Урок литературного чтения во 2 классе
Тема: А.С. Пушкин
«Сказка о рыбаке и рыбке».
Учитель
начальных классов
МБОУ
«СОШ№1» города Абакана
Шмидт
Ольга Викторовна
Тема: А.С.
Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».
Задачи
урока:
формирование умения анализировать характер героев, доказывать свой ответ,
основываясь на тексте произведения% способствовать формированию потребности
вырабатывать положительные качества характера для успешного существования в
социуме; способствовать развитию речи и словарного запаса учащихся,
совершенствование навыков правильного выразительного и осознанного чтения.
Познавательные
УУД:
1. Делать
выводы в результате совместной работы класса и учителя.
2. Ориентироваться
на развороте учебника.
3. Находить
ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.
Коммуникативные
УУД:
1. Развиваем
умение слушать и понимать речь других.
2. Выразительно
читать текст.
3. Оформлять
свои мысли в устной и письменной форме.
4. Умение работать
в паре и в группах.
Регулятивные
УУД:
1. Определять
и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
2. Проговаривать
последовательность действий на уроке.
3. Учиться
высказывать своё предположение (версию) на основе работы с текстом.
4. Учиться
работать по предложенному учителем плану.
Личностные
УУД:
1. Развиваем
умение выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.
2. Оценивать
поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем
мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Ход урока:
I Орг.
момент
На доске записан
эпиграф
«Сказка ложь, да в
ней намек, добрым молодцам — урок».
-К нашему занятию
я подобрала слова. Прочитайте и объясните, как вы их поняли.
(ответы детей)
-Вы правы ребята.
Каждая сказка нас чему-то учит. Из каждой сказки мы извлекаем для себя что-то
новое, т.е. урок.
-Какую сказку мы
закончили читать на прошлом уроке? (сказку А.А. Пушкина «Сказка о рыбаке и
рыбке»).
II
Определение темы и задач урока.
-А как вы думаете
есть ли в этой сказке урок? (ответы детей)
-Попробуйте
догадаться о чём будем говорить на сегодняшнем уроке? (Будем размышлять о том,
что хотел сказать нам А.А. Пушкин и какие уроки мы можем вынести из этой
сказки). «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина не просто повествует о жизни
старика и его встречи с золотой рыбкой. В ней заложен глубокий смысл.
В конце урока мы
должны ответить на вопрос «Чему каждого из нас научила сказка?
III Анализ
героев литературного произведения.
-Но прежде давайте
совершим виртуальное путешествие в эту сказку.
-Что значит
виртуальное путешествие? (ответы детей)
-Да мы сами должны
превратиться в героев сказки.
-Назовите
персонажей сказки. (Старик, старуха, рыбка, слуги).
-Правильно, но в
сказке присутствует ещё один невидимый персонаж от лица которого ведётся повествование.
Кто это? Это автор сказки.
Сейчас вы
поработаете в группах (четвёрках), каждая группа получает своё задание. Время
на выполнение задания 10 минут. По завершению работы группы по порядку отвечают
на вопросы из карточки.
Первая
группа.
Прочитайте отрывок
из сказки и ответьте на вопросы:
Воротился старик
ко старухе,
Рассказал ей великое чудо.
«Я сегодня поймал было рыбку,
Золотую рыбку, непростую;
По нашему говорила рыбка,
Домой в море синее просилась,
Дорогою ценою откупалась:
Откупалась чем только пожелаю.
Не посмел я взять с нее выкуп;
Так пустил ее в синее море.»
Старика старуха забранила:
«Дурачина ты, простофиля!
Не умел ты взять выкупа с рыбки!
Хоть бы взял ты с нее корыто,
Наше-то совсем раскололось».
Вот пошел он к
синему морю;
Видит, — море слегка разыгралось.
Стал он кликать золотую рыбку,
Приплыла к нему рыбка и спросил
«Чего тебе надобно, старче?»
Ей с поклоном старик отвечает:
«Смилуйся, государыня рыбка,
Разбранила меня моя старуха,
Не дает старику мне покою:
Надобно ей новое корыто;
Наше-то совсем раскололось.»
Отвечает золотая рыбка:
«Не печалься, ступай себе с богом
Будет вам новое корыто.»
— Что просила
старуха в первый раз? (корыто).
— Прочитайте, как
автор описывает море, к которому пришел старик. (Море слегка разыгралось. — Что
во второй раз захотелось старухе?
Как изменилось
море? Прочитайте (Помутилось синее море. Слайд)
-Какими словами
обращается старик к рыбке?
— «Смилуйся,
государыня рыбка»
Вторая
группа:
Прочитайте отрывок
из сказки и ответьте на вопросы:
Воротился старик
ко старухе,
У старухи новое корыто.
Еще пуще старуха бранится,
«Дурачина ты, простофиля!
Выпросил, дурачина, корыто!
В корыте много ль корысти?
Воротись, дурачина, ты к рыбке;
Поклонись ей, выпроси уж избу.»
Вот пошел он к
синему морю,
(Помутилося синее море).
Стал он кликать золотую рыбку,
Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
Ей старик с поклоном отвечает:
«Смилуйся, государыня рыбка!
Еще пуще старуха бранится,
Не дает старику мне покою:
Избу просит сварливая баба.»
Отвечает золотая рыбка:
«Не печалься, ступай себе с богом,
Так и быть: изба вам уж будет.»
— Как отзывается
старик о своей старухе в первый раз и во второй?
«Разбранила меня
старуха…»
«Избу просит
сварливая баба.»
— Успокоилась ли
старуха? Чего теперь ей хочется. (Доказать словами из текста.)
— Как встретило
море старика?
Третья
группа группа:
Прочитайте отрывок
из сказки и ответьте на вопросы:
Старуха сидит под
окошком,
На чем свет стоит — мужа ругает.
«Дурачина ты, прямой простофиля!
Выпросил, простофиля, избу!
Воротись, поклонися рыбке:
Не хочу быть черной крестьянкой,
Хочу быть столбовою дворянкой.»
Пошел старик к
синему морю;
(Не спокойно синее море).
Стал он кликать золотую рыбку.
Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
Ей с поклоном старик отвечает:
«Смилуйся, государыня рыбка!
Пуще прежнего старуха вздурилась,
Не дает старику мне покою:
Уж не хочет быть она крестьянкой,
Хочет быть столбовою дворянкой.»
Отвечает золотая рыбка:
«Не печалься, ступай себе с богом.»
— Кем теперь
захотела быть старуха?
— Каким тоном
говорит старуха? Прочитайте в тексте.
-как ведёт себя
старик?
— Как встретило
старика море?
Четвёртая
группа:
Прочитайте отрывок
из сказки и ответьте на вопросы:
Опять к рыбке
старика посылает.
«Воротись, поклонися рыбке:
Не хочу быть столбовою дворянкой,
А хочу быть вольною царицей.»
Испугался старик, взмолился:
«Что ты, баба, белены объелась?
Ни ступить, ни молвить не умеешь!
Насмешишь ты целое царство.»
Осердилася пуще старуха,
По щеке ударила мужа.
«Как ты смеешь, мужик, спорить со мною,
Со мною, дворянкой столбовою? —
Ступай к морю, говорят тебе честью;
Не пойдешь, поведут по неволе.»
Старичок
отправился к морю,
(Почернело синее море).
Стал он кликать золотую рыбку.
Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
Ей с поклоном старик отвечает:
«Смилуйся, государыня рыбка!
Опять моя старуха бунтует:
Уж не хочет быть она дворянкой,
Хочет быть вольною царицей.»
Отвечает золотая рыбка:
«Не печалься, ступай себе с богом!
Добро! будет старуха царицей!»
— Кем теперь
захотела быть старуха?
— Как старик
пытался усовестить, урезонить свою старуху? Прочитайте в тексте.
— Как встретило
старика море?
Пятая
группа:
Прочитайте отрывок
из сказки и ответьте на вопросы.
Вот неделя, другая
проходит,
Еще пуще старуха вздурилась.
Царедворцев за мужем посылает,
Отыскали старика, привели к ней.
Говорит старику старуха:
«Воротись, поклонися рыбке.
Не хочу быть вольною царицей,
Хочу быть владычицей морскою,
Чтобы жить мне в Окияне море,
Чтоб служила мне рыбка золотая
И была б у меня на посылках.»
Старик не
осмелился перечить,
Не дерзнул поперек слова молвить.
Вот идет он к синему морю,
Видит, на море черная буря:
Так и вздулись сердитые волны,
Так и ходят, так воем и воют.
Стал он кликать золотую рыбку,
Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
Ей старик с поклоном отвечает:
«Смилуйся, государыня рыбка!
Что мне делать с проклятою бабой?
Уж не хочет быть она царицей,
Хочет быть владычицей морскою;
Чтобы жить ей в Окияне море,
Чтобы ты сама ей служила
И была бы у ней на посылках.» —
Ничего не сказала рыбка,
Лишь хвостом по воде плеснула
И ушла в глубокое море.
— Кем теперь
захотела быть старуха?
-как ведёт себя
старик?
— Что увидел
старик на море в последний раз, когда старуха пожелала быть владычицей морскою,
а сама золотая рыбка была бы у нее на посылках?
— Почему рыбка не
выполнила просьбу старика?
IV.Физминутка
V.Характеристика
героев сказки
-Теперь попробуем
выяснить какой характер у каждого героя. Свои ответы нужно доказать словами из
текста.
— Кто в сказке
Пушкина волшебный помощник? (золотая рыбка).
— В чем
необычность рыбки? (Рыбка золотая, умеет говорить человечьем голосом, исполняет
желания).
На доске
характеристики героев. (добрый, податливый, безвольный,
смиренный, властный. Злобный, жадный, грубый, неуживчивый, требовательный,
неблагодарный).
-Какие черты
характера относятся к старику, старухе? — Кто из героев вам больше нравится?
Почему? -Почему автор наделил одного героя только отрицательными качествами, а
другого положительными?
-Как была
наказана старуха? (она осталась у разбитого корыта, в своей землянке. Кстати
сказать, выражение «осталась у разбитого корыта» и сейчас употребляется в речи.
— Что оно
означает?
— Можно ли назвать
старика из сказки Пушкина смелым и щедрым?
— Можно ли
утверждать, что старуха изображена ненасытной и властной?
— Почему старик
бал наказан. Ведь он обладает мягким податливым характером? (Дети приходят к
выводу, что безвольность — отрицательная черта характера. Смиренность,
безответность, податливость – положительные черты. Если они оправданы. В сказке
старику не хватило смелости противостоять старухе. Возразить ей и указать на ее
неправоту. Остановит ее жадность. Он слепо подчинялся старухе.
— Какой урок
преподал нам А.С. Пушкин?
_ Работа с
учебником. Выберите пословицу, в которой заключена главная мысль сказки.
— Можно ли
утверждать, что в сказке добро побеждает зло? Обоснуйте свое мнение.
Можно ли сказку
назвать волшебной? Обоснуйте свое мнение.
VI.
Диагностическое задание. (работа в парах).
Определите героя
«Сказки о рыбаке и рыбке», по его словам, вставьте ответ в предложение.
А) Дурачина ты,
простофиля! Выпросил, дурачина, корыто… — слова ……………..
Б) Добро! Будет
старуха царицей! — слова …………
В) …Ни ступить,
ни молвить не умеешь! Насмешишь ты целое царство — слова ………
VII. Рефлексия.
На доске
изображение золотой рыбки.
-Представьте, что
вы поймали золотую рыбку, что вы можете попросить у золотой рыбки?
-Напишите на
листочке, который лежит у вас на столе своё самое заветное желание и прикрепите
его на доске возле нашей рыбки. (дети прикрепляют свои желания)
-Как вы думаете
исполнятся ли ваши желания? А кто их исполнит? В жизни для того чтобы желание
исполнилось самому человеку нужно много потрудиться. Значит исполнение вашего
желания зависит от вас самих, главное очень сильно стараться.
«Весёлая карусель». 10-й выпуск
«Весёлая карусель» – советский и российский детский мультипликационный журнал. 10-й выпуск: «Посылка», «Светлячок», «Бабочка и тигр».
«Весёлая карусель». 25-й выпуск
«Весёлая карусель» – советский и российский детский мультипликационный журнал. 25-й выпуск: «Задом наперёд», «Гололедица», «Ответ», «Стрекоза».
«Возвращение блудного попугая». 2-й выпуск
Про попугая Кешу, который убежал от Вовки и решил жить самостоятельно.
«Вовка в тридевятом царстве»
О том, как ленивый мальчик Вовка попал в сказку и понял, как важно научиться всё делать самому.
«Зима в Простоквашино». «Дед Мороз и лето»
«Зима в Простоквашино». По книге Эдуарда Успенского. О том, как Дядя Фёдор с мамой, папой и друзьями встречали Новый год в Простоквашино. «Дед Мороз и лето». О том, как дети показали Деду Морозу бабочек, зелёную траву, словом, лето.
«Трое из Простоквашино»
История о мальчике Фёдоре, его друзьях и почтальоне Печкине.
«Бабушка удава». «Весёлая карусель». 21-й выпуск
«Бабушка удава». О том, как к Удаву приехала бабушка и что из этого получилось. «Весёлая карусель» – советский и российский детский мультипликационный журнал. 21-й выпуск: «Стихи с бегемотами», «Однажды».
«Весёлая карусель». 2-й выпуск. «Ну, погоди!». 4-й выпуск
«Весёлая карусель» – советский и российский детский мультипликационный журнал. 2-й выпуск: «Небылицы». «Ну, погоди!». 4-й выпуск. Волк и Заяц становятся участниками спортивных соревнований на стадионе и в спортивном комплексе.
«Весёлая карусель». 2-й выпуск
«Весёлая карусель» – советский и российский детский мультипликационный журнал. 2-й выпуск: «Небылицы», «Самый первый», «Два весёлых гуся».
«Ну, погоди!». 6-й и 9-й выпуски
Приключения Волка и Зайца в деревне и в телецентре.
«Весёлая карусель». 19-й выпуск
«Весёлая карусель» – советский и российский детский мультипликационный журнал. 19-й выпуск: «Качели», «Вредный совет», «Загадка».
«Винни-Пух». «Возвращение блудного попугая». «Ну, погоди!». 3-й выпуск
Смотрите на телеканале «ТВ Центр» мультфильмы: «Винни-Пух». «Возвращение блудного попугая». «Ну, погоди!». 3-й выпуск.
«Фильм, фильм, фильм». «Ну, погоди!». 5-й выпуск
Смотрите на телеканале «ТВ Центр» мультпарад: «Фильм, фильм, фильм». «Ну, погоди!». 5-й выпуск.
«Жил-был пёс». «Обезьянки в опере». «Вовка в тридевятом царстве». «Весёлая карусель». 27-й выпуск
Смотрите на телеканале «ТВ Центр» мультпарад: «Жил-был пёс». «Обезьянки в опере». «Вовка в тридевятом царстве». «Весёлая карусель». 27-й выпуск.
«Каникулы в Простоквашино»
Дядя Фёдор решил провести летние каникулы не в Сочи, а в деревне Простоквашино вместе со своими друзьями – котом Матроскиным и псом Шариком. Матроскин не нарадуется своей коровой Муркой и изобилием молока, а также рождением телёнка Гаврюши. А Шарик, в свою очередь, самозабвенно увлёкся фотоохотой…
«Ну, погоди!». 11-й выпуск
Фильм из серии «Ну, погоди!». О приключениях Волка и Зайца в цирке.
«Весёлая карусель». 8-й выпуск. «Бобик в гостях у Барбоса»
«Весёлая карусель» – советский и российский детский мультипликационный журнал. 8-й выпуск: «Почему у льва большая грива?». «Апельсин». «Консервная банка». «Бобик в гостях у Барбоса». В отсутствие хозяина пёс устраивает вечеринку с бездомным приятелем.
«Весёлая карусель». 29-й выпуск
«Весёлая карусель» – советский и российский детский мультипликационный журнал. 29-й выпуск: «Сказка про дурака Володю», «Теремок».
«Весёлая карусель». 17-й выпуск. «Обезьянки и грабители»
«Весёлая карусель» – советский и российский детский мультипликационный журнал. 17-й выпуск: «Вредный совет», «Состязание». «Обезьянки и грабители». О том, как маленькие непослушные обезьянки обезвредили грабителей, которые унесли все сладости из кондитерской.
«Винни Пух идёт в гости»
На пару со своим лучшим другом Пятачком Винни отправляется проведать Кролика. Гостеприимный приятель потчует ребят первым завтраком, затем вторым, третьим… Медвежонок любит покушать, так что процесс останавливается, только когда съестные припасы истощаются даже в доме запасливого Кролика. Но вот незадача – вылезти из норы располневший Винни Пух уже не в состоянии…
«Ну, погоди!». 13-й выпуск
Выпуск посвящён московской Олимпиаде 1980 года. На соревнования съехались спортсмены из разных стран, и все они… Зайцы! Волк примет участие в боксёрском поединке с кубинским Зайцем, сыграет в шахматы с югославским, попробует свои силы в борьбе с японским, а в погоне за «своим» Зайцем ему придётся влезть на велосипед и поучаствовать в велогонках. Волк и Заяц даже получат приз – шоколадный торт один на двоих.
«Обезьянки и грабители». «Весёлая карусель». 32-й выпуск
«Обезьянки и грабители». О том, как маленькие непослушные обезьянки обезвредили грабителей, которые унесли все сладости из кондитерской. «Весёлая карусель» – советский и российский детский мультипликационный журнал. 32-й выпуск: «Чего на свете нету», «Два слона», «Катина сказка».
«Весёлая карусель». 22-й и 25-й выпуски
«Весёлая карусель» – советский и российский детский мультипликационный журнал. 22-й выпуск: «Соло для Луны и волка», «Военная тайна». 25-й выпуск: «Задом наперёд», «Гололедица», «Ответ».
«Возвращение блудного попугая»
О попугае Кешке, который захотел красивой жизни.
«Весёлая карусель». 14-й и 21-й выпуски
«Весёлая карусель» – советский и российский детский мультипликационный журнал. 14-й выпуск: «Лягушонок», «И я бы мог…», «Где обедал воробей?». 21-й выпуск: «Стихи с бегемотами», «Однажды».
«Обезьянки, вперёд!». «Бабушка удава»
«Обезьянки, вперёд!». Мультфильм из серии приключений про озорных и непоседливых обезьянок. «Бабушка удава». О том, как к Удаву приехала бабушка, и что из этого получилось.
«Как обезьянки обедали». «Весёлая карусель». 22-й выпуск
«Как обезьянки обедали». Мультфильм из серии о проказливых обезьянках и их занятой маме. «Весёлая карусель» – советский и российский детский мультипликационный журнал. 22-й выпуск: «Соло для Луны и волка», «Военная тайна».
«Весёлая карусель». 19-й и 22-й выпуски
«Весёлая карусель» – советский и российский детский мультипликационный журнал. 19-й выпуск: «Вредный совет», «Загадка», «Качели». 22-й выпуск: «Соло для Луны и волка», «Военная тайна».
«Весёлая карусель». 23-й и 33-й выпуски
«Весёлая карусель» – советский и российский детский мультипликационный журнал. 23-й выпуск: «Стрекоза», «Джо Билл», «Миссис Инк из Манилы». 33-й выпуск: «Ещё раз про кота», «Леталка».
«Весёлая карусель». 16-й и 17-й выпуски
«Весёлая карусель» – советский и российский детский мультипликационный журнал. 16-й выпуск: «Чудо-дерево», «Игра». 17-й выпуск: «Вредный совет», «Состязание».
«Про бегемота, который боялся прививок»
Очень смешно, когда большой и сильный Бегемот боится обыкновенного укола.
«Весёлая карусель». 12-й и 32-й выпуски
«Весёлая карусель» – советский и российский детский мультипликационный журнал. 12-й выпуск: «Карандаш и ластик», «Что случилось с крокодилом?», «Эхо». 32-й выпуск: «Чего на свете нету», «Два слона», «Катина сказка».
«Бобик в гостях у Барбоса». «Весёлая карусель». 13-й выпуск
«Бобик в гостях у Барбоса» – мультфильм по одноимённому рассказу Николая Носова. «Весёлая карусель» – советский и российский детский мультипликационный журнал. 13-й выпуск: «Сто пуговиц», «Мышонок и кошка».
«Ну, погоди!». Выпуск №10. «Вредный совет»
В десятом выпуске мультсериала «Ну, погоди!» Волку предстоит работа на стройке. «Вредный совет» – короткометражный мультфильм по стихотворению Григория Остера «Если к папе или маме».
«Весёлая карусель». 15-й выпуск. «Вредный совет»
«Весёлая карусель» – советский и российский детский мультипликационный журнал. 15-й выпуск: «Почему мне нравится слон», «Всё для всех», «Девочка и пираты». «Вредный совет» – короткометражный мультфильм по стихотворению Григория Остера «Если к папе или маме».
«Мы с Шерлоком Холмсом». «Небылицы в лицах»
«Мы с Шерлоком Холмсом». Пародии на рассказы Артура Конан Дойля о Шерлоке Холмсе. Пёс рассказывает о своих приключениях с великим сыщиком. По крайней мере, щенята ему не верили, пока догу вдруг не позвонил Шерлок Холмс. «Небылицы в лицах». Советский короткометражный мультфильм, снятый по мотивам русских прибауток и потешек.
«Весёлая карусель». 3-й выпуск
«Весёлая карусель» – советский и российский детский мультипликационный журнал. 3-й выпуск: «Разгром», «Голубой метеорит», «Рыжий, рыжий, конопатый».
«Жил-был пёс»
По мотивам украинской сказки о дружбе собаки из деревни с голодными волком.
«Весёлая карусель». 13-й и 28-й выпуски
«Весёлая карусель» – советский и российский детский мультипликационный журнал. 13-й выпуск: «Сто пуговиц», «Мышонок и кошка». 28-й выпуск: «Эх!», «Не бывает!», «Девица Бигелоу, или жевательная история».
«Весёлая карусель». 1-й и 2-й выпуски
«Весёлая карусель» – советский и российский детский мультипликационный журнал. 1-й выпуск: «Мозаика», «Антошка», «Рассеянный Джованни», «Ну, погоди!». 2-й выпуск: «Небылицы».
«Весёлая карусель». 9-й выпуск
«Весёлая карусель» – советский и российский детский мультипликационный журнал. 9-й выпуск: «За щелчок», «Клоун», «Принцесса и людоед».
«Весёлая карусель». 4-й выпуск
«Весёлая карусель» – советский и российский детский мультипликационный журнал. 4-й выпуск: «Про чудака лягушонка», «Хомяк-молчун», «Весёлый старичок».
«Весёлая карусель». 30-й выпуск
«Весёлая карусель» – советский и российский детский мультипликационный журнал. 30-й выпуск: «Храбрый король», «Тайна».
«Весёлая карусель». 26-й выпуск
«Весёлая карусель» – советский и российский детский мультипликационный журнал. 26-й выпуск: «Если бросить камень вверх», «Поливальная машина», «Да здравствует Персей!».
«Весёлая карусель». 5-й и 10-й выпуски
«Весёлая карусель» – советский и российский детский мультипликационный журнал. 5-й выпуск: «Небылицы в лицах». 10-й выпуск: «Посылка», «Светлячок», «Бабочка и тигр».
«Весёлая карусель». 22-й и 33-й выпуски
«Весёлая карусель» – советский и российский детский мультипликационный журнал. Производство студии «Союзмультфильм». 22-й выпуск: «Соло для Луны и волка», «Военная тайна». 33-й выпуск: «Ещё раз про кота», «Леталка».
Анонс. «Дядя Стёпа – милиционер»
По стихотворению С.Михалкова «Дядя Стёпа – милиционер». Великан дядя Стёпа, друг московской детворы, идёт служить в милицию и благодаря своему росту совершает много благородных поступков.
Анонс. «Винни-Пух»
Мультфильм о том, как Винни-Пух собрался к пчёлам за мёдом и что из этого вышло.
Анонс. «Королева Зубная Щётка»
Мультфильм про девочку, которая не хотела умываться и чистить зубы.
Анонс. «Бременские музыканты»
Анимационный мюзикл по мотивам сказки братьев Гримм.
«Ну, погоди!». 16-й выпуск
Волк лежит на пляже, читает книгу со сказками, от жары получает солнечный удар. В своём воображении он гоняется за Зайцем по разным известным сказкам. Это последний выпуск «Ну, погоди!», озвученный при жизни Анатолия Папанова.
«Ну, погоди!». 15-й выпуск
Приключения Зайца и Волка в Доме культуры.
«Ну, погоди!». 12-й выпуск
Приключения Волка и Зайца в музее имени Пушкина.
Анонс. «Каникулы Бонифация»
Мультфильм по сказке чешского писатели Милоша Мацуорека о добром цирковом льве, который поехал на каникулы в Африку к бабушке и всё время развлекал малышей, показывая им цирковые представления.
Анонс. «Малыш и Карлсон»
По мотивам сказки Астрид Линдгрен. Семилетний Малыш, младший ребёнок в семье, скучает в одиночестве, когда к открытому окну его комнаты неожиданно подлетает человечек с пропеллером на спине и представляется: «Я – Карлсон, который живёт на крыше».
Анонс. «Чебурашка»
Мультфильм «Чебурашка». О приключениях крокодила Гены, Чебурашки и старухи Шапокляк.
«Василиса Микулишна»
Мультфильм о том, как жена черниговского князя Василиса Микулишна спасла мужа из темницы.
«Ну, погоди!». 3-й выпуск
Волк выкатывает из гаража красный стильный мотоцикл и тут мимо на велосипеде проезжает Заяц. Волк так сильно крутит ручку газа, что мотоцикл уезжает без него. Тогда Волк пытается поймать Зайца на автоцистерне…
«Двенадцать месяцев»
По пьесе-сказке Маршака о злой мачехе, ленивой дочери да прилежной падчерице, которых по заслугам наградили двенадцать братьев-месяцев.
«Когда зажигаются ёлки»
Мультфильм о том, как Дед Мороз привёз на Новый год детям подарки и какой весёлый получился праздник.
«Обезьянки и грабители»
О том, как маленькие непослушные обезьянки обезвредили грабителей, которые унесли все сладости из кондитерской.
«Чудо-мороз»
В суровом северном крае, где бывают такие морозы, что даже слова на лету застывают, жизнь протекает по своим законам. Здесь всё делают вместе и во всём другу другу помогают, да с песнями, шутками-прибаутками. Песни замерзают на морозе и превращаются в дивные кружева. Увидел как-то иностранец это чудо-чудное и захотел увезти с собой.
«Маугли»
Одноимённая экранизация повести Киплинга о мальчике, воспитанном волчьей стаей, ставшим своим в джунглях, победившим своего врага — тигра Шерхана, совершившем ещё многие подвиги, и, в конце концов, ушедшем к людям.
«Самый маленький гном»
Фильм из серии «Самый маленький гном». О том, как волк хотел серенького козлика поймать, да не тут то было — козлик вырос за это время. Поэтому гномику Васе приходится спасать самого серого волка от серенького козлика.
«Ёжик в тумане»
Знаменитый фильм о ёжике, который пошёл в гости к медвежонку и заблудился в тумане.
«Как лечить Удава»
Мультфильм из серии «38 попугаев». Удав заболел. Все звери хотят его вылечить. Но они не так его поняли…
«Карандаш и Клякса — весёлые охотники»
Мультфильм о том, как клоун Карандаш и его собака Клякса отправились в лес на охоту.
«Первая зима»
О маленьком медвежонке, который мечтал увидеть зиму.
«Девочка и зайцы»
О том, как добрая девочка обогрела зимой замёрзших зайчишек: отдала свой платок, построила домик и накормила лиса пирогами.
«Сказка о царе Салтане»
Мультфильм по сказке А.С. Пушкина о приключениях царя Салтана, смелого царевича Гвидона и прекрасной царевны-Лебедь, в которых верность, любовь и отвага одерживают верх над злыми силами.
«Баба Яга против»
О том как Баба-Яга и её верный друг Змей Горыныч строили козни Олимпийскому Мишке.
«Умка»
Умка — маленький белый медвежонок, который живёт вместе с мамой на Северном полюсе. Белая медведица учит своего малышка как сделать своё убежище теплее и просторнее, рассказывает ему сказку про грустную рыбу-солнце и поёт колыбельную песню. Однажды мама рассказывает Умке, кто такие люди и почему от них пахнет дымом. Медвежонок случайно знакомится с мальчиком-чукчей.
«Тайна третьей планеты»
О невероятных космических приключениях отважной девочки Алисы, её рассеянного папы-учёного, невозмутимого космонавта Зелёного и их удивительных инопланетных друзей.
«Братья Лю»
По мотивам китайской сказки. Давным-давно жили в Китае три брата-близнеца Лю. Лю первый мог повелевать огнём. Лю второй мог выпить море и вернуть его обратно. Лю третий знал язык зверей и птиц. Братья были добрыми и всегда спешили помочь тем, кто попал в беду.
«Геракл у Адмета»
По мотивам древнегреческих мифов о герое Геракле.
«Шайбу! Шайбу!»
Игра между командами игрушек «Метеор» и «Вымпел» была напряжённой, но в результате победителем вышел «Вымпел».
«Серая шейка»
Мультфильм о том, как смелость, находчивость и помощь друзей помогли раненой уточке выжить холодной зимой.
«Сказка о белой льдинке»
Сказка о пингвинёнке и ките, которые боролись за порядок и чистоту на своей Льдинке. Прочитав о них в газетах, туристы стали приезжать на экскурсии и превратили образцово-чистую Льдинку в грязный необитаемый островок. Завалив мусором одну льдинку, «любители живой природы» поплыли на громадном корабле к другой новой чистой льдинке.
«Страшный, серый, лохматый»
Мультфильм про страхи и почему не нужно бояться.
«Жёлтый аист»
Сказка о бродячем музыканте Ми родилась в те времена, когда Китаем управляли жестокие и жадные мандарины. За то, что музыкант отказался спеть для него, мандарин приказал отрубить непокорному голову. Но музыканта спрятали простые люди, и в благодарность он сыграл им на флейте и спел свои песни. Ми нарисовал на стене чайной жёлтого аиста и сказал, что аист будет петь и танцевать для честных людей…
«Дикие лебеди»
Одиннадцать прекрасных принцев превращены злой мачехой в диких лебедей. Их сестра Элиза готова на всё, чтобы снять с них заклятие. Чтобы братья снова стали людьми, ей нужно сплести им кольчуги из крапивы. Но если за время работы она произнесёт хоть слово, весь труд будет напрасным. Чтобы спасти братьев, Элиза проходит через тяжёлые испытания и едва не гибнет на костре, как ведьма.
«Соломенный бычок»
Экранизация украинской народной сказки «Соломенный бычок — смоляной бочок».
«Заяц и ёж»
По мотивам сказки Ивана Франко. В родной лес на автомобиле, с медалью на груди и папиросой во рту, приехал Заяц-чемпион. Вышел Ёж встречать своего одноклассника Зайца, а тот прежних друзей знать не хочет. Теперь он стал чемпионом и заважничал. И тогда обиженный Ёжик решил проучить Косого — устроить соревнования. Кто быстрее добежит до конца поля, тот и победитель…
«Растрёпанный воробей»
По рассказу К. Паустовского. История о том, как маленький воробей Пашка в знак благодарности своей хозяйке, девочке Маше, бесстрашно проникает в жилище вороны, чтобы вернуть девочке отцовский подарок, украденный злой птицей.
«Приключения капитана Врунгеля». Часть 2
Перед началом регаты «Беда» находится под угрозой снятия с соревнований, так как по правилам экипаж должен состоять из трёх человек, а на Беде — только двое. Лом начинает искать на берегу третьего члена экипажа. Так на борту яхты появляется бродяга и карточный шулер Фукс, никогда не расстающийся со своим футляром от контрабаса, в котором он везёт похищенную статую Венеры.
«Приключения капитана Врунгеля». Часть 1
Христофору Врунгелю, известному мореходу, профессору навигации, приходит приглашение участвовать в международной парусной регате. Специально для соревнований помощник Врунгеля — матрос Лом — построил яхту «Победа», но во время отплытия две первые буквы её названия отпали с кормовой доски, и она получила название «Беда»…
«Пёс в сапогах»
Мульти-мюзикл по мотивам романа А.Дюма «Три мушкетёра», где главные герои — собаки и кошки.
«Кто получит ананас»
О том, как тигрёнок и слонёнок помогли обезьянке найти друзей.
«Ёжик и девочка»
Сказка о дружбе девочки и ёжика, которой не помешали даже острые колючки.
«Высокая горка»
По мотивам рассказа В. Бианки про хвастливого воробья Чику, которого проучил старый домашний кот, разоривший его гнездо, а потом Чику воспитали дружные ласточки.
«Сказание про Игорев поход»
История, созданная по мотивам «Слова о полку Игореве» — про поход князя Игоря на половцев.
«Таёжная сказка»
По мотивам народной сказки эвенков. О том, как маленький дятел помог доверчивой росомахе, перехитрив коварную лису.
«Кот в сапогах»
Музыкальная комедия по известной сказке Шарля Перро об умном и находчивом коте.
«Сердце храбреца»
Экранизация сказки о двух братьях-охотниках. Во время охоты на тигра младший брат бросает старшего в беде, но потом преодолевает свой страх и, пройдя через все опасности, приходит брату на выручку.
«Золотая антилопа»
Живёт в джунглях Индии Золотая антилопа, которая высекает копытами золотые монеты. Жадный раджа повелел найти эту антилопу и доставить во дворец. Маленький мальчик помогает антилопе сбежать от раджи…
«Стрела улетает в сказку»
О том, как пионер Коля Пуговкин помог другу найти его модель самолёта, улетевшую в заповедник «Сказка».
«Мойдодыр»
По сказке Корнея Чуковского о пользе умывания. О том, как строгий и суровый умывальник Мойдодыр заставил исправиться мальчика-грязнулю.
«Конёк-Горбунок»
Жил-был в Царь-столице грозный государь. Задумал он взять в жёны Царь-девицу и послал за ней Иванушку, крестьянского сына. Вовек бы тому не добраться до красавицы, если бы не волшебный помощник, сказочный Конёк-Горбунок…
«Белка и Стрелка. Звёздные собаки»
Действие мультфильма происходит в 1960-м году. Советский Союз уже запустил на околоземную орбиту первый искусственный спутник Земли. Теперь идёт подготовка к первому полёту человека в космос. Первые друзья человека, собаки, принимают участие в испытаниях. Волею судьбы в Центре подготовки космонавтов оказываются собаки Белка и Стрелка…
«Оранжевое горлышко»
Две пары куропаток, Бровкины и Подковкины, выводят по двенадцать птенцов. Подковкины знакомятся с жаворонком, а обоих Бровкиных убивает ястреб. Жена Подковкина, Оранжевое Горлышко, решает воспитать чужих птенцов как своих собственных.
«Сказка старого дуба»
О мальчике Макарке, который не понимал и не любил прелести и богатства окружающего его зёленого мира. Обиженные птицы и деревья покинули мальчика, но потом Макарка понял, что их надо беречь.
«Приключения Буратино»
Экранизация сказки А.Н.Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино». История приключений деревянной куклы Буратино, вырезанной из полена шарманщиком Карло.
«Русалочка»
По мотивам сказки Ганса Христиана Андерсена. Русалочка влюбляется в прекрасного принца и спасает его от гибели. Чтобы быть с ним рядом, она лишается своего голоса в обмен на человеческое обличье.
«Сказка о попе и о работнике его Балде»
Погнавшись за дешевизной, поп нанял себе в работники Балду за три щелчка по лбу в год. Приближалось время расплаты. Обеспокоенный поп захотел избавиться от своего работника. Он посылает Балду к морю собрать оброк с чертей…
«Крокодил Гена»
История появления в жизни крокодила Гены смешного существа по имени Чебурашка.
«Сказка о рыбаке и рыбке»
По сказке А.С.Пушкина. Жили-были старик со старухой у самого синего моря. Закинул старик невод в море и поймал рыбку, да не простую, а золотую…
«Дюймовочка»
По мотивам одноимённой сказки Ганса Христиана Андерсена. Одна бездетная женщина вырастила у себя в саду прекрасный цветок. Однажды она поцеловала бутон, после чего он лопнул и в цветке оказалась крохотная прекрасная девочка ростом с кость. Женщина назвала её Дюймовочкой.
«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
По мотивам русской народной сказки. Не послушался Иванушка своей сестрицы, испил водицы из лужицы, в которой копытце отпечаталось, и превратился в козлёночка…
«Крашеный лис»
Мультфильм снят по украинской сказке Ивана Франко.
«Карлсон вернулся»
Неунывающий, беззаботный озорник Карлсон, который живёт на крыше, и его друг Малыш снова вместе. Карлсон придёт на помощь к Малышу, ставшему предметом воспитания неумолимой домоправительницы, а проще говоря, домомучительницы, Фрекен Бок. Ведь и несносных домомучительниц тоже, как оказывается, можно перевоспитать…
«Тайна Страны Земляники»
По сказке Радия Полонского. Мальчик и Девочка попадают в некую страну Земляники. На своем пути они встречают Подлиз, Ябид и Хвастунов. Сумев преодолеть власть злостного волшебника, управляющего страной и наказав всех провинившихся, они смогли спасти страну…
«Весёлый огород»
О том, как Витя и Маша Кнопочкины вместе с собачкой Бобиком ухаживали за своим огородом.
«Олень и волк»
По мотивам эстонской сказки. Про медведя, который проучил злого волки и благородного оленя.
«В лесной чаще»
Мультфильм о барсучонке, который ленился и не слушался своих родителей.
«Царевна-лягушка»
Мультфильм создан по русской народной сказке «Царевна — лягушка». В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь. И задумал он женить своих сыновей. Решили они послать свои стрелы в разные стороны, какая куда попадёт, там и невесту искать. Попала посланная Иваном-царевичем стрела на болотную кочку, где сидела лягушка…
«Привет Мартышке»
Мультфильм о том, как слонёнок передал привет от Удава Мартышке, но Мартышке никак не удавалось его получить.
«Лебеди Непрядвы»
Анимационный фильм посвящён 600-летию победы русского оружия на Куликовом поле. В героико-романтической форме фильм рассказывает о подготовке и ходе Куликовской битвы между войсками Московского княжества и татаро-монголами.
«Античная лирика»
Трогательная и драматическая история любви юноши Экзигена к девушке Лисидике. Прорицатель предсказал юноше, что в скором времени его ожидает нечто прекрасное. И действительно, молодой человек спас тонущую красавицу и полюбил её всей душой. Но девушка вышла замуж за другого, и счастливым Экзигена стал только тогда, когда Лисидике овдовела.
«Аргонавты»
Рисованный мультфильм о путешествии аргонавтов за золотым руном.
«Персей»
По мотивам древнегреческих мифов. Царь Полидект послал Персея за головой медузы Горгоны…
«Волшебный клад»
По мотивам бурятской сказки. Волшебная птичка в награду за спасение своей жизни подарила пастуху чудесный сундук, который удваивал всё, что в него положат. Отдавая подарок, птичка наказала бедняку, чтобы он ни в коем случае не отдавал сундук в жадные руки богачей.
«Аленький цветочек»
Мультфильм по сказке русского писателя Сергея Аксакова. О заколдованном юноше, обращённом в чудище, и о девушке, которая силой самоотверженной любви возвращает ему человеческий облик.
«Матч-реванш»
Продолжение популярной спортивной комедии «Шайбу! Шайбу!». Команда «Метеор», проиграв матч хоккеистам «Вымпела», решает взять реванш. Но побеждает тот, кто честно относится к соревнованиям и постоянно находится в спортивной форме.
«Рикки-Тикки-Тави»
Рикки-Тикки-Тави — мангуст, главный герой рассказа из «Книги джунглей» Редьярда Киплинга. Рикки-Тикки-Тави защищает семью англичан, живущих в Индии, и борется с кобрами Нагом и Нагайной. Это рассказ о великой войне, которую вел в одиночку Рикки-Тикки-Тави в ванной большого дома в поселке Сигаули.
«По следам бременских музыкантов»
Музыкальная комедия рассказывает о дальнейших приключениях героев фильма «Бременские музыканты» – Принцессы, Трубадура, Пса, Кота, Осла и Петуха, разрушающих козни глупого Короля и незадачливого Сыщика.
«Гуси-лебеди»
Оставшись дома, Маша заигралась и не заметила, как гуси-лебеди унесли брата. Но горевать не стала, а отправилась на его поиски. Да и успеть надо до возвращения домой родителей.
Отчаянный кот Васька
Рыжий кот Васька мог сидеть на самом краю крыши высотного дома. Но как-то раз ход на крышу запер дядя, ремонтировавший антенны. Как Васька вышел из данной ситуации?
Допрыгни до облачка
О Кенгуренке, прыгающем по лесу, который увидел плачущего утенка. Утёнок расстроился, что озеро превратилось в облачко. Вместе решили они найти облачко. Долго они шли и наконец увидели облачко и Кенгуренок подпрыгнул высоко-высоко и достал утенку его облачко…
Сказка о царевиче и трёх лекарях
Мультфильм о том, как мужик царевича от недуга вылечил.
Одуванчик — толстые щеки
Одуванчик был толстощек, пока не рассмеялся от души.
Петушок и солнышко
Маленький Петушок возомнил, что он своим кукареканьем будит солнышко, и все друзья поверили ему. Но солнышко взошло и без петушиного кукареканья.
Веснянка
О смене времен года, о борьбе добра и зла. Во владениях бабы Вьюги появилась Веснянка и принесла с собой тепло. Налетела на нее злая Вьюга, но на помощь Веснянке пришли зверюшки.
Как казаки мушкетёрам помогали
О том, как казаки помогли мушкетёрам доставить восточную княжну к принцу.
Аленький цветочек
Мультфильм по сказке Сергея Аксакова. Отправляясь в морские путешествия, купец спрашивает своих трёх дочерей, что бы они хотели, чтобы он привёз им в подарок. Старшая дочь просит золотой венец, средняя дочь просит волшебное зеркальце, а самая младшая, просит отца, чтобы он привёз ей аленький цветочек, как тот, который она видела во сне…
Как ёжик и медвежонок встречали Новый год
О том, как ёжик и медвежонок встречали Новый год. У них не было ёлки, и ёжик сам изображал ёлку.
Золотая антилопа
Живет в джунглях Индии Золотая антилопа, которая высекает копытами золотые монеты. Жадный раджа повелел найти эту антилопу и доставить во дворец. Маленький мальчик помогает антилопе сбежать от раджи…
Необыкновенный матч
Первый фильм из спортивной серии о соперничестве деревянных и мягких игрушек.
Метеор на ринге
Новая встреча с популярными персонажами из мультфильмов «Матч-реванш» и «Шайбу! Шайбу!», которых мы теперь увидим выступающими на боксерском ринге.
Верните Рекса
Мальчик игрался со своим псом Рексом на замерзшей реке. Когда лед треснул, то храбрый и верный четвероногий друг бросился спасать мальчика, уплывающего на осколке льдины по течению. Рексу удалось спасти своего хозяина, но сам он попал в ветеринарную больницу, где врач уже ничем не смог ему помочь. Но добрый доктор забрал у одного злого хозяина другую собачку, которую и приютит у себя мальчик.
Оранжевое горлышко
«Оранжевое горлышко». Две пары куропаток, Бровкины и Подковкины, выводят по двенадцать птенцов. Подковкины знакомятся с жаворонком, а обоих Бровкиных убивает ястреб. Жена Подковкина, Оранжевое Горлышко, решает воспитать чужих птенцов, как своих собственных. Осенью она приводит на собрание куропаток двадцать четыре птенца и её выбирают главной курочкой.
Тараканище
«Тараканище». По одноименной сказке К.Чуковского о том, что у страха глаза велики, и как сильные звери чуть было не покорились маленькой букашке.
Аленький цветочек
В сказке повествуется о заколдованном юноше, обращенном в чудище, и о девушке, которая силой самоотверженной любви возвращает ему человеческий облик.
Как казаки инопланетян встречали
Мультфильм о встрече казаков с инопланетянами. В этой серии на казаков падает летающая тарелка. Забавные маленькие инопланетяне даже немного похожи на самих казаков… Режиссер: Владимир Дахно. СССР, 1987 год.
Палка-выручалка
По мотивам албанской сказки о том, как был наказан жадный богач.
Волшебное кольцо
По сказке Г.Шергина о дружбе Ваньки с кошкой Махой, собакой Жужей, змеёй Скарапеем и о том, как он доказал, что умнее расчетливого царя и его семейства.
В тридесятом веке
О том, как в тридесятом веке на планете Земля мальчик по фамилии Иванов получил сигнал о помощи.
Разные колеса
История о том, как трудолюбивые и изобретательные жители теремка — петушок, ёжик и лягушка — нашли в лесу брошенную медведем телегу с разными колесами и сделали из этих колес много полезных вещей.
Петя и Красная шапочка
Мультфильм о том, как Петя Иванов попал в сказку и спас бабушку и Красную Шапочку.
Мальчик-с-пальчик
Экранизация известной сказки Шарля Перро. Сынишка бедного дровосека, мальчик с пальчик, попадает со своими братьями в дом людоеда. С помощью лесных обитателей он спасает их от преследований людоеда и приводит домой.
Птичка Тари
История о злом крокодиле, у которого заболели зубы и их вылечила птичка Тари.
А.С.Пушкин
«Сказка о рыбаке и рыбке». (1 урок)
1.
Познакомить детей с биографией А.С.Пушкина и его
произведением «Сказка о рыбаке и рыбке».
2.
Развивать речь учащихся, умение отвечать на
вопросы; развивать умение выразительно читать произведение, интонацией
передавать настроение.
3.
Обогащать словарный запас детей.
4.
воспитывать любовь к русской поэзии, доброту,
милосердие.
магнитофон, аудиокассета со «Сказкой
о рыбаке и рыбке», стенд «Жизнь и творчество А.С.Пушкина»,(портрет, книги и
т.д.), кроссворд домашнее задание и итог урока; прялка, веретено, свеча в
подсвечнике; пословицы в напечатанном виде; заготовки обложек книг;
нарисованное море, волны, рыбки; учебник; книга Дж. Свифт «Путешествие
Гулливера».
1.
Доска: а) А.С.Пушкин (1799 — 1837г.)
б) «Сказка о рыбаке и
рыбке»
в) портрет А.С.Пушкина
2.
Стенд: а) «Жизнь и творчество А.С.Пушкина»
б) волны, золотые рыбки,
корыта;
3.
Уголок: прялка, корыто, свеча с подсвечником.
ветхая
землянка — старый дом, вырытый в земле; невод — большая рыболовная сеть; откуп —
плата;
простофиля — глупый, несообразительный человек;
кликать — звать;
пуще — больше;
бранится — ругается;
корысть — выгода, польза;
светёлка — в старину небольшая светлая комната; столбовая
дворянка — столбовыми дворянами назывались дворяне древних родов.
Дворянский род записывался в родословных книгах, которые назывались столбцами,
т.к. писались на длинных полосах бумаги;
собольей — зверь (соболь);
душегрейке — тёплая короткая кофта без рукавов, со сборками сзади; парчовая — из шелковой ткани, затканной золотом или серебром; на маковке — на макушке;
кичка или
кика — женский парадный головной убор; перстни — кольца с драгоценными камнями; чупрун
— за чуб, хохол (за волосы); белены объелась — сошла с
ума;
пряники печатные — пряники с оттисками, отпечатанными рисунками, буквами.
Ход урока:
—
Прежде чем начать урок, я хотела бы узнать с каким настроением,
самочувствием вы на него пришли. У вас на парте у каждого лежит по три волны:
если вы спокойны и у вас хорошее настроение — возьмите маленькую волну, если вы
слегка взволнованны — возьмите среднюю, а если вы сильно взволнованны —
возьмите большую волну. Каждый свою волну прикрепите на плакат.
— Проверку
домашнего задания мы сегодня проведем немного в необычной форме. Вы должны
будете разгадать вот этот кроссворд.
1.
Как звали главного героя произведения, с которым мы
работали на последних двух уроках? (Гулливер)
2.
Назовите страну, где оказался Гулливер? А как звать
жителей этой страны? (Лилипутия)
3.
По сравнению с Гулливером лилипуты по величине,
какие? (крошечные)
4.
А Гулливер по отношению к лилипутам? (великан)
5. Чем
удивил Гулливер лилипутов? (в несколько глотков осушил две бочки)
6.
Кто автор произведения книги «Путешествие
Гулливера»? (Дж.Свифт)
—
Мы с вами читали только отрывок из этого
произведения. И если кому-то понравилось это произведение, то я советую
прочитать его полностью. Книгу можно взять в библиотеке и ли у меня,
(показываю) Ещё раз прочитаем, кто написал это произведение? (Свифт)
—
Дж.Свифт — это какой писатель? (зарубежный)
—
Кто может вспомнить тему, в которой мы работаем?
(произведения русских и зарубежных писателей)
—
И если кто оказался внимательным, то в кроссворде
нашел зашифрованную фамилию писателя, с произведением которого мы будем сегодня
знакомиться, (ключевое слово)
—
Прочитайте по вертикали сверху вниз. (Пушкин)
-_А полностью имя, отчество сможет кто-нибудь назвать?
—
Как вы думаете, какой это писатель? (русский)
— Сегодня
на уроке я немного расскажу вам об Александре Сергеевиче Пушкине и о его
творчестве. А также мы познакомимся с хорошо известной вам сказкой.
— А
какие сказки Пушкина вы знаете?
— Всего
сказок у А.С.Пушкина пять (вывешиваю книги): «Сказка о рыбаке и рыбке»
«Сказка
о попе и работнике его Балде» «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»
«Сказка о царе Салтане» «Сказка о золотом петушке»
1. Орг.
момент
2. Проверка домашнего задания
Ещё
сказкой считают и сказочную поэму «Руслан и Людмила»
—
А.С.Пушкин родился в 1799году в Москве. Маленький
Саша рано научился читать. Он с детства в совершенстве знал французский язык,
много читал по-французски, но особая любовь была у мальчика к русской речи.
Бабушка поэта и няня
Арина Родионовна были самыми близкими его сердцу людьми. Талантливая
сказительница Арина Родионовна первая познакомила Сашу Пушкина с русской
народной поэзией. Её песни и сказки запомнились ему на всю жизнь.
Прошли годы. Александр
Сергеевич стал поэтом. Он написал много стихов о свободе, о любви, о дружбе, о
природе. Представьте себе: старый дом, зимний вечер, за окном падает снег, поёт
в трубе ветер, жужжит веретено. Няня рассказывает сказку. Поэт торопливо записывает
её гусиным пером. Сюжеты этих сказок поэт использовал при создании своих
сказок. А.С.Пушкин не писал специально для детей, но в его произведениях много
ценнейших строк, которые должны знать дети. Создавая свои сказки он собирал и
обрабатывал наиболее яркие мотивы русского и зарубежного фольклора.
В сказках Пушкин показал
конфликт между светлым и тёмным миром, между добром и злом.
Умер А.С.Пушкин в 1837г.,
прожив всего 38 лет. Проходят годы. Но время не властно над памятью поэта. В
Москве, на Пушкинской площади, стоит бронзовый памятник великому поэту. Этот
памятник создан архитектором Опекушиным на средства, собранные народом.
В любом городе, поселке
есть площадь или улица названная этим именем.
—
Ребята, а как вы думаете, каким людям ставят
памятники? Чьими именами называют улицы и города?
—
Его имя навсегда останется с нами!
—
Что вы узнали о поэте? И т.д.
—
Посмотрев вот на эти предметы, я думаю, у вас не
будет трудностей догадаться какую сказку мы будем сегодня читать, (прялка,
корыто)
—
Правильно «Сказка о рыбаке и рыбке».
6. Работа с учебником:
7. Физ. минутка:
8.
Первичное чтение с комментированием:
—
Можно ли по названию сказки сказать, о каких героях
пойдет речь?
—
Откройте учебники. Сказка большая, но написана она
не сплошным текстом, а поделена на части. Каждая часть сказки — это новая
картина или рассказ о новых событиях, которые происходят в жизни героев.
—
Сказка вам всем хорошо знакома, и поэтому целиком её я вам читать не буду.
Начнем сразу же вместе, и читать, и отвечать на вопросы по ходу чтения. Следите
по тексту за мной или товарищем, делайте лёгкие пометки карандашом в тексте,
если встретятся непонятные слова. Обратите внимание, как автор описывает море в
начале сказки, как меняется описание? Почему?
выраз. чтению:
1
часть — по ролям.
Чтение
1 части. Вопросы из учебника с.83 (1-4)
— О
чём же говорится в начале сказки? (о жизни)
— Как
будем читать? Определите тон. (повествовательный, спокойный, небыстрый)
— Кто
рассказывает о жизни? (автор)
— Как
говорит золотая рыбка? (она взмолилась, просит)
— Как
отвечает ей старик? (ласково, тепло)
Словарная работа:
ветхая землянка, невод, откуп.
2
часть — комбинированное чтение — хором.
Чтение
учителем. Вопросы с.83 (5-7)
— Как
старик рассказывает о чуде старухе? (с удивлением)
— Что
особенно удивило старика? Покажите это при чтении, ставя на эти слова
логическое ударение.
—
Представьте себе старуху, как она возмутилась, рассердилась.
Передайте
её чувства при чтении голосом.
Словарная работа:
простофиля, кликать.
3
часть — самостоятельное чтение (жужжащее, шепотом)
10.Индивид. работа:
Сережа
Б. читает учителю.
—
Какие непонятные слова вам встретились?
Словарная работа:
пуще бранится, корысти.
— Что
теперь захотелось старухе? (избу)
4-9 части — прослушивание аудиозаписи на
фоне горящей свечи.
— Кем
захотелось стать старухе? (столбовою дворянкой)
— А
потом? (вольною царицей)
— Как
изменилась старуха?
— А
почему народ над стариком насмехался и говорил: «Не садись не в свои сани»?
(когда человек не соответствует месту, которое занимает)
10-11 части
— Чем
же теперь недовольна старуха, когда стала вольною царицей?
— Кем
она хочет стать? (владычицей морскою)
— Чем закончилась
сказка?
—
Какие чувства остались у вас после прослушивания сказки?
— Было
ли жалко кого-нибудь?
— Кто
заметил, как менялось описание моря? Почему?
—
Хорошо или плохо закончилась сказка? Почему?
— Кто
понял, когда так говорят: «Остался у разбитого корыта»? (остался ни с чем)
Доп. материал:
— Как
вы понимаете смысл пословиц:
«Много
захочешь — последнее потеряешь», «Много желать — добра не видать»
11 .Итог:
— По
каким признакам можно определить, что это сказка?
—
Какой урок вы извлекли из сказки?
В сказке Пушкин высмеивает богатых и
бедных. В образе старика показан народ. Старик вынужден покоряться воле жадной
старухе, но не испытывает к ней почтения, как бы высоко она не вознеслась. Но,
как и во всех сказках добро наказывает зло, так и здесь сказка завершается
поучительной картиной превращения старухи снова из царицы в крестьянку. Это ей
наказание за жадность и зависть.
Творческое домаш. —
Представьте себя художниками- оформителями, как бы вы оформили задание: обложку
книги «Сказка о рыбаке и рыбке».
— На следующем
уроке мы с вами будем учиться давать характеристику каждому герою этой сказки.
Назовите главных героев сказки.
Доп. материал: кроссворд
«Молодцы»
1.
Жил старик со своею старухой У самого синего…
(моря)
2.
Они жили в ветхой землянке Ровно тридцать лет и
три… (года)
3.
Он рыбачил ровно тридцать лет и три года И не
слыхивал, чтобы рыбка… (говорила)
4.
Воротился старик ко старухе, У старухи новое…
(корыто)
5.
Не хочу быть черной крестьянкой, Хочу быть
столбовою… (дворянкой)
6.
Не хочу быть столбовою дворянкой, А хочу быть
вольною… (царицей)
7. На пороге сидит его старуха,
А перед нею разбитое … (корыто)
12.Оценки: —
Ваши знания я оценила, а теперь попрошу вас оценить наш урок.
Кому урок просто
понравился, возьмите со стола маленькую золотую рыбку; кому понравился и вы
узнали что-то новое, то на столе возьмите большие рыбки; а если вы остались
недовольны и не получили новых
знаний, то приклейте корыто.
На нашем любимом образовательном портале Uchi.ru стартовала бесплатная олимпиада по литературе для учеников 1–9 классов. Соревнование проходит в один тур при поддержке нацпроекта «Культура». Выполняя задания, вы сможете углубить знания в области литературы и фольклора; улучшить понимание системы литературных жанров; развить творческое мышление и логику. Принять участие в олимпиаде можно до 2 ноября включительно. Это состязание только для вас, с пользой проведите время!
Олимпиада по литературе на Учи.ру 2021 год, для 1- 4 классов
Сказки
Перед тобой три сказки. Реши загадку в каждой из них. Нажимай на выделенную область и дополни сюжет недостающим предметом.
Задания для 1 класса
- 1 — сказка Здесь изображён сюжет народной сказки «Лиса и журавль». Надо поставить кувшин с длинным горлом.
- 2 — сказка Здесь изображён сюжет народной сказки «Гуси-лебеди». Надо поставить яблоню.
- 3 — сказка Здесь изображён сюжет народной сказки «Снегурочка». Надо поставить костёр.
Задания для 2 класса (все как и в первом классе, плюс одна сказка)
- 4 — Здесь изображён сюжет сказки В. Катаева «Цветик-семицветик». Надо поставить вязанку баранок
Задания для 3 и 4 классы (сказки из 1 и 2 класса, плюс ещё две сказки)
- 5 — Здесь изображён сюжет сказки В. Гаршина «Лягушка-путешественница». Надо поставить лягушку на веточке
- 6 — Здесь изображён сюжет стихотворения Н. А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы». Надо поставить лодку с зайцами
Книжные памятники
Прочитай слова персонажей и выбери значения выделенных устаревших слов.
Задания для 1 класса
- 1-ое слово
О горе тебе, бедный человек! …
Как не выпадут зеницы твои вместе со слезами!
Как не вырвется сердце твое с корнем!
Житие Александра Невского
Правильные ответ: Зеницы — это глаза - 2-ое слово
Уста же свои открывает с мудростью, с достоинством говорит языком своим.
Повесть временных лет
Правильный ответ: Уста — это губы, рот - 3-е слово
И сказал ему один кудесник: «Князь! От коня твоего любимого, на котором ты ездишь, — от него тебе и умереть!»
Повесть временных лет
Правильный ответ: Кудесник — это шаман, колдун
Задания для 2 класса (всё как в 1 классе, плюс одно)
- 4 слово
И была сеча жестокая, и стоял треск от ломающихся копий и звон от ударов мечей…
Житие Александра Невского
Правильный ответ: Сеча — это сражение
3 и 4 классы (слова из 1 и 2 класса, плюс одно)
- 5 слово
И собрал силу великую, и наполнил многие корабли полками своими, двинулся с огромным войском, пыхая духом ратным.
Житие Александра Невского
Правильный ответ: Ратный — это боевой
Краткое содержание
Ребята рассказывают тебе краткие содержания стихов, рассказов и сказок. Нажимай на аватарки и определяй, где какое произведение.
Задания для 1 класса
- Зимняя история о споре трёх друзей. «Заколдованная буква», В. Ю. Драгунский
- Сказка о том, как важно поддерживать в доме чистоту и порядок. «Федорино горе», К. И. Чуковский
- История о настоящей доброте и отзывчивости. «Доктор Айболит», К. И. Чуковский
- Любое дело по плечу, если взяться за него всем вместе, дружно. «Репка», русская народная сказка
Задания для 2 класса
- Один мальчик стал вежливее и наладил отношения с окружающими. «Волшебное слово», В.А. Осеева
- История о том, как жадность может всё испортить. «Сказка о рыбаке и рыбке, А.С. Пушкин
- История о трусости и храбрости, о лени и упорстве. «Две лягушки», Л. Пантелеев
- Зимняя история о споре трёх друзей. «Заколдованная буква», В.Ю. Драгун
Задания для 3 и 4 классы (сказки из 2 класса «Волшебное слово», В.А. Осеева; «Сказка о рыбаке и рыбке и А.С. Пушкин; плюс три новые)
- История о тяге мальчика к знаниям. «Филипок», Л.Н. Толстой
- Невозможно что-то делать вместе, когда каждый делает по-своему и не слушает других. «Лебедь, рак и щука», И. А. Крылов
- Рассказ о том, что нельзя брать чужое без спроса и врать. «Огурцы», H. H. Hocoв
Средства выразительности
Фразеологизм — устойчивое сочетание слов с особым значением. Значение фразеологизма не складывается из значений составляющих его слов. Например, «водить за нос» значит «обманывать». Раскрась картинку. Для этого выбирай фразеологизмы в текстах.
Задания для 1 и 2 классов
- 1 — А С. Пушкин, «Сказка о рыбаке и рыбке» — белены объелась
Испугался старик, взмолился :
«Что ты, баба, белены объелась ?…».
Осердилася пуще старуха,
По щеке ударила мужа.
« Как ты смеешь, мужик, спорить со мною,
Со мною, дворянкой столбовою?…» - 2 — Сказка «Про глупого змея и умного солдата» — спуску не дадут!
— Что, что они кричат? Никак я не разберу.
— А то и кричат, что сейчас за тебя примутся!
«Ну, — думает змей, — коли в этих местах малые ребята таковы, то взрослые и подавно спуску не дадут!» - 3 — А С. Пушкин, «Сказка о царе Салтане» — Не по дням, а по часам.
Бочка по морю плывёт.
Словно горькая вдовица,
Плачет, бьётся в ней царица;
И растёт ребёнок там
Не по дням, а по часам.
3 и 4 классов (1 и 2 класс, плюс один фразеологизм)
- 4 — М. Зощенко, «Великие путешественники» — куда Макар телят не гонял
Наконец мы задремали.
Я проснулся от того, что Лёля теребила меня за плечи.
Было раннее утро. И солнце ещё не взошло. Лёля шёпотом сказала мне:
— Минька, пока Степка спит, давай
повернём его ноги в обратную сторону.
А то он заведёт нас, куда Макар телят не гонял.
Жанры
Ода — торжественное стихотворение в честь значительного события или человека. Былина — народная песня-сказание о героических событиях и подвигах. К каким жанрам может относиться произведение, о котором говорит персонаж? Выбери один или несколько ответов.
Задания для 1 и 2 классов
- Богатырь: «Я появляюсь в произведении-сказании о моих подвигах». — Былина, Сказка
- Змей Горыныч: «Я появляюсь в произведении, где есть волшебные существа». — Былина, Сказка
- Свинья: «Я изображаю человека и какую-то черту его характера в нравоучительном рассказе или стихотворении». — Басня
Задания для 3 и 4 классов (Змей Горыныч и Свинья, добавился персонаж)
- Девушка: «Я появляюсь в небольшом прозаическом произведении». — Рассказ, Новелла
Писатели спрятались
Выбери среди слов фамилию писателя и название одного из его произведений. Название может состоять из двух и более слов.
Образец: Мы поехали в Пушкин. Маме и няне там нравится. Ответ: Пушкин, Няня
Задания для 1 класса
- Вокруг дома была живая изгородь. на каждом герое была шляпа, А вместо носов я нарисовал точки.
Правильный ответ: Носов «Живая шляпа»
Задания для 2 класса (Носов, плюс один)
- На старый новый год дед и внучек нашли в толстой книге бабушкину записку.
Правильный ответ: Толстой «Старый дед и внучек»
Задания для 3 и 4 классов (Носов, Толстой, плюс один)
- Здесь небезопасно: вблизи города больше нет волков и медведей, но напротив изумрудного берега живёт злой волшебник.
Правильный ответ: Волков «Волшебник Изумрудного города»
Тайный автор
Тебе предстоит найти Тайного автора. Читай факты о писателях и убирай одного из них на каждом шаге, чтобы в конце остался Тайный автор.
Задания для 1 класса
- Убери автора, который написал «Сказку о рыбаке и рыбке». — A. С. Пушкин
- Убери автора, который написал книги о Незнайке. — Н. Н. Носов
- Убери автора, который прославился своими баснями. — И. А. Крылов
- Убери автора, на основе произведений которого были созданы мультфильмы студии Уолта Диснея. — X. К. Андерсен
Правильный ответ: Тайный автор — это А. Л. Барто
Задания для 2 класса (1 класс, плюс один автор)
- Убери автора, который написал повесть о жизни детей во время Великой Отечественной войны. — B. А. Осеева
Задания для 3 и 4 классов (2 класс, плюс автор)
- Убери автора, который в основном писал детские книги о природе и животных. — В. В. Бианки
Исторические книги
Сегодня ты будешь определять, какие книги являются историческими, а какие нет. При решении задачи помни:
В исторической литературе рассказывается о знаменательных событиях прошлого с участием реально существовавших людей.
Нажимай на книги и выбирай, какие являются историческими, а какие нет.
Задания для 1 класса
- — A С. Пушкин «Руслан и Людмила» Людмилу похищает злой колдун сразу после свадьбы. Её муж Руслан отправляется на поиски. У колдуна есть шапка-невидимка.
Правильный ответ: Нет, потому что шапки-невидимки не существует. - — «Илья Муромец и Соловей-разбойник» Богатырь Илья Муромец отправился воевать с Соловьём-разбойником. От свиста разбойника склоняются леса, осыпаются цветы, падают замертво люди.
Правильный ответ: Нет, потому что разбойника с такими способностями не могло существовать. - — B. Ян «Чингисхан» Чингисхан — полководец и основатель Монгольской империи, которая воевала с другой сильной страной.
Правильный ответ: Да, потому что Чингисхан действительно существовал. В книге описаны исторические события.
Задания для 2, 3 и 4 классов (как и в 1-3, плюс одна книга)
- — П. П. Бажов «Медной горы хозяйка» Молодой парень встретил девушку, Хозяйку Медной горы, которая умела превращаться в ящерицу. Она очень помогла парню.
Правильный ответ: Нет, потому что человек не может превращаться в животное.
Рифмы
Выбери два слова на разных карточках так, чтобы они сложились в рифму.
Задания для 1, 2, 3 и 4 классов
- слон — вагон
- гроза — лоза
- сарафан — банан
- былина — калина
- монета — кассета
- канал — журнал
Сказочная вечеринка
Герои играют в игру. Каждый называет произведение, в котором он появлялся. Название должно начинаться на последнюю букву предыдущего ответа. Чтобы выбрать произведение, нажми на него.
Задания для 1 класса
- Заяц — Листопадничек
- Иван-дурак — Конёк-горбунок
- Осёл — Квартет
- Волк — Три поросёнка
- Конь — Алёша Попович и Тугарин Змей
Задания для 2, 3 и 4 классов (как в 1 классе, плюс произведение)
- Баба-Яга — Финист — ясный сокол
- Главная
- Статьи
07 апреля 2021
День российской анимации в нашей стране отмечается 8 апреля. Когда-то именно эта дата стала премьерной для первого российского мультипликационного фильма – «Прекрасная Люканида». Работа биолога Владислава Старевича про несчастную любовь из жизни насекомых имела огромный успех не только на Родине, но и за рубежом. Анимация – самостоятельный вид искусства, на службе у которого и другие. Рассказываем о литературе, музыке и артистах в российской анимации.
Литература
Литература всегда вдохновляла творческих людей на создание произведений искусства. Не обошла стороной и анимацию. В 20-е годы мультипликация возводится в ранг нового искусства, она активно заимствует литературные образы и идеи: на экраны выходят мультфильмы, созданные по произведениям классических авторов. Многие из нас помнят советские мультфильмы по мотивам русских-народных сказок: «Аленький цветочек» Сергея Аксакова, «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказку о царе Салтане» Александра Пушкина, «Левша» Николая Лескова, Михаила Салтыкова-Щедрина «Как один мужик двух генералов прокормил», Антона Чехова «Каштанка» и многие другие.
С мультипликационным кино начинают сотрудничать лучшие писатели и поэты, среди которых Евгений Шварц, Самуил Маршак, Корней Чуковский, Сергей Михалков, Валентин Катаев, Юрий Олеша и другие.
Во многом такой интерес, помимо тех творческих возможностей, что давала мультипликация, был связан и с цензурным давлением на сценаристов, писателей, композиторов, которые для того, чтобы выжить, искали себя в других областях — произведениях для детей, эстраде.
Среди таких мультфильмов знаковым является экранизация книги Самуила Маршака «Почта». Этот мультфильм Михаила Цехановского вошел в историю как первый звуковой советский анимационный фильм.
Музыка
Многие считают, что из всех искусств именно к музыке анимация ближе всего. И анимационные попытки не иллюстрировать, а именно выразить музыку через движущуюся картинку появились очень скоро после того, как звук пришел в кино. Аниматоры часто использовали классическую музыку для своих фильмов и приглашали крупнейших композиторов написать специально для них. И
идеологического прессинга музыканты, так же как и художники, имели гораздо больше свободы в искусствах, которые традиционно считались детскими, а именно такой была анимация.
Например, тот же Михаил Цехановский дважды работа с Дмитрием Шостаковичем. Первой попыткой была пушкинская «Сказка о попе и о работнике его Балде», задуманная как полнометражная анимационная опера: в истории от нее осталась единственная сцена — «Базар» с ариями на стихи Введенского. Второй работой тала музыкальная «Сказка о глупом мышонке» на стихи Маршака.
По опере Николая Римского-Корсакова в обработке Льва Шварца был сделан полнометражный мультфильм «Снегурочка». Для мультверсии в опере прежде всего сохранили всю фольклорную тему (хоры, песни Леля), а в дизайне — богатую декоративность.
Альфред Шнитке также принимал участие в создании музыки к мультфильмам. Так, в «Балерине на корабле» Льва Атаманова, нет ни единого слова, а музыкальные темы соответствуют пластике героев (квадратных косолапых матросов и тоненькой балерины с летящими движениями), — фильм для него особенный. В сущности, здесь он не рассказывал историю, а скорее рисовал музыку — вернее, показывал музыку через очень условный сюжет.
А вот «Стеклянная гармоника», на десятки лет запрещенная к показу, — уникальный случай для анимации. Фильм о «городе желтого дьявола», куда приходит музыкант, чья музыка превращает монстров в прекрасных людей, строился на цитатах из мировой живописи, противопоставляя, к примеру, страшноватые образы Босха и Магритта героям Дюрера и Пинтуриккьо. То же самое стремился сделать Шнитке и в музыке к фильму. По его собственному признанию, именно на «Стеклянной гармонике» он сформулировал для себя переход к полистилистике, сопоставляющей разнородный музыкальный материал.
Актёры
Ещё в 1914 году была изобретена техника фотоперекладки или ротороскопирования, при которой отснятую киноплёнку с реальными актёрами и декорациями по перерисовывают покадрово.
В 20-е годы технику активно применяют в советской анимации и называют её «эклер», по марке французского киносъёмочного аппарата «Eclair». Так что, если вам в детстве казалось, что мульт героя вы где-то уже видели, то скорее всего так и есть — это известный артист. Они вносили свою лепту в создание образа — придумывали походку, пластику, жесты. Вот почему в старых советских мультфильмах все движения героев реалистичны, как будто на экране не рисованные картинки, а живые люди. Даже тени передвигаются натурально. Аниматоры должны были правдоподобно передать мимику и пластику человека. Художникам-мультипликаторам приходилось учитывать то, что у рисованных героев пропорции должны быть иными, чем у людей в реальности. Необходимо было увеличивать размер головы относительно туловища. Поэтому фотоперекладка не была простым копированием.
Герда – Янина Жеймо в «Снежной Королеве», 1957 год
Женя – Наташа Защипина в «Цветике-cемицветике», 1948 год
Незнакомец – Алексей Грибов в «Каштанке», 1952 год
Старуха – Анастасия Зуева в «Сказке о рыбаке и рыбке», 1950 год
Старик – Борис Чирков в «Сказке о рыбаке и рыбке», 1950 год
Королева – Мария Бабанова в «Снежной Королеве», 1957 год
1
/
К концу 1950-х годов фотоперекладка стала исчерпывать себя. Теперь аниматоры были ограничены лишь собственной фантазией. Однако, техника не была полностью забыта. Очень удачно о ней вспомнил российский аниматор Александр Петров, когда делал свой мультфильм «Старик и море», за который получил премию «Оскар». Роль старика исполнял его тесть. Он был заядлым рыболовом, умел правильно закинуть снасти, вытащить рыбу, натурально греб на лодке.