Сказка о рыбаке и рыбке философский смысл

Многомудрый литрекон рассуждает на тему: что такое справедливость?. аргументы, вступление, заключение, тезисы все это вы найдете в итоговом сочинении.

Многомудрый Литрекон рассуждает на тему: «Что такое справедливость?». Аргументы, вступление, заключение, тезисы — все это Вы найдете в итоговом сочинении. Приятного просвещения!

Вариант 1

(422 слова) Справедливость — это нравственный компас, который указывает человеку правильное направление в жизни. Люди, наделенные им, всегда поступают так, как велят им здравый смысл и моральный кодекс. Главный принцип справедливости: все должны получить по заслугам, ничто не остается без последствий. Его воплощение мы часто видим в литературе, а она отражает реальность.

Например, в произведении А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» наглядно показана вся суть понятия «справедливость». Старуха была злой и алчной женщиной, которой, тем не менее, повезло в жизни. Старик поймал золотую рыбку, которая в благодарность за спасение исполняла все желания героини. Она тут же забыла о муже и сконцентрировалась на власти и богатстве. Своим стариком она помыкала, не жалея грубости и унижений, а рыбку захотела видеть своей рабой. Вот до чего дошли тщеславие и властолюбие старухи! Но волшебница вернула ее с небес на землю. Героиня осталась у разбитого корыта. Это и есть ее честно заработанное место. Рыбка поступила справедливо, отняв награды у недостойной женщины, которая ее даже не спасала. Ее решение логически обоснованно: подарки судьбы развили только дурные наклонности героини и сделали несчастным старика. И вердикт рыбки имеет моральную основу: человек не должен получать то, чего не заслужил.

Более реалистичный пример описал Ф.М. Достоевский в романе «Преступление и наказание». Родион убил двух женщин, повинуясь желанию проверить свои способности. Он думал, что сможет вершить судьбы людей и идти к цели по трупам, однако ошибся и едва не сошел с ума от чувства вины. В чем состояло его заблуждение? Во-первых, он считал, что Алена Ивановна вредит бедным, поэтому ее нужно устранить. Это глупость, ведь никто, кроме ростовщицы, не мог спасти нищего от голодной смерти. Сам же Родион сводил концы с концами только благодаря ее услугам. Кроме того, не Раскольникову решать, кто нужен обществу и куда девать его деньги, это противоречит всем нормам морали. То есть его решение неразумно и безнравственно, а значит, несправедливо, что мы определили по этим двум важнейшим критериям. Во-вторых, никто не может достичь благих целей, убивая людей и грабя их. Цель не соответствует средствам, а значит, человек неизбежно уклонится на своем пути и пойдет по кривой дорожке. Налицо аморальность и неразумность поступка юноши, которые вновь доказывают его неправоту. Осознав все это, Раскольников признал вину и искупил ее раскаянием, получив тюремный срок. Это акт справедливости: за преступлением последовало столь же суровое наказание.

Таким образом, справедливость всегда определяется соответствием логике и морали. Если поступок правильный, его обоснует здравый смысл и поддержит нравственное чутье. А если он плохой, то ему не найти оправдания в этих аспектах. Всегда нужно тщательно продумывать свои действия и сверяться с совестью, которая не даст оступиться.

Вариант 2

(400 слов) «Справедливость — это истина в действии» — говорил Бенджамин Дизраэли. Данное определение полностью отражает природу явления. Когда мы совершаем то, что должно, мы выступаем в защиту правды и имеем всю ее силу. Разум всегда указывает на справедливое решение и обосновывает его, опираясь на моральные каноны. Чтобы составить наиболее полное представление о справедливости, обратимся к литературным примерам.

Вспомним сказку А.С. Пушкина «Руслан и Людмила». Гордая Наина отвергала любовь пастуха, а затем и предложение воина. Девушка была слишком высокомерна и тщеславна, поэтому ее сердце не было способно на любовь. Многие кавалеры пытались добиться ее руки, но она была непреклонна. Неизменно красавица любовалась собой и считала себя лучше всех остальных. Но, как известно, миловидность проходит с годами, и Наина превратилась в уродливую старуху. И тогда ее самый преданный воздыхатель отказался от нее, ведь от прелести возлюбленной не осталось и следа, пока он тщетно старался расположить ее к себе. Отказ стал ударом для героини. Одиночество и старость окончательно испортили ее характер. Но Наина получила по заслугам: одаривая всех безразличием и холодностью, она сама пострадала от этих негативных проявлений. Мир обращался к ней так же, как и она к нему. В этом равенстве положений раскрывается сущность справедливости: как ты относишься к людям, так и они отнесутся к тебе.

Правильное решение всегда соответствует моральным канонам — это важно понимать, чтобы не упустить истину. Это доказывает поучительный пример Ермила Гирина из поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?». Герой служил бургомистром и снискал народную любовь, потому что всегда поступал по совести и не злоупотреблял служебным положением. Для многих он был образцовым человеком, слову которого можно доверять, как своему. Но один соблазн все-таки проник в душу Гирина. Его брата забирали в рекруты. Ему было жаль родственника, и он заменил его имя другим. В армию пошел другой юноша. Ермила подвела привязанность к брату. Ради нее он пожертвовал истиной. Но ведь совесть безразлична к родословной, ее не обмануть. И герой всенародно покаялся в содеянном, он просто не мог больше жить с этим. Он понял, что не может подставлять другого человека даже ради спасения родственника, потому что этот подлог противоречит его нравственным принципам и общим законам морали. Справедливость всегда отвечает требованиям совести.

Таким образом, справедливость — это моральный ориентир, который всегда указывает на истину. Чтобы жить и поступать по совести, чтобы защищать правду, нужно всегда поступать так, как велит этот нравственный абсолют. Только так в мире будет комфортно и безопасно жить, ведь честность и справедливость — самые надежные провожатые в дебрях жизни.

Библиографическое описание:


Тихонов, В. С. Недвижимость старухи в сказке А.С Пушкина «О рыбаке и рыбке»: правда или вымысел? / В. С. Тихонов, С. В. Кокоулина. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2021. — № 3 (44). — С. 6-8. — URL: https://moluch.ru/young/archive/44/2360/ (дата обращения: 06.01.2022).



Сказка о рыбаке и рыбке философский смысл

Совсем недавно я стал первоклассником и научился читать. Одной из первых книг, которую я прочитал самостоятельно, стала «Сказка о рыбаке и рыбке» Александра Сергеевича Пушкина.

Хотя эта сказка была мне знакома, многое в ней стало для меня открытием. Например, некоторые слова, были мне непонятны или даже не знакомы. В том числе названия некоторых домов, в которых, по ходу сказки селилась жадная старуха.

Я задумался — существуют ли эти виды домов или их выдумал автор?Для меня было также важно узнать, если они настоящие — существуют ли они в наши дни, знают ли об этих домах мои одноклассники? А если эти жилища не выдумка? Тогда сказка до сих пор живет вокруг нас? Это я точно не мог оставить без внимания. Так появилось моё исследование.

Я предположил (гипотеза), что разнообразие жилых строений в сказке не является авторским вымыслом, а отражает существующие жилища русского народа

Исходя из гипотезы, я поставил цель: выявить виды жилых помещений, представленных в сказке и доказать их реальное существование

Для достижения цели я поставил и постепенно решал следующие задачи:

– выявил и определил с помощью информационных источников виды жилых строений в сказке А. С. Пушкина;

– определил путем анкетирования уровень представлений моих сверстников о видах строений, представленных в авторской сказке;

– рассмотрел, опираясь на разнообразные информационные источники особенности каждого строения и выяснил, как вид сказочного жилища связан с его назначением;

– путем наблюдений убедился в наличии в нашем городе образов строений, описанных А. С. Пушкиным в сказке;

– создал для моих сверстников мини-словарик с наглядным представлением жилых строений из сказки.


Объект моего исследования

— сказка А.С Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».


Предмет исследования

– жилые строения русского народа в сказке А.С Пушкина.

Самое интересное, что с самых первых лет мы встречаемся с такими словами, как «теремок», «избушка» как в народных, так и в авторских сказках. В беседах с одноклассниками я выяснил, что у всех у нас разные представления о том, как выглядят землянка, изба, терем, палаты. Некоторые вообще не слышали о таких домах. Таким образом, это мешало нам правильно понять смысл сказки, догадаться обо всем, что хотел нам рассказать Александр Сергеевич.

Сказка о рыбаке и рыбке философский смысл

Сказка о рыбаке и рыбке философский смысл Тогда я, как настоящий исследователь стал внимательно изучать другие сказки, в которых встречаются дома, обратился к энциклопедиям, словарям и информации в сети Интернет. Так я узнал о том, что такое землянка, изба, терем и палаты. Понял, что это вовсе не выдумка автора. Эти типы жилых строений реально существовали и существуют сегодня. По тому как росло благосостояние старухи в сказке можно отследить, что каждый тип жилища был предназначен для определенного сословия.

Сказка о рыбаке и рыбке философский смыслСказка о рыбаке и рыбке философский смысл

А также я заметил, что со временем данные строения меняли свое назначение, но общие черты построек из сказки сохранились до наших дней. Кроме того, я вспомнил, что в нашем городе, в Обдорском остроге есть строения, подходящие под описание домов из сказки. Тогда я отправился туда на экскурсию и посмотрел, на какие именно домаиз сказок они похожи. И оказалось, что там есть шестистенные избы и терема. Таким образом, моя гипотеза подтвердилась.

Затем я провел анкетирование одноклассников и спрашивал их, знают ли они что такое землянка, изба, терем и палаты. Я понял что, большая часть моих одноклассников, не знает или сомневается в представлениях о видах данных строений, а значит — это может затруднить восприятие сказки и понимание её смысла. Чтобы мои одноклассники тоже поняли смысл этих словярешил сделать мини-словарик для наглядного представления видов жилищ русского народа, а значит и более полного понимания сказки А. С. Пушкина. Это стало практическим продуктом моей работы.

Задачи, поставленные вначале исследования, я выполнил и цели достиг. Это позволяет сделать мне следующие выводы:

 Жилые помещения в сказке А.С Пушкина не плод фантазии автора, а реально существовавшие строения русского народа. Каждое жилое помещение имело свое особое назначение и предназначалось определенному сословию.

 Жилые строения, представленные в сказке, видоизменялись в соответствии с историческим моментом и географическим положением

 В современном мире названия домов из сказки А.С Пушкина считаются устаревшими, а значит труднодоступными для понимания моих сверстников. Читатель, для понимания замысла сказки, должен точно представлять значение всех слов. (При чтении «Сказки о рыбаке и рыбке» в помощь будет мой наглядный мини- словарь)

 Таким образом, на примере сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» я убедился, что СЛОВО тоже может являться «музейным экспонатом» и бережно хранить память о прошлом. Надо только учиться это видеть!

Обновлено: 02.11.2021 14:30:50

Александр Сергеевич Пушкин несомненно гениальный поэт, помимо этого он поразительно тонко чувствовал человеческую природу, суть отношений между мужчиной и женщиной, отлично владел пером и прекрасно передавал сложные вещи, даже путем написания детских сказок.

«Сказка о рыбаке и Золотой рыбке» одно из таких произведений. Ребенку оно дает веру в чудеса и порицание жадности, а взрослый может в ней увидеть намного больше граней. Поэтому чтение этого поэтического творения великого русского поэта может стать актуальным в любом возрасте.

Сказка о рыбаке и рыбке: чему учит, смысл, суть.

Вспомним содержание сказки

На морском побережье живет пожилая супружеская пара, уровень жизни которой весьма и весьма скромный. Старик занят ловлей рыбы, которая составляет основу их пропитания, а его супруга целыми днями прядет пряжу.

События начинают разворачиваться после возвращения старика с неудачного промысла. В этот день ему не пришлось поймать ничего, кроме одной рыбки. Рыбка была золотой и что самое удивительное – говорила со стариком человеческим голосом, попросив его отпустить ее назад в море, при этом обещая старику выполнить любые его желания. По простоте сердечной и из жалости старик отпускает рыбку, не взяв с нее выкупа, то есть даром.

Услышав о такой непрактичности своего мужа, старуха начинает бранить его, настаивая, чтобы тот хотя бы взял с рыбки новое корыто, так как старое совсем пришло в негодность. Претензия была выражена непрактичному мужу на примере первого, что попалось на глаза вредной жены. Старик, опять же по простоте сердечной, послушно идет к морю и просит рыбку о корыте, которое вскорости и получает старуха.

Почуяв, что она «поймала удачу за хвост» старуха начинает выказывать постоянно растущие аппетиты и амбиции. Она непрестанно требует повышение своего материального благополучия и социального статуса. Последовательно становясь из зажиточной крестьянки – дворянкой, а потом и вовсе восседает на монаршем троне став царицей. По мере роста амбиций растет и надменность по отношению к мужу, повелительный тон и явное услаждение властью.

Прерывается это все быстрее, чем развивалось. Когда ослеплённая своими страстями старуха требует рабского подчинения ей самой Золотой рыбки и услужения у неё на посылках, а себе трон Владычицы Морской все возвращается «на круги своя» и старуха остается у разбитого корыта. Вернувшись в свою «исходную точку», — покосившуюся землянку на берегу моря.

В чём суть сказочного повествования

Интерпретировать для себя и окружающих это многогранное произведение бессмертного автора можно широко и по-разному. Попробуем охватить большинство известных толкований произведения, для начала перечислив их.

  1. Мотивы религиозно – метафизической философии.

  2. Пример неудачных супружеских отношений.

  3. Морально – психологическая притча.

  4. Политические мотивы времен А.С. Пушкина.

Начнем с наиболее сложной трактовки, религиозно – метафизической философии. На примере работы современной философской школы кратко опишем эти мотивы, заключённые в сказке. Здесь сокрыт смысл искушения человека властью и могуществом

Ссылкой на религиозный, христианский подтекст сказки служит указание на то, что «они жили в ветхой землянке тридцать лет и три года». Дата в 33 года указывает на дату возраста Христа, когда он сталкивается с дьявольским искушением и подвергается, в том числе искушению властью.

«Старик» представлен в сказке как Чистый разум, или по-другому Ум, который не связывает себя земными попечениями, благодаря чему легко преодолевает это искушение, сразу отказавшись от предложенного Рыбкой выкупа. «Старуха» представляет собой, с позиции христианского взгляда, неразумную душу охваченную желаниями и поэтому он испивает чашу искушений сполна. Сами искушения, по своей сути и были предназначены ей, — душе человеческой, потенциально преисполненной непокорности и страстными пожеланиями.

Исходя с позиций мирского здравого смысла и общепринятой морали «старика» можно упрекнуть в рабской покорности и отсутствии воли, а вот с точки зрения христианских добродетелей он являет истинное смирение, — которое есть источник добродетелей. Этим отречением от благ «мира сего» он проявляет высшую премудрость, стоящую над человеческими умозаключениями.

«Старуха» же, будучи его супругой, то есть «второй половиной» показывает читателю пример того как страстное искушение властью и могуществом делает её почти безумной, что приводит её на путь богоборчества. Хотя у Пушкина эта идея выражена в завуалированной форме, но, по сути, её желание подчинить себе ту, что выполняет все её повеления, есть идея присвоить себе качества божества. Сюжет для своего произведения Пушкин взял из сказки братьев Гримм «О рыбаке и его жене», написанной в 1812 году, в этой сказке старуха заявляет прямо «я хочу стать богом!» и повелевать Солнцем и Луной.

В произведении великого русского поэта эта идея выведена на уровень амбиций «старухи» в отношении «золотой рыбки», но смысл самого искушения от этого не поменялся. Стремление человека присвоить себе место божества противоречит его естеству, ведь люди не в состоянии исправить свою природу и не могут менять природу вещей. Такие попытки обрекают человека на провал и несут за собой неизменное наказание за гордыню – грех, который первым вошел в сатану.

Параллелью с этим идет указание на то, что властолюбие ведет к обрушению иерархии патриархального уклада русского самодержавного государства, где власть является наследственным институтом. Претензии «старухи» без всяких оснований, сначала на то, чтобы стать «вольной царицей», а потом вообще «владычицей морской» – это прообраз бунта.

Эти нарушения иерархии земной власти, основанной на законах небесных, должны были бы привести к суровой каре, но в сказке все возвращается для главных героев к их «разбитому корыту». Для «старухи» — это, несомненно, тяжкое наказание, через стремительное падение после такого вознесения. Что касается «старика», то и его постигает возвращение к жалкому своему началу и необходимости переосмысливать произошедшее, да и корыто вновь остается разбитым и вопрос с ним придется решать. Читатель переживает эти поучительные драматические события, для того, чтобы обдумать все причины нестроений между умом и душой человеческой и сделать выводы для себя.

Как пример неудачных супружеских отношений, это можно рассматривать, если осмыслить неспособность мужа «старика» создать семье даже минимальное материальное благосостояние. Символом крайней бедности в повествовании служит «разбитое корыто». Такие нищенские условия жизни неизбежно создают конфликтную ситуацию между женой и мужем. Ещё более обостряются отношения в семье, когда «старик» не воспользовался шансом решить имеющиеся материальные проблемы и отказался воспользоваться предложенным рыбкой выкупом.

Что стало причиной такого отказа? Видимо перед ним не стоит цель улучшить свое материальное положение, его и так все устраивает. Вполне возможно, он просто испугался такого «волшебного» решения вопроса «говорящей рыбой» и проявил свойственную ему всегда нерешительность спрашивать о чем-то и тем более просить.

Старик продемонстрировал полную воздержанность и крайнюю форму нестяжательного отношения в своих желаниях, которые свойственны традиционной общности народов самодержавной России и сложившемуся у них мировоззрению. Даже сейчас большая часть современных россиян воспринимают деньги, гордость и власть как признак зла, хотя в западной парадигме мира именно эти составляющие являются стимулом к благополучию в материальном плане и достижению свободы и независимости.

Эту ситуацию в сказке можно рассматривать как проблемную составляющую социально – родового уровня традиционного сознания, влекущие за собой такую ситуацию в частности как бедность в большинстве семей и в большей части общества в целом. С этим и связана большая часть жизненных неурядиц в семейно-бытовом плане.

Морально – психологическая притча, изложенная в сказке, может быть рассмотрена через умозаключения философии Канта и некоторого, почти тибетского Дзен – буддизма. «Старик» стремится к состоянию «покоя», но при этом, из-за неимения иных желаний, его собственная воля крайне слаба. По причине практического отсутствия собственной воли, его поведение подчинено воли «старухи», которая является его половиной.

С психоаналитической точки зрения «старик» является воплощением «чистого ума», ясно понимающего законы мироздания. Он стоически принимает его данность. «Старик» согласен с его четким, неизменным порядком, не противится и не оспаривает ничего, а лишь служит пожеланиям других, выполняя их повеления. Хотя это и похоже на высшую мудрость, но автор его при этом называет «невежей», потому как он не постиг «науки» о необходимости «знать свое место». В этом контексте автор выражает мнение, сложившееся в народной среде, которое и возводится в мораль сказки.

Мораль обращена к «старику», а не к «старухе» по причине того, что он должен как глава обуздать её безумные «хотелки» и безграничные желания. Для этого «ум» должен обладать сильной волей. Говоря языком Канта,- чистый разум должен быть облечен в практичность и являть самовластие. Для того, чтобы «старик» понял это сказка возвращает его к «разбитому корыту», в его исходное состояние, для новой попытки переосмыслить жизнь и начать все сначала исходя из полученной «горькой науки» жизнью.

«Старик» — ум должен усвоить, чтобы жить со «своею старухой» — желаниями, чувствами и эмоциями, главный урок, — гармония и счастье в жизни зависит от согласия между умом и желаниями. Для этого ум должен стать деятельным. Это подразумевает четкое знание того, что он хочет и как это может повлиять на дальнейшее развитие событий, а все желания должны быть осмысленными. В противном случае неизбежен постоянный кризис, — бездеятельный ум становится источником неясных и многих беспокойств, телесных страданий и материальных потерь. Неразумные и безудержные желания, в этом случае, только умножают скорби и сделают бремя потерь неподъемным.

Осознанный подход к принятию необходимости единства ума и желаний, — путь духовного взросления, как для самого человека, так и по отношению ко всему сообществу людей. Понимание этой необходимости приводит к гармонии самосознания личности и отношений в социуме. Согласно философии другого немецкого ученого Макса Вебера.

Сказка задает собой модель архетипа личности человека:

  1. Созерцательный, «чистый ум» по Канту – это старик

  2. Желательная, неразумная, подсознательная Душа, как женщина – это старуха.

Суть проблемы, раскрываемой в сказке иносказательно, — перевернутая иерархия власти в человеке и доминирование неразумных Желаний над Умом, который послушно их исполняет. Образ «разбитого корыта» — как образ разлада и раздробленности между безвольным умом и неограниченными и безумными желаниями души. От этого внутреннего состояния человека все переносится во внешние отношения между полами и в социальное неравенство общества.

Что касается политического контекста, то здесь некоторыми критиками прослеживается как внутренняя проблема России погрязшей в углубляющемся кризисе патриархальной иерархичности системы самодержавия. Так и внешнеполитическая обстановка в мире, где роль «золотой рыбки» отводят России, которая призвана проучить «старуху» Англию.

Такая вот на первый взгляд детская, но глубоко разносторонняя сказка великого русского гения Александра Сергеевича Пушкина.

Статья составлена на основании: научной работы доктора философских наук Андрея Мясникова «Современное философское осмысление сказки А.С. Пушкина «О рыбаке и рыбке» и материалов работы педагогов и воспитательной практики сотрудников ЧУ Детский дом «Солнышко» РК domsolnyshko.kz/o-nas/o-detskom-dome/

Оцените статью

 

Всего голосов: 0, рейтинг: 0

  • Сказка о рыбаке и рыбке толкование слов
  • Сказка о рыбаке и рыбке текст полностью читать бесплатно крупным шрифтом
  • Сказка о рыбаке и рыбке смысл и мораль для детей
  • Сказка о рыбаке и рыбке старинные слова
  • Сказка о рыбаке и рыбке смысл заглавия