Как нарисовать золотую рыбку с короной (из Сказки о рыбаке и рыбке)
Многие вспомнят поучительную сказку Пушкина о старике, который поймал в море золотую рыбку. Она пообещала исполнить три желания, если он ее отпустит. Рыбаку ничего не надо, а вот у жены его было много прихотей. Исполнились все. Но когда старуха захотела стать владычицей морской, рыбка забрала у нее все. Мораль в том, что надо уметь умерять желания, иначе беспредельная наглость приведет к “разбитому корыту”.
В этой инструкции покажем, как правильно рисовать красивую золотую рыбку из сказки (мультфильма).
1
Форма тела
Рисовать будем по частям. Первая – овал.
Теперь придаем ему правильную форму. Справа, где будет хвост, контуры сужаются.
Стираем лишние линии.
2
Рот
В сказке рыбка разговаривала. Поэтому нарисуйте ей рот.
Сотрите линию, которая отделяет его от головы.
3
Голова
Нарисуйте от руки линию, которая отделяет голову от тела.
4
Хвост
Большой и очень пышный.
Линиями разделяем хвост.
5
Глаз
Один кружочек нарисуйте среднего размера, второй – внутри.
6
Плавники
На спине один большой гребень. Снизу три плавники поменьше.
8
Мелкие детали
Добавляем пару штрихов на плавниках, и рисунок готов.
9
Раскрашиваем
Раскрасить рисунок можно красками, цветными карандашами или фломастерами.
10
Онлайн-раскраска
Выберите как хотите закрашивать.
11
Коллаж
Видео к материалу
Если вы увидели ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Понравилась инструкция?
19
Да
Нет
6
Еще инструкции на эту тему:
evrikak.ru
Сказка о рыбаке и рыбке читать онлайн | Сказка о рыбаке и рыбке картинки
На этой странице сказка о рыбаке и рыбке читать онлайн, которую вы сможете абсолютно бесплатно. Очень интересно читать деткам если есть красочные большие картинки. Поэтому, сказка о рыбаке и рыбке А. С. Пушкина имеет картинки, которые очень нравятся детям.
Ровно тридцать лет и три года.
Старуха пряла свою пряжу.
Пришел невод с одною тиной.
Пришел невод с травой морскою.
2
В третий раз закинул он невод,
Пришел невод с одною рыбкой,
С непростою рыбкой, — золотою.
Как взмолится золотая рыбка!
Голосом молвит человечьим:
„Отпусти ты, старче, меня в море!
Дорогой за себя дам откуп:
Откуплюсь чем только пожелаешь.“
Удивился старик, испугался:
Он рыбачил тридцать лет и три года
3
И не слыхивал, чтоб рыба говорила.
Отпустил он рыбку золотую
И сказал ей ласковое слово:
„Бог с тобою, золотая рыбка!
Твоего мне откупа не надо;
Ступай себе в синее море,
Гуляй там себе на просторе.“
Воротился старик ко старухе,
Рассказал ей великое чудо.
„Я сегодня поймал было рыбку,
4
Золотую рыбку, непростую;
По нашему говорила рыбка,
Домой в море синее просилась,
Дорогою ценою откупалась:
Откупалась чем только пожелаю.
Не посмел я взять с нее выкуп;
Так пустил ее в синее море.“
Старика старуха забранила:
„Дурачина ты, простофиля!
Не умел ты взять выкупа с рыбки!
5
Хоть бы взял ты с нее корыто,
Наше-то совсем раскололось“.
Вот пошел он к синему морю;
Видит, — море слегка разыгралось.
Стал он кликать золотую рыбку,
Приплыла к нему рыбка и спросила:
„Чего тебе надобно, старче?“
Ей с поклоном старик отвечает:
„Смилуйся, государыня рыбка,
6
Разбранила меня моя старуха,
Не дает старику мне покою:
Надобно ей новое корыто;
Наше-то совсем раскололось.“
Отвечает золотая рыбка:
„Не печалься, ступай себе с богом,
Будет вам новое корыто.“
Воротился старик ко старухе,
У старухи новое корыто.
Еще пуще старуха бранится,
7
„Дурачина ты, простофиля!
Выпросил, дурачина, корыто!
В корыте много ль корысти?
Воротись, дурачина, ты к рыбке;
Поклонись ей, выпроси уж избу.“
Вот пошел он к синему морю,
(Помутилося синее море).
Стал он кликать золотую рыбку,
Приплыла к нему рыбка, спросила:
8
„Чего тебе надобно, старче?“
Ей старик с поклоном отвечает:
„Смилуйся, государыня рыбка!
Еще пуще старуха бранится,
Не дает старику мне покою:
Избу просит сварливая баба.“
Отвечает золотая рыбка:
„Не печалься, ступай себе с богом,
Так и быть: изба вам уж будет.“
9
Пошел он ко своей землянке,
А землянки нет уж и следа;
Перед ним изба со светелкой,
С кирпичною, беленою трубою,
С дубовыми, тесовыми вороты.
Старуха сидит под окошком,
На чем свет стоит — мужа ругает.
„Дурачина ты, прямой простофиля!
Выпросил, простофиля, избу!
10
Воротись, поклонися рыбке:
Не хочу быть черной крестьянкой,
Хочу быть столбовою дворянкой.“
Пошел старик к синему морю;
(Не спокойно синее море).
Стал он кликать золотую рыбку.
Приплыла к нему рыбка, спросила:
„Чего тебе надобно, старче?“
Ей с поклоном старик отвечает:
11
„Смилуйся, государыня рыбка!
Пуще прежнего старуха вздурилась,
Не дает старику мне покою:
Уж не хочет быть она крестьянкой,
Хочет быть столбовою дворянкой.“
Отвечает золотая рыбка:
„Не печалься, ступай себе с богом.“
Воротился старик ко старухе.
Что ж он видит? Высокий терем.
12
На крыльце стоит его старуха
В дорогой собольей душегрейке,
Парчевая на маковке кичка,
Жемчуги огрузили шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки.
Перед нею усердные слуги;
Она бьет их, за чупрун таскает.
Говорит старик своей старухе:
„Здравствуй, барыня сударыня дворянка!
13
Чай, теперь твоя душенька довольна.“
На него прикрикнула старуха,
На конюшне служить его послала.
Вот неделя, другая проходит,
Еще пуще старуха вздурилась;
Опять к рыбке старика посылает.
„Воротись, поклонися рыбке:
Не хочу быть столбовою дворянкой,
А хочу быть вольною царицей.“
Испугался старик, взмолился:
14
„Что ты, баба, белены объелась?
Ни ступить, ни молвить не умеешь!
Насмешишь ты целое царство.“
Осердилася пуще старуха,
По щеке ударила мужа.
„Как ты смеешь, мужик, спорить со мною,
Со мною, дворянкой столбовою? —
Ступай к морю, говорят тебе честью;
Не пойдешь, поведут по неволе.“
Старичок отправился к морю,
15
(Почернело синее море).
Стал он кликать золотую рыбку.
Приплыла к нему рыбка, спросила:
„Чего тебе надобно, старче?“
Ей с поклоном старик отвечает:
„Смилуйся, государыня рыбка!
Опять моя старуха бунтует:
Уж не хочет быть она дворянкой,
Хочет быть вольною царицей.“
Отвечает золотая рыбка:
16
„Не печалься, ступай себе с богом!
Добро! будет старуха царицей!“
Старичок к старухе воротился,
Что ж? пред ним царские палаты,
В палатах видит свою старуху,
За столом сидит она царицей,
Служат ей бояре да дворяне,
Наливают ей заморские вины;
Заедает она пряником печатным;
Вкруг ее стоит грозная стража,
17
На плечах топорики держат.
Как увидел старик, — испугался!
В ноги он старухе поклонился,
Молвил: „Здравствуй, грозная царица!
Ну теперь твоя душенька довольна.“
На него старуха не взглянула,
Лишь с очей прогнать его велела.
Подбежали бояре и дворяне,
Старика в-зашеи затолкали.
18
А в дверях-то стража подбежала,
Топорами чуть не изрубила.
А народ-то над ним насмеялся:
„По делом тебе, старый невежа!
Впредь тебе, невежа, наука:
Не садися не в свои сани!“
Вот неделя, другая проходит,
Еще пуще старуха вздурилась.
Царедворцев за мужем посылает,
Отыскали старика, привели к ней.
19
Говорит старику старуха:
„Воротись, поклонися рыбке.
Не хочу быть вольною царицей,
Хочу быть владычицей морскою,
Чтобы жить мне в Окияне море,
Чтоб служила мне рыбка золотая
И была б у меня на посылках.“
Старик не осмелился перечить,
Не дерзнул поперек слова молвить.
Вот идет он к синему морю,
20
Видит, на море черная буря:
Так и вздулись сердитые волны,
Так и ходят, так воем и воют.
Стал он кликать золотую рыбку,
Приплыла к нему рыбка, спросила:
„Чего тебе надобно, старче?“
Ей старик с поклоном отвечает:
„Смилуйся, государыня рыбка!
Что мне делать с проклятою бабой?
Уж не хочет быть она царицей,
21
Хочет быть владычицей морскою;
Чтобы жить ей в Окияне море,
Чтобы ты сама ей служила
И была бы у ней на посылках.“ —
Ничего не сказала рыбка,
Лишь хвостом по воде плеснула
И ушла в глубокое море.
Долго у моря ждал он ответа,
Не дождался, к старухе воротился — —
22
Глядь: опять перед ним землянка;
На пороге сидит его старуха,
А пред нею разбитое корыто.
skazochnyj-domik.ru
Иллюстрации к сказке Пушкина А.С. «Сказка о рыбаке и рыбке»
Текст сказки «Сказка о рыбаке и рыбке».
Иллюстратор Никифор Ращектаев.
Автор А.С.Пушкин.
Страна СССР, Россия.
Издательство Приокское КИ.
Год издания 1976.
Иллюстрации к сказке Пушкина А.С. «Сказка о рыбаке и рыбке»
Иллюстрации к сказке Пушкина А.С. «Сказка о рыбаке и рыбке»
Иллюстрации к сказке Пушкина А.С. «Сказка о рыбаке и рыбке»
Иллюстрации к сказке Пушкина А.С. «Сказка о рыбаке и рыбке»
Иллюстрации к сказке Пушкина А.С. «Сказка о рыбаке и рыбке»
Иллюстрации к сказке Пушкина А.С. «Сказка о рыбаке и рыбке»
Иллюстрации к сказке Пушкина А.С. «Сказка о рыбаке и рыбке»
Иллюстрации к сказке Пушкина А.С. «Сказка о рыбаке и рыбке»
Иллюстрации к сказке Пушкина А.С. «Сказка о рыбаке и рыбке»
hobbitaniya.ru
?Как нарисовать золотую рыбку поэтапно
В этом уроке я бы хотела научить вас, как нарисовать золотую рыбку карандашом поэтапно. Урок достаточно простой и подойдет для детей и самых юных читателей нашего сайта.
Итак, первым делом мы рисуем основу для нашей золотой рыбки. Вот такой овал с маленькой линией на кончике прекрасно подойдет.
Далее рисуем более аккуратный корпус золотой рыбки, плавно переходящий в хвост.
На теле рыбки рисуем круглый глазик, дугу в виде жабр и немного чешуи.
Сверху можно нарисовать плавник любой формы, какая вам больше нравится. Заполните пространство внутри плавничка линиями.
Далее по очереди рисуем хвостик золотой рыбки и нижние плавники.
Дорисовываем линии – таким образом нарисованная золотая рыбка будет выглядеть гораздо интересней.
Если вы рисуете золотую рыбку из сказки, тогда ей можно дорисовать аккуратную корону.
Раскрасьте рисунок, который у вас получился – я уверена, ваша золотая рыбка вышла просто замечательно! Удачи в творчестве, оставляйте комментарии и свои рисунки — я буду очень рада увидеть, что у вас получилось.
Сохранить
Сохранить
www.lessdraw.com
Сказка о рыбаке и рыбке | Читать сказку с картинками
Сказка о рыбаке и рыбке — замечательная русская сказка о том как старик однажды поймал золотую рыбку, а та пообещала исполнить три его желания. Автор сказки — русский поэт Александр Сергеевич Пушкин. Написал Пушкин «Сказку о рыбаке и рыбке» в 1833 году.
А вот впервые напечатана «Сказка о рыбаке и рыбке» в 1835 году в журнале «Библиотека для чтения».
А еще, оказывается, сказку Пушкин хотел включить в состав «Песен западных славян». С этим циклом сближает сказку и стихотворный размер.
Итак, предлагаю просто сейчас читать сказку о рыбаке и рыбке.
На сайте читайте и другие интересные детские сказки:
«Кот в сапогах»
«Золушка»
«Маша и Медведь»
Сказка о рыбаке и рыбке
Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.
Раз он в море закинул невод, —
Пришел невод с одною тиной.
Он в другой раз закинул невод,
Пришел невод с травой морскою.
В третий раз закинул он невод, —
Пришел невод с одною рыбкой,
С непростою рыбкой, — золотою.
Как взмолится золотая рыбка!
Голосом молвит человечьим:
«Отпусти ты, старче, меня в море,
Дорогой за себя дам откуп:
Откуплюсь чем только пожелаешь.»
Удивился старик, испугался:
Он рыбачил тридцать лет и три года
И не слыхивал, чтоб рыба говорила.
Отпустил он рыбку золотую
И сказал ей ласковое слово:
«Бог с тобою, золотая рыбка!
Твоего мне откупа не надо;
Ступай себе в синее море,
Гуляй там себе на просторе».
Воротился старик ко старухе,
Рассказал ей великое чудо.
«Я сегодня поймал было рыбку,
Золотую рыбку, не простую;
По-нашему говорила рыбка,
Домой в море синее просилась,
Дорогою ценою откупалась:
Откупалась чем только пожелаю.
Не посмел я взять с нее выкуп;
Так пустил ее в синее море».
Старика старуха забранила:
«Дурачина ты, простофиля!
Не умел ты взять выкупа с рыбки!
Хоть бы взял ты с нее корыто,
Наше-то совсем раскололось».
Вот пошел он к синему морю;
Видит, — море слегка разыгралось.
Стал он кликать золотую рыбку,
Приплыла к нему рыбка и спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
Ей с поклоном старик отвечает:
«Смилуйся, государыня рыбка,
Разбранила меня моя старуха,
Не дает старику мне покою:
Надобно ей новое корыто;
Наше-то совсем раскололось».
Отвечает золотая рыбка:
«Не печалься, ступай себе с богом,
Будет вам новое корыто».
Воротился старик ко старухе,
У старухи новое корыто.
Еще пуще старуха бранится:
«Дурачина ты, простофиля!
Выпросил, дурачина, корыто!
В корыте много ль корысти?
Воротись, дурачина, ты к рыбке;
Поклонись ей, выпроси уж избу».
Вот пошел он к синему морю,
Будет вам новое корыто».
Воротился старик ко старухе,
Стал он кликать золотую рыбку,
Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
Ей старик с поклоном отвечает:
«Смилуйся, государыня рыбка!
Еще пуще старуха бранится,
Не дает старику мне покою:
Избу просит сварливая баба».
Отвечает золотая рыбка:
«Не печалься, ступай себе с богом,
Так и быть: изба вам уж будет».
Пошел он ко своей землянке,
А землянки нет уж и следа;
Перед ним изба со светелкой,
С кирпичною, беленою трубою,
С дубовыми, тесовыми вороты.
Старуха сидит под окошком,
На чем свет стоит мужа ругает.
«Дурачина ты, прямой простофиля!
Выпросил, простофиля, избу!
Воротись, поклонися рыбке:
Не хочу быть черной крестьянкой,
Хочу быть столбовою дворянкой».
Пошел старик к синему морю;
(Не спокойно синее море.)
Стал он кликать золотую рыбку.
Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
Ей с поклоном старик отвечает:
«Смилуйся, государыня рыбка!
Пуще прежнего старуха вздурилась,
Не дает старику мне покою:
Уж не хочет быть она крестьянкой,
Хочет быть столбовою дворянкой».
Отвечает золотая рыбка:
«Не печалься, ступай себе с богом».
Воротился старик ко старухе.
Что ж он видит? Высокий терем.
На крыльце стоит его старуха
В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуги огрузили шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки.
Перед нею усердные слуги;
Она бьет их, за чупрун таскает.
Говорит старик своей старухе:
«Здравствуй, барыня сударыня дворянка!
Чай, теперь твоя душенька довольна».
На него прикрикнула старуха,
На конюшне служить его послала.
Вот неделя, другая проходит,
Еще пуще старуха вздурилась:
Опять к рыбке старика посылает.
«Воротись, поклонися рыбке:
Не хочу быть столбовою дворянкой,
А хочу быть вольною царицей».
Испугался старик, взмолился:
«Что ты, баба, белены объелась?
Ни ступить, ни молвить не умеешь,
Насмешишь ты целое царство».
Осердилася пуще старуха,
По щеке ударила мужа.
«Как ты смеешь, мужик, спорить со мною,
Со мною, дворянкой столбовою? —
Ступай к морю, говорят тебе честью,
Не пойдешь, поведут поневоле».
Старичок отправился к морю,
(Почернело синее море.)
Стал он кликать золотую рыбку.
Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
Ей с поклоном старик отвечает:
«Смилуйся, государыня рыбка!
Опять моя старуха бунтует:
Уж не хочет быть она дворянкой,
Хочет быть вольною царицей».
Отвечает золотая рыбка:
«Не печалься, ступай себе с богом!
Добро! будет старуха царицей!»
Старичок к старухе воротился.
Что ж? пред ним царские палаты.
В палатах видит свою старуху,
За столом сидит она царицей,
Служат ей бояре да дворяне,
Наливают ей заморские вины;
Заедает она пряником печатным;
Вкруг ее стоит грозная стража,
На плечах топорики держат.
Как увидел старик, — испугался!
В ноги он старухе поклонился,
Молвил: «Здравствуй, грозная царица!
Ну, теперь твоя душенька довольна».
На него старуха не взглянула,
Лишь с очей прогнать его велела.
Подбежали бояре и дворяне,
Старика взашеи затолкали.
А в дверях-то стража подбежала,
Топорами чуть не изрубила.
А народ-то над ним насмеялся:
«Поделом тебе, старый невежа!
Впредь тебе, невежа, наука:
Не садися не в свои сани!»
Вот неделя, другая проходит,
Еще пуще старуха вздурилась:
Царедворцев за мужем посылает,
Отыскали старика, привели к ней.
Говорит старику старуха:
«Воротись, поклонися рыбке.
Не хочу быть вольною царицей,
Хочу быть владычицей морскою,
Чтобы жить мне в Окияне-море,
Чтоб служила мне рыбка золотая
И была б у меня на посылках».
Старик не осмелился перечить,
Не дерзнул поперек слова молвить.
Вот идет он к синему морю,
Видит, на море черная буря:
Так и вздулись сердитые волны,
Так и ходят, так воем и воют.
Стал он кликать золотую рыбку.
Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
Ей старик с поклоном отвечает:
«Смилуйся, государыня рыбка!
Что мне делать с проклятою бабой?
Уж не хочет быть она царицей,
Хочет быть владычицей морскою;
Чтобы жить ей в Окияне-море,
Чтобы ты сама ей служила
И была бы у ней на посылках».
Ничего не сказала рыбка,
Лишь хвостом по воде плеснула
И ушла в глубокое море.
Долго у моря ждал он ответа,
Не дождался, к старухе воротился —
Глядь: опять перед ним землянка;
На пороге сидит его старуха,
А пред нею разбитое корыто.
moy-maluch.com
www.smart-kiddy.ru
Иллюстрации к «Сказке о рыбаке и рыбке»
Иллюстрации к «Сказке о рыбаке и рыбке» выполнены советским графиком, художником-иллюстратором Борисом Александровичем Дехтерёвым. Борис Дехтерёв является лауреатом Сталинской премии II степени, а также имеет звание народного художника РСФСР (1966 год). Для Дехтерёва характерны работы акварелью и карандашом.
Тридцать два года Дехтерёв работал в качестве главного художника в издательстве «Детская литература». Накопил огромный опыт, который в сочетании с непревзойденным талантом выразился в большом количестве работ.
Иллюстратор | Борис Дехтерёв |
Автор | А. С. Пушкин |
Произведение | Сказка о рыбаке и рыбке |
Страна | Россия |
Год издания | 1991 |
Издательство | Детская литература |
reedcafe.ru
Конспект урока по литературному чтению
2 класс
Тема: А.С.
Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».
Цели:
продолжить работу над сказкой А.С. Пушкина
«Сказка о рыбаке и рыбке»;
работать на формированием навыков осознанного,
выразительного чтения.
— повторить
виды сказок и их характерные черты;
— объяснять
значение незнакомых слов;
—
учить восстанавливать события сказки;
—
учить характеризовать героев;
—
учить составлять вопросы по содержанию прочитанного;
—
учить читать по ролям
—
учить выделять главную мысль произведения
Ожидаемый
результат:
·
называет характерные черты сказок
·
восстанавливает события сказки
·
даёт характеристику героям
·
составляет вопросы по содержанию
прочитанного
·
читает по ролям
·
выделяет главную мысль произведения
Сообщение темы и цели урока.
– Посмотрите на доске буквы. Интересно, какое слово рассыпалось? (ксазак)
– Сказка.
– Правильно. Это слово сказка. А какую сказку мы с вами
изучаем?
– «Сказка о рыбаке и рыбке».
– А кто автор этой сказки? Александр Сергеевич Пушкин.
1.
Прием «Мозговой штурм»
Сказки бывают
разных видов. (НА СЛАЙДЕ ТАБЛ. БЫТОВЫЕ, ВОЛШЕБНЫЕ, О ЖИВОТНЫХ)
Задание:
Ваша задача в паре обсудить и назвать характерные
черты каждого вида сказок.
Выслушиваются
ответы (спрашиваю пары). ПРОВЕРКА: слайд 2
— А наша сказка, к
какому виду относится? Почему? Докажите. Волшебная, т.к. есть волшеб.помощник
– рыбка, рыбка золотая, умеет говорить
человечьим голосом, исполняет желания).
Ксюша,
Соня – Максим, Кирилл – Стёпа.
2.
Прием «Словесные ассоциации»+ парная
работа
В
сказке Пушкина много слов, которые устарели и вышли из употребления, не
соответствуют сегодняшнему времени. Работа по словарям
Задание
(работаем в парах): В тексте сказки встречаются
такие слова как «ветхая землянка», «невод», «тина»,
«корыто». Найдите в толковых словарях и объясните
значения слов, которые у вас напечатаны на листочке. А вы выберите к слову его
значение по карточке.
ПРОВЕРКА: слайд 3
3. Прием
«Общая дискуссия» СЛАЙД 4
Задание:
1. Посмотрите
на слайд и перечислите желания старухи, которые не упоминались в сказке?
2.
Установите очередность желаний старухи.
4. Прием
«Воспроизведение информации» СЛАЙД 5
Задание:
Работаем в паре
1. Поставьте
картинки в логическом порядке.
2. Озаглавьте
предложенные вам иллюстрации.
3. Придумайте
по 2 вопроса к иллюстрациям. ВЫСТУПЛЕНИЕ
пар
Назовите
героев сказки.
5.
Прием «Ролевая игра»
1.
У вас 2 минуты на подготовку. Прочитаем
по ролям фрагмент сказки.
6.
Прием «Поиск соответствий»
Слайд 6 (Каждая пара получает своего героя)
1.
Выберите имена прилагательные
характеризующие черты характера главных героев.
2.
Опишите героя, используя эти
имена прилагательные.
— Кто из героев вам больше нравится? Почему?
— Как была наказана старуха за свою жадность и неблагодарность?
Она опять осталась у разбитого корыта, в своей ветхой землянке.
Кстати сказать, выражение «остаться у разбитого корыта» до
сих пор употребляется в речи. Что оно означает? (Остаться ни с чем, потерять
всё, что имел).
— Почему же был наказан и старик, ведь он обладал мягким,
податливым, добрым характером? (старик не является положительным
героем. Он, конечно, простоват и добр, но имеет нетвердый характер. Он
выполняет все приказы старухи, и она требует для себя все больше и больше).
—
Являются ли положительными такие качества, как безвольность, безответность?
Дети приходят к выводу, что безвольность (отсутствие воли) — отрицательная
черта.
— Смиренность, безответность, податливость — положительные черты только в том
случае, если они оправданы.
Но
в сказке Пушкина у старика не хватило смелости противостоять старухе, возразить
ей, указать на её неправоту, остановить её жадность. Он «не смел ей перечить»,
слепо подчинялся, выполняя все её прихоти.
— Случается ли такое в жизни?
— В жизни бывают моменты, когда просто необходимо проявить свой характер,
настойчивость, твёрдо сказать — нет. Например, если окружающие или знакомые
просят тебя сделать то, что, по твоему мнению, является плохим поступком.
7. Прием
«Ключевой момент». Слайд 7
Сказка учит добру, быть благодарными,
знать во всём для себя меру в жизни,
не быть завистливыми и жадными,
не потакать злу, знать своё место в жизни.
СООТНЕСИТЕ основную мысль сказки с
пословицами.
Задание: Из списка выберите пословицу,
которая подходит к нашей сказке и объясните почему.
(Ответ: Много желать—добра не видать»
означает, что если многого хотеть,
то ничего хорошего из этого не выйдет.
Как вы понимаете
смысл этой пословицы?
Рефлексия.
Над какими
умениями работали на уроке? Чему учились?
Выберите из
предложенных умений.
— повторяли виды сказок и их характерные черты;
— находить и объяснять значение незнакомых слов;
— учились восстанавливать события сказки;
— учились характеризовать героев;
— учились составлять вопросы по содержанию прочитанного;
— читали по ролям
— выделяли главную мысль произведения
Соедините
линией
1. 2. 3.ветхая 4. 5. 6. | 1) 2) 3) 4) 5) скопление водорослей 6) |
кроткий сварливый добрый мягкий злобный властный смиренный жадный | СТАРИК | податливый грубый неуживчивый безропотный бескорыстный справедливый благородный покорный |
кроткий сварливый добрый мягкий злобный властный смиренный жадный | СТАРУХА
| податливый грубый неуживчивый безропотный бескорыстный справедливый благородный покорный |
кроткий сварливый добрый мягкий злобный властный смиренный жадный | РЫБКА | податливый грубый неуживчивый безропотный бескорыстный справедливый благородный покорный |
Кроткий
— добрый, послушный человек, который с готовностью делает то, о чём его просят
другие люди.
Сварливый — ворчливый, склонный к ссорам.
Смиренный — очень смирный, лишённый гордости, высокомерия.
Податливый
— уступчивый, сговорчивый,
легко подчиняющийся чужому влиянию.
Безропотный
— ни на что не жалующийся.
Бескорыстный
— не требующий платы, вознаграждения за помощь.
Благородный
— честный и открытый.
Покорный
— послушен другому человеку, во всём подчиняется ему.
Кроткий — добрый, послушный человек, который с готовностью делает то, о чём его просят
другие люди.
Сварливый — ворчливый, склонный к ссорам.
Смиренный — очень смирный, лишённый гордости, высокомерия.
Податливый
— уступчивый, сговорчивый,
легко подчиняющийся чужому влиянию.
Безропотный
— ни на что не жалующийся.
Бескорыстный
— не требующий платы, вознаграждения за помощь.
Благородный
— честный и открытый.
Покорный
— послушен другому человеку, во всём подчиняется ему.
Кроткий — добрый, послушный человек, который с готовностью делает то, о чём его просят
другие люди.
Сварливый — ворчливый, склонный к ссорам.
Смиренный — очень смирный, лишённый гордости, высокомерия.
Податливый
— уступчивый, сговорчивый,
легко подчиняющийся чужому влиянию.
Безропотный
— ни на что не жалующийся.
Бескорыстный
— не требующий платы, вознаграждения за помощь.
Благородный
— честный и открытый.
Покорный
— послушен другому человеку, во всём подчиняется ему.
СООТНЕСИ основную мысль сказки с пословицами.
•
Много желать – добра не видать.
•
Добрый пример лучше ста слов.
•
Жадность всякому горю начало.
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Описание слайда:
Проект
по русскому языку на тему:Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина.
Выполнил: ученик 4 «а» класса
Бражников Никита.
Проверил: учитель Санжаровская О.М. -
2 слайд
Описание слайда:
Цель проекта:
.1.Определить какие имена прилагательные автор употребляет в сказке;
2.Определить имена прилагательные, употребленные в переносном
значение;3.Определить имена прилагательные, к которым можно подобрать
синонимы и антонимы.
-
3 слайд
Описание слайда:
В 1830е годы Пушкин начинает писать
сказки для детей : «Сказку о рыбаке рыбке»
(1833), «Сказку о золотом петушке» (1834),
«Сказку о царе Салтане…» (1831) и др.
За сказочными образами, за волшебными
сюжетами, за происходящими чудесами и преображениями героев прочитываются и более глубокие проблемы и темы.
Сюжет «Сказки о рыбаке и рыбке» взят из сборника сказок братьев Гримм. Пушкин легко и свободно заменил западноевропейский колорит народным русским.
« Сказка о рыбаке и рыбке » впервые напечатана в 1835
году в журнале «Библиотека для чтения».
— написана 14 октября 1833 года. -
4 слайд
Описание слайда:
Имя прилагательное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета, отвечает на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?
-
5 слайд
Описание слайда:
Задание 1.
Сначала я прочитал сказку и нашел какие имена прилагательные использовал А.С.Пушкин в «Сказке о рыбаке и рыбке».
Потом я выписал имена прилагательные, которые употребляются чаще всего.
ветхая новое чёрная
вольная ласковое заморские синее царские золотая дорогойЗатем назвал имена существительные, которые употреблены в сказке вместе с этими именами прилагательными?
-
6 слайд
Описание слайда:
Задание 2.
Подберите к каждому имени существительному подходящее по смыслу имя прилагательное из сказки. Запишите составленные словосочетания.
-
7 слайд
Описание слайда:
Синее море, … землянка, … корыто,
… трава, … рыбка, …слово, … голос,
…чудо, …корыто, … баба; …, … труба; …, … вороты, … крестьянка,
… дворянка, ….душегрейка, … кичка, … перстни, … сапожки, … слуги,
… царица, … царство, … пряник,
… вины, … стража, … невежа,
… палаты, … владычица, … буря,
… волны. -
8 слайд
Описание слайда:
Проверка
Синее море, ветхая землянка,
разбитое корыто, морская трава, золотая рыбка, ласковое слово, человечий голос, великое чудо, новое корыто, сварливая баба; кирпичная, белёная труба; дубовые, тесовые вороты, чёрная крестьянка, столбовая дворянка, дорогая соболья душегрейка, парчовая кичка, золотые перстни, красные сапожки, усердные слуги, вольная царица, целое царство, печатный пряник, заморские вины, грозная стража, старый невежа, царские палаты, морская владычица, чёрная буря, сердитые волны. -
9 слайд
Описание слайда:
Ветхая землянка -…….
Золотая рыбка — ………………..
Ласковое слово- ……………….
Человеческий голос- ………..
Сварливая, проклятая баба -…………..
Беленая труба- ………………
Соболья душегрейка- ……………..
Золотые перстни-……………..
Задание 3.
К именам прилагательным подобрал синонимы. -
10 слайд
Описание слайда:
Проверка
Ветхая землянка -старая, дряхлая
Золотая рыбка — драгоценная, прекрасная
Ласковое слово- доброе слово
Человеческий голос- людской
Сварливая, проклятая баба -жадная, скупая
Беленая труба- беленная
Соболья душегрейка- соболиная
Золотые перстни-дорогие, драгоценные -
11 слайд
Описание слайда:
Ветхая землянка -…. землянка
Разбитое корыто-… корыто
Ласковое слово- … слово
Великое чудо-… чудо
Черная крестьянка -…. крестьянка
Черная буря- ….буря
Старый невежа- …. невежа
Сердитые волны- …. волныЗадание 4.
К именам прилагательным подобрал антонимы. -
12 слайд
Описание слайда:
Проверка
Ветхая землянка -старая землянка
Разбитое корыто-новое корыто
Ласковое слово- грубое слово
Великое чудо-малое чудо
Черная крестьянка -белая крестьянка
Черная буря- белая буря
Старый невежа- молодой невежа
Сердитые волны- добрые волны -
13 слайд
Описание слайда:
Имена прилагательные в переносном значении
Сердитые (волны) – ………..
Золотая (рыбка) – ……..
Чёрная (буря) – ………..
(Пряник) печатный – ………
Чёрная крестьянка – …………
Прямой простофиля – ………… -
14 слайд
Описание слайда:
Проверка
Сердитые (волны) – очень высокие волны
Золотая (рыбка) – рыбка покрытая золотистой чешуёй
Чёрная (буря) – сильный ветер и высокие волны на море
(Пряник) печатный – пряник с оттиснутым рисунком или буквами
Чёрная крестьянка – бедная крестьянка
Прямой простофиля – доверчивый, несообразительный -
15 слайд
Описание слайда:
Устаревшие имена
существительные
Ветхая землянка
Владычица
Душегрейка
Заморский
Землянка
Корыто
Парчовая кичка на маковке
Печатный пряник
Столбовая дворянка
Тесовые вороты
Черная крестьянка -
16 слайд
Описание слайда:
Значение устаревших словосочетаний.
Ветхая землянка – разрушающаяся, пришедшая в негодность
Владычица – повелительница
Душегрейка- старинная женская одежда в виде короткой женской кофты без рукавов
Заморский- привезенный из-за моря, заграницыЗемлянка- жилье, вырытое в земле
Корыто- большой продолговатый открытый сосуд для стирки белья и других хозяйственных нужд. Ранее делался из расколотого пополам и выдолбленного бревна -
17 слайд
Описание слайда:
Парчовая кичка на маковке – старинный женский головной убор из парчи на голове
Печатный пряник- пряник с выдавленными узорами, знаками
Столбовая дворянка- потомственная дворянка
Тесовые вороты- ворота, сделанные из тонких обработанных досок
Черная крестьянка- простая непривилегированная крестьянка -
18 слайд
Описание слайда:
Подумай.
Почему А.С. Пушкин употребил в сказке много старинных слов?Ответ:
Александр Сергеевич Пушкин употребил в сказке много старинных слов, именно такие прилагательные, чтобы приблизить свою авторскую сказку к народной. Кроме того, автор хотел более красочно описать жизнь героев того времени, их характер ( характер старухи и старика, гнев рыбки и т.д.) -
19 слайд
Описание слайда:
Какова роль прилагательных в речи?
-
20 слайд
Описание слайда:
ВЫВОД:
Мы заметили, что особую красоту придают прилагательные, которые были использованы автором. Прилагательные в предложении играют очень большую роль. Без них невозможно создать законченный образ предмета, а описание станет серым и скучным. Редко встретишь предложение, в котором бы не упоминалось прилагательное. Эта часть речи неотделима от другой самостоятельной части речи – имени существительного.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Пожаловаться на материал
- Сейчас обучается 939 человек из 79 регионов
- Сейчас обучается 890 человек из 81 региона
- Сейчас обучается 1010 человек из 81 региона
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
Проверен экспертом
Общая информация
Похожие материалы
-
Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Мое Оренбуржье»
-
Презентация по родному языку тему: «Жизнь и творчество писателя-фронтовика Урусова М» (10 класс)
-
5 класс Контрольная работа по родной литературе
-
Конспект урока по родной(крымскотатарской) литературе Риваетлер-халкънынъ джанлы тарихы»(7 класс)
-
Конспект урока по родной(крымскотатарской) литературе Черкез Али»Отьмекнинъ къадири»(6 класс)
-
Методическая разработка урока. «Яҡшылыҡ»
-
Презентация по чеченской литературе на тему «Лийрбоцурш» драма(9класс)
-
Статья. Рус мәктәбендә башҡорт теле уҡытыу үҙенсәлектәре
-
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5452423 материала.
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс повышения квалификации «Основы местного самоуправления и муниципальной службы»
-
Курс профессиональной переподготовки «Клиническая психология: организация реабилитационной работы в социальной сфере»
-
Курс повышения квалификации «Экономика и право: налоги и налогообложение»
-
Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС педагогических направлений подготовки»
-
Курс повышения квалификации «Экономика: инструменты контроллинга»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация менеджмента в туризме»
-
Курс повышения квалификации «Источники финансов»
-
Курс профессиональной переподготовки «Управление сервисами информационных технологий»
-
Курс повышения квалификации «Мировая экономика и международные экономические отношения»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности специалиста оценщика-эксперта по оценке имущества»
-
Курс профессиональной переподготовки «Техническая диагностика и контроль технического состояния автотранспортных средств»
-
Курс профессиональной переподготовки «Теория и методика музейного дела и охраны исторических памятников»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация процесса страхования (перестрахования)»
Подводя итог исследованию вопроса об определении художественного своеобразия сказки А.С. Пушкина «О рыбаке и рыбке», автор делает следующие выводы:
На основе определений «сказки» и «литературной сказки», содержащихся в 17 толковых словарях и энциклопедиях, изданными в период конец 19 века по настоящее время, автор определил: что литературная сказка — тип эпического (реже — драматического) авторского произведения, Литературная сказка — неканонический жанр, который, коррелируя с волшебной фольклорной сказкой, отличается от нее психологизмом. Литературная (авторская) сказка, в отличие от фольклорной сказки, рассказана конкретным автором, отражает его видение мира, и это является главной ее особенностью; из этой особенности как следствие проистекают и другие отличия литературной сказки от фольклора, которые могут отражаться как в незначительных отклонениях от фольклорной традиции, так и в практически полном их нарушении при сохранении лишь некоторых признаков «сказочности». Литературная сказка также часто обращена к конкретному читателю — к современникам автора.
Основное отличие сказки от остальных жанров словесного искусства, в том, что события и герои в ней вымышленные, участие волшебных и фантастических сил возможно, но не обязательно.
Сказка литературная — литературное произведение такого же характера, что и фольклорная сказка, но создана или подверглась обработке человеком (автором) и несет в себе черты, присущие внутреннему миру самого автора.
Часть исследователей рассматривает жанр литературной сказки как результат прямого использования автором жанровой системы народной сказки. Другие ученые, признавая за народной сказкой роль жанровой первоосновы, говорят о постепенном удалении литературной сказки от своего фольклорного источника. В этом-то и заключается одна из главных причин разнобоя в определении жанра литературной сказки.
Фольклорные традиции литературной сказки проявляются в:
в использовании писателями фольклорных сюжетных мотивов (ненависть мачехи к падчерице, чудесное происхождение главного героя, нравственное испытание героя, спасение волшебных животных-помощников и т.д.).
в использовании традиционных образов-персонажей, которые, как выявил отечественный фольклорист В.Я. Пропп, выполняют в сказке определенные действия-функции. Это идеальный герой, его помощник, отправитель, даритель, вредитель, похищенный объект, ложный герой.
художественное пространство и время литературной сказки часто создано в соотвествии с законами фольклорного сказочного мира: неопределенное, фантастическое место, сказочное время (у Пушкина: «негде в тридевятом царстве, в тридесятом государстве», «лесной терем» 7 богатырей, «остров Буян», «ветхая землянка» старика и старухи).
в использовании народных средств поэтической речи:
· постоянные эпитеты (добрый молодец),
· троекратные повторы (у Пушкина: трижды закидывает старик невод в море, «три девицы по окном», состязания Балды с бесенком; обращения королевича Елисея к силам природы),
· словесные формулы,
· фразеологизмы, пословицы и поговорки, просторечие («черт ли сладит с бабой гневной») и т.д.
Специфические особенности литературной сказки в сравнении с народной заключаются в своеобразии содержания и формы, а именно:
1. В отличие от фольклорного произведения литературная сказка имеет конкретного автора, неизменный текст, зафиксированный в письменной форме, чаще всего она больше по объему.
2. В литературной сказке сильнее выражена изобразительность, т.е. более подробно, детально и красочно описаны место действия, события, внешний облик персонажей. Приведем пример из «Сказки о мертвой царевне» А.С. Пушкина, в тексте которого выделены красочные, реалистически достоверные изобразительные детали, которых не знала народная сказка:
«И царевна, подбираясь, Поднялася на крыльцо, И взялася за кольцо; Дверь тихонько отворилась И царевна очутилась В светлой горнице; кругом Лавки, крытые ковром, Под святыми стол дубовый, Печь с лежанкой израсцовой…» [25, с.45].
3. Для литературной сказки характерен не свойственный фольклору психологизм, т.е. углубленное исследование внутреннего мира, переживаний персонажей. Приведем лишь один пример из пушкинской «Сказки о царе Салтане», где ярко описываются переживания царя Салтана при встрече с женой и сыном (выделены психологические детали): «Царь глядит — и узнает… В нем забилось ретивое!»Что я вижу? Что такое? Как?» — и дух в нем занялся Царь слезами залился…» [25, с.54].
4. В связи с этим образы-персонажи литературной сказки — это не обобщенные маски-типажи народной сказки, а неповторимые индивидуальные характеры. Писатели воссоздают характеры героев, более сложные и психологически мотивированные в отличие от народной сказки. Сказки Пушкина, Ершова, Одоевского не об условных сказочных героях-масках, а о живых, неоднозначных, противоречивых людях с неповторимыми характерами и чувствами. Даже чертенок у Пушкина становится незабываемым героем с индивидуальным, по-детски трогательным и наивным характером: «Вот море кругом обежавши, Высунув язык, мордку поднявши, Прибежал бесенок, задыхаясь, Весь мокрешенек, лапкой утираясь…» [25, с.109].
5. Для литературной сказки, как и для любого литературного творения, свойственна ярко выраженная авторская позиция: авторское отношение, оценки, благодаря которым читатель понимает, кого из персонажей автор любит, что он ценит, что ненавидит. Так каждая сказка Пушкина имеет свою эмоциональную тональность:
Сказка о царе Салтане — светлая, благородная, чистая.
Сказка о мертвой царевне — грустная, изящная, женственно-нежная.
Сказка о Балде — насмешливая, балагурная.
Сказка о золотой рыбке — печальная, ироничная.
Л.А. Сапченко в статье «Рыбак и море в поэзии А.С. Пушкина раскрывает отношение писателя к своему герою следующим образом: «В «Сказке о рыбаке и рыбке», рыбак олицетворяет верность своей бедной, независимой участи, неведение горделивых притязаний, а потому и незнание утрат. Он был и остается простым крестьянином-рыбаком…. Отказавшись извлечь для себя пользу из улова, отпустив рыбку, старик рыбак на протяжении всей сказки остается самим собой, сохраняет свой мир, тогда как со старухой происходит ряд превращений, влекущих ее к полному краху». С чем невозможно не согласиться.
6. Литературная сказка выражает авторское понимание жизни, которое может в чем-то и совпадать с фольклорными ценностями. Однако чаще всего автор стремится выразить собственные идеи и представления о жизни. Все это приводит к тому, что литературная сказка позволяет увидеть «лицо» автора, его пристрастия и ценности, его духовный мир. Это принципиально отличает ее от народной сказки, в которой отражены общенародные идеалы, а личность конкретного сказителя стерта.
На основании всего этого автор приходит к выводу, что классические литературные сказки русских писателей как раз и позволяют читателю увидеть две стороны этого жанра: фольклорные традиции и авторское своеобразие. Работа над литературными сказками позволяет учителю обучать учащихся такому сложному виду анализа, как сравнительно-сопоставительный, развивая при этом у детей логическое мышление и культуру аналитической работы с художественным текстом.
Далее, рассмотрев особенности поэтических сказок Пушкина и своеобразие «Сказки о рыбаке и рыбке» автор делает следующие выводы:
Наиболее важная особенность сказок Пушкина, отличающая их от сказок первой трети 19 века: они объединены в цикл, пронизаны многообразными внутренними взаимосвязями, каждый последующий текст дополняет предыдущий постановкой и решением проблем. И хотя каждая отдельно взятая сказка имеет собственный законченный сюжет, все же она представляет собой только часть универсального поэтического целого и потому становится окончательно понятна именно в контексте всего цикла. Пушкин — единственный писатель первой трети 19 века, которому удалось создать стройный, внутренне логичный цикл литературных сказок.
Пушкинские сказки интересны, прежде всего, тем, что в них прослеживаются не только отдельные черты фольклорной поэтики, но вся его поэтическая целостность. Фольклор для Пушкина является не средством, а целью. В своих сказках он пытался в первую очередь сохранить народный взгляд на вещи и лишь затем выразить собственные мысли, собственный взгляд на жизнь.
Все сказки Пушкина построены на основе двух устойчивых, повторяющихся, архетипических ситуаций. В зависимости от этого тексты можно разделить на три группы: сказки о Балде и рыбаке и рыбке основаны на ситуации использования человеком другого существа (человека) в корыстных целях, эксплуатирующих его физические и духовные силы, характерной для бытовых сказок; сказки о царе Салтане и мертвой царевне основаны на ситуации изгнания истинного героя, его поисков и возвращения, что характерно для волшебных сказок.
«Сказка о рыбаке и рыбке» сказка является своеобразным, чисто пушкинским вариантом широко распространенной в поэзии разных народов сказки о старухе, наказанной за ее стремление к богатству и власти. Эта сказка, переделанная из немецкой фольклорной сказки бр. Гримм, относится к особой разновидности сказок, с участием сказочных героев — «волшебных помощников». Если сравнивать с народной сказкой, то её начало соответствует сюжету из фольклора: бедному человеку улыбнулась удача, произошло некоторое волшебство, сказочное действие. В распоряжение героя попадает волшебное средство. И старик поступает в духе положительных сказочных героев. Однако, в пушкинской сказке судьба старика отделена от судьбы старухи; он так и остается простым крестьянином-рыбаком, и чем выше старуха поднимается по «социальной лестнице», тем тяжелее становится гнет, испытываемый стариком. Старуха у Пушкина наказана не за то, что она хочет жить барыней или царицей, а за то, что, ставши барыней, она бьет и «за чупрун таскает» своих слуг, мужа-крестьянина посылает служить на конюшню; ставши царицей, она окружена грозной стражей, которая чуть не изрубила топорами ее старика, владычицей морскою она хочет быть для того, чтобы рыбка золотая служила ей и была у ней на посылках. Это придает сказке Пушкина глубокий прогрессивный смысл.
Вся сказка держится на энергии повтора — одного из самых распространённых художественных приёмов русского народного искусства. Принцип повтора сливается у Пушкина с традиционным для народного искусства приёмом нарастания. На земле — от корыта до царского сана. На море — от синей безбрежности до чёрной бури. Всё беспокойнее становится море, но сама золотая рыбка, с неизменным радушием встречая старика, успокаивает
Есть в этой сказке ещё одно действующее лицо — море. Море выступает как полноправный герой сказки. Самым непосредственным образом откликается оно на все сказочные события. Можно проследить, как оно меняется на протяжении всего текста. Спокойное синее море превращается в грозную стихию, от которой не будет пощады никому. Чем выше поднимается старуха — тем грознее море, и тем неотвратимее восстановление справедливости. Ложный герой наказан.
Это сказка с без привычного счастливого конца, как в других сказках которые заканчивается победой и радостью.
В сказке отсутствует морализаторский тон, А.С. Пушкин позволяет читателю самому извлечь урок из истории, рассказанной в сказке.
В этой сказке очень хорошо показаны суть и характер человека. Человек корыстен от природы. Он всегда будет желать и добиваться чего-то большего, чем он имеет и может иметь. Редко кто знает меру и границу своих возможностей. Александр Сергеевич хотел показать, что за жадность и незнание этой грани люди наказывают себя сами. С одной стороны, старуху можно понять. Бедная женщина, ей надоело жить в нищете, и тут представилась возможность жить хорошо. Она совсем потеряла голову от возможностей и богатства, которые у нее появились. Для неё характерна зависть, злоба, скупость. Во всех сказках добро побеждает зло. В этой сказке добро учит и наказывает зло. Пушкин А.С. показал, насколько смешными выглядят люди в погоне за богатством. «Остаться у разбитого корыта» — итог алчности, жадности, эгоизма старухи, с одной стороны, но и слабости характера, покорности, безволия старика, с другой стороны, итог сказки воспринят не только как торжество справедливости по отношению к старухе — «поделом тебе!», но отчасти и к старику — не сумел воспользоваться чудом, не послужил доброму делу, а ведь чудо было в его руках, ему было дано.
Рассмотрев 7 программ автор настоящего исследования приходит к следующим выводам:
Объем чтения — необходимое условие формирования читательского кругозора школьников, позволяющее сформировать определенный круг чтения, развить интерес к самостоятельной читательской деятельности. Для литературного чтения предлагаются художественные произведения, проверенные временем, имеющие высокую эстетическую, познавательную, нравственную ценность. Они даются как в хрестоматийном чтении, так и в виде рекомендаций для свободного чтения. По разделам круг детского чтения можно представить в таком соотношении: фольклор (произведения устного народного творчества) — 10-12%; русская литература ХIХ века — 15-20%, отечественная литература ХХ века (В.А. Жуковский, И.А. Крылов, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Ф.И. Тютчев, А.А. Фет, Н.А. Некрасов, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, С.А. Есенин, В.В. Маяковский, классиков советской детской и произведения современной отечественной литературы) — 40-45%, национальная литература (в переводе и на русском языке и с учетом многонационального характера России) — 10%, зарубежная литература — 20% учебного времени, справочно-энциклопедическая литература.
Произведения выдающихся представителей русской литературы. Жанровое разнообразие предлагаемых к изучению произведений: малые фольклорные жанры, народная сказка; литературная сказка; рассказ; повесть; стихотворение; басня.
Основные темы детского чтения: произведения о Родине, о природе, о труде, о детях, о взаимоотношениях людей, добре и зле; о приключениях и др.
При этом в среднем литературный материал представлен по этапам обучения следующим образом: 1-2 год обучения — фольклор (малые фольклорные формы, сказки); отечественная литература (сказки, стихотворения, рассказы); 3-4 год обучения — фольклор, литературная сказка; отечественная и зарубежная художественная и научно-познавательная литература XIX-XX веков (рассказы, стихотворения, повести); приключенческая, историческая, справочная книга, энциклопедии.
Система работы по литературному чтению предусматривает специальное обучение деятельности с книгами, что формирует ученика как читателя, обладающего читательской самостоятельностью.
Эта работа проводится систематически. Одним из ее направлений является обучение младших школьников работе со словарями, справочниками, энциклопедиями разных видов, каталогами библиотеки, что также нашло отражение в содержании примерной программы.
Изучение литературного чтения направлено на достижение следующих целей:
развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.
Представленные программы свидетельствуют о следующих тенденциях в начальном обучении чтению: усиливается внимание к литературному образованию младшего школьника, к художественному и творческому развитию личности ребенка; происходит реализация комплексных задач обучения (обучение навыку чтения, речевое развитие, первоначальное литературное образование и развитие, развитие творческой деятельности детей в связи с чтением книг и т.д.). Каждая из программ интересна по-своему, и право учителя — выбрать для своей работы одну из них.
Далле автор настоящего исследования представляет конспект урока, посвященного изучению сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»
Вывод:
Сказка А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» — один из самых сложных и загадочных пушкинских текстов. У сказки мифологические истоки. Эта сказка — самая эпическая из всех, самая монументальная и по своему обличию очень близка к фольклору. Это история-притча в стихах, созданная по законам волшебного жанра, это волшебная сказка, построенная на основе бытовой (бытоописание из жизни простых крестьян). Однако, в пушкинской сказке судьба старика отделена от судьбы старухи; он так и остается простым крестьянином-рыбаком, и чем выше старуха поднимается по «социальной лестнице», тем тяжелее становится гнет, испытываемый стариком. Старуха у Пушкина наказана не за то, что она хочет жить барыней или царицей, а за то, что, ставши барыней, она бьет и «за чупрун таскает» своих слуг, мужа-крестьянина посылает служить на конюшню; ставши царицей, она окружена грозной стражей, которая чуть не изрубила топорами ее старика, владычицей морскою она хочет быть для того, чтобы рыбка золотая служила ей и была у ней на посылках. Это придает сказке Пушкина глубокий прогрессивный смысл.
В заключение необходимо подчеркнуть, что пушкинские сказка произвели «коперникрвский переворот» в русской детской литературе. Они вывели ее на единственно плодотворный путь. Обратившись к фольклору, Пушкин чутьем гениального художника сделал свой цикл не только, взрослым, но и детским чтением. Глубокое социальное, нравственное, философское содержание его сказок, отсутствие морализирования, блестящая поэтическая форма впервые в комплексе решали эстетические, воспитательные задачи, соединенные с познанием народной жизни, народного духа. Эта цель была достигнута исключительно средствами искусства, самой поэзии без нарочитого резонерства и скучной нравоучительности. Автор как бы дает возможность читателю самому сделать вывод из ситуации описанной в сказке.
Именно благодаря всем названным особенностям, «Сказка о рыбаке и рыбке» входит во все авторские программно — методические материалы по чтению в начальной школе. Творчество А.С. Пушкина изучается школьниками на протяжении всего периода обучения в школе с младших до старших классов, от сказок до более сложных произведений. Поэтому именно в начальной школе необходимо привить интерес к классической русской поэзии.
Обновлено: 02.11.2021 14:30:50
Александр Сергеевич Пушкин несомненно гениальный поэт, помимо этого он поразительно тонко чувствовал человеческую природу, суть отношений между мужчиной и женщиной, отлично владел пером и прекрасно передавал сложные вещи, даже путем написания детских сказок.
«Сказка о рыбаке и Золотой рыбке» одно из таких произведений. Ребенку оно дает веру в чудеса и порицание жадности, а взрослый может в ней увидеть намного больше граней. Поэтому чтение этого поэтического творения великого русского поэта может стать актуальным в любом возрасте.
Вспомним содержание сказки
На морском побережье живет пожилая супружеская пара, уровень жизни которой весьма и весьма скромный. Старик занят ловлей рыбы, которая составляет основу их пропитания, а его супруга целыми днями прядет пряжу.
События начинают разворачиваться после возвращения старика с неудачного промысла. В этот день ему не пришлось поймать ничего, кроме одной рыбки. Рыбка была золотой и что самое удивительное – говорила со стариком человеческим голосом, попросив его отпустить ее назад в море, при этом обещая старику выполнить любые его желания. По простоте сердечной и из жалости старик отпускает рыбку, не взяв с нее выкупа, то есть даром.
Услышав о такой непрактичности своего мужа, старуха начинает бранить его, настаивая, чтобы тот хотя бы взял с рыбки новое корыто, так как старое совсем пришло в негодность. Претензия была выражена непрактичному мужу на примере первого, что попалось на глаза вредной жены. Старик, опять же по простоте сердечной, послушно идет к морю и просит рыбку о корыте, которое вскорости и получает старуха.
Почуяв, что она «поймала удачу за хвост» старуха начинает выказывать постоянно растущие аппетиты и амбиции. Она непрестанно требует повышение своего материального благополучия и социального статуса. Последовательно становясь из зажиточной крестьянки – дворянкой, а потом и вовсе восседает на монаршем троне став царицей. По мере роста амбиций растет и надменность по отношению к мужу, повелительный тон и явное услаждение властью.
Прерывается это все быстрее, чем развивалось. Когда ослеплённая своими страстями старуха требует рабского подчинения ей самой Золотой рыбки и услужения у неё на посылках, а себе трон Владычицы Морской все возвращается «на круги своя» и старуха остается у разбитого корыта. Вернувшись в свою «исходную точку», — покосившуюся землянку на берегу моря.
В чём суть сказочного повествования
Интерпретировать для себя и окружающих это многогранное произведение бессмертного автора можно широко и по-разному. Попробуем охватить большинство известных толкований произведения, для начала перечислив их.
-
Мотивы религиозно – метафизической философии.
-
Пример неудачных супружеских отношений.
-
Морально – психологическая притча.
-
Политические мотивы времен А.С. Пушкина.
Начнем с наиболее сложной трактовки, религиозно – метафизической философии. На примере работы современной философской школы кратко опишем эти мотивы, заключённые в сказке. Здесь сокрыт смысл искушения человека властью и могуществом
Ссылкой на религиозный, христианский подтекст сказки служит указание на то, что «они жили в ветхой землянке тридцать лет и три года». Дата в 33 года указывает на дату возраста Христа, когда он сталкивается с дьявольским искушением и подвергается, в том числе искушению властью.
«Старик» представлен в сказке как Чистый разум, или по-другому Ум, который не связывает себя земными попечениями, благодаря чему легко преодолевает это искушение, сразу отказавшись от предложенного Рыбкой выкупа. «Старуха» представляет собой, с позиции христианского взгляда, неразумную душу охваченную желаниями и поэтому он испивает чашу искушений сполна. Сами искушения, по своей сути и были предназначены ей, — душе человеческой, потенциально преисполненной непокорности и страстными пожеланиями.
Исходя с позиций мирского здравого смысла и общепринятой морали «старика» можно упрекнуть в рабской покорности и отсутствии воли, а вот с точки зрения христианских добродетелей он являет истинное смирение, — которое есть источник добродетелей. Этим отречением от благ «мира сего» он проявляет высшую премудрость, стоящую над человеческими умозаключениями.
«Старуха» же, будучи его супругой, то есть «второй половиной» показывает читателю пример того как страстное искушение властью и могуществом делает её почти безумной, что приводит её на путь богоборчества. Хотя у Пушкина эта идея выражена в завуалированной форме, но, по сути, её желание подчинить себе ту, что выполняет все её повеления, есть идея присвоить себе качества божества. Сюжет для своего произведения Пушкин взял из сказки братьев Гримм «О рыбаке и его жене», написанной в 1812 году, в этой сказке старуха заявляет прямо «я хочу стать богом!» и повелевать Солнцем и Луной.
В произведении великого русского поэта эта идея выведена на уровень амбиций «старухи» в отношении «золотой рыбки», но смысл самого искушения от этого не поменялся. Стремление человека присвоить себе место божества противоречит его естеству, ведь люди не в состоянии исправить свою природу и не могут менять природу вещей. Такие попытки обрекают человека на провал и несут за собой неизменное наказание за гордыню – грех, который первым вошел в сатану.
Параллелью с этим идет указание на то, что властолюбие ведет к обрушению иерархии патриархального уклада русского самодержавного государства, где власть является наследственным институтом. Претензии «старухи» без всяких оснований, сначала на то, чтобы стать «вольной царицей», а потом вообще «владычицей морской» – это прообраз бунта.
Эти нарушения иерархии земной власти, основанной на законах небесных, должны были бы привести к суровой каре, но в сказке все возвращается для главных героев к их «разбитому корыту». Для «старухи» — это, несомненно, тяжкое наказание, через стремительное падение после такого вознесения. Что касается «старика», то и его постигает возвращение к жалкому своему началу и необходимости переосмысливать произошедшее, да и корыто вновь остается разбитым и вопрос с ним придется решать. Читатель переживает эти поучительные драматические события, для того, чтобы обдумать все причины нестроений между умом и душой человеческой и сделать выводы для себя.
Как пример неудачных супружеских отношений, это можно рассматривать, если осмыслить неспособность мужа «старика» создать семье даже минимальное материальное благосостояние. Символом крайней бедности в повествовании служит «разбитое корыто». Такие нищенские условия жизни неизбежно создают конфликтную ситуацию между женой и мужем. Ещё более обостряются отношения в семье, когда «старик» не воспользовался шансом решить имеющиеся материальные проблемы и отказался воспользоваться предложенным рыбкой выкупом.
Что стало причиной такого отказа? Видимо перед ним не стоит цель улучшить свое материальное положение, его и так все устраивает. Вполне возможно, он просто испугался такого «волшебного» решения вопроса «говорящей рыбой» и проявил свойственную ему всегда нерешительность спрашивать о чем-то и тем более просить.
Старик продемонстрировал полную воздержанность и крайнюю форму нестяжательного отношения в своих желаниях, которые свойственны традиционной общности народов самодержавной России и сложившемуся у них мировоззрению. Даже сейчас большая часть современных россиян воспринимают деньги, гордость и власть как признак зла, хотя в западной парадигме мира именно эти составляющие являются стимулом к благополучию в материальном плане и достижению свободы и независимости.
Эту ситуацию в сказке можно рассматривать как проблемную составляющую социально – родового уровня традиционного сознания, влекущие за собой такую ситуацию в частности как бедность в большинстве семей и в большей части общества в целом. С этим и связана большая часть жизненных неурядиц в семейно-бытовом плане.
Морально – психологическая притча, изложенная в сказке, может быть рассмотрена через умозаключения философии Канта и некоторого, почти тибетского Дзен – буддизма. «Старик» стремится к состоянию «покоя», но при этом, из-за неимения иных желаний, его собственная воля крайне слаба. По причине практического отсутствия собственной воли, его поведение подчинено воли «старухи», которая является его половиной.
С психоаналитической точки зрения «старик» является воплощением «чистого ума», ясно понимающего законы мироздания. Он стоически принимает его данность. «Старик» согласен с его четким, неизменным порядком, не противится и не оспаривает ничего, а лишь служит пожеланиям других, выполняя их повеления. Хотя это и похоже на высшую мудрость, но автор его при этом называет «невежей», потому как он не постиг «науки» о необходимости «знать свое место». В этом контексте автор выражает мнение, сложившееся в народной среде, которое и возводится в мораль сказки.
Мораль обращена к «старику», а не к «старухе» по причине того, что он должен как глава обуздать её безумные «хотелки» и безграничные желания. Для этого «ум» должен обладать сильной волей. Говоря языком Канта,- чистый разум должен быть облечен в практичность и являть самовластие. Для того, чтобы «старик» понял это сказка возвращает его к «разбитому корыту», в его исходное состояние, для новой попытки переосмыслить жизнь и начать все сначала исходя из полученной «горькой науки» жизнью.
«Старик» — ум должен усвоить, чтобы жить со «своею старухой» — желаниями, чувствами и эмоциями, главный урок, — гармония и счастье в жизни зависит от согласия между умом и желаниями. Для этого ум должен стать деятельным. Это подразумевает четкое знание того, что он хочет и как это может повлиять на дальнейшее развитие событий, а все желания должны быть осмысленными. В противном случае неизбежен постоянный кризис, — бездеятельный ум становится источником неясных и многих беспокойств, телесных страданий и материальных потерь. Неразумные и безудержные желания, в этом случае, только умножают скорби и сделают бремя потерь неподъемным.
Осознанный подход к принятию необходимости единства ума и желаний, — путь духовного взросления, как для самого человека, так и по отношению ко всему сообществу людей. Понимание этой необходимости приводит к гармонии самосознания личности и отношений в социуме. Согласно философии другого немецкого ученого Макса Вебера.
Сказка задает собой модель архетипа личности человека:
-
Созерцательный, «чистый ум» по Канту – это старик
-
Желательная, неразумная, подсознательная Душа, как женщина – это старуха.
Суть проблемы, раскрываемой в сказке иносказательно, — перевернутая иерархия власти в человеке и доминирование неразумных Желаний над Умом, который послушно их исполняет. Образ «разбитого корыта» — как образ разлада и раздробленности между безвольным умом и неограниченными и безумными желаниями души. От этого внутреннего состояния человека все переносится во внешние отношения между полами и в социальное неравенство общества.
Что касается политического контекста, то здесь некоторыми критиками прослеживается как внутренняя проблема России погрязшей в углубляющемся кризисе патриархальной иерархичности системы самодержавия. Так и внешнеполитическая обстановка в мире, где роль «золотой рыбки» отводят России, которая призвана проучить «старуху» Англию.
Такая вот на первый взгляд детская, но глубоко разносторонняя сказка великого русского гения Александра Сергеевича Пушкина.
Статья составлена на основании: научной работы доктора философских наук Андрея Мясникова «Современное философское осмысление сказки А.С. Пушкина «О рыбаке и рыбке» и материалов работы педагогов и воспитательной практики сотрудников ЧУ Детский дом «Солнышко» РК domsolnyshko.kz/o-nas/o-detskom-dome/
Оцените статью | |
Всего голосов: 0, рейтинг: 0 |