Сказка о руслане и людмиле пушкин

В конце апреля в воронежском государственном театре оперы и балета по-новому исполнили руслана и людмилу глинки-агафонникова. в этот раз партию

В конце апреля в Воронежском государственном театре оперы и балета по-новому исполнили «Руслана и Людмилу» Глинки-Агафонникова. В этот раз партию Руслана танцевал ведущий солист театра Максим Данилов, а дирижировал оркестром лауреат Премии Главы Республики Мордовия Данила Серганин. Волшебная цветовая гармония, завораживающая музыка, эмоциональный рассказ в движениях – этот спектакль совместил в себе всё лучшее, чтобы покорить любого зрителя. Как это удалось – рассказывают сами Максим Данилов и Данила Серганин.

В заполненном зале среди гостей театра и дети, и подростки, и почтенная взрослая аудитория. Волшебное действо захватывает зрителей независимо от их возраста.
Когда же эту сказку создают профессионалы своего дела, то история проживается наравне с артистами. Так, заслуженная артистка Воронежской области Юлия Непомнящая трогательно и нежно передала любовные переживания в партии Людмилы, лауреат международного конкурса Марта Луцко блистательно станцевала партию коварной Наины, Михаил Ветров в партии гордого хана Ратмира изобразил сильную трансформацию из соперника Руслану в его друга и помощника.
В спектакле также были заняты и другие звёзды воронежской сцены – Дмитрий Трухачёв (Фарлаф), Вадим Мануковский (Черномор), Ольга Бородина (Горислава), Евгений Ермаков (Светозар) и др.

Главное же событие спектакля – это творческие премьеры у ведущего солиста театра Максима Данилова, исполнившего партию Руслана, и у дирижёра Данилы Серганина, тщательно занявшегося музыкой балета. Нам удалось пообщаться с ними и узнать, как преобразился балет «Руслан и Людмила» с их участием.

Интервью с Максимом ДАНИЛОВОМ состоялось после одной из репетиций. До последней минуты он обсуждал с педагогами отдельные эпизоды своей партии.

– Как проходит Ваша подготовка к новой партии в балете «Руслан и Людмила»?
– Сейчас для меня сложнее всего морально подготовиться к спектаклю. Это потому, что первый спектакль всегда такой: ты не до конца в чём-то уверен и не особо чувствуешь своё попадание в образ. Нужно время, чтобы «растанцеваться» в партии под старательным и чутким руководством педагогов. Тогда уже это приносит свои плоды, и ты обретаешь мастерство и уверенность.
– Вы исполняли такие разные по духу и темпераменту партии: Шахрияр в «Тысяче и одной ночи», Бирбанто в «Корсаре», Ганс в «Жизели». Каково это – перевоплощаться?
– Это непросто. Все образы в партиях разные. «Тысяча и одна ночь» – это Восток, в «Руслане и Людмиле» – Русь-матушка, а совсем недавно мы занимались современной хореографией. Не всегда удаётся вовремя «переключится». Варьируешь своё состояние между партиями. И чем больше работаешь, тем больше получается.
– Как вам партия Руслана? Пришлась по душе?
– Это всё же главная партия в спектакле, и она наполнена глубоким смыслом. Любовь, героизм, отвага. Мне это подходит, я ощущаю себя таковым в широте своей души. Но на данном этапе ещё нужно работать над образом.
– Как Вы думаете, привнесёте ли что-то новое в балет «Руслан и Людмила»?
– Уверен, что да, хотя говорить об этом пока рано. Мне надо станцевать ещё два-три спектакля. Надеюсь, что в итоге у меня получится добавить собственные краски.
– Творческий вопрос: что должен сделать артист, чтобы донести до зрителя задуманные в спектакле мысли и эмоции?
– Самому прочувствовать и прожить партию, также как в драматическом театре. Если в «Руслане и Людмиле» – русский характер и пушкинская идея, то и поза, и посыл должны быть от действующих лиц осмысленными, не пустыми. Людмила Ивановна Масленникова, заслуженная артистка России и наш педагог, перед каждым спектаклем коротко напоминает: «Помните, вы – наполненный сосуд». Так что перед спектаклем нужно помыслить, то есть наполнить себя, и передать свои мысли зрителю через оркестровую яму. Потом же, самое приятное – это когда тебе из зала возвращается энергетика.

О том, как музыка взаимодействует с балетом в «Руслане и Людмиле» и что для этого было нужно, рассказывает Данила СЕРГАНИН. Встреча с дирижёром прошла незадолго до начала спектакля.

– Как проходила Ваша работа над музыкой к «Руслану и Людмиле»? У балета очень интересное музыкальное либретто – по мотивам поэмы Александра Пушкина и оперы Михаила Глинки.
– В плане переработки музыки из оперной в балетную была проделана колоссальная работа: выбрана определённая для танца музыка и изменены речитативы таким образом, чтобы каждый момент в спектакле был друг с другом связан. У балета ведь свои законы. Поэтому нужно было сделать, так сказать, «микс» балета и оперы. В итоге работа вышла профессиональной. И, действительно, вы заметили правильно: либретто – по мотивам поэмы. Финал здесь несколько отличается, особенно ключевой развязкой.
– Что было главным при соединении музыки и танца в этом балете?
– Считаю, главным был образ. Образ является особенностью любого танца, любой музыки, любой актёрской игры. Композитор закладывает целую палитру эмоций и чувств в музыку, и настолько закладывает, насколько это может прочувствовать и понять хореограф. Тогда любое балетное и даже мизансценическое движение будет передавать сущность образа.
– Пушкинская поэма пронизана сказочностью и такими человеческими чувствами и поступками как любовь и месть, отвага и надменность, прощение и обман. Как Вы передаёте эту многогранность через музыку?
– Надо уметь правильно читать партитуру. Это отнюдь не так просто. В партитуре всё нужное заложено Глинкой и всеми теми, кто трудился над этой музыкой. Она закладывалась штрихами, как художественный рисунок. Сперва средствами технической выразительности, затем нюансами и оркестровыми красками. Мы стараемся этим инструментарием играть так, чтобы слушателю было понятно, что происходит.
– В чём отличительная особенность музыки для балета «Руслан и Людмила»?
– В гениальности Глинки. Он написал грандиозное сочинение, в котором каждая мелодия настолько красивая и выразительная, что этим не перестаешь восхищаться. Ты понимаешь, насколько это масштабное полотно.
– В интервью с Максимом Даниловым мы обсудили, что каждый артист неизменно приносит в балет что-то новое, что-то своё. Вы тоже оставили свой след в «Руслане и Людмиле»?
– Безусловно. Представьте: играют на рояле. Проходит несколько минут. Исполнитель заканчивает игру. Уходит. И вдруг, вместо того самого первого исполнителя, на его место садится другой. Тогда же вы можете удивленно спросить: «Что, рояль поменяли?». Дирижёр, как и артист, привносит что-то от себя в спектакль. И не всегда может описать это во всех подробностях, на то есть причина. Наш язык – мануальный. И если в коллективе резко, как по щелчку пальцев, поменять дирижёра, то может абсолютно измениться звучание оркестра. Так что моя задача не только сопереживать и быть участником, а очень часто даже задавать эмоцию, темп, ритм, динамику, характер музыки.

Первое действие балета «Руслан и Людмила» разожгло пламя интереса, а второе событийным накалом завершило нить эпических коллизий. Музыка совместно с танцем развернула знакомую историю на новый лад. Максим Данилов и Данила Серганин способствовали этому своим мастерством.

Текст: Маргарита Саратова, Марина Иванникова
Фото: Елена Стадникова

Викторина «Сказки А.С. Пушкина»

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    Викторина «Сказки А.С. Пушкина»

    Описание слайда:

    Викторина
    «Сказки А.С. Пушкина»

  • 2 слайд

    Какие сказки написал А.С. Пушкин?«Снежная королева» и «Русалочка» «Аленький ц

    Описание слайда:

    Какие сказки написал А.С. Пушкин?
    «Снежная королева» и «Русалочка»
    «Аленький цветочек» и «Белоснежка и семь гномов»
    «Руслан и Людмила» и «Сказка о рыбаке и рыбке»

  • 3 слайд

    Как звали царя в сказке о золотом петушке?Гвидон Дадон Салтан

    Описание слайда:

    Как звали царя в сказке о золотом петушке?
    Гвидон
    Дадон
    Салтан

  • 4 слайд

    Что такое «лукоморье»? Морской залив Болото Гора у моря

    Описание слайда:

    Что такое «лукоморье»?

    Морской залив
    Болото
    Гора у моря

  • 5 слайд

    Из какой сказки Пушкина строки приведённые ниже.Родила царица в ночьне то с

    Описание слайда:

    Из какой сказки Пушкина строки приведённые ниже.
    Родила царица в ночь
    не то сына, не то дочь;
    Не мышонка, не лягушку.
    А неведому зверюшку…
    Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди
    Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях
    Сказка о золотом петушке

  • 6 слайд

    Что делает кот, когда идёт направо во вступлении к сказке Пушкина о Руслане

    Описание слайда:

    Что делает кот, когда идёт направо во вступлении к сказке Пушкина о Руслане и Людмиле «У лукоморья дуб зелёный»?
    Над златом чахнет
    Песнь заводит
    Сказку говорит

  • 7 слайд

    В какой сказке Пушкина царица смотрится в зеркальце и спрашивает у него:Све

    Описание слайда:

    В какой сказке Пушкина царица смотрится в зеркальце и спрашивает у него:
    Свет мой, зеркальце! скажи
    Да всю правду доложи:
    Я ль на свете всех милее,
    Всех румяней и белее?
    «Сказка о золотом петушке»
    «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
    «Сказка о царе Салтане»

  • 8 слайд

    Чьи желания выполняла золотая рыбка в сказке о рыбаке и рыбке?Старика Старухи

    Описание слайда:

    Чьи желания выполняла золотая рыбка в сказке о рыбаке и рыбке?
    Старика
    Старухи
    Внучки

  • 9 слайд

    В какой из сказок Пушкина главный герой соревнуется с чёртом?Сказка о попе и

    Описание слайда:

    В какой из сказок Пушкина главный герой соревнуется с чёртом?
    Сказка о попе и о работнике его Балде
    Сказка о золотом петушке
    Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях

  • 10 слайд

    Какая из сказок Пушкина перекликается с историей о Белоснежке и семи гномах?С

    Описание слайда:

    Какая из сказок Пушкина перекликается с историей о Белоснежке и семи гномах?
    Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди
    Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях
    Сказка о золотом петушке

  • 11 слайд

    Как называется произведение Пушкина, в котором спасти девушку отправляется не

    Описание слайда:

    Как называется произведение Пушкина, в котором спасти девушку отправляется не только главный герой, но и суровый Рогдай, трусливый Фарлаф и юный хазарин Ратмир?
    Сказка о царе Салтане
    Руслан и Людмила
    Евгений Онегин

  • 12 слайд

    Какая сказка Пушкина написана Болдинской осенью в 1830 году?«Сказкой о попе

    Описание слайда:

    Какая сказка Пушкина написана Болдинской осенью в 1830 году?
    «Сказкой о попе и о работнике его Балде»
    «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Проверен экспертом

Общая информация

Учебник:
«Литература (в 2 частях)», Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И.

Тема:
О сказках Пушкина 

Похожие материалы

  • Презентация М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе

  • Презентация «Концептуальные основы читательской грамотности. Варианты заданий»

  • Тексты для работы по формированию читательской грамотности (5 класс)

  • Образ Петербурга в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» 10 класс

  • Разработка проекта «Мобильная библиотека»

  • Презентация к обобщающему уроку-игре по роману А.С. Пушкина «Дубровский»

  • Обобщающий урок-игра по повести «Дубровский» А. С. Пушкина.

  • Литературная игра «Где логика?» ( за курс 6 класса)

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5448506 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «Методика написания учебной и научно-исследовательской работы в школе (доклад, реферат, эссе, статья) в процессе реализации метапредметных задач ФГОС ОО»

  • Курс профессиональной переподготовки «Клиническая психология: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация логистической деятельности на транспорте»

  • Курс повышения квалификации «Разработка бизнес-плана и анализ инвестиционных проектов»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Метрология, стандартизация и сертификация»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация и управление службой рекламы и PR»

  • Курс профессиональной переподготовки «Стратегическое управление деятельностью по дистанционному информационно-справочному обслуживанию»

Ïîä ëó÷åçàðíûìè ïðîèçâåäåíèÿìè åãî ïîýòè÷åñêîãî   ãåíèÿ, îòäàííûõ ñâåòó, òåêëà, íå ïðåðûâàÿñü âñþ æèçíü, ïîòàåííàÿ ñòðóÿ îáùåãî, ïîëèòè÷åñêîãî, èñïîâåäíè÷åñêîãî è çàäóøåâíîãî õàðàêòåðà.
                Ï. Â. Àííåíêîâ
 
×åðåç Ïóøêèíà óìíååò âñ¸, ÷òî ñïîñîáíî.
                À. Í. Îñòðîâñêèé

Ëåòîì 2021 ãîäà èñïîëíèëîñü 190 ëåò ñî äíÿ ïåðâîãî ÷òåíèÿ Ïóøêèíûì «Ñêàçêè î ïîïå è ðàáîòíèêå åãî Áàëäå», íî íàïèñàíà îíà áûëà 13 ñåíòÿáðÿ 1830 ãîäà  â Áîëäèíå. Âïåðâûå ñêàçêà áûëà îïóáëèêîâàíà óæå ïîñëå ãèáåëè Ïóøêèíà – â 1841 ãîäó ïîñëå äîëãèõ öåíçóðíûõ ïðîâîëî÷åê – ïî õîäàòàéñòâó Â. À. Æóêîâñêîãî. Èíòåðåñåí òîò ôàêò, ÷òî  Æóêîâñêîìó ïðèøëîñü çàìåíèòü ïîïà êóïöîì: «Æèë-áûë êóï÷èíà Êóçüìà Îñòîëîï // Ïî ïðîçâàíèþ Îñèíîâûé Ëîá». Îðèãèíàë, âûïóùåííûé ïîä ðåäàêöèåé Ï. Å. Åôðåìîâà, óâèäåë ñâåò òîëüêî â 1882 ãîäó â ñîáðàíèè ïóøêèíñêèõ ñî÷èíåíèé.  èçäàíèÿõ äëÿ íàðîäà äî íà÷àëà XX âåêà ñêàçêà ïå÷àòàëàñü ñ êóïöîì Îñòîëîïîì.
Ñêàçêè Ïóøêèíà  ðåçêî äåëÿòñÿ íà äâå ãðóïïû: ðàííèå (äî 1825 ã.) è ïîçäíèå (1830 – 1834 ãã.).  ðàííèõ ñêàçêàõ è â ïîýìàõ íà ñêàçî÷íûå ñþæåòû («Áîâå», «Ðóñëàíå è Ëþäìèëå», «Öàðå Íèêèòå è ñîðîêà åãî äî÷åðÿõ» (íå äëÿ äåòåé),  ñêàçêå-áàëëàäå «Æåíèõ») Ïóøêèí ïðîáóåò ñâîè ñèëû â èãðå, â èðîíèè, â îñâîåíèè íîâûõ æàíðîâ, â ïåðåâåðòûøàõ, â àïðîáàöèè  âîçìîæíîñòåé ÿçûêà.  È òåì íå ìåíåå îí ïîäíèìàåò âàæíûå âîïðîñû æèçíè. Íî îíè êàê áû óõîäÿò â òåíü, ïîòîìó ÷òî áóðëåñê  ýòèõ ïðîèçâåäåíèé òàê ëåãîê, ñòðåìèòåëåí è èíòåðåñåí, ÷òî ÷èòàòåëü  óïèâàåòñÿ áîëüøå áëèñòàòåëüíîé èãðîé ñëîâà. Ñåé÷àñ ðàííèå ñêàçêè âûãëÿäÿò ïî÷òè ïîñòìîäåðíèñòñêèìè, è ñóäÿ ïî çàïðîñàì â Èíòåðíåòå, î÷åíü âîñòðåáîâàíû ðóññêîÿçû÷íûìè ïîëüçîâàòåëÿìè.
 ïîçäíèõ ñêàçêàõ («Î ïîïå è ðàáîòíèêå åãî Áàëäå», «Î ìåäâåäèõå» (íåîêîí÷åííàÿ), «Î  öàðå Ñàëòàíå, î ñûíå åãî, ñëàâíîì è ìîãó÷åì áîãàòûðå, êíÿçå Ãâèäîíå Ñàëòàíîâè÷å è î ïðåêðàñíîé öàðåâíå Ëåáåäè», «Î ðûáàêå è ðûáêå», «Î ìåðòâîé öàðåâíå è ñåìè áîãàòûðÿõ», «Î çîëîòîì ïåòóøêå») Ïóøêèí äðóãîé – èùóùèé, áåçäîííûé (è ñëîâî «áåçäíà» çäåñü óìåñòíî – «áåç äíà»), òàéíûé è â òî æå âðåìÿ óäèâèòåëüíî ñâåòëûé, èñêðÿùèéñÿ è îïòèìèñòè÷íûé. Îí óæå ìíîãîå ïåðåæèë, îòêðûë, ïîçíàë, ïîíÿë.

31 àâãóñòà 1830 ãîäà Àëåêñàíäð Ñåðãååâè÷, ñäåëàâ ïîâòîðíîå ïðåäëîæåíèå ðóêè è ñåðäöà Íàòàëüå  Ãîí÷àðîâîé, âûåõàë èç Ìîñêâû â äåðåâíþ Áîëäèíî äëÿ  ïîïðàâêè ñâîèõ ôèíàíñîâûõ äåë.
 æèçíè  Ïóøêèíà áûëî òðè  Áîëäèíñêèõ îñåíè – 1830, 1833 è 1834 ãîäîâ. Íî ñàìàÿ ïëîäîòâîðíàÿ èç íèõ – ýòî îñåíü 1830 ã. Ïóøêèíó èç-çà õîëåðíûõ êàðàíòèíîâ ïðèøëîñü çàäåðæàòüñÿ òàì íà 3 ìåñÿöà. Îí ïðåäïðèíÿë 3 ïîïûòêè âûðâàòüñÿ ÷åðåç êîðäîíû. È òîëüêî â äåêàáðå åìó óäàëîñü âåðíóòüñÿ â Ìîñêâó. Çà ýòè 3 ìåñÿöà îí ñîçäàë 52 ïðîèçâåäåíèÿ, ñðåäè êîòîðûõ îêîëî 30 ñòèõîòâîðåíèé, «Ïîâåñòè È. Ï. Áåëêèíà», «Ìàëåíüêèå òðàãåäèè», «Èñòîðèÿ ñåëà Ãîðþõèíà» (íå îêîí÷èë), 9 è 10 ãëàâû «Åâãåíèÿ Îíåãèíà» (ïîòîì îí 9-óþ ïåðåäåëàë, à 10-óþ ñæåã â Áîëäèíå), ïîýìà «Äîìèê â Êîëîìíå», êðèòè÷åñêèå ñòàòüè è äâå ñêàçêè:»Î ïîïå è ðàáîòíèêå åãî Áàëäå» è «Î ìåäâåäèõå».
 Íàïðÿæåííûé ïîèñê íîâîãî ïóòè, ïðîùàíèå ñ âîëüíîñòüþ è çàáëóæäåíèÿìè ìîëîäîñòè, òðàãè÷åñêèå ïîòåðè äðóçåé è áëèçêèõ, ïîíèìàíèå îòâåòñòâåííîñòè çà ñâîé òàëàíò è çà áóäóùóþ ñåìüþ, âåëèêèé àíàëèòè÷åñêèé óì, ÿð÷àéøåå òâîð÷åñêîå âîîáðàæåíèå è ìíîãîå äðóãîå, î ÷åì ìîæíî òîëüêî äîãàäûâàòüñÿ,  – âñå ýòî äàëî ñâîåîáðàçíûé òîë÷îê ê âåëèêîìó «âûõîäó» åãî ìîùíîé òâîð÷åñêîé ýíåðãèè âî âðåìÿ Áîëäèíñêîé îñåíè 1830 ãîäà.
Ïîæàëóé, íè îäèí íàø ïèñàòåëü íå ïðîøåë òàêîé  ïðîòèâîðå÷èâûé ïóòü äóõîâíîãî ñòàíîâëåíèÿ çà 24 ãîäà ñâîåãî òâîð÷åñòâà, êàê Ïóøêèí: îò «Ãàâðèëèàäû» äî «Îòöîâ-ïóñòûííèêîâ…» – îò èðîíè÷åñêîãî îñìåÿíèÿ åâàíãåëüñêîãî ñþæåòà Áëàãîâåùåíèÿ  äî èñòèííîé ïðàâîñëàâíîé âåðû. È â «Ïðîðîêå» (1826 ã.), è â «Âîñïîìèíàíèè» («… È ñ îòâðàùåíèåì ÷èòàÿ æèçíü ìîþ, / ß òðåïåùó è ïðîêëèíàþ, / È ãîðüêî æàëóþñü, è ãîðüêî ñëåçû ëüþ, / Íî ñòðîê ïå÷àëüíûõ íå ñìûâàþ»… – 1829 ã.), è â äðóãèõ ïðîèçâåäåíèÿõ, è, êàê èòîã, â «Ïàìÿòíèêå» («Âåëåíüþ Áîæèþ, î ìóçà, áóäü ïîñëóøíà…») ìû ñëûøèì ãîëîñ õðèñòèàíèíà – ñîâåñòëèâîãî, êàþùåãîñÿ, áîðþùåãîñÿ ñî ñâîèìè ñòðàñòÿìè, îñîçíàþùåãî ñâîþ ìèññèþ è îòäàþùåãî ñåáÿ  Áîãó. Îòñþäà ðàäîñòíîå è ñâåòëîå âîñïðèÿòèå ìèðà. Ñ òàêèì îòíîøåíèåì ê æèçíè ñâÿçàíû è åãî ïðèíöèïû ñîçäàíèÿ õóäîæåñòâåííûõ îáðàçîâ.  ñâÿçè ñ ýòèì âñïîìèíàþòñÿ ñëîâà Â. Ñ. Íåïîìíÿùåãî: «×åëîâåê åñòü òàéíà, íà êîòîðóþ íå ñëåäóåò ïîñÿãàòü; èçîáðàçèòü ÷åëîâåêà ìîæíî òîëüêî îïîñðåäîâàííî – ÷åðåç åãî ïîâåäåíèå. < >  Ïóøêèí… âîîáùå íå ñòîëüêî «ãîâîðèò» î òàéíå áûòèÿ, ìèðà, ÷åëîâåêà, ñêîëüêî ïðåäúÿâëÿåò íàì åå…»
Ä. Àíäðååâ êàê ñòîðîííèê ìåòàèñòîðè÷åñêîé êîíöåïöèè ãîâîðèò î òîì, ÷òî Ïóøêèí äàë «ðåøèòåëüíûé òîë÷îê ïðîöåññó ðàçâèòèÿ âñåíàðîäíîé ëþáâè ê ðóññêîìó ÿçûêó, ê ñëîâó, ê ñòèõó è ê ñàìîé êóëüòóðå ÿçûêà êàê îñíîâíîãî ñðåäñòâà îáùåíèÿ», íî ãëàâíîå, ÷òî ñäåëàë ãåíèàëüíûé ïîýò – ýòî âïåðâûå ïîñòàâèë «âî âåñü ðîñò … âîïðîñ î õóäîæíèêå êàê î âåñòíèêå âûñøåé ðåàëüíîñòè è îá èäåàëüíîì îáðàçå ïðîðîêà».
Íà  âîïðîñ î Ïóøêèíå êàê «âåñòíèêå âûñøåé ðåàëüíîñòè» èññëåäîâàòåëè íèêîãäà íå äàäóò ïîëíîãî îòâåòà, íî îòáëåñêè âûñøåé ðåàëüíîñòè êàê ÿâëåíèÿ âûñîêîäóõîâíîãî è  íåîáõîäèìîãî  âñåì, íî ñêðûòîãî îò íàñ, åñòü âî âñåõ òâîðåíèÿõ Ïóøêèíà. Ïîòîìó ÷òî, íà ñàìîì äåëå, – ýòî åãî äóõîâíàÿ ýâîëþöèÿ.
Çíàêè  âûñøåé ðåàëüíîñòè åñòü è â ñêàçêàõ Ïóøêèíà, ñ êîòîðûìè  îáû÷íî çíàêîìÿòñÿ â äåòñòâå è êîòîðûå îñòàþòñÿ â ïîäñîçíàíèè, ñòàíîâÿñü  àðõåòèïàìè ðóññêîé êóëüòóðû. Îíè çàêëàäûâàþò ìàòðèöó ðóññêîãî ñîçíàíèÿ. Èíîãäà âäóì÷èâûå  ðîäèòåëè,  ïåðå÷èòûâàÿ ñêàçêè âìåñòå ñ äåòüìè, âäðóã ÷óâñòâóþò  â íèõ  ñêðûòûé ñìûñë; è ê íèì  ïðèõîäèò ñìóòíîå îùóùåíèå, ÷òî åùå î ÷åì-òî õîòåë íàì ñêàçàòü Àëåêñàíäð Ñåðãååâè÷, à íå òîëüêî î ãîðäûíå è æàäíîñòè Ñòàðóõè, èëè î äîâåð÷èâîñòè öàðÿ Ñàëòàíà, èëè î ñëàñòîëþáèè öàðÿ Äàäîíà, èëè î õèòðîñòè è ñèëå Áàëäû…
Ê ñêàçêàì Ïóøêèíà èññëåäîâàòåëè îáðàùàþòñÿ íå÷àñòî. Èç íàèáîëåå âäóì÷èâûõ ó÷åíûõ, ïûòàþùèõñÿ ðàçîáðàòüñÿ â ñêàçêàõ ïîýòà, õî÷åòñÿ îòìåòèòü íåäàâíî ïî÷èâøåãî ëèòåðàòóðîâåäà Â. Ñ. Íåïîìíÿùåãî è êóëüòóðîëîãà Ñ. Â. Ãîðþíêîâà.  Ñ. Â. Ãîðþíêîâ, íàïðèìåð, ñ÷èòàåò, ÷òî ñêàçêà «Î öàðå Ñàëòàíå…» èðîíè÷åñêè ðàññêàçûâàåò íàì î âîçíèêíîâåíèè Ñàíêò-Ïåòåðáóðãà, «Î ìåðòâîé öàðåâíå è ñåìè áîãàòûðÿõ» – î ñòàíîâëåíèè  ïðàâîñëàâèÿ âî Âëàäèìèðî-Ñóçäàëüñêîé Ðóñè, à ñêàçêà «Î çîëîòîì ïåòóøêå» – ýòî îòêëèê íà ïðàâëåíèå  Íàïîëåîíà. Ïðè÷åì, êóëüòóðîëîã âûäâèãàåò âåñüìà ñåðüåçíûå äîêàçàòåëüñòâà ñâîåé òî÷êè çðåíèÿ. Àíäðåé Áèòîâ æå ãîâîðèë,   ÷òî ñàìîå ñòðàøíîå ïðîèçâåäåíèå  ìèðîâîé ëèòåðàòóðû – ýòî «Ñêàçêà î ðûáàêå è ðûáêå», è öèòèðîâàë  Ëèäèþ Ãèíçáóðã: «Íåò òàêîé æèçíè, êîòîðàÿ  áû íå êîí÷àëàñü  ðàçáèòûì êîðûòîì».
Ïóøêèí îáû÷íî îòìå÷àë â ðóêîïèñÿõ äàòó çàâåðøåíèÿ ñâîèõ ïðîèçâåäåíèé. Ïåðâîå åãî áîëäèíñêîå ñòèõîòâîðåíèå – «Áåñû» (7 ñåíòÿáðÿ). 8 ñåíòÿáðÿ îí íàïèñàë «Ýëåãèþ». Ñ 3 ïî 9 ñåíòÿáðÿ îí ñîçäàë ïîâåñòü «Ãðîáîâùèê», 13 ñåíòÿáðÿ áûëà çàêîí÷åíà «Ñêàçêà î ïîïå è î ðàáîòíèêå åãî Áàëäå».  Î÷åíü âàæíî ïðîñëåäèòü  äóõîâíóþ ýâîëþöèþ ïîýòà îò îäíîãî ïðîèçâåäåíèÿ ê äðóãîìó, ÷òîáû ïîíÿòü ýòó ñêàçêó.
 ñòèõîòâîðåíèè «Áåñû» («Ì÷àòñÿ òó÷è, âüþòñÿ òó÷è…») ïîêàçàíà çèìíÿÿ íî÷ü, õîòÿ ïèñàëîñü îíî ðàííåé îñåíüþ: «Âüþãà çëèòñÿ / Âüþãà ïëà÷åò…». Âñå â íåì ïðåäñòàåò êàê æóòêèé âèõðü: «Áåñêîíå÷íû, áåçîáðàçíû,  ìóòíîé ìåñÿöà èãðå / Çàêðóæèëèñü áåñû ðàçíû…».  Ïðè÷åì, áåñû (äåìîíû) «æàëîáíî ïîþò» è ïëà÷óò. Ýòî ñòèõè îá óæàñå íåèçâåñòíîñòè: «Êòî èõ çíàåò? Ïåíü èëü âîëê?» Áåñû ïðåäâåùàþò áåäó. Èõ âèçã è âîé ñîîáùàåò êîíöîâêå ñòèõîòâîðåíèÿ îñîáûå «íàäðûâíûå» èíòîíàöèè. Ïîõîæèõ íåò íè â êàêîì äðóãîì ñòèõîòâîðåíèè Ïóøêèíà, õîòÿ ê òåìå áåñîâ Ïóøêèí óæå îáðàùàëñÿ â «Ñöåíàõ èç Ôàóñòà», â «Öàðå Íèêèòå…», â ñíå Òàòüÿíû. È óæå â íèõ Ïóøêèí ïðåäóïðåæäàë ÷èòàòåëåé, ÷òî áåñû (äåìîíû) âåçäåñóùè è ñòðàøíû.   êîíöå ñòèõîòâîðåíèÿ «…êîíè ñíîâà ïîíåñëèñÿ», ò.å. ïóòü ãåðîÿ ïðîäîëæèëñÿ, íî áåñû ñîïðîâîæäàþò åãî: «Ì÷àòñÿ áåñû ðîé çà ðîåì / áåñïðåäåëüíîé âûøèíå…»  Îíè òåïåðü  ââåðõó, à çíà÷èò, áîëåå îïàñíû.
Ïîóòðó ïîñëå ñîçäàíèÿ ñòèõîòâîðåíèÿ «Áåñû» Ïóøêèí íà÷èíàåò ïèñàòü «Ýëåãèþ», ãäå ïðîäîëæàåò íàïðÿæåííî ðàçìûøëÿòü î áóäóùåì.  ñòèõîòâîðåíèè äâå ÷àñòè, êîíòðàñòíûå ïî ñîäåðæàíèþ: â ïåðâîé ðå÷ü èäåò î äðàìå ïðîøëîãî, âî âòîðîé çâó÷àò îïòèìèñòè÷åñêèå íîòû: «È ìîæåò áûòü – íà ìîé çàêàò ïå÷àëüíûé / Áëåñíåò ëþáîâü óëûáêîþ ïðîùàëüíîé». Ëèðè÷åñêèé ãåðîé ïðåîäîëåë òÿæåëûå, áåñîâñêèå âîñïîìèíàíèÿ è ïîíÿë,  ÷òî òîëüêî  ëþáîâü ìîæåò åãî ñïàñòè…
Áóêâàëüíî íà ñëåäóþùåå óòðî îí ïðèñòóïèë ê ïîâåñòè «Ãðîáîâùèê», êîòîðàÿ ïîòîì âîéäåò òðåòüåé ïî ðàñïîëîæåíèþ â öèêë «Ïîâåñòåé È. Ï. Áåëêèíà».  Ïîýò, âûáðàâ â ãëàâíûå ãåðîè ÷åëîâåêà, êàê áû ñòîÿùåãî íà ãðàíèöå áûòèÿ è íåáûòèÿ, ïûòàåòñÿ ïîíÿòü åãî îòíîøåíèÿ ñ óøåäøèìè â ìèð èíîé, à ÷åðåç íèõ ñ áåñàìè êàê  õîçÿåâàìè àäà. Ãëàâíûé ãåðîé íàñòîëüêî ïîãðÿç â æàäíîñòè, ÷òî ïåðåñòàë ïîíèìàòü öåííîñòü æèçíè è òðàãåäèþ ñìåðòè. Îí âñåãäà õîòåë ïîãèáåëè ëþäÿì, ÷òîáû íàæèòüñÿ íà èõ ïîõîðîíàõ.  Íî Ïóøêèí äàë øàíñ äóõîâíîãî âîçðîæäåíèÿ ñâîåìó ãåðîþ: Àäðèàí, ïðîñíóâøèñü ïîñëå ñòðàøíîãî ñíà,  æåëàåò çäîðîâüÿ êóï÷èõå Òðþõèíîé, ñìåðòè êîòîðîé  æäàë öåëûé ãîä. Áåñû îòñòóïèëè îò Àäðèàíà.
È âîò,  ïîñëå ýòîãî ïðîëîãà èç 3-õ ïðîèçâåäåíèé Ïóøêèí ïîäîøåë ê ñêàçêå «Î ïîïå…»   íåé îïÿòü âîçíèêàþò áåñû, íî âûãëÿäÿò îíè âðîäå íåñòðàøíî:  ñòàðûé îáëåçëûé áåñ-äåä  è «áåäíåíüêèé» áåñåíîê-âíóê, êîòîðûé «ìÿóêàåò, êàê êîòåíîê». Òÿæáà Áàëäû ñ áåñàìè – ïàðîäèÿ íà ñòèõîòâîðåíèå «Áåñû» è ïîâåñòü «Ãðîáîâùèê»? Èëè …
 ýòîé ñêàçêå, êàçàëîñü áû, øóòëèâîé, ïîñòðîåííîé â ñòèëå íàðîäíîãî ðàåøíèêà, è áåñû íå òàê óæ ïîíÿòíû, êàê êàæåòñÿ íà ïåðâûé âçãëÿä, è ãëàâíûå ãåðîè. Äåéñòâèå ñêàçêè  íà÷èíàåòñÿ íà áàçàðå:  ìåñòå ïåðåñå÷åíèÿ âñåõ äîðî㠖 ïåðåêðåñòêå (â ðóññêîì äåìîíîëîãè÷åñêîì ôîëüêëîðå  ñìûñë åãî ñâÿçàí ñ íå÷èñòûì ìåñòîì ãàäàíèé, ïîãðåáàíèé ñàìîóáèéö è ò. ä.)
Ìû ïðèâûêëè ê òîìó, ÷òî ïîï è Áàëäà – ïîëÿðíûå ïåðñîíàæè. Îäèí – ãëóïûé è æàäíûé, äðóãîé – õèòðûé è òðóäîëþáèâûé. Æàäíîãî íàäî íàêàçàòü. ×åëîâåê, ïðî÷èòàâ 190 ñòðîê ýòîé ñêàçêè,  ïîíèìàåò ìîðàëü, äàííóþ âïðÿìóþ: «Íå ãîíÿëñÿ áû òû, ïîï, çà äåøåâèçíîé». Íî Ïóøêèí íå áûë áû Ïóøêèíûì, åñëè áû ïîêàçàë, ÷òî âñå òàê ïðîñòî.
 Îáðàç ó Ïóøêèíà òâîðèòñÿ èç ïðîòèâîðå÷èé. Äâîéíîé ñìûñë çàëîæåí óæå â èìåíè  «Áàëäà»: ñ îäíîé ñòîðîíû, ýòî ïðîçâèùå íåóêëþæåãî ÷åëîâåêà, ðàñòÿïû. À, ñ äðóãîé ñòîðîíû, â ñòàðèíó ýòèì ñëîâîì  íàçûâàëè êðèâóþ äóáèíó. Âîêðóã Áîëäèíà (÷óâñòâóåòñÿ çâóêîâàÿ ïåðåêëè÷êà ñ «áàëäîé») áûëî ìíîãî äóáîâ, èç êîòîðûõ äåëàëè  òàêèå äóáèíû. À ýòî – ìîùíîå îðóæèå. Ó ïîïà âîîáùå íåò èìåíè, ò.å. ýòî îáîáùåííûé îáðàç.  ñêàçêå ïîï ãëóïîâàòûé è ñêóïîé, íî êàêîé-òî óæ î÷åíü ïî-ðóññêè áåçîãëÿäíûé è  äàæå òðîãàòåëüíûé. Îáà ñòðåìÿòñÿ îäóðà÷èòü äðóã äðóãà (Áàëäà, êîíå÷íî, õèòðåå – ñëîâî ýòî ïðîèñõîäèò îò äðåâíåðóññêîãî «õûòèòü», ÷òî çíà÷èò «êðàñòü»). Ïóøêèí çíàë ñòàðîñëàâÿíñêèé ÿçûê (îí âëàäåë 6 ÿçûêàìè), ïîýòîìó íå ïðîñòî òàê ïîä÷åðêèâàåò õèòðîñòü Áàëäû. Îáà çàêëþ÷àþò ñäåëêó ðåøèòåëüíî: áûëà íå áûëà! Ïðè÷åì íè ó ïîïà íåò  óâåðåííîñòè â áëàãîïîëó÷íîì èñõîäå äîãîâîðà (â åãî óïîâàíèè íà «ðóññêèé àâîñü» åñòü òîæå îáàÿíèå ïðîñòàêà); íè ó Áàëäû âðîäå íåò âûãîäû, êðîìå ìîðàëüíîãî óäîâëåòâîðåíèÿ. Çà÷åì Áàëäå íóæíî  «ìîðàëüíîå óäîâëåòâîðåíèå»? Ïóøêèí èðîíèçèðóåò è íàä òåì, è íàä äðóãèì. ×åãî ñòîèò ïîïîâñêîå ïðåäëîæåíèå  Áàëäå âûïîëíÿòü ðàáîòó «ïîâàðà, êîíþõà è ïëîòíèêà» (ñîâìåñòèìî ëè?) çà ìèñêó ïîëáÿíîé êàøè?  Íî  Áàëäà ñîãëàøàåòñÿ.  Çà ïëàòó  â âèäå òðåõ ùåëêîâ.
Â. Ñ. Íåïîìíÿùèé ñ÷èòàåò, ÷òî íàêàçàíèå ïîïà íå ñîîòâåòñòâóåò åãî ïðåñòóïëåíèþ. Ïóøêèí ÿðêî îïèñàë àë÷íîñòü â «Ñêóïîì ðûöàðå», ñîçäàííîì òîé æå Áîëäèíñêîé îñåíüþ.  Çàÿâëåííîå â íà÷àëå ñêàçêè æåëàíèå ïîïà íàéòè íà áàçàðå òîâàð ïîäåøåâëå íàêàçûâàåòñÿ çäåñü ñàìûìè ñòðàøíûìè êàðàìè â ìèðå Ïóøêèíà – áåçóìèåì è ñìåðòüþ  (âñïîìèíàåòñÿ ñòèõîòâîðåíèå «Íå äàé ìíå Áîã ñîéòè ñ óìà»). Ýòî íåàäåêâàòíîå íàêàçàíèå çà  æàäíîñòü. Êðîìå òîãî, â ïîñëåäíèõ ñòðîêàõ  ïîï ïðåäñòàåò ïðîñòî ñòàðûì ÷åëîâåêîì («âûøèáëî óì ó ñòàðèêà»). Åãî ñòàíîâèòñÿ æàëêî. Ïîëó÷àåòñÿ, ÷òî êîíåö ñêàçêè âûãëÿäèò òàê: ìîëîäîé ñèëüíûé ïàðåíü èçáèâàåò äî ñìåðòè ñòàðîãî ÷åëîâåêà. Çà÷åì Ïóøêèí äåëàåò ýòî?
Èññëåäîâàòåëü Å. Ì. Íå¸ëîâ  ïðåäëàãàåò ñâîé âàðèàíò òîëêîâàíèÿ: Áàëäà –áîãàòûðü, êàðàþùèé çëî. Ïîï íàêàçàí âîâñå íå çà ñêóïîñòü,  à çà òî, ÷òî ïîëó÷àåò îáðîê ñ áåñîâ (âîîáùå-òî, â ñêàçêå ýòî ïðåäëîæèëà ïîïàäüÿ, à ïîï ñîãëàñèëñÿ – ïîääàëñÿ èñêóøåíèþ). Îòñþäà îáúÿñíåíèå è  òîãî, ïî÷åìó âûâåäåí èìåííî ïîï – ñëóæèòåëü âåðû, à íå êóïåö èëè  ïîìåùèê. Áàëäà â ñêàçêå îáëàäàåò ïðÿìî-òàêè íå÷åëîâå÷åñêîé ñèëîé: ðàáîòàåò çà ñåìåðûõ, åñò çà ÷åòâåðûõ, çíàåò, êàê âûçâàòü áåñîâ èç ìîðÿ.
Çíà÷èò, Áàëäå íóæíî áûëî íå ïîëó÷èòü ìîðàëüíîå óäîâëåòâîðåíèå, à èñïîëíèòü çàäàíèå. Å. Íå¸ëîâ ñ÷èòàåò, ÷òî Áàëäó ïîñëàëè  ïðàâîñëàâíûå ñèëû, ÷òîáû ðàññëåäîâàòü ïîâåäåíèå ïîïà è íàêàçàòü åãî.  õðèñòèàíñòâå ñàìûì âàæíûì ÿâëÿåòñÿ ñïàñåíèå äóøè ãðåøíèêà. Áàëäà ïî çàêîíàì ïðàâîñëàâèÿ  äîëæåí áûë äàòü âðåìÿ ÷åëîâåêó, ÷òîáû òîò èñêóïèë ãðåõ. Àäðèàíó Ïðîõîðîâó èç «Ãðîáîâùèêà» áûëî äàíî èñêóïëåíèå ãðåõà æàäíîñòè. À Áàëäà òàêîé âîçìîæíîñòè ïîïó íå äàåò! Ïîï è Áàëäà çàêëþ÷àþò äîãîâîð, ïî óñëîâèÿì êîòîðîãî ïîï òåðÿåò ðàçóì, äóøó, æèçíü («òðè ùåëêà»), ÷òî çàñòàâëÿåò ïîäóìàòü î Áàëäå êàê … î áåñå, êîòîðûé ïî äîãîâîðó ïîëó÷àåò äóøó ïîïà. Ïóøêèí íå ðàññêàçûâàåò, ÷òî ñëó÷èëîñü äàëüøå ñ Áàëäîé.
 îêòÿáðå òîé æå Áîëäèíñêîé îñåíè 1830 ãîäà áåñû âîðâàëèñü è â ïîâåñòü «Ìåòåëü» â âèäå ñòðàøíîé ïóðãè, ïåðåâåðíóâøåé ñóäüáû äâóõ ëþäåé. À â 1836 ã. è â «Êàïèòàíñêóþ äî÷êó»: íàðîäíûé áóíò – ñòèõèÿ ñðîäíè áåçóäåðæíîìó êðóæåíèþ áåñîâ.
Âïîñëåäñòâèè òåìà áåñîâ  ÿâèòñÿ â ðîìàíå Ô. Ì. Äîñòîåâñêîãî «Áåñû», ãäå àâòîð èñïîëüçóåò êàê îäèí èç ýïèãðàôîâ îòðûâîê èç îäíîèìåííîãî ñòèõîòâîðåíèÿ Ïóøêèíà. Äîñòîåâñêèé ïîíèìàåò áåñîâ êàê ëþäåé áåç âñÿêîé ïî÷âû, îòêàçàâøèõñÿ äàæå îò ñâîåãî ðîäñòâà (òàê æå, êàê Áàëäà).
Ìîòèâ «áåñîâñòâà» «ïðîíèæåò» è ïîýìó Áëîêà «Äâåíàäöàòü». Áåñêîíå÷íûé ðàçãóë ñòèõèè òàèò â ñåáå óãðîçó áåñîâñòâà, ò. å. áåññìûñëåííîé àíàðõè÷åñêîé âñåäîçâîëåííîñòè.
Ïóøêèí áîðîëñÿ ñ áåñàìè ãåíèàëüíî, èçîùðåííî, èðîíèçèðóÿ è íàäðûâàÿñü, íî îíè, ê âåëè÷àéøåé íàøåé áåäå, ïîãóáèëè åãî…  Äàëåêî íå âñå ÷èòàòåëè  ïîíÿëè, ÷òî ýòà áèòâà ïîýòà ñ áåñàìè áûëà ñìåðòåëüíîé. Íî ìíîãèå îñîçíàëè êàòàñòðîôè÷íîñòü ïîòåðè äëÿ Ðîññèè. Ä. Àíäðååâ ñêàçàë îá ýòîì òàê: «Âñåíàðîäíîå ãîðå, îõâàòèâøåå Ðîññèþ ïðè èçâåñòèè î ãèáåëè ïîýòà, ïîêàçàëî, ÷òî ìèññèÿ âñåíàðîäíîãî çíà÷åíèÿ âïåðâûå â èñòîðèè áûëà âîçëîæåíà íå íà ãåðîÿ èëè ïîäâèæíèêà, à íà õóäîæåñòâåííîãî ãåíèÿ… «

Ïðèëîæåíèå

Èçâåñòíåéøàÿ ñêàçêà À.Ñ. Ïóøêèíà íåäàâíî ñòàëà ïðåäìåòîì ãðîìêîãî îáùåñòâåííîãî îáñóæäåíèÿ, èíèöèèðîâàííîãî îòäåëüíûìè ïðåäñòàâèòåëÿìè Ðóññêîé Ïðàâîñëàâíîé öåðêâè, êîòîðûå çàìåòèëè â ýòîé ñêàçêå óíèæåíèå è îñêîðáëåíèå ñâîåãî ñòàòóñà è ðîëè â æèçíè ðîññèéñêîãî îáùåñòâà. Âåñíîé 2011 ãîäà â Êðàñíîäàðñêîì êðàå îíà îïÿòü áûëà èçäàíà ïîä íàçâàíèåì «Ñêàçêà î êóïöå Êóçüìå Îñòîëîïå è åãî ðàáîòíèêå Áàëäå». À â ñâÿçè ñ íîâûì çàêîíîì «Î çàùèòå ÷óâñòâ âåðóþùèõ» ïóøêèíñêàÿ ñêàçêà ñòàíîâèòñÿ î÷åíü îïàñíûì ïðåäìåòîì èññëåäîâàíèÿ.
Èñòî÷íèê:

Ñïèñîê èñïîëüçîâàííîé ëèòåðàòóðû
1. Àíäðååâ Ä. Ë. Ðîçà ìèðà. – Ìîñêâà: Èçäàòåëüñòâî «Ý», 2017
 2. Àííåíêîâ Ï. Â.  Æèçíü è òðóäû Ïóøêèíà. Èçäàòåëüñòâî: Ýêñìî 2014
 3. Ñâÿòîå Åâàíãåëèå è êíèãè Íîâîãî Çàâåòà.  Ì. : Ìåæäóíàð. èçä. öåíòð ïðàâîñëàâ. ëèò., 1995.
4.  Èùåíêî Í.  Áåñ-Áàëäà è ðóññêèé Ôàóñò â ñêàçêå Ïóøêèíà http://moskvam.ru/publications/publication_2439.html
5. Ìåðåæêîâñêèé, Ä.  Ñ. Âå÷íûå ñïóòíèêè / Ïóøêèí / Ì. Èçäàòåëüñòâî: Àçáóêà, Àçáóêà-Àòòèêóñ Ñåðèÿ: Àçáóêà-êëàññèêà (pocket-book). 2012.
6. Íåïîìíÿùèé Â.  Ïóøêèí. Ðóññêàÿ êàðòèíà ìèðà. –Ñåðèÿ «Ïóøêèí â XX âåêå», âûï.VI. –Ì., «Íàñëåäèå». 1999
7. Íååëîâ Å. Ì. https://mybiblioteka.su/1-151232.html
8.  Ïóøêèí. À. Ñ. Èçáðàííûå ñî÷èíåíèÿ. Ì.,  Õóäîæåñòâåííàÿ ëèòåðàòóðà. 1990.
9.. https://www.livelib.ru/work/1002113407/editions
10.. 

II.
Подведение к теме урока. Постановка целей и задач

—  Ребята,
вы на уроках литературы учили замечательное вступление к сказке? (предлагаю
ребятам хором рассказать эти строки « У Лукоморья дуб зелёный….)   Слайды
1-3

— Поэма — сказка  «Руслан и
Людмила» была с восторгом прочитана русским композитором М. И. Глинкой. Он
написал по сюжету поэмы А.С. Пушкина оперу, которая так и называется «Руслан
и Людмила»

— Как вы думаете,
как будет звучать тема нашего урока?


Давайте поставим цель к нашему уроку.

— Сегодня на уроке мы продолжим открывать новое, выявлять
особенности развития музыкальных образов. Постараемся «увидеть» основной
конфликт, столкновение сил добра и зла, победу света над тьмой.

                   Слайды  4-5

-Каких
персонажей из этой сказки мы поставим на сторону ДОБРА? А каких на сторону
зла?


Музыка оперы построена на борьбе Добра и Зла. Это происходит не только в
искусстве, но и в жизни.

-Сталкивались
ли вы в жизни со злом? Приведите примеры добрых отношений.

— У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том:

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом;

Идёт направо — песнь заводит,

Налево — сказку говорит.

Там чудеса: там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит;

Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей;

Избушка там на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей…


(Ответы детей)

-(Познакомимся
с оперой «Руслан и Людмила»)

(Ответы
детей)

 (Ответы
детей)

Регулятивные
УУД

Метод
объяснения.

Прием
слухового восприятия и зрительного восприятия.

Фронтальная
форма организации деятельности обучающихся.

Дидактические
средства: слова учителя.

Познавательные,
регулятивные, коммуникативные УУД.

Прием
слухового восприятия.

Регулятивные,
коммуникативные УУД.

Метод
беседы, поощрения, педагогической поддержки.

Приемы
слухового восприятия, развития воображения, мышления.

Фронтальная
форма организации деятельности обучающихся.

Познавательные
и коммуникативные УУД.

Метод
беседы, поощрения, демонстрации.

Прием
зрительного и слухового восприятия.

Фронтальная
форма.

Дидактические
средства: слова учителя, презентация. Регулятивные, коммуникативные УУД.

метод
объяснения, поощрения, педагогической поддержки.

III.

Изучение
нового материала

Прослушивание
арии Руслана из оперы «Руслан и Людмила»

Просмотр
музыкального видеофрагмента из оперы «Руслан и Людмила»
«Каватина Людмилы»

Прослушивание
второго действия оперы «Руслан и Людмила». Фарлаф.

Увертюра к  опере «Руслан и Людмила» М.И.Глинки,.


Ребята, а кто из вас знает, о чем опера «Руслан и Людмила»?

Опера начинается
со сцены свадебного пира:
  Слайд  6

Киевский князь
Светозар выдаёт свою дочь Людмилу замуж за храброго витязя Руслана. Вдруг
веселье прерывается, раздаются сильные удары грома, наступает полная темнота.
Гости в страхе замирают на месте… Когда вновь становится светло, все с ужасом
видят, что Людмила исчезла. 

 — Это
волшебник Черномор похитил её и унёс в свой заколдованный замок. Баян
предсказывает испытание молодым

        Слайд
7


Ребята откройте учебник на странице №70.Рассмотрите иллюстрации.

-О каких героях мы сейчас начнем рассказ?

-Я предлагаю вам послушать арию Руслана, но прежде нам нужно
вспомнить, что такое АРИЯ?

— А какую мы слушали арию не так давно?

— Ария — это вокальное произведение для одного голоса
с аккомпанементом, соответствующее драматическому монологу, обычно
в составе оперы.
— Предлагаю ребята представить, что вы  в театре. Слайд 8

    
СЛУШАНИЕ арии Руслана.

-Как
эта ария помогает нам понять характер главного героя? Какой он?


Давайте попробуем исследовать изобразительные и выразительные возможности
музыки.

У.
Партию Руслана в опере исполняет низкий мужской голос, но выше, чем бас. Этот
голос называют – БАРИТОН.

Прикрепить
карточку с названием на доске.

А
какие женские голоса вы знаете в опере?

—Но помимо арии есть и другие сольные номера –
ариозо, каватина. Каватина это — небольшая лирическая ария.


Сейчас вы увидите музыкальный
фрагмент из оперы, который называется «Каватина Людмилы». 
Слайд 9

Что вы можете сказать об этом персонаже?
В каком настроении исполнен этот фрагмент? Какой женский голос исполняет?

— Прикрепить
карточку с названием на доске

Физминутка

-Злой волшебник Черномор похитил Людмилу.  Слайды  10-14

— Ребята, а кто из вас знает, как звали
соперника Руслана, который тоже отправился на поиски Людмилы?

— Откройте 72 страницу учебника и прочитайте
как А.С. Пушкин характеризует Фарлафа.

Выше всего он ставит лень и довольство;
он рад получить Людмилу, но не прилагая для того особых сил. Ему обещает помочь злая колдунья Наина.

А
как композитор относится к этому персонажу мы узнаем послушав сцену из 2
действия оперы. В ней злобная колдунья Наина обещает Фарлафу свою помощь.
Партию Фарлафа в опере исполняет самый низкий мужской голос  БАС.

Прикрепить
карточку с названием на доске.
  Слайд 15

    -Предлагаю
спеть тему Фарлафа по нотной записи.

 — Постарайтесь
передать интонацией его безудержную радость. Торжество и хвастовство. Это
контраст образу Руслана. 

— В
чем отличие между героями Русланом и Фарлафом?    Слайды  16-17

Кто из вас знает, как закончится сказка?

— Это
мы можем узнать в самом конце сказки, а в опере можно это узнать в самом
начале – в увертюре. Что такое увертюра?

-Ребята, определите, как звучит музыка и чем, возможно,
закончится опера?

Слушание увертюры.   Слайд 18

После прослушивания учащиеся определяют, что данное произведение
созвучно русским народным сказкам, где добро побеждает зло.

—  Через музыкальные интонации, темы, краски можно передать
характер человека, сюжетную линию, торжество светлых сил жизни.

-Как в доброй сказке, в этой опере счастливый финал, в котором
хор величает храброго Руслана и красавицу Людмилу, славит родную землю.

 (Ответы
детей)

 (Слушают
учителя)

Рассматривают иллюстрации стр.70)

-О Руслане и
Людмиле.

— Песня главного
героя из оперы


Ария Сусанина.

Слушание
 
арии Руслана.

(ответы)

(Прикрепить
карточку с названием на доске)

— Сопрано, альт.

Смотрят
видеофрагмент «Каватина Людмилы»

    — Каватина Людмилы  отражает различные
настроения шаловливо-грациозной девушки, но способной и на большое искреннее чувство

(Прикрепить карточку
«СОПРАНО»  на доске)

Физминутка


(Фарлаф)

(читают, как А.С. Пушкин
характеризует Фарлафа.
— (Фарлаф трусишка, болтун, подлый,
самовлюбленный хвастун)

 (Слушают учителя)

 (Прикрепить
карточку с названием на доске)

Поют тему Фарлафа по нотной записи

—  Руслан
— честный , искренний, благородный, порядочный, мужественный, храбрый воин

  
(Ответы детей) 

— Музыкальное
вступление к опере.
    (Ответы детей) 

Слушание
увертюры.


В конце увертюра звучит ликующе, светло, жизнеутверждающе.

Прием
зрительного и слухового восприятия, прием логического мышления.

Дидактические
средства: слово учителя, презентация.

Методы
рассказа, беседы, демонстрация, поощрение.

Приемы
слухового и зрительного восприятия, ответа на поставленный вопрос, развития
мышления.

Дидактические
средства: презентация, слова учителя.

Личностные,
познавательные, коммуникативные, регулятивные УУД.

Методы
демонстрации аудиозаписи, демонстрации, беседы, анализа, поощрения.

Приемы
зрительного и слухового восприятия, сравнения.

Дидактические
средства: аудиозапись музыкального произведения «Руслан и Людмила» М.И.Глинка,
слова учителя.

Приемы
слухового и зрительного восприятия, ответа на поставленный вопрос, развития
мышления.

Личностные:
личностные  УУД действие смыслообразования. Познавательные: умение
структуировать знания, контроль и оценка результатов своей деятельности.

Познавательное:
умение осознанно вслушиваться в произведения, строить логическую цепь
рассуждений, делать выводы.

Приемы
слухового и зрительного восприятия, ответа на поставленный вопрос, развития
мышления.

Дидактические
средства: слова учителя, презентация.

Познавательное:
умение осознано и произвольно строить речевое высказывание, устанавливать
причинно-следственные связи, осуществлять анализ объектов.

Дидактические
средства: образцовое показание физических упражнений.

Личностные,
познавательные, коммуникативные, регулятивные УУД.

Методы
демонстрации видеофрагмента, беседы, анализа, поощрения.

Приемы
зрительного и слухового восприятия, сравнения.

Дидактические
средства: слова учителя.

Приемы
слухового и зрительного восприятия, ответа на поставленный вопрос, развития
мышления.

Личностные,
познавательные, коммуникативные, регулятивные УУД.

Методы
демонстрации, беседы, анализа, поощрения.

Приемы
зрительного и слухового восприятия, сравнения.

Личностные,
регулятивные, коммуникативные,  познавательные УУД.

Познавательное:
умение осознанно вслушиваться в произведения, строить логическую цепь
рассуждений, делать выводы.

Регулятивные
и личностные УУД.

Метод
упражнения, демонстрация.

Личностные,
регулятивные, коммуникативные,  познавательные УУД.

Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)

Библиографическая запись:
Поэма А.С. Пушкина «Руслан и Людмила». Новаторство А.С. Пушкина в жанре поэмы. — Текст : электронный // Myfilology.ru – информационный филологический ресурс : [сайт]. – URL: https://myfilology.ru//russian_literature/istoriya-russkoj-literatury-xix-veka/poema-as-pushkina-ruslan-i-lyudmila-novatorstvo-as-pushkina-v-zhanre-poemy/ (дата обращения: 6.01.2022)

Поэма А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»

Юношеская вольность и свобода нашли полнокровное художественное воплощение в последнем произведении петербургского периода – в поэме «Руслан и Людмила». Работая над ней, Пушкин вступил в соревнование с Жуковским и Батюшковым, которые мечтали о создании сказочной поэмы на глубокой национально-исторической основе.

Первые эпические замыслы возникают у Пушкина еще в Лицее. Из них до нас дошли только зачины двух сказочно-сатирических поэм — «Монах» и «Бова» и намерение написать поэму национально-героическую «Игорь и Ольга». Но от этих неосуществленных замыслов тянется прямая нить к «Руслану и Людмиле» — первой завершенной поэме Пушкина, задуманной и начатой им также еще в Лицее, но оконченной в 1819 г.

Пушкин задумал эту поэму в 1817 году еще в Лицее, но завершил перед самой ссылкой в 1820 году. Поэму приняли с восторгом, потому что в ней, по словам Белинского, «все было ново: и стихи, и поэзия, и шутка, и сказочный характер вместе с серьезными картинами». В «Руслане и Людмиле» Пушкин синтезировал в единый художественный сплав дух русской народной сказки, былины, исторического предания с повествовательным искусством западноевропейского романа («Неистовый Роланд» итальянца Ариосто). С удивительной легкостью и свободой Пушкин преодолевает барьеры между своим и чужим, прошлым и настоящим, высоким и низким. Теплый, все принимающий юмор Пушкина сглаживает в повествовании острые углы, узаконивает неожиданные и дерзкие переходы от серьезного к смешному, от исторического к частному, от западноевропейского к русскому. Руслан, например, в его поэме органически соединяет в себе черты русского богатыря типа Ильи Муромца, русского святого типа Георгия Победоносца, современного гусара и рыцаря европейского романа. Пушкин настолько вживается в русские летописи, что прошлое приближается к нам, становится гранью настоящего, современного духовного опыта.

Формально «Руслан и Людмила» принадлежит к жанру волшебной национальной поэмы, в одних случаях героической, в других сатирической, а иногда ирои-комической. Общая черта всех разновидностей этого жанра — загримированность ее фантастических героев и происшествий под образы и мотивы «народного» древнерусского «предания», в том числе и фольклорного.

Следуя в «Руслане и Людмиле» этой традиции, Пушкин фактически пародирует ее. Но при этом использует ее стиль — часто иронического и даже сатирического повествования («Душенька» И. Ф. Богдановича и др.), — обращая его против жанровых и стилистических канонов современного ему поэтического «слога», в том числе и слога самой волшебной поэмы. Соответственно слог первой законченной поэмы Пушкина создает иллюзию единого и естественного потока свободно льющейся авторской речи, одновременно лирической и повествовательной, местами шутливой и иронической, подчас фривольной, в других случаях — то пылкой, то грустно-элегической и неожиданно прерываемой разговорно-грубоватым просторечием. Иллюзия строится на нарочитом и искусном смешении в едином потоке авторской речи самых различных и строго еще разграниченных жанровых стилей поэзии 1810-х гг.

Мы назвали «Руслана и Людмилу» пародией. Но она, как и многие литературные пародии Пушкина, не преследует цели осмеяния пародируемых явлений, а является скорее одной из форм соревнования с ними. Соревнования в том смысле, что, выявляя слабые, изжившие себя стороны предмета пародии, демонстрирует и приводит в действие его актуальные, но скрытые возможности. Это, как и многое другое в «Руслане и Людмиле», не было понято современниками. Так, например, откровенное пародирование в 4-й песни одного из эпизодов балладной поэмы Жуковского «Двенадцать спящих дев» ближайшие литературные друзья и единомышленники Пушкина восприняли как непозволительную, бестактную насмешку над их общим учителем. На деле же, иронически обыгрывая один из сюжетных мотивов «Двенадцати спящих дев», Пушкин вступал в творческое соревнование с их прославленным автором и выиграл соревнование. И это понял и признал только сам Жуковский, послав автору «Руслана и Людмилы» свой портрет с надписью: «Победителю ученику от побежденного учителя».

Поэма Жуковского явилась далеко не единственным, а только единственно названным самим Пушкиным предметом его пародии.

Поэма была опубликована только в 1820 г. и произвела ошеломляющее впечатление дерзновенностью своего литературного вольномыслия, за которым угадывалось вольномыслие политическое. Этим обстоятельством и была вызвана необыкновенно бурная полемика, развернувшаяся вокруг «Руслана и Людмилы». «Нельзя ни с чем сравнить восторга и негодования, возбужденных первою поэмою Пушкина», — писал Белинский.

Еще до выхода в свет своей первой поэмы Пушкин успел завоевать широкую известность и популярность политическими, остро злободневными стихотворениями, написанными по окончании Лицея на протяжении двух вольных лет в Петербурге, фактически единственных вольных лет его жизни.

Предпочтение, отдаваемое Пушкиным уже начиная с «Руслана и Людмилы» большой, т. е. повествовательной поэтической форме перед формами лирическими, со значительным опережением отвечало той закономерности развития русской литературы, которая привела в 30-е гг. к преобладанию прозы над поэзией, что с удовлетворением было отмечено Белинским как вступление русской литературы в новую и более зрелую фазу ее развития, объективно-реалистическую («поэзия действительности»).

Новаторство А.С. Пушкина  в жанре поэмы

Пародия была для Пушкина испытанной формой творческого эксперимента, прежде всего стилевого (см. о «Руслане и Людмиле»). «Сей род шуток, — писал Пушкин в том же 1830 г., — требует редкой гибкости слога; хороший пародист обладает всеми слогами».

Первая поэма Пушкина была новаторским произведением. В нем поэт широко использовал старинные народные сказания. В основе сюжета поэмы – любовь главных героев, которые на пути к счастью встречают множество препятствий. Приключения героев, их встречи со злыми и добрыми волшебниками придают поэме сказочный колорит. Но в поэму входит и героическая история. В последней, шестой, песне Руслан борется за независимость родины с захватчиками-печенегами. Это патриотическое чувство сближает Руслана с былинными богатырями. Вместе с тем пушкинские герои еще очень условны: Людмила больше похожа на барышню пушкинского времени, чем на степенную древнерусскую красавицу; Руслан тоже не всегда выглядит былинным или сказочным богатырем и напоминает то витязя русской старины, то сказочного персонажа, то героя русской баллады, то средневекового рыцаря, то романтического героя, совершающего подвиги во славу возлюбленной (в литературе о поэме указывалось на связь ее сюжета с поэмой Ариосто “Неистовый Роланд”).

В любовных приключениях героев в полной мере запечатлелась жизнерадостность Пушкина, его вера в победу справедливости, добра и красоты.

Поэма “Руслан и Людмила” включает разные жанры: волшебную сказку с ее характерным сюжетом, основные слагаемые которого – утрата, поиски, обретение, рыцарский эпос, былинный эпос, балладу и лирические жанры – элегию и дружеское послание. Все эти жанры втянуты в литературную игру Пушкина, который то подделывается под известные литературные формы, то пародирует их.

Текст “Руслана и Людмилы” держится на иронии, но она только усиливает впечатление о литературной жизнестойкости многих жанров. Пушкин не дает предпочтение ни одному из них. Он ведет беседу с читателем и, развивая сюжет, попутно вводит в него признаки тех жанров, которые наиболее для него свойственны. Жанр волшебной сказки требует, чтобы у Руслана были не только антагонисты, препятствующие ему найти Людмилу, но и деятельные помощники. Сны Людмилы непременно вызывают в памяти жанр баллады. Имя Людмилы – тоже балладное имя: так звалась героиня одноименной баллады Жуковского.

Новаторский характер поэмы связан также с образом автора. Современник читателей, а не героев, автор разъясняет ход событий, иронически толкует их. Он сообщает читателям массу далеких от сюжета поэмы сведений, смеется над поступками, мыслями, намерениями, душевными движениями героев. Он, конечно же, не верит во все те чудеса, о которых рассказывает. Он молод, весел, остроумен. Поэма – его воображение, его вымысел, и он волен поступать с героями так, как ему вздумается. Благодаря образу автора история и современность в поэме связались воедино. Заметим, что тот же способ впоследствии Пушкин применил в романе “Евгений Онегин”.

Современники по-разному оценили поэму, но, может быть, самым дорогим для Пушкина был отзыв Жуковского, подарившего автору “Руслана и Людмилы” свой портрет со ставшей знаменитой надписью: “Победителю ученику от побежденного учителя…”.

Созданием поэмы “Руслан и Людмила” закончился петербургский период жизни и творчества Пушкина.

calendar24.06.2017, 9231 просмотр.

  • Сказка о русском солдате шварц читать
  • Сказка о рождестве на немецком языке
  • Сказка о равнобедренном треугольнике
  • Сказка о прошедшем времени
  • Сказка о рвьпке и рыбке автор