Сказка о потерянном времени о чем она

О себе он говорил: писать могу вс, кроме доносов. и действительно, писал сказки, пьесы, стихи, фельетоны, киносценарии, новеллы, сатирические репризы

О себе он говорил: «Писать могу всё, кроме доносов». И действительно, писал сказки, пьесы, стихи, фельетоны, киносценарии, новеллы, сатирические репризы для Аркадия Райкина и кукольные представления для Сергея Образцова, балетные либретто и смешные подписи к картинкам в детских журналах.

Обладал уникальным чувством юмора, мог рассмешить таких искушённых острословов как Михаил Зощенко и Даниил Хармс. И в то же время он выглядел человеком очень закрытым: было в его судьбе такое, о чём особенно не поговоришь. Например, у него, преуспевающего советского писателя и драматурга, было белогвардейское прошлое.

Настоящая слава пришла к нему посмертно, через 25 лет. Его пьесы-сказки были экранизированы. Нет, пожалуй, сегодня в России такого человека среднего и зрелого возраста, который не помнил бы и не любил фильмы «Золушка», «Сказка о потерянном времени», «Тень», «Убить дракона», «Обыкновенное чудо», «Снежная королева». Эти фильмы сняты по мотивам произведений Евгения Шварца.

Будущий писатель и драматург Евгений Львович Шварц родился в 1886 году в Российской империи, в Казани. Его отец, медик по профессии, был большим любителем театра. Лев Шварц играл на скрипке, хорошо пел, играл в любительском театре. Отец репетировал роли дома, мать подавала реплики, маленький сын с восхищением наблюдал за чудесными превращениями отца то в римлянина, то в русского купца.

Сын Евгений очень рано почувствовал вкус литературного слова. Слово «писатель» до конца жизни было для него священным. Уже, будучи известным литератором, в свои зрелые годы он признавался, что у него язык не поворачивается называть себя писателем. Шутил, что драматургом уже можно.

Мать запомнила эпизод из детства сына: маленького Женю как-то спросили, кем он будет, когда вырастет. Сын долго молчал, потом лёг у маминых ног на ковёр и чуть слышно прошептал: «Романистом». Уже знал такое слово.

Однако до поры до времени это признание считалось в семье просто шуткой, и повзрослевший юноша Евгений Шварц поступил на юридический факультет Московского университета.

Началась Первая мировая война, и стало не до учёбы. После революции молодой человек воевал против новой власти в рядах корниловской армии. Участвовал в легендарном Ледяном походе. Был контужен.

Ещё до октябрьского переворота Евгений Шварц набирался опыта театральной жизни в любительских спектаклях, а в 1921 году с труппой маленького ростовского театрика приехал покорять Петроград.

Театрик сгинул, актёры разъехались по домам, а Шварц остался в этом городе, как он сам выражался «на цыпочках, с робкой улыбочкой» потихоньку подбираться к миру литературы. У него уже появились друзья среди писателей и поэтов. Первыми, кто поддержал его на новом поприще, были Корней Чуковский и Самуил Маршак. Правда, для начала, начинающему литератору пришлось писать фельетоны в газетах и журналах шахтёрского Донецка.

Только с 1924 года Шварц становится сотрудником уникального авторского коллектива редакции детской литературы Госиздата под руководством С. Маршака. Коллектив авторов создал подлинные шедевры детской литературы, которые и сегодня веселят и развлекают маленьких читателей. Тем более, что даже дедушки и бабушки, а также прабабушки и прадедушки помнят многие стихи и шутки-прибаутки наизусть.

Евгений Шварц очень быстро стал популярным автором не только детских стихотворений, но и детских пьес. Например, «Сказки о потерянном времени».

Жизнь, казалось бы, удалась. Но уникальный талант Шварца требовал дальнейшего развития. В начале 30-х годов в Ленинграде был создан новый театр — Театр комедии, главный режиссёр которого, Николай Акимов, заказал молодому драматургу пьесу на современную тематику по мотивам классических европейских сказок. Замысел был непростой. Но талант, мировоззрение Шварца и особенности личности дали уникальный результат.

Одна за другой были созданы пьесы-шедевры: «Голый король», «Тень», «Дракон» и «Обыкновенное чудо». Перемешивая фабулы классических европейских сказок, драматург создал аллегории и символы современных ему проблем. Да и сегодня пьесы живы и не сходят со сцены. Можно каждый год пересматривать замечательные фильмы Марка Захарова, снятые по мотивам пьес Шварца, и находить аналогии с сегодняшним днём. А цитировать Шварца можно сегодня тоже вполне уместно.

Шварц доказал своим современникам и далёким потомкам, что сюжеты, испытанные веками, содержат в себе вечные нравственные проблемы.

Для кого писал Евгений Шварц: для взрослых или для детей? Режиссёр Акимов, который сподвиг драматурга на создание таких оригинальных произведений, очень верно подметил, что написанная для взрослых пьеса «Обыкновенное чудо», имеет большой успех и на утренних спектаклях для детей. Такое очень редко бывает в жизни театров.

Что характерно, детским драматургом себя Шварц никогда не считал и шутливо гневался на своего режиссёра:

«Вы меня три раза обозвали детским драматургом, сами Вы детский драматург, милостивый государь!»

Конец 30-х в истории страны были очень непростыми. Многие друзья Евгения Шварца бесследно исчезли в ходе репрессий. Угроза ареста не раз висела и над ним.

Чтобы «остаться в строю» и просто выжить в это опасное время, Евгений Львович стал писать без опасных сказочных аллюзий. Пьесы «Тень» и «Дракон» в сороковые годы были сняты с репертуара театра.

Драматург правильно понял это предупреждение. Шварц стал писать сценарии к мультфильмам и к художественным фильмам. Это была тоже высококлассная работа: «Золушка», «Первоклассница», «Дон-Кихот», «Марья-искусница».

В послевоенные годы в драматургии Шварца стали усиливаться психологические мотивы. В это время появилась пьеса «Повесть о молодых супругах». Евгений Львович сам имел опыт неудачного первого брака, и в своей пьесе он попытался дать некоторые советы молодожёнам.

Автор серьёзно размышляет о том, как в бытовой круговерти буден не растерять тех драгоценных чувств, которые объединили людей в семью. Сегодня мы видим, что эта проблема стала даже актуальнее, чем в 50-е годы прошлого века.

Есть в творческом наследии драматурга ещё одна книга, над которой он работал последние годы своей жизни. Многие исследователи творчества Шварца считают её важнейшей. Как её назвать? Мы в затруднении.

Слова «дневник» и «мемуары» Евгений Львович не любил. Книга большая. 700 страниц документально-мемуарной прозы. Эта книга без иносказаний и аллегорий. Это откровенные мысли о прошлом и современном. За четыре года до смерти Шварц писал о себе в третьем лице:

«Без людей он жить не может… Всегда преувеличивая размеры собеседника и преуменьшая свои, он смотрит на человека как бы сквозь увеличительное стекло… И в этом взгляде… нашёл точку опоры. Он помог ему смотреть на людей как на явление, как на созданий Божьих».

Такая жизненная позиция и объясняет, вероятно, особенности его неповторимого творческого метода. Неслучайно в сказке «Обыкновенное чудо», которую драматург считал самой главной в своём творчестве, герой говорит такие слова:

«Сказка рассказывается… для того, чтобы открыть, сказать во всю силу, во весь голос то, что думаешь».

Когда-то Бунин сказал о Чехове:

«До самой смерти росла его душа».

Эти же слова, наверно, можно сказать и о Шварце.

Какие бы проблемы драматург не ставил перед положительными героями своих пьес, с какими бы трудностями их не сталкивал, его герои всегда побеждают зло. И это вдохновляет по сей день режиссёров, актёров, зрителей и читателей.

Под конец жизни Шварц был признан классиком отечественной драматургии. Но он никогда не обольщался на свой счёт и знал, что официальному славословию доверять нельзя. Однажды он подарил другу свою книгу и подписал так: «Шварц, человек, тень».

Писатель Леонид Пантелеев оставил воспоминания о дружеских отношениях с Евгением Львовичем. Пантелееву был памятен их последний разговор.

«Испытываю судьбу, — говорил он со смущённой и даже какой-то виноватой усмешкой. — Подписался на тридцатитомное собрание Диккенса. Интересно, на каком томе это случится».

Драматург Евгений Шварц умер 15 января 1958 года в Ленинграде.

Афоризмы и цитаты Евгения Шварца

  • Человека легче всего съесть, когда он болен или уехал.
  • Детей надо баловать — тогда из них вырастают настоящие разбойники.
  • Связи связями, но надо же и совесть иметь.
  • Очень вредно не ездить на бал, когда ты этого заслуживаешь.
  • Когда-нибудь спросят, а что ты можешь, так сказать, предъявить? И никакие связи не помогу тебе сделать тебе ножку маленькой, душу — большой, а сердце — справедливым.
  • Эх, жалко — королевство маловато, разгуляться негде. Но ничего, я с соседями поссорюсь.
  • Я встречал множество людей, которые не могут не писать, не могут не играть — и не писатели они, и не актёры.
  • Лучшее украшение девушки — скромность и прозрачное платьице.
  • Никому и ничему не верить — это смерть. Всё понимать — тоже смерть. А безразличие — хуже смерти.

Сквозная тема:

«Время»

Школа: 121

Дата: «__13__» ноября 2018 г.

ФИО учителя: Имрамзаева И.И.

Класс: 3 «__Г__» класс.

Количество присутствующих:

отсутствующих:

Лексическая тема:

Береги время.

Тема урока:

Е. Шварц «Сказка о потерянном времени»

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу):

3.1.3.1 прогнозировать развитие сюжета произведения по поступкам, характеристике героев и событиям

3.2.4.1 понимать и определять жанровые особенности народной и литературной сказки, рассказа, стихотворения, басни

3.3.2.1 писать творческие работы разных жанров: письмо герою сказки

Развитие

навыков:

1.3 Прогнозирование событий в произведении

2.4 Определение жанра литературного произведения

3.2 Создание творческих работ разных жанров

Критерии успеха (Предполагаемый результат):

Все учащиеся смогут:

Прогнозировать события в сказке. Определять жанр художественного произведения. Создавать творческие работы разных жанров.

Большинство учащихся смогут:

Прогнозировать события в сказке. Определять жанр художественного произведения. Создавать творческие работы разных жанров.

Работая над этими задачами в группе, проявляя инициативу, мотивируя других учащихся к диалогу.

Некоторые учащиеся смогут:

Прогнозировать события в сказке. Определять жанр художественного произведения. Создавать творческие работы разных жанров.

Работая над этими задачами в группе, брать на себя лидерские функции, проявляя инициативу, мотивируя других учащихся к диалогу, творческой работе.

Привитие

ценностей

Ценности, основанные на национальной идее «Мәңгілік ел»: казахстанский патриотизм и гражданская ответственность; уважение; сотрудничество; труд и творчество; открытость; образование в течение всей жизни.

Межпредметные

связи

  • изобразительное искус­ство – самопознание — познание мира-музыка

Навыки

использования ИКТ

Просмотр видеоролика, презентация урока.

Предварительные

знания

Материал 2 класса и 3 класса 1 четверти. Ораторское мастерство. Пересказ с использованием иллюстраций.

Ход урока

Этапы урока, t

Запланированная деятельность на уроке

Ресурсы

Начало урока

0-3 мин

Игра на создание коллаборативной среды — «МОЯ МИНУТА»

Точное чувство времени является свидетельством адекватного восприятия действительности и высокой работоспособности человека. Участников просят приготовиться, сесть свободно, расслабиться, закрыть глаза и слушать ведущего. По его сигналу все одновременно начинают отсчитывать про себя минуту, т.е. считать до 60. Дается команда «Закончили!» Каждый запоминает число. Если счет закончился на числах 57-63, то это свидетельствует о высокой работоспособности в данный момент.

* Игра «УЛЫБКА».

Дети смотрят соседу в глаза и дарят ему молча самую добрую улыбку .

— Какое настроение у вас сейчас?

— Как вы думаете, много ли времени у нас ушло на то, чтобы подарить друг другу хорошее настроение?

Друзья мои! Я очень рада
Войти в приветливый ваш класс.
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
Я знаю: каждый в классе гений, 
Но без труда талант не впрок.
Скрестите шпаги ваших мнений —
Мы вместе сочиним урок!
Но не обычный, повседневный
Урок мы с вами проведем.
Увидим мы театр волшебный, 
На сцену сказку позовем…

-Видео 1

Видео 1

Середина урока

3-6 мин

1.Актуализация знаний.

Какую драгоценность мы будем с вами искать на этом уроке? Вы догадались? Отгадайте загадку.

Без ног и без крыльев оно,

Быстро летит,

Не догонишь его.

-О чем эта загадка? Какую сказку пригласим? Кто автор? (Народ).

2.Эта сказка народная или авторская?

-Почему она названо сказкой? Что здесь сказочного?

Вспомните законы авторской сказки.

Авторская литературная сказка.
– Это волшебная сказка, т. к. в этом художественном произведении есть вымысел и элементы фантастики.

– В литературной сказке Шварца выполняются основные сказочные законы:

1. Закон сказочной справедливости – добро всегда побеждает зло.
2. Что сказано – осуществляется.
3. У сказки всегда хороший конец.

(Сказочные герои обычно четко делятся на по­ложительных и отрицательных. И если положительные попадают в беду, то исключительно по вине отрицатель­ных. Не то у Шварца. Отрицательное: трусость, жесто­кость, вероломство — присутствуют в каждом из нас. Вот от этого он и помогает нам избавиться своими произведе­ниями.)

  • Что могло быть на самом деле, а что появилось благодаря фантазии автора?

Слайд с часами.

Слайд с автором и обложкой книги.

Критерии успеха

7-8 мин.

Формулирование темы и цели урока.

– Чему будет посвящен сегодняшний урок?

Целеполагание.

Создание проблемной ситуации.

Формулирование целей урока.

Что мы не будем делать сегодня на уроке, давайте зачеркнем.

читать думать

слушать

играть петь

анализировать

кушать танцевать

Цель нашего урока — научиться:

Слайд

слайд

9-13 мин

14-15 мин.

16-24

25-35 мин.

Мозговой штурм:

-Назовите героев сказки.

— Нашёл Петя Зубов остальных ребят?

— Как он нашёл этих ребят?

— Чем они занимались?

— Как вы понимаете выражение «жизнь кругом так и кипит»?

— Почему раньше Петя этого не замечал?

— Как вы думаете, что творилось в душе у Пети? Почему?

— Хотели бы вы оказаться на его месте? Почему?

-Что можно сделать за 1 минуту?

-Вспомните пословицы о времени.

Упустишь минуту – потеряешь час.

  1. Делу время – потехе час.

  2. Потерянную вещь можно найти, потерянное время – никогда.

  3. Время ушло – счастье ушло.

  4. Минута час бережет.

  5. Порядок бережет время.

  6. Начиная дело, о конце помышляй.

  7. Время не ждёт.

  8. Всему своё время.
    Время как воробей: упустишь – не поймаешь..
    Время не деньги, потеряешь – не найдёшь.
    Час упустишь, годом не наверстаешь

-Чему они нас учат?

Вывод:Потеряешь деньги – ничего не потеряешь.
Потеряешь здоровье – немного потеряешь.
Потеряешь время  – потеряешь жизнь.

99764612 1

Жизнь дана на добрые дела.  Спешите делать добро..

Чтение последних страниц сказки.

— Как теперь ребята стали относиться к времени?

— Что автор предлагает нам запомнить? Почему?

Вывод: Дети спаслись, но ты помни: человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет. А потерянное время – это утраченная драгоценность. Следи за своим временем. Для этого пользуйся часами.

Фантазия Е.Л.Шварца была неистощима, а он сам был великим тружеником. Писатель всегда старался не тратить времени попусту, как это неосторожно сделали в сказке ленивые школьники. — Представьте себя на их месте. Не правда ли страшно?

                    99764612 2

     ДЕТИ                                 ВОЛШЕБНИКИ

Петя Зубов                        Сергей Владимирович

Маруся Поспелова             Ольга Капитоновна

Наденька Сокола                Марфа Васильевна

Вася Зайцев            Пантелей Захарович

— Почему автор взял так много героев – 4 школьника и 4 волшебника?

— Что он этим хотел сказать?

— Какой литературный приём использовал автор?  (приём противопоставления)

Работа по группам

-Вопросы героям сказки.

-5 аргументов в защиту своих действий.

-Письмо герою сказки

Игра:верю-не верю

  1. Если вы верите, то во второй строке поставьте знак «+», если нет, то «-» .

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

+

_

+

_

+

+

Верите ли вы, что…

  1. Дети, напрасно теряющие время, превращались в старичков.

  2. Злые волшебники считали время на калькуляторе. ( СЧЁТЫ)

  3. Детей, которые напрасно теряли время, в рассказе пятеро. (4)

  4. Дом волшебников освещался керосиновой лампой.

  5. Дом волшебников находился на опушке леса. (В лесной чаще)

  6. До леса дети – старички доехали на троллейбусе. ( Трамвае)

  7. Среди злых волшебников не было Сергея Захаровича.

  8. Часы в доме волшебников называли часики. ( Ходики)

  9. Для совершения волшебства стрелку надо повернуть в обратную сторону 77раз.

  10. Человек, понапрасну теряющий время, сам не замечает, как стареет.

-Взаимопроверка между группами.Оценивание.

9-10 б. — отлично

7-8 б. — хорошо

5-6 б. — слабо

Меньше 5 — плохо

-Что для волшебников означало «время»? А что для ребят оно означало вначале и потом?

Чему  научила вас эта сказка ?

— Как часто мы непозволительно щедро тратим свое время на пустяки, думая, что впереди его много – неизмеримый океан.

Нельзя тратить драгоценное время, отпущенное человеку на учебу и взросление.

-Найти слова, в которых выражена главная мысль.

«Вот как, оказывается, устроено на свете: человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет.»

-Видео 3

— Но можно ли спастись от этого несчастья?

— Как?

В сказке оказалось можно, если переставить стрелки часов.

— А в реальной жизни?

— Можно ли вернуть прошедшее время?

— Если нет, то какой вывод для себя должен сделать каждый ребёнок?

Время – это главная ценность человека. Экономя его, люди получают дополнительную возможность творить и познавать. Иными словами, делать нас богаче, сильнее, умнее. И вот какая интересная взаимосвязь получается – чем больше мы учимся экономить время, тем быстрее растут наши достижения в учёбе, в труде. В нашей жизни важен каждый час, каждая минута и даже секунда. И поэтому каждый из нас должен ценить и экономить время, не растрачивать его понапрасну. В этом мы с вами убедились, прочитав сказку Е.Л. Шварца “Сказка о потерянном времени”.

Видео

Слайд

Слайд

Видео 3

Видео

Конец урока

36-40мин

1.Итог урока.

Чему  научила вас эта сказка ?

— Как часто мы непозволительно щедро тратим свое время на пустяки, думая, что впереди его много – неизмеримый океан.

Нельзя тратить драгоценное время, отпущенное человеку на учебу и взросление.

-Делу время — потехе час!

-Песня «Драгоценное время» из фильма.

2. Рефлексия.

Карточка обратной связи

99764612 3

На обратной стороне напишите своё настроение.

Словарь настроений:

Мечтательное загадочное веселое

Прославляющее капризное хвалебное

Добродушное волшебное светлое

Возмущенное сонное героическое

Восторженное мрачное шутливое

Таинственное теплое радостное

Шаловливое тихое беспокойное

Торжественное тревожное скрытое

Бодрое серьезное хвастливое

Печальное ликующее нежное

Смешное обиженное хмурое

Грустное сказочное робкое

Тоскливое сердитое спокойное

– Что подразумевал Шварц под потерянным временем? Как вы понимаете название сказки?

3.Домашнее задание

Перескажите наиболее интересный, по вашему мнению, эпизод сказки от лица действующего персонажа этого эпизода.

Слайд

Видео 2

слайд

Дифференциация

Оценивание

Здоровье и соблюдение техники безопасности

В процессе работы на уроке учитель индивидуально помогает учащимся отвечать на простые вопросы,исправляет произношение при чтении вслух.Учитель стимулирует способных учащихся отвечать на вопросы и определять настроение автора.

Формативное оценивание.

  • Самооценивание .

  • Взаимооценивание при работе в группе, классом.

  • Результаты наблюдения учите­лем качества ответов учащихся на уроке.

  • Определение уровня усвоения навыка по теме

Физминутка.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №65/23» г. Пензы

«Сказка о потерянном времени,

или

Быль о том,

как научиться его не терять»

Выполнили: ученики 4 «Г» класса

Мещеряков Дмитрий,

Фищев Александр

Руководитель: Крафт О.В.,

учитель начальных классов

Пенза, 2019

Содержание:

Введение 1 стр.

Основная часть

1. Теоретические основы тайм-менеджмента 3 стр.

1.1. Из истории тайм-менеджмента 3 стр.

1.2. Принципы тайм-менеджмента для школьника 3 стр.

2. Практическая часть. Овладение способами планирования времени 6 стр.

2.1. Помог ли навык организовывать своё личное время людям, достигшим высокого статуса в обществе? Как им удаётся всё успевать? 6 стр.

2.2. Как обстоят дела с планированием дел у учеников нашего класса, всегда ли получается осуществить запланированное, что мешает достичь целей? 7 стр.

2.3. Как мы можем помочь себе и ученикам класса правильно планировать свои дела, чтобы все успевать, как сформировать привычку быть успешным 9 стр.

Заключение 11 стр.

Список используемых источников 12 стр.

Приложение 13стр.

Введение

Очень часто и от одноклассников, и от взрослых слышишь слова о том, что не хватает времени. С утра мы идём в школу, потом на дополнительные кружки и секции, возвращаемся домой поздно вечером, а там нас ждут домашние задания. Получается так, что на развлечения и отдых совсем не остается времени. Отсюда угнетенное настроение, ухудшение отношений с родителями.

Наблюдая за одноклассниками, которые часто что-то забывают, не выполняют школьные задания, ссылаясь на то, что не успели их сделать, и, сравнивая ситуации с собственным, более успешным, опытом, нами была выдвинута гипотеза: если детей с ранних лет обучать умению планировать свое время, они смогут правильно его организовывать, у них сформируется привычка быть успешными.

Стало интересно, как проблема нехватки времени коснулась моих одноклассников. Было проведено анкетирование среди учеников нашего класса и их родителей. Результаты анкетирования представлены в таблице 1.

Проанализировав результаты анкеты, мы увидели, что среди взрослых и детей наблюдается нехватка времени на текущие дела, из-за чего у них возникают жизненные трудности. Причем такие сложности возникают у тех, кто не уделяет внимание планированию своего времени. Родители большинства одноклассников не учат своих детей организовывать свой день, следовательно, те, когда вырастут, продолжат сталкиваться с данной проблемой, как и сами взрослые, потому что их в детстве этому не учили. Актуальность темы нашей работы определяется тем, что в настоящее время многие люди испытывают постоянно дефицит времени и не умеют справляться с этой ситуацией. А ведь это во многом влияет на успешность человека.

Таблица 1.

Вопросы анкеты

Родители

(25 чел.)

Одноклассники

(25 чел.)

Да

Нет

Да

Нет

Хватает ли у вас времени на текущие дела?

6

19

9

16

Возникают ли у вас жизненные трудности из-за нехватки временем?

23

2

25

Учили ли вас в детстве умению планировать свое время?

9

16

Учат ли тебя родители планировать свое время?

5

20

Так появилось желание изучить данную проблему. Выяснить, как же некоторые люди научились управлять своим временем. Попробовать найти способы решения нехватки времени для других.

Наш классный руководитель посоветовал обратиться к детскому тайм-менеджменту, смысл которого, не в том, чтобы у нас всегда были сделаны уроки, а в том, чтобы дать нам, школьникам, такой инструментарий, с помощью которого уроки будут делаться максимально быстро, чтобы больше времени оставалось на игры, хобби и отдых.

Нами была определена цель исследования: выяснить, как правильно организовать свое время, и научиться им управлять, чтобы все успевать и быть успешными.

Для достижений указанной цели нужно было решить задачи исследования:

  1. Узнать:

— что такое тайм-менеджмент, его основные понятия;

— как обстоят дела с планированием дел у учеников нашего класса, всегда ли получается осуществить запланированное, что мешает достичь целей;

— помог ли навык организовывать свое личное время людям, достигшим высокого статуса в обществе.

  1. Найти способ помочь себе и ученикам нашего класса правильно планировать свои дела, чтобы все успевать, чтобы сформировать привычку быть успешными.

  2. Проанализировать полученную информацию, сделать выводы.

Объект исследования: планирование времени.

Предмет исследования: способы планирования времени.

В своем исследовании мы использовали следующие методы:

— изучение и анализ различных источников информации по теме;

— анкетирование;

— статистическая обработка данных;

— интервьюирование;

— наблюдение.

Основная часть

Глава 1.Теоретические основы тайм-менеджмента

    1. Из истории тайм-менеджмента

Тайм-менеджмент – это система приёмов, позволяющих человеку эффективно организовать деятельность по достижению поставленных целей. Термин «тайм-менеджмнт» не вполне корректный: управлять временам – нельзя, организовать его – можно.0 Задача тайм-менеджмента заключается в том, чтобы вовремя определить главное дело. Расстановка приоритетов позволяет эффективно управлять списком намеченных дел, присваивая каждой задаче свой уровень важности.

История тайм-менеджмента началась достаточно давно. Попытки приструнить время начались ещё на старте нашей эры, а это ни много ни мало примерно 2000 лет тому назад. Тогда мыслитель из Рима – Сенека предположил, что время можно разделить на:

— проведённое с пользой;

— с удовольствием;

— без пользы и удовольствия.

Кроме того, Сенека сделал предложение описывать прожитые часы на бумаге, фиксировать каждую минуту. Это помогает анализировать полезность дня.

Приведем еще один пример, теперь из отечественной истории. Петр Ильич Чайковский очень жестко организовывал свой день. Не смотря ни на что, каждый день писал музыку с 6 до 12 утра. Однажды у него спросили: «Как так получается, что вы пишете музыку по расписанию? Ведь Муза она такая капризная, когда хочет тогда и приходит». На что композитор ответил: «Муза пусть, когда хочет, тогда и приходит. А я тренируюсь каждый день по расписанию».0

История тайм-менеджмента в России имеет точку отсчета в начале 20 века. В период зарождения этого явления все идеи по оптимизации временных ресурсов назывались научной организацией времени. Основной успех в России тайм-менеджмент приобрел после московской Олимпиады в 80-м году. Тогда же появилось множество авторских нововведений, которые популярны и по сей день.

Главный эксперт в России в области учёта времени – Глеб Архангельский. Его метод основан на применении различных техник управления временем. Особенно известны две методики:

  1. «Съедание лягушки» — начинать день с выполнения самого неприятного дела в плане. Когда самое трудное позади, мотивация растет, и появляется чувство уверенности в себе.

  2. «Разрезание слона на бифштексы» — «разрезать» трудные, глобальные дела на мелкие задачи. Благодаря этому человек сосредотачивается на простых шагах, меньше сомневается и откладывает дело.

Важный принцип системы — это как раз пошаговое выполнение дел.

    1. Принципы тайм-менеджмента для школьника

Не раз мы слышали, что успешные люди всегда планируют свой день, расписывают свои цели и достижения. У многих получилось этому научиться лишь в осознанном взрослом возрасте. А что, если с ранних лет учиться формировать эту привычку?

Наверное, почти у всех у нас есть листочек или плакат над рабочим столом «Мой режим дня», «Расписание уроков» и т.п. А наш школьный дневник – это типичный пример планировщика. Всё перечисленное является элементами тайм-менеджмента. Но тех навыков организации своего времени, которые нам предлагают в школе, уже недостаточно.

Мы каждый день сталкиваемся с огромным потоком новой информации. Быть успешным в наше время, не научившись управлять этими потоками, невозможно.

В книге Марианны Лукашенко «Тайм-менеджмент для школьника» приводятся различные техники тайм-менеджмента. Мы выделили для себя четыре наиболее на наш взгляд интересные:

1. Жёстко-гибкое планирование

2. «Бюджетирование» времени.

3. Планирование еженедельных жёстких дел

4. Хронометраж и поглотители времени.

Жёсткие и гибкие задачи

Для начала выясним, какие бывают задачи. Задачи делятся на две группы: жесткие и гибкие.

Жесткие задачи имеют четкие временные рамки. Например, каждый день мы приходим в школу в 8:30, уходим в 12.40. Допустим, по вторникам, четвергам и субботам спортивная секция с 19:00 до 20:30. «Сказано — сделано» — это концепция жесткой задачи.0

Для выполнения гибкой задачи главное — найти подходящий момент. Например, убраться в своей комнате или выучить стихотворение к уроку по литературе лучше, когда для этого есть силы и настрой и так далее. Гибкие задачи труднее планировать, да и планировать их особо не надо, важнее о них не забывать. Гибкие задачи можно назвать по другому «Если у меня будет время, тогда я сделаю следующее….»

Приоритеты гибких дел

Гибкие задачи мы выполняем в порядке их значимости, сначала самые важные, затем менее важные. Чем хуже будут последствия от невыполнения дела, тем оно важнее. Таким образом, список гибких дел можно разделить на несколько частей:

1. Сделать обязательно, если их пропустить будут серьёзные последствия. Например, необходимо обязательно выполнять домашнее задание.

2. Сделать желательно, но в крайнем случае можно отказаться. Например, если не починить пульт от радиоуправляемой машинки, то никаких негативных последствий не будет.

3. Сделать неплохо, неприятных последствий не будет. Например, пообщаться с другом в чате.

Таким образом, разделив все гибкие дела по степени важности, мы сможем легче отличить основное от второстепенного. Выполняя гибкие задачи по степени важности, мы сможем достигать значительно большего, чем если этого не делать.

Теперь нам известно, что все дела делятся на жёсткие и гибкие. Для того чтобы реализовать планирование дел на практике, необходимо разделять жесткие и гибкие дела, например используя приведённую ниже табличку. Такую табличку можно нарисовать вручную в обычной тетрадке в клетку или завести специальный ежедневник. В ходе дня выполненные задачи вычеркиваем, а невыполненные переносим на следующий день. Пример таблицы жёсткого и гибкого планирования представлен в приложении 1.

Главное, не смешивать жесткие и гибкие дела в ежедневнике, чтобы не потерять более важные жесткие в гибких.

Планирование еженедельных жёстких дел

Ещё интересный метод планирования заключается в еженедельном планировании жёстких задач. Такой обзор удобен не только нам, но и нашим родителям. Дела на неделю можно оформить также с помощью таблички, которую можно расчертить вручную либо оформить с помощью компьютера. Таблица заполняется на предстоящую неделю и вывешивается на магнитной доске или прикрепляется магнитом к холодильнику. В таблицу можно записывать не только свои задачи, но и родители могут вписывать свои дела. Те дела, которые возникнут в течении недели можно вписывать в табличку. В первую очередь доска планирования помогает видеть жёсткие задачи друг от друга. Однако её вполне можно использовать и для гибких задач, просьб и поручений. Чтобы можно было отличить жёсткие дела от гибких, можно использовать заранее оговорённые цвета. Например, жёсткие дела вписывать синим, а гибкие — зелёным. Тогда будет понятно, что привязка записи ко времени носит условный характер.

Таким образом, семейные доски планирования помогают помнить обо всех задачах, просьбах и поручениях, видеть занятость друг друга, более упорядоченно планировать собственные дела и организовывать время детей, избегать стрессов и накладок. Посмотреть пример таблицы еженедельного планирования можно в приложении 2.

Бюджетирование времени

Мы выяснили, что наши дела делятся на жёсткие и гибкие. Однако есть определённая разница в том, как планировать пятиминутные дела и дела, на выполнение которых потребуется не меньше часа. Пять-десять минут найти нетрудно, а вот отыскать целый час, если мы его не зарезервировали в нашем плане дня, весьма проблематично.0

«Бюджетированные» дела – это большие дела, которые требуются запланировать существенное количество времени.

Итак, планировать день, разделяя задачи не только на жёсткие и гибкие, но и на гибкие «бюджетированные» дела нам поможет табличка, приведённая ниже. «Бюджетируемые» дела можно переносить в левую часть таблицы, где находятся жёсткие дела. Для удобства дела двух типов лучше выделять разными цветами. Вариант заполнения представлен в приложении 3.

Хронометраж и выявление поглотителей времени

Хронометраж – это вспомогательный инструмент тайм-менеджмента. Хронометраж нужен для того, чтобы увидеть, как мы расходуем время и где оно пропадает зря, т.е. определить поглотителей времени.

Теперь мы расскажем о поглотителях времени. Куда уходит время? Ужас состоит в том, что мы тратим время на ерунду вместо важных дел. Ведь именно важные дела могут сильно изменить нашу жизнь в лучшую сторону. И чем больше этих важных дел удастся переделать, тем успешнее мы становимся.0

Поглотители времени – это процессы, люди или события, из-за которых время используется неэффективно. Примеры поглотителей времени:

— телефонные разговоры;

— просмотр телевизионных передач, фильмов;

— переписка по мессенджерам Viber 99766954 1 , WhatsApp 99766954 2 и Skype 99766954 3

— общение в «Одноклассниках» 99766954 4 , «ВКонтакте» 99766954 5 , Instagram 99766954 6 и других социальных сетях;

— компьютерные игры;

— спешка, переделывание неправильно сделанной работы;

— промедление;

— поиск нужной вещи;

— опоздание на поезд, попадание в перерыв;

— опоздание на занятие (приводит к непониманию объясняемого материала);

— пустые разговоры и споры;

— волнение, беспокойство;

-постоянное переключение с одного на другое, неспособность сконцентрироваться.0

Ниже в приложении 4 приведён пример ведения хронометража. Перед тем как приступить к выполнению какой-то работы, мы записываем её в эту таблицу в колонку «Дело». В следующей колонке указываем время начала. Потом спокойно делаем работу, не глядя на часы. А как только заканчиваем, смотрим на часы и в колонке «Окончание» записываем время. Дальше новое время и мы всё повторяем сначала. А столбец «Затраченное время» надо заполнить вечером, когда будут выполнены все дела.

Если возможно ожидание, думаем заранее, чем заполнить это время. Чтобы не опоздать, ставим будильник и выходим из дома с запасом времени. Поддерживаем порядок – тогда мы легко и быстро в нужный момент найдём любую вещь. Делаем продолжительную работу в один присест (или с короткими перерывами на отдых), не отвлекаясь на посторонние дела.

Глава 2. Практическая часть. Овладение способами планирования времени

2.1. Помог ли навык организовывать своё личное время людям, достигшим высокого статуса в обществе? Как им удаётся всё успевать?

Практическую часть своей работы мы начали с изучения личного опыта людей, достигших успехов в своей работе. Успех ни к кому не приходит просто так. Для этого нужно долго и упорно трудиться. Но оказывается это еще не всё, у каждого успешного человека есть свои секреты достижения успеха, свои маленькие тайны, которые помогают преуспеть.

Чтобы выяснить это, мы обратились за помощью к людям, которые добились профессионального признания в различных сферах деятельности в нашем регионе и не только. Нам удалось встретиться и побеседовать с заслуженной артисткой Пензенской области Мещеряковой Н.А., руководителем службы аудита ПАО Сбербанк Нагдасевым А.В., директором по персоналу компании Мегафон г. Москва Мещеряковой О.А.

Вот несколько эффективных приёмов и привычек, которыми с нами поделились наши собеседники:

— ведут бизнес — календари, финансовые календари и личные календари, в которых сначала планируются важные мероприятия, поездки и встречи на год вперед, затем планируются ежеквартальные, ежемесячные и еженедельные дела;

— чтобы освободить мозг от запоминания всех дел, требующих внимания, используют любые внешние носители: ежедневник, таблицы, стикеры или приложения в телефоне;

— девизом дня является «Все запланированные задачи должны начинаться своевременно и заканчиваться вовремя»;

— один из секретов «Не жалеть себя» — вроде бы запланировал что-то сделать, а потом думаешь, устал, лучше отдохну, развеюсь и будет легче приступать к делам. Но легче не становится, а наверстывать упущенное приходится уже не в самое подходящее время, когда сил уже действительно нет;

— воплощают идеи, как только они «поселятся» в голове;

— вечером составляют список дел, которые хотят выполнить завтра; по окончанию дня анализируют, что удалось или не удалось завершить;

— стараются соблюдать режим дня, ложиться спать не позже 22:00-23:00, чтобы быть отдохнувшими и бодрыми на следующий день;

— помогает расслабиться и переключиться с рабочих задач проведение домашней уборки; или забраться под одеяло и ничего не делать (конечно, не весь день, но какое-то время); проводить вечер в кругу семьи, общение с любимыми людьми – лучшее, что может случиться после продуктивного дня;

— выходные проводят активно: много гуляют на свежем воздухе, общаются с друзьями; занимаются любимым делом.

Оказалось, что в организациях, которых они трудятся, тайм — менеджменту уделяется должное внимание. Управление временем в организации ложится на плечи менеджеров, которые составляют оперативные и среднесрочные планы работы для исполнителей. Сегодня есть немало компьютерных программ, которые позволяют планировать рабочее время сотрудников, а также контролировать выполнение задач и затрачиваемое время.

Мы поинтересовались, а как у них обстояли дела с планированием и соблюдением порядка дня в школьном возрасте. Все собеседники сообщили, что каждый день у них был буквально расписан по минутам (школа, уроки, тренировки, помощь родителям по хозяйству, любимые занятия). Кто-то был дисциплинированным, с детства ставил перед собой цели и стремился их достигать. Кто-то считал, что распорядок дня придуман взрослыми назло, но приходилось его строго соблюдать. И только с возрастом пришло понимание, что такой родительский контроль был только им во благо.

Секретом своего успеха вышеуказанные люди считают правильное планирование времени.

2.2. Как обстоят дела с планированием дел у учеников нашего класса, всегда ли получается осуществить запланированное, что мешает достичь целей?

Выявляя успешность одноклассников, мы решили начать с анализа их успеваемости.

И99766954 7 з 25 человек нашего класса 7 человек имеют низкую успеваемость (имели средний балл «3»), 18 человек имеют хорошую успеваемость (учатся на 4 и 5). Полученные данные мы выразили в диаграмме:

Кроме того, мы выяснили, что дети, которые имели хорошую и отличную успеваемость посещали дополнительные секции и кружки, а также имели успехи в школьных олимпиадах, призовые места в спортивных соревнованиях.

На следующем этапе нашей работы мы провели опрос наших ребят с помощью анкеты, а результаты записали в виде таблиц.

«Планируешь ли ты свой день?»

Варианты ответов

Количество ответов (чел)

Количество ответов (%)

Записываю на листочке то, что мне необходимо сделать за день

3

12

Мои дела планируют родители

6

24

Никак не планирую

7

28

Составляю план на день вместе с родителями

9

36

Большая часть детей не стремиться к самостоятельному планированию своего дня, поэтому осознанной привычки на сегодняшний момент у них нет. Есть дети, которые никак их не планируют свой день. Причем, именно у этих ребят наблюдаются трудности в учебе.

«Успеваешь ли ты сделать необходимые (или запланированные) дела в течение дня?»

Варианты ответов

Количество ответов (чел)

Количество ответов (%)

Да, успеваю

9

36

Не всегда успеваю

10

40

Часто что-то не успеваю

6

24

Выявилось, что успевают делать запланированные дела те, кто фиксирует их на бумаге. А те, что никак не планирует свой день, ссылаются, что не успевают выполнять необходимые дела.

«Считаешь ли ты, что твоё время часто тратится впустую?»

Варианты ответов

Количество ответов (чел)

Количество ответов (%)

Да

17

68

Нет

8

32

Большая часть ребят класса осознают, что часто тратят время впустую.

«Хочешь ли ты научиться самостоятельно планировать свой день так, чтобы времени хватило и на занятия, и на досуг?»

Варианты ответов

Количество ответов (чел)

Количество ответов (%)

Да, хочу

21

84

Нет, не хочу

4

16

Практически все хотят научиться самостоятельно планировать свой день. Они осознают, что это позволит им иметь больше времени для любимых занятий. Но анализ предыдущих вопросов показывает, лишь немногие из них пытаются изменить ситуацию к лучшему, как-то контролировать ее. Одним словом, осознанного управления временем у большинства одноклассников нет. Одного желания недостаточно, необходимо понимать, каким способом этого можно добиться.

Далее мы предложили группе детей из 15 человек с плохой и средней успеваемостью в течение недели вести хронометраж своего времени, с целью выявления поглотителей времени. В результате данного анализа мы смогли выявить основные поглотители времени:

  1. зависание в социальных сетях (9 из 15 человек);

  2. игры в компьютерные игры (12 из 15 человек);

  3. безделье (9 из 15 человек);

  4. встреча с друзьями (8 из 15 человек);

  5. просмотр телевизора более 1,5 часа в день (10 из 15 человек).

Данные наблюдения выявили не только основных поглотителей времени моих одноклассников, но и противоречие, связанное с их личными качествами. Научиться самостоятельно планировать свой день, чтобы времени хватало и на занятия, и на досуг, хочет 84 % детей. Но из тех 15 человек, которые постоянно испытывают различные трудности мало, что изменили в своем дне, по-прежнему тратя его попусту. Следовательно, необходима самодисциплина, конкретные поступки.

2.3. Как мы можем помочь себе и ученикам нашего класса правильно планировать свои дела, чтобы всё успевать; как сформировать привычку быть успешными?

По результатам проведенного анализа, мы пришли к выводу, что школьники нерационально распределяют своё время. Мы решили оказать им в этом помощь. Был проведён классный час, на котором рассказали об основных способах планирования дня. Привели примеры планирования взрослых людей, которые смогли добиться определённого успеха в жизни, и какими способами они этого добиваются, В завершении классного часа мы раздали одноклассникам памятки, в которых просто и доступно рассказали о тайм-менеджменте школьника, основных приемах планирования своего дня.

Данная тема показалась очень интересной для ребят нашего класса. Было решено представить нашу работу на классном собрании совместном с родителями, так как многие ребята нуждаются в поддержке взрослых. А также представить опыт семей, где детям привита привычка планирования временем. Например, один наш одноклассник заносит важные мероприятия дня в свой телефон, который заранее оповещает его звуковым сигналом. Интересен опыт одноклассницы, которая использует стикеры. Она сделала вместе с мамой много стикеров с задачами, и стала их распределять в том порядке, как их планировала выполнить, переклеивая их в соответствии с нужным порядком, или часть откладывая, на будущее. Стикеры размещаются на холодильнике в колонки: «сделаю позже», «надо», «делать». Выполнив дела, стикеры убираются.

«Сделаю позже». Сюда попадают задачи с пока неопределённым сроком выполнения, вроде «надо не забыть когда-то потом при случае сделать». В общем, они на виду, и когда придёт их черёд — про них не забудут.

«Надо». Это конкретные задачи, которые нужно сделать на этой неделе. Они туда попадают и из первой колонки, и напрямую (например, в школе что-то задали). Часть стикеров тут появляется вечером воскресенья, а часть добавляются в течение недели.

«Делать». Это задачи на день. Часть задач здесь оказывается вечером накануне, из колонки «надо» или напрямую.

В целях дальнейшего исследования мы подобрали две группы ребят, не объясняя им цель нашей работы. В контрольную группу вошли 5 ребят, испытывающие трудности в организации своего времени. Не смотря, на то, что на классном часе они узнали о техниках организации времени, эти дети не использовали тайм-менеджмент, и по-прежнему испытывали нехватку времени, низкую успеваемость.

В другой, экспериментальной группе, также было 5 одноклассников, которые под нашим руководством выполняли задания, осваивая умение планировать свое время. В течение месяца они выполняли те техники, которые были нами изучены в литературе. Также им предложили использовать известный опыт взрослых и одноклассников. Первые положительные результаты нашей работы мы получили уже через 2 недели. В своих отчетах они писали, что делать домашнее задание получается быстрее, а также у них остаётся время на помощь родителям и прогулку на улице. Представляю результаты наших наблюдений за одним из учеников в таблице 2.

Учет выполнения запланированных дел на день ученика 4 Г класса К.Д.

Таблица 2.

18.11

19.11

20.11

21.11

22.11

23.11

24.11

Процент

выполнения

намеченных дел

64%

59%

67%

70%

73%

69%

70%

25.11

26.11

27.11

28.11

29.11

30.11

01.12

71%

74%

77%

77%

82%

70%

70%

Анализируя хронометраж данного одноклассника видно, что процент выполненных дел растет. Есть дни, когда результат снижается в связи с тем, что нет устойчивой привычки контролировать время и не удалось еще полностью освободиться от поглотителей времени. Особенно сильное уменьшение результата в выходные дни, что объясняется тем, что не всегда планы ребенка совпадают с общими. Это, значит, что в семье необходимо обговаривать планы на день совместно.

Кроме этого ребята сообщили нам, жизнь их стала гораздо интереснее, чем раньше, так за день успевают больше сделать любимых дел (посмотреть кино, погулять, порисовать и т.п.) Улучшилось самочувствие, настроение.

Критерием успешности для учеников, участвующих в экспериментальной группе, решили взять качество знаний. Мы сравнили средний балл за 1 и 2 четверти этих ребят с результатами тех, кто не выполнял техники тайм-менеджмента, чтобы оценить их эффективность. Данные представлены в таблице 3.

Информация о среднем балле учащихся

Таблица 3

Период времени наблюдения

Средний балл учеников, участвующих

в экспериментальной группе

Средний балл учеников,

не участвующих

в экспериментальной группе

1 четверть

3, 8

3, 7

2 четверть

4, 2

3, 7

Анализ данных показывает, учащиеся, участвующие в экспериментальной группе, улучшили качество своих знаний, что нельзя сказать о тех, кто не работал над развитием своего умения планировать время.

Формирование новой привычки шло непросто. Задания выполнялись нерегулярно, с опозданием. Трудно было вести необходимые записи. Ребята ссылались на нехватку времени. Им требовалась помощь взрослых. Один человек выбыл из этой группы.

Нехватка времени – настоящий бич нашего современного общества. С его нехваткой сталкиваются все: и взрослые, и дети. В частности, школьникам не хватает времени, чтобы сделать домашние задание, заняться любимым делом.

Такие ситуации зачастую происходят у людей, которые не уделяют должного внимания процессу планирования своей деятельности. Естественно, ведь навыкам тайм-менеджмента и управления временем не учат в школе, а многие родители, участвующие в процессе нашего развития, нередко и сами толком не умеют планировать свою деятельность, хотя в этом и нет совсем ничего сложного. Просто этому, как выяснилось, не уделяется должного внимания.

На сегодняшний день существует немало отличных техник планирования, позволяющих научиться рационально использовать свой временной ресурс и извлекать из этого процесса максимальную пользу для себя.

Замечательная «Сказка о потерянном времени» Е. Шварца заставляет задуматься о ценности времени. Тайм-менеджмент – это, можно сказать, быль о том, как научиться его не терять.

Заключение

Изучив информацию из разных источников, общаясь с успешными людьми, проведя практическую работу по освоению разных способов планирования и управления временем, наша гипотеза подтвердилась. Если к своему времени относиться осмысленно и ответственно, а этому нужно учиться с детства, то его чудесным образом становится достаточно для запланированных дел.

Проведя исследование, мы пришли к следующим выводам:

1. Тайм-менеджмент – общее название различных техник и методов, позволяющих рационально планировать использование своего времени. При правильном подходе к делу можно научиться тратить времени меньше, а успевать больше.

2. Успеха в любом деле и в жизни в целом нельзя достигнуть без рационального планирования своего времени.

3. Существует много различных методик и программ тайм-менеджмента. Все они легко применяются на практике. Можно выбрать наиболее удобный вариант для себя.

4. Однако, если нет желания самодисциплинироваться, то, толку от этого не будет. Поэтому, нужно задать себе вопрос, а готовы ли мы меняться.

5. Корпоративный тайм-менеджмент широко применяется в организациях для улучшения производительности труда сотрудников. Но практически отсутствует в повседневной жизни школьника: многие родители не владеют навыками тайм-менеджмента, в школе это не преподают. Следовательно, необходимо заниматься саморазвитием.

6. Обучение школьников основам тайм-менеджмента способствовало бы достижению большего за меньшее время, а сэкономленное время позволило бы использовать его для достижения других целей.

Практический выход исследования:

1. Проведение классного часа на тему «Роль тайм-менеджмента в современном мире».

2. Разработка памятки для учеников начальной школы «Как выработать привычку быть успешным, управляя своим временем ». Передача ее в школьную библиотеку.

3. Ознакомление родителей класса на классном собрании с положительным опытом освоения учениками класса приемов организации времени.

В наших семьях есть хорошая традиция с уважением относиться ко времени. Наши родители учат нас правильно им распоряжаться. Проведя данное исследование, мы увидели разные варианты планирования и совершенствовали вместе с товарищами как можно рационально и с пользой проводить своё время.

Источники информации

1. М. Лукашенко. «Тайм-менеджмент для школьника: Как Федя Забывакин учился временем управлять». – М.: Альпина паблишер, 2019.

2. Т.В. Меркулова, Т.В. Беглова «Тайм-менеджмент для детей, или как научить школьников организовывать своё время» — М.: Педагогический университет «первое сентября», 2011.

3. Григорий Харин «Тайм-менеджмент» — электронное издание, vk.com/gregorykharin

4. https://bogushtime.com/blog/taym-menedzhment-dlya-tvorcheskih-lyudey-ili-planirovanie-kak-tvorchestvo

5. http://markov-a.ru/stati/efficiency/planirovanie/5_principov_zhestkoe_i_gibkoe_planirovanie_ del_sistema_ezhednevnogo_kalendarnogo_planirovanija/

6. http://markov-a.ru/stati/efficiency/work/kuda_uhodit_vremja_8_hronofagov_poglotitelej_ vremeni_i_borba_s_nimi/

Приложение 1. Жесткое и гибкое планирование

Время

Жёсткие дела

Гибкие дела

8.00

Школа

9.00

Школа

10.00

Школа

11.00

Школа

12.00

Школа

13.00

Школа

14.00

Сделать д.з. по рус.яз.

15.00

Сделать д.з. по математике

16.00

Выучить стих

17.00

Сходить погулять с Дашей

18.00

Спорт. секция

Посмотреть фильм

19.00

20.00

21.00

22.00

Приложение 2. Еженедельное планирование

ЧасыДни

Пн.

Вт.

Ср.

Чт.

Пт.

Сб.

Вс.

8.00

9.00

10.00

11.00

12.00

13.00

14.00

15.00

16.00

17.00

18.00

19.00

20.00

21.00

22.00

Приложение 3. Бюджетирование времени

Жёсткие дела

Гибкие дела

8.00

Школа

8.30

Школа

9.00

Школа

9.30

Школа

10.00

Школа

10.30

Школа

11.00

Школа

11.30

Школа

12.00

Школа

12.30

Школа

13.00

Школа

13.30

Нарисовать рисунок ?

14.00

Обед

Погулять с другом ?

14.30

Посмотреть кино ?

15.00

Сделать д/з по англ. яз. 40 мин

15.30

16.00

Сделать д/з по русскому языку 40мин

16.30

17.00

17.30

18.00

18.30

Подготовить проект 1,5 часа

19.00

Ужин

19.30

Доделать доклад

20.00

20.30

21.00

21.30

22.00

Приложение 4. Ведение хронометража

Дело

Начало

Окончание

Затрачено времени

Пришёл к репетитору

14:00

16:45

2 ч. 45 мин.

Дорога домой

16:50

17:15

25 мин

Делаю уроки

18:00

18:50

50 мин

Собираю портфель

18:50

19:00

10 мин

Смотрю ТВ

19:00

20:30

1 ч. 30 мин

Кормлю рыбок

20:30

20:40

10 мин

Помогаю маме

20:40

21:30

50 мин

Вечерние процедуры, сон

21:30

06:30

9 ч

0 Т.В. Меркулова, Т.В.Беглова «Тайм-менеджмент для детей, или как научить школьников организовывать своё время» Учебно-методическое пособие.

0 https://bogushtime.com/blog/taym-menedzhment-dlya-tvorcheskih-lyudey-ili-planirovanie-kak-tvorchestvo

0 : http://markov-a.ru/stati/efficiency/planirovanie/5_principov_zhestkoe_i_gibkoe_planirovanie_del_sistema_ezhednevnogo_kalendarnogo_planirovanija/

0 М. Лукашенко «Тайм-менеджмент для школьника»

0 http://markov-a.ru/stati/efficiency/work/kuda_uhodit_vremja_8_hronofagov_poglotitelej_vremeni_i_borba_s_nimi/

0 М. Лукашенко «Тайм-менеджмент для школьника»

23

Вниманию зрителей будет представлен уникальный цирковой проект «Новогодняя сказка о потерянном времени» всемирно известной династии Филатовых-Клыковых, которая на протяжении почти двух столетий работает с дикими и экзотическими животными. Шестое поколение династии, Анастасия и Михаил Филатовы-Клыковы, выступают режиссерами и постановщиками шоу, которое позволит взрослым и детям окунуться в волшебный мир чудес.

Захватывающие новогодние приключения начинаются с первых минут представления. Исполнится ли заветное желание девочки Леры побывать на волшебном балу? Ведь неприступная Ледяная Королева заморозила время и всех героев сказки! Наступит ли Новый год? Чем закончится путешествие девочки в поисках Деда Мороза? Кто придет Лере на помощь, чтобы вернуть людям праздник? Ну, конечно же, любимые и узнаваемые сказочные персонажи, которых играют артисты, исполняя при этом сложнейшие цирковые трюки.

Обаятельный хвастунишка Сказочник и весёлая Баба- яга в исполнении клоунского дуэта «No comments» превращают улыбку в искренний смех.

Забавные обезьяны-джигиты, яркие попугаи, пони, питоны, веселые собачки, грациозные кошечки вызывают зрительскую симпатию с первого взгляда (руководитель заслуженная артистка России Юлия Филатова).

Уникальная дрессура в исполнении Деда Мороза (заслуженный артист России Андрей Клыков) и его партнёры — бурые медведи приводят публику в восторг.

Артисты — акробаты на дорожке под руководством Семена Крицкого демонстрируют физические возможности человека и свое профессиональное мастерство.

Воздушные гимнасты Екатерина и Сергей Остудины покоряют зрителя зрелищными и захватывающими трюками под куполом цирка.

Эквилибристы Михаил и Андрей Карлагины радуют и удивляют исполнением не только классического степа, но и степа на руках.

Уникальное соединение разных направлений в жанре акробатики в исполнении артистов под руководством Вячеслава Лебедькова никого не оставляют равнодушным.

Смелые и храбрые наездники номера «Русские казаки» под руководством Виолетты Александровой-Серж виртуозно выполняют гимнастические и акробатические трюки на лошадях в жанре джигитовки.

Вячеслав Остудин знакомит с вершинами своего мастерства в жонглировании.

Вместе с героями сказки на манеже — шоу балет «Помпадур» под руководством Анастасии Филатовой — Клыковой. Пластика тела, красота и эстетика танца органично вплетаются в сюжетную линию новогодних приключений.

В программе использованы эксклюзивные дизайнерские костюмы от владельца коллекции — Надежды Карлагиной.

Создадим вместе атмосферу зимнего праздника, чуда и волшебства! Трогательная новогодняя история, красочность и шоу-эффекты, динамичные трюки, море смеха, авторские песни, многообразие животных подарит долгий заряд позитивного настроения! Ждем вас на главной новогодней сказке города!

Уважаемые зрители!

Ивановский цирк заботится о здоровье каждого из вас! Наши сотрудники соблюдают все меры санитарных требований защиты. И мы, в свою очередь, очень просим вас беречь свое здоровье и здоровье других зрителей!

Пожалуйста, при входе в цирк надевайте защитную маску на себя и ребенка, обрабатывайте руки специальными средствами, а также проходите бесконтактную термометрию.

Во время представления не снимайте маску, ведь она является основным средством защиты вашего здоровья и здоровья членов вашей семьи, соблюдайте дистанцию и занимайте места согласно купленным билетам.

Мы приложили все усилия, чтобы ваше пребывание в цирке было максимально безопасным, и разработали несколько новых правил посещения представлений:

1. При посещении представлений необходимо иметь с собой маску, перчатки и носить их в течение всего периода пребывания в здании цирка.

2. Граждан в возрасте 65 лет и старше, а также граждан с признаками ОРВИ и/или имеющих хронические заболевания (Постановления №272 от 05.04.2020 г. (Приложение №2)) просьба воздержаться от посещения представлений ради вашего здоровья и безопасности.

3. Все зрители, посещающие представления, перед прохождением билетного контроля должны измерить температуру тела. В случае обнаружения повышенной температуры (свыше 37,2°) зритель будет направлен к штатному врачу Ивановоского государственного цирка, который после осмотра примет решение о возможности посещения представления.

4. Для вашей безопасности в зоне контроля и у входов в зал будут расположены антисептики для рук.

5. Просим соблюдать социальную дистанцию 1,5 метра и не объединяться в группы.

6. Просим не пересаживаться в зрительном зале без разрешения администратора.

Проход билетного контроля начинается за 45 минут до начала представления. Вход в зрительный зал за 30 минут до начала.

Берегите себя и своих близких!

Также обращаем внимание на то, что, согласно пункту 7.6 «Положения о порядке продажи билетов на зрелищные мероприятия и посещения филиалов ФКП «Росгосцирк», право бесплатного прохода на представление в сопровождении взрослого имеют дети возрастом до 3-х лет.

Внимание! Детям до 3 лет вход бесплатный, при наличии свидетельства о рождении. С 3 лет приобретается полный билет. Важно! В сопровождении одного взрослого может пройти только ОДИН ребенок до 3 лет.

20 октября 2021

1641 просмотр

«Правда в том, что, если бы люди действительно были бы так счастливы, как выглядят в соцсетях, они бы не проводили столько времени в интернете, потому что тот, кто по-настоящему счастлив, не тратит полдня на то, чтобы делать селфи для соцсетей».

Фредерик Бакман «Тревожные люди»

Залипание в гаджетах — далеко не новая тема для обсуждения, однако до меня эта проблема докатилась лишь прошлой осенью.

Почему это стало проблемой? Ведь, так или иначе, почти все сейчас имеют смартфон и используют его по несколько часов в день. Для меня это стало проблемой, когда я поняла, телефон начал управлять мной, а не я им.

a701e1b2ebe9ca47f53916d9dbb70100

Никогда не говори никогда

Когда-то я думала, что сия чаша меня минет, и, достигнув определенного уровня просветления осознанности, я-то уж точно никогда не буду так залипать. Помню, как пару лет назад, сидя с подругой в кафе, я удивилась, что она проверяла телефон чуть ли не каждые пять минут. Мне тогда это показалось странным, и я подумала, что мне это не грозит — я занимаюсь телесными практиками, иногда медитирую, значит, защищена. Как говорится в пословице, не зарекайся.

Октябрь 2020 года выдался для меня очень активным:  много работы, что меня радовало, временный переезд в соседний город, что тоже было приятной новостью, но одна ложка дегтя в банке с медом — нестандартная рабочая ситуация, которая усугубила мое чрезмерно эмоциональное состояние.  Моя психика перегрелась от количества внешних раздражителей и моей эмоциональной реакции на них. Как вы видите, приятных событий было больше, чем негативных, но в сумме их оказалось много, и я не смогла с ними справиться без побочных эффектов.

Мне стало сложно засыпать в привычное время, и я начала зависать в соцсетях. Скажу честно, так как вначале это совпало с приятными переживаниями, бдительность моя упала: было хорошее настроение и хотелось его продлить. Я и не думала, что лишние полчаса за просмотром ленты в Инстаграме, где красивые фотографии, которые можно с удовольствием рассматривать, в последующем только усугубят мои сложности с засыпанием.

9b9b3ef8569028b55134bdea7817a5a5

И даже на этом этапе меня ничего не насторожило: ведь у меня хорошее настроение, спать пока не хочется, посмотрю инсту. Я не анализировала, почему потом, уже отложив телефон в сторону и приготовившись спать, сразу все равно не засыпала. О том, что проблема есть, я поняла, когда все-таки стала ложиться раньше, а уснуть долго не получалось. Ок, подумала я, буду дышать, благо некоторые техники дыхания мне знакомы и раньше они мне помогали прийти в более спокойное состояние. Но в тот раз дыхание мне не помогло.

Сказать по правде, меня это стало раздражать — я реально пробую решить проблему, использую правильные вещи (тем более не таблетки, а бережное дыхание!), а сон все равно не идет. Почему оно не срабатывает, а?

Я, конечно, немного иронизирую над собой, потому что эта ситуация наглядно показала мне, что самоуверенность — иногда очень вредная штука. Она настраивает на линейное решение проблемы и использование привычных инструментов тогда, когда они могут не сработать. Более того, даже знание самых бережных практик может не помочь, если пытаешься наскоком решить проблему со здоровьем и относишься к своему телу как к «такси для мозга» (термин, который часто используют специалисты эмбодимент подхода). А я пыталась сделать именно это — мне хотелось устранить последствия, не устраняя первопричину.

Со временем, просто лежать и дышать мне надоело. Тогда я снова стала включать телефон, ночью, лежа в кровати, и смотреть ленты во всех соцсетях. Иногда я понимала, что уже и не хочется смотреть, но оторваться уже было сложно! Я поняла, что «подсела», когда вдруг четко увидела эту закрепившуюся автоматическую привычку — ложусь спать, а рука тянется за телефоном! Сама! Я еще не подумала, что, вот, было бы здорово посмотреть ленту инстаграма, рука тянулась за телефоном сама. Вот здесь мне стало не по себе. Я осознала масштаб провала своей осознанности.a701e1b2ebe9ca47f53916d9dbb70100

Пора бросать

Нужно было что-то делать. У меня оказалась книга Нины Рубштейн «Пора бросать», которая посвящена работе с зависимостям. Ведь со мной именно это и случилось — я попала в зависимость от телефона. В книге много советов, но основной — замена зависимости на какое-то полезное дело. Я решила, что идеальным вариантом в моей ситуации будет чтение. А чтобы не соблазняться, стала оставлять выключенный телефон в другой комнате. Кстати, идея оставлять телефон в другой комнате посещала меня давно, но так как в телефоне был будильник, под который я могла спокойно просыпаться, а не вскакивать от его резкого звука, который частенько встречается у стандартных будильников, я эту идею отметала. Поняв, что другой будильник все же нужно найти, я обнаружила, что мой старый смартфон прекрасно справляется с этой задачей — тихий звук с мягкой вибрацией вполне меня устроил. К тому же, там не было симки, и интернет я специально не стала на нем настраивать.

Скажу честно, первое время, когда я заменила соцсети чтением книг, почти ничего не поменялось — я по-прежнему долго не могла уснуть. Но, состояние менялось — все-таки, когда читаешь книгу, оно более ровное, чем когда видишь сменяющиеся яркие картинки с многочисленными темами, которые только разгоняют воображение. Итак, начало было положено.

Сон восстановился где- то месяца через три-четыре после того, как я стала оставлять телефон в другой комнате и читать перед сном вместо просматривания френдленты. Все это время искала информацию о способах борьбы с бессонницей. Лучший материал на эту тему, который я нашла, был у Олеси Власовой. Она описывает свою историю бессонницы в нескольких статьях и приходит к интересным выводам о причинах, приведших к отсутствию сна на протяжении очень долгого периода. Пересказывать не буду, лучше прочитать в оригинале.

На этом можно было поставить точку, если бы эту статью я написала сразу после того, как мой сон нормализовался. Но… Теперь я знаю, что о своих успехах лучше говорить не сразу, а спустя время — восторг уляжется, а важные незаметные детали могут ускользнуть. Более того, может случиться откат.a701e1b2ebe9ca47f53916d9dbb70100

Не говори «гоп», пока не перепрыгнешь

Когда нормальный сон вернулся в мою жизнь, я порадовалась, «взяла с полки пирожок» за осознанный подход в обращении с телефоном — он по-прежнему оставался на ночь в гостиной,  — немного расслабилась и… В какой-то момент, где-то еще месяца через четыре, снова стала иногда брать телефон в спальню. Каждый раз были какие-то, казалось, объективные причины: не успела кому-то ответить в Вотсапе, нужно посмотреть вотпрямщас очень коротко какую-то информацию, а то завтра забуду. И потом, я же знаю, что история с залипанием  — пройденный этап, и на старые грабли я уже не наступлю. Но нет! Как говорится, снова здравствуйте.  Я — Женя, и у меня зависимость от телефона.

Но, надо отдать должное, самой себе, в этот раз мне удалось отловить проблему на подлете, не дожидаясь проблем со сном.  Это побудило меня внимательнее посмотреть на то, что сейчас происходит со мной, какой внешний событийный поток способствует тому или иному моему эмоциональному состоянию, какие нерешенные проблемы могут «фонить», вынуждая меня прятаться от них в телефон.a701e1b2ebe9ca47f53916d9dbb70100

Для начала

Я поняла, что нужно разобраться с эмоциями. Но сказать это легче, чем сделать, поэтому, прежде всего, я решила сделать какие-то конкретные шаги.

Первым делом установила на телефон приложение, которое подсчитывает количество времени, проведенного в телефоне. Каждый день вечером или утром я вижу отчет. Если максимально честно пропустить через себя этот опыт, что-то начинает меняться. Например, я вижу цифру 4 — если честно, она меня ошеломляет! Как?! Откуда 4 часа?! Я даже не заметила!.. Ведь  по работе у меня нет такой потребности в постоянном использовании телефона. Если каждый день просто отмечать свои чувства и мысли по этому факту, начинаешь задумываться: сегодня 4 часа, вчера 3,5, позавчера 5!

А ведь я думаю, что у меня не хватает времени, чтобы заняться, например, керамикой или рисованием. Но это не так! У меня не хватает не времени, а внимания — оно настолько расфокусировано за счет просмотра разных фото, аккаунтов других людей, чтения пусть и интересных, но мыслей других людей нацеленных на свои интересы — и все это уносит меня в поток, в котором не всегда есть я, мои мысли, моя жизнь.

We Are Social представила доклад Digital 2020:

Среднестатистический пользователь интернета в возрасте от 16 до 64 лет проводит онлайн 6 часов 43 минуты ежедневно. Это означает 100 дней беспрерывного использования интернета в течение года. РФ попала в топ-15 стран, наиболее зависимых от интернета, — средний россиянин проводит в онлайне 7 часов 17 минут в день.

Отличной находкой стало, что я обнаружила на телефоне функцию режима «не беспокоить» и переход в режим сна: она включается в час отхода ко сну и отключается вместе с утренним будильником. Временные рамки можно выставить индивидуально. Самое главное — когда включается этот режим, экран становится черно-белым. Вы когда-нибудь смотрели ленту инстаграма в черно-белых цветах? Тут же пропадет все очарование красивых и привлекательных фото.

32162208a57e350da032ce4f89685008

Если вдуматься, Инстаграм дарит быструю эмоцию — цветочки, котики, красивые люди. Еще минуту назад у меня было плохое настроение, потому что я не могу решить одну проблему, а тут за минуту переключаюсь и попадаю в идеальный мир. Ну, почти идеальный. Проблема уже не кажется такой болезненной — ведь настроение изменилось в лучшую сторону. На самом деле, я просто от нее отвернулась, переключив внимание на то, что дарит немедленное расслабление. Если каждый день идти по этому пути, будет казаться, что так можно решить мучающий вопрос. Иногда и правда время все расставляет по местам. Но чаще это приводит к самой настоящей зависимости.

Отматывая события назад, я пыталась понять: почему же со мной все это произошло и почему, например, это не случилось раньше? Ведь и до этого бывали интенсивные периоды, когда разные события вызывали сильный эмоциональный отклик.

Я пришла к выводу, что не последнюю роль сыграло также и то, что, сменив смартфон на более новый, мне стало приятнее держать его в руках — тактильно приятная поверхность, красивые сочные цвета экрана, неплохой звук. Если в жизни есть давно нерешаемые вопросы, так легко улететь в этот приятный мир, который дарит приятные эмоции прямо сейчас.

«Немедленное уменьшение неприятного чувства приводит к злоупотреблениям, интенсивность переживания снижается на время, но эмоции возвращаются.  И уже мысль о возвращении эмоции заставляет напрягаться. Подавление ведет к росту активности симпатической нервной системы».

Роберт Лихи, «Терапия эмоциональных схем»

a701e1b2ebe9ca47f53916d9dbb70100

Промежуточные итоги

Пока я не могу похвастаться, что эта история имеет свое завершение — мои исследования и самонаблюдения продолжаются.

Телефон сейчас я использую намного меньше. Иногда в день бывает всего 1,5-2 часа — после 4 и 5 часов это настоящее достижение, и я им радуюсь. Если я замечаю, что мне снова хочется затеряться в недрах Инстаграма, сканирую свое состояние — как правило, это значит, что я не отследила сильную эмоцию, качнувшую меня в сторону эмоционального дефицита, который хочется немедленно возобновить.

Иногда я даже даю этому место, чтобы честно ответить потом себе на вопрос: мне правда хорошо от того, что я сама с собой делаю? Или я себе вру? И если я себе вру, то на что я надеюсь в дальнейшем? Честно поговорить с собой — не осуждая и не ругая, а признавая все, что есть — сейчас для меня это один из действенных методов, чтобы разобраться с эмоциями.

К чему это исследование проведет — можно будет говорить позднее.

Саморазвитие #зависимость #Осознанность #Социальные сети 

А вот еще несколько наших интересных статей:

  • Сказка о потерянном времени отрывок
  • Сказка о потерянном времени мультфильм 1978 ютуб
  • Сказка о потерянном времени количество страниц в книге
  • Сказка о потерянном времени видео смотреть
  • Сказка о потерянном времени мероприятие в библиотеке
  • Поделиться этой статьей с друзьями:


    0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии