Сказка о рыбаке и рыбке действующие лица

Главные героицарь салтан правитель страны, доверчивый и слабохарактерный человек. когда он получил недобрую лживую весть, он приказал его дождаться. но

Главные герои

Царь Салтан правитель страны, доверчивый и слабохарактерный человек. Когда он получил недобрую лживую весть, он приказал его дождаться. Но завистники молодой царицы меняют письмо. Они хотят извести царицу и её ребенка. Они злые и хитрые. Но автор изобразил их не страшными, а смешными. Тем более, когда они были укушены перевоплощенным князем Гвидоном в комара, муху и шмеля.

Князь Гвидон, сын царя, представлен настоящим русским богатырем. Он вступается за слабых. Спасает царевну Лебедь от злого коршуна. Волшебница-лебедь отблагодарила его выполнением всех его желаний. Князь правит на острове слава о котором разнеслась по всему свету.

Он мудрый правитель своего острова, гостеприимный хозяин, тепло встречающий купцов. За свою мудрость получает волшебную белку, морскую стражу и жену – красавицу и волшебницу.

Царевна-Лебедь, спасенная Гвидоном от злого колдуна, стала его верной помощницей, а потом и женой. За своё спасения она дарит ему красивый город на острове. Где он стал правителем. Помогает Гвидону побывать у отца в образе комара, мухи, шмеля Она умная, добрая. Она как Василиса премудрая в русских сказках умная, красивая, а еще и волшебница.

Царица она появляется на первых строках сказки. Она добрая, честная, любящая жена и мать. Даже после оговора нашла в себе силы простить своих сестер.

Ткачиха, первая сестра Царицы и поварихи. Она злая, завистливая, обидчива и мстительна. Из – за обиды на сестру и оговорила её.

Повариха, ещё одна сестра Царицы. Она завистлива, злопамятна, коварна и эгоистична. Не чем не лучше ткачихи, своей сестры.

Сватья баба Бабриха мать всех трех девиц. Она тоже жестока и мстительна. Она вместе с двумя старшими дочерьми оговаривает Царицу и младенца, избавились от них. Но после этого страшного поступка, они, не стали счастливыми, наоборот их наказали.

Описание героя

По сюжету князь Гвидон является сыном царя Салтана. Когда будущий отец уехал на войну, царица родила мальчика. Его вместе с матерью решили извести завистливые родственники, заколотив в бочку и выкинув в открытое море. По воле судьбы волна выбросила бочку на пустынный остров Буян. Ребенок за время плавания вырос и превратился в прекрасного юношу. Описывая внешность молодого князя, Пушкин не забыл подчеркнуть и его внутреннюю красоту.

В трактовке автора характеристика князя Гвидона выглядит следующим образом:

  • красивый;
  • имеет высокий рост;
  • ловкий и сильный;
  • необычайно отзывчивый и добрый к людям;
  • человек, способный заниматься государственными делами;
  • хорошо воспитанный, умный.

Все эти черты говорят, что из Гвидона выйдет хороший правитель. Будущий царь обладает чудесным даром общаться с морем, ветром и другими природными явлениями. Конечно, это сказка, поэтому вымысел здесь уместен, но такие качества, как коммуникабельность и способность договариваться, высоко ценятся и в современном мире.

Второстепенные герои

Гонец, который ездил к царю отвозил ему письмо от царицы и привозил обратно. Его споили и поменяли послание, из – за которого страдает царица и её сын.

Волна, в сказке представлена, как одушевленная, Гвидон её просит о помощи, и она выполнила его просьбу, вынесла на берег, подарив им жизнь.

Коршун, который нападал на лебедь, стремясь её убить. Но когда Гвидон его убил стрелой выпущенной из лука, оказался злым чародеем.

Белочка является одним из чудес подаренных князю царевной – лебедь. Она жила в домике под елочкой, грызла золотые орехи и пела песенки.

Тридцать три богатыря и дядька Черномор были родными братьями царевны Лебеди. И по её просьбе стали охранять остров, потому что они жили в море.

Корабельщики – это купцы, которые плавали на кораблях между странами и торговали разными товарами. Которые и принесли весть о новом граде на острове Буяне.

Сказка заканчивается хорошо для всех героев: царь Салтан вновь обретает жену и сына и на радости прощает злых сестёр и Бабариху.

Герои сказки о царе Салтане

К группе положительных героев сказки о царе Cалтане

можно отнести:

  • Салтан,
  • его сын Гвидон,
  • девица под окном будущая Царица, Царевна-лебедь.

А к отрицательной группе героев относятся:

  • повариха,
  • ткачиха,
  • сватья баба Бабариха,
  • Коршун.

Можно определить ещё, так называемую, «нейтральную» группу героев знаменитой сказки Пушкина:

  • белка,
  • заморские гости,
  • ветер,
  • волна,
  • дядька Черномор и 33 богатыря,
  • а ещё комар и шмель, в которых превращался князь Гвидон.

Вот, пожалуй, все имена героев сказки о царе Cалтане, разделённых на группы по типу характера.

Прежде всего, хочется сказать о двух сёстрах Царицы – поварихе и ткачихе, а также их матери – сватье бабе Бабарихе. Это, без сомнения, отрицательные персонажи.

Из-за мстительности, злопамятности, зависти и обидчивости они совершили преступление. В письме к царю Салтану — оклеветали Царевну и младенца-Царевича, добившись указа царя, посадить их в бочку и бросить в море.

Совершив этот страшный поступок, они, конечно же, не стали счастливыми, а наоборот – были наказаны!

Другие главные герои сказки о царе Cалтане,

которых смело можно отнести к положительным героям. Во-первых, это князь Гвидон – сын царя Салтана. Его смелость и стремление к цели, отважность и гостеприимство располагают к нему любого читателя этой сказки.

Вторая главная героиня, сделанная поэтом центральным художественном образом произведения, — царевна-Лебедь, которую спас Гвидон от злого колдуна-Коршуна. Её характеру присущи такие качества, как благородство и мудрость.

Её образ в сказке заключал в себе черты русской Василисы Премудрой, наделённой удивительной красотой и волшебством. К слову, 33 морских богатыря были её братья родные.

Следующий главный герой сказки — добрый и мягкий царь Салтан – справедливый и незлопамятный, доверчивый и простоватый.

Порой он кажется даже немного безвольным, но это не так: просто широта и доброта русских царей делала их безоружными перед коварством и вероломством. Поначалу он разгневался на ткачиху, повариху и сватью, но потом великодушно простил завистниц и отпустил их домой.

В заключении «подведём черту»: в сказках, и не только в Пушкинских, злоба, зависть и ненависть обречены на позорное уничтожение, потому что в жизни людей первоначальны Любовь и Добро. В этом вся гармония и красота русских сказок!

Люди, творите всегда добро!

Автор статьи: Игорь Смирнов

Дети, молодые, взрослые и пожилые – большинство из нас знают множество произведений Александра Сергеевича Пушкина. Одно из наиболее известных, любимых и увлекательных произведений Пушкина является . Сюжет данного стиха довольно прост для понимания, но очень увлекает. Ребёнок и взрослый, читая это произведение, представляют яркую картинку, где по-своему преображаются действия, по-своему вырисовывается внешность персонажа. Но абсолютно каждый выделяет для себя поступки злые и добрые и, следовательно, плохого и положительного персонажа.

К позитивным героям относятся:

Царь Салтан

– государь своего царства. С одной стороны, царь – настоящий воин, мужественный и сильный, который готов сражаться за своё государство. С другой – это добрый персонаж, который имеет мягкий характер. По действиям, которые совершает этот герой, становится понятно, что он незлопамятный и даже простой, наивный персонаж и из-за этого, некоторые читатели могут подумать, что он безвольный царь. На самом же деле, это совершенно не так. Просто из-за своей добродушности, он никак не наказал злобных и коварных сестриц, а наоборот, простил их.

Князь Гвидон

– сын царицы и царя Салтана. На протяжении всего стиха проявляет себя как смелого и сильного героя. Свой мужественный характер этот персонаж предпочитает доказывать поступками, а не действиями. Помимо смелости, силы и мужественности он проявляет гостеприимство и целеустремлённость, что очень нравится читателям.

Царевна-лебедь

– рассудительная и прекрасная волшебница, сестра 33 морских богатырей и в конце сказки становится женой князя Гвидона. Будучи одним из главных героев, также относится к добрым персонажам, ведь она олицетворяет великодушие, мудрость и честность.

Царица

– это одна из первых девиц, с которыми встречается читатель в первых строках сказки. В будущем становиться царицей и матерью прекрасного богатыря. Как и сам царь, она является очень позитивным персонажем, ведь она добрая, честная, терпеливая и добросердечная. Благодаря этим качествам, царица симпатизирует многим читателям.

Негативные герои:

Ткачиха

– сестра Царицы и поварихи. Её поступки говорят, что это очень завистливый, злой и негативный персонаж. Помимо этого, она очень обидчива и мстительна, из-за чего и проворачивает коварные действия.

Повариха

– сестра ткачихи и Царицы. Как и ткачиха, повариха является плохим персонажем, ведь имеет такие качества, как зависть, злопамятность, коварство и эгоизм.

Сватья баба Бабриха

– относится к негативным персонажем, так как имеет такие отрицательные черты характера как ненависть, жесткость и мстительность. Из-за этих качеств, многие читатели её недолюбливают.

Действия, которые совершают положительные и негативные персонажи помогают разобраться читателю в том, что такое добро, а что на самом деле зло, при этом осознавая, что зло всё равно будет наказано, а добро в любом случае победит!

А.С. Пушкин не раз обращался к жанру сказок, примером чему служат его такие произведения, как «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Золотой петушок». В 1831 году поэт написал одно из своих самых известных сочинений в данном жанре — «Сказку о царе Салтане и сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

Сюжет

Повествование рассказывает о нескольких персонажах. Главными действующими лицами становятся царь Салтан, царица и князь Гвидон. Характеристика героев проста и понятна.


Царь Салтан и царица

Государь по имени Салтан – мужественный и отважный воин, способный вступиться за свои земли. Он обладает покладистым, спокойным нравом, отличается простотой, не держит зла на обидчиков и проявляет некую наивность. Добродушие героя не дает наказать сестриц, наговоривших на царицу и чуть не погубивших ее и сына – князя Гвидона.


Царица и маленький Гвидон

Мудрая царица – первая девица в государстве и первая, с кем встречается читатель, знакомясь со сказкой. Она – положительный персонаж, честная, добрая и верная женщина, неспособная на предательство и обман.

Гвидон – сын царицы и Салтана. Его отчество не зря подчеркивается в названии сказки, потому что с малых лет герой, как и отец, проявляет отвагу и смелость. Для него особую важность имеют поступки, а не слова.


Князь Гвидон

Гостеприимный амбициозный правитель получает титул князя неспроста. Якобы по велению царя Салтана, а на самом деле из-за интриг сестер царицы, младенца с матерью заточили в бочку. Странное судно, ставшее последним пристанищем, опустили в морскую пучину. В нем промелькнули детство и отрочество юноши, и вскоре он превратился в настоящего богатыря, которому суждено спасти от коршуна царевну Лебедь и заполучить под покровительство невиданные земли – остров Буян. Остров князя стал пунктом паломничества купцов, жаждущих выгодного сотрудничества. Это место, где живет белка, грызущая волшебные орешки, а также фантастические воины – тридцать три богатыря.


Царевна Лебедь

Гвидон – основной персонаж сказки. Царевна Лебедь, ставшая позже его избранницей, – олицетворение волшебства в поэме. Она одаряет возлюбленного не только чудесными диковинами (белкой и богатырями), но и магическими силами, благодаря которым Гвидон может стать комаром. В таком образе князь попадает на корабль и прибывает на родину – повидать отца.

Второй раз Гвидон осуществляет визит в образе мухи, а в третий – в качестве шмеля. В каждое посещение он, пусть и невольно, мстит ткачихе, поварихе и сватье бабе Бабарихе. Завершается все воссоединением царского семейства и пышным свадебным торжеством.

Интересные факты

Светило русской поэзии, Александр Сергеевич Пушкин, умело обращавшийся со стихотворным слогом и прославляющий богатство русского языка, использовал в «Сказке о царе Салтане» только одно слово с буквой «ф» – флот. В пушкинскую эпоху слова с этой буквой считались заимствованными из других языков.


Город Свияжск — прообраз острова Буяна

Однажды, путешествуя, Пушкин попал в город Свияжск. Поэт восхищался красотой этого места и признавался, что так представлял описанный населенный пункт на сказочном Буяне:

«В свете ж вот какое чудо: Остров на море лежит, Град на острове стоит С златоглавыми церквами С теремами да садами…»

Некоторые исследователи считают, что прототипом острова является Руян, расположившийся в Балтийском море.


Богиня Умай и царевна Лебедь

Сказка сплетена из фольклорных сюжетов и нюансов, придуманных поэтом. Примечательно, что прообразом царевны Лебедь стало языческое божество Умай. Ее воспевали в монгольских и кыпчакских племенах как женщину в образе лебедя, ходящую по земле и воде. В произведении описание царевны не менее привлекательно, чем в легендах древних народов:

«Говорят, царевна есть, Что не можно глаз отвесть. Днем свет Божий затмевает. Ночью землю освещает — Месяц под косой блестит, А во лбу звезда горит».

История персонажа

«Сказка о царе Салтане» – предназначенное для детей знаменитое произведение из наследия, оставленного миру Александром Сергеевичем Пушкиным. Полное название поэмы звучит так: «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Оно было придумано на манер лубочных сказаний, популярных в простонародье. Использованный сюжет пересказывался на Руси из уст в уста. До наших дней легенда дошла в вольной интерпретации. Пушкинисты, исследующие творчество русского поэта, свидетельствуют, что лейтмотив произведения не был уникальным. Гораздо раньше его использовали в своих сказках Чосер и Гоцци.

МКОУ «Гимназия №5  им. А.А.Алиева»

Открытый урок литературного чтения

в 3 классе.

Тема урока: Великий русский писатель
и поэт

Александр  Сергеевич Пушкин.

                                                    
Подготовила учитель начальных классов

                                                    
Кабулаева Х.Х.

Цель: познакомить
с биографией А.С. Пушкина; продолжить знакомство с произведениями поэта.

Задачи
урока:

1.     Развивать навык беглого, выразительного
чтения, умение воспринимать учебный материал и отвечать на вопросы – чётко и
развёрнуто формулировать ответ;

2.     Развивать внимание, память, логическое
мышление, творческое воображение, речь учащихся.

3.     Воспитывать положительную мотивацию к учению, умение
работать в парах, коллективе; воспитывать чувства взаимопомощи, дружеские
отношения друг к другу.

Оборудование: мультимедийное
оборудование, компьютерная презентация, карточки с индивидуальными заданиями.

Познавательные
УУД:
формировать
учебно-познавательный интерес, организация рабочего места, поиск и выделение
необходимой информации, применение методов информационного поиска.

Регулятивные
УУД

1. Оценивать учебные действия в соответствии с
поставленной задачей.

2. Осуществлять
познавательную и личностную рефлексию.

Личностные
результаты:
осознание значимости
чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения;

Коммуникативные
УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в
соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в
паре.

Ход урока:

1.Орг.момент.   

Отдых наш кончается,

Работа начинается.

Усердно будем мы трудиться,

Чтобы чему-то научиться

урок литературного чтения.

Сообщение учителя. Ребята, сегодня мы с вами  продолжим знакомство с замечательным
русским писателем и поэтом…

— посмотрите внимательно на
его портрет и назовите мне его имя…     (Александр Сергеевич Пушкин).

Открываем учебники на стр.84.
Работа с текстом.

ЧИТАЕМ ПО ДВА ОБЗАЦА, ЗАТЕМ
ВОПРОСЫ ПО ПРОЧИТАННОМУ, И ПРОДОЛЖАЕМ РАБОТУ ДАЛЬШЕ.

1-4 абзац.

-что писал в своем дневнике 
Александр Блок  о Пушкине? Прочитайте ещё раз (вслух).

— когда родился А.С.Пушкин? (Пушкин
родился 6 июня 1799года
)

-как вошёл в жизнь Александр
Сергеевич?  (Пушкин вошёл в жизнь празднично – под звон колоколов).

— на каком языке говорили в
семье Александра?( в семье Александра Сергеевича говорили на французском
языке
)

5-8 абзац.

-что любил отец Пушкина? (отец
Александра Сергеевича любил французскую литературу, собрал большую библиотеку –
т.е. покупал много книг, а книги в те годы были очень дорогие; писал стихи
).

-кем был дядя Александра?(дядя
Пушкина – Василий Львович был поэтом
)

-что любил и умел делать
Александр? (Пушкин любил читать)

-когда Пушкин начал сочинять
стихи? (Пушкин начал сочинять стихи, когда был ещё совсем маленьким)

-на каком языке было написано
первое стихотворение поэта? (первое стихотворение Александр Сергеевич
написал на французском языке
)

-что поразило воображение
будущего поэта в имении бабушки? (в имении бабушки Александра Сергеевича
поразила красота полей, лугов и леса
)

9-12 абзац. (стр.85)

-что вспоминали биографы
Пушкина? Прочитайте ещё раз…

-кто учил Сашу писать
по-русски? (бабушка учила маленького Сашу читать по-русски).

— с няней всё понятно, а вот
кто такой «дядька», не «дядя», а именно «дядька»? 

— это не злой дядя, а так
называли в дворянских семьях воспитателя для мальчиков, у каждого мальчика был
свой воспитатель.

— как звали няню и дядьку
Александра Сергеевича Пушкина?

(няню Пушкина звали Арина
Родионовна, а его воспитателя – дядьку – Никита
).

— что они рассказывали ему? (няня
и дядька рассказывали мальчику сказки
).

-Ребята, а кто уже знаком со
стихами А.С.Пушкина и  уже может рассказать любое стихотворение? (если из
детей кто-то знает, то могут рассказать
)

    
Но маленький Пушкин усаживался на землю и не желал подниматься. И родителей
такое поведение сына сильно огорчало.

    
— Не знаю, за что нам это наказание!- жаловалась мама, Надежда Осиповна,
а папа, Сергей Львович, с ней соглашался:

    
— И то правда, уж больно он неуклюжий и толстый. Ему лишь бы за креслами
прятаться, когда ко мне гости приходят, да пирожные со стола есть. И вот что, —
добавил он однажды, поморщившись,- отправляй его в детскую, ежели у меня гости.
Пирожные ему во вред, а наши разговоры нечего слушать —  он их всё равно не
понимает!

      
Но маленький Пушкин понимал, даже очень понимал! А гостями его отца были
известные литераторы. Они читали вслух свои и чужие стихи, обсуждали новые
книги. И Пушкин, спрятавшись за большое кресло, вслушивался в каждое их слово —
ему были очень интересны эти разговоры.

    
Родители были уверены, что по вечерам после ухода отцовских гостей сын сразу же
засыпает. А на самом деле Пушкин, ещё долго лёжа в постели, вспоминал взрослые
разговоры, шутки, а также стихи, которые читали гости, и складывал собственные
строки. Эти строки волновали душу, он их повторял раз за разом, и ему так
хотелось немедленно записать их на бумагу! Только писать он ещё не умел.

    
И Пушкин часто мечтал о том, чтобы скорей пришли учителя и научили его писать.
Засыпая, он много раз представлял одно и то же: вот он узнает, как пишутся
буквы, с сразу записывает все стихи, которые успел сочинить.

  
Часто, когда он слышал, что его не допустят к гостям, так пугался, что даже
пирожные казались противными. А бегать, прыгать разве ему не хотелось!

  
Оставаясь один, он часто представлял, как бежит быстрее всех, и прыгает легче
многих, и ловко так кувыркается. А все смотрят на него, удивляются, радуются.

     
Однажды, когда во дворе никого не было, он попробовал сам пробежаться – сначала
в одну сторону, потом в другую. И несколько раз подпрыгнул. Ему это даже
понравилось. Потому что бегать, прыгать, когда самому хочется, а не когда
заставляют, — это так хорошо! И Пушкин в тот день бегал столько, сколько ему
хотелось.

    
Через несколько  недель отец вышел с друзьями из дома, вдруг видит: какой-то
худенький мальчик пробегает мимо, подпрыгивая, и громко смеётся. Всмотрелся: а
это его сын, Саша!

    
— Ты заметила, какое у нас преображение?! – спросил он жену.

    
— Конечно, заметила! – подтвердила мама и рассмеялась.

    
— Как же это случилось? Кто помог ему измениться?!

    
Сергей Львович так и не догадался, что это он сам себе помог.

    
Наконец родители взяли ему французского гувернёра. Он – то первый и обнаружил у
маленького Пушкина тетрадь со стихами и пьесами.

    
Но, скорее всего, это была уже не первая тетрадь. Поэтому никто точно не знает,
когда  Пушкин начал сочинять стихи. Учёные- литературоведы даже спорят, на
каком языке эти стихи звучали — на русском или на французском. Многие считают,
что великий русский поэт первые стихи сочинял на французском.

    
Хорошо разговаривать на иностранных языках, но ещё важнее знать родной. Однако
первые слова маленького Пушкина были французскими. А всё потому, что его
родители и гости разговаривали друг с другом по — французски.Так было принято в
те годы во многих образованных дворянских семьях. Ещё хорошо, что у Пушкина
была няня Арина Родионовна и бабушка Марья Алексеевна.

   
Сначала Арина Родионовна нянчила старшую сестру, Ольгу, которая родилась на год
раньше. Но однажды, когда маленькому Пушкину было только несколько месяцев, он
заплакал так, что никто не мог его остановить – ни мама, ни бабушка, ни
приставленная к нему женщина. Тогда и позвали Арину Родионовну.  И стоило ей
прикоснуться к плачущему младенцу, как он сразу замолчал, потом улыбнулся ,
зевнул, а ещё через мгновение спокойно заснул. Тут-то все и поняли, что лучше,
чем она, няни быть не может. Поэтому Арина Родионовна вынянчила обоих детей. По
вечерам она пела им колыбельные песни, днём играла с ними в ладушки, а ещё 
знала множество забавных историй, считалок, сказок. И скоро маленький Пушкин
тоже повторял их наизусть. А  спустя десятилетия вспомнил и сам написал сказки,
которые с тех пор знает каждый русский ребёнок.

   
Ребята, а какие сказки Пушкина читали вы? («Сказку о царе Салтане…», « Сказку о
золотом петушке», «Сказку о рыбаке и рыбке», «Сказку о попе и о  работнике его
Балде», «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях».)

Учитель:
А ещё у А.С.Пушкина есть поэма «Руслан и Людмила», и начинается она со слов о
Лукоморье.(Зачитывается вступление к поэме «Руслан и Людмила».)

У
Лукоморья дуб зелёный,

Златая
цепь на дубе том:

И
днём и ночью кот учёный

Всё
ходит по цепи кругом;

Идёт
направо — песнь заводит,

Налево
— сказку говорит.

Там
чудеса: там леший бродит,

Русалка
на ветвях сидит;

Там
на неведомых дорожках

Следы
невиданных зверей;

Избушка
там на курьих ножках

Стоит
без окон, без дверей;

Там
лес и дол видений полны;

Там
о заре прихлынут волны

На
брег песчаный и пустой,

И
тридцать витязей прекрасных

Чредой
из вод выходят ясных,

И
с ними дядька их морской;

Там
королевич мимоходом

Пленяет
грозного царя;

Там
в облаках перед народом

Через
леса, через моря

Колдун
несёт богатыря;

В
темнице там царевна тужит,

А
бурый волк ей верно служит;

Там
ступа с Бабою-Ягой

Идёт,
бредёт сама собой,

Там
царь Кащей над златом чахнет;

Там
русский дух …там Русью пахнет!

Ребята,
а вы знаете, что такое Лукоморье? (Ответы).Это старинное народное название
изогнутого берега .Вот оно Пушкинское Лукоморье со своими чудесами.(Показать
панно с изображением сказочного Лукоморья).Берег, словно лук, изогнулся, синее
море шумит, волны на песок накатывают, а рядом дуб стоит, листочками шелестит;
на дубе цепь золотая огнём горит, а по цепи кот учёный ходит и сказки
рассказывает, а персонажей этих сказок мы видим в Лукоморье и обязательно
встретимся с ними в нашем путешествии. А теперь

внимательно
посмотрите на дуб .На дубе  висит большой замок, который запирает дверцу. А за
этой дверью приготовлен секрет. И если сегодня вы проявите смекалку,
сообразительность, внимательность и хорошее знание пушкинских сказок, то от
кота учёного получите ключик, откроете дверцу и сможете узнать секрет .Итак- в
путь. Но перед тем, как начать путешествие, мы должны заглянуть к древней и
могущественной богине, ибо без её разрешения никто не вправе вступить в этот
таинственный мир. А живёт она в лесу, в избушке на курьих ножках. Как вы
думаете кто это?

Ну,
конечно , Баба-Яга! (показать изобр-ие).По русским народным сказкам мы помним
её как злую, уродливую, сварливую старуху-волшебницу .Поговаривали, что её
избушка огорожена из человеческих костей. Это кости тех, кого она съела: очень
она любила давать задания тем, кто подходил к её избушке. Любила, чтобы
веселили её .Давайте и мы с вами тоже порадуем Бабу-Ягу! Станцуем для неё!
(танец девочек).

Порадовали
мы древнюю богиню, значит, получили возможность отправиться в путь.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

  На странице 85 есть отрывок
из поэмы А.С. Пушкина «Цыгане»

— А что такое «поэма»?

(Поэма это литературный
жанр, большое стихотворение с сюжетом
).

 — давайте выразительно
прочитаем этот отрывок.

Послушайте, сначала я
прочитаю вам… (Учитель читает выразительно).

— Теперь прочитайте ещё раз
самостоятельно.

«знойное» — зной,
сильная жара.

Обратите внимание: в слове «страны’»
ударение стоит на последнем слоге. Это сделано для рифмовки – «страны’- весны’»

— А теперь прочитаем
стихотворение ещё раз выразительно…

(Дети читают отрывок. 2-3
раза вслух
)

Стр.86.

Следующий отрывок из целого
романа в стихах.

— Роман, это большое по
объёму произведение. С романом Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин»
вы познакомитесь в старших классах.

— А сегодня мы прочитаем
отрывок из романа «Евгений Онегин»…

Задание
«Подводный мир»

Учитель:
А что там за девушка, бледнолицая
красавица с длинными зелёными волосами и рыбьим хвостом покачивается на ветвях
ивы? (Русалочка. Показать изображ-е).Правильно! Древние славяне считали, что
русалки- это дочери

Водяного.
В лунную ночь они выходят на берег, водят хороводы, поют песни, раскачиваются
на ветвях деревьев и расчёсывают свои роскошные зелёные волосы, по которым
струится вода. Они заманивают неосторожных рыбаков и путников в свои объятия,
из которых никому не вырваться. Чтобы пройти дальше, вам нужно выполнить
задание от Русалочки, иначе она утащит вас в пучину морскую. Как известно
,молодые русалки любили поиграть с ракушками и камешками морскими . Вам
необходимо выбрать любую понравившуюся ракушку и найти в ней спрятанное
задание. (Каждый должен ответить на вопрос из задания, а ответ помещается в
кроссворд, записанный на доске).

Задание
«Трёхглавая задача»

Учитель:
Ну, молодцы. Можем смело двигаться
дальше. Смело-то смел , но что-то мне вдруг страшно стало. Слышите гул и
хлопанье крыльев? Что же случилось? Кто это летит? (Змей Горыныч).

Змей
Горыныч обитает в мрачных, непреступных горах, где нет живых существ. Только
голые камни окружают жилище одного из самых страшных чудовищ русских сказок и
былин. Везде летучий дракон сеет ужас, смерть и разрушение, если , конечно, не
найдётся смельчак, который вступит с ним в смертельный бой. Попробуем дать бой
Змею Горынычу? Если ответим на его вопросы, сможем победить в бою! Горыныч
смешал сказки Пушкина с другими сказками, а мы должны догадаться и ответить с
какими сказками.

 «Сказки
перепутались»

1.Говорят, царевна есть,

Что
не можно глаз отвесть,

Днём
свет божий затмевает,

Ночью
землю освещает,

На
спине с двумя горбами

Да
с аршинными ушами.

(
А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…», П.П.Ершов «Конёк- горбунок»)

2.Жил- был поп, толоконный лоб,

Как
искры глазёнки,

Как
пух — волосёнки.

Он
жил меж цветочков,

В
тени их листочков.

(А.С.Пушкин
«Сказка о попе и о работнике Балде», В.А.Жуковский «Мальчик-с-пальчик»).

3.Ей в приданое дано

Было
зеркальце одно.

Свойство
зеркальце имело:

Говорить
оно умело:

«Ой,
вы, гости- господа,

Долго
ль ездили? Куда?

Ладно
ль за морем, иль худо?

И
какое в свете чудо?»

(А.С.Пушкин
«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о царе Салтане…»)

Задание
«Тридцать витязей с дядькой морским»

Учитель: Ай,
да умницы ! Самого Змея Горыныча одолели. А сказочное Лукоморье манит нас дальше.

Там
о заре прихлынут волны

На
брег песчаный и пустой,

И
тридцать витязей прекрасных

Чредой
из вод выходят ясных,

И
с ними дядька их морской…

Задание:
сколько же было витязей? (30) А какие предметы составляли экипировку витязей?
(Меч, кольчуга, щит)

Задание
«Угадай  по силуэтам»

Учитель:
Продолжим наш путь дальше. Но что же
мы видим?

Там
в облаках перед народом

Через
леса, через моря

Колдун
несёт богатыря…

Как
же зовут этого волшебника? (Черномор.) Правильно!

Узнай,
Руслан: твой оскорбитель

Волшебник
страшный Черномор,

Красавиц
давний похититель,

Полнощных
обладатель гор.

Ещё
ничей в его обитель

Не
проникал доныне взор

Он
звёзды сводит с небосклона,

Он
свиснет- задрожит луна;

Но
против времени закона

Его
наука не сильна.

У
Черномора необычная внешность. Вспомните, как он выглядел, в чём его сила? (Это
был карлик с длинной седой бородой, в которой и заключалась его сила.) Ну-ка
посмотрим, какую задачку он приготовил для вас?

 Задание
от колдуна
.« Я предлагаю вам отгадать сказочных персонажей и предметы из
сказок А.С.Пушкина по силуэтам».

(Тени
нарисованы на альбомных листочках: Лебедь, коршун, бочка, белка, кораблик,
комар ,ель, шмель, муха, стрела.)

Задание
«Верни царевне Лебеди корону»

Учитель:
А что это за чудо-дева плывёт по
Лукоморью- то ли птица, то ли девица? (Царевна Лебедь.) Царевна Лебедь 
(лебединая дева)- один из самых светлых образов русских народных сказок.
Славяне считали, что она- дочь океан моря, олицетворяющая весенние облака.
Царевна Лебедь обладает большим умом и редкой мудростью, может творить чудеса и
подчинить себе даже природу. Предстаёт она либо в образе девы и помогает людям
своим волшебством или мудрыми советами.

Тут
она, взмахнув крылами,

Полетела
над водами.

И
на берег с высоты

Опустилася
в кусты.

Встрепенулась,
отряхнулась

И
царевной обернулась:

Месяц
под косой блестит,

А
во лбу звезда горит,

А
сама-то величава,

Выступает,
будто пава,

А
как речь –то говорит,

Словно
реченька журчит.

Эти
строки из сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане…». Вспомните, что делала
царевна Лебедь, чтобы превратить князя Гвидона в комара, муху, шмеля?


крылами замахала,

Воду
с шумом расплескала

И
обрызгала его

С
головы до ног всего.)

Задание:
Нужно с закрытыми глазами подойти к рисунку с изображением Лебеди  и прицепить
на голову Лебеди корону из бумаги.

Задание
«Орешки для белочки»

Учитель: Вот мы и вернули царевне Лебеди золотую корону, но
посмотрите , ребята, что ещё за чудо есть в волшебном Лукоморье?

Ель
растёт перед дворцом,

А
под ней хрустальный дом;

Белка
там живёт ручная,

Да
затейница какая!

Белка
песенки поёт

Да
орешки всё грызёт,

А
орешки не простые,

Все
скорлупки золотые,

Ядра-чистый
изумруд.

Да,
непростая белочка поселилась в Лукоморье: и песенки петь умеет, и орешки у неё
чудные.

Задание
от белочки:
Я припасла для вас
необычные орешки, с секретом, в каждом волшебном орешке спрятана записочка с
индивидуальным домашним заданием, орешки вы откроете дома и кроме этого
попробуете вкусный настоящий лесной орех, который я положила каждому.

Задание
« Золотая рыбка»

Учитель:
А что это за волшебная рыбка плавает
в море? Она вам знакома? (Это золотая рыбка из сказки Пушкина «Сказка о рыбаке
и рыбке».)

…Пришёл
невод с одною рыбкой,

С
непростою рыбкой- золотою.

Как
взмолится золотая рыбка!

Голосом
молвит человечьим:

 «Отпусти
ты, старче, меня в море!

Дорогой
за себя дам откуп:

Откуплюсь,
чем только пожелаешь».

Задание
от золотой рыбки: рассказать  «Сказку о рыбаке и рыбке» на новый лад.

                             
Сказка «О Золотой Рыбке»

Действующие
лица: Сказительница, Старик, Старуха, Золотая Рыбка.

Сказительница.

     
Не близко, не далёко,

     
Не низко, не высоко,

     
Против неба — на земле

     
Жили старик со старухой в селе.

     
Старуха ткала свою пряжу

     
Да вязала внучатам носочки,

     
А дед пас козу да кормил поросят.

     
Так вот, этим летом, полгода назад…

Старуха.Всё! Сказано! Хватит нам жить на канавах! Эй, старый
хрыч, полетим на Канары!

Старик. Эх, милая моя, горемычная! Лишь на бутерброды 
никудышные нам пенсии хватит в энтом самолёте!

Старуха. Тады на Чёрное море. Говорят, там дюже красиво…

Старик. Так нам и это не по карману…

Старуха. А ну ,кому сказано?! Марш в сберкассу и за билетами!

Старик. Молчу, молчу…

Сказительница. Вот очутились они у моря…

Старик. Эх! А жить , как говорится, хорошо!

Старуха.А хорошо жить- ещё лучше!  А ну-ка, дед,  слушай моё
указание: слетай-ка ты к Чёрному морю да поймай Золотую Рыбку!

Старик. Где же я её добуду?! Экология, знаешь, какая?

Старуха. Да поживей поворачивайся! А не то…(Замахивается на
деда клюкой, но тут же хватается за поясницу.) Поясницу  опять скрутило! 
«Хондроксид» я дома забыла…

Сказительница.

            
И отправился дед на море.

            
Как  у Пушкина, бросил невод.

            
И пришёл невод с одною травою…

            
Вновь  закинул дедуля  невод-

            
Неспокойно Чёрное море…

            
Глянь: мелькает в бурунах Рыбка…

Золотая
Рыбка.

            
Добрый вечер! Чего тебе, старче?

Старик. Помоги мне, милая Рыбка!

             
Взбеленилась моя старуха

             
И надысь махнула клюкою…

Золотая
Рыбка.

             
Чай, огреть по макушке хотела…

Старик.

             
Поясницу сердешной скрутило,

             
Ни согнётся, ни разогнётся.

Сказительница.

            
Тут и молвила Рыбка устало…

Золотая
Рыбка.

            
Дай бабуле морской капусты,

            
Тысячелистник, аир болотный.

            
Фунтов пять, а может, и боле.

            
Пусть попьёт отвар с месячишко-

            
Вмиг забудет про поясницу.

Сказительница.

            
Да, полегчало старухе, и вот

            
Она указанье другое даёт.

           
«Я хочу, — говорит, -старый дед,

            
Жить без бед и проблем двести лет!

            
Быстро сделай меня богатой!

            
А не то как огрею лопатой!»

Старик
вновь идёт к морю.

Старик.

            
Рыбка, милая, благодарствуй!

Золотая
Рыбка.

           
Что на сей раз? Снова проблемы?

Старик.

            
Белены вновь объелась старуха:

            
Хочет стать она самой богатой…

Золотая
Рыбка.

            
Отправляйся, дед, в Книжное море,

            
Что зовут у вас библиотекой.

            
Там тебе добры люди помогут

            
Одолеть любую проблему,

            
Разрешить любую задачу.

            
Много знаний тебе подарят!

            
Помни: знания — лучше богатства!

3.Итог,

рефлексия

– Какой раздел мы начали изучать?

– Что нового узнали на уроке?

– Что вам
показалось на уроке самым интересным?

У
вас на партах лежат листья. Разукрасьте осенний листочек красным, если вам не
понравился урок, разукрасьте оранжевым, если вам не очень понравилось на уроке,
и жёлтым, если понравилось на уроке.

4.домашнее задание

 Выучить
отрывок «Уж небо осенью дышало…»

image001

    
Цель урока: обобщение знаний по сказке А. С. Пушкина «Сказка о
рыбаке и рыбке». Задачи:

      
формируем приёмы устной монологической и диалогической речи;

      
формируем умение строить определение понятий, сравнивать понятия,
определять вид сказки; -развивающие

      
развиваем речь, чувства, переживания;

      
развиваем наблюдательность за употреблением пауз и логических
ударений;

        
воспитываем уважительное отношение к людям, негативное отношение
к недостаткам людей;

        
формируем умение работать в группе, в паре, слушать и понимать
речь других.

Тип урока: обобщающий

Формы работы учащихся: фронтальная,
групповая, индивидуальная Необходимое техническое оборудование: учебник,
рабочая тетрадь, компьютер, проектор. Ход урока:

1. Орг. Момент.
Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво. На места все тихо сядем, Не
нарушив тишину. Приготовились все слушать, Я урок сейчас начну. Слайд 2 Речевая
разминка.

Рыбу
ловит рыболов. 

В
реку весь ушел улов.

Прочитать спокойно и медленно,
громко, шепотом, грустно, весело, быстро как скороговорку.

Ребята, давайте вспомним, о чём мы говорили на
прошлом уроке. 

-Итак, сегодня мы продолжаем работу со
сказкой А.С. Пушкина, (слайды 3-9) (ответы детей) Слайд 10 Постановка
целей и задач урока:

        
мы вспомним об авторе сказки,

        
читать выразительно отрывки, которые будете находить, отвечая
на вопросы.

        
выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью;

        
будем учиться характеризовать героев,

        
сравнивать характеры героев, оценивать их поступки

2. Актуализация знаний

Слайд 11

Чтобы проверить, как внимательно
вы прочитали сказку, проведём игру «Ловись рыбка золотая». У кого улов будет
больше? Вопросы:

1.                 
Где жили старик и старуха? 

(У синего моря в ветхой
землянке).

2.                 
С чем первый раз пришёл невод? (С тиной).

3.                 
С чем второй раз пришёл невод? (С травой морской).

4.                 
Какая труба была на новой избе старика и старухи? (Кирпичная,
белёная).

5.                 
Какие ворота были в новой избе? (Дубовые, тесовые).

6.                 
В чём стояла старуха дворянка на крыльце? (Соболья душегрейка,

Любой
ученик по желанию выходит к доске и отвечает на вопрос. Каждая группа по
очереди «вылавливает» с доски золотую рыбку и отвечают на вопрос, номер
которого записан на обороте рыбки. За правильный ответ — забирают рыбку.

парчовая корона).

7.               
Что ела за столом старуха- царица? (Пряник).

8.               
Куда отправила старуха- дворянка старика работать? (На конюшню).
Подведение итогов

      3 .Самоопределение к       —
Почему я вам за правильные ответы        Это один из главных героев

      деятельности                      давала
золотых рыбок? Какие еще              сказки

главные действующие лица есть в Старик со старухою
сказке? Неспроста я о них заговорила.

                                                    Сегодня
будем учиться характеризовать Предположения детей

главных героев сказки. Слайд 12

4. Работа по теме Слайд 13        Знакомятся
с планом ока     — На экране план, по которому вы

будете давать характеристику героям.

                                                   Слайд
13                                                       
Это старуха

Давайте начнем с      1 .Жила у самого синего моря
отрицательного героя. Это кто?         в ветхой землянке (Учитель направляет
детей            2.Пряла свою пряжу наводящими вопросами, просит      3.
Постоянно бранила найти подтверждение в тексте)        старика, заставляла
просить у

рыбки сначала корыто, потом избу, хотела стать
дворянкой, царицей, владычицей морскою.

                                                   -Как
автор ее наказал? Зачитайте.              4.Характер властный,

                                                                 Кстати
сказать, выражение                          злобный, жадный, грубый,

«остаться у разбитого корыта» до неуживчивый, сих
пор употребляется в речи.   требовательный,

                                                                 Оно
стало крылатым                                     неблагодарный.

выражением — фразеологизмом.      5.Отношение автора
— Что оно означает? (Остаться ни с          осуждает, наказывает чем, потерять
всё, что имел).      6. Не понравилась ее

жадность, грубость.

                                                   Слайд
14                                                       
Старик

  А давайте разберемся,
каким —      1. Живет у самого синего положительным или          моря в ветхой
землянке

                                                                 отрицательным
героем является                 2.Ловил неводом рыбу

                                                                 старик.
                                                           3.Поймал рыбку,
пожалел и

  Являются ли
положительными     отпустил. Потом ходит к такие качества, как безвольность,          морю
с просьбами.

                                                                 безответность?
                                             4. Характер мягкий, добрый,

  Смиренность,
безответность,        податливый, безответный, податливость — положительные    безвольный,
смиренный. черты только в том случае, если  

image002они
оправданы. Но в сказке Пушкина у    Дети приходят к выводу, что старика не
хватило смелости          безвольность (отсутствие воли) — противостоять
старухе, возразить ей,        отрицательная черта. указать на её неправоту,
остановить её       — В жизни бывают моменты, когда жадность. Он «не смел ей
перечить»,        просто необходимо проявить свой

                                                                 слепо
подчинялся, выполняя все её            характер, настойчивость, твёрдо

                                                                 прихоти.
                                                        сказать — нет.
Например, если

  Случается ли такое в
жизни?        окружающие или знакомые просят

Вывод:
старик не является положительным героем. Он, конечно, простоват и добр, но
имеет нетвердый характер

тебя сделать то, что, по
твоему мнению, является плохим поступком.

5.                 
Автор жалеет его, немного насмехается. В его лице высмеивает
человеческие пороки — безволие, безответность.

6.                 
Нравится: воспитанный, ласковый, добрый. Не нравится: не смог
поставить старуху на место.

5. Физкультминутка

Слайд 15

Рыбка плавает в
водице.  Рыбке весело играть. 

Рыбка, рыбка, озорница. 

Мы хотим тебя поймать. 

Рыбка спинку изогнула,

Крошку
хлебную взяла, 

Рыбка хвостиком вильнула.

Быстро-быстро
уплыла.

Две
ладошки вместе изображают плавательные движения

Ладони поочередно сжимаются
в кулак

Хватательные движения
щепоткой, Помахать рукой

6.Продолжение работы по теме урока

Слайд 16

— А
какая рыбка? 

Докажите цитатами из
текста. Она положительный или отрицательный персонаж? 

-Почему не исполнила последнюю просьбу?
(Потому что милость небезгранична). 

-Ушла. Тем самым она
положила конец желанию и стремлению старухи властвовать не только на земле,
но и на море. 

— Рыбка

1.                 
Живет в море

2.                 
Гуляет себе на просторе

3.                 
Исполняет просьбы старика 4. Характер: спокойная, сдержанная,
свободолюбивая, честная, надежная 5. Автор ею восхищается

6. Нравится:
огромным

 Слайд
17

Давайте, ребята, составим
конкретный образ каждого героя на доске (под портретом героя выставляются
слова).

Слайд
18

Характер старика:
мягкий, добрый, безвольный. Слайд 19

Характер старухи:
властная, злобная, жадная, грубая, неблагодарная

Слайд
20

Характер рыбки: добрая,
благородная, справедливая.
— 

 (Выставляем на доску
характеры героев)

Слайд 21

Мнение детей о героях

                     
Кто из героев вам больше нравится?

Почему? 

                     
Почему автор наделил одного героя только отрицательными
чертами, а другого только положительными?

(Добро
побеждает зло)

Слайд 22,23

— Работа в парах: вам
даны 4

определения и вы должны выбрать какое из
них более точно подходит к нашей сказке:

1.               
Как здорово поймать волшебную рыбку!

2.               
Как плохо быть сварливым, жадным жестоким.

3.               
Если ты сварливый и жадный, ты можешь потерять своё
счастье.

4.               
Есть ситуации, когда необходимо проявить твёрдость
характера, иначе ты можешь пострадать.

Работа в парах

Выбирают: Если ты
сварливый и жадный, ты можешь потерять своё счастье.

Слайд 24

В чём же мудрость «Сказки
о рыбаке и рыбке»?

Поэтическая «Сказка о
рыбаке и рыбке» заставляет нас понять, что самое страшное — это жадность, не
знающая границ, и неблагодарность… Она заставляет нас задуматься, что
значит быть жадным, добрым, малодушным, неблагодарным Учит, каким нужно быть,
чтобы не остаться «у разбитого корыта». -А еще, ребята, когда человек
жадничает, он добра не видит, становится злобным. Жадный человек ничего не
достигнет, он останется у разбитого корыта.

8.Подведение итогов

Наш урок подошел к
завершению. Какой сказкой мы сегодня познакомились?

Кто её написал?

Как бы вы поступили
на месте старика?

Понравилась ли вам
сказка? Какие чувства она у вас вызвала? О чем заставляет задуматься?

чему рыбка не выполнила
желания

старухи? Представьте, что
вы поймали золотую рыбку. Что бы вы попросили у рыбки?

Каждый ученик получает
маленькую рыбку, на которой пишут свои желания.

Слайд 25

-Я каждому из вас дарю
сегодня по золотой рыбке, чтобы она исполнила одно ваше желание. Напишите на
рыбке, какими положительными чертами характера вы хотели бы обладать. Я
думаю, если вы очень захотите, то ваше желание непременно сбудется, и все вы
вырастите достойными людьми.

Домашнее задание

Слайд 26

Рабочая тетрадь стр. 36-37. Нарисовать к любому отрывку
из сказки рисунок.

image003 

image004 

image005 

Отчет
по открытому уроку литературного чтения «Сказка о рыбаке и рыбке» во 2 классе.

23 октября во 2-м классе был проведен открытый урок по литературному
чтению «Сказка о рыбаке и рыбке». На занятия были систематизированы и обобщены
знания по сказке А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

Для оформления использовали компьютерную презентацию с наглядным
материалом, вопросами.

С детьми были проведены небольшие викторины с вопросами по содержанию
сказки. Ребята определяли  положительных и отрицательных героев. Была проведена
игра «Ловись рыбка золотая».  Любой ученик по желанию выходил к доске и отвечал
на вопрос, номер которого был записан на обороте рыбки. За правильный ответ
ученик забирал рыбку.

Также была проведена небольшая игра, в которой под портретом главного
героя на доске были выставлена слова, характеризующие образ каждого героя.

Работа в парах проходила очень активно, дети быстро разобрались с
предложенным заданием – отметить более правильный вариант к предложенному
определению.

В конце были подведены итоги работы над сказкой. Каждый ученик получил
маленькую рыбку, на которой написал свои желания.

Урок, проведенный в форме игры, способствовал активизации мыслительной
деятельности учащихся и повышенной учебной мотивации.

Обучающиеся проявили высокую активность, что позволяет считать, что
поставленные задачи выполнены.

Провела: Кл. руководитель: Абдулаева А.М.

Урок
литературного  чтения во 2 классе.

Тема:
А.С.Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке»

Цель: организовать
деятельность учащихся по восприятию и осмыслению сказки А.С.Пущкина «Сказка о
рыбаке и рыбке»

Задачи:

-формировать
умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного,   выражать своё
отношение к героям, событиям, языку произведения.

-развивать
умение аргументировать свою точку зрения;


воспитывать интерес к чтению сказок А.С.Пушкина

Планируемые
результаты образования:

Предметные:
выразительно читают произведение,  находят в словаре и сносках  значение
незнакомых слов, объясняют поведение героев, дают характеристику характеров
героев, определяют своё отношение к персонажам, определяют основную мысль
произведения.

Личностные:
оценивают
поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и
ценностей, эмоционально «проживают « текст, выражают свои эмоции.

Метапредметные
УУУД

Регулятивные:
самостоятельно оценивают правильность выполненных действий, выполняют учебные
действия.

Познавательные:
ориентируются
в учебнике, в словаре. Находят ответы на вопросы в тексте, осознанно и
произвольно строят речевые высказывания.

Коммуникативные:
аргументируют собственную позицию, выслушивают мнение партнёра в паре и в
группе.

1.      Кац Э.Э.
учебник “Литературное чтение”, 2 класс,

2.     Наглядный
материал на доске.

3.      рыбки для
каждого ученика из цветного картона.

4.     Компьютер,
проектор.

5.     Презентация
к уроку.

6.     Индивидуальные
карточки.

7.      Аудиозапись
отрывка «Сказки о рыбаке и рыбке»

План урока.

1.Мотивирование
к учебной деятельности.

Повернитесь лицом   друг к  другу. Возьмитесь за руки и  пошлите
 лучики добра, тепла, радости.  Это вам поможет на уроке.

2.
Постановка учебной задачи.

Посмотрите
на экран. Интересно, какое слово рассыпалось?( ксазак)

Правильно.
Это слово сказка. И так мы отправляемся в гости к сказке.

Ребята
просматривают первые кадры из “Сказки о рыбаке и рыбке”.

Фрагмент
какой сказки вы просмотрели?

– «Сказка
о рыбаке и рыбке».

А
кто автор этой сказки?

– Александр
Сергеевич Пушкин.

 –
Почему это произведение А. Пушкин назвал сказкой?

 – Происходит
волшебство.

 Сегодня
у нас необычный урок. К нам в гости приплыла  золотая рыбка. И мы вместе с ней
отправимся в путешествие по сказке.

Кто
уже знаком с содержанием сказки?

Предлагаю
поставить цели ,  которые мы должны достичь  к концу урока. Продолжите
предложения.

Познакомиться
с творчеством…..

Проанализировать…

Учиться…

3. Речевая разминка.

(Дети
читают хором в полголоса)

Рыбке
рак ни друг, ни враг

Рыбке
вряд ли страшен рак.

Рыбке
страшен червячок,

Что
насажен на крючок.

Чтение чистоговорки  с вопросительной  интонацией.( с
восклицательной)

4.Открытие
нового знания

·       
Знакомство с жизнью и творчеством А. С. Пушкина

Сообщение ученика .Арина

Трудно найти
человека, который не знал бы и не любил этого замечательного поэта. Родился он
6 июня 1799 года в городе Москве. С раннего детства был окружён заботой и
вниманием своих родителей. Отец его, Сергей Львович, был потомком знатного
дворянского рода. Он любил литературу, был знаком со многими литераторами,
собрал большую библиотеку.

Мать поэта, Надежда Осиповна, была хороша собой,
любила светскую жизнь, блистала на балах, любила развлечения.

Отец разрешал пользоваться сыну своей
библиотекой. И маленький Саша пристрастился к чтению книг и перечитал их
великое множество. Он любил книги. Они были верными друзьями.

В детстве рядом с ним были бабушка Мария
Алексеевна Ганнибал и няня Матвеева Арина Родионовна, крепостная семьи
Пушкиных, получившая вольную, но из-за любви к детям оставшаяся в их доме. 

Эти две замечательные сказочницы подарили Саше
мудрость, заключённую в волшебных образах. Образы перешли в сказки.

Сказки А.С. Пушкина — это тайна, где каждая
строчка хранит частицу души поэта. Читая его произведения, мы с вами становимся
богаче душой, щедрее, счастливее.

Удивительные сказки писал Пушкин: добрые,
весёлые, они полны красоты и вдохновения, не похожи одна на другую.

Какие сказки А.С. Пушкина вы знаете? Давайте
вместе вспомним эти сказки.

1.Сказка о
золотом петушке. 2. Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях. 3. Сказка о попе и
работнике его Болде. 4. Сказка о рыбаке и рыбке. 5.Сказка о царе Салтане.

Сказки и стихи Пушкина
можно читать и слушать много раз, каждый раз наслаждаясь изяществом их языка.
Таков был солнечный гений Пушкин. (портрет Пушкина)

·       
Формирование знаний о новых
словах, пополнение словарного запаса

 В
сказке вам встретились незнакомые слова – это устаревшие слова, ими говорили в
19 веке. (
Делятся на 5  групп )

Обсуждают,
полученное задание – слово. Пользуются Толковым словарём Владимира Ивановича
Даля  и сносками на страницах учебника.

Зачитывают
значение слов.

Землянка      
Столбовая дворянка        Чупркн       корысть       откуп

Невод          
Душегрейка                        Белена       кликать        невежа

Корыто        
парча                                   палата       перечить      пуще

Светёлка      
кичка                                                    простофиля  веткхая

·       
Беседа после
первичного восприятия сказки.

Вы уже
знакомы с содержанием сказки.

Внимание
на экран.

«Дед» (
Слайд)

«Бабка»

«рыбка»


Кто изображен на экране?

Кем
они являются в сказке? (Это главные герои сказки.)

·       
Анализ произведения

Ребята,
скажите, как жил старик со старухой до того, как в невод попала золотая рыбка?
-Почему рыбка названа “непростою”? (говорит, может исполнять желания)
-Какие слова сказал старик рыбке на прощанье после первой встречи?
-Как
вы думаете, почему старик ничего
не попросил у рыбки?(удивился старик, испугался)
О чём рассказал
старик своей старухе, когда воротился домой? Зачитайте.

Как
отнеслась к этой новости старуха ? Прочитайте это отрывок

Что
произошло дальше?.

Прочитайте,
как произошла вторая встреча старика с рыбкой.

Почему
старик называет рыбку государыней?(он её уважает, думает . что она морская
царица)

Почему
он просит рыбку смиловаться?(старику очень стыдно, ведь сначала он сказал , что
ему ничего не надо, а теперь приходиться просить корыто.)

Ребята,
довольной осталась старуха?(нет)

 Что она
попросила? (избу)

Зачитайте,
что говорит старику старуха?

(читают)

Что
чувствует старик, когда вновь обращается   к рыбке с просьбой? Выберите
подходящие слова на слайде:

Вина
страх радость стыд уважение равнодушие

Прочитайте,
как объясняет старик, почему он беспокоит рыбку?

Физминутка «Рыбки»

Прочитайте,
какую картину увидел старик, когда воротился к старухе?

Кем на
этот раз захотела стать старуха? (столбовою дворянкой)

Ребята,
смог ли отказать старик в просьбе старухи?(нет) Что он сделал?(Он опять
отправился к рыбке)

Какую
картину увидел старик, когда воротился ко старухе? Зачитайте.

Кем
захотела стать старуха, когда разбогатела и стала столбовой дворянкой? (она
захотела быть вольною царицей)

Всегда
ли старик сразу подчинялся старухе и без слов выполнял её приказы? (нет) Зачитайте,
что он ответил ей на этот раз? Понравились эти слова старухе? (нет) Она даже
ударила мужа по щеке.

Ребята,
прочитайте, как произошла встреча старика с рыбкой на этот раз. Рыбка и на этот
раз исполнила просьбу старика.

Что
увидел старик , когда вернулся домой. Зачитайте.

Ребята,
почему старик услышал  в свой адрес такие слова «Не садись не в свои сани»?
Остановилась в своих желаниях старуха?(Нет). Она захотела быть владычицей
морскою, и чтобы рыбка служила ей.) Исполнила ли это желание рыбка ? Нет

Что
увидел старик, когда вернулся с морского берега в последний раз? Прочитайте три
 последние строчки.

Почему
же рыбка отобрала у старухи всё то, что дала? 9Старуха не ценила то, что имела.
(Она была жадной и ненасытной)

Ребята, если вы внимательно читали сказку, то Вспомните все
желания старухи и расположите их по порядку с меньшего. (самостоятельно)

Новая изба.

Столбовая дворянка.

Новое корыто

Владычица морская.

Вольная царица

Самопроверка
–соотнесение с экраном)

·       
Выяснение
характеров главных героев.

Давайте выясним, какой характер был  у старика и у старухи. Работа
паре на листочке. Один соотносит слова, которые характеризуют характер старика,
а  другой -старухи.

— Почему вы так считаете?

Какой
характер у старика и старухи? Соедини стрелками «Сказка о рыбаке и рыбке».

Характер старика

Характер старухи

сварливый

добрый

мягкий

злобный

властный

смиренный

жадный

алчный

податливый

грубый

неуживчивый

Что вам понравилось или не понравилось в старике?

Что
вам понравилось или не понравилось в старухе?(она безжалостная , злая и жадная)

·       
Привлечение внимания учащихся к изображению моря.

Всегда ли одинаковым было море, когда старик приходил на берег?
Т(нет)

Почему изменялся вид моря? (Рыбка сердилась, гневалась с каждым
разом всё сильнее и море становилось всё неспокойнее).

Когда старуха захотела невозможного, море почернело, и поднялась
на море буря.

— Как
рыбка относится к старику? (Ей жалко  старика и обидно за него)
  *   Знакомство с крылатыми выражениями

-Многие
выражения Пушкина стали крылатыми.

Например

 «Сказка
ложь, да в ней намёк,

 
Добрым молодцам урок!»

-Какой
намёк имел ввиду Пушкин?  (Что сказка учит добру, справедливости)

— Сказка закончилась справедливо?

 За что наказана старуха?  (За
жадность, сварливость, корысть, слишком много хотела иметь, не помнила добро)

Чему же учит нас эта сказка , ребята?

5. Рефлексия учебной деятельности
на уроке ( итог).

Подведём итог нашей работы. Вспомним,
какие цели ставили перед собой в начале урока.

Познакомиться с творчеством…..

Проанализировать…

Учиться…

Достигли мы этих целей? Каким способом?

— Где можно применить новые
знания?

Закончи фразу « На уроке мне было интересно…»

— Кто испытывал трудности?  

Закончи фразу « Мне было трудно…»

На
следующих уроках мы продолжим работать с этой сказкой и узнаем много
интересного, нового в уже давно известной нам сказке.

Домашнее задание.

— На розовых  карточках домашнее
задание. Выбери то задание, которое вам интересно будет выполнить.

Подготовить  выразительное чтение
понравившегося отрывка сказки и проиллюстрировать его.

Выучить наизусть понравившейся
отрывок сказки .

 Я очень рада , что наш урок
прошел плодотворно.

У вас на
партах лежат золотые рыбки. Напишите  пожелания своему другу или
однокласснику.  И пусть их золотая рыбка обязательно их исполнит .

Ученики
пишут под музыку.

Чтение желаний.    (песенка золотая рыбка)

Читайте Пушкина, учите Пушкина, а главное
– любите Пушкина

Предмет

Литературное чтение

Класс

2

Тема урока

А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке
и рыбке»

Цель урока

Обеспечить освоение
учащимися новой учебной информации.

Задачи урока

обучающие

развивающие

воспитательные

Уметь самостоятельно
анализировать художественное произведение на примере сказки А. С. Пушкина
«Сказка о рыбаке и рыбке»

Развитие устной
монологической и диалогической речи.

Воспитывать интерес к тексту
и любовь к сказкам на примере сказки А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»

Тип урока

Урок открытия нового знания

Формы работы учащихся

Индивидуальная работа,
коллективная, в парах, самостоятельная.

Актуальность и вид
использования средств ИКТ

Мультимедийный проектор,
интерактивная доска

Учебные материалы

Учебник, презентация,
карточки с заданиями.

Формируемые
УУД:
 Познавательные УУД: формирование умения
определять значение слов и обосновывать свое мнение; анализировать содержание
иллюстрации, сравнивать героев произведения, определять особенности
литературной сказки.

Регулятивные
УУД
: выполнять учебное задание, используя алгоритм, выполнять
взаимопроверку учебного задания, оценивать выразительность чтения
одноклассников.

Коммуникативные
УУД
: формирование умения адекватно взаимодействовать с партнером в
рамках учебного диалога.

Предметные
УУД:
 формирование умения сравнивать героев по их поступкам,
желаниям речи, составлять словесный портрет литературного героя, умение
выразительно читать текст, обогащение словарного запаса.

Личностные
УУД: умение сотрудничать с учителем, одноклассниками, приходить к общему
решению.

Ход урока:

1.    
Мотивационный этап

— Ребята,
отгадайте загадку.

Есть у радости подруга

В виде полукруга

На лице она живет.

То куда-то вдруг уйдет

То внезапно возвратиться

Грусть-тоска ее боится.

(Улыбка)

Улыбка нужна нам самим и
другим людям, чтобы им было с нами хорошо, легко и радостно. Давайте подарим
друг другу хорошее настроение. Я улыбнусь вам, вы улыбнетесь мне.

Речевая
разминка (данная речевая разминка также развивает правильное произношение буквы
«Р»)


Прочитайте стихотворение (размещено на слайде) Приложение1.

Страусы
строят гнёзда в сторонке.

Странными
смотрятся эти воронки.

Ямы
в песке роют быстро и просто

Стройные
птицы высокого роста.

—          Прочитайте
стихотворение медленно.

—          Начните
читать медленно и постепенно ускоряйте темп.

—          Начните
читать быстро и постепенно замедляйте темп.

            
—         Прочитайте весело, с удивлением, сожалением, восхищением.

2.
Актуализация знаний.

(Фронтальная
работа)


А сейчас проведем небольшую разминку. Попробуйте узнать сказку.

1. Служивый,
котел, варево, горсточка крупы. («Каша из топора»)

2. Яблоня, печка, речка, мышка, пирожок.
(«Гуси – лебеди»)

3. Куманек, окрошка, каша, тарелка,
кувшин. («Лиса и журавль»)

Молодцы, ребята!


Ребята, мы вспомнили сказки.  На какие две группы делятся сказки? (народные,
авторские)

— Чем авторская
сказка
отличается от народной? (Авторскую написал автор, народную –
народ)

Авторы
народных сказок неизвестны, сказки передаются из поколения в поколения с
возможными изменениями. У авторской сказки есть свой сочинитель, автор, который
раскрывает свой замысел, делает сказку неповторимой.


Среди авторов, писавших сказки есть особенный. Догадайтесь, о ком идёт речь:

Дуб
зелёный, цепь, кот, песнь, сказка, чудеса, леший, русалка.


Сможете ли вы восстановить строки? Какому автору они принадлежат?
(Конечно же, это знаменитый на весь мир поэт и писатель, гордость нашей русской
литературы — Александр Сергеевич Пушкин.)

— Давайте
вспомним творчество А.С.Пушкина.

(Работа
с презентацией, заполнение пропусков – фактов об авторе)
Приложение 2

А.С. Пушкин в
детстве.                               Родился поэт 6 июня 1799
г. В городе Москва.

Родители
поэта.                                           Его родители: отец Пушкин
Сергей Львович, мама Надежда Осиповна были дворяне, но не богатые.

Бабушка
поэта.                                            Грамоте Пушкина обучала его
бабушка Мария Алексеевна. Затем его учили русские и иностранные гувернеры.

Няня
Арина Родионовна.                           Воспитывала будущего поэта и
прививала любовь к сказкам няня Арина Родионовна.

Царскосельский
лицей.                               В 12 лет Александра Пушкина увезли на
обучение в Царскосельский лицей.

                                                                       Там
он написал первые стихи.

3.     Изучение
нового материала.

(Просмотр отрывка из
мультфильма)

1.
Просмотрите отрывок
из мультфильма и сформулируйте тему урока. («Сказка
о рыбаке и рыбке»).


Знакома вам эта сказка?


Назовите главных героев. (Старик, старуха.)


Какое чудо великое произошло? (Рыбка заговорила)

2.
Первичное чтение.
Учитель включает аудиозапись сказки.
Внимательно слушаем и ищем непонятные слова.

3.
Чтение с комментированием. Читают учащиеся по цепочке. По ходу чтения
идет словарная работа. Объясняются слова и выражения: 

1
часть

Ветхая
землянка 
— старый дом, вырытый в земле;

Невод 
большая рыболовная сеть

Пряла
пряжу –
крутить нить из волокон

Тина
скопление живущих в воде растений, в основном
водорослей.

Взмолится
просить, умолять

Молвит
говорит

Старче
– старик

Откуп — плата;

— Где жили старик со старухой?

— Сколько лет они жили?

— Какое чудо произошло?

2
часть

Простофиля 
глупый, несообразительный человек.

Корыто
— большой открытый сосуд, предназначенный для стирки белья, кормления скота и
для других домашних дел.

— Как отнеслась старуха к рассказу старика?

— Какой вам представляется старуха?

— Каким вам представляется старик?

3 часть

Кликать
— звать

Разбранила
– разругать

— Что попросил старик у рыбки? (Новое
корыто)

— Что ответила рыбка старику? Зачитайте из
текста. («Не печалься, ступай себе с Богом. Будет вам новое корыто».)

4. Физкультминутка. 

Подвижная
музыкальная пауза

https://www.youtube.com/watch?v=svdeRxCX_-A&t=20s

4 часть

Воротился
– вернулся

Пуще
– больше

Бранится
– ругается

В корыте много ль корысти
– в корыте много ль выгоды, пользы.

Что теперь захотелось
старухе? (Избу)

5 часть

Сварливая баба – ворчливая,
склонная к ссорам

Землянка – углубленное в
землю жилище

Изба со светёлкой –  светлая комната, отделённая сенями от кухни.

Тесовые ворота – сделанные из
теса, из тонких досок.

Черная крестьянка – простая
крестьянка

Столбовая дворянка – дворянка старинного и знатного рода.

— Была ли рада старуха избе? (Нет)

— Кем захотела быть старуха? (Столбовою дворянкой)

6 часть

Душегрейка — верхняя
женская одежда для праздников наподобие кофты

Парчовая – плотная
узорчатая шелковая ткань

Кичка – старинный
женский головной убор

Перстень – кольцо,
надеваемое на безымянный палец

Чупрун – прядь волос,
спадающая на лоб

— Отблагодарила старуха старика?

— Куда, отправила его старуха? (Служить на конюшне)

— Во что была одета старуха? (Душегрейка, кичка, жемчуга на
шее, золотые перстни, красные сапожки.)

Гимнастика для глаз

8 часть

Белены объелась – обезумел,
одурел

Осердилась – рассердилась

Поведут поневоле – вопреки
желанию

 — Кем теперь хочет быть старуха? (Вольною
царицей)

9 — 10 часть

Бунтует – возмущается

Царские палаты – большая
красивая комната в них жили бояре и цари царевны.

Заморские вина – привезенные
из-за границы

Пряник печатный – пряник с оттиснутым (отпечатанным) рисунком или
буквами.

Вкруг – вокруг

Очи
– глаза

Поделом
тебе старый – справедливо, заслуженно

Невежа
грубый, невоспитанный человек

— Кем теперь захотела стать старуха?

— Почему это желание испугало старика?

— Выполнил ли он приказ старухи?

— Как изменилась старуха?

— А почему народ над
стариком насмехался и говорил: «Не садися не в свои сани!»?

— Когда так говорят? {Когда человек не соответствует
месту, которое занимает.)

11 часть

Царедворцы – лицо, занимающее должность при царском дворе,
придворный

Морская владычица – морская
царица

Была на посылках – служить
кому-н., исполняя мелкие и простые поручения.

12 — 13 часть

Перечить – возражать
кому-нибудь, говорить (или делать) наперекор.

Глядь — смотреть

— Почему рыбка ничего не сказав, ушла в
глубокое море?

5.Закрепление пройденного
материала

— Посмотрите, как постепенно меняется
море. Проследим за изменениями и свяжем с тем, что требовала старуха.

Карточки для самостоятельной работы Приложение
3

Море слегка разыгралось                            Корыто

Помутилось синее море                              Изба

Не спокойно синее море                             Дворянка

Почернело синее море                                Царица

— Почему так происходит?

— Как заканчивается сказка?

Работа
в парах. Карточки с заданиями.
Приложение
4

— Кто
является главными героями сказки? Давайте выясним, какой характер у
каждого героя. Слова, которые характеризуют старуху, подчеркните красным
цветом
. Слова, которые характеризуют старика — зеленым цветом. Попробуйте
доказать характер каждого героя, примером из текста.

Мягкий, добрый, злобный,
податливый, безвольный, жадный,  смиренный, властный, грубый, неуживчивый,
требовательный, безответный, неблагодарный.

-Кто
из героев вам больше нравится? Почему вам не нравится характер
старухи? (Все черты её характера — отрицательные. Жадных, грубых, злобных
людей не любят в обществе, их поступки осуждаются.)

— Как была
наказана старуха за свою жадность и неблагодарность
? (Она опять осталась
у разбитого корыта, в своей ветхой землянке. Кстати сказать, выражение
«остаться у разбитого корыта» до сих пор употребляется в речи.)

— Что
оно означает? (Остаться ни с чем, потерять всё, что имел.)


Почему же был наказан и старик, ведь он обладал мягким, добрым
характером?


Являются ли положительными такие качества, как безвольность, смиренность,
безответность? (
Дети приходят к выводу, что безвольность (отсутствие
воли) — отрицательная черта.
Смиренность, безответность,
податливость — положительные черты только в том случае, если они оправданы. Но
в сказке Пушкина у старика не хватило смелости противостоять жадной старухе,
возразить ей, указать на её неправоту, остановить её жадность. Он «…не
смел ей перечить…», слепо подчинялся, выполняя все её прихоти.)

6.
Итог урока.

— 
Пушкин писал: «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»»


А какой урок мы возьмем из этой сказки? (А еще, ребята, когда человек
жадничает, он добра не видит, становится злобным. Жадный человек ничего не
достигнет, он останется у разбитого корыта.)


Ребята, а что бы вы попросили у золотой рыбки?

7.
Рефлексия.
Приложение 5

Выбери
картинку (золотую рыбку, старика или старуху) п прикрепи на доску.

1.     
Если ты
успешно справлялся со всеми заданиями, возьми золотую рыбку

2.     
Если тебе на
уроке было трудно, но ты смог прийти к верному ответу – выбери старика.

3.     
Если тебе было
трудно на уроке справляться с заданиями и тебе требуется помощь учителя – выбери
старуху.

Домашнее задание.

— Дайте характеристику
золотой рыбке. Запишите в тетрадь.  

Приложение 1

Речевая разминка

image001

Приложение 2

Задание

image002

Проверка

image003

Приложение 3

Карточки для
самостоятельной работы

Соотнеси состояние моря с тем, что требовала
старуха.

Море слегка разыгралось                Корыто

Помутилось синее море                  Изба

Не спокойно синее море                 Дворянка               
            

Почернело синее море                     Царица

Приложение 4

Карточки для работы в
парах

Слова,
которые характеризуют старуху, подчеркните красным цветом. Слова,
которые характеризуют старика — зеленым цветом. Попробуйте доказать
характер каждого героя, примером из текста.

Мягкий, добрый, злобный, податливый,
безвольный, жадный, смиренный, властный, грубый, неуживчивый, требовательный,
безответный, неблагодарный.

Приложение 5

Карточки для рефлексии

image004

image005image006

  • Сказка о рыбаке и рыбке главная мысль и тема
  • Сказка о рыбаке и рыбке волшебная или бытовая
  • Сказка о рыбаке и рыбке воспитательное значение
  • Сказка о рыбаке и рыбке где живет герой
  • Сказка о рыбаке и рыбке аудио 2 класс