Сказка о потерянном времени какой класс

Содержимое публикациианализ произведения на уроке литературы в начальной школе. е.шварц сказка о потерянном времени гуцеляк татьяна николаевна,учитель начальных классовисточник: http://festival.1september.ru/articles/588055/

Содержимое публикации

Анализ произведения на уроке литературы в начальной школе. «Е.Шварц «Сказка о потерянном времени»

Гуцеляк Татьяна Николаевна,учитель начальных классов

Источник: http://festival.1september.ru/articles/588055/

Урок начинается со знакомства с афоризмом, к пониманию которого дети приходят после работы над сказкой.
Во время языкового анализа учащиеся догадываются, что слова «шлепнул» и «пальтишко» характеризуют человека, который не бережет вещи. А если он не может сберечь то, что видит, ощущает, то тем более не бережет то, чего не видит, не ощущает. (время)
В сказке Пете противопоставлены волшебники. Автор обращает внимание читателей на счеты. Этот предмет предназначен для учета времени. Волшебники ценят время.
Фамилии детей: М. Поспеловой, Н. Соколовой являются противопоставлением их образу жизни.
В следующем противопоставлении вежливых школьников в трамвае и старичков подчеркивается бессмысленность жизни последних.
Возвращение в домик автор сделал специально таким трудным, чтобы дети научились ценить время.
В результате аналитической работы над текстом учащиеся приходят к выводу, что важно уже сейчас жить правильно, ценя время.

Цели:

Продолжать учить детей литературоведческому анализу произведения, обратив особое внимание на жанровое своеобразие сказки.

Совершенствовать навыки чтения.

Развивать речь учащихся:

обогащение, уточнение и активизация словаря;

формирование литературоведческих понятий;

развитие монологической речи.

Через работу над произведением и афоризмом подвести детей к выводу о ценности времени.

ХОД УРОКА

I. Оргмомент

– Сегодня мы продолжим работу над сказкой Е. Шварца, вспомним некоторые литературоведческие понятия, поговорим о жанровой особенности сказки. Через анализ языка автора постараемся выяснить его отношение к персонажам и узнаем о том, что хотел нам сказать автор «во всю силу, во весь голос». (Обращаемся к цитате, с которой познакомились на предыдущем уроке: «Сказка рассказывается не для того, чтобы скрыть, а для того, чтобы открыть, сказать во всю силу, во весь голос то, что думаешь» Е. Щварц)

II. Опрос домашнего задания

Дома ученикам предлагалось отметить те слова и выражения, которые подчеркивали бы, что данное произведение – сказка. Вспоминаем тему и идею сказки. (Они были определены на предыдущем уроке.)

III. Работа по теме

– Итак, перед нами сказка. Мы знаем, что «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». А какой намек и на что автор намекает, нам предстоит разобраться. Если мы верно проанализируем произведение, то сможем объяснить эпиграф к нашему уроку: «Важно не то, долго ли, а правильно ли ты про?жил». (Сенека Младший).

1. Аналитическая работа по тексту.

– Давайте представим, что мы увидели на улице Старика, который идет и рассуждает вслух:

«Какой я одинокий, несчастный старик! Ни мамы, ни детей, ни внуков, ни друзей… И главное, ничему не успел научиться».

– Кто из героев сказки это мог бы быть? Почему?

Ребята доказывают, что это Петя Зубов. Учитель на доску вывешивает рисунок с изображением этого героя. (Приложение. Рисунок 1)

– Найдите в тексте слова, которые объясняют, почему Петя Зубов стал стариком. (Ребята находят слова и зачитывают).
– Автор допустил повторы. Оправданы ли они? (Да, потому что это происходит часто).
– Мы знаем, что у автора каждое слово носит какую-то смысловую нагрузку. В этом абзаце есть два слова, через которые автор не только выражает свое отношение к герою, но и дает ему характеристику.(Ребята называют слова: « шлепнул»и «пальтишко».)
– Давайте попробуем слово «шлёпнул» заменить синонимом и прочитаем этот абзац. (Ребята читают абзац со словом «положил», убеждаются, что текст не получился).
– Почему слово «положил» разрушает текст? (Потому что Петя неаккуратный мальчик.)
– В каком значении мы понимаем слово «пальтишко», пока не знаем, что перед нами дедушка?(Простенькое, может даже рваное)
– А теперь, когда мы знаем, что это – дедушка? (Пальтишко маленькое)
– Какой вывод можно сделать из прочитанной части?

Вывод: Человек, который не бережет вещи, одежду, беречь то, чего не видит, не ощущает не может

2. Вы определили вид этой сказки, как сказку-быль, потому что в ней говорится о таких же детях, как вы.
– Какие действия П.Зубова приближают к вам?(Бежит сразу к маме)
– А случайно ли автор написал так, что мама не узнала сына? (Это заставило его задуматься).
– О чем Петя думал? (Ребята зачитывают абзац: «Идет он и думает…»)
– Почему он говорит о себе, как о старике, а не как о мальчике? (Потому что решил, что это навсегда)
– Как Петя оценивал свою работу? Что главное видел?
– Почему он плохо учился? (Потому что всегда говорил: «Успею!» Не ценил время.)

3. На доске картинка с изображением комнаты, где вокруг стола сидят маленькие волшебники. (Приложение.Рисунок 2)
– Прочитайте отрывок для данной иллюстрации. Что за ребята сидят вокруг стола?
– Автор не дает нам описание комнаты, но почему-то прописывает очень точно одну деталь – счеты. Почему?(Ребята-волшебники ценят время. Счеты – это время.) Найдите подтверждение в тексте.
– Прочитайте, о чем сожалел Сергей Владимирович? (Приложение.Рисунок 3)
– Почему волшебники были уверены, что дети не станут снова детьми? (Ребята не ценят время, лентяи).
– Найдите абзац, который начинается словами: «Грохочут грузовики – скорее, скорее сдать грузы в магазин…».Прочитаем абзац до конца.
– Часто Петя видел эту картину. Почему только теперь он заметил, что люди боятся не успеть?
– «Жизнь кругом кипит. Один он, Петя, отстал, опоздал, не успел…» Кто так думает? Чьи это слова?

4. – Вспомним диалог Пети со старушкой. По каким признакам он нашел остальных детей? Дети зачитывают абзац со слов: «А старушка перестала плакать».
– Какая примета? (Выковыривает изюм, не торопится, ничем не занята.)

Учитель вывешивает на доску рисунок с изображением Маруси Поспеловой.(Приложение.Рисунок 4)

5. Д– авайте и мы найдем других детей.(Ребята зачитывают абзац, который начинается со слов: «Рассказал Петя Марусе, кто он такой»)
– Какая примета? (Утро. Все должны быть в школе. Она – прогульщица, поэтому и спряталась за дровяной сарай).

На доску вывешивается рисунок с изображением Наденьки Соколовой.(Приложение.Рисунок 5)

6. – Найдем второго мальчика. (Ребята зачитывают абзац, который начинается со слов: «…Вдруг Маруся закричала: «Смотрите, смотрите…»)
– Какая примета? (Вечер. Нужно делать уроки.)
– А можно так ездить? Чем опасно такое катание?
– Почему Е.Шварц «посадил» Васю на «колбасу», а не в вагон трамвая?(Во-первых, его бы не увидели, а во-вторых, он же Зайцев)

На доску вывешивается рисунок с изображением Васи Зайцева. (Приложение.Рисунок 6)

7. Ребята, посмотрите на картинки с портретами героев, обратите внимание на фамилии и скажите: случайно ли автор дал им такие фамилии?

Петя Зубов

Маруся Поспелова

Наденька Соколова

Вася Зайцев

– Автор использует литературный прием «говорящие фамилии». А для чего, как вы думаете? (Прием противопоставления)

8. – В сказке есть ещё одно противопоставление. Найдем абзац, который начинается со слов: «Какие-то школьники ехали». Что здесь противопоставляется? (Школьники говорят о долгой трудовой жизни, а старики только три года трудились, да и то на «2» и «3»)

9. – Почему возвращение в домик автор сделал таким трудным? (Чтобы детинаучились ценить время). Прочитайте слова, подтверждающие это. (Дети зачитывают абзац, который начинается со слов: «… Ах, время, время!»)

IV. Заключение

– Мы еще раз вспомнили содержание сказки. Какой скрытый смысл открывается внимательному читателю? О чем думал Е.Шварц, когда писал её, о чем хотел сказать « во весь голос»?
– Поняли вы, что время необходимо ценить?
– Давайте вернемся к афоризму. Что сейчас важно в вашей жизни, пока вы прожили всего, 9-10 лет?
– В заголовке звучит тема текста, в афоризме – идея.
– Вчера мы определили тип речи сказки как повествование. А вот сейчас, после аналитической работы, как бы более конкретно вы смогли определить тип речи? (Повествование с элементами рассуждения).
– То есть, в результате рассуждения мы пришли к выводу, что …(Зачитываем афоризм)

V. Домашнее задание

– На этом уроке мы прощаемся с героями сказки, и я умышленно опускаю прочтение конца сказки, потому что у сказки может быть любой конец. Попробуйте вы быть соавторами и придумайте свой конец, который бы отвечал теме и идее текста.

Приложение.

Для иллюстрации использованы рисунки художника Р. Яхнина из книжки Е. Шварца « Сказка о потерянном времени», Лениздат, 1990 г.

рис. № 1

рис. № 2

рис № 3.

рис. № 4 рис. № 5.

рис. № 6.

Шварц Е. «Сказка о потерянном времени»

Жанр: литературная, авторская волшебная сказка

Главные герои «Сказки о потерянном времени» и их характеристики

  1. Петя Зубов, ученик 3 класса, ротозей и лодырь, даром тратил время и чуть не остался старичком.
  2. Маруся Поспелова, ученица 3 класса, также лентяйка.
  3. Наденька Соколова, ученица 3 класса, тоже лентяйка и прогульщица
  4. Вася Зайцев, ученик 2 класс, лентяй, лодырь, проказник, легкомысленный человек.
  5. Сергей Владимирович, Пантелей Захарович, Ольга Капитоновна, Марфа Васильевна — злые волшебники, которые отбирали у детей время, чтобы самим стать молодыми.

План пересказа «Сказки о потерянном времени»

  1. Лентяй Петя Зубов
  2. Пальто и гардеробщица
  3. Мама не узнает Петю
  4. Лес и домик
  5. Подслушанная тайна волшебников
  6. Старушка с корзиной
  7. Как много вокруг стариков
  8. Старушка играет в мячик
  9. Старушка прыгает в классы
  10. Старик на колбасе
  11. Блуждания в темноте
  12. Домик волшебников
  13. Петя крутит стрелки
  14. Возвращение молодости.

Кратчайшее содержание «Сказки о потерянном времени» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Петя Зубов вдруг превращается в старика и его никто не узнает
  2. Он спит в домике волшебников в лесу и узнает, как детям вернуть свою молодость.
  3. Петя ищет других детей-старичков и находит Марусю.
  4. Петя и Маруся находят Наденьку, а потом все вместе снимают с колбасы Васю
  5. Дети-старики проникают в дом волшебников и откручивают стрелки часов
  6. Злые волшебники исчезают, а старики вновь становятся детьми.

Главная мысль «Сказки о потерянном времени»
Если человек напрасно теряет свое время, он сам не замечает, как стареет.

Ответы на вопросы учебника Климановой «Литературное чтение. 3 класс 2 часть» смотрите по ссылке.

Чему учит «Сказка о потерянном времени»
Эта сказка учит ценить и дорожить не только свое время, но и время всех остальных людей. Учит тратить время только на полезные, нужные дела, учит хорошо учиться, быть примерным и послушным.

Отзыв на «Сказку о потерянном времени»
Мне очень понравилась эта милая и добрая сказка. В ней говорится о том, что дети, которые не берегли свое время, вдруг стали стариками и старушками. Они вовремя спохватились, и главный герой — мальчик Петя узнал, как им вернуть молодость. Он понял, что временем надо дорожить и потому у детей все получилось.  Я советую всем прочитать эту сказку, чтобы научиться ценить и свое собственное время и не стареть раньше срока.

Пословицы к «Сказке о потерянном времени»
Время как воробей — упустишь, не поймаешь.
Упустишь минутку, потеряешь час.
Потерянную вещь можно найти, потерянное время никогда.

Краткое содержание, пересказ «Сказки о потерянном времени»
В третьем классе 14 школы учился мальчик Петя Зубов, который всегда отставал по всем предметам. Он обещал нагнать, но так и нагонял отставание.
Однажды он как обычно опоздал на занятия, и вбежав в школу протянул пальто гардеробщице. Та удивилась хриплому голосу, а потом приняла Петю за его дедушку. Она предложила мальчику посмотреть на себя в зеркало и Петя увидел бороду и седину.
Испуганный Петя бросился домой, надеясь, что его узнает мама. Но мама не признала старика.
Унылый Петя пошел куда глаза глядят и пришел в лес. Темнело и Петя набрел на какой-то домик. Он зашел внутрь, увидел табуретки, часы и в углу сено. Он зарылся в сено и уснул.
Проснулся он от голосов. За столом сидели два мальчика и две девочки, кряхтели, охали и называли друг друга по имени-отчеству.
Петя услышал, что это злые волшебники, которые ловят детей теряющих время понапрасну. Так они поймали Петю Зубова и еще трех детей, которые тоже стали стариками.
Один из волшебников, Сергей Владимирович, признался, что ребята-старики могут снова помолодеть, если ребята придут завтра в полночь и повернут стрелки часов на 77 оборотов назад.
Остальные волшебники сказали, что ребята точно не придут, а Сергей Владимирович предложить быть осторожнее.
Волшебники ушли, а Петя Зубов побежал искать других детей, превращенных в стариков.
Он увидел старушку с корзиной и спросил, не школьница ли она. Но старушка замахнулась корзиной. Вокруг мальчика бежали настоящие старики — учителя, маляры, начальник пожарной охраны.
В полдень Петя зашел в парк и сел на скамейку отдохнуть. Вдруг видит, старушка сидит и плачет. Потом вдруг достает булку с изюмом и газету «Пионерская правда». А затем начинает в мячик играть.
Петя подбежал к ней, сказал, что она школьница и старушка обрадовалась. Точно, отвечает, я Маруся Поспелова, ученица 3 класса. Пошли Петя и Маруся остальных ребят искать. Зашли во двор, а там старушка в классики прыгает. Оказалось, что это Наденька Соколова.
Пошли ребята вместе последнего мальчика искать, а того нигде нет. Уже темнеть начало. Вдруг видят они на колбасе трамвая старичок едет, посвистывает. Оторвали его ребята от колбасы, оказалось это ученик 2 класса Вася Зайцев.
Сели старички в трамвай, а им школьники место уступают. Смутились старички, но тут как раз лес показался. Выскочили они из трамвая и к избушке бегом.
Долго ходили по лесу, заблудились, но тут луна выглянула, нашли ребята домик. В окно смотрят — спят волшебники.
Прокрались ребята к ходикам. Ровно в полночь Петя начал стрелки часов обратно откручивать. Проснулись волшебники, а сдвинутся не могут, стареют прямо на глазах.
На 77 обороте вскрикнули волшебники и пропали, словно их и не было, а старички снова стали детьми и весело засмеялись.

Рисунки и иллюстрации к «Сказке о потерянном времени»

Сказка о потерянном времени какой класс

Сказка о потерянном времени какой класс

I. Организация начала урока

Проверка готовности к уроку. Наличие общей установки на урок. Приветствие обучающихся. Фиксирование отсутствующих.

– Проверим готовность к уроку.

Друзья мои! Я очень рада

Войти в приветливый ваш класс.

И для меня уже награда

Вниманье ваших умных глаз.

Я знаю: каждый в классе гений,

Но без труда талант не впрок.

Скрестите шпаги ваших мнений –

Мы вместе сочиним урок!

Но не обычный, повседневный

Урок мы с вами проведем.

Увидим мы театр волшебный,

На сцену сказку позовем…

Сообщают о готовности к уроку. Определение самоготовности (настроен ли я слушать учителя, воспринимать материал урока)

Уметь слушать в соответствии с целевой установкой, принимать и сохранять организационные задачи

II. Актуализация опорных знаний.

Проверка домашнего задания.

Речевая разминка, дыхательная гимнастика

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.

Организует речевую разминку с развития техники чтения: правильного произношения слогов и слов без искажения их звукового состава, осознание читаемого текста.

– Прочитайте стихотворение друг другу, разделяя слова на слоги.

– Прочитайте друг другу орфографически.

– Прочитайте орфоэпически.

– Приготовьтесь читать выразительно.

– Почему автор называет учебник учителем?

– Как вы думаете, от кого зависит успех в учебе – от учителя или от ученика?

– Действительно, успех в учебе в огромной степени зависит от вашего трудолюбия и старания. А сейчас переходим непосредственно к теме урока

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе.

Выполняют речевую зарядку. Отвечают на вопросы учителя по речевой разминке.

– Учитель у меня в портфеле!

– Кто? Быть не может! Неужели?

– Взгляни, пожалуйста! Он тут.

Его учебником зовут.

В. Берестов

– Из учебника мы узнаем много нового, он помогает нам в учебе. Когда дома, самостоятельно изучаем то, что пропустили по учебнику, он нас тоже учит.

– Каким бы ни был талантливым учитель, он не может научить того, кто не хочет учиться и ничего не делает

Выделять существенную информацию из текста. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Уметь слушать
в соответствии
с целевой установкой

III. Сообщение темы урока. Определение целей урока

Учитель может начать урок с пословиц, которые записаны на доске:

• Скучен день до вечера, коли делать нечего.

• Откладывай безделье, да не откладывай дела.

• Встань рано, вразумись здраво, исполни прилежно.

– Прочитайте пословицы. Как вы их понимаете?

– Что объединяет все пословицы?

– Какие еще пословицы на данную тему вы знаете?

– Одна из пословиц дала название новому разделу, который мы начинаем изучать. Прочитайте ее.

– Как вы думаете, о чем будут произведения в разделе с таким названием?

– Прочитайте загадки и отгадайте их.

Без ног и без крыльев оно,

Быстро летит,

Не догонишь его.

(Время.)

Мы ходим ночью, ходим днем,

Но никуда мы не уйдем.

Мы бьем исправно каждый час,

А вы, друзья, не бейте нас.

(Часы.)

– Подумайте и скажите, как могут быть связаны между собою слова-отгадки?

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. По названию произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность текста, выделяют главных героев. Под руководством учителя определяют задачи чтения и составляют план чтения.

учащиеся называют пословицы.

Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Анализировать, находить общее и различия, делать выводы. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме

– Открывает раздел «Сказка о потерянном времени» Евгения Львовича Шварца. Прочитайте тему урока. Определите цели урока, используя опорные слова.

– Знакомо ли вам это имя? Какие произведения
Е. Л. Шварца вы знаете? Поднимите руку, кто это произведение еще не читал. Как вы думаете, о чем это произведение?

– Сегодня на уроке будем учиться правильному и осознанному чтению, ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения; познакомимся с биографией
Е. Л. Шварца

Перечисляют произведения Е. Л. Шварца.

Высказывают предположения

IV. Подготовка к восприятию произведения.

Знакомство
с биографией автора

Рассказывает о творчестве автора, свой рассказ сопровождает показом портрета автора произведения.

– Евгений Шварц вырос в маленьком южном городе Майкопе. Его отец, земский врач, прекрасно пел, играл на скрипке. «Словно сошел со страниц чеховского рассказа», – говорили о нем друзья Евгения. Под стать мужу была и жена. Родители Евгения обожали театр и сами участвовали в любительских спектаклях. (Продолжение см. в ресурсном материале.)

– Что хотите сказать? Какие открытия сделали?

– Что вам особенно запомнилось? О чем бы хотели рассказать?

Слушают рассказ учителя, рассматривают фотографии, портрет автора. Задают вопросы о творчестве автора

Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию, выделять последовательность развития сюжета

V. Работа над содержанием текста.

Работа с толковым словарем.

Первичное чтение произведения

Проводит словарную работу.

– Объясните значения слов, выражений, записанных на доске. Проверьте свои ответы по толковому
словарю.

– Подберите синонимы к словам «хмурый», «сберечь».

– Подберите антонимы к словам «состариться», «трудиться».

Организует первичное прослушивание текста из
аудиохрестоматии, предварительно осуществив целевую установку.

– Как вы думаете, что может произойти с человеком, который бессмысленно, бездарно проводит свое время, который попросту теряет его?

– А вот что случилось с детьми, учениками начальных классов, из «Сказки о потерянном времени» Евгения Шварца.

– Как звали героя сказки? Что с ним произошло?

– Когда происходили события, описанные в произведении? Почему вы так думаете?

– Где случилась эта история? Куда попал Петя?

Учитель и учащиеся читают часть «Сказки…» до слов: «Город еще не проснулся».

– Как вы думаете, сумеют ли дети вернуть свои годы?

– Какие чувства вызывает у вас поведение этих ребят?

– В каких словах, по вашему мнению, заключается главная мысль прочитанной нами части? Прочитайте их.

– Благодаря чему школьникам опять удалось стать
детьми?

– Чему их научила произошедшая с ними история?

– А чему она научила вас?

– В каких строчках заключается главная мысль произведения? Прочитайте их.

– Кто является главными действующими лицами второй части? На какие две группы их можно разделить? Составьте таблицу «Герои сказки».

– По каким же признакам искал Петя старичков-школьников?

– Считаете ли вы справедливым, что злые волшебники превратили школьников в старичков? Почему?

– Почему именно этих детей злые волшебники превратили в старичков?

– Что поможет детям вернуться к нормальной жизни?

Работают с толковым словарем:

Окладистая (борода) – широкая, густая.

Керосиновая (лампа) – лампа, заправленная керосином, в который опущен фитиль. Горящий фитиль, накрытый стеклянным колпаком, освещает помещение.

Ходики – небольшие настенные часы с гирями и маятником.

Пола, по́лы – нижняя часть раскрывающейся одежды.

– Хмурый – угрюмый, ненастный, невеселый, печальный.

– Сберечь – сохранить, спасти, сэкономить.

– Состариться – помолодеть.

– Трудиться – бездельничать, лениться, лодырничать.

– Петя Зубов. Он внезапно постарел.

– В середине XX века. Керосиновая лампа, счеты, часы-ходики, газета «Пионерская правда» – приметы того времени.

– В городе. Петя попал в лес, в избушку злых волшебников.

Прослушивают текст. Отвечают на вопросы, определяют жанр произведения.

Отвечают на вопросы учителя. Доказывают, аргументируют свою точку зрения.

Составляют таблицу «Герои сказки».

Дети

Злые волшебники

Петя Зубов

Сергей Владимирович

Маруся Поспелова

Ольга Капитоновна

Надя Соколова

Марфа Васильевна

Вася Зайцев

Пантелей Захарович

Осуществлять анализ произведения. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Договариваться и приходить к общему мнению при работе в паре. Учитывать мнение соседа по парте. Осуществлять контроль по результату

VI. Повторное чтение и анализ произведения

Организует повторное, выборочное чтение и обсуждение содержания произведения. Организует дискуссию, выслушивает мнения, подводит итог.

– Что вы узнали о Пете Зубове?

– Прочитайте по ролям отрывок, из которого мы узнаем, при каких обстоятельствах Петя узнал о происшедших с ним переменах.

– Прочитайте о том, как встретился Петя с мамой.

– О чем думал Петя после встречи с мамой?

– Найдите отрывки, с помощью которых автор показывает, что все люди вокруг трудятся.

– Расскажите, как Петя нашел первую девочку, превращенную в старушку.

– Как ребята нашли остальных друзей по несчастью?

– Одинаково ли было поведение детей?

– Как могло произойти обратное превращение ребят?

– Прочитайте о превращении стариков в ребят.

– Почему они смогли победить волшебников?

– Как вы относитесь к ребятам?

– А как к ним относится автор?

– Заметили ли вы, что в сказке автор употребляет пословицы и поговорки? Найдите и объясните их смысл.

– К какому литературному жанру относится прочитанное произведение Е. Л. Шварца? Докажите.

– Какие сказочные законы осуществляются в этой
сказке?

– Почему злые волшебники превратили Петю Зубова в старичка?

– Найдите отрывок и зачитайте: из-за чего расстроился Петя Зубов, став старичком?

– Как вы думаете, почему Е. Л. Шварц называет волшебников злыми?

– Найдите в учебнике ответ, как Марфа Васильевна
характеризует детей, которых они превратили в ста-ричков?

– А что о детях говорит Пантелей Захарович?

– Ребята, сейчас вы будете работать в парах. Герои-дети и герои-волшебники. Какие качества людей присущи им? Заполните таблицу.

– Прочитайте качества, присущие детям.

– Прочитайте качества, характеризующие волшебников.

– Кто не согласен с таким распределением качеств главных героев?

– Выберите, какие качества человеку надо воспитывать в себе?

– Почему другие качества не выбрали?

Участвуют в коллективной беседе и дискуссии, корректируют, изменяют свою точку зрения.

Делают выводы и свои ответы подтверждают выдержками из текста произведения.

– Петя и Маруся уже знали о том, что с ними произошло, а другие ребята еще продолжали веселиться и лодырничать.

Работают с текстом.

– Ребята победили волшебников, потому что собрались, поторопились, успели, помогли друг другу.

– Автор осуждает ребят, но помогает справиться с проблемой, все заканчивается удачно.

Читают пословицы и поговорки: «Все пропало», «И в ус не дует», «Держит ухо востро», «Не терять времени даром», «Как сквозь землю провалился», «Терять время понапрасну».

– Это волшебная сказка, так как в этом художественном произведении есть вымысел и элементы фантастики. Авторская сказка, так как есть автор – Е. Л. Шварц.

– Сказочные законы: добро побеждает зло, что сказано – осуществляется.

– Петя отставал в учебе, опаздывал на занятия, не тужил.

«Какой я одинокий, несчастный старик!
Ни мамы, ни детей, ни внуков, ни друзей…
Никому не нужен…

Даже пенсии не дадут, ведь я всего три
года работал. Да и как работал – на двойки да на тройки. И главное, ничему не успел научиться».

– Время, потерянное ребятами, забрали волшебники себе.

Попросту они время украли.

– Марфа Васильевна говорит: «Лентяи, до 77 и сосчитать не сумеют, сразу собьются».

– Пантелей Захарович говорит: «Не придут они к 12 часам ночи. Хоть на минуту, да опоздают».

Заполняют таблицу.

Дети

Волшебники

Испуганные

Злые

Ленивые

Хмурые

Дружные

Завистливые

Смелые

Себялюбивые

Выразительно читать. Понимать на слух ответы обучающихся.

Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания. Аргументировать свою точку зрения. Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Формулировать свое мнение и позицию. Строить монологические высказывания. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Делать выводы, извлекать информацию из различных источников. Аргументировать свою позицию. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

– Найдите и прочитайте, какую тайну узнал Петя?

– Для читателей автор написал замечательные слова, которые дают человеку уверенность в трудных ситуациях. Попробуйте найти эти слова и объяснить

– Петя узнал: «К сожалению, так устроено на свете: от любого несчастья может спастись человек, стоит ему только захотеть. Если ребята, которых мы превратили в стариков, разыщут завтра друг друга, придут ровно в 12 часов ночи сюда к нам и повернут стрелку ходиков на 77 кругов обратно, то дети снова станут детьми, а мы погибнем».

– Автор хотел сказать, что очень много зависит от самого человека. Выход из трудной ситуации всегда найдется

VII. Самостоятельная
работа

Проводит тест по сказке Евгения Львовича Шварца «Сказка о потерянном времени».

– Выберите правильный вариант ответа.

1. Как звали гардеробщицу в школьной раздевалке?

а) Арина Родионовна; б) бабушка Катя; в) тетя Наташа.

2. Как звали главного героя сказки?

а) Витя Малеев; б) Петя Зубов; в) Волька Костыльков.

3. Кто жил в лесном домике?

а) Злые волшебники; б) Баба Яга; в) мышка-норушка.

4. Главного злого волшебника звали…

а) Пантелей Захарович; б) Сергей Владимирович; в) Капитон Евстигнеевич.

5. Для чего надо повернуть стрелку ходиков в старой избушке?

а) Чтобы завести часы;

б) чтобы бал дольше продолжался;

в) чтобы дети снова стали детьми.

6. На сколько кругов надо повернуть стрелки часов?

а) 12; б) 77; в) 7.

7. Сколько ребят заколдовали злые волшебники?

а) 8; б) 4; в) 2.

8. На чем висел старичок – заколдованный мальчик?

а) «На сосиске»; б) «на колбасе»; в) «на котлете».

9. Что делали волшебники в 12 часов ночи?

а) Считали деньги; б) спали; в) считали потерянное
время.

10. Что случилось со злыми волшебниками с последним поворотом стрелок?

а) Превратились в стариков; б) исчезли; в) превратились в младенцев.

Проводит цифровой диктант.

– Если вы согласны с утверждениями, ставим 1, если не согласны, ставим 0.

1. Дети, напрасно теряющие время, превращались в старичков.

2. Злые волшебники считали время на калькуляторе.

3. Дом волшебников освещался керосиновой лампой.

4. Человек, понапрасну теряющий время, сам не замечает, как стареет.

5. Когда стрелки начали крутиться, волшебники уже не могли помешать детям

Выполняют тест. Выбирают правильные ответы.

Ответы: 1 – в; 2 – б; 3 – а; 4 – б; 5 – в; 6 – б; 7 – б; 8 – а; 9 – в; 10 – а.

Выполняют цифровой диктант.

Ответы: 1 0 1 1 1

Выразительно читать. Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания. Аргументировать свою точку зрения. Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Строить монологические высказывания. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Делать выводы, извлекать информацию из различных источников. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

VIII. Домашнее задание

Объясняет домашнее задание.

Перечитать еще раз прочитанную в классе часть «Сказки о потерянном времени» Е. Шварца. Придумать свое продолжение сказки и написать в тетради по чтению или оформить в виде книжки-малышки (дети могут объединиться в группы и придумать совместно продолжение сказки). Подготовить чтение по ролям отрывка, в котором старики-школьники ищут друг друга. Проинсценировать часть сказки (по выбору учащихся)

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

Осознавать, принимать, сохранять учебные задачи

IX. Итог урока. Рефлексия

Оценка результатов выполнения заданий на уроке, в том числе и чтения. Организация подведения итогов урока обучающимися.

Учитель предлагает оценить работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу.

– Решите кроссворд и прочитайте ключевое выражение.

Вопросы к кроссворду.

1. Фамилия автора сказки.

2. В каком классе учился главный герой?

3. Имя главного героя.

4. Что нашла девочка-старушка в скверике?

5. Какой номер был у трамвая, на котором катался Вася Зайцев?

6. Фамилия главного героя сказки.

7. Что подсчитывали на счетах злые волшебники?

8. На каком виде транспорта отправились ребята к волшебникам?

9. Что происходит незаметно с человеком, который теряет зря время?

10. Что читала девочка-старушка на скамеечке в парке?

11. Какие часы висели на стене в доме волшебников?

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Выбирают один из смайликов и объясняют свой выбор (радостное настроение, безразличие, грустное, печальное настроение).

Решают кроссворд.

789560 1

Осуществлять
самоконтроль учебной деятельности

– С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор?

– Как вы понимаете название сказки? Что хотел сказать автор?

– Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? О чем заставляет задуматься?

– А теперь мне хотелось бы узнать, с каким настроением вы уйдете после этого урока. Почему? Выберите, пожалуйста, смайлик и объясните свой выбор

– Не теряй время даже в действии, чтоб не превратиться в стариков задолго до старости, дорожи каждой минутой. Только в сказке можно вернуть потерянное время – повернуть стрелки назад, не надо надеяться на авось и на потом, а учиться, трудиться сейчас

Литературное чтение, 4 класс

Урок 33. Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени»

Цель:

  • познакомиться с творчеством Евгения Львовича Шварца; со сказкой «Сказка о потерянном времени».

Задача:

  • бережно относиться к своему и чужому времени, ценить его.

Тезаурус

Окладистая (борода) – широкая и густая.

Керосиновая лампа – керосинка с фитилем – (лампа), освещающая при помощи керосина.

Ходики – небольшие стенные часы с гирями.

Пола, полы – нижняя часть раскрывающейся спереди одежды.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Литературное чтение. 4 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. / (Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.) – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2017. – с.39-59.
  2. Бойкина М.В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 4 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. – М.: Просвещение, 2017. – С. 24-25.
  3. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 4 кл. Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику. В 2-х частях. – М: Просвещение, 2016.

На уроке

мы узнаем:

  • о русском классике Евгение Львовиче Шварце;

мы научимся:

  • понимать, как поступки могут характеризовать героев произведений;

мы сможем:

  • пересказать сказку по плану.

Начинается сказка сказываться…

В: Что вы узнали о Пете Зубове?

О: Правильно, что Петя по предметам не успевал. В конце каждой четверти говорил, что вас всех догоню.

В: Почему испугалась тётя Наташа?

О: Выйдя из-за вешалки она увидела старика, а не Петю Зубова.

В: О чём думал Петя, когда бежал домой?

О: Если и мама не узнает, то это большая беда.

В: Как почувствовал себя Петя, став стариком?

О: Пете стало очень плохо, он почувствовал себя одиноким, никому не нужным, совершенно беспомощным, потому что он ничего не умеет и не знает: «Какой я одинокий, несчастный старик!»

В: О чём он больше всего жалеет?

О: Больше всего Петя сожалеет, что ничему не научился.

В: Что же заставило Петю изменить отношение ко времени? Каким стало это отношение и как выразилось в действиях героя?

О: Забредя в лес, Петя оказался перед домиком, где жили злые волшебники. Из их разговора он узнал, куда девается попусту потраченное время, понял, почему он стал стариком.

В: О чём заговорил Сергей Владимирович?

О: К сожалению, так устроено на свете: от любого несчастья может спастись человек.

В: Какой глагол теперь чаще всего повторяется в описании его действий? Почему?

О: Глагол бежать, потому что Петя спешит за потерянным временем.

В: Что думали волшебники о ребятах?

О: Что они хоть на минуту опоздают, что они не смогут до семидесяти сосчитать.

В: Прочитайте отрывки с помощью, с помощью которых автор показывает, что все люди вокруг трудятся.

В: Что ему помогло узнать стариков? Какие смешные детали их поведения помогли ему?

О: Дети, превращённые в стариков, узнаваемы по поведению: они ведут себя как дети. Первую старушку-девочку Петя узнал по газете, которую та читала.

В: Почему нашим старикам неловко от этих слов, краснеют они и садиться не хотят?

О: Они знали, что не заслуживают уважения и такого доброго отношения: не работали они, а бездельничали, время теряли — ненастоящие они старики.

В: О чём думал герой, когда не находил дорогу?

О: О том, что иногда лучше потратить немножко времени, чтобы потом его сберечь.

В: Что происходило с волшебниками в последнюю минуту?

О: На сороковом обороте стрелок волшебники стали дряхлыми, сгорбленными старичками. Все ближе пригибало их к земле, все ниже становились они.

В: А если бы Пете не удалось найти своих товарищей по несчастью, сумел бы он сам справиться с задачей?

О: Вряд ли: ведь когда Петя начал крутить стрелки волшебных ходиков назад, он стал уменьшаться в росте и товарищам пришлось его поднимать, чтоб он мог дотянуться до часов. Значит, помимо желания исправить ошибку, нужна была ещё и товарищеская помощь, поддержка.

В: Как Вы думаете, как теперь ребята смогут прожить?

О: Они будут стараться ценить каждую минуту и постараются научиться. Сказка учит нас, что правильно и что неправильно. Во всех сказках встречаются ситуации, из которых мы с Вами, читатели, можем получить урок.

Разбор типового тренировочного задания

Задание 1. События сказки

Восстановите последовательность происходящих событий в сказке.

Подняли товарищи Петю на руки.

Просыпается Петя – в комнате светло

старых детей, — нет как нет.

Ходит Петя. бродит, а молодых стариков

керосиновая лампа горит под стеклом

И вот однажды пришёл Петя Зубов в школу,

Вошёл Петя в домик – хозяев нет

Схватили ребята «колбасника» за полы, оторвали от «колбасы»

как всегда, с опозданием

Совсем выбились из сил старички.

Правильный ответ:

И вот однажды пришёл Петя Зубов в школу,

как всегда, с опозданием

Вошёл Петя в домик – хозяев нет

Просыпается Петя – в комнате светло

керосиновая лампа горит под стеклом

Ходит Петя. бродит, а молодых стариков

старых детей, — нет как нет.

Схватили ребята «колбасника» за полы, оторвали от «колбасы»

Совсем выбились из сил старички.

Подняли товарищи Петю на руки.

Задание 2. Часы в доме волшебников

Часы в доме волшебников называли…

Варианты ответа:

— Будильник

— Ходики

— Песочные часы

Ответ:

Ходики.

Урок чтения по «Сказке о потерянном времени» Е.Л. Шварца

Предмет: литературное чтение

Класс: 4 «А»

УМК: «Школа России» Л.Ф. Климанова. «Литературное чтение. 4 класс»

Тема урока: Е.Л.Шварц « Сказка о потерянном времени».

Тип урока: комбинированный, урок-закрепление

Цели:

Образовательные: обобщить знания учащихся по данной сказке, развивать память, учить находить в тексте слова, которые помогают описать эмоциональное состояние персонажей, развивать навыки выразительного чтения.

Развивающие: развивать мыслительные операции, творческие способности учащихся, речь.

Воспитательные: воспитывать трудолюбие, внимательное отношение к окружающим, убедить ребят в необходимости планировать своё время, заполнять досуг полезными делами.

Планируемые результаты:

Предметные:

Развивать умение слушать и слышать художественное произведение; уметь анализировать художественный текст, расширить представления о взаимоотношениях людей, о дружбе, взаимопомощи и поддержке.

Личностные: Формировать основы гражданской позиции, умение самостоятельно делать выводы.

Метапредметные:

  • Регулятивные УУД: формулирование учебной задачи урока. Исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимания ее, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке.

  • Коммуникативные УУД. Ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия при обсуждении текста

  • Познавательные УУД. Анализ художественного текста, выделение в нем основной мысли, умение ориентироваться в художественной книге.

Метапредметные связи: русский язык

Ресурсы:

учебник Л.Ф. Климанова «Литературное чтение: 4 класс» ч. 1. Стр. 4 — 16. —

М: Просвещение, 2016 г.;

компьютер, проектор, экран, презентация.

карточки

Оборудование: проектор, презентация, карточки с названиями сказок

Ход урока :

1.Создание проблемной ситуации, подведение к теме урока

— Что летит быстрее мысли
И не имеет ни начала, ни конца?

— Вчера было,
Сегодня есть
И завтра будет.

Почему я загадала загадки о времени?

Ребята, какие навыки и умения вы развиваете, работая над литературным произведением ?

Как вы думаете, чему мы будем учиться на уроке, исходя из его темы?

На уроке попытаемся ответить на вопросы: для чего придумана эта сказка автором ? что в ней вымысел, а что могло произойти реально? 

2.Беседа о сказках.

Произведение называется «Сказка о потерянном времени»

Чем сказка отличается от других литературных произведений ?

Сказка — повествовательное, обычно народное произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил.

На какие 2 группы можно разделить сказки? (народные и авторские)

Распределить сказки на группы (на доске карточки с названиями сказок)

Гадкий утенок, Царевна-лягушка, Красная Шапочка, Иван Царевич и серый волк, Морозко, Дюймовочка, Айболит, Финист-ясный сокол, Бременские музыканты, По щучьему веленью

В это время остальные рассматривают портреты писателей (на слайде):

Кто лишний? А. Пушкин, Л. Толстой, С. Есенин, К.Чуковский, П.П .Бажов, Д.Н Мамин-Сибиряк. Кто здесь лишний? (Есенин)-не писал сказок.

Что общего у остальных писателей ? Русские писатели

Кто из них писал сказки поэтическим языком? А.С. Пушкин, К. И Чуковский

Посмотрите ещё раз на слайд. Кто из них писал произведения в ХХ веке?

Евгений Львович Шварц тоже прославился в ХХ веке благодаря своим сказкам. А каким человеком вы представляете Шварца ?

3. Новый материал

ЕВГЕНИЙ ЛЬВОВИЧ ШВАРЦ .

Родился 9 (21) октября 1896 в Казани в семье врача. Детство Шварца прошло в г.Майкопе.

В 1914 году Евгений поступил на юридический факультет Московского народного университета, но проучившись там два года, решительно отказался от профессии юриста, посвятив жизнь театральному искусству и литературе.

Весной 1917 года был призван в армию. В 1921 году он приехал в Петроград в составе ростовской театральной труппы. Некоторое время работал секретарём у Корнея Чуковского.

Свои произведения начал писать с 1923 года.

С 1924 года Шварц жил в Ленинграде, работал в Госиздате под руководством С. Я. Маршака. Активно участвовал в создании популярных детских журналов «ЁЖ» и «ЧИЖ».

В военные годы Евгений Шварц работал сначала в ленинградском Радиоцентре, продолжал писать пьесы. В конце 1941 года был эвакуирован из блокированного города. В 42-43 годах Шварц работал сначала в кировском театре, а после в театре Душанбе. В 1944 году переехал с театром в Москву. 
После войны Евгений Шварц продолжил работу в кинематографе. Наиболее значимые его работы того времени: «Золушка», «Первоклассница», «Марья-искусница», «Дон-Кихот». Сценарии ко всем этим фильмам писал Шварц.

Умер Евгений Шварц 15 января 1958 года в Ленинграде от инфаркта в 61-летнем возрасте. Писатель похоронен на Богословском кладбище.

Русский советский драматург, автор более двадцати пьес для драматического театра и театра кукол, а также сценариев к одиннадцати игровым кинофильмам и одному мультфильму.

Словарная работа

«Сказка о потерянном времени» была написана давно, в ней много старинных слов, которые требуют объяснения. Назовите слова, значение которых для вас непонятно.

Окладистая (борода) – широкая и густая.

Керосиновая лампа – лампа, освещающая при помощи керосина.

Ходики – небольшие стенные часы упрощенного устройства с гирями

Пола, полы – нижняя часть , раскрывающейся спереди одежды, например полы пальто.

Ситный-хлеб из просеянной муки.

Подберите синонимы к словам: 

хмурый – угрюмый, невесёлый

сберечь – сохранить, спасти, сэкономить.

Подберите антонимы к словам:

состариться –помолодеть

трудиться – лениться, бездельничать.

В сказке встречаются фразеологизмы и крылатые выражения. Найдите

их и объясните смысл :

терять время понапрасну – тратить время бессмысленно, без пользы

держать ухо востро – быть осмотрительным

как сквозь землю провалился – исчез, пропал

и в ус не дует – не переживает

с ног сбиться – устать; изнемочь от хождения

Физминутка:

Кто там ходит влево- вправо?
Это маятник в часах.
Он работает исправно 
И твердит: «Тик-так, тик-так». (Руки на поясе, наклоны вправо и влево)

А над ним сидит кукушка,
Это вовсе не игрушка.
Птица дверцу отворяет,
Время точно сообщает. (Руки согнуты перед грудью, резкими рывками руки распрямляются в стороны)
А часы идут, идут,
Не спешат, не отстают.
Мы без них не будем знать, (Ходьба на месте)
Что уже пора вставать. (Потянуться)

Беседа по содержанию :

— Как звали главного героя сказки? Петя Зубов

— Что с ним случилось? Он внезапно постарел

Когда происходили события, описанные в произведении ? В середине ХХ века

Назовите предметы, которые помогают нам это понять. Керосиновая лампа, счёты, часы-ходики, газета «Пионерская правда»

Где случилась эта история ? В городе

Куда попал Петя ? В чащу леса

Как герой воспринимает волшебство? Огорчается, расстраивается, пугается

Какие слова говорят об этом? «… бедный я, несчастный, что со мной будет ?»

Сожалеет ли Петя о случившимся? Из каких слов это видно?

Да, сожалеет. «… Я всего два года работал, да и только на два и три …»

Как звали стариков? Сергей Владимирович, Ольга Капитоновна, Марфа Васильевна, Пантелей Захарович

Выборочное чтение:

Найдите и прочитайте отрывок, в котором говорится, каких ребят ловили злые волшебники .

Что нужно было сделать, чтобы снова дети стали детьми ?

Как выглядел город утром? Что делали люди?

Как он нашёл первую девочку? Вторую? Третьего героя?

Что сказал Петя, когда они заблудились в лесу?

Блиц-опрос:

-Сколько раз звонил Петя в дверь? 3

-Что лежало в избушке в углу? Сено

-Как назывались часы? Ходики

-Сколько было табуреток в избушке? 4

— На чём считали время злые волшебники? на счётах 

— Как Петя узнал, что всё в его руках?  услышал разговор злых волшебников.

— Как Петя сидел в это время? тихо, как мышка.

— Какую газету читала старушка – девочка, сидя на скамейке? Пионерскую правду 

— В какие игры играли девочки? Ответы: в «трешку» и в классики

Сколько раз надо было повернуть стрелки обратно? 77

На каком повороте волшебники стали стариками? На 40

Найдите главные слова в сказке.

Как вы думаете, почему ребята смогли одолеть волшебников?

4. Проверка домашнего задания.

Вы выписывали пословицы и поговорки о времени, зачитайте их.

5. Проверка усвоенного матерала. Тест. Презентация

6. Итог

— Читая эту сказку, каждый из вас сделал какой – то вывод лично для себя. Поделитесь своими размышлениями. (Ответы детей)

— Для чего придумана эта сказка автором?

— Какую проблему поставил автор?

— Какой совет даёт нам автор в сказке?

— Является ли эта проблема актуальной и сегодня?

7.Рефлексия.

Достигли ли мы цели? Поднимите руки, кто считает, что достигли. Объясните свою точку зрения. А кто думает по-другому ?

Для чего нам нужен материал, изученный сегодня?

Закончить я хочу словами Евгения Львовича Шварца :

Сказка рассказывается не для того, чтобы скрыть, а для того, чтобы открыть, сказать во всю силу, во весь голос то, что думаешь.

Спасибо за урок !

  • Сказка о потерянном времени жанр сказки
  • Сказка о потерянном времени главная мысль рассказа
  • Сказка о потерянном времени автор евгений шварц
  • Сказка о пользе чтения книг
  • Сказка о полезных ископаемых краснодарского края