Сказка о потерянном времени рисунки детские

О себе он говорил: писать могу вс, кроме доносов. и действительно, писал сказки, пьесы, стихи, фельетоны, киносценарии, новеллы, сатирические репризы

О себе он говорил: «Писать могу всё, кроме доносов». И действительно, писал сказки, пьесы, стихи, фельетоны, киносценарии, новеллы, сатирические репризы для Аркадия Райкина и кукольные представления для Сергея Образцова, балетные либретто и смешные подписи к картинкам в детских журналах.

Обладал уникальным чувством юмора, мог рассмешить таких искушённых острословов как Михаил Зощенко и Даниил Хармс. И в то же время он выглядел человеком очень закрытым: было в его судьбе такое, о чём особенно не поговоришь. Например, у него, преуспевающего советского писателя и драматурга, было белогвардейское прошлое.

Настоящая слава пришла к нему посмертно, через 25 лет. Его пьесы-сказки были экранизированы. Нет, пожалуй, сегодня в России такого человека среднего и зрелого возраста, который не помнил бы и не любил фильмы «Золушка», «Сказка о потерянном времени», «Тень», «Убить дракона», «Обыкновенное чудо», «Снежная королева». Эти фильмы сняты по мотивам произведений Евгения Шварца.

Будущий писатель и драматург Евгений Львович Шварц родился в 1886 году в Российской империи, в Казани. Его отец, медик по профессии, был большим любителем театра. Лев Шварц играл на скрипке, хорошо пел, играл в любительском театре. Отец репетировал роли дома, мать подавала реплики, маленький сын с восхищением наблюдал за чудесными превращениями отца то в римлянина, то в русского купца.

Сын Евгений очень рано почувствовал вкус литературного слова. Слово «писатель» до конца жизни было для него священным. Уже, будучи известным литератором, в свои зрелые годы он признавался, что у него язык не поворачивается называть себя писателем. Шутил, что драматургом уже можно.

Мать запомнила эпизод из детства сына: маленького Женю как-то спросили, кем он будет, когда вырастет. Сын долго молчал, потом лёг у маминых ног на ковёр и чуть слышно прошептал: «Романистом». Уже знал такое слово.

Однако до поры до времени это признание считалось в семье просто шуткой, и повзрослевший юноша Евгений Шварц поступил на юридический факультет Московского университета.

Началась Первая мировая война, и стало не до учёбы. После революции молодой человек воевал против новой власти в рядах корниловской армии. Участвовал в легендарном Ледяном походе. Был контужен.

Ещё до октябрьского переворота Евгений Шварц набирался опыта театральной жизни в любительских спектаклях, а в 1921 году с труппой маленького ростовского театрика приехал покорять Петроград.

Театрик сгинул, актёры разъехались по домам, а Шварц остался в этом городе, как он сам выражался «на цыпочках, с робкой улыбочкой» потихоньку подбираться к миру литературы. У него уже появились друзья среди писателей и поэтов. Первыми, кто поддержал его на новом поприще, были Корней Чуковский и Самуил Маршак. Правда, для начала, начинающему литератору пришлось писать фельетоны в газетах и журналах шахтёрского Донецка.

Только с 1924 года Шварц становится сотрудником уникального авторского коллектива редакции детской литературы Госиздата под руководством С. Маршака. Коллектив авторов создал подлинные шедевры детской литературы, которые и сегодня веселят и развлекают маленьких читателей. Тем более, что даже дедушки и бабушки, а также прабабушки и прадедушки помнят многие стихи и шутки-прибаутки наизусть.

Евгений Шварц очень быстро стал популярным автором не только детских стихотворений, но и детских пьес. Например, «Сказки о потерянном времени».

Жизнь, казалось бы, удалась. Но уникальный талант Шварца требовал дальнейшего развития. В начале 30-х годов в Ленинграде был создан новый театр — Театр комедии, главный режиссёр которого, Николай Акимов, заказал молодому драматургу пьесу на современную тематику по мотивам классических европейских сказок. Замысел был непростой. Но талант, мировоззрение Шварца и особенности личности дали уникальный результат.

Одна за другой были созданы пьесы-шедевры: «Голый король», «Тень», «Дракон» и «Обыкновенное чудо». Перемешивая фабулы классических европейских сказок, драматург создал аллегории и символы современных ему проблем. Да и сегодня пьесы живы и не сходят со сцены. Можно каждый год пересматривать замечательные фильмы Марка Захарова, снятые по мотивам пьес Шварца, и находить аналогии с сегодняшним днём. А цитировать Шварца можно сегодня тоже вполне уместно.

Шварц доказал своим современникам и далёким потомкам, что сюжеты, испытанные веками, содержат в себе вечные нравственные проблемы.

Для кого писал Евгений Шварц: для взрослых или для детей? Режиссёр Акимов, который сподвиг драматурга на создание таких оригинальных произведений, очень верно подметил, что написанная для взрослых пьеса «Обыкновенное чудо», имеет большой успех и на утренних спектаклях для детей. Такое очень редко бывает в жизни театров.

Что характерно, детским драматургом себя Шварц никогда не считал и шутливо гневался на своего режиссёра:

«Вы меня три раза обозвали детским драматургом, сами Вы детский драматург, милостивый государь!»

Конец 30-х в истории страны были очень непростыми. Многие друзья Евгения Шварца бесследно исчезли в ходе репрессий. Угроза ареста не раз висела и над ним.

Чтобы «остаться в строю» и просто выжить в это опасное время, Евгений Львович стал писать без опасных сказочных аллюзий. Пьесы «Тень» и «Дракон» в сороковые годы были сняты с репертуара театра.

Драматург правильно понял это предупреждение. Шварц стал писать сценарии к мультфильмам и к художественным фильмам. Это была тоже высококлассная работа: «Золушка», «Первоклассница», «Дон-Кихот», «Марья-искусница».

В послевоенные годы в драматургии Шварца стали усиливаться психологические мотивы. В это время появилась пьеса «Повесть о молодых супругах». Евгений Львович сам имел опыт неудачного первого брака, и в своей пьесе он попытался дать некоторые советы молодожёнам.

Автор серьёзно размышляет о том, как в бытовой круговерти буден не растерять тех драгоценных чувств, которые объединили людей в семью. Сегодня мы видим, что эта проблема стала даже актуальнее, чем в 50-е годы прошлого века.

Есть в творческом наследии драматурга ещё одна книга, над которой он работал последние годы своей жизни. Многие исследователи творчества Шварца считают её важнейшей. Как её назвать? Мы в затруднении.

Слова «дневник» и «мемуары» Евгений Львович не любил. Книга большая. 700 страниц документально-мемуарной прозы. Эта книга без иносказаний и аллегорий. Это откровенные мысли о прошлом и современном. За четыре года до смерти Шварц писал о себе в третьем лице:

«Без людей он жить не может… Всегда преувеличивая размеры собеседника и преуменьшая свои, он смотрит на человека как бы сквозь увеличительное стекло… И в этом взгляде… нашёл точку опоры. Он помог ему смотреть на людей как на явление, как на созданий Божьих».

Такая жизненная позиция и объясняет, вероятно, особенности его неповторимого творческого метода. Неслучайно в сказке «Обыкновенное чудо», которую драматург считал самой главной в своём творчестве, герой говорит такие слова:

«Сказка рассказывается… для того, чтобы открыть, сказать во всю силу, во весь голос то, что думаешь».

Когда-то Бунин сказал о Чехове:

«До самой смерти росла его душа».

Эти же слова, наверно, можно сказать и о Шварце.

Какие бы проблемы драматург не ставил перед положительными героями своих пьес, с какими бы трудностями их не сталкивал, его герои всегда побеждают зло. И это вдохновляет по сей день режиссёров, актёров, зрителей и читателей.

Под конец жизни Шварц был признан классиком отечественной драматургии. Но он никогда не обольщался на свой счёт и знал, что официальному славословию доверять нельзя. Однажды он подарил другу свою книгу и подписал так: «Шварц, человек, тень».

Писатель Леонид Пантелеев оставил воспоминания о дружеских отношениях с Евгением Львовичем. Пантелееву был памятен их последний разговор.

«Испытываю судьбу, — говорил он со смущённой и даже какой-то виноватой усмешкой. — Подписался на тридцатитомное собрание Диккенса. Интересно, на каком томе это случится».

Драматург Евгений Шварц умер 15 января 1958 года в Ленинграде.

Афоризмы и цитаты Евгения Шварца

  • Человека легче всего съесть, когда он болен или уехал.
  • Детей надо баловать — тогда из них вырастают настоящие разбойники.
  • Связи связями, но надо же и совесть иметь.
  • Очень вредно не ездить на бал, когда ты этого заслуживаешь.
  • Когда-нибудь спросят, а что ты можешь, так сказать, предъявить? И никакие связи не помогу тебе сделать тебе ножку маленькой, душу — большой, а сердце — справедливым.
  • Эх, жалко — королевство маловато, разгуляться негде. Но ничего, я с соседями поссорюсь.
  • Я встречал множество людей, которые не могут не писать, не могут не играть — и не писатели они, и не актёры.
  • Лучшее украшение девушки — скромность и прозрачное платьице.
  • Никому и ничему не верить — это смерть. Всё понимать — тоже смерть. А безразличие — хуже смерти.

Три – пять лет

– Упрощенно тайм-менеджмент – это набор полезных привычек, помогающих человеку достигать желаемых результатов, – объясняет Юлия Бойко. – И если эти правила сформированы с детства, мы воспринимаем их как естественный образ жизни, не вызывающий дискомфорта. Правила детского тайм-менеджмента можно разделить на три этапа: дошкольный возраст, учеба в младшей школе и основы управления временем в средней и старшей школе.

Примерно к 2,5–3 годам дети начинают понимать, что такое «теперь» и «потом». Это хороший период для начала обучения ощущению времени. В помощь родителям – будильники, таймеры и часы (электронные, песочные, с циферблатом). Спектр их применения очень широк: таймеры и будильники можно использовать в качестве напоминания о том, что время игр/мультфильмов/развлечений истекло, пора заняться делами. Это работает гораздо действеннее, чем неоднократное повторение фразы: «Пора заканчивать!» Полезны игры с ограничением, когда за определенный период нужно выполнить какое-то задание. Это хорошо развивает у детей чувство времени. Следует учесть, что дети – и маленькие, и постарше – живут как будто «вне времени». Они его воспринимают абсолютно не так, как мы, взрослые. Если для взрослых время летит, то для детей тянется бесконечно долго, отрезок времени в год воспринимается как целая жизнь. Поэтому если будем подгонять ребенка («скорее, нам нужно поторопиться, иначе опоздаем!»), то рискуем встретиться с полным отсутствием сотрудничества и понимания с его стороны. Не в силу лени или скверного характера, а из-за возрастных особенностей развития. В этом случае игры – лучшее лекарство. В игровой форме можно организовать любой, даже самый нелюбимый процесс.

Есть такая взаимосвязь: порядок в доме = порядок в делах = порядок в мыслях. Хорошо, чтобы ребенок это тоже понимал. Обсудите с ним совместные домашние дела, просите убирать игрушки после игры, помогать накрывать на стол или убирать со стола, поливать цветы – домашние обязанности развивают чувство
ответственности, помогают структурировать время и свое место в нем.

– Упрощают понимание времени так называемые дневники успеха или счастливых моментов, а также адвент-календари, – говорит Юлия Бойко. – В сети есть масса интерпретаций и примеров этих инструментов. Отлично работает практика, когда в конце дня ребенок разноцветными карандашами отмечает в настенном календаре, как прошел его день. Например, красный цвет – отлично, желтый – нормально, серый – грустно и пр. В конце месяца можно проанализировать, как прошли эти 30 дней. Такой инструмент позволит родителям лучше узнать своего ребенка, сформировать семейные ритуалы и традиции.

Шесть – восемь лет

Перед началом учебы очень важно оптимально организовать этот процесс, дать ребенку основы планирования. А для этого важно ответить на два основных вопроса: зачем ему это нужно, и как он это будет делать. Начнем со второго вопроса. Ответ на него – личный пример родителей. Если взрослые не ставят цели и не обсуждают их в семье, не имеют привычки планировать свою активность и контролировать выполнение задач – внедрить эти принципы в жизнь ребенка будет нереально. Таким родителям можно посоветовать: начало учебы ребенка в школе – самое время самоорганизоваться и для вас. Обзаведитесь планировщиком, изучите литературу или сходите на тренинг – и вперед.

Ответ на первый вопрос – зачем ребенку управлять своим временем – лежит в плоскости его жизненных радостей и приоритетов.

– Прежде чем учить детей планировать свое время, неплохо бы создать для этого фундамент – перечень желаний и устремлений, – уверена Юлия Бойко. – От него в дальнейшем и будут отталкиваться цели. Великолепный инструмент – это карта желаний: вырезки из журналов, картинки, наклеенные на лист бумаги, собственные рисунки и надписи, символизирующие желаемые объекты – они помогут ребенку визуализировать его мечты. Важно научить его правильно формулировать цель. Для этого цель должна быть детально описана с учетом всех нюансов: какие шаги нужно предпринять, какие ресурсы привлечь для ее достижения, как ребенок будет себя чувствовать, когда все получится, как реализация мечты повлияет на его близких и другие его цели. Можно предлагать детям рисовать свою цель и шаги к ее достижению в виде древовидной карты. В центре кар- ты – цель (желание), от которой в разные стороны расходятся ветки: «ресурсы», «необходимые действия», «риски» и т. д. Такие карты помогают видеть картину в целом, ничего не упускать, делают процесс целеполагания интересным и занимательным, а также учат правильно распределять свое время.

Важный момент – это, собственно, планирование дня. И тут немало-важно соблюдение режима. Оптимально, чтобы ребенок ложился вечером спать в одно и то же время. Отдельная тема для обсуждений – организационные моменты: когда планируется обед, прогулка, просмотр мультфильмов, занятия, поездка на дачу. Маленькие планы на день помогут ребенку научиться лучше ориентироваться во временных отношениях. Планировать нужно и выходные, ведь на них обычно возлагается много надежд.

Понимание процесса планирования в разрезе недели и месяца может создать использование «семейных календарей», в которых отражается загрузка всех членов семьи, прослеживается взаимосвязь и взаимное влияние одних задач на другие. Такие календари можно создавать в Excel и распечатывать, а можно использовать для этого пробковые и магнитные доски.

Десять – пятнадцать лет

– В этот период уже можно говорить о полноценном планировании, – говорит Юлия Бойко, – об учете дел по расписанию и плавающих задачах, о том, что важно закладывать в ежедневные планы время на форс-мажоры и возможные корректировки. Объяснять, что есть большие задачи-слоны, которые нужно дробить на кусочки, и неприятные дела-лягушки, которые важно выполнять для достижения целей, о расстановке приоритетов и о вечернем анализе прожитого дня.

Помощники в управлении временем – спортивный зал и творческие секции. Дети, жизнь которых наполнена дополнительными занятиями, как правило, успевают и в школьных делах. Причина проста: у них остается меньше свободного времени, которое они могли бы заполнить чем-то бесполезным. Четкое расписание, желание показать результат (например, занять первое место в соревнованиях) помогают понять, что лучше быстрее справиться с уроками – и заняться тем, чем хочется.

Базовые правила обучения тайм-менеджменту в детстве: гибкость, поэтапность, игровая форма и личный пример родителей. Без этого ничего не получится. Есть пять универсальных правил тайм-менеджмента, которым стоит обучить ребенка:

  • Движение. Утренняя зарядка, пробежка, вечерние игры в футбол – любая физическая активность укрепляет дух и тело, способствует эффективному тайм-менеджменту.
  • Утро вечера мудренее. Самые важные, сложные и стратегические задачи лучше делать с утра, предварительно их структурировав на мелкие, средние и крупные. Начинайте выполнение с самых важных.
  • Отказ от мультизадачности. Когда человек хватается за несколько задач одновременно, пытается их комбинировать, продуктивность снижается в пять раз.
  • Прямая спина. Достаточно в течение двух недель регулярно следить за своей осанкой и осанкой ребенка, чтобы значительно повысить уровень самоорганизации.
  • Освоение нового. Для оттачивания навыка управления временем можно учить новый язык, использо-вать левую руку вместо правой для того, чтобы, например, чистить зубы или открывать дверь, контролировать свои расходы. Эти полезные занятия улучшат тайм-менеджмент, помогут легче концентрироваться на работе, контролировать негативные эмоции и чаще радоваться жизни.

Использованы фото Shutterstock/FOTODOM UKRAINE

На чтение 21 мин. Просмотров 6 Опубликовано

«Сказка о потерянном времени» – увлекательная и очень поучительная история о том, как ленивые дети, впустую тратившие свое время, превратились в старичков.

skazka-o-poteryannom-vremeni-chitatelskiy-dnevnik-64377.jpg

Краткое содержание «Сказка о потерянном времени» для читательского дневника

ФИО автора: Шварц Евгений Львович

Название: Сказка о потерянном времени

Число страниц: 224. Шварц Е. Л. «Сказка о потерянном времени». Издательство «Эксмо». 2016 год

Жанр: Сказка

Год написания: 1940 год

Главные герои

Петя Зубов – третьеклассник, лентяй и ротозей.

Маруся Поспелова – ученица 3 класса, также большая лентяйка.

Наденька Соколова – ученица 3 класса, лентяйка и прогульщица.

Вася Зайцев – второклассник, легкомысленный, проказливый, ленивый мальчик.

Сергей Владимирович, Пантелей Захарович, Ольга Капитоновна, Марфа Васильевна – злые волшебники, пожилые люди, отобравшие у детей их время, чтобы самим стать молодыми.

Сюжет

Петя Зубов был одним из самых слабых учеников в своем классе, которые обещал нагнать ребят по всем предметам, но никогда не сдерживал свое обещание. Однажды Петя, как обычно, опоздал в школу. Он протянул пальто гардеробщице, но та приняла третьеклассника за старичка. Посмотрев на себя в зеркало, Петя увидел седину и бороду.

Петя очень испугался и бросился домой, но даже родная мама не признала в нем своего сына. Тогда постаревший мальчик ушел, куда глаза глядят. Так он оказался в лесу, где набрел на пустой домик. Уставший Петя лег на сено в углу и уснул. Проснулся он от голосов: за столом сидели два мальчика и две девочки, которые разговаривали старческими голосами и называли друг друга по имени-отчеству.

Петя узнал, что это были злые волшебники, которые ловили ленивых детей, теряющих время понапрасну. Им удалось поймать не только Петю Зубова, но и еще трех детей, ставших стариками. Один из волшебников, Сергей Владимирович, проговорился, что заколдованные ребята вновь смогут стать детьми, если в полночь повернут стрелки часов на 77 оборотов назад.

Когда волшебники ушли, Петя отправился на поиски других заколдованных детей. Однако на его пути встречались только настоящие старики: маляры, учителя и даже начальник пожарной охраны. Когда Петя увидел плачущую старушку с булкой и газетой «Пионерская правда», он понял, что перед ним заколдованная школьница. Она представилась Марусей Поспеловой, и товарищи по несчастью пошли искать остальных ребят. Во дворе они увидели старушку, играющую в классики – это была Наденька Соколова. Последнего старичка, Васю Зайцева, они нашли только поздно вечером.

Ребята поспешили к лесной избушке, где, дождавшись полночи, принялись откручивать назад стрелки часов. В этот миг проснулись волшебники, которые стали стареть буквально на глазах. На последнем обороте стрелок злые волшебники исчезли, а старички вновь стали детьми.

План пересказа

  1. Петя Зубов превращается в старичка.
  2. Мама не узнает Петю.
  3. Лесная избушка.
  4. Тайна злых волшебников.
  5. Поиски заколдованных детей.
  6. Встреча с Марусей, Наденькой и Васей.
  7. Стрелки часов.
  8. И снова детство!

Главная мысль

Если впустую тратить время, то можно не заметить, как прошла вся жизнь.

Чему учит

Сказка учить ценить не только свое время, но и время окружающих людей. Она учит тратить драгоценное время только на добрые, полезные дела.

Отзыв

Сказка очень поучительная, и напоминает о том, что если не ценить свое время, то можно не заметить, как пришла старость, и изменить уже ничего нельзя. Хорошо, что ребята вовремя спохватились, и исправили свои ошибки.

chitatelskiy-dnevnik-64377-risunok-illyustraciya-k-skazke-o-poteryannom-vremeni.jpg

Рисунок-иллюстрация к Сказке о потерянном времени.

Пословицы

  • Время как воробей – упустишь, не поймаешь.
  • Упустишь минутку, потеряешь час.
  • Потерянную вещь можно найти, потерянное время никогда.

Что понравилось

Понравилось, как Петя не отчаялся, не испугался, что стал старичком, а постарался все исправить и помочь другим лентяям вернуть свой прежний облик.

Замечательные сказки Евгения Шварца – ярчайшей пример литературы, которая одинаково хороша как для взрослых, так и для детей. Но «Сказку о потерянном времени» мы изучаем в школе, по ней снят отличный детский фильм – еще в советские времена. А мы бы посоветовали и взрослым перечитывать ее как можно чаще. Потому что смысл и нравственный урок в ней заложенный, близки человеку любого возраста. И в чем же состоит этот смысл?

О чем сказка о потерянном времени

Шварц писал свою «Сказку о потерянном времени» в годы войны и предполагалось, что пьесу будут ставить в кукольном театре. Начинается пьеса с рассказа о Пете Зубове, откровенном балбесе, который учится в школе, но вместо того, чтобы грызть гранит науки, просто слоняется по улицам и вообще – проводит время зря, тратит его бессмысленно. Как и все дети (и люди) такого склада, Петя думает, что учиться на «хорошо» и «отлично» совсем необязательно. Ну, может быть, когда-нибудь потом он все выучит, наверстает, а пока…

И вот однажды Петя приходит в школу, и гардеробщица обращается к нему, как к старичку. Петя удивлен, но еще больше удивляется, увидев себя в зеркале – да, он превратился в старого человека, седого и с бородой! Как это могло случиться с обычным советским мальчиком? Петя потрясен. Бедный парень понимает, что даже домой ему нельзя теперь идти – родная мама не узнает в пожилом дядечке своего Петечку. Несчастный троечник слоняется по окрестностям, пока совершенно случайно не заходит в отдаленный домик, маленькую избушку, и не засыпает. А когда просыпается, видит странных девочек и мальчиков за столом: выглядят они как обычные ребята, но вдут себя странно и разговаривают старческими голосами. Даже обращаются друг к другу по имени и отчеству!

И тут Петя все узнал. Оказывается, это никакие не ребята, а злые волшебники. Они старые, но выглядят молодо, потому что воруют у ленивых и разболтанных ребят время, которые те тратят ни на что, понапрасну. Более того, не один Петя стал их жертвой, а еще трое ребят. И еще он узнал, что если ровно через день все эти ребята, пострадавшие от злого волшебства, соберутся вместе в этой избушке и переведут стрелки циферблата назад 7 раз, то они вернут себе детство и злые чары рассеются.

Теперь Петя знает, что делать: нужно срочно искать в городе старушек и старичка, которые ведут себя как дети. Не сразу, но это ему удалось. Последнего мальчика в обличье старика он поймал, когда тот катался на подножке трамвая. И теперь им, таким стареньким, нужно бежать, чтобы успеть развеять чары. И они успевают почти перед самой полночью. Пробираются в избушку и начинают переводить стрелки назад. Злые волшебники просыпаются и пытаются помешать ребятам, однако волшебство потихоньку начинает работать. Увы, это детям не на руку: Петя становится таким маленьким, что уже не дотягивается до стрелок. Тогда другие ребята поднимают его на руках, и Петя докручивает стрелки. И тут же волшебники превращаются в стариков, а дети – это снова дети, обычные школьники.

Смысл сказки о потерянном времени

Главная идея сказки выражена Шварцем так: человек, напрасно тративший время, не замечает, как стареет. И автор многократно подчеркивает это, описывая Петю и его переживания. Во-первых, человека, прожившего бессмысленную, ленивую жизнь, ожидает несчастная одинокая старость. Именно это случилось с Петей, когда он стал стариком: его не узнает родная мать, ему не прийти в школу, друзей у него нет. Петя с ужасом думает о том, что ему даже пенсии не полагается, ведь он не работал, проучился три класса на двойки и тройки. И он ничему не смог научиться! На что он годен?

И без всякого волшебства понятно, что, проводя дни в праздности и безделье, мы «проглатываем» год за годом, не замечая, как течет время. Просто Шварц прибег к очень сильной метафоре, усилив, тем самым, эффект своего поучения. Когда Петя бегает по городу и ищет собратьев и сестры по несчастью, у него впервые в жизни появляется жизненно важная задача, желание успеть что-то. А раньше он только удивлялся тому, что люди вечно куда-то спешат. Теперь-то ты, Петя, понимаешь куда? Теперь Петя понимает.

Когда дети спешат к избушке, они вдруг понимают, как тяжело быть пожилым человеком. Силы уже не те, что в детстве. Ну и как они распоряжались этими силами раньше? Да просто безобразно. В трамвае четырем пожилым людям все уступают места, вот тут ребятам становится по-настоящему стыдно: они явно не заработали себе на почтенную старость.

Также сказка Шварца учит нас дружбе. Тому, что в одиночку вам ничего не исправить. Если бы наши «старички» не нашли друг друга, и главное, если бы они не помогли друг другу в ту минуту, когда нужно было повернуть стрелки, навеки бы остались никому не нужными стариками.

Еще одна мораль – никогда не поздно взяться за ум и изменить свою жизнь. Вы можете наверстать потерянное, если соберетесь и перестанете лениться, бить баклуши и тратить свое время самым неразумным образом. Дети в сказке понимают это и исправляются. Чего автор желает и всем нам, читателям.

Шварц Е. «Сказка о потерянном времени» Жанр: литературная, авторская волшебная сказкаГлавные герои «Сказки о потерянном времени» и их характеристики

  1. Петя Зубов, ученик 3 класса, ротозей и лодырь, даром тратил время и чуть не остался старичком.
  2. Маруся Поспелова, ученица 3 класса, также лентяйка.
  3. Наденька Соколова, ученица 3 класса, тоже лентяйка и прогульщица
  4. Вася Зайцев, ученик 2 класс, лентяй, лодырь, проказник, легкомысленный человек.
  5. Сергей Владимирович, Пантелей Захарович, Ольга Капитоновна, Марфа Васильевна — злые волшебники, которые отбирали у детей время, чтобы самим стать молодыми.

План пересказа «Сказки о потерянном времени»

  1. Лентяй Петя Зубов
  2. Пальто и гардеробщица
  3. Мама не узнает Петю
  4. Лес и домик
  5. Подслушанная тайна волшебников
  6. Старушка с корзиной
  7. Как много вокруг стариков
  8. Старушка играет в мячик
  9. Старушка прыгает в классы
  10. Старик на колбасе
  11. Блуждания в темноте
  12. Домик волшебников
  13. Петя крутит стрелки
  14. Возвращение молодости.

Кратчайшее содержание «Сказки о потерянном времени» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Петя Зубов вдруг превращается в старика и его никто не узнает
  2. Он спит в домике волшебников в лесу и узнает, как детям вернуть свою молодость.
  3. Петя ищет других детей-старичков и находит Марусю.
  4. Петя и Маруся находят Наденьку, а потом все вместе снимают с колбасы Васю
  5. Дети-старики проникают в дом волшебников и откручивают стрелки часов
  6. Злые волшебники исчезают, а старики вновь становятся детьми.

Главная мысль «Сказки о потерянном времени» Если человек напрасно теряет свое время, он сам не замечает, как стареет.Ответы на вопросы учебника Климановой «Литературное чтение. 3 класс 2 часть» смотрите по ссылке.Чему учит «Сказка о потерянном времени» Эта сказка учит ценить и дорожить не только свое время, но и время всех остальных людей. Учит тратить время только на полезные, нужные дела, учит хорошо учиться, быть примерным и послушным.Отзыв на «Сказку о потерянном времени» Мне очень понравилась эта милая и добрая сказка. В ней говорится о том, что дети, которые не берегли свое время, вдруг стали стариками и старушками. Они вовремя спохватились, и главный герой — мальчик Петя узнал, как им вернуть молодость. Он понял, что временем надо дорожить и потому у детей все получилось.  Я советую всем прочитать эту сказку, чтобы научиться ценить и свое собственное время и не стареть раньше срока.Пословицы к «Сказке о потерянном времени» Время как воробей — упустишь, не поймаешь. Упустишь минутку, потеряешь час. Потерянную вещь можно найти, потерянное время никогда.Краткое содержание, пересказ «Сказки о потерянном времени» В третьем классе 14 школы учился мальчик Петя Зубов, который всегда отставал по всем предметам. Он обещал нагнать, но так и нагонял отставание. Однажды он как обычно опоздал на занятия, и вбежав в школу протянул пальто гардеробщице. Та удивилась хриплому голосу, а потом приняла Петю за его дедушку. Она предложила мальчику посмотреть на себя в зеркало и Петя увидел бороду и седину. Испуганный Петя бросился домой, надеясь, что его узнает мама. Но мама не признала старика. Унылый Петя пошел куда глаза глядят и пришел в лес. Темнело и Петя набрел на какой-то домик. Он зашел внутрь, увидел табуретки, часы и в углу сено. Он зарылся в сено и уснул. Проснулся он от голосов. За столом сидели два мальчика и две девочки, кряхтели, охали и называли друг друга по имени-отчеству. Петя услышал, что это злые волшебники, которые ловят детей теряющих время понапрасну. Так они поймали Петю Зубова и еще трех детей, которые тоже стали стариками. Один из волшебников, Сергей Владимирович, признался, что ребята-старики могут снова помолодеть, если ребята придут завтра в полночь и повернут стрелки часов на 77 оборотов назад. Остальные волшебники сказали, что ребята точно не придут, а Сергей Владимирович предложить быть осторожнее. Волшебники ушли, а Петя Зубов побежал искать других детей, превращенных в стариков. Он увидел старушку с корзиной и спросил, не школьница ли она. Но старушка замахнулась корзиной. Вокруг мальчика бежали настоящие старики — учителя, маляры, начальник пожарной охраны. В полдень Петя зашел в парк и сел на скамейку отдохнуть. Вдруг видит, старушка сидит и плачет. Потом вдруг достает булку с изюмом и газету «Пионерская правда». А затем начинает в мячик играть. Петя подбежал к ней, сказал, что она школьница и старушка обрадовалась. Точно, отвечает, я Маруся Поспелова, ученица 3 класса. Пошли Петя и Маруся остальных ребят искать. Зашли во двор, а там старушка в классики прыгает. Оказалось, что это Наденька Соколова. Пошли ребята вместе последнего мальчика искать, а того нигде нет. Уже темнеть начало. Вдруг видят они на колбасе трамвая старичок едет, посвистывает. Оторвали его ребята от колбасы, оказалось это ученик 2 класса Вася Зайцев. Сели старички в трамвай, а им школьники место уступают. Смутились старички, но тут как раз лес показался. Выскочили они из трамвая и к избушке бегом. Долго ходили по лесу, заблудились, но тут луна выглянула, нашли ребята домик. В окно смотрят — спят волшебники. Прокрались ребята к ходикам. Ровно в полночь Петя начал стрелки часов обратно откручивать. Проснулись волшебники, а сдвинутся не могут, стареют прямо на глазах. На 77 обороте вскрикнули волшебники и пропали, словно их и не было, а старички снова стали детьми и весело засмеялись.Рисунки и иллюстрации к «Сказке о потерянном времени»

Шварц «Сказка о потерянном времени» главная мысль

«Сказка о потерянном времени» главная мысль

Основная мысль произведения Е.Л.Шварца «Сказка о потерянном времени» в том, что человек, напрасно теряющий время, не замечает, как стареет.

Главная мысль — цените каждое мгновение жизни, нельзя ничего откладывать на завтра.

Главная мысль заключена в таких словах сказки: «Человек, который теряет понапрасну время, сам не замечает, как стареет».

Время является величайшей ценностью человека. Время невозможно остановить и вернуть назад, его только кажется, что много, а на самом деле его всегда не хватает, если человек занят каким-либо делом. Поэтому эта сказка Евгения Шварца учит нас беречь время, относится с ответственностью к своей жизни, с молодых лет делать что-то полезное, что-то такое, благодаря чему, человек может оставить после себя добрую память и его будут ценить и уважать другие люди.

В нашей жизни важен каждый час, каждая минута и даже секунда. И поэтому каждый из нас должен ценить и экономить время, не растрачивать его понапрасну.

Содержание:

Краткая история, посыл автора

Произведение было опубликовано в 1940 году. То время было крайне тяжёлым для страны, люди нуждались в добрых, незатейливых и понятных сказках, дарующих надежду на всё лучшее. Это яркий пример детского литературного произведения советского времени. Стоит также отметить, что изначально сказка писалась для кукольного театра.

Своим произведением Шварц намеревался достучаться до людей и напомнить им, что время драгоценно и его нельзя тратить попусту. Критики считают, что писатель замечательно справился со своей задачей. Сказка пришлась по душе многим людям, среди которых были не только взрослые. В конце произведения главные герои сумели осознать ценность времени, а негативные персонажи получили по заслугам.

Превращение мальчика в дедушку

Произведения Шварца обычно читаются на одном дыхании. Это и неудивительно: в них одновременно присутствует и увлекательный сюжет, и глубокий смысл. Рассматриваемая сказка учит ценить каждый миг жизни, ведь сложно вернуть потерянное время. Произведение повествует о приключениях детей, которые ничего не хотели учить и не ценили ни своё, ни чужое время.

Школьник по имени Петя Зубов привык всё откладывать на потом. У него низкая успеваемость, однако он нисколько не переживает по этому поводу, ведь, по его мнению, можно нагнать одноклассников в будущем.

У мальчика плохие отметки:

  • по арифметике;
  • по русскому;
  • по письменному;
  • по пению.

Когда первая четверть подходит к концу, он надеется на вторую, однако так и не нагоняет программу. Тогда школьник успокаивает себя, что ещё будет время всё исправить.

Однажды он опаздывает в школу, вбегает в раздевалку, бросает портфель и зовёт тётю Наташу, чтобы она повесила его верхнюю одежду. Однако женщина не узнаёт мальчика по голосу, потому что он охрип. Петя и сам не понимает, что произошло. Когда она выходит из-за вешалок и видит парня, то пугается и предлагает Пете посмотреть на своё отражение. В зеркале мальчик видит не себя, а покрытого морщинами старика с усами и бородой.

Переживания Пети

Школьник шокирован увиденным, он с криком выбегает на улицу. Теперь у него единственная надежда на то, что его узнает мать. Однако когда она открывает ему дверь, то видит дедушку. Мальчик отправляется куда глаза глядят, ощущая себя несчастным. Он бредёт по дороге, думая о том, какой же он одинокий, ведь у него нет ни приятелей, ни матери, ни детей, ни внуков.

Он жалеет о том, что так и не успел чему-то научиться в жизни. Куда ему до тех стариков, которые стали докторами, академиками или хотя бы учителями! Петя размышляет о том, что ему даже пенсию не получить, ведь он «работал» лишь 3 года, да и то на двойки. Он попадает в лес. На улице уже темно, Петя устал и хочет отдохнуть. На счастье, перед глазами возникает домик. Внутри него пусто, и мальчик остаётся там на ночлег.

Происки злых волшебников

В центре находится стол со стульями, чуть выше — керосиновая лампа, на стене — часы. Петя видит в углу комнаты сено и ложится прямо туда. Немного поплакав, мальчик засыпает крепким сном. Когда он просыпается, в доме светло, так как горит керосиновая лампа. За столом сидят четверо ребят, а перед ними лежат огромные счёты, окованные медью. Дети хмурые и что-то бормочут себе под нос. Петю удивляет то, что они:

  • обращаются друг к другу по имени отчеству;
  • вздыхают и охают, будто бы уже не молодые.

Всё это очень странно. Лампа горит тускло, поэтому они не видят Петю. Он вслушивается в их разговоры и понимает, что это злые волшебники.

Как оказалось, когда человек не умеет правильно распорядиться своим временем, то начинает медленно стареть незаметно для себя самого. Волшебники узнали об этом. Они решили забрать молодость у школьников, которые теряли время понапрасну. Они поймали бедных ребят и превратили их в старцев, а сами помолодели.

Волшебники долго что-то считают на счётах, а потом прячут их, и самый главный подходит к часам. Он объясняет, что у ребят ещё есть шанс вернуть свою молодость, но для этого им необходимо завтра друг друга найти, прийти в полночь в избушку и повернуть стрелку ходиков ровно на семьдесят семь кругов обратно. Волшебники всё выслушивают, но не верят, что детям удастся всё это сделать.

В поиске школьников-стариков

В полдень он видит рыдающую бабушку. Немного поплакав, она начинает выковыривать из хлеба изюм, а затем принимается читать газету. Далее старушка лихо играет в мяч, будто молодая. Мальчик подходит к ней и узнаёт, что она — одна из состарившихся детей. На поиски остальных ребят они уже отправляются вместе.

Спустя некоторое время отыскивается ещё одна девочка-бабушка. Это третьеклассница Маруся Поспелова. Когда Петя её замечает, она играет в классики. У детей уже остаётся совсем немного времени, а им надо отыскать ещё одного ребёнка, которому также не повезло.

Пока ребята ищут последнего мальчика-дедушку, солнце садится. Наконец ребята видят пожилого человека, катающегося на подножке трамвая. Это Вася Зайцев, четвёртый превращённый ребёнок. Дети торопятся в лес. Чтобы не опоздать, они садятся на трамвай. Там им уступают места другие школьники, что заставляет ребят смущаться и краснеть.

В лесу дети сбиваются с пути. На этот раз Петя осознаёт, что не всегда нужно бездумно спешить, сломя голову. Он понимает, что порой лучше немного помедлить, чтобы потом сэкономить ценное время. Ведь если бы он вчера был внимательней и не торопился, то ему бы удалось запомнить дорогу к избушке.

Сила в дружбе

Дети-старички чувствуют себя уставшими. Внезапно на небе появляется полная луна, и вокруг становится светло. Петя вскарабкивается на берёзу и видит домик, который они так долго не могли отыскать. Так, заветная хижина найдена, она находится всего лишь в нескольких шагах от детей.

Приближается полночь. Ребята аккуратно пробираются в избушку. Волшебники уже крепко спят в стогу сена. Как только Петя касается рукой часов, они просыпаются, однако тут же застывают на месте, и уже не могут помешать мальчику. Ребята медленно начинают превращаться в тех, кем они были до колдовства.

Когда Петя трогает стрелку тридцатый раз, он перестаёт доставать до часов, так как уменьшается в росте. Тогда он просит друзей, чтобы они его подняли. На сороковом обороте волшебники превращаются в дряхлых стариков, их лица покрываются морщинами, а на висках возникает седина. Мальчик поворачивает стрелку требуемое количество раз. После этого волшебники испаряются, будто бы их вообще никогда не существовало.

Дети смотрят друг на друга и весело хохочут. К счастью, ребятам удалось вернуть себе потерянное время. Они поняли, что надо ценить каждое мгновение.

Главная мысль, читательский дневник

Время — дар, который нужно потратить с пользой. Если им не дорожить, то можно не заметить, как подкралась старость. В этом заключается главная мысль и мораль произведения. Сказка очень поучительна для людей любого возраста, она просто не может не понравиться, так как имеет увлекательный сюжет. Произведение показывает, что, если человек осознает свои ошибки, то сумеет возвратить даже утерянные годы.

Если нужно заполнить читательский дневник, «Сказку о потерянном времени» лучше читать в сокращении. Обычно требуется указать:

  • автора и название произведения;
  • историю его создания;
  • литературный жанр.

Также надо написать аннотацию, отметить, сколько страниц, какая основная тема, составить план. При необходимости написать сочинение. Изучение краткого пересказа тоже позволит упростить задачу. Конечно, если есть возможность, лучше прочесть оригинальную версию «Сказки о потерянном времени». Краткое содержание всё же не позволит получить столько удовольствия от ознакомления.

При заполнении читательского дневника можно нарисовать старинные часы с кукушкой. Подобная иллюстрация окажется отличным решением. Можно дополнить рисунок, изобразив на нём четверых школьников. Во время чтения рекомендуется делать записи, чтобы отметить наиболее важные моменты.

Отзывы читателей

Книги Шварца мы знаем с самого детства, но их смысл открывается нам лишь с годами. Так случилось и со мной. Родственники подарили эту сказку дочке, и мама оказалась невольным слушателем. Это чудесное произведение с глубоким смыслом.

Чудесные сказки Шварца очень поучительны, я считаю, что такую литературу обязательно нужно давать малышам. Прочитав анализ этого произведения, я поняла, что это отличная книга для деток. Например, наши ребятишки остались в восторге. Главное — не забыть обсудить прочитанное, это тоже важно.

Мой сынок обожает читать, особенно если в книге много красочных иллюстраций. Мы с мужем купили для него «Сказку о потерянном времени» Шварца. Многие знают этого писателя по известному детскому литературному произведению «Кот в сапогах». Наш сыночек остался доволен. Всем деткам рекомендую эту книжку.

Еще тесты

Читайте также

«Недоросль» — краткое содержание ? комедии Д. И. Фонвизина»Ася» — краткое содержание ? повести И. Тургенева»Робинзон Крузо» — краткое содержание романа Д. Дефо»Фауст» — краткое содержание ? трагедии И. Гете

Используемые источники:

  • https://obrazovaka.ru/chitatelskiy-dnevnik/skazka-o-poteryannom-vremeni.html
  • https://kakoy-smysl.ru/meaning-book/nravstvennyj-smysl-proizvedenija-skazki-o-poterjannom-vremeni-evgenija-shvarca/
  • http://santyaguarundito.blogspot.com/2018/06/blog-post_31.html
  • https://kratkoe.com/skazka-o-poteryannom-vremeni-glavnaya-myisl/
  • https://nauka.club/literatura/kratkie-soderzhaniya/skazkа-o-poteryannom-vremeni.html

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №65/23» г. Пензы

«Сказка о потерянном времени,

или

Быль о том,

как научиться его не терять»

Выполнили: ученики 4 «Г» класса

Мещеряков Дмитрий,

Фищев Александр

Руководитель: Крафт О.В.,

учитель начальных классов

Пенза, 2019

Содержание:

Введение 1 стр.

Основная часть

1. Теоретические основы тайм-менеджмента 3 стр.

1.1. Из истории тайм-менеджмента 3 стр.

1.2. Принципы тайм-менеджмента для школьника 3 стр.

2. Практическая часть. Овладение способами планирования времени 6 стр.

2.1. Помог ли навык организовывать своё личное время людям, достигшим высокого статуса в обществе? Как им удаётся всё успевать? 6 стр.

2.2. Как обстоят дела с планированием дел у учеников нашего класса, всегда ли получается осуществить запланированное, что мешает достичь целей? 7 стр.

2.3. Как мы можем помочь себе и ученикам класса правильно планировать свои дела, чтобы все успевать, как сформировать привычку быть успешным 9 стр.

Заключение 11 стр.

Список используемых источников 12 стр.

Приложение 13стр.

Введение

Очень часто и от одноклассников, и от взрослых слышишь слова о том, что не хватает времени. С утра мы идём в школу, потом на дополнительные кружки и секции, возвращаемся домой поздно вечером, а там нас ждут домашние задания. Получается так, что на развлечения и отдых совсем не остается времени. Отсюда угнетенное настроение, ухудшение отношений с родителями.

Наблюдая за одноклассниками, которые часто что-то забывают, не выполняют школьные задания, ссылаясь на то, что не успели их сделать, и, сравнивая ситуации с собственным, более успешным, опытом, нами была выдвинута гипотеза: если детей с ранних лет обучать умению планировать свое время, они смогут правильно его организовывать, у них сформируется привычка быть успешными.

Стало интересно, как проблема нехватки времени коснулась моих одноклассников. Было проведено анкетирование среди учеников нашего класса и их родителей. Результаты анкетирования представлены в таблице 1.

Проанализировав результаты анкеты, мы увидели, что среди взрослых и детей наблюдается нехватка времени на текущие дела, из-за чего у них возникают жизненные трудности. Причем такие сложности возникают у тех, кто не уделяет внимание планированию своего времени. Родители большинства одноклассников не учат своих детей организовывать свой день, следовательно, те, когда вырастут, продолжат сталкиваться с данной проблемой, как и сами взрослые, потому что их в детстве этому не учили. Актуальность темы нашей работы определяется тем, что в настоящее время многие люди испытывают постоянно дефицит времени и не умеют справляться с этой ситуацией. А ведь это во многом влияет на успешность человека.

Таблица 1.

Вопросы анкеты

Родители

(25 чел.)

Одноклассники

(25 чел.)

Да

Нет

Да

Нет

Хватает ли у вас времени на текущие дела?

6

19

9

16

Возникают ли у вас жизненные трудности из-за нехватки временем?

23

2

25

Учили ли вас в детстве умению планировать свое время?

9

16

Учат ли тебя родители планировать свое время?

5

20

Так появилось желание изучить данную проблему. Выяснить, как же некоторые люди научились управлять своим временем. Попробовать найти способы решения нехватки времени для других.

Наш классный руководитель посоветовал обратиться к детскому тайм-менеджменту, смысл которого, не в том, чтобы у нас всегда были сделаны уроки, а в том, чтобы дать нам, школьникам, такой инструментарий, с помощью которого уроки будут делаться максимально быстро, чтобы больше времени оставалось на игры, хобби и отдых.

Нами была определена цель исследования: выяснить, как правильно организовать свое время, и научиться им управлять, чтобы все успевать и быть успешными.

Для достижений указанной цели нужно было решить задачи исследования:

  1. Узнать:

— что такое тайм-менеджмент, его основные понятия;

— как обстоят дела с планированием дел у учеников нашего класса, всегда ли получается осуществить запланированное, что мешает достичь целей;

— помог ли навык организовывать свое личное время людям, достигшим высокого статуса в обществе.

  1. Найти способ помочь себе и ученикам нашего класса правильно планировать свои дела, чтобы все успевать, чтобы сформировать привычку быть успешными.

  2. Проанализировать полученную информацию, сделать выводы.

Объект исследования: планирование времени.

Предмет исследования: способы планирования времени.

В своем исследовании мы использовали следующие методы:

— изучение и анализ различных источников информации по теме;

— анкетирование;

— статистическая обработка данных;

— интервьюирование;

— наблюдение.

Основная часть

Глава 1.Теоретические основы тайм-менеджмента

    1. Из истории тайм-менеджмента

Тайм-менеджмент – это система приёмов, позволяющих человеку эффективно организовать деятельность по достижению поставленных целей. Термин «тайм-менеджмнт» не вполне корректный: управлять временам – нельзя, организовать его – можно.0 Задача тайм-менеджмента заключается в том, чтобы вовремя определить главное дело. Расстановка приоритетов позволяет эффективно управлять списком намеченных дел, присваивая каждой задаче свой уровень важности.

История тайм-менеджмента началась достаточно давно. Попытки приструнить время начались ещё на старте нашей эры, а это ни много ни мало примерно 2000 лет тому назад. Тогда мыслитель из Рима – Сенека предположил, что время можно разделить на:

— проведённое с пользой;

— с удовольствием;

— без пользы и удовольствия.

Кроме того, Сенека сделал предложение описывать прожитые часы на бумаге, фиксировать каждую минуту. Это помогает анализировать полезность дня.

Приведем еще один пример, теперь из отечественной истории. Петр Ильич Чайковский очень жестко организовывал свой день. Не смотря ни на что, каждый день писал музыку с 6 до 12 утра. Однажды у него спросили: «Как так получается, что вы пишете музыку по расписанию? Ведь Муза она такая капризная, когда хочет тогда и приходит». На что композитор ответил: «Муза пусть, когда хочет, тогда и приходит. А я тренируюсь каждый день по расписанию».0

История тайм-менеджмента в России имеет точку отсчета в начале 20 века. В период зарождения этого явления все идеи по оптимизации временных ресурсов назывались научной организацией времени. Основной успех в России тайм-менеджмент приобрел после московской Олимпиады в 80-м году. Тогда же появилось множество авторских нововведений, которые популярны и по сей день.

Главный эксперт в России в области учёта времени – Глеб Архангельский. Его метод основан на применении различных техник управления временем. Особенно известны две методики:

  1. «Съедание лягушки» — начинать день с выполнения самого неприятного дела в плане. Когда самое трудное позади, мотивация растет, и появляется чувство уверенности в себе.

  2. «Разрезание слона на бифштексы» — «разрезать» трудные, глобальные дела на мелкие задачи. Благодаря этому человек сосредотачивается на простых шагах, меньше сомневается и откладывает дело.

Важный принцип системы — это как раз пошаговое выполнение дел.

    1. Принципы тайм-менеджмента для школьника

Не раз мы слышали, что успешные люди всегда планируют свой день, расписывают свои цели и достижения. У многих получилось этому научиться лишь в осознанном взрослом возрасте. А что, если с ранних лет учиться формировать эту привычку?

Наверное, почти у всех у нас есть листочек или плакат над рабочим столом «Мой режим дня», «Расписание уроков» и т.п. А наш школьный дневник – это типичный пример планировщика. Всё перечисленное является элементами тайм-менеджмента. Но тех навыков организации своего времени, которые нам предлагают в школе, уже недостаточно.

Мы каждый день сталкиваемся с огромным потоком новой информации. Быть успешным в наше время, не научившись управлять этими потоками, невозможно.

В книге Марианны Лукашенко «Тайм-менеджмент для школьника» приводятся различные техники тайм-менеджмента. Мы выделили для себя четыре наиболее на наш взгляд интересные:

1. Жёстко-гибкое планирование

2. «Бюджетирование» времени.

3. Планирование еженедельных жёстких дел

4. Хронометраж и поглотители времени.

Жёсткие и гибкие задачи

Для начала выясним, какие бывают задачи. Задачи делятся на две группы: жесткие и гибкие.

Жесткие задачи имеют четкие временные рамки. Например, каждый день мы приходим в школу в 8:30, уходим в 12.40. Допустим, по вторникам, четвергам и субботам спортивная секция с 19:00 до 20:30. «Сказано — сделано» — это концепция жесткой задачи.0

Для выполнения гибкой задачи главное — найти подходящий момент. Например, убраться в своей комнате или выучить стихотворение к уроку по литературе лучше, когда для этого есть силы и настрой и так далее. Гибкие задачи труднее планировать, да и планировать их особо не надо, важнее о них не забывать. Гибкие задачи можно назвать по другому «Если у меня будет время, тогда я сделаю следующее….»

Приоритеты гибких дел

Гибкие задачи мы выполняем в порядке их значимости, сначала самые важные, затем менее важные. Чем хуже будут последствия от невыполнения дела, тем оно важнее. Таким образом, список гибких дел можно разделить на несколько частей:

1. Сделать обязательно, если их пропустить будут серьёзные последствия. Например, необходимо обязательно выполнять домашнее задание.

2. Сделать желательно, но в крайнем случае можно отказаться. Например, если не починить пульт от радиоуправляемой машинки, то никаких негативных последствий не будет.

3. Сделать неплохо, неприятных последствий не будет. Например, пообщаться с другом в чате.

Таким образом, разделив все гибкие дела по степени важности, мы сможем легче отличить основное от второстепенного. Выполняя гибкие задачи по степени важности, мы сможем достигать значительно большего, чем если этого не делать.

Теперь нам известно, что все дела делятся на жёсткие и гибкие. Для того чтобы реализовать планирование дел на практике, необходимо разделять жесткие и гибкие дела, например используя приведённую ниже табличку. Такую табличку можно нарисовать вручную в обычной тетрадке в клетку или завести специальный ежедневник. В ходе дня выполненные задачи вычеркиваем, а невыполненные переносим на следующий день. Пример таблицы жёсткого и гибкого планирования представлен в приложении 1.

Главное, не смешивать жесткие и гибкие дела в ежедневнике, чтобы не потерять более важные жесткие в гибких.

Планирование еженедельных жёстких дел

Ещё интересный метод планирования заключается в еженедельном планировании жёстких задач. Такой обзор удобен не только нам, но и нашим родителям. Дела на неделю можно оформить также с помощью таблички, которую можно расчертить вручную либо оформить с помощью компьютера. Таблица заполняется на предстоящую неделю и вывешивается на магнитной доске или прикрепляется магнитом к холодильнику. В таблицу можно записывать не только свои задачи, но и родители могут вписывать свои дела. Те дела, которые возникнут в течении недели можно вписывать в табличку. В первую очередь доска планирования помогает видеть жёсткие задачи друг от друга. Однако её вполне можно использовать и для гибких задач, просьб и поручений. Чтобы можно было отличить жёсткие дела от гибких, можно использовать заранее оговорённые цвета. Например, жёсткие дела вписывать синим, а гибкие — зелёным. Тогда будет понятно, что привязка записи ко времени носит условный характер.

Таким образом, семейные доски планирования помогают помнить обо всех задачах, просьбах и поручениях, видеть занятость друг друга, более упорядоченно планировать собственные дела и организовывать время детей, избегать стрессов и накладок. Посмотреть пример таблицы еженедельного планирования можно в приложении 2.

Бюджетирование времени

Мы выяснили, что наши дела делятся на жёсткие и гибкие. Однако есть определённая разница в том, как планировать пятиминутные дела и дела, на выполнение которых потребуется не меньше часа. Пять-десять минут найти нетрудно, а вот отыскать целый час, если мы его не зарезервировали в нашем плане дня, весьма проблематично.0

«Бюджетированные» дела – это большие дела, которые требуются запланировать существенное количество времени.

Итак, планировать день, разделяя задачи не только на жёсткие и гибкие, но и на гибкие «бюджетированные» дела нам поможет табличка, приведённая ниже. «Бюджетируемые» дела можно переносить в левую часть таблицы, где находятся жёсткие дела. Для удобства дела двух типов лучше выделять разными цветами. Вариант заполнения представлен в приложении 3.

Хронометраж и выявление поглотителей времени

Хронометраж – это вспомогательный инструмент тайм-менеджмента. Хронометраж нужен для того, чтобы увидеть, как мы расходуем время и где оно пропадает зря, т.е. определить поглотителей времени.

Теперь мы расскажем о поглотителях времени. Куда уходит время? Ужас состоит в том, что мы тратим время на ерунду вместо важных дел. Ведь именно важные дела могут сильно изменить нашу жизнь в лучшую сторону. И чем больше этих важных дел удастся переделать, тем успешнее мы становимся.0

Поглотители времени – это процессы, люди или события, из-за которых время используется неэффективно. Примеры поглотителей времени:

— телефонные разговоры;

— просмотр телевизионных передач, фильмов;

— переписка по мессенджерам Viber 99766954 1 , WhatsApp 99766954 2 и Skype 99766954 3

— общение в «Одноклассниках» 99766954 4 , «ВКонтакте» 99766954 5 , Instagram 99766954 6 и других социальных сетях;

— компьютерные игры;

— спешка, переделывание неправильно сделанной работы;

— промедление;

— поиск нужной вещи;

— опоздание на поезд, попадание в перерыв;

— опоздание на занятие (приводит к непониманию объясняемого материала);

— пустые разговоры и споры;

— волнение, беспокойство;

-постоянное переключение с одного на другое, неспособность сконцентрироваться.0

Ниже в приложении 4 приведён пример ведения хронометража. Перед тем как приступить к выполнению какой-то работы, мы записываем её в эту таблицу в колонку «Дело». В следующей колонке указываем время начала. Потом спокойно делаем работу, не глядя на часы. А как только заканчиваем, смотрим на часы и в колонке «Окончание» записываем время. Дальше новое время и мы всё повторяем сначала. А столбец «Затраченное время» надо заполнить вечером, когда будут выполнены все дела.

Если возможно ожидание, думаем заранее, чем заполнить это время. Чтобы не опоздать, ставим будильник и выходим из дома с запасом времени. Поддерживаем порядок – тогда мы легко и быстро в нужный момент найдём любую вещь. Делаем продолжительную работу в один присест (или с короткими перерывами на отдых), не отвлекаясь на посторонние дела.

Глава 2. Практическая часть. Овладение способами планирования времени

2.1. Помог ли навык организовывать своё личное время людям, достигшим высокого статуса в обществе? Как им удаётся всё успевать?

Практическую часть своей работы мы начали с изучения личного опыта людей, достигших успехов в своей работе. Успех ни к кому не приходит просто так. Для этого нужно долго и упорно трудиться. Но оказывается это еще не всё, у каждого успешного человека есть свои секреты достижения успеха, свои маленькие тайны, которые помогают преуспеть.

Чтобы выяснить это, мы обратились за помощью к людям, которые добились профессионального признания в различных сферах деятельности в нашем регионе и не только. Нам удалось встретиться и побеседовать с заслуженной артисткой Пензенской области Мещеряковой Н.А., руководителем службы аудита ПАО Сбербанк Нагдасевым А.В., директором по персоналу компании Мегафон г. Москва Мещеряковой О.А.

Вот несколько эффективных приёмов и привычек, которыми с нами поделились наши собеседники:

— ведут бизнес — календари, финансовые календари и личные календари, в которых сначала планируются важные мероприятия, поездки и встречи на год вперед, затем планируются ежеквартальные, ежемесячные и еженедельные дела;

— чтобы освободить мозг от запоминания всех дел, требующих внимания, используют любые внешние носители: ежедневник, таблицы, стикеры или приложения в телефоне;

— девизом дня является «Все запланированные задачи должны начинаться своевременно и заканчиваться вовремя»;

— один из секретов «Не жалеть себя» — вроде бы запланировал что-то сделать, а потом думаешь, устал, лучше отдохну, развеюсь и будет легче приступать к делам. Но легче не становится, а наверстывать упущенное приходится уже не в самое подходящее время, когда сил уже действительно нет;

— воплощают идеи, как только они «поселятся» в голове;

— вечером составляют список дел, которые хотят выполнить завтра; по окончанию дня анализируют, что удалось или не удалось завершить;

— стараются соблюдать режим дня, ложиться спать не позже 22:00-23:00, чтобы быть отдохнувшими и бодрыми на следующий день;

— помогает расслабиться и переключиться с рабочих задач проведение домашней уборки; или забраться под одеяло и ничего не делать (конечно, не весь день, но какое-то время); проводить вечер в кругу семьи, общение с любимыми людьми – лучшее, что может случиться после продуктивного дня;

— выходные проводят активно: много гуляют на свежем воздухе, общаются с друзьями; занимаются любимым делом.

Оказалось, что в организациях, которых они трудятся, тайм — менеджменту уделяется должное внимание. Управление временем в организации ложится на плечи менеджеров, которые составляют оперативные и среднесрочные планы работы для исполнителей. Сегодня есть немало компьютерных программ, которые позволяют планировать рабочее время сотрудников, а также контролировать выполнение задач и затрачиваемое время.

Мы поинтересовались, а как у них обстояли дела с планированием и соблюдением порядка дня в школьном возрасте. Все собеседники сообщили, что каждый день у них был буквально расписан по минутам (школа, уроки, тренировки, помощь родителям по хозяйству, любимые занятия). Кто-то был дисциплинированным, с детства ставил перед собой цели и стремился их достигать. Кто-то считал, что распорядок дня придуман взрослыми назло, но приходилось его строго соблюдать. И только с возрастом пришло понимание, что такой родительский контроль был только им во благо.

Секретом своего успеха вышеуказанные люди считают правильное планирование времени.

2.2. Как обстоят дела с планированием дел у учеников нашего класса, всегда ли получается осуществить запланированное, что мешает достичь целей?

Выявляя успешность одноклассников, мы решили начать с анализа их успеваемости.

И99766954 7 з 25 человек нашего класса 7 человек имеют низкую успеваемость (имели средний балл «3»), 18 человек имеют хорошую успеваемость (учатся на 4 и 5). Полученные данные мы выразили в диаграмме:

Кроме того, мы выяснили, что дети, которые имели хорошую и отличную успеваемость посещали дополнительные секции и кружки, а также имели успехи в школьных олимпиадах, призовые места в спортивных соревнованиях.

На следующем этапе нашей работы мы провели опрос наших ребят с помощью анкеты, а результаты записали в виде таблиц.

«Планируешь ли ты свой день?»

Варианты ответов

Количество ответов (чел)

Количество ответов (%)

Записываю на листочке то, что мне необходимо сделать за день

3

12

Мои дела планируют родители

6

24

Никак не планирую

7

28

Составляю план на день вместе с родителями

9

36

Большая часть детей не стремиться к самостоятельному планированию своего дня, поэтому осознанной привычки на сегодняшний момент у них нет. Есть дети, которые никак их не планируют свой день. Причем, именно у этих ребят наблюдаются трудности в учебе.

«Успеваешь ли ты сделать необходимые (или запланированные) дела в течение дня?»

Варианты ответов

Количество ответов (чел)

Количество ответов (%)

Да, успеваю

9

36

Не всегда успеваю

10

40

Часто что-то не успеваю

6

24

Выявилось, что успевают делать запланированные дела те, кто фиксирует их на бумаге. А те, что никак не планирует свой день, ссылаются, что не успевают выполнять необходимые дела.

«Считаешь ли ты, что твоё время часто тратится впустую?»

Варианты ответов

Количество ответов (чел)

Количество ответов (%)

Да

17

68

Нет

8

32

Большая часть ребят класса осознают, что часто тратят время впустую.

«Хочешь ли ты научиться самостоятельно планировать свой день так, чтобы времени хватило и на занятия, и на досуг?»

Варианты ответов

Количество ответов (чел)

Количество ответов (%)

Да, хочу

21

84

Нет, не хочу

4

16

Практически все хотят научиться самостоятельно планировать свой день. Они осознают, что это позволит им иметь больше времени для любимых занятий. Но анализ предыдущих вопросов показывает, лишь немногие из них пытаются изменить ситуацию к лучшему, как-то контролировать ее. Одним словом, осознанного управления временем у большинства одноклассников нет. Одного желания недостаточно, необходимо понимать, каким способом этого можно добиться.

Далее мы предложили группе детей из 15 человек с плохой и средней успеваемостью в течение недели вести хронометраж своего времени, с целью выявления поглотителей времени. В результате данного анализа мы смогли выявить основные поглотители времени:

  1. зависание в социальных сетях (9 из 15 человек);

  2. игры в компьютерные игры (12 из 15 человек);

  3. безделье (9 из 15 человек);

  4. встреча с друзьями (8 из 15 человек);

  5. просмотр телевизора более 1,5 часа в день (10 из 15 человек).

Данные наблюдения выявили не только основных поглотителей времени моих одноклассников, но и противоречие, связанное с их личными качествами. Научиться самостоятельно планировать свой день, чтобы времени хватало и на занятия, и на досуг, хочет 84 % детей. Но из тех 15 человек, которые постоянно испытывают различные трудности мало, что изменили в своем дне, по-прежнему тратя его попусту. Следовательно, необходима самодисциплина, конкретные поступки.

2.3. Как мы можем помочь себе и ученикам нашего класса правильно планировать свои дела, чтобы всё успевать; как сформировать привычку быть успешными?

По результатам проведенного анализа, мы пришли к выводу, что школьники нерационально распределяют своё время. Мы решили оказать им в этом помощь. Был проведён классный час, на котором рассказали об основных способах планирования дня. Привели примеры планирования взрослых людей, которые смогли добиться определённого успеха в жизни, и какими способами они этого добиваются, В завершении классного часа мы раздали одноклассникам памятки, в которых просто и доступно рассказали о тайм-менеджменте школьника, основных приемах планирования своего дня.

Данная тема показалась очень интересной для ребят нашего класса. Было решено представить нашу работу на классном собрании совместном с родителями, так как многие ребята нуждаются в поддержке взрослых. А также представить опыт семей, где детям привита привычка планирования временем. Например, один наш одноклассник заносит важные мероприятия дня в свой телефон, который заранее оповещает его звуковым сигналом. Интересен опыт одноклассницы, которая использует стикеры. Она сделала вместе с мамой много стикеров с задачами, и стала их распределять в том порядке, как их планировала выполнить, переклеивая их в соответствии с нужным порядком, или часть откладывая, на будущее. Стикеры размещаются на холодильнике в колонки: «сделаю позже», «надо», «делать». Выполнив дела, стикеры убираются.

«Сделаю позже». Сюда попадают задачи с пока неопределённым сроком выполнения, вроде «надо не забыть когда-то потом при случае сделать». В общем, они на виду, и когда придёт их черёд — про них не забудут.

«Надо». Это конкретные задачи, которые нужно сделать на этой неделе. Они туда попадают и из первой колонки, и напрямую (например, в школе что-то задали). Часть стикеров тут появляется вечером воскресенья, а часть добавляются в течение недели.

«Делать». Это задачи на день. Часть задач здесь оказывается вечером накануне, из колонки «надо» или напрямую.

В целях дальнейшего исследования мы подобрали две группы ребят, не объясняя им цель нашей работы. В контрольную группу вошли 5 ребят, испытывающие трудности в организации своего времени. Не смотря, на то, что на классном часе они узнали о техниках организации времени, эти дети не использовали тайм-менеджмент, и по-прежнему испытывали нехватку времени, низкую успеваемость.

В другой, экспериментальной группе, также было 5 одноклассников, которые под нашим руководством выполняли задания, осваивая умение планировать свое время. В течение месяца они выполняли те техники, которые были нами изучены в литературе. Также им предложили использовать известный опыт взрослых и одноклассников. Первые положительные результаты нашей работы мы получили уже через 2 недели. В своих отчетах они писали, что делать домашнее задание получается быстрее, а также у них остаётся время на помощь родителям и прогулку на улице. Представляю результаты наших наблюдений за одним из учеников в таблице 2.

Учет выполнения запланированных дел на день ученика 4 Г класса К.Д.

Таблица 2.

18.11

19.11

20.11

21.11

22.11

23.11

24.11

Процент

выполнения

намеченных дел

64%

59%

67%

70%

73%

69%

70%

25.11

26.11

27.11

28.11

29.11

30.11

01.12

71%

74%

77%

77%

82%

70%

70%

Анализируя хронометраж данного одноклассника видно, что процент выполненных дел растет. Есть дни, когда результат снижается в связи с тем, что нет устойчивой привычки контролировать время и не удалось еще полностью освободиться от поглотителей времени. Особенно сильное уменьшение результата в выходные дни, что объясняется тем, что не всегда планы ребенка совпадают с общими. Это, значит, что в семье необходимо обговаривать планы на день совместно.

Кроме этого ребята сообщили нам, жизнь их стала гораздо интереснее, чем раньше, так за день успевают больше сделать любимых дел (посмотреть кино, погулять, порисовать и т.п.) Улучшилось самочувствие, настроение.

Критерием успешности для учеников, участвующих в экспериментальной группе, решили взять качество знаний. Мы сравнили средний балл за 1 и 2 четверти этих ребят с результатами тех, кто не выполнял техники тайм-менеджмента, чтобы оценить их эффективность. Данные представлены в таблице 3.

Информация о среднем балле учащихся

Таблица 3

Период времени наблюдения

Средний балл учеников, участвующих

в экспериментальной группе

Средний балл учеников,

не участвующих

в экспериментальной группе

1 четверть

3, 8

3, 7

2 четверть

4, 2

3, 7

Анализ данных показывает, учащиеся, участвующие в экспериментальной группе, улучшили качество своих знаний, что нельзя сказать о тех, кто не работал над развитием своего умения планировать время.

Формирование новой привычки шло непросто. Задания выполнялись нерегулярно, с опозданием. Трудно было вести необходимые записи. Ребята ссылались на нехватку времени. Им требовалась помощь взрослых. Один человек выбыл из этой группы.

Нехватка времени – настоящий бич нашего современного общества. С его нехваткой сталкиваются все: и взрослые, и дети. В частности, школьникам не хватает времени, чтобы сделать домашние задание, заняться любимым делом.

Такие ситуации зачастую происходят у людей, которые не уделяют должного внимания процессу планирования своей деятельности. Естественно, ведь навыкам тайм-менеджмента и управления временем не учат в школе, а многие родители, участвующие в процессе нашего развития, нередко и сами толком не умеют планировать свою деятельность, хотя в этом и нет совсем ничего сложного. Просто этому, как выяснилось, не уделяется должного внимания.

На сегодняшний день существует немало отличных техник планирования, позволяющих научиться рационально использовать свой временной ресурс и извлекать из этого процесса максимальную пользу для себя.

Замечательная «Сказка о потерянном времени» Е. Шварца заставляет задуматься о ценности времени. Тайм-менеджмент – это, можно сказать, быль о том, как научиться его не терять.

Заключение

Изучив информацию из разных источников, общаясь с успешными людьми, проведя практическую работу по освоению разных способов планирования и управления временем, наша гипотеза подтвердилась. Если к своему времени относиться осмысленно и ответственно, а этому нужно учиться с детства, то его чудесным образом становится достаточно для запланированных дел.

Проведя исследование, мы пришли к следующим выводам:

1. Тайм-менеджмент – общее название различных техник и методов, позволяющих рационально планировать использование своего времени. При правильном подходе к делу можно научиться тратить времени меньше, а успевать больше.

2. Успеха в любом деле и в жизни в целом нельзя достигнуть без рационального планирования своего времени.

3. Существует много различных методик и программ тайм-менеджмента. Все они легко применяются на практике. Можно выбрать наиболее удобный вариант для себя.

4. Однако, если нет желания самодисциплинироваться, то, толку от этого не будет. Поэтому, нужно задать себе вопрос, а готовы ли мы меняться.

5. Корпоративный тайм-менеджмент широко применяется в организациях для улучшения производительности труда сотрудников. Но практически отсутствует в повседневной жизни школьника: многие родители не владеют навыками тайм-менеджмента, в школе это не преподают. Следовательно, необходимо заниматься саморазвитием.

6. Обучение школьников основам тайм-менеджмента способствовало бы достижению большего за меньшее время, а сэкономленное время позволило бы использовать его для достижения других целей.

Практический выход исследования:

1. Проведение классного часа на тему «Роль тайм-менеджмента в современном мире».

2. Разработка памятки для учеников начальной школы «Как выработать привычку быть успешным, управляя своим временем ». Передача ее в школьную библиотеку.

3. Ознакомление родителей класса на классном собрании с положительным опытом освоения учениками класса приемов организации времени.

В наших семьях есть хорошая традиция с уважением относиться ко времени. Наши родители учат нас правильно им распоряжаться. Проведя данное исследование, мы увидели разные варианты планирования и совершенствовали вместе с товарищами как можно рационально и с пользой проводить своё время.

Источники информации

1. М. Лукашенко. «Тайм-менеджмент для школьника: Как Федя Забывакин учился временем управлять». – М.: Альпина паблишер, 2019.

2. Т.В. Меркулова, Т.В. Беглова «Тайм-менеджмент для детей, или как научить школьников организовывать своё время» — М.: Педагогический университет «первое сентября», 2011.

3. Григорий Харин «Тайм-менеджмент» — электронное издание, vk.com/gregorykharin

4. https://bogushtime.com/blog/taym-menedzhment-dlya-tvorcheskih-lyudey-ili-planirovanie-kak-tvorchestvo

5. http://markov-a.ru/stati/efficiency/planirovanie/5_principov_zhestkoe_i_gibkoe_planirovanie_ del_sistema_ezhednevnogo_kalendarnogo_planirovanija/

6. http://markov-a.ru/stati/efficiency/work/kuda_uhodit_vremja_8_hronofagov_poglotitelej_ vremeni_i_borba_s_nimi/

Приложение 1. Жесткое и гибкое планирование

Время

Жёсткие дела

Гибкие дела

8.00

Школа

9.00

Школа

10.00

Школа

11.00

Школа

12.00

Школа

13.00

Школа

14.00

Сделать д.з. по рус.яз.

15.00

Сделать д.з. по математике

16.00

Выучить стих

17.00

Сходить погулять с Дашей

18.00

Спорт. секция

Посмотреть фильм

19.00

20.00

21.00

22.00

Приложение 2. Еженедельное планирование

ЧасыДни

Пн.

Вт.

Ср.

Чт.

Пт.

Сб.

Вс.

8.00

9.00

10.00

11.00

12.00

13.00

14.00

15.00

16.00

17.00

18.00

19.00

20.00

21.00

22.00

Приложение 3. Бюджетирование времени

Жёсткие дела

Гибкие дела

8.00

Школа

8.30

Школа

9.00

Школа

9.30

Школа

10.00

Школа

10.30

Школа

11.00

Школа

11.30

Школа

12.00

Школа

12.30

Школа

13.00

Школа

13.30

Нарисовать рисунок ?

14.00

Обед

Погулять с другом ?

14.30

Посмотреть кино ?

15.00

Сделать д/з по англ. яз. 40 мин

15.30

16.00

Сделать д/з по русскому языку 40мин

16.30

17.00

17.30

18.00

18.30

Подготовить проект 1,5 часа

19.00

Ужин

19.30

Доделать доклад

20.00

20.30

21.00

21.30

22.00

Приложение 4. Ведение хронометража

Дело

Начало

Окончание

Затрачено времени

Пришёл к репетитору

14:00

16:45

2 ч. 45 мин.

Дорога домой

16:50

17:15

25 мин

Делаю уроки

18:00

18:50

50 мин

Собираю портфель

18:50

19:00

10 мин

Смотрю ТВ

19:00

20:30

1 ч. 30 мин

Кормлю рыбок

20:30

20:40

10 мин

Помогаю маме

20:40

21:30

50 мин

Вечерние процедуры, сон

21:30

06:30

9 ч

0 Т.В. Меркулова, Т.В.Беглова «Тайм-менеджмент для детей, или как научить школьников организовывать своё время» Учебно-методическое пособие.

0 https://bogushtime.com/blog/taym-menedzhment-dlya-tvorcheskih-lyudey-ili-planirovanie-kak-tvorchestvo

0 : http://markov-a.ru/stati/efficiency/planirovanie/5_principov_zhestkoe_i_gibkoe_planirovanie_del_sistema_ezhednevnogo_kalendarnogo_planirovanija/

0 М. Лукашенко «Тайм-менеджмент для школьника»

0 http://markov-a.ru/stati/efficiency/work/kuda_uhodit_vremja_8_hronofagov_poglotitelej_vremeni_i_borba_s_nimi/

0 М. Лукашенко «Тайм-менеджмент для школьника»

23

  • Сказка о потерянном времени спектакль смотреть
  • Сказка о потерянном времени смотреть 1964
  • Сказка о потерянном времени смотреть мультик
  • Сказка о потерянном времени постер
  • Сказка о потерянном времени одноклассники