Сказка о полезной еде

Перевоплощаемся в сказочных персонажей, готовим их любимые блюда и играем в игру угадай концовку.новогодние каникулы прекрасное время для того,

Перевоплощаемся в сказочных персонажей, готовим их любимые блюда и играем в игру «Угадай концовку».

Новогодние каникулы — прекрасное время для того, чтобы отдохнуть в кругу семьи. А еще для того, чтобы прочитать все, что давно откладывалось, напомнить детям, что книга лучше гаджета, показать подросткам, какую пользу и удовольствие приносит литература, а малышей начать учить читать самостоятельно. Как сделать все это и вдобавок отлично повеселиться — рассказывают сотрудники шести московских библиотек.

Family books и книжные фанты

Советует Марина Соломонова, заместитель директора по библиотечно-информационному обслуживанию Центральной городской детской библиотеки имени А.П. Гайдара

Сказка о полезной еде

— Если не знаете, чем заняться на каникулах, попробуйте организовать у себя дома акцию family books. Для этого каждый член семьи должен выбрать книгу на определенную тему, например про художников. Допустим, мама возьмет биографию Микеланджело Буонаротти, а ребенок — книжку «Мальчик, которого укусил Пикассо» Энтони Пенроуза. Во время чтения и после обсудите произведения, обменяйтесь эмоциями. Мы в библиотеке однажды тоже проводили такую акцию — всем очень понравилось, особенно подросткам.

Еще один интересный вид времяпрепровождения — попробовать рассказать о книге, уложившись в 30 секунд или минуту, не пересказывая сюжет. Потом все голосуют, чей рассказ оказался точнее. Победителю можно вручить приз — что-то вкусное. Еще обязательно попробуйте поиграть в книжные фанты. Они отлично сочиняются даже по энциклопедиям. Очень смешные получаются задания, например про динозавров — изобразить, как они ходят, рычат, летают.

Кроме того, советую почитать по ролям. Если ваш ребенок еще не очень хорошо читает, эта игра ему очень поможет — проверено. Каждый пишет на листочке роль — можно персонажа из книги, а можно из жизни. Внимание: выбирайте персонажей, которых интересно изображать, пусть это будет, допустим, уставший продавец в супермаркете в час пик или самый строгий учитель в школе. Книгу для чтения тоже можно выбрать любую — хоть справочник по математике. Участники вытягивают роли и в течение минуты читают книгу в соответствии с ними.

Если ребенок — фантазер, поиграйте с ним в сочинение сказок по методике Джанни Родари. Его приемами пользуются и многие современные сценаристы. Возьмите любую сказку и постарайтесь придумать, что было с героями дальше, или сказку «наоборот». Что было бы, если бы Красная Шапочка была злой, а волк — добрым? А если бы Белоснежка отправилась не к семи гномам, а к семи великанам?

«Угадай концовку» и чтение вслух

Советует Анна Августиновская, библиотекарь 1-й категории библиотеки № 68

IMG 5445 foto anni avgystinovskoiJPG

— Я предлагаю поиграть в «Угадай концовку», которая очень хорошо развивает фантазию. Сначала все вместе прочитайте рассказ, с которым не знаком ни один из членов семьи, а потом по очереди предлагайте свою концовку. И обязательно назначьте приз — либо за самый необычный финал, либо за финал, наиболее приближенный к авторскому.

Дети, особенно младшеклассники, очень любят читать вместе с родителями. Каникулы — отличный повод устроиться вместе на диване и почитать друг другу какую-нибудь новую интересную книгу. Лично я рекомендую «Я не люблю Новый год» Ирины Зартайской. Это история о девочке, которая терпеть не может новогодние елки и подарки. Но однажды с ней происходит кое-что неожиданное, действительно волшебное.

Капсула времени и настольная игра

Советует Ольга Зайцева, библиотекарь 1-й категории библиотеки № 172

Сказка о полезной еде

— Дома на каникулах можно устроить книжную вечеринку. Пусть каждый возьмет свою любимую книгу. Потом прочтите любимые отрывки вслух — это невероятно сближает. А еще вы можете записать чтение на диктофон, сделать собственную аудиокнигу, а потом выложить ее на своих страницах в социальных сетях. Кстати, предложите запись и вашей районной библиотеке — уверена, ее сотрудники с радостью опубликуют ваш труд на своих страницах. Мы, например, всегда открыты для такого сотрудничества.

Могу предложить и мистически-фантазийное времяпрепровождение — гадание по книге. Все очень просто: задаете вопрос, открываете книгу на любой странице, вслепую выбираете строчку и зачитываете ее вслух. Совпадения, которые вы можете встретить относительно вашей ситуации, иногда просто поражают. А если вам попалась непонятная абракадабра вместо ответа, попробуйте ее как-то истолковать всей семьей. Поверьте, будет очень весело.

Попробуйте заложить капсулу времени — отправить самим себе письмо в будущее. Что для этого надо? Саму капсулу можно сделать из чего угодно — это может быть любая банка, коробка и даже стаканчик из-под йогурта, главное — ее украсить. Потом запишите на бумаге и положите внутрь обязательства каждого члена семьи — например, прочесть определенное произведение или количество книг. А через год распечатайте капсулу и проверьте, что из задуманного получилось.

Еще можно создать собственную настольную игру по мотивам книги, сделать кубик и фишки, придумать правила, связанные с сюжетом. Сразу могу подсказать идею для игры по мотивам книги Алана Милна «Винни Пух и все-все-все»: если игрок попадает на клетку, где герой падает с дерева, то он пропускает ход.

Домашний театр и письма героям

Советует Наталья Ключникова, заведующая библиотекой № 138

Сказка о полезной еде

— Попробуйте устроить домашний театр — во время подготовки представления развиваются творческие способности, преодолевается стеснительность, выплескиваются эмоции. Выберете сказку, прочитайте ее, обсудите, смастерите из подручных материалов декорации и костюмы, а потом разыграйте сценки. В них, кстати, могут участвовать не только дети, но и взрослые.

Сейчас, когда мы используем достижения техники во всех сферах своей жизни, совсем забыли о письмах, написанных собственной рукой. Я думаю, очень полезно вспомнить эпистолярный жанр и написать письмо сказочному герою. Обязательно красивым почерком — советую посмотреть вместе какое-нибудь обучающее видео по каллиграфии. Для ребенка, особенно младшего школьника, это то, что надо. Каллиграфия развивает мелкую моторику, творческий потенциал, воспитывает усидчивость.

Театр теней и собственный комикс

Советует Ольга Хлыстова, заведующая библиотекой № 266

Сказка о полезной еде

— Поделюсь одной очень простой игрой, от которой, поверьте, просто невозможно оторваться. Раскройте книгу и начинайте всей семьей соревноваться — кто за три минуты больше всех найдет слогов «ма», «па» или других. Это, кстати, очень полезно — у детей развивается грамотность. На первый взгляд может показаться, что это развлечение для малышей, но не спешите с выводами. Подростки очень легко включаются в игру, готовы так сидеть подолгу.

Вместе с подростками можно попробовать создать собственный комикс по мотивам события из книги или жизни семьи. А с малышами можно сделать книжку с интересными деталями — например, открывающимися окошками.

Но самое интересное, на мой взгляд, — это театр теней. Мы в библиотеке часто его устраиваем и всегда советуем в качестве домашнего досуга. В последний раз мы ставили спектакль по сказке Джулии Дональдсон «Груффало». Все очень просто: делаете из подручных материалов ширму (подойдет простыня), вырезаете фигурки персонажей (их можно нарисовать или распечатать). Направляете из-за ширмы лампу — и готово. Остальное вам подскажет фантазия.

Еда литературных героев и книга как снотворное

Советует Надежда Краснова, ведущий библиотекарь библиотеки № 111

Сказка о полезной еде

— Вы пробовали когда-нибудь готовить то, что едят литературные герои сказок и рассказов? Уверена, что нет. Мой вам совет: обязательно сделайте это. Когда еще этим заниматься, как не на каникулах?

Попробуйте создать литературное меню на неделю. Например, в понедельник вы готовите мясные тефтели, которые так любил Карлсон из книжки Астрид Линдгрен, а на десерт делаете пирожные наследника Тутти из «Трех толстяков» Юрия Олеши. Во вторник можно прочитать «Арбузный переулок» из «Денискиных рассказов» Виктора Драгунского и пообедать молочной лапшой, а в выходные побаловать себя пончиками с малиновым вареньем, которые обожала Мэри Поппинс.

Еще хочу поделиться с вами полезной информацией. Ученые отметили, что книги улучшают сон и снимают напряжение. Всего шесть минут чтения перед сном сработают лучше, чем чашка травяного чая или расслабляющая музыка, поэтому советую вам заменить гаджеты на литературу. А дети обязательно возьмут с вас пример.

Собаки считаются мясоедами. Однако не мясом единым они живут, пишет DW. Углеводы, овощи и фрукты, содержащие полезные питательные вещества, им тоже необходимы. Как правильно кормить собак?

Бытует мнение, что наша еда собакам противопоказана. Именно поэтому многие владельцы собак не решаются давать своим четвероногим питомцам объедки со стола. Это можно понять, если присмотреться, что и как некоторые люди едят: нездоровое питание со стола и собакам вредно! Но что такое «здоровое питание» для наших питомцев? Кормить собак только из консервных банок, купленных в магазинах для домашних животных, может ли это быть полезным? Что по этому поводу думают и говорят немецкие эксперты? Анке Йоби — сертифицированный диетолог и специалист по питанию собак, популярный блогер и автор нескольких книг о здоровом питании для животных. Она с удовольствием делится своими знаниями на специально созданном ею сайте.

Здоровое и сбалансированное питание собаки, говорит она, должно в первую очередь удовлетворять ее потребности в питании и хорошо ею усваиваться. Кроме того, питание, конечно же, не должно содержать вредных веществ. Большую роль играет и количество корма. Его необходимо правильно выбирать, исходя из породы, веса и возраста собаки. Слишком много еды или слишком много энергии может быстро привести к ожирению. Ожирение, в свою очередь, является одним из самых серьезных факторов риска для различных заболеваний. Собаки часто страдают теми же заболеваниями, что и люди. У них бывает сахарный диабет, рак, воспаления тех или иных органов. И очень часто причиной этих болезней становится неправильное и однообразное питание.

Какие продукты опасны для собак? На этот вопрос не так-то просто ответить. В принципе, вряд ли есть продукты, которые вредны только для собак. Это означает, что вы можете во многом ориентироваться на то, что также плохо для вас самих. Например, сахар для собак не менее вреден для здоровья, чем для людей. То, что часто называют «ядовитым для собак», обычно вредно и опасно и для их хозяев. Примерами этого являются помидоры и перец. Содержащийся в них соланин токсичен как для людей, так для собак. Однако он разрушается во время созревания этих овощей, поэтому собакам также разрешается есть спелые помидоры или перец.

Исключение составляют лук и чеснок, количество которых может быть вредно и даже ядовито для собак. Для некоторых собак ядовитым является виноград, поэтому его следует исключить из рациона их питания. Популярный подсластитель ксилитол (латинское название — xylitolum), также известный как березовый сахар, очень токсичен для собак, как и орехи макадамия и шоколад. С другой стороны, авокадо ошибочно считается для них вредным, только твердая сердцевина содержит большое количество синильной кислоты, и поэтому ее нельзя есть ни людям, ни собакам. Горький миндаль — еще один пример того, что неприменимо как для собак, так и для людей. Сырой горький миндаль тоже содержит синильную кислоту. Однако она при нагревании испаряется, поэтому горький миндаль можно использовать при выпечке, тогда он также не представляют опасности.

Кормить собак остатками еды со стола раньше было вполне нормальным явлением, а в некоторых странах такое кормление практикуется и сегодня. Если учитывать пункты, упомянутые выше, то это возможно без особых проблем. Конечно, всегда нужно обращать внимание на то, как собака переносит те или иные продукты. Что касается лука и чеснока, то не стоит волноваться: если вы обычно употребляете в пищу небольшое их количество, то никакой опасности и для вашего четвероного питомца в них нет. Даже специи обычно не являются проблемой для собак, но при этом нужно помнить о том, что не стоит предлагать собаке чрезмерно острую пищу.

Собаки на самом деле не являются плотоядными животными. Их скорее можно назвать всеядными со специализацией на мясе. В углеводах, овощах и фруктах содержится множество полезных питательных веществ и для собак, таких, например, как витамины, минералы, вторичные растительные вещества или клетчатка.

Наиболее важным фактором в сбалансированной диете является содержание в еде питательных веществ. Сбалансированное питание для собаки может, например, состоять из мяса с углеводами, скажем, риса или картофеля, овощей — моркови или кабачков, некоторых фруктов, как яблок, немного масла для лучшего усвоения необходимых питательных веществ и смеси минералов, специально предназначенных для собак. Такой рацион можно легко обеспечить, составив одну половину порции из мясных, а вторую половину из растительных компонентов. Количество еды должно составлять около 2-4% от массы тела собаки. Следует учитывать вес собаки и при смене корма: если собака набирает вес, можно просто немного сократить кормление.

Частота кормления собаки зависит от различных факторов. Очень молодых собак, а также собак старшего возраста следует кормить чаще — три-четыре раза в день. Пищеварительный тракт молодой собаки находится в процессе развития, поэтому его нельзя перегружать. У старых собак уже могут быть определенные дегенеративные изменения, поэтому следует щадить их пищеварительный тракт. Частота кормления собак среднего возраста составляет один-два раза в день. Но чтобы противодействовать риску заворота кишок или так называемой кишечной непроходимости у более крупных пород собак, целесообразнее кормить их два раза в день.

Люди часто спрашивают, что для собаки лучше — сухой или влажный корм? На этот вопрос нет однозначного ответа. Кормить собаку влажным или сухим кормом — индивидуальное решение их хозяев. При этом может играть значение то, что собака больше любит, лучше переносит или что может быть лучше интегрировано в повседневную жизнь владельца собаки. Никакого предпочтения для сухого или мокрого корма не существует.

Если вы путешествуете, то удобней кормить собаку сухим кормом, но для этого сначала необходимо приучить собаку к смене кормов в повседневной жизни. Теоретически можно даже смешивать два вида, добавляя во влажный сухой корм. Здесь тоже важно то, как каждая отдельная собака переносит сухой корм. Если собака здорова и привыкла к разнообразию в питании, то никаких ограничений не существует.

Издательство «Новое литературное обозрение» представляет книгу Вадима Михайлина «Бобёр, выдыхай! Заметки о советском анекдоте и об источниках анекдотической традиции».

«Приходит в исполком блоха-беженка…» «Откинулся волк с зоны и решил завязать…» «Идут звери на субботник, смотрят — заяц под деревом лежит…» Почему героями советского анекдота так часто становились животные? Как зооморфные культурные коды взаимодействовали с коллективной и индивидуальной памятью, описывали социальное поведение и влияли на него? В своей книге филолог и антрополог Вадим Михайлин показывает, как советский зооморфный анекдот противостоял официальному дискурсу и его манипулятивным задачам. Он разрушал механизмы формирования культурных мифов и нередко подрывал усилия государственной пропаганды. Анекдоты о Пятачке-фаталисте, алкоголике Чебурашке, развратнице Лисе и других персонажах-животных отражали настроения и опасения граждан, позволяли, не говоря ни о чем прямо, на самом деле говорить обо всем — и чутко реагировали на изменения в обществе.

Предлагаем прочитать фрагмент книги.

О когнитивных основаниях зооморфной сюжетики

Как уже было сказано выше, советский анекдот во многом восходит к сказке; применительно к анекдоту зооморфному имеет смысл говорить о вполне конкретном сказочном жанре, устойчиво именуемом «сказкой о животных» (animal tale), при том что даже для самых завзятых структуралистов попытка найти единые формальные основания для того, чтобы более или менее четко определить этот жанр, неизбежно заканчивается неудачей. Так, Владимир Пропп, раскритиковав указатель Аарне — Томпсона за «перекрестную классификацию» и заключив свою филиппику пассажем о том, что «сказки должны определяться и классифицироваться по своим структурным признакам»[1], сам попросту избегает разговора именно о структурных признаках этого жанра, мимоходом ссылаясь на то, что «сказки о животных представляют исторически сложившуюся цельную группу, и выделение их со всех точек зрения оправданно»[2].

В конечном счете, как правило, всё сводится к нехитрой формуле: сказки о животных суть сказки, в которых действующими лицами являются животные. С чем я не могу не согласиться — с одной значимой оговоркой. Любой повествовательный жанр (что, применительно к устной традиции, автоматически делает его еще и жанром перформативным) представляет собой способ организации проективных реальностей, соответствующий когнитивным навыкам и ситуативно обусловленным запросам целевой аудитории. И его (формально выделяемые на уровне сюжета, системы отношений между акторами и т. д.) структурные особенности, сколь угодно четко выраженные, вторичны по отношению к тем когнитивным основаниям, на которых аудитория согласна принимать участие в построении этих проективных реальностей, а также к тем ситуативным рамкам, которые делают исполнение возможным. Так что если мы хотим понять, почему практически во всех известных нам культурах люди рассказывают друг другу самые разные и по-разному организованные истории о животных (а также разыгрывают маскарадные перформансы, снимают кино, используют зооморфные образы в процессе саморепрезентации, в досуговых практиках, политической риторике и т. д.), нужно разобраться с тем, какую роль «зверушки» привычно играют в наших когнитивных навыках и установках[3].

Мы — социальные животные, чья социальность основана на способности каждого отдельного человека создавать, передавать и воспринимать сложные сигналы, позволяющие ему и другим людям выстраивать совместимые проективные реальности. Сигналы эти обращаются к так называемым инференциальным системам, которые позволяют нам восстанавливать/выстраивать объемные контексты, отталкиваясь от небольшого количества входящей значимой информации, а роль одного из первичных «фильтров значимости» выполняют онтологические категории, такие как «человек», «пища», «инструмент» и т. д. «Животное» — одна из таких базовых онтологических категорий, причем одна из самых продуктивных, поскольку позволяет задействовать наиболее разнообразные и детализированные режимы метафоризации.

Последняя же, в свою очередь, представляет собой еще один ключ к нашим способностям, связанным с умением выстраивать проективные реальности и затем видоизменять в соответствии с ними собственную среду пребывания. А потому остановлюсь на ее природе чуть подробнее.

Метафора представляет собой единый когнитивный механизм, включающий в себя как минимум две составляющих. Во-первых, метафора есть действенный способ смыслоразличения, устроенный следующим образом: две принципиально разные семантические системы, определяемые через разные онтологические категории (скажем, «человек» и «животное»), сопоставляются через операцию переноса какого-то особо значимого элемента из одной системы в другую: скажем, во фразе «свинья грязь найдет» физически или этически запачканный человек (или, напротив, человек, проявляющий излишнее внимание к чужой «запачканности») уподобляется свинье, животному, одним из признаков которого является любовь к грязевым ваннам. Системы эти должны быть, с одной стороны, совместимы хотя бы по ряду базовых признаков, что упрощает сопоставление: в нашем случае сопоставляются два живых существа, теплокровных, наделенных интенциональностью и — ситуативно — покрытых грязью или заинтересованных в контакте с ней. С другой, они должны быть различимы, что обеспечивает контринтуитивный характер самой операции переноса: перенесенный элемент «торчит» из чуждого контекста и привлекает к себе внимание (одна из наших инференциальных систем настороженно относится к некоторым субстанциям, которые именно по этой причине подгоняются под общую категорию «грязь» с выраженным негативным фоном; адекватный человек грязи должен избегать). Контринтуитивный характер совершенного переноса фокусирует внимание на базовых дихотомиях, позволяя за их счет более четко «прописывать» разницу между исходными системами: подчеркнув неполную социальную адекватность испачкавшегося человека, мы лишний раз «проводим границы человечности».

Во-вторых, метафора представляет собой когнитивную матрицу, которая позволяет наиболее экономным способом вменять конкретному элементу системы целый набор сопряженных между собой и неразличимых в дальнейшем признаков — за счет сопоставления этого элемента с элементом другой системы, определяемой через другую онтологическую категорию. Так, называя человека собакой, мы как бы приписываем ему вполне определенные качества (агрессивность, трусость, подобострастность, преданность хозяину, жадность, неприятный запах, неразборчивость в еде и сексе, особую сигнальную систему, ориентированность на стайное поведение и т. д.), отличающие, с принятой у нас точки зрения, собаку от других животных. В зависимости от конкретной ситуации, на передний план может выходить тот или иной конкретный признак, но все остальные идут в нагрузку, поскольку одна из наших инференциальных систем в ответ на конкретный информационный раздражитель выдает всю совокупность признаков, касающихся требуемого объекта.

Четко ощутимые базовые дихотомии, различающие две онтологические категории, препятствуют прямому, аналитическому считыванию вмененных признаков через «поверку действительностью». Нам попросту не приходит в голову расщеплять полученный пакет на отдельные признаки, верифицировать каждый из них через сопоставление с реальностью и определять, насколько неразборчив в сексе человек, которого сравнили с собакой, имея в виду его преданность другому человеку, — или насколько приятно от него пахнет.

Что, естественно, не отменяет значимого присутствия этих признаков, которые считываются автоматически (хотя и не обязательно все подряд и в полном объеме), в комплексе и без затраты дополнительных когнитивных усилий. Более того, одна из устойчивых коммуникативных стратегий, направленная на разрушение пафоса чужого высказывания, как раз и связана с «конкретизацией метафоры». Если в ответ на фразу о «преданном как собака» человеке вы получаете замечание «только не лает / блох не вычесывает / столбы не метит», это означает резкое понижение общей оценки объекта высказывания. Актуализируя скрытые на момент высказывания — но вполне соответствующие его структуре — компоненты метафоры, собеседник превращает ее из нейтральной фигуры речи в инструмент влияния и перехватывает ситуативную инициативу.

Зооморфное кодирование — одна из наиболее продуктивных стратегий метафоризации, если вообще не самая продуктивная. Звери, с одной стороны, четко отграничиваются от людей в качестве одной из онтологических категорий, человеку противопоставленных, — и это дает, собственно, основание для построения метафор. С другой, эта базовая классификационная категория по ряду основополагающих признаков (одушевленность, целеполагание, для птиц и млекопитающих — теплокровность и т. д.) сближена с категорией «человек»[4], что создает надежные основания для «достоверных» и множественных операций переноса, позволяя создавать целые метафорические контексты, построенные на постоянном мерцании смыслов между «верю» и «не верю». И, соответственно, выстраивать на основе этих контекстов разветвленные и потенциально очень смыслоемкие культурные коды.

Итак, животные:

1) составляют одну из наиболее репрезентативных категориальных групп, члены которой объединены рядом общих признаков (способность двигаться по собственному почину, способность различать себе подобных, посылать и улавливать сигналы, а также реагировать на них, потребность в питании и кислороде; для более узкой категории «зверь» — шерсть, теплокровность, четвероногость как принцип);

2) обладают устойчивыми нишами в тех же пищевых цепочках, в которые включен человек, и тем самым обречены на повышенное (конкурентное) внимание со стороны последнего;

3) при более чем широком видовом разнообразии виды обладают ярко выраженными наборами визуальных и поведенческих характеристик (а также аудиальных, ольфакторных,  тактильных) и тоже включены в систему устойчивых взаимоотношений между собой, что дает возможность максимально разнообразного и разнопланового сопоставления конкретных видов с конкретными человеческими индивидами и/или группами, а также с теми системами отношений, которые между ними возникают.

Таким образом, наш устойчивый интерес к животным объясним, среди прочих причин, еще и тем, что нашему сознанию удобно оперировать их образами, решая при этом свои, сугубо человеческие задачи. В рамках культур, именуемых традиционными[5], зооморфное кодирование представляет собой систему крайне разветвленную и многоаспектную.

Через зооморфные тропы кодируются социальные статусы и хозяйственные навыки, моральные аттитюды и пространственно-временные отношения, возрасты человеческой жизни и события, связанные со смертями и рождениями, звери обильно населяют воинские, эротические, демонстративные, агональные, пейоративные, игровые и прочие практики. Кажется, невозможно найти такую сферу человеческой жизни, которая в человеческой истории так или иначе не была бы означена через зооморфные коды.

Еще одна особенность животных — это менее выраженная по сравнению с человеком индивидуализация внешнего облика каждой конкретной особи в пределах вида — естественно, если исходить из человеческой точки зрения. Наша психика, на протяжении многих тысячелетий формировавшаяся в пределах малых групп, привычна к тому, что человек должен помнить в лицо всех тех людей, с которыми он встречается на протяжении своей жизни: отсюда наша привычка автоматически вглядываться в лица людей, идущих нам навстречу в городской толпе, отсюда и масса острых психологических проблем, свойственных обитателям мегаполисов[6].

Животные же «в лицо» — как то диктуют нам наши инференциальные системы, связанные с выстраиванием «личных картотек», — различимы гораздо хуже. Многие из них в рамках собственного вида попросту ориентированы на малодоступные нашим органам чувств сигнальные системы, скажем ольфакторные; для нас же, безнадежных визуалов, эти сигналы пропадают втуне. Конечно, каждый владелец собаки или кошки скажет вам, что узнает своего эрдельтерьера за сто метров среди сотни других эрдельтерьеров, и некоторые при этом даже почти не соврут. Конечно, всякий хороший пастух помнит каждую корову в своем стаде — если стадо это не превышает нескольких десятков голов. Но даже среди народов, традиционно занимающихся скотоводством, практика клеймления распространена весьма широко и служит отнюдь не только гарантией против воровства. Как бы то ни было, животные дают нам уникальную возможность балансировать на грани индивидуализированных и обобщенных характеристик — в чем-то равняясь в этом отношении с представителями других человеческих культур, которых нам тоже проще запоминать, не разделяя и делая при этом значимые исключения для отдельных так или иначе запомнившихся нам представителей общей «породы». Однако даже закоренелый расист и ксенофоб не в состоянии окончательно отменить границу между базовыми онтологическими категориями: он может называть представителей других рас (национальностей, конфессий) собаками или свиньями, но именно что называть, задействуя привычный режим метафоризации, который возможен только в том случае, если говорящий продолжает считать того, кого оскорбляет, человеком. В конце концов, белые плантаторы в южных штатах могли сколь угодно жестоко обращаться с черными рабами и не чаять души в собаках и лошадях, но ни один из них не пытался произвести над нежно лелеемой лошадью процедуру крещения, через возможность которой для тогдашнего христианина пролегала онтологическая граница между человеком и животным.

Итак, животное упрощает процедуру метафоризации.

С одной стороны, самим фактом своей принципиальной инаковости оно четко полагает границу между той актуальной ситуацией, в которой происходит рассказывание истории, и проективной реальностью рассказа: животные могут разговаривать только в сказке, слушатель/зритель занимает привилегированную позицию оценивающего наблюдателя, которому представленная ситуация интересна, но никаких прямых обязательств на него не возлагает. И в этом смысле зооморфная проективная реальность предлагает слушателю/зрителю/читателю то же удовольствие от «безопасного», стороннего и основанного на чувстве превосходства подглядывания за действующими лицами, что и Феокритова идиллия; но только зверь как персонаж снимает социальную неловкость от самого факта подглядывания — что особенно удобно применительно к детской аудитории[7].

С другой стороны, животное как персонаж облегчает кодирование — как за счет своей принципиальной «однозначности», принадлежности к некоему обобщенному классу живых существ, лишенных места в «личной картотеке» слушателя, так и за счет не менее принципиальной «неоднозначности», поскольку каждому такому классу приписывается несколько принципиально разных (и подлежащих различной моральной оценке со стороны слушателя) свойств, которыми рассказчик может оперировать в зависимости от ситуативной необходимости[8].

Итак, зверь как персонаж «зооморфного» текста способен выполнять весьма специфическую задачу — повышать порог зрительской/слушательской эмпатии, то есть снимать излишнюю эмпатию по отношению к действующему лицу за счет контринтуитивного совмещения в одном персонаже человеческих и нечеловеческих черт. И вместе с тем за счет той же самой контринтуитивности привлекать к себе повышенное внимание к себе. Зайчику сочувствуют, а не ставят себя на его место. Исполнитель зооморфного текста — не важно, нарративного, перформативного или чисто визуального (как в скифской торевтике или греческой вазописи), может позволить себе очевидную роскошь: оценку типичной социальной ситуации (позиции, статуса, системы отношений) — в том числе и связанной с личным опытом слушателя — через подушку безопасности. Поскольку речь идет о «зверушках».



[1] Пропп В. Я. Кумулятивная сказка // Пропп В. Я. Поэтика фольклора. М.: Лабиринт, 1998. С. 252.

[2] Пропп В. Я. Жанровый состав русского фольклора // Пропп В. Я. Фольклор и действительность. М.: Лабиринт, 1998. С. 31.

[3] Нижеследующий (до конца главки) пассаж представляет собой несколько переработанную версию текста, написанного мной в 2013 году для совместной с Екатериной Решетниковой статьи, см.: Михайлин В. Ю., Решетникова Е. С. «Немножко лошади»: Антропологические заметки на полях анималистики // Новое литературное обозрение. 2013. № 6 (124). С. 322–342. Свою позицию по вопросу о когнитивных основаниях нашей зацикленности на зооморфной образности я уже сформулировал там и не вижу внятных оснований для того, чтобы делать это заново — по крайней мере, пока.

[4] См. в этой связи «онтологическое дерево», выстроенное Фрэнком Кейлом в кн.: Keil F. C. Semantic and Conceptual Development: An Ontological Perspective. Cambridge (Mass.): Harvard University Press, 1979.

[5] И ориентированных на более узкие суммы публичных контекстов, чем наша культура, а также и, соответственно, на более тонкие, менее подверженные операции абстрагирования системы повседневного смыслоразличения.

[6] Вроде стандартной урбанистической апории: навязчивое чувство одиночества вкупе с ощущением, что вокруг слишком много людей.

[7] В этом смысле классическая зооморфная басня действует по той же схеме, что и зооморфный анекдот, — но только с поправкой на радикальный дидактический поворот в пуанте — вместо столь же радикальной деконструкции всяческой дидактики.

[8] Собственно, о чем-то похожем писал еще Л. С. Выготский в «Психологии искусства», в процессе полемики с Г. Э. Лессингом и А. А. Потебней по поводу их взглядов на (зооморфную) басню. «…каждое животное представляет заранее известный способ действия, поступка, оно есть раньше всего действующее лицо не в силу того или иного характера, а в силу общих свойств своей жизни» — и далее, применительно к басне И. А. Крылова о лебеде, раке и щуке: «…никто, вероятно, не сумеет показать, что жадность и хищность — единственная характерная черта, приписываемая из всех героев одной щуке, — играет хоть какую-нибудь роль в построении этой басни» (Выготский Л. С. Психология искусства. М.: Педагогика, 1987. С. 100, 101).

Конспект
игровой обучающей ситуации с детьми младшего дошкольного возраста«Еда без
вреда»

Задачи: формировать первоначальные представления о
полезной (овощи, фрукты, молочные продукты и пр.) и вредной для здоровья
человека пищи (сладости, пирожные, сладкие газированные напитки).

Оборудование
и материалы:
кукла Маша; для
рассказывания сказки: иллюстрации с изображением витаминов и продуктов, в
которых они содержатся, магнитная доска; для игры: две корзины (красная и
зелёная): на зелёной корзине изображен улыбающийся смайлик, на красной
изображен грустный смайлик; набор карточек с изображением полезных и вредных
продуктов.

Предварительная
работа:

ü  Беседы: «Фруктовая корзинка», «Плоды фруктовых
деревьев», «Загадки с ветки», «Подарки осени», «Вот какой огород» «Овощи и
фрукты-полезные продукты».

ü  Чтение: рассказ Л. Толстого «Косточка»,
стихотворение В. Орлова «Яблоневый сад», белорусская сказка «Пых», русская
народная песенка «Огуречик, огуречик», стихотворение И. Токмаковой «Купите
лук», стихотворение Ю. Тувима «Овощи».

ü  Конструирование: «Овощехранилище»

ü  Пальчиковая гимнастика «Фруктовая ладошка», «Капуста»

ü  Дидактические игры: «Какой сок?», «Чудесный мешочек»,
«Овощи для зайцев», «Три овоща», «Угадай на вкус», «Две корзинки»

ü  Подвижные игры: «Мыши в кладовой», «Найди, где спрятан
фрукт?», «Зайцы прыгают к морковке», «Найди свой фрукт», «Огуречик, огуречик»

ü  Сюжетно-ролевые игры: «Магазин: «Овощи – фрукты», «Угостим
кукол сладким компотом», «Перевозка овощей», «Приготовим куклам овощной суп».

ü  Изобразительная деятельность: Аппликация: «Консервируем
фрукты». Рисование: «Красный помидор».

ü  Музыкально-игровой досуг Интерактивный театр по сюжету
белорусской сказки «Пых»

Ход ИОС:

Мотивационно-ориентировочный
этап

Педагог: Ребята, сегодня к нам в гости пришла кукла Маша, а
пришла она не просто так, а спросить у нас совет. У ее младшей сестренки
разболелся живот, потому что она съела, целую коробку конфет. Ребята, можно ли
съедать целую коробку конфет за раз?

Ответы
детей:
Нет, нельзя.

Педагог: Давайте вместе с вами разберемся, какая пища
полезная, а какая вредная и подскажем Маше, как вылечить сестренку.

Поисковый
этап

Педагог: Ребята, как вы думаете, зачем человеку нужна еда?

Ответы
детей:
Чтобы расти, быть сильными
и здоровыми.

Педагог: А, вся ли еда полезна для нашего здоровья?

Ответы
детей:
Нет.

Педагог: Да вы правы. Тогда скажите, какие полезные
продукты вы знаете?

Ответы
детей:
Овощи, фрукты, каша.

Педагог: Да эти продукты очень полезны, потому что в них
находятся витамины. Сейчас я расскажу вам сказку о витаминах.

Педагог
рассказывает сказку и демонстрирует иллюстрации «Витамины и продукты, в которых
они содержатся; иллюстрации крепятся на магнитную доску.

Сказка
о витаминах

Живут
на свете витамины. Они такие крошечные, что их никто не замечает. У каждой
витаминки есть свое имя, как и у каждого из нас. Живут они в продуктах, но
только в тех, которые полезных для человека. Вместе с пищей, с тем, что мы
едим, они попадают в организм человека, то есть в нас. Вот витаминка А, очень
важна для зрения. А живёт она в продуктах, которые здесь изображены. Витаминка
В, способствует хорошей работе сердца. Вот витаминка С, она укрепляет весь
организм, делает человека более здоровым, неподверженным к простудам. А это
витаминка Д. Она делает наши ноги и руки крепкими.

Практический
этап

Педагог: Вот такая сказка про витамины. Посмотрите
внимательно на изображения продуктов, в которых живут витамины. Ребята, наша
гостья Маша, по дороге в детский сад зашла в магазин и купила продукты. Но она
запуталась и огорчилась. Давайте ей поможем.

Игра
«Разложи продукты».

Педагог: У нас на столе есть две корзиночки. В зелёную – мы
положим полезные продукты, а в красную — вредные.

Педагог
приглашает детей к столу, где заранее разложены предметные картинки с
изображением продуктов. Дети берут картинки и решают, в какую корзинку
положить.

Педагог
вместе с детьми разбирает, правильно ли разложены продукты, если нет, просит
детей объяснить почему, мотивирует детей давать полный ответ.

Рефлексивно-оценочный
этап

Педагог: Кто пришёл к нам в гости?

— Что
случилось у Маши?


Какие продукты надо кушать, чтобы быть здоровыми?

-Молодцы,
ребята! Я думаю, теперь вы будете кушать больше полезных продуктов. Давайте
попрощаемся с Машей и подарим ей зелёную корзинку с продуктами.

Последующая работа:

ü  Беседы: «Где прячутся витамины?», «Что даёт нам
корова?», «Чем полезны молочные продукты».

ü  Сюжетно-ролевые игры: «Приготовим куклам полезный завтрак»,
«Магазин», сюжет «Купи, полезные продукты»

ü  Изобразительная деятельность: Рисование: «Пейте, дети,
молоко».

ü  Музыкальная игра «На лугу пасутся ко…»

  • Сказка о последнем ангеле могучий
  • Сказка о петре и февронии слушать
  • Сказка о петушке золотом гребешке текст
  • Сказка о непослушном язычке в картинках
  • Сказка о нок ду 2 сезон дата выхода