Сказка о музыкальных звуках

Жесткова ирина ринатовна музыкальный руководитель высшей квалификационной категории. мбдоу ленино-кокушкинский детский сад родничок пестречинского района. работая в нашем детском саду

Жесткова Ирина Ринатовна музыкальный руководитель

высшей квалификационной категории.

МБДОУ Ленино-Кокушкинский детский сад

«Родничок» Пестречинского района.

Работая в нашем детском саду я прежде всего, как педагог ставила основную задачу — это воспитание ребенка, как гармоничной личности. Это, прежде всего, формирование духовной культуры, частью которой является музыкальная культура. Как педагог я с дошкольного возраста создаю условия для общения детей с музыкой, развиваю их потребности, интересы, эмоции, чувства, вкусы, воображение, расширять кругозор, побуждать детей к творчеству.

С раннего возраста ребёнок чувственным путём познаёт окружающий его мир. Одним из объектов ребенка познания являются звуки, в том числе и музыкальные. И поэтому для меня необходимым становится создание условий для активного экспериментирования со звуками с целью накопления первоначального музыкального опыта. Я считаю, что именно манипулирование и игра с музыкальными звуками позволят ребёнку начать в дальнейшем ориентироваться в характере музыки, её жанрах.

Определяющей моей задачей данного проекта это создание условий для свободного экспериментирования ребенка со звуком. В процессе музыкальной деятельности дошкольники учатся понимать, что их окружает мир звуков, а при выполнении творческих заданий у них развиваются внимательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи и зависимости – все то, что в совокупности способствует развитию творческих способностей.

Сделав своими руками звучащую игрушку, ребенок по иному воспринимает окружающий мир, более внимательно относится к звуку, с большей активностью включается в совместное инсценирование и сопровождение сказки музыкальными инструментами. Некоторые мои воспитанники были замкнуты, не активны, стеснялись, но благодаря проекту музыкальные сказки-шумелки дети со временем раскрепощались и раскрывались с разных сторон. Они становились более коммуникабельными, могли выступать перед большим количеством детей, активно принимали

участие во всех видах деятельности. Меня волновали вопросы, как сделать, чтобы каждое занятие было интересно для детей, как ненавязчиво, легко и просто рассказать им о музыке, научить их слышать, видеть. Понимать, фантазировать придумывать. Именно поэтому в своей практике я использовала озвучивание сказок с помощью самодельных музыкальных инструментов. Данный подход к построению различных видов деятельности с детьми, даёт мне возможность экспериментировать, нетрадиционно организовывать взаимодействия с ребёнком, а ребёнку возможность выразить себя.

И поэтому цель моего проекта- развивать интерес к эстетической стороне действительности, потребность детей в творческом самовыражении, инициативность и самостоятельность в воплощении художественного замысла, вовлекать родителей в совместную музыкально-игровую деятельность.

Рассказывание сказок с помощью детских шумовых инструментов, на мой взгляд — одна из самых доступных форм ознакомления ребенка с миром музыки. Игра на детских шумовых инструментах — развивает музыкальный слух, ритм, музыкальную память, формирует навыки вербального и невербального общения, формирует готовность и умение действовать в коллективе, развивает навыки мелкой и крупной моторики, а также слуховые, зрительные, тактильные способности к восприятию. Отличительной особенностью моего проекта является творческое озвучивание сказок.

Это очень увлекательный и интересный процесс. После прослушивания сказок сначала мы вместе с детьми имитировали различные движения и звуки, соответствующие ситуациям сказки (шум дождя, полёт бабочки, голос лягушки, появление медведя, зайчика, мышки и т.д.). Затем дети к каждому герою подбирали похожие по звучанию инструменты, передавали ритм (бежит лиса, скачет лошадка, прыгает заяц). Данные игровые упражнения помогли озвучить тексты не только русские народные,

но и авторские сказки. Закреплением разучивание сказки это было показ театральной деятельности детей. Они сами показывали сказку и озвучивали с помощью музыкальных инструментов.

Я как педагог стремилась дать детям более полно проявить свои творческие возможности, ближе соприкоснуться с миром музыки. Поэтому совместно с детьми стали сочинять свои сказки не только с полюбившимися героями из мультфильмов, но и придуманными самими детьми.

В процессе своей работы с детьми дошкольного возраста я увидела, что музыкальные инструменты для детей — всегда чудесны, необыкновенны, притягательны. Дети с удовольствием играют на музыкальных инструментах: барабане, погремушке, колокольчике, металлофоне, дудке, свистульке, а особенно на самодельных, которые изготовила совместно с детьми. С помощью звучащих игрушек, ребенок по-иному воспринимает окружающий мир, более внимательно относится к звуку, с большой активностью включается в совместные инсценирования и музицирования. Детей привлекает не только звучание инструментов, но и то, что они могут сами, без чьей – либо помощи извлекать из них звуки.

Благодаря совместной деятельности в педагогической работе осуществляется комплексное развитие ребёнка:

*научились реализовать свои представления, образы в шумах, звуках, ритмах в игровом сказочном оформлении.

*звукоподражание на различных шумовых и детских инструментах различными способами, с различной громкостью и оттенками способствовала развитию творческой фантазии детей.

*научились лучше слышать, различать и самостоятельно производить звуки разной окраски.

*сформировались навыки сотрудничества и сотворчества.

Проблема.

В настоящее время стали актуальными проблемы развития внимания в дошкольном возрасте. Сказки- шумелки с подготовленной музыкой и забавным шумовым оформлением способствуют развитию произвольного внимания, слуховой памяти, выдержки. В ходе обыгрывания сказок с помощью подручных предметов ребенок знакомится с происхождением звука, как физического явления, узнает о громкости звука, высоком и низком звуке, ритме, шуме. Ребёнок реализует свои представления, образы в шумах, звуках, ритмах в игровом сказочном оформлении, что всегда сопровождается положительными эмоциями. Звукоподражание на различных шумовых и детских инструментах различными способами, с различной громкостью и оттенками способствует развитию творческой фантазии.

Цель проекта

Развивать интерес к эстетической стороне действительности, потребность детей в творческом самовыражении, инициативность и самостоятельность в воплощении художественного замысла, вовлекать родителей в совместную музыкально-игровую деятельность.

Задачи проекта

1. Создание условий для свободного экспериментирования ребенка дошкольного возраста со звуком.

2. Развивать музыкальный слух, музыкальные способности

(чувство ритма. лада, темпа, звуковысотного, гармонического, тембрового слуха), тактильных ощущений у детей дошкольного возраста

3. Создавать детям условия для возможности реализовать свои представления, образы в шумах, звуках, ритмах в игровом сказочном оформлении.

4. Расширять кругозор детей через знакомство с музыкальной культурой и музыкальными инструментами.

5. Способствовать созданию условий для творческого самовыражения ребенка, учитывая индивидуальные особенности ребенка.

6. Вовлекать дошкольников в разные виды художественно – эстетической деятельности, помогая им освоить различные средства, материалы и способы изготовления музыкальных игрушек – инструментов.

7. Поддерживать инициативу и стремление детей к импровизации при игре на самодельных музыкальных игрушках – инструментах.

Тип проекта: долгосрочный.

Срок реализации: сентябрь 2020 г – май 2021г

Участники проекта: музыкальный руководитель, дети среднего и старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители.

Вид проекта: творческий, познавательный, практический, игровой.

Планируемые результаты:

*В процессе обучения игре на детских музыкальных инструментах более успешно развиваются все основные музыкальные способности детей дошкольного возраста.

*Умеют сравнивать высоту звуков, их длительность, темп, тембр, динамику.

*Дети проявляют интерес к миру музыки, способны эмоционально воспринимать и осмысливать целостный музыкальный образ.

*Игра в оркестре прививает такие общечеловеческие качества, как уважение друг к другу, внимание, терпение. Открывают в себе новые возможности, проявляя творческую активность, любознательность.

*Формируется любовь к процессу познания окружающего мира.

*Ребенок переживает эмоционально-радостные ощущения от активного участия в музицировании.

Обеспечение проекта:

*Музыкальный центр

*Детские музыкальные инструменты

*Материал для продуктивной деятельности (предметы, издающие различные звуки: пластиковые контейнеры и посуда, пакеты, крышечки, крупы и т.д.)

*Музыкально-дидактические игры, загадки, потешки, сказки.

*Иллюстративный материал

*Кукольный театр: куклы бибабо, шапочки.

Этапы реализации проекта

1.Подготовительный (с сентября 2020 г. по ноябрь 2020 г.)

2.Основной (с декабря 2020 г. по март 2021 г.)

3.Заключительный (с апреля 2021 г. по май 2021 г.)

Программа проектных мероприятий

1 этап-Подготовительный

*Подбор методической литературы, изучение материалов для реализации проекта.

*Сбор бросового материала для изготовления музыкальных инструментов.

*Оформление наглядной информации в родительском уголке.

*Консультация для педагогов ДОУ «Организация музицирования на детских шумовых инструментах с детьми».

*Мастер- класс по изготовлению музыкальных инструментов.

2-этап.Основной.

*Беседы: «Где живут звуки?», «Какие бывают звуки», «Какие бывают инструменты?», «Что такое оркестр?», «Как можно передать настроение?»

*Эксперименты: «Превращение обычных предметов в шумовые инструменты», «Тихие и громкие «шумелки».

*Презентация: «Музыкальные шумовые инструменты», «Музыкальные сказки-шумелки», «Музыкотерапия».

*Дидактические игры: «Музыкальные инструменты», «Чудесный мешочек», «Четвертый лишний», «Угадай, на чем играю», лото «Музыкальные инструменты»

*Знакомство детей с приемами игры на детских музыкальных инструментах.

* Прослушивание сказок в записи и совместный подбор шумовых инструментов; *Музыкальные игры: «Ты катись, веселый бубен», «Чей кружок быстрее соберется», «Веселый барабан», «Звонкий колокольчик», «Найди свой инструмент»

3-этап. Заключительный.

*Подготовка и проведение итогового занятия «Мы расскажем музыкальную сказку…» для родителей воспитанников и педагогов ДОУ. На этом этапе используются все созданные детьми инструменты и закрепляются навыки игры на каком – либо самодельном инструменте для озвучивания сказок или сказок собственного сочинения.

*Консультация для педагогов ДОУ «Сказки – шумелки, как инновационная форма музыкально-ритмических игр»

Итоги проекта

Изучив литературу по данной проблеме, я выделила наиболее значимые для меня идеи, которые определили следующие направления в работе с детьми дошкольного возраста:

*Реализации представлений ребёнка о шумах, звуках, ритмах в игровом сказочном оформлении, что всегда сопровождается положительными эмоциями;

*Звукоподражание на различных шумовых и детских инструментах различными способами, с различной громкостью и оттенками способствует развитию творческой фантазии;

*Совместное музицирование и игровая деятельность взрослого и детей формирует навыки общения;

*Развивается слуховая память, дети учатся внимательно слушать и быстро реагировать на отдельные слова песен и сказок;

*Развивается слух детей, они различают даже небольшие оттенки звучания: громкости, продолжительности, высоты, тембра, акценты и ритмы;

*Формируются навыки сотрудничества и сотворчества;

*Развиваются концентрация внимания и выдержка;

*Звукоподражание на шумовых и детских инструментах быстро разовьет мелкую моторику у малышей, они овладеют различными приемами извлечения звуков;

*Обогащение пассивного словаря за счёт называния инструментов, приёмов игры, перечисления персонажей сказки-шумелки и активизация речи в процессе звукоподражания, подговаривания текста сказки-шумелки;

Ожидаемые результаты реализации проекта

Данный проект «Музыкальные сказки-шумелки» помогает педагогам и родителям обеспечить в игровой форме разностороннее развитие детей дошкольного возраста. Дети реализуют свои представления, образы в

шумах, звуках, ритмах в игровом сказочном оформлении, что всегда сопровождается положительными эмоциями. Совместное музицирование и игровая деятельность педагога, родителя и детей формирует навыки общения. Развивается слух детей, дети различают даже небольшие оттенки звучания: громкости, продолжительности, высоты, тембра, акценты и ритмы. Развивается слуховая память, дети учатся внимательно слушать и быстро реагировать на отдельные слова сказок. А так же у детей формируются навыки сотрудничества и сотворчества. Развивается выдержка.

Совместное изготовление самодельных инструментов-игрушек не только развивает изобретательность детей, но и позволяет сделать взаимоотношение педагог, родителей с детьми более интересными и плодотворными. Играя на самодельных инструментах, дети изучают и исследуют мир звуков. А самая большая ценность детского творчества, которая рождается в процессе игры и импровизации, в том, что оно сопровождается радостью, удовольствием, проявлением индивидуальности ребенка.

Сказки-шумелки для детей дошкольного возраста с музыкальным шумовым оформлением в исполнении детей можно использовать не только в дошкольных учреждениях, но и дома. С помощью занимательных сказок-шумелок дети познакомятся с детскими музыкальными инструментами, овладеют различными приёмами извлечения звуков, разовьют слуховую память, научатся воспроизводить оттенки звучания. На основе предлагаемых материалов можно с детьми устраивать замечательные музыкальные спектакли.

Конспект
урока по музыке для 4 класса по теме: «В край великих
вдохновений…»

 Цели:

1.Целенаправленно
формировать способность воспринимать музыку как искусство, выразительное по
своей природе; расширить представления учащихся о связи музыки с жизнью,
изобразительности и выразительности музыки на примере творчества А.С.Пушкина и
Н.А.Римского-Корсакова.

2.Развивать у учащихся музыкальную память, тембровый слух,
творческое воображение, эмоциональный отклик на музыкальные произведения, 
вокально-хоровые навыки.

3.Воспитывать
любовь и интерес к сказочным произведениям в литературе и музыке;

Познакомить
учащихся с музыкой  русского композитора – сказочника Н.А.Римского-Корсакова
(«Сказка о царе Салтане»);

Вызвать
эмоциональный отклик на музыку Н.А.Римского-Корсакова;

Развивать
творческие способности и творческую активность учащихся.

Ход урока.

  1. Организационный момент.   Слайд 1

1)
С добрым утром, солнышко, мы тебе рады!

Дети проснулись и
вместе собрались:

И Маша здесь, и
Ваня здесь, и Оля здесь, и Костя здесь.

Очень хорошо!

( При пропевании
имени ребенка погладить по голове) .

2) Утро
начинается, вместе мы встречаемся,

Мы друг другу
рады, все друг другу рады!

И Маша здесь, и
Наташа здесь……….

( Упражнение
исполняется в кругу с наклоном головы на слова «друг другу рады»).

3) Солнце утром
рано встало (потягиваются)

    Всех детишек
приласкало (обнять ребенка)

1.Музыкальное
приветствие
, распевание.

( Обращаем
внимание на четкое вступление, окончание, дикцию, свободное звучание.)

2.Психологический
настрой.

Дорогие, ребята!
Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит души прекрасными
чувствами
.

2.Изучение
нового материала.

3. Сообщение
темы, целей урока

Сегодня
мы с вами отправимся  в удивительный край, «В край великих вдохновений…» Мы
узнаем, что же вдохновляло поэтов и композиторов на сочинение своих великих
произведений, они стали любимыми и родными для многих из нас.

«В
краю великих вдохновений»,
так звучит тема нашего урока.
Слайд 2

Обычно,
отправляясь в путешествие, люди берут с собой багаж. И у нас он тоже есть.
Посмотрите — это ларец. Но он не простой, а волшебный. Чтобы его открыть не
требуются ключи.

Вы
хотите узнать, что там внутри? Тогда  вам нужно ответить на несколько вопросов.
Возможно, он откроется.

1.Что
такое опера?

2.Что
такое вокализ?

3.Что
такое концерт?

4.
Назовите группы инструментов симфонического оркестра.

5.Что
такое кантата?

6.
Перечислите средства музыкальной выразительности.

Посмотрите,
он открылся! Что нас ждёт, какие сокровища он нам приготовил?

Ответ:
— Портрет А.С. Пушкина. – Вы знаете кто это?

           
-Книга сказок.

Вас  ждут интересные  встречи
с  удивительными, волшебными сказками и великими сказочниками,
вы
узнаете много нового и интересного. Успехов вам!

К
поездке мы подготовились

Итак,
вперёд, путешествие начинается….

4.
Объяснение нового материала.

Слайд 3  Первая
остановка 
«Нянины сказки»

Слайд 4

С
самого раннего детства А.С. Пушкина воспитывала его няня – Арина Родионовна
Яковлева. Это очень добрая и чуткая женщина, большой знаток русского фольклора,
сумела зажечь в сердце ещё маленького Саши огонёк любви к родному краю, к
народу, к Родине. «Подруга юности моей» так ласково называл Пушкин свою
няню.  Она не только нянчилась с маленьким Сашей, пока он подрастал. Арина
Родионовна была с Пушкиным во время одного из самых трудных периодов его жизни
– когда поэт был сослан в ссылку, в село Михайловское по приказу царя
Александра I . За окном огромные снежные сугробы, метель,
вьюга, мороз рисует узоры на окнах, а в доме тепло и уютно. В камине
потрескивает огонёк

Слайд
5
Давайте послушаем фортепианную пьесу П. Чайковского из его муз
альбома «Времена года», которая называется «У камелька». Она поможет нам
ощутить тепло и уют пушкинского кабинета в Михайловском, постарайтесь услышать
тихий разговор поэта с няней.  Возможно, она рассказывает ему старую сказку…..

Звучит музыка П.Чайковского «
У камелька»

«И мирной неги уголок

Ночь сумраком одела.

В камине гаснет огонек,

И свечка нагорела.»

Какая
музыка? Что вы представили?

Ответ:
вначале, спокойная, неторопливая.  Мягко, нежно звучит музыка.
Похоже, что ласковый, негромкий голос рассказывает о чем-то.  Но вот рояль
зазвучал встревожено и таинственно. Может быть, просто в сказке, которую
рассказывает в сумерках Арина Родионовна, говорится о чем-то тревожном и
таинственном. 

Так,
под завывание вьюги, долгими зимними вечерами няня рассказывала Пушкину сказки
«В некотором царстве, в некотором государстве…»

Погрелись
у камелька, пора и в путь…

 Следующая остановка
« Что за прелесть эти сказки»

Слайд6

А.С.Пушкин
записывал сказки няни в отдельную тетрадь и позже на их основе создал свои
сказки. Его сказки удивительные: добрые, веселые, они полны красоты и
вдохновения.

 Сказки
А.С.Пушкина знают все.   Слайд7 Посмотрите на иллюстрацию,
какие строки вы можете вспомнить?

Ответ: У
Лукоморья дуб зеленый…

Правильно,
так начинается сказка «Руслан и Людмила»


Сказки Пушкина вдохновили многих композиторов на создание музыкальных
сочинений. Так появилась опера – сказка «Руслан и Людмила». Слайд8

Слайд9
А.С.Пушкина в мире литературы называют великим русским поэтом сказочником, а в
мире музыке есть композитор, которого знают как музыкального сказочника. Его
имя – Никалай Андреевич Римский – Корсаков. Известный русский композитор и дирижер,
музыкальный критик; общественный деятель.

Почему,
как вы думаете, Н.А.Римский – Корсаков – это музыкальный сказочник?

Ответ:
(Композитор написал много музыкальных произведений на тему русских сказок и
былин).


А на сюжет одной сказки А.С.Пушкина Римский-Корсаков написал оперу.
Прислушаемся, о какой сказке идет речь? Слайд 10

«Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком…»

Ответ: 
«Сказка о царе Салтане».  Слайд 11

 Верно!
Это одна из любимых сказок Н.А.Римского- Корсакова, ее сюжет он и взял за
основу своей оперы, которую так и назвал – «Сказка о царе Салтане».


В опере Римский – Корсаков весь сюжет сохранил точно таким, как его придумал
Пушкин. Композитор придумал такие удивительные  музыкальные образы  и
живописные темы героев, что слушая музыку, без слов понимаешь, «видишь» что
происходит. Римский – Корсаков как бы «нарисовал» сказку, но музыкальными
красками. И вы сами сможете в этом убедиться. Сегодня мы с вами познакомимся
самыми яркими симфоническими картинами оперы.

Ребята,
прежде чем мы погрузимся в чарующий мир звуков, ответьте на вопрос: а чем же
отличается сказка от других литературных жанров?

Ответ: 
Волшебством.

В
сказке мы обязательно столкнемся с чудом.

Для начала всех действий композитор использовал звуки фанфар. Слайд
12

Фанфары — сигнал торжественного действия. (Звучат фанфары)

Какие музыкальные инструменты изображают звучание фанфар?

Ответ: духовые медные инструменты. Слайд
13

Правильно духовые медные инструменты, посмотрите на их
изображение.

Фанфары приказывают : «Слушайте! Слушайте! Внимание! Внимание!»

 Может
быть, кто-то помнит, а сколько чудес, которыми удивлял царь Гвидон, было в
«Сказке о царе Салтане»?

Ответ:
Три.

Давайте
вспомним первое чудо. Слайд 14

Белка там
живёт ручная,

Да
затейница такая!

Белка
песенки поёт

Да орешки
всё грызёт,

А орешки
не простые,

Всё
скорлупки золотые,

Ядра –
чистый изумруд;

Вот, что чудом
то зовут

Слайд
15.
Я предлагаю, вам  на миг превратиться в композиторов и
попробовать нарисовать словесно музыкальные картины.
Какую 
бы вы изобразили тему «Белочки»? На слайде исключите лишнее.

Теперь
сравним свои предположения с музыкальным видением композитора Н.А.Римского-
Корсакова. Послушаем, как звучит тема, и какие музыкальные инструменты звучат?

Видеофрагмент « Белочка» Слайд
16

Какая
музыка звучала по характеру?

Ответ:
Легкая, отрывистая, подвижная, напевная, широкая.

В
каком регистре звучала  тема белки?

Ответ:
Тема белки звучала в высоком регистре
.

Какой
музыкальный инструмент солировал?

Ответ:
звучала флейта

К
какой группе инструментов относиться этот инструмент

В
каком жанре?

Ответ:
Слушая тему Белочки, хочется, и петь и танцевать.
Я
думаю, ваш первый опыт композиторский опыт удался.

А какую народную песню использует композитор, вы узнали ее?

Ответ: » Во саду ли в огороде».

Давайте,  попробуем изобразить танец чудо — белочки.

Физминутка. Слайд 17

Слайд 18

Там ещё
другое диво: 

Море
вздуется бурливо,

Закипит,
поднимет вой,

Хлынет на
берег пустой,

Расплеснётся
в скором беге –

И
останутся на бреге

В чешуе
златой горя,

Тридцать
три богатыря.

Слайд
19
И так вы снова композиторы.  Какая была бы у вас тема «Богатырей»?


Теперь сравним свои предположения с музыкальным видением композитора
Н.А.Римского- Корсакова.

Видеофрагмент «Богатыри» Слайд 20

На
что похожа эта музыка?

Конечно
же, на марш — торжественный, величественный
.

 В
каком регистре звучал марш?

Ответ:
Марш звучал в низком регистре.

Какими
предстают перед нами богатыри?

Ответ:
Сильными, мужественными, храбрыми…

Какой
группе инструментов доверил изобразить Римский –Корсаков богатырскую поступь?

Ответ:
литавры, духовые инструменты передали богатырскую поступь

 Слайд
21
  А
вот и третье чудо: 

За морем
царевна есть,

Что не
можно глаз отвесть:

Днём свет
божий затмевает,

Ночью
землю освещает;

Месяц под
косой блестит,

А во лбу
звезда горит.

 Это
последнее третье чудо сказки.  О каком чуде идет речь?

 Посмотрите,
как художник Михаил Врубель  изобразил Царевну — Лебедь при помощи красок.  Слайд
22

 Какая
она?

Ответ:
Красивая, волшебная, таинственная…

Слайд
23
  Какими инструментами вы бы изобразили Царевну? В каком регистре?

Ответ:
А теперь послушайте, как Царевну-Лебедь изобразил Н. А. Римский-Корсаков.

Видеофрагмент «Царевна
–Лебедь» Слайд 24

Совпало
ли ваше воображение с композиторским?

Как
звучала музыка?

Ответ:
Спокойной, напевно.

В
каком жанре?

Ответ:
Песенном.

Какие
музыкальные инструменты звучали?

Ответ:
скрипка, арфа.

Музыка,
изображающая Царевну-Лебедь прихотливая, извилистая, в среднем регистре, в ней
слышится привольная русская песня.  Как и душа русского человека, она
звучит напевно и широко.

А
вспомните в кого превратился князь Гвидон, чтобы побывать на родимой стороне, в
родном дворце, увидеть своего батюшку?

Ответ: 
в первый раз в комара, во второй раз в муху, в третий раз в шмеля!
Слайд
25

Гвидон
очень тосковал по своему отцу царю – Салтану, хотел повидать родные края. Когда
Лебедь превратила Гвидона в шмеля, шмель полетел за кораблем, забился в щель и
поплыл в гости к славному Салтану.

Сейчас
прозвучит одна из самых ярких  симфонических картин  оперы.

Вы не
раз слышали эту музыку. Музыкальный фрагмент оперы называется «Полет шмеля».

Видеофрагмент « Полет шмеля» Слайд 26

Как
звучала музыка, какая она?

Ответ:
Гудящая, шмелиная, построена на повторяющихся звуках
. Очень быстрая, стремительная.
Радостная.

      Как мастерски,
точно  композитор изобразил сказочных героев! Можно сделать вывод, что
Н.А.Римский – Корсаков не только композитор, но и  «музыкальный художник».
Согласны? Чтобы нарисовать яркий неповторимый портрет героя,
композитор находит особые характерные средства. Мелодия может быть красивой,
певучей или примитивной, неразвитой. Ритм – острым или сглаженным, регистр –
высоким или низким. Все вместе рождает характерный, легко узнаваемый образ. (Мы
ведь не перепутаем Царевну-Лебедя с богатырями)

Физкультминутка.
А в лесу растёт черника

А
в лесу растёт черника,

Земляника,
голубика.

Чтобы
ягоду сорвать,

Надо
глубже приседать. (Приседания.)

Нагулялся
я в лесу.

Корзинку
с ягодой несу. (Ходьба на месте.)

Итог урока.

С каким
произведением мы сегодня с вами познакомились?

Кто автор оперы  «Сказка о царе Салтане»?

Какой русский поэт написал «Сказку о царе Салтане»?

Как называется торжественный сигнал, который использовал
Римский-Корсаков перед каждым действием?

Композитор с помощью музыки может рисовать картины.

 Что он для этого использует?

Ответ: Для этого он использует средства
музыкальной выразительности  (ритм, тембр,    динамику, лад, темп).


Спасибо, молодцы, вы были внимательными слушателями.


Мне хочется отметить работу на уроке …..

Рефлексия:

Продолжите, пожалуйста, предложения:

Я узнал(а)…

Мне  запомнилось и   понравилось на уроке

Я получил радость

Домашнее задание.

Сказки — это своеобразная дверь в страну чудес. Они дают нам первое представление о таких понятиях, как
добро и зло, мудрость и коварство, прощение, сострадание.
Ребята, нарисуйте иллюстрации
к музыкальным фрагментам оперы

Вокально-хоровая работа.

Я предлагаю вам завершить
наше чудесное путешествие песней «Сказочная».

Песня «Сказочная»

Советский фильм «Морозко» уже много лет является неизбежным атрбиутом Рождества и Нового года в Чехии и Словакии. На этой сказке здесь выросли поколения детей. В СССР фильм таким культовым не стал, хоть и был популярен после выхода. В этих же странах на востоке Европы «Морозко» уже больше 50 лет главный хит и лидер телевизионных рейтингов.

«Морозко» («Mrazík» на чешском) в 1964 году снял режиссер детских фильмов Александр Роу. Музыкальная сказка рассказывает историю доброй, трудолюбивой Настеньки (Наталья Седых) и самовлюбленного красавца Ивана (Эдуард Изотов). Настеньку на протяжении всего фильма терроризируют злая мачеха (Вера Алтайская) и противная сводная сестра Марфушка (Инна Чурикова). Добро, конечно, побеждает — Иван влюбляется в главную героиню и с помощью Деда Мороза (Александр Хвыля), и других магических персонажей, меняется в лучшую сторону.

Фильм в 1965 году получил главный приз на Международном кинофестивале детских и юношеских фильмов в Венеции, годом позже он был награжден на Всесоюзном кинофестивале в СССР. Несмотря на награды, два главных телеканала СССР с 1966 по 1991 годы «Морозко» в новогодние дни показывали редко. После распада Советского Союза сказка на экранах «Первого канала» и «России-1», по подсчетам «Кинопоиска», появилась всего 12 раз.

Наталье Седых после выхода «Морозко» поклонники написали тысячи писем, Александр Хвыля стал главным Дедом Морозом СССР, но самые верные фанаты у кино, как оказалось, были не в Советском Союзе, а в Чехословакии — и потом в Чехии и Словакии.

Фильм не вышел в телеэфир лишь несколько раз в 1990-е годы. По словам пресс-секретаря Чешского телевидения Каролины Блинковой, причиной тогда были проблемы с авторскими правами.

Когда фильм попал в Чехословакию?

«Я этот фильм люблю, я на нем вырос», — говорит в беседе с Русской службой Би-би-си чешский режиссер Карел Янак, который снял ряд популярных в стране телевизионных сказок. Янак вспоминает, что «Морозко» он смотрел всегда, когда фильм шел по телевизору.

Когда 51-летний кинематографист был ребенком, в Чехословакии не показывали много иностранных сказок. «Мы привыкли к чешским сказкам, они замечательные, но «Морозко» был совсем другим — фильмом из другого мира, другой культуры», — рассказывает режиссер.

«Морозко» в Чехословакии показывали с дубляжом — фильм в 1966 году озвучили чехословацкие звезды. Иванушку с Настенькой дублировала супружеская пара — актриса Эва Клепачова и ее муж, певец и актер Йозеф Зима.

«Зрителям фильм сразу понравился, и его популярность только росла. Я помню, как дети цитировали большие куски текста», — рассказывает 89-летний Зима Русской службе Би-би-си.

Цитаты из фильма сразу же вошли в обиход — и остаются в нем по сей день. Здесь помнят наизусть реплики Иванушки, Марфушки, Бабы-Яги. «Например, когда Дед Мороз обегает дерево и спрашивает: «Тепло ли тебе девица?» — улыбается Янак.

Смотреть Морозко с семьей на праздники — в Чехии и Словакии настоящая традиция. Фильм показывают ежегодно. По данным MediaGuru, чешского сайта, который замеряет рейтинги телеканалов, 30 декабря 2020 года в восемь часов вечера самая большая доля зрителей смотрела именно «Морозко».

Любовь к советскому фильму не ограничивается регулярными просмотрами. В 1998 году в Чехии появился собственный мюзикл и ледовое шоу «Mrazík», в стране продается одноименное мороженое, ближе к праздникам СМИ и развлекательные сайты регулярно публикуют викторины на детальное знание «Морозко».

В 2021 году в деревне Загорчице, в 130 километрах от Праги, по мотивам советской сказки даже поставили спектакль. Режиссер, продюсер и сценарист постановки в одном лице — глава поселка Ян Земан. Он решил поставить прогрессивную сказку, в результате чего Дед Мороз на плакате стал темнокожим, а Иванушек стало двое.

В чем причина феномена?

Инну Чурикову после ее роли в «Морозко» в Чехии и Словакии обожают. Бывший чешский посол в России Ярослав Башта вручил актрисе серебряную медаль Масарика (это одна из высших государственных наград в Чехии) за роль Марфушки.

Актриса в интервью чешскому изданию Idnes подтвердила, что популярность Морозко в России никогда не достигала чешского уровня: «Я знаю, что этот фильм очень популярен в Чехии. Я даже получила чешскую награду. Однако я не могу объяснить, чем он привлек чешских зрителей.»

Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.

По мнению Янака, причин может быть несколько. Во-первых, в этом фильме много ярких образов. Например, в фильме есть сцена, в которой на Ивана нападает шайка разбойников. Он подбрасывает их дубинки в воздух, оружие исчезает, и тут Иван задорно говорит, что к зиме оно упадет обратно — и спокойно продолжает свой путь.

Иван случайно натыкается на избушку на куриных ножках, где живет Баба-Яга. Он просит ее помочь найти Настеньку, но колдунья не горит желанием творить добро и просит избушку развернуться «к лесу передом, к Ивану задом». Это Ивана не устраивает, и он просит избушку повернуться «ко мне передом, к лесу задом». Соответственно, между ним и Бабой-Ягой завязывается настоящая битва. «Эти сцены настолько выразительные, запоминающиеся и с таким юмором! Неудивительно, что эта сказка работает», — объясняет Янак.

В фильме еще есть фрагмент, в котором сестра Настеньки Марфушка, героиня Инны Чуриковой, колет орехи зубами. Она их забрасывает в рот и ударом руки разбивает об челюсть. Актриса позже говорила, что она настолько сильно хотела сниматься, что не щадила зубов: «Я орехи по-настоящему колола, без каких-либо трюков».

«Все помнят, как Марфуша грызла орехи. Чего стоит только этот эпизод!» — соглашается Зима.

По словам режиссера Янака, чехи любят пародийность и преувеличение, а образы героев в «Морозко» — подчеркнуто гипертрофированные. «Иванушка в самом начале — идеальный образец нарцисса, все его качества сильно преувеличены. Настенька — само совершенство, она такое хрупкое существо. Ее сестра идеальный отрицательный персонаж — она вредная, сумасшедшая», — говорит Янак.

И в третьих, сыграли свою роль озвучка и перевод. «Безупречная озвучка всех персонажей сделала этот фильм таким», — говорит Янак. Некоторые зрители настолько привыкли к чешскому звучанию этого фильма, что совсем забыли — он снят не в ЧССР. «Поклонники нас с женой хвалили, говорили, что мы отлично сыграли в этом фильме. Я отвечал — ну нет же, там же снялись совсем другие актеры», — смеется Зима.

Йозеф Зима в 2008 году получил премию имени легендарного актера Франтишека Филиповского (это одна из главных кинопремий Чехии) — за мастерство в дубляже. Сам артист считает, что награду он заслужил именно за «Морозко». Его радует то, что они с женой «немного способствовали успеху этого фильма».

У чешского кинокритика Камила Филы другой взгляд на причины популярности Морозко в Чехословакии. В интервью изданию Seznam он сказал, что сказка давала чехам при коммунистическом режиме безопасный способ высмеять СССР. «Мы смеемся над русскими за то, что они такие глупые. Как тот Иван, сильный, но глупый, наивный, самовлюбленный. И он получает по заслугам», — поясняет Фила.

Режиссер Карел Янак не думает, что мнение Филы разделяет много людей: «Я не могу говорить за всех чехов, возможно, у господина Филы были такие соображения [при просмотре], но у меня точно нет.»

Янак говорит, что огромные проблемы — ввод советских войск в Чехословакию в конце 1960-х, падение коммунистического режима в 1980-х, современное охлаждение отношений с Россией — никак не повлияли на популярность фильма, потому что он не ассоциировался с политикой и оказался вневременным.

«Эта сказка не обременена политикой. В ней нет ничего, чтобы могло раздражать. Наоборот — русская душа, природа, атмосфера — это все манит. Мне жалко, что настоящая Россия другая, не такая, как в сказке», — говорит Янак.



Сказка о музыкальных звуках

09.12.2021 — 10:20

Новости Беларуси. В Минске уже празднично. Город укутывает особенная атмосфера, а скоро на площадях зажгутся огни первых елок. Декабрь традиционно богат на события. В первую очередь, в культурном плане. В 2021 году истинных ценителей музыки ждет настоящий сюрприз, сообщили в программе «Минск и минчане» на СТВ.  

Сказка о музыкальных звуках

9 декабря в Большом зале Дворца Республики выступят легендарные музыканты. Концерт Эмира Кустурицы и Горана Бреговича пройдет в сопровождении Президентского оркестра Республики Беларусь. Это уже не первая совместная коллаборация, но в этот раз зрители увидят совершенно новую программу.  

Сказка о музыкальных звуках

Виталий Кульбаков, главный дирижер Президентского оркестра Республики Беларусь:  
Новый проект двух таких коллективов. Это сумасшедшая музыка, которая воплотила в себе симбиоз разных стилей, жанров: народное, фолькмузыка, это песни разных стран, которые все знают и все подпевают на всех мероприятиях. Мы ждем вас во Дворце Республики с нетерпением на этом ярком событии года.  

Организаторы анонсируют настоящее шоу и уверяют: заряда положительных эмоций хватит на весь предстоящий год. Впрочем, событие это, безусловно, важное, но не единственное. Виталий Кульбаков давно привык к тому, новогодний сочельник у него буквально расписан по часам. Волшебная палочка в руках виртуоза задаст тон не на одном мероприятии.  

Виталий Кульбаков:  
Также мы сейчас ведем активную подготовку к самым трогательным событиям года. Мы готовим две елочки: на большом зале и на малом зале.  

Сказка о музыкальных звуках

Вместе с первым снегом город укутало предновогоднее настроение. И ожидание того самого чуда. В этом году музыканты сопроводят один из спектаклей. Подготовка в самом разгаре.  

Виталий Кульбаков:  
Будем исполнять музыку к этим спектаклям. В Большом зале спектакль будет называться «Волшебная сила». Очень интересная, очень трогательная, душевная сказка, которая затрагивает струны любой человеческой души.  

Волшебная флейта. И не только. Талантливые музыканты и артисты соберутся вместе на одной большой сцене, чтобы реализовать потрясающий проект и окунуть зрителей в атмосферу настоящей сказки. Над залом прольются звуки колыбели и потревожат душу ритмы сказочного леса.  

Сказка о музыкальных звуках

Виталий Кульбаков:  
Музыку к этому спектаклю написал композитор Сухомлин, а переложил для оркестра наш аранжировщик Влад Мазуркевич.  

Музыканты Президентского оркестра предстанут перед слушателями в необычайных образах. И пока артисты готовятся к грандиозному событию, мы одним глазком подсмотрели, как же рождается музыкальная история.  

Сказка о музыкальных звуках

Мария Пищик, концертмейстер Президентского оркестра Республики Беларусь:  
Интересный опыт – подготовка к детскому спектаклю, потому что он предполагает яркие образы интересные, непохожие на нашу обычную взрослую жизнь. В данной сказке новогодней будут и ведьмы, и волки. И допустим, песня ведьм, когда они поют, варят в котле, мы должны как-то музыкой отразить то зло, что происходит у них.  

Сказка о музыкальных звуках

Яна Ходанович-Лапаницына, актриса Театра-студии Киноактера:  
Я играю роль одной из ведьм. Ее зовут «Кривда». Роль очень интересная, конечно, потрясающая сказка о добре, о волшебстве, о дружбе. Всех козырей раскрывать не буду. Обещаем, это будет интересно, волшебно, феерично, незабываемо, поэтому ждем вас, приводите своих детей, своих друзей. Мы обещаем, что подарим вам самое настоящее новогоднее и рождественское чудо и будем рады вас видеть.  

Сказка о музыкальных звуках

Без подарков и сюрпризов не останется никто. И пусть волшебство наполнит не только ваши праздники, но и будни.  

yanews



Делали открытки и водили хороводы. Представители ВВС и войск ПВО устроили праздник для детей-инвалидов



Новости Беларуси. Подарить сказку и внимание тем, кто так в этом нуждается. Традиционная благотворительная акция «Наши дети» продолжается в Беларуси. Праздник в Республиканский реабилитационный центр для детей-инвалидов накануне привезли представители Военно-воздушных сил и войск противовоздушной обороны, сообщили в программе Новости «24 часа» на СТВ.

Сказка о музыкальных звуках

Вместе с ребятами военнослужащие изготавливали открытки и водили хороводы. Традиционно на сладком столе ребята попробовали выпечку с солдатского стола, приготовленную военными поварами. Гости вручили воспитанникам центра подарки и пожелали им крепкого здоровья, счастья и исполнения желаний.

Сказка о музыкальных звуках

Дмитрий Михолап, заместитель командующего ВВС и войсками ПВО:
В реабилитационном центре мы частые гости. Мы видим, с какой теплотой, заботой, вниманием относятся к детям, к родителям. Очень приятно получать подарки от детей, которые сделаны своими руками. От этих ручек, от этих сердец исходит настоящая волшебная энергия. Это очень приятно. И эти подарки, которые вручены детям, для нас, военных, очень важны. Для нас важно, что мы не только вручили подарки, но и присоединились к этому по-настоящему замечательному семейному празднику.

Сказка о музыкальных звуках

Всего в течение года реабилитацию в центре проходят около 1 000 ребят. В настоящее время здесь восстанавливают здоровье 95 малышей.

«Щелкунчик», «Двенадцать месяцев», «Морозко»: что посмотреть с детьми в театрах в новогодние праздники

Московский академический музыкальный театр имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко

Зрители смогут посмотреть балет и послушать оперу, а также вспомнить любимые праздничные сказки.

В новогодние праздники взрослых и детей ждут в московских театрах. Гости смогут послушать шедевры итальянской и русской музыки, отправиться в сказочное путешествие и увидеть магические превращения.

Космическая музыка, балет и опера

Поход на балет «Щелкунчик» стал для многих новогодней традицией. В спектакле на музыку Петра Чайковского и либретто Мариуса Петипа исполняется хореография балетмейстера Василия Вайнонена. За рождественской сказкой можно отправиться 2 и 3 января в Московский академический музыкальный театр имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко.

Там же 6 и 7 января в 14:00 можно посмотреть оперу по произведению Александра Пушкина «Сказка о царе Салтане». Всех персонажей в царстве Тмутаракани и на острове Буяне — от ангелов, рыб и коров до деревьев и самого города — играют артисты хора и миманса. Билеты можно купить по Пушкинской карте.

Московский академический музыкальный театр имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко

Отправиться в космическое путешествие можно с помощью постановки «Волшебный оркестр» 3 и 4 января в 12:00, 15:00 и 18:00 в концертном зале «Зарядье». Юных исследователей галактики приглашает театр «Странствующие куклы господина Пэжо» и Московский государственный симфонический оркестр под руководством пианиста и дирижера Ивана Рудина. Прозвучат фрагменты произведений Сергея Прокофьева, Йозефа Гайдна, Клода Дебюсси, Петра Чайковского и других композиторов. Постановку можно посетить по Пушкинской карте.

Кукольные театры: сказки Гофмана и Андерсена

Спектакль «Волшебный орех. История Щелкунчика» по сказке Эрнеста Теодора Амадея Гофмана покажут 4 и 8 января в 11:00, 13:30 и 16:00 в Московском театре кукол. Там же можно увидеть новогоднее представление по сказочным историям Андрея Усачева «Школа снеговиков» 6 и 9 января в 11:00, 13:30 и 16:00. Дети побывают в уютном домике Деда Мороза и узнают, где живет северное сияние.

Московский театр кукол

А на сказку Ганса Христиана Андерсена «Стойкий оловянный солдатик» можно пойти в Московский детский камерный театр кукол5 и 6 января. Одну из самых пронзительных историй писателя покажут в 12:00 и 15:00.

Мексика, фокусы и танцы

Любители фокусов могут посетить мистическое шоу лучших иллюзионистов России «Лига волшебников: Новый год — время чудес». Показы пройдут 3 и 5 января в 15:00 и 19:00 в московском театре «Школа современной пьесы».

Театр «Школа современной пьесы»

Музыкально-танцевальную фантазию «Вредные советы» по стихам Григория Остера можно увидеть в этом же театре 8 января в 15:00. Хореографию создал Егор Дружинин, а костюмы и декорации — художница Мария Трегубова, обладательница театральной премии «Золотая маска».

Прекрасный подарок на Новый год — постановка «Двенадцать месяцев» в «Театриуме на Серпуховке» под руководством Терезы Дуровой. В основе сюжета — известная сказка Самуила Маршака о капризной принцессе, потребовавшей декабрьским днем подснежников. Постановку можно увидеть 5, 6 и 7 января в 12:00 и 15:00.

«Театриум на Серпуховке»

Отправиться из зимы в лето предлагают создатели постановки «Однажды в Мексике: Кукурузный человечек». Действие происходит в деревушке Маисета среди кукурузных полей. Главная героиня отмечает 15-летие, но праздник омрачен — ее младший брат попал в беду. Как ему помочь, можно узнать 3, 4, 8 и 9 января в 12:00 и 15:00.

Билеты на постановки можно приобрести по Пушкинской карте.

«Морозко», парижские страсти и русские сказки

Перенестись в Париж и окунуться в атмосферу творческой богемы можно в Московском театре оперетты. Постановку «Фиалка Монмартра» покажут 4 января в 13:00 и 19:00. Действующие лица самой романтичной оперетты венгерского композитора Имре Кальмана — актеры, художники и поэты. В мелодиях автора знаменитых оперетт «Сильва» и «Принцесса цирка» можно услышать и традиции французского мюзик-холла, и классические венские каноны.

Московский театр оперетты

За еще одной парижской историей можно отправиться на оперетту-мюзикл «Фанфан-тюльпан» 5 января в 13:00 и 19:00. В основе авантюрного сюжета — история о молодом парижском повесе Фанфане, который, спасаясь от преследования родственников соблазненной им девушки, записывается в армию.

Билеты на представления можно приобрести по Пушкинской карте.

Зимнюю сказку «Морозко» можно посмотреть в Московском новом драматическом театре. Музыкальную историю по мотивам сказки Владимира Одоевского «Мороз Иванович» покажут 7 января в 11:00 и 8 января в 12:00.

Новый московский драматический театр

Героев русских сказок можно увидеть в музыкальном представлении «Бабкины сказки. Возвращение чудес». Артисты московского государственного академического театра «Русская песня» подготовили новогоднее интерактивное шоу.

Московский международный дом музыки: котики и козлики

Самых маленьких зрителей в праздники порадуют котики — в новогоднем спектакле Театра кошек Юрия Куклачева «Кошки против Барабаса» помимо Буратино и Мальвины они увидят и четвероногих актеров. Детей ждет разгадка тайны золотого ключика и интерактив с артистами. Постановка рассчитана на зрителей любого возраста и пройдет 3, 4, 5, 6, 7 января в 11:00, 14:00, 17:00, а также 8 января в 11:00 и 14:00.

Театр кошек Юрия Куклачева

Музыкальная сказка «Волк и семеро смелых» тоже понравится малышам. В постановке на музыку Алексея Рыбникова, автора киномюзиклов про Буратино и Красную Шапочку, детей ждут танцы и акробатические номера. Роли исполнят ведущие артисты театра, в том числе участники телевизионного проекта «Голос». Спектакль пройдет 3, 4, 5, 6, 7 и 8 января в 11:00, 14:00, 17:00.

А вот еще несколько наших интересных статей:

  • Сказка о мудрой девочке
  • Сказка о морковке для детей читать
  • Сказка о молодце удальце молодильных яблоках и живой воде главная мысль
  • Сказка о молодильных яблоках и живой воде слушать аудиокнигу
  • Сказка о молодильных яблоках и живой воде читательский дневник 2 класс
  • Поделиться этой статьей с друзьями:


    0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии