Сказка о рыбаке и рыбке музыка 4 класс рабочая тетрадь

здравствуйте, уважаемые родители, ребята и гости нашей странички!наш сегодняшний день прошл хорошо. на уроках старались заниматься усердно. чем нас

 Здравствуйте, уважаемые родители, ребята и гости нашей странички!

main %D0%95%D0%B6%D0%B8%D0%BA 600 dpi %D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9 %D0%BC%D0%B0%D0%BB

Наш сегодняшний день прошёл хорошо. На уроках старались заниматься усердно. Чем нас больше, тем сложнее, но тем не менее, многие ребята — молодцы, сохраняют учебный настрой. 

H HrQ T5fTo

Домашнее задание

Математика: учебник стр. 55 № 7 (по действиям с пояснениями), № 10. 

Завтра пишем итоговую контрольную работу за 1 четверть. 

Русский язык: рабочая тетрадь «Пишем грамотно» стр. 23 — 24 № 1 — 3. 

23347932

На уроках…

(нажмите ссылку «Дальше»)

Математика: начали урок с разбора типичных ошибок в самостоятельной работе, их оказалось очень мало, потому что с работой дети справились хорошо. Еще раз обсудили правила оформления уравнений, задач (наименование в скобках — что мы считаем,  здесь нужно быть особенно внимательными; записываем пояснение рядом с действием). 

Решили задачу: Для приготовления обеда повару понадобилось 16 кг картофеля, свёклы — в 4 раза меньше, а лука — в два раза меньше, чем свёклы. Сколько килограммов лука потратил повар?

Также сегодня на уроке я познакомила детей с ходом решения уравнений в два действия: 

(х + 6) : 2 = 6

РАССУЖДЕНИЕ и ХОД РЕШЕНИЯ:

Сначала мы 

1. расставляем порядок действий;

2. по последнему действию выделяем части и целое. 

Рассуждаем через правило «Часть + часть = целое. Часть * часть = целое). 

В заданном уравнении сложение в скобках — это первое действие, а деление — второе (и последнее). Относительно деления выделяем части и целое. 

Делимое — это целое (х+6), делитель — это часть (2), частное — это часть (6). 

3. смотрим, что неизвестно, вспоминаем правило:

неизвестно целое. 

Чтобы найти целое, нужно перемножить части. 

х + 6 = 6 х 2

х + 6 = 12

4. В итоге получаем простое уравнение «х + 6 = 12». 

5. Выделяем части и целое. Части — слагаемые, целое — сумма. 

6. Находим неизвестное, вспоминаем правило: 

неизвестна часть. Чтобы найти неизвестную часть, нужно из целого вычесть все известные части.

х = 12 — 6

х = 6.

7. Далее выполняем проверку: подставляем корень уравнения в первоначальное и вычисляем значение в левой части. Проверяем, уравняется ли оно с правой частью. Если обе части равны, то уравнение решено верно. 

8. Записываем ответ.

Ответ: 6.

Вместе с подробным рассуждением решили уравнения: 

(14 — у) : 2 = 4;  

3 * (х — 14) = 15.

Способ решения таких уравнений понятен пока ещё не всем, но мы будем на уроках понемногу уделять время этому, чтобы каждый вник в рассуждение через части и целое. У нас всё впереди!

Тема урока: «Умножение на 1». При умножении на единицу получается само число. Здесь так же действует переместительный закон умножения: 5 х 1 = 1 х 5 = 5.

В рабочей тетради выполнили вводные упражнения, решили № 1, № 2, № 3 стр. 7 — 8.

Русский язык: каллиграфическая минутка — чистописание стр. 35. Строчная буква «б» и соединения с ней. 

Словарь: ракета, космос, расстояние. 

Придуманное со словарными словами предложение каждый записал в тетрадь. Выделил в нём подлежащее и сказуемое.

Тема урока: «Сказуемое«. Продолжаем восхищаться синтаксисом русского языка. Сегодня дети узнали, что и со сказуемым не всё так просто, как казалось ранее. Сказуемое тоже может быть выражено не только глаголом, но и словами других частей речи, например, именем прилагательным в краткой форме (каков?), именем существительным… Но мы всегда помним о том, что сказуемое выражает то, что сказано о подлежащем!

Учебник Иванова стр. 72 упражнения № 1 и № 2 выполнили письменно. Разобрали рубрику «Обрати внимание», потренировались на примерах со стр. 73 находить сказуемое по описанному алгоритму. Вспомнили, что в русском языке (в отличие, например, от английского) мы часто опускаем глагол «быть / есть / является», но имеем его в виду. Например, предложение «Мой брат студент.» по смыслу должно звучать так: «Мой брат есть/был студент.» Но в русском языке принято глагол не называть, пряча его, будто под «шапку-невидимку». Поэтому существительное «студент» в данном предложении — сказуемое, так как определяет, что «делает» брат (подлежащее). Если возникает сомнение, проверить правильность выделения сказуемого в таких случаях можно, изменив предложение так, будто действие уже было или будет. Например, «Мой брат БЫЛ студент» / «Мой брат БУДЕТ студентом». В таком случае «был студент» и «будет студентом» — это точно сказуемые. Значит, если спрятать под «шапку-невидимку» слова был / будет, то студент — точно сказуемое. 

Упражнение 3 стр. 74 мы сделали письменно с комментированием поиска сказуемого по алгоритму. Упражнение 4 стр. 75 разобрали устно. Тетради в линейку сдали на проверку.

Литературное чтение: мы продолжаем постигать секреты сравнения. Сегодня на уроке познакомились с индийской сказкой «Золотая рыба». Прочитали её в учебнике и немного удивились, как похож сюжет индийской народной сказки на авторскую сказку А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». Это стало предпосылкой к сравнению двух произведений. 

На рабочем листе мы с ребятами заполняли сравнительную таблицу (ссылка тут), анализировали характер героев сказки, дошли до таких глубоких рассуждений, что увидели отрицательные черты не только в старухе, но и в старике (на фоне положительного — доброты, воспитанности, мы увидели — безволие, покорность, слабость духа, трусость)… 

Много рассуждали, как до такой жизни герои могли дойти, заметили, как ловко они друг на друга сваливают ответственность за собственное благополучие (старуха — на старика, старик — на старуху). И каждый задумался о своём. Урок прошёл очень живо и насыщенно, мы дискутировали, рассуждали, приходили к неожиданным выводам, даже не заметили, как перемена наступила! Очень жизненной оказалась эта сказка!

 Списоки литературы для чтения летом после  1 класса:

1ccb5f01240be6a7cb2ebe8333b2d8db

Список книг для чтения летом после 1 класса, 

УМК Школа России

Русская литература

  1. А.С.Пушкин “Сказка о царе Салтане”, “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”
  2. Д.Н.Мамин-Сибиряк “Серая шейка”
  3. Л.Н.Толстой “Три медведя”, “Котенок”, “Булька”, “Два товарища”
  4. П.Ершов «Конек-горбунок»
  5. Н.Носов “Живая шляпа”, “Ступеньки”, “Заплатка”, “Затейники”, “Приключения Незнайки и его друзей”*
  6. М.М. Зощенко “Елка”
  7. В.Катаев “Дудочка и кувшинчик”, ”Цветик-семицветик”
  8. П.П. Бажов “Серебряное копытце”
  9. М.Пришвин “Еж”, “Берестяная трубочка”, “Лисичкин хлеб”
  10. В.Бианки “Как муравьишка домой собирался”, “Аришка трусишка”, “Кто чем поет”
  11. Н. Сладков «Медведь-дармоед», «Тень».
  12. В.В. Медведев “Обыкновенный великан”
  13. Э.Н.Успенский “Крокодил Гена и его друзья”, “Дядя Федор,пес и кот”
  14. А.М.Волков “Волшебник изумрудного города”
  15. Русские народные сказки: Петушок и бобовое зёрнышко. Лиса и тетерев. Лиса и журавль. Каша из топора.  Гуси-лебеди.

Зарубежная литература

  1. Г.Х.Андерсен “Принцесса на горошине”, “Дюймовочка”, “Стойкий оловянный солдатик”, “Русалочка”,”Гадкий утенок”
  2. Братья Гримм “Сладкая каша”, “Золотой гусь”
  3. Ш .Пьерро “Спящая красавица”, “Кот в сапогах”, “Золушка”, “Красная шапочка”
  4. Дж. Родари “Путешествие голубой стрелы”
  5. Т.Янсон “Маленькие тролли и большое наводнение”
  6. А.Линдгрен “Три повести о Малыше и Карлсоне”
  7. А.Милн “Винни Пух и все-все-все”
  8. Р.Киплинг”Рикки-Тикки-Тави”, “Отчего у верблюда горб”, “Слоненок”, “Откуда взялись броненосцы”

Стихи

  1. Б.Заходер “Веселые стихи”, ”Птичья школа”
  2. С. Михалков “Дремота и забота”,”Про мимозу”, “Дядя Степа”, “Чистописание”
  3. С.Маршак “Рассказ о неизвестном герое”,”Детка в клетка”,”Школьнику на память”
  4. К.Чуковский .Стихи и сказки.
  5. Г.Б.Остер “Вредные советы”, “Зарядка для хвоста”

Этот список заложен в УМК Школа России.
Есть и альтернативные списки литературы.

Список литературы на лето №2 после 1 класса, Школа России

  1. 1. К.Д.Ушинский «4 желания», «Ветер и солнце», «История одной яблоньки»и другие рассказы
  2. 2. В. Чаплина .Дружба . Рассказы.
  3. 3.М. Пришвин « Первая охота». Рассказы.
  4. 4. Е.Чарушин «Про Томку».
  5. 5. В.Бианки «Лесные домишки», «Синичкин календарь».
  6. 6. Стихи детям о детях В.Берестова, Э.Мошковской,С. Михалкова,
    Е.Благининой, В.Берестова, И.Токмаковой, Б.Заходера, А Барто (1 – 2
    стихотворения каждого автора).
  7. 7. В.Катаев «Цветик-семицветик», «Дудочка и кувшинчик»
  8. 8. Н.Носов «Веселая семейка», «Фантазеры», «Заплатка», «Затейники» и другие рассказы
  9. 9. Л. Пантелеев «Честное слово».
  10. 10. Б. Заходер «Русачок», «Серая звездочка».
  11. 11. Е. Пермяк «Смородинка», «Две пословицы».
  12. 12. М.Зощенко рассказы для детей
  13. 13. Э.Успенский «Крокодил Гена и его друзья», «Про Веру и Анфису».
  14. 14. Д. Мамин-Сибиряк « Аленушкины сказки».
  15. 15. А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».
  16. 16. Осеева «Синие листья». «Волшебное слово» , «Хорошее» и другие рассказы
  17. 17. П. Бажов. Сказки и сказы.
  18. 18. Л. Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино».
  19. 19. Г. Х. Андерсен «Гадкий утенок», «Дюймовочка», «Стойкий оловянный солдатик».
  20. 20. Бр. Гримм «Горшок каши», «Семеро храбрецов».
  21. 21. М.Коршунов «Дом в Черемушках»
  22. 22. Русские народные сказки «Пузырь, соломинка и лапоть», «Лиса и волк», «Лиса и журавль».

Список литературы №3 на лето после 1 класса по программе “Школа России”

  1. Стихи для детей о временах года Ф.Тютчева, А.Плещеева, С.Маршака,
    А.Фета, С.Есенина, А.Пушкина, И.Никитина, А.Майкова (1 – 2 стихотворения
    каждого автора).
  2. В. Чаплина. Рассказы.
  3. М. Пришвин « Первая охота». Рассказы.
  4. Е.Чарушин «Про Томку».
  5. В.Бианки «Лесные домишки», «Синичкин календарь».
  6. Стихи детям о детях В.Берестова, Э.Мошковской, С. Михалкова,
    Е.Благининой, И.Токмаковой, Б.Заходера (1 – 2 стихотворения каждого
    автора).
  7. А. Гайдар «Чук и Гек».
  8. Н.Носов «Веселая семейка», «Фантазеры», «Заплатка», «Затейники».
  9. Л. Пантелеев «Честное слово».
  10. Б. Заходер «Русачок», «Серая звездочка».
  11. Е. Пермяк «Смородинка», «Две пословицы».
  12. М.Зощенко «Самое главное».
  13. Э.Успенский «Крокодил Гена и его друзья», «Про Веру и Анфису».
  14. Д. Мамин-Сибиряк « Аленушкины сказки».
  15. А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».
  16. П. Бажов. Сказки и сказы.
  17. Л. Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино».
  18. Г. Х. Андерсен «Гадкий утенок», «Дюймовочка», «Стойкий оловянный солдатик».
  19. Бр. Гримм «Горшок каши», «Семеро храбрецов».
  20. Р. Киплинг «Слонёнок».
  21. Дж. Харрис « Братец Лис и Братец Кролик».

Выбирайте любые книги из любого списка, не нужно читать всё, нужно читать, то, что интересно.

 Ни в коем случае нельзя заставлять
ребенка читать то, что ему не нравится, тем более в первом классе. К старшим классам ученик поймет, что иногда это приходится делать, но
сейчас не стоит отбивать у ребенка желание читать. Читайте вместе с
ребенком, читайте всей семьей, обсуждайте прочитанное, вспоминайте
интересные моменты. Так ребенок не просто будет читать, он полюбит
книги, полюбит литературу.

Ведение читательского дневника летом

Программа Школа России предполагает обязательное ведение летом
читательского дневника. Это обычная тетрадь в клетку (половинка), так получается, что будет исписано больше страниц, и это будет радовать.

 Расчерчиваем по
форме: 

№ / Автор и название произведения / Дата прочтения / Герои / Иллюстрация или кратко сюжет

Прочитали книгу, записали информацию о ней, иначе к концу лета все
позабудется и смешается в голове.

 Познавательного вам чтения летом и
легкой учебы в следующем году, во втором классе!

Родителям:

Памятка “Как обсуждать с ребёнком прочитанное”

1. Выяснить трудные слова.

2. Спросить, понравилась ли ребёнку прочитанная книга. Почему?

3. Предложить ребёнку рассказать о главном герое, главном

событии книги.

4. Какие слова, выражения запомнились ребёнку?

Памятка “Как составить краткий пересказ прочитанного”

1. Прочитай текст.

2. Разбей текст на части.

3. Составь план текста.

4. Составь план каждой части (из 2-х, 3-х предложений).

5. Объедини план текста и план каждой части в связный рассказ. Это и будет краткий пересказ прочитанного.

Памятка “Как составить рассказ о герое произведения”

1. Прочитай текст. Ответь на вопрос: кто главный герой произведения?

2. Выбери из текста те места, где говорится о герое произведения. Отметь их.

3. Составь план по выбранным отрывкам.

4. По составленному плану построй связный пересказ текста.

5. Ответь на вопрос: как автор относится к герою произведения? Из чего это следует?

6. Согласен ли ты с автором в оценке героя? Дай собственную оценку.

Памятка “Как составить отзыв о прочитанной книге”

1. Кто автор данного произведения? Знал ли ты о нём раньше? О чём он пишет?

2. Как называется прочитанное тобой произведение?

3. О чём в нём говорится?

4. Кратко перескажи произведение.

5.
Выскажи своё впечатление о прочитанном: что тебе понравилось в
произведении? Что удивило, заинтересовало? Что не понравилось? Почему?

Памятка «Как выучить стихотворение»

Если нужно выучить стихотворение к завтрашнему дню

1. Приготовление уроков начинай с работы над стихотворением.

2. Прочитай стихотворение вслух.

Объясни трудные слова (иногда неплохо воспользоваться

толковым словарём).

3. Прочитай стихотворение выразительно.

Постарайся прочувствовать настроение, ритм стихотворения.

4. Прочитай стихотворение ещё 2-3 раза. Постарайся его запомнить.

5. Через несколько минут повтори стихотворение вслух по памяти, при необходимости заглядывая в текст.

6. После окончания домашней работы ещё 2-3 раза повтори стихотворение, не заглядывая в текст.

7. Перед сном ещё раз повтори стихотворение.

8. Утром следующего дня ещё раз прочитай стихотворение, а потом расскажи его наизусть.

Если на выучивание дано 2 дня

Первый день.

Прочитай стихотворение про себя.

Выясни значение непонятных слов и оборотов.

Ещё несколько раз прочитай его про себя.

Прочитай его теперь вслух.

Постарайся понять его настроение, интонацию, ритм.

Второй день.

Прочитай стихотворение про себя.

Теперь прочитай громко и выразительно. Расскажи его по памяти.

Перед сном расскажи ещё раз.

Утром следующего дня повтори стихотворение сначала по учебнику, а потом расскажи наизусть.

Если стихотворение большое и трудно запоминается:

1. Раздели стихотворение на четверостишия или смысловые отрывки.

2. Выучи первый отрывок.

3. Выучи второй отрывок.

4. Повтори первый и второй отрывки вместе.

5 . Выучи третий отрывок.

6. Расскажи наизусть всё стихотворение.

7. Повтори его ещё раз перед сном.

8. Утром следующего дня прочитай стихотворение по учебнику, а потом расскажи его наизусть.

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Касторенская средняя общеобразовательная  школа №1»

Касторенского района Курской области

Литературное чтение

1 класс 

УМК «Перспектива» (Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, Л. А. Виноградская)

Тема: «В сказке солнышко горит, справедливость в ней царит!»

Подготовила

Мордасова Светлана Вячеславовна,

учитель начальных классов

Тип урока: урок — исследование.

Учебная задача: учить различать народные и авторские сказки; продолжать формировать понятия об отличительных особенностях народной сказки. 

Планируемые результаты урока:

— предметные: будет различать народные сказки и авторские; будет давать характеристику героям русской народной и авторской  сказок; обращать внимание на речь персонажей, осмысливать их поступки; будет выразительно читать диалоги в сказке: передавать настроение персонажей, их характер. 

метапредметные:

  • регулятивные: принимает и удерживает цель урока; сознательно осуществляет коррекцию и оценку своей деятельности;
  • познавательные: учится владеть навыками смыслового чтения; сравнивает, анализирует, делает выводы;
  •   коммуникативные: учится слушать учителя, одноклассников и вступать в диалог, формировать собственное мнение и позицию, участвовать в коллективном обсуждении, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество с одноклассниками и учителем.

— личностные: чувствует красоту художественного слова.

Оборудование: презентация к уроку, выставка книг «Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина, «Конёк — Горбунок» П. Ершова, Сказки Л. Пантелеева, минусовка русской народной песни «Во поле берёза стояла», картинки с изображением солнышка, шапочка петушка.

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности.

(На доске тема урока, эпиграф к уроку — пословица «В сказке солнышко горит, справедливость в ней царит!»)

На фоне тихой музыки (СЛАЙД 1) учитель читает стихотворение Ф. Кривина «О чем-то скрипит половица».

О чем-то скрипит половица,

И спице опять не спится,

Присев на кровати, подушки

Уже навострили ушки…

И сразу меняются лица,

Меняются звуки и краски…

Тихонько скрипит половица,

По комнате ходят сказки…

— Внимательно посмотрите на доску и прочитайте, что написано.

— Как вы можете объяснить смысл пословицы?

— Предположите, над чем мы будем работать на уроке? (Над сказками)

          2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.

       2.1 Анализ русской народной сказки «Лиса, заяц и петух».

— Какую сказку вы читали дома? («Лиса, заяц и петух»)

— Назовите персонажей сказки?

— Кто из персонажей вынесен в название сказки? Почему?

— Кто автор сказки? (народ)

— Определите жанр сказки (русская народная сказка, сказка о животных)

—  Какое событие стоит в центре сказки?

— Как каждый из персонажей вел себя?

— Что нужно было сделать, чтобы восстановить справедливость?

— Кто вызвался помогать Зайчику в беде?

— Что общего в поведении собак и медведя?

— Почему? Ведь эти животные сильные, большие?

       2.2 Работа в группах.

Ребята, кто желает поработать в группах? Разделитесь по желанию на  3 группы. Вспомните правила работы в группе (СЛАЙД).

Задание:                                        

 — На карточках подчеркните те качества характера, которые подходят к указанному герою. Обоснуйте, почему вы выбрали эти качества.

Лиса                                                                                                                          Хитрый

Смелый

Добрый

Отзывчивый

Злой

Заяц                                                                                                                                                         Храбрый

Трудолюбивый

Находчивый

Трусливый

          Петух                                                                                                                                               Ленивый

Уверенный  в своих силах

(Устно побеседовать с учащимися о выполненном задании. Сверка с эталоном (Слайд 2)).

Вывод

Под сказочными героями подразумеваются люди, их характер. Не все можно сделать силой, иногда нужна смекалка, находчивость, настойчивость, терпение и даже хитрость. Здесь кроется мудрость народная.

— А сейчас я приглашаю всех в театр посмотреть заключительную часть сказки.

          2.3 Чтение сказки по ролям

— Почему Петуху удалось выгнать Лису из домика?

— Как можно голосом передать эти качества Петушка? Какие слова Петушка вам кажутся наиболее красивыми, выразительными? (на плечи, посечи). Они передают колорит русского слова. Как будем читать его песенку? (1-2 человека читают с места)

Вывод

Петушок встает на защиту справедливости, его желание — во что бы то ни стало восстановить справедливость, помочь. Коса выступает как орудие справедливости.

-А как в это время ведёт себя Лиса? Как мы передадим эти качества Лисы голосом? (чтение слов Лисы 1-2 чел.)

-Кто желает прочитать по ролям сцену победы добра над злом? Мне нужно 3 человека: автор, Петух, Лиса. Не забывайте правильно интонировать.

2.4  Работа над отличительными особенностями сказки.

— Итак, назовите отличительные особенности сказки о животных. (Учитель выводит их на экран (Слайд 3))      

— Животные разговаривают, наделены человеческими качествами.

     — Троекратный повтор.

               — Добро побеждает зло.

               — Сказка даёт поучительный урок.

               — Автор – народ.

3. Физкультминутка со сменой положения тела.

— А какой клич, призыв к борьбе повторял Петушок? (Ку-ка-ре-ку!)

— Кто хочет провести физкультминутку, опираясь на слова Петушка?

Ку-ка-реку!
Несу косу на плечи,
Хочу лису посечи,
Поди, лиса, вон.

(Ребёнок перед классом показывает импровизированные движения под музыку к словам главного героя сказки 2 раза.)

4. Выявление места и причины затруднения.

— Ребята, а всегда ли автором сказок выступает народ? (Мнения учащихся. Можно заранее организовать выставку авторских сказок – А.С. Пушкин и др.)

— Итак, мнения разделились, одни утверждают, что сказки — это народный жанр, другие, что существуют ещё и авторские сказки.

— А есть ли между ними отличия, и какие есть сходства? Можем ли мы сейчас ответить на этот вопрос?  (Мнения учащихся)

— Попробуем разобраться в этом.

5. Построение проекта и выхода из затруднения.

 — Какую цель мы поставим перед собой на уроке? (Научиться различать народные сказки и авторские.)

— Что нам нужно сделать, чтобы достичь поставленной цели? На что мы обратим внимание при чтении новой сказки? (На отличительные особенности авторской сказки от народной) (Слайд 4 Цели урока)

6. Реализация построенного проекта. Знакомство детей с авторской сказкой «Две лягушки».

(Слайд 5 — Леонид Пантелеев)

   6.1 Знакомство с творчеством Л. Пантелеева.

Псевдоним- Алексей Иванович Еремеев

Л. Пантелеев (1908 по 1987 гг.)

 – Сегодня мы с вами познакомимся с творчеством замечательного детского писателя — Леонида Пантелеева. Настоящее имя писателя Алексей Еремеев, а печатался он под выдуманными именем и фамилией, псевдонимом – Леонид Пантелеев. Это привычное явление в литературе.  С самого раннего детства Алёша Еремеев очень любил читать. Читал много, запоем. Мать Алёши, Александра Васильевна, выписывала детский журнал «Золотое детство», который он с братом и сестрой с удовольствием читали. Потихоньку мальчик пристрастился и ко взрослой литературе. У него много рассказов для детей. Их можно взять в нашей библиотеке. Леонид Пантелеев писал и для детей, и для взрослых. 

— Давайте поближе познакомимся с его творчеством, сказкой «Две лягушки».

   6.2  Чтение сказки учителем.

— Пока я буду читать, вы подумайте:

 — Какая лягушка вам больше понравилась и почему?

7. Первичное закрепление во внешней речи.

— Какая лягушка вам больше понравилась и почему?

-С какой лягушки вы хотели бы взять пример?

— К какому литературному жанру относится это произведение? Ответ обоснуйте. (Авторская сказка о животных).

7. 1 Словарная работа.

— В тексте  нам встретились новые и малоупотребляемые слова. (На доске)

— Прочитайте и объясните смысл этих слов.

КАНАВА (неглубокая и неширокая траншея)

ПОГРЕБ  (кладовая ниже уровня земли, для хранения овощей и продуктов)

БА-РАХ-ТАТЬ-СЯ

БАРАХТАТЬСЯ (делать беспорядочные движения, находясь в жидкости)

БУЛ- ТЫ-ХАТЬ-СЯ

БУЛТЫХАТЬСЯ (плескаться)

ЗА-ХЛЕБ-НУТЬ-СЯ

ЗАХЛЕБНУТЬСЯ (задохнуться или поперхнуться от попадания в дыхательное горло жидкости)

  7.2 Повторное чтение сказки по цепочке. Работа по содержанию.

— Еще раз прочитаем сказку, чтобы лучше понять ее содержание, смысл и достичь поставленной цели. Вспомните, какую цель мы ставили в начале урока?

— Где жили две лягушки-подружки?  (Они жили в одной канаве.)

— Что случилось однажды с лягушками?  

— Как они оказались в горшке со сметаной?

— Что сделала первая лягушка, лентяйка? (Она немножко поплавала, побултыхалась и захлебнулась.)

— Как повела себя вторая лягушка? (Она была очень настойчивая, все время работала лапками и взбила сметану в масло.)

— Какой урок приготовила нам эта сказка?

— Похоже ли поведение лягушек на поведение людей?

8. Физкультминутка — для глаз (СЛАЙД 6)

Давайте снимем напряжение с глаз. Следуйте ими за движениями указки. Закройте глаза руками, поморгайте, продолжим работу на уроке.

9. Включение в систему знаний и повторение. Работа в парах.

Сейчас мы с вами будем работать парами, словно исследователи. На карточках выберите из позиций  русских народных сказок те, которые подходят и для авторской сказки Л. Пантелеева «Две лягушки».

-Давайте посмотрим,  что же вы открыли для себя? (Проверка работы в группах. Позиции выводятся на экран, отличие в позиции автор)

-Итак, по какому пункту авторская сказка отличается от русской народной? Чем они схожи?

— Вернемся к теме нашего урока.

— Согласны ли вы, что справедливость царит в сказке? (да) Докажите.

— И еще очень важное слово солнышко. Оно символизирует добро, тепло, свет.

В сказках люди не просто мечтали о победе добра, а учили быть твердыми в жизненных испытаниях, советовали не мириться со злом. Сказки давали урок (поучение). «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок» 

-У каждого из вас на столе лежит солнышко. Напишите на нём, чему нас учит авторская сказка «Две лягушки»? (1-2 чел. Спросить)

10. Рефлексия.

— Вернёмся к СЛАЙДУ № 4, достигли ли мы поставленной цели? Докажите.

— Кому было легко выполнять предложенные задания? Почему?

— Кто нуждался в помощи учителя, одноклассников? Почему?

11. Д/З

— Кто желает, дома может изобразить эпизод понравившейся сказки в тетради по литературному чтению

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Богородская средняя школа

Воскресенского муниципального района

Нижегородской области

Согласовано Утверждено

Заместитель директора по УВР Директор МОУ Богородская СШ

____________ С.В.Голышева _______________ В.С.Тюкина

«__» ___________ 20 Приказ №______ от «__»_________20

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО

Литературному чтению

4 класс

на 2021 — 2022 учебный год

Составила учитель начальных классов

Круглова Елизавета Владимировна

2021 г.

Паспорт рабочей программы

Тип программы

Программа общеобразовательных учреждений

Статус программы

Рабочая программа учебного курса

Название, автор и год издания предметной учебной программы (примерной, авторской), на основе которой разработана Рабочая программа;

Сборник примерных рабочих программ. Предметная линия учебников Л.Ф. Климановой,  В.Г. Горецкого, М.В. Головановой. Система «Школа России». 1-4 классы. М.: Просвещение, 2019.

Категория обучающихся

Учащиеся 4 класса МОУ Богородская СШ

Сроки освоения программы

1 год

Объём учебного времени

102 часа

Форма обучения

очная

Режим занятий

3 часа в неделю

  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса

Личностные результаты

Учащиеся научатся:

  • понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье и к малой родине, находить примеры самоотверженной любви к малой родине среди героев прочитанных произведений;

  • собирать материал для проведения заочных экскурсий по любимым местам своей Родины, местам, воспетым в произведениях писателей и поэтов, доносить эту информацию до слушателей, используя художественные формы изложения (литературный журнал, уроки-концерты, уроки-праздники, уроки-конкурсы и пр.);

  • составлять сборники стихов и рассказов о Родине, включать в них и произведения собственного сочинения;

  • принимать участие в проекте на тему «Моя Родина в произведениях великих художников, поэтов и музыкантов».

Учащиеся получат возможность научиться:

  • познавать национальные традиции своего народа, сохранять их;

  • рассказывать о своей Родине, об авторах и их произведениях о Родине, о памятных местах своей малой родины;

  • находить в Интернете, в библиотеке произведения о Родине, о людях, совершивших подвиг во имя своей Родины;

  • создавать свои собственные проекты о Родине, писать собственные произведения о Родине.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

Учащиеся научатся:

  • формулировать учебную задачу урока коллективно, в мини-группе или паре;

  • читать в соответствии с целью чтения (в темпе разговорной речи, без искажений, выразительно, выборочно и пр.);

  • осмыслять коллективно составленный план работы на уроке и план, выработанный группой сверстников (парой), предлагать свой индивидуальный план работы (возможно, альтернативный) или некоторые пункты плана, приводить аргументы в пользу своего плана работы;

  • принимать замечания, конструктивно обсуждать недостатки предложенного плана;

  • выбирать наиболее эффективный вариант плана для достижения результатов изучения темы урока; если план одобрен, следовать его пунктам, проверять и контролировать их выполнение;

  • оценивать свою работу в соответствии с заранее выработанными критериями и выбранными формами оценивания;

  • определять границы собственного знания и незнания по теме самостоятельно;

  • фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «−», «?», накопительной системы баллов);

  • фиксировать индивидуальные причины неудач в письменной форме в рабочей тетради или в пособии «Портфель достижений».

Учащиеся получат возможность научиться:

  • самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную задачу, понимать конечный результат, выбирать возможный путь для достижения данного результата;

  • свободно пользоваться выбранными критериями для оценки своих достижений;

  • самостоятельно интерпретировать полученную информацию в процессе работы на уроке и преобразовывать её из одного вида в другой;

  • владеть приёмами осмысленного чтения, использовать различные виды чтения;

  • пользоваться компьютерными технологиями как инструментом для достижения своих учебных целей.

Познавательные УУД

Учащиеся научатся:

  • находить необходимую информацию в тексте литературного произведения, фиксировать полученную информацию с помощью рисунков, схем, таблиц;

  • анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, обсуждать её в парной и групповой работе;

  • находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, олицетворения, использовать авторские сравнения, эпитеты и олицетворения в своих творческих работах;

  • сравнивать летопись и былину, сказку волшебную и былину, житие и рассказ, волшебную сказку и фантастическое произведение; находить в них сходства и различия;

  • сравнивать литературное произведение со сценарием театральной постановки, кинофильмом, диафильмом или мультфильмом;

  • находить пословицы и поговорки, озаглавливать темы раздела, темы урока или давать название выставке книг;

  • сравнивать мотивы поступков героев из разных литературных произведений, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива;

  • создавать высказывание (доказательство своей точки зрения) по теме урока из 9-10 предложений;

  • понимать смысл и значение создания летописей, былин, житийных рассказов, рассказов и стихотворений великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Горького и др.) для русской и мировой литературы;

  • проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении эпизодов, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям, при выполнении проектных заданий;

  • предлагать вариант решения нравственной проблемы исходя из своих нравственных установок и ценностей, учитывая условия, в которых действовал герой, его мотивы и замысел автора;

  • определять основную идею произведений разнообразных жанров (летописи, былины, жития, сказки, рассказа, фантастического рассказа, лирического стихотворения), осознавать смысл изобразительно-выразительных средств языка произведения, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • самостоятельно анализировать художественные произведения разных жанров, определять мотивы поведения героя и смысл его поступков; соотносить их с нравственными нормами; делать свой осознанный выбор поведения в такой же ситуации;

  • определять развитие настроения; выразительно читать, отражая при чтении развитие чувств;

  • создавать свои собственные произведения с учётом специфики жанра и с возможностью использования различных выразительных средств.

Коммуникативные УУД

Учащиеся научатся:

  • высказывать свою точку зрения (9 – 10 предложений) на прочитанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;

  • формулировать цель своего высказывания вслух, используя речевые клише: «Мне хотелось бы сказать…», «Мне хотелось бы уточнить…», «Мне хотелось бы объяснить, привести пример…» и пр.;

  • пользоваться элементарными приёмами убеждения, приёмами воздействия на эмоциональную сферу слушателей;

  • участвовать в полилоге, самостоятельно формулировать вопросы, в том числе неожиданные и оригинальные, по прочитанному произведению;

  • создавать 5 – 10 слайдов к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;

  • способствовать созданию бесконфликтного взаимодействия между участниками диалога (полилога);

  • демонстрировать образец правильного ведения диалога (полилога);

  • предлагать способы саморегуляции в сложившейся конфликтной ситуации;

  • определять цитаты из текста литературного произведения, выдержки из диалогов героев, фразы и целые абзацы рассуждений автора, доказывающие его отношение к описываемым событиям;

  • использовать найденный текстовый материал в своих устных и письменных высказываниях и рассуждениях;

  • отвечать письменно на вопросы, в том числе и проблемного характера, по прочитанному произведению;

  • определять совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий, при чтении по ролям, при подготовке инсценировки, проекта, выполнении исследовательских и творческих заданий;

  • определять самостоятельно критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать свои достижения по выработанным критериям;

  • оценивать своё поведение по критериям, выработанным на основе нравственных норм, принятых в обществе;

  • искать причины конфликта в себе, анализировать причины конфликта, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации;

  • обращаться к перечитыванию тех литературных произведений, в которых отражены схожие конфликтные ситуации;

  • находить в библиотеке книги, раскрывающие на художественном материале способы разрешения конфликтных ситуаций;

  • находить все источники информации, отбирать из них нужный материал, перерабатывать, систематизировать, выстраивать в логике, соответствующей цели;

  • самостоятельно готовить презентацию из 9 – 10 слайдов, обращаясь за помощью к взрослым только в случае серьёзных затруднений;

  • использовать в презентации не только текст, но и изображения, видеофайлы;

  • озвучивать презентацию с опорой на слайды, на которых представлены цель и план выступления.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • участвовать в диалоге, полилоге, свободно высказывать свою точку зрения, не обижая других;

  • договариваться друг с другом, аргументировать свою позицию с помощью собственного жизненного и учебного опыта, на основе прочитанных литературных произведений;

  • интерпретировать литературное произведение в соответствии с поставленными задачами, оценивать самостоятельно по созданным критериям уровень выполненной работы.

Предметные результаты

Виды речевой и читательской деятельности

Учащиеся научатся:

  • понимать значимость произведений великих русских писателей и поэтов (Пушкина, Толстого, Чехова, Тютчева, Фета, Некрасова и др.) для русской культуры;

  • читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в предложении и предложения в тексте, выражая своё отношение к содержанию и героям произведения;

  • выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение, паузы, особенности жанра (сказка сказывается, стихотворение читается с чувством, басня читается с сатирическими нотками и пр.);

  • пользоваться элементарными приёмами анализа текста с целью его изучения и осмысливания;

  • осознавать через произведения великих мастеров слова нравственные и эстетические ценности (добра, мира, терпения, справедливости, трудолюбия); эстетически воспринимать произведения литературы, замечать образные выражения в поэтическом тексте, понимать, что точно подобранное автором слово способно создавать яркий образ;

  • участвовать в дискуссиях на нравственные темы; подбирать примеры из прочитанных произведений;

  • формулировать вопросы проблемного характера к изучаемому тексту; находить эпизоды из разных частей прочитанного произведения, доказывающие собственный взгляд на проблему;

  • делить текст на части, подбирать заглавия к ним, составлять самостоятельно план пересказа, продумывать связки для соединения частей;

  • находить в произведениях средства художественной выразительности;

  • готовить проекты о книгах и библиотеке; участвовать в книжных конференциях и выставках; пользоваться алфавитным и тематическим каталогом в городской библиотеке.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • осознавать значимость чтения для дальнейшего успешного обучения по другим предметам;

  • приобрести потребность в систематическом просматривании, чтении и изучении справочной, научно-познавательной, учебной и художественной литературы;

  • воспринимать художественную литературу как вид искусства;

  • осмысливать нравственное преображение героя, раскрываемое автором в произведении, давать ему нравственно-эстетическую оценку;

  • соотносить нравственно-эстетические идеалы автора, раскрытые в произведении, со своими эстетическими представлениями и представлениями о добре и зле;

  • на практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование – создание текста по аналогии, рассуждение – письменный ответ на вопрос, описание – характеристика героя);

  • работать с детской периодикой.

Творческая деятельность

Учащиеся научатся:

  • пересказывать содержание произведения подробно, выборочно и кратко, опираясь на самостоятельно составленный план; соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий; составлять план, озаглавливать текст; пересказывать текст, включающий элементы описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения; пересказывать текст от 3-го лица;

  • составлять рассказы об особенностях национальных праздников и традиций на основе прочитанных произведений (фольклора, летописей, былин, житийных рассказов);

  • подбирать материалы для проекта, записывать пословицы, поговорки, мудрые мысли известных писателей, учёных по данной теме, делать подборку наиболее понравившихся, осмыслять их, переводить в принципы жизни; готовить проекты на тему праздника («Русские национальные праздники», «Русские традиции и обряды», «Православные праздники на Руси» и др.); участвовать в литературных викторинах, конкурсах чтецов, литературных праздниках, посвящённых великим русским поэтам; участвовать в читательских конференциях;

  • писать отзыв на прочитанную книгу.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • создавать собственные произведения, интерпретируя возможными способами произведения авторские (создание кинофильма, диафильма, драматизация, постановка живых картин и т. д.).

Литературоведческая пропедевтика

Учащиеся научатся:

  • сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой,

автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора).

Учащиеся получат возможность научиться:

  • определять позиции героев и позицию автора художественного текста;

  • создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности.

  1. Содержание учебного предмета, курса.

Предмет «Литературное чтение» играет важную роль в реализации основных целевых

установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.

     Курс «Литературное чтение» отличается широким видо-жанровым и тематическим диапазоном литературных произведений, соответствием учебного материала и способов его систематизации ведущей задаче третьего года обучения — формированию базовых читательских компетенций и личностных качеств.

Продолжается работа с произведениями фольклора, с бы­линами, дети читают отрывки из древнерусских повестей и «Начальной русской летописи». Расширяется круг произве­дений отечественной, зарубежной классики и современной детской литературы, усложняется структура курса и содер­жание произведений.

Летописи, былины, сказания, жития (8 ч)

О былинах. «Ильины три поездочки». Летописи. Жития. «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда…»; «И вспомнил Олег коня своего…»; «Житие Сергия Радонежского».

Чудесный мир классики (17 ч)

П.П. Ершов «Конек-горбунок» (отрывок);А.С. Пушкин «Няне», «Туча», «Унылая пора!..», «Птичка Божия не знает…», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»; М.Ю. Лермонтов «Дары Терека» (отрывок), «Ашик-Кериб»; А.П. Чехов «Мальчики».

Поэтическая тетрадь (10 ч)

Ф.И. Тютчев «Еще земли печален вид…», «Как неожиданно и ярко…»; А.А. Фет «Весенний дождь», «Бабочка»; Е.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист…», «Где сладкий шепот…»; А.II. Плещеев «Дети и птичка»; И.С. Никитин «В синем небе плывут над поля ми…»; Н.А. Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки…»; И.А. Бунин «Листопад».

Литературные сказки (11 ч)

В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке»;П.П. Бажов «Серебряное копытце»;С.Т. Аксаков «Аленький цветочек»;В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе».

Делу время — потехе сейчас (8 ч)

Е.Д. Шварц «Сказка о потерянном времени»; В.Ю. Драгунский «Главные реки», «Что любит Мишка»; В.В. Голявкин «Никакой горчицы я не ел».

Стран детства (7 ч)

Б.С. Житков «Как я ловил человечков»;К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»; М.М. Зощенко «Елка».

Поэтическая тетрадь (5 ч)

В.Я. Брюсов «Опять сон»; В.Я. Брюсов «Детская»; С.А. Есенин «Бабушкины сказки»; М.И.Цветаева «Бежит тропинка с бугорка…»; М.И. Цветаева «Наши царства»; обобщающий урок по теме «Поэтическая тетрадь».

Природа и мы (9 ч)

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш»;  А.И. Куприн «Барбос и Жулька»; М.М. Пришвин «Выскочка»; К.Г. Паустовский «Скрипучие половицы»; Е.И. Чарушин «Кабан»; В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип».

Поэтическая тетрадь (5 ч)

Б.Л. Пастернак «Золотая осень»;  С.А. Клычков «Весна в лесу»;  Д.Б. Кедрин «Бабье лето»; Н.М. Рубцов «Сентябрь»;  С.А. Есенин «Лебедушка».

Родина (6 ч)

И.С. Никитин «Русь»; С.Д. Дрожжин «Родине»; Л.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске…»; Б.А. Слуцкий «Лошади в океане».

Страна Фантазия (5 ч)

Е.С. Велтистов «Приключения Электроника». К. Булычев «Путешествие Алисы».

Зарубежная литература (9 ч)

Дж. Свифт «Путешествие Гулливера»; Г.X. Андерсен «Русалочка»; М. Твен «Приключения Тома Сойера»; С. Лагерлёф «Святая ночь», «В Назарете».

  1. Тематическое планирование.

п/п

Наименование темы

Количество часов, отводимых на изучение темы

1

Летописи, былины, сказания, жития

8 ч

2

Чудесный мир классики

17 ч

3

Поэтическая тетрадь

10 ч

4

Литературные сказки

11 ч

5

Делу время – потехе час

8 ч

6

Страна детства

7 ч

7

Поэтическая тетрадь

5 ч

8

Природа и мы

9 ч

9

Поэтическая тетрадь

6 ч

10

Родина

5 ч

11

Страна Фантазия

5 ч

12

Зарубежная литература

9 ч

ИТОГО

102 ч

Календарно-тематическое планирование.

Дата

Название разделов и тем уроков

Виды контроля

Домашнее задание

Летописи, былины, сказания, жития (8 ч)

1

01.09

Знакомство с учебником и разделом.Из летописи «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда».

Текущий

Стр.6-8 (Стр.14-15) прочитать, ответить на вопросы 1-3.

2

03.09

Из летописи «И вспомнил Олег коня

своего».

Текущий

Стр.11 Задание 5 — подготовить выразительное чтение понравившегося отрывка из произведения А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге»

3

06.09

Внеклассное чтение Самые интересные книги, прочитанные летом.

Текущий

Без задания

4

08.09

Поэтический текст былины «Ильины три поездочки».

Текущий

Стр. 12-16 подготовить выразительное чтение, найти объяснение незнакомых слов. .

5

10.09

Прозаический текст былины в пересказе И. Карноуховой.

Текущий

Стр. 17-19 прочитать былину, разделить её на смысловые части. План записать в тетрадь.

6

13.09

«Житие Сергия Радонежского». Куликовская битва.

Текущий

Стр.22-28 прочитать

7

15.09

Обобщающий урок-игра «Летописи, былины, сказания, жития».

Текущий

Выполнить задание в тетради.

8

17.09

Оценка достижений. Проект «Создание календаря исторических событий».

Тематический

Оформить проект «Создание календаря исторических событий» на листах А4

Чудесный мир классики (17 ч)

9

20.09

Знакомство с названием раздела. П.П. Ершов «Конёк — Горбунок». Сравнение литературной и народной сказок.

Текущий

Стр. 39-51 прочитать до слов «Братья, то есть испугались…» — подготовить выразительное чтение.

10

22.09

П.П. Ершов «Конёк-Горбунок».Характеристика героев.

Текущий

Стр. 51-61 прочитать, Задание 9 или 13. По желанию* прочитать сказку П.П.Ершова целиком. 

11

24.09

А.С. Пушкин «Няне».

Текущий

Стр. 66 (Стр. 35) выучить стихотворение А.С.Пушкина «Няне». По желанию* проиллюстрировать его.

12

27.09

А.С. Пушкин «Туча», «Унылая пора! Очей очарованье!..».

Текущий

Стр. 67-68 (Стр. 36-38) выучить любое стихотворение. По желанию* проиллюстрировать его

13

29.00

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой Царевне и о семи богатырях».Характеристика героев.

Текущий

Стр. 70-90 (Стр. 39-56) подготовить выразительное чтение

14

01.10

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой Царевне и о семи богатырях».Деление сказки на части.

Текущий

Подробно пересказать одну из частей сказки

15

04.10

Внеклассное чтение.

Урок-КВН по сказкам А.С. Пушкина.

Текущий

Без задания

16

06.10

М.Ю. Лермонтов «Дары Терека».

Текущий

Стр. 96 подготовить выразительное чтение

17

08.10

М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб». Сравнение мотивов русской и турецкой сказок.

Текущий

Стр. 97-110 (Стр. 61-71) подготовить выразительное чтение

18

11.10

М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб». Характеристика героев.

Текущий

Стр. 97-110 (Стр. 61-71) прочитать, подготовить краткий пересказ сказки по плану. 

19

13.10

Жизнь и творчество Л.Н. Толстого.

Текущий

Стр. 114 (Стр. 74) прочитать; читать произведения Л.Н.Толстого

20

15.10

Л.Н. Толстой «Детство».

Текущий

Написать в тетради небольшое сочинение о маме. Читать произведения Л.Н.Толстого.

21

18.10

Л.Н. Толстой «Как мужик камень убрал» Басня.

Текущий

Найти и прочитать другие басни Л.Н.Толстого. Подготовить выразительное чтение одной из них..

22

20.10

Внеклассное чтение. Творчество Л.Н. Толстого.

Текущий

Без задания

23

22.10

А.П. Чехов «Мальчики».

Текущий

Без задания

24

01.11

А.П. Чехов «Мальчики».Главные герои рассказа – герои своего времени.

Текущий

Стр. 123-134 прочитать. Выполнить задания.

25

03.11

Обобщающий урок-КВН «Чудесный мир классики». Оценка достижений.

Тематический

Без задания

Поэтическая тетрадь (10 ч)

26

08.11

Знакомство с названием раздела.Ф.И. Тютчев «Ещё земли печален вид», «Как неожиданно и ярко…».

Текущий

Стр.138-140 прочитать. Выучить понравившееся стихотворение

27

10.11

А.А. Фет «Весенний дождь», «Бабочка».

Текущий

Стр. 141-142 прочитать. Выучить наизусть любое стихотворение.

28

12.11

Е.А. Баратынский «Весна, Весна! Как воздух чист!..», «Где сладкий шёпот…».

Текущий

Стр. 143-144 прочитать. Нарисовать рисунок.

29

15.11

А.Н. Плещеев «Дети и птичка». Ритм стихотворения.

Текущий

Стр.145 подготовить выразительное чтение.

30

17.11

И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями».

Стр. 146 выучить наизусть

31

19.11

Н.А. Некрасов «Школьник»

Текущий

Стр. 147-148 выучить наизусть

32

22.11

Н.А. Некрасов «В зимние сумерки нянины сказки…».

Стр.148-149 выучить наизусть

33

24.11

И.С. Бунин «Листопад». Картина осени в стихах И.А. Бунина.

Текущий

Стр. 150-151 выучить наизусть.

34

26.11

Внеклассное чтение. Родные поэты.

Текущий

Приготовить стихи русских поэтов-классиков.

35

29.11

Обобщающий урок-игра «Поэтическая тетрадь». Оценка достижений.

Тематический

Выучить любое стихотворение русского поэта-классика. Нарисовать рисунок.

Литературные сказки (11 ч)

36

01.12

В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Составление плана сказки.

Текущий

Стр. 156-168 прочитать. Ответить на вопросы

37

03.12

В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке».Подробный пересказ.

Текущий

Стр. 156-168 прочитать. Подготовиться к пересказу.

38

06.12

В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Особенности данного литературного жанра.

Текущий

Стр. 169-179 прочитать. Ответить на вопросы

39

08.12

В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе».Текст-описание в содержании художественного произведения.

Текущий

Стр. 169-179 прочитать. Подготовить план пересказа

40

10.12

П.П. Бажов «Серебряное копытце».Мотивы народных сказок в авторском тексте.

Текущий

Стр. 180-192 прочитать. Ответить на вопросы

41

13.12

П.П. Бажов «Серебряное копытце». Герои художественного произведения.

Текущий

Стр. 180-192 прочитать. Подготовить пересказ

42

15.12

С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Герои произведения.

Текущий

Стр. 193-214 прочитать. Ответить на вопросы

43

17.12

С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Деление текста на части.

Текущий

Стр. 193-214 прочитать. Подготовиться к выборочному чтению

44

20.12

С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Выборочный пересказ сказки. Словесное иллюстрирование.

Текущий

Стр. 193-214 прочитать. Подготовить пересказ

45

22.12

Внеклассное чтение.Сказки любимых писателей.

Текущий

Нарисовать рисунок.

46

24.12

Оценка достижений. Проверочная работа.

Тематический

Приготовить пересказ литературной сказки.

47

27.12

Обобщающий урок-игра «Крестики-нолики». Оценка достижений.

Текущий

Без задания

Делу время – потехе час (8 ч)

48

10.01

Знакомство с названием раздела. Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени».

Текущий

Стр. 4-16 прочитать. Подготовиться к чтению по ролям

49

12.01

Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени».Нравственный смысл произведения.

Текущий

Стр. 4-16 прочитать. Подготовить пересказ

50

14.01

В.Ю. Драгунский «Главные реки».

Текущий

Стр. 17-23 прочитать. Чтение по ролям

51

17.01

В.Ю. Драгунский «Что любит Мишка».

Текущий

Стр. 24-28 прочитать. Сочинение «Что я люблю»

52

19.01

В.В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел». Смысл заголовка.

Текущий

Стр. 29-34 прочитать. Подготовить выразительное чтение

53

21.01

В.В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел». Инсценирование произведения.

Текущий

Стр. 29-34 прочитать. Инсценировать понравившейся эпизод произведения.

54

24.01

Внеклассное чтение. Книги о сверстниках, о школе.

Текущий

Читать книги о сверстниках, о школе.

55

26.01

Обобщающий урок «Делу время – потехе час». Оценка достижений.

Тематический

Без задания

Страна детства(7 ч)

56

28.01

Знакомство с названием раздела.Б.С. Житков «Как я ловил человечков».

Текущий

Стр. 38-46 прочитать.Подготовить сжатый пересказ

57

30.01

Б.С. Житков «Как я ловил человечков». Герой произведения.

Текущий

Стр. 38-46 прочитать.Рассказать о характере героя, который понравился

58

02.02

К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками».

Текущий

Стр. 47-58 прочитать. Ответить на вопросы

59

04.02

К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками».

Текущий

Стр. 47-58 прочитать.Найти рассказ о Григе.

60

07.02

М.М. Зощенко «Ёлка».

Текущий

Стр. 59-64 прочитать. Чем запомнился рассказ, почему?

61

09.02

Обобщающий урок. «Страна детства». Оценка достижений.

Тематический

Приготовить сообщение «Что такое серия книг и каково их назначение».

62

11.02

Внеклассное чтение. «Что такое серии книг и каково их назначение».

Текущий

Читать книги русских писателей о детстве.

Поэтическая тетрадь (5 ч)

63

14.02

Знакомство с названием раздела.В.Я. Брюсов «Опять сон». «Детская».

Текущий

Стр. 68-70 прочитать. Выучить любое стихотворение наизусть.

64

16.02

С.А. Есенин «Бабушкины сказки».

Текущий

Стр. 71 выучить наизусть любое стихотворение Есенина.

65

18.02

М.И. Цветаева, «Бежит тропинка с бугорка…», «Наши царства».

Текущий

Стр. 72-73 выучить любое стихотворение Цветаевой.

66

21.02

Сравнение произведений разных поэтов на одну и ту же тему. Конкурс чтецов. Оценка достижений.

Тематический

Стр.74 выполнить задания

67

25.02

Устный журнал «Поэтическая тетрадь».

Текущий

Без задания

Природа и мы(9 ч)

68

28.02

Знакомство с названием раздела.Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш». Отношение человека к природе.

Текущий

Стр. 76-84 прочитать. Подготовить пересказ

69

02.03

А.И. Куприн «Барбос и Жулька».Поступок как характеристика героя произведения.

Текущий

Стр. 85-91 прочитать. Подготовиться к письменному опросу.

70

04.03

М.М. Пришвин «Выскочка». Характеристика героя на основе поступка.

Текущий

Стр. 92-95 прочитать. Подготовить характеристику героев

71

07.03

Е.И. Чарушин «Кабан».

Текущий

Стр. 96-99 прочитать. Подготовить полный пересказ

72

09.03

В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Герои рассказа.

Текущий

Стр. 100-110 прочитать. Подготовить выразительное чтение

73

11.03

В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Составление плана.

Текущий

Стр. 100-110 прочитать. Подготовить план рассказа

74

14.03

Обобщающий урок-конкурс «Природа и мы».

Тематический

Стр. 111-112. Выполнить задания

75

16.03

Проект «Природа и мы». Оценка достижений.

Текущий

Доработать проекты

76

18.03

Внеклассное чтение. Книги о природе.

Текущий

Без задания

Поэтическая тетрадь (6 ч)

77

28.03

Знакомство с названием раздела.Б.Л. Пастернак «Золотая осень.

Текущий

Стр. 114-115 ыыучить наизусть

78

30.03

С.А. Клычков «Весна в лесу».

Текущий

Стр. 116-117 выучить наизусть

79

01.04

Д.Б. Кедрин «Бабье лето».

Текущий

Стр. 118 выучить наизусть

80

04.04

Н.М. Рубцов «Сентябрь».

Стр. 119 выучить наизусть

81

06.04

С.А. Есенин «Лебёдушка».

Текущий

Стр. 120-126 подготовить выразительное чтение

82

08.04

Обобщающий урок-конкурс «Поэзии прекрасные страницы». Оценка достижений.

Тематический

Без задания

Родина (5 ч)

83

11.04

Знакомство с названием раздела.И.С. Никитин «Русь». Образ Родины в поэтическом тексте.

Текущий

Стр. 128-132 читать выразительно. Ответить на вопросы

84

13.04

С.Д. Дрожжин «Родине». А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске…».

Текущий

Стр. 133-135 читать выразительно. Ответить на вопросы

85

15.04

Внеклассное чтение. «Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет!».

Текущий

Читать рассказы о Суворове. Пересказ любого рассказа.

86

18.04

Проект: «Они защищали Родину». Оценка достижений.

Тематический

Стр. 140-141 выполнить проект

87

20.04

Обобщение по разделу «Родина».

Текущий

Без задания

Страна Фантазия(5 ч)

88

22.04

Знакомство с названием раздела.Е.С. Велтистов «Приключения Электроника».

Текущий

Стр. 144-149 прочитать. Ответить на вопросы.

89

25.04

Е.С. Велтистов «Приключения Электроника». Герои фантастического рассказа.

Текущий

Стр. 144-149 прочитать. Подготовить пересказ

90

27.04

Кир Булычев «Путешествие Алисы».Особенности фантастического жанра.

Текущий

Стр. 150-157 прочитать. Ответить на вопросы.

91

29.04

К. Булычев «Путешествие Алисы». Сравнение героев рассказов фантастического жанра.

Текущий

Стр. 150-157 прочитать. Подготовить выразительное чтение отрывка из текста.

92

02.05

Путешествие по стране Фантазии. Оценка достижений.

Тематический

Стр. 158 выполнить задания

93

04.05

«Внеклассное чтение. «В путь, друзья!» (книги о путешествиях и путешественниках, настоящих и вымышленных).

Текущий

Читать книги о путешествиях и путешественниках. Стр. 158 Задание №8

Зарубежная литература (9 ч)

94

06.05

Знакомство с названием раздела.Дж. Свифт «Путешествие Гулливера».Особое развитие сюжета в зарубежной литературе.

Текущий

Стр. 160-166 прочитать. Подготовить выразительное чтение

95

11.05

Г.Х. Андерсен «Русалочка».Авторская сказка.

Текущий

Стр. 167-193 прочитать. Ответить на вопросы

96

13.05

Г.Х. Андерсен «Русалочка».Характеристика героев.

Текущий

Стр. 167-193 прочитать. Подготовить характеристику одного из героев.

97

16.05

М. Твен «ПриключенияТома Сойера». Сравнение героев, их поступков.

Текущий

Стр. 194-200 прочитать. Подготовить рассказ от имени героя

98

18.05

С. Лагерлеф «Святая ночь».

Текущий

Стр. 201-208 прочитать, пересказать

99

20.05

С. Лагерлеф «В Назарете».

Текущий

Стр. 209-216 прочитать. Подготовить выразительное чтение

100

23.05

Внеклассное чтение. Урок-отчет «Путешествие по дорогам любимых книг».

Текущий

Читать произведения зарубежных писателей.

101

25.05

Обобщающий урок «Зарубежная литература».

Тематический

Стр. 217 выполнить задания

102

27.05

Урок-игра «Литературные тайны».

Текущий

Без задания

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/474754-rabochaja-programma-po-literaturnomu-chteniju

А вот еще несколько наших интересных статей:

  • Сказка о рыбаке и рыбке на современный лад
  • Сказка о рыбаке и рыбке мультфильм 2002
  • Сказка о рыбаке и рыбке на новый лад сценарий для детей по ролям
  • Сказка о рыбаке и рыбке мультфильм смотреть бесплатно в хорошем качестве без рекламы без остановки
  • Сказка о рыбаке и рыбке картинки черно белые
  • Поделиться этой статьей с друзьями:


    0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии