лесу. Он случайно надевает … Подробнее
000
ОтложитьЧитал
-
28.11.2014
Конёк-горбунок
Комментированное издание любимой многими поколениями сказки.
Для младшего школьного возраста.
Подробнее000
ОтложитьЧитал
-
25.12.2021
Конфеты вежливости
Присмотритесь повнимательнее – нас окружают волшебные предметы! Домашние тапки мечтают прогуляться по лесу, игрушечные динозаврики защищают своего хозяина, кукла Завидка терпеть не может куклу Машу. Н… Подробнее
000
ОтложитьЧитал
-
22.12.2021
Сказка о том, как Иван царем стал
Все мы знаем и любим сказку «Конёк-Горбунок» Петра Павловича Ершова и замечательные сказки Александра Сергеевича Пушкина. Вашему вниманию предлагается сказка, которая не только близка по духу и глубин… Подробнее
000
ОтложитьЧитал
-
22.12.2021
А ведь, знаешь, скоро зима…
Сборник «А ведь, знаешь, скоро зима…» составлен из стихов Романа Леонова разных лет, которые переносят читателя в атмосферу праздника и сказочного очарования зимы. Пронзительная поэзия сборника лиричн… Подробнее
000
ОтложитьЧитал
-
17.12.2021
Тайный поход
В этой сказке в стихах живёт непоседливый мальчик Лёня и его друзья: Крошка-гном и девочка Наташа. Им приходится бороться со злыми Воронами-колдунами. Книга о настоящей дружбе, доброте и чудесах.
Хоти… Подробнее000
ОтложитьЧитал
-
30.12.2021
Malbonte
Malbonte – слово, состоящее из 2-х латинских корней Malum и Bonum. Malum – зло, а Bonum – добро. Вместе они образуют жизнь такой, какая она есть.
Содержит нецензурную брань.
Подробнее000
ОтложитьЧитал
-
000
ОтложитьЧитал
-
18.12.2021
Адель
Адель любила книги и мечтать… Девочке рано пришлось повзрослеть, но по-настоящему переломным моментом в ее жизни стала утрата любимой книги. С тех пор все самое сокровенное она записывала в дневнике, … Подробнее
000
ОтложитьЧитал
-
02.12.2021
Новогодний подарок
Новогодняя сказка о приключениях Деда Мороза, его встречах с современными детьми, их проблемах и заботах.
Подробнее000
ОтложитьЧитал
-
01.12.2021
Лёва на Северном полюсе
Когда искренне мечтаешь, самые добрые мечты обязательно сбываются, как у главного героя Лёвы и его нового друга – полярного медведя. А там, где есть дружба, есть и место волшебству, приключениям и доб… Подробнее
000
ОтложитьЧитал
-
000
ОтложитьЧитал
-
23.11.2021
Один день из жизни мистера Твина
Где-то в нашем мире живёт чудаковатый мистер Твин. Каждый день с ним происходят необыкновенные приключения. Изящный юмор и стихотворный размер произведения не оставят вас равнодушными.
Подробнее000
ОтложитьЧитал
-
23.11.2021
Милый, добрый, верный пёс
Что делать одинокой, потерявшейся собаке в большом городе? Правильный ответ: не сдаваться! Сказка о преданности и настоящей дружбе.
Подробнее000
ОтложитьЧитал
-
23.11.2021
Подарки на Новый год
Сборник стихотворений о наступающем Новом годе. Сказка о детях, которые хотели узнать, как Дед Мороз успевает подарить всем подарки за одну новогоднюю ночь. Загадка о Масленице. Знакомство с ромашками… Подробнее
000
ОтложитьЧитал
-
15.11.2021
Сказ про комаров и красну девицу
Всем, у кого открытая форма фобии к паукам (а это 98% населения планеты), посвящается!
Сказка написана в стиле современного Корнея Чуковского. В стихах. Те же насекомые и дети, но история рассчитана н… Подробнее000
ОтложитьЧитал
-
23.12.2021
Принцесса Луна
Сказка, басни, стихотворение увлекательно и легко говорят о серьезном.
Даже если вы оказались на краю гибели, не спешите отчаиваться. Верьте: путь к спасению есть, его укажет Луна, которая когда-то бы… Подробнее000
ОтложитьЧитал