Квест «По следам сказки»
Вариант№1-
Команды собираются в актовом зале для знакомства с легендой квеста и получения
маршрутных листов.
Вариант
№2 – Команды получают текст легенды в фирменном конверте, стилизованном под
мероприятие. Возможно легенду команды получают из рук героев (птерков и охлей)
После
атмосферного погружения в легенду, ребята отправляются по локациям.
Завязка (место действия – Актовый зал)
Герои
– Птерки и Охли
Фонограмма:
Шум вьюги.
На
сцене герои (пластический этюд на фоне голоса за кадром, герои строят,
собирают, что-то варят в котелке, используются элементы бумажного шоу – фольга
и нарезанная бумага)
Голос
за кадром: В маленьком премаленьком городке Снежном, на улице Волшебной, в
лаборатории по изготовлению Чудес, сказок и праздников, милые охли и птерки
корпели над созданием Чуда. Птерки и охли всегда любили подарки. Нет, самим им
ничего не нужно, они же волшебники, но зато как приятно, когда один человек
дарит другому подарок… «А давайте создадим праздник», — сказали Охли. И
волшебные человечки придумали множество самых разнообразных праздников: 1
сентября, дни рождения, выпускные! Но самым любимым творением птерков и охлей
стал волшебный праздник — Новый год. Но какой же новый год без сказки! «Пусть
самые разнообразные сказки будут напитывать этот праздник. А без сказок
праздник потеряет всякую силу!», — сказали Птерки. И вот уже много много лет,
праздник Новый год живет в дружбе со сказкой! И в сказке вся сила новогоднего
волшебства!
В руках у героев книги с красивыми сказочными
картинками, музыка меняется на зловещую. Книги со сказками становятся пустыми в
черной обложке.
Голос
за кадром: Не будет больше Новогодних сказок, так и знайте…. Я – СКАЗКОЛОВ,
перепутаю все детские сказочки и никогда Новогоднее Волшебство не вернется!!!!
Маршрут квеста
Сквозное
действие: Чтобы вернуть сказки, необходимо найти магические добрики, которые
веками собирались Охлями…. Магические добрики – питают сказки Добром.
В
маршрутном листе в графе локации ведущий оценивает работу команды от 1 до 5 баллов, в зависимости от дисциплины
команды и качества выполнения работы. Маршрутные листы заполняются в
стилистике квеста, под баллами мы понимаем добываемые ДОБРИКИ – их и
зарабатывают ребята за выполнения заданий (То есть 1 балл равен 1 добрику,
слово «баллы» заменяем на слово «добрики») Также ведущие дублируют количество
добриков, вписанный в маршрутный лист, через выдаваемые жетоны, то есть ребята
за выполнение задания получают добрики в виде жетонов-смайликов.
ЛОКАЦИЯ №1 «
Тайна сказки»
Хранитель
теней: День добрый, милые леди и
достопочтенные джентльмены. Разумеется вы в курсе, что некий Сказколов
уничтожил сказочных персонажей и перепутал все сказки. Я готов помочь вам
спасти СКАЗКИ, КОТОРЫЕ, КАК ПУТЕВОДНЫЕ ЗВЕЗДЫ ОСВЕЩАЮТ И ОБЕРЕГАЮТ ПУТЬ
САМОГО ВОЛШЕБНОГО ПРАЗДНИКА – Нового года.
Спасать сказки с
незнакомцем, как минимум не прилично. Разрешите представиться -Хранитель
теней. Тени в образах героев, сюжетов, дворцов, лесов и парков будут оживать
волшебными бликами в сердцах тех, кто верит в сказку. Сейчас мои тени помогут
нам вернуть частичку всех сказок – ее тайну…
Теневой театр
Мы разделимся на
две группы. Одна – перевоплотиться в создателей вопросов, а проще говоря – хранителей
загадок. А другая будет давать ответы, но не словами, а тенью сказочных
образов. Первая группа получает карточки с тематическими загадками, ребята из
первой группы делятся со всеми написанным: читают громко и с удовольствием;
ответы второй группы мы получаем не в словесной форме, а через ширму теневого
театра(вторая команда выбирает среди фигур теневого театра ту, которая является
ответом на загадку и располагают ее так, чтобы было видно тень на ширме)
Загадки:
1)Уплетая калачи,
Ехал парень на
печи.
Прокатился по
деревне
И женился на
царевне.
Ответ: Емеля
2)Войско
солдатиков в бой он ведёт:
«Эй, моё
войско! Вперёд, смелей!
Будет повержен
король мышей!»
Ответ: Щелкунчик
3)Красивая
эта волшебница, но злая.
Есть
страна у нее ледяная.
Колдовством
мальчика в плен она захватила.
Но
верная дружба зло победила.
Ответ:
Снежная королева
4)
Красна девица грустна:
Ей
не нравится весна,
Ей
на солнце тяжко!
Слезы
льет бедняжка.
Ответ:
Снегурочка
Хранитель
теней: Браво! Это было
великолепно! Я награждаю вас добриками! Верю в то, что они помогут Вам спасти
сказки.
Локация№2 «
Мелодия сказки»
Хранитель
мелодии: Здравствуйте, уважаемые
дети, взрослые и взрослые дети! О беде, которая постигла лабораторию по
изготовлению Чудес, весь мир трезвонит. А помочь могут только избранные, в том
числе и я – Хранитель сказочных мелодий. Вы думаете, если сжечь все книги со
сказками, то они умрут? Я этого не позволю. Множество сказок уже были
экранизированы, по сюжетам легендарных сказок была создана музыка для балетных
и оперных постановок, поэтому сказка парит прекрасными мелодиями вне времени и
пространства. Если вы сможете на слух определить по сюжету какой сказки была
написана музыкальная композиция, то я с радостью поделюсь с вами Добриками, которые
так актуальны для вас.
«Угадай мелодию»
Звучат отрывки из известных произведений, задача ребят
назвать сказку, с которой связана музыка.
1) «Щелкунчик»
2) «Снегурочка» (
Ремарка от ведущего: Композитором П. И. Чайковским была написана музыка к
«Снегурочке», сюжет был взят из пьесы Александра Островского, который
вдохновился народной сказкой)
3) «Лебединое
озеро» (Ремарка от ведущего: В оригинале сказка называется «Украденное
покрывало» в пересказе Иоганна Музеуса,именно эта сказка вдохновила
великого русского композитора Петра Ильича Чайковского на создание его
знаменитого балета «Лебединое озеро», хотя окончательный вариант
либретто балета и весьма далек от оригинала)
4) «Снежная
королева»
5) «Сказка о Царе
Салтане». Полет Шмеля ( Н.А.Римский-Корсаков)
Локация №3
« Язык сказки»
Хранитель
слова: Здравствуйте, гости
дорогие! Рада приветствовать вас в Хранилище слова сказочного. Я – хранитель
слова, знаю о беде нашей общей. Если сказок не будет, то и добрых слов станет
меньше. Чтобы добрики я смогла вам отдать, вы задание мое выполните. У нас и
здесь законы сказки действуют, чтобы помощь получить, сначала дело доброе
сделай. Вот и вы сейчас доброе дело сможете сделать, а я вам и помогу. По
секрету сказать, сейф с добриками только после выполнения сложного задания
открывается, а так заперт, что даже богатыри замок сломать не смогли. Перед
вами начало различных сказок, да не простое, а зашифрованное, догадайтесь о
какой сказке идет речь.
Ребята получают карточки с началом сказок, а также
подсказку для шифра( некоторые буквы в тексте заменены цифрами по порядковому номеру
буквы, пользуясь подсказкой ребята расшифровывают текст)
1. Жил-был
старик. У него было три сына: двое умных, третий — дурачок. Те братья работают,
а дурачок целый день лежит на печке, знать ничего не хочет. («По щучьему
велению»).
2. Была у
одной вдовы дочь, была у нее еще и падчерица. Падчерица прилежная, красивая, а
дочка и лицом нехороша, и лентяйка страшная. Дочку свою вдова очень любила и
все ей прощала, а падчерицу заставляла много работать и кормила очень плохо.
Каждое утро должна была падчерица садиться у колодца и прясть пряжу. Однажды
сидела она так, пряла и запачкала кровью веретено. Наклонилась девушка к
колодцу, чтобы обмыть веретено, и вдруг выскользнуло у нее веретено из рук и
упало в колодец. («Госпожа Метелица»).
3. Жил-был
крестьянин Иван, и была у него жена Марья. Жили Иван да Марья в любви и
согласии, вот только детей у них не было. Так они и состарились в одиночестве.
Сильно они о своей беде сокрушались и только глядя на чужих детей утешались. А
делать нечего! Так уж, видно, им суждено было. («Снегурочка»)
4. Знаешь
ли ты, сколько месяцев в году? Двенадцать. Только окончится один месяц, сразу
же начинается другой. И ни разу ещё не бывало так, чтобы февраль пришёл раньше,
чем уйдёт январь, а май обогнал бы апрель. Месяцы идут один за другим и никогда
не встречаются. («Двенадцать месяцев»).
5. Ну,
начнем! Дойдя до конца нашей истории, мы будем знать больше, чем теперь. Так
вот, жил-был тролль, злющий-презлющий; попросту говоря, дьявол. Как-то раз он
был в особенно хорошем расположении духа: он смастерил такое зеркало, в котором
все доброе и прекрасное уменьшалось донельзя, все же плохое и безобразное,
напротив, выступало еще ярче, казалось еще хуже. («Снежная королева»).
6. Когда-то
давным-давно наша планета была бесцветной. И жили-были на свете четыре сестры:
Зима, Весна, Лето и Осень. Старшая сестра Зима была самой мудрой и
рассудительной. Весна – веселая непоседа. Сестра Лето была прекрасна и умна, а
Осень тиха и грустна. («Почему снег белый»).
7. Двадцать
четвертого декабря детям советника медицины Штальбаума весь день не разрешалось
входить в проходную комнату, а уж в смежную с ней гостиную их совсем не
пускали. В спальне, прижавшись друг к другу, сидели в уголке Фриц и Мари. Уже
совсем стемнело, и им было очень страшно, потому что в комнату не внесли лампы,
как это и полагалось в сочельник. («Щелкунчик и мышиный король»).
Хранитель
слова: Вы молодцы, а вот и добрики
подоспели, ловите и вперед! Вас ждут сказочные дела!
Локация№4
«Интеллектуальная остановочка — Сказочный знаток»
Хранитель
Знаний: Добрый день, сказочники.
Ведь именно вы занимаетесь восстановлением сказок на планете и за ее пределами?
Чтобы сказку спасать, нужно о ней все знать. Факты – вот то, что не даст сказке
исчезнуть.
А теперь мы
проверим, какая команда лучше помнит содержание сказок. Я буду читать вам
вопросы и предлагать несколько вариантов ответов. Выслушав вопрос, вы
посовещаетесь и выберете правильный ответ. Если справитесь,поделюсь со
спасателями добриками, хотя глубоко уверена, что пока есть интеллект, сказка
не умрет и не запутается.
Вопросы :
1. Русская
народная сказка «По щучьему велению».
— С помощью чего
Емеля поймал щуку? (варианты: удочкой, ведром, половником, рукой).
— На чем Емеля
поехал во дворец? (варианты: на машине, на санях, пошел пешком, на печи).
2. Русская
народная сказка «Морозко».
— Чем Морозко
укутал падчерицу? (варианты: снегом, шубой, платком, ватой).
— Что делала
старухина дочь в лесу под высокой елью? (варианты: зубами от холода стучала,
ворон считала, крепко спала, делала зарядку).
3. Русская
народная сказка «Снегурочка».
— Куда позвали
подружки Снегурочку? (варианты: в кинотеатр, к себе домой, в лес, в кафе).
— Во что
превратилась Снегурочка? (варианты: в облако, в лужу, в привидение, в
одуванчик).
4. Словацкая
народная сказка «Двенадцать месяцев».
— За какими
цветами девочка пошла в лес зимой? (варианты: за тюльпанами, за подснежниками,
за ромашками, за ландышами).
— Какой месяц
помог девочке набрать цветов? (варианты: февраль, март, апрель,май).
5. П. П. Бажов
«Серебряное копытце».
— Как звали
девочку-сиротку, которую взял к себе Кокованя? (варианты: Малаша, Дуняша,
Мурёнка, Дарёнка).
— Что выбивал
козлик своим копытцем? (варианты: драгоценные камни, серебряные монеты, уголь,
золото).
6. Братья Гримм
«Госпожа Метелица».
— Что делала
Метелица для того, чтобы на улице пошел снег? (варианты: она варила кашу; она
сердилась; она смеялась; она взбивала свою перину).
— Где находился
дом Метелицы? (варианты: в лесу, в колодце, в Москве, в пещере).
7. Э. Т. А.
Гофман «Щелкунчик и мышиный король».
— Сколько голов
было у мышиного короля? (варианты: одна, ни одной, семь, три).
— Что сделала
Мари, чтобы победить мышиного короля? (варианты: поставила мышеловку, принесла
кота, угостила мышиного короля сыром, бросила в негосвою туфлю).
8. Г. Х. Андерсен
«Снежная королева».
— Кого вместе с
Гердой отпустила Маленькая разбойница? (варианты: голубей, северного оленя,
лису, Кая).
— Кто провел
Герду во дворец принца и принцессы? (варианты: ворон, Снежная королева, кошка,
мышка).
Хранитель
знаний: Вы молодцы, вот ваши
добрики, дарю!
Локация №5
«Сказка в красках»
Хранитель
иллюстраций: Здравствуйте,
спасатели сказок. Разрешите представиться я — Хранитель иллюстраций. Может
забыться текст сказок, но иллюстрация никогда. Иллюстрации в книгах сказок –
это тот мир, который дарит нам художник и мы верим ему, рассматривая и
влюбляясь в этот взгляд на сказку. Получить добрики очень просто, соберите
воедино эти части иллюстрации и я с радостью помогу вам.
«Собери паззл»
Хранитель
иллюстраций: Шедеврально. Вы по
праву заслужили добрики!
Локация №6
«Ожившая сказка»
Хранитель
сказочных образов: Добрый день, друзья.
Скажу без ложной скромности, если не будет сказок – не беда, главное, чтобы сохранились
герои. Ведь герои смогут построить новый сказочный мир уже в новых современных
обстоятельствах. Поэтому, да здравствует сказочный герой! Как вы уже
догадались, я хранитель сказочных образов и весьма заинтересован в возвращении
всего со сказкой связанного. Добрики по правилам смогу отдать только после
выполнения проверки. Представим, что один из вас находится за толстым
звуконепроницаемым стеклом. Никто его не слышит, а только видят. Используя
жесты попробуйте показать героев, имена которых записаны на этих карточках.
«Сказочный крокодил»
Карточки: Золушка, Красная Шапочка, Дед Мороз, Шапокляк,
Винни Пух,Карлсон
Локация №7
«Хранитель высоких понятий»
Хранитель
высоких понятий: Приветствую вас,
великие сказочники спасатели. Я–Хранитель высоких понятий, таких как добро,
любовь, вера, надежда, дружба… Ни одна сказка не может существовать без этих
понятий. Где добро, там и сказка. Поэтому, сохранность таких ценностей –важное
дело! У меня есть добрики, не буду скрывать. Но их не достаточно, чтобы
восстановить силу сказок. Могу поделиться лишь малой частью, все остальные
добрики ищите у моих коллег-хранителей. Но сначала, я хочу быть уверена, что вы
действительно достойные ребята. Создайте, увековечьте надпись «Вечность» Пусть
добро,любовь,вера и надежда будут существовать ВЕЧНО!
«Выложи слово» (эстафета)
Буквы, 2 обруча,
образец слов.
Команды
строятся колоннами за линией старта. Максимальное количество участников в
колоне – 8 человек.
Хранитель
высоких понятий: Каждый участник
добегает до обруча, выбирает нужную букву, бежит с ней до обозначенного места,
кладет и возвращается обратно. Следующий игрок может бежать только после
передачи эстафеты. Победит команда, которая быстрее и правильно выложит нужное
слово. Это слово написано перед вами («вечность»).
Локация №8
«Сказочная канцелярия»
Канцеляр: Здравствуйте, уважаемые ребята! С вами знаком по
слухам о том, какие вы умные, находчивые и сильные, да и сказки спасать любите.
Все сказки мира в беде, а я скромный канцеляр сказочных дел, казалось бы, чем
могу помочь? Но, будучи запасливым, я сохранил несколько добриков, которые,как
воздух нужны вам. Просто отдать не могу, не позволяет характер. Хочется
повредничать. Вы наверняка знаете, что у сказок бывают разные авторы. Какие
бывают сказки? (Авторские и народные).
На столе карточки с названиями как авторских, так и
народных сказок, помогите, разделите авторские сказки от народных.
Задание «Авторские и народные сказки»
Локация №9
Отдел креативности
Хранитель
оригинальности: Хай, Хэлоу, Аривидерче,
Салют. Я – хранитель оригинальности. Подарить добрики могу прямо сейчас, только
вряд ли без волшебной силы они вам пригодятся. Если сможете свою оригинальность
проявить, тогда добрики вашей силой пропитаются и уж очень как полезны будут в
вашей миссии. Помогите мне переименовать сказки. На карточках названия сказок,
подумайте, чтобы вы хотели изменить в названии, может сделать его более
броским, ярким или наоборот спокойным.
«Новое название сказок»
Хранитель
оригинальности: Здорово! Добрики
ваши!
Результаты квеста оглашаются после подсчетов баллов.
Если мы заглянем в литературную энциклопедию или в литературный словарь, то, вероятно, обратим внимание, что через каждые две — три фамилии в скобках указывается настоящая фамилия автора.
Это значит, что псевдоним просто затмил истинное имя творца и принёс ему литературную славу и финансовый успех.
Вот самые известные авторы зарубежной литературы, творчество которых популярно под вымышленными именами.
Бомарше — Карон Пьер-Огюстен (1732 — 1789гг.)
Пьер Огюстен Карон де Бомарше (1732–1799) — французский драматург. Фото: ru.wikipedia.org/ Общественное достояние
Знаменитый французский комедиограф. Его пьесы «Безумный день, или Женитьба Фигаро», «Севильский цирюльник, или тщетная предосторожность» можно и сегодня увидеть на сценах самых престижных театров мира.
Отец Пьера-Огюстена был часовщиком, что не сулило в те времена мальчику ничего, кроме как пойти по стопам своего родителя. Тем более что профессия часовщика была уважаемой и давала стабильный заработок. Парень с ранних лет постигал секреты ремесла с усердием. Даже изобрёл особый спуск для часового механизма. Патента на изобретение не оформил. Да и были ли они, эти патенты.
Коллега по цеху попытался присвоить себе изобретении молодого мастера, но Пьер-Огюстен не постеснялся поднять скандал и неожиданно прославился, так как его обидчиком был придворный часовщик. Сам король становится клиентом молодого мастера и приглашает его работать в Лувр. Редко кому так везёт. Как оказалось, технический склад ума не мешал молодому человеку быть прекрасным музыкантом: он играет на скрипке и гитаре, на клавесине и арфе. Кроме того, он обаятелен и остроумен. Придворные дамы от него без ума. Принцессам срочно захотелось научиться играть на арфе и гитаре.
Художественные таланты часовых дел мастера его королевского величества сделали молодого человека чрезвычайно популярным при дворе, и когда он, простолюдин, предложил руку и сердце богатой и знатной девушке, она была согласна. Теперь он по праву законного супруга может взять себе имя с вожделенной частичкой «де». Жене принадлежит ещё маленький лесок под названием «Бомарше». Вот и хорошее звучное имя получилось само собой — «де Бомарше». К собственному лесу очень подошла купленная должность королевского секретаря судьи по браконьерским делам, дающая право уже на настоящее, собственное дворянство. Жизнь удалась, что называется, и теперь можно заняться любимым делом: писать зажигательные остроумные комедии.
Время есть, деньги есть, талант есть и звучное имя «Бомарше» — есть. И с тех пор лёгкий, задорный смех этого талантливого и остроумного француза будет помогать людям жить. А мы вам советуем пересмотреть комедию Бомарше «Безумный день, или Женитьба Фигаро» и насладиться игрой Андрея Миронова в главной роли.
Братья Бэлл — Бронте Шарлотта (1816 — 1855 гг.) и её сёстры Анна и Эмилия
Совместный портрет сестёр Бронте, написанный их братом Бренуэллом, приблизительно 1835 год. Слева направо изображены: Энн, Эмили и Шарлотта (видна также тень Бренуэлла, появившаяся, когда он стёр своё изображение). Фото: ru.wikipedia.org/ Общественное достояние
Английские писательницы. Самая знаменитая Шарлотта Бронте. Она автор всемирно известного «женского романа» «Джен Эйр».
В 1846 году в Англии вышел из печати сборник стихов. Авторами были три сестры Бронте, каждая из которых в той или иной мере была наделена литературным даром.
Девушки выбрали себе остроумный псевдоним — Братья Бэлл. Основой для этого псевдонима послужило имя любимого брата Брэнуэлла. Сёстры-поэтессы соединили первую букву имени с двумя последними.
Позже под псевдонимом Каррер Бэлл появился увлекательный роман «Джен Эйр». Слухом земля полнится, и читающая публика очень взволновалась информацией о том, что никакого мистера Бэла не существует, а это какая-то гувернантка мистифицирует добропорядочных людей. Последующие романы писательницы также имели успех, и вскоре на обложках книг появилось её настоящее имя — Шарлотта Бронте.
Марк Твен — Клеменс Сэмюэл (1835 — 1910 гг.)
Марк Твен в 1907 году. Фото: ru.wikipedia.org/ Общественное достояние
Известный американский писатель. Создал незабываемые образы Тома Сойера и Гекльбери Финна, принца и нищего и янки при дворе короля Артура.
Псевдоним этого автора полностью вытеснил из сознания читателей истинное имя этого человека. Все, кто знаком с творчеством Марка Твена, отмечают его чувство юмора и оригинальность мышления. Эти качества характера и сработали при создании нового литературного имени.
Во время многочисленных речных поездок по Миссисипи Сэмюэл вместе с другими пассажирами вздрагивал от криков матросов: «Mark — twain!» Так звучал сигнал о том, что судно достигло достаточной глубины. Первое слово воспринималось на слух, как имя «Марк», и второе было красивым и звонким. Чем не фамилия?
Исследователи творчества Марка Твена до сих пор не пришли к единому мнению по поводу того, кто придумал этот замечательный псевдоним. Одни литературоведы утверждают, что Сэмюэл Клеменс сам его сотворил, а другие предлагают нам почитать книгу этого писателя «Жизнь на Миссисипи». Писатель вспоминает, как в дни своей молодости, когда делались лишь первые шаги в журналистике, он знавал старого капитана, любившего время от времени присылать в местную газету свои незатейливые заметки о том, о сём. Капитан имел псевдоним Марк Твен.
Молодой Сэмюэл Клеменс, отличавшийся тогда максимализмом и амбициозностью, высмеял на страницах газеты этого безобидного бумагомараку. И больше никогда старик-капитан не присылал в газету своих заметок. А через какое-то время в газете был опубликован некролог: умер капитан. Стыдно и горько стало активному молодому журналисту. Он принял парадоксальное решение: конфисковать псевдоним «МаркТвен» и писать так хорошо, чтобы это имя прославить. Получилось? Очень даже.
О, Генри — Портер Уильям Сидни (1862 — 1910 гг.)
О, Генри — Портер Уильям Сидни. Фото: ru.wikipedia.org/ Общественное достояние
Американский писатель с неподражаемым чувством юмора. Он автор множества юмористических новелл и сатирического романа «Короли и капуста».
История появления его псевдонима смешна и трогательна одновременно. У этого весёлого жизнерадостного человека случилось огорчение: он попал на три года в тюрьму. Дело в том, что Уильям Сидни был какое-то время служащим в приличном банке. Он был бухгалтером, чья карьера успешно развивалась. Начальство к нему было благосклонно, и он был, что называется, на хорошем счету. Как вдруг… Заболела жена, срочно нужны деньги. Бухгалтер «позаимствовал» их в кассе банка. И сел.
Уильям Сидни отбывал наказание. Как человеку образованному и спокойному, ему доверили работать в тюремной аптеке. Появилось свободное время, и от нечего делать бывший бухгалтер написал маленький смешной рассказик к Рождеству, решил его отослать для публикации в литературный журнал. Подписывать рассказ своим родным именем было немыслимо. Будут ещё заключённые в приличных журналах печататься! Как бы не так! Задумался начинающий писатель, взгляд его упал на фармацевтический справочник. О, Генри. Недолго думая Портер подписывает свой рассказ этим именем. Рассказ был напечатан. Новоявленный автор стал знаменит. Очень заслуженно, на наш взгляд.
Кэрролл Льюис — Доджсон Чарльз Латуидж (1832 — 1898 гг.)
Кэрролл Льюис — Доджсон Чарльз Латуидж. Фото: ru.wikipedia.org/ Общественное достояние
Английский писатель, логик, математик, автор всемирно известных сказок о девочке Алисе: «Алиса в стране чудес» и «Алиса в Зазеркалье».
Оказывается, профессор математики Оксфордского университета по фамилии Доджсон и автор остроумнейшего творения «Алиса в стране чудес» — одно лицо. Говорят, английская королева была очень удивлена, когда на её просьбу предоставить Её Королевскому Величеству труды автора прекрасной сказки, ей доставили десятки книг по высшей математике.
Профессор Доджсон развлекался тем, что отдыхал в кругу детей своего друга и прислушивался к их разговорам. Вот общение с тремя маленькими подружками и навеяло в его профессорскую очень серьёзную голову столько парадоксальных шуток.
Сказки про Алису принесли ему большую известность, но это не послужило поводом для того, чтобы в погоне за славой модного писателя оставить серьёзную науку математику. Исследования профессора в области высшей математики предвосхитили некоторые современные идеи математической логики.
***
Псевдонимов знаменитостей ещё много в литературной энциклопедии. Мы выбрали только некоторые из них. Руководствовались остроумием авторов-мужчин и романтичностью авторов- женщин.
Не лишним будет порадовать читателей афоризмами и цитатами вышеперечисленных писателей.
Итак, что думали Бомарше, Шарлотта Бронте, Марк Твен и Льюис Кэрролл о жизни, о любви, об успехе и неприятностях. И что они нам могут посоветовать, исходя из своего жизненного опыта.
Мысли Бомарше
- Умному человеку нет смысла слушать всё подряд, он и так догадается.
- Природа сказала женщине: будь прекрасной, если можешь, мудрой — если хочешь, но благоразумной ты должна оставаться всегда.
- Умный человек никогда не станет связываться с сильным.
- Ревность — всего лишь глупое дитя гордости или же болезнь безумия.
Опыт Шарлотты Бронте
- Уважай себя настолько, чтобы не отдавать всех сил души и сердца тому, кому они не нужны.
- Чувство без разума не слишком питательная еда; но и разум, не смягчённый чувством, — горькая и сухая пища и не годится для человеческого потребления.
- Нас не соблазняет то, что щедро навязывается.
Шутки Марка Твена
- Я видел мужчин, которые за тридцать лет почти не изменились, зато их жёны стали старухами. Всё это были добродетельные женщины, — а добродетель сильно изнашивает.
- Нельзя полагаться на глаза, если так расфокусировано воображение.
- Лучше молчать и казаться дураком, чем заговорить и развеять все сомнения.
- Мафусаил жил 969 лет. Вы, дорогие мальчики и девочки, в ближайшие десять лет увидите больше, чем видел Мафусаил за всю свою жизнь.
Наблюдения О, Генри
- Держи нос по ветру, но не бросай слов на ветер.
- Тот не даст себя в обиду в этом мире, кто умеет разбираться в женских фокусах и увёртках.
- Попасть в дурную компанию человеку можно в двух случаях: когда он без гроша и когда он богат.
- Я не знаю другого способа судить о будущем, кроме как по прошлому.
Парадоксы Льюиса Кэрролла
- Я видела такую чепуху, по сравнению с которой, эта чепуха — толковый словарь.
- Лучший способ объяснить — это самому сделать.
- Пока думаешь, что сказать, — делай реверанс. Это экономит время.
- Думай о смысле, а слова придут сами.
- Нет ничего на свете такого, из чего нельзя было бы сделать вывод. Надо только знать, как взяться за дело.
- Если бы каждый занимался своим делом, никто не вмешивался в чужие дела, Земля вертелась бы быстрее.
- Эх, встретить бы кого разумного для разнообразия.
Возраст: 6-12 лет.
Направленность: Нежелание учиться. Негативное, отрицательное отношение к учебе.
Ключевая фраза: «Не хочу учиться!»
Жила-была царевна Люба. У нее были родители, которых она очень любила и которые баловали и лелеяли ее, как только могли, с тех самых пор, как она появилась на свет. Люба росла девочкой умной, красивой и живой, однако, привыкнув, что весь мир, который ее окружает, создан только для нее и зависит от ее желаний, она привыкла никогда и к чему себя не принуждать. К счастью, Люба не была злой или жестокой. Она любила проводить дни в играх со своими друзьями — щенками, котятами, попугаями, канарейками и, конечно, с другими детьми — сыновьями и дочерьми придворных.
Когда Любе исполнилось шесть лет, ее родители решили, что пора ей приниматься за учебу, и пригласили Любе шесть профессоров — один должен был обучить царевну письму, другой — чтению, третий — арифметике, четвертый — французскому языку, пятый — рисованию, шестой — танцам. И хотя Люба очень любила рисовать и танцевать, учиться ей не понравилось вовсе. Все профессоры показались Любе злыми волшебниками, которые только притворяются добрыми, и она пожаловалась на них родителям. Те очень удивились, так как знали сами всех шестерых с детства и сами учились у них в Любином возрасте. Родители попытались объяснить царевне, что это только кажется, что профессоры очень даже добрые, просто они строги и требовательны к своим ученикам. Но это ведь справедливо, ведь ты — царевна, и чтобы получить по добающее образование, можно потерпеть и сухость, и строгость, и серьезность, и требовательность учителей.
Но Люба терпеть не собиралась. Учение давалось ей очень тяжело. У нее испортились характер, сон и аппетит. Вскоре дурное Любино настроение стало настоящей болезнью, она перестала заниматься и слегла. Родители не находили себе места. Люба целыми днями лежала в постели, не читала, не играла, даже в окно смотрела редко, и приговаривала, что если ее еще хоть разочек заставят поучиться — «я умру совсем». Родители были безутешны. Они, конечно, больше всего на свете хотели, чтобы Люба выздоровела и была счастлива. Но они также понимали, что Люба — еще царевна, и учиться ей рано или поздно ей придется.
Тут их окликнули: «Эй, безутешные родители!» Они отвлеклись от своей печальной беседы и взглянули в окно. Там стоял незнакомый им человеке бритой головой в оранжевых одеждах. «Вы хотите, чтобы ваша царевна-дочь захотела сама постигать учение и перестала болеть?» — «Да»,— ответили удивленные и смущенные родители, ведь незнакомец, видимо, подслушал их разговор, пускай даже и случайно.
— Я помогу вам. Пустите меня к девочке.
— Но она больна. К ней нельзя.
— Пустое это. Вы ведь хотите Любе счастья, а я знаю, что нужно делать.
Тут родители уж очень сильно удивились, потому что имени Любы они не говорили, это точно. Они решили, что этот незнакомец — какой-нибудь волшебник из далеких стран за морем, и дали свое согласие.
Три дня и три ночи провел незнакомец с бритой головой у постели Любы, а на четвертое утро вышел из комнаты вместе с нею. Родители радостно бросились к царевне, не переставая удивляться блеску ее глаз и здоровому румянцу. «Что вы с ней сделали, о великий волшебник?» — воскликнули пораженные родители. «Если бы это был секрет, мы не могли бы вам его открыть, но это не секрет, и Люба сама всем все расскажет, а у меня много дел, мне нужно идти»,— сказал Великий Учитель (а это, как вы догадались, был именно он), и, попрощавшись, удалился.
Как только он ушел, Люба сказала: «Я хочу учиться. Отдайте меня в ту же школу, что и всех остальных детей отдают. Хочу учиться вместе с ними. Хочу стать такой же мудрой, как этот человек!».— «Что он сказал тебе, Люба?»— спросили родители снова.
«Во-первых, он сказал, что учение — это большая трудность, отказываться от своих трудностей — это значит обременять ими тех, кто тебя любит, но это несправедливо.
Во-вторых, учение — это доблесть, не всякий может ее проявить, но ведь я — царевна Люба, и я могу. Доблесть — это качество сильных, а я хочу быть сильной, хотя это и трудно.
В-третьих, учение — это великая радость, и почему я должна от нее отказываться, если мне будет потом радостно и хорошо?
И в-четвертых, всякое учение ведет к мудрости, потому что, когда я вырасту, мне придется управлять нашим царством-государством».
Пораженные родители отдали Любу в общественную школу, и царевна стала ходить на уроки и выполнять домашние задания, как и все ученики, и делала большие успехи. А когда ей надоедало заниматься и хотелось все бросить и пойти побегать в саду со щенками, котятами и друзьями, она вспоминала слова Великого Учителя о том, что учение — это и трудность, и доблесть, и радость, и снова садилась за учебники.
Вопросы для обсуждения
Почему Любе не нравилось учиться? Может быть, есть еще причины, о которых не написано в сказке? Перечисли все, что сказал Любе Великий учитель. Подумай над каждой мыслью из четырех. Как ты себе ее понимаешь? Согласен ли ты с ней? Что бы ты сказал Любе на месте Великого учителя?