Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат
(в правом нижнем углу экрана).
Понятие причастия
Сначала разберемся, что такое причастие и какая разница между действительными и страдательными причастиями.
Причастие — самостоятельная часть речи или особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы прилагательного.
Примеры причастий: покупающая конфеты мама, составленный папой план, спешащий в магазин дедушка.
Причастие характеризует предмет с точки зрения действия. Из этого следует:
- Если действие совершает сам предмет, к которому относится причастие, то оно действительное.
- Если предмет испытывает на себе действие другого — причастие страдательное.
Основные группы причастий:
- Страдательные причастия настоящего времени.
- Страдательные причастия прошедшего времени.
- Действительные причастия настоящего времени.
- Действительные причастия прошедшего времени.
Рассмотрим пример действительных причастий:
- Получающий подарок именинник — это именинник, который получает подарок, то есть действие совершает сам именинник.
- Получивший подарок именинник – это именинник, который получил подарок, то есть действие совершил сам именинник.
Рассмотрим пример страдательных причастий:
- Подарок, получаемый именинником – это подарок, который получает именинник, то есть подарок подвергается действиям именинника, но сам подарок действие не выполняет.
- Подарок, полученный именинником – это подарок, который получил именинник, то есть подарок был подвергнут действиям именинника.
А теперь разберемся в том, что такое причастный оборот, какие слова составляют причастный оборот и каким членом предложения он является.
Определение причастного оборота
Причастный оборот (ПО) — это причастие с зависимыми словами. Главное слово в причастном обороте — причастие.
Определяемое слово — это слово, от которого зависит причастный оборот.
Запоминаем!
Причастный оборот отвечает на вопросы: какой? что делающий? что сделавший?
Каким членом предложения является причастный оборот? В предложении причастный оборот чаще всего занимает функцию определения и подчеркивается волнистой линией.
Причастие, как неспрягаемая глагольная форма, обозначает признак предмета по действию:
В таких словосочетаниях одиночное причастие определяет существительное и является зависимым от него словом.
Вот мы и узнали, что называется причастным оборотом и как выделять причастный оборот как член предложения.
Отработать новый материал на практике помогут онлайн-курсы по русскому языку в школе Skysmart.
Границы причастного оборота
Самый сложный момент в этой теме — как найти границы причастного оборота.
Чтобы определить причастный оборот в предложении, нужно выделить причастие и все зависимые от него слова. Зададим вопрос и найдем зависимое слово на примере:
- Пригревающее (кого?) — нас.
- Пригревающее (как?) — нежно.
Слово «солнышко» не входит в состав причастного оборота, так как к нему мы не можем задать вопрос от причастия «пригревающее». Поэтому причастный оборот в этом предложении — это конструкция «нежно пригревающее нас».
Запоминаем!
Причастный оборот состоит только из полных причастий с зависимыми словами. Краткие причастия мы используем только в роли составного именного сказуемого.
Знаки препинания при причастном обороте
Рассмотрим, как выделяется причастный оборот на письме.
По правилам причастный оборот обособляется в трех случаях:
-
Если причастный оборот стоит после определяемого слова, он обособляется.
Висевшая на стене — определение, которое выражено причастным оборотом. Оно стоит после определяемого слова «картина» и поэтому обособляется.
-
Если причастный оборот стоит перед определяемым словом, он не обособляется (кроме случаев, описанных в следующем пункте).
Висевшая на стене — определение, выраженное причастным оборотом. Оно стоит перед определяемым словом «картина» поэтому не обособляется.
-
Причастный оборот обособляется независимо от его места в предложении, если выполняется любое из следующих условий:
- причастный оборот относится к личному местоимению (я, ты, он, она, оно, они);
- причастный оборот имеет добавочное обстоятельственное значение (причинное, условное, уступительное);
- причастный оборот оторван от определяемого слова другими членами предложения.
Распространённые ошибки при использовании причастного оборота
При составлении предложения с причастным оборотом нужно обратить внимание на следующие правила:
- Между ПО и определяемым словом не должно быть разрыва.
❌
✅
Шум листвы наполнял всё пространство, тихо трепещущей.
Земля пропиталась влагой от дождя, лившему всю ночь.
Шум, тихо трепещущей листвы, наполнял все пространство.
От дождя, лившего всю ночь, земля пропиталась влагой
- Страдательные и действительные причастия выполняют разную функцию.
❌
✅
Контрольную работу, решающуюся учениками, учитель проверит завтра.
Контрольную работу, решаемую учениками, учитель проверит завтра.
- Синтаксическая конструкция имеет однородный вид.
❌
✅
Я хожу в школу, расположенную рядом с нашим домом и которая устраивает моих родителей.
В школу, расположенную рядом с нашим домом, устраивающую моих родителей, я хожу.
- Главное слово стоит до или после ПО, а не разрывает его.
❌
✅
Прибывшие ученики на олимпиаду из соседней школы заняли свои места.
Ученики, прибывшие на олимпиаду из соседней школы, заняли свои места.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №58»
Методическая разработка урока русского языка в 7 классе
«Написание лингвистической сказки о причастии»
Выполнила Малышева Э.А.,
учитель русского языка и литературы
Арзамас
2017
Тема: РР Написание лингвистической сказки о причастии | Тип: дидактическая игра | ||
Цель урока: вовлечь каждого обучающегося в продуктивную творческую деятельность | |||
Задачи (способы достижения цели): 1) обеспечить активное участие каждого ученика в работе; 2) способствовать развитию продуктивного творчества; 3) в процессе дидактической игры способствовать усвоению общего понятия о причастии | |||
Планируемые результаты | |||
Предметные знание о причастии как части речи (особой форме глагола), ее грамматических признаках; умение находить причастие в предложении, тексте; умение использовать причастие в письменной и устной речи | Метапредметные умение определять и сохранять цель, контролировать и оценивать свою работу и полученный результат, работать с информацией, использовать теоретический материал, сравнивать, делать вывод, работать творчески | Личностные осознание ценности творческой работы, практической ее важности, ценностное отношение к умению выявлять главное, определять цель работы, выбирать действия для достижения цели, контролировать и оценивать полученный результат | |
Ресурсы урока: учебник, словарь (источники информации), доска, мультимедийный проектор, экран, раздаточный материал | |||
Ход урока | |||
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся | ||
Мотивация к деятельности | |||
Чтение лингвистической сказки «Части речи» Постановка цели урока | Чтение и анализ текста сказки (раздаточный материал). Беседа после прочтения сказки. Эмоциональное восприятие | ||
Актуализация необходимых знаний | |||
Показ презентации с упражнениями на повторение темы «Что такое причастие» | Выполнение упражнений, направленных на актуализацию знаний по теме «Что такое причастие» | ||
Организация познавательной деятельности | |||
Рассказ учителя (презентация) об особенностях лингвистической сказки, обсуждение алгоритма написания лингвистической сказки | Написание черновика Итоговые продукты: буклет + презентация | ||
Рефлексия деятельности | |||
Что же произошло с Причастием в ваших сказках? | Беседа |
Особенности лингвистической сказки
-
Лингвистическая сказка объясняет нам законы языка.
-
Ей присущи сказочные элементы, волшебные превращения, герои, определённые устойчивые выражения.
-
Данная сказка родилась гораздо позже, чем фольклорная. Конечно, она очень много взяла от фольклорной сказки.
-
Композицию лингвистических сказок составляют присказка, зачин, сказочное действие и концовка.
-
В лингвистической сказке в концовках говорится о лингвистических понятиях. Как бы делается вывод из того, о чём в сказке рассказывалось.
Алгоритм создания сказки
-
Определи, для кого сказка, и в какой ситуации будет рассказана.
-
Выбери лингвистический материал, сведения о лингвистическом понятии, дополнительный материал.
-
Подумай, какие герои будут действовать.
-
Продумай композицию и сюжет.
-
Составь план.
-
Запиши сказку. Если необходимо, сделай иллюстрацию.
-
Проверь, нет ли логических или фактических ошибок.
-
Отредактируй текст, не забывая о том , что это сказка.
-
Подготовься к устному воспроизведению, продумай, какие жесты (телодвижения) будут уместны, как будет звучать голос.
-
Прорепетируй выступление
Раздаточный материал.
Сказка «Части речи»
С давних пор в княжестве Морфология живут разные Части речи. Одни из них очень знатные: Имена Существительные, Имена Прилагательные, Имена числительные, Глаголы, Местоимения, Наречия. А другие, менее знатные, прислуживают им, поэтому их называют служебными частями речи. Это Предлоги, Союзы, Частицы. Несмотря на свое разное положение, все части речи были очень дружны между собой.
Особенно все любили Имена существительные, так как они были очень добродушные и дружили со всеми. Но особенно дружили Существительные с Именами Прилагательными, которые были настоящими друзьями и помогали всем понять лучшие качества Имен Существительных. Они вместе бродили по полям и лесам своего княжества и о чем-то беседовали. Часто к ним присоединялись глаголы, и тогда они дружно обсуждали какие-нибудь действия и совершали добрые дела.
Несколько отдельно от других Частей речи жили Имена Числительные, потому что были очень заняты. Они вели финансовые дела княжества и всегда что-то подсчитывали и пересчитывали. Поэтому другие Части речи старались им не мешать и только радовались, когда Имена Числительные присоединялись к ним.
Очень доброжелательными и хорошими друзьями были Местоимения. Когда кто-то из частей речи куда-то отлучался и не мог участвовать в каком-либо деле, Местоимения старались их заменить, помочь, определить, чтобы всем было понятно. Но не всегда с этим справлялись, и тогда отношения между частями речи становились какие-то неопределенные, а иногда и отрицательные.
Дружбе других Частей речи стали завидовать Наречия. Особенно нравились им Имена Прилагательные и Глаголы. Наречиям тоже хотелось весело бродить с компанией по дорожкам и аллеям княжества, но когда они присоединялись к друзьям, то им казалось, что их не замечают, что они не такие самостоятельные, как другие Части речи, и могут только дополнять или уточнять их разговоры. Перестали Наречия присоединяться к гуляющим вместе другим Частям речи, и те вдруг стали замечать, что чего-то очень важного не стало в их разговорах.
Служебные Части речи доложили им, что Наречия сидят по домам и грустят там в одиночестве. Поняли самостоятельные Части речи, что чем-то обидели своих товарищей, и отправились к ним в гости. Очень удивились Наречия, когда узнали, что они нужны другим Частям речи, что без них разговоры стали не такие интересные, и с радостью отправились с друзьями на прогулки. Даже Имена Числительные стали чаще гулять с другими Частями речи и всегда пересчитывали, все ли вышли на прогулку.
С тех пор, как жители княжества Морфология поняли, что нельзя забывать о других, они стали жить еще лучше и дружнее!
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №58»
Методическая разработка урока русского языка в 7 классе
«Написание лингвистической сказки о причастии»
Выполнила Малышева Э.А.,
учитель русского языка и литературы
Арзамас
2017
Тема: РР Написание лингвистической сказки о причастии | Тип: дидактическая игра | ||
Цель урока: вовлечь каждого обучающегося в продуктивную творческую деятельность | |||
Задачи (способы достижения цели): 1) обеспечить активное участие каждого ученика в работе; 2) способствовать развитию продуктивного творчества; 3) в процессе дидактической игры способствовать усвоению общего понятия о причастии | |||
Планируемые результаты | |||
Предметные знание о причастии как части речи (особой форме глагола), ее грамматических признаках; умение находить причастие в предложении, тексте; умение использовать причастие в письменной и устной речи | Метапредметные умение определять и сохранять цель, контролировать и оценивать свою работу и полученный результат, работать с информацией, использовать теоретический материал, сравнивать, делать вывод, работать творчески | Личностные осознание ценности творческой работы, практической ее важности, ценностное отношение к умению выявлять главное, определять цель работы, выбирать действия для достижения цели, контролировать и оценивать полученный результат | |
Ресурсы урока: учебник, словарь (источники информации), доска, мультимедийный проектор, экран, раздаточный материал | |||
Ход урока | |||
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся | ||
Мотивация к деятельности | |||
Чтение лингвистической сказки «Части речи» Постановка цели урока | Чтение и анализ текста сказки (раздаточный материал). Беседа после прочтения сказки. Эмоциональное восприятие | ||
Актуализация необходимых знаний | |||
Показ презентации с упражнениями на повторение темы «Что такое причастие» | Выполнение упражнений, направленных на актуализацию знаний по теме «Что такое причастие» | ||
Организация познавательной деятельности | |||
Рассказ учителя (презентация) об особенностях лингвистической сказки, обсуждение алгоритма написания лингвистической сказки | Написание черновика Итоговые продукты: буклет + презентация | ||
Рефлексия деятельности | |||
Что же произошло с Причастием в ваших сказках? | Беседа |
Особенности лингвистической сказки
-
Лингвистическая сказка объясняет нам законы языка.
-
Ей присущи сказочные элементы, волшебные превращения, герои, определённые устойчивые выражения.
-
Данная сказка родилась гораздо позже, чем фольклорная. Конечно, она очень много взяла от фольклорной сказки.
-
Композицию лингвистических сказок составляют присказка, зачин, сказочное действие и концовка.
-
В лингвистической сказке в концовках говорится о лингвистических понятиях. Как бы делается вывод из того, о чём в сказке рассказывалось.
Алгоритм создания сказки
-
Определи, для кого сказка, и в какой ситуации будет рассказана.
-
Выбери лингвистический материал, сведения о лингвистическом понятии, дополнительный материал.
-
Подумай, какие герои будут действовать.
-
Продумай композицию и сюжет.
-
Составь план.
-
Запиши сказку. Если необходимо, сделай иллюстрацию.
-
Проверь, нет ли логических или фактических ошибок.
-
Отредактируй текст, не забывая о том , что это сказка.
-
Подготовься к устному воспроизведению, продумай, какие жесты (телодвижения) будут уместны, как будет звучать голос.
-
Прорепетируй выступление
Раздаточный материал.
Сказка «Части речи»
С давних пор в княжестве Морфология живут разные Части речи. Одни из них очень знатные: Имена Существительные, Имена Прилагательные, Имена числительные, Глаголы, Местоимения, Наречия. А другие, менее знатные, прислуживают им, поэтому их называют служебными частями речи. Это Предлоги, Союзы, Частицы. Несмотря на свое разное положение, все части речи были очень дружны между собой.
Особенно все любили Имена существительные, так как они были очень добродушные и дружили со всеми. Но особенно дружили Существительные с Именами Прилагательными, которые были настоящими друзьями и помогали всем понять лучшие качества Имен Существительных. Они вместе бродили по полям и лесам своего княжества и о чем-то беседовали. Часто к ним присоединялись глаголы, и тогда они дружно обсуждали какие-нибудь действия и совершали добрые дела.
Несколько отдельно от других Частей речи жили Имена Числительные, потому что были очень заняты. Они вели финансовые дела княжества и всегда что-то подсчитывали и пересчитывали. Поэтому другие Части речи старались им не мешать и только радовались, когда Имена Числительные присоединялись к ним.
Очень доброжелательными и хорошими друзьями были Местоимения. Когда кто-то из частей речи куда-то отлучался и не мог участвовать в каком-либо деле, Местоимения старались их заменить, помочь, определить, чтобы всем было понятно. Но не всегда с этим справлялись, и тогда отношения между частями речи становились какие-то неопределенные, а иногда и отрицательные.
Дружбе других Частей речи стали завидовать Наречия. Особенно нравились им Имена Прилагательные и Глаголы. Наречиям тоже хотелось весело бродить с компанией по дорожкам и аллеям княжества, но когда они присоединялись к друзьям, то им казалось, что их не замечают, что они не такие самостоятельные, как другие Части речи, и могут только дополнять или уточнять их разговоры. Перестали Наречия присоединяться к гуляющим вместе другим Частям речи, и те вдруг стали замечать, что чего-то очень важного не стало в их разговорах.
Служебные Части речи доложили им, что Наречия сидят по домам и грустят там в одиночестве. Поняли самостоятельные Части речи, что чем-то обидели своих товарищей, и отправились к ним в гости. Очень удивились Наречия, когда узнали, что они нужны другим Частям речи, что без них разговоры стали не такие интересные, и с радостью отправились с друзьями на прогулки. Даже Имена Числительные стали чаще гулять с другими Частями речи и всегда пересчитывали, все ли вышли на прогулку.
С тех пор, как жители княжества Морфология поняли, что нельзя забывать о других, они стали жить еще лучше и дружнее!
Причастный оборот
Цель:
— дать понятие об одиночном причастии и причастном обороте и его месте по отношению к определяемому слову; познакомить с графическим обозначением причастного оборота в предложении;
— способствовать развитию умения устанавливать связь причастия с определяемыми и зависимыми словами, находить границы причастного оборота, монологической речи учащихся
;- воспитывать уважительное отношение к природе, людям
Тип урока: совершенствование знаний и способов действия
-
Организационный этап
-
II. Актуализация
1. Проверка домашнего задания. Чтение примеров из художественной литературы.
2. Словарный диктант
Проснувш…ся дитя, слегка колеблющ…ся тростник, исчезнуть в потемневш..м небе, под раскрывш…ся парашютом, усыпанный пожелтевш..ми листьями, нарядивш…ся по-осеннему деревья, в затухающ…м пламени костра, блистающ… искорки инея, прощаемся с угасающ…м летним днем.
3. Связный рассказ о причастии.III. Формирование новых понятий и способов действий.
1. Синтаксическая пятиминутка.
Записать предложение, найти причастия, обозначить окончанияЯ люблю каждую травинку, поникшую от росы или согретую солнцем, каждое деревце над озером, трепещущее в безветрии листьями, каждое облако, плывущее по бледному и высокому небу.
2. Выписать из этого предложения словосочетания, обозначить главное и зависимое слово.- Что общего между двумя группами словосочетаний и чем они различаются?(общее – в каждом словосочетании есть причастие, различие – в первой группе причастие является зависимым словом, а во второй – главным)
поникшую травинку поникшую от росы
трепещущее деревце трепещущее листьями
плывущее облако плывущее по небу
Вывод: причастие с зависимыми словами и называется причастным оборотом, а слово, от которого зависит причастие и от которого мы задаем вопрос к причастию называется определяемым словом.
Слово учителя
Но очень непростые отношения связывают причастный оборот и определяемое слово. И нужно быть очень внимательным, чтобы правильно расставлять знаки препинания в предложениях с причастным оборотом. Разобраться в их отношениях нам поможет грамматическая сказка «Из жизни причастий».
3. Чтение грамматической сказки (упр. 75) и перевод ее на язык науки.
4. Чтение теоретического материала на стр. 33-34
5. В записанном выше предложении найти и обозначить причастные обороты.
IV. Применение. Формирование умений и навыков.
1. К каждому причастию подбери сначала зависимое слово, а затем определяемое.
Читающий – читающий книгу; мальчик, читающий книгу
Помнящий — _______________________________________________________.
Узнавший — _______________________________________________________.
Выросшее — _______________________________________________________.
Увиденный — ______________________________________________________.
Сломанное — _______________________________________________________.
Освещённый — _____________________________________________________.
2. Словосочетания причастие+существительное распространи зависимыми словами, образуя причастные обороты.Образец: Затихающая песня – затихающая вдали песня; песня, затихающая вдали;
строящиеся дороги —
поднявшийся ураган —
повторяющиеся слова —
оттаявшая земля —
кричащие чайки —
забытая мелодия —
3. Измени предложения так, чтобы все причастные обороты были расположены после определяемого слова. Расставь знаки препинания, выдели окончания причастий.
-
Построенная на выгоде дружба не бывает прочной.
-
Часто посещающий стадо волк попадает в капкан.
-
Скроенная по совету друзей шуба никогда не будет мала.
-
Попавшая в ловушку змея всегда называет человека братом.
-
Ожившие после зимы деревья покрылись зеленой дымкой.
4. Чтение теоретического материала на стр. 37-38
Запись и анализ предложений
А) Утомленные долгой дорогой, они рано легли спать
.Б) Он вдруг вскочил оглушенный громовым раскатом и ослепленный яркой вспышкой молнии
5. Роль причастий в речи. Синонимические конструкции: причастный оборот и сложноподчиненное предложение.
Чтение грамматической сказки
.В далёкой стране правил в давние времена король Который. Он настолько был горд собою, что всем подданным строго-настрого приказал восхвалять его имя везде и всюду. Даже придворных его звали весьма необычно: Который изучает, Который рассказывает, Который смеется, Который читает.Невесёлой была жизнь в королевстве, где каждый ребёнок был с рождения который…, каждая крошка – которая…, каждое дитя – которое…Солнце, которое всходило, цветы, которые расцветали, птицы, которые щебетали, не радовали горожан, которые устали от капризов короля Которого.
И вот однажды случилось чудо: король влюбился в прекрасную принцессу из царства Причастий.
Он говорил ей:- Я король, который любит.- Любящий,- поправляла она.- Я тот, который восхищается вами.- Восхищающийся,- вторила она.- Годы, которые мне остались…- Оставшиеся…- Я хочу посвятить вам.- Хорошо,- ответила принцесса,- но только пусть каждый житель сам решает, кто он: тот, который верил, или веривший, тот, который знает, или знающий…Представьте, как обрадовались подданные короля!
6. Словарная работа.
Запись в Словарь трудных слов
Расстилаться
Меланхолия*
Замените сложное предложение предложением с причастным оборотом
А) Я долго любовался картиной, которая расстилалась перед моими глазами.
Б) Музыка, которая играла меланхолический вальс, вдруг резко оборвалась.Какое из данных слов является причастием? (слайд №5) 1 вариант 2 вариант
1. белый платок 1. горячая сковорода
2. белеющий платок 2. горящие поленья
3. шумный поток 3. торопливая походка
4. шумливый поток 4. высочайшие горы
Задание на слайде (слайд №6)
1. Выписать номер словосочетания:
1.в чернеющем лесу, 2.шумящим потоком, 3.о льющемся дожде, 4.задымившуюся речку, 5.закрасневшейся зари,6.у волнующегося озера, 7.колеблющимся ветерком. (1,3,5,6)
2. Переход к объяснению новой темы.
Вопросы к классу:
— Дайте определение причастия как части речи.
-Как склоняются причастия?
— Каковы условия выбора окончаний в причастиях?
— Каким словом может быть причастие в словосочетании
1. Наблюдения над текстом. (слайд №7)
1 октября 1975 года впервые был проведен Международный день музыки. Основными целями, которые ставили перед собой создатели данного праздника, были: обмен опытом между культурами разных стран и распространение музыкального искусства. В этом письме также приводился список музыкальных мероприятий, приуроченных к этому дню. Он включал в себя творческие встречи с музыкантами, композиторами, певцами и музыковедами, акцентные концерты. Предлагалось также проводить выставки музыкальных инструментов, фотографий и различных произведений искусства, связанных с музыкальной темой. Вскоре данный праздник стал традиционным. Музыканты исполняют всемирно известные произведения, являющиеся мировым культурным наследием. Музыка с древних времен сопровождает человека. Доказательством этому могут служить наскальные рисунки, обнаруженные в пещерах Африки. На них древние люди изображали людей, держащих в руках нечто, очень напоминающее музыкальные инструменты. В настоящее время такие инструменты, конечно же, уже не существуют. Поэтому тех мелодий нам никогда не услышать. Само слово «музыка» можно перевести с греческого как вид искусства, для которого художественным материалом является особым образом организованный во времени звук.
Для справки: В нашей стране Международный день музыки празднуется с 1996 года. Одним из инициаторов его учреждения в России стал Дмитрий Дмитриевич Шостакович. Он был знаменитым советским композитором, пианистом, педагогом и общественным деятелем. Произведения Шостаковича известны во всем мире. Он стал автором множества симфоний, нескольких опер и балетов, романсов, ораторий, кантат и т.п. Можно сказать, что Дмитрий Дмитриевич Шостакович являлся одним из величайших композиторов ХХ века. Он оказал очень большое влияние на развитие мировой музыкальной культуры. Шостакович с письмом обратился к международной общественности, он хотел обратить внимание общества на огромную роль музыки в нашей жизни. Он считал, что музыка способна открывать людям новые миры и объединять их. В 1996 году исполнилось 90 лет со дня рождения этого великого композитора. Тогда и было принято решение начать отмечать Международный день музыки.
Учитель:
Нам жизни не представить без мелодий, Мы, просыпаясь, песенки поем,
Мы с колыбельной засыпаем с детства,
Мелодию с трех нот мы узнаем. Сегодня день особенный конечно —
День музыки, международный день! Ведь музыка жить точно будет вечно,
Пока есть музыканты на Земле! Музыка — это разум, воплощенный в прекрасных звуках.»
Тургенев И. С.
Рассмотрим предложения с причастиями в уже знакомом тексте. Выпишем словосочетания с причастиями:
1) приуроченных к этому дню 2) связанных с музыкальной темой 3) являющиеся мировым культурным наследием 4) обнаруженные в пещерах Африки 5) держащих в руках 6) очень напоминающее музыкальные инструменты7) организованный во времени звук
Ответим на вопросы:
В каких словосочетаниях причастия являются зависимыми словами? организованный во времени звук
Назовите словосочетания, в которых причастия являют¬ся главными словами. Все остальные
Вывод: причастие может иметь при себе зависимые слова, вы¬ступать главным словом словосочетания.
(- Рассмотрим, на каком месте по отношению к определяемому существительному находятся причастия с зависимыми сло¬вами? — Замечаем, что интонация подсказывает наличие или отсутствие знаков препинания в предложениях с причастиями. Учитель поясняет, что причастие с зависимыми словами на¬зывается причастным оборотом, который в предложении является одним членом предложения — определением. (слайд № 11)
Предупреждение грамматических ошибок (слайд № 12)
Закрепление. РАНЖИРОВАНИЕ ДОСТИГНУТЫХ ЦЕЛЕЙ. Учитель раздает таблицу, на которой указана фамилия ученика и коротко сформулированы задачи урока. Ученики делают ранжирование в таблицах: усвоил лучше всего – 3; могу ошибиться, допустить неточность–2; надо ещё поработать–1.
ФАМИЛИЯ, ИМЯ УЧЕНИКА
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИЧАСТНОГО ОБОРОТА СОСТАВЛЕНИЕ ПРИЧАСТНЫХ ОБОРОТОВ ПОСТАНОВКА ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ Домашнее задание
Карточка № 1 1.Вставить пропущенные буквы, объяснить графически их выбор:
Поросш_м болотом, на раскачивающ_юся берёзу, сгибающ_хся колосьев, расстилающ_йся тучи, о бушующ_м океане, осыпающ_йся листвы, о хранящ_хся письмах, сражающ_мися отрядами.
Карточка №2
1. Вставить пропущенные буквы, объяснить графически их выбор:
В проснувш_мся лесу. За скачущ_м всадником, от расстилающ_гося озера, при льющ_мся свете, за расскинувш_мся городом,качающ_гося парома, веселящ_йся молодёжи.
УЧЕНИЕ С УВЛЕЧЕНИЕМ
На уроках русского языка мы с ребятами
учимся писать грамматические сказки. Начинается
эта работа в 5-м классе. Ученики распределяются по
группам, в каждой из которых есть сильный ученик.
Группа получает задание написать сказку на
определенную тему (темы из рабочей тетради Т.Ю.
Угроватовой «Подсказки на каждый день»). В
процессе коллективного сочинения сказки
выясняется, кто может попробовать себя в
самостоятельной работе. Такой ученик в следующий
раз пишет сказку сам. Потом мы проводим
праздники, на которых каждая группа и каждый
ученик могут прочитать свою сказку.
Л.А. Сей,
г. Великий Новгород
Сказка о том, как Полные Причастия
решили похудеть
Однажды страдательные причастия прибежали к
королеве Грамматике и попросили:
– Королева, сделай так, чтобы мы, как
прилагательные, имели краткую форму.
– Но зачем? – спросила Грамматика.
– Мы решили похудеть, это так модно сейчас.
– Ладно, я согласна.
Королева взмахнула волшебной палочкой, и
причастие решенная стало решена,
освещенная – освещена.
«Как хорошо, что мы похудели», – подумали
причастия и пошли гулять, довольные своим новым
внешним видом.
Навстречу им попалась Не.
Увидев краткие причастия, Не засмеялась и
говорит:
– Ой, какие вы худые, хотите, я буду с вами
слитно писаться?
– Нет, не надо, – гордо отказались краткие
причастия.
– Ну, как хотите! – Не пошла дальше.
Вдруг неожиданно из-за поворота выскочил
суффикс Н:
– Ах, причастия, какие вы симпатичные, можно, я к
вам присоединюсь, будем гулять вместе?
– Нет, нам и одной н хватит, нам лишний
вес ни к чему, – ответили гордые краткие
причастия.
А на следующий день королева Грамматика
объявила:
– Отныне краткие страдательные причастия
пишутся раздельно с Не и имеют в суффиксе лишь
одну н.
Даша Зуева,
7-й класс
Сказка о необычной порядочности
Порядковых Числительных
Наверное, вам всем известна порядочность
порядковых числительных. Своих детей они учат
уже с пеленок быть порядочными. Каждый ребенок в
их семье получает строго определенное имя:
первенца родители всегда назовут именем Первый,
второму ребенку дают имя Второй… Там, где они
работают, везде порядок и все делается по законам
и правилам. Мои слова вам подтвердит рассказ
очевидца:
– Однажды перед Новым годом я, дробное
числительное Семь Восьмых, стояло в очереди за
конфетами в отдел магазина, где продавцом было
порядковое числительное. И вот когда конфет
оставалось совсем мало, пришло в магазин
количественное числительное Два и стало кричать:
– Оставьте мне два килограмма конфет!
Оно
стало всех расталкивать. Пробравшись к продавцу,
Два сказало:
– Я заплачу вам в два раза больше, если вы мне
оставите эти конфеты.
Но продавец сказал:
– Это не по правилам и законам, ведь сейчас не
ваша очередь, вы были не первым, а десятым. И если
вы будете себя так вести, то можете в этот магазин
не приходить.
Вот как необыкновенно порядочны порядковые
числительные. В этом людям можно брать с них
пример.
Маша Капитонова,
6-й класс
Сказка про троих братьев
Жили-были в стране Русский язык трое
братьев-имен: Существительное, Прилагательное и
Числительное. Вместе работали у Грамматики,
дружили, радовались и грустили, пели и смеялись.
Но однажды, увидев учебник математики,
Числительное возгордилось. Как же! Оно
обозначает число, т.е. является главным
помощником Царицы наук. И об этом заявило
братьям. Тогда призадумалось Прилагательное. Оно
ведь такое красивое, элегантное, обаятельное,
веселое, доброе – разностороннее.
Существительное
попыталось объяснить братьям, что в их стране
есть и другие обитатели: Глаголы, Местоимения…
Но братья покинули дом и стали жить врозь.
Погрустило Существительное, но подумало: «Я само
могу составлять предложения (Ночь. Улица.
Фонарь. Аптека.). Могу выбрать и назвать
предметы женского, мужского, среднего рода. Могу
называть живые и неживые предметы, один предмет и
много. Не пропаду».
Прошел месяц. В дверь Существительного
постучали. На пороге стояли Числительное и
Прилагательное. Они осунулись, похудели, их лица
были грустные, виноватые.
Оказалось, что Грамматика все больше была
недовольна их работой. Ведь Числительное всегда
работало в паре с Существительным. А одно –
потеряло смысл. Семь! А кого? Десять! А чего?
Прилагательное стало грустным, чахлым,
озлобленным, потому что не могло определить ни
свой род, ни падеж, ни число. За это отвечало
Существительное.
А Существительное простило братьев, и стали они
вновь вместе жить-поживать да добра наживать.
Игорь Фокин,
6-й класс
Публикация статьи произведена при поддержке интернет проекта «Дети-Онлайн». Посетив сайт интернет проекта «Дети-Онлайн», который располагается по адресу http://Deti-Online.com Вы найдете большое количество обучающих и просто интересных материалов для детей и их родителей. К Вашему вниманию представлены сказки Андерсена, загадки, стихи, басни Крылова, поэтапные уроки рисования и многое другое. Удобный рубрикатор сайта «Дети-Онлайн» поможет быстро найти материалы нужной тематики.
Сказка о жизни хвастливых Качественных,
практичных Относительных и жадных Притяжательных
Прилагательных
В стране Частей речи, в городе Прилагательных,
на улице Разрядов стоят три дома. В них живут
качественные, относительные и притяжательные
Прилагательные.
Качественные Прилагательные очень хвастливы.
Целыми днями они хвастаются:
– Нас, качественных Прилагательных, больше
всего в городе, поэтому дом, в котором мы живем,
самый большой.
На первом этаже в их доме поселились
Прилагательные в сравнительной и превосходной
степенях. Они часто выходят на свои лоджии и
хвалятся перед прохожими:
– Мы самые важные на свете! Мы самые красивые,
нужные. Умнее нас нет никого!
Второй этаж занимают полные и краткие
Прилагательные. Они тоже не прочь похвалиться.
Полные утверждают:
– Мы красивые, веселые, правдивые.
А краткие повторяют вслед за ними:
– Да, да, мы красивы, веселы, правдивы… И дом наш
очень красив.
Но как бы ни хвалились качественные
Прилагательные, самый удобный и самый уютный дом
во всем городе принадлежит относительным
Прилагательным. Дело в том, что они очень хорошо
разбираются во всех практических делах. Дом они
построили деревянный, в сосновом бору, а перед
домом разбили цветочные клумбы.
В двух минутах ходьбы от этого красивого дома
стоит дом с табличкой «Притяжательные
Прилагательные». Эти Прилагательные дружат с
Существительными, живущими в соседнем городе,
они часто приезжают друг к другу в гости. О чем бы
в городе ни зашла речь, притяжательные
Прилагательные всегда утверждают, что вещь, о
которой идет разговор, принадлежит именно их
другу – Существительному. Например,
Прилагательное, подружившееся с Существительным
бабушка, уверяет:
– Это бабушкины конфеты.
Или:
– Это бабушкино пальто.
Несмотря на то что все Прилагательные с улицы
Разрядов такие разные, между собой они очень
дружны. Они часто собираются вместе, приглашают к
себе другие Части речи и устраивают праздник
Предложения.
В остальные дни все Прилагательные ходят на
работу, чаще всего они работают определениями
или сказуемыми. Труднее всего приходится тем, кто
работает в школьных тетрадях.
Маша Капитонова,
6-й класс
Как у Деепричастия появились зависимые
слова
Жило-было в стране Предложения Деепричастие. У
него был отец – Глагол, который играл важную роль
в Предложении. У Глагола было много работы, но он
успевал уделять внимание сыну. А Деепричастию
хотелось не только ощущать заботу со стороны
Глагола, но и завоевать уважение у своих
собратьев, занимать значимое место в
Предложении, а не отвечать все время на вопросы
отца и обозначать добавочное действие.
Однажды терпение сына лопнуло, и он пошел к
отцу, чтобы выразить свое недовольство по поводу
того, что ему надоело отвечать на его вопросы. На
это отец сказал ему:
– Сынок, ведь у каждой части речи есть свое
место в Предложении, и поэтому я тебе ничем не
могу помочь.
Деепричастие обиделось еще больше и решило
уйти из Предложения.
После ухода сына Глагол очень расстроился, так
как Деепричастие помогало ему занимать важное
место в предложении. Отцу некому стало задавать
вопросы, кроме своих слуг. Глагол решил вернуть
сына и отдать ему некоторых из своих подчиненных.
Узнав об этом, Деепричастие с радостью вернулось
и приняло предложение отца. Так появился
деепричастный оборот, благодаря которому сын
начал сам задавать вопросы.
В стране Предложения наступили мир и порядок.
Сергей Кузьменко,
7-й класс
Как Причастный оборот от Запятых
спасался
В стране Пунктуация правил очень честный
король. Он всегда решал споры, раздоры между
гражданами, часто сам придумывал правила. Когда
он размышлял над очередным правилом, перед ним
встала серьезная задача: как справедливо
расставить знаки в предложении с причастным
оборотом? Нужно было сделать так, чтобы никто не
обиделся.
И вот он устроил соревнования по бегу. В них
участвовали две Запятые, Причастный оборот и
Главные члены предложения. Перед началом турнира
все выстроились в один ряд. Раздался свисток, все
побежали. Резко вперед вырвалось Определяемое
слово, за ним неожиданно понеслась одна из
Запятых. Следом, спотыкаясь, бежал Причастный
оборот. Он изо всех сил пытался обогнать
маленькую соперницу, но ничего не получалось.
Вдруг сзади его стала настигать еще одна Запятая.
Причастный оборот закричал:
– Какие противные Запятые! Крутятся под ногами!
Помогите! Подтолкните! Не хочу прибежать
последним! Ой-ой, они меня окружили!
Позади второй Запятой неслись все остальные
члены предложения. В таком порядке и прибежали
они к финишу. Мудрый король провозгласил, что
теперь Причастный оборот будет окружен Запятыми,
если он стоит после Определяемого слова.
Надя Алексеева,
7-й класс
Разговор Частиц, таких эмоциональных,
но таких непохожих
Грамматика
– большая страна. Не всегда там бывает спокойно.
Вот и недавно возникли разногласия между
Самостоятельными и Служебными частями речи. Как
только проснутся Самостоятельные, сразу же
просыпаются и Служебные. Им жить гораздо труднее,
вот только и прислуживай этим Глаголам,
Существительным.
Собрались как-то Частицы и начали высказывать
недовольство:
– Знаете, друзья, – начала частица Что за, –
вот сплю сегодня, сплю – и вдруг бац! Звонят!
Существительное проснулось, решило вдруг
весенним утром полюбоваться. Ну и любовалось бы
одно, так нет же, одному никак. Вот и заладило:
«Что за прелесть! Что за утро! Что за погода!». Все
говорит и говорит, а я знай себе работай!
– Да, подружка, ты права, – продолжила частица
Не, – прихожу я сегодня на работу, сажусь в кресло
и слышу: «Частица Не, вас вызывают Глаголы». И
началось: не ходи, не садись, не ешь! И так целый
день. Я уж от этого Глагола стараюсь подальше
держаться…
– Этим глаголам одной Не мало, – поддержала
подругу частица Ни. – Так и норовят для усиления
отрицания еще и нас прихватить.
– Ах, – вздохнула частица Бы, – если бы мы были
Самостоятельными частями речи, мы бы имели свои
морфологические признаки, мы были бы сами себе
хозяева, мы были бы наравне с Глаголами,
Существительными, Местоимениями…
Не успела она закончить, как ее перебила
частица Ка:
– А ты все мечтаешь, Бы. Вот я довольна собой,
ведь я смягчаю все эти Самостоятельные части
речи. Вот, например, говорит учитель школьнику:
«Выйди из класса!». А как только я появлюсь,
предложение моментально смягчается: «Выйди-ка из
класса!».
– А ведь частица Ка права, – тут же подхватила
частица Пусть. – Пусть мы не Самостоятельные
части речи, но мы тоже являемся жителями
Грамматики, мы помощники Самостоятельным частям
речи. Посмотрите-ка, ведь мы и смягчаем, и
отрицаем, и усиливаем, и наклонения образуем.
Разве не велика наша роль? Конечно же, наша роль
огромна. Ведь ни один рассказ, ни одна сказка,
повесть не обходятся без нас. Так что не будем
жаловаться.
И снова в стране воцарились мир и спокойствие.
Ольга Изотова,
7-й класс