Сказка о мужике и телеге

Эпоха просвещения в российской империи неизменно ассоциируется с екатериной ii. политические идеи, продвигаемые императрицей, представляли собой последнее слово западноевропейской политической

Эпоха Просвещения в Российской империи неизменно ассоциируется с Екатериной II. Политические идеи, продвигаемые императрицей, представляли собой последнее слово западноевропейской политической мысли, над становлением которой трудились величайшие умы той эпохи – Дж. Локк, Ш. Монтескье, Ж-Ж. Руссо.

В период реформирования русская государыня демонстрировала желание построить диалог с обществом. Так, немаловажным шагом является созыв Уложенной комиссии, построенной в соответствии с представительным принципом. Екатерина II стремилась установить контакт между всеми сословиями ради решения общероссийских проблем. Западные указания, «привезенные депутатами из провинции, свели Екатерину с ее неба на землю» (Очерки по истории русской культуры / П.Н. Милюков. Петербург, 1901.).

Учитель проверяет на плагиат?
Закажи уникальную работу у наших авторов. Напишем в течение дня!

Связаться с нами:

В вопросах законодательных предписаний попытка построить диалог с обществом не увенчалась успехом, однако вектор для взаимодействия между высшими представителями империи и подданными был задан. После роспуска Уложенной комиссии императрица решается на модернизацию, разрешая создание журналов. Главная цель этого явления – сбор информации о возможных путях развития России.

Можно предположить, государыня осознавала отсутствие перспектив в вопросах однобокого управления, что и обусловило необходимость создания гражданского общества. Во избежание конфликтов Екатерина II отказалась от привычного монолога, допускала полемику с противниками абсолютизма, среди которых были известные Н.И. Новиков и А.Н. Радищев.

П.Н. Берков в качестве исследователя истоков и развития русской журналистики считает, что Екатерина II была вынуждена прибегнуть к публичной дискуссии из-за безрезультатной деятельности Комиссии». Исследователь уверен, что журнал «Всякая всячина» – синтез сатирико-нравоучительного направления и монолога государыни. Разделяет данную точку зрения и В.Ю. Проскурина, отмечавшая стремление Екатерины II встать на путь Просвещения и избавления от нравственной неполноценности и невежества.

Цель императрицы – создание и продвижение в массы идеала личности, то есть личности просвещенной. Это человек разумный и разносторонне образованный, который выражает стремление в нравственном развитии, а не приумножении материальных благ. Исследователь Микешин замечал, что имидж просвещенной личности и концепция ее создания отражены в Энциклопедии Дидро, где жестко разграничивались уровни образованности. Так, к высшему рангу принадлежали философы-электрики, лучший монарх – философ. Именно подобный имидж стремилась создать императрица, стараясь

обосновать собственное право на правление Российской империей. Это в свою очередь стало фундаментом для идеологической поддержки в вопросах межгосударственной и внутренней политики.

Журнал «Всякая всячина» основан 1769 году с официальным редактором в лице Козицкого Григория Васильевича (секретарь Екатерины II). Когда первый выпуск увидел свет, общество предположило, что статьи пишет лично императрица, а Козицкий только вносит правки в силу недостаточной грамотности государыни. Витторио Стада в работе «Россия» отметил расцвет утопии, жанра сатиры. Исследователь справедливо указал на несостоятельность проекта идеального социума, беззубость сатиры августейшей особы. Основной претензией было то, что Екатерина II описывала пороки, но при этом не затрагивала носителей этих пороков или причины их появления.

Монарх решился даровать свободу слова, допустив анонимные публикации во «Всякой всячине». К тому моменту журнал уже провозгласили «бабушкой» будущих сатирических изданий, а все желающие опубликоваться в очередном выпуске подавали прошение в Академическую комиссию. Мир увидел сказку о мужике и кафтане, где «мужичок» – русский народ, а старый кафтан – изживший себя свод правил Алексея Михайловича.

Августейшая особа демонстрировала понимание необходимости обновления законодательства, среди разрушающих факторов идеи императрица указывала несогласованность в действиях, отказ от формирования общей идеи. «Портные зачали спорить о покрое, а мужик между тем на дворе дрожит, ибо тогда случилися крещенские морозы». Монаршая особа отмечает, что «портные» пока не способны сами «сшить кафтан», а это выявляет проблему неготовности модернизации законодательства из-за низкого социально-культурного уровня. Это осознание стало фундаментом для построения диалога с оппозицией, представители которой проявляли активность в журналах «Смесь», «Трутень» и «Адская почта». В изданиях «жили» Злорад, Кащей и иные герои, чьими прототипами выступали аристократы, дворяне и даже члены монаршей семьи.

Первый выпуск журнала «Трутень» вызвал ажиотаж, поразил общественность злободневностью, меткостью и колкостью. Страстные публицистичные попытки автором способствовали зарождению полемики между Екатерины II и обществом. И.Ф. Мартынов в данном историческом контексте предположил, что писатели консолидировали мелкие симптомы смертельной болезни, разрушающей русский социум.

А.С. Ахиезер – знаменитый исследователь социальных конфликтов, который предположил, что новиковские мысли, объединенные с высшей культурой, впервые выступили как независимая от власти мощь. Именно в изданиях под предводительством

Николая Новикова активно обсуждалась и осуждалась августейшая персона, ее действия, наследники.

Императрица успешно эксплуатировала сатирический журнал в качестве средства формирования и преобразования общественного мнения. Современный и актуальный для эпохи Просвещения метод решения политических задач работал на достижение цели августейшей особы – «исправление нравов». Другая сторона полемики – Новиков, который оказался в выигрышной позиции, ярко и колко переигрывал императрицу, попутно собирая вокруг себя «поклонников». Он старался надавить на наиболее «больные точки» Екатерины II.

Противостояние журналов, расцвет сатиры в различных жанрах (плутовский роман, барочный роман, пародийная сатира) прекратились вместе с закрытием «Всякой всячины». Коронованная особа с яростью признала поражение в письмах: «Госпожа бумагомарательница Всякая всячина! По милости вашей нынешний год отменно изобилует недельными изданиями. Лучше бы изобилие плодов земных, нежели жатву слов, которую вы причинили» («Всякая всячина» / Н.И. Новиков, М., 1951.). Екатерина метко сравнивает сложившуюся ситуацию с кончиной Рихмана, чья смерть была признана народом карой божьей за эксперименты с электричеством.

«Всякая всячина» ликвидирована в 1770 году, не продержавшись и двух лет. Императрица стремилась использовать сатирическое издание в качестве властного ресурса. Августейшая особа стремилась подготовить умы к постепенному развитию, в то время как Николай Новиков обличал пороки приближенных к власти и императрицы. Именно различия в целях деятельности не способствовали дальнейшему использованию ресурса для диалога власти и частной позиции.

Источники:

  1. Милюков, П. Н. Очерки по истории русской культуры. – Петербург: Мир Божий, 1901. С. 245.
  2. Берков, П. Н. История русской журналистики XVIII века. – М.; Ленинград: Изд-во АН СССР, 1952. С. 187
  3. Микешин, М.И. Дворянство: от истории к метафизике. – СПб.: Санкт-Петербургский центр истории идей; ИПЦ «Политехника-сервис», 2015.С. 26.
  4. Проскурина, В. Мифы империи: Литература и власть в эпоху Екатерины II. – М.: Новое литературное обозрение, 2006. С. 208.
  5. Мартынов, И. Ф. Книгоиздатель Николай Новиков. – М.: Книга, 1981. С.15.
  6. «Всякая всячина» // Новиков, Н. И. Избранные сочинения. – М.; Ленинград: Гослитиздат, 1951. С. 64.

«Трибуна» продолжает знакомить читателей с интересными мифами коми народа, которые публикуются в группе «Врата Биармии» в соцсети «ВКонтакте». Тексты базируются на научных публикациях, но авторы странички, не меняя суть истории, предпочитают излагать ее в собственной интерпретации.

Сказка о мужике и телеге

Фрейд отдыхает…

Казалось бы, что может быть прозаичнее гороха? В нем нет ничего волшебного. Чаще всего мы покупаем консервированный горошек в банках и знаем его как обязательный компонент рецепта салата оливье. Но горох не так прост.
Согласно древним преданиям одним из сыновей Ена (верховное божество, представитель светлой половины жизни – Ред.) был медведь, Ош. Он жил вместе со своим отцом на небе, в Верхнем мире. Но однажды Ош посмотрел на Землю и увидел там женщину, уронившую половинку горошины. Медведь быстро спустился с неба и съел ее (половинку горошины, естественно, а не женщину). Этот поступок рассердил отца. Ен оставил своего сына Оша на Земле, чтобы он вечно бродил по тайге. Но откуда же такая суровость?
Для нас стручок гороха – это просто стручок. Даже Зигмунд Фрейд постеснялся бы сравнивать эту штучку, тем более сморщенную, с детородным органом. А вот древние коми всерьез считали стручок фаллическим символом. И рассуждали примерно так: в стручке много семян, и горох быстро растет. Значит, горох олицетворяет плодородие. И является магическим средством для зачатия.
У коми есть сказка о том, как старик со старухой съедают суп из найденной чудесной горошины, после чего у них рождается сын. Есть и другая сказка о женщине, съевшей три горошины и родившей трех богатырей. А есть и общий для многих народов Европы сюжет, согласно которому сироты – мальчик и девочка – находят горошину, она прорастает, и по ее стеблю дети забираются на небо (у других народов вместо гороха могут быть волшебные бобы). В небесной избушке дети находят волшебные жернова, которые навсегда обеспечивают владельца пищей.
Как видим, горох из-за своего длинного вьющегося стебля связан с путешествием на небо и с похищением вещи, которая принадлежит богам. Поэтому Ен так сурово наказал своего сына Оша.

Ехал мужик на телеге

Раньше в коми селах и деревнях строго воспрещалось выливать нечистоты на дорогу. Даже сейчас порицают тех, кто так делает. Чтобы избавиться от нечистот, копали за домом яму, куда и сливали все это.
Объясняется запрет с помощью такой притчи. Ехал однажды мужик на телеге. Обгоняет он женщину, предлагает ее подвезти. Смотрит на попутчицу и удивляется – вроде и на лицо красивая, а вся одежда у нее грязная. Увидела она взгляд мужичка и говорит ему: «Это все то, что вы на дорогу льете, вся грязь да помои на мне». Догадался тогда мужик, что перед ним – сама Богородица. Сошла попутчица и пошла своим путем дальше, обернулся на нее мужичок, а она и исчезла уже. Поехал мужик домой рассказал о случившемся. С того времени решили люди не лить грязную воду на дорогу – Божья Матерь по ней ходит, землю обходит.
В этой истории образ Богоматери, вероятно, заместил некое языческое божество. Возможно, богиню плодородия Плзничу, имевшую признаки богини-матери.

«Я тебе рога обломаю!»

После свадьбы на первых совместных хозяйственных работах молодой муж подвергал жену порке вицей. Это часто делалось символически и должно было лишить молодую жену ее «девичьей воли». Церемония называлась Ныв сюрчегм – «обламывание девичьего рога». Но при чем тут рог?
Напомним, рогатой была Плзнича – дух ржаного поля, богиня плодородия. Но можно также обратиться к женским головным уборам коми. Замужние женщины, как правило, носили высокий головной убор, который часто украшался растительным орнаментом. В некоторых случаях это были ветви дерева, напоминавшие оленьи рога. Некоторые головные уборы напоминали славянские рогатые кики, которые также надевали только после свадьбы.
Возможно, Ныв сюрчегм – это воспоминание о древних обрядах инициации, перехода из одного состояния в другое, когда молодая женщина должна была символически сбросить старые рога и отрастить другие.
Рога тут, наверное, упоминаются неспроста. Многочисленные рогатые богини, которым пытались уподобиться дамы, были и у древних египтян, и у древних кельтов. Ну и у древних коми – чего ж им не быть?

Собачий пай

Есть много историй о разделении Неба и Земли. Сделал это, разумеется, Ен, а вот причины указываются разные. В одном из вариантов он защищал Верхний мир от проникновения своего брата Омля, в другом – оскорбился поступком женщины, имеющей слабые представления о гигиене. В последнем важную роль в спасении людей играет собака. Эту историю рассказала одному из читателей группы «Врата Биармии» его бабушка.
«Сейчас иногда встречается пшеница, рожь и ячмень с двумя колосками на одном стебле. Это остатки прежнего хлеба. Раньше весь хлеб был в два-три колоса, и колос был от самой земли. Народ жил в изобилии. Но однажды случилось вот что: у одной женщины ребенок обделался, и, не найдя ничего под рукою, она подтерла ребенка куском хлеба, да еще и прилепила этот кусок к небу – оно тогда низкое было. Разгневался великий Ен. Стал он обрывать колосья, лущить их от земли до самого конца колоса.
Испугался народ, не смеет подойти к Ену. Тогда выбежала вперед собака с высунутым языком и взмолилась: «Да, люди виноваты. Но как быть мне?! Ведь я живу за счет них, они меня кормят. Без них и я умру от голода, а я-то в случившемся не виновата. Это несправедливо!»
Задумался справедливый Ен и сказал людям: «Вы виноваты и заслуживаете наказания. Но благодаря собаке я прощаю вам этот поступок.Отныне на хлебе будет лишь один колос, и длиной он будет с собачий язык. Знайте и помните, что отныне вы едите собачий пай».
Еще больше интересных историй вы найдете здесь: https://vk.com/gatesofbjarma.

  • Сказка о молодильных яблоках и живой воде читать краткое содержание читать
  • Сказка о молодильных яблоках и живой воде читательский дневник 3 класса
  • Сказка о молодильных яблоках слушать аудиосказку
  • Сказка о молодильных яблоках и живой воде читать бесплатно
  • Сказка о молодце удальце молодильных яблоках и живой воде читательский дневник