Сказка о рыбаке и рыбке аппликация

Конспект нод по сказке а.с. пушкина сказка о рыбаке и рыбке в подготовительной группе цель: продолжать знакомить детей с биографией

Конспект НОД по
сказке А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» в подготовительной группе

Цель: продолжать знакомить детей с
биографией А. С. Пушкина и его сказкой «Сказка о рыбаке и рыбке».

Задачи: Углублять и расширять знания детей
о творчестве А. С. Пушкина; воспитывать умение эмоционально воспринимать
образное содержание сказки, замечать и выделять образно-выразительные средства,
понимать их значение.

Ход занятия

Александра
Сергеевич Пушкин – русский поэт.  Он известен всему миру.  Родился он
очень давно – 6 июня 1799 года, более двухсот лет тому назад в городе Москве. У
него были старшая сестра и  младший брат.  В доме у Саши  было
очень много книг. Отец Саши очень любил читать и писал стихи. Саша тоже рано
начал писать стихи.

Но мы с вами знаем,
что Александр Сергеевич Пушкин писал не только стихи. Он написал ещё и сказки.
Сказки он любил с детства. Арина Родионовна, его няня,  знала много сказок
и часто  их рассказывала. Она  брала в руки вязанье, садилась, и
начиналась сказка. Эти сказки маленький Саша  слушать мог подолгу.

Для Пушкина Арина
Родионовна была не просто доброй заботливой няней и талантливой сказочницей,
она была для него близким другом и  первой слушательницей его стихов и
произведений. Он посвятил ей несколько стихов. Например, стихотворение «Няне».

(Чтение
стихотворения).

Воспитатель: Ребята, чем отличаются сказки
от других литературных произведений?

(Сказка – это вымысел, где оживают
животные, птицы, есть волшебные предметы, сказочные слова, во всех сказках есть
начало – жили –были  и концовка – и стали они жить –поживать, да добра
наживать.)

Воспитатель: А во всех ли сказках добро
побеждает зло?

Дети: Добро побеждает во всех сказках.

Воспитатель: Сказки бывают народные и
авторские. А сказка А. С. Пушкина написаны в прозах или стихах?

Дети: Сказки А. С. Пушкин написал в
стихах.

Воспитатель: Все сказки интересны и
поучительны. В них прославляются добрые люди и высмеиваются плохие, злые,
жадные. Послушайте, пожалуйста, дети, «Сказку о рыбаке и рыбке», каким красивым
языком она написана и постарайтесь запомнить особенные сказочные слова.

(Чтение сказки).

Воспитатель: Кто главные герои в сказке?

Дети: Старик, старуха и золотая рыбка.

Воспитатель: Как вы поняли, каких людей
высмеивает в сказке

А. С Пушкин?

Дети: А. С. Пушкин высмеивает жадных людей
в этой сказке.

Воспитатель: Как он описывает старуху?

Дети: Вредная, жадная, злая.

Воспитатель: Как он обращается с мужем?

Дети: Плохо.

Воспитатель: Какими словами описывается
старик?

Дети: Добрый, тихий, жалостливый,
беспомощный.

Воспитатель: А как его называет рыбка?

Дети: Рыбка называет старика ласково
старче.

Воспитатель: А как так получилось, что
рыбка стала служить старику?

Дети: Рыбка пожалела старика и обещала
 выполнить все, что он скажет, если он отпустит ее.

Воспитатель: Какие желания старухи
выполнила рыбка?

Дети: Рыбка исполнила следующие желания
старухи: новое корыто, дом, дворянка, царица.

Воспитатель: Какое последнее желание
загадала старуха?

Дети: Она захотела стать владычицей
морскою.

Воспитатель: А как вы понимаете это
выражение «была у нее на посылках?»

Дети: Служила старухе.

Воспитатель: Почему же рыбка ничего не
ответила старику?

Дети: Рыбка  не захотела служить
старухе, потому что она очень много захотела.

Воспитатель: Давайте мы с вами попробуем
изобразить море.

(Дети встают в круг и изображают море).

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, как
А. С. Пушкин изображал море в сказке?

Дети: В первый раз море слегка
разыгралось. (Включается аудиозапись слегка разыгравшего моря).

Воспитатель: Во второй раз какое было
море?

Дети: Помутилось сине море. (Включается
аудиозапись звука неспокойного  моря).

Воспитатель: Какое стало море в третий
раз?

Дети: Не спокойно стало сине море.
(Включается аудиозапись бушующего  моря).

Воспитатель: Каким стало море в четвертый
раз?

Дети: Почернело синее море. (Включается
аудиозапись шторма на море).

Воспитатель: Вот идет он к морю и видит:
на море черная буря, так и вздулись сердитые волны, так и ходят так воем и
воют.

Ребята, попробуйте подражать синему морю.

Дети:: У-у-у, ш-ш-ш. (Повторяют 5 раз).

Воспитатель: Что хотел сказать А. С.
Пушкин по-разному изображая море?

Дети: Он хотел предупредить, что старухе
пора остановиться.

Воспитатель: Море в каждый раз как-будто
бы хотело предупредить старуху: хватит, остановись, оно недовольно запросами.

— А какое вы бы загадали желание, если бы
вы поймали золотую рыбку?

Воспитатель: Как же заканчивается сказка?

Дети:  Перед старухой опять оказалось
разбитое корыто.

Воспитатель: С тех пор это выражение стало
пословицей для тех людей, которые очень завистливые.

Воспитатель: Чему нас учит эта сказка?

Дети: Сказка учит добру, не надо быть
завистливым и жадным.

Воспитатель: А сейчас, ребята, я предлагаю
вам изобразить разное море при помощи цвета и волн. Подходите к столам,
выберите цвет, подумайте, как можно изобразить: слегка разыгравшееся море,
 помутившееся море, неспокойное море, почерневшее море и на море черная
буря.

(Дети рисуют красками море).

Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.
Раз он в море закинул невод, —
Пришел невод с одною тиной.
Он в другой раз закинул невод,
Пришел невод с травой морскою.
В третий раз закинул он невод, —
Пришел невод с одною рыбкой,
С непростою рыбкой, — золотою.
Как взмолится золотая рыбка!
Голосом молвит человечьим:
«Отпусти ты, старче, меня в море,
Дорогой за себя дам откуп:
Откуплюсь чем только пожелаешь.»
Удивился старик, испугался:
Он рыбачил тридцать лет и три года
И не слыхивал, чтоб рыба говорила.
Отпустил он рыбку золотую
И сказал ей ласковое слово:
«Бог с тобою, золотая рыбка!
Твоего мне откупа не надо;
Ступай себе в синее море,
Гуляй там себе на просторе».

Воротился старик ко старухе,
Рассказал ей великое чудо.
«Я сегодня поймал было рыбку,
Золотую рыбку, не простую;
По-нашему говорила рыбка,
Домой в море синее просилась,
Дорогою ценою откупалась:
Откупалась чем только пожелаю.
Не посмел я взять с нее выкуп;
Так пустил ее в синее море».
Старика старуха забранила:
«Дурачина ты, простофиля!
Не умел ты взять выкупа с рыбки!
Хоть бы взял ты с нее корыто,
Наше-то совсем раскололось».

Вот пошел он к синему морю;
Видит, — море слегка разыгралось.
Стал он кликать золотую рыбку,
Приплыла к нему рыбка и спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
Ей с поклоном старик отвечает:
«Смилуйся, государыня рыбка,
Разбранила меня моя старуха,
Не дает старику мне покою:
Надобно ей новое корыто;
Наше-то совсем раскололось».
Отвечает золотая рыбка:
«Не печалься, ступай себе с богом,
Будет вам новое корыто».
Воротился старик ко старухе,
У старухи новое корыто.
Еще пуще старуха бранится:
«Дурачина ты, простофиля!
Выпросил, дурачина, корыто!
В корыте много ль корысти?
Воротись, дурачина, ты к рыбке;
Поклонись ей, выпроси уж избу».

Вот пошел он к синему морю,
(Помутилося синее море.)
Стал он кликать золотую рыбку,
Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
Ей старик с поклоном отвечает:
«Смилуйся, государыня рыбка!
Еще пуще старуха бранится,
Не дает старику мне покою:
Избу просит сварливая баба».
Отвечает золотая рыбка:
«Не печалься, ступай себе с богом,
Так и быть: изба вам уж будет».
Пошел он ко своей землянке,
А землянки нет уж и следа;
Перед ним изба со светелкой,
С кирпичною, беленою трубою,
С дубовыми, тесовыми вороты.
Старуха сидит под окошком,
На чем свет стоит мужа ругает.
«Дурачина ты, прямой простофиля!
Выпросил, простофиля, избу!
Воротись, поклонися рыбке:
Не хочу быть черной крестьянкой,
Хочу быть столбовою дворянкой».

Пошел старик к синему морю;
(Не спокойно синее море.)
Стал он кликать золотую рыбку.
Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
Ей с поклоном старик отвечает:
«Смилуйся, государыня рыбка!
Пуще прежнего старуха вздурилась,
Не дает старику мне покою:
Уж не хочет быть она крестьянкой,
Хочет быть столбовою дворянкой».
Отвечает золотая рыбка:
«Не печалься, ступай себе с богом».

Воротился старик ко старухе.
Что ж он видит? Высокий терем.
На крыльце стоит его старуха
В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуги огрузили шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки.
Перед нею усердные слуги;
Она бьет их, за чупрун таскает.
Говорит старик своей старухе:
«Здравствуй, барыня сударыня дворянка!
Чай, теперь твоя душенька довольна».
На него прикрикнула старуха,
На конюшне служить его послала.

Вот неделя, другая проходит,
Еще пуще старуха вздурилась:
Опять к рыбке старика посылает.
«Воротись, поклонися рыбке:
Не хочу быть столбовою дворянкой,
А хочу быть вольною царицей».
Испугался старик, взмолился:
«Что ты, баба, белены объелась?
Ни ступить, ни молвить не умеешь,
Насмешишь ты целое царство».
Осердилася пуще старуха,
По щеке ударила мужа.
«Как ты смеешь, мужик, спорить со мною,
Со мною, дворянкой столбовою? —
Ступай к морю, говорят тебе честью,
Не пойдешь, поведут поневоле».

Старичок отправился к морю,
(Почернело синее море.)
Стал он кликать золотую рыбку.
Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
Ей с поклоном старик отвечает:
«Смилуйся, государыня рыбка!
Опять моя старуха бунтует:
Уж не хочет быть она дворянкой,
Хочет быть вольною царицей».
Отвечает золотая рыбка:
«Не печалься, ступай себе с богом!
Добро! будет старуха царицей!»

Старичок к старухе воротился.
Что ж? пред ним царские палаты.
В палатах видит свою старуху,
За столом сидит она царицей,
Служат ей бояре да дворяне,
Наливают ей заморские вины;
Заедает она пряником печатным;
Вкруг ее стоит грозная стража,
На плечах топорики держат.
Как увидел старик, — испугался!
В ноги он старухе поклонился,
Молвил: «Здравствуй, грозная царица!
Ну, теперь твоя душенька довольна».
На него старуха не взглянула,
Лишь с очей прогнать его велела.
Подбежали бояре и дворяне,
Старика взашеи затолкали.
А в дверях-то стража подбежала,
Топорами чуть не изрубила.
А народ-то над ним насмеялся:
«Поделом тебе, старый невежа!
Впредь тебе, невежа, наука:
Не садися не в свои сани!»

Вот неделя, другая проходит,
Еще пуще старуха вздурилась:
Царедворцев за мужем посылает,
Отыскали старика, привели к ней.
Говорит старику старуха:
«Воротись, поклонися рыбке.
Не хочу быть вольною царицей,
Хочу быть владычицей морскою,
Чтобы жить мне в Окияне-море,
Чтоб служила мне рыбка золотая
И была б у меня на посылках».

Старик не осмелился перечить,
Не дерзнул поперек слова молвить.
Вот идет он к синему морю,
Видит, на море черная буря:
Так и вздулись сердитые волны,
Так и ходят, так воем и воют.
Стал он кликать золотую рыбку.
Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
Ей старик с поклоном отвечает:
«Смилуйся, государыня рыбка!
Что мне делать с проклятою бабой?
Уж не хочет быть она царицей,
Хочет быть владычицей морскою;
Чтобы жить ей в Окияне-море,
Чтобы ты сама ей служила
И была бы у ней на посылках».
Ничего не сказала рыбка,
Лишь хвостом по воде плеснула
И ушла в глубокое море.
Долго у моря ждал он ответа,
Не дождался, к старухе воротился —
Глядь: опять перед ним землянка;
На пороге сидит его старуха,
А пред нею разбитое корыто.

Анализ «Сказки о рыбаке и рыбке» Пушкина

«Сказка о рыбаке и рыбке» — самая простая и назидательная из всех сказок Пушкина. Он написал ее в 1833 г. в Болдино. За основу поэт взял одну из сказок братьев Гримм, но серьезно ее переработал в духе русских национальных традиций.

Главный смысл сказки о золотой рыбке заключается в порицании человеческой жадности. Пушкин показывает, что это отрицательное качество присуще всем людям, независимо от материального или общественного положения. В центре сюжета – бедные старик со старухой, прожившие у моря всю свою жизнь. Несмотря на то, что оба работали в поте лица, они так и не нажили хоть какого-нибудь состояния. Старик продолжает ловить рыбу для пропитания, а старуха целыми днями сидит за «своей пряжей». Пушкин не указывает причины, но у бедных стариков нет детей, либо они давно покинули своих родителей. Это еще больше увеличивает их страдания, так как надеяться им больше не на кого.

Старик часто остается без улова, но однажды ему улыбается удача. Невод приносит волшебную золотую рыбку, которая в обмен на свободу предлагает старику исполнить любое его желание. Даже бедность не способна уничтожить в старике чувства добра и сострадания. Он просто так отпускает рыбку, говоря «Бог с тобою».

Совсем другие чувства рождаются в душе у старухи при известии об улове мужа. Она обрушивается на него с яростной руганью, обвиняя старика в глупости. Но сама, видимо, до конца не верит в волшебное обещание, так как для проверки просит всего лишь новое корыто.

После исполнения желания старуха входит во вкус. Ее аппетит разгорается, и с каждым разом она посылает старика с еще большими запросами. Причем становится заметна убогость мышления человека, вся жизнь которого прошла в бедности. Ей не хватает ума, чтобы сразу попросить, к примеру, много денег, которые бы надолго избавили старика от постоянных обращений к рыбке. Старуха постепенно просит новый дом, дворянство, царскую власть. Высшим пределом мечтаний для нее становится желание стать морской царицей.

Старик безропотно исполняет каждое желание старухи. Он чувствует свою вину перед ней за все годы безрадостной жизни. При этом ему стыдно перед рыбкой, которая не выказывает недовольства от новых запросов. Рыбке жаль старика, она понимает его зависимость от старухи. Но последнее безумное желание доводит и ее терпение до конца. Она никак не наказывает старуху, сошедшую с ума от жадности, а просто возвращает все к разбитому корыту.

Для старика это даже лучший выход, так как он вновь становится хозяином в своем доме. А старуха получила серьезный урок. Всю оставшуюся недолгую жизнь она будет вспоминать, как из-за жадности своими руками уничтожила плывущие в руки власть и богатство.

Подготовить до: Пт, 17 сентября 2021

Опубликовано Тема
16 сентября 2021 Физическая культура Техника метания мяча на дальность. Просмотр

Подготовить до: Пнд, 8 ноября 2021

Опубликовано Тема
7 ноября 2021 Английский язык Знакомство с буквой Ll Просмотр
8 ноября 2021 Русский язык Звуки и буквы: гласные и согласные. Различие звуков и букв. Звуки и их обозначение буквами на письме. Просмотр
8 ноября 2021 Литературное чтение Стихи А.С. Пушкина «У лукоморья дуб зеленый …» Просмотр
8 ноября 2021 ИЗО Изображение и реальность. Для изображения реальности необходимо воображение. Изображение животного Просмотр
8 ноября 2021 Классный час Безопасность на льду в осенне — зимний период Просмотр

Подготовить до: Втр, 9 ноября 2021

Опубликовано Тема
8 ноября 2021 Русский язык Алфавит, его значение. Русский алфавит: правильное название букв, знание их последовательности. Просмотр
8 ноября 2021 Литературное чтение Сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» Просмотр
8 ноября 2021 Математика Периметр многоугольника Просмотр
8 ноября 2021 Технология Народные промыслы. Дымка. Работа с пластилином. «Дымковская игрушка» Просмотр
8 ноября 2021 Физическая культура Инструктаж по технике безопасности. Строевые упражнения. Просмотр

Подготовить до: Ср, 10 ноября 2021

Опубликовано Тема
9 ноября 2021 Литературное чтение Cказки А.С.Пушкина. «Сказка о рыбаке и рыбке» Просмотр
9 ноября 2021 Математика Свойства сложения. Просмотр
9 ноября 2021 Окружающий мир Невидимые нити. Просмотр
9 ноября 2021 Занимательная грамматика Правила о непроизносимых согласных. Просмотр

Подготовить до: Чт, 11 ноября 2021

Опубликовано Тема
9 ноября 2021 Русский язык Расположение слов в алфавитном порядке . Звуко-буквенный разбор слов. Просмотр
9 ноября 2021 Литературное чтение Cказки А.С.Пушкина. «Сказка о рыбаке и рыбке» Просмотр
9 ноября 2021 Математика Использование переместительного и сочетательного свойств сложения для рационализации вычислений. Просмотр
10 ноября 2021 Шахматы Повторение. Просмотр
10 ноября 2021 Физическая культура Строевые упражнения. Техника тестирования гибкости. Просмотр

Подготовить до: Пт, 12 ноября 2021

Опубликовано Тема
9 ноября 2021 Русский язык Развитие речи.Работа с текстом. Запись ответов на вопросы к тексту. Просмотр
9 ноября 2021 Математика Проект » Математика вокруг нас».Узоры и орнаменты на посуде. Просмотр
9 ноября 2021 Окружающий мир Дикорастущие и культурные растения. Просмотр
9 ноября 2021 Музыка Расскажи сказку.Колыбельные. Просмотр
11 ноября 2021 Физическая культура Строевые команды:повороты направо, налево. Перекаты (виды перекатов). Просмотр

Подготовить до: Пнд, 15 ноября 2021

Опубликовано Тема
12 ноября 2021 Русский язык Гласные звуки и буквы и их признаки. Буквы е,ё,ю,я и их функции в слове. Просмотр
12 ноября 2021 Литературное чтение Cказки А.С.Пушкина. «Сказка о рыбаке и рыбке» Просмотр
12 ноября 2021 ИЗО Изображение и фантазия.Для создания фантастического образа необходима опора на реальность.Изображение фантастических животных. Просмотр
14 ноября 2021 Английский язык Знакомство с буквой Mm Просмотр
15 ноября 2021 Классный час Правовое просвещение детей Просмотр

Подготовить до: Втр, 16 ноября 2021

Опубликовано Тема
13 ноября 2021 Физическая культура Гибкость. Просмотр
15 ноября 2021 Русский язык Роль гласных букв в слове.Слова с буквой Э. Просмотр
15 ноября 2021 Математика Закрепление изученного.Числовое выражение и его значение. Просмотр
15 ноября 2021 Литературное чтение И.Крылов » Лебедь, Щука и Рак». Просмотр
15 ноября 2021 Технология Народные промыслы.Матрешка. Аппликация из разных материалов. История матрешки. Просмотр

Подготовить до: Ср, 17 ноября 2021

Опубликовано Тема
16 ноября 2021 Литературное чтение И.А.Крылов «Стрекоза и Муравей» Просмотр
16 ноября 2021 Математика Закрепление изученного.Числовое выражение и его значение. Просмотр
16 ноября 2021 Окружающий мир Дикие и домашние животные. Просмотр
16 ноября 2021 Занимательная грамматика Волшебное средство-«самоинструкция». Просмотр
16 ноября 2021 Английский язык Знакомство с буквой N n. Просмотр

Подготовить до: Чт, 18 ноября 2021

Опубликовано Тема
15 ноября 2021 Физическая культура Как зародились Олимпийские игры. Просмотр
17 ноября 2021 Русский язык Произношение ударного и безударного гласного звука в корне слова и его обозначение на письме. Просмотр
17 ноября 2021 Математика Закрепление изученного.Числовое выражение и его значение. Просмотр
17 ноября 2021 Литературное чтение Л.Н.Толстой. Знакомство с творчеством писателя. Просмотр
17 ноября 2021 Шахматы Шахматная нотация Просмотр

Подготовить до: Пт, 19 ноября 2021

Опубликовано Тема
17 ноября 2021 Математика Устные приемы сложения и вычитания чисел в пределах 100 Просмотр
17 ноября 2021 Русский язык Особенности проверяемых и проверочных слов(для правила обозначения буквой безударного гласного звука в корне слова) Просмотр
17 ноября 2021 Окружающий мир Комнатные растения.Практическая работа » Уход за комнатными растениями». Просмотр
17 ноября 2021 Физическая культура Режим дня. Просмотр
18 ноября 2021 Музыка Колокольные звоны России Просмотр

Цель: повторить сведения об имени прилагательном на материале «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина.

Задачи:

Образовательные:

  • найти в сказке имена прилагательные и определить их роль.
  • формировать умение проводить лексический анализ слов — имён прилагательных.
  • повторить грамматические признаки имён прилагательных — род (в единственном числе), число, падеж
  • формировать умения определять и обосновывать написание безударных падежных окончания имён прилагательных, проверять правильность написанного.

Развиваюшие:

  • развивать умение извлекать информацию из художественного текста;
  • развивать умение контролировать правильность записи в тексте имён прилагательных с безударными окончаниями, находить имена прилагательные с неправильно записанными окончаниями и исправлять в словах ошибки.
  • формировать умение ставить цель проекта и выдвигать гипотезу.

Воспитательные:

  • формировать интерес к русскому языку как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа;
  • воспитывать навыки сотрудничества в совместной деятельности, мотивацию к творческому труду.

Предметные результаты:

  • осознавать, что понимание значения слова — одно из условий умелого его использования в устной и письменной речи;
  • распознавать среди предложенных слов устаревшие слова и слова, употребленные в переносном значении;
  • подбирать к предложенным словам антонимы и синонимы;
  • находить в словах окончание, основу, корень, приставку, суффикс;
  • образовывать слова (другой части речи) с помощью суффикса;
  • распознавать часть речи имя прилагательное на основе усвоенных признаков;
  • выявлять роль и значение прилагательных в речи;
  • определять грамматические признаки имён прилагательных — род (в единственном числе), число, падеж; изменять имена прилагательные по падежам;
  • применять ранее изученные правило правописания безударных падежных окончаний имён прилагательных;

Метапредметные результаты.

Регулятивные:

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками);
  • выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, учитывать правило (алгоритм) в планировании и способа решения;
  • осуществлять пошаговый контроль по результату, адекватно оценивать правильность выполнения действия;
  • адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами.

Познавательные:

  • использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий;
  • извлекать необходимую информацию из художественного текста, анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста;
  • осуществлять логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации;
  • строить рассуждение, подводить факты языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза.

Коммуникативные:

  • слушать и слышать собеседника, вести диалог;
  • понимать необходимость ориентироваться на позицию партнёра в общении, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;

Личностные:

  • восприятие русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа;
  • навыки сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока;
  • развитие мотивации к творческому труду (в проектной деятельности).

Формы организации познавательной деятельности:

  • фронтальная;
  • парная;
  • индивидуальная.

Оборудование: карточки со значками настроения, карточки-светофоры, рисунки с отрывками сказки, рисунки с толкованием устаревших слов, карточки со словами-выводами по проекту, карточки с самостоятельной работой; мультимедийное оборудование.

Подготовительная работа:

  • прочитать «Сказку о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина;
  • нарисовать рисунки к отрывкам сказки;
  • нарисовать рисунки с толкованием устаревших слов.

Ход урока

1. Организационный этап

— С каким настроением вы сегодня пришли в школу?

Учащиеся по карточкам показывают свое настроение: радостное, хорошее настроение, скучное настроение, грустное настроение.

— Вы видите, что настроение бывает самым разным:

веселым, и грустным.

— Я вам, ребята, желаю только хорошего, веселого настроения!

— Очень рада вас видеть! Давайте день начнем с улыбки. Улыбнитесь мне, своему соседу, всем ребятам.

2. Актуализация знаний

1) Логическое упражнение.

Вокруг доски на стене наклеены буквы (есть лишние): С З К Ч А М К А

— Ребята, посмотрите на буквы, соберите слово. (СКАЗКА)

2) Чистописание.

— Откройте тетради, оформите классную работу.

— У вас прописано слово СКАЗКА карандашом, обведите его, пропишите два раза.

Самопроверка.

— Сравните свое написание с первым словом, если у вас нет замечаний, покажите зеленый светофор, если вы чем-то недовольны, то красный.

— Что бы ты исправил (а) в своем написании….?

3) Орфографическая минутка.

— Разберите по составу слово сказка.

— Найдите орфограмму в корне этого слова. (Парная согласная в корне слова буква З)

— Подберите проверочное однокоренное слово имя прилагательное. (Сказочный)

— Как получилось слово сказочный из слова сказка? (Взяли корень -сказ и добавили суффиксы -оч и -н)

— Докажите, что здесь два суффикса, а не один -очн. (сказ/оч/к/а)

3. Объявление темы урока

— Обозначьте, чем отличаются слова сказка и сказочный, кроме их состава? (Слово сказка — имя существительное. Слово сказочный — имя прилагательное.)

— Что обозначают имена прилагательные, для чего они нужны в речи?

— Прилагательные в русском языке играют очень большую роль. Без них невозможно создать законченный образ предмета, а описание станет серым и скучным. Редко встретишь предложение, в котором бы не упоминалось прилагательное.

— Продолжим разговор о сказке.

— Все любят сказки, и дети, и взрослые. Какую сказку вы читали и рисовали к ней рисунки? («Сказку о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина.)

— Сегодня на уроке мы поговорим об именах прилагательных на примере этой сказки и выполним эту работу в виде проекта.

4. Работа над проектом

1) Постановка цели и выдвижение гипотезы проекта.

— Для постановки цели проекта, что постараетесь определить в сказке? (Определить, какие имена прилагательные А.С.Пушкин употребляет в сказке.)

— Чтобы выдвинуть гипотезу, подумайте, что можно предположить о количестве прилагательных в этой сказке, о том какие это прилагательные с точки зрения лексики? (А.С.Пушкин использовал много прилагательных в сказке, в том числе устаревших, слов в переносном значении, чтобы приблизить авторскую сказку к народной и подробно описать своих героев, их внешний вид и характер, природу.)

2) Работа над лексическим составом сказки.

— У вас есть на парте рисунки и на обратной стороне отрывки из сказки, прочитайте их, подчеркните все прилагательные. Работаем в паре.

— Откройте учебник упр. 2 с.28, составьте словосочетания.

Примечание: в упр.2 с.28 заданы существительные, задание требует подобрать соответствующие прилагательные из «Сказки о рыбаке и рыбке».

Синее море, ветхая землянка, разбитое корыто, морская трава, золотая рыбка, ласковое слово, человечий голос, великое чудо, новое корыто, сварливая баба, кирпичная, белёная труба, дубовые, тесовые воро́ты, чёрная крестьянка, столбовая дворянка, дорогая соболья душегрейка, парчева́я кичка, золотые перстни, красные сапожки, усердные слуги, вольная царица, целое царство, печатный пряник, заморские вины, грозная стража, старый невежа, царские палаты, морская владычица, чёрная буря, сердитые волны.

— Значения всех ли слов вам известно? (Нет.)

— Приведите примеры таких слов. (парчева́я кичка, столбовая дворянка и т.д)

— Как они называются? (Устаревшие)

— Почему их так называют? (в современном языке их не употребляют, так как не используют предметы, которые они обозначают)

На доске заранее выполненные детьми рисунки и толкование устаревших слов, любое из них учитель может зачитать и проиллюстрировать, в зависимости от пожеланий учеников.

— Как вы думаете, почему в сказке много встречается устаревших слов? (Эти слова приближают сказку к народной. Мы знаем, что свои сказки Пушкин написал на основе народных сказок, услышанных в детстве от своей няни. Устаревшие слова помогают описать внешний вид героев, их характер.)

На доске следует прикрепить карточки со словами, обозначающими сделанные детьми выводы.

  • «устаревшие слова»
  • «приблизить свою авторскую сказку к народной»
  • «красочно описать жизнь героев того времени, их характер»

— Продолжим разговор о лексическом составе сказки. Какие слова употреблены в сказке в переносном значении?

  • Золотая (рыбка) — покрытая золотой чешуёй.
  • Сердитые (волны) — большие, высокие.
  • Чёрная (крестьянка) — бедная.
  • Печатный пряник — с отпечатанным рисунком.
  • Чёрная (буря) — сильный ветер и высокие волны на море.

— Почему Пушкин использовал такую лексику? (Чтобы точно и ярко передать чувства и героев и характер природы)

На доске следует прикрепить карточки со словами, обозначающими сделанные детьми выводы.

  • «слова в переносном значении»
  • «точно и ярко передать чувства и героев и характер природы»

5. Физминутка

На уроке отдохнём —

На рыбалку мы пойдём!

Накопаем мы червей,

Удочку возьмём скорей,

И вприпрыжку побежим —

Порыбачить мы хотим.

В воду удочку закинем,

Посидим тихонько.

Рыбка, кажется, клюёт?

Вытащим легонько.

Ах, какая красота —

Рыбка небольшая.

Пусть живёт себе в реке,

Выпущу тебя я!

Быстро в школу побежим —

Вот такой у нас режим.

6. Обобщение знаний об имени прилагательном

С обратной стороны доски записаны некоторые словосочетания из упр.2 с.28.

Синее море, ветхая землянка, разбитое корыто, морская трава, золотая рыбка, ласковое слово, золотые перстни, красные сапожки, усердные слуги, вольная царица, целое царство, печатный пряник, заморские вины, царские палаты, чёрная буря, сердитые волны.

— На какие две группы вы можете разделить эти прилагательные? (Ед.ч. и мн.ч.)

— Как определить число прилагательного? (по существительному)

— Я читаю словосочетание, если это множественное число, то зеленый кружок поднимаем, если единственное, то красный.

— На какие три группы вы можете разделить прилагательные ед.ч.? (м.р, ж.р., с.р.)

— Приведите примеры прилагательных каждого рода.

— Почему мы делим на три группы только прилагательные в ед.ч.? (во мн. ч. прилагательные по родам не изменяются)

— Как определить род прилагательного? (по существительному)

— Прочитайте отрывки из сказки и найдите одно прилагательное, но разного рода.

«Отпусти ты, старче, меня в море,

Дорогой за себя дам откуп:

Откуплюсь, чем только пожелаешь»

«Я сегодня поймал было рыбку,

Золотую рыбку, не простую;

По-нашему говорила рыбка,

Домой в море синее просилась,

Дорогою ценою откупалась:

Откупалась, чем только пожелаю.

Не посмел я взять с нее выкуп;

Так пустил ее в синее море».

— Как еще изменяются прилагательные? (по падежам)

— Как определить падеж прилагательного? (по существительному)

— У вас есть карточка с окончаниями прилагательных. На доске записаны словосочетания из сказки, где прилагательные без окончаний: обсудите в паре, куда можно прикрепить ваши окончания.

у синего моря

синее море

грозная царица

ласковое слово

в море синее

к синему морю

новое корыто

сварливая баба

высокий терем

разбитое корыто

глубокое море

в ветхой землянке

чёрной крестьянкой

пряником печатным

На доске записаны словосочетания, дети выходят по одному из пары и крепят свои карточки с окончаниями прилагательных.

Проверка правильности с помощью светофора.

Если есть ошибки, следует их исправить. Может возникнуть ситуация, когда на одно слово окажется две карточки (если окончания одинаковые), а на другое ни одного. Следует разобраться и обсудить, куда можно перенести карточку.

— Какое прилагательное в этом наборе изменено по падежам? (синее море)

— Определите падежи прилагательного синее.

Сделаем общий вывод: как изменяются имена прилагательные? (по падежам, числам, в единственном числе по родам)

7. Физминутка для глаз

  • Смотри сначала вправо, затем влево.
  • Делаем круговые движения глазами по часовой стрелке и против часовой стрелки.
  • Смотрим сначала вверх, потом вниз.
  • Зажмурится на несколько секунд, потом открыть глаза.
  • Все повторяем по три раза.

8. Самостоятельная работа

Самостоятельная работа выполняется по карточке, запись ведется в рабочей тетради. Взаимопроверка. Оценка светофором. Разбор ошибок.

Запишите предложения, вставив слово золотой в нужной форме. Укажите над ним число, род, падеж, выдели окончание.

1. Закинул старик в море невод и поймал ……… рыбку.

2. На руках у столбовой дворянки сверкали …….. перстни.

3. Пошел старик опять к ………… рыбке.

4. На голове у старухи ………… кичка.

9. Работа над проектом

— Продолжим разговор о лексическом составе сказки. В самостоятельной работе вам встретилось прилагательное, которое относилось к разным существительным. А наоборот есть ли в сказке моменты, где одно существительное описывается несколькими прилагательными?

— Для чего А.С.Пушкин использует такой прием? (чтобы точно и красочно описать предметы, природу, людей)

На доске следует прикрепить карточки со словами, обозначающими сделанные детьми выводы. «несколько прилагательных к одному существительному»

10. Домашнее задание

Из упр.2 с.28 задание: подобрать антонимы и синонимы к прилагательным из сказки.

11. Итог урока

— Вспомните цель и гипотезу нашего проекта

— Пользуясь словами на доске, составьте вывод о том, какие прилагательные А.С.Пушкин использовал «Сказке о рыбаке и рыбке»

Вывод: в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкин использовал много прилагательных, чтобы дать яркую характеристику предметам, характерам людей, природе, точно и красочно описать происходящие события. С этой же целью он использовал и слова в переносном значении. Пушкин использует много устаревших слов, что приближает авторскую сказку к народной и позволяет точно передать нравы и быт представленной в сказке эпохи.

12. Рефлексия

Дополните предложения, выбирая любую фразу из предложенного перечня.

  • Сегодня я узнал…
  • Мне было интересно…
  • Мне было трудно…
  • Я понял что…
  • Я научился…
  • У меня получилось…
  • Меня удивило…

Список литературы

1.Канакина В.П. Русский язык. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2 / В. П.Канакина, В.Г.Горецкий .- 11-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 2020. — 159 с., [2] л.: ил. — (Школа России).

2. Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1-4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций/ В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, М.В.Бойкина и др.]. — М.: Просвещение, 2014. — 340 с.

3. Болотова Н.Б. Физминутки. 1 сентября. Открытый урок / https://urok.1sept.ru/articles/561090

4. Сказка о рыбаке и рыбке А.С.Пушкина Пескарь — детская электронная библиотека./ https://peskarlib.ru/aleksandr-pushkin/skazka-o-rybake-i-rybke/

5. Урок 51. Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке «А.С.Пушкина. Российская электронная школа

/https://resh.edu.ru/subject/lesson/3833/train/204645/

  • Сказка о розовом зайце смотреть
  • Сказка о потерянном снеге спектакль
  • Сказка о потерянном времени слушать оксимирон
  • Сказка о перелетных птицах для дошкольников читать
  • Сказка о песочных часах текст