Сказка о руслане и людмиле мультфильм

В конце апреля в воронежском государственном театре оперы и балета по-новому исполнили руслана и людмилу глинки-агафонникова. в этот раз партию

В конце апреля в Воронежском государственном театре оперы и балета по-новому исполнили «Руслана и Людмилу» Глинки-Агафонникова. В этот раз партию Руслана танцевал ведущий солист театра Максим Данилов, а дирижировал оркестром лауреат Премии Главы Республики Мордовия Данила Серганин. Волшебная цветовая гармония, завораживающая музыка, эмоциональный рассказ в движениях – этот спектакль совместил в себе всё лучшее, чтобы покорить любого зрителя. Как это удалось – рассказывают сами Максим Данилов и Данила Серганин.

В заполненном зале среди гостей театра и дети, и подростки, и почтенная взрослая аудитория. Волшебное действо захватывает зрителей независимо от их возраста.
Когда же эту сказку создают профессионалы своего дела, то история проживается наравне с артистами. Так, заслуженная артистка Воронежской области Юлия Непомнящая трогательно и нежно передала любовные переживания в партии Людмилы, лауреат международного конкурса Марта Луцко блистательно станцевала партию коварной Наины, Михаил Ветров в партии гордого хана Ратмира изобразил сильную трансформацию из соперника Руслану в его друга и помощника.
В спектакле также были заняты и другие звёзды воронежской сцены – Дмитрий Трухачёв (Фарлаф), Вадим Мануковский (Черномор), Ольга Бородина (Горислава), Евгений Ермаков (Светозар) и др.

Главное же событие спектакля – это творческие премьеры у ведущего солиста театра Максима Данилова, исполнившего партию Руслана, и у дирижёра Данилы Серганина, тщательно занявшегося музыкой балета. Нам удалось пообщаться с ними и узнать, как преобразился балет «Руслан и Людмила» с их участием.

Интервью с Максимом ДАНИЛОВОМ состоялось после одной из репетиций. До последней минуты он обсуждал с педагогами отдельные эпизоды своей партии.

– Как проходит Ваша подготовка к новой партии в балете «Руслан и Людмила»?
– Сейчас для меня сложнее всего морально подготовиться к спектаклю. Это потому, что первый спектакль всегда такой: ты не до конца в чём-то уверен и не особо чувствуешь своё попадание в образ. Нужно время, чтобы «растанцеваться» в партии под старательным и чутким руководством педагогов. Тогда уже это приносит свои плоды, и ты обретаешь мастерство и уверенность.
– Вы исполняли такие разные по духу и темпераменту партии: Шахрияр в «Тысяче и одной ночи», Бирбанто в «Корсаре», Ганс в «Жизели». Каково это – перевоплощаться?
– Это непросто. Все образы в партиях разные. «Тысяча и одна ночь» – это Восток, в «Руслане и Людмиле» – Русь-матушка, а совсем недавно мы занимались современной хореографией. Не всегда удаётся вовремя «переключится». Варьируешь своё состояние между партиями. И чем больше работаешь, тем больше получается.
– Как вам партия Руслана? Пришлась по душе?
– Это всё же главная партия в спектакле, и она наполнена глубоким смыслом. Любовь, героизм, отвага. Мне это подходит, я ощущаю себя таковым в широте своей души. Но на данном этапе ещё нужно работать над образом.
– Как Вы думаете, привнесёте ли что-то новое в балет «Руслан и Людмила»?
– Уверен, что да, хотя говорить об этом пока рано. Мне надо станцевать ещё два-три спектакля. Надеюсь, что в итоге у меня получится добавить собственные краски.
– Творческий вопрос: что должен сделать артист, чтобы донести до зрителя задуманные в спектакле мысли и эмоции?
– Самому прочувствовать и прожить партию, также как в драматическом театре. Если в «Руслане и Людмиле» – русский характер и пушкинская идея, то и поза, и посыл должны быть от действующих лиц осмысленными, не пустыми. Людмила Ивановна Масленникова, заслуженная артистка России и наш педагог, перед каждым спектаклем коротко напоминает: «Помните, вы – наполненный сосуд». Так что перед спектаклем нужно помыслить, то есть наполнить себя, и передать свои мысли зрителю через оркестровую яму. Потом же, самое приятное – это когда тебе из зала возвращается энергетика.

О том, как музыка взаимодействует с балетом в «Руслане и Людмиле» и что для этого было нужно, рассказывает Данила СЕРГАНИН. Встреча с дирижёром прошла незадолго до начала спектакля.

– Как проходила Ваша работа над музыкой к «Руслану и Людмиле»? У балета очень интересное музыкальное либретто – по мотивам поэмы Александра Пушкина и оперы Михаила Глинки.
– В плане переработки музыки из оперной в балетную была проделана колоссальная работа: выбрана определённая для танца музыка и изменены речитативы таким образом, чтобы каждый момент в спектакле был друг с другом связан. У балета ведь свои законы. Поэтому нужно было сделать, так сказать, «микс» балета и оперы. В итоге работа вышла профессиональной. И, действительно, вы заметили правильно: либретто – по мотивам поэмы. Финал здесь несколько отличается, особенно ключевой развязкой.
– Что было главным при соединении музыки и танца в этом балете?
– Считаю, главным был образ. Образ является особенностью любого танца, любой музыки, любой актёрской игры. Композитор закладывает целую палитру эмоций и чувств в музыку, и настолько закладывает, насколько это может прочувствовать и понять хореограф. Тогда любое балетное и даже мизансценическое движение будет передавать сущность образа.
– Пушкинская поэма пронизана сказочностью и такими человеческими чувствами и поступками как любовь и месть, отвага и надменность, прощение и обман. Как Вы передаёте эту многогранность через музыку?
– Надо уметь правильно читать партитуру. Это отнюдь не так просто. В партитуре всё нужное заложено Глинкой и всеми теми, кто трудился над этой музыкой. Она закладывалась штрихами, как художественный рисунок. Сперва средствами технической выразительности, затем нюансами и оркестровыми красками. Мы стараемся этим инструментарием играть так, чтобы слушателю было понятно, что происходит.
– В чём отличительная особенность музыки для балета «Руслан и Людмила»?
– В гениальности Глинки. Он написал грандиозное сочинение, в котором каждая мелодия настолько красивая и выразительная, что этим не перестаешь восхищаться. Ты понимаешь, насколько это масштабное полотно.
– В интервью с Максимом Даниловым мы обсудили, что каждый артист неизменно приносит в балет что-то новое, что-то своё. Вы тоже оставили свой след в «Руслане и Людмиле»?
– Безусловно. Представьте: играют на рояле. Проходит несколько минут. Исполнитель заканчивает игру. Уходит. И вдруг, вместо того самого первого исполнителя, на его место садится другой. Тогда же вы можете удивленно спросить: «Что, рояль поменяли?». Дирижёр, как и артист, привносит что-то от себя в спектакль. И не всегда может описать это во всех подробностях, на то есть причина. Наш язык – мануальный. И если в коллективе резко, как по щелчку пальцев, поменять дирижёра, то может абсолютно измениться звучание оркестра. Так что моя задача не только сопереживать и быть участником, а очень часто даже задавать эмоцию, темп, ритм, динамику, характер музыки.

Первое действие балета «Руслан и Людмила» разожгло пламя интереса, а второе событийным накалом завершило нить эпических коллизий. Музыка совместно с танцем развернула знакомую историю на новый лад. Максим Данилов и Данила Серганин способствовали этому своим мастерством.

Текст: Маргарита Саратова, Марина Иванникова
Фото: Елена Стадникова

На чтение 27 мин. Опубликовано

Пушкин А.С. «Руслан и Людмила» Жанр: сказочная поэмаГлавные герои сказки «Руслан и Людмила» и их характеристики

  1. Руслан, верный друг и добрый витязь. Смелый, могучий, прямой, отважный, никогда не отступает от своей цели.
  2. Людмила, красивая и добрая. Веселая проказница, которая придумала как досадить Черномору. 
  3. Рогдай, смелый и сильный воин, предает Руслана
  4. Ратмир, молодой хан, горячий и смелый. Влюбляется в красавицу в замке и остается с ней.
  5. Фарлаф, хвастливый трус.
  6. Владимир, князь, старается быть справедливым
  7. Черномор, коварный и бездушный карлик, убивший собственного брата
  8. Финн, могучий волшебник, потерявший любовь и счет времени занимаясь колдовством
  9. Наина, когда-то красавица, а ныне злющая старуха, колдунья
  10. Голова, старший брат Черномора, когда-то могучий воин, преданный братом.

План пересказа сказки «Руслан и Людмила»

  1. Свадебный пир
  2. Похищение Людмилы
  3. Соперники отправляются на поиски
  4. Руслан находит финна
  5. История финна
  6. Бой с Ратмиром
  7. Людмила и Черномор
  8. Шапка-невидимка
  9. Смерть Ратмира
  10. Выбор Ротгая
  11. Голова
  12. Волшебный меч
  13. Людмила в сон погружена
  14. Бой с Черномором
  15. Возвращение
  16. Предательство Фарлафа
  17. Воскрешение
  18. Бой с печенегами
  19. Пробуждение Людмилы
  20. Свадебный пир.

Кратчайшее содержание сказки «Руслан и Людмила» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Людмила пропадает прямо с брачного ложа, и четверо соперников отправляются на ее поиски.
  2. Финн подсказывает Руслану, где искать Людмилу, Руслан убивает Ротгая и сражается с головой.
  3. Людмила приходит в себя во дворце Черномора, находит шапку-невидимку и прячется от слуг и Черномора.
  4. Руслан сражается в небесах с Черномором, побеждает и отсекает ему бороду.
  5. Руслан возвращается со спящей Людмилой, видит счастливого Ратмира с девушкой, его убивает во сне Фарлаф.
  6. Финн оживляет Руслана, тот побеждает печенегов, будит Людмилу и играется пир.

Главная мысль сказки «Руслан и Людмила» Верность и упорство непременно приведут к достижению желанной цели, а любовь не знает преград.Чему учит сказка «Руслан и Людмила» Сказка учит тому, что добро всегда окажется сильнее зла, а предательство всегда будет наказано. Что всегда надо стремится к своей цели, не сдаваться перед трудностями, жить по совести. Также сказка учит тому, что любовь непредсказуема, а месть обманутой женщины бывает страшна.Отзыв на сказку «Руслан и Людмила» Эта конечно просто великолепная поэма, в которой множество приключений, несколько разнообразных сюжетных линий, совершенно разные характеры у героев. Следить за приключениями Руслана и Людмилы было очень интересно. Мне эта поэма очень понравилась.Пословицы к сказке «Руслан и Людмила» Любовь все побеждает Для влюбленного и сто верст не расстояние. Кому что глянется, тот к тому и тянется.Краткое содержание, краткий пересказ сказки «Руслан и Людмила» по песнямПесня первая Вступление рассказывает о чудесах Лукоморья, описывает сказочного кота на золотой цепи, упоминаются прочие сказочные герои. Князь Владимир выдает свою дочь Людмилу за богатыря Руслана. Большой праздник с певцами. Три соперника Руслана сидят унылые — это Рогдай, Фарлаф и Ратмир. Пир заканчивается, молодые идут в свои покои и гремит гром. Руслан обнаруживает пропажу Людмилы. Князь в горе бросает клич, кто вернет Людмилу, и Руслан, а с ним и его соперники, отправляются в путь. Фарлаф хвастает, Рогдай угрюм и зло смотрит на Руслана, Ратмир горяч. Соперники разъезжаются в разные стороны и Руслан находит пещеру. В пещере седой старец приветствует Руслана и называет похитителя Людмилы — волшебника Черномора. Старец утешает Руслана, говоря, что любовь Черномора не страшна Людмиле и Руслан ложится отдохнуть. Старец рассказывает свою историю. Будучи молодым, он влюбился в красавицу Наину, но та отвергла молодого финна. Финн отправляется за море и в битвах добывает сокровища, которые бросает к ногам Наины. Но красавица все равно не любит финна. Тогда финн прибегает к колдовству. Он ищет заклятия и находит их. Перед ним предстает старушка Наина. Оказывается прошло 40 лет. Наина признается, что колдунья и предлагает старцу свои объятия. Но тот убегает и с тех пор живет в пещере.Песнь вторая. Рогдай решает вернуться и убить Руслана. Фарлаф убегает от Рогдая и падает с коня. Рогдай бросает его и встречает старушку, которая указывает Рогдаю на север. Старушка поднимает Фарлафа и отправляет его в Киев. Рогдай догоняет Руслана. В это время Людмила приходит в себя в богатой постели. Чудесные девы прислуживают ей и одевают ее. Людмила остается безутешной, несмотря на все красоты дворца, несмотря на роскошный сад. Она даже думает о самоубийстве. Людмила ложится на постель и вдруг входит ряд арапов, которые несут бороду. За ними идет горбатый карлик. Людмила визжит, хватает карла за бороду и опрокидывает его. Арапы уносят колдуна. Руслан бьется с Рогдаем и убивает надежду киевлян.Песня третья. К Черномору приходит Наина, обещает смерть Руслану и улетает. Черномор идет к Людмиле, но не находит красавицу и зовет слуг. Людмила же оказывается находит шапку невидимку и становится невидимой. Руслан пробирается по долине, полной костей и оружия. Руслан выбирает себе щит, меч, кольчугу. Руслан едет дальше и видит холм, который венчает живая голова. Руслан ругается с головой и та начинает дуть. Руслана отбрасывает, а голова смеется. Тогда Руслан бросает копье и оно пронзает язык голове. Руслан подбегает к голове и ударом сбрасывает ее с холма. Под головой обнаруживается прекрасный меч. Руслан хочет убить голову, но слышит жалобный стон. Голова рассказывает, что Черномор был ее младшим братом и однажды посоветовал достать волшебный меч. Голова достала меч, но поругалась с Черномором за право им владеть. Но Черномор обманул брата и отрубил ему голову, а потом колдовством заставил ее сторожить меч. Голова призывает Руслана отомстить Черномору.Песнь четвертая. Ратмир подъезжает к замку. Его манит голос волшебный девы. Он входит в замок, его ведут в баню, он забывает про Людмилу. Он остается с юной девой. Руслан продолжает путь на север и приближается зима. Людмила невидимкой бродит по замку Черномора и дразнит слуг. Черномор превращается в Руслана и обманывает Людмилу. Людмила попадает в сети и карлик начинает ее ласкать. Но тут он слышит зов и убегает.Песнь пятая. Руслан добирается до замка Черномора и вызывает его на бой. Карлик летает вокруг Руслана и бьет его. Руслан отшатывается и карлик падает в снег. Руслан хватает его за бороду. Черномор поднимает Руслана в небо, но Руслан крепко держит его за бороду. Черномор соблазняет Руслана отказаться от Людмилы, но тот его не слушает. Три дня носил Черномор Руслана, но под конец взмолился о пощаде. Он относит Руслана в свой дворец и Руслан отрубает ему бороду. Руслан ищет Людмилу, но нигде в замке ее не находит. Он мечется по комнатам и случайно сбивает с головы невидимой Людмилы шапку. Руслан прижимает к себе спящую Людмилу. Голос финна советует ему спешить в Киев. Руслан с Людмилой и Черномором пускается в обратный путь. Он доезжает до Головы и показывает той Черномора. Голова умирает и обретает покой. Руслан встречает Ратмира, ставшего рыбаком. Они обнимаются и Ратмир сообщает, что счастлив со своей красавицей, и забросил меч. К Фарлафу приходит Наина и ведет того к Руслану. Пока Руслан спит, Фарлаф трижды пронзает его мечом, берет Людмилу и скачет в Киев.Песнь шестая. Руслан лежит мертвый в лесу и конь бродит вокруг него. Черномору мнится, что он свободен. Фарлаф привозит спящую Людмилу в Киев и рассказывает князю, что отбил ее у лешего в муромских лесах. Но сон Людмилы ничто не может нарушить. В городе уныние. Подступили печенеги. Финн находит Руслана, брызгает на него живой и мертвой водой и Руслан оживает. Киев в осаде печенегов и русские витязи гибнут в неравной битве. Но тут появляется Руслан и громит печенегов. Город ликует. Фарлаф видя Руслана падает на колени. Руслан рукой касается лица Людмилы и девушка просыпается. Фарлаф признается в своем преступлении, но на радостях его прощают. Черномора, лишенного силы принимают во дворец, Играется пир.Рисунки и иллюстрации к сказке «Руслан и Людмила»

34-56a252ff71cf18e7d8baf7fff9e872b1cda961116760033c5301772a9aa93ed1.pngРожков Слава

Основная тема поэмы А.С. Пушкина — это тема любви. Так же в произведении поднимаются темы верности и предательства, честности и вероломства, красоты и уродства, смелости и трусости. Смелый Руслан, несмотря на все препятствия и трудности, вызволяет Людмилу из рук Черномора, а его противники, несмотря на все свои козни и ухищрения, отказываются от своей цели: Ратмир влюбляется в пастушку, становится отшельником, Рогдай погибает. Смысл этого произведения в том, что за такое прекрасное чувство, как любовь, надо бороться честно, так как добро всегда побеждает зло: только честный, смелый и благородный человек достигнет своей цели.

ПожаловатьсяСодержание:

Романтизм любви и неизбежность рока

Конечно, именно любовь играет в романе главную роль. Вокруг этого замечательного чувства строится весь сюжет произведения. Но А. С. Пушкин смог показать саму суть и многогранность любви. Не секрет, что она пробуждает в человеке огромные силы, является опорой для многих великих свершений. Но всегда ли? И все ли люди правильно осознают этот мощный дар?

Поэт показывает, как любовь вскрывает все уголки человеческой души. У истинных героев она пробуждает дополнительные силы и устремления к борьбе со злом, а низменные натуры под её влиянием вынашивают коварные планы. Сразу появляется вопрос: «А любовь ли этому причиной?». Конечно, нет. Поэт говорит о Руслане:

Но, страстью пылкой утомлённый… щипля ус от нетерпенья, считает каждые мгновенья.

Чего больше в мыслях у витязя: страсти или любви? Он, как и его неудачные соперники, которые на пиру не едят и не пьют, а только «в душе несчастные таят любви и ненависти яд».

Ещё одна «неразлучимая парочка», на которую А. С. Пушкин указывает внимательному читателю, — ненависть и любовь. Поэт как бы предлагает задуматься вместе с молчаливыми витязями над тем, есть ли в душе у человека любовь, когда его обуревает ненависть, или нет, могут ли эти противоположные чувства ужиться вместе.

Известно, что истинность любви проверяется именно поступками. Подтверждая это, поэт кратко и ярко обрисовывает действия и чувства героев в минуты постигшего горя:

  1. Царь Владимир: «На зятя гневом распалясь».
  2. Витязи-соперники: «Мы рады весь изъездить мир».
  3. Жених: «Руслан уныньем как убит».
  4. Черномор: «Он только немощный мучитель прелестной пленницы своей».
  5. Старик Финн: «Решился в грусти безотрадной Наину чарами привлечь».
  6. Людмила: «…в волнах решилась утонуть, однако в воды не прыгнула и дале продолжала путь».

Любовь — это уникальное чувство, не поддающееся никакой грубой силе, будь она материальная, духовная или колдовская. Это дар, получаемый не за вздохи или лживые дифирамбы. Истинную любовь не интересуют сверкающие каменья. Даже отважный витязь с кровью на мече может услышать: «Герой, я не люблю тебя!».

Делая разбор стихотворения, следует выделить ещё одну важную тему — неизбежность роковых свершений. Злобному колдуну Черномору открылась тайна:

Сей меч, известен будет нам, что нас он обоих погубит.

Но все его действия, направленные на нейтрализацию угрозы, только стимулируют её осуществление. Колдун «умён как бес и зол ужасно», поэтому легко обводит вокруг пальца своего брата-великана и даже собственноручно исполняет первую часть жуткого предсказания. Но он такая же марионетка в руках рока: добыв заветный меч, он только приблизил ножницы богини Атропос к нити своей судьбы.

Почти так же печальна судьба Финна, который ещё в молодости услышал «Пастух, я не люблю тебя!» и не понял, что ключевое слово здесь не «пастух». Его молодые чувства не позволили заметить истинную душу красавицы.

Своеобразие жанра

Роман «Руслан и Людмила» вышел из-под пера А. С. Пушкина в пору его молодости. Но уже тогда поэт имел свой уникальный стиль, основанный на любви к народным сказаниям, былинам и песням. Воспитанный добрейшей нянюшкой Ариной Родионовной, молодой гений перенял её самобытность, развил это качество в своей душе, а затем талантливо, беззаветно и щедро поделился им со своими читателями.

В поэме-сказке повествование сосредоточено на том, как происходит становление истинных чувств главного героя Руслана. По ходу развития событий читатель видит, как упорно он стремится к похищенной невесте. Его почти ничто не может остановить. Только коварные замыслы колдуньи оказываются сильнее его воли. Но «зло не вечно» и вероломство Наины побеждается мужеством Финна. Таким образом, анализ поэмы «Руслан и Людмила» показывает, что это произведение эпическое и имеет характерные особенности:

  1. Повествование ведётся в форме рассказа с использованием просторечных выражений, основывается на идее самобытного народного творчества. Автор представляет свою поэму читателю как «преданья старины глубокой».
  2. Иронические и самокритичные замечания придают элемент несерьёзного отношения к рассказчику. Но такой приём рассчитан на недалёких людей, видящих в чтении сказок досужее развлечение. Глубокомысленный человек сразу найдёт ценное зерно и выявит суть в повествовании о героических «делах давно минувших дней».
  3. Сказочность произведения также можно взять под сомнение. Из истории известно, что князь Владимир-Солнце был реальной личностью. Но в то же время поэт рассказывает о событиях, наполненных чародейством. Невольно напрашивается заключение, что во время правления князя Владимира магия была чем-то обыденным. Это интуитивное предположение является ещё одной причиной популярности поэмы: её с удовольствием читают как юные ценители сказок, так и повзрослевшие юноши и девушки. Не обходят вниманием этот роман и люди старшего поколения. Его сюжет, герои и необычные события преподносятся поэтом как что-то реально существовавшее, что пробуждает ощущение причастности к неведомому и великому.

Структура произведения

Вся поэма разбита на шесть частей (песен), каждая из которых начинается со вступления. Поэт включает в них элементы иронии над собой, однако не забывает и о назиданиях девицам и добрым молодцам.

Основные черты и характеры героев

Образы персонажей сюжета многогранны. Главные герои и представители класса князей — Руслан и Людмила. Анализ произведения А. С. Пушкина позволяет сделать вывод, что эти два собирательных образа имеют лучшие черты правителей тех времён:

  1. Богатырь Руслан, спасая свою возлюбленную, проявляет волю, характер, силу и мужество. Ему чужды надменность, кичливость и коварство. Он не отягощён гордыней и с благодарностью принимает помощь Финна. Руслан не презирает побежденных врагов и отдаёт последнюю дань поверженной голове, показав ей безбородого карлика. У него белокурые волосы, символизирующие благородство души и чистоту замыслов.
  2. Людмила — это женственность и красота. Ей, как и любой девушке, необходима помощь рыцаря, который пойдёт на всё ради спасения невесты. У героини тонкий стан, золотистые кудри, но при этом она способна проявить волю и силу духа. В образе Людмилы показан портрет идеальной невесты, беззаветно преданной своему жениху.

Руслан — это символ русских богатырей, а Людмила иногда беспечна и легкомысленна, что типично для барышень пушкинского времени. Многие другие персонажи вобрали в себя все возможные отрицательные человеческие черты:

  1. Злодей Черномор необычайно хитер, коварен и способен на подлости, что ярко отражается в его внешности: старый, невысокий, с длинной чёрной бородой. Колдун Черномор — самый могущественный враг Руслана.
  2. Витязи, соперники Руслана, даже не стоят отдельного внимания. Их краткая характеристика такова: они коварны, хитры и себялюбивы. Похотливость, трусость и гордыня — силы, которые движут их поступками.
  3. Князь Владимир-Солнце — персонаж довольно скользкий. Это прославленный официальными историками правитель, но А. С. Пушкин ничем его не выделяет. Наоборот, складывается впечатление, что киевский князь — это гневливый любитель пиров и застолий. Даже во время опасности он не предпринимает решительных действий, а плачет и страдает из-за утраты дочери.

Сюжет романа

Красавицу Людмилу прямо из рук жениха похищает злой колдун Черномор. На её поиски бросается сам Руслан и трое его соперников. Вскоре их пути расходятся. Богатырь встречается в пещере с отшельником Финном, который рассказывает, кто похитил Людмилу, где она находится и как её вызволить. Там же Руслан узнаёт о судьбе Финна и получает предостережение беречься козней Наины.

Людмила, попав в чудесный сад колдуна, не знает ни в чём отказа, но сколько Черномор ни пытался умилостивить её, попытки его были тщетны.

Руслан ловкостью и силой побеждает живую голову великана — то, что осталось от брата колдуна, и овладевает заветным оружием — мечом для стрижки магических бород, с помощью которого «пленяет» Черномора.

На обратном пути героя со спящей Людмилой на руках встречает предательство. Но с помощью Финна добро торжествует, ведь победа достаётся тому, кто имеет терпение и сможет сыграть последний аккорд.

На протяжении всего романа наблюдается противостояние различных сил. С одной стороны — это мощь богатырей, величие духа, девичья красота, преданность и любовь. С другой — колдовство, отсутствие воли, безобразие, коварство и ненависть.

Понятно, что в единоборстве с высшей магией богатырская сила проигрывает. Для этого нужна помощь, которую оказывает отшельник. Но и здесь наблюдается конфликт: в противовес «доброй» магии Финна появляется «злая» в лице Наины. Действуя коварством, она приносит временную победу недостойному третьему витязю, но настоящий триумф приходит только к истинному герою.

Эпическая поэма «Руслан и Людмила» является произведением, оригинальность и музыкальность которого не имеют аналогов в литературе. Этот могучий дар великого поэта, сохранившего предания русского народа, и в наши дни помогает учить и воспитывать сильных духом людей.

Еще тесты

Читайте также

Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормилРассказ Дедушка (Н.А. Некрасов)Песня о Соколе (Максим Горький) Бедные люди (Ф.М. Достоевский)

«Руслан и Людмила» – одно из самых популярных сказочных произведений А. С. Пушкина, в котором великая сила любви Руслана и Людмилы оказалась сильнее злых чар.

Краткое содержание «Руслан и Людмила» для читательского дневника

ФИО автора: Пушкин Александр Сергеевич

Название: Руслан и Людмила

Число страниц: 136. Пушкин А. С. «Руслан и Людмила». Издательство «Издательский Дом Мещерякова». 2011 год

Жанр: Сказочная поэма

Год написания: 1820 год

Время и место сюжета

События, которые описаны в поэме, происходят во время правления князя Владимира, в Киевской Руси. А само место, где разворачиваются основные события – это в самом Киеве и в его окрестностях, на берегах реки Днепр.

Главные герои

Руслан – отважный, смелый витязь и преданный возлюбленный.

Людмила – красивая, добрая, верная, жена Руслана.

Князь Владимир – киевский князь, отец Людмилы, заботливый, щедрый.

Рогдай – смелый, сильный воин, предавший Руслана.

Ратмир – молодой хазарский хан, горячий, вспыльчивый.

Фарлаф – трусливый хвастун.

Черномор – могущественный злой волшебник, уродливый карлик с длинной бородой.

Старец в пещере – добрый волшебник, оказавший большую помощь Руслану.

Гигантская голова – старший брат Черномора, некогда могучий, непобедимый воин.

Сюжет

На свадьбу Руслана и Людмила было приглашено много гостей. Отец невесты, князь Владимир, не поскупился на пышное пиршество, и только трое гостей не радовались счастью новобрачных. Это были соперники Руслана в амурных делах: хазарский хан Ратмир, хвастун Фарлаф, витязь Рогдай.

Неожиданно Людмила исчезла в брачную ночь. Разгневанный на бездействие Руслана, князь Владимир пообещал отдать в жены Людмилу, и полцарства в придачу тому, кто ее найдет. Мужественные витязи отправились на поиски пропавшей княжны.

Руслан, терзаемый мрачными думами, прискакал к пещере, в которой жил ученый старец. Он поведал витязю, что его суженую украл могущественный волшебник Черномор – большой любитель красивых девушек. Старик предрек Руслану победу над Черномором в честной схватке, сказав, что его будущее заключено в собственной воле. Окрыленный надеждой, Руслан отправился в путь.

Тем временем Рогдай задумал устранить главного соперника – Руслана, и поскакал вслед за ним. Трусливому же Фарлафу на пути повстречалась старая женщина, которая посоветовала юноше вернуться домой и не подвергать себя смертельной опасности – Людмила и так будет его.

Оказавшись в волшебном дворце Черномора, Людмила не польстилась на богатые дары своего похитителя. Ей был противен один вид злого волшебника – горбатого лысого карлика с длинной седой бородой, от которого она скрывалась при помощи найденной шапки-невидимки.

Когда Руслан спешил к Людмиле, на него напал Рогдай, но потерпел поражение. Руслан продолжил свой путь, и вскоре его взору предстала огромная голова в шлеме, возвышающаяся над землей. Витязь одолел страшную голову, и под ней обнаружил меч. От поверженной гигантской головы Руслан узнал, что когда-то она была отважным воином-гигантом, но на свою беду имела завистливого брата-карлика, который совершил страшное предательство и обезглавил родного брата. Голова посоветовала Руслану взять волшебный меч и отомстить Черномору.

Оказавшись в чертогах Черномора, отважный витязь схватил его за длинную бороду и отсек ее мечом. Он нашел Людмилу спящей и поспешил с ней в Киев. По дороге Руслан встретил Ратмира с молодой женой – хазарский хан обрел свое счастье.

Тем временем Фарлаф, увидев приближающегося Руслана, убил его во сне, и с Людмилой поспешил во дворец к князю. Воскресил юношу старец из пещеры, который на прощанье подарил ему кольцо, способное пробудить Людмилу. Руслан поспешил к своей возлюбленной, и освободил ее от заклятья.

Вывод и свое мнение

Счастлив тот, кто обладает сильной волей и выдержкой, чтобы добиться поставленной цели. Лишь смелых и отважных в жизни ждет успех. Это как раз и доказал Руслан, который своими руками сотворил себе счастливую судьбу.

Главная мысль

Порой, любовь требует доказательств, и истинно любящий человек должен быть готов к подвигам.

Авторские афоризмы

«….Дела давно минувших дней, Преданья старины глубокой…»

«…Но светлый терем не отрада, Когда не видим друга в нем…»

«…Хоть лоб широк, да мозгу мало!..»

«…Я еду, еду, не свищу, А как наеду, не спущу!..»

«…Хоть грустно жить, друзья мои, Однако жить еще возможно…»

Толкование непонятных слов

Чело – лоб.

Лазурный – светло-синий, небесно-голубой.

Почила – уснула.

Снискал – заслужил.

Досель – до сих пор.

Гридница – большое помещение в княжеском дворце для дружинников.

Новые слова

Сарафан – женское платье без рукавов, надеваемое поверх рубахи.

Кубок – чаша или бокал, как правило, сравнительно большого размера, часто из драгоценных материалов.

Лампада – светильник, используемый в христианском богослужении.

Князь – вождь племени или союза племён у восточных славян, правитель государства или государственного образования, удельного княжества.

Тест по поэме

  1. Вопрос 1 из 15

    В каких годах была написана поэма А. С. Пушкина «Руслан и Людмила»?</h3>

    • <label>1818 – 1820;</label>
    • <label>1818 – 1822;</label>
    • <label>1819 – 1820;</label>
    • <label>1819 – 1821.</label>

(новая вкладка)

illjustracija-ruslan-i-ljudmila-hudozhnik-a-p-mogilevskij%2B%25286%2529.png

Поэма «Руслан и Людмила» является одним из самых известных произведений выдающегося русского поэта А. С. Пушкина.В этой статье представлен анализ поэмы «Руслан и Людмила» Пушкина (суть, смысл, идея произведения и его особенности).Смотрите:Краткое содержание поэмы «Руслан и Людмила»Все материалы по поэме «Руслан и Людмила»

Анализ поэмы «Руслан и Людмила» Пушкина: суть, смысл, идея и особенности произведения

(статья А. Л. Слонимского «О поэме «Руслан и Людмила») «Пушкину было двадцать лет, когда он окончил свою поэму «Руслан и Людмила». <…> Поэма имела успех необыкновенный. <…> Молодежь была в восторге от пушкинской поэмы. За Пушкиными установилось прозванье «певца Людмилы и Руслана». В дворянскую литературу влилась вместе с пушкинской поэмой свежая струя народной поэзии. <…> Сказки причудливо сплетались в пушкинской поэме с былинами, образуя гармоническое целое, объединенное общей мыслью. Добрые и злые волшебники, похищение красавицы Людмилы, шапка-невидимка, живая голова великана, меч-кладенец, воскрешение Руслана при помощи мертвой и живой воды, волшебное кольцо, пробуждающее Людмилу от очарованного сна, — все это пришло из сказок и было переработано творческой фантазией поэта. В то же время Руслан — типичный богатырь из русских былин. Подвиг Руслана, рассеявшего в один миг полчища осаждающих Киев печенегов… живо напоминает подвиги Ильи Муромца… Былины обычно начинаются с описания происходящего у князя Владимира «пира-пированьица»; такое же начало мы видим и в поэме Пушкина. Он с сочувствием рисует Владимира Красное Солнышко… Но поэт сохраняет тот оттенок иронии, с каким Владимира изображают былины. Былинный Владимир радушен, гостеприимен, но он же и своенравен, порой несправедлив, а в минуту опасности — беспомощен. Таков же и пушкинский Владимир. Он несправедливо гневается на Руслана за то, что он не сумел «сберечь жены своей», и нарушает данное ему слово, обещая руку Людмилы тому, кто ее отыщет. Когда на Киев нападают печенеги, князь Владимир не принимает никакого участия в защите города, полагаясь на богатырей, и стоит уныло… В былинном Владимире черты князя древних времен смешиваются с чертами царей более позднего времени, отразившимися особенно ярко в сказках, где цари всегда изображаются в ироническом свете. Это смешение чувствуется и у Пушкина. <…> Кроме сказочно-былинного содержания поэмы, новостью был и самый ее язык — свободный, простой, близкий к живому народному языку. <…> Пушкинская поэма изобилует такого рода народными выражениями. <…> Никто до Пушкина не умел так хорошо владеть нарожной речью. Если именно эта народная сторона и обеспечила успех «Руслана и Людмилы» в передовых кругах общества, то среди литературных староверов, сторонников изысканной дворянской литературы, она вызвала негодование. <…> Поэма Пушкина, основанная на сказках и былинах, была, однако, совсем не подражанием, а совершенно самостоятельным произведением, отражавшим и пылкую, свободолюбивую личность автора и современную историческую эпоху. Даже уносясь на «крыльях вымысла», поэт… не забывал о земле. Русская действительность постоянно напоминала о себе, прорываясь сквозь фантастическую ткань рассказа и сказываясь в отступлениях — то лирических, то иронических. Автор все время присутствует в своем произведении, как это было потом и в «Евгении Онегине». Поэма Пушкина вся проникнута высоким патриотическим чувством. Она замыкает ряд его патриотических лицейских стихотворений, вызванный Отечественной войной 1812 года. <…> По замыслу поэта «Руслан и Людмила» — героическая поэма, подводящая итоги патриотическим настроениям 1812 года. В образе Руслана… намечены черты русского народного характера, столь ярко проявившиеся в 1812 году: спокойное мужество, решительность, находчивость и вместе с тем терпение в бедствиях, великодушие к побежденному врагу, доверчивость. Победа Руслана над Черномором изображается как торжество «русской силы». <…> «Преданья славы и любви» — вот основной предмет поэмы, по собственному определению Пушкина. Годы, когда Пушкин писал «Руслана и Людмилу», были временем развития дворянского революционного движения и возникновения тайного общества декабристов. Революционные симпатии поэта не могли так или иначе не отразиться и в его сказочно-былинной поэме… Вся поэма представляет собой картину борьбы с «кознями вероломства»… <…> Торжество правды над коварством, злобой и насилием составляет глубоко гуманистическую мысль поэмы. Общий светлый, мужественный, радостный тон поэмы, мысль о неминуемой победе правды, убеждение, что смелость, твердость и самоотвержение в конце концов преодолеют все препятствия — все это, несомненно, связано с боевыми настроениями эпохи, со светлыми надеждами на освобождение отчизны от самодержавия. <…> Из народных сказок и былин Пушкин извлек то, что должно было найти живой отклик в сердцах декабристов и всех передовых его современников. До Пушкина поэмы серьезного содержания обычно писались тяжелыми, тягучим, так называемым «александрийским стихом», с однообразными парными рифмами. <…> Плавный, музыкальный стих «Руслана и Людмилы», не стесненный правильным чередованием рифм, отражавший малейшие душевные движения, дополняет очарование поэмы. <…> Пушкин имел полное право сказать, что взял свою «сказку», как он называл «Руслана и Людмилу», из того сказочного мира, где «русский дух», где «Русью пахнет». <…> Эта «сказка» совершила огромное дело. Она открыла народной поэзии доступ в большую литературу, внесла в нее новую, живую струю и сблизила литературу общественных верхов с языком и чувствами народа.»(А. Л. Слонимский, статья-послесловие «О поэме «Руслан и Людмила», книга «Руслан и Людмила», 1969 г.) ***(неизвестный автор, статья в журнале «Галатея», 1839 г.)  «Руслан и Людмила», по нашему мнению, одно из лучших поэтических произведений Пушкина, — это прелестный, вечно свежий, вечно душистый цветок в нашей поэзии. В этом создании наш поэт почти в первый раз заговорил языком развязным, свободным, текучим, звонким, гармоническим… <…> Действие в этой поэме истинно художественное; оно не запутано, просто, поэтически естественно и мастерски оживленно, расцвечено разнообразием, мастерски сосредоточенным в единстве… Людмила похищена Черномором. Здесь начинается действие поэмы; Руслан отправляется искать своей супруги. Дорогой он освобождается от двух соперников, от Рогдая, которого победил на поединке, от Ратмира, который, влюбившись в пастушку, забыл про Людмилу. Покровительствуемый волшебником Финном, он отыскивает Черномора, лишает его силы волшебства, и едет со своею Людмилой в обратный путь. Но тут встречается новое препятствие: Фарлаф, третий соперник, руководимый Наиною, убивает его. Казалось бы, все кончилось, и цель осталась бы недостигнутою; но Финн вспрыскивает Руслана мертвою и живою водою, — и Руслан снова на коне — с карлом за плечами; он приезжает в Киев, разбивает печенегов, является в княжеских палатах, пробуждает волшебным кольцом долго спавшую Людмилу… <…> Характеры в «Руслан и Людмила» определенны, индивидуальны и развиты, сколько позволял объем поэмы; нельзя сказать, что каждый из них резко обрисован, но этого нельзя строго требовать от нашего поэта, — он почти первый у нас выступил на эпическое поприще и, к чести его должно сказать, первый вывел на сцену к «Руслану и Людмиле» людей, а не тени. Эпические характеры, в каком бы то ни было государстве, образуются веками и переходят из поколения в поколение, из поэмы в поэму. <…> Заслуги Пушкина в отечественной словесности велики, но они были бы еще больше, значительнее, если бы, не поддаваясь чуждому влиянию, он остался верным первому своему направлению… Форма «Руслана и Людмилы» чисто ариостовская, самая приличная для живого рассказа, для обрисовки событий полуважных, полусмешных. Она заимствована итальянцами у арабов — это снимок с «Тысячи и одной ночи». Здесь поэт не связан условиями так называемых классических поэм; он, говоря собственно, не поет, а рассказывает. Так и должно быть, — время древнего эпоса прошла невозвратно; цель его была религиозная и политическая, цель новейшего эпоса — просто забава воображения, отдых ума, утомленного так называемою положительностью.  <…> Одно только показалось нам странным: Пушкин пересказывает сказку кота, а между тем в некоторых отступлениях сам является на сцену и говорит от своего лица… <…> …Даже если это большая погрешность, то она искупается великими красотами изложения, очаровательным слогом, этим чудесным колоритом Рафаэлевых картин. Жаль только, что Пушкин, принадлежавший прежде к школе пюризма, позволил иногда себе небрежности в слоге, оттого во многих местах нет единства тона, колорита. Неприятно встречать у него некоторые усечения, которые в легкой поэзии отзываются жесткостью в слухе; еще неприятнее видеть вместе со словами чисто русскими, взятыми из обыкновенного общественного быта, слова церковно-славянские… <…> Есть в «Руслане и Людмиле» и другого рода погрешности, погрешности против слога, есть прозаические стихи… …[«Руслан и Людмила»] это один из прелестнейших цветков в цветнике нашей поэзии.»(журнал «Галатея», 1839 г., часть 3-я, №№19, 20)  Это были материалы с анализом поэмы «Руслан и Людмила» А. С. Пушкина (суть, смысл, идея, особенности произведения).Смотрите:Краткое содержание поэмы «Руслан и Людмила»Все материалы по поэме «Руслан и Людмила»Используемые источники:

  • http://santyaguarundito.blogspot.com/2018/04/blog-post_69.html
  • https://vashurok.ru/questions/osnovnaya-tema-i-osnovnaya-misl-ruslani-i-lyudmili
  • https://nauka.club/literatura/analiz-ruslan-i-lyudmila.html
  • https://obrazovaka.ru/chitatelskiy-dnevnik/ruslan-i-lyudmila.html
  • https://www.literaturus.ru/2018/04/analiz-ruslan-i-ljudmila-pushkin-sut-smysl-ideja.html

Викторина «Сказки А.С. Пушкина»

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    Викторина «Сказки А.С. Пушкина»

    Описание слайда:

    Викторина
    «Сказки А.С. Пушкина»

  • 2 слайд

    Какие сказки написал А.С. Пушкин?«Снежная королева» и «Русалочка» «Аленький ц

    Описание слайда:

    Какие сказки написал А.С. Пушкин?
    «Снежная королева» и «Русалочка»
    «Аленький цветочек» и «Белоснежка и семь гномов»
    «Руслан и Людмила» и «Сказка о рыбаке и рыбке»

  • 3 слайд

    Как звали царя в сказке о золотом петушке?Гвидон Дадон Салтан

    Описание слайда:

    Как звали царя в сказке о золотом петушке?
    Гвидон
    Дадон
    Салтан

  • 4 слайд

    Что такое «лукоморье»? Морской залив Болото Гора у моря

    Описание слайда:

    Что такое «лукоморье»?

    Морской залив
    Болото
    Гора у моря

  • 5 слайд

    Из какой сказки Пушкина строки приведённые ниже.Родила царица в ночьне то с

    Описание слайда:

    Из какой сказки Пушкина строки приведённые ниже.
    Родила царица в ночь
    не то сына, не то дочь;
    Не мышонка, не лягушку.
    А неведому зверюшку…
    Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди
    Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях
    Сказка о золотом петушке

  • 6 слайд

    Что делает кот, когда идёт направо во вступлении к сказке Пушкина о Руслане

    Описание слайда:

    Что делает кот, когда идёт направо во вступлении к сказке Пушкина о Руслане и Людмиле «У лукоморья дуб зелёный»?
    Над златом чахнет
    Песнь заводит
    Сказку говорит

  • 7 слайд

    В какой сказке Пушкина царица смотрится в зеркальце и спрашивает у него:Све

    Описание слайда:

    В какой сказке Пушкина царица смотрится в зеркальце и спрашивает у него:
    Свет мой, зеркальце! скажи
    Да всю правду доложи:
    Я ль на свете всех милее,
    Всех румяней и белее?
    «Сказка о золотом петушке»
    «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
    «Сказка о царе Салтане»

  • 8 слайд

    Чьи желания выполняла золотая рыбка в сказке о рыбаке и рыбке?Старика Старухи

    Описание слайда:

    Чьи желания выполняла золотая рыбка в сказке о рыбаке и рыбке?
    Старика
    Старухи
    Внучки

  • 9 слайд

    В какой из сказок Пушкина главный герой соревнуется с чёртом?Сказка о попе и

    Описание слайда:

    В какой из сказок Пушкина главный герой соревнуется с чёртом?
    Сказка о попе и о работнике его Балде
    Сказка о золотом петушке
    Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях

  • 10 слайд

    Какая из сказок Пушкина перекликается с историей о Белоснежке и семи гномах?С

    Описание слайда:

    Какая из сказок Пушкина перекликается с историей о Белоснежке и семи гномах?
    Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди
    Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях
    Сказка о золотом петушке

  • 11 слайд

    Как называется произведение Пушкина, в котором спасти девушку отправляется не

    Описание слайда:

    Как называется произведение Пушкина, в котором спасти девушку отправляется не только главный герой, но и суровый Рогдай, трусливый Фарлаф и юный хазарин Ратмир?
    Сказка о царе Салтане
    Руслан и Людмила
    Евгений Онегин

  • 12 слайд

    Какая сказка Пушкина написана Болдинской осенью в 1830 году?«Сказкой о попе

    Описание слайда:

    Какая сказка Пушкина написана Болдинской осенью в 1830 году?
    «Сказкой о попе и о работнике его Балде»
    «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Проверен экспертом

Общая информация

Учебник:
«Литература (в 2 частях)», Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И.

Тема:
О сказках Пушкина 

Похожие материалы

  • Презентация М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе

  • Презентация «Концептуальные основы читательской грамотности. Варианты заданий»

  • Тексты для работы по формированию читательской грамотности (5 класс)

  • Образ Петербурга в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» 10 класс

  • Разработка проекта «Мобильная библиотека»

  • Презентация к обобщающему уроку-игре по роману А.С. Пушкина «Дубровский»

  • Обобщающий урок-игра по повести «Дубровский» А. С. Пушкина.

  • Литературная игра «Где логика?» ( за курс 6 класса)

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5453351 материал.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «Методика написания учебной и научно-исследовательской работы в школе (доклад, реферат, эссе, статья) в процессе реализации метапредметных задач ФГОС ОО»

  • Курс профессиональной переподготовки «Клиническая психология: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация логистической деятельности на транспорте»

  • Курс повышения квалификации «Разработка бизнес-плана и анализ инвестиционных проектов»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Метрология, стандартизация и сертификация»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация и управление службой рекламы и PR»

  • Курс профессиональной переподготовки «Стратегическое управление деятельностью по дистанционному информационно-справочному обслуживанию»

  • Сказка о розовом зайце музыка
  • Сказка о птицах для дошкольников слушать
  • Сказка о потерянном времени текст трека
  • Сказка о потерянном времени текст оксимирона
  • Сказка о потерянном времени год выпуска