С 12 октября по 2 ноября 2021 года проходит Олимпиада Учи.ру по литературе для учеников 1–9 классов, которая проходит . Увлекательное онлайн-состязание проверяет знания по русской литературе и фольклору, начитанность, эрудированность и понимание литературных жанров.
Предлагаем вам ответы на вопросы Олимпиады Учи.ру по литературе для учеников 1, 2, 3 и 4 классов.
Ответы на Олимпиаду Учи.ру 2021 по литературе для 1, 2, 3 и 4 классов
Чтобы участвовать, нужно зарегистрироваться на Учи.ру или получить логин и пароль от учителя. Если они у вас уже есть, просто войдите на платформу На решение заданий дается час Количество набранных баллов будет известно сразу после завершения олимпиады. Соревнование популяризирует русский язык и литературу среди школьников. Игровые задания поддерживают интерес к предмету и помогают лучше усваивать информацию.
В зависимости от результатов ученики могут получить сертификат, грамоту или диплом, учителя — благодарственные письма.
И не думайте даже о списывании ответов, ведь: «Олимпиада создана для школьников, и мы ждем, что ученики будут решать задачи самостоятельно. Алгоритмы помогают нам определить, выполнял ребенок задания сам или ему помогали взрослые.»
Сказки
Перед тобой три сказки. Реши загадку в каждой из них. Нажимай на выделенную область и дополни сюжет недостающим предметом.
1 класс
1 — сказка Здесь изображён сюжет народной сказки «Лиса и журавль». Надо поставить кувшин с длинным горлом.
2 — сказка Здесь изображён сюжет народной сказки «Гуси-лебеди». Надо поставить яблоню.
3 — сказка Здесь изображён сюжет народной сказки «Снегурочка». Надо поставить костёр.
2 класс (все сказки из 1 класса и одна дополнительная)
4 — Здесь изображён сюжет сказки В. Катаева «Цветик-семицветик». Надо поставить вязанку баранок
3 и 4 классы (сказки, которые были ранее в 1 и 2 классе В. Катаева «Цветик-семицветик» и народной сказки «Снегурочка» и добавили ещё две)
5 — Здесь изображён сюжет сказки В. Гаршина «Лягушка-путешественница». Надо поставить лягушку на веточке
6 — Здесь изображён сюжет стихотворения Н. А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы». Надо поставить лодку с зайцами
Книжные памятники
Прочитай слова персонажей и выбери значения выделенных устаревших слов.
1 класс
1-ое слово
О горе тебе, бедный человек! …
Как не выпадут зеницы твои вместе со слезами!
Как не вырвется сердце твое с корнем!
Житие Александра Невского
Ответ: Зеницы — это глаза
2-ое слово
Уста же свои открывает с мудростью, с достоинством говорит языком своим.
Повесть временных лет
Ответ: Уста — это губы, рот
3-е слово
И сказал ему один кудесник: «Князь! От коня твоего любимого, на котором ты ездишь, — от него тебе и умереть!»
Повесть временных лет
Ответ: Кудесник — это шаман, колдун
2 класс (все слова из 1 класса и одно дополнительное)
4 слово
И была сеча жестокая, и стоял треск от ломающихся копий и звон от ударов мечей…
Житие Александра Невского
Ответ: Сеча — это сражение
3 и 4 классы (все слова из 1 и 2 класса и одно дополнительное)
5 слово
И собрал силу великую, и наполнил многие корабли полками своими, двинулся с огромным войском, пыхая духом ратным.
Житие Александра Невского
Ответ: Ратный — это боевой
Краткое содержание
Ребята рассказывают тебе краткие содержания стихов, рассказов и сказок. Нажимай на аватарки и определяй, где какое произведение.
1 класс
1 Зимняя история о споре трёх друзей. «Заколдованная буква», В. Ю. Драгунский
2 Сказка о том, как важно поддерживать в доме чистоту и порядок. «Федорино горе», К. И. Чуковский
3 История о настоящей доброте и отзывчивости. «Доктор Айболит», К. И. Чуковский
4 Любое дело по плечу, если взяться за него всем вместе, дружно. «Репка», русская народная сказка
2 класс
Один мальчик стал вежливее и наладил отношения с окружающими. «Волшебное слово», В.А. Осеева
История о том, как жадность может всё испортить. «Сказка о рыбаке и рыбке, А.С. Пушкин
История о трусости и храбрости, о лени и упорстве. «Две лягушки», Л. Пантелеев
Зимняя история о споре трёх друзей. «Заколдованная буква», В.Ю. Драгун
3 и 4 классы (две сказки из 2 класса «Волшебное слово», В.А. Осеева, «Сказка о рыбаке и рыбке и А.С. Пушкин и добавились три новые)
История о тяге мальчика к знаниям. «Филипок», Л.Н. Толстой
Невозможно что-то делать вместе, когда каждый делает по-своему и не слушает других. «Лебедь, рак и щука», И. А. Крылов
Рассказ о том, что нельзя брать чужое без спроса и врать. «Огурцы», H. H. Hocoв
Средства выразительности
Фразеологизм — устойчивое сочетание слов с особым значением.
Значение фразеологизма не складывается из значений составляющих его слов.
Например, «водить за нос» значит «обманывать».
Раскрась картинку. Для этого выбирай фразеологизмы в текстах.
1 и 2 классы
1 — А С. Пушкин, «Сказка о рыбаке и рыбке» — белены объелась
Испугался старик, взмолился :
«Что ты, баба, белены объелась ?…».
Осердилася пуще старуха,
По щеке ударила мужа.
« Как ты смеешь, мужик, спорить со мною,
Со мною, дворянкой столбовою?…»
2 — Сказка «Про глупого змея и умного солдата» — спуску не дадут!
— Что, что они кричат? Никак я не разберу.
— А то и кричат, что сейчас за тебя примутся!
«Ну, — думает змей, — коли в этих местах малые ребята таковы, то взрослые и подавно спуску не дадут!»
3 — А С. Пушкин, «Сказка о царе Салтане» — Не по дням, а по часам.
Бочка по морю плывёт.
Словно горькая вдовица,
Плачет, бьётся в ней царица;
И растёт ребёнок там
Не по дням, а по часам.
3 и 4 классы (всё тоже, как в 1 и 2 классе и ещё один фразеологизм)
4 — М. Зощенко, «Великие путешественники» — куда Макар телят не гонял
Наконец мы задремали.
Я проснулся от того, что Лёля теребила меня за плечи.
Было раннее утро. И солнце ещё не взошло. Лёля шёпотом сказала мне:
— Минька, пока Степка спит, давай
повернём его ноги в обратную сторону.
А то он заведёт нас, куда Макар телят не гонял.
Жанры
Ода — торжественное стихотворение в честь значительного события или человека.
Былина — народная песня-сказание о героических событиях и подвигах.
К каким жанрам может относиться произведение, о котором говорит персонаж? Выбери один или несколько ответов.
1 и 2 классы
Богатырь: «Я появляюсь в произведении-сказании о моих подвигах». — Былина, Сказка
Змей Горыныч: «Я появляюсь в произведении, где есть волшебные существа». — Былина, Сказка
Свинья: «Я изображаю человека и какую-то черту его характера в нравоучительном рассказе или стихотворении». — Басня
3 и 4 классы (остались Змей Горыныч и Свинья, добавился ещё один персонаж)
Девушка: «Я появляюсь в небольшом прозаическом произведении». — Рассказ, Новелла
Писатели спрятались
Выбери среди слов фамилию писателя и название одного из его произведений. Название может состоять из двух и более слов.
Образец: Мы поехали в Пушкин. Маме и няне там нравится.
Ответ: Пушкин, Няня
1 класс
Вокруг дома была живая изгородь. на каждом герое была шляпа, А вместо носов я нарисовал точки.
Ответ: Носов «Живая шляпа»
2 класс (остался Носов и ещё одного добавили)
На старый новый год дед и внучек нашли в толстой книге бабушкину записку.
Ответ: Толстой «Старый дед и внучек»
3 и 4 классы (остался Носов, Толстой и ещё одного добавили)
Здесь небезопасно: вблизи города больше нет волков и медведей, но напротив изумрудного берега живёт злой волшебник.
Ответ: Волков «Волшебник Изумрудного города»
Тайный автор
Тебе предстоит найти Тайного автора. Читай факты о писателях и убирай одного из них на каждом шаге, чтобы в конце остался Тайный автор.
1 класс
Убери автора, который написал «Сказку о рыбаке и рыбке». — A. С. Пушкин
Убери автора, который написал книги о Незнайке. — Н. Н. Носов
Убери автора, который прославился своими баснями. — И. А. Крылов
Убери автора, на основе произведений которого были созданы мультфильмы студии Уолта Диснея. — X. К. Андерсен
Ответ: Тайный автор — это А. Л. Барто
2 класс (всё тоже самое, как в 1 классе, но добавляется ещё один автор)
Убери автора, который написал повесть о жизни детей во время Великой Отечественной войны. — B. А. Осеева
3 и 4 классы (всё тоже самое, как во 2 классе, но добавляется ещё один автор)
Убери автора, который в основном писал детские книги о природе и животных. — В. В. Бианки
Исторические книги
Сегодня ты будешь определять, какие книги являются историческими, а какие нет. При решении задачи помни:
В исторической литературе рассказывается о знаменательных событиях прошлого с участием реально существовавших людей.
Нажимай на книги и выбирай, какие являются историческими, а какие нет.
1 класс
1 — A С. Пушкин «Руслан и Людмила» Людмилу похищает злой колдун сразу после свадьбы. Её муж Руслан отправляется на поиски. У колдуна есть шапка-невидимка.
Ответ: Нет, потому что шапки-невидимки не существует.
2 — «Илья Муромец и Соловей-разбойник» Богатырь Илья Муромец отправился воевать с Соловьём-разбойником. От свиста разбойника склоняются леса, осыпаются цветы, падают замертво люди.
Ответ: Нет, потому что разбойника с такими способностями не могло существовать.
3 — B. Ян «Чингисхан» Чингисхан — полководец и основатель Монгольской империи, которая воевала с другой сильной страной.
Ответ: Да, потому что Чингисхан действительно существовал. В книге описаны исторические события.
2, 3 и 4 классы (всё тоже самое, как в 1 классе, но добавляется ещё одна книга)
4 — П. П. Бажов «Медной горы хозяйка» Молодой парень встретил девушку, Хозяйку Медной горы, которая умела превращаться в ящерицу. Она очень помогла парню.
Ответ: Нет, потому что человек не может превращаться в животное.
Рифмы
Выбери два слова на разных карточках так, чтобы они сложились в рифму.
1, 2, 3 и 4 классы
слон — вагон
гроза — лоза
сарафан — банан
былина — калина
монета — кассета
канал — журнал
Сказочная вечеринка
Герои играют в игру. Каждый называет произведение, в котором он появлялся. Название должно начинаться на последнюю букву предыдущего ответа. Чтобы выбрать произведение, нажми на него.
1 класс
Заяц — Листопадничек
Иван-дурак — Конёк-горбунок
Осёл — Квартет
Волк — Три поросёнка
Конь — Алёша Попович и Тугарин Змей
2, 3 и 4 классы (всё тоже самое, как в 1 классе, но добавляется ещё одно произведение)
Баба-Яга — Финист — ясный сокол
Конспект
урока для 2 класса на тему: «А.С. Пушкин « Сказка о рыбаке
и рыбке».
Цель: создать
образовательное пространство для знакомства и понимания учащимися стихотворения
А Пушкина «Зима! Крестьянин торжествуя..»
Задачи
урока: формирование умения к подробному анализу сказки через раскрытие
особенностей композиции, языка, характеристику образов героев литературного
произведения, формирование умения подкреплять цитатами из текста нарисованную
иллюстрацию, формирование навыка выразительного чтения.
Ход
урока
1.
Организационный момент.
2.Активизация
на познавательную деятельность.
О
чем-то скрипит половица,
И
спице опять не спится,
Присев
на кровати, подушки
Уже
навострили ушки.
И
сразу меняются лица,
Меняются
звуки и краски…
Тихонько
скрипит половица,
К
нам снова приходит сказка.
Учитель:
Сегодня мы познакомимся со сказкой А.С. Пушкина « Сказка о золотой рыбке».
Познакомимся с героями этой сказкой.
3.
Изучение нового
Чтение
сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».
А)
Прочитайте название произведения.
—
Что можно узнать из заголовка?
—
Перелистайте страницы учебника, обратите внимание, что сказка не написана
сплошным текстом, а поделена на части.
Каждая
часть – это новая картина или рассказ о новых событиях.
Б)
Первая часть (читает учитель).
Словарная
работа до чтения.
Ветхая
землянка – дом, вырытый в земле, очень старый.
Невод –
рыболовная сеть.
Откуп –
плата.
Простофиля –
глупый, несообразительный человек.
В)
Вторая часть (читают хорошо читающие дети).
Словарная
работа до чтения.
Кликать –
звать.
Пуще –
больше.
Корысть –
выгода.
(
Работа со словарем в учебнике. Объяснение слов выделенных в тексте сказки).
Дворянка
— женщина, у которой много богатства, денег, много слуг.
Работа
над текстом.
—
Расскажите о жизни старика и старуху в начале сказке.
—
Расскажите как изменилась их жизнь после того как старик поймал золотую рыбку.
-Почему
старухе не понравилось, что старик отпустил рыбку.
—
Как вы думаете, хорошо быть жадной?
—
К чему приводит жадность.
-Обрадовалась
ли старуха новому корыту? Что она сказала?
Словарная
работа. Корысть – это когда хотят получить что-нибудь, не отдавая взамен
ничего, бесплатно. Хотят взять все только себе. Таких людей называют
«корыстолюбивые».
—
Можно ли сказать, что старуха корыстолюбива. Обоснуйте свое мнение.
—
Старуха получила корыто. Какое желание исполнила рыбка после этого.
—
Объясните, кто такая дворянка.
Работа
в паре.
—
Как выглядела старуха, после того как стала дворянка. Докажите словами из
текста.
—
Вы сделали вывод, что старуха красиво одета. Она в самой дорогой одежде.
В народе говорят: одежда красит человек. Всегда ли так?
—
Красит ли старуху ее одежда? Обоснуйте свое мнение.
—
Пушкин называет ее старухой. Почему старуха. А не старушка.
Физкультминутка
А сейчас мы
отдохнем,
По тропиночке
пойдем.
Между сосен и
березок,
В Лукоморье
попадем.
Мы глазами
миг-миг;
Мы плечами
чик-чик;
Мы руками
хлоп-хлоп;
Мы ногами топ-топ;
Раз – туда, два –
сюда,
А потом – вокруг
себя
Надо низко
поклониться,
Чтобы в сказке
очутиться
Чтение
«по цепочке».
Словарная
работа.
Чупрун –
чуб.
Е)
Чтение детьми вполголоса.
Работа
над текстом.
Кем
теперь захотела быть старуха?
—
Как старик пытался усовестить, успокоить свою старуху. Докажите словами из
текста. ( Работа в паре).
—
Как старуха относилась к старику и слугам, когда стала богатой?
—
О каких качествах личности старухи говорит ее отношение к старику и слугам?
—
Кто такая царица?
—
Какой должна быть царица?
—
Может ли старуха стать царицей? Обоснуйте свое мнение.
—
Почему рыбка не выполнила последнее желание старухи?
—
Почему народ над старичком насмеялся?
(
Не садись не в свои сани!»
—
Когда так говорят? ( Когда человек не соответствует месту, которое занимает).
—
Как вы думаете, за что золотая рыбка наказала старуху?
—
Если сходство у сказки Пушкина с народными сказками.
Обоснуйте
сой ответ, используя таблицу. (Работа в группах)
Линия (на что обращаем внимание) | Народная сказка | Литературная (авторская) сказка |
Автор (известен или неизвестен) | Автор неизвестен (было много авторов, каждый что-то изменял) | Автор известен |
Время создания | Раньше, более древнее произведение | Позже, может быть современным произведением |
Язык сказки: слова, выражения… | Старинные слова… | Может быть разным (в том числе и современным) |
Вид сказки | Соответствует одному из трёх видов сказок | Может сочетать признаки нескольких видов |
Композиция | Соответствует виду сказки | Иногда автор сохраняет композицию народной сказки, но может |
Смысл сказки (главная мысль) | Добро побеждает зло | Чаще традиционно добро побеждает зло, но могут быть и другие |
—
Какая есть другая народная русская народная сказка, где рыба исполняет желание.
1. Каким в сказке показан старик, а
какой — старуха? Опиши их. Найди строки, которые подтверждают твой ответ.
Старик
робкий, трудолюбивый, добрый, скромный, простой, смирный.
«Отпустил
он рыбку золотую и сказал ей ласковое слово»,
«Не посмел я взять с неё выкуп; так пустил её в синее море»,
«Смилуйся, государыня рыбка»,
«Ей старик с поклоном отвечает»,
«Как увидел старик, испугался, в ноги он старухе поклонился»,
«Не осмелился перечить, не дерзнул поперек слова молвить».
Старуха
скупая, злая, завистливая, жадная, жестокая.
«Старика
старуха забранила»,
«Еще пуще старуха бранится»,
«Дурачина ты, простофиля»,
«На чем свет стоит мужа ругает»,
«На него прикрикнула старуха, на конюшне служить его послала»,
«На него старуха не взглянула, лишь с очей прогнать его велела»,
«Еще пуще старуха вздурила»,
«Хочу быть владычицей морскою, чтоб служить мне рыбка золотая».
2. Подумай, на чьей стороне
симпатии автора. Как мы можем это понять? Обсудите с другом.
Симпатии
автора на стороне старика, автор уважает его скромность и доброту.
3. Можно ли рыбку назвать
благодарной, справедливой, доброй?
Да, можно.
Рыбка от души хотела отблагодарить старика, но ей пришлось наказать злую и
жадную старуху.
4. Сравни начало и конец сказки.
Старуха в
конце сказки осталась у разбитого корыта, как и в ее начале.
5. Какова основная (главная) мысль
сказки? Соотнеси её с пословицами. Какое выражение из сказки часто
употребляется?
Основная
мысль: всему есть предел, нужно уметь довольствоваться тем, что есть.
Пословицы: «Кто малым не доволен, тот большого не достоин»,
«Жадность — всякому горю начало».
Часто
употребляется выражение «Остаться у разбитого корыта».
6. Проследи, как постепенно
менялось море:
море слегка разыгралось;
помутилось синее море;
не спокойно синее море;
почернело синее море;
на море чёрная буря.
Почему так происходило?
С каждым
новым пожеланием старухи море становилось суровее. Старуха не знала меры и
на это реагировала морская стихия.
7. Что было в сказке сначала, что —
потом? Составь план, опираясь на текст. Перескажи.
План для
пересказа:
1. Старик
поймал золотую рыбку
2. Договор с рыбкой
3. Новое корыто
4. Столбовая дворянка
5. Царица
6. Желание быть владычицей морскою
7. Разбитое корыто.
Пересказ
сказки о рыбаке и рыбке
Жили
старик со старухой. Старик каждый день ходил на рыбалку. Однажды он поймал не
простую рыбку, а золотую. Попросила рыбка отпустить ее в море в обмен на
желание. Сжалился старик и выпустил ее просто так. Вернулся старик к
старухе и рассказал о рыбке. Старуха приказала попросить у рыбки новое корыто.
Старик послушался. Рыбка исполнила желание. Старуха захотела стать
столбовой дворянкой, а потом и вовсе царицей. Все выполнила рыбка.
Последним желанием старухи было стать владычицей морскою. Старик попросил это у
рыбки, на что та ничего не ответила и ушла в синее море. Когда рыбак вернулся
домой, то увидел старуху, сидящую у разбитого корыта.
8. Вспомни, как обычно
заканчиваются народные сказки. Что общего у них со сказками А. С. Пушкина?
Составь ответ, используя опорные слова из «Рабочей тетради».
Народные
сказки всегда заканчиваются победой добра над злом, такой конец имеют и сказки
Пушкина. Очень часто в конце народных сказок говорится о пире, пышной
свадьбе. У Пушкина есть и такие концовки.
Например
народная сказка «Белая уточка» заканчивается словами : «стали жить-поживать да
добра наживать», «Сивка-Бурка» имеет конец: «веселым пирком да за свадебку»,
«Василиса Прекрасная»: «там и свадебку сыграли», «Царевна-лягушка»: «Жили
вместе и долго и счастливо». В сказках «О мёртвой царевне и о семи богатырях»
и «О царе Салтане» в конце говорится: «Я там был, мёд, пиво пил, Да усы лишь
обмочил.»
9. Придумай небольшой рассказ,
смысл которого можно было бы выразить словами «Жадность всякому горю
начало».
Коля шел
по улице и вдруг увидел киоск с мороженым. Там проходила дегустация новых
сортов. Продавец предложил бесплатно попробовать мороженое. Коля с радостью
попробовал, а потом еще и еще, пока не попробовал все сорта мороженого по
несколько раз. Когда он пришел домой, у него сильно разболелось горло и
поднялась температура. Коля заболел. Вот так-то, жадность всякому горю
начало.
Рефлексия
учебной деятельности на уроке
Давайте вспомним,
какие цели мы ставили перед собой?
Достигли мы их?
Мы познакомились….
Мы узнали ….
Мы научились….
— На партах у вас
лежат листочки того волшебного дуба из Лукоморья
(жёлтый, зелёный,
коричневый).
-Возьмите листок,
цвет которого выражает ваше настроение и ваше
отношение к нашему
уроку.
Жёлтый цвет-
радостное, светлое, хорошее настроение.
Зелёный цвет —
спокойное, уравновешенное.
Коричневый —
грустное, печальное, тоскливое.
Жёлтый цвет-
радостное, светлое, хорошее настроение.
Зелёный цвет —
спокойное, уравновешенное.
Коричневый —
грустное, печальное, тоскливое.
Жёлтый цвет-
радостное, светлое, хорошее настроение.
Зелёный цвет —
спокойное, уравновешенное.
Коричневый —
грустное, печальное, тоскливое.
— Давайте
прикрепим наши листочки к макету дуба и посмотрим какое общее
настроение нашего
урока у нас складывается.
Тема урока: «А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Чему учит сказка?»
Цель: создание условий для овладения алгоритмом составления словесного портрета героя и использования приобретённых знаний и умений в практической деятельности.
Планируемые результаты
Личностные:
- проявляют интерес к чтению литературных сказок,
- проявляют желание составлять словесный портрет сказочного героя.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
- принимают и сохраняют учебную задачу;
- выполняют учебное задание по алгоритму;
- контролируют и оценивают свои действия в соответствии с поставленной задачей;
- в конце урока объясняют удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой.
Коммуникативные УУД:
- учитывают разные мнения и стремятся к сотрудничеству в рамках учебного диалога,
- используют речевые средства для представления результата деятельности.
Познавательные УУД:
- определяют особенности литературной сказки и обосновывают своё мнение,
- описывают героев сказки и их характер, обосновывают свой мнение,
- сравнивают героев и обосновывают своё мнение.
Предметные:
- читают осознанно, выразительно,
- составляют словесный портрет героев,
- составляют план и пересказывают текст по плану.
Средства достижения планируемых результатов:
- технология критического мышления (приём составления кластера)
- технология проблемного диалога (создание проблемной ситуации)
- технология оценивания учебных успехов
- диалоговый метод
- деятельностный метод
- метод моделирования
- средства ИКТ (ПК, экран, проектор, ЭОР)
Ход урока
- Оргмомент.
Литературное чтение – прекрасный урок,
Много полезного в каждой из строк,
Стих это будет, сказка, рассказ –
Вы учите их – они учат вас!
- Речевая разминка.
Синицы
Зайчик едет на такСИ.
Куда едет, сам спроСИ.
Медведь лежит в густой теНИ,
Его за лапу не тяНИ.
В подарок белочке овЦА
Несёт четыре леденЦА.
Хочу спросить я учениц:
Скажите, сколько здесь синиц?
— Прочитайте медленно хором.
— Ответьте на вопрос стихотворения.
— Прочитайте с вопросительной интонацией.
— А теперь скороговоркой.
- Актуализация знаний
— С какой сказкой познакомились на прошлом уроке? Кто автор сказки?
— Чтобы проверить, внимательно ли вы читали сказку, проведём игру.
(Класс делится на две команды, вопросы обсуждают в команде, один ученик отвечает. За правильный ответ даётся «золотая рыбка». Кто больше наберёт, тот и победил.)
— Где жили старик и старуха? (у синего моря в ветхой землянке)
— С чем первый раз пришёл невод? (с тиной)
— С чем второй раз пришёл невод? (с травой морской)
— Какая труба была на новой избе старика и старухи? (кирпичная, белёная)
— Какие ворота были в новой избе? (дубовые, тесовые)
— В чём стояла старуха дворянка на крыльце? (соболья душегрейка, парчовая корона)
— Что сделала старуха в гневе, когда пожелала стать царицей? (ударила по щеке)
— Что держит стража царицы на плечах? (топорики)
— Что ела за столом старуха-царица? (пряник)
— Куда отправила старуха-дворянка старика работать? (на конюшню)
— Как встретила старика старуха-царица? (выгнала)
- Анализ «сказочных примет»
-Найдите черты сходства и отличия сказки А.Пушкина с народной сказкой.
(Приём ТРКЧП — составление кластера. Фронтальная работа –– по ходу вопросов и обсуждения составляется кластер).
|
|
5. Работа над содержанием сказки, характеристикой её героев.
1) восстановление сюжетной цепочки сказки:
— Вспомним содержание и восстановим события сказки, в этом нам поможет схема
2) Постановка проблемного вопроса?
— Почему старуха осталась у разбитого корыта? Ведь ей рыбка дала все что могла. А могло ли быть иначе?
— Вот он наш главный вопрос.(?)
3) Характеристика героев сказки и анализ их поступков.
— Начнем с героев сказки. Назовите героев сказки. (старик, старуха и рыбка)
— Что вы узнали о них из сказки, расскажите где они жили, чем занимались…
— Что произошло со стариком, когда он в очередной раз пошел рыбу ловить, что его очень удивило, найдите отрывок в сказке и прочитайте его.
— Как вела себя рыбка?
— Почему старик её отпускает, ведь он такого чуда никогда не видел?
— Почему рыбка стала помогать старику?
— Как обращается старик к рыбке в тексте?
— Что он испытывает когда вновь обращается к рыбке? (стыд, растерянность, уважение, страх, почтение)
4) Характеристика старика и старухи, рыбки ( работа в паре по карточкам)
| кроткий сварливый добрый мягкий злобный властный смиренный жадный грубый неуживчивый безропотный бескорыстный покорный |
|
— Какой характер был у старика? У старухи? Соедини стрелочкой героя и слово.
— Покажите свои рисунки.
— А рыбка, какая она, дайте ей характеристику.
5) Отношение автора к героям сказки
— Итак, вот они наши герои, а как автор относится к ним?
— рыбку – любит, гордится ею, восхищается;
— старику – сочувствует, жалеет …
— старуху – осуждает, наказывает от имени рыбки
— Давайте разделим героев на положительных и отрицательных и докажем почему мы так поступили. Оцените поступки героев, кто из них был прав, а кто нет.
— У нас остался еще один герой, на которого мы не обратили наше внимание. Как вы догадались, что рыбка сердится на старуху? Всегда ли море в сказке одинаковое?
6.Физкультминутка.
6) Характеристика моря.
— Море всегда разное, то оно синее, то оно помутилось и…. давайте восстановим последовательность каким было море. (работа по карточке в паре)
— помутилось синее море
— синее море
— видит на море чёрная буря
— море слегка разыгралось
— не спокойно синее море
— почернело синее море
— Молодцы, а теперь найдем отрывок из текста соответствующий каждому виду моря.
— Что помогает нам понять – море? (что оно сердится на старуху)
7) Характеристика героя по плану.
— Прочитайте алгоритм.
— Можно ли считать удачно составленным словесный портрет, если в нём описана только внешность героя? Обоснуйте своё мнение. (работа в парах)
— Составьте словесные портреты старика и старухи из «Сказка о рыба%ке и рыбке» А. С. Пушкина, используя алгоритм составления сло%весного портрета литературного героя. (групповая работа)
— Возвращаемся к нашей схеме.
— Чем заканчивается сказка? Так почему же старуха осталась у разбитого корыта? За что же так наказала её рыбка. Хорошо. Как бы старуха высоко не вознеслась, но добро побеждает зло и старуха наказана за свою жадность и алчность.
— А вы бы не хотели поймать золотую рыбку, чего бы вы попросили у рыбки?
— Чему учит нас эта сказка?
7) Работа с пословицами.
— На примере сказки объясним смысл пословиц:
Много захочешь – последнее потеряешь.
Много желать – добра не видать.
Жадность всякому горю начало.
Ненасытному все мало.
— Сказка была написана почти 300 лет назад, но она до сих пор интересна и не просто интересна, она учат нас жить и правильно поступать.
Кому сегодня понравилось на уроке? Кто об этом уроке расскажет родителям, друзьям. И на память о нашем уроке поймайте золотую рубку, пуст она вам напомнит об уроке, а может кому- нибудь поможет.
7. Итог урока.
Мне сегодня понравилось на уроке…..
Мне было трудно …..
Я узнал, что ….
Оцените свою работу на уроке.
8. Д.З. нарисовать рисунок к понравившемуся отрывку, выучить наизусть
Введение
Конспект урока будет удобен для 5 класса
на уроке литературы, здесь есть цель и задачи, соблюдены этапы урока,
организационный момент, беседа, изучение нового материала, физкультминутка, закрепление,
вопросы, итог урока, домашнее задание.
Конспект урока по литературе для 5 класса
на тему: «Русская литературная сказка»
Цель – выявить различия
авторской сказки от народной.
Задачи:
Обучающие
-организовать деятельность
учащихся по обобщению и систематизации знаний теории литературы;
— выявить различия авторской
сказки от народной
Развивающие
— создать условия для развития
у школьников умений формулировать собственную точку зрения, высказывать и
аргументировать ее;
— создать условия для развития
умения находить в произведении отличительные особенности
Воспитательные— создать условия для формирования жизненной позиции учащихся,
основанной на приоритете добра, любви и взаимовыручке.
Ход урока.
1.
ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ.
Беседа с учащимися.
Здравствуйте,
ребята. Мир литературы в 5 классе мы начинали открывать для себя со знакомства
с народными сказками. А недавно мы познакомились с творчеством писателей,
которые также работали в жанре сказок. Как вы думаете, о чем мы будем сегодня с
вами говорить? Попробуйте сами сформулировать цели урока.
(Дадим определение сказки;
покажем отличия авторской сказки от народной).
2. Основная часть урока.
Итак, ребята, вспомним,
что такое сказка? (Занимательный рассказ о необыкновенных, часто
фантастических событиях и приключениях).
Вспомните, какие сказки мы с
вами уже прочитали? (Называют сказки)
Хорошо, вы перечислили сказки
народные и литературные . Рассмотрим, чем отличаются эти сказки. Как ещё
по-другому называют литературную сказку ? Почему?
(Авторской. У литературной
сказки есть автор, а у народной сказки автора нет, ее создавал народ).
Правильно. В этом и заключено
первое отличие народной сказки от литературной. В какой форме существовала
сказка народная? Почему?
(Когда книгопечатание не было
развито, сказка передавалась из уст в уста, т.е. существовала в устной форме .
Литературная сказка же существует в письменной форме)
Правильно. Это второе отличие.
Из этого вытекает следующее: когда появилась возможность напечатать текст, он
стал неизменяемым. А каков был в этом плане текст народной сказки?
(Народная сказка передавалась
из уст в уста, из поколения в поколение и не записывалась, поэтому текс ее
постоянно изменялся. Каждый сказитель вносил что-то свое. )
Хорошо. Запишите третье
отличие. Можно ли определить дату «создания» народной сказки, когда она
появилась? А литературной?
(Нет. А дату создания
литературной сказки можно определить, т.к. автор всегда датирует свое
произведение )
Хорошо. Это ещё одно отличие.
Запишите его в таблицу.
Так как народная сказка
существовала в устной форме, было ограничение по времени . Что это значит?
(Народная сказка была невелика
по объёму, т.к. и рассказывать , и слушать долго невозможно. Литературную
сказку можно читать в свободное время и с перерывами).
Правильно. Это следующее отличие.
Теперь обратимся к внутреннему содержанию сказок. Вспомните, как начинаются
народные сказки?
( В некотором царстве, в
некотором государстве…)
Можем ли мы точно определить
место и время действия?
(Точное место и время
определить невозможно ).
А место и время действия в
литературной сказке? Приведите пример .
(В литературной сказке автор
называет место и время, а если нет, то оно угадывается. Например, в сказке А.
Погорельского «Черная курица, или Подземные жители» точно указано и время, и
место событий ).
Правильно. Какие сказки вам
кажутся более волшебными? Почему?
(Действие происходит будто бы
в нереальном месте и пространстве, поэтому и события кажутся более волшебными,
фантастическими. А события литературной сказки привязаны к действительности,
которая нам близка).
Кроме этого, ребята, каждую
литературную сказку отличает неповторимый авторский стиль, язык, способ решения
художественной задачи. Таким образом, мы выявили следующие отличия:
Народная сказка
Нет автора. Автор — народ
Литературная сказка
Есть автор
Народная сказка
Устная форма
Литературная сказка
Письменная форма
Народная сказка
Изменяемый текст
Литературная сказка
Неизменяемый текст
Народная сказка
Нет даты
Литературная сказка
Есть дата
Народная сказка
Небольшая по объему
Литературная сказка
Больший объём
Народная сказка
Неопределенное пространство и
время
Литературная сказка
Пространство и время
определено
Народная сказка
События более волшебные
Литературная сказка
События приближены к реальности
Физкультминутка
Раз
— мы встали Раз — мы встали, распрямились. Два — согнулись, наклонились. Три —
руками три хлопка. А четыре — под бока. Пять — руками помахать. Шесть — на
место сесть опять
Рисуй глазами треугольник
Рисуй глазами треугольник.
Теперь его переверни
Вершиной вниз.
И вновь глазами
ты по периметру веди.
Рисуй восьмерку вертикально.
Ты головою не крути,
А лишь глазами осторожно
Ты вдоль по линиям води.
И на бочок ее клади.
Теперь следи горизонтально,
И в центре ты остановись.
Зажмурься крепко, не ленись.
Часики Не
поворачивая головы, вращать глазами в разные стороны, по кругу.
Облако
Нарисуйте глазами облако на потолке класса
и проследите путь снежинки до земли.
Проведем,
друзья, сейчас
Упражнение
для глаз.
Вправо,
влево посмотрели,
Глазки
все повеселели.
Снизу
вверх и сверху вниз.
Ты,
хрусталик, не сердись,
Посмотри
на потолок,
Отыщи
там уголок.
Чтобы
мышцы крепче стали,
Смотрим
мы по диагоналям.
Мы не
будем циркуль брать,
Будем
взглядом круг писать.
А
теперь слова напишем.
Чьи же
буквы будут выше?
«Папа»,
«мама», «дом», «трава» —
За
окном у нас видна.
За
окно ты посмотри.
Что ты
видишь там вдали?
А
теперь на кончик носа.
Повтори
так восемь раз —
Лучше
будет видеть глаз.
Глазки
нас благодарят,
Поморгать
нам всем велят.
Плавно
глазками моргаем,
Потом
глазки закрываем.
Чтобы
больше было силы,
К ним
ладошки приложили.
(Дети
закрывают глаза ладонями, держат их так до тех пор, пока не почувствуют глазами
тепло от рук.)
Раз,
два, три, четыре, пять —
Можно
глазки открывать!
3.Закрепление
Русская
народная сказка сыграла большую роль в развитии литературы. Сказочные мотивы
можно встретить в рукописных книгах XV—XVII веков. Особенно широкий интерес к
фольклору, к истории национальной культуры появляется в России со второй
половины XVIII века.
Сказка
проникла во все жанры литературы — поэму и повесть, рассказ и роман. Все
русские писатели отдавали дань сказке: Жуковский и Пушкин, Лермонтов и Гоголь,
Одоевский и Толстой.
В
первые десятилетия XIX века появились удачные обработки народных сказок. Новую
страницу в создании литературных сказок открыл А. С. Пушкин. Он подал пример
наполнения сюжета народных сказок новыми идеями. Жить на посылках — всё равно
что лишиться жизни. Зависеть от самовластья — нет ничего тяжелее — вот о чём
говорит нам «Сказка о рыбаке и рыбке».
Переплетение
реальной жизни с таинственным и волшебным миром подземного королевства,
нравоучительный сюжет и поэтичность мы увидим в сказке Антония Погорельского
«Чёрная курица, или Подземные жители».
Русская
сказка, народная или возникшая на её основе писательская, литературная, никогда
не была заурядной, беспочвенной фантазией; в сказках реальный мир всегда
покоряется воле сказочника, сказка всегда зовет к преобразованию мира на
началах человечности и красоты.
1.
Какие сказки называем мы писательскими, или литературными? Что
отличает их от народных? Что сближает литературные сказки с народными?
2.
Какие литературные сказки вы читали и кто их авторы?
4.Итог урока
-Какая была тема урока?
-Что изучали?
-Какие задания выполняли?
Домашнее задание: написать
сочинение-миниатюру по теме: « За что я люблю сказки?»
Не пропустите увлекательную Олимпиаду Учи.ру по литературе для учеников 1–9 классов, которая проходит с 12 октября по 2 ноября 2021 года. Увлекательное онлайн-состязание проверяет знания по русской литературе и фольклору, начитанность, эрудированность и понимание литературных жанров. Олимпиада проходит при поддержке национального проекта «Культура» и знакомит учеников и их родителей с возможностями Национальной электронной библиотеки.
Ответы на Олимпиаду Учи.ру по литературе 1, 2, 3 и 4 класс
Чтобы участвовать, нужно зарегистрироваться на Учи.ру или получить логин и пароль от учителя. Если они у вас уже есть, просто войдите на платформу На решение заданий дается час Количество набранных баллов будет известно сразу после завершения олимпиады. Соревнование популяризирует русский язык и литературу среди школьников. Игровые задания поддерживают интерес к предмету и помогают лучше усваивать информацию.
В зависимости от результатов ученики могут получить сертификат, грамоту или диплом, учителя — благодарственные письма.
И не думайте даже о списывании ответов, ведь: «Олимпиада создана для школьников, и мы ждем, что ученики будут решать задачи самостоятельно. Алгоритмы помогают нам определить, выполнял ребенок задания сам или ему помогали взрослые.»
Сказки
Перед тобой три сказки. Реши загадку в каждой из них. Нажимай на выделенную область и дополни сюжет недостающим предметом.
1 класс
1 — сказка Здесь изображён сюжет народной сказки «Лиса и журавль». Надо поставить кувшин с длинным горлом.
2 — сказка Здесь изображён сюжет народной сказки «Гуси-лебеди». Надо поставить яблоню.
3 — сказка Здесь изображён сюжет народной сказки «Снегурочка». Надо поставить костёр.
2 класс (все сказки из 1 класса и одна дополнительная)
4 — Здесь изображён сюжет сказки В. Катаева «Цветик-семицветик». Надо поставить вязанку баранок
3 и 4 классы (сказки, которые были ранее в 1 и 2 классе В. Катаева «Цветик-семицветик» и народной сказки «Снегурочка» и добавили ещё две)
5 — Здесь изображён сюжет сказки В. Гаршина «Лягушка-путешественница». Надо поставить лягушку на веточке
6 — Здесь изображён сюжет стихотворения Н. А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы». Надо поставить лодку с зайцами
Книжные памятники
Прочитай слова персонажей и выбери значения выделенных устаревших слов.
1 класс
1-ое слово
О горе тебе, бедный человек! …
Как не выпадут зеницы твои вместе со слезами!
Как не вырвется сердце твое с корнем!
Житие Александра Невского
Ответ: Зеницы — это глаза
2-ое слово
Уста же свои открывает с мудростью, с достоинством говорит языком своим.
Повесть временных лет
Ответ: Уста — это губы, рот
3-е слово
И сказал ему один кудесник: «Князь! От коня твоего любимого, на котором ты ездишь, — от него тебе и умереть!»
Повесть временных лет
Ответ: Кудесник — это шаман, колдун
2 класс (все слова из 1 класса и одно дополнительное)
4 слово
И была сеча жестокая, и стоял треск от ломающихся копий и звон от ударов мечей…
Житие Александра Невского
Ответ: Сеча — это сражение
3 и 4 классы (все слова из 1 и 2 класса и одно дополнительное)
5 слово
И собрал силу великую, и наполнил многие корабли полками своими, двинулся с огромным войском, пыхая духом ратным.
Житие Александра Невского
Ответ: Ратный — это боевой
Краткое содержание
Ребята рассказывают тебе краткие содержания стихов, рассказов и сказок. Нажимай на аватарки и определяй, где какое произведение.
1 класс
1 Зимняя история о споре трёх друзей. «Заколдованная буква», В. Ю. Драгунский
2 Сказка о том, как важно поддерживать в доме чистоту и порядок. «Федорино горе», К. И. Чуковский
3 История о настоящей доброте и отзывчивости. «Доктор Айболит», К. И. Чуковский
4 Любое дело по плечу, если взяться за него всем вместе, дружно. «Репка», русская народная сказка
2 класс
Один мальчик стал вежливее и наладил отношения с окружающими. «Волшебное слово», В.А. Осеева
История о том, как жадность может всё испортить. «Сказка о рыбаке и рыбке, А.С. Пушкин
История о трусости и храбрости, о лени и упорстве. «Две лягушки», Л. Пантелеев
Зимняя история о споре трёх друзей. «Заколдованная буква», В.Ю. Драгун
3 и 4 классы (две сказки из 2 класса «Волшебное слово», В.А. Осеева, «Сказка о рыбаке и рыбке и А.С. Пушкин и добавились три новые)
История о тяге мальчика к знаниям. «Филипок», Л.Н. Толстой
Невозможно что-то делать вместе, когда каждый делает по-своему и не слушает других. «Лебедь, рак и щука», И. А. Крылов
Рассказ о том, что нельзя брать чужое без спроса и врать. «Огурцы», H. H. Hocoв
Средства выразительности
Фразеологизм — устойчивое сочетание слов с особым значением.
Значение фразеологизма не складывается из значений составляющих его слов.
Например, «водить за нос» значит «обманывать».
Раскрась картинку. Для этого выбирай фразеологизмы в текстах.
1 и 2 классы
1 — А С. Пушкин, «Сказка о рыбаке и рыбке» — белены объелась
Испугался старик, взмолился :
«Что ты, баба, белены объелась ?…».
Осердилася пуще старуха,
По щеке ударила мужа.
« Как ты смеешь, мужик, спорить со мною,
Со мною, дворянкой столбовою?…»
2 — Сказка «Про глупого змея и умного солдата» — спуску не дадут!
— Что, что они кричат? Никак я не разберу.
— А то и кричат, что сейчас за тебя примутся!
«Ну, — думает змей, — коли в этих местах малые ребята таковы, то взрослые и подавно спуску не дадут!»
3 — А С. Пушкин, «Сказка о царе Салтане» — Не по дням, а по часам.
Бочка по морю плывёт.
Словно горькая вдовица,
Плачет, бьётся в ней царица;
И растёт ребёнок там
Не по дням, а по часам.
3 и 4 классы (всё тоже, как в 1 и 2 классе и ещё один фразеологизм)
4 — М. Зощенко, «Великие путешественники» — куда Макар телят не гонял
Наконец мы задремали.
Я проснулся от того, что Лёля теребила меня за плечи.
Было раннее утро. И солнце ещё не взошло. Лёля шёпотом сказала мне:
— Минька, пока Степка спит, давай
повернём его ноги в обратную сторону.
А то он заведёт нас, куда Макар телят не гонял.
Жанры
Ода — торжественное стихотворение в честь значительного события или человека.
Былина — народная песня-сказание о героических событиях и подвигах.
К каким жанрам может относиться произведение, о котором говорит персонаж? Выбери один или несколько ответов.
1 и 2 классы
Богатырь: «Я появляюсь в произведении-сказании о моих подвигах». — Былина, Сказка
Змей Горыныч: «Я появляюсь в произведении, где есть волшебные существа». — Былина, Сказка
Свинья: «Я изображаю человека и какую-то черту его характера в нравоучительном рассказе или стихотворении». — Басня
3 и 4 классы (остались Змей Горыныч и Свинья, добавился ещё один персонаж)
Девушка: «Я появляюсь в небольшом прозаическом произведении». — Рассказ, Новелла
Писатели спрятались
Выбери среди слов фамилию писателя и название одного из его произведений. Название может состоять из двух и более слов.
Образец: Мы поехали в Пушкин. Маме и няне там нравится.
Ответ: Пушкин, Няня
1 класс
Вокруг дома была живая изгородь. на каждом герое была шляпа, А вместо носов я нарисовал точки.
Ответ: Носов «Живая шляпа»
2 класс (остался Носов и ещё одного добавили)
На старый новый год дед и внучек нашли в толстой книге бабушкину записку.
Ответ: Толстой «Старый дед и внучек»
3 и 4 классы (остался Носов, Толстой и ещё одного добавили)
Здесь небезопасно: вблизи города больше нет волков и медведей, но напротив изумрудного берега живёт злой волшебник.
Ответ: Волков «Волшебник Изумрудного города»
Тайный автор
Тебе предстоит найти Тайного автора. Читай факты о писателях и убирай одного из них на каждом шаге, чтобы в конце остался Тайный автор.
1 класс
Убери автора, который написал «Сказку о рыбаке и рыбке». — A. С. Пушкин
Убери автора, который написал книги о Незнайке. — Н. Н. Носов
Убери автора, который прославился своими баснями. — И. А. Крылов
Убери автора, на основе произведений которого были созданы мультфильмы студии Уолта Диснея. — X. К. Андерсен
Ответ: Тайный автор — это А. Л. Барто
2 класс (всё тоже самое, как в 1 классе, но добавляется ещё один автор)
Убери автора, который написал повесть о жизни детей во время Великой Отечественной войны. — B. А. Осеева
3 и 4 классы (всё тоже самое, как во 2 классе, но добавляется ещё один автор)
Убери автора, который в основном писал детские книги о природе и животных. — В. В. Бианки
Исторические книги
Сегодня ты будешь определять, какие книги являются историческими, а какие нет. При решении задачи помни:
В исторической литературе рассказывается о знаменательных событиях прошлого с участием реально существовавших людей.
Нажимай на книги и выбирай, какие являются историческими, а какие нет.
1 класс
1 — A С. Пушкин «Руслан и Людмила» Людмилу похищает злой колдун сразу после свадьбы. Её муж Руслан отправляется на поиски. У колдуна есть шапка-невидимка.
Ответ: Нет, потому что шапки-невидимки не существует.
2 — «Илья Муромец и Соловей-разбойник» Богатырь Илья Муромец отправился воевать с Соловьём-разбойником. От свиста разбойника склоняются леса, осыпаются цветы, падают замертво люди.
Ответ: Нет, потому что разбойника с такими способностями не могло существовать.
3 — B. Ян «Чингисхан» Чингисхан — полководец и основатель Монгольской империи, которая воевала с другой сильной страной.
Ответ: Да, потому что Чингисхан действительно существовал. В книге описаны исторические события.
2, 3 и 4 классы (всё тоже самое, как в 1 классе, но добавляется ещё одна книга)
4 — П. П. Бажов «Медной горы хозяйка» Молодой парень встретил девушку, Хозяйку Медной горы, которая умела превращаться в ящерицу. Она очень помогла парню.
Ответ: Нет, потому что человек не может превращаться в животное.
Рифмы
Выбери два слова на разных карточках так, чтобы они сложились в рифму.
1, 2, 3 и 4 классы
слон — вагон
гроза — лоза
сарафан — банан
былина — калина
монета — кассета
канал — журнал
Сказочная вечеринка
Герои играют в игру. Каждый называет произведение, в котором он появлялся. Название должно начинаться на последнюю букву предыдущего ответа. Чтобы выбрать произведение, нажми на него.
1 класс
Заяц — Листопадничек
Иван-дурак — Конёк-горбунок
Осёл — Квартет
Волк — Три поросёнка
Конь — Алёша Попович и Тугарин Змей
2, 3 и 4 классы (всё тоже самое, как в 1 классе, но добавляется ещё одно произведение)
Баба-Яга — Финист — ясный сокол
Недавно на сайте прошла Олимпиада по экологии 2021 год для 1-9 классов
Happy
71
Sad
31
Excited
136
Sleepy
18
Angry
38
Surprise
25