Сказка о мойдодыре текст

Солнце по небу гуляло и за тучу забежало. глянул заинька в окно, стало заиньке темно. а сороки- белобоки поскакали по

Солнце по небу гуляло
И за тучу забежало.
Глянул заинька в окно,
Стало заиньке темно.

А сороки-
Белобоки
Поскакали по полям,
Закричали журавлям:
«Горе! Горе! Крокодил
Солнце в небе проглотил!»

Наступила темнота.
Не ходи за ворота:
Кто на улицу попал —
Заблудился и пропал.

Плачет серый воробей:
«Выйди, солнышко, скорей!
Нам без солнышка обидно —
В поле зёрнышка не видно!»

Плачут зайки
На лужайке:
Сбились, бедные, с пути,
Им до дому не дойти.

Только раки пучеглазые
По земле во мраке лазают,
Да в овраге за горою
Волки бешеные воют.

Рано-рано
Два барана
Застучали в ворота:
Тра-та-та и тра-та-та!

«Эй вы, звери, выходите,
Крокодила победите,
Чтобы жадный Крокодил
Солнце в небо воротил!»

Но мохнатые боятся:
«Где нам с этаким сражаться!
Он и грозен и зубаст,
Он нам солнца не отдаст!»
И бегут они к Медведю в берлогу:
«Выходи-ка ты, Медведь, на подмогу.
Полно лапу тебе, лодырю, сосать.
Надо солнышко идти выручать!»

Но Медведю воевать неохота:
Ходит-ходит он, Медведь, круг болота,
Он и плачет, Медведь, и ревёт,
Медвежат он из болота зовёт:

«Ой, куда вы, толстопятые, сгинули?
На кого вы меня, старого, кинули?»

А в болоте Медведица рыщет,
Медвежат под корягами ищет:
«Куда вы, куда вы пропали?
Или в канаву упали?
Или шальные собаки
Вас разорвали во мраке?»
И весь день она по лесу бродит,
Но нигде медвежат не находит.
Только чёрные совы из чащи
На неё свои очи таращат.

Тут зайчиха выходила
И Медведю говорила:
«Стыдно старому реветь —
Ты не заяц, а Медведь.
Ты поди-ка, косолапый,
Крокодила исцарапай,
Разорви его на части,
Вырви солнышко из пасти.
И когда оно опять
Будет на небе сиять,
Малыши твои мохнатые,
Медвежата толстопятые,
Сами к дому прибегут:
«Здравствуй, дедушка, мы тут!»

И встал
Медведь,
Зарычал
Медведь,
И к Большой Реке
Побежал
Медведь.

А в Большой Реке
Крокодил
Лежит,
И в зубах его
Не огонь горит,-
Солнце красное,
Солнце краденое.

Подошёл Медведь тихонько,
Толканул его легонько:
«Говорю тебе, злодей,
Выплюнь солнышко скорей!
А не то, гляди, поймаю,
Пополам переломаю,-
Будешь ты, невежа, знать
Наше солнце воровать!
Ишь разбойничья порода:
Цапнул солнце с небосвода
И с набитым животом
Завалился под кустом
Да и хрюкает спросонья,
Словно сытая хавронья.
Пропадает целый свет,
А ему и горя нет!»

Но бессовестный смеётся
Так, что дерево трясётся:
«Если только захочу,
И луну я проглочу!»

Не стерпел
Медведь,
Заревел
Медведь,
И на злого врага
Налетел
Медведь.

Уж он мял его
И ломал его:
«Подавай сюда
Наше солнышко!»

Испугался Крокодил,
Завопил, заголосил,
А из пасти
Из зубастой
Солнце вывалилось,
В небо выкатилось!
Побежало по кустам,
По берёзовым листам.

Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!

Стали пташки щебетать,
За букашками летать.

Стали зайки
На лужайке
Кувыркаться и скакать.

И глядите: медвежата,
Как весёлые котята,
Прямо к дедушке мохнатому,
Толстопятые, бегут:
«Здравствуй, дедушка, мы тут!»

Рады зайчики и белочки,
Рады мальчики и девочки,
Обнимают и целуют косолапого:
«Ну, спасибо тебе, дедушка, за солнышко!»

Анализ стихотворения «Краденое солнце» Чуковского

Знаменитый детский писатель К.И. Чуковский познакомил мир со своим произведением «Краденое солнце» в 1927 году. Не смотря на то, что прошло около 100 лет со дня первого издания, стихотворение не потеряло своей литературной ценности и все также популярно. Как и в других стихах талантливого автора, добро побеждает зло, а главные герои радуются победе.

Действие разворачивается в сказочном мире лесных животных, которые однажды обнаружили пропажу солнца. Всезнающие сороки разнесли весть, что солнце проглотил крокодил, а мир погрузился во тьму. Звери и птицы страдали, но не могли противостоять такому большому и сильному злодею. Единственным возможным защитником был медведь, который не хотел ввязываться в драку: «Но медведю воевать не охота..», а пытался отыскать своих внучат. Но мудрая зайчиха убедила его в необходимости противиться злу, и солнце было освобождено. Радостные звери прославляли солнышко и благодарили своего спасителя, а медвежата нашли путь домой.

Обращение Корнея Ивановича к символу крокодила и медведя — главных действующих лиц сказки — связывают с древней мифологией. Образ медведя — это славянский национальный символ, означающий силу и несокрушимость духа, а крокодил — мифическое божество, враждебное Богу Солнца — Ра. Также, образ крокодила появлялся в произведениях других писателей послереволюционного времени и многие критики того времени находили в нем отсылку к действующей советской власти.

Несмотря на некоторую жестокость в сказке: «разорви его на части, вырви солнышко из пасти», «Уж он мял его и ломал его», произведение является яркой иллюстрацией войны за мир. Автор показывает ребенку, что как бы не был страшен враг, с ним обязательно нужно бороться, особенно если от этого зависит жизнь родных и близких. Поиски медвежат, не увенчавшиеся успехом, означают главенство первопричины над ее последствиями. Ребенок вместе с зайчихой проводит логическую цепочку: победи крокодила — солнышко вернется на небо — станет светло — медвежата найдут дорогу домой. Получив отпор, зло отступает, пусть медведю и нелегко было победить злодея.

Стихотворение тренирует память и внимательность — встречаются отсылки к другим произведениям автора, наверняка знакомые ребенку. Тот же крокодил встречался и в «Мойдодыре», «Тараканище», заиньки — в «Путанице» и «Айболите». Наличие простых и ярких рифм делает «Краденое солнце» легко запоминающимся произведением, которое можно цитировать в любых житейских ситуациях.

Детская литература, по мнению самого Корнея Ивановича, обязана быть не только погружением в детство, но и основываться на всех достижениях мировой поэзии. Произведения для детей должны нравиться и взрослым, чтобы те захотели познакомить с ними своих малышей. Стихи К. И. Чуковского стали классикой детской поэзии, которая проверена временем.

Знакомое ощущение: Новый год, минутная стрелка описывает круг, настроение на пике – и вдруг, откуда ни возьмись, эта странная досада: ничего не изменилось. В России стрелка жизни не просто ходит по кругу, а упорно стремится вспять. В декабре на традиционном хоккейном «Кубке Первого канала» хозяева турнира проводили матчи в свитерах с надписью «СССР», тем самым отдавая, как было сказано, дань уважения советским хоккеистам. «…Не помогло», как пелось в известной песне Владимира Высоцкого; в решающем матче сборная Финляндии победила со счетом 3:2.

Цитатой из Высоцкого и продолжу: «Я платье, говорит, взяла у Нади, я буду нынче как Марина Влади!» На киностудии «Мосфильм» воссоздали знаменитую квартиру главной героини «Иронии судьбы, или С лёгким паром!» Нади Шевелевой. По чертежам воссоздали, пишут, с учетом всех деталей: в ванной висит шуба Ипполита, а в зале платье и гитара Нади. Для тех, кто захочет там встретить Новый год, будет ужин с фирменной заливной рыбой, оливье и так далее. Ну а что – вполне вероятно, найдутся желающие. Для ещё более глубокого погружения в эпоху можно было бы расширить аттракцион – перед посещением предложить гостям, например, постоять в очереди. В 1970-е в Москве или Ленинграде, конечно, с продовольственным снабжением было получше, чем в регионах, но пару-тройку часов за промтоварами пришлось бы отстоять. Попутно можно воссоздать неповторимый колорит советской очереди – описанный Владимиром Сорокиным в одноименном произведении.

Но особенно заметна эта реанимация брежневского «далека» на экране. С момента реанимации киностудии «Союзмультфильм» получили продолжение уже три культовых мультфильма 1970-х. Герои нового «Простоквашина» (2018) более-менее переползли в новый мир, осваивают гаджеты и ведут фермерское хозяйство. Год назад вышел обновлённый мультфильм про Чебурашку и Гену, «Секрет праздника». Герои словно застыли между советским временем и настоящим; причем это так сознательно сделано, говорят авторы, чтобы сохранить «уютный мирок». И вот в декабре 2021-го мы дождались и новой версии «Волка и Зайца» – вышли первые четыре серии.

Попытка насильно втиснуть советские смыслы в современность или «объединить» прежние ценности с нынешними  выглядит автоописанием страны на нынешнем этапе

…Чем глубже в это погружаешься, тем заметнее, насколько концептуально обстояло дело в СССР с мультипликацией. Каждый мультик – не просто развлечение: попутно самым маленьким строителям коммунизма объясняли азы советской жизни. Ненавязчиво – тут не поспоришь – мультфильмы знакомили с устройством советского космоса; труд, учеба, отдых. Заяц, конечно, слаб (а с кем же еще ассоциировать себя самым маленьким зрителям?), но на защиту от Волка в случае чего встает весь социум, от медведей до роботов. Этот маленький мир соответствовал декларируемым принципам большого – и, главное, принципу патернализма, столь любимого обывателем до сих пор.
Какая же норма жизни вырисовывается у нас теперь, в новых сериях «Ну, погоди»?

На первый взгляд всё выглядит обнадеживающе. Животные инстинкты преодолены: Волк уже не охотится за Зайцем, чтобы его непременно съесть, но стремится его победить, переиграть; вполне в духе новой этики. Герои обрели вторую молодость (Заяц и Волк по возрасту теперь почти ровесники), еды навалом, на курорте типа сочинского всех ждёт шведский стол. Но, несмотря на бешеную динамику, возникает ощущение, что героям нечем заняться. Может быть, оттого, что они вынуждены гонять по кругу старые смыслы (первые серии посвящены спорту, что, конечно, уже было в советском мультике)? Да и сами герои как-то странно напоминают лишь цифровые копии самих себя.

Заяц и Волк словно превратились в героев пьесы Сэмюэля Беккета «В ожидании Годо», их окружает максимально условный, пустынный мир, хотя и вовсю разукрашенный. Но даже в этом курортно-гастрономическом раю не получается достичь гармонии. Есть что-то фрейдистское в том, что единственным развлечением в итоге становится нанесение увечий; герои по большому счету занимаются только тем, что лупят и швыряют друг друга (достаётся больше всех Волку, понятно). Что, по замыслу авторов, вероятно, должно вызывать беззаботный смех зрителей.

Попытка насильно втиснуть советские смыслы в современность (всё это, заметим, происходит в тридцатую годовщину распада СССР) или, что ещё ужаснее, «объединить» прежние ценности с нынешними выглядит, собственно, автоописанием страны на нынешнем этапе. Перепридуманный, подправленный задним числом мир прошлого теперь лишен недостатков, но зато подчеркнуты все его преимущества. И опять, как встарь, противостояние с НАТО – пока что риторическое; надеемся, что только таким оно и останется. Но вот какая штука, на примере кино особенно заметная: насильно втиснутые в современность старые смыслы по какой-то необъяснимой внутренней логике не трансформируются, не взаимодействуют, а как бы тают, испаряются, постепенно превращаясь в ничто. На наших глазах происходит – как бы это выразиться? – мультипликация прошлого. А заодно и настоящего. С Новым годом, как говорится, дорогие товарищи!

Андрей Архангельский – журналист и культуролог

Высказанные в рубрике «Право автора» мнения могут не отражать точку зрения редакции

    logohttps://www.znak.com/2021-11-16/kompozitor_iz_peterburga_otkazalas_ot_pobedy_v_konkurse_nacionalnoy_opery_buryatii_posle_skandala

    2021.11.16

    Петербургский композитор и доцент консерватории имени Римского-Корсакова Светлана Нестерова победила в конкурсе на создание национальной оперы к 100-летию образования Бурятии — и отказалась от своей победы. Бурятское театральное сообщество обвинило ее в незнании местной культуры и показе оперы, которую уже представляли зрителям. 

    «Когда я вернулась в Петербург, пошли какие-то круги ада»

    «Со мной произошла очень неприятная история. Я услышала об этом конкурсе год назад и сразу же решила, что буду участвовать. Начала изучать бурятский фольклор, эпос и нашла сюжет [сказки] „Хун-шубуун“ о девушке-лебеде. <…> Когда я на него глаз положила, подумала, что у меня была работа с похожим сюжетом. Она лежит в столе и нигде не использовалась, права никому не передавались», — рассказывает Нестерова в своем видеообращении. 

    По словам композитора, она лишь добавила к своей истории «яркий национальный колорит» и спектакль должен был от этого только выиграть. Как говорит Нестерова, сюжет о небесной жительнице, которая сбрасывает перья и выходит замуж за земного жителя, используется в разных странах. Например, в русском варианте эта сказка называется «Поди туда, не знаю куда». 

    Большинством голосов жюри присудило Нестеровой первое место. Композитор заявила, что не была готова к такой реакции на ее победу: «Я уехала из Улан-Удэ окрыленная счастьем. Когда я вернулась в Петербург, пошли какие-то круги ада».

    Композитор решила отказаться от победы после публикаций, где критиковали ее работу, Бурятский театр оперы и балета, на сцене которого должны были ставить «Сказку о крыльях», и региональное Министерство культуры. Как она говорит, чтобы не подставлять руководство театра и членов жюри: «Только сейчас поняла масштаб своей глупости! Зачем я вообще залезла в эту межнациональную историю? Люди в Улан-Удэ хотели видеть победителем только бурята! Получилось, в чужой монастырь со своим уставом».

    «Подсовывают свой опус дикарям-аборигенам»

    «Итак, высокое жюри решило, что нам, бурятам, к 100-летию государственности нужна… Сказка. Ну вот такой мы, по мнению жюри, сказочный народец, видимо. Веселые человечки», — написала на своей странице театровед Туяна Будаева. Она опубликовала в Facebook несколько постов с критикой результатов конкурса. Будаеву поддержали как в комментариях, так и в отдельных постах.  

    Туяна БудаеваТуяна БудаеваТуяна Будаева / Facebook

    Претензий к петербургскому композитору несколько. Нестерову обвиняют в том, что она использовала свое старое произведение, которое уже исполнялось в 2016 году в Петербурге, в «договорной», по мнению критиков, победе и колониальном взгляде на конкурс. В одной из публикаций Будаева пишет, что Нестерова ничего не знает о бурятах, никогда в Бурятии не была, а следовательно, не понимает местный менталитет и бурятскую мифологию. Театровед также отметила, что в экспертном совете по оценке либретто и в музыкальном жюри не было ни одного специалиста по бурятской музыке, а трое из членов жюри «профессионально родом из Петербурга».

    «Просто берут и в давно написанном сочинении заменяют имена персонажей, и подсовывают свой опус дикарям-аборигенам в надежде, что, извините за сленг, проканает», — высказала свою позицию Будаева. В разговоре с Znak.com она сказала, что конкурс не надо было проводить совсем: «Поверьте, за 80 лет после создания первой оперы по бурятским национальным мотивам композиторы Бурятии уже столько всего сочинили — бери и ставь! Или же надо было руководству театра взять на себя ответственность за выбор сюжета и художников и заказать оперу».

    Несмотря на отказ от победы, Нестерова с выдвинутыми  претензиями не согласилась. Композитор заявила, что ее произведение исполнялось только один раз на некоммерческом концерте без постановки в филармонии Петербурга. Правила конкурса, по словам автора оперы, это не нарушает. По просьбе Znak.com она прокомментировала и гипотезу о нечестной победе: «Если речь о том, что в жюри были питерские, так это вообще ни о чем не говорит, кроме того, что там работают и поднимают музыкальное искусство именно петербургские музыканты. Там половина оркестра питерских сидит. Играют на высочайшем уровне».

    Светлана Нестерова на награжденииСветлана Нестерова на награжденииСайт Бурятского театра оперы и балета

    «Что я кому плохого сделала, так и не поняла»

    После решения Светланы Нестеровой снять свою кандидатуру с конкурса, победу отдали композитору Баиру Дондокову. Изначально его эскиз «Эреэхэн» занял второе место. Премьера оперы должна состояться в декабре 2022 года в Бурятском театре оперы и балета. Как сказано на сайте самого театра, всего на конкурс выделили 13,5 млн рублей: 9,5 млн из федерального бюджета и 4 млн из республиканского. Часть из них пойдет на саму постановку оперы.

    На вопрос о том, почему эта история продолжает быть болезненной даже после отказа Нестеровой от победы, Туяна Будаева ответила так: «У нас, бурят, вопросы национальной идентичности сейчас саднят, как раны… Любое грубое прикосновение очень болезненно».

    По ее мнению, оргкомитет должен был аннулировать результаты конкурса или назначить переголосование. Произошедшее Будаева назвала унижением бурятского народа и национальной государственности. Кроме того, она считает, что бурят и республику намеренно представляют в образе «оголтелых националистов». 

    Мы также обратились за комментарием в региональный минкульт, но не получили ответа на момент выхода публикации.

    Что касается «Сказки о крыльях», работу над ней Нестерова собирается продолжить уже вне конкурса. Произошедшее она назвала «четко спланированной акцией». «Ясно, что я просто стала еще одним поводом для внутренних распрей, в которых участвовать, естественно, не хочу», — пояснила она Znak.com. По словам композитора, о снятии своей кандидатуры она даже немного жалеет: «Юридически я ничего не нарушила. Я не знаю, нарушила ли я морально… Красивый миф о девушке-птице и земном жителе — это же интересно! Что я кому плохого сделала, так и не поняла».

    Дополнение от 17 ноября: уже после выхода материала с корреспондентом Znak.com связалась Туяна Будаева и попросила добавить в текст еще один ее комментарий. «Сама фраза „поднимают искусство“ выдает Нестерову с головой. У нас поднимать нечего, все на уровне. Да, у нас не хватает некоторого количества музыкантов, но это обычная ситуация для нестоличного оркестра. „Половина“ питерских — это шесть человек в оркестре численностью более 50 человек», — пояснила она. Предположение о «спланированной акции» Будаева опровергла.

    NLU

    Зная сказку и этого безвольного, тупого, всем уже опостылевшего батюшку-царя, я бы для такого палец о палец не ударила, а присмотрела бы царя поприличнее.
    03.01.2022 09:23:21, NLU

    1. Указанная тема, увы, не актуальна в принципе. Сказка вообще не о желаниях и к желаниям не имеет никакого отношения.
    Аргументирую. Фраза «Кабы я была царице» на русском языке значит не «Вот бы я была царица…», а, скорее обычное условное выражение. Если…то… Никто из девушек не выражает свои желания, они высказывают только (как было сказано ниже) своё понимание царской власти (в призме женского её начала (роль царицы)). Исходя из этого понимания царь и делает свой выбор, потому что, как было сказано ниже, все три девушки безусловно умели и шить и готовить и рожать детей.
    Как известно из истории, были цари, отдающие предпочтение блестящим нарядам при дворе, другие славились пышными балами и пирами. Салтан же, как достаточно мудрый царь, отдаёт приоритет защите границ государства и продолжению законной царской династии (законной власти).

    Примеры такого понимания Пушкина отражены, ну, скажем в таких строках:

    Властитель слабый и лукавый,
    Плешивый щеголь, враг труда,
    Нечаянно пригретый славой,
    Над нами царствовал тогда.

    2. Вторая очевидная мысль, показанная в сказке, что управление — процесс информационный. Какие бы мудрые указания не издавал царь, вклинившись в информационные потоки передачи информации можно всегда добиться желаемого для себя и противного исходным замыслам законного руководителя. Достаточно перехватывать и искажать в свою угоду информационные потоки, идущие в обе стороны. Здесь стоит добавить, что и обратный перехват управления Гвидону удаётся благодаря тому, что он наблюдает в каком виде поступает информация к царю Салтану, и, обладая этими знаниями, пользуется, в свою очередь, возможностью изменять новую посылку информации через искажающий канал передачи (купцы + комментарии от недоброжелателей).

    3. Князь Гвидон очевидно продолжает материнскую линию управления, потому что править он стал с «позволения царицы». И, после того, как спас царевну Лебедь ценой собственного ужина. Именно на это обращается внимание читателей. То есть, набить пузо для него было тоже гораздо менее важным, чем решение других вопросов.

    4. Давайте посмотрим дальше, как ему удаётся интерес царя Салтана к своему княжеству.
    а) Появление княжества как такового.
    б) Устойчивое финансовое положение в виде устойчивой финансовой системы (под кодовым названием белка)

    Остров на море лежит,
    Град на острове стоит
    С златоглавыми церквами,
    С теремами да садами;
    Ель растет перед дворцом,
    А под ней хрустальный дом;
    Белка там живет ручная,
    Да затейница какая!
    Белка песенки поет,
    Да орешки всё грызет,
    А орешки не простые,
    Всё скорлупки золотые,
    Ядра — чистый изумруд;
    Слуги белку стерегут,
    Служат ей прислугой разной —
    И приставлен дьяк приказный
    Строгий счет орехам весть;
    Отдает ей войско честь;
    Из скорлупок льют монету,
    Да пускают в ход по свету;
    Девки сыплют изумруд
    В кладовые, да под спуд;
    Все в том острове богаты,
    Изоб нет, везде палаты;
    А сидит в нем князь Гвидон;
    Он прислал тебе поклон»

    в) Решение вопроса охраны границ (33 богатыря + опытный полководец).
    г) Опять же, не удавшееся царю решение вопроса законного продолжения рода и царской власти (женитьба на царевне).

    После решения всех этих вопросов царь Салтан не смог удержаться и не посмотреть на такое совершенное (по его критериям) княжество самостоятельно. Таким образом, удалось выпрямить канал информации и передать всю информацию напрямую, в т.ч. и про родство и остальные события. Через корабельщиков, разумеется, этого сделать было невозможно.

    5. Про оппозиционный блок других концепций управления (которые были признаны царём менее важными) стоит сказать отдельно. Да, отвечающие за балы, пиры, распространение мод и нарядов могли всегда вмешиваться в управление, распространять слухи и сплетни, явную ложь и клевету. Именно этим, как я понимаю сказку, и занимаются двор и те, кто при нём находятся. Именно таких дворцовых «интриганов», возможно, и олицетворяет преступная группировка в сказке. Сказка показывает, что при больших талантах можно победить и её.


    03.01.2022 01:12:26, Тайный Сигнал Барабанщика

    Всегда считала, что царь выбрал самую красивую из них, а что они там говорили дело десятое)
    Сейчас думаю, что царь выбрал умную, ну или ту, которая хотя бы запарилась и изучила потребности целевой аудитории. Царь в годах, наследника нет, перспективы печальные, кандидаток ищет, подглядывая/подслушивая под окнами (уж, не знаю, что там не так с царём, но очередь не стоит явно).

    02.01.2022 21:54:20, в розовых очках

    хухра-мухра

    Ну я точно никогда не хотела ни рукрдельничать, ни готовить… А вот детей всегда хотела, четырёх)))
    02.01.2022 20:21:15, хухра-мухра

    Царей только маловато в этом мире….))
    02.01.2022 20:30:41, Mops

    Если б я сидела с этими девицами я б точно была третьей. Потому что важно в женщине не ткать или готовить а родить сына наследника царю. И особенно в то время. Собственно когда то я так загадала не с тремя девицами сидя. А идя под руку с мужем когда он еще таковым не являлся. Мол рожу ему детей. Ну а что искренее желание. И сбылось
    02.01.2022 18:45:13, Верная жена

    УникаЛьнаЯ

    Надо же. В юности категорически не могла понять, во-первых, кто может добровольно хотеть рожать, во-вторых, хотеть рожать «ему». То есть я знаю, что очень многие именно такими словами хотят, но как — выше моего понимания. Впрочем, как это — рожать кому-то, я и сейчас не представляю.
    03.01.2022 00:57:27, УникаЛьнаЯ

    Себе в 20 лет я точно рожать не хотела. Себе лет в 30. И уж точно не детей. А только одного ребенка.
    03.01.2022 10:44:45, Верная жена

    Perry

    А почему ЕМУ, а не от него, например?
    02.01.2022 22:17:55, Perry

    И пусть помнит об этом и ценит ! Правда? ;))
    02.01.2022 22:27:24, Mops

    ландыш

    согласна.

    02.01.2022 19:13:43, ландыш

    Ну так ведь те, кто ткут и готовят — тоже наследника родить могут. Дело не самое хитрое.

    А вот уметь наткать или наготовить на весь мир — в среднем по больнице сложнее. ))


    02.01.2022 18:54:30, Mops

    УникаЛьнаЯ

    Вот +1000
    рожать-то может каждая первая. Ну хорошо, 9 из 10. А вот что-то полезное делать умеет, да еще желание имеет все это делать — далеко не каждая :)))

    03.01.2022 00:58:36, УникаЛьнаЯ

    Не каждая. Многие мои подруги сделали по 3 эко. И не у каждой оно закончилось ребенком. Ох далеко не каждая может родить. А мне еще в 15 лет сказали что у меня никогда не будет детей. И я сделала все чтоб опровергнуть слова врачей. А вот допустим шить и готовить все умеют. Я не имею в виду как то мастерски. Но обычно все умеют. У всех в школе были труды. Да и любая молодая девушка по крайней мере приносит пользу в своей семье. Готовит убирает и прочее. А уж если еще и работает. То тем более приносит. Я с 17 лет работала. Приносила пользу обществу. Но родить ребенка это может и не польза обществу перенаселенной планеты. Это эгоистичное желание двоих людей. Но для меня оно важнее всей этой фигни — приготовить пир наткать полотна.
    03.01.2022 10:54:44, Верная жена

    А зачем сложнее?) Нафиг мужу затр*хавшаяся вторая половина, особенно если речь о царе и он в это время не планирует колоть дрова или ковать подковы? Ему же скучно будет её ждать)
    02.01.2022 22:05:45, в розовых очках

    Думаю третья тоже умела и ткать и готовить и крестиком вышивать. Просто она не видела в этом важности. И я вот тоже не вижу. А в родить наследника да еще и богатыря да вижу
    02.01.2022 18:56:59, Верная жена

    ландыш

    у меня по теме только картинка есть

    Сказка о мойдодыре текст

    w=700

    02.01.2022 18:43:02, ландыш

    :))
    А у нас в семье любимая присловка: родила царица в ночь не то. Это когда в винте прикуп открываешь, а там фигня :)

    02.01.2022 20:29:29, Гордая птица

    ландыш

    ))))

    03.01.2022 07:49:46, ландыш

    Ящер

    Класс картинка ))
    02.01.2022 19:19:52, Ящер

    Вот еще интересный вопрос в связи с этой сказкой. Ее дошкольникам читают. И как? Задают вопросы?
    Про меня знаю, что я наизусть рассказывала.
    И царевна понесла. За темные леса, за высокие горы… Нет, это из другой сказки. Куда она понесла? Взрослые смеются. Удивительно, и в песнях бегут неуклюжи, и в сказках непонятно кто чего несет. И спрашивать без толку, только смеются.

    02.01.2022 18:36:43, Птица Сыйсу

    Роль второго плана

    Моя младшая школьница спрашивала, почему царь, после того, как пришёл с войны, не поинтересовался, где царица молодая и где ребёнок. Он же письмо написал, чтобы его дождались. Он же должен был это помнить? А он как малохольный.
    02.01.2022 19:56:06, Роль второго плана

    В бочке в море. И что, ее ловить.
    Вот он и сидит годами, на престоле и в венце, с грустной думой на лице; сделанного не воротишь.

    02.01.2022 23:01:48, Елна

    Роль второго плана

    А как же следствие и пытки с целью выяснить, кто написал подложное письмо и отправил на гибель царицу и приплод?
    02.01.2022 23:27:30, Роль второго плана

    сказка не резиновая)
    02.01.2022 23:31:22, Елна

    Кстати, да !
    Но в сказках вообще часто мужские персонажи то дураки, то подкаблучники, то лентяи….

    02.01.2022 20:34:28, Mops

    Musenka

    Иногда задают вопросы, иногда я сама поясняю, что означает то или иное слово.

    02.01.2022 19:25:29, Musenka

    Вот Squidward Tentacles внизу написала (как профессионал):

    «три девушки гипотетически понимают социальную роль царицы — две с точки зрения ремесел своих, а одна как положено понимает: воспроизводство монархической династии, причем с приносом новой крови еще и богатырями воспроизводство.»

    Как положено.

    Вот мне интересно, какая с литураведческой/филологической т.з. официальная мораль у этой сказки ? Есть она ?

    Т.е. с моей обывательской колокольни — что должна понять в моральном плане молодая девушка из этой сказки ? )))


    02.01.2022 16:50:43, Mops

    На ком бы женился царь, если бы 4ая девица пообещала бы ему белку с чистым изумрудом и прочие дива? :)
    02.01.2022 17:49:02, Катятян

    Squidward Tentacles

    Молодая девушка из сказки понять ничего не должна, и ей по законам сказки и не надо: она лишь двигатель сюжета, причём безвольный. С детьми да, с ними можно обсудить морали и все такое, мы, взрослые,.уже можем и повыше материи обсуждать касательно сказок вообще и Пушкина в частности
    02.01.2022 17:22:37, Squidward Tentacles

    «Молодая девушка» я имела в виду — современные подростки, ну или молодёжь времен Пушкина. ))
    02.01.2022 18:46:44, Mops

    Squidward Tentacles

    Я думаю, молодежь времен Пушкина и тем более современные подростки прекрасно понимают, что это в первую очередь сказка. То есть развлечение. В фольклорных сказках назиданий нет вообще, кстати, это чисто пушкинское, «добрым молодцам урок». А в общем-то мораль одна — добро побеждает зло, терпение и труд все перетрут, что там еще на повестке дня у пословиц? Но мы же тут не в 3м классе общеобразовательной школы. А для нас больших — это язык, это образы, это подтексты смотреть разные и пр.
    п.с. Современники Пушкина сказку как раз не оценили в общем. Сказали (точно не помню), что это шаг назад, как поэта, пусть бы Жуковский писал, у него лучше выходит

    02.01.2022 19:40:40, Squidward Tentacles

    А лебедь? Это же тоже молодая девушка? Обслуживать мужа вот функция девушки. Василиса премудрая у ивана дурака, как-то так?
    02.01.2022 17:47:05, Катятян

    Роль второго плана

    Мать Гвидона вполне может быть и ровесницей царевна-лебедь)))) мы ж помним, что он не по дням, а по часам рос? И в три дня стал взрослым.
    02.01.2022 19:58:23, Роль второго плана

    Я про вопрос выводов для молодых слушательниц:) я как-то в детстве больше лебедью интересовалась : она мододая, а мама гвидона уже старая. И роль обслуживания гвидона мне не нравилась.
    02.01.2022 17:59:57, Катятян

    Squidward Tentacles

    Так «дурак» в сказке не значит «самый тупой из всех», а с Премудрой ему привалило вдруг. На минуточку, Гвидон же спас Лебедь, а она его отблагодарила. И городом Буяном он сам правил, без ее помощи. Он ему только волшебно помогала
    02.01.2022 20:01:56, Squidward Tentacles

    Squidward Tentacles

    Лебедь- квинтессенция разных сказочных образов, и не только русского фольклора. В Салтане вообще и не один сюжет, там наложены разные сказочные сюжеты друг на друга. Лебедь — это сюжет о «вещей деве», но образ её в целом и в общем авторский, пушкинский

    02.01.2022 17:53:23, Squidward Tentacles

    Ой, выше Вам ответила
    02.01.2022 18:01:01, Катятян

    Зимняя (р.пианистка)

    Первые две высказались серьёзно, девиц готовили прясть и кулинарить, они любому мужу стали бы вести хозяйство. Третья девица.. ей не оставалось ничего, кроме как импровизировать, что ещё в браке происходит — ага, роды. Очевидно, что рожать стала бы любая жена. А младшая девица решила отличиться. Этот комплекс отличницы царю и понравился. Ну очевидно, что она не знает, кто у нее будет — сын или дочь, и насколько крепкий сын получится и сколько он протянет в нашем мире. Однако она верит в свое предназначение, мол ребенок будет необычный. А как проверить?? Первую можно заставить готовить без венца, вторую — прясть, а третья родит законное дитя только в царственном браке . Фактически, царь получил всех трёх жён — первые две ведут хозяйство, третья рожает, просто первые две не смекнули, что их возьмут «так», а не жёнами, а какбы заодно и готовьте пожалуйста на здоровье на весь дворец.
    02.01.2022 16:15:01, Зимняя (р.пианистка)

    Роль второго плана

    Извините, может, я не совсем по теме. Меня всегда удивляло, что ткачиха, повариха и бобариха против государевой жены пакостят. Ну вот зачем?
    Я понимаю, ткачиха и повариха замуж за царя хотели. Но ведь за него замуж вышла не чужая деффка, а их сестра! С этого же можно было словить какие-то бонусы — за боярина богатого выйти или просто при дворе тусоваться?
    И бабариха тоже [цензура] какая-то. Дочка с внуком же. Ну вот зачем так им пакостить.

    02.01.2022 16:07:39, Роль второго плана

    PigletSPb

    Не очень поняла про родственные связи между Сватьей бабой Бабарихой и женой царя. Где в сказке указано на них. Сватья баба мною всегда воспринималась как просто сваха.
    02.01.2022 18:00:22, PigletSPb

    Реклама

    Роль второго плана

    Как это где указано? Тёток своих он в глаз кусал, а бабку пожалел и в нос цапнул. «А царевич хоть и злится, но жалеет он очей старой бабушки своей».
    02.01.2022 19:51:41, Роль второго плана

    PigletSPb

    Да, да. Забыла я эту строчку. :)

    02.01.2022 19:57:23, PigletSPb

    Musenka

    Сваха и сватья — разные вещи. Сватья — это мать одного из супругов для матери другого супруга.

    02.01.2022 18:24:16, Musenka

    PigletSPb

    Ну, так сватьей-то ее не мама сестёр называла. Вот поэтому и запутка. :):):):):)

    02.01.2022 18:27:25, PigletSPb

    Musenka

    Ну, в общем, сватья — это родственница женского пола по супругу. Для родных царя мать его невесты — это сватья.

    02.01.2022 19:27:26, Musenka

    Зачем царю сваха? Он сам справился
    02.01.2022 18:11:08, Катятян

    PigletSPb

    В моем понимании, это типо штатной должности при дворе. Но это всего лишь мои предположения. :):):):) Каждый раз вспоминалось описание свази на свадьбе Петра Первого у Алексея Толстого.

    02.01.2022 18:21:13, PigletSPb

    Ящер

    Какая-то она родственница явно, чья-то мама или мачеха. «Но жалеет он очей старой бабушки своей»

    02.01.2022 18:04:22, Ящер

    PigletSPb

    Да, точно. Забыла эту строчку.

    02.01.2022 18:19:27, PigletSPb

    Squidward Tentacles

    По самой распространенной версии Бабариха — мачеха царицы. И дальше по фольклорным традициям
    02.01.2022 16:30:43, Squidward Tentacles

    Роль второго плана

    Нет, бабариха — мать царицы, бабушка Гвидона.
    «Чуду царь Салтан дивится —
    А царевич хоть и злится,
    Но жалеет он очей
    Старой бабушки своей»

    02.01.2022 19:49:04, Роль второго плана

    Squidward Tentacles

    …Но жалеет он очей

    Старой «бабушки» своей.

    В кавычках там была бабушка. Потому я написала, что это версия. Два раза написала. Копья ломает не одно поколение литературоведов на этой «бабушке»


    02.01.2022 19:54:50, Squidward Tentacles

    Сходила, посмотрела ( у меня издание 36 года — кавычек нет. И тетка без кавычек.

    02.01.2022 20:32:57, oks024240

    Роль второго плана

    Сейчас открою советский мой трёхтомник, поищу кавычки у бабушки) помнится, что в детском издании без кавычек.
    02.01.2022 20:00:38, Роль второго плана

    Squidward Tentacles

    В детском очень может быть без кавычек. И в поздних тоже может без кавычек.

    02.01.2022 20:02:44, Squidward Tentacles

    еще версия… Сватья — это мать либо жены либо мужа. Но, может, это — экс-теща Салтана. Может он был вдовцом. Женился в юности, детей не было — поэтому так резко и запал на ту, что супермена ему обещала родить. Попал под влияние тещи смолоду — так бывает :) Отсюда и злоба к царице и отсюда же ее сестры опасаются иттить замуж за Салтана — они поняли ее чорное страшное нутро.

    02.01.2022 22:44:35, AleXXX

    Такой вариант объясняет, почему старшие сестрицы не пытались выйти за царя после того, как кинули в море младшую. Поняли, что лучше остаться подружками Бабарихе.

    02.01.2022 16:50:02, Птица Сыйсу

    Squidward Tentacles

    А вариант мачехи царицы лучше объясняет, почему он всех сестёр вместе с матерью забрал во дворец и почему они изначально объединились в фальсификации :)

    02.01.2022 16:57:19, Squidward Tentacles

    И зачем царю мачеха жены во дворце?

    02.01.2022 17:09:33, Птица Сыйсу

    Squidward Tentacles

    Этот вопрос меня тоже интересовал, пока в каком-то исследовании биографическом не прочла, что сам Пушкин во время написания сказки как раз и вошёл в такую семью: тёщи и трех её дочерей, женившись на младшей — Наталье Гончаровой

    02.01.2022 17:16:16, Squidward Tentacles

    Так у Натальи Гончаровой мачехи вроде не было, откуда тогда такая теория?

    02.01.2022 17:26:34, oks024240

    Squidward Tentacles

    Мачеха у дочери — хороший символический образ, сквозной в фольклоре при этом. Та же Золушка, Белоснежка, Морозко наш
    02.01.2022 17:33:30, Squidward Tentacles

    Реклама

    Не спорю. Но причём здесь семья Гончаровой?

    02.01.2022 17:35:07, oks024240

    Squidward Tentacles

    При том,.что литературные сказки неизбежно подвержены опыту и особенностям того, кто их творит, даже в случае таких тонко чувствующих фольклорные законы писателей , как Пушкин.
    02.01.2022 17:40:51, Squidward Tentacles

    Так мама Натальи свою дочь не любила и ( не знаю какой термин употребить) — «обижала»?

    02.01.2022 17:48:28, oks024240

    Musenka

    Но он же не всех их к себе перевез?

    02.01.2022 17:25:03, Musenka

    Musenka

    Я не про сказку, я о Пушкине.

    02.01.2022 17:47:08, Musenka

    Т.е. царица — старшенькая?

    02.01.2022 16:41:34, oks024240

    Squidward Tentacles

    Необязательно. Вдовец с малой дочерью мог жениться на вдовице с великовозрастными дочерьми. Подчеркну ещё раз: это версия про мачеху

    02.01.2022 16:43:03, Squidward Tentacles

    Реклама

    Зимняя (р.пианистка)

    Мне кажется, что фактически там речь идёт про многоженство, как оно и было на Руси до князя Владимира. Так как они были согласны ещё в своей избе, то вероятно царь не обделял их личным вниманием. Роди одна из них ребенка царю — и стала бы царицей.
    02.01.2022 16:18:08, Зимняя (р.пианистка)

    Роль второго плана

    Не-не, там уже дело после прихода христианства на Русь — маковки церквей и святых монастырей упоминает Пушкин.
    02.01.2022 16:19:54, Роль второго плана

    Зимняя (р.пианистка)

    Ну может. Но очевидно, что царь для продолжения рода потом взял бы другую жену.
    02.01.2022 16:22:44, Зимняя (р.пианистка)

    Сорву я веточку, Сорву я витую,
    Спою про Манечку Я, про убитую.
    Две сестренки шли, Нюра с Манею,
    Любили мальчика, Да звали Ванею.

    Какой хорошенький Был мальчик Ванечка,
    Любил он младшую Сестренку Манечку.
    Нюра видела, На Маню злилася,
    Отомстить ее Она решилася.


    02.01.2022 16:13:18, Etagerka

    Роль второго плана

    Это из-за ревности ведь.
    А здесь расчёт.
    Не удался один расчёт, пробуй другой! Этих бояр, как грязи, дофига.

    02.01.2022 16:15:07, Роль второго плана

    Ребенком я была скептиком в отношении гаданий, загадываний желаний на новый год. Потому при всяком случае гадала и загадывала. И в какой-то момент обнаружила, что это все НЕ случается. Что загадала и что пожелала. То есть не 50 на 50, а именно НЕ случается. Ага, проверим, стала желать наоборот — загадаю, чего мне не хочется. И это не сработало. Оно определяет, когда я загадываю искренне, а когда с фигой в кармане. И не выполняет.
    Читала Макса Фрая про то, что в нашем мире много вершителей, все стало ясно — я не вершитель, никак не сбывается, ни рано, ни поздно, ни иначе. На всякий случай перестала загадывать с фигой в кармане, вдруг оно ошибется, и выполнит то, что мне не хочется. Загадываю просто так — на погоду (мне все равно, холодно ли, жарко). Не сбывается.
    Однажды гуляла я. Рядом с дорогой здоровый такой баннер, но перед ним дерево, лето, от всего баннера видно маленький кусочек — «мать твою». При ближайшем рассмотрении оказалась, что это кусок заповеди. Однако! Смотрю следующий баннер, что на нем видно — «и вообще ничего не желай». Ну и ладно, так и живу, ничего не желаю.

    02.01.2022 16:02:45, Птица Сыйсу

    надо было с рыбки начинать. Эта сказка с кучей слоев и подтекстов. Пушкин был великий конспиратор:)

    02.01.2022 15:29:10, Шрайбикус

    Squidward Tentacles

    В Салтане тоже слои и подтексты, и коллективное бессознательное, и архетипы, и автобиографическое, и очень много чего ещё.
    02.01.2022 16:34:49, Squidward Tentacles

    Про кучу слоев и подтекстов — да.

    Но обывательское резюме в большинстве случаев: привалило тебе богатство, имей совесть, не зарывайся, а то все потеряешь.
    И надежда на волшебные палочки, золотые рыбки и лягушки — чтоб только попросить, и всё исполнилось.

    За это сказки и недолюбливаю….;)


    02.01.2022 15:38:23, Mops

    Резюме — невозможно остановиться вовремя.

    02.01.2022 15:46:37, Птица Сыйсу

    Реклама

    Надёна77

    А я и желаниях царя: он хотел про себе иметь плодовитую молодую здоровую женщину, А не умеющую готовить/прясть. Для этого люди есть.
    И сейчас в царицы берут кого? Здоровых рожалок. Их заслуги как пловчих, актрис и умняшек второстепенны

    02.01.2022 15:24:48, Надёна77

    Ну почему только здоровых рожалок ? У цариц, как я посмотрю, куча серьезных общественных обязанностей.

    ( недаром Меган сбежала;)) )


    02.01.2022 15:28:13, Mops

    Надёна77

    … и до сих пор проверяют «рожательную функцию» перед браком. Она основная. А остальное для вида и благотворительности…
    02.01.2022 15:32:39, Надёна77

    а как ее проверяют?
    02.01.2022 15:35:52, Шерлок

    Надёна77

    И Диану проверял гинеколог, и Кейт… почитайте о правилах в монаршьей семье.
    02.01.2022 15:38:27, Надёна77

    а где такое написано? где можно почитать?
    02.01.2022 15:44:58, Шерлок

    В сериале «Екатерина» с Марией Александровой в главное роли всё прекрасно показано. Вообще фильм очень показательный и поучительный. Одна фраза «Глупа — перечишь» чего стоит.
    02.01.2022 15:55:29, бим-бом

    мне б про современные правила бкс. а вы мне сериал какой-то сватаете
    02.01.2022 16:02:32, Шерлок

    Не какой-то, а исторический. Корни современных правил откуда? Ну хозяин — барин, разумеется.
    02.01.2022 16:12:13, бим-бом

    меня не корни интересуют. про корни я не из сериалов знаю
    02.01.2022 16:18:37, Шерлок

    Да сказки Пушкина о жадности и зависти и высоком предначертании в виде расплаты за корыстные намерения.
    02.01.2022 15:15:41, бим-бом

    Ещё неизвестно,чьи намерения были корыстные) Две сестрицы простодушно высказали свои приземлённые от незнания царской жизни мечты, а хитрая младшая сестра была в курсе, что царь иногда общественным транспортом передвигается и под окнами подслушивает, ну и на удачу выступила, попала в цель)
    02.01.2022 15:40:29, Etagerka

    Там всем прилетело, никого не забыли)
    02.01.2022 15:56:43, бим-бом

    О, тоже вариант ! ))
    02.01.2022 15:44:12, Mops

    Показано 103 комментария из 205

  • Сказка о молодильной яблоне и живой воде читать
  • Сказка о молодильных яблоках и живой воде главная мысль для читательского дневника
  • Сказка о молодильных яблоках и живой воде в обработке а н толстого
  • Сказка о мишке форте
  • Сказка о мече кладенце