04.06.2021
Время на чтение: 6 мин
1632
Работа с детьми требует особого подхода: то, что понятно взрослому, чаще всего не доступно для осознания ребенку. В последние годы стало особенно актуальным такое направление в психологии и педагогике как сказкотерапия.
Что такое сказкотерапия?
Сказкотерапия – это метод психологической работы с детьми и взрослыми, который основан на метафорических образах сказок, позволяющий развить самопознание ребенка, раскрыть творческий потенциал, а также улучшить коммуникацию с окружающим социумом.
Сказкотерапию можно отнести к одной из древнейших форм психотерапевтического воздействия. Мифы и легенды, былины, басни – по своей сути, целью этих литературных жанров являлась передача опыта, мудрости, демонстрация проблем и путей их решения посредством образов и героев.
Это важно!
Ценность сказкотерапии в детском возрасте заключается в том, что ребенку не нужно делать самостоятельные выводы и строить логическую цепочку вслух. Услышанное им воспринимается на подсознательном уровне.
Методы сказкотерапии. Как это работает?
Основная суть метода — это перенос проблемы или переживаний ребенка на героя сказки, а также осознание своих чувств и эмоций через третье лицо. Такой способ подачи материала наиболее удачен в детском возрасте. Сказкотерапия позволяет детям сравнить себя с персонажем и найти сходства.
Понимание ребенком того, что у него самого и героя одинаковые переживания – повышают эффективность и приверженность малыша к терапии. Кроме того, подобный формат в непринужденной форме помогает увидеть возможные варианты выхода из сложившейся ситуации, пути разрешения конфликтов. Помимо прочего, сказки для ребенка олицетворяют нечто волшебное, но в то же время понятное и безопасное, поэтому специалисту изначально будет легче найти с ребенком общий язык, нежели предлагать неизвестные для него задачи, упражнения, тесты и т.д.
В детском возрасте принято использовать несколько методов сказкотерапии: рассказ сказки педагогом или психологом, сочинение сказки совместно с ребенком, рисование сказки, создание кукол для своей сказки. Каждый метод имеет свои особенности, и его выбор зависит от конкретной цели, которую ставит психолог перед началом работы.
Все ли сказки подходят
Как утверждают сказкотерапевты, да, практически любую сказку можно адаптировать для решения какой-либо задачи, стоящей перед специалистом. Даже самую простую и банальную сказку, известную нам с раннего детства, можно адаптировать для работы.
Принято выделять следующие виды сказок
- Народные сказки («Курочка ряба, «Репка» и другие) позволяют в понятной для ребенка форме знакомиться с нравственностью и моралью.
- Авторские сказки (например, как известных писателей – Г.Х. Андерсона, С.Аксакова, С. Маршака и др., так и совеременников-сказкотерапевтов) больше нацелены на работу с переживаниями детей или на развитие личностных качеств ребенка.
- Дидактические сказки в ненавязчивой форме преподносят новый образовательный материал для детей.
- Психотерапевтические сказки направлены на раскрытие нового смысла происходящего; конец не всегда счастливый, но их основная цель – заставить задуматься (используются чаще в более старшем возрасте).
- Психокоррекционные сказки мягко воздействуют на поведение за счет схожести сюжета и проблемы ребенка, помогают рассматривать различные варианты развития событий на примере вымышленных персонажей.
При работе со сказками, необходимо придерживаться определенных правил:
- Повествование должно передавать эмоции и чувства.
- Ребенок должен хорошо видеть лицо, мимику и жесты рассказчика для того, чтобы установить доверительный контакт.
- При психокоррекционной работе сказки не должны содержать одного-единственного правильного ответа; должен существовать альтернативный вариант исхода, который будет рассматриваться ребенком.
- Сказка должна соответствовать проблеме ребенка.
- Необходимо максимально вовлекать в процесс самого ребенка; вместе с ним анализировать материал.
Когда сказкотерапия может помочь
Существует огромное количество сказок, используемых в сказкотерапии, и каждая из них преследует свою определенную цель.
Есть сказки, созданные для борьбы со страхами у ребенка (боязнь темноты, страх смерти или лечения, страх перед врачами и др.) – в них ребенок вместе со взрослым проживают сюжеты, параллельно преодолевая свои фобии.
Широко используется сказкотерапия у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности: в этом случае сказка помогает скорректировать чрезмерную активность ребенка, стабилизировать психо-эмоциональное состояние ребенка, а также научиться контролировать свою импульсивность.
Большое количество сказок создается для работы с тревогами у детей и решением психологических проблем, вызванных какими-либо проблемами вокруг них (развод родителей, смерть близкого человека и прочее). В этом случае вымышленная история, опосредованно перекликаясь с проблемой ребенка, помогает рассмотреть различные позиции и стороны интересующего вопроса и натолкнуть его на решение конфликта внутри себя.
Также наблюдается хороший эффект при использовании сказкотерапии среди детей с поведенческими расстройствами и физическими дефектами.
Часто психологи и логопеды применяют сказкотерапию для развития речи ребенка.
Сказкотерапия дома
Огромное преимущество сказкотерапии как метода в том, что его могут применять как специалисты, так и родители в домашней обстановке. Рассказывая своему малышу какую-нибудь историю, главный герой которой будет удивительным образом похож на него, мама или папа смогут в мягкой и ненавязчивой форме подсказать пути выхода из различных ситуаций, развить творческие способности и воображение своего чада, предложив выбрать альтернативный сценарий. Кроме того, сам процесс взаимодействия с ребенком, доверительное общение, совместное создание сказки пойдет на пользу отношениям между взрослыми и детьми.
На сегодняшний день существует огромное количество сказок, которые находятся в свободном доступе для родителей. И, как мы теперь понимаем, даже банальную «Курочку рябу» можно изложить по-новому.
(0
оценок; рейтинг статьи 0)