Сказка о петре и февронии читать

Тема: повесть о петре и февронии муромских. гимн любви и верности. технологическое сопровождение урока: информационные технологии, икт; личностно-ориентированные

Тема: «Повесть о Петре и Февронии Муромских.

Гимн любви и верности.»

Технологическое сопровождение урока:

·        
информационные
технологии, ИКТ;

·        
личностно-ориентированные технологии;

·        
технология
воспитания духовной культуры;

·        
технология педагогического
сотрудничества;

. технология развития критического
мышления через чтение и письмо.

Методы обучения:

·        
метод
творческого чтения;

·        
иллюстративный
метод;

·        
эвристический
метод;

·        
поисковый
метод;

·        
метод анализа
и синтеза.

Цели:

1.    
Образовательная:

-ввести учащихся в мир древнерусской
повести о «Петре и Февронии Муромских»;

-показать жанровое своеобразие Повести…»
как одного из средств создания образов Петра и Февронии;

-раскрыть образы святых Петра и Февронии;

-помочь учащимся понять взгляды, мораль,
нравственность прошлых веков;

-показать непреходящую ценность любви как
великой силы, возвышающей человека.

2.    
Развивающая:

-развивать  аналитические способности
уч-ся, логическое мышление, устную и письменную речь;

-совершенствовать навыки характеристики
героев.

3.Воспитательная:

-воспитывать нравственные качества:
доброту, преданность, верность в дружбе и любви, умение прощать.

Словарная работа:  канонизация, житие,
повесть, святой, нравственность; благочестивые, блаженный, смиренный; милосердный.

Оборудование
урока:

-компьютерная
презентация к уроку;

-рабочая тетрадь;

— словарь.

СЛАЙД 1.  На
экране изображена тема урока, поэтому откройте, пожалуйста, свои тетради,
запишите сегодняшнее число, классная работа и тему «Повесть о Петре и Февронии
Муромский – гимн любви и верности».

Слово учителя: Чтобы урок был продуктивным
и запоминающимся, нам предстоит решить с вами следующие очень важные задачи:

Задачи урока:

      Узнать,
почему Петра и Февронию возвели к лику святых

      Доказать, что жизнь Петра и Февронии является
эталоном семейных отношений, семейной гармонии, где присутствует  любовь и
верность.

      Выяснить
историческую достоверность данной повести; То есть узнаем, на сколько
соответствует содержание повести реальности.

      Расширить
словарный запас с помощью новых терминов. Поэтому будьте готовы заполнять свой
словарик новыми терминам, если нет, тогда обязательно записываем в тетрадь.(
но, вы будете самостоятельно его вести, я буду давать определение, а вы
записывать в ходе урока) Самый ответственный может получить оценку за ведение
словарика на уроке.

Слово учителя: Итак, в центре сегодняшнего
урока такие понятия, как семья и семейные ценности. И  я уверена, что вы давно
познакомились с понятием «семья»  на  уроках обществознания и литературы,
верно? Поэтому у вас уже сформировалось личное понятие семьи. Правильно?

А что такое семья, лично в вашем
понимании?

Ответ: малая социальная группа, которая
сформировалась на основании  бракосочетания двух любящих людей.

А что такое семейная гармония?

Ответ: когда в семье все хорошо. Семья
построена на взаимопонимании, уважении и любви друг друга.

А какой российский праздник посвящен
семье? Какого числа его празднуют?

Ответ: 8 июля – день семьи, любви и
верности.

СЛАЙД 3. Слово
учителя:  правильно, 8 июля (25 июня по стар. ст.) все православные христиане
отмечают народный праздник День Петра и Февронии. Они стали эталоном семейных
отношений,  поскольку их супружеский союз считается образцом христианского
брака. История этой любви –  взаимной любви Петра и Февронии Муромских —
прозвучит на этом уроке.

А как вы думаете, в каком городе
впервые начали отмечать этот праздник?

 СЛАЙД 4.
Ответ: Идея праздника возникла несколько лет назад у жителей города Мурома
(Владимирской области), где покоятся мощи (высохшие останки святых) святых
супругов Петра и Февронии.  Семейная жизни Петра и Февронии  является  идеалом
супружества, потому что их брак  стоит на трех китах: благочестие, взаимная
любовь и верность.

Вы знаете, каких людей называют благочестивыми?

Ответ:  благочестивый – тот кто, почитает
Бога и соблюдает законы божьи.

Внимание на экран. СЛАЙД 5.

СЛАЙД 5. Благочестивый
– это  человек, почитающий бога, соблюдающий предписания религии

— кто такие святые люди? Почему
некоторых людей возвели  лику святых?

Ответ: это те люди, которые всю свою жизнь
посвятили служению богу и человечеству, забывали о себе, заботились о других и
всегда помогали нуждающимся.

      СЛАЙД
6. История возникновения повести

До 16 процветала церковная культура. Иными
словами, все произведения были религиозного характера. После 16 века начинается
поворот от культуры церковной до культуры мирской. Начал развиваться
повествовательный стиль и в литературе авторы изображали житейские ситуации и обращались
к характерам героев. Однако влияние церкви не приостановилось. Она все равно
настаивала на соблюдении канонов, боролась с ересью в любых ее проявлениях.

СЛАЙД 7.
Под руководством митрополита Макария священники пишут произведения, посвященные
подвигам праведных людей. Среди таких священников был Ермолай, писатель и
публицист, которому было поручено написать житие о Муромских святых Петре и
Февронии.

К сожалению, вы еще не знакомы с
содержанием повести, но ничего страшного. Постараюсь, сделать все  возможное
для того, чтобы у вас появилось жгучее желание прочитать ее полостью. Поверьте,
оно этого стоит.

 СЛАЙД 8. Предлагаю
вам посмотреть  видео, где вы увидите место, в котором покоятся мощи святых
Петра и Февронии.  Обратите внимание на локации, а также на краткий сюжет
повести.

Просмотр видео. ( 3 минуты)

— Кто был внимательным и сможет кратко
пересказать, о чем говорилось в видео?

Однажды Петр заболел, а именно тело Петра
покрылось язвами. Обратившись к целительнице Февронии, она поставила ему
условие: « — Я — врач, но даров мне не надо. Мое слово таково: если не буду его
супругой, нечего мне и лечить его».  (СТР 76) О каком условии говорится?

Ответ: князь обязан женился на Февронии
после излечения.

 Князь согласился: «— Пусть лечит, если
излечит, то возьму ее в жены»,
однако обещание свое не сдержал «Как
князю взять в жены дочь древолаза?».

Как вы думаете? Почему он не хотел женится
на ней?

ОТВЕТ: Они  принадлежали к разному
сословию.

Но Феврония была мудра и умна, поэтому
изначально  знала, что Петр н сдержит свое обещание.  Поэтому она вылечила его
практически все язвы, кроме одной.   И тогда , когда князь захворал 2 раз, ему
некуда было деваться и он женился на дочке древолаза.

ЧТЕНИЕ ФРАГМЕНТА В ТЕКСТЕ ( СТР. 77 , ТАМ
ГДЕ ССЫЛКА НА ТЕРМИН «ПЯДЬ»)

«Помылся Петр в бане и помазал язвы и
струпья мазью, что дала ему Феврония. Только один струп, как она ему велела,
оставил непомазанным. Вышел он из бани, а наутро увидел, что все тело здорово и
гладко, только остался тот струп, что он не помазал. Дивился князь своему
скорому исцелению, но не захотел взять Февронию в жены из-за ее низкого рода и
послал ей дары. Она же не приняла их.

Поехал князь Петр в свою отчину, в город Муром, и был совсем здоров. Но от
непомазанного струпа с первого же дня стали расходиться струпья на теле его, и
вскоре он вновь покрылся струпьями и язвами»

 Венчание произошло в Муроме 25 июня.

  И если вы внимательно смотрели
видео, какая погода была во время венчания?

Ответ: пошел снег.

 Слово учителя:
Самое, что удивительное, снежную погоду Феврония предсказала задолго до выезда
в муром.  «На санях поедем!» —  перед отъездом сказала Феврония Петру.

Что символизирует снег ? Кто очень
внимательно слушал информацию в видео?

Ответ: снег в русской традиции
символизирует очищение, обновление, чистоту (чего?) души. Говорит о том, что
Петр делает правильный выбор и вступает на праведный путь.

— А есть среди вас те, кто считает, что
Феврония, благодаря своей хитрости, насильно женила на себе Петра?

Ответ:  на этот счет, мнения современных ученых, 
а именно тех, кто изучает  «Повесть о Петре и Февронии Муромских» с религиозной
точки зрения, расходятся.

№ 1. Одни считают, что Феврония была не
только умной, мудрой, но и девой, которая обладала ясновидящем даром.
Утверждают, что она  душой чувствовала, что это именно ее избранник , с которым
она будет счастлива.

№ 2. Другие источники утверждают , что
Феврония – это послание Бога.  Путь к очищению души Петра. Именно  простая
крестьянка  оказалась духовно- нравственной личностью , способна очистить душу
Петра. Благодаря хитрости Февронии мы видим, как их союз привел к очишению души
Петра.

— Как вы думаете, почему автор в качестве
главной героини выбрал девушку не знатную, а крестьянского происхождения?

Ответ: Он учит ценить людей не по происхождению,
а по их поступкам, хотел сказать, что и среди крестьян есть люди мудрые,
чистые, верные). В этом и состоят нравственные идеалы и заветы Древней Руси.

— Как отнеслись бояре к тому, что Петр
женился на Февронии?

Чтение фрагмента  на стр. 79 «— Мы, госпожа, все хотим князя
Петра, пусть будет самодержцем над нами. Но наши жены не хотят, чтобы ты была
госпожою над ними. Возьми богатство всякое и уходи куда хочешь»

 Но Петр  не поддался влиянию общества,
смело оставил княжество, покинул Муром с женой. Этот поступок он сделал по
Евангелию

 Слово учителя: Конец  повести равносилен концу сказки.
«И жили они долго и счастливо и умерли в один день». Оба супруга, не мысля
возможности прожить друг без друга действительно умирают в один и тот же день и
час и не разлучаются даже после смерти, наперекор тем, кто пытался их
разлучить). Это лишний раз подтверждает тот факт, что   между Петром и
Февронией  неиссякаемая сила взаимной любви.

 О каких жизненных ценностях
говорится в «Повести…»? Чему автор старается нас научить на примере
супружеского союза Петра и Февронии?

СЛАЙД 9.

Жизнь
по заповедям Божьим,

осознанное
желание человека творить добро, любовь и верность  –

ценности,
над которыми не властно время.

СЛАЙД 10. Запись вывода: В произведении заложена глубокая
мысль о том, какой должна быть настоящая любовь – сильной, бескорыстной,
самоотверженной, непобедимой, верной. Автор направляет читателя жить по законам
божьим, творить добро, любить и быть верным .

 СЛАЙД 11. Историческая достоверность
повести

Итак, «Повесть о Петре и Февронии
Муромских » миф или реальность? Вот в чем вопрос. И  сейчас прозвучал
шекспировский мотив на нашем уроке)))

 Ученые
утверждают, что прототипом Петра Муромского является князь Давид Юрьевич, правившего
Муромом в начале 13 века.

Что такое прототип ? ( в образе
главного героя выступает реальное историческое лицо).

Он был достаточно крупной политической
фигурой и считался миролюбцем. Он  женился на крестьянке Ефросинии в
благодарность за то, что она излечила его от болезни, от которой никто не мог
излечить. Брак князя с простой крестьянкой вызвал злобные наветы, но супруги
счастливо прожили до конца своих дней. Состарившись, они оба приняли монашество
и умерли в 1228 году.

СЛАЙД 12. Под запись в словарь. Внимание
новый термин.

Прототип — 
действительное лицо как источник для создания литературного образа, героя.

Какой мы можем сделать вывод? Именно
это событие, о котором только что сказала, отраженное  в повести реально или
фантастично?

Ответ: да, реально.

 Теперь вернемся к тому моменту,
когда  произошло венчание Петра и Февронии. Как вы думаете, выпавший снег летом
– реальность или фантастика?

Ответ:  те,
кто считает, что это фантастика, готовьтесь  познакомится с таким явлением в
природе как малый ледниковый период.

Кто-нибудь знаком с этим явлением? Что это
такое?

 В эпоху 14 века действительно наступал
малый ледниковый период.  Внимание на слайд.

СЛАЙД 13.  Малый ледниковый период (МЛП) — период
глобального относительного похолодания, имевший место на Земле в течение
XIV—XIX веков. 

Какой мы еще можем сделать вывод,  снежное
явление в летний период во время венчания – это миф или реальность?

Ответ: реальность.

Поздравляю, мы с вами совершили новое
историческое открытие, изучая повесть о петре и Февронии Муромских

Повесть стала подлинным шедевром
древнерусской литературы, она была написана после канонизации ,т.е. причисления
к лику святых Петра и Февронии на Московском церковном соборе в 1547 году.

Слово учителя: Внимание
на экран, новый термин под запись.

 СЛАЙД 14. Канонизация
– причисления к лику святых.

— как вы думаете, почему их причислили к
лику святых? Благодаря каким качествам ?

 Благочестию ( служение Богу, соблюдение
законов божьих), вечной искренней любви друг другу, верности .

СЛАЙД 13.Жанр произведения

 Это житийная повесть. Житийная, потому
что произошло от слова «житие», что обозначает «жизнь» святых.  Повесть ,
потому что написано в повествовательном стиле,  автор повествует о минувших
событиях того времени.

Таким образом, житие – это жизнеописание
святых, государственных и религиозных деятелях, чья жизнь и поступки были
расценены как образцово-показательные.

СЛАЙД 14. — 
ПогребенЫ были святые супруги в соборной церкви города Мурома в честь Рождества
Пресвятой Богородицы.

Чтение фрагмента на стр. 81

«Наутро
люди увидели, что их гробы пусты, и тела их обретаются внутри города, в
соборной церкви, в едином гробе, который они повелели для себя истесать.
Неразумные люди, которые и при жизни хотели их разлучить, не захотели оставить
их вместе и после их преставления. Они снова переложили их в отдельные гробы и
опять разнесли по разным местам. И снова наутро обрели их в едином гробе. Уже
больше не осмеливались прикоснуться к святым лх телам и положили их в едином
гробе, как они сами повелели, в соборной церкви Рождества Пресвятой Богородицы
внутри града. И лежат они там на просвещение и на спасение граду тому»

СЛАЙД 16 . Подведение итогов:

  — Чем запомнился вам сегодняшний урок?

— Чем обогатила вас история  Петра и
Февронии?

— О каких вечных темах мы говорили
сегодня?

Слайд 18. СЛОВАРЬ.

 СЛАЙД 19. Домашнее задание. ( по
усмотрению вашего учителя)

1. Составить цитатную характеристику Петра
и Февронии Муромских.

Герой

 Цитата

 Характеристика

2. Ответить на вопрос:  За какие качества Петр и Феврония удостоены церковного почитания?

Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)

Библиографическая запись:
«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Поэтика и проблематика. — Текст : электронный // Myfilology.ru – информационный филологический ресурс : [сайт]. – URL: https://myfilology.ru//russian_literature/russkaya-literatura-xi-xvii-vekov/povest-o-petre-i-fevronii-muromskikh-poetika-i-problematika/ (дата обращения: 8.01.2022)

«Повесть о Петре и Февронии Муромских» (полное оригинальное название: «Повесть от житиа святых новых чюдотворець муромских, благовернаго и преподобнаго и достохвалнаго князя Петра, нареченнаго в иноческом чину Давида, и супруги его благоверныя и преподобныя и достохвалныя княгини Февронии, нареченныя в иноческом чину Ефросинии») — памятник древнерусской агиографической литературы. Повесть создана в середине XVI в. писателем-публицистом Ермолаем-Еразмом на основе муромских устных преданий.

По мнению исследователей, в повести объединены два народно-поэтических сюжета: волшебная сказка об огненном змие и сказка о мудрой деве. С устно-поэтической народной традицией связан и образ центральной героини — Февронии. Жанр «Повести о Петре и Февронии Муромских» не находит соответствий ни систорической повестью, ни с агиографической.

Создателем «Повести» является Ермолай-Еразм, современник Ивана Грозного. Ермолай получил поручение от Московского митрополита Макария написать о муромских святых — Петре и Февронии, которые, как предполагается, правили в Муроме и умерли в 1228 году. Произведение было написано после канонизации Петра и Февронии на Московском церковном соборе в 1547 году.

Сюжет о Петре и Февронии был очень популярен на Руси и получил дальнейшее развитие как в литературе, так и в иконописи.

Повесть о Петре и Февронии является одним из шедевров древнерусской повествовательной литературы. Повесть издавалась неоднократно (в ПЛ, М. О. Скрипилем, в «Изборнике», В. Ф. Ржигой); научное издание памятника осуществлено Р. П. Дмитриевой.

Сюжет

В городе Муроме правил князь Павел. Когда же его не бывало дома, к его жене являлся летающий огненный змей на блуд. Другим людям он казался князем Павлом. Княгиня во всем призналась своему мужу. Он велел жене выспросить у змия, от чего тому смерть может прийти. Змий рассказал княгине, что смерть его будет «от Петрова плеча, от Агрикова меча».

У князя был брат по имени Петр. Он решил убить змия, но не знал, где взять Агриков меч. Один раз в церкви Воздвиженского монастыря ребёнок показал ему Агриков меч, который лежал в щели между камней алтарной стены. Князь взял меч.

Однажды Петр пришёл к брату. Тот был дома. Потом Петр пошёл к снохе и увидел, что брат уже сидит у неё. Павел объяснил, что змий умеет принимать его облик. Тогда Петр велел брату никуда не уходить, взял Агриков меч, пришёл к снохе и убил змия. Змий принял своё обличье и, умирая, обрызгал Петра кровью, от которой тот заболел проказой. От болезни никто не мог его излечить. Предание гласит, что князю во сне было открыто, будто его может исцелить дочь «древолазца» (бортника), добывавшего дикий мед, Феврония, крестьянка села Ласково в Рязанской земле. Феврония в качестве платы за лечение пожелала, чтобы князь женился на ней после исцеления, князь пообещал на ней жениться. Феврония исцелила князя, однако он не сдержал своего слова, поскольку Феврония была простолюдинкой. Но в процессе лечения Феврония намеренно не залечила один струп на теле князя, из-за чего болезнь возобновилась, Феврония вновь вылечила Петра, и он женился на ней.

Когда Пётр наследовал княжение после брата, бояре не захотели иметь княгиню простого звания, заявив ему: «Или отпусти жену, которая своим происхождением оскорбляет знатных барынь, или оставь Муром». Князь взял Февронию, и на двух кораблях они отплыли по Оке.

В Муроме же началась смута, многие пустились домогаться освободившегося престола, начались убийства. Тогда бояре попросили князя с женой вернуться. Князь и княгиня вернулись, и Феврония в дальнейшем сумела заслужить любовь горожан.

В преклонных летах приняв монашеский постриг в разных монастырях с именами Давид и Евфросиния, они молили Бога, чтобы им умереть в один день, и завещали тела их положить в одном гробу, заранее приготовив гробницу из одного камня, с тонкой перегородкой. Скончались они в один день и час.

Сочтя погребение в одном гробу несовместимым с монашеским званием, их тела положили в разных обителях, но на следующий день они оказались вместе.

Поэтика и проблематика

Позиция Ермолая в отношении крестьянства тесно связана с идеей гуманного отношения к людям, независимо от их социального положения, проводимой им и в других произведениях. Сочетание темы милосердия и христианской любви с осуждением и неприязненным отношением к вельможам и боярам прослеживается в его сочинениях назидательного содержания («Слово о разсуждении любви и правде и о побеждении вражде и лже», «Главы о увещании утешителнем царем, аще хощеши и велмож», «Поучение к своей душе»).

Эти идеи, так глубоко волновавшие Ермолая-Еразма, нашли свое полное и гармоничное выражение в «Повести о Петре и Февронии».

В своем послесловии к Повести Ермолай-Еразм пишет: «Да помянете же и мене прегрешнаго, списавшаго сие елико слышах, неведыи, аще инии суть написали, ведуще выше мене». Следовательно, мы должны признать, что у него в руках не было письменных источников. Степень творческой инициативы Ермолая-Еразма при работе над этим произведением определить трудно. Анализ Повести в сопоставлении ее с фольклорными материалами показал, что определяющим в разработке сюжета оказалось воздействие устного источника, более всего связанного с жанром новеллистической сказки. На Ермолая оказало такое сильное влияние народное предание о муромском князе и его жене, что он, образованный церковный писатель, перед которым была поставлена цель дать жизнеописание святых, создал произведение, по существу не имеющее ничего общего с житийным жанром. Этот факт выглядит особенно поразительным на фоне той работы над житийными произведениями в писательском кругу митрополита Макария, к которому, собственно, принадлежал и Ермолай. «Повесть о Петре и Февронии» резко отличается от житий, написанных в это время и включенных в «Великие Минеи Четьи», она одинока в этом кругу и ничего не имеет общего с их стилем. К ней скорее можно найти параллели в повествовательной литературе XV в., построенной на новеллистических сюжетах («Повесть о Дмитрии Басарге», «Повесть о Дракуле»). И это естественно, так как основной сюжет Повести и возник в XV в., о чем говорилось выше.

Что же в произведении Ермолая-Еразма принадлежит бесспорно ему и в чем заключается его заслуга в создании этого литературного шедевра? Ответить на этот вопрос достаточно точно невозможно, однако роль его как писателя безусловно значительна. Повесть – письменный памятник, и он обладает чертами литературного сочинения, в котором при достаточно сложном сюжете достигнута композиционная завершенность.

В «Повести о Петре и Февронии» рассказывается история любви князя и крестьянки. Сочувствие автора героине, восхищение ее умом и благородством в трудной борьбе против всесильных бояр и вельмож, не желающих примириться с ее крестьянским происхождением, определили поэтическую настроенность произведения в целом. Сюжет Повести построен на активных действиях двух противостоящих сторон, и только благодаря личным качествам героини она выходит победительницей. Ум, благородство и кротость помогают Февронии преодолеть все враждебные действия ее сильных противников. В каждой конфликтной ситуации высокое человеческое достоинство крестьянки противопоставляется низкому и корыстному поведению ее высокородных противников. Благородство чувств и поведения героини придает произведению черты мягкого лиризма и поэтичности. Эта сдержанная эмоциональность привнесена в Повесть, скорее всего, самим Ермолаем. Сказочный сюжет о мудрой деве лишен таких черт, концовка его сугубо оптимистична.

В последнем эпизоде Повести, посвященном описанию смерти героев, уже не имеющем никакого отношения к сказке о мудрой деве, со всей очевидностью подчеркивается это различие между сказкой и Повестью. Он задуман как эпилог ко всему произведению и выполняет функцию новеллистической концовки. Он помогает осмыслению содержания всей Повести. Событиями, описанными в этом эпизоде, подводится итог взаимоотношений героев, утверждается как самое главное и важное в жизни героев их верная любовь и преданность друг другу. Петр, чувствуя приближение смерти, зовет Февронию умереть вместе с ним. Феврония спешит дошить «воздух во святую церковь» и просит его подождать. Однако, когда Петр в третий раз обращается к ней со словами: «Уже хощу преставитися и не жду тебе», – Феврония, оставив свое занятие и «вотче иглу свою в воздух и приверте питью, ею же шияше», умирает одновременно с Петром. Феврония не дошила воздух, и можно подумать, что она не исполнила до конца свой долг. Но из дальнейшего выясняется, что она поступила так, как и следовало поступить. Люди, вопреки желанию Петра и Февронии, похоронили их врозь. Однако бог соединил их, выполнив пожелание святых, хотя оно и не соответствовало церковным правилам. Собственно, только уже после смерти определилась полная победа и торжество Февронии. Актом соединения героев после смерти подтверждается и святость и праведность их поступков, совершенных при жизни. По всей видимости, именно при написании этого эпизода проявилась в наибольшей степени творческая инициатива писателя.

Следует подчеркнуть, что вся Повесть написана в едином стиле, в том числе и эпилог. В произведении не прослеживаются стыки, которые свидетельствовали бы о слиянии каких-либо разных источников. «Повесть о Петре и Февронии» построена так, что ее можно охарактеризовать как единое повествование о жизни героев, с обстоятельств их женитьбы и до последних дней. В то же время она воспринимается как цепь рассказов о наиболее ярких событиях из жизни героев. Мастерство автора Повести выразилось в том, что как каждый эпизод Повести построен по принципу новеллы, так и все содержание ее в целом подчинено этому художественному принципу.

Все четыре новеллы по приемам изложения полностью совпадают между собой. Диалог в них играет ведущую роль, основное действие дано в конкретной обстановке; зачин и концовки в каждой новелле лаконичны.

Надо признать за автором Повести удивительную чуткость к тому жанру, который был задан ему основным фольклорным источником – сказкой о мудрой деве. Именно диалог выполняет в ней основную функцию в развитии действия. Насколько точно следовал автор «Повести о Петре и Февронии» за своими источниками в передаче диалога, можно убедиться на конкретном примере. В Повести имеется небольшая пятая новелла на фольклорную тему «все женщины одинаковы», которая к развитию основного конфликта прямого отношения не имеет, хотя и выполняет вполне определенные функции: в ней дается конкретное представление о путешествии героев и подтверждается характеристика героини как мудрой женщины. Суть новеллы заключается в следующем. Изгнанные Петр и Феврония едут по Оке. Плывущий на этом же судне женатый человек позволяет себе взглянуть на княгиню «с помыслом». Феврония замечает это и просит своего назойливого спутника зачерпнуть и испить воды с обеих сторон судна, а затем спрашивает его: «Равна ли убо си вода есть, или едина слажеши?». «Едина есть, госпоже, вода», – отвечает спутник. «И едино естество женско есть. Почто убо, свою жену оставя, чюжиа мыслиши», – заключает княгиня. В псковском устном рассказе о княгине Ольге, дошедшем до нас в записи XIX в., точно таким же образом и в той же самой обстановке будущая княгиня Ольга отвергла притязания князя Всеволода. Наличие несомненной близости между этими двумя рассказами не вызывает сомнения. Еще Ф. И. Буслаев обратил внимание на прямую связь между ними. Можно думать, что данный фольклорный мотив был внесен в Повесть самим Ермолаем – псковичом, знакомым с псковской легендой о княгине Ольге, пересказанной, как мы уже знаем, и в «Степенной книге».

Своеобразие творчества Ермолая-Еразма при написании «Повести о Петре и Февронии» выразилось в том, что он не отступил от основного художественного принципа своих устных источников, осознав важность сохранения всех нюансов в передаче диалогов как основного фактора новеллистического повествования. В силу этих обстоятельств в середине XVI в. было создано одно из лучших произведений древнерусской повествовательной литературы.

Текст повести

calendar01.03.2016, 14294 просмотра.

https://ria.ru/20210707/blagovernye-1740146581.html

Петр и Феврония: загадочная история покровителей семьи и любви

Петр и Феврония Муромские 2021: о святых, история, молитвы

Петр и Феврония: загадочная история покровителей семьи и любви

Православные христиане отмечают 8 июля день памяти Петра и Февронии Муромских. О том, чем примечательна их история, когда появилось житие святых и как они… РИА Новости, 07.07.2021

2021-07-07T06:30

2021-07-07T06:30

2021-07-07T11:29

религия

справки

иван грозный

владимирская область

муром

русская православная церковь

день святой троицы

сергей смирнов

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdnn21.img.ria.ru/images/151774/84/1517748462_0:241:2786:1808_1920x0_80_0_0_15512d93334e2091a9571f811b26aaa5.jpg

МОСКВА 7 июл – РИА Новости. Православные христиане отмечают 8 июля день памяти Петра и Февронии Муромских. О том, чем примечательна их история, когда появилось житие святых и как они связаны с праздником семьи, любви и верности – в материале РИА Новости.Петр и Феврония МуромскиеДень памяти святых в 2021 годуРусская православная церковь отмечает день памяти Петра и Февронии Муромских 8 июля (25 июня по старому стилю). С 2008 года к событию церковного календаря приурочили светский праздник, который назвали «Днем семьи, любви и верности». Ежегодно центром торжеств в честь благоверных правителей выступает город Муром во Владимирской области. Однако в 2021-м праздничные мероприятия отменяются в связи с ограничительными мерами из-за COVID-19.»Традиционно, конечно, праздник отмечается во всех субъектах, и центром торжеств у нас всегда является замечательный город Муром, где проводится большой праздничный концерт. К сожалению, развитие эпидобстановки не позволяет и в этом году провести масштабные мероприятия — концерт, посвященный Дню семьи, любви и верности, будет отменен», — сообщил журналистам генеральный директор Фонда социально-культурных инициатив Сергей Смирнов.ЖитиеСогласно жизнеописанию святых, за несколько лет до княжения Петр заболел проказой. Никто не мог излечить его от этого недуга. Вскоре будущий правитель увидел во сне знамение, согласно которому исцелить его может дочь пчеловода — Феврония, крестьянка деревни Ласковой в Рязанской земле. Девушка была красива, благочестива и добра, к тому же она умела врачевать многие болезни. Князь полюбил ее и дал обет жениться после выздоровления. Когда это случилось, монарх не сдержал своего обещания. Болезнь вернулась, но Феврония снова вылечила Петра – и тот наконец женился.Но бояре не пожелали, чтобы княгиней стала девушка из народа и потребовали развода. Петр, когда узнал, что его хотят разлучить с любимой женой, решил отказаться от княжения и богатства. Супруги покинули Муром, отплыв на лодке по реке Оке. Вскоре в городе началась смута, вся знать перессорилась вплоть до кровопролития. В итоге собрали совет, на котором решили призвать Петра обратно. Благоверные правители, вернувшись, заслужили еще большую любовь и уважение горожан.На склоне лет Петр и Феврония приняли постриг с именами Давид и Евфросиния. Находясь далеко друг от друга, в 1228-м они скончались каждый в своей келье в один день. Супруги завещали похоронить себя вместе, заранее подготовив для этого гроб с тонкой перегородкой посередине. Однако их последнюю волю нарушили – муромских правителей похоронили в разных монастырях, посчитав погребение в одном гробу несовместимым с монашеским саном.На следующий день священнослужители вдруг с удивлением обнаружили, что тела супругов лежат вместе. Дважды их разносили по разным храмам, но оба раза они чудесным образом вновь оказывались рядом. В итоге покойных так и похоронили в общей могиле.Почему стали святымиРусская церковь причислила Петра и Февронию Муромских к лику святых примерно через 300 лет после кончины. Супружескую пару прославили не как преподобных (хоть они и умерли монахами), а в лике благоверных князей.Петр и Феврония удостоены церковного почитания за то, что стали примером идеальной христианской семьи.В чем помогают святыеПоскольку история муромской княжеской четы связана с чудесным исцелением, то перед иконой Петра и Февронии люди часто молятся об избавлении от самых безнадежных недугов.Феврония, будучи при жизни искусной целительницей, помогает всем страждущим. Обращаясь к Петру, верующие зачастую просят об обретении силы духа, мужественности и храбрости, ведь именно эти качества были присущи при жизни праведному князю. Также ему молятся о защите от зла и несправедливости.МолитвыВ 2013 году Синод РПЦ официально утвердил текст молитвы благоверным Петру и Февронии Муромским. Это дало верующим возможность в молитвенной форме обращаться к святым о сохранении семьи и семейного благополучия:»О, велицыи угодницы Божии и предивнии чудотворцы, благовернии княже Петре и княгине Февроние, града Мурома предстатели, честнаго брака хранители и о всех нас усерднии ко Господу молитвенницы! Вы во дни земнаго жития вашего образ благочестия, христианския любве и верности друг ко другу даже до гроба явили есте и тем законное и благословенное супружество прославили есте.Сего ради к вам прибегаем и молимся со усердием крепким: принесите за нас, грешных, святыя молитвы ваша ко Господу Богу, и испросите нам вся благопотребная душам и телесем нашим: веру праву, надежду благу, любовь нелицемерну, благочестие непоколебимое, в добрых делех преуспеяние, наипаче же союзом брачным сочетавшимся даруйте молитвами вашими целомудрие, друг ко другу любовь в союзе мира, единомыслие душ и телес, ложе ненаветное, пребывание незазорное, семя долгожизненное, о чадех благодать, домы исполнены благостыни и в жизни вечней неувядаемый венец славы Небесныя.Ей, чудотворцы святии! Не презрите молитв наших, со умилением вам возносимых, но будите приснии заступницы наши пред Господем и сподобите нас предстательством вашим спасение вечное получити и Царствие Небесное наследовати, да славословим неизреченное человеколюбие Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице покланяемаго Бога, во веки веков. Аминь.»ПовестьИстория любви святой пары содержится в древнерусской «Повести о Петре и Февронии Муромских», написанной в правление Ивана Грозного Ермолаем-Еразмом. Писатель составил рассказ на основе устных муромских преданий.Произведение он написал сразу после канонизации княжеской четы в 1547-м. В сочинении Ермолая-Еразма чудесным образом переплелись христианская и народная (сказочная) традиции. Например, в повести подробно отражены события, предшествующие болезни князя Петра и его знакомству с Февронией.В Муроме, согласно повести, правил князь Павел. К его жене постоянно являлся монстр: летающий огненный змей. Когда супруга рассказала об этом правителю, тот попросил узнать у чудища о своей судьбе. Страшное существо поведало, что правитель умрет «от Петрова плеча и от Агрикова меча».Избавить город от чудища взялся брат князя – Петр. Через несколько дней после прорицания он зашел в покои снохи и увидел там Павла. Но вместо приветствия выхватил Агриков меч и ударил родича. Выяснилось, что облик брата принял тот самый змей. Своей кровью он обрызгал княжича и тот заболел проказой, от которой потом исцелился благодаря Февронии.МонастырьМощи святых супругов изначально находились в муромском соборе в честь Рождества Пресвятой Богородицы, построенном в 1553-м царем Иваном Грозным. В советское время реликвию увезли в местный музей.А в 1992-м святыню вернули церкви. Ныне она находится в Свято-Троикцом монастыре Мурома.ХрамСейчас в России насчитывается 58 храмов, посвященных святым Петру и Февронии Муромским. В самом Муроме в честь благоверных освящены приделы некоторых храмов и часовня в Троицком женском монастыре.В 2013 году по благословению патриарха Московского и всея Руси Кирилла в столичном Покровском женском монастыре освятили часовню в честь благоверных Петра и Февронии Муромских чудотворцев.

https://ria.ru/20210624/koronavirus-1738410239.html

https://ria.ru/20180708/1524151070.html

владимирская область

муром

россия

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

2021

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Новости

ru-RU

https://ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

https://cdnn21.img.ria.ru/images/151774/84/1517748462_28:0:2759:2048_1920x0_80_0_0_1089a7fc4fe7a1528e539ac52e26b193.jpg

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

справки, иван грозный, владимирская область, муром, русская православная церковь, день святой троицы, сергей смирнов, россия, религиозные праздники

МОСКВА 7 июл – РИА Новости. Православные христиане отмечают 8 июля день памяти Петра и Февронии Муромских. О том, чем примечательна их история, когда появилось житие святых и как они связаны с праздником семьи, любви и верности – в материале РИА Новости.

Петр и Феврония Муромские

День памяти святых в 2021 году

Русская православная церковь отмечает день памяти Петра и Февронии Муромских 8 июля (25 июня по старому стилю). С 2008 года к событию церковного календаря приурочили светский праздник, который назвали «Днем семьи, любви и верности». Ежегодно центром торжеств в честь благоверных правителей выступает город Муром во Владимирской области. Однако в 2021-м праздничные мероприятия отменяются в связи с ограничительными мерами из-за COVID-19.

«Традиционно, конечно, праздник отмечается во всех субъектах, и центром торжеств у нас всегда является замечательный город Муром, где проводится большой праздничный концерт. К сожалению, развитие эпидобстановки не позволяет и в этом году провести масштабные мероприятия — концерт, посвященный Дню семьи, любви и верности, будет отменен», — сообщил журналистам генеральный директор Фонда социально-культурных инициатив Сергей Смирнов.

Житие

Согласно жизнеописанию святых, за несколько лет до княжения Петр заболел проказой. Никто не мог излечить его от этого недуга. Вскоре будущий правитель увидел во сне знамение, согласно которому исцелить его может дочь пчеловода — Феврония, крестьянка деревни Ласковой в Рязанской земле. Девушка была красива, благочестива и добра, к тому же она умела врачевать многие болезни. Князь полюбил ее и дал обет жениться после выздоровления. Когда это случилось, монарх не сдержал своего обещания. Болезнь вернулась, но Феврония снова вылечила Петра – и тот наконец женился.

Но бояре не пожелали, чтобы княгиней стала девушка из народа и потребовали развода. Петр, когда узнал, что его хотят разлучить с любимой женой, решил отказаться от княжения и богатства. Супруги покинули Муром, отплыв на лодке по реке Оке. Вскоре в городе началась смута, вся знать перессорилась вплоть до кровопролития. В итоге собрали совет, на котором решили призвать Петра обратно. Благоверные правители, вернувшись, заслужили еще большую любовь и уважение горожан.

На склоне лет Петр и Феврония приняли постриг с именами Давид и Евфросиния. Находясь далеко друг от друга, в 1228-м они скончались каждый в своей келье в один день. Супруги завещали похоронить себя вместе, заранее подготовив для этого гроб с тонкой перегородкой посередине. Однако их последнюю волю нарушили – муромских правителей похоронили в разных монастырях, посчитав погребение в одном гробу несовместимым с монашеским саном.

На следующий день священнослужители вдруг с удивлением обнаружили, что тела супругов лежат вместе. Дважды их разносили по разным храмам, но оба раза они чудесным образом вновь оказывались рядом. В итоге покойных так и похоронили в общей могиле.

Почему стали святыми

Русская церковь причислила Петра и Февронию Муромских к лику святых примерно через 300 лет после кончины. Супружескую пару прославили не как преподобных (хоть они и умерли монахами), а в лике благоверных князей.

Петр и Феврония удостоены церковного почитания за то, что стали примером идеальной христианской семьи.

В чем помогают святые

Поскольку история муромской княжеской четы связана с чудесным исцелением, то перед иконой Петра и Февронии люди часто молятся об избавлении от самых безнадежных недугов.

Феврония, будучи при жизни искусной целительницей, помогает всем страждущим. Обращаясь к Петру, верующие зачастую просят об обретении силы духа, мужественности и храбрости, ведь именно эти качества были присущи при жизни праведному князю. Также ему молятся о защите от зла и несправедливости.

Молитвы

В 2013 году Синод РПЦ официально утвердил текст молитвы благоверным Петру и Февронии Муромским. Это дало верующим возможность в молитвенной форме обращаться к святым о сохранении семьи и семейного благополучия:

«О, велицыи угодницы Божии и предивнии чудотворцы, благовернии княже Петре и княгине Февроние, града Мурома предстатели, честнаго брака хранители и о всех нас усерднии ко Господу молитвенницы! Вы во дни земнаго жития вашего образ благочестия, христианския любве и верности друг ко другу даже до гроба явили есте и тем законное и благословенное супружество прославили есте.

Сего ради к вам прибегаем и молимся со усердием крепким: принесите за нас, грешных, святыя молитвы ваша ко Господу Богу, и испросите нам вся благопотребная душам и телесем нашим: веру праву, надежду благу, любовь нелицемерну, благочестие непоколебимое, в добрых делех преуспеяние, наипаче же союзом брачным сочетавшимся даруйте молитвами вашими целомудрие, друг ко другу любовь в союзе мира, единомыслие душ и телес, ложе ненаветное, пребывание незазорное, семя долгожизненное, о чадех благодать, домы исполнены благостыни и в жизни вечней неувядаемый венец славы Небесныя.

Ей, чудотворцы святии! Не презрите молитв наших, со умилением вам возносимых, но будите приснии заступницы наши пред Господем и сподобите нас предстательством вашим спасение вечное получити и Царствие Небесное наследовати, да славословим неизреченное человеколюбие Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице покланяемаго Бога, во веки веков. Аминь.»

Повесть

История любви святой пары содержится в древнерусской «Повести о Петре и Февронии Муромских», написанной в правление Ивана Грозного Ермолаем-Еразмом. Писатель составил рассказ на основе устных муромских преданий.

Произведение он написал сразу после канонизации княжеской четы в 1547-м. В сочинении Ермолая-Еразма чудесным образом переплелись христианская и народная (сказочная) традиции. Например, в повести подробно отражены события, предшествующие болезни князя Петра и его знакомству с Февронией.

В Муроме, согласно повести, правил князь Павел. К его жене постоянно являлся монстр: летающий огненный змей. Когда супруга рассказала об этом правителю, тот попросил узнать у чудища о своей судьбе. Страшное существо поведало, что правитель умрет «от Петрова плеча и от Агрикова меча».

Избавить город от чудища взялся брат князя – Петр. Через несколько дней после прорицания он зашел в покои снохи и увидел там Павла. Но вместо приветствия выхватил Агриков меч и ударил родича. Выяснилось, что облик брата принял тот самый змей. Своей кровью он обрызгал княжича и тот заболел проказой, от которой потом исцелился благодаря Февронии.

Монастырь

Мощи святых супругов изначально находились в муромском соборе в честь Рождества Пресвятой Богородицы, построенном в 1553-м царем Иваном Грозным. В советское время реликвию увезли в местный музей.

А в 1992-м святыню вернули церкви. Ныне она находится в Свято-Троикцом монастыре Мурома.

Храм

Сейчас в России насчитывается 58 храмов, посвященных святым Петру и Февронии Муромским. В самом Муроме в честь благоверных освящены приделы некоторых храмов и часовня в Троицком женском монастыре.

В 2013 году по благословению патриарха Московского и всея Руси Кирилла в столичном Покровском женском монастыре освятили часовню в честь благоверных Петра и Февронии Муромских чудотворцев.

8 июля, в День семьи, любви и верности, наша Пенза обрела зримый символ этих традиционных ценностей – бронзовый памятник святым благоверным Петру и Февронии Муромским. Как следует из свежеизданного проспекта Национальной родительской ассоциации «Городская и парковая скульптура России, посвящённая семье и семейным ценностям», памятники Петру и Февронии устанавливаются в рамках общенациональной программы «В кругу семьи» с 2009 года; сегодня они «установлены уже в 60 городах России и продолжают воздвигаться». Теперь и в Пензе.
Назовёте ещё хотя бы одного святого, который столь массово продвигался бы в нашей массовой культуре? Видно, сложившийся союз меча и орала государства и церкви всерьёз озабочен противопоставлением «традиционных скреп» влиянию печенегов и однополовцев транснациональной «мировой закулисы»…
Как бы то ни было, я вдруг понял, что хочу припасть к истокам и прочитать «Повесть о Петре и Февронии Муромских», написанную Ермолаем Прегрешным (он же Еразм) в середине XVI века (а рассказывает Ермолай-Еразм изустную историю ещё домонгольских времён). Полное название повести на нынешний взгляд мало подходит для текста в 12 стандартных машинописных страниц, однако отражает и дух эпохи, и жанр житийной литературы:
Повесть от житиа святых новых чюдотворець Муромских, благовернаго и преподобнаго и достохвалнаго князя Петра, нареченнаго в иноческом чину Давида, и супруги его благоверныя и преподобныя и достохвалныя княгини Февронии, нареченныя в иноческом чину Еуфросинии.Сказать, что я мало читал житий святых – значит, сильно преувеличить. Естественно, я ожидал чего-то возвышенного и духовного. Но, продравшись сквозь непривычные грамматические и речевые обороты «Повести…», я получил неожиданное удовольствие от странной смеси волшебной и бытовой сказок, которая по своим достоинствам мало чем отличалась от лучших фольклорных творений.
Начнём с того, что без сокращений и некоторой обработки это совсем не подходит в качестве сказки для детей! Начинается повесть с весьма пикантного приключения супруги действующего князя муромского Павла, к которой регулярно приходит неприазнивый летящай змий на блуд, о чём муж знает, но ничего поделать не может, смерти убо не вем, каку нанесу нань?, т. е. «как убью бессмертного?».
Далее, раз уж грех и так совершается, князь Павел даёт супруге задание: выведать у змия, от чего ему смерть хощет быти. Она выполняет миссию; слова змея указывают на младшего брата князя, Петра. Некий отрок указывает Петру меч-кладенец, при помощи которого он в итоге убивает змея, но тот, уже будучи мёртвым, нача трепетатися… и окропи блаженнаго князя Петра кровию своею. Пётр покрылся струпьями и язвами, искал ото мног врачев исцелениа, и ни от единого получи.
Далее по сюжету следовало бы ожидать исцеления героя и награду за его подвиг в виде женитьбы на красной девице. Ну да, примерно это и будет, только не совсем так. Волшебная сказка про змееборца уже закончилась. В неё вплетается другая история, и происходящее в ней отнюдь не похоже на счастливую историю любви. Скорее, это про удачную попытку шантажа.
В деревне Ласково обретается девица Феврония, которая скромна происхождением (древолазца дщерь, т. е. дочь бортника), но зато мудра суща. Она обещает исцелить Петра, требуя взамен лишь одного: «Аще будет ми супружник, да будет уврачеван». Пётр не скрывает своего нежелания древолазца дщи пояти себе жену, и пытается хитростью избегнуть женитьбы, но Феврония применяет встречную хитрость. Тогда уже исцелённый князь решает бежать. Однако умудрённая девушка, дав Петру инструкцию для применения целебной мази, оставила себе пространство для манипуляций: «И един струп да оставит не помазан». От этого единаго струпа болезнь Петра возобновляется, и он вынужден с позором вернуться. Мало того, в тексте жития есть намёк, что и при втором исцелении Феврония, возможно, оставляет струп, сохраняя «пульт управления» будущим супругом: «Сиа же паки, яко и преже то же врачевание дасть ему, еже предписах». Не в этом ли секрет столь долгого гармоничного союза?
Вскоре князь Павел умирает, и Пётр по смерти брата становится самодержец граду своему. Бояре и жёны боярские не желают знать безродную княгиню, и выгоняют Февронию из Мурома. Она же, добившись позволения взять с собой в изгнание что пожелает из богатства своего, снова всех переиграла: «Ничто же ино прошу, токмо супруга моего князя Петра». Пётр, конечно же, не против. Как объясняет житие: «Петр не възлюби временнаго самодержавьства, кроме божиих заповедеи». Но, быть может, дело не только в этом…
На двух кораблях супруги уплывают из Мурома. По дороге бывшая княгиня являет ещё один образчик своей мудрости, обличая одного из спутников в похоти при помощи известной всем хохмы про одинаковый вкус воды из-за двух бортов ладьи: «И едино естество женьское есть. Почто убо, свою жену оставя, чюжиа мыслиши!».
Тут Петра и Февронию вновь зовут на княжение в Муром, мнози бо вельможа во граде погибоша от меча. Кииждо их хотя державъствовати, сами ся изгубиша. И наши, пока ещё не святые, Пётр и Феврония державьствующе в граде том, град бо свои истинною и кротостию, а не яростию, правяще.
Заканчивается «Повесть…» историей монашеского пострига и одновременной кончины княжеской четы. Местные ханжи не захотели уважить последней воли усопших и похоронить их в одном общем гробу (несмотря на то, что два его «отделения» вполне целомудренно преграду имущи межу собою). Но святые посрамили муромских фарисеев, каждую ночь вновь оказываясь в том самом гробе, который сами повелеша истесати себе вь едином камени.
В общем, прикосновение к первоисточнику оказалось удачным. Сюжет есть, язык выразителен, персонажи плосковатые, но вполне себе человеческие. Как я уже говорил, налицо весь набор хорошей волшебной сказки: дракон (меняющий обличья), меч-кладенец, змееборец, намёк на чудесного помощника (отрок, указавший меч), мудрая дева, загадки, состязание в хитрости, чудесное исцеление, и – бонусом – весёлые похороны.
При этом никакого ханжества, минимум морализаторства; откровенная проповедь христианской морали собрана, в основном, во второй половине текста и приходится очень даже к месту – речь, в конце концов, о христианских святых князьях.
Мне так понравилось, что я тут же пересказал «Повесть»своей Февронии Ирине. Ей были известны некоторые моменты этой истории, но не сначала и не в подробностях. Она тут же стала возражать, что никакого шантажа здесь не было, что рассматривать эпизод с требованием женитьбы надо в духовном плане. Вроде как болезнь Петра была духовной, и Феврония не могла его вылечить, не соединившись с ним узами таинства брака. Ну, тоже мнение, причём в какой-то мере обосновывается формулировками «Повести». Вот только исцелила Феврония князя до заключения брака, а не после…
Напоследок снова о памятниках. Да пусть ставят сколько угодно; жаль только, что во многих городах ставят однотипные: статуя в Пензе (за авторством Константина Чернявского) такая же, как в Благовещенске, Биробиджане, Иркутске, Хабаровске, Владивостоке, Астрахани, Волгограде, Ярославле. Есть и другие популярные варианты статуи, кажется, все или почти все – одного и того же скульптора. В нашей композиции княжеская чета держит в руках голубей с птенцами как символ любви и верности. И ничто в их облике ничто не напоминает о лихих деньках, когда Феврония склоняла Петра к замужеству, а тот всеми правдами и неправдами старался избежать нежеланного брака…
Такой вот символ возрождения крепкой семьи и счастливого брака – несколько сомнительный, если читать оригинальный текст – тиражируется в России… Поможет ли?

Урок 10 Духовные ценности в «Повести о Петре и Февронии Муромских».

Цели:

1. Образовательная:

  • раскрыть образы святых Петра и Февронии;

  • показать жанровое своеобразие Повести…» как одного из средств создания образов Петра и Февронии;

  • помочь учащимся понять взгляды, мораль, нравственность прошлых веков;

  • показать непреходящую ценность любви как великой силы, возвышающей человека.

2. Развивающая:

  • развивать аналитические способности уч-ся, логическое мышление, устную и письменную речь;

  • совершенствовать навыки характеристики героев;

  • формировать умение находить цитаты в тексте

3. Воспитательная:

  • воспитывать нравственные качества: доброту, преданность, верность в дружбе и любви, умение прощать;

  • воспитывать уважительное отношение к культуре родной страны и родному языку;

  • посредством музыки воспитывать эстетический вкус уч-ся.

Ход урока

1. Организационный момент (приветствие)

2. Сообщение темы урока.

— В истории России остались имена множества людей, которые прославились своей добротой, честностью, твердостью в вере и мужеством в страданиях.

Сегодня на уроке мы прикоснёмся к произведению Древней Руси – жемчужине древнерусской литературы, героями которого являются святые – супруги Петр и Феврония

— Работа с эпиграфом

Знаток древнерусской литературы Д.С. Лихачев говорил: «Нравственность едина во все века и для всех людей. Читая об устаревшем в деталях, мы можем найти многое для себя»

— Как вы понимаете это высказывание, которое является эпиграфом к нашему уроку и что такое нравственность? (Нравственность — это нормы поведения, принятые в обществе. Быть нравственным – значит соблюдать эти неписаные правила: быть честным, добрым и т.п. Нормы поведения, духовные, жизненные ценности одинаковы во все времена для всех людей. Подробно читая древние книги, мы можем многое найти для себя)

— Кто сформулирует тему урока?

Тема нашего урока: Духовные ценности в «Повести о Петре и Февронии Муромских».

С содержанием этого произведения вы уже познакомились (домашнее задание было прочитать)

Цель нашего сегодняшнего урока: рассмотреть жанровое своеобразие «Повести…»; определить, каков же герой древнерусской литературы, каков его характер; мы попытаемся составить портрет Петра и Февронии, что поможет нам понять нравственность прошлых веков и оценить идейное содержание повести.

3. Проверка индивидуального домашнего задания

— Предлагаю мысленно представить древнерусское государство, далекий ХVI век и узнать предысторию замечательного произведения «Повесть о Петре и Февронии», кто же ее написал.

Индивидуальные сообщения учащихся (Слово двум ученикам, заранее подготовленным, которые подготовили историческую справку)

4. Словарная работа

Ребята, в речи наших выступающих встретились слова митрополит, «Великие Четьи – Минеи», благочестивый, праведный, иночество, канонизация. Давайте прочитаем, что они означают

Митрополит – в русской православной церкви священнослужитель высшей ступени, подчиняющийся главе церкви (патриарху).

«Великие Четьи – Минеи» — сборник житий всех святых православной церкви.

Благочестивый – человек, почитающий Бога, соблюдающий его заповеди.

Праведный, праведник — святой, пребывавший не в монашестве, а в обычных условиях семейной и общественной жизни.

Иночество — буквально «уединённое, одинокое жительство», монашество; инок – православный монах.

Канонизация – причисление к лику святых

5. Письменная работа в тетрадях на закрепление прослушанного

— Ответьте на вопросы (в тетрадях) и проверьте, насколько внимательно вы слушали

1) Когда была написана «Повесть…»? (Она была написана после канонизации Петра и Февронии на Московском церковном соборе в 1547 году.)

2)Кто является автором «Повести…»? (Псковский Священник Ермолай (в иночестве Еразм))

3) Кто заказал «Повесть о Петре и Февронии Муромских» Ермолаю — Еразму? (митрополит Макарий)

4) Где происходит действие «Повести…»? ( Муром, село Ласково)

6. Взаимопроверка работ

7. Кратко пересказать сюжет

8. Жанровое своеобразие повести. Черты сказки, жития и повести в произведении

— Повесть о Петре и Февронии – особенное произведение. Известно, что митрополит Макарий все-таки не включил заказанное им житие в сборник «Великие Четьи-Минеи». Почему? Ответ на этот вопрос мы найдем, рассмотрев особенности жанра данного произведения.

— Черты каких жанров присутствуют в произведении? (сказки, повести и жития; подтвердить на примерах, 1 ряд – черты жанра сказки называет, опираясь на текст произведения, 2 ряд – черты жития (смотреть в статье учебника), 3 ряд – черты повести)

Ответы учащихся:

1 ряд: сказочные элементы этой повести.

  • Начало повести напоминает сказочный зачин: «Есть в русской земле город…Правил в нем когда – то князь по имени Павел…»

  • Первая часть похожа на волшебную сказку о герое – змееборце, вторая – на бытовую сказку о мудрой деве.

  • Как и во всех сказках, есть сказочный герой — змей-искуситель.

  • По законам волшебной сказки Добро всегда побеждает зло: Пётр победил змея.

  • Есть загадки, которые часто приходится отгадывать героям сказок. Например: «Плохо, когда дом без ушей, а горница без очей».

  • Хитроумные задания-испытания (задание Петра сшить из пучка льна рубаху и задание Февронии сделать ткацкий станок из полена)

  • Волшебные предметы (например, Агриков меч, от которого гибнет Змей)

  • Постоянные эпитеты (“лукавый змей”, “мудрая дева”)

2 ряд: жития имели определенную структуру:

  • вступление, в котором объяснялись причины, побудившие автора начать повествование.

  • основная часть – рассказ о жизни святого, его благочестивых родителях, о том, как проснулась вера в бога, о страданиях во имя бога, смерти святого и посмертных чудесах.

  • завершалось житие похвалой святому

3 ряд: черты повести присутствуют в произведении:

  • исторически точны названия мест ;

  • рассказана история бояр, погрязших в междоусобице;

  • детали быта / описание покоев, врачевания, бортничанья, боярских пиров

— Назовите черты жития в этом произведении (автор прославляет святых, создавая идеальные образы)

— Какими эпитетами автор награждает героев? (Петр – блаженный, благоверный, святой, прославленный, преподобный, смиренный, чистосердечный. Феврония — святая, мудрая, предивная, блаженная, преподобная)

— Что означают слова «блаженный», «преподобный» и «смиренный»?

(Блаженный – благой, добрый.

Преподобный — святой из монашествующих.

Смиренный – тихий, кроткий человек, спокойный и ровный нравом; не сердитый, добрый человек. Любовь героев к Богу, почитание героями Библии. Чудеса, которые творят герои (например, Феврония исцеляет больных, крошки хлеба превратились в ладан, мертвые обрубки стали на утро пышными деревьями)

— В чём же жанровое своеобразие этого произведения? Элементы каких жанров использует автор? (Автор использует элементы сразу нескольких жанров: исторической повести, сказки, жития.)

— Зачем это нужно автору? (Чтобы наиболее полно, красочно, ярко раскрыть образы героев)

— Назовите основной жанр этого произведения. Докажите. А может кто-то думает иначе. (Основной жанр – житие, т.к. рассказывается о жизни святых.)

— Почему же митрополит Макарий не включил заказанное им житие в сборник «Великие Четьи-Минеи»? ( Произведение не представляет собой каноническое (традиционное) житие. Здесь нет рассказа о благочестивых родителях, о том, как проснулась вера в Бога, о страданиях во имя Бога.)

— Вы правы, ребята. Произведение не представляет собой каноническое житие. Испытание героев утверждает земную любовь, семейные ценности, а не монашеский подвиг во имя Бога.

Литературоведы так определяют жанр произведения: это житийная повесть с элементами народно-сказочного характера.

9. Характеристика образов главных героев.

— Перейдем к анализу художественных образов.

Цель нашей беседы — составить духовный портрет муромских святых Петра и Февронии, что поможет нам понять идейное содержание «Повести…» и лучше справиться с домашним заданием — творческой работой, связанной с этими прекрасными образами.

В тетрадях разделить на две колонки страницу. В левой колонке вы должны будете записать все положительные черты Петра, а в правой — все положительные черты Февронии.

Характеристика Петра

— Обратимся к образу Петра.

— Вы знаете, ребята, что человек в литературе этого периода либо положительный образ, либо отрицательный. Подходит ли под это утверждение образ Петра? Докажите. (Нет. В нем есть и положительные и отрицательные черты. С одной стороны, он побеждает змея – оборотня, ходит в церковь, молится, терпит болезнь, но с другой стороны, решается на обман: не сразу женился на Февронии, хотя дал слово.)

— Что мешает ему поступить иначе? (Гордыня – вот один из грехов, который не позволяет Петру поступить иначе. Он считает себя выше простой крестьянской девушки.)

— Кто же помогает исцелиться герою от этого недуга? (Феврония помогает Петру одержать победу над злом в себе, а точнее, сила любви Февронии. )

— Какие качества, по мнению Февронии, нужны, чтобы излечиться? Найдите в тексте. (Добросердечие и невысокомерие)

— Быть невысокомерным, значит быть каким? (Кротким, смиренным)

— Из рассказа о Петре она знает, что он сражался со змеем, а, значит, какой чертой характера он обладает? (Мужеством)

— Каковы же качества настоящего мужского характера, по мнению Февронии? (Мужество, добросердечие, кротость, смирение – настоящие качества мужского характера).

— Обладает ли ими Петр? Запишем их.

— Какие еще черты раскрываются в характере Петра? ( Вера в Бога, мудрость, любовь к людям, любовь и верность близким, справедливость)

— Назовите поступки героя, которые подтверждают эти качества. Докажите текстом. Верность заповедям Божьим, вера в Бога (благочестие, религиозность)

  • Петр молится в церкви.«Была же вне города церковь Воздвижения. Пришел в нее князь Петр помолиться…»

  • Принимает монашество. «Сами же в одно время облачились в иноческие одежды и приняли монашество. Князь Петр был наречен Давыдом, а княгиня Феврония – Евфросинией»

Мудрость

  • Догадался, что змей – не его брат Павел. «Случилось ему прийти в покои брата своего, и от него – в покои снохи. У нее увидел брата своего, от которого он только что вышел»

Любовь и верность к близким

  • Ради брата своего думает как бы убить змея, не зная даже, где находится Агриков меч. «Князь Петр, услышав, что змий назвал его имя, начал думать как бы убить его. Но его смущало, что он не знал, где раздобыть Агриков меч»

Был верен Февронии

  • «Блаженный князь Петр не мог оставить жену свою и решил покинуть Муром»

Умение прощать. Прощает вельмож и возвращается княжить в Муром.

  • «Оставшиеся в живых все мы, хоть и прогневили тебя, молим тебя и твою княгиню: не оставляйте нас, рабов своих, хотим вас, и любим, и просим»

Справедливый правитель

  • «И княжили они во граде том, как чадолюбивые отец и мать. Всех равно любили, только не любили гордости и грабежа»

Характеристика Февронии

— Таким образом, мы проследили развитие образа Петра.

В чем заключается загадка Февронии? Кто такая Феврония? (Феврония – дочь древолазов, ищущих по деревьям дупла с медом диких пчел, живет в деревне Ласково.)

— Когда мы впервые знакомимся с Февронией? (Когда гонец ищет лекаря для князя Петра)

— Заглянем в дом к Февронии. Найдите и прочитайте в повести загадки Февронии. Первая загадка, вторая, третья.

— С какой целью автор использует загадки в тексте? (Загадками испытывается мудрость сказочного героя. Автор в тексте использует для характеристики «мудрой девы».)

— Назовите ответ на первую загадку, на вторую, на третью.

— Что еще доказывает мудрость героини? (Она отводит неисполнимые требования Петра (сделать из пучка льна сорочку, порты и полотенце) такими же неисполнимыми требованиями, но уже со своей стороны (сделать из чурочки станок). Не помазала ему один струп.

— Значит какой чертой обладает Феврония? (мудростью). Запишем.

— На что, вернее, на кого, вы обратили внимание в этом эпизоде? (В этом же эпизоде мы обратили внимание на зайца. Заяц – трусливый зверь, а здесь он совсем не боится человека. Значит, Феврония способна приручать зверей.)

— О чем это говорит? О какой черте характера это говорит? (О добросердечии, о ее добром сердце, ее доброте)

— Значимым в этом эпизоде является и рукоделие Февронии. Для чего автор изобразил ее сидящей за ткацким станком? (Феврония ткала не случайно. Домовитых, трудолюбивых женщин и девушек Древней Руси чаще всего можно было увидеть за прялкой или ткацким станком. Это говорит о трудолюбии, о том, что она хорошая хозяйка)

— За что же полюбил Пётр Февронию? (Он убедился в уме, душевной красоте девушки. Она не приняла его подарков, значит, не корыстна и не жадна. «Нимало не гневаясь» излечивает его ещё раз — значит милосердна).

— Правильно, ребята. А что означает слово милосердие? (Милосердие – это умение сострадать, сочувствовать, воспринимать чужое несчастье как свое, умение прощать.) Запишем.

— Почему Феврония полюбила Петра, не видев его, т.к. они общались

через слуг? (Она обладает даром предвидения, и она знает, что князь Пётр ей суженый. Он обладает качествами настоящего мужского характера — мужеством, добросердечием, кротостью и смирением)

— Значит каким качеством обладают и Петр, и Феврония? (способностью любить) Запишите.

— Какими еще качествами обладает Феврония? (Верой в бога, чудесным даром, верностью, кротостью, смирением)

— В каких ситуациях они проявляются? Подтвердите цитатами из текста.

  • Дар исцеления больных и дар чудотворения. Чудеса: Крошки превращаются в ладан. Мертвые обрубки стали на утро пышными деревьями

Верность

  • Уходя из Мурома, берет с собой не золото, а мужа своего Петра. «Ничего не прошу себе, только супруга моего, князя Петра»

Кротость, смирение.

Прощает бояр, изгнавших их из Мурома.

— Ребята, как завершается жизненный путь Петра и Февронии? (Оба супруга умирают в один и тот же день и час и не разлучаются даже после смерти)

10. Духовный портрет Петра и Февронии. Выводы.

— Ребята, вот мы с вами и составили духовный портрет Петра и Февронии.

Прочитайте, какими положительными прекрасными качествами обладает Петр.

— А какими нравственными качествами обладает Феврония?

11. Домашнее задание.

Этот житийный портрет поможет вам выполнить домашнее задание. Написать небольшое сочинение (4-5 предложений) на тему «Чему учат нас герои древнерусской повести о Петре и Февронии». Запишите задание

12. Итоги урока

— Можно ли на основании житийного портрета отнести Петра и Февронию к святым? Докажите. (Петр и Феврония – образец нравственных и духовных ценностей.)

— Чем Петр и Феврония заслужили звание святых? (Своей любовью и верностью . Они так любили друг друга, что просили Бога, чтобы умереть в один день. И даже после смерти оказались вместе в одном гробу.)

— Петр и Феврония были образцом семейной жизни, любви и верности. Даже смерть их не разлучила. Поэтому они стали святыми – покровителями брака.

8 июля Православная церковь чтит святых Петра и Февронию, и именно этот день считают днем влюбленных в православии. В 2008 году этот день был объявлен днем семьи, любви и верности, а ромашка стала символом этого праздника. В честь этого праздника была учреждена медаль «За любовь и верность» ( Медаль и памятники)

Немало людей совершают паломничество в Муром, чтобы поблагодарить этих святых за покровительство в их семейной жизни или попросить об их молитве перед Господом о даровании семейного лада и счастья.

— Вернемся к нашему эпиграфу: «Нравственность едина во все века и для всех людей. Читая об устаревшем в деталях, мы можем найти многое для себя»

— В чем основная ценность книги? (Повесть эта своего рода гимн вере, любви и верности, гимн семье )

— Какие жизненные ценности утверждаются в ней? (Любовь к людям, мужество, смирение, семейные ценности, верность, религиозность, мудрость, добросердечие, милосердие).

— А в современное время эти качества ценятся?

— Соответствует ли эпиграф идее нашего урока?

— Какова же основная идея повести?

Торжество веры, мудрости, добра и любви – вот основная идея повести. Своей жизнью Петр и Феврония показали, каким должен быть человек, каким должна быть его жизнь. Посмотрите еще раз, сколько прекрасных нравственных качеств, которые передаются из века в век, из поколения в поколение, должно быть в человеке. Давайте и мы будем стараться жить так, чтобы хоть немножечко стать похожими на этих святых людей.

— А в заключении нашего урока прозвучит «Гимн семьи , любви и верности» (Звучит гимн «Петр и Феврония»)

13. Выставление оценок

— Ребята, вот и закончился наш урок. Мне очень понравилось, как вы сегодня работали. Спасибо за урок!

Информация для сообщения

ХVI век — время образования единого Русского государства.

За объединением Руси последовало объединение русской культуры. Под руководством митрополита Макария по порядку месяцев и дней составляется сборник житий всех святых православной церкви – 12 огромных томов. Он назывался «Великие Четьи — Минеи» (в переводе с греческого – ежемесячные чтения). И Макарий поручает священникам собирать по русским землям предания о прославившихся своими благочестивыми подвигами праведных людях.

Старый г. Муром славился легендами. Здесь родились, жили и княжили 23 православных святых. Таким достижением не может похвастаться ни один город в мире. Но самой поэтичной из муромских легенд явилось сказание о мудрой деве, ставшей доброй и справедливой княгиней. Оно и послужило основой для повести. Псковский Священник Ермолай (в иночестве Еразм) литературно обработал местные предания и создал повесть о Петре и Февронии Муромских.

Петр и Феврония – реальные исторические личности. Князь Петр правил в Муроме в начале 13 века. Он женился на крестьянке Февронии в благодарность за то, что она излечила его от болезни, от которой никто не мог излечить. Много злобы претерпели они со стороны бояр, но прожили счастливо до конца своих дней. Состарившись, они оба приняли монашество и умерли в один день и час 25 июня 1228 года.

«Повесть о Петре и Февронии» стала любимым чтением средневековых русичей. Она была написана после канонизации Петра и Февронии на Московском церковном соборе в 1547 году. Сохранилось 150 списков повести, в которых эта история излагается во множестве вариантов.

А вот еще несколько наших интересных статей:

  • Сказка о перевернутой черепахе
  • Сказка о песочном человеке
  • Сказка о паровозике из ромашково
  • Сказка о ноу ду
  • Сказка о невоспитанном мышонке софья прокофьева книга
  • Поделиться этой статьей с друзьями:


    0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии