Сказка о музыкальных инструментах для 5 классов

Мышонок вылез из футляра и сообщил: там прячется какой-то зверь. туловище у него закругленное, с выемками по бокам. шея

image065 Мышонок вылез из футляра и сообщил:

– Там прячется какой-то зверь. Туловище у него закругленное, с выемками по бокам. Шея длинная и узкая, а головка изогнутая, и с каждой стороны по два ушка.

— Так много ушей? Наверное, слух у этого зверя лучше мышиного, – заметил папа мышь.

— Я забыл сказать, что на шее у зверя натянуты железные жилки. А рядом с ним лежит палочка с волосками, – добавил мышонок.

-Ой, неужели он будет драться своей палочкой?! – воскликнула мама мышка.

— Пусть попробует, я его… – запищал папа мышь, но его перебили старые часы.

— Глупые, мыши. Это же скрипка, музыкальный инструмент.

Тут вдруг раздался щелчок, футляр открылся, и все увидели скрипку.

image066 Она огляделась и тихо прозвенела:

– Здравствуйте, как долго я спала. Надеюсь, вы любите музыку?

-А что такое музыка? – спросил любопытный мышонок.

— Как, вы не знаете, что такое музыка? – застонала скрипка.

-Нет, не знаю, у нас на чердаке нет музыки, – ответил мышонок.

-Музыка – это, когда я пою, а мои струны звенят. В общем, музыку надо слушать, а не рассказывать о ней, – взволнованно объяснила скрипка.

— Дорогая скрипка, исполните нам что-нибудь. Пусть мышки хотя бы раз в жизни услышат настоящую музыку, – попросили часы.

— Хорошо, – прозвенела скрипка и напряглась, но кроме тихого звона ничего не получилось. Она снова напряглась, и снова раздался еле слышный звон струн.

— Ничего особенного нет в этой музыке, – сказала мама мышка, и все согласились с ней.

На скрипку перестали обращать внимание, и она лежала несчастная и молчаливая. Через некоторое время смычок тихо прошелестел:

– Струны, почему вы разучились петь? Может, вы заболели или потеряли музыку?

— Мы не заболели, – обиженно прозвенела первая струна.

— И не разучились петь, – откликнулась вторая струна.

— Между прочим, струна была первым музыкальным инструментом. Когда охотник отпускал натянутую тетиву, она звенела. Так человек впервые понял, что в струне живет музыка, – обстоятельно объяснила третья струна.

— Это ты, смычок, заболел, ослаб и потерял музыку, – колко заметила четвертая струна.

— Вовсе нет. Пусть я маленький и хрупкий, но внутри у меня огромная сила музыки. Конский волос, натянутый на меня, даже вибрирует от нетерпения и желания извлечь чудесные звуки музыки, – обиженно просипел смычок.

-Вы зря спорите. Я думаю, вам не хватает самого главного – человека, – скрипнули часы. – Только человек может оживить вас и заставить звучать.

— Меня, впрочем, тоже может завести только человек, – вздохнули часы.

— Дорогие часы, давайте позовем человека, – попросила скрипка.

— Бесполезно, сюда уже давно никто не приходит, – ответили часы.

— Я не могу жить без музыки, давайте попробуем, – взмолилась скрипка и тихо зазвенела. Часы попытались качнуть маятником, их шестеренки повернулись, и раздалось одиночное «бом». Шкаф заскрипел дверцей, а мыши запищали.

Вдруг все услышали громкие голоса людей и смолкли. Пожилой голос ворчал:

– Куда ты меня тащишь, внучка? В моем возрасте тяжело по чердакам лазить.

— Бабушка, там кто-то живет. Я слышала шум, но боюсь одна идти, – ответил голосок девочки.

Дверца в полу заскрипела, и бабушка с внучкой поднялись на пыльный чердак.

-Ой, бабушка, смотри, скрипочка! Неужели она может играть? Какой маленький смычок, – щебетала девочка.

— Это же моя первая детская скрипка, – с улыбкой ответила старушка.

image067 Она взяла скрипку в руки, ласково протерла ее и подкрутила колки. Положив скрипку на плечо, старушка прижалась к ней подбородком и взмахнула рукой со смычком. Нежные хрустальные звоны рассыпались по чердаку.

— Бабушка, это настоящая музыка, – восхищенно прошептала девочка.

— Да, это настоящая музыка, – откликнулись часы.

-Так вот, что такое музыка, – пропищали мышки под старым диваном.

С тех пор струны и смычок снова трудятся вместе. Они учат маленькую девочку играть на скрипке. Иногда скрипку берет в руки бабушка, и весь дом наполняется щемящими сердце нежными звуками музыки.

Тогда мышки спускаются с чердака послушать пение скрипки. А часы, которые теперь переселились в комнату, назидательно тикают:

– Тик-так, вы слышите, тик-так, это музыка! Она живет не только в струнах, смычке или скрипке. Настоящая музыка живет в человеке.

image068 Знакомьтесь ребята. Инструмент по имени Фортепиано. У этого инструмента очень интересная история. Давайте послушаем, что расскажет фортепиано.

— Все началось с удара. Можно сказать, это был счастливейший удар судьбы.

— О каком ударе вы говорите, уважаемое Фортепиано?

— Смотрите же!

Фортепиано раскрылось, взмахнув огромным черным крылом.

Удивительная картина предстала передо мной! Деревянные молоточки ведут какую-то игру с металлическими струнами. Их очень много — и молоточков, и струн. Мгновенными, как укол, ударами молоточки касаются струн и так же внезапно, словно в испуге, отскакивают обратно.

Кажется, будто они хотят застать струны врасплох, появляясь в самых неожиданных местах — то поодиночке, то группами. И струны рокочут от бешеных наскоков молоточков, и плачут, будто задетые за живое, и нежно поют под ласковыми прикосновениями.

И смеются, и ликуют, и негодуют, и печалятся, и вздыхают. . .

Почему только вся эта прекрасная, увлекательная игра зовется Фортепиано?

image069 — Имя мое, — объяснил инструмент, — от двух итальянских слов: форте и пиано. По-русски меня следовало бы звать Громкотихо.

— До обидного простое имя у такого замечательного инструмента! Да вы достойны самого звучного имени на свете!

— Что ж, меня называют также Рояль, что в переводе значит королевский.

— Ваше величество! Разрешите поинтересоваться вашей королевской родословной!

Извольте. На мне скрестились три рода музыкальных инструментов:род Струнных, род Клавишных и род Ударных.Мой прямой предшественник, можно сказать, отец родной — благородный Клавесин.

Он царил в музыкальном мире в XVII— XVIII веках.От Клавесина я унаследовал свою внешность и сердце — клавишный механизм. Правда, сердце Клавесина билось иначе, чем мое: более бесстрастно и сдержанно — от щипка струн перышками.

«Сказка про то, как умные и полезные вещи стали музыкальными инструментами».

Давно это было. Жили, поживали себе в небольшой деревушке, в деревянной избушке, умные и полезные вещи: ложки деревянные, рубель, трещотка. Жили они в большой дружной семье. С раннего утра и до позднего вечера умные и полезные вещи трудились, не покладая рук, вместе со своими хозяевами.

Деревянные ложки варили на кухне щи да кашу, а потом кормили всю семью вкусным обедом.

Рубель — помогал хозяйке дома стирать и гладить бельё, чтобы все в семье были чистыми и опрятными.

Рожок – вместе с хозяином дома ранним утром выгонял стадо коров и овец на луг, а вечером, своим громким голосом созывал всё стадо домой.

Трещотка – охраняла сады и огороды от непрошенных птиц, чтобы они не испортили урожай плодов и ягод. Так и жили они все вместе, до поры до времени.

Однажды, в той деревушке появились скоморохи. Так в старинные времена на Руси называли бродячих артистов, певцов и музыкантов. Скоморохи шли по улице с весёлой песней.Вся деревня собралась, чтобы посмотреть на весёлое представление скоморохов. В руках скоморохов пели, звенели, бренчали и играли музыкальные инструменты. Были среди них гусли и балалайка. Умные и полезные вещи остались дома, но и до них, доносились звуки задорной музыки и весёлые песни скоморохов, потешавших народ. Вскоре наступил вечер, и скоморохи попросились переночевать к хозяевам той самой избушки, в которой жили умные и полезные вещи. После ужина, когда гости и хозяева уснули, вещи решили поговорить с музыкальными инструментами.

«Как вам живётся у своих хозяев скоморохов?» — спросили деревянные ложки у музыкальных инструментов. «Весело живётся» — ответила балалайка, весёлая болтунья. «Везде бываем, песней звонкой народ потешаем».

«А мы, никогда дальше своей деревни не бывали» — отозвались трещотка и рубель.

Тут в разговор вступили гусли: «За песни, да за пляски весёлые, любят нас на Руси. Везде встречают, да привечают. Мы своей музыкой людям радость приносим».

«Ой!» — воскликнул рожок — «Как бы и нам хотелось тоже всем людям радость приносить».

image070 «Так давайте вместе с нами по белу свету путешествовать. Вместе у нас ещё веселей да лучше музыка звучать станет» — предложили гусли и балалайка.

Так и решили умные и полезные вещи стать музыкальными инструментами, чтобы не только пользу людям приносить, но и радость им дарить.

— С тех самых пор, путешествуют они вместе большой дружной семьёй. И семья их стала называться – оркестром русских народных музыкальных инструментов. Давно уже нет на свете ни той деревушки, ни деревянной избушки, ни скоморохов, а музыка в исполнении русских народных инструментов продолжает звучать и приносить радость всем, кто её слышит.

image071Тема: «Симфоническая сказка С. Прокофьева Петя и волк»

С болота, поросшего ряской,

С полей, из лесного дупла,

Певучая, добрая сказка

По нотным тропинкам сошла.

К тесовому дому под ели,

Тропинка тебя приведет,

Расскажут о Пете и Волке,

Флейта, валторна, кларнет, и фагот.

Запрятаны в нотных страницах,

Поляны, луга и леса.

Для каждого зверя и птицы

у сказки свои голоса:

Пичугою флейта просвищет,

Закрякает уткой фагот,

А злого презлого волчищу,

Валторны заменят собой,

Однако к чему торопиться?

Твоя эта сказка, бери,

Волшебные двери — страницы,

В нее поскорей отвори.

В 1936 году С. Прокофьев сочинил сказку, которая призвана помочь детям познакомиться с тембрами симфонического оркестра.

Симфонические сказки уже встречались в русской классической музыке. Но сказка Прокофьева кардинально отличалась. Во-первых, композитор не стал обращаться к фольклорным истокам, а сочинил сюжет сказки сам. И её главный герой – вполне современный мальчик Петя.

Во-вторых – это непросто музыка для симфонического оркестра. Это музыка с текстом. Музыка и декламация здесь действуют переменно: сначала артист читает текст, а потом звучит музыка. Сказка Прокофьева — это своего рода увлекательный путеводитель по симфоническому оркестру.

Каждое действующее лицо этой сказки изображено в оркестре своим инструментом: Птичка — флейтой, утка — гобоем, кошка — кларнетом стаккато в низком регистре, дедушка — фаготом, Волк — тремя валторнами, Петя — струнным квартетом, выстрелы охотников — литаврами и большим барабаном.

Музыка С. Прокофьева живописно изображает беззаботное щебетание птички, неуклюжие движения переваливающейся с боку на бок утки и её кряканье, вкрадчивую походку и жеманные движения кошки, мрачный образ голодного Волка.

Первое исполнение этой сказки состоялось на праздничном дневном концерте для детей, устроенным Московской филармонией 2 мая 1936 года, оркестром дирижировал автор. Симфоническая сказка «Петя и волк» стала необыкновенно популярной во всём мире.

image072Тема: «Сказочные сюжеты в музыке»

У лукоморья дуб зеленый,

Златая цепь на дубе том,

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом.

Идет налево, песнь заводит,

Направо, сказку говорит…

Как вы думаете, о чем пойдет у нас сегодня речь? А какие ваши самые любимые сказки и сказочные герои?

image073 Задумывались ли вы когда-нибудь, почему мы любим сказки? Что нас увлекает в них? Конечно, прежде всего, заинтересовывает сюжет. Быль сплетается с небылицей, реальное с волшебным и так мастерски перемешивается, что слушатель перестаёт ощущать реальное и переносится в мир, который предстаёт перед ним. Мудрая сказка подскажет, как нужно жить, а как не следует, посмеётся над злом и обязательно покажет добро во всём его светлом величии. Сказка народная помогает жить и даже учит, как жить. Многое зависит от того, кто рассказывает. У одних сказателей манера разговора плавная и тягучая, у других — добрая и весёлая, но всех сказателей народных отличает — музыкальность. Музыкальность русской сказки, поэтичность её образов, привлекает к себе многих русских писателей, поэтов, музыкантов и даже живописцев. Неповторимые живописные полотна на сюжеты русских народных сказок написал Виктор Михайлович Васнецов: »Алёнушка’ ‘Богатыри», «Иван — Царевич на сером волке».

А Михаил Александрович Врубель многие свои картины писал под непосредственным воздействием музыки сказок Римского-Корсакова. Конечно же, музыкальность русских сказок особенно привлекала к ним композиторов.

Ни один русский композитор не прошёл в своём творчестве мимо этих благодатных сюжетов. Кого же можно встретить в произведениях русских композиторов? Конечно же — Бабу — Ягу, Кощея Бессмертного, Черномора, Щелкунчика, русалку, лешего, колдуна, серого волка и т.д.

image074 Обратимся конкретно к какому-нибудь образу, например — Бабе — Яге. Что вы знаете об этом сказочном существе? Это отрицательный, злой образ. Она жестока, бессердечна, уродлива. Когда она летит над высокими горами и лесами, её полёт сопровождается странным шумом, воем и свистом. Вихрем носится она по воздуху, нагоняя страх и ужас на людей и животных.

Её образ запечатлел П.И.Чайковский в фортепианной пьесе, которая так и называется «Баба — Яга». В этой пьесе изображается ворчливая Баба — Яга, она сердито машет клюкой, кричит и грозит костлявым пальцем, смотрит злым «колючим» взглядом.

С пьесой П.И.Чайковского интересно сравнить музыкальный образ Бабы — Яги, созданный М.П.Мусоргским. Пьеса, в которой Мусоргский изображает Бабу — Ягу называется «Избушка на курьих ножках», эта пьеса входит в цикл фортепианных пьес имеющих общее заглавие «Картинки с выставки». Написан этот цикл под впечатлением от посещения выставки художника и друга М.Гартмана. Картина Гартмана изображает старинные часы, сделанные в виде сказочной русской избушки на курьих ножках. Пьеса написана в трёх частной форме. В крайних частях изображается, как Баба — Яга сердито стучит своей клюкой, потом садится в ступу и пролетает с шумом и свистом над лесом. В средней части изображается таинственный, сказочный лес, избушка Бабы — Яги, которая находится в глухой, непроходимой чаще. Солнце едва проникает сквозь густую, слабо колышущуюся листву, его лучи тускло освещают мрачные лесные дебри. А из избушки глухо доносится низкий, грубый голос Бабы — Яги.

Действительно, многие русские композиторы в своем творчестве обращались к сказкам. Известного композитора Н.А.Римского–Корсакова, сказка А.С.Пушкина вдохновила на создание оперы «Сказка о царе Салтане …»

Есть в сказке А.С.Пушкина и в опере Н.А.Римского–Корсакова три чуда, которые удивляют самих героев сказки. Давайте вспомним их? (Чудо Белки, грызущей золотые орешки и вынимающей из них изумрудные ядрышки, чудо тридцати трех богатырей, выходящих из моря, чтобы беречь столицу царя Гвидона.И — самое наиглавнейшее — чудо невиданной красоты Царевны – Лебеди).У каждого чуда есть своя музыкальная тема — яркая картина, только написанная не красками, а музыкальными звуками и с помощью музыкальных инструментов.

image075 А теперь, проявите свою творческую фантазию. Представьте, что вы – композиторы! Вам нужно изобразить полет шмеля, какие музыкальные инструменты и средства музыкальной выразительности вы бы использовали? Молодцы! Настоящие композиторы!

А сейчас послушайте, как замечательный русский композитор-сказочник Н.А. Римский-Корсаков нарисовал «полет шмеля» в своем музыкальном произведении.

Тема: «Животные, птицы и рыбы в музыке. Музыкальный зоопарк». image076

Сегодня я предлагаю вам отправиться в зоопарк. Хотите? Кого вы там можете увидеть? Спешу вас обрадовать тем, что сегодня в зоопарке будет настоящий карнавал. Давайте вспомним, что карнавал-это такой праздник, на котором все обязательно должны изменить свой облик. Можно надеть маску, карнавальный костюм или просто разукрасить себя. Главное, чтобы тебя не узнали. Карнавал, на который я вас приглашаю, будет совсем необычным. Во-первых, это карнавал не людей, а животных. Во-вторых, он музыкальный, потому что многое расскажет нам музыка, которую создал французский композитор Камиль Сен-Санс.

image077 Как водится, любой праздник обычно открывают самые знатные гости.

Устрашающе красив, он свиреп и желтогрив.

Даже хвост совсем не прост-с кисточкою длинный хвост

Лапы сильны и могучи. Рык несётся выше тучи.

Ведь не зря он — царь зверей

В жаркой Африке своей.

Конечно, это Лев.Он величествен, грозен и прекрасен. Мы слышим это в великолепной музыке, которая называется «Королевский марш Льва». Её в один голос («унисон») мощным звуком исполняют струнные инструменты. И хотя музыка звучит грозно и устрашающе, в ней проскальзывает улыбка. Каждая фраза заканчивается фанфарами, которые подчеркивают торжественность момента. Поступь льва важная, неторопливая. Время от времени в марш неожиданно вторгаются резкие звуки — это Лев подает свой голос, он рычит.

А вот «Черепахи». Как вы думаете, в каком темпе эта пьеса? Конечно, в очень медленном. Причем за основу взята мелодия… канкана из оперы «Орфей в аду» Оффенбаха, только в несколько раз медленнее.

А «Слон» на карнавале танцует вальс….

Вот «Кенгуру». Кто бы мог подумать, что фортепиано может так «прыгать»!

А в «Аквариуме» в звуках флейты, струнных слышатся переливы воды, изящные движения рыбок.

«Персонаж с длинными ушами» — это именно тот, о ком вы подумали: крики «иа» забавно переданы «взвизгивающими» скрипка.

И наконец, «Лебедь». Единственная часть, лишенная иронии. Песнь виолончели как мгновение ностальгии по сияющей синеве неба, по полету белоснежных крыльев, по самой Красоте.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Родничок» г. Надыма»      

«Музыкальные инструменты в сказках»

Подготовила: Баева Инна Ивановна

            музыкальный руководитель

Притча «Колокольчик»

 

На моем велосипеде
Колокольчик есть из меди.
Служит он вместо звонка,
Слышен звон издалека.


Колокольчик – музыкант,
У него большой талант
Радость людям приносить,
Может он весь день звонить.


Пусть он кроха и юнец,
Колокол — его отец –
Музыкальный инструмент,
Нужный всем в любой момент.


                                                                       Громко колокол поет,
                                                                       В колокольнях он живет.
                                                                       Людям музыка его
                                                                       Ближе и родней всего.

Стихи о музыке детям: вопросы и задания

  • Где еще в жизни людей и в природе встречаются колокольчики?
  • Представьте, что вы колокольный мастер, и вам заказали сделать сказочный колокол. Нарисуйте этот колокол и расскажите, как и из чего вы его будете делать.
  • Педагог раздает детям колокольчики. Каждый по очереди должен позвенеть своим колокольчиком так, чтобы другие поняли, о чем поет этот колокольчик.
  • Чем колокольная музыка отличается от звучания любых других музыкальных инструментов? .

Сказка о музыке «Гармошка для крокодила»

Крокодил лежал на берегу реки Лимпопо, а маленькая птичка сидела неподалеку на кусте и пела веселую песенку. Из глаза крокодила вдруг выкатилась огромная слеза.

– Перестань плакать, крокодил, все равно никто не поверит твоим слезам, – прощебетала птичка.

– Я плачу не для того, чтобы верили. Я услышал твою песенку и понял, что не хочу больше быть злым, но не могу-у-у-у, – просипел крокодил и зарыдал настоящими крокодильими слезами.

– Постой, крокодил, я думаю, тебе можно помочь, – защебетала птичка.

Крокодил вытер слезы и с надеждой взглянул на нее.

– Ты услышал мою песенку и заплакал, потому что моя песенка добрая, а ты злой.

– Да, я злой, – вздохнул крокодил и снова заплакал.

– Постой, крокодил, не перебивай, – попросила птичка. – Я думаю, надо подарить тебе добрую песенку, и тогда ты сразу станешь добрее.

– Ты хочешь, чтобы я тебя проглотил вместе с твоей доброй песенкой? – с удивлением спросил крокодил.

– Конечно, нет. Жди меня, я принесу тебе песенку, – пообещала птичка и улетела.

Крокодил не успел даже проголодаться, как птичка вернулась. В клюве она несла трубочку.

– Это тростниковая дудочка. Я выпросила ее у пастуха. В ней живут добрые песенки. Нужно подуть в дудочку, и песенки вылетят из нее, – объяснила птичка крокодилу.

Крокодил с опаской взял дудочку в пасть, сжал ее зубами, но дунуть не успел. Дудочка преломилась пополам, как соломинка.

– Я же говорил, что не могу быть добрым, – снова заплакал крокодил.

– Нет, можешь, но тебе нужен большой и крепкий музыкальный инструмент, – прощебетала птичка и снова улетела.

Крокодил устал ждать и нырнул в реку, чтобы поохотиться. Тут послышался щебет птички, и крокодил вылез обратно на берег.

Возле птички на берегу стоял человек с большим барабаном. Увидев крокодила, человек испуганно попятился.

– Не бойся, человек. Этот крокодил станет добрее, когда научится играть на барабане, – прощебетала птичка.

Человек положил барабан на землю и сказал:

– Я лучше пойду, пока он не научился. Вы просили крепкий музыкальный инструмент. Этот барабан сделан из пустого ствола железного дерева, а сверху на него натянута крепкая шкура буйвола. Это самый лучший барабан нашего племени. Если он научит крокодила доброте, люди обрадуются.

Говоря это, человек с опаской пятился назад от реки, пока совсем не скрылся в зарослях.

– Видишь, крокодил, как все тебя боятся, – укоризненно прощебетала птичка. – Скорее бей в барабан, и тогда из барабана выскочат песенки.

Крокодил попытался дотянуться до барабана своими лапами, но они были слишком короткими, и размахнуться ими было невозможно.

Тогда крокодил взмахнул головой и ударил по барабану зубами. Шкура буйвола разлетелась в клочья, и железное дерево треснуло.

– Нет, никогда мне не научиться доброте, – вздохнул крокодил.

– Научиться доброте можно всегда. Тебе нужен не крепкий инструмент, а подходящий, – упрямо прощебетала маленькая птичка и улетела.

Прошло много времени. Крокодил уже забыл про птичку и про доброту. Он так и остался кровожадным и злым зверем, которого все боялись.

Но однажды крокодил вылез на берег и увидел там большой ящик. На нем сидела знакомая птичка. Она весело прощебетала:

– Крокодил, тебе посылка.


– Я еще ни разу в жизни не получал посылок. Что там? – заволновался крокодил.


– Открой, и все поймешь. Только осторожно, – ответила птичка.

На крышке посылки было написано: «Африканскому крокодилу от крокодила Гены. Самый лучший музыкальный инструмент».

Крокодил осторожно, одним зубом, открыл посылку и увидел внутри гармонь. Справа и слева у гармошки были деревянные планки с кнопочками, которые идеально подходили для крокодильих лап. Между планками располагались меха, сложенные гармошкой. Крокодил слегка раздвинул меха, нажал на кнопочки, и гармошка что-то пропела.

Но самое главное, внутри посылки лежало письмо от крокодила Гены:

«Дорогой, африканский крокодил! Посылаю тебе гармошку – самый подходящий для крокодилов музыкальный инструмент, самоучитель и песенку. Тот, кто играет на гармошке, становится добрым, я это на себе проверил. С крокодильим приветом, Гена».

Трудно сказать, стал ли крокодил добрее, с тех пор как научился играть на гармошке.

Но когда на берегу реки раздается веселая песенка,

«Я играю на гармошке,

И добрею понемножку,

Крокодильих слез не лью,

Я играю и пою!»,

все люди и звери знают, что можно спокойно пить воду из реки и даже купаться.

Музыкальная сказка: вопросы и задания


•  Почему крокодил из сказки хотел стать добрее?

•  Дети получают карточки с рисунками хищных зверей. Каждый придумывает, какую песню или какой музыкальный инструмент он подарит своему зверю, чтобы он стал добрее.

•  Придумайте сказку о том, как африканский крокодил и крокодил Гена встретились и создали дуэт гармонистов. Придумайте песенку для этого дуэта.

•  Представьте, что крокодил решил отблагодарить птичку и сделать для нее сюрприз. Что это за сюрприз?

•  Дети делятся на пары. Один в паре – птичка, другой – крокодил. Птичка придумывает песенку и поет ее крокодилу, а он повторяет за ней эту мелодию.

•  Какую музыкальную посылку вы бы послали африканскому крокодилу?

Сказка про царя, музыкальные инструменты и оркестр

В некотором царстве, в некотором государстве жил был царь – добряк, толстяк, но самодур.

Бывало, как захочет чего-нибудь, так полмира обойди, но достань.

А как в чем-нибудь заупрямится, пиши-пропало, не переубедишь.

Но при всем при том, народ его любил, потому, как был он не злой – наказывать умел, но и прощать не забывал.

Так вот. Все в этой стране было, кроме придворного оркестра.

Давно царь поговаривал, мол, было бы хорошо оркестрик завести, хоть самый маленький. Мол, что же это за царь без придворных музыкантов.

– Вон, – жаловался он, – в тридвадцатом царстве по утрам мазурки пляшут, а в тридвадцатьпятом по вечерам балы и танцы. Что я, хуже их что ли царь?

– Подать мне сюда музыкантов и точка!

– Но Ваше Величество, – отвечали придворные, – где же мы найдем столько музыкантов?

– Ищите, где хотите, но чтобы к завтрашнему дню были! – и царь топнул ногой.

Делать нечего, послали скороходов в соседние царства музыкантов искать. К вечеру следующего дня выстроились перед царем шесть человек: два скрипача, виолончелист, флейтист, трубач и барабанщик.

– Ну-ка играйте каждый по очереди, – приказал царь, – хочу послушать на что способны.

Сыграли ему музыканты, и больше всего понравилась царю труба.

– Хочу, чтобы труба звучала громче всех, – заявил он.

– Но Ваше Величество! – попытались ему возразить.

– Слышать ничего не желаю! – отвечал царь, – труба должна играть громче всех.

– Что за глупость? – рассуждали между собой музыканты, идя по дороге, – где это видано, чтобы в оркестре один инструмент заглушал другие.

– Будем играть как всегда. Может быть, услышав прекрасную музыку, царь изменит свое решение.

Так и поступили. Через неделю призвали их к царю. Расселись музыканты по местам и принялись играть.

Ах, что за музыка зазвучала во дворце! Казалось, даже его мрачные стены улыбнулись. На них, откуда ни возьмись, заплясали волшебные огоньки, воздух наполнился ароматом душистых цветов и легкий ветерок разносил его повсюду. Даже птицы за окном замолчали, восхищенные нежными звуками.

– Нет, нет, нет! – закричал царь, и музыка оборвалась на полуслове. Огоньки вдруг исчезли, как и не бывало, только птицы за окном еще молчали, надеясь на чудо.

– Нет, нет, нет! – кричал царь и стучал ногами по полу, – почему я не слышу трубу? Почему, я вас спрашиваю?

– Но Ваше Величество, – оправдывались музыканты, – еще не время, её партия будет в конце пьесы!

– Ничего не хочу слышать! – капризничал царь, – играйте так, чтобы труба была громче всех.

Вздохнули музыканты, но делать нечего. Говорят трубачу:

– Играй, как хочет царь.

Взяли они инструменты в руки, но что тут началось! Труба заглушала всё на свете: мычание коров на царском дворе, звон посуды на кухне, смех детей и конечно другие инструменты.

– Нет, нет, нет! – кричал царь, но его никто не слышал.

Тогда он замахал руками, чтобы на него обратили внимание. Музыка, если этот рев можно было так назвать, смолкла.

– Дружище, а ведь я велю тебя казнить, – сказал царь трубачу.

– Но за что же, Ваше Величество? – испугался трубач.

– Да ведь ты не умеешь играть, а еще пришел наниматься в царский оркестр.

– Осмелюсь сказать, Ваше Величество, – что играл я при дворе короля трипятнадцатого царства, а так же удостоен почетных наград при дворе соседа Вашего, тонкого ценителя музыки.

– Ох, врешь, – отвечал царь, – почему же я не слышу тех волшебных звуков, которые, как ты утверждаешь, раздаются в их покоях?

– Но Ваше Величество, велите мне играть мою партию – ровно столько нот, сколько положено, а так же настолько громко, как задумано автором и Вы познаете совершенную гармонию.

– Глупец, я таки велю тебя казнить. Разве ты не слышал, что я люблю, когда громко играет труба?

– Но Ваше Величество, чтобы исполнить это желание, нужно просить автора, чтобы он написал другое произведение или чтобы вместо всего оркестра играла одна труба.

– Ты предпочитаешь быть повешенным или утопленным? Предоставляю тебе самому сделать выбор – я сегодня добрый, – сказал царь и смахнул невидимую слезинку с ресниц.

– Помилуйте трубача, Ваше Величество, – стали просить его придворные.

– Нет, нет, и еще раз нет. Он не дает исполниться моей мечте и будет казнен.

– Если уж я и должен умереть, – сказал трубач, – позвольте мне дать Вам последний совет.

– Позволяю, – милостиво разрешил царь, – я сегодня добрый.

– Я бы посоветовал Вам полюбить не инструмент, а музыку, Ваше Величество. Если Вы отложите казнь, я мог бы дать Вам несколько уроков, чтобы Вы смогли научиться слышать каждый инструмент в отдельности и все вместе.

Царь немножко подумал и согласился. Ведь на самом деле он часто скучал в своих покоях и бездельничал в одиночестве, поэтому рад был заняться хоть чем- нибудь.

– Хорошо, я тебя вообще не казню, но при условии, что ты научишь меня играть на трубе, только смотри же, учи хорошенько, не то не сносить тебе головы, – добавил он шепотом.

Вскоре при дворце был создан настоящий оркестр: десятки музыкантов извлекали из своих инструментов волшебные звуки. Их приходили послушать из самых дальних стран.

Но не только своей прекрасной игрой славился этот оркестр.

Его удивительной особенностью было то, что рядом с другими музыкантами сидел сам царь. И скажем честно, он не просто так сидел, он играл, да еще и как!

Когда начинала звучать музыка, казалось, что играют не множество разных инструментов, а один – огромный, невероятный, прекрасный.

Но царь, конечно, больше всего любил соло. Играя, он блаженно жмурился, надувал щеки и краснел от усердия.

Сначала это очень веселило публику. Но когда, увлеченные музыкой, слушатели закрывали глаза, происходило чудо. Земля уходила из-под ног, у людей вырастали крылья и они улетали высоко – высоко в небо.

Оттуда не было видно ни царя, ни оркестра, ни старого дворца, а только синее, синее небо, и солнце, и радуга после дождя.

 Музыкальная сказка: вопросы

•  Каких музыкантов нашли скороходы и привели царю? Назовите инструменты.

•  Почему царь хотел казнить музыканта?

•  Какой совет дал музыкант царю?

•  На каком музыкально инструменте играл царь?

Автор сказки: Ирис Ревю

В далёком царстве, в предалёком государстве жил-был мальчик Витя. Хороший такой мальчишка: вежливый, умный, весёлый. Но был у него один недостаток. Он с трудом просыпался по утром. Никак не хотелось ему покидать теплый мир сна.

В детской комнате, где спал Витя, жили музыкальные инструменты: скрипка, валторна и дудочка. Каждое утро музыкальные инструменты с тревогой наблюдали за тем, с каким трудом просыпается Витя.

И однажды они придумали вот что: утром, когда мама придёт будить Витю, сыграть для мальчика красивую мелодию. Нужно заметить, что музыкальные инструменты были умными, и они хорошо знали, что музыка умеет творить чудеса.

Наступило утро. Ласковое солнышко не забыло заглянуть к Вите в комнату. Оно послало мальчику свой маленький золотой лучик. В это время к Вите зашла мама, и сказала, что пора вставать. Лицо Вити сделалось хмурым.

И вдруг мальчик услышал красивые звуки. Это скрипка, валторна и дудочка исполняли для него бодрую утреннюю мелодию.

И случилось чудо. Мальчишка вскочил, приветливо помахал маме рукой. Утро вдруг сделалось добрым. Хорошее утро – начало нового дня, начало новой жизни.

А музыка отправилась творить свои чудеса дальше.

 Музыкальная сказка: вопросы

•  Какие музыкальные инструменты жили в комнате у мальчика Вити?

•  Что задумали сделать инструменты, чтобы разбудить мальчика Витю?

                             Автор сказки: Ирис Ревю

В далёкие-предалёкие времена, в старинном городе Сарабанда произошла эта невероятная история…

Это случилось в старинном городе под названием Сарабанда, в далёкие-предалёкие времена. Трое музыкантов, что играли для жителей Сарабанды, жили в почёте и уважении. Один из них играл на скрипке, другой – на валторне, третий – на дудочке.

Ни один городской праздник в Сарабанде не обходился без знаменитых музыкантов.

Вот только заработанных денег было порой немного. Иногда их хватало лишь на каравай хлеба, да кувшинчик молока.

— Так больше продолжаться не может — возмутилась однажды Скрипка, глядя на очередную скромную трапезу музыкантов.

И она придумала вот что. Под покровом ночи Скрипка проникла во дворец, к королевским музыкальным инструментам. И рассказала им о бедных музыкантах. А те обо всём рассказали королю. Наутро король вызвал к себе музыкантов и попросил их показать своё мастерство.

Музыканты играли вальсы, ригодоны, элегии… Под вечер король не захотел с ними расставаться.

Он назначил музыкантам королевское жалованье, и теперь они исполняли свою музыку не только для простых жителей Сарабанды, но и для короля.

И дело пошло на лад.

Когда умеешь что-то делать хорошо, с душой, то рано или поздно это принесёт свои плоды.

 Музыкальная сказка: вопросы

•  В каком городе произошла это удивительная история?

•  На каких музыкальных инструментах играли музыканты?

•  Какой музыкальный инструмент отправился во дворец?

•  Что сделал король с музыкантами?

•  Как называется ансамбль из трех музыкантов-исполнителей?

Литература:

Интернет ресурсы:

http://vospitatel.ucoz.ua/index/kak_notki_nauchilis_pet/0-150

http://detskiychas.ru/sochinyaem_skazki/skazka_pro_muzykantov/

e-kosinova.narod.ruskazki_text/orkestr.htm

muzruk.net2011/11/muzykalnye-skazkigarmoshka

Невозможно переоценить значение музыки в жизни человека. Она сопровождает его всю жизнь, начиная с колыбельных песен матери. Музыка возникла давно – кто не знает Орфея, спустившегося в подземное царство за своей возлюбленной и так пленившего своим пением и игрой на лире Аида и Персефону, что они отпустили Эвридику на землю? Сюжет из мифов Древней Греции, которому уже несколько тысяч лет, говорит лишь о том, что музыка, как и музыканты, существует с незапамятных времен, равно как и былины и сказки о музыке.

Хранители истории

сказка о музыке

В древности музыканты, по крайней мере действительно талантливые, были такими же легендарными личностями, как и былинные герои. Истории о них передавались из уст в уста, складываясь в сказания и легенды. А благодаря самим песнотворцам, таким как небезызвестный Боян, о котором повествуется в «Слове о полку Игореве», до нас дошли имена героев из тех давних времен. Ведь музыканты часто сопровождали героев в их походах, дабы услаждать их слух в минуты затишья, поднимать боевой дух перед атаками, а потом запечатлевать подвиги в своих песнях.

Русские былины о музыкантах

Сказки о музыке и музыкантах возникли, как было сказано, очень давно. Уже упомянутый выше Орфей, как и златокудрый кифаред Аполлон, как и бог Пан, игравший на свирели, являются героями мифов Древней Греции, существовавшей за три тысячи лет до нашей эры. В нашем фольклоре повествуется о более поздних временах – конце XI – начале XII веков. Русские былины и сказки о музыке рассказывают, например, о Садко – легендарном новгородском купце, путешественнике и гусляре.

сказки о музыке и музыкантах

Легендарный Садко

На основе этих былин советским писателем-фольклористом А. Н. Нечаевым был написан чудесный рассказ, смысл которого, как и самой былины, состоит в констатации факта, что замечательное искусства певца и гусляра Садко оказалось в результате сильнее власти и богатства. По сюжету этой сказки бедный гусляр полюбился своим пением и игрой Водяному, хозяину Ильмень-озера, и сделал он Садко богатым и знатным. Существуют и другие сюжеты об этом персонаже, но во всех них из-за игры гусляра морской царь пускается в такой буйный пляс, что на море-океане поднимается шторм, и начинают гибнуть корабли. Волшебная сила музыки творит всякие чудеса.

Первые песенники Руси

Благодаря былинам нам известны названия инструментов, которыми пользовались древние музыканты и скоморохи. К ним относятся домра, ложки и свирель, балалайка, бубенцы и жалейка, гусли, трещотка и волынка, а также баян, коробочка и пастуший рожок. Былины повествуют о первых русских музыкантах, самыми известными из которых были Боян, Садко и скоморохи. Время возникновения и существования этих произведений народного творчества – XI-XII века, эпоха Средневековья. Боян воспевает Ярослава Мудрого, Садко жил во времена расцвета Великого Новгорода и снижения роли Киева, то есть почти в тот же период. Древнейшие русские музыканты и песенники-скоморохи, носители синтетического искусства, из которого возникла не только музыка, но театр и цирк, упоминаются в «Повести временных лет». Там повествуется и о ненависти к ним церкви, под давлением и по настоянию которой они и прекратили свое существование в XVII веке.

Братья Гримм о музыке и музыкантах

В мировой литературе сказки о музыке и музыкантах занимают особое место. Самым известным в нашей стране зарубежным произведением является сказка «Бременские музыканты» братьев Вильгельма и Якова Гримм. Это даже не известность, а всенародная любовь. Возникла она благодаря одноименному мультипликационному фильму и его продолжению, вышедшим на экраны страны в 1969 и 1973 годах соответственно.

сказки и рассказы о музыке

В немецкой сказке рассказывается о тех же, в сущности, скоморохах, переезжающих из города в город и веселящих публику не только пением, но и цирковыми номерами, танцами, театральными зарисовками. Перу этих знаменитых немецких сказочников принадлежат еще несколько зарисовок о музыке и музыкантах: «Чудаковатый музыкант» (сказка, известная также под названиями «Необыкновенный музыкант» или «Дивный музыкант») и «Поющая косточка» — печальное повествование о доверчивости и незащищенности добра, о черной зависти и предательстве, но и о неминуемом возмездии.

Музыкальные сказки Г. Х. Андерсена

Всемирно известна сказка о музыке «Соловей» самого почитаемого в этом жанре автора Ганса Христиана Андерсена. Эта длинная и философская сказка повествует о мнимых и истинных ценностях. Главные действующие лица – китайский император и соловей, который был изгнан из дворца, как только из Японии пришла посылка с золотой искусственной пташкой, но вернулся и прогнал своим пением Смерть, пришедшую за императором. Смысл произведения в том, что живую музыку, в которой есть душа, никакая, даже самая искусная механика заменить не в состоянии. Есть у знаменитого детского писателя и сказка о музыке «Колокол», повествующая о поисках неизвестного колокола, звуки которого «хватают прямо за сердце».

былины и сказки о музыке

Волшебная дудочка

У каждого народа имеются свои сказки и рассказы о музыке. Примерами могут служить белорусская сказка «Музыкант-чародей», или карельская «Матти-весельчак», или казахская сказка «Мастер Али», в которой рассказывается о возникновении национального музыкального инструмента домбры. К знаменитым и часто воспроизводимым сюжетам относится средневековая церковная легенда о простом «дударе», который спасает город от полчищ крыс. Упоминается этот сюжет и в любимой многими сказке Сельмы Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса…», и в замечательной поэме Роберта Браунинга «Флейтист из Гаммельна», известной в переводе С. Я. Маршака.

Русские сказки о музыке

И просто не счесть сказок, рассказов, стихотворений и поэм, посвященных музыке и созданных русскими авторами. Из классических произведений, кроме «Садко», можно назвать «Гусли-самогуды» или «Пастушью дудочку». Замечательная сказка о музыке «Гусли-самогуды» в обработке А. Н. Афанасьева рассказывает об Иване, который стал благодаря волшебным гуслям царем. Другой Иванушка из «Волшебной дудочки» наказал жадных хозяев, не хотевших платить ему денег за отлично выполненную работу, выполнить которую помог ему чудодейственный музыкальный инструмент.

сказки и стихи о музыке

Русские классики о музыке

Рассказы о музыке, музыкантах и их инструментах писали многие знаменитые русские писатели – Лев толстой («Сердце музыканта»), А. П. Чехов («Контрабас и флейта»), К. Г. Паустовский («Старый повар» (о Моцарте), «Музыкальная канарейка», «Корзина с еловыми шишками» (о Григе)), В. В. Бианки («Кто чем поет?»). О безграничной силе музыки, которая может сделать незрячего от рождения мальчика счастливым и полноценным членом общества, рассказывает повесть В. Г. Короленко «Слепой музыкант», изданная в 1886 году. Есть несколько замечательных рассказов о музыке у русского писателя Евгения Пермяка: «На все цвета радуги», «Пастух и скрипка», «Тонкая струна» и «Счастливая труба».

Современные сказки о музыке

Сказка на тему музыки не умерла, а продолжает жить и в наше время, потому что детей знакомить с миром музыки лучше всего в более привычной и доступной форме. Примером может служить замечательное современное произведение данного жанра о музыкальных инструментах «Как бы не так». Или сказка о музыке замечательного детского писателя В. А. Лёвшина «Маленькая волшебница». Познакомить детвору с произведениями этих писателей определенно стоит. А современная детская писательница Татьяна Домаренок пишет чудесные сказки о музыке для малышей. Вот некоторые из них: «Святая музыка», «Музыкальный ключик», «Божественная скрипка» и многие другие. Замечательное произведение, посвященное рассматриваемой нами теме, написал советский писатель Семён Гарин («Поющие друзья»). Нельзя обойти вниманием и прекрасные сказки о музыке, которые написал В. Сухомлинский. Это и «Музыка весенних лугов», и «Дитя Солнца», и «Лесные сумерки», и «Кузнечик-музыкант», и другие.

 сказки народов мира о музыке

Малоизвестные сказки народов мира

Сейчас в Сети есть много интересных подборок современных сказок о музыке, нотах, инструментах и обо всем-всем-всем, что относится к миру музыки. Перечисляются там и некоторые малоизвестные народные сказки народов мира о музыке. Например, «Волшебная арфа». В этой сказке народов Бирмы рассказывается о несчастном сироте Маун Сита и том, как он своей музыкой излечил королеву. Алжирская народная сказка «Чудесная лютня» тоже рассказывает о спасительной силе музыки. Алтайская сказка «Малыш Рысту» повествует о мальчике, преображающем звуки природы в красивую музыку. Он был счастлив свободным и чуть не умер у хана. Спасли его от смерти все те же звуки природы.

 сказка на тему музыки

Сказочная шкатулка

Самые исчерпывающая информация на эту тему и, наверное, все существующие в мире сказки и стихи о музыке, собраны в замечательной книге «Волшебный мир музыки». В ней перечисляются все авторы – как отечественные, так и зарубежные, – которые когда-либо что-то писали о данном виде искусства. В числе самых красивых сказок хотелось бы особо выделить такие: «Чонгурист» (Грузия), «Серебряная дудочка Маккримонса» (Шотландия), «Вышивальщица птиц» (Греция), «Царица гор» и «Соколовская гитара» (цыганские легенды). Хотя, конечно, все сказки, сказания, песни и легенды народов мира о музыке заслуживают внимания.

eye 151 382

00:14:36

Сказка — былина «Садко» повествует о самолюбивом гусляре, которому пришлось испытать много счастливых и горестных минут. Садко перестали приглашать на праздники, уходил он к озеру и играл печальную мелодию души.

Автор: БылиныВ подборках: С картинками, Русские народные с картинками, Сказки на ночь, Для детей 5 лет, Для детей 6 лет, Для детей 7 лет, Для детей 8 лет, Для детей 9 лет, Для мальчиков, Про добро и зло, Страшные, Про волшебство, Про рыб, Про музыку и музыкантов, Про труд

eye 97 921

00:15:30

Стоя у окна, девочка вспоминает о приготовлениях ее мамы – танцовщицы театра к новому спектаклю, в котором ей предстояло сыграть роль Золушки.

Автор: ПаустовскийВ подборках: С картинками, Сказки на ночь, Для детей 5 лет, Для детей 6 лет, Для детей 7 лет, Для детей 8 лет, Для детей 9 лет, Для детей 10 лет, Про любовь, Про животных, Про птиц, Про маму, Про музыку и музыкантов, Про зиму, Про детей, Про жадность, О дружбе

eye 40 175

00:07:48

В сказке рисуется образ очаровательной принцессы, находящейся под гнетом лицемерия и глупости королевского двора.

Автор: Братья ГриммВ подборках: С картинками, Сказки на ночь, Для детей 4 лет, Для детей 5 лет, Для детей 6 лет, Для детей 7 лет, Для детей 8 лет, Про Принцесс, Про животных, Про птиц, Про Кошек и Котов, Про собак, Про петуха, Про музыку и музыкантов, Про лес, О дружбе

eye 18 220

00:08:00

Решил король выдать свою дочь замуж, но она была своенравной и гордой и только посмеивалась над женихами. Особенно насмешил ее добрый король, которого она прозвала Дроздовиком. Ее отец разгневался и отдал гордячку за первого встречного нищего.

Автор: Братья ГриммВ подборках: Сказки на ночь, Для детей 4 лет, Для детей 5 лет, Для детей 6 лет, Для детей 7 лет, Для детей 8 лет, Для девочек, Про Принцесс, Про музыку и музыкантов, Про труд, О дружбе

eye 16 409

04:26:12

Хотя Урфин Джюс и на все руки мастер, не жалуют его односельчане (по причине свирепой подозрительности и редкостной злобы). Случилось однажды – взошла на дворе мастера Урфина странная трава.

Автор: Волков АлександрВ подборках: С картинками, Современные, Для детей 7 лет, Для детей 8 лет, Для детей 9 лет, Для детей 10 лет, Для детей 11 лет, Для детей 12 лет, Про фей, Про добро и зло, Про волшебство, Про животных, Про птиц, Про собак, Про медведей, Про льва, Про ведьм, Про драконов, Про музыку и музыкантов, Про игрушки, Про детей, Про жадность, Про труд, О дружбе

eye 13 814

00:05:18

Сказка повествует о тяжелой судьбине бедной девушки, несчастной падчерицы.

Автор: Русские народныеВ подборках: С картинками, Русские народные с картинками, Сказки на ночь, Короткие, Для детей 4 лет, Для детей 5 лет, Для детей 6 лет, Про добро и зло, Страшные, Волшебные русские народные, Про волшебство, Про музыку и музыкантов, Про детей, Про жадность

eye 11 701

00:15:54

Приглашённый отцом Мишенька сначала ничего особого не замечает – табакерка, да. Внутри можно хранить табак, тоже ясно.

Автор: ОдоевскийВ подборках: С картинками, Сказки на ночь, Для детей 7 лет, Для детей 8 лет, Для детей 9 лет, Для детей 10 лет, Про волшебство, Про музыку и музыкантов, Про игрушки, Про детей, Про труд

eye 8 553

00:04:00

Жил на свете Ванька и его отец. Уродилась у них однажды крупная, хорошая репа, да только стал ее кто-то воровать. Ванька пришел в поле урожай сторожить, увидел воришку и отправился с ним до самого его дома, где жил седой старик.

Автор: Русские народныеВ подборках: Сказки на ночь, Короткие, Для самых маленьких, Для детей 3 лет, Для детей 4 лет, Для детей 5 лет, Для детей 6 лет, Для детей 7 лет, Про Принцесс, Про любовь, Волшебные русские народные, Про волшебство, Про Ивана-Дурака, Про музыку и музыкантов, О ленивых людях

eye 8 027

00:08:36

У князя Владимира был пир, на котором гости начали хвалиться тем, что имеют, а самые глупые хвастались молодыми женами. Молчал только Ставр Годинович. Тогда князь Владимир спросил его, отчего он не хвалится.

eye 7 483

00:05:30

У одной вдовы был сын Вавила, который работал пахарем. Его приглашают двое скоморохов – Кузьма и Демьян – отправиться в так называемое «Инишнее царство».

Автор: БылиныВ подборках: Для детей 6 лет, Для детей 7 лет, Для детей 8 лет, Для детей 9 лет, Для детей 10 лет, Про добро и зло, Страшные, Про волшебство, Про животных, Про птиц, Про маму, Про музыку и музыкантов, Про хлеб, Про детей, Про труд

eye 7 279

00:14:30

Решил властитель одной страны выдать дочь замуж, но красавица никого не считала достойным себя. Всех женихов она не просто отвергала, а унижала, придумывая прозвища.

Автор: Братья ГриммВ подборках: С картинками, Сказки на ночь, Для детей 4 лет, Для детей 5 лет, Для детей 6 лет, Для детей 7 лет, Для детей 8 лет, Про Принцесс, Про музыку и музыкантов, Про труд, О дружбе

eye 6 477

00:07:18

В гости к князю Владимиру приплыл на корабле Соловей Будимирович с подарками. Пришлись по душе князю и жене дары Соловья, и он выделил ему землю у племянницы Забавы. Соловей стал строить там три терема необычной красоты.

Автор: БылиныВ подборках: Для детей 5 лет, Для детей 6 лет, Для детей 7 лет, Для детей 8 лет, Для детей 9 лет, Для детей 10 лет, Для девочек, Про Принцесс, Про любовь, Для мальчиков, Про музыку и музыкантов, Про труд

eye 5 874

00:14:36

Супруга барабанщика, приходя в церковь, любовалась на нежную красоту херувимов, украшавших алтарь, и мечтала о ребенке, который будет похож на ангелочка.

Автор: АндерсенВ подборках: Для детей 6 лет, Для детей 7 лет, Для детей 8 лет, Для детей 9 лет, Для детей 10 лет, Для детей 11 лет, Для детей 12 лет, Про любовь, Для мальчиков, Про маму, Про музыку и музыкантов, Про детей, Про труд

eye 5 373

00:07:24

Иванушка, сын бедных родителей, искал работу и нашел ее в селе далеком. Хитрый хозяин взял Ивана пастухом в отару и, как водится, не захотел расплачиваться с работником в положенный срок. Но находчивый парень нашел способ наказать скупого помещика.

Автор: Русские народныеВ подборках: С картинками, Русские народные с картинками, Сказки на ночь, Для детей 4 лет, Для детей 5 лет, Для детей 6 лет, Для детей 7 лет, Про добро и зло, Волшебные русские народные, Про волшебство, Про музыку и музыкантов, Про детей, Про жадность, Про труд

eye 3 146

00:10:00

Королевский сын был хорош нравом, а его отец – наоборот, был очень корыстен. Как-то раз он увидел старика, у которого было много лисиц и соболей. Король выведал, что зверя ловит леший в заповедном лесу. Для этого он расставляет петли-лесы.

Автор: Русские народныеВ подборках: Сказки на ночь, Для детей 4 лет, Для детей 5 лет, Для детей 6 лет, Для детей 7 лет, Про Принцесс, Про любовь, Про добро и зло, Страшные, Волшебные русские народные, Про волшебство, Про драконов, Про Богатырей, Про музыку и музыкантов, Про жадность, Про труд, О дружбе

eye 2 802

00:21:48

Маленький Моцарт появился на свет в Зальцбурге, в столице австрийского княжества. В 3 года он услышал пение запечного сверчка и сочинил свою первую мелодию. Папа верил в талант сына и учил играть на скрипке.

Автор: Геннадий ЦыферовВ подборках: Для детей 8 лет, Для детей 9 лет, Для детей 10 лет, Для детей 11 лет, Для детей 12 лет, Про добро и зло, Про животных, Про музыку и музыкантов, Про природу, Про зиму, Про детей, Про жадность, Про труд

eye 2 330

00:11:42

Промчавшись по большому городу, где на каждом углу пестрили надписями и картинками самые разные вывески, ураганный ветер взял да и снес их, переместив по своему разумению на те места, где они на самом деле должны находиться.

eye 2 276

00:03:30

Великолепная история, воспевающая Данию и великих деятелей, которых она явила миру. Скорее, не сказка, а краткий исторический экскурс, написанный Андерсеном в его фантазийной манере.

eye 2 179

00:12:54

Балдак Борисьевич, по приказу царя киевского Владимира, отправился с 29 молодцами во двор к турецкому султану. Там они увели его любимого коня, растерзали кота-бахаря, исплевали салтану глаза, выжгли огнем весь его любимый сад.

Автор: Русские народныеВ подборках: Для детей 7 лет, Для детей 8 лет, Для детей 9 лет, Для детей 10 лет, Про Принцесс, Про любовь, Про добро и зло, Страшные, Волшебные русские народные, Про волшебство, Про Богатырей, Про музыку и музыкантов, О дружбе

eye 1 992

00:01:54

В пустующей ленинградской квартире вдруг поселилась семья чижей! Целых сорок четыре птахи! Но жильцы нисколько не возмутились – наоборот, обрадовались.

Автор: Самуил Яковлевич МаршакВ подборках: С картинками, Сказки на ночь, Короткие, Сказки в стихах, Современные, Для самых маленьких, Для детей 3 лет, Для детей 4 лет, Для детей 5 лет, Для детей 6 лет, Для детей 7 лет, Про животных, Про птиц, Про музыку и музыкантов, Про хлеб, Про труд, О дружбе

Сны

В далекие-далекие времена, когда до цивилизации
было еще далеко, мужчины охотились, женщины
занимались собирательством, готовили пищу, а
дети как всегда были непослушны. Но только один
был не такой как остальные. Все считали его
ненормальным: он был очень послушен, ему чудились
какие-то люди, он видел разные сны.
Он рассказывал, что в снах он видит прекрасного,
великого человека с большими белоснежными
крыльями. Этот человек подносил ко рту какую-то
небольшую палочку и дует в нее. А из палочки
доносятся чудесные, необычные звуки.
Такой сон снится ему каждую ночь. Только звуки из
той палочки разные: то нежные и мягкие, то резкие,
веселые.
Но вот однажды сны перестали ему сниться. Что-то
случилось. Может быть, он вырос и стал взрослым?
Но желание услышать снова те волшебные звуки
становилось в нем еще сильнее. Он решил во чтобы
то ни стало воспроизвести эти звуки. Он срезал
стебель бамбука, проделал в нем несколько
отверстий и тут мир впервые услышал…
К сожалению, эти первые звуки не были так уж
прекрасны. Но через несколько тысяч лет на свет
появилась флейта.

Дерксен Маргарита, 5«В» класс

Любитель-рыболов

Жил-был мальчик. Он любил ходить на рыбалку и
петь песни. Он пел песни о цветах, о полях, о
животных, о небе, о солнце…
Придет мальчик на озеро и начнет распевать
песенки. Рыбам очень нравилось слушать эти песни,
и они подплывали к берегу все ближе и ближе, и
стали попадаться на крючок.
Через некоторое время не попавшая на крючок рыба
поняла, что если звучит песня, то их ожидает
опасность. С тех пор, как песня начиналась, так
рыба расплывалась. Мальчик понял, почему рыба не
ловится.
Когда он стал взрослым, то сочинил песню
«Любитель-рыболов».

Масленникова Наташа, 6«В» класс

Одушевление леса музыкой

Когда-то жил на белом свете скрипач, который
очень любил музыку. Однажды осенью он пошел в лес
и взял с собой свою любимую скрипку. Настроение
его было очень грустное, поэтому он и стал играть
в лесу грустную музыку. Ручей стал журчать еще
тише, деревья на ветру колышутся быстрее.
Кузнечик стал петь под музыку свою любимую
песенку. Кукушка и соловей подпевают ему.
Скрипачу очень понравилась эта живая мелодия. Он
шел домой и радовался, потому что никогда не
слышал такую одушевленную музыку.

Колодин Саша, 6«В» класс

Как сочинили песню

Когда-то давным-давно жил в своей избушке
сверчок. Когда заходило солнце, и наступала ночь,
он выходил и запевал свою любимую песню. Люди,
услышав эту замечательную песенку, радовались.
Но кроме сверчка есть и другие разные насекомые и
животные, которые тоже издают звуки. Например:
кукушка и дятел. Кукушка кукует и получается
песенка. Ку-ку!
Ку-ку! Как будто она где-то спряталась, выглянет и
кукует! Это самая любимая моя птица.
Дятел-врач деревьев. Он своим клювом стучит по
дереву и издается звон или стук и получается
мелодия.

Кирюхина Таня, 6«В» класс

Как Ерёма песню сочинил

Жил-был в деревне Ерема, который был большим
выдумщиком. Он всегда что-то придумывал, знал
много прибауток, шутил со всеми.
И вот однажды барин приказал ему сходить на базар
в другой город. Ерема собрался в путь, взял
котомку и пошел.
Дорога в город шла через лес, идти ему было
скучно. Но, зайдя в лес, он услышал много звуков:
пение птиц, шелест листвы, потрескивание веток
под ногами. Эти звуки Ереме понравились, у него
поднялось настроение. Под звуки леса он стал
напевать себе под нос шутки и прибаутки, которые
он знал. Так у Еремы получилась песня.

Алистратов Алексей, 5«Б» класс

Как появилась песня

Жили-были дед да баба. И был у них сын Иван.
Однажды он пас овец. Ему так надоело сидеть, что
он сорвал тростник и дунул в него. У него
получился звук. Тогда Иван добавил дырочки. У
Ивана получилась музыка. Потом он рассказал об
этом соседям. Так весть разошлась по всей
местности. Благодаря Ивану на земле появилась
музыка.

Хабаров Женя, 5«Б» класс

Как появилась первая музыка

Шел древний человек и вдруг он увидел бабочку,
хотел ее поймать руками, но бабочка улетела. И
получилось, что человек хлопнул в ладоши. Человек
удивился и начал хлопать дальше.
Потом побежал к своему племени и начал
показывать, как он умеет хлопать в ладоши. Люди
удивились и тоже начали хлопать в ладоши. Так
появилось первое развлечение и (музыка) звуки.

Есипова Даша, 5«Б» класс

Откуда музыка берёт своё начало

Однажды женщины разделывали тушу мамонта и
кинули шкуру на кувшин, который был всеми
заброшен. Через два дня женщина подошла к этому
кувшину и хотела снять кожу, но она засохла. И
тогда женщина взяла палку и начала бить по шкуре,
так получился звук.
А в это время мужчины возвращались с охоты домой.
Один из них нечаянно кончиком ветки задел об
натянутую струну. И получился звук.
Вечером, когда было всеобщее собрание, они начали
показывать, что они обнаружили. Тогда женщина
начала палкой бить по засохшей шкуре на кувшине,
а мужчина тянуть и отпускать натянутую струну.
И получилось очень красивая мелодия и еще
инструменты.

Осипова Оля, 5 «Б» класс

Как появилась музыка

В древности люди не выращивали скот, не
занимались земледелием, а выживали тем, что
давала природа. Они ходили по лесам и полям, по
берегам рек и морей и искали себе пропитание.
Однажды, один человек, живший в одном племени, на
берегу моря искал на мелководье моллюсков для
того, чтобы принести их в свое племя на обед.
Вечером, сидя у костра, опустошив раковины, один
из людей стал дуть в пустую раковину, и из нее
полились мелодичные звуки. Кто знает, может быть
так и появилась музыка.

Кохановская Карина, 5«Б» класс

Гномы

Жили в лесу три гнома. Они только и делали, что
искали клад и возвращались в свой скучный и
пустой дом. Но однажды, когда гномы несли клад,
один бриллиант упал и издал звук. Один гном
услышал это и стал ронять бриллианты. Так
появился звук.

Абрашкина Вика, 5«Б» класс

Музыка и песня

Жил-был дровосек, и было у него двое детей.
Пошли как то дети гулять в лес. И стало детям
скучно, и стали дети придумывать разные шутки и
прибаутки. Соединили все вместе и получились
слова песни.
Шли дети дальше, видят колокольчиков
видимо-невидимо. Они дотронулись до них и
услышали звук.
Потом еще и еще, то звонче, то тише, то высоко, то
ниже.
Вот так, одновременно дотрагиваясь до цветов и
напевая шуточные слова, получилась веселая
песня.
Василой Аня, 5«Б» класс

Два друга

Жили-были два друга любопытный и ленивый. Была
зима. И вдруг любопытный говорит:
– Хочется мне что-нибудь открыть!
А ленивый говорит:
– Да не получится у тебя ничего!
– Получится – говорит любопытный и начал
изобретать. Изобретал, изобретал, но ничего не
получилось. Ну, все думает любопытный: «Он был
прав».
Однажды заходит любопытный в хижину и вдруг
задел он сосульку, и она упала с прекрасным
звуком. Он услышал и сорвал несколько сосулек,
взял две палочки и начал играть. Когда ленивый
услышал и сразу же пришел к любопытному и увидел,
что любопытный все-таки изобрел музыку.

Гранкина Оля, 5«Б» класс

В стране предметов

В стране предметов жили музыка , литература,
математика, английский язык, русский язык,
история, природоведение, информатика, рисование.
Все предметы между собой дружили.
Однажды информатика развесила объявление: «Кто
напишет песню».
Музыка сразу начала выдумывать песню. Она
сочинила песню без слов. И подружка литература
сразу прибежала и сказала: «Музыка-музыка, давай
придумаем песню со словами». А говорила эти слова
литература не зря – буквами любила петь музыка. А
про какой предмет я напишу. И тут все предметы
прибежали к музыке. Всем хотелось чтобы именно
про них написали. Ах про кого я же напишу? –
сказала музыка. И математика сказала: «По моим
расчетам все мы есть только в одном учреждении
«Школа».
«Вот про нее я и напишу» – сказала музыка. И
сочинила песню «Чему учат в школе».

Потапова Кристина, 5«В» класс

Лесная песня

На лесной поляне жил один маленький кузнечик.
Он был очень любопытным и изобретательным.
Однажды он проснулся рано утром и пошел
прогуляться. Прыгнул на колокольчик и замер «Что
за удивительный звон?»: подумал про себя кузнечик
– надо запомнить. Вдруг внезапно дунул ветерок и
рядом росший еще один колокольчик тоже зазвенел
«динь – динь».
– Интересно получается – сказал кузнечик и
прыгнул на другой цветочек.
– Дон-дон – прозвенел цветок.
Динь-дон – как красиво звучит. Попрыгал дальше. В
центре поляны на пеньке сидел зайчик и стучал
лапками по пню «тра-та-та-тра-та». Кузнечик
задумался. Соединил звуки колокольчиков и бой
зайчика – «Динь-дон-трата-та». Получается очень
интересное смешивание звуков.
Ближе к полудню он подустал и прилег возле
березки отдохнуть. Лежал и наигрывал сегодняшние
находки «Динь-дон-тра-та-та». «Чего-то не хватает»
– сказал про себя кузнечик и заснул. В то время на
ветку березы сел соловей и залился разными
красочными звуками: ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля. Кузнечик
вскочил и закричал – «Вот это то, что надо».
Соединил все звуки и получилось удивительное
сочетание – Динь-дон, тра-та-та,
ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля.
На следующий день кузнечик пригласил на полянку
ветерок, колокольчики, зайчика и соловья. И
попросил, чтобы они произнесли эти звуки
одновременно. Дунул ветерок, зазвенели
колокольчики, зайчик пробил чечетку на пеньке,
соловей засверестел. Получилась красивая добрая
мелодия, на которую собрался весь лесной народ. И
слушали эту лесную песенку до заката солнца.
Песенка закончилась, на полянке стало темно, и
сова сказала – ого.

Недорезова Аня, 6«В» класс

Три брата

Жил-был царь и было у него три сына. Старшего
звали Федот, среднего – Илья, а младшего – Алёша.
Федот умел рисовать, Илья умел музыку сочинять, а
Алёша умел слова складывать. Да такими дружными
были три брата, никак не разделить их. Очень любил
царь своих сыновей.
Вот как то раз решил он их проверить на дружность.
Вот созвал своих сыновей и говорит им: «Вот ,дети
мои! Захотелось мне новую песню. Кто сочинит её
лучше всех, тому и награду – сундук с золотом. Даю
вам сроку – три дня и три часа»
Вот рисует картину Федот. Рисовал он небо
голубое, птиц в поднебесье. Поле широкое. Показал
Федот Илье свою картину, увидел Илья её,
подумал-подумал, да сочинил музыку. Посмотрел
Алёша на картину, послушал музыку, а под музыку и
слова к песне были готовы. А по картине то такой и
смысл сам получался.
Вот прошло три дня и три часа, настал срок идти к
царю. Приходят они к отцу и говорят: «Сочинили мы
песню, батюшка! Да не три, а одну. И все вместе,
дружно» Послушал царь песню и разделил золото
между сыновьями.
Вот как искусство Слова музыки и живописи
объединяют людей.

Сиделёва Настя, 6«Б» класс

  • Сказка о натуральных чисел
  • Сказка о нарциссе ставшем цветком 3 буквы сканворд
  • Сказка о муравьишке который пошел в школу
  • Сказка о мудрости и красоте
  • Сказка о морали 8 класс обществознание