В октябре 2020 с платформы Ютюб исчезло более тысячи мультфильмов т.н. золотой коллекции, снятых во времена Советского Союза на студии Союзмультфильм. В январе 2021 пользователи заметили, что коллекция стала вновь доступна на Ютюбе, но не для жителей России — канал Союзмультфильм выставил региональные ограничения на контент так, чтобы из России его нельзя было загрузить.
Теперь в ответ на запросы граждан ситуацию официально прокомментировали Минкульт, Союзмультфильм и ФАС.
Ответы коротко: «всё ок, это норма». Подробнее под катом, кому интересно.
Через некоторое время после второй публикации мне написал в личку товарищ — пользователь Хабра, и сообщил, что он отправил запрос в Минкульт. Еще через некоторое время прислал ответ из Минкульта, который просто перенаправил запрос в Союзмультфильм, Союзмультфильм тоже ответил.
Ответ Минкульта:
Ответ Союзмультфильма:
В общем, вполне ожидаемо, что в подведомственном Минкульту Союзмультфильме все действия согласованы с Минкультом, а свою позицию Союзмультфим уже и так обозначил.
Хотя, казалось бы, каким образом наличие контента на платформе Ютюб мешает размещению контента на российских платформах? И с какой стати Минкульт/Союзмультфильм должны заботить битвы коммерческих площадок — Премьера, Окко, Ютюба и т.п. за российский рынок. Юлиана Слащёва еще осенью сообщила прямым текстом, что удаление мультфильмов с Ютюба — это требование площадок (на тот момент — Газпром-Медиа/Премьер), для которых в противном случае контент «не будет иметь ценности». Но почему о монопольном положении коммерческих платформ, хотя бы и с российскими корнями, должен заботиться Минкульт, да еще и жертвуя при этом интересами граждан России?
Если переезжаем на российские платформы с «небезопасного» Ютюба, то почему на каналах Союзмультфильма остались Зебра в клеточку, Оранжевая корова и Новое Простоквашино? Если контент, размещенный на Ютюбе, не интересен коммерческим платформам, то почему свои каналы не удалили Маша и медведь, Смешарики, Фиксики и т.п.? Или это требование об эксклюзивности по какой-то причине согласились выполнить только представители Союзмультфильма/Минкульта, поставив себя в заведомо худшие условия по сравнению с остальными производителями контента? Как вообще Минкульт решил устроить такую ситуацию, когда на одной и той же платформе советские мультфильмы разрешено смотреть во всем мире, но не в России? Вопросы остаются без ответов.
Имея примерно такие мысли в голове, я вспомнил, что у нас в России есть еще такая организация, как ФАС — Федеральная Антимонопольная Служба. Во-первых, как понятно из ее названия, она как раз должна заниматься такими делами, когда игры корпораций ущемляют права обычных граждан. Во-вторых, в течение всей весны в мою новостную ленту попадали эпизоды сериала «ФАС против Альфабанка и Моргенштерна», в котором ФАС решительно озаботился проблемой культурного воспитания молодого поколения России и приложил максимум усилий, чтобы оградить его от дурного влияния Моргенштерна так, что Альфабанк крутился, как уж на сковородке, и в итоге включил заднюю. Хотя, вроде, где монополии, а где Моргенштерн. А тут — ситуация: игры корпораций, делящих российский рынок, нерадивые чиновники, приносящие интересы государства в жертву интересам коммерческих предприятий, ущемленные права простых граждан, иностранцы могут свободно смотреть советские мультики, а россияне не могут (?!? o_O), спасение культурного наследия, проблема воспитания молодежи, вполне себе резонансный бэкграунд с информационным шлейфом — и все это вместе переплетено внутри одной простой истории, пиар-отдел ФАС не сможет мимо пройти.
Еще через некоторое время я составил такой запрос:
Добрый день. Из сообщений в СМИ [3] мне стало известно, что с платформы YouTube была удалена значительная часть содержимого официальных каналов ФГУП «ТПО „Киностудия Союзмультфильм“ classiccartoonsmedia [1] и Soyuzmultfilm [2], — т.н. „золотая коллекция Союзмультфильм“ — более 1 тыс мультипликационных фильмов, созданных на студии в советский период.
Ранее сообщалось, что эксклюзивные права на показы коллекции в интернете были переданы коммерческому онлайн-кинотеатру Premier (холдинг «Газпром-медиа») [4]. В пресс-службе Союзмультфильма подтвердили причину удаления коллекции с YouTube переносом на платформу Premier [5].
Председатель правления ФГУП „ТПО “Киностудия Союзмультфильм» Юлиана Слащева дополнительно пояснила необходимость удаления мультфильмов с YouTube на своей страничке в Фейсбуке: «если контент есть на YouTube, то он уже не имеет ценности для платформ» (цитата) [6].
По данным YouTube канал «Союзмультфильм» ClassicCartoonsMedia на текущий момент имеет 3.57 миллиона подписчиков и более 3-х миллиардов просмотров содержимого [7]. Один из роликов «Винни Пух — Все серии подряд [HD]» имеет 80,655,084 (восемьдесят с половиной миллионов) просмотров [8], сейчас не доступен из России.
По данным ВЦИОМ в 2019-м году более половины Россиян использовало платформу YouTube [9]. На конец 2019 года количество подписчиков платформы Premier насчитывало 1,3 млн человек [10], это значительно меньше аудитории YouTube в России даже с учетом возможного последующего роста аудитории Premier. По словам гендиректора холдинга «Газпром-медиа» Александра Жарова, размещение на платформе Premier эксклюзивного контента является частью стратегии компании по завоеванию доли российского рынка [11].
Таким образом, удаление золотой коллекции с платформы YouTube осуществлено в интересах коммерческой платформы Premier, т.к. даёт ей конкурентное преимущество над другими игроками, вынуждая людей, целенаправленно ищущих золотую коллекцию, обращаться именно к платформе Premier. ТПО Союзмультфильм не является платформой распространения контента, поэтому вопросы конкуренции платформ, в частности, задача усиления позиций российских платформ по сравнению с иностранными, не входят в круг его целей и задач. Вместе с тем, удаление золотой коллекции с платформы YouTube лишило коллекцию подавляющей доли аудитории и ослабило положение коллекции на рынке контента в пользу других производителей мультфильмов, некоторые из которых размещают контент одновременно и на платформе YouTube и на платформе Premier’е, не передавая платформе Premier дополнительные права на эксклюзивность.
Согласно Уставу ФГУП «ТПО „Киностудия Союзмультфильм“ имущество студии, а, значит, и права на золотую коллекцию, является федеральной собственностью [12]. Таким образом, пострадавшей стороной от действий руководства студии так же является государство, т.к. действиями руководства студии золотая коллекция была лишена значительной части своей аудитории, чем был нанесен ущерб ее доступности и возможностям популяризации. Кроме того, пострадавшей стороной являются граждане России, не являющиеся подписчиками платформы Premier, т.к. действия студии лишили их возможности получать доступ к золотой коллекции привычным им способом при том, что ранее в течение многих лет у них была такая возможность. Это противоречит цели деятельности предприятия Союзмультфильм удовлетворять общественную потребность в результатах его деятельности, прописанной в Уставе [12].
В дополнение к изложенному: через некоторое время пользователи интернет заметили, что контент студии стал снова доступен на платформе YouTube, но для него были выставлены региональные ограничения: для жителей России „золотая коллекция“ так и осталась недоступна (в списке видео нет роликов из золотой коллекции, прямые ссылки не играют контент), но для пользователей за пределами России золотая коллекция доступна на этом же канале. Для проверки можно зайти на канал Союзмультфильм с компьютера за пределами России или использовать VPN. Таким образом, сложилась парадоксальная ситуация, когда на популярной платформе доступ к культурному наследию России имеют жители иностранных государств, но не жители России. На момент отправки обращения эта ситуация сохраняется.
В связи с изложенным выше прошу провести проверку и дать заключение по вопросам:
- Соответствие договора студии Союзмультфильм и платформы Premier о передаче эксклюзивных прав на золотую коллекцию мультфильмов антимонопольному законодательству России
- Соответствие действий руководства студии Союзмультфильм по удалению золотой коллекции мультфильмов с платформы YouTube антимонопольному законодательству России
- Соответствие действий руководства ФГУП „ТПО “Киностудия Союзмультфильм» по удалению золотой коллекции мультфильмов с платформы YouTube цели удовлетворять общественную потребность в результатах его деятельности, прописанной в Уставе
- Соответствие действий руководства ФГУП «ТПО „Киностудия Союзмультфильм“ как государственного предприятия интересам государства и граждан России с точки зрения сохранности, доступности и популяризации культурного наследия
- Оценить сложившуюся ситуацию, при которой на одной и той же платформе граждане России не имеют доступ к объектам культурного наследия России в то время, как граждане других государств имеют к нему свободный доступ на этой же платформе
Cпасибо
отправил через онлайн-приемную на сайте ФАС и уже представил, как пиар-отдел ФАС публикует новость о том, что „ФАС проверит сделку Союзмультфильма и Премьера“, админ канала Союзмультфильм снимает галочки региональных ограничений с роликов золотой коллекции, зарвавшиеся коммерсанты из „национального достояния“ с недальновидными чиновниками поставлены на место, заголовки пестрят, ФАС на коне весь в белом возвышается над битвой: ему хоть Гугл, хоть Газпром — всё едино, лишь бы защитить дорогих россиян от злых монополий, где-то рядом ликует сообщество интернета и Хабра. Да? Но нет:
Очевидно, запрос попал не в пиар-отдел ФАС, а в отдел отписок „об оставлении заявления без рассмотрения“. Золотая коллекция — это вам не Моргенштерн, здесь документы о её значимости предъявить надо.
И еще прямая линия Путина подвернулась по времени, без особых ожиданий сократил сообщение до смысла и запулил.
Руководство студии „Союзмультфильм“ выставило региональные ограничения для т.н. „золотой коллекции“ мультфильмов, размещенной на платформе YouTube. Теперь мультфильмы студии Союзмультфильм, созданные в Советском Союзе, не доступны для жителей России (и некоторых других стран) на платформе YouTube, но их могут свободно смотреть на этой же платформе жители любых других государств — достаточно зайти на официальный канал студии „Союзмультфильм“ через интернет за пределами России. Руководство студии и Министерство культуры РФ объясняют это действие „переездом на российские платформы распространения контента“.
Как вы оцениваете ситуацию, когда доступ к культурному наследию России специальным образом ограничен для граждан России, но в то же самое время не органичен для жителей других стран?
Ожидания оправдались — сообщение не прошло в эфир.
На текущий момент (август 2021):
- мультфильмы Союзмультфильм выложены на платформе Премьер (бесплатный доступ без регистрации) и появились еще на нескольких других площадках: например, на Окко Винни-Пуха можно смотреть по подписке
- на Ютюбе на официальных каналах продолжает действовать региональное ограничение — доступ к золотой коллекции имеют все пользователи Ютюба, но не граждане РФ
- значительная часть старых „неофициальных“ загрузок вычищена, новые достаточно оперативно удаляются
- культурное наследие (в т.ч. ТО Экран, Киевнаучфильм и т.п.) сохранено вот здесь и еще здесь, рекомендую
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 2 января 2017; проверки требуют 38 правок.
Храбрый портняжка | |
---|---|
Кадр из мультфильма | |
Тип мультфильма | рисованный |
Жанр | сказка |
Режиссёры | Валентина Брумберг, Зинаида Брумберг |
На основе | «Храбрый портняжка» |
Автор сценария | Михаил Вольпин |
Художник-постановщик | Лана Азарх, Валентин Лалаянц |
Роли озвучивали | Владимир Шишкин, Олег Анофриев, Юрий Савельев, Эраст Гарин, Георгий Вицин, Сергей Цейц, Михаил Туманов, Алексей Консовский |
Композитор | Александр Варламов |
Мультипликаторы | Игорь Подгорский, Фаина Епифанова, Олег Сафронов, Марина Восканьянц, Елена Вершинина, Виталий Бобров, Татьяна Померанцева, Анатолий Солин, Ирина Троянова, Татьяна Фёдорова |
Оператор | Михаил Друян |
Звукооператор | Николай Прилуцкий |
Студия | «Союзмультфильм» |
Страна | СССР |
Длительность | 29 мин. 50 сек. |
Премьера | 23 апреля 1964 г. |
IMDb | ID 5520714 |
Аниматор.ру | ID 2156 |
«Храбрый портняжка» — советский рисованный мультфильм режиссёров Валентины и Зинаиды Брумберг по одноимённой сказке (1812) братьев Гримм[1].
Сюжет[править | править код]
Жил-был 20-летний портной, шутник и весельчак. С утра до ночи он шил и кроил одежду. Но как ни весел был портняжка во время работы, она опостылела ему. Однажды он отвлёкся во время глажки заказа, чтобы отогнать мух со своей еды — убил их семерых одним ударом, но прожёг утюгом шёлковый камзол барона фон Купферштока. Испугавшись, что последний в наказание может лишить его головы, портной решил отправиться куда глаза глядят. Сначала он сшил себе пояс и вышил на нём: «Силачом слыву недаром — семерых одним ударом», не смущаясь, что он всего лишь «победитель мух», а потом взял с собой творожный сыр и щегла, который сидел в его клетке.
В тот же день один великан спустился с гор и стал безобразничать в окрестностях и в городке, распугав всех жителей. Смекалистый портной, не испугавшись своего соперника, вызвал его на соревнования, но великан отнёсся к нему с пренебрежением. Тогда портняжка показал ему надпись о семерых убитых на своём поясе. После этого они стали меряться силой. Сначала великан сжал в руках камень и выжал из него воду. В ответ портняжка сжал в руке сыр, из которого потёк сок.
Потом великан подбросил высоко огромный камень. Главный герой достал из кармана щегла и подбросил его вверх. Птица улетела и не вернулась. Опозоренный великан пригласил храбреца к себе в пещеру, где он жил со своим двоюродным братом, задумав погубить портного. После ужина, улёгшись спать, портняжка услышал смертельный заговор напуганных великанов и положил вместо себя под одеяло ложку. Решив, что главный герой уснул, великаны стряхнули кровать с ложкой в пропасть. Увидев, что перехитривший их портной остался жив, они отправились обратно в пещеру.
Один мнительный и трусливый король, узнав, что в его королевстве объявился храбрый и непобедимый силач, решил, что это может угрожать его спокойствию и власти. С помощью коварного министра он задумал устранить молодца, а для этого попросил портного поймать в лесной чаще двух неуловимых злых разбойников и укротить могучего единорога.
Выполнив все поручения, целый и невредимый портняжка вернулся во дворец верхом на укрощённом единороге, чем устроил большую панику и переполох среди подлого короля, его знати и слуг. В конце мультфильма главный герой едет на единороге дальше помогать попавшим в беду и навстречу своим новым приключениям.
Отличия от оригинала[править | править код]
Мультфильм является экранизацией не конкретно оригинальной сказки братьев Гримм, а её пересказа, выполненного Александром Введенским и отредактированного Самуилом Маршаком.
- В мультфильме повествование и реплики персонажей выполнены в стихотворно-песенной форме (в данном случае это мюзикл), тогда как в оригинале всё было в прозе.
- В пересказе сказки портного звали Ганс, но его возраст не указывается. В мультфильме он не называется по имени (как и в оригинальном тексте первоисточника), и ему 20 лет.
- В оригинале портной покупает варенье, а в фильме этого нет.
- В мультфильме надпись на поясе гласит: «Силачом слыву недаром — семерых одним ударом», тогда как в пересказе сказки было написано: «Когда злой бываю, семерых убиваю».
- Пропущен эпизод с переносом дерева.
- В оригинале великанов шестеро, а в фильме их число уменьшено до двух.
- В мультфильме великаны пытаются погубить портного, выбросив в пропасть, а в оригинале — ударом железного лома. Там же они, увидев уцелевшего портного, разбегаются, в то время как в мультфильме они в недоумении возвращаются в пещеру.
- В оригинале разбойники убили друг друга, а в фильме были пойманы портным и привязаны к дереву.
- В пересказе сказки король спасается бегством, а в мультфильме он отсиживается в сундуке до тех пор, пока портной не уйдёт из дворца.
- В мультфильме портной уезжает на единороге помогать людям, а в пересказе сказки возвращается к своему обычному занятию.
Интересные факты[править | править код]
- песня «Я палач под маской красной» — явная отсылка к советскому фильму «Мистер Икс» 1958 года.
Съёмочная группа[править | править код]
Сценарий | Михаила Вольпина |
Режиссёры: | Валентина и Зинаида Брумберг |
Художники-постановщики | Лана Азарх, Валентин Лалаянц |
Композитор | Александр Варламов |
Оператор | Михаил Друян |
Звукооператор | Николай Прилуцкий |
Монтажёр | Нина Майорова |
Художники-мультипликаторы: | Игорь Подгорский, Фаина Епифанова, Олег Сафронов, Марина Восканьянц, Елена Вершинина, Виталий Бобров, Татьяна Померанцева, Анатолий Солин, Ирина Троянова, Татьяна Фёдорова |
Роли озвучивали | Владимир Шишкин, Олег Анофриев — портняжка, Юрий Савельев — великан, Эраст Гарин — король, Георгий Вицин — министр / слуга / трубач, Сергей Цейц — художник, Михаил Туманов — 2-й великан, Алексей Консовский — текст от автора |
См. также[править | править код]
- «Храбрый портняжка», сказка.
Издания на DVD[править | править код]
- «Чудо-мельница», часть 2, «Союзмультфильм», дистрибьютор — «Союз».
Литература[править | править код]
- «Храбрый портняжка» автор Виктор Нечитайло, Изд-во «ПРОФ-ПРЕСС», 2000 год.
- Фильмы-сказки: сценарии рисованных фильмов. Выпуск 9. — М.: Искусство, 1969. — 224 с. — 100 000 экз. — М. Вольпин «Храбрый портняжка» — стр. 175.
Примечания[править | править код]
Ссылки[править | править код]
- «Храбрый портняжка» на «Аниматор.ру»
- «Храбрый портняжка» на YouTube