Сказка о предлогах и приставках

Тема урока: разграничение приставок и предлогов.тип урока: урок закрепления.вид урока: практикум.цели урока:способствовать осознанию существенных отличительных признаков приставок и предлогов;закреплять умение

Тема урока: «Разграничение приставок и предлогов».

Тип урока: урок закрепления.

Вид урока: практикум.

Цели урока:

способствовать осознанию существенных отличительных признаков приставок и предлогов;

закреплять умение определять черты сходства и различия в правописании похожих приставок и предлогов со словами;

воспитывать коммуникативные качества, чувство взаимопомощи.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, парная.

Методы работы: словесный, практический, наглядный, работа с книгой, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, индуктивный, дедуктивный.

Оборудование: учебник, карточки опорных слов, тест, карточки с вопросами и заданиями.

Ход урока.

1. Организационный этап

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, легкий ветерок!

Здравствуй, маленький росток!

Мы живём в родном краю,

Всех я Вас приветствую!

У: — Сегодня на уроке Вас приветствует сверчок.

Надеюсь, вы готовы активно работать на уроке и помогать друг другу.

Запишите в тетради число, «Классная работа».

2. Актуализация.

— Давайте расскажем сверчку, чем мы занимались на предыдущих уроках русского языка? (изучали состав слова)

— О какой части слова мы говорили на прошлом уроке? (Приставке)

— Какие части слова мы уже знаем? (корень, суффикс)

Слайд 2

— Сегодня сверчок знакомит Вас со словарными словами, которые мы должны знать и помнить. Попробуем угадать их.

Начало — голос птицы,

Конец — на дне пруда.

А целое в музее

Найдете без труда. (картина)

Приставка — в слове добегает

Здесь первый слог обозначает.

Второй и третий — лось несёт,

А целое — нас сил лишает. (дорога)

Словарь: картина, дорога.

— Составим предложения с этими словами (запись в тетрадях и у доски).

-Найдите и подчеркните основу в предложениях.

3. Этап подготовки учащихся к восприятию учебного материала

Слайд 3

У. — Наш сверчок предлагает разобраться, что за запись перед вами?

Поплылапонебуполнаялуна (составлено из букв разрезной азбуки).

Д. — Предложение «Поплыла по небу полная луна».

У. — Это предложение сверчок составил, узнав о том, что в древних русских книгах все слова писали без интервалов.

— Как бы вы записали это предложение?

— Почему слова «по небу» надо писать раздельно? (по — предлог)

— А «поплыла» слитно? (по — приставка: плыла, уплыла)

— Какие одинаковые по написанию предлог и приставка есть в предложении нашего гостя сверчка?

Д. — По.

У. — Какую гласную букву нужно писать в этих предлогах и приставках? (о)

У. — Запишите предлоги с гласной буквой о.

Ребята самостоятельно записывают предлоги.

У. — Какие предлоги вы записали?

Д. — По, до, про, от.

Названные предлоги записать на доске.

У. — Вспомните, с какими предлогами мы работали на предыдущем уроке, и назовите гласную букву, которая чаще всего встречается в некоторых предлогах.

Д. — Гласная буква а.

У. — Ниже запишите предлоги с этой буквой.

Учащиеся записывают предлоги.

Проверить работу детей. Названные предлоги (за, на, над) записать на доске.

— Подчеркните самую красивую букву или сочетание букв.

У. — Чем ещё могут быть эти сочетания?

Д. — Приставками.

У. — Может, кто-то из вас уже догадался и назовёт тему урока.

Д. — Приставки и предлоги.

Уточнить: разграничение приставок и предлогов (открыть запись темы урока на доске).

У. — Какие умения будем закреплять?

Д. — Умения различать и правильно писать приставки и предлоги со словами.

У. — Чтобы успешно справиться с этой целью, вспомните, что знаем о приставках и предлогах.

Один ученик работает у доски с карточками — опорами (приставка, предлог, часть слова, отдельное слово, пишется слитно, пишется раздельно, служит для образования новых слов, служит для связи слов в предложении) для составления таблицы по плану.

План: 1. Что такое приставка? 2. Как приставка пишется со словами? 3. Для чего служит? 1. Что такое предлог? 2. Как предлог пишется со словами? 3. Для чего служит?

— А остальным ребятам сверчок предлагает проверить себя (тест).

Слайд 4 Тест.

Прочитайте вопросы теста, выберите под цифрой правильный ответ, обведите в кружочек.

Приставка это:

  1. часть речи

  2. часть слова

Приставка пишется:

  1. перед корнем

  2. в начале слова

Приставки пишутся:

  1. раздельно

  2. слитно

Приставки нужны:

  1. для разбора слов по составу

  2. для образования новых слов

Слайд 5

— Прочитайте полученное число — шифр теста и сравните 2122.

Организовать проверку выполненного на доске задания.

Таблица

ПРИСТАВКА — часть слова ПРЕДЛОГ — отдельное слово

пишется слитно пишется раздельно

служит для образования новых слов служит для связи слов в

предложении

Оценить индивидуальную работу ученика.

Слайд 6:

Пошёл по полю по (широкому) полю

Прочитал про зверей про (диких) зверей

Довёл до дома до (какого?) дома

— Какая часть слова выделена в словах 1 столбика? (приставка)

— Какой частью речи являются эти слова? (глаголом)

— Почему записали слитно? (у слов-глаголов нет предлогов, только приставки)

— Что выделено во 2 столбике? (предлоги)

— Почему пишем раздельно? (между предлогом и словом можно поставить вопрос). Открываем 3 столбик.

У. — Какими сведениями можно дополнить таблицу?

Д. — Приставка употребляется со словами, обозначающими действие предмета.

— Между предлогом и словом можно поставить другое слово или вопрос.

4. Этап закрепления знаний и способов деятельности

Слайд 7

У. — Сверчок встретил своих друзей. Помогите ему и его друзьям определить, где приставка, а где предлог (раскрыть скобки):

(на) греется (на) солнышке

(под) ползёт (под) сосну

(за) мурлычет (за) деревом

Один ученик комментирует, работая у доски, остальные записывают в тетради.

У. — Поставьте ударение в словах.

— Что объединяет гласные в приставках и предлогах на, под, за?

Ученик. — Гласные о и а безударные.

Слайд 8

Физ.минутка.

А теперь, ребята встали.

Дружно руки вверх подняли,

в стороны, вперед и вверх.

Вы, ребята, лучше всех!

Наклонились вправо, влево,

Тихо сели, вновь за дело.

У. — Ещё раз обратите внимание на рассмотренные примеры и назовите черту сходства и черты различия в правописании похожих приставок и предлогов.

Д. — Черта сходства: одинаковые безударные гласные.

Черты различия: приставки пишутся слитно со словами, в том числе и со словами, обозначающими действие предмета, предлоги пишутся со словами раздельно. Между предлогом и словом можно поставить вопрос или слово.

5. Этап контроля и взаимопроверки

— Печатные тетради. С.11, работа № 3, задание 1 (спишите, раскрывая скобки) или 3 (выпишите в 2 столбика).

6. Этап обобщения и систематизации знаний

Слайд 9

У. — Как различать похожие предлоги и приставки?

Д. — Предлог — это отдельное слово. Пишем его со словами раздельно. Между предлогом и словом можно поставить вопрос или слово.

— Приставка — это часть слова, поэтому пишем со словом слитно.

7. Этап информации о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

8. Этап подведения итогов урока

У. — Как вы считаете, научились мы с вами различать и правильно писать приставки и предлоги со словами?

— Проверим.

Слайд 10

Перфокарта (Слитно + ; раздельно — ).

Слайд 11

Самопроверка: при правильных ответах, соединив все +, получится цифра «5».

Слайд 12

У. — Спасибо за работу на уроке! Мне было очень приятно общаться с вами!

Почему надо различать предлоги и приставки

Под скамейкой, за столбом, на крылечко и за дом.

Сзади, сбоку, за спиной — всюду он теперь со мной.

Беспрестанно слышен лай, это мой щенок Абай.

Ах, какой щенок! Ни минуты на месте! Но не он герой в данном стихотворении, а слова с предлогами и приставками.

Почему мы пишем слитно слова «подбежал» и «подскочил», «выбежал» и «выскочил», «подворотня», «влево», «вправо», «сверху», «вниз», «сзади», «сбоку», «беспрестанно»?

Почему мы пишем раздельно «под калиткой», «под забором», «под скамейкой», «за столбом», «на крылечке», «за дом», «под ногами», «под низ», «за спиной», «со мной»?

Ответ на эти вопросы довольно прост: слитно пишутся приставки, а раздельно — предлоги.

Являясь совершенно разными единицами языка, приставки и предлоги определяются следующим образом:

заглядывает в окно

На этом этапе важно усвоить, что перед глаголами предлогов не бывает, а бывают только приставки, а они пишутся со словами слитно.

Предлоги и приставки по-разному связываются со словами

Существует верный способ, который обязательно подскажет, как можно отличить предлог от приставки.

Дело в том, что предлоги и приставки по-разному связываются со словами. Предлоги допускают вставку слов между собой и последующим словом, а приставки нельзя разделить со словами, которые они образуют приставочным способом.

Для доказательства можно провести эксперимент:

  • Грибы растут под берёзами. — Грибы растут под (этими) берёзами (вставка слова возможна — пишется раздельно).
  • Там растут подберёзовики. — Там растут под(эти)берёзовики (вставка слова невозможна — пишется слитно).

Примеры слов с приставкой под-: подберёзовик, подосиновик, подстаканник, подбородок, подлесок, подполье, подоконник, подвеска, подстилка, подставка, подгонка, подпорка, подъезд, подход, подвоз, подпил, подрез, подвес и др.

Существует множество слов и с другими приставками, общая же модель их образования будет всегда одна и та же.

Различие предлогов и приставок при помощи вопроса

Если поставить падежный вопрос от главного слова к зависимому, то можно с лёгкостью отличить предлог от приставки. Предлоги будут частью вопроса, и писать их нужно раздельно:

  • вышел (от кого?) от друга;
  • верил (во что?) в справедливость;
  • сражался (за что?) за родину;
  • думал (о чём?) о задании;
  • искал (в чём?) в дневнике;
  • бег (в чём?) в мешках;
  • игра (во что?) в домино;
  • счастлив (от чего?) от победы.

Надо обратить внимание, что используются только вопросы косвенных падежей:

  • род. п. — справился (без чего?) без ошибок;
  • вин. п. — заплатил (за что?) за электричество;
  • дат. п. — сходил (за чем?) за хлебом;
  • тв. п. — встретился (с кем?) с товарищем;
  • пр. п. — думал (о чём?) о деле.

Сказка о предлогах

Обычно дети любят лингвистические сказки, одна такая поможет им понять, чем предлоги отличаются от приставок.

«Жили-были в стране Лингвинии слова. Они жили дружно, часто соединялись в семьи и становились родственниками. В этом огромную роль играла Приставка, которая только своим присутствием превращала одни слова в другие. Все так любили её, что желали встать к ней как можно ближе — слитно.

Но вот однажды появился в той стране Предлог, он очень походил на Приставку, но характер у него был другой. Он был настоящий склочник. Вскоре Предлог перессорился со всеми словами: Существительным, Прилагательным, Местоимением. Но больше всего рассердился Глагол. Он так был разгневан, что отказывался стоять рядом с Предлогом.

Так и живут в волшебной стране Приставка и Предлог. Отличия их в том, что слова стремятся встать к Приставке поближе, а от Предлога подальше. Глагол совсем не разрешает ему стоять перед собой, признаёт только Приставку».

Задания на различение предлогов и приставок во втором классе

Каждый второклассник должен знать, чем отличается приставка от предлога. 2 класс с лёгкостью справляется с заданиями, например такими:

1) Спишите текст, раскрыв скобки:

Что за прелесть — новый мяч!

(По)катился сразу (в)скачь

И (за)прыгал (по)тропинке,

(вы)скочил под ноги Нинке.

Нина мячик (у)видала,

С ним немножко (по)играла:

(Из-под) лесенки (до)стала,

(Под) кустом его взяла,

(С)нова мне мой мяч дала.

2) Где нельзя вставить предлог?

3) Чем предлоги отличаются от приставок?

  • буквами и звуками;
  • составом слова;
  • раздельным написанием.

4) Вставьте предлоги и приставки в словах:

  • …ехали … бабушке;
  • …стучал …. дверь;
  • …играли …площадке;
  • …брались …города;
  • …шли …лес;
  • …брались …чащу.

5) Преврати словосочетания с предлогом в слова с приставкой:

  • повязка на рукаве _________________________________
  • часы на стене _____________________________________
  • лампа на столе ____________________________________
  • час перед рассветом ________________________________

Предлоги и приставки в наречиях

Следующий этап изучения предлогов — 7 класс. На этом этапе изучаются наречия, образованные способом перехода из существительных с предлогами.

Это очень трудная тема, так как слитное и раздельное написание наречий чаще всего нужно запоминать. Бывает сложно определить в них, чем отличается приставка от предлога, в чем разница написания таких слов.

  • Наречия с приставками: влево, вправо, вверх, вниз, вверху, внизу, вкривь, вкось, налево, засветло, затемно, заранее, направо, наверх, начисто, набело, наголо, поверху, понизу, посуху, сверху, снизу, слева, справа и др.
  • Наречия с предлогами: без толку, без умолку, в насмешку, до отвала, до упаду, до смерти, за полночь, на бегу, на скаку, на славу, на смех, от силы, по старинке, с наскока, на радостях, по памяти, по совести, под шумок, под уклон и др.

Чем предлоги отличаются от приставок в наречиях?

В большинстве случаев перед наречиями пишутся приставки, предлоги пишутся реже. Обычно правописание приставок и предлогов у этой части речи обусловлено тем, от каких слов они образованы. Рассмотрим некоторые из этих условий.

1) Наречия, которые образованы от других наречий, пишутся слитно, но если они употреблены в значении существительного, то пишутся раздельно:

  • Назавтра все пришли вовремя (пришли вовремя когда?) — значение наречия.
  • Собрание назначили на завтра (назначили на какое время?) — значение существительного.

2) Слитно пишутся наречия, образованные от существительных, которые в данное время без приставки не употребляются. Примеры таких слов: вдоволь (доволь), вдребезги (дребезги), взаперти (заперть), восвояси (свояси), впритык (притык), впросак (просак), врасплох (расплох), всмятку (смятка), втихомолку (тихомолок), дотла (тло), изнутри (нутрь), исподлобья (подлобье), исподтишка (тишок), наземь (земь), наискось (искось), насмарку (смарка), наспех (спех), натощак (тощак), наугад (угад), начеку (чека), невдомёк (домёк), невзначай(взначай), невмоготу (могота), невпопад (попад), поодаль (одаль), поперёк (перёк), пополам (полам), пополудни (полудень), снаружи (наружь), спозаранку (позаранок), спросонок (просонок), сызмальства (мальство), чересчур (чур).

3) Пишутся слитно наречия, образованные от:

  • числительных: вдвое, втрое, надвое (но: по двое, по трое, по четверо);
  • кратких прилагательных: влево, затемно, докрасна, издавна, сдуру, попросту;
  • полных прилагательных: вплотную, впустую, вслепую (но если прилагательное начинается с гласной, пишется раздельно: в открытую);
  • местоимений: вничью, вовсю;
  • существительных, если нельзя вставить слово между словом и предлогом: вброд, вволю, впоследствии, вправду, вскорости, всухомятку, наизготовку, напролёт, начистоту, сроду.

4) Пишутся слитно наречия с приставкой в- и суффиксом -ку: вперемежку, впритирку, вразброску, вразмашку.

Исключения: в насмешку, в рассрочку, в диковинку, а также со словами, начинающимися с гласного: в одиночку.

5) Пишутся слитно наречия, которые имеют пространственные или временные значения: вверх, вниз, слева, вправо, вначале, наконец, навеки.

Предлоги пишутся перед наречиями, если можно вставить какой-то элемент между ними и словом: без (моего) ведома, без (всякого) запроса, без (лишних) обиняков, без (всякого) удержу.

Источник статьи: https://fb.ru/article/262020/chem-predlogi-otlichayutsya-ot-pristavok-osnovnyie-otlichiya-razlichie-predlogov-i-pristavok

Почему нужно различать приставки и предлоги?

Ответ или решение 2

Предлогом называется часть речи, которая употребляется вместе с основным словом. Предлоги пишутся отдельно от основного слова и образуют вместе с ним словосочетание. При этом за счет наличия предлога, словосочетание приобретает иной смысл. Приставкой является часть слова, которая пишется слитно с другими частями данного слова. Благодаря приставкам образуются новые формы основного слова.

В чем разница между приставками и предлогами

Из вышесказанного становится понятно, что приставки и предлоги являются разными объектами. Предлог представляет собой отдельное слово, которое неразрывно связано с основным словом. А приставка является неотъемлемой частью слова. При этом и те, и другие придают слову или словосочетанию новый смысл. Необходимость понимания различий между приставками и предлогами можно объяснить следующим образом:

  • за счет приставок формируются новые слова. Например, основное слово «хватать». С приставкой «за» получатся слова «захватить» или «захват». Они будут однокоренными, но общий смысл в них сохранится. То есть, приставка помогла создать производную форму от основного слова;
  • предлог не меняет формы слова, и оно остается прежним. Например, в словосочетании «за горой» предлогом является «за». Благодаря предлогу становится понятно, где находится тот или иной объект. Таким образом, предлог может уточнять местоположение или указывать направление. Так, словосочетание «на верху» содержит предлог «на»;
  • за счет предлогов не образуются новые формы слова. Они дополняют и конкретизируют значение той или иной смысловой ситуации.

Таким образом, в русском языке предлоги и приставки имеют различное значение. Они служат для разных целей, поэтому необходимо понимать их значение и уметь отличать друг от друга.

Можно ли заменить приставки предлогами

Это невозможно. Ведь приставка меняет значение слова, образуя новое. Например, слово «захват» невозможно составить из предлога и основного слова. Чтобы описать значение этого слова потребуется целое сложное предложение, описывающее его признаки.

Источник статьи: https://vashurok.ru/questions/pochemu-nuzhno-razlichat-pristavki-i-predlogi

Adblock

detector

«Учимся различать приставки и предлоги»

Урок русского языка по теме:

«Учимся различать приставки и предлоги».

УМК «Начальная школа XXI века», 2 класс.

Цель: развитие социальной, коммуникативной, деятельностной, информационной, когнитивной, здоровьесберегающей компетенций учащихся.

Задачи урока: познакомить с предлогом и способом различения предлогов и приставок.

Планируемые достижения учащихся: овладеть способом различения предлогов и приставок.

Ход урока:

1. Организационный.

— Чему учимся на уроках русского языка?

— Зачем? Где могут пригодиться вам эти знания?

— Что необходимо взять с собой, чтобы урок был успешным?

— Желаю вам успеха.

2. Актуализация знаний.

На доске запись: в на за по от под с до

— Что это? (приставки)

— Что такое приставка? (часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов)

— Откроем первую часть таблицы:

Приставка

это

Часть слова

пишется

слитно

(По классу развешены слова: влететь, отплыть, донести, съехать, в окно, от берега, до стола, с горы).

— Соберите слова, в которых есть приставки

На доске: приставка

влететь

отплыть

донести

съехать

Если дети ошибочно собрали слова с предлогами:

— Кто не согласен? Почему?

— Докажите, что в словах есть приставка (учащиеся произносят слово без приставки или заменяют эту приставку на другую, учитель на доске выделяет приставки в словах).

— Остальные слова соберите так, чтобы они подходили к словам первого столбика.

На доске: приставка предлог

влететь в окно

отплыть от берега

донести до стола

съехать с горы

— Что заметили?

— Как называются «маленькие слова»? (появляется табличка — предлог)

3. Сообщение темы урока. Целеполагание.

— Сформулируйте тему урока (открывается вторая часть таблицы — Предлог)

Задача урока: — узнать, что такое предлог;

— научиться различать предлог и приставку.

— Что знаете о предлоге?

— Что хотели бы узнать?

4. «Открытие» учащимися нового.

— Посмотрите на слова с предлогами.

— Что уже можете сказать о предлогах? (открывается вторая часть таблицы):

Приставка

Предлог

это

Часть слова

Самостоятельное слово

пишется

слитно

отдельно

— Что общего между предлогами и приставками? (одинаково произносятся)

— Как отличить предлог от приставки?

Работа в парах: — На доске записаны предложения:

Митя побежал по тропинке.

Митя побежал по узкой тропинке.

Задание: Посоветуйтесь в парах. Найдите способ различения предлогов и приставок.

Время выполнения — 2 минуты.

(ответы)

Вывод:между предлогом и следующим словом можно поставить слово.

(открывается нижняя строка таблицы):

Приставка

Предлог

это

Часть слова

Самостоятельное слово

пишется

слитно

отдельно

вставить

слово

нельзя

можно

— Сформулируйте правило: «Что такое предлог?»

— Проверим по учебнику (с. 151).

Физминутка для глаз.

5. Закрепление.

— С помощью учебника научимся применять правило (чтение с. 151 «Учимся применять правило»).

— Как отличить предлог от приставки?

· Выполним упражнение с комментированием:

Задание: записать слова, раскрывая скобки.

(по)полю, (по)садить, (за)грибами, (на)ступила, (под)морозить, (под)дверью, (на)машине, (от)бежать, (в)нести, (в)лесу

(учащиеся, применяя правило, объясняют написание приставок и предлогов)

· Игра на закрепление умения различать предлоги и приставки.

Учитель читает слова. Если слово с приставкой, учащиеся делают — хлопок, если слово с предлогом — щелчок.

( У берега, по дорожке, прискакал, полетел, на небе, по реке, в клетку, нарезать, с крыши, на конверте, до города, с дерева.)

Вывод:- Как различить предлог и приставку?

6. Самостоятельная работа (дифференцированная)

— Попробуйте применить это правило самостоятельно.

— Выберите ту дорожку, на которой вы будете чувствовать себя уверенно. Выполните задание в тетради.

Зелёная дорожка. Запиши слова, раскрывая скобки:

(по)двору, (с)вернула, (за)рекой, (на)летела, (под)снегом

Жёлтая дорожка. Запиши предложения, раскрывая скобки:

Отец (на)писал адрес (на)конверте.

Лодка (от)чалила (от)берега и (за)вернула (за)лес.

Красная дорожка: Вставь подходящие по смыслу предлоги и приставки:

… катилась … небо синяя туча и … шумела.

(время выполнения задания — 4 минуты)

Проверка: — Кто выбрал зелёную дорожку? Жёлтую? Красную?

— Сравните свою работу с образцом (На маленькой доске заранее был записан образец выполнения). Исправьте ошибки, если они есть. Оцените свою работу.

— Кто выполнил работу без ошибок? 1-2 ошибки? Больше 2-х ошибок? Не справился с работой?

Ф и з м и н у т к а.

7. Диагностика.

— Чтобы определить, как вы усвоили тему урока, выполните задание на карточке:

1в.

Отметь слова с предлогами:

1. (от)крывать

2. (по)земле

3. (от)мороза

4. (про)читать

5. (на)столе

2в.

Отметь слова с предлогами:

1. (на)берегу

2. (у)лететь

3. (в)театр

4. (за)ходить

5. (за)окном

Определите свой уровень понимания темы урока по шкале: высокий — 3

средний — 2

низкий — 1

(время выполнения — 3 минуты)

— Кто понял тему очень хорошо? Кто сомневается? Кто не понял?

7. Рефлексия.

— Какая учебная задача была поставлена на уроке?

— Достигли мы цели?

— Что такое предлог?

— Как различить предлог и приставку?

— Что понравилось?

— Что было трудным?

— Покажите своё настроение в конце урока.

8. Домашнее задание.

Рабочая тетрадь стр.78, упр. 4 или упр.5 (по выбору).

Тема:  Правописание приставок и предлогов

Цель урока: создать условия для формирования умений распознавать и отличать
предлог и приставку по внешней форме, функции, написанию со словами.

Задачи урока:

1. Образовательная – обобщить знания о предлогах и приставках; об
особенностях написания части слова – приставки и части речи – предлога

2. Развивающая – развивать познавательный интерес, устную и
письменную речь, операции мышления: анализ, сравнение, обобщение;

3. Воспитательная — содействовать положительной мотивации учебной
деятельности, осознанию обучающимися ценности изучаемого предмета, темы,
привитию у воспитанников чувства любви и интереса к русскому языку, культуры
общения, доброму отношению к окружающей природе.

4. Здоровьесберегающая: обеспечить необходимые условия для
продуктивной познавательной деятельности учащихся, снятию умственного и
физического напряжения.

Оборудование:

1. Русский
язык: Учебник. Часть 1: для 3 класса четырёхл.нач.шк. – М.:Просвещение, 2019г.

2.
Презентация

3. Карточки
с заданиями.

Технология: проблемного обучения; в урок
взяты элементы технологии системно – деятельностного обучения.

Методы: словесный, практический,
наглядный

Формы
организации урока
:
индивидуальная, фронтальная, парная, групповая.

Цели урока направлены на достижение учащимися:

личностных результатов:

— принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие
мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

— навыки сотрудничества с учителем и сверстниками в различных
социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из
спорных ситуаций;

— установка на безопасный, здоровый образ жизни, мотивация к
творческому труду, к работе на результат.

метапредметных результатов:

— овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи
учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

— освоение способов решения проблем творческого и поискового
характера;

— формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной
деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха;

— освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

— активное использование речевых средств для решения
коммуникативных и познавательных задач;

— логические действия, установление аналогий, построения
рассуждений;

— готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать своё
мнение и аргументировать свою точку зрения; адекватно взаимодействовать с
партнёром, находить общее решение при выполнении работы в паре, группе.

— овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями урока.

предметных результатов:

— осознавать место возможного возникновения орфографической
ошибки;

— первичному умению выражать собственное мнение, обосновывать его;

— отличать слова с приставками от предлогов;

— применять правила правописания предлогов и приставок;

Ход урока

1.Оргмомент.

·        
— Я даю вам инструкцию,
а вы выполняете действие. Готовы? (Да). Тогда начнём:

Возьмите
тетрадь. Положите собой, возьмите ручку, положите
тетрадь (Выполнить
не можем.)

— Почему
выполнить не можете задание?
 (Пропущено слово.) Догадайтесь,
какое слово я пропустила? 
(перед, на.)

— Чтобы
выполнить действие и понять чью-то фразу, необходимо помнить о маленьких
словах. Как они называются
? (Предлоги.)

Назовите
действия правильно.

— А
теперь выполните данную инструкцию.
 

2.
Сообщение темы и цели урока.

(на
доске словосочетания)

-выдели
приставки

-обведи
предлоги


работают на карточках

-1
у доски


проверка по выполненной работе – самопроверка:
без
ош.-5,  1 ош.-4,

2
ош.-3

·       
(До)ехал (до)дома

(От)плыл
(от)берега

(По)стучал
(по)столу

(В)пустил
(в)дом

(Про)пел
(про)синичку

(За)шёл
(за)другом

Вывод: 
о чём будем узнавать что-то новое?

3.    
Повторение

·       
Чистописание

Слайд 5: Хорошеесловодосердцадойдет.

— Расшифруйте данную
пословицу. ( Хорошее слово до сердца дойдет.)

— Объясните смысл данной
пословицы.

 На что нужно обратить внимание при
написании данной пословицы? (На то, что предлоги пишутся раздельно, а приставки
слитно).

 Запишите данную пословицу, выделите
приставку и предлог. Предлог выделяем в кружок, сверху обозначаем приставку.

·       
Вспомним знания о приставках и предлогах

«Мозговая атака»- зачеркни лишнее
(карточка)

 Приставка – это ……. 1б.  (часть слова, часть речи)

 Приставка  стоит …….1б. (в начале, в середине, в конце слова)

 Приставка служит для …….1б. (для связи слов, для образования
слов)

Приставка с корнем пишется ……1б. (слитно, раздельно)

 При разборе приставку выделяем…….1б. ( ______________)

Предлог- это……1б. (часть слова, часть речи)

Предлог служит ……. 1б. (для связи слов, для образования слов)

Предлог   пишется  с другими словами …….1б. (слитно, раздельно)

Самооценка: 8б.-5,     7б.-4,       6-5б.-3

Вывод: 
правило, с.132 (учебник)

·       
Работа с учебником-с.132, упр.260

чтение

-словарная работа: бор, забор, дача, удача
(лексическое значение,  подобрать синоним)

Работа инд. (по выбору) -2 строки списать,
раскрывая скобки

4.     Новые
знания о предлогах и приставках

·       
С.132-133, рассмотреть, найти новые сведения (правило)

·       
Закрепление новых знаний-упр.259

— письмо с комментированием 1-2
предложение)

Вывод:  Может ли перед
глаголом стоять предлог? Как пишется приставка?

·       
Синтаксический разбор предложений.

5.    
Итог

Подведём итог по уроку. Сейчас вы
разделитесь на группы. У каждой группы есть свой конверт. Вы должны выбрать
слова для предлога и приставки. Чья группа сделает быстрее, поднимает руки.
 

 (Дети делятся на
 группы)


1 группа  – собирает сведения о предлоге
2 группа  – собирает сведения о приставке
—  Слова на карточках: частьчастьсловаречислужитслужатдля
связи слов в предложении
для образования новых слов,
не
употребляется с глаголами
, употребляется
 с разными частями речи
—  Группы составляют свои сведения.

Составление таблицы на доске

ПРЕДЛОГ

ПРИСТАВКА

·       
часть речи

·       
служит для связи слов в предложении

·       
пишется отдельно

·       
не употребляется с глаголами

·       
часть слова

·       
служит для образования новых слов

·       
употребляется  с разными частями речи

·       
пишется слитно

Вывод:
составим определение приставки и предлога.

6.    
Рефлексия.
Билетик на выход.

Выбери правильное утверждение, запиши букву. 

 Приставки со словами пишутся 
слитно -П.  

Приставки
со словами пишутся  раздельно-Я.  

Приставка
служит для образования   новых слов -Л. 

Предлог
– часть слова-А

 Приставка
служит для связи слов в предложении -К.  

Предлоги
пишутся слитно со  словами -Т.  

 
Предлог – часть речи Я. 

Предлоги
пишутся раздельно со  словами- Ь.

— Прочти
слово из обведенных букв.  (пять)- Молодцы.

7.
Домашняя работа

На
«4»-карточка

Спиши,
раскрывая скобки.

1.(С)востока
(по)тянул ветерок. 2. Далеко (в)лесу (за)кричала сова. 3. Туча краем
(на)катилась (на)солнце. 4. Муравьишка (до)лез (до)вершины березы. 5. Синичка
(по)летела (по)комнате, (в)летела (в)клетку и стала клевать зерно.

Решили лисы кролика (за)печь,  

А кролик из духовки прыг (за) печь.  

Зависело б (от)мыла,  

Веснушки я б (от)мыла

Сугробы снега вьюги (на)мели .

И грузовик, как баржа, (на)мели

Я правило бубня (под)нос,  

в альбоме рисовал (под)нос

Вот (до)сада, я не дошла (до)сада.

На «5»-
упр.263

На
«3»-упр.259

Тема: Упражнение в правописании предлогов со словами.

Тип: урок
комплексного применения знаний.

Оборудование:   учебник «Русский язык»
А.В. Полякова, карточки, презентация.

Цель  урока: различать
предлог и приставку,  формировать умение осознанно употреблять предлоги в
устной речи, решать орфографические задачи, связанные с написанием предлогов и
приставок;

          -умение писать предлоги со
словами отдельно
 расширить знания учащихся о предлоге как части речи;
его роли в русском языке.

¾   внутренняя позиция школьника на уровне положительного
отношения к занятиям русским языком, к школе;

¾   планировать свои действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями ее реализации

¾   осуществлять контроль по результату, адекватно
воспринимать оценку учителя развивать умения оценивать правильность
выполненного задания

¾   уметь выделять существенную информацию, устанавливать
причинно — следственные связи.

¾   уметь договариваться и приходить к общему решению в
совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов

¾   учиться контролировать действия партнёра.

Этап
урока

Деятельность
учителя

Деятельность
учащихся

I.Орг.
момент.

Мотивация
учебной деятельности

Я
желаю вам успешной работы и приятного общения на уроке. Посмотрите друг на
друга, улыбнитесь и пожелайте своему соседу удачи.

 Сегодня
на уроке мы будем работать под девизом: «С малой удачи начинается большой
успех!» Желаю вам всем успеха!

внутренняя
позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским
языком, к школе;

II. Актуализация
знаний. Минутка чистописания

Урок начнем с орфографической
минутки.

Вставьте пропущенную букву.

Моро…..,  заво…, в огоро…, 
морко..ь., медве..ь, обе..                  Слайд.

 Как проверить парный согласный на
конце слова ?

Составьте узор из вставленных букв
и пропишите.

здв

Регулятивные:

планировать
свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

Познавательные:

производить
осознанное высказывание-рассуждение в устной форме

III. Постановка целей
и задач урока

Какие задания можно предложить для
данных слов?

Что еще
заметили?

 Найдите
лишнее слово и определите тему урока. Какова же будет наша цель урока? Слайд.

Познавательные
:

 выполнять
логические операции анализа, классификации.

Коммуникативные:

умение
учитывать мнение разных людей.

      
IV. Обобщение
и систематизация знаний

Работа с
сигнальными карточками( +, -)

Давайте
вспомним, что вы знаете о предлогах и приставках. Я буду задавать вопрос,
если вы согласны с утверждением. поднимаете карточку с (+) ,нет-(-).

1. Приставка-часть
слова перед корнем, она пишется слитно.

2.
Предлог со словами пишется слитно.

3. Между
предлогом и словом можно вставить вопрос или другое слово

4.Предлог

часть
речи, которая служит для связи слов в предложении.

5.Предлог
не употребляется перед глаголом.

6.В лесу
–в это приставка.

V. Применение
знаний и умений .

1.Самостоятельная работа с проверкой по эталону

Упр .126 стр.63 Слайд.

С какой целью будем выполнять упражнение?

Спиши предложения. Раскрой скобки.

Лодка (на0скочила (на) камень. Рыбаки далеко (от)
плыли (от) берега. Ребята пошли гулять

(в) парк. Мяч (за)бросили  (в) сетку.
Миша был летом (в) деревне (у) дедушки. Лиса (до)бралась (до) курятника.

Регулятивные:

планировать
свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

осуществлять
контроль по результату, развивать умения оценивать правильность выполненного
задания

VI.
Физминутка.

С ПРИ- приставкою – присесть,
С ПО- приставкою – подняться
С ПОД- – подпрыгнуть, подмигнуть,
С ПО- приставкой – посмеяться,
С ВЫ- – вытягиваем руки,
С О- – опустим их опять.
Вот и все настало время
С ПО- – зарядку повторять.
С ЗА- – зарядку завершать.

VII. Применение
знаний и умений .

2. Работа в
паре

Наблюдение за предлогами в речи.

Прочитайте текст. Выберите нужный предлог из слов,
данных в скобках, и подчеркните его.

С
какой целью будем выполнять это задание?

Илья
( с, на, по) папой пошли  (в, на, с) рыбалку.

(
У, в, под)  папы две большие удочки.  Они шли (в, по, на)   берегу реки. (
Под, от, с) ногами шуршит зелёная трава.  Хорошо ( на, с, до)  реке !


Прочтите, что у вас получилось.

. Можно ли было обойтись без предлогов? Почему?
(Предлоги нужны для связи слов в предложении, помогают понять текст)

Познавательные :

выполнять
логические операции  классификации, обобщения;

Коммуникативные:

уметь
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том
числе в ситуации столкновения интересов.

 VIII.  Самостоятельная
работа с взаимопроверкой по эталону

Запишите
слова. Выделите приставки, подчеркните предлоги. Слайд.

(за)горой

(по)бежать

(под)снегом

(с)катиться

(на)катке

(за)морозить

Коммуникативные:

 контролировать
действия партнёра.

  Рефлексия
учебной деятельности.

Вспомните, какую
цель мы ставили на уроке, достигли вы ее?

— Мне хочется услышать ваши впечатления
о сегодняшнем уроке. Подумайте и закончите одно из предложений:

Я
знаю…

Я
умею…

Я
научился…

Кого
сегодня на уроке вы поблагодарили?

Оцените
свою работу на уроке.

Мне
было интересно работать на уроке

Я
могу рассказать .о том, что узнал(а) своему другу

За
урок я ставлю себе отметку

Д/з
стр 64 упр 128

Личностные
универсальные учебные действия:

¾   адекватное понимание причин успеха /
неуспеха в учебной деятельности ,

Коммуникативные
УУД:

¾   умение учитывать мнение разных людей

Базовые учебные действия:

Познавательные учебные действия: представлены умениями: строить сообщения в устной и письменной форме; Учащийся получит возможность научиться в сотрудничестве с учителем:

• осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

• осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций.

Коммуникативные учебные действия: адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач;

• формулировать собственное мнение и позицию;

• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Учащийся получит возможность научиться в сотрудничестве с учителем:

• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

• адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Регулятивные учебные действия:

Регулятивные учебные действия представлены умениями:

• принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления;

• осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач;

• осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;

• обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности;

• адекватно реагировать на внешний контроль и оценку,

• корректировать в соответствии с ней свою деятельность.

2 Проверка домашнего задания

Сейчас я вам загадаю загадки, а вы угадаете о каком месяце идет речь.

Первая загадка

Опустел наш старый сад,

Паутинки вдаль летят,

И на южный край земли

Потянулись журавли.

Распахнулись двери школ.

Что за месяц к нам пришёл?

Слайд 2

Всё мрачней лицо природы:

Почернели огороды,

Оголяются леса,

Молкнут птичьи голоса,

Медведь в спячку завалился.

Что за месяц к нам явился?

Слайд 3

Дождь сменяется снежком,

Дует ветер за окном.

Грусть по воздуху витает,

Как же месяц называют?

Слайд 4

К какому времени года относятся все эти месяцы?

Правильно, это осенние месяцы.

И сегодня мы с вами отправимся в путешествие в осенний лес.

Слайд 5

Отгадывают загадки

3

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.

4. Актуализация знаний.

5. Закрепление алгоритма действий

Отгадайте еще загадки, и вы узнаете о какой теме пойдет речь?

Приставляемся всегда

Мы к началу слова

И меняем без труда

Смысл его на новый

Слайд 6

совершенно верно, это приставка.

Надя прочитай правило на слайде

Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

Слайд 7

Послушайте задание: образовать новые слова с помощью приставок за, по, в, с, под от корня –ход- и записать их в тетрадь, выделите приставки.

Слайд 8

Как вы записали слова с приставками, слитно или раздельно?

Следующая загадка.

Он – часть речи,

Всегда свободен, хоть стоит в строю.

Объединять и связывать способен

Незаменим и помнит роль свою

Слайд 9

Учитель: Руслан прочитай правило.

Предлог – служит для связи слов в предложении

Слайд 10

Задание: подобрать нужный предлог, чтобы получилось словосочетание и записать его.

Давайте проверим правильно ли вы сделали.

по, в, за, с, под

солнце (…) горой

идти (…) дороге

красиво (…) лесу

весело (…) другом

сидим (…) деревом

Слад 11

Как вы написали предлоги?

Вывод: Что же у нас получилось: одни и те же сочетания букв могут быть как приставками, так и предлогами.

по, в, за, с, под

Я думаю вам не трудно определить тему сегодняшнего урока.

(о приставках и предлогах)

Отступаем строчку

Записываем в тетради сегодняшнее число и тему урока.

Приставки и предлоги.

Мы вспомним, что знаем о приставке и предлоге.

  • мы должны научиться? (Как отличить приставку от предлога?)

Ребята на какие вопросы отвечает глагол?

Читаем правило Слайд 12

А теперь мы с вами немного отдохнем.

Физминутка для глаз.

Слад13

Немного отдохнули теперь снова отправляемся в лес.

Что осенью собирают в лесу?

Ребята, мы с вами тоже будем собирать грибы. Но необычные, это будут грибы-слова.

На слайде показаны грибочки со словами, каждый из вас запишет в тетради слова, ваша задача правильно определить где приставка, а где предлог.

Слайд 14

Проверяем выполненную работу.

Игра «Приставка и предлог»

Хлопни ты, дружок, разок,

Если с словом есть предлог.

А приставку услыхали.

Хорошо её назвали.

( Пошли, до леса, перешагнуть, залезть, на дереве, подпрыгнуть, по траве).

Слайд 15

Итог урока.

— Чему мы научились на уроке?
— Чем отличаются приставка от предлога?

VII.Рефлексия.

А теперь оцените себя, каким был для вас урок: если вы похлопаете в ладоши, то урок прошел удачно. Ели вы изобразите грустное лицо, то урок прошел хорошо но вы испытывали трудности.

Отгадывают загадки

Работают в тетрадях

Отгадывают загадки

Дети работают

Ответ детей

Дети отвечают на вопрос

Выполняют физминутку

Дети отвечают

Дети работают в тетрадях.

Проверяют работу по слайду.

Играют с учителем в игру

Отвечают на вопросы

почему некоторые приставки и предлоги похожи

Урок русского языка по теме:

«Учимся различать приставки и предлоги».

УМК «Начальная школа XXI века», 2 класс.

Цель: развитие социальной, коммуникативной, деятельностной, информационной, когнитивной, здоровьесберегающей компетенций учащихся.

Задачи урока: познакомить с предлогом и способом различения предлогов и приставок.

Планируемые достижения учащихся: овладеть способом различения предлогов и приставок.

Ход урока:

1. Организационный.

— Чему учимся на уроках русского языка?

— Зачем? Где могут пригодиться вам эти знания?

— Что необходимо взять с собой, чтобы урок был успешным?

— Желаю вам успеха.

2. Актуализация знаний.

На доске запись: в на за по от под с до

— Что это? (приставки)

— Что такое приставка? (часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов)

— Откроем первую часть таблицы:

Приставка

это

Часть слова

пишется

слитно

(По классу развешены слова: влететь, отплыть, донести, съехать, в окно, от берега, до стола, с горы).

— Соберите слова, в которых есть приставки

На доске: приставка

влететь

отплыть

донести

съехать

Если дети ошибочно собрали слова с предлогами:

— Кто не согласен? Почему?

— Докажите, что в словах есть приставка (учащиеся произносят слово без приставки или заменяют эту приставку на другую, учитель на доске выделяет приставки в словах).

— Остальные слова соберите так, чтобы они подходили к словам первого столбика.

На доске: приставка предлог

влететь в окно

отплыть от берега

донести до стола

съехать с горы

— Что заметили?

— Как называются «маленькие слова»? (появляется табличка — предлог)

3. Сообщение темы урока. Целеполагание.

— Сформулируйте тему урока (открывается вторая часть таблицы — Предлог)

Задача урока: — узнать, что такое предлог;

— научиться различать предлог и приставку.

— Что знаете о предлоге?

— Что хотели бы узнать?

4. «Открытие» учащимися нового.

— Посмотрите на слова с предлогами.

— Что уже можете сказать о предлогах? (открывается вторая часть таблицы):

Приставка

Предлог

это

Часть слова

Самостоятельное слово

пишется

слитно

отдельно

— Что общего между предлогами и приставками? (одинаково произносятся)

— Как отличить предлог от приставки?

Работа в парах: — На доске записаны предложения:

Митя побежал по тропинке.

Митя побежал по узкой тропинке.

Задание: Посоветуйтесь в парах. Найдите способ различения предлогов и приставок.

Время выполнения — 2 минуты.

(ответы)

Вывод:между предлогом и следующим словом можно поставить слово.

(открывается нижняя строка таблицы):

Приставка

Предлог

это

Часть слова

Самостоятельное слово

пишется

слитно

отдельно

вставить

слово

нельзя

можно

— Сформулируйте правило: «Что такое предлог?»

— Проверим по учебнику (с. 151).

Физминутка для глаз.

5. Закрепление.

— С помощью учебника научимся применять правило (чтение с. 151 «Учимся применять правило»).

— Как отличить предлог от приставки?

· Выполним упражнение с комментированием:

Задание: записать слова, раскрывая скобки.

(по)полю, (по)садить, (за)грибами, (на)ступила, (под)морозить, (под)дверью, (на)машине, (от)бежать, (в)нести, (в)лесу

(учащиеся, применяя правило, объясняют написание приставок и предлогов)

· Игра на закрепление умения различать предлоги и приставки.

Учитель читает слова. Если слово с приставкой, учащиеся делают — хлопок, если слово с предлогом — щелчок.

( У берега, по дорожке, прискакал, полетел, на небе, по реке, в клетку, нарезать, с крыши, на конверте, до города, с дерева.)

Вывод:- Как различить предлог и приставку?

6. Самостоятельная работа (дифференцированная)

— Попробуйте применить это правило самостоятельно.

— Выберите ту дорожку, на которой вы будете чувствовать себя уверенно. Выполните задание в тетради.

Зелёная дорожка. Запиши слова, раскрывая скобки:

(по)двору, (с)вернула, (за)рекой, (на)летела, (под)снегом

Жёлтая дорожка. Запиши предложения, раскрывая скобки:

Отец (на)писал адрес (на)конверте.

Лодка (от)чалила (от)берега и (за)вернула (за)лес.

Красная дорожка: Вставь подходящие по смыслу предлоги и приставки:

… катилась … небо синяя туча и … шумела.

(время выполнения задания — 4 минуты)

Проверка: — Кто выбрал зелёную дорожку? Жёлтую? Красную?

— Сравните свою работу с образцом (На маленькой доске заранее был записан образец выполнения). Исправьте ошибки, если они есть. Оцените свою работу.

— Кто выполнил работу без ошибок? 1-2 ошибки? Больше 2-х ошибок? Не справился с работой?

Ф и з м и н у т к а.

7. Диагностика.

— Чтобы определить, как вы усвоили тему урока, выполните задание на карточке:

1в.

Отметь слова с предлогами:

1. (от)крывать

2. (по)земле

3. (от)мороза

4. (про)читать

5. (на)столе

2в.

Отметь слова с предлогами:

1. (на)берегу

2. (у)лететь

3. (в)театр

4. (за)ходить

5. (за)окном

Определите свой уровень понимания темы урока по шкале: высокий — 3

средний — 2

низкий — 1

(время выполнения — 3 минуты)

— Кто понял тему очень хорошо? Кто сомневается? Кто не понял?

7. Рефлексия.

— Какая учебная задача была поставлена на уроке?

— Достигли мы цели?

— Что такое предлог?

— Как различить предлог и приставку?

— Что понравилось?

— Что было трудным?

— Покажите своё настроение в конце урока.

8. Домашнее задание.

Рабочая тетрадь стр.78, упр. 4 или упр.5 (по выбору).

Тема: Приставки и предлоги. Как их различить?

I. Оргмомент.

II. Орфографическая минутка. (Конверт «Мои ошибки»)

III. Мотивационный этап.

— Сейчас я раздам вам фигуры. Одна — «кубик », а другая — «пирамидка».

Я даю вам инструкцию, а вы выполняете действие. Готовы? Тогда начнём:

— поставьте пирамидку на кубик

— подержите пирамидку над кубиком

— поставьте пирамидку за кубик

— положите пирамидку кубика.

Почему вы не смогли выполнить последнее задание? (Пропущено слово).

Догадайтесь, какое слово я пропустила? ( Около, рядом, слева, справа, у …)

М.О.:

— Итак, чтобы выполнить действие и понять чью-то фразу, необходимо помнить…

-о чём?

о маленьких словах — предлогах, они служат…

-для чего?

для связи слов в предложениях, очень похожи…

-на что?

на приставки, но пишутся со словами…

-как?

раздельно.

IV. Определение темы и цели урока.

-Как вы думаете, о чём сегодня мы будем говорить?

— Где приставка, где предлог?

Кто бы нам понять помог?

V. Работа по теме урока.

1. Микроисследование.

-Посмотрите на доску.

КПЕРЕДВЕСЁЛЫЙОТГУЛЯЕТЗАСВЕРЧОККРОМЕНАДЛЯПОЛЯНКЕПО

Что вы здесь видите? (слова)

— Назовите слова, которые вы нашли в этих строчках. (Учитель соглашается и с другими словами, которые дети найдут в строчке, но выделяются только — веселый, сверчок, гуляет, полянке.)

— Что осталось, прочитайте. (К, перед, от, за, кроме, на, для, по)

— Что это за слова? (Это предлоги).

-Что вы знаете о предлогах?(Это часть речи, служит для связи слов в предложении, пишется отдельно от слов)

— Из того, что выделили, найдите только приставки. ( От, на, за, по).

— Что вы знаете про приставки? (часть слова, служит для образования новых слов, пишется слитно со словом).

— Составьте предложение, используя только эти слова. (Дети пытаются составить предложение)

-Не получается? Почему? (Нет связи слов).

— Что нужно для связи слов в предложении? (необходим предлог в предложении)

— Какой предлог надо вставить? (дети называют на или по, выбираем предлог по)

— Составьте сейчас предложение. (Веселый сверчок гуляет по полянке).

-Докажите, что это предлог. (Между предлогом «по» и словом «полянке» можно вставить слово. Например, по красивой полянке)

— Зачем нужны предлоги в предложении? (для связи слов в предложении)

М.О.: — Итак, как различить предлог от приставки?

2. Работа с ИКТ // с учебником (стр.132-133)

· Чтение

· Анализ

· Вывод

3. Закрепление.

Стр.131, упр.257 (устно)

Стр.132, упр. 259 (каждому по предложению).

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Летит, летит по небу шар

По небу шар летит.

И знаем мы, что этот шар

До неба долетит.

4.Самостоятельная работа.

Найдите в тексте слова с предлогами, подчеркните предлоги.

Налетели на мальчика гуси, унесли у сестрицы брата. Заплакала Алёнушка от горя. Побежала по чистому полю, добежала до речки студёной, про дорогу у речки спросила.

Оцени своё выполнение работы. Поставь в левое окошечко себе оценку. Поменяйтесь листочками. Проверка по слайду. Поставь оценку своему товарищу в среднее окошко. Сдайте работы.

5. Стр.133, упр.261 (каждому по одному фразеологизму)

VI. Рефлексия. (ИКТ). Проверочная работа.

1 предложение -Юля

2 — Данил и Денис

3 — Даша и Кирилл

4 — Настя

VII. Д/з с.132-133, выуч. правило, упр. 262, РТ с.69

VIII. Итог урока.

Нарисуйте на полях тетради небольшой кружок и поставьте в нем один из знаков препинания, обозначающих завершение предложения.

«Точка» — на занятии все было понятно.

«Знак вопроса» — осталось ощущение, что что — то непонятно.

«Восклицательный знак» — все было понятно, есть уверенность, что знания по теме твердые.

«Многоточие» — тема кажется непонятной.

Наш урок подошел к концу и в заключении я хочу прочитать вам четверостишье:

Приставки к словам «приставляются» и пишутся слитно всегда.

Предлоги от слов «удаляются» — в словах не найти им следа.

Урок русского языка по теме «Разграничение приставок и предлогов»

Тема урока: «Разграничение приставок и предлогов».

Тип урока: урок закрепления.

Вид урока: практикум.

Цели урока:

способствовать осознанию существенных отличительных признаков приставок и предлогов;

закреплять умение определять черты сходства и различия в правописании похожих приставок и предлогов со словами;

воспитывать коммуникативные качества, чувство взаимопомощи.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, парная.

Методы работы: словесный, практический, наглядный, работа с книгой, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, индуктивный, дедуктивный.

Оборудование: учебник, карточки опорных слов, тест, карточки с вопросами и заданиями.

Ход урока.

1. Организационный этап

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, легкий ветерок!

Здравствуй, маленький росток!

Мы живём в родном краю,

Всех я Вас приветствую!

У: — Сегодня на уроке Вас приветствует сверчок.

Надеюсь, вы готовы активно работать на уроке и помогать друг другу.

Запишите в тетради число, «Классная работа».

2. Актуализация.

— Давайте расскажем сверчку, чем мы занимались на предыдущих уроках русского языка? (изучали состав слова)

— О какой части слова мы говорили на прошлом уроке? (Приставке)

— Какие части слова мы уже знаем? (корень, суффикс)

Слайд 2

— Сегодня сверчок знакомит Вас со словарными словами, которые мы должны знать и помнить. Попробуем угадать их.

Начало — голос птицы,

Конец — на дне пруда.

А целое в музее

Найдете без труда. (картина)

Приставка — в слове добегает

Здесь первый слог обозначает.

Второй и третий — лось несёт,

А целое — нас сил лишает. (дорога)

Словарь: картина, дорога.

— Составим предложения с этими словами (запись в тетрадях и у доски).

-Найдите и подчеркните основу в предложениях.

3. Этап подготовки учащихся к восприятию учебного материала

Слайд 3

У. — Наш сверчок предлагает разобраться, что за запись перед вами?

Поплылапонебуполнаялуна (составлено из букв разрезной азбуки).

Д. — Предложение «Поплыла по небу полная луна».

У. — Это предложение сверчок составил, узнав о том, что в древних русских книгах все слова писали без интервалов.

— Как бы вы записали это предложение?

— Почему слова «по небу» надо писать раздельно? (по — предлог)

— А «поплыла» слитно? (по — приставка: плыла, уплыла)

— Какие одинаковые по написанию предлог и приставка есть в предложении нашего гостя сверчка?

Д. — По.

У. — Какую гласную букву нужно писать в этих предлогах и приставках? (о)

У. — Запишите предлоги с гласной буквой о.

Ребята самостоятельно записывают предлоги.

У. — Какие предлоги вы записали?

Д. — По, до, про, от.

Названные предлоги записать на доске.

У. — Вспомните, с какими предлогами мы работали на предыдущем уроке, и назовите гласную букву, которая чаще всего встречается в некоторых предлогах.

Д. — Гласная буква а.

У. — Ниже запишите предлоги с этой буквой.

Учащиеся записывают предлоги.

Проверить работу детей. Названные предлоги (за, на, над) записать на доске.

— Подчеркните самую красивую букву или сочетание букв.

У. — Чем ещё могут быть эти сочетания?

Д. — Приставками.

У. — Может, кто-то из вас уже догадался и назовёт тему урока.

Д. — Приставки и предлоги.

Уточнить: разграничение приставок и предлогов (открыть запись темы урока на доске).

У. — Какие умения будем закреплять?

Д. — Умения различать и правильно писать приставки и предлоги со словами.

У. — Чтобы успешно справиться с этой целью, вспомните, что знаем о приставках и предлогах.

Один ученик работает у доски с карточками — опорами (приставка, предлог, часть слова, отдельное слово, пишется слитно, пишется раздельно, служит для образования новых слов, служит для связи слов в предложении) для составления таблицы по плану.

План: 1. Что такое приставка? 2. Как приставка пишется со словами? 3. Для чего служит? 1. Что такое предлог? 2. Как предлог пишется со словами? 3. Для чего служит?

— А остальным ребятам сверчок предлагает проверить себя (тест).

Слайд 4 Тест.

Прочитайте вопросы теста, выберите под цифрой правильный ответ, обведите в кружочек.

Приставка это:

  1. часть речи

  2. часть слова

Приставка пишется:

  1. перед корнем

  2. в начале слова

Приставки пишутся:

  1. раздельно

  2. слитно

Приставки нужны:

  1. для разбора слов по составу

  2. для образования новых слов

Слайд 5

— Прочитайте полученное число — шифр теста и сравните 2122.

Организовать проверку выполненного на доске задания.

Таблица

ПРИСТАВКА — часть слова ПРЕДЛОГ — отдельное слово

пишется слитно пишется раздельно

служит для образования новых слов служит для связи слов в

предложении

Оценить индивидуальную работу ученика.

Слайд 6:

Пошёл по полю по (широкому) полю

Прочитал про зверей про (диких) зверей

Довёл до дома до (какого?) дома

— Какая часть слова выделена в словах 1 столбика? (приставка)

— Какой частью речи являются эти слова? (глаголом)

— Почему записали слитно? (у слов-глаголов нет предлогов, только приставки)

— Что выделено во 2 столбике? (предлоги)

— Почему пишем раздельно? (между предлогом и словом можно поставить вопрос). Открываем 3 столбик.

У. — Какими сведениями можно дополнить таблицу?

Д. — Приставка употребляется со словами, обозначающими действие предмета.

— Между предлогом и словом можно поставить другое слово или вопрос.

4. Этап закрепления знаний и способов деятельности

Слайд 7

У. — Сверчок встретил своих друзей. Помогите ему и его друзьям определить, где приставка, а где предлог (раскрыть скобки):

(на) греется (на) солнышке

(под) ползёт (под) сосну

(за) мурлычет (за) деревом

Один ученик комментирует, работая у доски, остальные записывают в тетради.

У. — Поставьте ударение в словах.

— Что объединяет гласные в приставках и предлогах на, под, за?

Ученик. — Гласные о и а безударные.

Слайд 8

Физ.минутка.

А теперь, ребята встали.

Дружно руки вверх подняли,

в стороны, вперед и вверх.

Вы, ребята, лучше всех!

Наклонились вправо, влево,

Тихо сели, вновь за дело.

У. — Ещё раз обратите внимание на рассмотренные примеры и назовите черту сходства и черты различия в правописании похожих приставок и предлогов.

Д. — Черта сходства: одинаковые безударные гласные.

Черты различия: приставки пишутся слитно со словами, в том числе и со словами, обозначающими действие предмета, предлоги пишутся со словами раздельно. Между предлогом и словом можно поставить вопрос или слово.

5. Этап контроля и взаимопроверки

— Печатные тетради. С.11, работа № 3, задание 1 (спишите, раскрывая скобки) или 3 (выпишите в 2 столбика).

6. Этап обобщения и систематизации знаний

Слайд 9

У. — Как различать похожие предлоги и приставки?

Д. — Предлог — это отдельное слово. Пишем его со словами раздельно. Между предлогом и словом можно поставить вопрос или слово.

— Приставка — это часть слова, поэтому пишем со словом слитно.

7. Этап информации о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

8. Этап подведения итогов урока

У. — Как вы считаете, научились мы с вами различать и правильно писать приставки и предлоги со словами?

— Проверим.

Слайд 10

Перфокарта (Слитно + ; раздельно — ).

Слайд 11

Самопроверка: при правильных ответах, соединив все +, получится цифра «5».

Слайд 12

У. — Спасибо за работу на уроке! Мне было очень приятно общаться с вами!

  • Сказка о принцессе кагуя смотреть
  • Сказка о предмете с которым происходят чудеса
  • Сказка о принцессе и принце аудио
  • Сказка о принцессе пастушке и ее верном коне фаладе
  • Сказка о правде исаковский