Сказка о потерянном времени конспект урока

Урок по чтению в 5 специальном коррекционном классе viii вида на тему н.носов клякса цель: познакомить детей с творчеством н.носова

Урок по чтению в 5 специальном (коррекционном) классе VIII вида на тему Н.Носов «Клякса»

Цель: познакомить детей с творчеством Н.Носова и его рассказом «Клякса»

Образовательные: совершенствовать навыки беглого выразительного чтения, технику чтения, учить аргументировать свой ответ, уметь ориентироваться в тексте.

Коррекционно-развивающие задачи: развивать творческое воображение, речь, внимание, память обучающихся.

Воспитательные: воспитывать аккуратность, умение вести себя на перемене и во время уроков, уважительное отношение к окружающим.

Оборудование: мел, доска, слоговая таблица, маски, портрет, выставка книг.

План

I.Организационное начало урока

II.Динамическая разминка

III.Подготовка к первичному восприятию

А) беседа по вопросам

Б) работа со столбиком слов

IV.Первичное восприятие. Беседа по первым впечатлениям.

V.Повторное чтение рассказа и его анализ

а) чтение I части

б) чтение II части

в) чтение III части

г) чтение IV части

Составление плана

VI.«Догонялки»

VII.Обобщающая беседа

IX. Оценивание

Ход урока

I.Организационное начало

II.Динамическая разминка

1. Упражнение на дыхание «Алфавит»

Медленно

2. Упражнение на отработку дикции

а)Чтение слогов с учетом наращивания трудностей в произношении

мздо здво вспа

мсте стра взби

тдал ктор ижски

вздра вспря вскро

льбищ взлет пмск

стро гость струя

вздре рознь лесть

б) работа над скороговоркой

Шли сорок мышей, несли сорок грошей,

Две мыши поплоше несли по два гроша.

Что означает поплоше? (похуже)

Читаем по рядам:

Медленно

Чуть быстрее

3. упражненеи на отработку выразительного чтения.

Са-са-са-са

Укусила в нос оса

Со-со-со-со

Стал мой нос, как колесо.

Прочитайте так, как показывает маска

t1519745986abt1519745986ac

III
. Подготовка к первичному восприятию

а) беседа по вопросам

С каким рассказом вы познакомились на прошлом уроке? («Огородники»)

Посмотрите на его портрет.

Какие рассказы Н. Носова вы знаете еще?

Ребята, а какие рассказы пишет Н. Носов? (Смешные, поучительные, воспитывающие)

Верно, а какие качества в человеке воспитывают эти рассказы? (честность, смелость, чувство товарищества, настойчивость в достижении цели)

б) Работа над значением слов

Прочитайте столбики слов

Спешить-смешить

Перепутался-перепугался

Понимать-поднимать

Опустить-отпустить

Хвастался-хватался

Объясните значения этих слов.

Чем различаются слова? (одной или двумя буквами)

А значения слов различаются? (Да)

Давайте объясним значение каждой пары слов.

Спешить — (торопиться)

Смешить — (заставлять смеяться кого-либо)

Перепутался — (смешался, вместо одного сделал другое)

Перепугался — (испугался чего-то)

Опустить — (переместить вниз, например, ведро в колодец)

Отпустить — (Позволить кому-нибудь удалиться, например, ребенка на улицу)

Хватался — (брался за перила, ручку)

Хвастался — (хвалился)

IV
. Первичное восприятие рассказа. Беседа по первым впечатлениям
.

Сегодня мы познакомимся с еще одним рассказом Н. Носова «Клякса»

Как вы думаете, о чем этот рассказ? (…)

Чтение учителем

Вопрос 1-ому ряду


Определите какой это рассказ по характеру — серьезный, смешной, грустный, радостный?


Почему?


Вам понравился рассказ?

V
.
Повторное чтение рассказа и его анализ

а) Чтение 1
ой части (жужжащее чтение)

Какую привычку имел Федя Рыбкин? (Смешить ребят)

Как у Феди на лбу появилась черная клякса? (Федя подрался с Гришей из-за флакончика туши. когда они вырывали друг у друга из рук флакончик, тушь выплеснулась, и одна капля попала Феде на лоб)

Что обозначают слова «флакончик туши»? (Черная или цветная краска в пузырьке специального приготовления для черчения, рисования и письма)

Как на это отреагировал Федя? (Сначала рассердился, а потом увидел, что все ребята смеются над ним и не стал смывать кляксу)

Как можно озаглавить эту часть? Выделите главную мысль.(«Капля попала на лоб»)

Давайте запишем первый пункт плана

б) Чтение 2-ой части (по цепочке)

Как вели себя ребята при виде Феди? (Они оглядывались на него и смеялись над кляксой)

Что же сделал Федя? (Нарочно измазал нос тушью)

Зачем он это сделал? (Ему нравилось, что смотря на него, все ребята смеются, ему нравилось смешить ребят)

Как повела себя Зинаида Ивановна, найдите в тексте и прочитайте.

Как вы понимаете слова «сокрушенно» (Печально)

Как отреагировал Федя на слова Зинаиды Ивановны? (Сначала забеспокоился, потом перепугался)

Почему Федя перепугался? Прочитайте.

Выделите главную мысль.

Как озаглавим эту часть? («Федя испугался»)

Запишем пункт плана в тетрадь.

в) Чтение 3 части (по ролям)

Ребята, посмотрите на иллюстрацию, к какой части она подходит?

Кто на ней изображен? Чем они занимаются?

Давайте прочитаем эту часть по ролям.

Какое настроение должно быть у Феди? Как нужно читать? (испуганно)

А что можно сказать о Грише? (Он старается помочь)

Найдите слова действия, описывающие поведение Феди.

Что решил сделать Федя? (Он решил сбегать умыться)

Как отреагировала Зинаида Ивановна на просьбы Феди? (Она не пустила его0

Можем ли мы сказать, что Зинаида Ивановна отнеслась жестоко к Феде? (нет, т.к. она решила его проучить)

Найдите слова, описывающие состояние Феди. (Он хныкал и теперь ему было не до смеха)

Прочитайте ответ Зинаиды Ивановны

Что главное в этой части?

Как озаглавим 3 часть? («Федя сидел как на иголках»)

г) Чтение IV части (про себя)

Что произошло, когда прозвенел звонок? (Федя побежал к умывальне и всю перемену тер лицо с мылом)

Почему он это делал? (Он боялся, что на его лице вылезут язвочки)

А что в это время делал весь класс? (Потешался над Федей)

Хорошо или плохо поступил класс? (Плохо, т.к. Федя испугался и ему было тяжело. Ребята должны были помочь Феде, а не смеяться над ним.)

Как изменился после этого Федя?

Как можно озаглавить эту часть? Что здесь главное? («Федя разучился смеяться»)

VI
. «Догонялки»

А теперь давайте поиграем в игру «Догонялки». Я начинаю читать предложение, а вы его заканчиваете.

VII
. Обобщающая беседа

Что главное в рассказе? (Что Зинаида Ивановна проучила Федю, и теперь он стал серьезным и больше не смеется на уроках)

Найдите отрывок, выражающий главную мысль. (Пусть почешется….)

VIII
. Итог урока

C каким произведение вы сегодня познакомились на уроке?

Что больше всего вам запомнилось?

IX
. Домашнее задание

Пересказ по плану

Разделы:


Начальная школа

Цели:

  • Продолжить знакомство с творчеством Н.Н.Носова.
  • Развитие памяти, интереса к чтению, творческих
    способностей учащихся.
  • Развивать умение анализировать и оценивать
    поступки героев, соотносить их с собственным
    жизненным опытом.
  • Развивать речь учащихся обучая их построению
    собственных высказываний, творческое начало при
    прогнозировании содержания текста.
  • Воспитывать умение контролировать свою
    деятельность, оценивать её, опираясь на
    объективные показатели знаний.
  • Воспитывать нравственные качества.

Оборудование:
выставка книг писателя,
лист достижений, задания, рисунки.

Лист достижений

Ученик(ца)Ф.И.______________________________

Ход урока

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята!

Здравствуйте, гости дорогие!

Давайте улыбнемся, друг другу, и от улыбок
станет всем нам уютнее и теплее!

Стало в классе светлее даже.

В хорошем настроении примемся за работу.

2. Знакомство с планом урока.

1. Организация класса.

2. Проверка домашнего задания.

3. Работа над новым материалом.

А) тема и цели.

Б) словарная работа.

В) «мастер слова»

4. Физминутка.

5. Анализ произведения.

6. Домашнее задание.

7. Подведение итогов.


Желаю плодотворной работы.

3. Проверка домашнего задания.

С каким рассказом мы познакомились на
прошлом уроке?

«Огородники» Н.Н.Носова. кадр №1 (Презентация
)

А знаете хорошо ли вы содержание? Проверим. (У
детей на партах листочки с 1 заданием:

1) Расставьте пункты плана по порядку.

1. Будем соревноваться!

2. Начало работы

3. » Когда в товарищах согласья нет:»

4. Хитрый план

5. «Ах мы ослы!»

6. Нас взяли на буксир.

7. Красное знамя все-таки досталось нам.

(обменялись листочками и проверили своего
соседа по парте сравнивая с образцом на доске)

Оценили себя.

Без ошибок +

Допущены ошибки —

Какое было творческое задание?

Каждая группа демонстрирует фрагмент
диафильма, сопровождая чтением текста.

2) «Демонстрация» диафильма «Огородники»


Вперёд!

(дети показывают рисунок и зачитывают отрывок
из произведения) группа 4чел.-1 с рисунком, 3чел.
читают по ролям).


Молодцы!

4. Подготовка учащихся к активному и
осознанному усвоению нового материала.

Прочитайте записи про себя записи на карточках.
кадр№2.

Что общего в них?

Это названия рассказов Н.Н.Носова. Это весёлые,
смешные рассказы.

Да, мы не первый урок изучаем (читаем)
произведения Н.Носова.

А что вы знаете о этом писателе? Каким он был
человеком?

1) Проверка знания биографии писателя:

На листках зелёного цвета текст (биография
писателя) оставьте только достоверные факты
ненужное зачеркните.

(Один человек у доски. Он выбирает карточки со
словами необходимыми для заполнения пропусков
слов). кадр №3.

Проверим. Оценим себя.

У кого так?

Ставите +, нет -.

Вывод: молодцы хорошо знаете биографию
писателя.

Что характерно для произведений Н.Н.Носова?

Они короткие, весёлые, четко сконструированные.

Вот как отзывается о Н.Н.Носове ещё один
замечательный писатель Валентин Катаев. кадр
№4.

2) Сообщение темы и целей изучаемого материала.

С каким произведением мы познакомимся сегодня
на уроке?

Прочитайте начиная с большой буквы. кадр № 5.

Что такое клякса?

Клякса — это пятно от капнувших с пера чернил.

На уроках литературного чтения мы чему учимся?

Каковы цели сегодняшнего урока?

  • Познакомиться с произведением.
  • Выявить авторский замысел.
  • Учиться правильно читать (бегло, без ошибок,
    выразительно).

Главный вопрос урока?

Какова идея произведения? (записано на доске)

3) Словарная работа.

Цель: На этом этапе мы поговорим о значении
некоторых слов, которые встречаются в тексте. Как
вы думаете, с какой целью мы будем это делать?

Чтобы понять смысл этих слов, обогатить свой
словарный запас, точнее понять смысл
произведения.

В произведении встретятся: слова. Если мы не
сможем их объяснить толкователем
будет:(Хадаровская Кристина).


  • флакончик
  • волдыри
  • лишаи
  • язвочки
  • разъедает
  • ластик
  • потешать

Вывод: Разобрались в словах. Молодцы.

4) Упражнения на развитие навыка чтения.

Чтобы избежать ошибок при чтении,
потренируемся в чтении этих слов.

  • Спешить — смешить
  • Перепутался — перепугался
  • Понимать — поднимать
  • Опустить — отпустить
  • Хватался — хвастался
  • Прозвенел — прозвонил

(кто готов «домик»)

2) Упражнения для глаз.

Поморгайте. Зажмурьте сильно глаза, затем
широко их распахните.

5. Знакомство с текстом произведения. (мастер
слова, народный артист СССР Лев Дуров- 5минут
запись). Анализ произведения (художественного
образа).

Подошло время узнать, о чём это произведение.

Прослушайте внимательно мастера слова,
народного артиста СССР Льва Дурова.

Цель: к какому жанру относим произведение. Кто
главный герой? Следите по тексту, следите за
интонацией.

(прослушивание 5 минут)

Вам понравилось произведение? Чем?

По характеру какой серьёзный или смешной,
грустный или радостный?

К какому жанру относится это произведение?

Соответствует всем признакам рассказа.

Небольшой объём, описание одного эпизода, мало
героев.

Кто главный герой этого произведения.

Федя Рыбкин. Этот герой обладает набором
определённых качеств характера.

Но в тексте ни разу об на прямую не упоминается.

Попробуйте сейчас определить те качества,
которыми обладает Федя.

Отметьте +. (жёлтые листочки)

  • Жестокий
  • Озорной
  • Корыстный
  • Злобный
  • Смешной
  • Шаловливый
  • Трудолюбивый
  • Непоседливый
  • Предусмотрительный
  • Искренний
  • Ответственный

Правы вы или нет мы узнаем, когда найдём в
тексте те предложения, отрывки, которые помогают
узнать о качествах характера героя.

Каким предстаёт перед читателями главный герой
рассказа в начале произведения?

«:У него была привычка смешить весь
класс:перемена сейчас или урок»

Значит какой он?

Подтвердите описанием его поступка:

«Феде очень нравилось:нос тушью»


кривляка

шаловливый

Каким образом отреагировала Зинаида Ивановна
на проделку Феди?

Она удивилась. Рассказала какую опасность
подстерегает Федю.

Почему учительница вела себя именно так? Ваше
мнение.

Она хотела прочить непослушного мальчика, но
так, чтобы он сам понял свою ошибку.

Изменился ли Федя после всей этой истории? Что
заставило его измениться?

» Федя перепугался:пролепетал он.»

Зачитайте отрывок, который подходит к
иллюстрации.

«:Федя снова принялся:это не помогло».


непоседливый

искренний

Оценили себя.

Без ошибок +

Допущены ошибки —

Какие выводы сделал для себя Федя?

«:за эту неделю Федя: и то не всегда»

Ваше отношение к герою в начале произведения.

Он своим поведением мешал остальным ребятам
учиться. Мешал учителю. Это плохо. Ведь в школу
приходят получать знания, а не срывать уроки, не
хулиганить.

Ваше отношение к герою в конце рассказа.

Он молодец понял исправился.

Вы сопереживали герою?

Остроумно и весело рассказывает писатель о
Феде Рыбкине. Самые обычные жизненные случаи
превращаются в рассказах Н.Н. Носова в необычно
смешные поучительные истории. Писатель не
навязчиво без «взрослых нравоучений показывает
бессмысленность, нелепость дурных поступков. Он
описывает тревогу, волнение, которое испытывает
маленький школьник, совершивший неблаговидный
поступок. Читатели сопереживают героям, потому
что сами могли оказаться в таких ситуациях.

Давайте вспомним наш главный вопрос урока. Для
более точного выражения своих мыслей
используйте пословицы. (кадр №6.)(кадр №7).

Соотнеси пословицы с главной мыслью
рассказа.

Подчеркни те высказывания, которые отражают
главную мысль произведения. (розовые листочки)

Обоснуйте свой ответ.

  • Одни учатся на опыте других, а иные на своих
    ошибках.
  • Умел ошибиться, умей поправиться.
  • Терпение и труд всё перетрут.
  • Поспешишь — людей насмешишь.

Оценили себя.

Без ошибок +

Допущены ошибки —

Ответили мы на главный вопрос урока?

7. Рефлексия.

Было ли интересно на уроке? (по таблице с
помощью сигнальных кругов)

Оценивая нашу совместную работу (использовать
оценочную таблицу), я вижу, что у нас хорошо
сформированы умения::::::, нужно поработать
над развитием:::.

8. Домашнее задание.

Дома вы выполните задания, связанные с
изучением на уроке произведения, при этом каждый
выберет задание для себя по силам.

3)* Постановка маленького спектакля по этому
рассказу.


У вас всё получится.

Клякса
Краткое содержание рассказа
Мальчик Федя Рыбкин любил смешить весь класс, это было даже привычкой. Один раз он подрался с Гришей Копейкиным из-за флакончика туши. И нечаянно одна капля попала на лоб Феде. Он вначале рассердился, но когда увидел, что все ребята смеются решил, что эта клякса на лбу даже к лучшему.
Начался урок, а Федя специально еще больше намазался тушью. Ребята покатывались со смеху. Когда учительница заметила, что Федя сделал, то сказала ему, что тушь химическая, ядовитая и от нее будут волдыри и язвочки. Федя испугался

И весь урок тер лицо то промокашкой, то платком, но ничего не помогало. Он испугался и поднял руку, чтобы выйти умыться, но учительница его не отпустила. Феде уже начало казаться, что лицо уже начинает чесаться, но учительница сказала: “Ничего. Пусть почешется. Зато в другой раз не станешь мазать лицо чем попало”.
Федя сидел как на иголках и все время хватался за лицо. На переменке Федя побежал умываться. Всю перемену тер лицо мылом. Потом всю неделю Федя ходил серьезный: все ждал, что на лице волдыри вскочат. Но волдыри так и не вскочили, а за эту неделю Федя даже разучился на уроках смеяться. Теперь смеется только на переменках, да и то не всегда.

В этой истории основным персонажем был школьник Федя. Обожал мальчишка веселить своих одноклассников, особенно предпочитал это делать на занятиях.

Однажды сцепился он с ровесником из-за пузырька с тушью. В разгаре потасовки краска из пузырька брызнула и у Феди на лбу появилась небольшая клякса размером с монету. Мальчик поначалу растерялся, но затем узрел, что ребята хохочут без умолку над его забавной рожицей. «Вот и отлично!» — подумал мальчик и не только не стал отмывать пятно, но и размазал кляксу по всему лицу.

Начался урок. В класс вошла учительница и заметила непонятное оживление, царившее среди ребят. Оглядевшись, увидела за партой чумазого и гордого весельчака.

Опытная женщина сразу оценила происходящее, но вида не подала. Она строго спросила ученика что случилось. Федя с довольным видом, оглядываясь на умирающих от смеха детей, показал на флакон. Но оказалось, по словам педагога, эта тушь вредна для кожи, поэтому вскоре у него появятся на лице пузыри и болячки.

Мальчишка жутко испугался и стал вытирать лицом всем, что было у него под рукой, ничего не помогало. Тогда он решил умыться водой с мылом, но учитель не отпустила ребенка во время урока.

Отмылся Федя лишь по окончании всех уроков. Ничего, конечно, на лице у него не появилось, но с той поры желание развлекаться на уроках у него пропало.

Картинка или рисунок Клякса

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Шварц Сказка о потерянном времени

    Сказка о потерянном времени Евгения Шварца повествует о том, как драгоценно время, и как легко мы тратим его в пустоту. Главный герой третьеклассник Петя Зубов

  • Краткое содержание Бёрджесс Заводной апельсин

    Если бы я составлял список литературы, обязательной для изучения в школах, в него бы, без всяких мнений, попал роман Энтони Берджесса Заводной апельсин. Произведение очень жесткое

  • Краткое содержание оперы Иоланта

    Начинается опера со сцены в прекрасном саду в горах. Там принцесса, которая и не знает, что она дочка короля, грустит. Она молода и прекрасна, ее возрасту свойственны сомнения-волнения

  • Краткое содержание Гоббс Левиафан

    Сочинение по политической теории, его часто называют книга переход от средневековой идеологии к современной политической мысли. Это основа становления либеральной идеологической парадигмы.

  • Краткое содержание Захар Беркут Франко

    События происходят в карпатском селе Тухля, жители которого живут свободно ни от кого не зависят. Над ними нет власти, и народ живет дружно. В это село приезжает боярин Тугар Волк

КОНСПЕКТ УРОКА

в 4 классе

Предмет: Литературное чтение

Тема:

Урок чтения и осмысления
рассказа

Н.Носова «Клякса».
(Автор учебника «Любимые страницы» О.В.Кубасова


)

Тип урока:

Урок «открытия» нового знания

Планируемые результаты.

Личностные результаты:


    допускать существование других точек зрения, выслушивать собеседника, не перебивать, высказывать свою точку зрения спокойно.
    знать о правилах школьной жизни, осознанно применять их на уроках литературного чтения, обосновывать их существование и пользу для ученика.
    строить морально-этическое суждение из 2-3 предложений на основе моральных понятий и норм о поступке того или иного персонажа произведения.
    формировать антикоррупционое мировоззрение, воспитывая такие нравственные качества как долг, ответственность и справедливость.

Метапредметные результаты.


Регулятивные:


    формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы; принимать учебную задачу урока.

    выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме

    давать самооценку.

Коммуникативаные:


    участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;

    аргументировать свою точку зрения в процессе размышлений над поступками литературных героев, оценивать поступок героя.

  • оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Познавательные:


    пользоваться приёмами анализа и синтеза при изучении небольших литературных текстов с опорой на вопросы учителя;
    Понимать переносное значение образного слова, фразы или предложения, толковать их;
    анализировать мотив поведения героя с помощью вопросов.

Предметные результаты:


    самостоятельно определять тему произведения;
    под руководством учителя определять главную мысль произведения;

  • развитие художественно-творческих способностей;

    характеризовать героя произведения под руководством учителя (кто он? какой он?);

Ход урока.

1.Проверка домашнего задания



.

Дети задают друг другу самостоятельно составленные вопросы по тексту Н.Носова «Огородники».

2.Подготовка к первичному восприятию текста.



Постановка цели урока.


Посмотрите на выставку книг
Догадайтесь, произведение какого автора сегодня мы будем изучать. Да, тоже Н. Носова. Но среди книг есть «лишняя» книга. Найдите её (книга Е.Носова).
Несколько слов о писателе


hello html m24f5cf0Вглядитесь в портрет писателя. Каким он вам представляется? Какие произведения писал Носов, в каком жанре? (рассказы). На какую тему? (0 детях).
Ребус

hello html 7e0ecba1Посмотрите на слайд. Отгадайте название рассказа, который будем сегодня читать:
(После отгадывания на доске появляется обложка книги.)
Работа со словом.


Что обозначает слово «клякса»? (Ответы детей.) В словаре С.И.Ожегова можно найти ответ: «Чернильное пятно на бумаге»
hello html 398699f5Как вы думаете, это современное слово или устаревшее? Кто будет хорошо на уроке работать, тот будет иметь возможность после урока поставить настоящую кляксу.
Нам ещё встретятся слова
hello html m8fd93e4«флакончик туши» (пузырёк краски); «пятак» (монета в 5 копеек); «во всю прыть» (очень быстро); «потешаться» (смеяться не со зла), «покачала головой сокрушённо» (огорчённо), «сидел как на иголках» (беспокойно).

3.Первичное восприятие текста, проверка первичного восприятия.



(Чтение по цепочке).
Чем похож этот рассказ на предыдущий?
hello html m397ba6f(он о детях; дети попадают в необычные ситуации, смешные и грустные одновременно; тексты поучительны).

Динамическая пауза



(Привстаньте на цыпочки, как Федя, столько раз, сколько слогов в словах Федя, Григорий, Зинаида.)

4.Анализ литературного произведения.



Откройте словарик настроений. Определите, какой этот рассказ по настроению? (серьёзный и грустный, смешной, радостный). Найдите слова из текста, которые подтверждают это.
Составление портретов главных героев


hello html m2467ed23Каким предстаёт перед читателями главный герой рассказа Федя Рыбкин в начале рассказа? (зачитайте).
Как изменился ли Федя в конце истории? (зачитайте).
Какие чувства испытывал Федя за время этой истории? (На доске выписываются нужные слова).
Как вам кажется, Федю можно назвать шалуном или хулиганом? Почему?
Что заставило Федю измениться?
Почему Зинаида Ивановна повела себя именно так?
Какой вы представляете себе Зинаиду Ивановну? (мудрой, справедливой).
Как вы считаете, права ли учительница в отношении к мальчику? (Докажите).
От лица кого ведётся рассказ? (от лица мальчика, ученика этого класса).
Что вы можете сказать о друге Феди? (поддерживал, предлагал резинку…)
Найдите пословицу, которая подходит к отношению двух друзей
hello html m3ac83049(«Не в службу, а в дружбу»). Объясните её смысл.
Найдите рисунок к тексту и отрывок, который подходит к данной пословице.

Зрительная пауза


hello html m17d6db9f(«Собери букет»: подарите цветочки Зинаиде Ивановне. Глазами находим над доской жёлтый цветок, синий, зелёный…)

5.Обобщение результатов анализа.



Чтение по ролям.


Как будем читать: громко или тихо? Почему (Тихо, так как идёт урок).
Каким тоном будем читать за Федю? (тревожным, беспокойным).
За Гришу? (озабоченным, деловым)
Итог урока.


Чему хотел научить нас автор? (Чтобы мы всё делали вовремя: учились на уроках, веселились на переменках; ответственно относились к тому делу, которым занимаемся). Какая пословица подходит к данному рассказу? («Делу время – потехе час»)
hello html 62bf4da5Творческое задание.


На выданных листочках нарисуйте кляксу и напишите пожелание Феде (под музыку).
Дорисуйте её таким образом, чтобы она «ожила». Как называется такой литературный приём? (олицетворение). Какой вы ещё знаете литературный приём? (сравнение). Сравните кляксу, на что она похожа? (на облачко, лужу…)
А кляксы на слайде на что похожи?
hello html 6ed3bac3Вспомните, в какой сказке один нерадивый ученик поставил кляксу в тетради? (на доске – иллюстрация к сказке «Приключения Буратино»)
hello html m409d78b0Самооценивание



с использованием карточек красного, зеленого и желтого цветов.
Домашнее задание



.

Чтение по ролям; представить себя автором и подумать, что бы вы изменили в рассказе.
hello html a89bc3aВремя даром не теряйте-

Книги Носова читайте!


После урока дети ставят на листочках кляксы и делятся друг с другом мнением, на что они похожи.

Узнай героя по отрывку

1. Жил-был мальчик. Учился он в третьем классе четырнадцатой школы и все время отставал, и по русскому письменному, и по арифметике, и даже по пению.

— Успею! — говорил он в конце первой четверти. — Во второй вас всех догоню.

А приходила вторая — он надеялся на третью. Так он опаздывал да отставал, отставал да и опаздывал и не тужил. Все «успею» да «успею».

2. Я, например, вчера не успел уроки сделать. У нас было задано выучить кусочек из одного стихотворения Некрасова и главные реки Америки. А я, вместо того чтобы учиться, запускал во дворе змея в космос.

3. И я рассказал ему, что я люблю. И про собаку, и про строганье, и про слоненка, и про красных кавалеристов, и про маленькую лань на розовых копытцах, и про древних воинов, и про прохладные звезды, и про лошадиные лица, все, все…

4.Какой я одинокий, несчастный старик. Ни мамы, ни детей, ни внуков, ни друзей… И главное, ничему не успел научиться. Настоящие старики – те или доктора, или мастера, или академики, или учителя. А кому я нужен, когда всего только ученик третьего класса? Мне даже и пенсии не дадут – ведь я всего только три года работал. Да и как работал — на двойки да на тройки. Что же со мною будет? Бедный я старик! Несчастный я мальчик? Чем же все это кончится?

5. Это не песенка. Хотя я и песенки люблю, но это не песенка. То, что я играл, называется гораздо большим словом, чем просто «песенка».

6. Весна. Солнышко. Птички поют. Неохота как-то в школу. Любому ведь надоест. Вот и мне надоело. Иду, витрины разглядываю, во весь голос песни пою. Попробуй в классе запой – сразу выгонят. А тут пой, сколько твоей душе угодно.

7. Т ак… Ну, про халву говорить не буду – какой дурак не любит халвы? А еще я люблю утятину, гусятину и индятину. Ах, да! Я всей душой люблю мороженое.

Работа в группах «Установи соответствия»

«Сказка о потерянном времени»

«Что любит Мишка»

Главные реки

Петя Зубов

Петька Горбушкин

Мишка Слонов

Денис Кораблёв

Зайцев Вася

Наденька Соколова

Маруся Поспелова

Раиса Ивановна

Пантелей Захарович

Марфа Васильевна

Сергей Владимирович

Борис Сергеевич

Ольга Капитоновна

Работа в группах «Чудесный предмет»

А) Этот предмет помог заколдованным школьникам снова стать детьми.

__________________________________________________________________________

Б) Этот предмет помешал Дениске выучить стихотворение и реки Америки.

__________________________________________________________________________

В) Этот предмет помог определить кондуктору, что главный герой рассказа прогуливал школу._____________________________________________________________________

Г) Этот предмет положил начало беседе, в которой учитель пения узнал, что любят Дениска и Мишка.__________________________________________________________

Физкультминутка

Тест:

Вариант 1

1)Из какого произведения этот отрывок?

Змей долетел до чердака и там завис, а до космоса

еще было далеко. И я так завозился с этим змеем и

космосом, что совершенно забыл обо всем на свете.

А) что любит мишка

Б) главные реки

В) никакой горчицы я не ел

В) сказка о потерянном времени

2) Вспомните имя Шварца

А) Евгений Львович

Б) Лев Евгеньевич

В) Виктор Владимирович

Г) Виктор Юзефович

3) Кто написал произведение никакой горчицы я не

ел?

А) В.В Головкин

Б) Н.Н Носов

В) В. Ю Драгунский

Г) Е. Л Шварц

4) Из какого произведения эти пословицы?

Все пропало. И в ус не дует. Терять время 

понапрасну.

А) главные реки

Б) что любит Мишка

В) сказка о потерянном времени

Г) никакой горчицы я не ел

5) Определите жанр произведения «Главные реки»

А) повесть

Б) сказка

В) рассказ

Г) басня                    

6) Прочитайте имена героев и вспомните, из какого они произведения? Петя Зубов, Ольга Капитоновна, Сергей Владимирович, Маруся, Наденька

А) сказка о потерянном времени

Б) никакой горчицы я не ел

В) главные реки

Г) что любит Мишка 

7) Укажите героев произведения В.В Голявкина

А) шофер

Б) Мишка

В) Борис Сергеевич

Г) дворник 

8) Произведение какого композитора играл Борис Сергеевич?

А) Баха

Б) Прокофьева

В) Шопена

Г) Чайковского 

9) Подберите синоним к слову позор

А) бесславие

Б) бесчестие

В) стыд

Г) слава 

10) К какому произведению подходит эта пословица? Не учась, в люди не выйдешь

А) никакой горчицы я не ел

Б) сказка о потерянном времени

В) что любит Мишка

Г) главные реки 

Вариант 2.

1) Из какого произведения этот отрывок? Место совсем незнакомое. Никогда я в этом районе не был. С одной стороны дома строят. С другой стороны, нет домов: пять экскаваторов землю роют.

А) что любит Мишка

Б) сказка о потерянном времени

В) никакой горчицы я не ел

Г) главные реки 

2) Полное имя Голявкина

А) Виктор Владимирович

Б) Владимир Викторович

В) Виктор Юзефович

Г) Евгений Львович 

3) Кто написал произведение главные реки?

А) Е.Л Шварц

Б) В.Ю Драгунский

В) В. В Голявкин

Г) Н. Н Носов 

4) Из какого произведения эти строки? Держать ухо востро. Как сквозь землю провалился

А) никакой горчицы я не ел

Б) сказка о потерянном времени

В) что любит Мишка

Г) главные реки 

5) Определите жанр произведения. Что любит Мишка

А) сказка

Б) рассказ

В) повесть

Г) басня 

6) Прочитайте имена героев и вспомните из какого они произведения Раиса Ивановна, Мишка, Кораблев

А) главные реки

Б) что любит Мишка

В) никакой горчицы я не ел

Г) сказка о потерянном времени 

7) Укажите героев Е.Л Шварца

А) Мишка

Б) Дениска

В) Петя

Г) Маруся

8) Что Борис Сергеевич любил больше всего на свете

А) песенки

Б) музыку

В) животных

Г) детей 

9) Подберите синонимы к слову вежливый

А) учтивый

Б) любезный

В) галантный

Г) грубый 

10) К какому произведению подходит эта пословица Лодырь да бездельник – им праздник и в понедельник

А) главные реки

Б) что любит Мишка

В) никакой горчицы я не ел

Г) сказка о потерянном времени

Конспект урока: И.А.Крылов «Ворона и Лисица» (басня).

Цель урока:

Систематизировать представление учащихся о жанре басня, через работу над текстом, наглядности.

Задачи:

— образовательные: выявить степень сформированности умения находить главную мысль, мораль в басне.

— развивающие: развивать восприятие, память (зрительную, слуховую), речь детей.

— воспитывающие: воспитывать в детях искренность, честность, скромность на примере басенных персонажей.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование:  компьютер, запись басни в исполнении мастеров слова, портрет И.А.Крылова, иллюстрации, карточки.

Ход урока:

1. Организационный момент: Настрой на урок.

Прозвенел звонок.

Начинается урок.
Нам надо многое понять,
Чтоб читателями стать

2. Сообщение темы и цели урока

— На уроке мы познакомимся с творчеством замечательного поэта — баснописца И.А.Крылова, с его произведением, научимся находить мораль басни, будем работать над выразительным чтением.

3. Беседа.

Немного расскажу тебе об И.А.Крылове. Иван Андреевич Крылов родился в Москве 13 февраля (нового стиля) 1769 года в семье скромного армейского офицера. Свою литературную деятельность он начал как драматург — автор произведений для театра, но прославился он своими баснями. Им написано более 200 басен. «Дедушкой Крыловым» наименовал народ великого русского баснописца, выразив этим свое уважение и любовь к нему. На протяжении полутора веков басни Крылова пользуются горячим признанием все новых и новых поколений читателей. «Книгой мудрости самого народа» назвал Гоголь крыловские басни, в которых, как в бесценной сокровищнице, сохраняется народная мудрость пословиц и поговорок, богатство и красота русской речи.

Крылов не только создатель чудесных басен, которые знает и стар и млад. Его яркий талант сказался в самых разнообразных жанрах литературы. Смелый сатирик в своих прозаических произведениях, тонкий лирический поэт, остроумный автор веселых и злых комедий — таков Крылов — писатель конца XVIII века. Героями басен И. А. Крылова являются животные, растения, люди. Но под видом животных он изображал людей, их характеры и поступки. Его басни учат нас и помогают избавиться от отрицательных черт характера, некрасивых поступков.

4. Подготовка к восприятию нового материала.

Прежде чем мы приступим к чтению басни, хочу напомнить тебе, какой жанр называется басней.

Басня – краткий нравоучительный рассказ или стихотворение, где в сатирической форме изображаются человеческие недостатки, поступки.

Сатира – насмешка над кем-либо, изображение персонажа в смешном виде.

Мораль – поучительный вывод.

— А для того, чтобы узнать какую басню мы будем сегодня читать, отгадай загадки.

1.Носит серенький жилет

Но у крыльев — чёрный цвет.

Видишь, кружат 20 пар

И кричат: карр – карр. (Ворона).

2. Хвост пушистый

Мех золотистый

В лесу живёт

В деревне кур крадёт. (Лисица).

(На парте иллюстрация к басне И. А. Крылова «Ворона и Лисица»).

-Ты видел ворону?

-Как она выглядит?

-Крупная птица. Хвост, голова, крылья чёрного цвета, остальное оперенье грязно-серое. Клюв длинный толстый.

-Можно ли ворону назвать красивой птицей? — Нет.

-Ты слышал ворону? Какой у неё голос?

-Неприятный голос, она не поёт, а каркает.

-А как выглядит лиса?

— Рыжая, хвост пушистый.

-Вспомни из сказок характер лисы (плутовка, хитрая, коварная).

-А тебе знакомо слово Патрикеевна?

-Кого так прозвали?

-А знаешь почему?

В Древней Руси в дружине князя Владимира был князь Патрикей – хитрый и изворотливый плут (обманщик) – отсюда и лису прозвали Патрикеевна.

— В басне встретятся незнакомые слова, чтобы тебе легче было понять смысл басни, я тебе объясню их значение.

5. Словарная работа.

6. Первичное знакомство с басней.

— А теперь послушаем и посмотрим презентацию с басней «Ворона и Лисица» и узнаем, какая история приключилась с Вороной.

Просмотр презентации басни в исполнении мастера слова.

— Какая же история приключилась с Вороной?

7. Работа с текстом басни.

1.Выразительное чтение басни учащимся.

-Давайте попробуем прочитать эту басню выразительно. Постарайся читать так, чтобы мы могли увидеть перед собой большую, неуклюжую, глупую Ворону, а рядом умную, хитрую лживую плутовку Лисицу.

8. Физкультминутка: я называю качества характера, если они положительные ты хлопаешь в ладошки, а если — отрицательные, то ты закрываешь лицо ладошками.

(Хитрость, жадность, отзывчивость, доброта, лесть, злоба, зависть, прилежность, храбрость, лицемерие, скупость, аккуратность, правдивость, справедливость, эгоизм, назойливость, ложь, беспечность, зазнайство, хвастовство, подхалимство, лень, неблагодарность)

9. Закрепление материала.

Почему Лисе удалось обмануть Ворону?

Что говорила Лиса о внешности Вороны? Найди в тексте.

Как называет Лиса голос Вороны? Прочитай.

Для чего Лиса расхваливала Ворону?

Найдите в тексте слова с ласкательно-уменьшительными суффиксами (глазки, носок, голосок, шейка, пёрышки).

10. Игра: « Найди ошибку».

Вороне где-то Бог послал кусочек сала

На ель Ворона взобралась

Поужинать совсем была, уж собралась

Плутовка к домику на цыпочках подходит

Вертит крылом, с Вороны нос не сводит

Ворона гавкнула во всё воронье горло.

11. Характеристика персонажей басни.

На парте карточки со словами, характеризующие персонажей басни, а также иллюстрации с изображением Лисицы и Вороны. Учащийся выбирает карточку, крепит под персонажем и обосновывает свой выбор.

(Глупая, вещунья, хитрая, льстивая, плутовка, рыжая, неуклюжая, простофиля, шустрая, растяпа).

12. Игра: «Восстанови сюжет басни по иллюстрациям».

(На парте иллюстрации, на которых изображены сюжеты из басни, нужно восстановить их в правильной последовательности, согласно сюжету басни).

13. Итог урока.

С каким видом жанра познакомились на уроке?

Какую басню читал?

Чему учит нас басня?

Над чем смеётся И.А.Крылов?

Домашнее задание. Выразительное чтение басни И.А.Крылова: «Ворона и лисица»

https://pedsovet.su/load/323-1-0-19608

17.8%

https://kopilkaurokov.ru/literatura/uroki/konspiekt-uroka-po-litieraturie-basni-…

5.7%

https://urok.1sept.ru/articles/611933

5.1%

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/436844-konspekt-uroka-iakrylov-vorona-i-lisica-basnj

Урок на тему : «Единицы времени. Год.»

Цели  урока:

  • Образовательная: уточнить и систематизировать знания детей об известных единицах времени; сутки, неделя, месяц, год; учить преобразовывать единицы времени из мелких в крупные, из крупных в мелкие; учиться пользоваться табелем – календарём; совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки и

  • умение  решать задачи по теме; умение рассуждать, наблюдать;

  • Развивающая: развивать познавательный интерес, мышление учащихся;

  • Воспитательная: воспитывать стремление к здоровому образу жизни, интерес к предмету, бережное отношение ко времени.

Оборудование: компьютер; мультимедиа-проектор; Презентация  «Единицы времени. Год»; календари; раздаточный материал для учащихся: карточки для  устного счета,  математической шифровки, для игры « Машина времени», тесты; музыкальное сопровождение (Приложение 1).

ХОД УРОКА

Слайд 1

I. Оргмомент

Слайд 2

Математика пришла,
Занимай свои места.
Найди для головы полезное занятье!
Чтоб от безделья не зевать,
Полезно голову ломать!

– Как вы понимаете ломать голову?

II. Психологический  настрой учащихся

Слайд 3

Эпиграфом к сегодняшнему уроку будут слова:

«Незнающие  пусть научатся, а знающие  пусть вспомнят ещё раз».

Условия  успеха каждого ученика:

  • Быть внимательным, самостоятельным.

  • Не оставлять вопрос без ответа.

  • На выполнение каждого задания затратить минимум времени и максимум усердия.

III. Устный счёт

1.   Покажи умение и сноровку. Расшифруй математическую шифровку. Работа в группах.

«Математическая шифровка»

Приложение 2

Проверка 

1 группа (Слайд 4) 
2 группа (Слайд 5)
3 группа (Слайд 6)

Ответ на математическую шифровку (Слайд 7)

2. Задача на смекалку

Слайд  8

В одном классе учатся 3 мальчика: Чернов, Белов и Рыжов. Однажды Чернов сказал Белову: «Забавно, что один из нас белокурый, другой – брюнет, а третий – рыжий, но при этом ни у кого из нас цвет волос не совпадает с фамилией». В ответ Белов заметил: «Но я не рыжий». Какой цвет волос у каждого из мальчиков?

3. Задача  «Ты и твоё здоровье»

Слайд 9

В кишечнике человека живут более 400 видов полезных бактерий .Они вырабатывают витамины, помогают усвоить пищу, в определённой мере защищают кишечник от вторжения микроорганизмов. При употреблении лекарственных препаратов количество полезных бактерий сокращается в 4 раза. Какое количество полезных бактерий уничтожает человек, принимающий лекарства? Какие эффективные способы лечения гриппа вам известны?

Итог устного счёта – Слайд 10

IV. Музыкальная физминутка (зарядка для глаз)

Слайд 11

Из коллекции физминуток Галкиной И.А.

Глазки наши, отдохните,
Под ресничками вздремните
А теперь взгляните вдаль (1, 2, 3, 4, 5)
А потом на парту (1, 2, 3, 4, 5)
Посмотрите влево, вправо,
Вверх и вниз
Теперь вперёд
Продолжаем наш урок.

V. Работа над новой темой

1. Изучение времён года

Слайд 12

– А время движется вперёд, у нас продолжается учебный год.
– Какая единица времени прозвучала в строчках?
– Именно о времени, единицах измерения времени мы сегодня поговорим

Слайд 13

– Тема нашего урока: Единицы времени – год.
– Когда начинается и заканчивается учебный год у школьников? (Сентябрь – май)
– Как долго он длится? (9 месяцев).
– А что такое год вообще? В этом нам поможет разобраться сказка В. Даля «Старик-годовик» и календарь.

Слайд 14

– Что же такое год? (Работа по содержанию и с календарём).
– Какой секрет заключён в сказке – загадке? 
– На какие 4 временных промежутка можно разбить год? (4  времени года)
– Перечислите времена года

Слайды 15-18

– Назовите по календарю зимние месяцы, весенние, летние, осенние? (Такое деление месяцев на сезоны условное, т.к. новое время года начинается постепенно, плавно, а не строго в начале месяца)

Слайд 19

– Назовите месяцы по порядку. 
– Вы, наверное, знаете, что каждый месяц содержит определённое количество дней, которые собираются в год.
– Посмотрите в календарь и скажите, сколько месяцев содержат 30 дней? 31 день?
– А какой месяц не имеет постоянного количества дней? (Февраль).
– А от чего это зависит? (От того високосный этот год или нет).

Слайд 20

– Если сложить все дни по месяцам, то получится 365 (366)дней.
1 месяц = 30 или 31 или 28 (29) дней.
1 год = 365 (366) дней

Слайд 21

– В обычной жизни мы чаще всего отсчитываем время неделями, т.е. люди 
придумали делить месяц на недели, а в каждую неделю включили 7 дней.
– А теперь  попробуйте разделить неделю на более мелкие единицы измерения? (Сутки)
– Вы слышали такую пословицу: «День да ночь – сутки прочь?»
– Что вы поняли о сутках из этой пословицы? (Сутки прошли, если прошли день и ночь)
– Но отсчитывать время днём и ночью можно только в жизненных ситуациях, а если речь идёт о математической точности, то здесь нужен специальный прибор, который измеряет время.
– Этот прибор мы называем… (часы)
– Существует много различных видов и разновидностей часов, но у всех одна задача: они отсчитывают время.

Слайд 22

– Так вот если отмерять сутки по часам, то длительность суток равна 24 часам.
– Сколько в месяце суток?
– Сосчитайте, сколько в году суток? Год, когда в феврале 29 суток, называют високосным. Предыдущий был в 2008 году. Когда будет следующий, если они повторяются через 4 года.
– И вот так часы, постепенно отсчитывая часы, сутки, недели, месяцы, сезоны отсчитывают сначала год, другой и так далее. Время не стоит на месте, оно уходит, и если вы его не будете беречь, то у вас получится  как у героев сказки  о потерянном времени.

VI. Первичное закрепление

– Ребята, есть, конечно, и другие единицы измерения времени – и большие, и меньшие, но мы с вами должны пока подытожить всё, что вспомнили сегодня о времени.

2. Работа по календарю

– Вспомните, какие дни в каждом месяце вы любите больше всего? (Выходные)
– Как они обозначены в календаре? (Красным цветом)
– Обведите все выходные января. Сколько их получилось? (9)
– А теперь обведите все выходные и скажите, какой месяц будет содержать больше всего выходных? (Май и август)
– А ещё вы любите праздники. Найдите по календарю все государственные праздники и обведите их красным цветом.

  • 1 января

  • 7 января

  • 23 февраля

  • 8 марта

  • 1 мая

  • 9 мая

  • 12 июня

  • 4 ноября (День народного единства)

– И важный для каждого из вас – День вашего рождения.

3. Работа по учебнику

Слайд 23

– Давайте теперь отправимся в вашу любимую пору – летние каникулы.

Чтение задачи

– Составьте выражение, чтобы посчитать, сколько дней вы будете отдыхать летом.

XII. Игра «Машина времени»

– А сейчас мы с вами немного поиграемно прежде мы с вами должны узнатьестественно – научное определение временных понятий.

Приложение 3 (Работа по карточкам)

Слайд 24

Задание: Расположите эти названия временных понятий в порядке, возрастания узнав естественнонаучное определение.

Слайд 25
Слайд 26
 
– Какие из этих единиц времени  являются: 
– космическими (природными)?
– созданными человеком?

Космическое время: год, месяц, сутки.
Создал человек: век, час, неделя, секунда, минута.

XIII. Музыкальная физминутка «Часики»

Слайд 27

IX. Закрепление изученного

1. «Расшифруйте пословицы и поговорки» Перевод именованных чисел.
Расшифруйте пословицы и поговорки, заменяя на более крупные единицы времени.

Слайд 28

– Ребята, запишите все переводы именованных чисел.
– Какое действие выполняем, переводя именованное число в более крупную единицу?
– Какое действие выполняем, переводя именованное число в более мелкую единицу?
– Как  вы понимаете данные пословицы? Какие из них будут полезны всем школьникам?

2. Тест «Единицы времени» под музыкальное сопровождение Слайд 29

Приложение 4 (Вариант 1)

Приложение 5 (Вариант 2)

X. Подведение итогов урока

Взаимопроверка в парах  «Оцени работу друга»

XII. Рефлексия

Фильм Александра Птушко «Сказка о потерянном времени» был снят в 1964 году по мотивам одноименной сказки Евгения Шварца. Правда, изначально экранизация была задумана режиссером Тамарой Лисициан – уже был написан сценарий, произведена раскадровка и подобраны актеры, когда руководство приняло решение отдать картину Птушко.

Сюжет повествует о третьекласснике Пете Зубове – лентяе, теряющем время зря. Этим и воспользовались злые волшебники, желающие вернуть себе молодость. Но фильм завоевал славу не только благодаря сюжету и его постановке, также тщательно был подобран и актерский состав. Как сложилась жизнь исполнителей главных ролей?

Петя Зубов (молодой): Гриша Плоткин

На момент съемок фильма Гриша был учеником английской спецшколы. Взять мальчика в кино было решено из-за его внешнего сходства с Борисом Новиковым, который должен был сыграть постаревшего Петю Зубову. Но вскоре из-за тяжелой болезни актера режиссер принял решение искать другую кандидатуру. Фильм «Сказка о потерянном времени» стал потрясающим дебютом для Плоткина, впоследствии он сыграл еще в нескольких фильмах: «От семи до двенадцати», «ЧП в пятом «Б», «Королевская регата». После окончания школы мальчик решил поступить во ВГИК, но, несмотря на свой актерский багаж и блестящую роль Пети Зубова, не удалось.

А потом родители решили эмигрировать в Израиль. Спустя некоторое время Гриша снова переехал, на этот раз в США, где и живет по сей день. Он снялся в нескольких голливудских боевиках. На данный момент Плоткин живет в Лос-Анджелесе. За все это время Григорий был в Москве только один раз, в 2000 году.

«С одной стороны, конечно, хотелось бы перевести те самые волшебные стрелки часов назад, в молодость. Но, с другой стороны, жизненный опыт и багаж, накопленные десятилетиями, тоже неизмеримы. Уже не говоря о том, что мы с женой вместе 30 лет и у нас пятеро прекрасных детей. Счастье быть их отцом и другом я бы не променял ни на какие годы возврата назад», – говорил Григорий Плоткин.

Петя Зубов (взрослый): Олег Анофриев

Олег Анофриев известен зрителю не только по своей актерской игре – он исполнил множество песен для художественных картин, сказок, мультфильмов. Среди них – «Есть только миг», «Не вешать нос», «Ничего на свете лучше нет», «Я на солнышке лежу», «Спят усталые игрушки».

Начиная с 1990-х годов, Олег Анофриев перестает сниматься в кино и переезжает из Москвы в подмосковную деревню. А уже в 1992 году состоялся его дебют как кинорежиссера. Он поставил фильм «Быть влюбленным» с Галиной Польских, Александром Лазаревым и Светланой Немоляевой. Чуть позже Анофриев получил работу телеведущего нескольких передач, а в 2004 году ему было присвоено звание Народного артиста.

Со своей единственной супругой, Натальей Отливщиковой, актер познакомился еще в середине 1950-х и с тех пор влюбленные ни на миг не расставались. У них родилась дочка Маша, которая подарила трех внучек. Наибольшее счастье Олег Анофриев испытал, когда одна из его внучек родила правнука Олега. Мальчик оказался первым мужчиной, рожденным в семье актера за последние 80 лет. Ему Анофриев даже посвятил стихи, где есть строчка: «От Олега до Олега ровно 80 лет».

К сожалению, на протяжении всей жизни Анофриев страдал от ишемической болезни сердца. В 35 лет он перенес инфаркт, а в 2007 году ему была сделана операция аортокоронарного шунтирования. Актер скончался 28 марта 2018 году на 88-м году жизни.

Прокофий Прокофьевич (взрослый): Сергей Мартинсон

До роли Прокофия Прокофьевича Сергей Мартинсон уже успел сыграть в полсотни фильмов и был состоявшимся актером. Он родился в 1899 году в семье русской дворянки и шведского барона, с самого детства посещал ведущие театры, занимался музыкой, французским и немецким языком.

Окончив Институт сценических искусств в 1923 году, Сергей Мартинсон начал выступать в эстрадных театрах Петрограда, трижды становился ведущим актером труппы Театра Мейерхольда. Много работал в мультипликации и, хотя сам себя комиком не считал, за рубежом его называли русским Чарли Чаплином.

Всего актер был женат трижды. Первой супругой стала его однокурсница Екатерина Ильина, в этом браке родилось четверо детей, но выжил лишь один ребенок – дочь Анна. Следующей избранницей стала балерина Елена Добржанская, у пары родился сын, который в итоге выбрал криминальный путь.

Последней женой стала Луиза, с которой Сергей познакомился на съемочной площадке. У супругов родилась дочь Наталья, но и этот брак распался.

Сергей Мартинсон умер 2 сентября 1984 года в возрасте 85 лет.

Андрей Андреевич (взрослый): Георгий Вицин

До роли в «Сказке о потерянном времени» широкую известность Георгий Вицин получил благодаря образу Труса в комедиях Гайдая «Пес Барбос и необычный кросс» и «Самогонщики». Впоследствии актер сыграл еще во множестве фильмов и озвучил десятки мультгероев, самым известным из них стал домовенок Кузя.

Сам актер признавался, что ему больше нравится играть комедийных актеров. «Я мог бы и вызвать слезы, я даже знаю, какой материал взять, но мне это больно, скучно. Не то что скучно, а это неестественно… Вот так бередить в себе какие-то глубокие личные… переживания – потому что нельзя врать. Значит, надо копаться на своем собственном багаже. А это мне не хочется, это трудно. И потом, я считаю, что горя у всех людей много – ну что стараться их вызывать на переживания. А юмор — это естественная потребность человека. Человек всегда любит посмеяться», – говорил Георгий Вицин.

Актер очень натурально изображал алкоголиков, но в жизни совсем не употреблял спиртное и не курил, наоборот, любил заниматься йогой, вел здоровый образ жизни и не ел мяса.

Первой избранницей актера стала жена руководителя труппы Николая Хмелева – Надежда Тополева. Женщина была в два раза старше Георгия, но ответила ему взаимностью. Вместе они прожили более 15 лет, пока Вицин не встретил свою главную любовь, Тамару Мичурину – племянницу биолога Ивана Мичурина. С ней он прожил до самой смерти.

Несмотря на здоровый образ жизни, у Вицина были проблемы с сердцем, печенью, легкими и почками. Он скончался 22 октября 2001 года на 85-м году жизни.

Авдотья Петровна (взрослая): Валентина Телегина

Донская казачка Валентина Телегина еще с самого начала своей карьеры зарекомендовала себя как исполнительница ролей простой женщины, матери. Такой актриса была и в жизни, во время войны улетела на остров Эзель, оказавшись в глубоком тылу врага. В паузах между концертами она вместе с другими артистами Балтфлота помогала санитарам, возила продукты и готовила еду для солдат. А когда актерскую труппу было решено эвакуировать с острова, Валентина отказалась, отдав свое место раненому офицеру.

После войны Валентина Телегина не отступала от своего амплуа, играя привычные для себя роли. Лишь в 1958 году она сыграла двух отрицательных персонажей, но сама Телегина не любила эти образы. Так же, как и не любила свою роль в «Сказке о потерянном времени». Она считала, что образ Авдотьи Петровны получился картонным и неискренним. Впоследствии актриса сыграла еще в трех десятках фильмов.

У Валентины была единственная дочь – Надежда. У Нади были проблемы с алкоголем, она постоянно ругалась с матерью, наладить отношения удалось лишь перед смертью актрисы. Валентина Телегина скончалась 4 октября 1979 году. Причиной смерти стала астма и диабет, которые давали большую нагрузку на сердце.

Маруся (взрослая): Людмила Шагалова

Людмила Шагалова получила свою популярность благодаря роли Вали Борц в фильме «Молодая гвардия», а в 1964 сыграла матушку чиновника в комедии «Женитьба Бальзаминова». В кино актриса дебютировала еще в 14 лет – в фильме «Семиклассники».

Людмила Шагалова сыграла в большом количестве фильмов комедийного и драматического жанров, а роль Елены Аркадьевной в лирической комедии 1987 года «Где находится нофелет?» стала одной из последних. В 2000 году актрисе сделали операцию на глаза, но зрение спасти не удалось.

Людмила Шагалова была замужем за кинооператором Вячеславом Шумским, у супругов был единственный сын Геннадий, который пошел по стопам своих родителей. Актриса умерла в 2012 году, спустя год после смерти своего супруга.

Надя (взрослая): Рина Зеленая

Рина Зеленая начинала свою карьеру на эстраде в качестве профессиональной певицы, но затем полностью посвятила себя театральной карьере. Актриса исполняла довольно эксцентричные роли в пародийных пьесах, частушки, выступала на радио, где декламировала стихотворения и рассказы для детей.
Особенно запоминающейся стала роль домработницы в фильме «Подкидыш», а в 60-70-х годах Рина Зеленая часто появлялась в детских сказках, одной из них и стала «Сказка о потерянном времени». Последней ролью актрисы стала роль миссис Хадсон в сериале о Шерлоке Холмсе.

Первым мужем Рины Зеленой стал юрист Владимир Блюмельфельд, но из-за большой разницы в возрасте супруги вскоре развелись, хотя и остались друзьями. Вскоре у актрисы начался бурный роман с журналистом Михаилом Кольцовым, но узнав, что избранник женат, Рина прекратила отношения. После чего актриса и встретила главного мужчину в своей жизни – архитектора Константина Топуридзе. Его смерть Рина Зеленая переживала особенно тяжело, хотя и не пришла на похороны супруга. Актриса ненавидела это мероприятие, как и поминки.

В последние годы жизни у Рины Зеленой развился астигматизм. Она также тяжело передвигалась из-за сломанного бедра. Но причиной смерти стал рак, который начал развиваться еще в середине 60-х годов. Рина Зеленая скончалась 1 апреля 1991 года на 90-м году жизни.

Вася (взрослый): Савелий Крамаров

В возрасте 16 лет Савелий Крамаров остался полной сиротой, он неважно учился, а вместо уроков посещал кинотеатр, куда его бесплатно пропускала соседка по дому. Именно это и повлияло на его дальнейшую судьбу. После окончания школы Савелий пытался поступить в театральный институт, куда его не приняли. А в 1954 году во время обучения в Московском лесотехническом институте он поступил в Центральный Дом работников искусств, в театральную студию «Первый шаг».

Первым фильмом, в котором снялся Савелий Крамаров, стал фильм «Ребята с нашего двора», а после картины «Друг мой, Колька!» актер получил признание. Огромный успех принесла роль в фильме «Неуловимые мстители». А к началу 70-х годов Крамаров снялся более чем в 30 фильмах. Особенно популярной стала роль Косого в фильме «Джентльмены удачи». В 1972 году Савелий Крамаров поступил в ГИТИС на актерский факультет, а спустя два года получил звание «Заслуженный артист».

А потом популярный актер решил переехать в Израиль, но в Вене его встретил импресарио Виктор Шульман, организовавший ему гастроли в Европе, Америке, Австралии, Японии и Израиле. В 1982 году Крамаров переехал в США, где снялся в эпизодических ролях в фильмах «Космическая одиссея 2010», «Оступившийся парень», «Москва на Гудзоне». В течение следующих 10 лет он сыграл еще в девяти малоизвестных американских фильмах. На чужбине его совсем не жаловали как актера.

Крамаров был женат три раза. Первой супругой стала однокурсница из ГИТИСа – Людмила. В 1986 году актер женился во второй раз. В этом браке у него родилась дочь, которую было решено назвать в честь матери Савелия – Басей. Последней женой актера стала Наталья Сирадзе, которая была на 21 год младше. С ней Крамаров прожил всего лишь полгода до смерти.

Савелий Крамаров был очень суеверным человеком и боялся заболеть раком. К сожалению, его опасения сбылись – в 1995 году он почувствовал боль в левой стороне живота, тогда у него обнаружили рак сигмовидной кишки. Актер прошел большой курс химиотерапии, который отрицательно сказался на его организме — случился тромбоз, затем инсульт, а 6 июня 1995 года на 61-м году жизни Савелий Крамаров скончался от повторного инсульта.

Мария Приходько, «Мир 24»

А вот еще несколько наших интересных статей:

  • Сказка о потерянном времени 2 часть
  • Сказка о потерпевшем кораблекрушение папирус
  • Сказка о помощи родителям
  • Сказка о посуде для детского сада
  • Сказка о пользе коллективного труда на сельхозработах 5 букв сканворд
  • Поделиться этой статьей с друзьями:


    0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии