Сказка о рыбаке и рыбке александр пушкин картинки

Тема урока: а.с. пушкин сказка о рыбаке и рыбке. характеристика героев произведения цель: отрабатывать навыки правильного, выразительного чтения; учить раскрывать

Тема урока: А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке
и рыбке». Характеристика героев произведения

Цель: отрабатывать навыки
правильного, выразительного чтения; учить раскрывать смысл произведения,
характеризовать героев; воспитывать потребность в формировании
положительных качеств характера для успешного существования в социуме;
развивать память, речь, мышление.

Оборудование: учебник, карточки с
заданием.

Тип урока: комбинированный

Ход урока

1.     Организационный
момент.

— Здравствуйте! Ребята, проверьте свою готовность к уроку

II. Актуализация знаний.

казсак

– Правильно. Это слово сказка. А какую сказку мы с вами изучаем?

– «Сказка о рыбаке и рыбке».

 – А кто автор этой сказки?

– Александр Сергеевич Пушкин.

 – Почему это произведение А. Пушкин назвал сказкой?

 – Происходит волшебство.

 – К какому виду сказок относится «Сказка о рыбаке и рыбке»

– Это волшебная сказка.

– Что волшебного в сказке? Что могло быть в настоящей жизни?

III. Сообщение темы и цели урока.

– Посмотрите на доске картинки. Кто изображён на картинках?

Старуха и старик.

Скажите, а какая у нас старуха?

Злобная, властная, жадная.

Как думаете о чём будем говорить на уроке? О характере героев

– Сегодня на уроке мы с вами будем учиться давать характеристику
каждому герою «Сказки о рыбаке и рыбке». Назовите героев сказки.

 – Старик, Старуха, рыбка.

IV. Изучение нового материала.

1.     Работа
с карточками

— В начале нашей работы
предлагаю выполнить задание на жёлтой карточке.

Какой
характер у старика и старухи? Соедини стрелками «Сказка о рыбаке и рыбке».

Характер
старика

Характер старухи

Сварливый

добрый

мягкий

злобный

властный

смиренный

жадный

алчный

податливый

грубый

неуживчивый

1.     Характеристика
старика.

– Чтобы более точно охарактеризовать героев сказки, мы будем
работать по плану.

План.

1.  Где живёт герой?

2.  Чем занимается?

3.  Какие поступки
совершает?

4.  Какой характер у
героя?

5.  Что вам понравилось
или не понравилось в герое?

— Первому характеристику мы дадим старику.

– Где живёт старик?

– Старик живёт у моря. В ветхой землянке.

 – А из каких строчек вы узнали, что старик живёт у моря.
Найдите, прочитайте эти строчки.

– Жил старик со своею старухой

У самого синего моря;

Они жили в ветхой землянке

— Чем занимается старик?

– Старик ловил рыбу.

– В каких строчках об этом написано. Найдите, прочитайте эти
строчки.

– Старик ловил неводом рыбу.

— Какие поступки совершает старик?

– Старик поймал золотую рыбку и отпустил, её ничего не попросив.

— Найдите строчки, в которых об этом говорится. Прочитайте.

— Раз он в море закинул невод,

Пришёл невод с одною тиной.

Он в другой раз закинул невод, —

Пришёл невод с травой морскою.

В третий раз закинул он невод, —

Пришёл невод с одною рыбкой,

С непростою рыбкой, — золотою.

Как взмолится золотая рыбка!

Голосом молвит человечьим:

«Отпусти ты, старче, меня в море!

Дорогой за себя дам откуп:

Откуплюсь, чем только пожелаешь».

Удивился старик, испугался:

Он рыбачил тридцать лет и три года

И не слыхивал, чтоб рыба говорила.

Отпустил он рыбку золотую

И сказал ей ласковое слово:

«Бог с тобою, золотая рыбка!

Твоего мне откупа не надо;

Ступай себе в синее море,

Гуляй там себе на просторе».

— Какой характер у старика?

— Старик добрый, мягкий, смиренный, податливый.

– Докажите, что характер у старика был добрый?

 – Старик отпустил золотую рыбку, не взяв с неё выкуп.

– А почему старика можно назвать мягким, смиренным, податливым?

— Старик выполнял все приказания старухи, не перечил ей.

— Что вам понравилось или не понравилось в старике?

(Подвести детей к выводу, что старик не является
положительным героем. Хоть он простоват и добр, но имеет нетвёрдый характер. Он
выполняет все приказы старухи, тем провоцирует её на всё большее зло.

1.     Характеристика
старухи.

– Где живёт старуха?

– Старуха живёт у моря. В ветхой землянке.

— Чем занимается старуха?

– Старуха прядёт свою пряжу.

– В каких строчках об этом написано. Найдите, прочитайте эти
строчки.

– Старуха пряла свою пряжу.

— Какие поступки совершает старуха?

– Старуха каждый раз отправляет старика просить у рыбки новый
выкуп.

– Вспомните все желания старухи и расположите их по порядку с
меньшего.

Новая изба.

Столбовая дворянка.

Новое корыто

Владычица морская.

Вольная царица

 — Какой характер у старухи?

— Старуха сварливая, неуживчивая, жадная, алчная,

злобная, властная, грубая.

— Что вам понравилось или не понравилось в старухе?

4. Физминутка.

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали: раз, два, три.

Ручками похлопали: раз, два, три.

Вправо ниже наклоняйся.

Влево тоже наклоняйся.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

5. Самостоятельная работа.

— Самостоятельно по плану составьте рассказ–характеристику о
золотой рыбке. (Выслушиваются ответы детей).

 — Как мы можем узнать настроение рыбки?

 — Настроение рыбки можно узнать, по словам о море.

— Выполните карточку. Проведите к рисункам стрелки от цитат из
сказки. Работу выполняйте в парах.

Подбери к каждому рисунку
цитату из сказки

 – Почему так изменялось настроение моря?

 — Когда старуха захотела невозможного, море почернело, и
поднялась на море буря.

— А можно ли море считать четвёртым героем сказки?

– Да море можно считать четвёртым героем сказки, потому что его
настроение изменяется, по мере того как изменяются желания старухи.

– Вспомните, как называется сказка?

— Почему «Сказка о рыбаке и рыбке», а нет старухи?

Подсказка: какие герои вам нравятся, а какие нет?

— У автора тоже есть свои предпочтения. Отношение автора к своим
героям выражается через название сказки. Старуха злая, корыстная, завистливая,
жадная и не удостаивается внимания автора даже в названии.

— Какая главная мысль сказки. Выберите наиболее точную
формулировку.

1. Как здорово поймать волшебную
золотую рыбку!

2. Как плохо быть сварливым и жадным.

3. Если ты сварливый и жадный ты
потеряешь своё счастье.

V. Итог урока.

— Что нового узнали? С какой сказкой вы познакомились?

Закончи фразу «Я сегодня на уроке…»

— Какие задания вам понравились? Почему? Чему учит эта сказка?

Закончи фразу « На уроке мне было интересно…»

— Кто испытывал трудности?  

Закончи фразу « Мне было трудно…»


VI. Домашнее задание.

Стр.101 вопрос 7

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 2 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страницы 122-124. 

УКМ «Школа России»

Раздел «Русские писатели». Проверим себя и оценим свои достижения.

1. Назови произведения, которые тебе запомнились. Кто их автор?

Мне больше всего запомнились сказка Пушкина «О рыбаке и рыбке» и рассказ Толстого «Котёнок».

2. Ты уже познакомился с народными сказками. Теперь ты узнал, что сказку может придумать писатель, поэт. Мы говорим, что это литературная сказка.

Сказки бывают народными и литературными. Народные придумывает народ, литературные сочиняет автор.

3. Встречалось ли тебе слово иллюстратор? Это художник, который делает рисунки — иллюстрации к литературным произведениям. Например, к сказке о «Рыбаке и рыбке» рисунки делал художник Перцов.

А наиболее известным иллюстратором сказок Пушкина является Иван Билибин.

4. С какими произведениям Пушкина, Крылова, Толстого ты был знаком раньше? Расскажи одно из них.

Я читала сказки Пушкина: «О царе Салтане», «О мёртвой царевне и семи богатырях», «О попе и работнике его Балде».

Я читала басни Крылова: «Волк и ягнёнок», «Слон и Моська», «Мартышка и очки».

Я читала рассказы и сказки Льва Толстого: «Два брата», «Два товарища», «Лев и собачка».

Пример пересказа сказок Пушкина можно посмотреть, перейдя по ссылке.

5. Какие образные выражения из прочитанных рассказов ты запомнил и можешь объяснить их смысл?

«Сказка о рыбаке и рыбке»: не садися не в свои сани. Это значит занимайся своим делом, не лезь в чужое.

«Лебедь, рак и щука»: из кожи лезут вон. Это значит стараются изо всех сил.

«Стрекоза и муравей»: голову вскружило. Это значит потерять рассудок, делать глупости.

«Филипок»: в горле пересохло. Это значит, что мальчик не мог сказать ни слова.

«Котёнок»: что было духу. Это значит изо всех сил, очень быстро.

6. Прочитай ещё один отрывок из романа «Евгений Онегин» Пушкина. Сравни это стихотворение со стихотворением на странице 89. Подумай, какая тема их объединяет. Одинаковы ли в них зимние картины? Чем они различаются? Где наблюдал зиму поэт: в городе, в деревне?

Тема этих стихотворений — зима и мороз.

Но картины в этих стихотворениях разные. В первом описана деревня, день, радость мальчика и крестьянина. Во втором описан город и ночь, все люди спят и только собака лает.

7. Можешь ли ты сказать, в чём необычность «Сказки о золотой рыбке»?

Её необычность в том, что она написана в стихах. И у неё грустный конец, нет счастливого финала.

8. Случалось ли тебе остаться у разбитого корыта? Придумай свой рассказ на эту тему.

Пример рассказа на тему «Остаться у разбитого корыта» для 2 класса

Однажды мы с Игорем гостили в деревне у бабушки.

Как-то мы отправились в лес за грибами. Ходили мы долго, почти полдня, и набрали по полной корзинке грибов. Радостные мы возвращались домой.

Нам нужно было перейти по мосткам небольшую, но быструю речку. Я пошла осторожно, а Игорь побежал. Он поскользнулся и упал в воду. Корзина опрокинулась и грибы уплыли по течению. Только один боровик Игорь успел схватить.

Он остался у разбитого корыта, но я поделилась с ним своими грибами.

9. Определи основные мысли прочитанных басен Крылова. Назови образные слова и выражения из его басен, которые мы часто употребляем в речи. Почему их называют крылатыми?

Основная мысль басни «Лебедь, рак и щука»: Действовать нужно сообща, помогать, а не мешать друг другу.

Основная мысль басни «Стрекоза и муравей»: Нужно всегда думать о будущем и готовиться к нему заранее.

Образные слова: Злой тоской удручена, Воз и ныне там.

Эти выражения называют крылатыми, потому что они ушли в народ, стали часто употребляться в речи.

10. Вспомните с другом примеры из жизни, когда можно употребить следующие пословицы:

Один за всех и все за одного. Миша объяснил друзьям тему по русскому языку, а они помогли ему научиться играть в теннис. («Лебедь, рак и щука»)

Храбрый не тот, кто страха не знает, а тот, кто узнал и навстречу ему идёт. Маша боялась спать в темноте, но стремилась побороть свой страх и специально попросила маму гасить ей на ночь свет. («Котёнок»)

Грамоте учиться, всегда пригодиться. Коля пошёл в магазин, но не смог прочитать название товара и ничего не купил. А Игорь знал грамоту и купил нужный ему товар. («Филипок»)

Друзья познаются в беде. Юля потеряла ключи от дома. Алина сказала, что нужно быть внимательней, а Вика пригласила Юлю к себе, пока не пришли её родители. Вика помогла в беде, значит она настоящий друг. («Котёнок», «Стрекоза и муравей»)

Добра желаешь — добро и делай. Вадим помог старушке перейти улицу, а она дала ему конфетку. («Старый дед и внучек», «Стрекоза и муравей»)

Пилу точат, чтобы стала острее, человека учат, чтобы стал умнее. Маша плохо понимала математику и мама наняла репетитора. Маша усиленно занималась и стала получать по математике пятёрки. («Филипок»)

Счастье тот добывает, кто уменьем ума набирает. Андрей долго тренировался и победил на соревнованиях. Он был счастлив. («Филипок»)

11. Назови прочитанные произведения, к которым подходят эти пословицы.

Смотри названия произведений в скобочках.

1

I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин)

Цели:актуализация требований к ученику со стороны учебной деятельности;

— создание условий
для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную
деятельность; уточнение типа урока;  уточнение тематических рамок.

Проговаривают правила поведения на уроке, объясняют, для чего нужно
выполнять эти правила.

Проговаривают девиз урока, определяют тип урока.

Организует выставку.

Уточняет тематические рамки. Доброе утро! Солнцу и птицам! Доброе утро
улыбчивым лицам! Пожелаем друг другу
успехов на
сегодняшний урок. 

Организация выставки книг и
рисунков.

Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять —
И внимательно считать.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с
одноклассниками совместно с учителем о правилах пов
едения и общения и следовать им (Коммуникативные
УУД).

II. Формулирование темы урока, постановка цели        
(3 мин)

Цели: формулирование темы урока учащимися;

— организовать
постановку цели урока учащимися.

С помощью учителя формулируют тему урока. С помощью учителя ставят цель
урока.

Организует
формулирование темы урока учащимися

Организует
постановку цели, формулировку темы урока учащимися

 На доске перед вами
«Картинная галерея», созданная вашими руками. В ней я поместила ваши рисунки
по «Сказке о рыбаке и рыбке».

— Как можно
назвать эту выставку рисунков? (Наши любимые сказки А.С. Пушкина)

Как назовём выставку книг?

-Сказки А.С.
Пушкина.

Строить предложения при ответе на вопросы.

 Уметь
оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь
определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные
УУД).

III. Повторение и обобщение прочитанного  (27  мин)

Цели:
повторное чтение текста с элементами анализа содержания прочитанного;
выборочное чтение по частям Как вы думаете, что ждет нас на этом уроке?
(театральный занавес) Что же такое театр? (место для зрелищ — краткий словарь
театральных терминов) Я доверила Лере поработать со словарем, и она найдёт
значение слова театр. Театр — (от греч. theatron — место для зрелищ,
зрелище), род искусства, средством выражения которого является сценическое
действие, возникающее в процессе игры актера перед публикой. Давайте
только слегка приоткроем занавес. Что можно увидеть за кулисами перед началом
спектакля? (репетицию актеров, подготовка декораций и костюмов, работу грима,
технического персонала)

Целевое обоснование этапа, связь с результатами выявления первичного
восприятия.

Организация медленного «вдумчивого» чтения, диалога с
автором через текст, вычитывание подтекста.

Постановка к тексту вопросов разной смысловой направленности.

Краткий и ёмкий комментарий текста.

Деление текста на смысловые части и постановка уточняющего вопроса к
части.

Организация в случае необходимости попутного составления плана,
пересказа (в том числе, и с опорой на учебную тетрадь).

Проведение необходимой словарной работы по ходу перечитывания и
комментирования текста.  Просмотр театрализованного фрагмента сказки.

Организует  учащихся на представление сообщений, сказок, пробуждение
актёрских способностей.

Как жили старик со старухой?

-Какое чудо произошло?

-Каким мы видим старика в начале сказки?

-Как отнеслась старуха к рассказу старика?

-Каким вам представляется старик? А старуха?

-Почему именно корыто в первую очередь потребовалось старухе?

Попробуйте по иллюстрации рассказать об этом изображённом эпизоде
сказки(1чел)

— А вы бы выпустили
рыбку или загадали желание?

-Как вы думаете,
любое ли желание может исполнить золотая рыбка?

— Ребята, вы
нарисовали свою золотую рыбку, не простую, а волшебную.

Я предлагаю вам на
обратной стороне рисунка написать ваше желание.

— Зачитайте,
пожалуйста, что бы вы попросили у золотой рыбки. Почему именно это?

— Давайте отпустим
ваших рыбок в море, пусть гуляют там себе на просторе.)

— Предлагаю заслушать несколько человек с чтением
любимого отрывка из сказки..

— Кто приготовил пословицы к этой сказке.

Работа с
пословицами.

— Ребята, для вас
золотая рыбка приготовила необычные пословицы.

Подумайте и измените
текст этих пословиц так, чтобы они приобрели привычный вид.

1.Без труда не
вытащишь золотую рыбку из пруда. (Без труда не вытащишь рыбку из пруда.)

2. Не всё золотая
рыбка, что блестит. (Не всё то золото, что блестит.)

3.Мала золотая
рыбка, да дорога. (Мал золотник, да дорог.)

— Объясните смысл
каждой пословицы.

( Если не
потрудишься, не приложишь своих усилий, то ничего в жизни не добьёшься.
Маленький ребёнок дорог каждой маме. Хоть и маленькая вещь, но дорога, так
как сделана своими руками…)

Откройте ТПО, выполним задания на стр
44 №2, стр 45 №4 -101

(Коллективная работа по выполнению
заданий ТПО)

Уметь полным ответом отвечать на вопросы, опираясь на
текст.

 У каждого ученика нарисованная рыбка.

— Ребята, вы
нарисовали свою золотую рыбку, не простую, а волшебную.

Учитель: — Какая
фраза из этой сказки стала крылатой? Как вы её понимаете?

Остаться у разбитого
корыта, то есть остаться ни с чем, всё потерять

Дополнительное задание (если на уроке останется время).

Игра «Хорошо – плохо».

1. Учитель:


Старуха стремится к большей власти – это хорошо. Почему?

Хорошо,
когда есть стремление достичь большего.

Учитель:


Это плохо. Почему? Плохо,
когда всё получаешь в готовом виде, за счёт других, сам не прикладывая
никаких усилий. Тогда ты не ценишь того, что имеешь.

2. Учитель:


Старик добрый и покорный – это хорошо. Почему?

— Это плохо. Почему?

В группах указать на любую понравившуюся иллюстрацию
и рассказать по ней отрывок из произведения.

Отвечать на вопросы, построив речевые высказывания;
разгадывать кроссворд по материалу раздела учебника; анализировать
прочитанные произведения.

 Вступать в общение,
выражать свою точку зрения, слушать других, соблюдать правила общения;
аргументировать высказывания.

 (Коммуникативные
УУД)

 (Познавательные
УУД)

VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке,
инструктаж о домашнем задании
(3 мин)

Цели:
Оценивание качества своей работы на уроке.

Оценивают свою работу на уроке

Организует рефлексию, выставляет отметки за урок.

Дает инструкцию по домашнему заданию.

— Работа с рефлексивным плакатом

— Оцените свою работу и покажите цветовым сигналом.

Оценка и рефлексия собственной и коллективной деятельности
(«Сегодня я научилась …», «Я ещё не очень хорошо читаю
выразительно, мне надо …»)

Работа с таблицей самооценки.

-Работа с психологическим комфортом урока.Нарисована  на доске
лестницу успеха и оцените деятельность своей группы на уроке. (Учащиеся
прикрепляют  смайлик на одной из ступенек по 1 человеку из группы.).

Дома можно подготовить с пересказ любой сказки А.С
Пушкина

2.Сделать поделку к изученному произведению.  ДОМА: ТПО
стр 46

Оценивать  свою деятельности на уроке

Дети оценивают свою работу цветными смайликами: хорошее настроение-зелёный
цвет, плохое настроение-красный цвет.

 Способность
к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные
УУД
).

Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения
на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).

19 ноября 

Тема: А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Картины моря в сказке. Характеристика героев сказки

 Сегодня познакомимся с произведением А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

По этому произведению снят мультфильм. Предлагаю вам посмотреть. 

А  теперь поработаем с текстом.  Произведение длинное. Поэтому разделите его на 3 части (как раз на 3 дня). 

1 часть — с. 90-94 (до слов внизу «Воротился старик ко старухе…»)

2 часть — с. 94 -97 (до слов «Старик к старухе воротился …»)

3 часть — с.97 — 100.

В сказке встречаются устаревшие слова, т.е. слова, которые мы уже не употребляем.

В конце в словарике найдите и прочитайте значение выделенных слов. 

Значение слов, которых нет в словаре:

Корыто — предмет хозяйственного обихода, открытая продолговатая ёмкость для стирки белья, корма скота и т. п. 

Землянка — углублённое в землю жилище, прямоугольное или округлое в плане, с перекрытием из жердей или брёвен, засыпанных землёй.

Душегрейка — женская тёплая кофта без рукавов.

Кичка — старинный русский праздничный головной убор замужней женщины.

Царские палаты  это палаты, в которых жил царь. Палатами раньше назывались богатые жилые дома, которые «избой» не назовешь.

Д/З Вам нужно будет за три дня (до понедельника) прочитать это произведение.

В понедельник в классе будем работать по тексту  выборочным чтением. 

17 ноября 

Тема: А. Пушкин – великий русский писатель. Вступление к поэме «Руслан и Людмила».  А. Пушкина «Вот север тучи нагоняя», «Зима!.. Крестьянин, торжествуя…»

 Сегодня начинаем новый раздел «Русские писатели» и познакомимся с их  произведениями. 

А.С. Пушкин. 

AVvXsEgCJs6b7ufyTpfGDvLCtmec44exoL2F7Hkz5G4TusA9cKTI2x7aCf0aJ E xdq4AnCKYq3k9c lD9bEeep8hpK6nLjhuSQcoMDul9yvjDjYGnNHFRv6mG9u6E39VQ89bpD3dknAMIK26lC ygi9F4FWhd04yg34bdiL69l91G3ebclVKFD23 LqCdC5Q=s320

Посмотрите краткую биографию поэта.

Познакомьтесь с отрывками его произведений в учебнике на с. 85. Узнали из каких сказок? 

А.С. Пушкин писал не только стихи. В списке его творчества есть поэмы и романы. 

Поэма — это это литературный жанр, повествовательное произведение в стихах, обычно на историческую или легендарную тему. (повествование, т.е. рассказ, но в стихотворной форме).

Роман — это литературный жанр, большое повествовательное художественное произведение со сложным сюжетом.

В ваших учебниках даны отрывки из таких произведений. Н с. 86-87 познакомьтесь с отрывком, который является вступлением к поэме «Руслан и Людмила». Выполните задание №3 на с. 87 (устно).

И ещё два отрывка, но уже из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». На с. 89 прочитайте отрывок. Устно ответьте на вопрос № 1. 

А вот отрывок на с. 88 вам нужно будет выучить наизусть. 

Д/З Прочитать с. 84-89. Выучить отрывок с. 88.

 16 ноября 

Тема: М. Пришвин «Осеннее утро». И. Бунин «Сегодня так светло кругом…».  

 Мы заканчиваем раздел «Люблю природу русскую. Осень». 

На с. 78 прочитайте рассказ М. Пришвина «Осеннее утро». Ответьте на вопросы №1 и 

№ 2. 

Ниже прочитайте стихотворение И. Бунина. Составьте небольшой рассказ на тему «Утро в осеннем лесу». Опорные слова даны в задании № 3 под стихотворением.  

15 ноября

 Тема: В. Брюсов «Листья сухие…»,  В. Берестов «Хитрые грибы». «Грибы» (Из энциклопедии)

   Продолжаем знакомиться с поэтами и их стихотворениями об осени.

 Выразительно прочитайте в учебнике  новые стихотворения на с. 74 — 76.  Ответьте на вопросы. 

 Познакомьтесь с текстом на с. 77. 

Это текст из энциклопедии. А что такое энциклопедия? 

Энциклопедия — это научное справочное пособие по всем или отдельным отраслям знания в форме словаря.              

 Нарисуйте на листе бумаги  «жителей» особого царства живой природы. 

Кто не рассказал стихотворение — жду.

12 ноября                     

Тема урока:   А. Толстой «Осень…». С. Есенин «Закружилась листва золотая…». В. Брюсов «Листья сухие…», И. Токмакова «Опустел скворечник…», выразительное чтение стихотворений

Цель: познакомиться с произведениями разных поэтов; учиться читать с выражением и наизусть.

 1. Прочитайте стихотворения поэтов об осени на с. 73-75

2.Ответьте на вопросы 

Физминутка

3. Послушайте ещё одно стихотворение

4. Прочитайте это стихотворение на с. 72.

5 Выучите наизусть. 

Жду видео ваших выступлений.

 10 ноября

Тема урока: К. Бальмонт «Поспевает брусника», А. Плещеев «Осень наступила…». А. Фет «Ласточки пропали…».  Внеклассное чтение 2. Стихи об осени. 

Цель: познакомиться со стихотворениями разных поэтов об осени; учиться читать стихи с выражением.

 1. Работа по учебнику

Прочитайте стихотворения на с. 69-71. Ответьте на вопросы после каждого стихотворения. 

  Озимь – это:

 1.Осенние посевы однолетних злаков, прорастающих осенью и зимующих под снегом.
2.Всходы таких злаков.

Потренируйтесь читать  с выражением.  Какие стихотворения об осени вы знаете?

Д/З подготовьтесь читать с выражением любимое стихотворение об осени. (не наизусть)

9 ноября

Тема урока:  Люблю родную природу. Осень. Картины осенней природы. Осенние загадки. Соотнесение загадки и отгадки. Образ осени в загадках. Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной».

Цель: познакомиться с новым разделом, учиться сопоставлять загадки и отгадки про осень; познакомиться с творчеством Ф.Тютчева. 

 Сегодня познакомимся с новым разделом «Люблю природу русскую. Осень».

1. Работа с учебником 

Откройте учебник на с. 65 и прочитайте, с чем мы познакомимся, чему научимся, изучая этот раздел.

На с. 66 прочитайте обращение к учащимся. 

—    — А вам нравится осень? Если да, то чем?                                                                                На с. прочитайте загадки. Проверьте себя (внизу страницы написаны отгадки). 

      Физминутка 

      2.   Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной».

      Федор Иванович Тютчев (1803–1873 гг.) – знаменитый русский поэт, дипломат и публицист. Автор более 400 стихотворений. Одна из главных тем в творчестве поэта – тема природы. Послушайте его стихотворение «Есть в осени первоначальной…»                                                                                               

 А теперь прочтите это стихотворение на с. 68 самостоятельно. Ответьте на вопросы ниже.    Д/З выразительно читать стихотворение

8 ноября

Тема урока: Внеклассное чтение.  Русская народная сказка. «Гуси-лебеди». Рассказывание сказки по рисункам и по плану. Выборочный пересказ. 

Цель:    познакомимся с русской народной сказкой
«Гуси-лебеди» и новым видом сказок (волшебной сказкой)
;
будем учиться характеризовать героя сказки по его
поступкам; совершенствовать выразительность чтения, развивать воображение.

  1. Повторение

Ребята, мы продолжаем знакомство со сказками. Давайте вспомним с какими сказками мы успели познакомиться: Петушок и бобовое зернышко; У страха глаза велики; Лиса и тетерев; Лиса и журавль; Каша из топора.  Эти сказки можно разделить на две группы: 

— бытовые сказки

— сказки о животных

Задание 1: разделите пройденные  сказки на эти две группы.

2. Работа над новым материалом

Сегодня мы познакомимся с ещё одним видом сказок — волшебными.

В
волшебных сказках, как и в бытовых, основные персонажи — люди, но если в
бытовых сказках герои становятся победителями преимущественно благодаря своему
уму, смекалке, смелости, хитрости, то здесь победа одерживается с помощью
чародейства. 

2.1 Предлагаю вам послушать сказку. Гуси — Лебеди

2.2 Работа по учебнику

Откройте учебники с. 48. Найдите выделенные слова в Словарике (в конце учебника).

Предлагаю немного отдохнуть. Физминутка

Прочитайте сказку.

3. Закрепление 

3.1 Проверка понимания текста.

 — Понравилась вам
сказка?

— Что в сказке
волшебного?

— Назовите героев
сказки.

— Куда ушли мать и
отец?

— Что они сказали
дочке? Послушалась ли она родителей?

— Кто унёс братца?

— Кого встретила
девочка, когда побежала искать братца?

— Помогли ли они в
поиске? Почему?

— Где она нашла
братца?

— Кто помог ей увести
оттуда братца? Почему?

—  Кто помог им
вернуться домой?

— Как бы вы охарактеризовали героиню сказки?

 Д/З Перескажите сказку, пользуясь планом:

1.    Потеря брата.

2.    Поиск.

3.    В избушке у Бабы Яги.

4.    Возвращение домой.

 

Цель: повторить сведения об имени прилагательном на материале «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина.

Задачи:

Образовательные:

  • найти в сказке имена прилагательные и определить их роль.
  • формировать умение проводить лексический анализ слов — имён прилагательных.
  • повторить грамматические признаки имён прилагательных — род (в единственном числе), число, падеж
  • формировать умения определять и обосновывать написание безударных падежных окончания имён прилагательных, проверять правильность написанного.

Развиваюшие:

  • развивать умение извлекать информацию из художественного текста;
  • развивать умение контролировать правильность записи в тексте имён прилагательных с безударными окончаниями, находить имена прилагательные с неправильно записанными окончаниями и исправлять в словах ошибки.
  • формировать умение ставить цель проекта и выдвигать гипотезу.

Воспитательные:

  • формировать интерес к русскому языку как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа;
  • воспитывать навыки сотрудничества в совместной деятельности, мотивацию к творческому труду.

Предметные результаты:

  • осознавать, что понимание значения слова — одно из условий умелого его использования в устной и письменной речи;
  • распознавать среди предложенных слов устаревшие слова и слова, употребленные в переносном значении;
  • подбирать к предложенным словам антонимы и синонимы;
  • находить в словах окончание, основу, корень, приставку, суффикс;
  • образовывать слова (другой части речи) с помощью суффикса;
  • распознавать часть речи имя прилагательное на основе усвоенных признаков;
  • выявлять роль и значение прилагательных в речи;
  • определять грамматические признаки имён прилагательных — род (в единственном числе), число, падеж; изменять имена прилагательные по падежам;
  • применять ранее изученные правило правописания безударных падежных окончаний имён прилагательных;

Метапредметные результаты.

Регулятивные:

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками);
  • выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, учитывать правило (алгоритм) в планировании и способа решения;
  • осуществлять пошаговый контроль по результату, адекватно оценивать правильность выполнения действия;
  • адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами.

Познавательные:

  • использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий;
  • извлекать необходимую информацию из художественного текста, анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста;
  • осуществлять логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации;
  • строить рассуждение, подводить факты языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза.

Коммуникативные:

  • слушать и слышать собеседника, вести диалог;
  • понимать необходимость ориентироваться на позицию партнёра в общении, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;

Личностные:

  • восприятие русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа;
  • навыки сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока;
  • развитие мотивации к творческому труду (в проектной деятельности).

Формы организации познавательной деятельности:

  • фронтальная;
  • парная;
  • индивидуальная.

Оборудование: карточки со значками настроения, карточки-светофоры, рисунки с отрывками сказки, рисунки с толкованием устаревших слов, карточки со словами-выводами по проекту, карточки с самостоятельной работой; мультимедийное оборудование.

Подготовительная работа:

  • прочитать «Сказку о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина;
  • нарисовать рисунки к отрывкам сказки;
  • нарисовать рисунки с толкованием устаревших слов.

Ход урока

1. Организационный этап

— С каким настроением вы сегодня пришли в школу?

Учащиеся по карточкам показывают свое настроение: радостное, хорошее настроение, скучное настроение, грустное настроение.

— Вы видите, что настроение бывает самым разным:

веселым, и грустным.

— Я вам, ребята, желаю только хорошего, веселого настроения!

— Очень рада вас видеть! Давайте день начнем с улыбки. Улыбнитесь мне, своему соседу, всем ребятам.

2. Актуализация знаний

1) Логическое упражнение.

Вокруг доски на стене наклеены буквы (есть лишние): С З К Ч А М К А

— Ребята, посмотрите на буквы, соберите слово. (СКАЗКА)

2) Чистописание.

— Откройте тетради, оформите классную работу.

— У вас прописано слово СКАЗКА карандашом, обведите его, пропишите два раза.

Самопроверка.

— Сравните свое написание с первым словом, если у вас нет замечаний, покажите зеленый светофор, если вы чем-то недовольны, то красный.

— Что бы ты исправил (а) в своем написании….?

3) Орфографическая минутка.

— Разберите по составу слово сказка.

— Найдите орфограмму в корне этого слова. (Парная согласная в корне слова буква З)

— Подберите проверочное однокоренное слово имя прилагательное. (Сказочный)

— Как получилось слово сказочный из слова сказка? (Взяли корень -сказ и добавили суффиксы -оч и -н)

— Докажите, что здесь два суффикса, а не один -очн. (сказ/оч/к/а)

3. Объявление темы урока

— Обозначьте, чем отличаются слова сказка и сказочный, кроме их состава? (Слово сказка — имя существительное. Слово сказочный — имя прилагательное.)

— Что обозначают имена прилагательные, для чего они нужны в речи?

— Прилагательные в русском языке играют очень большую роль. Без них невозможно создать законченный образ предмета, а описание станет серым и скучным. Редко встретишь предложение, в котором бы не упоминалось прилагательное.

— Продолжим разговор о сказке.

— Все любят сказки, и дети, и взрослые. Какую сказку вы читали и рисовали к ней рисунки? («Сказку о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина.)

— Сегодня на уроке мы поговорим об именах прилагательных на примере этой сказки и выполним эту работу в виде проекта.

4. Работа над проектом

1) Постановка цели и выдвижение гипотезы проекта.

— Для постановки цели проекта, что постараетесь определить в сказке? (Определить, какие имена прилагательные А.С.Пушкин употребляет в сказке.)

— Чтобы выдвинуть гипотезу, подумайте, что можно предположить о количестве прилагательных в этой сказке, о том какие это прилагательные с точки зрения лексики? (А.С.Пушкин использовал много прилагательных в сказке, в том числе устаревших, слов в переносном значении, чтобы приблизить авторскую сказку к народной и подробно описать своих героев, их внешний вид и характер, природу.)

2) Работа над лексическим составом сказки.

— У вас есть на парте рисунки и на обратной стороне отрывки из сказки, прочитайте их, подчеркните все прилагательные. Работаем в паре.

— Откройте учебник упр. 2 с.28, составьте словосочетания.

Примечание: в упр.2 с.28 заданы существительные, задание требует подобрать соответствующие прилагательные из «Сказки о рыбаке и рыбке».

Синее море, ветхая землянка, разбитое корыто, морская трава, золотая рыбка, ласковое слово, человечий голос, великое чудо, новое корыто, сварливая баба, кирпичная, белёная труба, дубовые, тесовые воро́ты, чёрная крестьянка, столбовая дворянка, дорогая соболья душегрейка, парчева́я кичка, золотые перстни, красные сапожки, усердные слуги, вольная царица, целое царство, печатный пряник, заморские вины, грозная стража, старый невежа, царские палаты, морская владычица, чёрная буря, сердитые волны.

— Значения всех ли слов вам известно? (Нет.)

— Приведите примеры таких слов. (парчева́я кичка, столбовая дворянка и т.д)

— Как они называются? (Устаревшие)

— Почему их так называют? (в современном языке их не употребляют, так как не используют предметы, которые они обозначают)

На доске заранее выполненные детьми рисунки и толкование устаревших слов, любое из них учитель может зачитать и проиллюстрировать, в зависимости от пожеланий учеников.

— Как вы думаете, почему в сказке много встречается устаревших слов? (Эти слова приближают сказку к народной. Мы знаем, что свои сказки Пушкин написал на основе народных сказок, услышанных в детстве от своей няни. Устаревшие слова помогают описать внешний вид героев, их характер.)

На доске следует прикрепить карточки со словами, обозначающими сделанные детьми выводы.

  • «устаревшие слова»
  • «приблизить свою авторскую сказку к народной»
  • «красочно описать жизнь героев того времени, их характер»

— Продолжим разговор о лексическом составе сказки. Какие слова употреблены в сказке в переносном значении?

  • Золотая (рыбка) — покрытая золотой чешуёй.
  • Сердитые (волны) — большие, высокие.
  • Чёрная (крестьянка) — бедная.
  • Печатный пряник — с отпечатанным рисунком.
  • Чёрная (буря) — сильный ветер и высокие волны на море.

— Почему Пушкин использовал такую лексику? (Чтобы точно и ярко передать чувства и героев и характер природы)

На доске следует прикрепить карточки со словами, обозначающими сделанные детьми выводы.

  • «слова в переносном значении»
  • «точно и ярко передать чувства и героев и характер природы»

5. Физминутка

На уроке отдохнём —

На рыбалку мы пойдём!

Накопаем мы червей,

Удочку возьмём скорей,

И вприпрыжку побежим —

Порыбачить мы хотим.

В воду удочку закинем,

Посидим тихонько.

Рыбка, кажется, клюёт?

Вытащим легонько.

Ах, какая красота —

Рыбка небольшая.

Пусть живёт себе в реке,

Выпущу тебя я!

Быстро в школу побежим —

Вот такой у нас режим.

6. Обобщение знаний об имени прилагательном

С обратной стороны доски записаны некоторые словосочетания из упр.2 с.28.

Синее море, ветхая землянка, разбитое корыто, морская трава, золотая рыбка, ласковое слово, золотые перстни, красные сапожки, усердные слуги, вольная царица, целое царство, печатный пряник, заморские вины, царские палаты, чёрная буря, сердитые волны.

— На какие две группы вы можете разделить эти прилагательные? (Ед.ч. и мн.ч.)

— Как определить число прилагательного? (по существительному)

— Я читаю словосочетание, если это множественное число, то зеленый кружок поднимаем, если единственное, то красный.

— На какие три группы вы можете разделить прилагательные ед.ч.? (м.р, ж.р., с.р.)

— Приведите примеры прилагательных каждого рода.

— Почему мы делим на три группы только прилагательные в ед.ч.? (во мн. ч. прилагательные по родам не изменяются)

— Как определить род прилагательного? (по существительному)

— Прочитайте отрывки из сказки и найдите одно прилагательное, но разного рода.

«Отпусти ты, старче, меня в море,

Дорогой за себя дам откуп:

Откуплюсь, чем только пожелаешь»

«Я сегодня поймал было рыбку,

Золотую рыбку, не простую;

По-нашему говорила рыбка,

Домой в море синее просилась,

Дорогою ценою откупалась:

Откупалась, чем только пожелаю.

Не посмел я взять с нее выкуп;

Так пустил ее в синее море».

— Как еще изменяются прилагательные? (по падежам)

— Как определить падеж прилагательного? (по существительному)

— У вас есть карточка с окончаниями прилагательных. На доске записаны словосочетания из сказки, где прилагательные без окончаний: обсудите в паре, куда можно прикрепить ваши окончания.

у синего моря

синее море

грозная царица

ласковое слово

в море синее

к синему морю

новое корыто

сварливая баба

высокий терем

разбитое корыто

глубокое море

в ветхой землянке

чёрной крестьянкой

пряником печатным

На доске записаны словосочетания, дети выходят по одному из пары и крепят свои карточки с окончаниями прилагательных.

Проверка правильности с помощью светофора.

Если есть ошибки, следует их исправить. Может возникнуть ситуация, когда на одно слово окажется две карточки (если окончания одинаковые), а на другое ни одного. Следует разобраться и обсудить, куда можно перенести карточку.

— Какое прилагательное в этом наборе изменено по падежам? (синее море)

— Определите падежи прилагательного синее.

Сделаем общий вывод: как изменяются имена прилагательные? (по падежам, числам, в единственном числе по родам)

7. Физминутка для глаз

  • Смотри сначала вправо, затем влево.
  • Делаем круговые движения глазами по часовой стрелке и против часовой стрелки.
  • Смотрим сначала вверх, потом вниз.
  • Зажмурится на несколько секунд, потом открыть глаза.
  • Все повторяем по три раза.

8. Самостоятельная работа

Самостоятельная работа выполняется по карточке, запись ведется в рабочей тетради. Взаимопроверка. Оценка светофором. Разбор ошибок.

Запишите предложения, вставив слово золотой в нужной форме. Укажите над ним число, род, падеж, выдели окончание.

1. Закинул старик в море невод и поймал ……… рыбку.

2. На руках у столбовой дворянки сверкали …….. перстни.

3. Пошел старик опять к ………… рыбке.

4. На голове у старухи ………… кичка.

9. Работа над проектом

— Продолжим разговор о лексическом составе сказки. В самостоятельной работе вам встретилось прилагательное, которое относилось к разным существительным. А наоборот есть ли в сказке моменты, где одно существительное описывается несколькими прилагательными?

— Для чего А.С.Пушкин использует такой прием? (чтобы точно и красочно описать предметы, природу, людей)

На доске следует прикрепить карточки со словами, обозначающими сделанные детьми выводы. «несколько прилагательных к одному существительному»

10. Домашнее задание

Из упр.2 с.28 задание: подобрать антонимы и синонимы к прилагательным из сказки.

11. Итог урока

— Вспомните цель и гипотезу нашего проекта

— Пользуясь словами на доске, составьте вывод о том, какие прилагательные А.С.Пушкин использовал «Сказке о рыбаке и рыбке»

Вывод: в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкин использовал много прилагательных, чтобы дать яркую характеристику предметам, характерам людей, природе, точно и красочно описать происходящие события. С этой же целью он использовал и слова в переносном значении. Пушкин использует много устаревших слов, что приближает авторскую сказку к народной и позволяет точно передать нравы и быт представленной в сказке эпохи.

12. Рефлексия

Дополните предложения, выбирая любую фразу из предложенного перечня.

  • Сегодня я узнал…
  • Мне было интересно…
  • Мне было трудно…
  • Я понял что…
  • Я научился…
  • У меня получилось…
  • Меня удивило…

Список литературы

1.Канакина В.П. Русский язык. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2 / В. П.Канакина, В.Г.Горецкий .- 11-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 2020. — 159 с., [2] л.: ил. — (Школа России).

2. Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1-4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций/ В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, М.В.Бойкина и др.]. — М.: Просвещение, 2014. — 340 с.

3. Болотова Н.Б. Физминутки. 1 сентября. Открытый урок / https://urok.1sept.ru/articles/561090

4. Сказка о рыбаке и рыбке А.С.Пушкина Пескарь — детская электронная библиотека./ https://peskarlib.ru/aleksandr-pushkin/skazka-o-rybake-i-rybke/

5. Урок 51. Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке «А.С.Пушкина. Российская электронная школа

/https://resh.edu.ru/subject/lesson/3833/train/204645/

  • Сказка о рыбаке и золотой рыбке слушать аудиосказку
  • Сказка о рыбаке и рыбке 2 класс смотреть
  • Сказка о руслане и людмиле мультфильм
  • Сказка о розовом зайце музыка
  • Сказка о птицах для дошкольников слушать