Как научить ребенка рано говорить – это вечный вопрос молодых мам и пап. Как осуществить эту родительскую мечту на практике, разберемся вместе.
К году малыш постепенно учится понимать значения различных слов. Некоторые слова он слышит в речи родителей много раз в день, причем с разной интонацией.
Фотогалерея: Как научить ребенка рано говорить?
Сначала малыш учится понимать только речь папы и мамы, ведь они общаются с ним больше всего. Затем ребенок учится понимать речь других взрослых – родственников и друзей, знакомится с различными интонациями речи. Речь чужих людей малыш еще не понимает, так как у разных людей разные интонации, мимика, жесты, которые являются незнакомыми для малыша.
Чтобы научить ребенка рано разговаривать и понимать ваши слова, следует следить за свей речью и даже за произношением отдельных слов. Называйте один и тот же предмет одинаково, а не разными словами. Разговаривая с ребенком, стройте простые и однообразные предложения. Больше говорите с малышом о тех предметах и вещах, которые он видит постоянно. Если вы что-то делаете, а малыш смотрит на вас, обязательно расскажите ему, чем вы заняты. Разговаривайте с ребенком как можно больше. Говорить с ним старайтесь максимально выразительно, с различными интонациями. Спрашивайте малыша, побуждайте его к действию, восклицайте. Но если вы видите, что ребенок хочет вам что-то ответить, обязательно предоставьте ему эту возможность. Вы не должны оставлять без внимания ни одного первого слова, произнесенного ребенком. Все, что произносит малыш, достойно вашей похвалы. Так ему захочется говорить больше. Откликайтесь на речь ребенка радостно, ласково подбадривайте его. Не стоит поправлять первые слова ребенка, ведь его речевые навыки еще только формируются. Поправляя малыша, вы рискуете отбить у него жажду общения с вами, а это очень плохо, ведь так малыш позднее заговорит.
На этапе своего формирования, речь ребенка развивается, благодаря поддержке и одобрению родителей. А отрицательные эмоции только усугубляют развитие речи.
Вскоре малыш начнет понимать не только отдельные слова, но и простейшие инструкции – принеси книжку, дай куклу. Затем малыш сам научится предлагать вам поиграть в ту или иную игру, которая состоит из знакомых ему жестов: ладушки, сорока.
Чтобы ребенок не отставал от других в речевом развитии, нужно, чтобы он был сыт и доволен, иными словами, у ребенка должен быть налаженный режим дня и соответствующий уход.
Речь ребенка начинает развиваться тогда, когда гуление сменяет лепет. Начиная с шестимесячного возраста малыш уже отвечает взрослому простыми слогами: ба-ба-ба, да-да-да. Примерно в 9ь месяцев лепет переживает свой расцвет – в нем появляются различные интонации, которые похожи на интонации взрослых. Малыш всегда отвечает словами, когда с ним говорят родители. Лепет стихает только тогда, когда малыш научится произносить настоящие слова: мама, папа, дай, баба, ав-ав и др.
Малыш любит разговаривать не только с родителями, но и с игрушками, к примеру с куклой.
Нельзя оставаться безразличными к детскому лепету. Если вы повторите за малышом звуки, которые он произносит, он станет повторять их все больше и больше. Иногда у вас будут получаться целые разговоры с ребенком.
Затем можно включать в ваши разговоры игрушки. Включайте больше эмоций в свою речь, чтобы впоследствии малыш повторял ваши интонации.
Свои первые просьбы ребенок выражает не словами, а действиями, жестами. К примеру, если малыш хочет пить, то он, вероятно, покажет маме на стакан или протянет ей игрушку, чтобы обратить на себя внимание.
Интересный факт – ребенок понимает намного больше слов, чем может сказать. Еще задолго, как он скажет первое слово, он понимает простые просьбы родителей – дай, возьми. Ученые установили, что дети, умеющие говорить 10 слов, понимают примерно порядка 50 слов.
Выполняя вышеперечисленные рекомендации, вы сможете научить малыша говорить рано.
Если же к возрасту одного года малыш еще не умеет говорить ни одного слова, если он молчит и не издает никаких звуков вообще, то это должно насторожить вас. Это первые признаки дефектов речевого аппарата или болезни нервной системы.
Все дети разные, а значит, и говорить они начинают в разное время. Первое слово, произнесенное до исполнения малышу двух с половиной лет, считается нормой в развитии, тем не менее, многие родители начинают бить тревогу, если чадо упрямо молчит после года, и задумываются как научить ребенка говорить?
- Учимся вместе
- Первые уроки
- Если ребенок не хочет разговаривать…
Свои первые попытки заговорить ребенок, как правило, начинает месяцам к восьми. В его первых слогах выражается именно то, чем ребенок живет и интересуется на данном этапе своей маленькой жизни: «ма», «ба», «дай» и т. п.
Становясь старше, малыш начинает испытывать непреодолимую тягу к познанию окружающего мира, в том числе – к общению, и этот интерес побуждает его складывать слоги в слова, а слова – в предложения.
Учимся вместе
Задача родителей – всячески поддержать ребенка, подбодрить его, одобрить первые, не всегда удачные попытки. Для этого нужно немного – разговаривать с ним, интересоваться тем, чем интересуется он, поддерживать интерес к учению. Со временем ребенок научится запоминать сказанное вами и повторять выученные слова.
Фразы для общения должны быть максимально простыми, чтобы ребенку было легче не только их выучить, но и вникнуть в смысл. Например, вместо «Я очень голоден» лучше сказать «Я хочу кушать». Не рекомендуется с маниакальным упорством поправлять ребенка, если он что-то произносит неправильно.
Считается, что ребенку легче обучиться разговаривать примерно к двум годам. К этому возрасту его словарный запас увеличивается до 30-40 слов (не обязательно в том смысле, что чадо их произносит), произношение и значение которых ему понятно. Самое время брать инициативу и увлекать малыша познавательной игрой «Поговори со мной!».
Для двухлетнего ребенка мир полон нового, интересного и неопознанного – на этом и нужно делать акцент! Не молчите и вы – рассказывайте малышу обо всем, что видите, что происходит вокруг. Как только вам удастся заинтересовать ребенка, он непременно начнет говорить, ну или хотя бы тщательно пытаться сделать это!
Первые уроки
Убеждать в их необходимости и важности не имеет смысла – учить ребенка разговаривать нужно, и точка. А вот как именно это делать – вопрос посерьезнее. На помощь придут… сказки, точнее – их прослушивание. Желательно, чтобы сказка нравилась малышу и содержала песни. Во время прослушивания ребенок не должен отвлекаться на игрушки, иначе он не вникнет в смысл или попросту не услышит содержание.
В скором времени, услышав знакомые звуки, ребенок, скорее всего, начнет сам пересказывать услышанное или подпевать любимому персонажу. Также можно задавать наводящие вопросы: «Кто это?» «Что сейчас будет?» и так далее. Подойдут и стихи. Читайте их ежедневно, а в какой-то момент просто «забудьте» последнюю строчку. Скорее всего, ребенок сам вам ее напомнит.
Сделайте акцент на развитие моторики, ведь давно доказано: чем лучше развита моторика, тем лучше развивается речь. Купите малышу кубики, конструктор в соответствии с возрастом, развивающие игры.
Если ребенок не хочет разговаривать…
Причем, он так и не сказал вам об этом, но показал всем своим молчаливым видом…
Многих мам и пап интересует вопрос, как быть, если ребенок давно отметил первый или даже второй день рождения, а разговаривать не спешит. Не считается ли это отклонением от нормы? Педиатры успокаивают: это вовсе не повод для беспокойства, на самом деле не имеет никакого значения, рано или поздно ребенок научится говорить, а дети, которые научились разговаривать едва ли не с пеленок, вовсе не являются более умными или развитыми по сравнению со своими молчаливыми сверстниками.
Как правило, к году ребенок начинает понимать все, что говорят взрослые, даже если он сам при этом даже не пытается разговаривать. А не разговаривает он по многим причинам – утверждают специалисты, и, по их мнению, с развитием ребенка эти причины никак не связаны. Может, малыш – природный мыслитель, и осмысливать сказанное окружающими ему пока куда важнее, чем выражать собственные мысли и эмоции посредством своего небогатого словарного запаса.
А может, он просто ленится… Кстати, по статистике, мальчики начинают разговаривать гораздо позже девочек, что в первую очередь обусловлено природой и различиями между женской и мужской нервной системой. Не торопите ребенка, помните, инициатива научиться разговаривать должна исходить от самого ребенка, а не навязываться ему насильно, тогда процесс обучения будет легким и приятным как для чада, так и для его родителей.
Не огорчайтесь, если вдруг поняли: вы произвели на свет маленького лентяя. Не желающего говорить исключительно из лени малыша можно взять хитростью: отправляйтесь в отдел игрушек. Уж там-то ваш молчун наверняка проявит интерес к ярким, красивым вещам, и постарается всячески объяснить вам, что именно эту машинку (мячик, куклу) он хочет прихватить с собой…
Можно попробовать и по-другому: заранее договоритесь с членами семьи подыграть друг другу и… усаживайтесь перед телевизором, смотреть мультфильмы и вкушать вкуснейшие, любимые вашим чадом сладости. При этом сладкими «сокровищами» пусть «заведует» кто-то один, а другие родственники вежливо просят у него «добавки» (не забывайте, что фразы должны быть простыми!). Скорее всего, хитрость сработает, ребенок последует примеру взрослых, и его короткое «дай» наконец разрушит эту стену детского молчания.
Если же у вас остаются сомнения, можно проконсультироваться со специалистом. Детский логопед определит, есть ли проблема, и если есть необходимость, назначит необходимый комплекс упражнений либо лечение.
Игра «Подросток и закон» 11 классы
Цель: приобщение подростков к правовой культуре, повышение эффективности профилактики предупреждения преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних.
Задачи игры:
-
формирование правовой культуры;
-
формирование навыков безопасного поведения в обществе;
-
закрепление правовых знаний у подростков
Ведущий
Добрый день, дорогие друзья. В рамках месячника по профилактике правонарушений мы сегодня проводим игру «Подросток и закон», в которой примут участие старшеклассники.
Ведущий
Каждый человек с рождения и в течение жизни приобретает много прав, которые он должен знать и уметь ими пользоваться. Но вместе с правами у человека есть определенные обязанности и ответственность за их выполнение, неисполнение которых может привести к неприятным последствиям, а порой и к уголовной ответственности.
Ведущий
Сегодня мы постараемся вспомнить, закрепить знания, а может кто-то и приобретет знания о своих правах и обязанностях, и выясним, как вы разбираетесь в законах, по которым мы живем.
В игре будут участвовать самые стойкие, грамотные и законопослушные участники. Давайте поприветствует наши команды с 8 по 11 классы.
Ведущий
Видим, что команды готовы выяснить, кто из них лучше разбирается в законах, но для начала разрешите представить жюри, которое будет судить нашу игру:
Конкурс 1 «Представление команд»
В течение 2-5 мин. Каждая из команд должна как можно ярче представить себя (название команды, девиз, эмблема). Максимальная оценка 5 баллов.
Конкурс 2 «Разминка» Ответьте одним словом на вопрос
-
Что такое право? (норма, правило).
-
Что является основным законом нашего государства? (Конституция).
-
Защитник на суде? (адвокат)
-
С какого возраста наступает уголовная ответственность? (С 14 лет).
-
Обвинитель на суде? (прокурор)
-
Как называется открытое похищение имущества? (грабёж).
-
Как называется нападение с целью овладения имуществом (разбой).
-
Как называется общественно опасное деяние, запрещённое Уголовным кодексом? (преступление).
-
Обстоятельство, исключающее пребывание обвиняемого лица на месте преступления в момент его совершения. (Алиби).
-
Мера пресечения, состоящая в заключении под стражу обвиняемого. (Арест).
-
Незаконное перемещение через государственную границу товаров, ценностей и иных предметов. (Контрабанда).
-
Основной документ в нашей стране, удостоверяющий личность гражданина. (Паспорт).
-
Гражданин, которому преступлением причинен моральный, физический или имущественный вред. (Потерпевший).
-
Преступление, заключающееся в умышленном или неосторожном лишении жизни другого человека. (Убийство).
-
Денежное взыскание, мера материального воздействия, применяемая в случаях и порядке, установленных законом или договором (Штраф).
Шуточные вопросы:
-
Как называется покушение на убийство, разрешённое мушкетёрам в 16 веке? (дуэль).
-
Информация, распространяемая старушками? (слухи)
-
Чьей тюрьмой 2000 лет была лампа? (Джина).
-
Кого эксплуатировал Карабас — Барабас? (Кукол).
-
Кто посягал на личную неприкосновенность Красной Шапочки? (Волк).
-
Героя какой сказки посадили в самом начале? (Репка).
-
Где нашла политическое убежище Белоснежка? (У гномов).
-
Поп-группа российской эстрады с криминальным названием? («Отпетые мошенники»).
-
Кто пользуется правом свободного перемещения на нетрадиционном летательном аппарате? (баба Яга)
-
Кто нарушил право на свободу и держал Кая в плену? (Снежная Королева)
Конкурс 3 «Знаете ли вы закон?».
Командам по порядку, называются различные ситуации, нужно определить какие виды юридической ответственности наступают и правильно поднять таблички с ответами «уголовная ответственность» или «административная ответственность».
-
Ученик разбил стекло (административная ).
-
Гражданин сознательно купил ворованную вещь (уголовная).
-
Гражданин без лицензии поймал на удочку 15 кг рыбы (административная).
-
Браконьер выловил 3 осетров (уголовная).
-
Гражданин из мести поджог дом соседа (административная).
-
Школьник случайно попал из рогатки в глаз прохожему(административная).
-
Водитель автомашины не справился с управлением и повредил стоявшую «Волгу» (административная).
-
Учащиеся угнали автомашину и разбили ее (уголовная).
-
Пассажир автобуса не оплатил проезд (административная).
За каждый верный ответ оценивается в 1 балл. Представители полиции дают свои комментарии к каждой из этих ситуаций, разъясняют, в чем отличии между уголовной и административной ответственностью.
Конкурс 4 «Квалифицируйте преступление»
В первом столбце перечислены различные преступления. Команды должны заполнить второй столбик, т.е дать юридические названия данным преступлениям. Время на размышление – 3 минуты. За каждое правильно квалифицированное преступление команда получает 1 балл. Всего перечислено 8 преступлений.
№ | Преступления | Юридическое название |
Магомед исписал стены дома надписями «Спартак – чемпион!» | Вандализм | |
Исмаил «забыл» оплатить покупку в супермаркете | Кража | |
Гамид сел в чужой автомобиль, «чтобы прокатиться» | Угон | |
Марат сообщил в милицию о том, что в школе, якобы заложена бомба | Заведомо ложное сообщение об акте терроризма | |
Ибрагим заставил малыша дать 10 рублей | Вымогательство | |
Салам приставал к пассажирам в трамвае, мешал им входить и выходить, употреблял нецензурные выражения | Хулиганство | |
Марина, находясь в неприязненных отношениях с Таней, вызвала ее на ссору, сделав ей грубые и обидные замечания | Оскорбление | |
Камиль отобрал у Кости CD-плейер | Грабеж |
Конкурс 5 «Права человека» вопрос представляет один, ответ дает другой
( Тест по 3 вопроса каждой команде)
1 команда
1 вопрос — Ребенком, согласно Закону о правах ребенка считается человек:
а) с момента рождения до 18 лет
б) с момента рождения до 14 лет
в) с момента рождения до 16 лет
2 вопрос: – Дети имеют равные права при условии:
а) если они родились в одной стране
б) если они родились в законном браке
в) равного социального положения
г) независимо от различных обстоятельств
д) равного имущественного положения
3 вопрос: – Жестоко, грубо, оскорбительно с ребенком имеют право обращаться :
а)родители
б)родственники
в)никто
г) сверстники
2 команда
1 вопрос: – Воспитание ребенка, основанного на определенном религиозном мировоззрении родителей или лиц, их заменяющих , государство:
а) запрещает
б) никогда не вмешивается
в) не вмешивается в него, если это не угрожает жизни и здоровью ребенка
г) контролирует при проведении обрядов в учебных заведениях
2 вопрос: – Ребенок имеет право на свободное выражение собственного мнения:
а) безоговорочно
б) не имеет
в) если это не наносит вреда другим людям
3 вопрос : – Государство имеет право разлучать ребенка с одним или обоими родителями:
а) если это необходимо в интересах государства
б) не имеет права
в) если это необходимо в интересах ребенка
3 команда
1 вопрос: – С какого возраста ребенок имеет право на самостоятельный труд:
а) с 18 лет
б) с 16 лет
в) после окончания учебного заведения, дающего профессиональную подготовку
2 вопрос: – Дети имеют право на объединение в самостоятельные детские организации:
а) при условии, что деятельность этих организаций не противоречит законам своей страны, не ущемляет права и свободы других лиц
б) не имеют этого права
в) при условии обязательного присутствия взрослого руководителя
г) безоговорочно
3 вопрос: – Ребенок живущий в собственном доме или в государственной квартире, имеет право на это жилище:
а) всегда и при любых обстоятельствах
б) только пока живет с родителями
в) пока живы родители
Вопрос всем.
1 вопрос: – Уголовная ответственность отягощается в связи с состоянием опьянения. Что считается состоянием опьянения?
а) употребление алкоголя
б) наркотических средств
в) употребление других одурманивающих веществ
2 вопрос: -Дети, у которых есть физические или умственные недостатки:
а) учатся в школе, которую выбирают сами с помощью родителей;
б) учатся в специальных учебных заведениях;
в) не учатся согласно медицинскому заключению.
3 вопрос: – За нарушение детьми до 14 лет законодательства несут ответственность:
а) сами дети;
б) родители или лица, их заменяющие (опекуны или приемные родители);
в) только родители;
5 команда:
1 вопрос — Ребенок, проживающий отдельно от одного или обоих родителей, имеет право:
а) на поддержание регулярных личных отношений с родителями, если это не наносит вреда его жизни и воспитанию;
б) в случаях, предусмотренных распоряжением органов опеки и попечительства;
в) по согласию с родственниками или опекунами.
2 вопрос: – Отец платит 12-летнему сыну алименты. Кто имеет право распоряжаться этими средствами:
а) сын
б) мама
в) органы опеки
3 вопрос: – Во дворе школы произошла драка. Максим под давлением своих друзей намеренно обидел Игоря. Вследствие этого Игорь кинулся в драку с друзьями Максима. Сам Максим участия в драке не принимал. Однако инспектор по делам несовершеннолетних привлек его к ответу. В качестве кого?
а) Организатора
б) соучастника
в) подстрекателя
Конкурс 6 «Отгадай кроссворд»
По горизонтали:
1. Противоправное виновное умышленное или неосторожное действие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность (правонарушение).
3. Решение суда после слушания дела (приговор).
6. Нормативный акт, принятый высшим представительным (то есть избранным всем народом) органом государства (закон).
7. Мера воздействия против совершённого преступления (наказание).
По вертикали:
1. Действие, нарушающее закон и подлежащее уголовной ответственности (преступление).
2. Столкновение, серьёзное разногласие сторон (конфликт).
4. Определённый круг действий, возложенных на кого-нибудь и безусловных для выполнения (обязанность).
5. Совокупность обязательных для исполнения норм, установленных государством, регулятор общественных отношений (право).
Конкурс 7 «Сказочный юрист»
Представить творческое выступление любого эпизода из сказки и дать правовую оценку сказки.
1. В какой сказке личность во всех отношениях серая осуществляет план убийства двух лиц, и лишь благодаря своеобразному вмешательству общественности всё кончается благополучно?
«Красная Шапочка»
2. Назовите сказку, в которой лицо с дурной репутацией под вывеской милой и обаятельной личности совершило покушение на семь несовершеннолетних душ, но было разоблачено и жестоко наказано.
« Волк и семеро козлят»
3. В этой сказке речь идёт об искателе приключений, который без хорошей физической подготовки отправился в путешествие с препятствиями. Хитрость и выдержка позволили ему подойти к самому финишу. Финал трагичен: герой, нарушив правила техники безопасности, погибает.
«Колобок»
4. В этой сказке речь идет о трех братьях близнецах, которые подверглись нападению злого серого разбойника. Мужество и смекалка старшего брата помогли сохранить жизнь и здоровье близнецов «Три поросенка».
5. В этой сказке добрая птица уступила свою собственность двум лицам, пожелавшим разделить ее на части, но не сумевшим это сделать. В итоге – богатство было случайно уничтожено мелкой серой личностью.
«Курочка Ряба».
Подведение итогов. Награждение грамотами.( Можно придумать и другие призы)
Ведущий.
Итак, друзья, давайте подведем итоги нашей правовой игры, что мы с
Вами узнали и запомнили сегодня, что у каждого человека есть охраняемое государством право на жизнь, свободу, в т.ч. свободу передвижения, право на труд, отдых, жилище, закрепленные в Конституции РФ, Конвенции о правах ребенка и других законах.
И всех прошу помнить, что чтобы сохранить добрые отношения в семье
и в классе необходимо уважать и соблюдать права других людей. И тогда и у вас всё будет
К лассный час «Наши права и наши обязанности»
Цели и задачи: на основе имеющихся у учащихся знаний расширить и конкретизировать их представления о правах и обязанностях ребёнка; формирование коммуникативной компетентности; культуры участия в интеллектуальной игре.
Формы и методы урока: беседа, игра, обобщение, рефлексия.
Ход урока
1. Приветствие.
Сейчас мы с вами будем здороваться, но делать это мы будем необычным способом! Скажем «Здравствуйте» руками!
Скажем «Здравствуйте» глазами!
Скажем «Здравствуйте» мы ртом –
Станет радостно кругом!
2. Объявление темы и постановка цели занятия:
Начинаем классный час,
Речь пойдёт здесь всё о нас.
Постарайтесь всё понять,
Что – то новое узнать о правах, обязанностях и ответственности, попробуем разобраться, где в повседневной жизни мы реализуем свои права, обязанности и несем ответственность.
Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди. Одновременно с ними появились Главные вопросы:
Что люди могут делать и чего не могут?
Что они обязаны делать и чего не обязаны
На что они имеют право и на что не имеют?
3. Мини – лекция «Конвенция о твоих правах»
Все права детей всего мира записаны в специальном документе, Конвенции «О правах ребенка». Этот документ приняла 20 ноября 1989 года Организация Объединенных наций. Это авторитетная международная организация возникла после Второй мировой войны, которая отняла у десятков миллионов людей их главное право – право на жизнь. Чтобы не допустить третьей мировой войны, народы всего мира объединились в Организацию Объединенных наций.
К сожалению, наш мир не стал безопасным: войны, теракты, преступления, аварии, стихийные бедствия, голод и эпидемии. Даже взрослые, сильные люди не могут противостоять этим опасностям, но самыми беззащитными оказываются дети. Они даже в мирной жизни нуждаются в особой заботе и внимании со стороны взрослых. Чтобы защитить права детей, и была принята Конвенция «О правах ребенка».
Конвенция – это соглашение. Это значит, что все государства, которые подписали эту Конвенцию, согласились защищать права детей.
Какие же права есть у всех детей мира? (обсуждение)
-
Право на жизнь
-
Право на имя при рождении
-
Право на медицинскую помощь
-
Право на образование
-
Право на отдых и досуг
-
Право иметь имущество
-
Право свободно выражать свои взгляды
-
Право на свободное перемещение
-
Право на заботу и воспитание родителями
-
Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства
-
Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки
Законы, которые регулируют отношения государства и общества, записаны в Конституции – основном законе государства. (Демонстрация книги.)
Кроме Конституции права ребенка прописаны в: «Семейном кодексе», «Гражданском кодексе», «Трудовом кодексе», «Уголовном кодексе», «Законе об образовании».
Устав школы, в котором также прописаны права и обязанности всех участников образовательного процесса (администрации школы, учащихся, их родителей, педагогов).
4. Обязанности ребёнка.
Каждый ребёнок должен знать свои права. Но не менее важно помнить о том, что кроме прав, у каждого человека есть и обязанности.
Ребята, статья 29 Конвенции прав человека гласит, что человек имеет не только права, но и обязанности.
— Что такое обязанности? (Круг действий, возложенных на кого-то и обязательных для выполнения).
— Какая самая главная обязанность у вас в семье?
— А у вашего папы?
— У кого больше всего обязанностей?
— А какие обязанности существуют у учеников?
— А откуда вы это знаете? (Устав школы)
— Давайте с вами обозначим некоторые из обязанностей школьника!
— А в Уставе школы ваши обязанности прописаны следующим образом:
Уважать права, честь и достоинство всех участников;
Прилежно учиться;
Иметь аккуратный вид;
Соблюдать правила техники безопасности;
Беречь школьное здание, оборудование;
Придерживаться общепринятых правил поведения;
Умножать и развивать лучшие традиции коллектива, беречь честь школы.
5. Игра.
Класс делится на две команды.
1 задание: Разминка. Разгадать анаграммы:
Н О К Е В Н И Ц Я, Г О У С А Р Д Т С О В,
И Ж З Н Ь , Р Б О А З О А В И Н Е.
2 задание: «Счастливый случай»
Вопросы игры разделены на 5 категорий.
1 категория: Права и обязанности.
2 категория: Правовой словарь.
3 категория: Цифры и факты.
4 категория: Пословицы.
5 категория: Сказки.
В каждой категории 5 вопросов. Цена вопросов: 100, 200, 300, 400, 500 баллов.
Команды имеют право выбрать в 5 категориях любой из 5 вопросов.
За правильный ответ выдаётся карточка, соответствующая цене вопроса.
В конце игры команды подсчитывают набранные баллы.
Победителем становится участник, набравший большее количество баллов.
Вопросы:
1 категория.
100. Действия в соответствии с законом. (Обязанность)
200. Законные возможности. (Права)
300. Люди, связанные родством, имущественными и неимущественными правами и обязанностями. (Семья)
400. То, что человек хочет, но без этого он может обойтись. (Желания)
500. То, что человеку очень нужно, он без этого не может обойтись. (Потребности)
2 категория.
100. Человек, принадлежащий к постоянному населению государства. (Гражданин)
200. Человек, которому ещё не исполнилось 18 лет. (Ребёнок)
300. Открытое столкновение. (Конфликт)
400. Норма, поддерживаемая государством. (Закон)
500. Законная мера, применяемая к правонарушителю за преступление или проступок. (Наказание)
3 категория.
100. Какое образование ты должен получить бесплатно по Конвенции? (Начальное)
200. Какое образование ты должен получить бесплатно по Конституции РФ? (Девятилетнее)
300. Гражданство родителей определяет гражданство ребёнка до какого возраста?
(До 14 лет)
400. С какого возраста, ребёнок подлежит уголовной ответственности за некоторые уголовные преступления?
(С 14 лет)
500. С какого возраста ребёнок несёт уголовную ответственность за любые преступления?
(С 16 лет)
4 категория.
100. Закончи пословицу: Украсть – в беду … (попасть).
200. Закончи пословицу: Не воровством добывают деньги, а … (ремеслом).
300. Закончи пословицу: Легко воровать, да тяжело … (отвечать).
400. Закончи пословицу: Хоть с умом воровать, а беды …(не миновать).
500. Закончи пословицу: Возможность украсть создаёт …(вора).
5 категория.
100. Кто по отношению к кому в сказке “Волк и семеро козлят” нарушает право на жизнь? (Волк по отношению к козлятам).
200. Кто кого в сказке “Красная шапочка” подвергал жестокому, бесчеловечному обращению? (Волк – бабушку и Красную шапочку).
300. Кто кого в сказке “Лиса и заяц” лишил права владеть имуществом? (Лиса – зайца).
400. Кто кого в сказке “Золотой ключик” лишил имущества? (Лиса Алиса и кот Базилио – Буратино).
500. Кто кого в сказке “Дюймовочка” держал в подневольном состоянии? (Мышь –
Дюймовочку).
И тог игры “Счастливый случай”.
Учащиеся подсчитывают баллы. Выявляется победитель.
6. Итоги классного часа.
Слово учителя:
Наше государство провозглашает равными всех людей перед законом. Человек может реализовать свои права только в том случае, если не будет ущемлять права других людей. И у детей, и у взрослых есть человеческие права и обязанности, разница лишь в том, что взрослые больше знают и умеют и несут больше ответственности. Пользуясь этим, взрослые часто нарушают законные права детей, Но и дети в силу собственного незнания и неумения зачастую требуют предоставить себе такие права, которые могут принести вред им самим и окружающим.
Викторина « Мы знаем свои права!»
Цель: формирование правовой культуры обучающихся школы через ознакомление с основными правами и свободами, изложенными в Конвенции о правах ребёнка.
Задачи:
Помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав.
Развивать умение называть свои права и анализировать поступки других.
Воспитывать уважение к другим людям.
Описание: викторина посвящена международному Дню защиты детей и предназначена для детей начальных классов. Материал праздника можно использовать для бесед, классных часов и внеклассных мероприятий.
Оборудование: презентация к занятию.
Титульный слайд 1
Музыка фоном
Лишь появится ребёнок, и дышать начнёт едва
Он имеет право жить, развиваться и дружить;
Иметь уютный, теплый дом, видеть тихий мирный сон.
Врачей помощь получать, обучаться, отдыхать,
Быть весёлым и здоровым, восхищаться чем-то новым
И любить и быть любим, ведь он на свете не один!
(слайд 2«Первобытные люди»)
Жили люди племенами, добывали пропитание, охотились, устраивали войны…
(слайд 3«Саммит»)
Однажды люди со всех концов Земли решили собраться вместе. Кто-то приехал с запада, кто-то с востока, с севера и юга, из богатой страны и бедной. Здесь были и мужчины, и женщины. Они отличались друг от друга тем, что говорили на разных языках, поклонялись разным богам.
Многие приехали из тех мест, где шла война, где гибли люди. Другие приехали из стран, где людей часто преследуют за их религию, за их политические взгляды.
Всех объединяло одно желание: чтобы никогда больше не было войн, чтобы никто не знал страха и нужды, чтобы никто никогда не мог наказывать людей без вины.
Поэтому они все написали Закон. Они привели в этом документе список прав, которые имеет каждый человек на Земле, в том числе и ребенок, для того чтобы все знали и уважали эти права.
Слайд 4 «Декларация»,
Первый документ, в котором перечислены все права – это «Декларация прав человека». Именно в Декларации, в написано, что каждый человек имеет право на труд, отдых, образование. Каждый человек имеет право на жизнь, свободу, какой бы расы и национальности он ни был; человек имеет право на выбор религии.
Слово «декларация» означает заявление
. Слайд 5 О ПРАВАХ ЧЕЛОВЕКА (прочитать)
Слайд 6 «Конвенция»
Дети не могут защитить сами себя, поэтому многие страны подписали «Конвенцию о правах ребенк.
Нет прав без обязанностей. Родные и медицинский персонал заботятся о вас, а вы, в свою очередь, имеете обязанности дома и в нашем Детском Отделении.
Вы, наверняка, хорошие помощники. Как вы это делаете, сейчас покажете. Поиграем в игру «Что мы делаем — не скажем».
(Дети имитируют мытье посуды, стирку белья, уборку по дому, заправляете кровать, складываете одежду, убираете со стола столовую посуду говоря при этом хором: «Что мы делаем – не скажем, а что делаем – покажем!).
Неплохо потрудились и заслужили право на…? (отдых).
Музыка «В гостях у сказки»
Я предлагаю вам сказочную викторину. Нужно рассмотреть иллюстрации к сказкам, определить их название и подумать, о каких правах идет речь в этих сказках, чьи права главных героев, по-вашему, здесь нарушены? Нарушаются права тогда, когда о правах ничего не знаешь. Давайте поможем героям любимых сказок. (Правильные ответы отражаются на слайде)
Слайд 7 Какие права были нарушены у Золушки? (право на отдых, свободу, заботу)
Как могут отдыхать дети? (гулять, смотреть телевизор, играть в игры, ходить в театр и кино, спать). Ребенок имеет право на отдых и досуг, право свободно участвовать в культурной жизни и заниматься спортом. Это право закреплено в Конвенции. От себя хочу пояснить. Все права выполняются, если выполнены обязанности, а это вовремя сделать домашнее задание, помочь маме по дому.
Слайд 8 Когда лиса говорит: «Колобок, колобок, я тебя съем!», что должен ответить Колобок, защищая свои права? (Не имеешь права посягать на мою жизнь!).
Слайд 9 Когда Медведь говорил: «Машенька, будешь у меня жить, печку топить, кашу варить», как должна была ответить Маша, защищая свои права? (Не имеешь права лишать меня свободы!).
Слайд 10 Что должен был сказать Буратино Карабасу-Барабасу, когда тот подвесил его на крючок, а затем хотел бросить его в костер? (Не имеете права подвергать меня пыткам и жестокому обращению!)
Слайд 11-12 Гадкий утенок Г.Х. Андерсен
-Кто из обитателей двора пользовался самым большим авторитетом? (Индюк)
-Чьи права были нарушены в этой сказке? (Гадкого утенка)
-Почему обитатели двора обижали гадкого утенка?
(Он был не похож на других)
-Должны ли герои сказки иметь равные права независимо от своего происхождения?
(Все равны в своих правах и никто не должен их нарушать.)
-Как ты думаешь, поступят ли ребята твоего класса как обитатели двора?
(Ни один ребенок не должен быть обижен и оскорблен.)
Слайд 13-14 «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» р.н. с.
Какое право нарушила ведьма в этой сказке?
( Право на жизнь и свободу, право на владение личным имуществом)
Чьи еще права были нарушены в этой сказке?
(Нарушены права братца на защиту и право на семью)
Слайд 15«Лиса и заяц» р.н.с.
О нарушении какого права идет речь на этой иллюстрации?
(Право на неприкосновенность жилища)
Кто нарушил это право? (Лисица)
Кто защитил зайца и помог ему восстановить свои права? (Петух)
Слайд 16 «Лягушка-путешественница» В. Гаршин
Каким правом воспользовалась лягушка?
(Правом на свободное передвижение)
Кто помог лягушке воспользоваться этим правом? (Утки)
Слайд 17 «Приключение буратино»
Какое правило нарушил Буратино, схватив крысу Шушеру за хвост? (Личную неприкосновенность)
Слайд 18 А.С.Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде»
Каким правом воспользовался Балда? (Правом на труд)
Слайд 19 «По щучьему велению»
Кто из героев нарушал права в этой сказке? (Все)
Прав ли Емеля, велев дубинке поколотить офицера?
(Нет. Все равны в своих правах и никто не должен их нарушать.)
Слайд 20 А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
На какое право посягнула царица, приказав Чернавке увести царевну в лес?
(Право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу, право на семью)
Какое право охранял пес Соколко, когда не пускал старуху в дом?
(Право на неприкосновенность жилища)
Слайд 21 «Серая Шейка» Д. Мамин-Сибиряк
Назовите главных героев сказки.
Какие и чьи права нарушены в этой сказке?
(Право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу уточки нарушила хитрая лисица)
Слайд 22 С.Аксаков «Аленький цветочек»
Каким правом воспользовался купец, отправившись торговать?
(Право на свободное передвижение: уезжать и возвращаться на родину)
Какое право нарушила злая волшебница, когда украла маленького принца?
(Право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу)
Слайд 23 «Сказка о царе Салтане» А.С.Пушкин
В чем были виноваты ткачиха с поварихой, со сватьей бабой Бабарихой?
(Посягательство на честь и репутацию)
Какие еще права они нарушили?
(Право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу)
Слайд 24 «Гуси-лебеди» р.н.с.
Какое право нарушили гуси-лебеди, украв братца?
(Право на личную неприкосновенность, семью, жизнь и свободу)
Кто помог девочке спасти и выручить брата? ( Мышка, Речка, Печь)
Слайд 25 В какой сказке Кощей Бессмертный увёз к себе царевну и хотел на ней жениться против её воли? («Иван Царевич и серый волк» р.н.с.)
Какие права он при этом нарушал?
(Право на личную неприкосновенность, семью, защиту, жизнь и свободу)
Кто в этих сказках помогал царевне восстанавливать свои права?
Уверена, что сказочным героям пригодятся ваши советы. Они заметно повеселели и решили поиграть с нами в прятки. Предлагаю вам викторину. По описанию нужно назвать сказочного героя.
Разыскивается сказочный герой. Ушёл из дома средь бела дня. Трижды был замечен в лесу при встрече с неизвестными, следующая встреча оказалась, видимо роковой. Приметы: круглолицый, очень румяный молодой человек (Колобок).
В какой из сказок личность во всех отношениях очень серая, зубастая осуществляет коварный план убийства двух лиц, и лишь благодаря своевременному вмешательству дровосеков всё заканчивается благополучно? (Красная шапочка).
Слайд 26 В какой сказке лицо, имеющее весьма дурную репутацию, под вывеской милой и обаятельной личности, представившись их мамой и изменив голос, совершило покушение на 7 несовершеннолетних душ, но было разоблачено и жестоко наказано (Волк и семеро козлят).
Слайд 27 «Конвенция»Молодцы! Так хорошо отвечали на все вопросы, отгадали все загадки! Надеюсь, что и в обычной жизни вы сможете так же вежливо и культурно отстаивать свои права, прописанные в Конвенции о правах ребёнка.
Обращаю ваше внимание на то, что не бывает прав без обязанностей. Представьте, как бы жилось в обществе, если бы у нас были только права? Мы бы требовали, чтобы соблюдалось наше право на жизнь без оскорблений. Но если сами эти же требования не выполняли? Вот таким образом, права превращаются в обязанности – соблюдать права других людей, живущих рядом с нами. К примеру, Буратино сам нарушал права, а затем были нарушены его права.
Далее, я предлагаю вам поиграть в игру
«Разрешается-запрещается»
Куда пойдем мы в воскресенье:
На каток или в кино.
Вот семья вопрос решает
Выбрать мнение одно.
Взрослые на деток смотрят, смотрят — удивляются.
Слушать мнение ребенка конечно (разрешается).
Вот в углу стоит мальчонка,
Плачет, надрывается.
Бить, наказывать ребенка
Строго (запрещается)
3. С мамой дети должны жить,
Не грустить и не тужить —
Это (разрешается).
Дитя незаконно похищают,
Мать с ребенком разлучают.
Это (запрещается).
Рисовать и петь учиться,
Если заболел — лечиться,
Это — (разрешается).
Много трудится ребенок,
Мало у него силенок,
Ноги подгибаются.
В детстве тяжкая работа
Конечно (запрещается).
6 . Вместе дружно в мире жить,
С разными детьми дружить —
Это (разрешается).
7. Когда слабый горбит спину,
Перед сильным преклоняется.
Быть рабом у господина
Строго (запрещается).
Посмотрите, сказочная Фея оставила нам какой-то волшебный сундучок. Давайте посмотрим, что там.
Из сундучка по очереди достаются предметы, символизирующие знакомые всем права человека. (Правильные ответы отражаются на слайде)
Свидетельство о рождении. Что это за документ? О каком праве он напоминает? (Право на имя)
Сердечко. Какое право может обозначать сердце? (Право на заботу и любовь)
Домик. Почему здесь оказался домик? О каком праве он напоминает? (Право на имущество)
Конверт. О чем напомнил конверт? (Никто не имеет право читать чужие письма и подглядывать)
Букварь. О каком праве напоминает эта книга? (Право на образование)
Игрушечные утенок и утка. О чем напоминает эти игрушки? (Право ребенка быть вместе с мамой)
Слайды 28, .29,
30
Как хорошо, что есть права!
Закон нас строго защищает.
И в нем важны нам все права,
Они великой силой обладают.
Товарищи взрослые и дети!
За своё будущее мы все в ответе!
Права и обязанности свои знайте,
Хорошими людьми вырастайте!
В заключении посмотрите мультфильм по сказке П.Ершова «Конёк – горбунок»
Всем спасибо за внимание! Будьте здоровы!