Сказка о петре и февронии слушать

повесть о петре и февронии муромских полное оригинальное название: повесть от житиа святых новых чюдотворець муромских, благовернаго и преподобнаго и

«По́весть о Петре́ и Февро́нии Му́ромских» (полное оригинальное название: «Повесть от житиа святых новых чюдотворець муромских, благовернаго и преподобнаго и достохвалнаго князя Петра, нареченнаго в иноческом чину Давида, и супруги его благоверныя и преподобныя и достохвалныя княгини Февронии, нареченныя в иноческом чину Еѵфросинии») — памятник древнерусской агиографической литературы середины XVI века, созданный писателем-публицистом Ермолаем-Еразмом на основе муромских устных преданий[1].

Сказка о петре и февронии слушать

Пётр убивает змея. Клеймо

Сказка о петре и февронии слушать

Создание повестиПравить

По мнению исследователей, в повести объединены два народно-поэтических сюжета: волшебная сказка об огненном змее и сказка о мудрой деве. С устно-поэтической народной традицией связан и образ центральной героини — Февронии. Жанр «Повести о Петре и Февронии Муромских» не находит соответствий ни с исторической повестью, ни с агиографической[1].

Создателем «Повести» является Ермолай-Еразм, современник Ивана Грозного. Ермолай получил поручение от Московского митрополита Макария написать о муромских святых — Петре и Февронии, которые, как предполагается, правили в Муроме и умерли в 1228 году. Произведение было написано после канонизации Петра и Февронии на Московском церковном соборе в 1547 году.

Сюжет о Петре и Февронии был очень популярен на Руси и получил дальнейшее развитие как в литературе, так и в иконописи[2].

Повесть о Петре и Февронии является одним из шедевров древнерусской повествовательной литературы. Повесть издавалась неоднократно (в ПЛ, М. О. Скрипилем, в «Изборнике», В. Ф. Ржигой); научное издание памятника осуществлено Р. П. Дмитриевой.

СюжетПравить

В городе Муроме правил князь Павел. Когда же его не бывало дома, к его жене являлся летающий огненный змей на блуд. Другим людям он казался князем Павлом. Княгиня во всем призналась своему мужу. Он велел жене выспросить у змея, от чего тому смерть может прийти. Змей рассказал княгине, что смерть его будет «от Петрова плеча, от Агрикова меча».

У князя был брат по имени Петр. Он решил убить змея, но не знал, где взять Агриков меч. Один раз в церкви женского Воздвиженского монастыря священник показал ему Агриков меч, который лежал в щели между камней алтарной стены. Князь взял меч.

Однажды Пётр пришёл к брату. Тот был дома. Потом Пётр пошёл к снохе и увидел, что брат уже сидит у неё. Павел объяснил, что змей умеет принимать его облик. Тогда Пётр велел брату никуда не уходить, взял Агриков меч, пришёл к снохе и убил змея. Змей принял своё обличье и, умирая, обрызгал Петра кровью, от которой тот заболел проказой. От болезни никто не мог его излечить. Предание гласит[3], что князю во сне было открыто, будто его может исцелить дочь «древолазца» (бортника), добывавшего дикий мёд, — Феврония, крестьянка села Ласково в Рязанской земле. В одном из крестьянских домов в селе Ласково близ Рязани гонец, посланный на поиски врача для заболевшего князя Петра Муромского, увидел странное зрелище: за ткацким станом сидела дева и ткала холст, а перед нею скакал заяц. Говоря загадками, Феврония испытывала гостя на знание «языка мудрости». Первое иносказание Февронии «плохо, когда дом без ушей, а горница без очей» содержало сообщение о том, что Феврония — незамужняя девушка, не имеющая ребёнка [4]; у неё есть заяц, но нет собаки: «Если бы был в нашем доме пёс, то учуял бы, что ты к дому подходишь, и стал бы лаять на тебя: это — уши дома. А если бы был в горнице моей ребёнок (текстовые варианты «отроча», «детище»), то, увидев, что идёшь в горницу, сказал бы мне об этом: это — очи дома». Феврония в качестве платы за лечение пожелала, чтобы князь женился на ней после исцеления, князь пообещал на ней жениться. Феврония исцелила князя, однако он не сдержал своего слова, поскольку Феврония была простолюдинкой. Но в процессе лечения Феврония намеренно не залечила один струп на теле князя, из-за чего болезнь возобновилась, Феврония вновь вылечила Петра, и он женился на ней.

Когда Пётр наследовал княжение после брата, бояре не захотели иметь княгиню простого звания, заявив ему: «Или отпусти жену, которая своим происхождением оскорбляет знатных барынь, или оставь Муром». Князь взял Февронию, и на двух кораблях они отплыли по Оке.

В Муроме же началась смута, многие пустились домогаться освободившегося престола, начались убийства. Тогда бояре попросили князя с женой вернуться. Князь и княгиня вернулись, и Феврония в дальнейшем сумела заслужить любовь горожан.

В преклонных летах приняв монашеский постриг в разных монастырях с именами Давид и Евфросиния, они молили Бога, чтобы им умереть в один день, и завещали тела их положить в одном гробу, заранее приготовив гробницу из одного камня, с тонкой перегородкой. Скончались они в один день.

Сочтя погребение в одном гробу несовместимым с монашеским званием, их тела положили в разных обителях, но на следующий день они оказались вместе. Их снова положили в разные гробы, но на следующее утро их тела опять обнаружили в одном гробе. И после этого их погребли в едином гробе.

См. такжеПравить

  • День Петра и Февронии
  • Сказ о Петре и Февронии (мультфильм)

ПримечанияПравить

ЛитератураПравить

  • Гладкова О. В. Повесть от жития Петра и Февронии Муромских // История древнерусской литературы. Аналитическое пособие. — М., 2008. — С. 372—396.
  • Гладкова О. В. К вопросу об источниках и символическом подтексте Повести от жития Петра и Февронии Ермолая-Еразма / О славяно-русской агиографии. Очерки. — М., 2008. — С. 83—121; 218—235 (текст).
  • Ермолай-Еразм. Повесть о Петре и Февронии. / пер. и примеч. О. В. Гладковой // Слово Древней Руси. — М., 2000. — С. 415—428.
  • Ермолай-Еразм. Повесть о Петре и Февронии Муромских. / пер., вступ. и закл. ст. А. Н. Ужанкова. — М.: Схолия, 2009.
  • Каравашкин А. В. Литературный обычай Древней Руси (XI—XVI вв.). — М.: РОССПЭН, 2011. — С. 461—484.
  • Кусков В. В. История древнерусской литературы. — 7-е изд. — М.: Высшая школа, 2003. — 336 с. Архивная копия от 18 июня 2010 на Wayback Machine
  • Лихачёв Д. С. Великое наследие. Классические произведения литературы Древней Руси.
  • Пётр и Феврония Муромские // Большая школьная энциклопедия «Руссика». История России. IX—XVII века / под ред. В. П. Бутромеева. — М.: Олма-Пресс, 2001. — С. 503. — 800 с. — ISBN 5-224-00625-2.
  • Плюханова М. Б. Сюжеты и символы Московского царства. — СПб., 1995. — С. 203—232.
  • Повесть о Петре и Февронии / подгот. текстов и исслед. Р. П. Дмитриевой, отв. ред. А. М. Панченко. — Л., 1979. — 339 с.
  • Ранчин А. М. О «неявной» символике в древнерусской агиографии // Мир житий. Сб. мат-лов конф. (Москва, 3—5 октября 2001 г.). — М., 2002. — С. 67—71.
  • Скрипиль М. О. Повесть о Петре и Февронии муромских в её отношении к русской сказке — М.
  • Ужанков А. Н. Повесть о Петре и Февронии Муромских. Часть 1
  • Ужанков А. Н. Повесть о Петре и Февронии Муромских. Часть 2
  • Чекова И. Змей, князь и мудрая дева-целительница в житийной «Повести о Петре и Февронии Муромских» // Мир житий. Сб. мат-лов конф. (Москва, 3—5 октября 2001 г.). — М., 2002. — С. 181—192.

Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)

Библиографическая запись:
«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Поэтика и проблематика. — Текст : электронный // Myfilology.ru – информационный филологический ресурс : [сайт]. – URL: https://myfilology.ru//russian_literature/russkaya-literatura-xi-xvii-vekov/povest-o-petre-i-fevronii-muromskikh-poetika-i-problematika/ (дата обращения: 6.01.2022)

«Повесть о Петре и Февронии Муромских» (полное оригинальное название: «Повесть от житиа святых новых чюдотворець муромских, благовернаго и преподобнаго и достохвалнаго князя Петра, нареченнаго в иноческом чину Давида, и супруги его благоверныя и преподобныя и достохвалныя княгини Февронии, нареченныя в иноческом чину Ефросинии») — памятник древнерусской агиографической литературы. Повесть создана в середине XVI в. писателем-публицистом Ермолаем-Еразмом на основе муромских устных преданий.

По мнению исследователей, в повести объединены два народно-поэтических сюжета: волшебная сказка об огненном змие и сказка о мудрой деве. С устно-поэтической народной традицией связан и образ центральной героини — Февронии. Жанр «Повести о Петре и Февронии Муромских» не находит соответствий ни систорической повестью, ни с агиографической.

Создателем «Повести» является Ермолай-Еразм, современник Ивана Грозного. Ермолай получил поручение от Московского митрополита Макария написать о муромских святых — Петре и Февронии, которые, как предполагается, правили в Муроме и умерли в 1228 году. Произведение было написано после канонизации Петра и Февронии на Московском церковном соборе в 1547 году.

Сюжет о Петре и Февронии был очень популярен на Руси и получил дальнейшее развитие как в литературе, так и в иконописи.

Повесть о Петре и Февронии является одним из шедевров древнерусской повествовательной литературы. Повесть издавалась неоднократно (в ПЛ, М. О. Скрипилем, в «Изборнике», В. Ф. Ржигой); научное издание памятника осуществлено Р. П. Дмитриевой.

Сюжет

В городе Муроме правил князь Павел. Когда же его не бывало дома, к его жене являлся летающий огненный змей на блуд. Другим людям он казался князем Павлом. Княгиня во всем призналась своему мужу. Он велел жене выспросить у змия, от чего тому смерть может прийти. Змий рассказал княгине, что смерть его будет «от Петрова плеча, от Агрикова меча».

У князя был брат по имени Петр. Он решил убить змия, но не знал, где взять Агриков меч. Один раз в церкви Воздвиженского монастыря ребёнок показал ему Агриков меч, который лежал в щели между камней алтарной стены. Князь взял меч.

Однажды Петр пришёл к брату. Тот был дома. Потом Петр пошёл к снохе и увидел, что брат уже сидит у неё. Павел объяснил, что змий умеет принимать его облик. Тогда Петр велел брату никуда не уходить, взял Агриков меч, пришёл к снохе и убил змия. Змий принял своё обличье и, умирая, обрызгал Петра кровью, от которой тот заболел проказой. От болезни никто не мог его излечить. Предание гласит, что князю во сне было открыто, будто его может исцелить дочь «древолазца» (бортника), добывавшего дикий мед, Феврония, крестьянка села Ласково в Рязанской земле. Феврония в качестве платы за лечение пожелала, чтобы князь женился на ней после исцеления, князь пообещал на ней жениться. Феврония исцелила князя, однако он не сдержал своего слова, поскольку Феврония была простолюдинкой. Но в процессе лечения Феврония намеренно не залечила один струп на теле князя, из-за чего болезнь возобновилась, Феврония вновь вылечила Петра, и он женился на ней.

Когда Пётр наследовал княжение после брата, бояре не захотели иметь княгиню простого звания, заявив ему: «Или отпусти жену, которая своим происхождением оскорбляет знатных барынь, или оставь Муром». Князь взял Февронию, и на двух кораблях они отплыли по Оке.

В Муроме же началась смута, многие пустились домогаться освободившегося престола, начались убийства. Тогда бояре попросили князя с женой вернуться. Князь и княгиня вернулись, и Феврония в дальнейшем сумела заслужить любовь горожан.

В преклонных летах приняв монашеский постриг в разных монастырях с именами Давид и Евфросиния, они молили Бога, чтобы им умереть в один день, и завещали тела их положить в одном гробу, заранее приготовив гробницу из одного камня, с тонкой перегородкой. Скончались они в один день и час.

Сочтя погребение в одном гробу несовместимым с монашеским званием, их тела положили в разных обителях, но на следующий день они оказались вместе.

Поэтика и проблематика

Позиция Ермолая в отношении крестьянства тесно связана с идеей гуманного отношения к людям, независимо от их социального положения, проводимой им и в других произведениях. Сочетание темы милосердия и христианской любви с осуждением и неприязненным отношением к вельможам и боярам прослеживается в его сочинениях назидательного содержания («Слово о разсуждении любви и правде и о побеждении вражде и лже», «Главы о увещании утешителнем царем, аще хощеши и велмож», «Поучение к своей душе»).

Эти идеи, так глубоко волновавшие Ермолая-Еразма, нашли свое полное и гармоничное выражение в «Повести о Петре и Февронии».

В своем послесловии к Повести Ермолай-Еразм пишет: «Да помянете же и мене прегрешнаго, списавшаго сие елико слышах, неведыи, аще инии суть написали, ведуще выше мене». Следовательно, мы должны признать, что у него в руках не было письменных источников. Степень творческой инициативы Ермолая-Еразма при работе над этим произведением определить трудно. Анализ Повести в сопоставлении ее с фольклорными материалами показал, что определяющим в разработке сюжета оказалось воздействие устного источника, более всего связанного с жанром новеллистической сказки. На Ермолая оказало такое сильное влияние народное предание о муромском князе и его жене, что он, образованный церковный писатель, перед которым была поставлена цель дать жизнеописание святых, создал произведение, по существу не имеющее ничего общего с житийным жанром. Этот факт выглядит особенно поразительным на фоне той работы над житийными произведениями в писательском кругу митрополита Макария, к которому, собственно, принадлежал и Ермолай. «Повесть о Петре и Февронии» резко отличается от житий, написанных в это время и включенных в «Великие Минеи Четьи», она одинока в этом кругу и ничего не имеет общего с их стилем. К ней скорее можно найти параллели в повествовательной литературе XV в., построенной на новеллистических сюжетах («Повесть о Дмитрии Басарге», «Повесть о Дракуле»). И это естественно, так как основной сюжет Повести и возник в XV в., о чем говорилось выше.

Что же в произведении Ермолая-Еразма принадлежит бесспорно ему и в чем заключается его заслуга в создании этого литературного шедевра? Ответить на этот вопрос достаточно точно невозможно, однако роль его как писателя безусловно значительна. Повесть – письменный памятник, и он обладает чертами литературного сочинения, в котором при достаточно сложном сюжете достигнута композиционная завершенность.

В «Повести о Петре и Февронии» рассказывается история любви князя и крестьянки. Сочувствие автора героине, восхищение ее умом и благородством в трудной борьбе против всесильных бояр и вельмож, не желающих примириться с ее крестьянским происхождением, определили поэтическую настроенность произведения в целом. Сюжет Повести построен на активных действиях двух противостоящих сторон, и только благодаря личным качествам героини она выходит победительницей. Ум, благородство и кротость помогают Февронии преодолеть все враждебные действия ее сильных противников. В каждой конфликтной ситуации высокое человеческое достоинство крестьянки противопоставляется низкому и корыстному поведению ее высокородных противников. Благородство чувств и поведения героини придает произведению черты мягкого лиризма и поэтичности. Эта сдержанная эмоциональность привнесена в Повесть, скорее всего, самим Ермолаем. Сказочный сюжет о мудрой деве лишен таких черт, концовка его сугубо оптимистична.

В последнем эпизоде Повести, посвященном описанию смерти героев, уже не имеющем никакого отношения к сказке о мудрой деве, со всей очевидностью подчеркивается это различие между сказкой и Повестью. Он задуман как эпилог ко всему произведению и выполняет функцию новеллистической концовки. Он помогает осмыслению содержания всей Повести. Событиями, описанными в этом эпизоде, подводится итог взаимоотношений героев, утверждается как самое главное и важное в жизни героев их верная любовь и преданность друг другу. Петр, чувствуя приближение смерти, зовет Февронию умереть вместе с ним. Феврония спешит дошить «воздух во святую церковь» и просит его подождать. Однако, когда Петр в третий раз обращается к ней со словами: «Уже хощу преставитися и не жду тебе», – Феврония, оставив свое занятие и «вотче иглу свою в воздух и приверте питью, ею же шияше», умирает одновременно с Петром. Феврония не дошила воздух, и можно подумать, что она не исполнила до конца свой долг. Но из дальнейшего выясняется, что она поступила так, как и следовало поступить. Люди, вопреки желанию Петра и Февронии, похоронили их врозь. Однако бог соединил их, выполнив пожелание святых, хотя оно и не соответствовало церковным правилам. Собственно, только уже после смерти определилась полная победа и торжество Февронии. Актом соединения героев после смерти подтверждается и святость и праведность их поступков, совершенных при жизни. По всей видимости, именно при написании этого эпизода проявилась в наибольшей степени творческая инициатива писателя.

Следует подчеркнуть, что вся Повесть написана в едином стиле, в том числе и эпилог. В произведении не прослеживаются стыки, которые свидетельствовали бы о слиянии каких-либо разных источников. «Повесть о Петре и Февронии» построена так, что ее можно охарактеризовать как единое повествование о жизни героев, с обстоятельств их женитьбы и до последних дней. В то же время она воспринимается как цепь рассказов о наиболее ярких событиях из жизни героев. Мастерство автора Повести выразилось в том, что как каждый эпизод Повести построен по принципу новеллы, так и все содержание ее в целом подчинено этому художественному принципу.

Все четыре новеллы по приемам изложения полностью совпадают между собой. Диалог в них играет ведущую роль, основное действие дано в конкретной обстановке; зачин и концовки в каждой новелле лаконичны.

Надо признать за автором Повести удивительную чуткость к тому жанру, который был задан ему основным фольклорным источником – сказкой о мудрой деве. Именно диалог выполняет в ней основную функцию в развитии действия. Насколько точно следовал автор «Повести о Петре и Февронии» за своими источниками в передаче диалога, можно убедиться на конкретном примере. В Повести имеется небольшая пятая новелла на фольклорную тему «все женщины одинаковы», которая к развитию основного конфликта прямого отношения не имеет, хотя и выполняет вполне определенные функции: в ней дается конкретное представление о путешествии героев и подтверждается характеристика героини как мудрой женщины. Суть новеллы заключается в следующем. Изгнанные Петр и Феврония едут по Оке. Плывущий на этом же судне женатый человек позволяет себе взглянуть на княгиню «с помыслом». Феврония замечает это и просит своего назойливого спутника зачерпнуть и испить воды с обеих сторон судна, а затем спрашивает его: «Равна ли убо си вода есть, или едина слажеши?». «Едина есть, госпоже, вода», – отвечает спутник. «И едино естество женско есть. Почто убо, свою жену оставя, чюжиа мыслиши», – заключает княгиня. В псковском устном рассказе о княгине Ольге, дошедшем до нас в записи XIX в., точно таким же образом и в той же самой обстановке будущая княгиня Ольга отвергла притязания князя Всеволода. Наличие несомненной близости между этими двумя рассказами не вызывает сомнения. Еще Ф. И. Буслаев обратил внимание на прямую связь между ними. Можно думать, что данный фольклорный мотив был внесен в Повесть самим Ермолаем – псковичом, знакомым с псковской легендой о княгине Ольге, пересказанной, как мы уже знаем, и в «Степенной книге».

Своеобразие творчества Ермолая-Еразма при написании «Повести о Петре и Февронии» выразилось в том, что он не отступил от основного художественного принципа своих устных источников, осознав важность сохранения всех нюансов в передаче диалогов как основного фактора новеллистического повествования. В силу этих обстоятельств в середине XVI в. было создано одно из лучших произведений древнерусской повествовательной литературы.

Текст повести

calendar01.03.2016, 14265 просмотров.

Сачьян Н.С.

Литература 7 а, б

_.__.2021 №9

Тема: «Повесть о Петре и Февронии Муромских».
Нравственные идеалы и заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и
верности.

Цель урока: сформировать представления о древнерусской литературе как о
неотъемлемой части мировой культуры и неиссякающем источнике, питающем русскую
классическую литературу; развивать   читательскую культуры учащихся.

Задачи урока:

образовательные

 обучить
устному высказыванию, совершенствовать умения
учащихся анализировать прочитанное, формировать навыки исследовательской
деятельности

воспитательные

развивать культуру ведения дискуссии, умение отстаивать
собственную точку зрения, умение выслушивать собеседника

способствовать формированию   морально-нравственных ценностей
в вопросе семьи,

воспитывать нравственные качества: преданность, верность, любовь

развивающие

формировать логическое мышление, речь,
способности учащихся

Планируемые результаты:

1. Личностные:

1. Совершенствование духовно-нравственных качеств личности.

2. Формирование уважения к личности, доброжелательного отношения к
окружающим.

2. Метапредметные:

-познавательные:

1.Поисковое чтение и структурирование текста.

2. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания
в устной.

3. Смысловое чтение. с установлением
причинно-следственных связей.

4.Анализ, сравнение, синтез образов по выделенным признакам.

— регулятивные:

1.Целеполагание и планирование путей достижения целей.

2.Самостоятельный контроль своего времени.

3.Принятие решений в проблемной ситуации.

4.Развитие навыков самооценки и осуществление взаимоконтроля

— коммуникативные:

1. Формулировать высказывание, мнение, в рамках учебного диалога.

2. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

3. Слушать и слышать других, пытаться принимать
иную точку зрения.

4. Использовать адекватные языковые средства для отображения своих
мыслей и чувств

3. Предметные:

1. Навыки анализа текста.

2. Умение понимать и формулировать тему, идею.

3. Умение характеризовать образы героев произведения, владения
терминологией

4. Подбор цитат.

Тип урока: урок изучения новой темы.

Оборудование: учебник, презентация

                                              
Ход урока.

1.Организационный
момент.

2.Слово
учителя.

Ребята!
Ежегодно 8 июля в нашей стране отмечается Всероссийский день семьи, любви и
верности. Символично, что впервые он отмечался в 2008 году, который был
объявлен годом семьи. Этот праздник в России учрежден по инициативе депутатов
Государственной Думы, которая была поддержана всеми традиционными религиозными
организациями России — ведь идея празднования Дня семьи, любви и верности не
имеет конфессиональных границ. В каждой религии есть примеры семейной верности
и любви. Идея праздника возникла несколько лет назад у жителей города Мурома
(Владимирской области), где покоятся мощи святых супругов Петра и Февронии, покровителей
христианского брака, чья память совершается 8 июля. В жизни Петра и Февронии
воплощаются черты, которые традиционные религии России всегда связывали с
идеалом супружества, а именно: благочестие, взаимная любовь и верность,
совершение дел милосердия и попечение о различных нуждах своих сограждан.


А на ваш взгляд, ребята, что самое главное в человеке, в человеческой душе?
Какие качества должны преобладать в человеке, чтобы он жил всегда со спокойной
совестью? (порядочность, великодушие, честность, верность, любовь..)


А качества, которые вы перечислили, временные, присущие какой-то отдельной
эпохе,  или это вечное, нетленное?


надеюсь, сегодня мы найдем ответ на наши размышления в древности, ведь
древнерусская литература существует с 10 века.


Сегодня на уроке мы прикоснемся к произведению Древней Руси-жемчужине
древнерусской литературы.

-Послушайте,
пожалуйста, церковное песнопение? Какие чувства вызывает у вас эта музыка? Чьи
образы вы себе представляете? (образы людей, которые всю свою жизнь посвятили
служению богу и  человечеству, забывали о себе, заботились о других и всегда
помогали нуждающимся)


Как называют таких людей? (святыми)


Дома вы прочитали «Повесть  о Петре и Февронии Муромских». Можем ли мы
причислить героев древнерусского произведения к  святым? Почему? Сегодня мы с
вами попробуем ответить на эти вопросы.

3.
Работа по теме урока.

При
подготовке к этому уроку вы провели большую  работу: прочитали большое
количество литературы, знакомились с историей появления произведения. И сегодня
мы с удовольствием послушаем  вас.

Итак,
первое слово «историкам».

16 век-это время образования единого
Русского государства со стольным городом Москвой.
  Это эпоха назревающих перемен, когда начинается
поворот от культуры церковной, каковой она была вот уже на протяжении 6 веков,
к литературе мирской. В это время активно развиваются повествовательный стиль в
произведениях, иллюстративность, интерес к жизненным перипетиям, изображение
характеров. С другой стороны, это период, когда Церковь особенно сильно
настаивала на соблюдении канонов, боролась с ересью в любых ее проявлениях, с
обмирщением в литературе
.

В данном контексте
происходит широкое распространение житий и хроник, что приводит к необходимости
установить правила для новых форм произведений. Под руководством митрополита
Макария 
составляется обширное – 12огромных  томов – собрание всех
чтомых, т.е. читавшихся на Руси книг. Это собрание называлось «Великие
Четьи-Минеи»
. В «Великих Четьи-Минеях» по порядку месяцев и дней излагались
рассказы о жизни святых Православной церкви.

 Русская пословица гласит: «Не стоит город
без святого, селение- без праведника». И Макарий поручает священникам собирать
по русским землям предания о прославившихся своими благочестивыми подвигами
праведных людях. Священнику Ермолаю, писателю и публицисту, было поручено
написать житие о Муромских святых Петре и Февронии.

В Повести нет никаких
прямых или косвенных упоминаний, какие конкретно муромские князья имеются
автором в виду
.  Но
чаще всего прототипом героя повести, князя Петра, называют князя Давида
Юрьевича, правившего Муромом в начале 13 века. Он женился на крестьянке
Ефросинии в благодарность за то, что она излечила его от болезни, от которой
никто не мог излечить. Брак князя с простой крестьянкой вызвал злобные наветы,
но супруги счастливо прожили до конца своих дней. Состарившись, они оба приняли
монашество и умерли в 1228 году.

Повесть стала подлинным шедевром
древнерусской литературы, она была написана после канонизации ,т.е. причисления
к лику святых Петра и Февронии на Московском церковном соборе в 1547 году. Ею
зачитывались в Московском государстве, до наших дней сохранилось 150 списков
этого произведения

-А теперь слово предоставляем нашим «литературоведам», потому что
им тоже есть, что рассказать нам. А основные моменты выступлений наших
«литературоведов» мы оформим в форме таблицы.

Признаки сказки

Черты жития

Элементы повести

Итак, Повесть о Петре и
Февронии написана Еромолаем Еразмом по заказу митрополита Макария для включения
в
«Великие Четьи-Минеи»  как житие о муромских святых, но… включено не было, и на
то были весьма веские основания. При этом митрополит разрешил переписать данное
произведение отдельно, сохранив за Повестью право быть отнесенной к жанру
агиографии (жития).

Возникает вопрос:
почему митрополит Макарий не включил заказанное им житие в сборник «Великие
Четьи- Минеи»?   Каковы особенности жанра данного произведения?

Наша первая точка зрения:
произведение фольклора имеет много общего со сказкой
.

Сказка — фольклорное произведение с
установкой на вымысел.

Прочитав «Повесть о Петре и Февронии
Муромских», можно выявить следующие признаки  сказки:

1.Начало произведения напоминает сказочный
зачин: «Есть в русской земле город…Правил в нем когда-то князь по имени Павел…»

2.Повесть начинается сказочным событием:к
жене князя Павла стал прилетать Змей и обольщать ее.

3.Первая часть похожа на волшебную сказку
о герое- змееборце, вторая — на бытовую сказку о мудрой деве. Как и во всех
сказках есть сказочный герой – змей- искуситель.

4.По законам волшебной сказки Добро всегда
побеждает Зло:Петр победил змея.

5.Есть загадки, которые часто приходится
отгадывать героям сказок. Например, «Плохо ,когда дом без ушей, а горница без
очей».

6.Хитроумные задания-испытания (задание
Петра сшить из пучка льна рубаху и задание Февронии сделать ткацкий станок из
полена).

7.Волшебные предметы (например, Агриков
меч, от которого гибнет Змей).

8.Постоянные эпитеты: «лукавый змей»,
«мудрая дева» и  др.

Таким образом, выявленные нами черты,
характерные для волшебной и бытовой сказки, позволяют нам отнести «Повесть о
Петре и Февронии Муромских» к жанру фольклора.

Наша вторая точка зрения:
«Повесть…» можно рассматривать  как житийное произведение.

Житийная литература была очень популярна
на Руси. Слово «житие» означает «жизнь». Житиями назывались произведения, рассказывающие
о святых- государственных и религиозных деятелях, чья жизнь и поступки были
расценены как образцовые. Житие – это жизнеописание святых.

Жития имели определенную структуру:

1.Вступление, в котором объяснялись
причины, побудившие автора начать повествование.

2.Основная часть- рассказ о жизни святого,
его смерти и посмертных чудесах.

3.Завершалось житие похвалой святому.

«Повесть о Петре и Февронии Муромских»
написана в форме жития –это художественная биография людей, причисленных к лику
святых.

В ходе исследования мы выявили следующие
черты житийного жанра.

1.Автор прославляет святых, создавая
идеальные образы. (Петр – благочестивый, святой; Феврония – святая,
преподобная, блаженная).

2.Есть похвальное слово святым: «Мы же по
силе нашей да воздадим похвалу им…

3.Любовь героев к Богу, почитание героями
Библии.

4.Чудеса, которые творят герои (Феврония
исцеляет больных, крошки хлеба превратились в ладан, мертвые обрубки стали
пышными деревьями).

5.Необычная смерть и посмертные чудеса
(верные супруги не только умерли в один день и час, но и не расстались после
смерти; на месте их погребения верующие люди получают исцеление от самых тяжких
недугов).

В повести используется лексика,
характерная для духовной литературы: блаженный, милостыню творя, заповеди
Господние, чадолюбивые и т.д.

Но  в повести нет традиционного для
житийного жанра построения произведения (лишь финал — классический образец
жития).

И поледнее, в произведении присутствуют
элементы исторической повести
.

Жанр произведения определен в названии:
«Повесть». В ходе исследования отметили следующие жанровые особенности:

1.Указаны конкретные места действия: город
Муром, Рязанская земля, село Ласково. Это придает повести достоверность.

2.Герои повести — реальные люди. Князь,
прежде чем начать лечение, хочет испытать мудрость Февронии и дает ей
невыполнимые задания. В сказке такие задания выполняются со сказочной
быстротой.

3. Детали. Например, Феврония обматывает
нитку вокруг иглы: «…остановилась и воткнула иглу свою в воздух, и замотала
вокруг нее нитку, которой вышивала…» Эта деталь показывает изумительное
душевное спокойствие Февронии, с которым она решается на смерть с любимым
человеком. Автор многое сказал о ней только одним этим жестом.

4.На первый план выдвигается личность
крестьянки.

5.Тема социального неравенства.

6.Идея произведения – любовь – это
великое, всепобеждающее чувство.

Таким образом, в данном произведении есть
элементы исторической повести.

— Итак, как же мы с вами определим жанр произведения?  «Повесть о
Петре и Февронии Муромских»- это фольклорное или литературное произведение?
Можно ли назвать это произведение житием?

-Это житийная повесть с элементами народно- сказочного характера.

4. Актуализация знаний.

4.1

-Мы с вами знаем, что Петр и Феврония не случайно стали героями
повести. Князь Петр для писателя – воплощение  справедливой княжеской
власти: рассказав о правлении Петра, автор показал, какой должна быть эта
власть. Но он показал и образец супружеской жизни, верности и веры. Жизнь по
заповедям Божьим, осознанное желание человека творить добро – главнее всего для
автора.

— Но разве всегда Петр поступал по совести? Разве не вызывал
осуждения? (Не женился сразу на Февронии, стал ее испытывать, когда жены бояр
стали наговаривать на нее, например, про крошки, которые она собирает).

— Так почему же автор делает Петра главным героем? (Петр
раскаялся, исправил свои ошибки, он вел праведную жизнь, был скромен, но тверд
в вере).

— Как вы думаете, почему автор в качестве главной героини выбрал девушку
не знатную, а крестьянского происхождения? (Он учит ценить людей не по
происхождению, а по их поступкам, хотел сказать, что и среди крестьян есть люди
мудрые, чистые, верные). В этом и состоят нравственные идеалы и заветы Древней
Руси.

— Какие чувства вы испытывали к героине, читая о ней?
(Сочувствовали, жалели, когда ее не принял Петр, а потом бояре; уважали за ум,
верность, радовались, когда все поняли, что она мудрая, добрая, справедливая, и
приняли ее).

— Почему автор не рисует портретов героев повести? (Не внешность,
не красота главное для него, как не главное это для Петра и Февронии. Петр
убедился в уме, душевной красоте девушки. Ведь до того, как Петр взял с
великими почестями Февронию в Муром, они друг друга не видели и общались через
слуг).

— В чем находит свое высшее выражение неиссякаемая сила взаимной
любви Петра и Февронии? (Оба супруга, не мысля возможности пережить друг друга,
умирают в один и тот же день и час и не разлучаются даже после смерти,
наперекор тем, кто пытался их разлучить).

— А каково, по вашему мнению, отношение автора к Петру и Февронии?
( Писатель воспел мудрость простой крестьянки, князя, их верность, любовь,
благородство, преданность).

-В чем основная ценность книги? Какие жизненные ценности
утверждаются в ней?  Каковы заветы литературы Древней Руси?

-Эта повесть – гимн вере, любви, верности.

— Любовь к людям, мужество, смирение, семейные ценности, верность,
религиозность.

-Торжество веры, мудрости, разума, добра и любви- основная идея
повести.

4.2

Сочинение-миниатюра «Как меня изменила «Повесть о Петре и
Февронии Муромских»?(2-3 предложения)

4.3

Чтение отрывков из сочинений-миниатюр.

5.Домашнее задание.

Письменно ответить на вопрос «Какие смейные ценности актуальны в
наше время?»

6. Рефлексия.

— Чем запомнился вам сегодняшний урок?

— Чем обогатила вас история  Петра и Февронии?

— О каких вечных темах мы говорили сегодня?

— Нравственные заветы Древней Руси. Нужны ли они сегодня?

Спецпроекты

Ивановка — лебединая не только летом, когда по озерной глади у парка плавают грациозные лебеди Петр и Феврония. Этой зимой пара белоснежных шипунов поселилась и на окраине села, прямо на льду водоема. Их вылепили из снега постоянные участники конкурсов «Амурской правды» пенсионеры Эльвира и Геннадий Глевинские. Какой раритетной краской супруги раскрашивали свой шедевр, и сколько недель им понадобилось на воплощение идеи в жизнь — читайте в нашем материале.

Лебеди на снегу: как пенсионеры из Ивановки сделали объемную открытку с Петром и Февронией / Ивановка — лебединая не только летом, когда по озерной глади у парка плавают грациозные лебеди Петр и Феврония. Этой зимой пара белоснежных шипунов поселилась и на окраине села, прямо на льду водоема. Их вылепили из снега постоянные участники конкурсов «Амурской правды» пенсионеры Эльвира и Геннадий Глевинские. Какой раритетной краской супруги раскрашивали свой шедевр, и сколько недель им понадобилось на воплощение идеи в жизнь — читайте в нашем материале.
Фото: Павел Хайбулов

Эльвира Яковлевна и Геннадий Мартынович Глевинские в прошлом году самыми первыми нарисовали открытку для конкурса «Чудеса на льду». Семидесятилетние пенсионеры показали всей области пример оптимизма, слаженной работы и творческого мастерства. Их семейная работа была отмечена спецпризом.

Сказка о петре и февронии слушать

— А в этом году мы даже не знали идти — не идти на фестиваль: коронавирус нас всех подкосил, здоровье уже не то, — честно призналась Эльвира Яковлевна. — Но соседка Наташа Климова сказала, надо делать открытку обязательно, и предложила свою помощь.

Сказка о петре и февронии слушать

Наталья Георгиевна расчистила для пенсионеров площадку от снега, протоптала дорожку на озеро. И супруги взялись за дело. Пока все ивановцы трудились на работе, муж и жена каждый день понемногу лепили новогоднее чудо. После полудня выходили на прогулку, прихватывая с собой лопату и метелку, и творили на свежем воздухе красоту. «Но не дольше часа в день, потому что было очень холодно», — уточняет Геннадий Мартынович.

Сказка о петре и февронии слушать

Что изображать, пенсионеры тоже решили практически сразу. «Пока все будут рисовать тигров, мы свою, ивановскую достопримечательность, сделаем», — улыбается Эльвира Глевинская. Озеро лотосов, на котором живут лебеди Петр и Феврония, — любимое место отдыха супругов. Они часто навещают птиц, наблюдают за их повадками. Новость о гибели лебеденка их очень сильно опечалила.

Художники решили изобразить на своей открытке двух лебедей, снежинки и колокольчик, предвещающий начало нового года. Для изюминки захотели добавить картине объема — богатая на снег зима позволяла. Однако, пока они мастерили картину, успело пройти два мощных циклона. И лебеди значительно прибавили в весе.

Сказка о петре и февронии слушать

— Толстенькие стали, как шарики надутые, — смеются пенсионеры. — Хорошо хоть раскрашенные клювы мы им тряпками накрыли, как чувствовали, что все снегом засыплет!

«Захожу в магазин, а мне все улыбаются, хвалят! Я думаю: «Что такое?» Оказывается, нашу ледовую открытку уже в интернете показали», — радуется Эльвира Глевинская.

Супруги раскрасили птицам глаза черным колером с водой, а клювы — красным. Новогоднее поздравление и колокольчик Эльвира Яковлевна расписала с помощью обыкновенной советской синьки! «Нашла в кладовке полный пакет, еще с восьмидесятых годов лежит, — говорит женщина. — Там еще много осталось: на несколько открыток хватит!»

Присланные работы посмотреть и проголосовать за понравившуюся, а также загрузить свою открытку  можно  ЗДЕСЬ.


КАК АМУРЧАНЕ РИСУЮТ ОТКРЫТКИ НА ФЕСТИВАЛЬ «ЧУДЕСА НА ЛЬДУ»

  • Тигр на снегу: первая ледовая открытка от белогорского велоклуба прилетела в «Амурскую правду»
  • Дракон на льду: сотрудники ОКЦ нарисовали открытку в парке Дружбы
  • Вера, надежда, енот: жители пострадавшего от паводка Маркова нарисовали открытку на Хомутине
  • «Рассылаем фото семьям»: золотодобытчики нарисовали 100-метровую открытку на севере Приамурья
  • Дед Мороз и лето: молодые мамы из Зеи нарисовали ледовую открытку с героем любимой советской сказки
  • Урок рисования на 400 квадратных метрах: школьники Райчихинска сделали ледовую открытку на дамбе
  • Тигр — огонь: железнодорожники из Белогорска поздравили коллег и пассажиров яркой ледовой открыткой
  • Сказку в дом: волшебная открытка активистов из поселка Магдагачи покорила амурчан
  • Лебеди на снегу: как пенсионеры из Ивановки сделали объемную открытку с Петром и Февронией
  • Белые купола: жители Белогорья изобразили на открытке любимую достопримечательность села
  • Елочка, гори: нарисовать огромную ледовую открытку сковородинцам помогли трактор и погрузчик
  • От тигра до Гагарина: как жители пяти российских городов рисовали новогодние открытки на льду
  • Шедевры севера: АП собрала ледовые открытки, нарисованные энтузиастами в суровые -35
  • Чудеса не заканчиваются: как шестеро смелых рисовали ледовую открытку в Грибском
  • Костромские заключенные создали открытку размером с футбольное поле

Возрастная категория материалов: 18+

  • Арина Шевченко

https://fartov.com/

Материалы по теме

Чудеса не заканчиваются: как шестеро смелых рисовали ледовую открытку в ГрибскомЧудеса не заканчиваются: как шестеро смелых рисовали ледовую открытку в Грибском
Шедевры севера: АП собрала ледовые открытки, нарисованные энтузиастами в суровые -35Шедевры севера: АП собрала ледовые открытки, нарисованные энтузиастами в суровые -35
В Крыму хоккеисты создали живую снежинку на льду в память об амурчанине Валерии Мельникове
И лед, и слезы, и Амур: как «Амурская правда» поздравила пострадавшие от наводнения села
Амурские охотоведы начали «учет» тигров на ледовых открытках
От тигра до Гагарина: как жители пяти российских городов рисовали новогодние открытки на льду
Елочка, гори: нарисовать огромную ледовую открытку сковородинцам помогли трактор и погрузчик
Твори добро: «Амурская правда» и ее друзья поздравят с Новым годом пострадавшие от наводнения села
Белые купола: жители Белогорья изобразили на открытке любимую достопримечательность села
Лебеди на снегу: как пенсионеры из Ивановки сделали объемную открытку с Петром и Февронией

«Щелкунчик», «Двенадцать месяцев», «Морозко»: что посмотреть с детьми в театрах в новогодние праздники

Московский академический музыкальный театр имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко

Зрители смогут посмотреть балет и послушать оперу, а также вспомнить любимые праздничные сказки.

В новогодние праздники взрослых и детей ждут в московских театрах. Гости смогут послушать шедевры итальянской и русской музыки, отправиться в сказочное путешествие и увидеть магические превращения.

Космическая музыка, балет и опера

Поход на балет «Щелкунчик» стал для многих новогодней традицией. В спектакле на музыку Петра Чайковского и либретто Мариуса Петипа исполняется хореография балетмейстера Василия Вайнонена. За рождественской сказкой можно отправиться 2 и 3 января в Московский академический музыкальный театр имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко.

Там же 6 и 7 января в 14:00 можно посмотреть оперу по произведению Александра Пушкина «Сказка о царе Салтане». Всех персонажей в царстве Тмутаракани и на острове Буяне — от ангелов, рыб и коров до деревьев и самого города — играют артисты хора и миманса. Билеты можно купить по Пушкинской карте.

Московский академический музыкальный театр имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко

Отправиться в космическое путешествие можно с помощью постановки «Волшебный оркестр» 3 и 4 января в 12:00, 15:00 и 18:00 в концертном зале «Зарядье». Юных исследователей галактики приглашает театр «Странствующие куклы господина Пэжо» и Московский государственный симфонический оркестр под руководством пианиста и дирижера Ивана Рудина. Прозвучат фрагменты произведений Сергея Прокофьева, Йозефа Гайдна, Клода Дебюсси, Петра Чайковского и других композиторов. Постановку можно посетить по Пушкинской карте.

Кукольные театры: сказки Гофмана и Андерсена

Спектакль «Волшебный орех. История Щелкунчика» по сказке Эрнеста Теодора Амадея Гофмана покажут 4 и 8 января в 11:00, 13:30 и 16:00 в Московском театре кукол. Там же можно увидеть новогоднее представление по сказочным историям Андрея Усачева «Школа снеговиков» 6 и 9 января в 11:00, 13:30 и 16:00. Дети побывают в уютном домике Деда Мороза и узнают, где живет северное сияние.

Московский театр кукол

А на сказку Ганса Христиана Андерсена «Стойкий оловянный солдатик» можно пойти в Московский детский камерный театр кукол5 и 6 января. Одну из самых пронзительных историй писателя покажут в 12:00 и 15:00.

Мексика, фокусы и танцы

Любители фокусов могут посетить мистическое шоу лучших иллюзионистов России «Лига волшебников: Новый год — время чудес». Показы пройдут 3 и 5 января в 15:00 и 19:00 в московском театре «Школа современной пьесы».

Театр «Школа современной пьесы»

Музыкально-танцевальную фантазию «Вредные советы» по стихам Григория Остера можно увидеть в этом же театре 8 января в 15:00. Хореографию создал Егор Дружинин, а костюмы и декорации — художница Мария Трегубова, обладательница театральной премии «Золотая маска».

Прекрасный подарок на Новый год — постановка «Двенадцать месяцев» в «Театриуме на Серпуховке» под руководством Терезы Дуровой. В основе сюжета — известная сказка Самуила Маршака о капризной принцессе, потребовавшей декабрьским днем подснежников. Постановку можно увидеть 5, 6 и 7 января в 12:00 и 15:00.

«Театриум на Серпуховке»

Отправиться из зимы в лето предлагают создатели постановки «Однажды в Мексике: Кукурузный человечек». Действие происходит в деревушке Маисета среди кукурузных полей. Главная героиня отмечает 15-летие, но праздник омрачен — ее младший брат попал в беду. Как ему помочь, можно узнать 3, 4, 8 и 9 января в 12:00 и 15:00.

Билеты на постановки можно приобрести по Пушкинской карте.

«Морозко», парижские страсти и русские сказки

Перенестись в Париж и окунуться в атмосферу творческой богемы можно в Московском театре оперетты. Постановку «Фиалка Монмартра» покажут 4 января в 13:00 и 19:00. Действующие лица самой романтичной оперетты венгерского композитора Имре Кальмана — актеры, художники и поэты. В мелодиях автора знаменитых оперетт «Сильва» и «Принцесса цирка» можно услышать и традиции французского мюзик-холла, и классические венские каноны.

Московский театр оперетты

За еще одной парижской историей можно отправиться на оперетту-мюзикл «Фанфан-тюльпан» 5 января в 13:00 и 19:00. В основе авантюрного сюжета — история о молодом парижском повесе Фанфане, который, спасаясь от преследования родственников соблазненной им девушки, записывается в армию.

Билеты на представления можно приобрести по Пушкинской карте.

Зимнюю сказку «Морозко» можно посмотреть в Московском новом драматическом театре. Музыкальную историю по мотивам сказки Владимира Одоевского «Мороз Иванович» покажут 7 января в 11:00 и 8 января в 12:00.

Новый московский драматический театр

Героев русских сказок можно увидеть в музыкальном представлении «Бабкины сказки. Возвращение чудес». Артисты московского государственного академического театра «Русская песня» подготовили новогоднее интерактивное шоу.

Московский международный дом музыки: котики и козлики

Самых маленьких зрителей в праздники порадуют котики — в новогоднем спектакле Театра кошек Юрия Куклачева «Кошки против Барабаса» помимо Буратино и Мальвины они увидят и четвероногих актеров. Детей ждет разгадка тайны золотого ключика и интерактив с артистами. Постановка рассчитана на зрителей любого возраста и пройдет 3, 4, 5, 6, 7 января в 11:00, 14:00, 17:00, а также 8 января в 11:00 и 14:00.

Театр кошек Юрия Куклачева

Музыкальная сказка «Волк и семеро смелых» тоже понравится малышам. В постановке на музыку Алексея Рыбникова, автора киномюзиклов про Буратино и Красную Шапочку, детей ждут танцы и акробатические номера. Роли исполнят ведущие артисты театра, в том числе участники телевизионного проекта «Голос». Спектакль пройдет 3, 4, 5, 6, 7 и 8 января в 11:00, 14:00, 17:00.

  • Сказка о петушке золотом гребешке текст
  • Сказка о непослушном язычке в картинках
  • Сказка о нок ду 2 сезон дата выхода
  • Сказка о нежных теплышках
  • Сказка о непослушной одежде петр вакс