В детстве мамы читали нам сказки, и мы слышали такие слова: «мёртвая вода и живая вода». Мы были ещё очень маленькими и не задумывались, почему воду в сказках называют «мёртвой» или «живой». Вода — самое распространённое вещество на Земле и самое загадочное. Каждый человек знает, что жизнь без воды невозможна.
Цель работы: Выявить в каких сказках встречается волшебное действие «живой» и «мёртвой» воды, и как оно проявляется.
Задачи:
- Прочитать сказки, в которых встречается «живая» и «мертвая» вода. Установить ее действие.
- Сравнить сказки разных народов.
- Провести анкетирование среди учащихся параллели 5 класса «Что я знаю о «живой» и «мертвой» воде?»
- Придумать свою сказку, в которой присутствуют «живая» и «мертвая» вода. Снять по этой сказке пластилиновый мультфильм.
Именно в сказках мы впервые встречаем понятия о «живой» и «мёртвой воде. «Живая» вода (сильная или богатырская) в народных и авторских сказках является символом весеннего дождя, который воскрешает землю от зимнего сна. Она возвращает мёртвым жизнь и слепым зрение. Различие «мёртвой» и «живой» воды есть только в славянских сказках и не повторяется нигде. «Мёртвая» вода называется иногда целительной: она заживляет нанесённые раны, сращивает рассечённые части мёртвого тела, но ещё не воскрешает его, только окропление живой водой возвращает ему жизнь.
Прочитав эти сказки, мы поняли, какую роль играет «живая» и «мёртвая» вода, какими волшебными действиями она обладает. Во многих сказках убитого богатыря прежде опрыскивают мертвой водой, которая затягивает его раны, и только потом он оживает, выпив живой воды.
Таким образом, можно сказать, что «живая» и «мертвая» вода в сказках обладает волшебными свойствами и встречается как в русских народных сказках, так и в сказках других народов, а также в авторских сказках.
«Мёртвая» и «живая» вода встречается только в славянских сказках и не повторяется больше нигде. В сказках других народов можно встретить только одну из них.
* * *
В рамках школьной научно-практической конференции «Путь к успеху» нам, ученикам 5 Г класса школы № 57 г. Иркутска Перебоевой Анне, Коробовой Софье, Горбуновой Валерии выпала возможность под руководством учителя русского языка и литературы Ольги Анатольевны Орловой участвовать в проекте «Живая» и «мертвая» вода в сказках.
Перед нами была поставлена цель: выявить в каких сказках встречается волшебное действие «живой» и «мёртвой» воды, и как оно проявляется. А также прочитать сказки, в которых встречается «живая» и «мертвая» вода. Установить ее действие. Сравнить сказки разных народов. Главной задачей являлось написать свою сказку, в которой присутствуют «живая» и «мертвая» вода. Снять по этой сказке пластилиновый мультфильм.
Начали мы свою работу с того, что подобрали сказки, в которых встречается «живая» и «мертвая» вода и установили ее действие.
Так вода в сказках часто выполняет главную роль и встречается в самых разных образах: реки, дождя, моря, океана. В сказках точно определены представления людей о связях природы и жизни человека. Вода в сказках чаще всего помогает людям. У А.С. Пушкина в «Сказке о Царе Салтане» мать и ребёнок помещены в бочку и брошены в море, но море пожалело их и выбросило бочку на берег. А из сказки Петра Ершова «Конек-Горбунок» мы узнаём, что вода может омолодить и сделать красивым героя — Ивана.
Именно в сказках мы впервые встречаем понятия о «живой» и «мёртвой» воде. «Живая» вода (сильная или богатырская) в народных и авторских сказках является символом весеннего дождя, который воскрешает землю от зимнего сна. Она возвращает мёртвым жизнь и слепым зрение. Различие «мёртвой» и «живой» воды есть только в славянских сказках и не повторяется нигде. «Мёртвая» вода называется иногда целительной: она заживляет нанесённые раны, сращивает рассечённые части мёртвого тела, но ещё не воскрешает его, только окропление живой водой возвращает ему жизнь.
Мы составили список сказок, в которых встречаются волшебные свойства воды:
- «Сказка о молодильных яблоках и живой воде»,
- «Сказка о Василисе, Золотой косе, Непокрытой красе, и об Иване Горохе»,
- «Марья Моревна»,
- «Медное, серебряное и золотое царство»,
- «Иван — мужицкий сын»,
- «Иван-царевич и Серый волк»,
- «Живая вода» Братья Гримм,
- «Летучий корабль»,
- «Черноволосый принц».
Прочитав эти сказки, мы поняли, какую роль играет «живая» и «мёртвая» вода, какими волшебными действиями она обладает. Во многих сказках убитого богатыря прежде опрыскивают мертвой водой, которая затягивает его раны, и только потом он оживает, выпив живой воды.
Рассмотрим подробнее некоторые из них.
«Иван-царевич и Серый волк» (русская народная сказка)
«Лежит Иван — царевич мёртвый, над ним уже вороны летают. Откуда ни возьмись, прибежал серый волк и схватил ворона с воронёнком:
— Ты лети — ка, ворон, за живой и мёртвой водой. Принесёшь мне живой и мёртвой воды, тогда отпущу воронёнка. Ворон, делать нечего, полетел, а волк держит его воронёнка. Долго ли ворон летал, коротко ли, принёс он живой и мёртвой воды. Серый волк спрыснул мёртвой водой раны Ивану — царевичу, раны зажили; спрыснул его живой водой — Иван-царевич ожил» [4].
«Иван — мужицкий сын» (русская народная сказка)
В сказке «Иван — мужицкий сын» убегает Иван с полюбившейся ему девицей-красавицей от погони, посланной злым колдуном. «Слышит красавица девица, что нагоняют. Сделала она Ивана конем, а сама обернулась репьем. Возвращается погоня ни с чем. Колдун спрашивает:
— Что же, никого не видали?
— Нет, никого. Только конь ходит, а на хвосте у него репей.
— Ах, это они самые!
Побежал колдун сам. Бежит — земля дрожит. Слышит красавица девица — нагоняют. Обернулась она морем, а Ивана селезнем сделала. Стал колдун воду пить, чтобы море осушить. А селезень крякает:
— Чтоб ты лопнул! Чтоб ты лопнул!
Так оно и случилось: лопнул колдун и издох. Прибежал Иван — мужицкий сын со своей невестой домой, к отцу — матери. Свадьбу сыграли.
Стали жить — поживать, добро наживать» [4].
«Живая вода» Братья Гримм
Как-то у трех братьев заболел отец, и они решили найти живую воду для его спасения. Два старших брата встретили по дороге карлика, смеялись над ним, за что он их заколдовал. Младшему доброму брату карлик помог добраться до замка с волшебной водой.
Затем мы приступили к практической части нашей работы. Нами было проведено анкетирование среди учащихся параллели 5 класса «Что я знаю о «живой» и «мертвой» воде?»
На вопросы анкеты отвечали 136 человек.
Ребята перечислили сказки, в которых встречается «живая» и «мертвая» вода. Среди них были: «Иван- мужицкий сын» (3 чел.), «Царевна-лягушка» (6 чел.), «Иван — царевич и серый волк» (23 чел.). Встречались ответы «Не знаю». Свою задачу мы видим в том, чтобы напомнить учащимся параллели 5 класса уже известные сказки и познакомить с другими сказками.
Действие «живой» воды — исцеление — указали 36 человек.
Действие «мертвой» воды:
- убивает — 44 человека,
- заживляет раны- 7 человек.
На вопрос «Существует ли сейчас «живая» и «мертвая» вода?» положительно ответили 87 человек, отрицательно — 45 человек.
Рецепты использования «живой» и «мертвой» воды указали всего несколько человек. Вот некоторые из них:
Алина: «Сначала надо помыться, потом перекреститься, облиться сначала «мертвой» водой, а потом «живой»».
Дарья: «Живой» водой можно напоить больного или промыть рану».
Михаил: «Двадцать капель «живой» воды и человеку станет лучше».
В ходе проведенных исследований мы получили следующие результаты:
«Живая» и «мертвая» вода в сказках обладает волшебными свойствами и встречается как в русских народных сказках, так и в сказках других народов.
«Мёртвая» и «живая» вода встречается только в славянских сказках и не повторяется больше нигде. В сказках других народов можно встретить только одну из них.
«Мёртвая» вода называется иногда целительной или целющей, живущей: она заживляет нанесенные раны, сращивает части мёртвого тела, но не воскрешает его. Только окропление живой водой возвращает ему жизнь.
Продуктом нашей работы является сказка, которую мы сочинили «Живая и мертвая вода» и сняли по ней пластилиновый мультфильм. Этот мультфильм мы предлагаем Вашему вниманию.
Литература
- Аникин В.П. Русская народная сказка. М.: Художественная литература, 1984.
- Иллюстрированный энциклопедический словарь Ф.Брокгауза и Ефрона. М.: 2007, с. 207.
- Русские народные сказки. М.: 2005г.
- 4.Сборник сказок «Любимые сказки». М.: ЗАО «Славянский дом книги», 2002.
- Фольклор народов России. В 2 т. Т.1: М.: Дрофа, 2002.
Скептики считают, что название «живая вода» звучит лженаучно и лишь вводит людей в заблуждение. Мол, с его помощью маркетологи помогают производителям фильтров и аппаратов для ионизации зарабатывать деньги на чужом невежестве. Однако в интернете есть статьи учёных, в которых на полном серьёзе описываются полезные свойства живой и мёртвой воды. Кому верить? Чтобы сделать правильные выводы, прочитайте эту статью до конца.
Что такое живая вода
Помните русскую народную сказку о молодильных яблоках и живой воде? В ней рассказывалось о состарившемся царе, который стал плохо видеть. Правитель созвал пир и спросил у бояр и князей, кто привезёт ему из Тридесятого царства волшебное яблоко и кувшинец живой воды. Старик знал, что чудо-продукты помогут ему вернуть молодость и восстановить зрение. Отправиться в путешествие пришлось младшему сыну.
Ещё в одной русской сказке волк спрыснул царевича Ивана живой водой, и тот ожил. А мёртвая вода исцелила раны главного героя.
Идея о целебных свойствах жидкости распространилась не только в фольклоре, но и религии, алхимии. В медицинском сообществе о пользе живой воды активно заговорили в 70-е годы XX века. Конечно, в своих трудах учёные и врачи употребляли более серьёзные названия: «электроактивированная», «ионизированная», «катодная».
Это интересно! В 1988 году Фармакологический Комитет СССР легализовал активированную воду.
С научной точки зрения живая вода – это высоко щелочная жидкость.
Её получают в процессе электроактивации, которая включает следующие этапы:
- В обычную питьевую воду помещают два электрода: катод и анод.
- Через электроды пропускают ток на протяжении 5–6 минут.
- Молекулы жидкости распадаются на свободные ионы.
- Вокруг катода собираются отрицательно заряженные ионы (гидроксид ионы OH-), имеющие щелочную природу. Так получается живая вода.
- Вокруг анода собираются положительно заряженные ионы (ионы водорода H+), имеющие кислотную природу. Так получается мёртвая вода.
Для того, чтобы избежать смешивания живой и мёртвой воды, в центр прибора помещают полунепроницаемую мембрану. В СССР для этих целей использовали кусок брезентового пожарного шланга. Сейчас перегородку изготавливают из специальной кальки или керамики.
Важно! Чем отличается живая и мёртвая вода, полученная в аппарате? Первая жидкость светлая, иногда даёт белый осадок минеральных солей. Вторая имеет желтоватый оттенок и вяжущий привкус.
Таким образом, с точки зрения науки живая вода действительно существует. По сути это слабый раствор электролитов. Но как такая жидкость воздействует на организм?
Применение живой и мёртвой воды для лечения болезней
О пользе живой воды выпускаются целые книги, которые можно скачать в интернете или читать онлайн. Правда, пишут такие труды адепты нетрадиционного лечения. Доверять им или нет, решать только вам.
Есть у продукта и сторонники из официальной медицины. В частности, учёные Казахского национального медицинского университета Д. Б. Бекказинова, Д. А. Карлибаева, Д. Н. Нурлан и А. Т. Оналбай сравнили свойства обычной питьевой и щелочной ионизированной воды, изучив более 10 научных работ и сделав собственные пробы. Они пришли к выводу, что лечение живой водой действительно имеет смысл.
Важно! В теле человека кислую среду имеют только желудочный сок и моча. Остальные жидкости требуют поступления щелочных солей из пищи и воды. Для поддержания жизненно важных функций организма должен быть выдержан интервал pH крови = 7,35–7,45. Только такая кровь способна снабжать ткани питательными веществами и утилизировать отходы деятельности клеток. Ионизированная вода имеет нормальную для организма слабощелочную реакцию – от 7,5 до 9,5.
Казахские учёные в своей статье пишут о том, что в составе ионизированной жидкости присутствуют отрицательный гидроксид OH³, а также щелочные минералы магний, кальций, калий и натрий, которые позволяют нейтрализовать кислотные отходы в организме.
То есть, систематическое употребление живой воды позволяет предотвратить развитие следующих болезней:
- диабета;
- рака;
- гипертонии;
- гастрита и язвы с повышенной кислотностью желудочного сока.
Некоторые врачи разрешают пациентам практиковать лечение не только живой, но и мёртвой водой. Последняя обладает высокими обеззараживающими, противогрибковыми и противовоспалительными свойствами. Желательно использовать жидкость наружно, например, для обработки ран.
Это интересно! В диссертации Дорофеева В. И. «Влияние электроактивированной воды на микроорганизмы и практическое использование её в ветеринарной медицине» 1997 года прямо указано, что кислая вода является высокоэффективным, экологически чистым, безопасным для людей и животных дезинфицирующим средством. В одном из своих экспериментов учёный обрабатывал такой жидкостью свежее мясо, в результате чего продукт не портился при комнатной температуре на протяжении 3–4 дней.
О пользе электроактивированной воды неоднократно высказывался доктор Кейичи Моришита, Президент Международной ассоциации естественной медицины (Япония).
Он перечислял следующие свойства щелочного раствора:
- укрепление иммунитета;
- улучшение обмена веществ;
- снижение уровня холестерина и сжигание жиров;
- очищение организма от токсинов;
- стимулирование регенерации тканей;
- уничтожение раковых клеток.
Итак, живая вода – это природный биостимулятор, восстанавливающий кислотно-щелочной баланс в теле человека. А мёртвая – сильный антисептик. Более подробно недуги, при которых могут применяться электролитные растворы, перечислены в таблице.
Таблица «Живая и мёртвая вода – применение»
Живая | Мёртвая |
Слабый иммунитет | Заболевания горла и ротовой полости (фарингит, ангина, стоматит) |
Низкое артериальное давление | Ринит |
Замедленный метаболизм, плохой аппетит, хронические запоры | Высокое артериальное давление |
Гастрит, язва с повышенной кислотностью | Грибковая инфекция (в частности, кандидоз) |
Увядающая кожа | Боли в суставах |
Сухость и ломкость волос, перхоть | Хроническая усталость |
Плохо заживающие раны | Кровоточивость дёсен |
Воспалительные процессы внутренних органов | Зубной камень |
Аллергия | Отложения солей в почках, мочевом пузыре |
Аденома | Псориаз |
Совет: не принимайте одновременно живую и мёртвую воду, поскольку при смешивании они нейтрализуют действие друг друга. Выдерживайте минимальный интервал в 2 часа.
Аргументы противников теории о пользе живой воды
Перед тем, как купить живую или мёртвую воду, ознакомьтесь с мнением противников теории. У них тоже есть вполне обоснованные аргументы.
- Парадокс ионизации
Чтобы пропустить через жидкость электрический ток, в ней должны присутствовать свободные ионы. Но в чистой питьевой воде их крайне мало. Лишь одна из двух миллиардов молекул H2O расщепляется на ионы. Поэтому скептики считают, что ионизированная вода – это выдумка маркетологов.
Важно! Вместе с тем, в воде (особенно минеральной) присутствуют примеси солей: натрия, калия, магния, кальция и других. Именно они и отдают ионы в процессе электроактивации. Замеры проб показывают, что живая вода, полученная в специальном аппарате, действительно имеет pH, отличный от исходного.
- Резко щелочная среда вредна для организма
Владислав Лифляндский в своей книге о лечении водой указывает, что нет ничего хорошего в употреблении сильной щелочи (с pH = 10–11). Выпить ионизированную жидкость – это всё равно что проглотить концентрированный раствор соды или едкого калия. Она гасит соляную кислоту желудка и ухудшает переваривание пищи. Автор подчеркивает, что отдалённые последствия влияния на организм живой воды никто не изучал.
- Электроактивированная вода вообще никак не влияет на здоровье
Ряд экспертов (в частности, главный редактор научно-популярного журнала «Кот Шрёдингера» Григорий Тарасевич) считают, что бизнес по продаже воды и аппаратов-активаторов – это чистое мошенничество. В желудке человека щелочной раствор смешивается с соляной кислотой, pH которой менее 2. Следовательно, живая вода не оказывает влияния на кислотно-щелочной баланс. Если бы подкисление или подщелачивание жидкостей реально имело значение, то человек мог бы умереть от стакана цитрусового сока.
Это интересно! Если почитать отзывы о живой воде, можно найти кардинально противоположные мнения. Одни люди пишут, что с помощью чудо-жидкости смогли облегчить состояние при хронических болезнях (в частности, гастрите, радикулите, гипертонии). Другие не заметили никакого положительного эффекта. Возможно, дело в плацебо?
Где достать живую воду
Не пытайтесь приготовить живую воду в домашних условиях. Да, в интернете на блогах и youtube-каналах есть подробные инструкции по самостоятельному изготовлению прибора-ионизатора. Но проблема в том, что вы вряд ли сможете достать безопасные защитные покрытия для электродов. Обычные провода не подойдут, потому что в процессе электроактивации тяжёлые металлы растворяются и попадают в жидкость. В результате вы получаете не лечебный напиток, а отраву.
Второй вариант получения живой воды – купить аппарат-активатор.
В настоящее время популярностью на российском рынке пользуются следующие модели:
- Мелеста. Стоит 35–40$. Диафрагма тканевая, электроды сделаны из пищевой стали.
- Ива–2 Silver. Цена в районе 70–80$. Электроды имеют защитное покрытие из платины, а диафрагма сделана из кальки – экологически чистого материала.
- АП–1. Дорогой прибор – стоимость стартует со 100$. Электроды сделаны из титана и покрыты платиной, стакан внутри керамический. Индикатор показывает качество воды.
Как видите, цены на приборы «кусаются». Бюджетные модели покупать нет смысла, потому что электроды в них не имеют защитного покрытия и загрязняют воду солями тяжёлых металлов.
К счастью, есть ещё и третий вариант поправить своё здоровье.
Нужно сходить в магазин и купить щелочную минералку:
- Боржоми;
- Ессентуки № 4 или № 17;
- Нарзан;
- Набеглави;
- ASU;
- Асем-ай.
Благодаря высокому содержанию солей калия, кальция, натрия и магния она обладает практически теми же свойствами, которые приписывают ионизированной жидкости. Подобрать подходящую для вас минеральную воду поможет врач.
Таким образом, с точки зрения науки живая вода – это реальность. Она представляет собой щелочной раствор с отрицательно заряженными ионами. Эксперты (учёные, врачи, медицинские журналисты) до сих пор спорят о том, обладает ли электроактивированная жидкость полезными свойствами и способна ли в принципе воздействовать на организм. Но пока универсального ответа нет. А что думаете вы по этому поводу?
Список использованных источников:
- Д. Ашбах «Живая и мёртвая вода – новейшее лекарство современности», 2008 год.
- В. Лифляндский «Живая вода. Лечение водой», изд-во «Гельветика», 2015 год.
- А. В. Кородецкий «Живая и мертвая вода – совершенное лекарство», изд-во «Питер», 2011 год.
- Дорофеев В. И. «Влияние электроактивированной воды на микроорганизмы и практическое использование ее в ветеринарной медицине», 1997 год, Ставрополь.
- Д. Б. Бекказинова, Д. А. Карлибаева, Д. Н. Нурлан и А. Т. Оналбай «Изучение свойств питьевой и щелочной ионизированной воды», Вестник КазНМУ, № 3(3)-2014.
Сценарий литературной игры
“Яблоня сказок”.
Разделы: Внеклассная
работа
Классы: 3,
Цель: Формировать у учащихся устойчивый
интерес и любовь к чтению и книге.
Задачи:
- Приобщать учащихся к устному народному творчеству.
- Развивать творческие и интеллектуальные способности
учащихся через активное участие в игровом процессе. - Развивать воображение, сообразительность, мышление, речь
учащихся. - Развивать интуицию, эрудицию, смекалку и находчивость.
- Воспитывать взаимоуважение между учащимися.
- Формировать умение общаться и работать в коллективе.
Предлагаемый сценарий литературной игры носит познавательный и
развивающий характер. В основе развития познавательного интереса – викторина в
самых разнообразных ее видах.
Участие в игре позволяет учащимся вспомнить любимых сказочных
героев, авторов сказок и сами произведения. Игра расширяет кругозор учащихся,
способствует развитию мышления, навыков устной связной речи, обогащению словарного
запаса, внимания, воображения детей, их коммуникативных способностей. Для игры
отобраны не только хорошо знакомые учащимся сказки, но и те, которые им еще не
известны, что дает возможность каждому участнику проявить свои индивидуальные
творческие способности, смекалку, эрудицию.
Соревновательность, участие в команде делают игру увлекательной. В
течение всей игры дети работают в группах и командах переменного состава, что
помогает формировать у них умения и навыки общения и работы в коллективе, а также
доброжелательное отношение друг к другу.
Помещение, в котором будет проходить игра, желательно оформить
иллюстрациями к сказкам, выполненными детьми.
Интерес детей вызовет и выставка книг русских народных сказок и
сказок русских писателей.
Ход игры
А
вот вам веселая загадка,
Отгадка
у ней очень сладка.
Начинается
на «Я», и кончается на «Я»,
И на каждой ветке детки, детки тоже с
буквы «Я».
+ Правильно!
Это яблоня, а детки — яблоки.
Ведущая: А
ведь мы с ребятами собрались, чтобы отметить День яблок.
Вы сестрицы проходите и вместе с нами на
празднике повеселитесь.
Ведущий: В
нашей стране люди любят яблоки и несколько раз в год отмечают праздник
яблока. 19 августа – Яблочный Спас. В этот день в церкви освящали яблоки и
считали этот праздник главным праздником лета к этому празднику приукрашивали
сбор и заготовку яблок. Днём пили яблочный квас и компот, ели пироги с яблочной
начинкой, катали яблоки с горки: чье дальше. А вечером выходили на поляны и
водили хоровод. Традиция кушать в этот день яблоки и загадывать желание
существовала на Руси повсеместно. При этом нужно было, проглатывая первый
кусочек, загадывать «спасовое» желание. Оно обязательно должно
исполниться.
А
21 октября в принято отмечать Всемирный день яблока. Его отмечают во
многих странах мира. Это праздник красок, вкуса, урожая!
Ведущая:
А
где же виновники торжества? Где же яблочки?
Выбегают яблочки
1
яблочко:
Мы
на веточках висели,
И
бока на солнце грели,
Мы
на славу удались,
Сладким
соком налились.
2 яблочко:
Мы соку спелого
полны,
Так свежи и так
душисты,
Так румяно —
золотисты,
Будто медом
налились!
3 яблочко:
Круглые,
румяные
Мы
растем на ветке,
Любят
нас и взрослые,
И
маленькие детки.
4 яблочко:
Скажем
всем мы и всегда:
Наши
лучшие друзья —
Солнце,
воздух и вода,
Нам
без них никак нельзя!
Звучит фонограмма песни “В мире много сказок”(муз. В.Шаинского,
слова Ю.Энтина).
. Из какой сказки
следующие строки?
И к царевне
наливное,
Молодое, золотое
Прямо яблочко
летит…
Оно… соку спелого
полно,
Так свежо, и так
душисто,
Так румяно –
золотисто,
Будто мёдом
налилось,
Видны семечки
насквозь…
(Сказка о мёртвой
царевне и о семи богатырях)
4.
Назовите сказку.
А
Ворона всё каркает:
—
Карр! Карр! Всем яблоки раздавал, а меня хоть одним яблочком угостил!
Смутился
Заяц, вытряхнул из мешка последнее яблоко:
—
Вот… Самое лучшее! Клюй на здоровье!
(
«Мешок яблок» Сутеев)
5. Послушайте
отрывок и назовите, как называется эта сказка.
«…Девочка зарыла
косточки в землю, каждый день их поливала. И выросла из них яблонька, да какая!
Яблочки на ней висят наливные, листья шумят золотые, веточки гнутся серебряные.
Кто ни едет мимо – останавливается, кто проходит близко – заглядывается…»
(«Крошечка-Хаврошечка»).
6. – Ты коня привяжи и иди в сад. Увидишь яблоню
с молодильными яблоками. А под яблоней колодец. Три яблока сорви, а больше не
бери. И зачерпни из колодца живой воды кувшинец о 12 рылец.
(А. Толстой «Сказка о молодильных яблоках и живой воде»)
7. — Видишь это яблоко? — спросила старуха Жана.
Она взяла со стола спелое сочное яблоко и кинула его в печку. Яблоко зашипело в
огне, сморщилось, а потом и вовсе исчезло.
— То же самое будет и с тобой!
(«Пряничный домик» Шарль Перро)
8. «Катится яблочко по блюдечку, наливное по
серебряному, а на блюдечке все города один за другим видны, корабли на морях и
полки на полях…»
(«Сказка о серебряном блюдечке и наливном яблочке»)
Ведущая: А не пора ли, друзья, и
нам с вами подкрепиться?!
Проводится викторина “Яблоня сказок”.
На стенд крепится рисунок яблони с висящими на ней яблоками
(вырезанными из картона).
Дети делятся на две команды. Каждая команда получает пустую
корзинку.
Затем участники команд по очереди срывают яблоки с яблони и читают
отрывки из сказок.
Задача: Назвать сказку и ее
автора.
За каждый правильный ответ команда получает яблоко-муляж.
Побеждает команда, в корзине которой окажется больше яблок.
- “Ходил заяц с мешком по лесу, искал грибы-ягоды для своих
зайчат, но, как назло,
Ничего ему не попадалось: ни грибов, ни ягод.
И вдруг посреди зеленой поляны увидел он дикую яблоню…”
(“Мешок яблок”, В.Г.Сутеев.) - “Пошла она дальше. Видит – стоит яблоня, а на ней полным-полно
яблочек.
Тряхнула девочка яблоню, яблоки так и посыпались градом. Стряхнула она все
яблоки до последнего, сложила их горкой и пошла дальше”.
(“Госпожа Метелица”, братья Гримм.)
“Девочка все сделала, что коровушка ей завещала: голодала, мяса ее в
рот не брала, косточки ее каждое утро в саду поливала, и выросла из них
яблонька необыкновенной красоты: яблочки на ней висят наливные, листики
шумят золотые, веточки гнутся серебряные…” (“Крошечка-Хаврошечка”,
русская народная сказка.) - “… Стоит яблоня.
– Яблоня, матушка, спрячь меня!
– Поешь моего лесного яблока.
Девочка поскорее съела и спасибо сказала. Яблоня заслонила ее ветвями,
прикрыла листами”. (“Гуси-лебеди”, русская народная сказка.) - “…она удалилась в потайную каморочку, в которую никто, кроме
нее не входил, и
там изготовила ядовитое-преядовитое яблоко. С виду яблоко было чудесное,
наливное, с румяными бочками, так что каждый, взглянув на него, хотел его
отведать, а только откуси кусочек – и умрешь.
Когда яблоко было изготовлено, королева размалевала себе лицо, переоделась
крестьянкою и пошла за семь гор…” (“Белоснежка и семь гномов”,
братья Гримм.) - “Засмеялись сестры, за бока ухватились:
– Ай, да Маша, ай да дурочка!
Да у нас яблок полный сад, любое бери, да на что тебе блюдечко? Утят
кормить?”
(“Серебряное блюдечко и наличное яблочко”, русская народная сказка.) - Старушонка хлеб поймала;
“Благодарствую, – сказала. –
Бог тебя благослови;
Вот тебе за то, лови!”
И к царевне наливное,
Молодое, золотое
Прямо яблочко летит…
(“Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях”, А.С.Пушкин.) - “Слез Иван-царевич с коня, входит в сад и видит – стоит
яблоня с серебряными
листьями, золотыми яблоками, а под яблоней колодец. Иван-царевич сорвал
три яблока, а больше не стал брать да зачерпнул из колодца живой воды
кувшинец о двенадцати рылец”. (“Сказка о молодильных яблоках и
живой воде”, русская народная сказка.)